Драгоценные камни в библии что они означают. Священные камни в библии

12 библейских камней

Первые украшения, которые донеслись до нас на страницах литературных произведений — это библейские камни. Они упоминаются в Библии как Ветхого, так и Нового Завета. Самый древний оригинал священного писания можно отнести к 1500 году до новой эры. Именно там рассказывается о том, что Первосвященник, который был последователем Иеговы и приносил богослужение, имел в своем обиходе наперстник, представляющий собой суму из полотна. Сума была обрамлена драгоценными камнями. Их количество было двенадцать. Именно эти камни-самоцветы и называют библейскими камнями. Они представляли собой самую различную форму и окрас, и были исполнены в золотых оправах.

В Библии (Исход, глава 28) говорится:
28. 17. И вставь в него оправленные камни в четыре ряда. Рядом: рубин, топаз, изумруд, — это первый ряд.
28. 18. Второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз.
28. 19. Третий ряд: яхонт, агат и аметист.
28. 20. Четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис. В золотых гнездах должны быть вставлены они.
28. 21. Сих камней должно быть двенадцать, по числу сынов Израилевых, по именам их; на каждом, как на печати, должно быть вырезано по одному имени из числа двенадцати колен.

Наперстник имел различные названия и упоминался как наперстие, нагрудник или хошен — на иврите. Он крепился к фартуку священника, носящем название ефод, при помощи золотых цепочек и шнуров голубого цвета. Порой в писаниях наперстником называли сумку, которую словно пектораль, надевали на шею. Наперстник на лицевой стороне украшали 12 камней, которые символизировали 12 колен Израилевых и крепились в определенном порядке: по три камня в четыре ряда.

1-й ряд - рубин, топаз и изумруд;
2-й ряд - карбункул, сапфир и алмаз;
3-й ряд - яхонт, агат и аметист;
4-й ряд - хризолит, оникс и яспис.

Cума была сделана из цветной шерсти с золотой нитью. Наперстник был предназначен для ношения урима (свет) и тумима (совершенство), которые представляли собой символы, при помощи которых иерарх советовался со Всевышним по вопросам жизни народа израильского. Они представляли собой инструменты предсказания, своего рода ответ на вопрос «да» или «нет».

Библия гласит, что Бог, поведавший народу законы и заповеди, настоятельно повелел Моисею сделать у горы Синай скинию, которая представляла собой специальное место для совершения обрядов и таинств. Здесь были ковчег завета, жертвенник для воскурений, стол для хлебоприношения, светильник - семисвечник. Именно тогда было велено сделать одежды для первосвященника Аарона, в состав которых и входила знаменитая сума.

Существует мнение, что самоцветы символизировали духовное единство народа Израиля. В своем труде «Иудейские древности» Иосиф Флавий рассказывает два примечательных замечания о камнях. В святилище при присутствии Бога сардоникс «начинал особенно сильно сверкать таким ярким светом, какой ему обыкновенно не свойственен, а 12 камней на груди блеском и сиянием возвещали грядущую победу, когда израильтяне собирались на войну». И второе отражение своих мыслей, касаемо одежды первосвященника, заключается в том, что сардониксы, которые украшали застежки, сравнимы с Солнцем и Луной, а камни на нем с 12 месяцами года или как описано в книге «группами звезд, которые греки называют Зодиаком».

Значение самоцветов, окаймлявших нагрудник, было очень велико. В одном из писаний описывался порядок следования евреев в пустыне во время исхода из Египта. Вереница «до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей» располагалась строго родами «при знамени своем и при знаках семейств» во главе с патриархом, каждый из которых имел свой особый стяг, цвет которого строго соответствовал оттенку камня на нагруднике, носившем его имя.

История нагрудника после распада империи Рима в данный момент не известна. Есть лишь догадки о том, что нагрудник был перемещен на Восток после взятия и разграбления Иерусалима в 7 веке магометанами. Так же не исключено, что в данный момент она хранится в сокровищнице потомков воинственных персов.
В священных письменах указываются древние названия камней. Давайте рассмотрим их современную терминологию:

Вирилл — берилл зеленовато-жёлтого оттенка.
- Иакинф - гиацинт (циркон, его драгоценная разновидность).
- Карбупкул - красный гранат (пироп или альмандин).
- Сардоникс — оникс тёмно-красный или другими словами халцедоновый.
- Халкидон - халцедон.
- Яспис - яшма красного оттенка (есть разные версии, которые глаголят о том, что яшма могла быть и зеленая).
- Яхонт — рубин (красный корунд).

Но вышеприведенным названиям нельзя придавать конечного результата, поскольку в древности основными различиями были цвет и твердость, и часто под одним названием таились минералы разных видов, в тоже время к разным названиям приписывали камни одного минерала.

Первые украшения, которые донеслись до нас на страницах литературных произведений - это библейские камни. Они упоминаются в Библии как Ветхого, так и Нового Завета. Самый древний оригинал священного писания можно отнести к 1500 году до новой эры. Именно там рассказывается о том, что Первосвященник, который был последователем Иеговы и приносил богослужение, имел в своем обиходе наперстник, представляющий собой суму из полотна. Сума была обрамлена драгоценными камнями. Их количество было двенадцать. Именно эти камни-самоцветы и называют библейскими камнями. Они представляли собой самую различную форму и окрас, и были исполнены в золотых оправах.


