Рождество: приметы и обычаи. Приметы, связанные с Рождеством Христовым. Почему не работают приметы

4.8 (95%) 20 votes

Вот-вот уже начнётся всенародное гражданское празднование наступления календарного нового года. Однако у православных людей подлинным праздником считается далеко не любой красный день календаря.

Вместо эпиграфа

Примерно в это время несколько лет назад моя шестилетняя дочь, которая могла вполне по-взрослому рассуждать о роли ангелов в нашей жизни, совершенно случайно повергла в ужас свою подружку – такую же московскую дошкольницу. Без какого-либо инструктажа со стороны взрослых она предположила, что подарки под ёлку кладёт не дед мороз, а мама с папой. По выражению лица остановившейся посреди дороги подружки родители поняли, что её детское представление о мире, а заодно и доверие к ним, дало глубокую трещину…

ДЕД МОРОЗ – полностью вымышленный персонаж, рассказывая о котором взрослые лгут детям и тем самым формируют у них извращенное представление о допустимости лжи.

“Не лишайте детей детства…”

История получила неожиданное продолжение. Обмен впечатлениями с мамами на детской площадке на этот раз впечатлил уже и жену: оказалось, что почти все родители в сознании своих детей намеренно культивируют миф о Деде морозе. При этом никто не смог внятно объяснить, как будет смотреть в глаза ребёнку после того, как их «мантра» лопнет.

Уточнение от автора: С момента первой публикации в 2014 году прошло уже три года. Почти 10-летняя подружка дочки по-прежнему верит в деда мороза. У троих других одноклассников, уже успевших “узнать правду”, эта новость сопровождалась сильным стрессом и негодованием в адрес родителей. Как это отразится на их психике и доверии в семье – читайте в будущем. Моя дочка на эту тему умильно хихикает и на данный момент никакого недоверия в общении с ней мы не испытываем…

Был бы повод…

Исторически каждому православному празднику предшествовало знаменательное событие, которое вспоминается в церкви особыми молитвами. Собственно говоря, не-церковных праздников на Руси никогда и не было. С этой точки зрения наступление современного нового года первого января, то есть во время последней недели рождественского поста, видится вовсе не значительным и потому никак в истории Церкви не отмеченным.

До революции зимние праздники вполне обходились без Деда мороза

Существует, конечно же, и иная точка зрения, мол, это – «народная традиция». Действительно, за какую-то сотню лет Церковь не на словах, а на деле отделилась от государства, а потому для многих традицией стало то, чего таковой отродясь никто не считал…

Попробуем разобраться, кто и когда придумал обычай пить и гулять в пост, откуда взялся «Дед мороз», а также понять, когда на самом деле нужно праздновать Новый год. Информации много, но далеко не вся лежит на поверхности.

День знаний: с Новым годом!

Не в пользу сторонников «традиций » будет напоминание, что новый год начал «наступать» зимой, а не в сентябре, всего лишь 300 лет назад. Соответствующий указ издал в 1700 году император Пётр I, которого многие современники считали антихристом, хотя отнюдь не только за это. Примечательно также, что самодержец своей властью установил сразу две новые точки отсчёта: «новый» 1700 год на самом деле был 1708 годом от Рождества Христова…

Таким вот чисто административным способом был совершен первый этап перехода России на «европейское время»: «каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить» (из указа Петра I).

После смерти Петра это нововведение, как и многие другие, забылось. И лишь в питейных заведениях упорно продолжали ставить елку, но… на крышу или перед воротами. Причем не убирали ее оттуда на протяжении всего года, лишь непосредственно к празднику заменяя отслужившее свой срок дерево на новое. Из-за чего елка почти на полтора столетия стала символом кабака. Их так и называли: «елка», «пойти к елке», «упасть под елкой».


С цензурой раньше было всё в порядке, и дух второго праздника передавали подобающе…

Лишь во второй четверти XIX века с увеличением влияния немцев в России елка начала потихоньку утверждаться как символ Нового года. Первую «государственную елку» организовал в конце 1830-х годов лично император Николай I, которому понравился увиденный у иностранцев обычай. Самые верноподданные тут же взяли пример начальства на вооружение.

Однако традиция эта так «легко» приживалась, что для учебных заведений новый год до сих пор наступает одновременно с церковным новолетием – 1 сентября. Школы до революции были не светскими, а церковно-приходскими, что и позволило консервировать древнюю традицию в школьном календаре.

Впрочем, через 80 лет елку снова убрали. В 1916 году, во время Первой Мировой войны, новогодняя елка в России была запрещена как “немецкий обычай”. После революции 1917 г. в СССР елка была запрещена не только как буржуазный, но и как религиозный пережиток, так как ассоциировалась не только с Новым Годом, но и Рождеством.

И только 28 декабря 1935 года газета “Правда” опубликовала письмо секретаря компартии Украины Павла Постышева в защиту елки:

В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие–то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер–работники должны под Новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах – везде должна быть детская ёлка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года ёлку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской ёлки для детей нашей великой социалистической родины. Организации детской новогодней ёлки наши ребятишки будут только благодарны. Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская ёлка является буржуазным предрассудком. Итак, давайте организуем весёлую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах.

После этого письма елка была разрешена специальным указом ВЛКСМ. Вместе с елкой к советским детям вернулся и Дед Мороз. А Павел Постышев 26 февраля 1938 года был снят со своих постов, арестован и расстрелян через год в Бутырской тюрьме. Так что, воспринимая Новый год как весёлый детский праздник, стоит смотреть немного глубже.

В 18-19 веке на Руси ёлка – символ кабака.
Круг времени: Примерно так выглядели привычные нам календари пару сотен лет назад.

Дед мороз, ты кто?

Утром 1-го января в дверь квартиры раздаётся звонок. Маленькая девочка, радостно почуяв скорый приход сказочного героя, озорным голосом спрашивает через дверь: «КТО?»
Хриплый бас с лестничной клетки отрезает: «Дед мороз».
– А правда?!
– Век воли не видать!

К теме календарей нам понадобится вернуться еще раз, а теперь закономерный вопрос: «А как же дедушка-то новогодний, как же Дед Мороз? Это же и символ объединяющий, это же св. Никола. Он же как Санта Клаус, только наш!»…

Ну, да. Дед Мороз на Руси известен давно. Но до Петра никаким новым годом он не занимался: Новый год ассоциировался с праздником окончания сбора урожая, и морозы тут явно не уместны…

В представлении наших предков-язычников занимался этот дед обыкновенными для нечистой силы делами: снегом землю снабжал, путников замораживал, потому как в зимние месяцы даже Яриле-солнцу не по силам было с ним совладать. Означенный дед охотно одаривался подношениями и жертвами, дабы подобрее к людям и скоту относился и не объявлялся, когда будущий урожай весной начинал из земли прорастать.

С принятием Русью христианства Дед Мороз упразднился и стал героем сказок. Причём с зимними новогодними праздниками, введенными при императоре Петре Романове, его не связывали очень долго.

Сне-гу-роч-ка-а!!!

«Раскрутка» деда началась в конце 19 века. Драматург Александр Островский написал пьесу «Снегурочка». В оной отец Снегурочки - Дед Мороз - был противником любви Снегурочки и торговца – Мизгиря. В пьесе присутствуют также языческие леший, ярило-солнце.

До революции на Рождество обходились без Деда мороза

Петр Чайковский написал к пьесе музыку. Позднее Римский-Корсаков на текст пьесы написал оперу «Снегурочка». Художник Васнецов, писавший декорации к постановке оперы, стал создателем образа Деда Мороза. В музее «Абрамцево» хранится эскиз костюма к этой роли, который был сделан художником в 1885 году. Так началась визуализация языческого божества и его превращение в рождественского, а затем в новогоднего персонажа.