В Библии (Исход, глава 28) говорится:
28. 17. И вставь в него оправленные камни в четыре ряда. Рядом: рубин, топаз, изумруд, - это первый ряд.
28. 18. Второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз.
28. 19. Третий ряд: яхонт, агат и аметист.
28. 20. Четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис. В золотых гнездах должны быть вставлены они.
28. 21. Сих камней должно быть двенадцать, по числу сынов Израилевых, по именам их; на каждом, как на печати, должно быть вырезано по одному имени из числа двенадцати колен.

Наперстник имел различные названия и упоминался как наперстие, нагрудник или хошен - на иврите. Он крепился к фартуку священника, носящем название ефод, при помощи золотых цепочек и шнуров голубого цвета. Порой в писаниях наперстником называли сумку, которую словно пектораль, надевали на шею. Наперстник на лицевой стороне украшали 12 камней, которые символизировали 12 колен Израилевых и крепились в определенном порядке: по три камня в четыре ряда.


1-й ряд - рубин, топаз и изумруд;
2-й ряд - карбункул, сапфир и алмаз;
3-й ряд - яхонт, агат и аметист;
4-й ряд - хризолит, оникс и яспис.

Cума была сделана из цветной шерсти с золотой нитью. Наперстник был предназначен для ношения урима (свет) и тумима (совершенство), которые представляли собой символы, при помощи которых иерарх советовался со Всевышним по вопросам жизни народа израильского. Они представляли собой инструменты предсказания, своего рода ответ на вопрос «да» или «нет».

Библия гласит, что Бог, поведавший народу законы и заповеди, настоятельно повелел Моисею сделать у горы Синай скинию, которая представляла собой специальное место для совершения обрядов и таинств. Здесь были ковчег завета, жертвенник для воскурений, стол для хлебоприношения, светильник - семисвечник. Именно тогда было велено сделать одежды для первосвященника Аарона, в состав которых и входила знаменитая сума.

Существует мнение, что самоцветы символизировали духовное единство народа Израиля. В своем труде «Иудейские древности» Иосиф Флавий рассказывает два примечательных замечания о камнях. В святилище при присутствии Бога сардоникс «начинал особенно сильно сверкать таким ярким светом, какой ему обыкновенно не свойственен, а 12 камней на груди блеском и сиянием возвещали грядущую победу, когда израильтяне собирались на войну». И второе отражение своих мыслей, касаемо одежды первосвященника, заключается в том, что сардониксы, которые украшали застежки, сравнимы с Солнцем и Луной, а камни на нем с 12 месяцами года или как описано в книге «группами звезд, которые греки называют Зодиаком».


Значение самоцветов, окаймлявших нагрудник, было очень велико. В одном из писаний описывался порядок следования евреев в пустыне во время исхода из Египта. Вереница «до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей» располагалась строго родами «при знамени своем и при знаках семейств» во главе с патриархом, каждый из которых имел свой особый стяг, цвет которого строго соответствовал оттенку камня на нагруднике, носившем его имя.

История нагрудника после распада империи Рима в данный момент не известна. Есть лишь догадки о том, что нагрудник был перемещен на Восток после взятия и разграбления Иерусалима в 7 веке магометанами. Так же не исключено, что в данный момент она хранится в сокровищнице потомков воинственных персов.
В священных письменах указываются древние названия камней. Давайте рассмотрим их современную терминологию:

Вирилл - берилл зеленовато-жёлтого оттенка.
- Иакинф - гиацинт (циркон, его драгоценная разновидность).
- Карбупкул - красный гранат (пироп или альмандин).
- Сардоникс - оникс тёмно-красный или другими словами халцедоновый.
- Халкидон - халцедон.
- Яспис - яшма красного оттенка (есть разные версии, которые глаголят о том, что яшма могла быть и зеленая).
- Яхонт - рубин (красный корунд).

Но вышеприведенным названиям нельзя придавать конечного результата, поскольку в древности основными различиями были цвет и твердость, и часто под одним названием таились минералы разных видов, в тоже время к разным названиям приписывали камни одного минерала.

Первый камень наперстника.


спец предложения для вас

Одем. В переводе с древнееврейского, его название рассказывает о том, что камень имел красный оттенок. В таких писаниях как греческая Септуагинта и латинская Вульгата, в трактатах Иосифа Флавия и Епифания Кипрского первым камнем наперстника был обозначен сердолик. Позже, в уже переписанных изданиях Библии, указали на то, что первым камнем был рубин. Однако вряд ли это могло быть, поскольку история гласит, что рубин на территориях жития древних евреев появился значительно позже от времени их Исхода из Египта. А вот сердолик как раз имел широкое распространение и использование в Древнем Египте и Месопотамии. Там камень считали магическим и ему приписывали свойства оберега. Интересен тот факт, что самоцвет имел схожие свойства особого символа как на просторах Египта, так и в цивилизации Междуречья. Египтяне чтили сердолик как камень богини Исиды, который представлял воплощение женственности и плодородия. А у шумеров самоцвет считался камнем богини Иштар и служил проводником женской энергии и начала начал. Так же и у древней еврейской цивилизации камень «одем» имеет статус женского камня. На нем было выгравировано имя Рувим.

Второй камень наперстника.


Питда. Знающие толкователи Танаха переводят «питда» от санскритского «пита», что означает огонь, пламя, желтый. Практически во всех переводах Библии этот камень называется топаз. Сейчас сложно сказать, был ли тот камень действительно топазом. Не исключен тот факт, что самоцвет имел другой оттенок и что слово «питда» вообще имеет данный перевод. К примеру, в писаниях историка Древней Греции Страбона и ученого-энциклопедиста Древнего Рима Плиния Старшего под названием «топаз» теплится минерал зеленого оттенка. И что интересно, что в начале 20 века на одном из островов Красного моря были найдены древние горные выработки, где были найдены прозрачные минералы желтовато-зеленого цвета, которые в современной науке относятся к хризолитам.


Этот остров соотнесли с тем, о котором в своих трудах рассказали Страбон и Плиний, согласно его природной структуре, особенностям и цвету найденных там залежей камней-самоцветов. Поэтому, что касается второго камня наперстника, то тут существует вариативность в его определении и отнесении к тому или иному виду. На камне том было начертано имя сына Иакова - Симеон.

Третий камень наперстника.


Барекет. Как полагают лингвисты, корни этого слова уходят к санскритскому слову «маракат», что означает «зеленый». Согласно Септуагинте и Вульгате камень имеет так же название «смарагд» и сегодня оно трактуется как древнее наименование изумруда. Название «изумруд» мы встречаем как раз в синоидальном переводе Библии. Месторождение самоцвета, которое расположено в Египте, носит название Копи Клеопатры и представляет собой одно из известных древнейших разработок драгоценных камней. Но по всей вероятности, во времена создания наперстника в название «смарагд» входили многие камни зеленого цвета.


По мнению ученых, третьим камнем в наперстнике был зеленый полевой шпагат, который сегодня носит название амазонит. Он часто встречается при раскопках Древнего Египта во многих украшениях и культовых обрядах. На нем было вырезано имя Левий.

Четвертый камень наперстника.


Нуофек. Это древнееврейское название, которое переводится Септуагинтой как «антракс», а Вульгатой - «карбункул». Это название отражает интересность окраски минерала и переводится с греческого и латыни как «уголек». В известном труде древнегреческого ученого Теофраста «О камнях» четко заявлено то, что в 4-3 веках до нашей эры это название относилось к гранату. Его использовали при вырезке печатей, «цвет его красный, а выставленный на солнце, он подобен по цвету горящему углю».


В тоже время происхождение древнееврейского названия не очень ясно и несет за собой шлейф и других версий перевода. Так, в некоторых источниках в четвертое гнездо наперстника вставлена бирюза. Оттенок этого камня небесно-голубой. Его месторождение на Синайском полуострове известно с древних пор. А сам камень широко использовался при изготовлении украшений Древнего Египта и Месопотамии. Интересно, что в те времена бирюза обязательно должна была присутствовать в украшениях первосвященника и поэтому есть большая вероятность нахождения этого минерала в четвертом гнезде наперстника. Стоит отметить, что в раввинском комментарии к Торе отмечен тот факт, что оттенок минерала должен быть такой же, как и цвет знамени колена, имя которого на нем отражено. На четвертом камне наперстника выгравировано имя Иуды и полагают, что цвет его именно небесно-голубой.

Пятый камень наперстника.


Шаппир. В переводе с древнееврейского - «сапфир». Теофраст в своих трудах приводит точное описание этого минерала, указывая на его тонкую индивидуальность - наличие «золотых точек». Ученые античной эпохи своим описанием саприфа однозначно идентифицировали его как ляпис-глазурь. Лазурит отличается своей непрозрачностью и наполненностью темно-синего цвета, а его лучшие сорта отмечены мелкой вкрапленностью кристаллов пирита, наполненной ярко-желтым светом. Этот камень так же часто упоминается в различных древних трактатах. В одной только Библии его отражение превосходит другие камни и упоминается 13 раз. Согласно Епифанию Капрскому, на камне было выгравировано имя пятого по времени сына Иакова - Дана. Другие же источники гласят, что на нем было вырезано имя пятого сына Иакова, девятого по порядку рождения - Иссахара.

спец предложения для вас

Шестой камень наперстника.


Яхалом. Обычно перевод этого имени выводят из таких глаголов как «ударять» или «разрушать». И это неслучайно. В редких переводах, например, в синоидальном, камень назван алмазом. Именно он не был известен древним евреям и, соответственно, не мог украшать священные одежды первосвященников. По Септуагинту и Вульгату шестым камнем в волшебном наперстнике был «иаспис», похожий на «яшфу», - двенадцатый камень сумы. Его название протягивает свой корень к персидскому слову «яшм», что означает «крепкие, пестрые камни». Согласно Теофрасту, яхалом назывался зеленый камень, который схож по окраске со смарагдами. Вероятнее всего, это был нефрит или жадеит, но так же не следует оставлять без внимания зеленую яшму.


Есть два пути соотнесения этого минерала с одним из колен Израилевых: в одном варианте это Неффалим - шестой по рождению сын Иакова, а в другом - Завулон - шестой сын и десятый по порядку рождения.

Седьмой камень наперстника.


Лигурион. Этот самоцвет очень трудно определить и соотнести с каким-либо минералом. В переводе с древнегреческого расшифровывается как «моча рыси». У Теофраста под ним описан камень желтого оттенка, который служит материалом для изготовления печатей.