Образ Деда Мороза в исполнении В. М. Васнецова для оперы «Снегурочка» А.Островского

Даже в конце 19 века этот зимний дед для русских людей совсем не ассоциировался с Рождеством, но только с языческим прошлым. Образ так и не прижился, и рождественские ёлки обходились без деда и снегурочки. Потом был всем известный мятеж и переворот…


Дети часто становились разменной монетой кукловодов

Новая власть не сразу добралась до таких символов ушедшей эпохи, как рождественская ёлка. В некоторых источниках упоминается, что вождь мирового пролетариата незадолго до смерти таки устроил в горках детям праздничную ёлку. Есть расхождения во мнениях по поводу того, какую: новогоднюю или рождественскую . Но ёлка все же была, а если учесть стыдливо замалчиваемый коммунистами факт церковного венчания вождя и Надежды Крупской, то она вполне могла быть рождественской.

Календарный калейдоскоп

Первым делом после прихода к власти большевики завершили реформу Петра I. Сразу после революции, 26 января 1918 года на основании «Декрета о введении в Российской республике западноевропейского календаря» гражданский календарь перешёл на новый католический стиль, прыгнув на 13 дней вперёд. С тех пор «Новый год» стал наступать до Рождества.

К чести рядовых новообрядцев того времени следует сказать, что несмотря на политическое давление Православная Церковь на территории России не перешла на новый стиль, и все праздники и службы по-прежнему совершаются по старому. Если быть точнее, в 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении (замене) Юлианского календаря. Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия. Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на “Новоюлианский” календарь. Но это вызвало протесты в церковном народе, и постановление было отменено менее чем через месяц.

Однако календарная эпопея не закончилась. Сменившие умершего вождя большевистские деятели были еще более решительно настроены против «пережитков прошлого». Никонианский семинарист Джугашвили отменил не только имеющую сомнительное отношение к православию ёлку: он отменил … воскресенья!


Такие ассоциации по сравнению с большевистскими кажутся даже забавными…

В 1929 году был введен новый календарь, в котором недели были пятидневными. Каждый месяц имел тридцать дней, оставшиеся пять дней считались праздничными. Такой календарь был в древнем Египте. Оставив верующих без воскресенья, а детей без рождественской ёлки, советское правительство полностью вернулось к традиционному календарю в 1940 году, а частично в 1931.

Емелькино похмелье

Главный идеолог и вдохновитель безбожной политики советского государства Миней Израилевич Губельман, «работавший» под псевдонимом Емельян Михайлович Ярославский, приложил на своем посту достаточные усилия, чтобы в стране прекратилось празднование Рождества Христова и других церковных праздников.


Миней Израилевич Губельман, он же Емельян Михайлович Ярославский, руководитель Союза воинствующих безбожников

Емелька Ярославский руководил Союзом воинствующих безбожников, был учредителем газеты «Безбожник», создателем детской организации юных безбожников. О масштабах его работы говорит численность членов организации безбожников - три миллиона человек. сайт , произошедшем с «миссионером дьявола» на одной из пасхальных агитмероприятий в российской глубинке.

Ёлки снова появились в стране в 1935 году после статьи другого деятеля – Павла Постышева – в газете «Правда». «Давайте вернем детям новый год» , писал автор статьи. И хотя вернуть бы надо было Рождество, а не новый год, который никогда и не праздновался, да еще и выпадал теперь на рождественскую седмицу…

Итак, забрали Рождество, а вернуть решили Новый год, и уже через несколько дней в Харькове прошла первая новогодняя ёлка. Через одиннадцать месяцев ВЦСПС (тогдашний профсоюз) постановил узаконить праздник нового года. Именно тогда начала создаваться «древняя русская традиция» – праздновать наступление нового года.

О ёлочке бедной замолвите слово

Новогодних героев и их имидж создавали маститые режиссеры и сценаристы. Так, у деда дочка стала внучкой, и вместе они долгое время славили на детских ёлках лучшего друга советских детей, ходивших на праздник в будёновках и подобных революционных костюмах. Затем морозная семейка славила царицу - кукурузу. Когда сценаристов детских праздников Льва Кассиля и Сергея Михалкова сменили создатели Чебурашки и «Ну погоди», праздники стали сказочными и вовсе не политизированными. Но это не изменило их сути.


Воспитательница Марья Петровна с накладной бородой на утреннике в саду – это предтеча Кончиты Вурст…

Наверное, нужно здесь сказать, что Постышев – автор подмены празднования Рождества на празднование нового года – впоследствии был лишен всех наград и расстрелян, а старый большевик Ярославский почил мирно и оставил потомство, часть из которого достигло заметных карьерных успехов. Ну и еще штрих: прах покойного Минея Израилевича Губельмана покоится в кремлёвской стене на Красной площади. Вот ведь какую честь русский народ до сих пор оказывает безбожникам!

Авторитетный ответ журнала “Церковь”

ВОПРОС: Во время святок устраивают елки и вокруг них веселятся. Не погрешительно ли это? Говорят, что делается это в честь родившегося Христа и потому не погрешительно.

ОТВЕТ: Такое устройство елки должно отнести к области обычных народных увеселений, а не к прославлению Господа нашего Исуса Христа. Разве Спаситель нуждается в том, чтобы мы занимались пустячными делами, украшали деревья и веселились вокруг них? Разве Он явился миру для того, чтобы мы предавались таким пустячным забавам?

Такое елочное веселие отнюдь не должно относиться к чему-либо богоугодному, а просто должно усматривать в нем пережиток языческих празднеств, которые язычники устраивали в честь своих ложных богов. Подобное подражание язычникам, нам, християнам, решительно воспрещается святоотеческими учениями (см. 62 и 65 правила VI Вселенского собора).

Насколько греховно такое устройство елки с увеселениями, следует судить по самому характеру такого увеселения. Чем больше оно принимает облик, не соответствующий християнской жизни, тем оно греховнее. Но объяснение такого веселия, что оно является прославлением Христа, является сугубой греховностью, ибо это уже кощунство над Христом Спасителем и Его Божественным Промыслом, проявленным Им в рождении и спасении людей.
(журнал «Церковь», 1912 год, № 38; «Ответы редакции»).

Верую во единого деда мороза

Итак, советской властью была создана детская религия – вера в «Деда Мороза». Был создан культ, у которого появилось множество служителей. От дедов морозов «по вызову» до целого города - родины деда мороза.


В числе служителей этого культа, причём в первых рядах, оказались сердобольные чадолюбивые родители. Как же не умилиться искреннему детскому счастью и восторгу, когда переодетый нарумяненный человек с накладной бородой за плату вручает чаду предварительно купленный родителями, тайком переданный в коридоре пакет с подарком…

А как готовятся к этому событию: «Будешь плохо себя вести, скажу деду морозу, чтобы не приносил тебе подарок!»…

Мороз – не Никола. Это Coca-Cola!

Тут нам знатоки конечно же напомнят о Санта Клаусе. Вы что, скажут нам, не знаете? Это же Святой Николай! Просто это по-нерусски звучит как «Санта Клаус». И дед мороз – это он же, Никола!

Родословную нашего деда мы уже рассмотрели. Ясно, что это – точно не он. О возникновении друга американских детей мы скажем чуть позже. А сейчас скажем, что святой Никола не живет ни в Лапландии, ни на Северном Полюсе. Не может себе никто представить такой образ святого: с пузом и в очках-велосипедах… Разве что Емелька-безбожник: крикливый старик, погоняющий оленей.

Сторонников версии, что Санта Клаус - это Никола Чудотворец, и обозреть образ Николы Мирликийского Чудотворца.