Есть еще одно свойство, которое описано в древних трудах - «он холоден и очень прозрачен». И в связи с этим версий для перевода этого названия множество: гиацинт, опал, янтарь, яхонт. Так же много вариантов отражения на нем надписей имен: Гад, Дан или Иосиф.

Восьмой камень наперстника.


Шебо. Название этого камня произошло от искаженного названия древнейшего города, находящегося в южной части Аравийского полуострова. В современной интерпретации он носит название Йемен-Саба (Шеба). В переводах древности это название означает «агат». Это особо почитаемый камень в то время, который, безусловно, заслужил тем самым свое место в коллекции наперстника. Сложности возникают лишь с соотнесением этого минерала с одним из сыновей Израилевых. Согласно трудам Епифания Кирпского, восьмой камень имеет на себе имя Ашер, сына восьмого по старшинству Иакова. А вот по писаниям Танаха-Мидраш Раба на камне шебо было начертано имя Неффалим. Работы известного шеммолога начала 20 века Дж. Кунца рассказывают, что на самоцвете было выгравировано имя последнего сына патриарха и второго от жены Рахилии - Вениамин.

Девятый камень наперстника.


Ахлама. Этот камень меньше всего вызывает вопросов при его определении, и все авторы единодушно относят его к аметисту. Перевод еврейского названия «ахлама» рассказывает о том, что наши предки наделяли его волшебным свойством внушать видения и погружать в сновидения. А греческое название «аметистос» говорит о таком свойстве камня, как оберег от опьянения. В его присутствии в суме первосвященника нет сомнений. Наполненный красотой лилового цвета, редкого волшебного фиолета, минерал богат бережной историей использования. Согласно Епифанию Кипрскому, на ахламе было начертано имя Иссахар. Другие версии озвучивают имена Гад или Дан.

Десятый камень наперстника.


Таршиш. Практически во всех языках данное древнееврейское название переводится как «хризолит», что означает «златокамент». «Хризос» - золото, «литое» - камень. Иначе минерал еще называли фарсисский, что означает «камень цвета морской пены». Таршиш - так назывался город, который многократно встречается на страницах Библии. Видимо именно оттуда и привозили этот самоцвет. Так же существует версия, что десятый камень наперстника представлял собой минерал желтого цвета, который славился во времена Исхода. К таким камням равнозначно может относиться как яшма, так и желтый кварц (цитрин).


спец предложения для вас

Есть основания для предположения, что после вавилонского пленения был создан новый наперстник, в основу которого были заложены уже другие камни и десятым камнем был золотой топаз. Основная версия гласит, что на таршише было отражено имя десятого сына Иакова - Завулон. Но есть так же версии, которые говорят об именах Ашеф и Неффалим.

Одинадцатый камень наперстника.


Шохам. Этот самоцвет так же использовался в застежках эфода и переводится как «оникс». Но Епифаний Кипрский, следуя Септуагинте, обозначает под одиннадцатым камнем берилл. Так же есть версия того, что камнем, имеющим голубой окрас, во времена жития Епифания, был аквамарин. Он же мог украшать наперстник, который носил Первосвященние Второго Иерусалимского Храма перед его разрушением в 70 году. В период существования первого наперстника самоцвет вряд ли был известен людям. Те камни, которыми располагали в то время евреи в Древнем Египте, можно определить по раскопкам и обнаружению их в гробнице Тутанхамона, время правления которого было близко ко времени Исхода евреев из Египта. Так же существует версия, что в то время под бериллом понимали самоцветы, схожие по окраске с аквамарином. Такими камнями могут быть малахит и бирюза. Если отталкиваться от древнееврейского названия, то одиннадцатым камнем в наперстнике должен был быть оникс. В силу своей окраски, которая пронизана витиеватыми полосками, в переводе с древнегреческого минерал означает «ноготь».


В древние времена ониксом называли полосчатый халцедон, который в Древней Греции использовался в силу своей красоты и прочности, для создания камей. Камень носил гравировку имени Гад.

Двенадцатый камень наперстника.


Яшфе. В переводе с древнееврейского, имеет название «зеленый» и по идее должен был находиться в шестом гнезде наперстника. Согласно писаниям Епифания Кипрского и Септуагинта, двенадцатым камнем был оникс, а Вульгате определяет его как берилл. Какой из камней более подходит на данную роль, сложно определить. Это может быть и мраморный оникс, и зеленая яшма, и бирюза, и малахит. В двенадцатом гнезде находился камень, на котором было начертано имя последнего сына Иакова - Вениамин, в других писаниях - Ашер.


Как видно из исследований, достаточно сложно идентифицировать подлинность камней, украшающих наперстник. Более надежны для подлинности из двенадцати упомянутых: сердолик (первый), лазурит (пятый), агат (восьмой) и аметист (девятый). И лишь один камень можно точно определить - это сердолик.


Библия является многогранной и глубокой книгой. Ученые и исследователи постоянно работают с ее содержанием, и каждый раз делают все новые и новые открытия. Священная книга пропитана мудростью разных культур и мощью Божьего откровения. Она содержит многие сцены из прошлого, которые тесно переплетаются и пронизывают событийность современного мира. Отдельное место в ней отведено камням-самоцветам, которые сопровождали людей тех времен на их нелегком жизненном пути.