Наверное, найдутся и упрямые любители «хоть каких» традиций, кто скажет, что главное не это, а «чтобы в детских сердцах продолжал жить образ доброго святого. Пусть он оброс легендами, лишь бы детям на радость…»

Ладно. Забудем на минутку, что обманывать, в том числе и себя, – не хорошо, и обратимся к образу, который так продолжает жить. Откуда же он взялся?

Вы, вероятно, уже знаете, что компания, производящая напиток с названием «Кока-Кола», активно использует в своей рекламе образ Санта Клауса. И имеет на это полное право. Она и создала этот образ. Как раз в рекламных целях. Причём имеет право точно такое же, как и на слово «кока » в своем названии. Кстати, догадайтесь сами, почему второй типаж Деда мороза весь в сине-голубых тонах:))

Не сочтите рождественской колядкой, ведь в составе напитка, запатентовавшего красно-белого деда в чёрных сапогах сто лет назад, содержался кокаин . Да, кокаин и спирт. После введения в Америке сухого закона спиртное пришлось из состава убрать, но кокаин там оставался: хорошо помогал солдатам отвлекаться от ран, полученных в гражданскую войну. Поэтому Кока-Кола и стала национальным напитком свободной страны, эксплуатировавшей негров.

В начале ХХ века от кокаина тоже пришлось отказаться, и он остался только в названии. Короче говоря, когда состав был уже не такой притягательный, компании понадобилась реклама. Так и появился почти святой Клаус. Не верите – послушайте сами: любимый напиток еще и нацистов финансировал, причём последние искренне считали его национальным напитком третьего рейха: с маркетингом у них всё в порядке было…

Йоулупукки: за козла ответишь

Зимние деды есть во многих странах. Всегда отчего-то вызывает улыбку финский Йоулупукки - рождественский козел. Он так и ходил по домам: в тулупе мехом наружу и с козлиными рогами на голове. Дети его боялись и не любили, потому что он наказывал непослушных и уносил с собой праздник. Сейчас он почти такой же, как и «святой» Кока-Клаус.

Можно и еще поискать, наверняка подобные деды есть у каждого народа. Но только американским детям на деньги от продаж растворенного в напитках кокаина, придумали почти святого Клауса. А советским детям «вернули» неизвестного доброго волшебника Деда Мороза, выполняющего любые детские капризы, которые только в состоянии оплатить их родители…

Вера без дел мертва

Подумать только, как любители духовного ширпотреба задрапировали лукавую сущность мифического персонажа! На пустом месте создали и культивируют образы, облекая их в надуманный смысл:

«Вера в Деда Мороза развивает искренность, фантазию, правильное восприятие мира. Подготовка к празднику, ожидание волшебства, новогоднее настроение создают в семье приятную и радостную атмосферу. В свою очередь, это благоприятно сказывается на иммунитете и здоровье ребенка. Рассказывайте своим детям про Деда Мороза и сами храните веру в чудеса!» – пишут на сайте, посвященном празднованию нового года.

Иными словами, такая «вера» учит врать и быть толерантными к лжи. Думаю, что сравнивать Рождество с назначенным вместо него гулянием по поводу смены календарной даты будет лишним. Настоящим Божьим промыслом можно, пожалуй, считать лишь то, что 1-го января по новому стилю Церковь празднует память св. мученика Внифантия, имеющего особую благодать избавления от винного запойства. У старообрядцев стало доброй традицией .


Цитато о том, как следует изображаить св.Внифантия на иконе: (В. Д. Фартусов Руководство к писанию икон. М., 2002 (переизд.))

Пусть это выглядит немного надуманно, так как по уставу ночное бдение в этот день не требуется, зато ощущения от такой молитвы в часы массового народного безумства трудно передать словами…

Тем, кто не знаком с Евангельским событием Рожества Христова и его значением для последователей Христа, предлагаем вкратце познакомиться сними .

А тем, кто знаком и празднует «Новый год» по привычке, приводим строки из романа Федора Достоевского «Бесы»:

В одном сатирическом английском романе прошлого столетия некто Гулливер, возвратясь из страны лилипутов, где люди были всего в какие-нибудь два вершка росту, до того приучился считать себя между ними великаном, что, и ходя по улицам Лондона, невольно кричал прохожим экипажам, чтоб они пред ним сворачивали и остерегались, чтобы он как-нибудь их не раздавил, воображая, что он все еще великан, а они маленькие. За это смеялись над ним и бранили его, а грубые кучера даже стегали великана кнутьями; но справедливо ли? Чего не может сделать привычка?

Вот чего не может сделать привычка? Биты же будем кнутьями хотя бы и совести. Знаем же, что не так много пройдет времени, и доверчивое детское сердце станет недоверчивым. Узнав про обман с дедом морозом, оно перестанет верить и в настоящие чудеса… За шелухой иностранных наркоморозов в обществе обесценилась история как таковая. Уже и Библия многим кажется какой-то мифической, будто бы не существовало две тысячи лет назад Христа и апостолов, проповедовавших и учивших нам свету Его откровения…

Возвращайтесь уже из страны лилипутов! Никто уже не принуждает вас заменять истинные праздники псевдотрадиционными гуляниями. Никто не принуждает считать истинную веру верой в вымыслы, а веру в вымыслы – истинной верой! Зачем же продолжать дело воинствующих безбожников, чурающихся не только Бога, но и собственного имени?

Вот как мудро Ф.Е. Мельников в трудные для страны времена:

Все теперешние бедствия нашей родины мало вдумчивые обвинители сваливают на одних только большевиков и даже на одних их вождей: Ленина, Бронштейна, Каменева и проч., точно эти господа - великие чудотворцы, которым стоило только сказать магические слова о земном рае, как вся Россия полетела в пропасть.

Выходит что мы, празднующие и умиляющиеся, обманывающие детей и заменяющие настоящее вымышленным, являемся иллюстрациями к этим строкам. Никто, только мы сами причина наших бедствий.

Итак, стоит ли умалчивать о чуде рождения Христа и заменять это на чудо доставания из мешка праздничного продуктового набора и игрушки ряженым служителем культа? Не лучше ли привести малыша к Богу, а не обрекать его на долгие разочарования в «дедах морозах»? Ведь человек все равно будет искать Истину и Путь. А мы в самом начале пути разворачиваем и направляем его в другую сторону.

Канонический вопрос

Приводим мнения Святых отцев по теме участия в светстких празднествах и увеселениях.

Правило 24-е: “Никому из числящихся в священном чине, ни монаху, не позволяется ходить на конские ристалища, или присутствовать на позорищных играх. И Если кто из клира зван будет на брак, то при появлении игр, служащих к обольщению, да встанет и тотчас да удалится: ибо так повелевает нам учение отцев наших. Если же кто обличен будет в сем: или да престанет, или да будет извержен”. http://www.agioskanon.ru/vsobor/006_r24.htm

Правило 51-е: “Святый вселенский собор сей совершенно возбраняет быть смехотворцам, и их зрелищам, такожде и зрелища звериныя творить и плясания на позорищи. Если же кто настоящее правило презрит, и предастся которому-либо из сих возбраненных увеселений: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковнаго”.

Зонара: “Строгость евангельской жизни требует, чтобы верные жили не распущено и рассеяно, но как прилично святым. Поэтому сие правило запретило все то, что не по необходимости вносит рассеянность в душу, ослабляет и расшатывает ея настроение, и возбуждает бурные взрывы смеха и хохот, как то представления смехотворцев…Запрещает также и пляски на сцене. А сцена есть притворство и лицемерие, а поэтому и людей лицемерящих и представляющих себя то рабами, то господами, то полководцами и начальниками, называют сценическими. Итак, правило запрещает, как эти представления смехотворцев, так и пляски на сцене, исполняют ли их мужчины, неприлично вертясь и бесчинствуя во время пляски, или женщины, вызывая зрителей к невоздержанию. А не соблюдающих этого правила, но предающихся тому, что сим правилом запрещено, если они клирики, подвергает извержению, а если миряне – отлучению”.