В синоидальном переводе говорится, что в Библии описано 32 камня и еще с два десятка зашифрованы под текстами. Что дает огромный простор для изучения геммологии, науки о драгоценных и поделочных камнях. Как показывает история и писания, камни известны людям еще с древних времен. Помимо простых камнеобразований в виде галек и кусков различных пород, в те времена было известно как минимум 20 минералов. В их числе, горный хрусталь, нефрит, кварц, обсидиан, яшма, кремень, роговик. Чуть позже такие цивилизации как шумерская, вавилонская и египетская узнали и использовали в своей жизни еще 18 самоцветов. Среди них были такие минералы, как аметист, бирюза, жемчуг, малахит, коралл. К концу эпохи античности мир уже был знаком с 77 минералами и 27 горнами породами. Появился на арене рубин, сапфир, топаз, опал, алмаз. К началу Средневековья мир подошел со знанием 40 видов драгоценных и цветных камней. В современности шкала познаний повысилась до четырех тысяч минералов и каждый год к ним добавляется по 20-30 штук.


Каждый минерал имеет свое историческое, торговое и региональное название. К примеру, горный хрусталь имеет почти 50 торговых названий и самое известное из них - алмаз. Около 50 названий у агата, у рубина - 30 названий. Самое примечательное то, что все камни, которые затрагиваются в Библии, носят такие названия, которые используются и в наше время.

спец предложения для вас


Десять заповедей Моисей получил от Бога на горе Синай. И начертаны они были на двух каменных плитах.


Когда Моисей спустился с горы, то предстала перед его очами картина о том, что народ опять ударился в идолопоклонство. В гневе тогда он разбил скрижали. И Бог повелел вырезать новые скрижали и начертать на них десять заповедей. Помещены были скрижали сначала в ковчег Завета, а затем, когда был воздвигнут Иерусалимский храм, перенесены в Святое Святых.


Археологические раскопки раскрывают тот интересный факт, что скрижали были сделаны из камня, очень похожего на сапфир, который был размером 143 на 145 сантиметров. И действительно, во многих источниках о камнях при описании лазурита отмечается то, что скрижали были сделаны именно из него. Другая версия гласит, что Моисей вырезал скрижали на метеорите с горы Синай.


В 6 веке храм был разрушен Навуходоносором и с тех пор история скрижалей неизвестна. Но до сих пор ученые не теряют надежды найти его. Так, историк Г. Хенкок долгое время занимался поисками ковчега Завета. Витиеватые пути развития событий того времени привели его к христианам Эфиопии, где возможно и хранится ковчег Завета.


Священное писание так же рассказывает нам и о так называемых инсигниях. Инсигнии - это знаки высшей силы. К примеру, скипетр, диадема, сделанная из золота, кресло из слоновой кости. Царский престол Соломона был выточен из слоновой кости и покрыт золотом из Офира, а так же украшен жемчугом, ониксом, опалами, топазами, смарагдами, карбункулами и другими самоцветами белых, зеленых и красных оттенков.


В то время главным украшением у людей высоких каст были венцы и диадемы. Венец у царя был сделан из золота и украшен натуральными камнями. А у первосвященника головной убор представлял собой тюрбан с золотым обручем и величественной надписью «Святыня Господня». Так же одной из главных атрибутов царских персон был пояс, который был украшен золотом и драгоценными камнями. Книга «Бытие» повествует и о царском перстне с печаткой (геммой). Ритуал ношения золотого перстня с геммой на правой руке евреи, по всей видимости, переняли у египтян.


Украшения были украшением не только у богатых евреев, а так же имели ценность и носились и у простого сословия. В Палестине не было месторождений золота и самоцветов, но это не мешало иметь украшения из них у народа Израилева. Что-то отчуждалось во время войн, что-то приобреталось у иностранных торговцев, к примеру, во время исхода их Египта. Согласно Библии, израильский народ, уходя из Египта, обладал внушаемым «золотым запасом». Только на строение ковчега Завета и другой религиозной атрибутики ушло порядка 100 килограмм золота. Это оказалось для израильтян пустяком по сравнению с воздвижением храма Соломона, на который ушло 250 тысяч пудов золота и в 10 раз больше серебра, не считая большого количества самоцветов.


спец предложения для вас

После времен египетского плена, израильтяне стали носить нательные украшения. В своих письменах 3 века (в «Агаде»), во главе «Праотцы» евреи записали легенду, которая рассказывает о том, что Авраам носил драгоценный камень, исцеляющий людей. При взгляде на него, человек мог выздороветь от немощи. А после смерти Авраама, Бог вставил этот камень в солнечный диск. В память об этом, у евреев сохранилась поговорка: «Встанет солнце - встанет и больной».

Библейская книга «Исход» рассказывает о том, что в обиходе у евреев встречались ожерелья, кулоны, перстни на поясах и на руках, цепочки на ногах, ручные и ножные браслеты-запястья, кольца на руках, в ушах и в носу, сосуды с духами и «волшебные привески». Низкое сословие носило украшения из цветного стекла и дешевых камушков.