Аристен: “Не быть смехотворцем, и не допускать театров и звериных представлений; ибо мирянин за это отлучается, а клирик извергается.
И от мирян, как христиан, требуется, чтобы они проводили жизнь честно. Поэтому правило тех из них, которые предаются предосудительной игре, или исполняют на сцене пляски, или делаются смехотворцами, или собирают людей на зрелище, или занимаются травлей зверей собаками, – отлучает; а клириков, если они сделают что-нибудь правилом запрещенное, извергает”.


Вальсамон: “В 24-м правиле настоящего собора мы писали не мало о конских ристалищах, травле зверей собаками и прочих зрелищах, равно как и о смехотворцах и пляске на сцене. И прочти это. Но спросит кто-нибудь: почему то правило определяет, что лица посвященные и монахи, присутствующие на конских ристалищах, или на позорных играх должны или перестать, или быть извержены; а настоящее правило говорит безразлично, что все предавшиеся этому, клирики извергаются, а миряне – отлучаются. Решение. Одно сноснее, именно то, когда кто-нибудь иногда бывает на конских ристалищах, или уличен в посещении позорищных (театральных) игр; другое не извинительно, именно предаться этому и иметь это своим постоянным делом. Поэтому однажды сделавшие проступок и сознавшиеся в этом, приглашаются перестать, если не хотят быть извержены. А пребывающие в этом зле клирики извергаются, а миряне – отлучаются. Знай, что хотя мы написали в том правиле, что некоторые говорят о том, что совершаемые в настоящее время конские ристалища не запрещаются, но пляски на сцене и зрелища смехотворцев на сцене всеми без различия признаются заслуживающими наказания, на основании обоих правил…”

Славянская кормчая: “Ни шпильманом быти, ни позорищ глядати, ни лова деяти, отлучаютбося: причетницы же се творящи, измещутся”.

Толкование обою правилу: “И мирстии человецы христиане суще, чисто житие имети истязаемы суть: того ради правило се, аще кто от них играет, или плясания творит, или шпильманит, рекше, глумы деет, и на видение человеки собирает, или ловитвам прилежит, таковые отлучает. Причетницы же аще что отреченных сих сотворят, да извергнутся”.
http://www.agioskanon.ru/vsobor/006_r51.htm

Правило 62-е: “Так называемые календы, вота, врумалия, и народное сборище в первый день месяца марта, желаем совсем исторгнуть из жития верных. Такожде и всенародныя женския плясания, великий вред и пагубу наносить могущия, равно и в честь богов, ложно так Еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимыя плясания и обряды, по некоему старинному и чуждому Христианскаго жития обычаю совершаемые, отвергаем, и определяем: никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду мужа свойственную; не носить личин комических, или сатирических, или трагических; при давлении винограда в точилах не возглашать гнуснаго имени Диониса, и при вливании вина в бочки, не производить смеха, и, по невежеству, или в виде суеты, не делать того, что принадлежит к бесовской прелести. Посему тех, которые отныне, зная сие, дерзнут делать что-либо из вышесказаннаго, Если суть клирики, повелеваем извергать из священнаго чина, Если же миряне, отлучать от общения церковнаго”.

Зонара: “Календы суть первые дни каждого месяца, в которые у еллинов обыкновенно совершались некоторые обряды. А Воты и Врумалии были еллинские праздники. Ибо Врумий было прозвание Диониса. Все это и другое подобное отцы запрещают верным. Запрещают также и всенародные женские плясания, как возбуждающие зрителей к невоздержанию, и все что у еллинов делалось во имя лжеименных богов их мужчинами и женщинами. Повелевают, чтобы мужчины не употребляли женских одежд, или женщины мужских, как делали на праздниках Диониса; не надевали личин комических, трагических, или сатирических…”

Славянская кормчая: “Еллинских обычаев удалятися, личин на ся не налагати, и плясания не творити”.
http://www.agioskanon.ru/vsobor/006_r62.htm

Крафагенский собор:

Правило 18-е: “Детям священников не представлять мирских зрелищ и не смотреть оных. Сие же и всем христианам всегда проповедуемо было, да не входят туда, где бывают хуления”.

Правило 55-е: “Позорищные и глумящиеся на зрелищах и прочие таковые лица или отступники, кающиеся и обращающиеся к Богу, да не лишаются благодати или примирения”.
Как видим, в этом правиле как актёры (позорищные), так и зрители (глумящиеся на зрелищах) приравниваются к отступникам от веры.

Правило 72-е: “Подобает просить также и о сем, да воспретится представление позорищных игр в день воскресный и в прочие светлые дни христианской веры, тем более что в продолжение восьми дней святой Пасхи народ более собирается на конеристалище, нежели в церковь. Должно переменить определенные для игр дни, когда они встречаются с праздничными, и никого из христиан не должно принуждать к сим зрелищам”.

Правило 74-е: “Подобает просить еще и о сем: если кто восхочет от некоего игралищного упражнения приступить к благодати христианства и пребывать свободным от оных нечистот, то да не будет позволено никому склонять или принуждать такого вновь к тем же занятиям”.

“Речь идет об актерах, которые еще не были христианами, но выразили желание креститься. От них требуется отказ от своей профессии, и гражданскую власть просят ограждать их от всякого принуждения, ибо в то время записавшийся в число актеров обязан был продолжать свою деятельность на сцене под угрозой наказания. Отцы Собора просят Императоров освободить их от такой ответственности”. (Подборка правил предоставлена Георгием Маулем).

Материал статьи подготовлен Игорем Степовым для сайта сайт

Материал по теме:


Расширенный видеоматериал с конференции РГБ о выявленных подменах и осознанной манипуляции русской историей за последние два-три века.

О рыбном дне, застое и большой политике

Удивительное расследование сайт о популярном советском мифе 1980-х – создании антиправославной диетической традиции “рыбного дня” в четверг в противовес древней Православной традиции держать пост по средам и пятницам.

Но мама вновь опоздала.

Не знаю.

Среди деток нашего садика?

наболевшем:

Конечно, - успокоил папа.

Что б, не узнал Ирод?

Папа, Ирод нашел их!

Регистрационный номер 0050062 выдан для произведения:

К Рождеству сад укрылся "белым одеяльцем". Так называла снег Маша, когда наблюдала из окна за белками.

С вечера девочка и папа насыпали по горстке семян в прикрепленные веревочками к яблоням кормушки-качалки.

Сегодня, в рождественское утро, в саду оказались шесть белок. Перепрыгивая с дерева на дерево, пушистыми хвостиками, они, будто рыжими метелками сметали вчерашний снег с яблоневых веток.

Мама, скорее! Пропустишь веселье: Люся краковяк опять танцует!

Но мама вновь опоздала.

Зато появился папа из ванной комнаты, выбритый, пахучий:

Твоим сказкам еще долго жить, - сказал отец с нежностью в голосе.

Папа, почему Рождество всегда бывает рядом с Новым годом?

Не знаю.

Я знаю. На Новый Год приходит Дед Мороз, но только на минутку. Потом он пропадает надолго. А без подарков людям скучно. Вот Дед Мороз и придумал следующий праздник, для веселья, - опасаясь, что папа случайно перебьет, или поспешит куда-то, девочка мигом протараторила все, о чем давно мечтала сказать.

Отец посерьезнел, почесал затылок, усмехнулся... подошел к дочери и взял ее за руку.