В Новом Завете мы встречаем упоминание камней в книге «Откровение Иоанна Богослова» («Апокалипсис»). Их количество тоже двенадцать, но их описание отражается уже при рассказе о стенах «Небесного Иерусалима». В наборе камней уже прослеживаются незначительные отличия, нежели чем в их составе, отраженном в Ветхом Завете. Здесь вместо алмаза, карбункула, агата и оникса появляются хризолит, халцедон, сардоникс, хризопраз и иакинф (гиацинт).

Евангелие, Апокалилсис (Откровение Иоанна Богоолова), глава 21:
21. 19. Основания стены города были украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яскис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд.
21. 20. Пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопраз, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист.
21. 21. А двенадцать ворот - двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города - чистое золото, как прозрачное стекло.


Наиболее богато отражены самоцветы в последней книге Священного писания - «Апокалипсисе». В ней описана не только легенда о Страшном суде, но так же и рассказ о вечной будущей жизни. В ней Иоанн Богослов упоминает 18 видов камней 24 раза. Большее их количество упомянуто в тексте про украшения Небесного Иерусалима, а другие же оттеняют совершенство небесных сил.


Основание Небесного Иерусалима украшают камни, на которых начертаны имена 12 апостолов:
Яспис (сегодня этот камень называют нефрит) - апостол Петр.
Сапфир (лазурит) - Павел.
Халкидон (красный гранат, возможно, и рубин) - Андрей.
Смарагд (изумруд) - Иоанн.
Сардрникс - Иаков Зеведеев.
Сардий (сердолик) - Филипп.
Хризолиф (хризолит) - Варфоломей.
Вирилл (берилл) - Фома.
Топахзий (топаз) - Матфей (мытарь).
Ас (хризопраз) - Фаддей.
Иакинф (гиацинт) - Симон.
Аметист - евангелист Матфей.


Святой Небесный Иерусалим, украшенный самоцветами, обозначался как Божья обитель и место пребывания душ правоверных христиан. Он был обозначен впервые уже в Новом Завете в 1 веке. Андрей Кесарийский - архиепископ, первый, кто заметил схожесть храмов с небесным градом, который описан в Библии. Их сходство обозначается в купольных храмах с барабаном (престолом Господень и небесных сил), а ниже обозначается небо с небесным Иерусалимом для «записанных у Христа в книгу жизни». Нижняя часть стен и земля отвечают двенадцати основаниям с именами апостолов, которые символизируют земные реалии и христианские народы, которым уготованы места в священном Граде.

Существует много версий оснований Небесного Иерусалима. Это апостолы, на которых опирается христианская церковь.


Или это упоминание о земном Иерусалиме - месте, где взяло свое начало христианство, откуда Христос ушел в вечную жизнь. Говорят, так же о существовании в то время пирамиды с двенадцатью ступенями из драгоценных камней, которые увенчаны Святым Градом. Та жизнь людей покрыта тайнами, иносказаниями, шифрами и символами, и современному человеку не просто распознать истинную событийность того времени. Украшения двенадцати оснований Града небесного могут означать всех христиан: живших, живущих сейчас и тех, кто родится в будущем. А 12 самоцветов здесь - это символика месяцев года как аллегория меры времени земного бытия людей. Позже эти минералы станут известными как обереги людей, рожденных в соответствующие месяцы года.



Практически о каждом самоцвете, который упомянут в Библии, можно изучать и рассказывать очень много. Самоцветы поистине указывают еще раз на священность этой книги. Библия содержит четыре списка камней и его состав каждый раз подтверждается археологическими находками.


Известное библейское выражение «разбрасывать камни».

Древняя священная книга подарила миру известное крылатое выражение: «Время разбрасывать камни». В Библии в главе 3 книги Экклезиаста написано:
«Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру».


Современный человек может лишь догадываться о том, какой смысл был заложен изначально в данный текст. Его можно трактовать по-разному. Кто-то вкладывает в него философскую суть, а кто-то лишь цепляется за понятия, вложенные в слова. Всему свой срок, как говорится в писании. И действительно, можно очень глубоко понимать данное выражение. Но все же становится не совсем понятно, зачем же разбрасывать камни, чтобы потом их собирать. В одной из версий говорится о том, что в данную фразу включен смысл, который вбирает в себя один из видов крестьянского труда. Дело в том, что земли, где жил народ Израиля, не были плодородными. Они были каменистыми и прежде чем возделывать поле, его нужно было сначала очистить от камней. Это и делали крестьяне, то есть собирали камни. Но не разбрасывали их, а собирали из них изгороди. И как это бывает с переводом священных писаний, их переводили люди, которые были далеки от крестьянской жизни. Более точно можно было бы перевести цитату, как «время собирать и время раскладывать камни».


Библия так же показывает, что камни употреблялись и во время войн как грозное оружие. К примеру, Давид поразил Голиафа только одним камнем:
«И опустил Давид руку свою в сумку, и взял то туда камень, и бросил из пращи, и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицом на землю» (1-Царств 17:49).

В другом случае было рассказано про солдат Израиля, владеющих пращей:
«Из всего народа сего было семьсот человек отборных, которые были левши, и все сии, бросали из пращей камни в волос, не бросали мимо» (Судей 20:16).

Такие люди могли поражать противника, не вступая в открытое поражение, а лишь действуя на расстоянии. Камни использовали и при обороне города, и при его взятии. Интересен тот факт, что для того чтобы попасть полностью в цель, не любой камень годился для этого. Он должен был быть определенной формы. Именно такие камни взял себе Давид:
«… и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их… в сумку» (1-Царств 17:40).


Каждый солдат знал, какую форму, размер и вес должен иметь камень. Давид избрал среди множества именно те, которые он привык метать. Для подбора камней нужно было время. Гладкие камни не всегда встречаются в природе, а в ручье не всегда можно было найти большое количество камней для всего войска, поэтому камни обтесывали, придавая им нужную форму и размер.


В современном мире во фразу «время разбрасывать камни» вкладывают разные смысловые нагрузки. Их как минимум три:

  • первая, и самая глобальная - мысль о цикличности бытия. Событийность в мире и в личной жизни каждого человека имеет свою последовательность и сменяет друг друга: вслед за ночью наступает утро, после рождения идет развитие, а затем приходит старость и смерть, времена года сменяют друг друга, загораются и гас

Стены и своды романских соборов часто были расписаны фресками. Огромную роль в украшении храмов играла каменная скульптура. Лучшие романские соборы являют собой замечательное единство архитектуры, живописи и скульптуры.

Приближаясь к храму, верующие издали видели скульптуру фасадов. Внутрь проходили через богато украшенный вход - портал (от латинского слова «порта» - вход, ворота). Главный портал обычно находился на западном фасаде здания. Массивные бронзовые врата часто украшали рельефами с библейскими сценами.

Взгляд входящего неизбежно останавливался на рельефах, расположенных непосредственно над дверями. Чаще всего здесь находилось изображение Страшного суда.

Скульптуры портала собора в Шартре. XII в.

    Наверно, самая знаменитая из средневековых сцен Страшного суда украшает портал собора Сен-Лазар во французском городе Отён (это редкий случай, когда известно имя мастера - Гизлеберт). В центре композиции - неподвижная и грозная фигура Христа, пришедшего, чтобы судить всех по их делам. По правую руку от него - ликующие праведники, по левую - трясущиеся от ужаса грешники, обречённые на вечные страдания. Некоторые из них уже попали в когтистые лапы чертей. Рядом ангел и дьявол взвешивают на весах души тех, чьи судьбы ещё не определены; они мучительно ждут решения. Самое замечательное в этом рельефе - богатство человеческих чувств. На лицах, в движениях людей читается страх или надежда, отчаяние или радость. Главное для мастера не правдоподобие фигур, а страдания и страсти людей, их богатая духовная жизнь.

Войдя в храм, верующий шёл в сторону алтаря, а перед ним на стенах, сводах, капителях колонн последовательно разворачивались библейские сцены: сотворение Адама, грехопадение, Благовещение, Рождество. Но главной была фигура Бога-Вседержителя, могучего властителя мира, беспощадного к нераскаявшимся грешникам. Именно таким видели Бога люди того времени. Приближаясь к алтарю, верующий успевал пережить в душе главные события Священной истории. Не случайно храм называли «Библия в камне».

Взвешивание душ умерших. Рельеф собора в Отёне

В скульптурном убранстве романских храмов проявились не только религиозные чувства людей но и их любовь к фантастическому, необычайному. Здесь увидишь орнаменты, кентавров, драконов, играющих в шахматы обезьян. Захватывающие воображение фигурки диковинных существ, наверное, многим помогали скоротать время скучной проповеди. Самые строгие аббаты и епископы осуждали проникавшую в храмы народную фантазию, а некоторые монашеские ордены запрещали украшать свои храмы скульптурой.

В Библии встречаются 32 названия драгоценных и поделочных камней, за которыми, как мы сейчас знаем, скрывается только 22 реальных вида камней (18 минералов и четыре горных породы, по современной минералогической номенклатуре).

Какие же камни стоят за теми названиями, которые приведены в русском Синодальном переводе Библии?

Надо сказать, что в современных английских переводах Библии, в библейской энциклопедии Брокгауза (1999 г.) вместо хорошо знакомых нам названий самоцветов (по Синодальному переводу) появились, скажем, гранат, золотистый кварц, лунный камень и ляпис-лазурь. Но ни ветхозаветные евреи, ни ранние христиане камней с такими именами просто не знали! Кстати, только аметист, топаз и сапфир (в Библии всегда в значении лазурита) во всех переводах названы одинаково и занимают всегда одно и то же место в списке 12 самоцветов на нагруднике Аарона (Исход 28:17-20 " и вставь в него оправленные камни в четыре ряда; рядом: рубин, топаз, изумруд, - это один ряд; второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз; 1третий ряд: яхонт, агат и аметист; четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис; в золотых гнездах должны быть вставлены они. ") и перечне 12 украшений на основаниях Небесного Иерусалима (Откровение 18:19-21 "И посыпали пеплом головы свои, и вопили, плача и рыдая: горе, горе [тебе], город великий, драгоценностями которого обогатились все, имеющие корабли на море, ибо опустел в один час! Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки; ибо совершил Бог суд ваш над ним. И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его"). Эти-то перечни и являются основой наших знаний о священных камнях Библии, основой исследования.

Самоцветы в среде обитания человека появились не "все вдруг", они открывались ему постепенно. В древности иногда под одним названием камня скрывались два, три и даже четыре вида самоцветов: у египтян - амазонит и изумруд, у древних греков - сапфир-корунд и лазурит, на Востоке аметист и флюорит того же цвета не различались. Под ясписом вплоть до XVI века в Европе понимали яшму, нефрит и жадеит. Под именем "карбункул" в Римской империи объединялись все прозрачные красные камни: рубин, гранат, красные шпинель и турмалин.