Нет, Маша. Дед Мороз не имеет никакого отношения к Рождеству. Дед Мороз - сказочный герой. А Рождество празднуется в день рождения Господа нашего Иисуса Христа.

Того, что на крестике распятым изображен? - осторожно поинтересовалась девочка.

Да, Иисусу было тридцать три года, когда это случилось.

Папа внимательно посмотрел на Машу: делиться с ребенком взрослыми понятиями, или подождать пока девочка подрастет?

Маша увидела замешательство отца. В такие моменты у него всегда на лбу выступала морщинка, ручейком разделяя высокий лоб на два берега. Она хотела крикнуть, что выросла, но… папа уже продолжил беседу:

Потом Иисус воскрес из мертвых. Спустился с Небес, чтобы дать нам жизнь вечную.

Это было до твоего рождения? - стараясь выглядеть, повзрослей, рассудительно спросила Маша.

Более двух тысяч лет назад, в Вифлееме. А родился Иисус в яслях… - вновь папа замешкался, и опять ручейком отразилась на лбу морщинка.

Среди деток нашего садика?

Нет, доченька. В яслях, на скотном дворе, - он снова улыбнулся, потрепал льняные, вьющиеся волосы на макушке у Маши, и доверительно приступил к объяснениям:

Мамой его была земная дева Мария. Папой - Отец Небесный. Родился Он от Святого Духа. Почему и говорят: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Не все так говорят, - с грустью призналась девочка, и тут же продолжила о

наболевшем:

Только вы с мамой…. Мишкины родители даже подсмеиваются над нами, и иконками нашими…

Многие люди не ведают, что творят, - спокойно остановил, нахлынувшую волну негодования понятливый папа, продолжил негромко:

Иисус прощает любые ошибки, если человек осознает их. Вслед посылает Ангелов на помощь. Они, как солдаты, начинают борьбу с нечестивыми духами. Одному человеку трудно справиться со злыми силами.

И нас охраняют Ангелы? - вырвалось невзначай.

Конечно, - успокоил папа.

Значит, Иисус, Царь Ангелов?

Он Царь Света Мира сего! - с нескрываемым удовольствием сообщил папа:

Хотя, родился на земле в полночь. Отец Небесный заранее предусмотрел час появления на свет Спасителя нашего.

Что б никто не увидел? - опять ей не терпелось.

И не узнал до поры до времени, - подтвердил догадки дочери отец.

Почему? - вновь возникли непонятности.

На земле в то время жил коварный царь Ирод, - заметив серьезное любопытство у дочери, отец смело продолжил беседу:

Когда родился Иисус, звезды сообщили только Волхвам о появлении на земле Божьего Сына.

Что б, не узнал Ирод?

Да. Ироду было известно от колдовских прорицателей о скором появлении на земле Спасителя мира. От них он узнал в ту ночь о рождении младенца Иисуса. Очень испугался. Зарыдал от злобы.

Точно, как конопатый, Мишка. Всегда Илюшу умного, «дудаком» обзывает, воспитательница заметит, накажет, а Мишка-трус сразу в слезы. Будто его дразнили, -

Маша посмотрела на папу. Ей показалось, что в его небесных глазах отразились блестками звездочки. Те самые, что сияли под светом гирлянд, на елке…

Украшенная лесная красавица в огоньках, папин нарядный костюм, яркий, вишневого цвета галстук, пшеничные волосы, ласковые, мягкие ладони - все сопутствовало праздничным чудесам, которые с нетерпением ожидала перед Рождеством Маша.

И она уже забыла про вчерашнюю ссору с Илюшей, который занял ее место за столиком, и, которого вновь обозвал Мишка. За что получил кулаком по лбу от Маши.

Кому пожаловался Ирод? - с большой заинтересованностью спросила Маша.

После долго молчанья, вопрос девочки, порадовал отца:

«Значит, - истинное, растворяется в ребенке»,- подумал, улыбнувшийся папа:

Он был Царь, - с той же загадочной улыбкой, поведал далее:

Считал себя всемогущим на земле. Потому привык повелевать, а жаловаться не научился.

Папа опять посерьезнел, но не переставал внимательно смотреть в Машины глаза-вишенки.

Маша пыталась, словно в зеркале, увидеть свое отражение в загадочном, папином взгляде. Она уже намеревалась приблизиться, столкнуться, как бывало раньше, носиками: увидеть желаемое в чарующем ее зазеркалье, но… вдруг папа нахмурился, заговорил таинственно:

В ту ночь Ирод приказал уничтожить всех рожденных младенцев в Вифлееме. Его слуги выполнили приказ.

И убили маленького Иисуса? - со слезами на глазах, прошептала Маша.

Нет-нет! - тут же успокоил ребенка папа, - с Божьей помощью армия Ангелов Небесных вступила в бой с отрядами злодея Ирода. В тот момент Бог послал мудрость земному родителю Иисуса Иосифу, направил всю семью в безопасное место.

Ты говорил: у Иисуса отцом был Бог? - недоумевая, девочка перевела взгляд на Рождественскую открытку, что украшала праздничный стол.

В подсвеченной изнутри позолоченной рамке, на фоне синего неба, и белого облачка, выделялась, вылепленная, словно из пластилина, статуэтка незнакомки с младенцем на руках.

Интересно, она была одета в зеленое платье, как Машина кукла Аля. Удивила девочку золотистая шаль на голове изящной статуэтки. Насторожила внезапно мужская фигура, за спиной умиротворенной матери. Девочка подумала, что это тот самый Ирод, подкрался неожиданно. Потому вскрикнула:

Папа, Ирод нашел их!

Ожидая ответа на волнующие ее вопросы, Маша наблюдала за отцом.

Но тебя-то не страшатся? - после короткого молчания, с любопытством поинтересовался папа.

Вчера мама-белка орешек из ладошки моей откусила, - похвасталась достижениями дочка. Но, тут же вспомнила о папиных заслугах: - Потому что мы с тобой ее приручили.

Правильно. Вот так же и с Иисусом: сердца людей ожесточились, потому что они начали забывать Божьи заповеди. Чтобы напомнить о них, вернуть им страх Божий, остановить злодеяния их, и был послан Иисус, рожденный человеком. Сама же говоришь: белочка не может понять людского языка. Так же и человек, утративший Веру, перестает понимать Бога. Отцам больно, когда их забывают дети. Небесному Отцу еще больней, потому что все люди на земле - Его дети. А, когда дети забывают отцов, их сердца становятся каменными, значит, мертвыми. Иисус был послан на землю, чтобы спасти людей от смерти, вдохнуть в каменные сердца жизнь, наполнить их радостью. Радостью оказалась Благая Весть от Сына Божьего Иисуса Христа:

Признание в грехах - покаяние любого человека через Иисуса Христа оживляет каменное сердце, превращает его в живое, любящее Бога.

Любой грех прощается человеку, если он позовет на помощь Иисуса.

До рождения Иисуса люди не знали об этом. Божью Благодать прятал от них дьявол, заставляя грешить, заманивал в Ад.

Иисусу - Божьему Сыну, рожденному в облике человеческом, надо было взять грехи всех людей на земле, обезоружить дьявола новым Божьим посланием:

Вместе с распятьем Сына Божьего - распяты грехи каждого человека на земле!

Человек, поверивший в Иисуса Христа, как в сына Божьего, освобожден от всех грехов!

Потому душа такого человека наполняется радостью, и он вновь возвращается в объятия Отца Небесного.

Вот так Иисус победил дьявола, забрал у него ключ от людских сердец, освободил людей от Тьмы, дал надежду на Светлый путь, - посвящая ребенка, в неслыханные до того ему тайны, папа вдруг озорно подмигнул Маше.

Иисуса же не видно? - в недоумении огляделась малышка.