Давно подмечена связь самоцветов Библии с камнями-месячниками и камнями Зодиака. Иосиф Флавий в "Иудейских древностях" (93 г.) сообщает (кн. 3, гл. 7, 7): "Сардониксы на плечах первосвященника знаменуют Солнце и Луну, а двенадцать камней нагрудника могут быть приняты либо за изображения месяцев, либо за такое же число звезд, группу которых называют Зодиаком". Вероятно, тогда перечни самоцветов-месячников на греческом языке уже существовали. Трактаты той эпохи о влиянии камней на судьбы людей не сохранились, но выдержки из них встречаются в античной литературе. Только ли греки причастны к идее связи самоцветов с месяцами?

Почему не шумеры, которые обосновали деление года на двенадцать месяцев, или их преемники вавилоняне? Несомненно, все древние цивилизации пользовались солнечным или лунно-солнечным календарем. Но вот, скажем, у шумеров в понятии "МЕ - божественные знаки", своеобразном перечне обычаев, религиозных и этических терминов, упоминания о связи камней и людей еще отсутствуют (как и у вавилонян, и у ассирийцев). Им просто не хватило бы цветных камней с броскими внешними свойствами, каждый из которых мог бы символизировать один из двенадцати месяцев.

Систему "самоцвет-месяц" могли бы создать индийцы, знавшие множество камней и имевшие санскритские лапидарии - ратнапарикши (еще в VI в. до н.э.). Но индийцы в использовании самоцветов пошли другим путем: приписали каждой касте конкретные виды самоцветов. Так что, видимо, прав Флавий, приписавший идею связи "человек-месяц-самоцвет" древним грекам: эллинская культура уже в VI-IV веках до нашей эры могла "обслужить" такую идею. А ведь и древнейший полный текст Библии, Ветхого Завета (знаменитая "Септуагинта"), дошел до нас именно в греческом переводе III века до нашей эры.

Что касается наших списков камней-месячников (а их к концу ХХ века накопилось несколько десятков), то если их статистически обработать, получится перечень камней, полностью совпадающий со списком самоцветов на основаниях Небесного Иерусалима из "Откровения" Иоанна Богослова (оригинал его также был написан по-гречески).

Порядок расположения камней в библейском списке отвечает календарю, в котором год начинается с марта (как это было у римлян до введения 1 января 45 года до нашей эры Юлием Цезарем календаря, названного его именем). Список камней в "Откровении" почти полностью совпадает с перечнем самоцветов на нагруднике ветхозаветного первосвященника (если пренебречь порядком их расположения). Конечно, перечень 12 библейских камней не исчерпывает разнообразия самоцветов, известных к началу христианской эры: вне этого списка остались бирюза, гелиотроп, магнетит, малахит, опал, янтарь, разновидности яшмы и органогенных пород (разумеется, все они тогда именовались иначе). Итак, Небесный Град, Это один из высочайших образов Библии. Он впервые упоминается в книге Товита (13, 16-17), в Септуагинте. Согласно Апокалипсису Иоанна, основания Небесного Града украшены двенадцатью самоцветами (в скобках указаны их современные названия): яспис (нефрит), сапфир (лазурит), халкидон (красный гранат - альмандин и/или пироп), смарагд (изумруд), сардоникс, сардоник (сардий и/или сердолик), хризолиф (хризолит), вирилл (берилл), топаз, хрисопрас (хризопраз), гиацинт, аметист (Откр. 21, 19-21). На каждом самоцвете начертано имя какого-либо из апостолов, и поэтому их называют "апостольскими камнями" (это их главное отличие от родовых камней - по числу "колен израилевых" - с наперсника первосвященника).

Двенадцать самоцветов - это символы месяцев года. Каждый из нас, по месяцу рождения, имеет свой апостольский камень. Двенадцать камней-месячников, видимо, могут олицетворять всех христиан - живших, живущих и тех, которые еще родятся, вплоть до судного дня; избранным из них уготована небесная обитель. Камни оснований Небесного Иерусалима известны, по крайней мере, с середины I тысячелетия до нашей эры, а некоторые из них - и с VI, и даже с VII тысячелетия до нашей эры (аметист, лазурит, красные халцедоны)! Начиная с эпохи крестовых походов и особенно с конца XIX века списки камней-месячников пополнились драгоценными камнями самой высокой категории, такими как алмаз, рубин, сапфир, жемчуг, опал... Все эти изумительные по красоте, обладающие, кстати, и эзотерическими свойствами самоцветы к камням-месячникам, тем не менее, не имеют никакого отношения! Ведь они не входят в число библейских камней - их нет ни на нагруднике первосвященника, ни на основаниях Небесного Града.

В список камней-месячников большая часть этих камней попала "по протекции", по коммерческим соображениям ювелиров и торговцев самоцветами, причем только в начале ХХ века (в основном, в 1912 г. по рекомендации американской Национальной Ассоциации ювелиров). Самые дорогие из камней-месячников, находящихся ныне в обращении, рекомендованы Съездом Международной Ассоциации ювелиров в Лондоне в 1968 году.

"Наука и Религия"