Но и белочек не видят те, кто не заботиться о них, - делился откровениями взрослых отец.

Да, Мишка даже не верит, что в саду могут танцевать белки, - подтверждая папины рассуждения, согласилась дочь.

- «Вера без дел мертва» - заповедал нам Иисус. Добрыми делами, поступками - сердца наши освобождаются от жестокости.

Потому Мишка бездельник и смеется над моим крестиком.

Снова папа расплылся в улыбке, и ямочки оттого на обеих щеках прорезались лунными скобочками.

Они появлялись всегда, когда папа был доволен победам дочурке. Маша знала этот секрет отца. Из-за того и весело подскочила, захлопала в ладоши:

Значит, Иисус научил нас с тобой любить белочек, угощать их едой, радоваться их танцам в нашем саду?! - дочь крепко ухватилась за отцовские ладони, быстро-быстро вытянула на середину комнаты. Тут же они вместе закружились, будто в хороводе.

Иисус подсказал тебе заботиться о белочках. Ты научил меня подкармливать их.

Теперь мы радуемся рождению Иисуса Христа! - продолжая, кружится вокруг елки, звенящим, словно колокольчик, голосом, будто только что выученный стишок, твердила неугомонная Маша.

Это и есть чудо! - басисто поддержал озорницу отец.

Вдруг Маша остановилась посреди комнаты, огляделась по сторонам. Затем на цыпочках вновь приблизилась к папе… и, подражая маме, по-взрослому призналась:

Поняла, папа. Рождение Иисуса - настоящее Чудо! А Деды Морозы сказочные. И приходят пораньше, что б подготовить подарки, как мама теперь, жарит в духовке гуся, угощенье для гостей готовит.

Папа почему-то рассмеялся. Да весело так!

И похож теперь был он на Илюшу. В точности, тот смеялся вчера над ее проказами с Мишкой. Ну, после того, как Маша влепила кулаком задире по лбу.

Мама услышала папин смех, выглянула из кухни, и направилась к «разбушевавшимся разбойникам домашним».

Что за веселье?! И без м-е-н-я-я-я?! - мелодично пропела она ангельским голосом, взяла на руки Машу, и, вдохнув персиковый аромат папиных духов, прикоснулась губами к его щеке.

Прямо на подоконнике примостилась пушистая белочка с орешком. Маша первой заметила гостью, и тихо, прошептала на ушко маме:

Настоящее чудо за окошком! Белочка поздравляет нас с Рождеством Христовым! Иисус ей показал дорогу в наш дом... А Дед Мороз лишним оказался в папиной истории.

Но ты, мама, у нас не лишняя. Ты - главная!

Говорят, что традицию наряжать ёлку на Рождество положил святой Бонифаций . Проповедуя в VIII веке христианство язычникам, он решил срубить священный дуб, которому те поклонялись, чтобы показать, что у дерева нет никакой силы. Когда дуб упал, он повалил все деревья вокруг, кроме ели. Её-то Бонифаций и объявил деревом Христа .

По другой версии, христианская церковь всего лишь присвоила древний обычай. Традиция украшать ель была ещё у древних кельтов. В день зимнего солнцестояния, 21-22 декабря, полагалось задабривать лесного бога, принося ему в жертву животных. Внутренности несчастных агнцев развешивали на ёлке. Позже обряд перестал быть столь жестоким - и кишки заменили яблоками, колосьями, фигурками птиц и животных.

На Руси же ёлки появились благодаря Петру I . Царь не только повелел праздновать Новый год первого января (до этого Новолетие отмечали 1 сентября), но и издал особый указ, согласно которому полагалось по западному обычаю украшать фасады зданий ветвями хвойных деревьев. Указ показался подданным весьма странным - на Руси еловые ветки ассоциировались с погребальным обрядом. Поэтому к распоряжению царя прислушались немногие - лишь владельцы кабаков развесили еловые лапы у входа в свои заведения. После этого в течение многих веков горьких пьяниц называли Ёлкиными.

Традиция вносить ель в дом появилась в России лишь в 1817 году благодаря императрице Александре Фёдоровне . Дочь прусского короля решила отпраздновать Рождество по западному образцу и устроила домашнюю ёлку в своих личных покоях.

Обычай праздновать Новый год под ёлкой просуществовал чуть более ста лет. После революции и Гражданской войны, когда к власти окончательно пришли большевики, ёлки были признаны буржуазным пережитком и надолго забыты.

Реабилитировали ёлку лишь в 1935 году. Советский государственный деятель и пропагандист Павел Постышев в своей статье в газете «Правда» назвал нападки на ёлку «левым загибом», и ёлка вернулась в дома советских граждан. Правда, не как символ Рождества, а как непременный атрибут Нового года.

Дед Мороз и Санта

Весёлый добрый старик с мешком подарков - таков привычный образ Деда Мороза . Однако наши предки представляли его совсем другим. Повелитель вьюги и холодов у древних славян звался Карачун , и он вовсе не был добрым дедушкой. Это суровый старик с длинной белой бородой, в синем кафтане и с волшебным посохом. Коснётся им окон домов - и те вмиг покроются инеем, дотронется до речки - та в минуту замёрзнет.

Людей Карачун не жалеет - бывает, насмерть морозит путников, бывает, ворует детей и уносит их в своё холодное подземное царство. Свита Карачуна тоже совсем не похожа на милых оленей Санта-Клауса. Карачуна сопровождают птицы-вьюжницы, волки-метели, медведи-шатуны и души людей, замёрзших до смерти.

Чествовали Карачуна 21-22 декабря, в день зимнего солнцестояния. Чтобы угодить злобному старику, наши предки оставляли Карачуну немного кутьи (особая каша), считая, что это убережёт обитателей дома от гнева повелителя вьюги.

После того как на Русь пришло христианство, языческих богов стали заменять христианские святые. И на смену злобному Карачуну пришёл святой Николай , чей день памяти приходится на 19 декабря. Католики и протестанты называли его Санта-Клаусом .

В отличие от Карачуна святой Николай был весьма добрым человеком. С юности он посвятил себя религии и со временем сделался епископом. А в свободное от проповедей время Николай совершал добрые дела. Причём старался делать это тайком, чтобы избежать благодарности за свою щедрость.

По одной из легенд, как-то раз Николай узнал о трёх сёстрах-красавицах, чей отец был слишком беден, чтобы дать за ними приданое. Тогда папаша не сумел придумать ничего лучше, чем продать дочек в публичный дом. На помощь пришёл святой Николай. Через печную трубу он подкинул в дом несчастных девиц три кошелька, набитых золотом, которые угодили прямо в чулки, сушившиеся у печки. В память о добрых делах Николая в Европе было принято дарить друг другу подарки. Однако делали это не на Новый год, а на день рождения святого - 19 декабря.

Позже, в эпоху Реформации, традицию чуть изменили - подарки стали дарить на Рождество в память о дарах, принесённых волхвами младенцу Иисусу. Санта же стал символом Рождества ещё позже - в 1823 году, после того как стихотворение «Ночь перед Рождеством», написанное Клементом Кларком Муром , стало популярным. В стишке описано семейство, которое в ожидании Рождества наблюдает упряжку оленей, везущих Санта-Клауса с мешком подарков для детей.

Русский Дед Мороз очутился под ёлкой ещё позже. В дореволюционной России Рождество обходилось без него. У русских детишек Дед Мороз по-прежнему ассоциировался со злобным духом зимы, поэтому редкие попытки пригласить по западной традиции Деда на праздник оканчивались неудачно - дети попросту рыдали или разбегались в страхе. Дело пошло на лад только в 30-е годы XX века, когда сказки о Карачуне были основательно забыты. Именно тогда Дед Мороз обзавёлся Снегурочкой, которая смягчила образ сурового старика и выступила в качестве посредницы между ним и ребятишками.

Дочка или внучка?

Ответ на вопрос, кем приходится Деду Морозу Снегурочка, не так уж однозначен. Современные дети уверены, что она его внучка. Однако их прабабушки и прадедушки были другого мнения.

Дело в том, что образ Снегурочки полюбился детям и взрослым после того, как увидела свет одноимённая пьеса Александра Островского . В этом произведении Снегурочка приходилась Деду Морозу дочерью, а её мамой была Весна-Красна.

В советское время Снегурочка из девушки превратилась в маленькую девочку и стала внучкой Деда Мороза. С годами она подросла и снова превратилась в девушку, как в пьесе Островского, но родственные связи с Дедом Морозом остались неизменными.

Впрочем, кем бы ни приходилась Снегурочка Деду Морозу, она была его неизменной спутницей на всех советских ёлках. Исключение было сделано лишь на пару лет в начале 60-х годов после полёта Юрия Гагарина в космос. Тогда на празднике вместо Снегурочки Деда Мороза сопровождал космонавт.

Кстати

Первое января когда-то был обычным рабочим днём. Лишь В 1947 году указом Президиума Верховного Совета СССР первый день года был официально объявлен праздником и выходным.

На Рождество жгли костры, полагая, что усопшие родители могут возле них обогреться и что от этого огня летом непременно пшеница уродится. Спутывали ножки столов, «привязывая» скотину ко двору. Кормили овец первым испеченным на 7 января блином, чтобы в новом году они здоровыми были. А курам в этот день даже зерна не давали, дабы они летом огородов не копали. Хозяин в рождественскую ночь со двора старался не уходить для того, чтобы ненароком «не вынести из избы достатка и благополучия». А первого пришедшего с поздравлениями гостя принято было на меховой тулуп сажать в надежде на большой приплод ягнят.

В разговенье, то есть первое рождественское утро нельзя было пить за завтраком воду - иначе летом на сенокосе от жажды иссохнешь. Не принято было в этот день заниматься «гнутой работой», то есть мастерить обручей, полозьев, хомутов, чтобы скотина без приплода не осталась. А в надежде на урожайный год все, как один, встречали праздник в новых платьях.

Что же касается «природных» примет, то их на 7 января было множество, причем все только хорошее предсказывали. Выпавший на праздник снег - большие хлеба ворожил, звездное небо - горох сулило, иней - богатый урожай садовых плодов предсказывал, метель пчелиных старателей радовала, а гладкие дороги густую гречиху обещали.

Но какой бы ни случилась в этот день погода, чем бы ни заняты были люди в светлый праздник Рождества Христова, каждый в память о том, как отказали жители Вифлеема Богоматери в ночлеге и ужине, ставил на окошко зажженную свечу, словно приглашал Господа и Богородицу в гости.

Одним из самых почитаемых праздников в христианстве считается Рождество Христово. Начинаются святки, которые продлятся вплоть до 18 января. В этот период люди старались веселиться, устраивали гуляния, справляли свадьбы. Также, согласно поверьям и приметам, именно 7 января начинаются настоящие Рождественские морозы.

В день Рождества Христова, 7 января, все верующие вспоминают величайшее чудо – рождение Иисуса Христа. Они собираются в храмах, где проходят праздничные богослужение. Также7 января все старались посетить родных и близких, чтобы разделить с ними пищу. Существует даже традиция ходить в гости. Хорошая примета – если в дом первыми войдет двое мужчин. Это означает, что в течение года в семье не будет ссор. Если же первой в дом входит женщина, то эта примета не радует: считается, что это к несчастьям и болезням.

Народные приметы на 7 января

  1. Если на Рождество оттепель, значит, нужно ждать теплую и раннюю весну.
  2. Если на Рождество, 7 января, ударяют морозы, то так же холодно будет и на Крещение. Может даже начаться сильная метель
  3. Если Рождество выпадает на пятницу, значит, зима в этом году будет длинной, а лето, напротив, коротким.
  4. Если Рождество выпадает на воскресенье, жди удачу во всех делах
  5. Человек, родившийся в Рождество, будет счастливым. В качестве талисмана ему рекомендуют носить яшму.
  6. Если в Рождество кошка стенки дерет, значит, совсем скоро погода испортится. Если же кошка скрутилась в клубок, нужно ждать сильных морозов.
  7. Высокие сугробы 7 января предвещают благополучный год
  8. Оттепель в день Рождества Христова предвещает раннюю и теплую весну
  9. Ясная луна на небе – жди сильных морозов
  10. Хорошая погода на Фелицату, в соответствии с приметами, предвещает богатый урожай
  11. Известно, что, какой является погода после Рождества Христова, таким и будет весь период после Петрова Дня (12 июля)
  12. Если хозяйка в этот день разбила посуду либо что-то разлила, это к ссоре
  13. Нельзя выносить ссор из избы до самого Старого Нового года – считается, что это к несчастью
  14. Сыграть свадьбу 7 января – к счастью в браке
  15. Если на улице разыгралась метель – быть ранней весне
  16. Нельзя употреблять спиртное в Рождество – пропьешь весь летний урожай
  17. По примете 7 января, глава семьи в этот день должен оставаться дома – чтобы стадо не потерялось
  18. Если в Рождество, глядя на небо, помолиться и загадать желание, оно обязательно сбудется
  19. Если Рождество выпадает на новолуние – это сулит неурожай. Звездное небо, напротив, обещает хороший урожай бобовых культур.
  20. В этот день нельзя ходить на рыбалку и в лес, чтобы не тревожить водяных, русалок и леших, отмечающих праздник
  21. Нельзя 7 января ругаться, работать, переезжать на новое место, резать скот и думать о чем-то плохом

Праздник Рождества Христова существует очень давно и были выработаны многочисленные приметы на Рождество:

Приметы на Рождество

В Рождествонельзя девушкам гадать;

И молод, и стар ступай на базар, покупай веселей, рублей не жалей;

К Рождествув горнице стелят праздничные половинки: на белом поле - голубые цветы;

Метель в канун Рождества-будет ранняя листва;

В Рождествонельзя занимать­ся хозяйственными делами;

Если в первые дни рождествен­ских праздников иней на деревьях -будет хороший урожай хлеба;


Приметы на Рождество. Если Рождествотеплое - весна холодная;

Во время обеда на Рождествонельзя воду пить, кто не пьет, тому не захочется воды, когда ее негде взять;

С Рождественского сочельника солнце идет на лето, а зима - на мороз;

На святкимного звезд на небе или часто идет снег и на деревьях много инея - год будет урожайным;

День теплый - хлеб будет темный, густой;

Метель - пчелы хорошо роиться будут;

Небо звездисто - урожай на горох;

С Рождествадо Крещениягрех охотиться в лесу - с охотником может несчастье случиться;

Рождественские приметы

Приметы на Рождество. В Рождествонельзя шить, иначе в семье кто-нибудь ослепнет. В рождественский сочельник (6 января) - канун великого праздника Рождества - весь день постятся («до первой звезды») и готовят празднич­ную одежду. Считалось, что нельзя встречать Рождество в черном («приходить на пир в печальной одежде»).

В канун Рождества на Руси соблюдали обычай колядования. Парни и девушки собирались и ходили по домам, распевая песни-коляды и выпрашивая у хозяев угощение и деньги. Существовал даже специальный обряд, который соблюдался на «святой вечер» -сочельник. До появления первой звезды накрывают стол и начинается ужин - «вечеря». Обычно в этот день принято собираться всей семьей в родительском доме и встречать праздник Рождества.

Со «святого вечера» до 14 января хозяйки не выметают сор из избы, чтобы потом весь мусор, собранный в кучу, сжечь во дворе. В ночь на Рождество, по народному поверью, творятся всякие чудеса.

Считается, что в эту ночь «отверзаются» небеса, все земные воды, источники, родники и колодцы наделяются волшебной целительной силой, а если в эту ночь кто-то загадает желание, оно должно обязательно сбыться. Существует обычай выходить в рождественскую полночь в поле и смотреть в небо: взорам людей, живущих праведной жизнью, открываются небесные высоты немыслимой красоты.

В рождественский сочельник во многих домах зажигают очаги, камины, а в огонь кладут деревянную колоду, предварительно обмазанную медом и посыпанную хлебными зернами. Огонь в очаге стараются поддерживать все Святки вплоть до старого Нового года. Вся семья собирается за столом, а если приглашают гостей, то загадывают об удачах и бедах на весь год, встречая первого гостя.

Именно с ним связывают после все события, случающиеся в новом году. Поэтому на Рождество всегда старались приглашать только самых близких людей, которые могут принести счастье. К рождественскому столу пекут пирог с вложенной в него монеткой (или изюминкой, гороши­ной перца, орешком и т. д.). Хозяин дома делит пирог, и счастливым будет тот, кому достанется кусок с сюрпризом.

Святки на Руси всегда считались одним из самых веселых праздников. Всю неделю Святок люди старались прожить как-то особенно, отмечая каждый день своеобразными приметами и гаданиями. Особенно внимательно относились к снам, видениям и знамениям, которые приобретали на Святки особое значение. Считалось, что в сочель­ник, с 6 на 7 января, обычно снятся вещие сны, особенно при растущей луне, поэтому, для того чтобы запомнить сон, в изголовье кровати ставили свечу и клали сонник, чтобы

утром немедленно заглянуть в него и разгадать приснившийся сон.

И все же главным обрядом, выпол­нявшимся на Святки, были знамени­тые святочные гадания. В Болгарии существовал обычай святочных гаданий с колодцем. В полночь девушки собирались и в полном молчании зачерпывали из колодца ведро «немой» воды, обладавшей магической силой.

Каждая девушка бросала в ведро горсть хлебных зерен, колечко или букетик со своей отметкой, а также другие предметы. Их вынимала маленькая девочка (незаинтересованная сторона) под пение обрядовых песен, содержание которых соотносилось с вытащенным предметом. Эти предметы после клали под подушку, чтобы увидеть во сне суженого.

В нашей стране издавна существуют многочисленные рождественские приметы. Считалось, что если празд­ник совпадает с воскресеньем, то лето будет обильное, с множеством плодов и меда; а если с понедель­ником, то зима будет доброй, а весна - мокрой.

Если день теплый - к урожаю, если капель - к хорошей грече, а ме­тель поднимется - к роению пчел.

Коли небо звездное - будет много ягод и богатый приплод скота.

Нельзя шить в Рождество, дабы не ослепнуть.

На Рождество одевай но­вую рубаху: если оденешь просто чистую, но не новую рубаху, то бу­дет неурожай.

От Рождества до Крещения нельзя охотиться на зверей и птиц: с теми, кто охотился, случа­лись несчастья, многие в лесу за­мерзали.

Чтобы достойно встретить Рождество, нужно обязательно иметь дома:

Рождественский венок (сим­вол света, который приходит в мир с рождением Христа),

Колокольчики (нужны для из­гнания злого духа),

Рождественские свечи (с их помощью изгоняются силы тьмы и холода),

Рождественские открытки.

Новогодние приметы

У нас в России существуют определённые новогодние приметы:

1. Последняя рюмка накануне Нового года принесет удачу тому, кто ее выпьет.

2. Как Новый год встретишь, так и весь год проведешь.

3. Если в первый день Нового года торговец отдаст товар первому встречному покупателю очень дешево, то весь год будет удачная торговля.

4. В Новый год сильный мороз и малый снежок - к урожаю хлеба, а тепла и отсутствия снега на дворе в этот день боялись пуще пожара, так как было это верным признаком грядущего неурожая и голода.

5. У кого в Новый год будет пусто в карманах, тот весь год проведет в нужде.

6. Если в первый день Нового года выполнять тяжелую работу, весь год пройдет без отдыха.

7. На новогоднем столе должны быть в изобилии еда и напитки, тогда весь год в семье будет достаток.

8. Если на Новый год надеть что-нибудь новое, то наступающий год будет удачным.

9. Если первый день в году веселый, то весь год будет таким.

10. Перед Новым годом нельзя выносить сор из избы, иначе целый год не будет домашнего благополучия.

Если в ночь на Новый год странный гость к тебе придет
Кто-то с белой бородой, в красной шапке меховой,
С длинным посохом в руке и с подарками в мешке,
С громким смехом, с добрым взглядом...
Значит больше пить не надо!

12. В новогоднюю ночь небо звездное - к урожаю ягод и грибов.

13. Одалживать деньги под Новый год нельзя ни при каких обстоятельствах, чтобы весь следующий год не быть в долгах.

14. Если в Новый год гости, то весь год гости.

Зимние приметы

Здесь можно ознакомиться со своеобразным календарём, в котором перечислены зимние приметы.

Декабрь - приметы

7 декабря. Катерина санница. Открывали извоз, справляли гулянье. Катеринские гулянья, гадания, первые катания на санях, собирались в дальнюю дорогу с товарами.

9 декабря. Юрьев день. Юрий Холодный. Старинный срок перехода крестьян от одного барина к другому, запрещенный соборным уложением 1649 года. "Вотт^бе, бабушка, и Юрьев день!", "На Руси два Юрья - один Юрий холодный (зимний), другой голодный (вешний)".

Зимние приметы 13 декабря. День Андрея Первозванного. Наслушивают воду (тихая вода - хорошая зима; шумная - морозы, бури, метели).

19 декабря. Никола зимний. Пора Никольских морозов. Два Николы: один с травой, другой с морозом. Сколько Никола Зимний даст снегу, столько Никола Вешний даст травы.

Коли снег привалит вплоть к изгороди - плохое лето, а коли есть промежуток - урожайное.

декабря. Спиридон Солнцеворот. Солнце - на лето, зима - на мороз. Медведь в берлоге переворачивается на другой бок. Если солнце светло, лучисто - Новый год будет морозным, ясным, а если хмуро и на деревьях иней - теплым и пасмурным. После Солнцеворота хоть на воробьиный скок, да прибудет денек.

29 декабря. Агеев день. На Агея иней - теплые святки (7 января), коли мороз, то он простоит до крещенья (19 января).

Январь - приметы

1 января. Если ночь на первое января звездная, то быть по лету большому урожаю ягод. Каков первый день января, таков и первый день лета.

Зимние приметы 6 января. Сочельник. Наступают морозы. Зима резвится не в лесу, а у нас на носу. Ясный день - к хорошему урожаю. Коли тропинки черны -урожай на гречу. Звездист небосвод - ждет ягодный год и на скот велик приплод. Дня прибыло на куриную ступню.

7 января. Рождество Христово. Сугробы высоко набило - к хорошему году. Если оттепель - весна будет ранняя и теплая.

7-14 января. Святки. Загодя в лесах заготовляли бревна для срубов, чтобы по снегу вывезти их на усадьбы.

8 января. Бабий праздник, праздник каш. В праздник каш всяк с ложкой ходит - полный черпак семью не разгонит. Столярничают, играют на музыкальных инструментах.

12 января. Анисьи зимние. Гость, гостинек, взойди на порог. Перед гостем на стол - и грибы, и разносол, и варево из печи на стол мечи.

13 января. Васильев вечер. Щедрованье. Садоводы в полночь стряхивают снег с яблонь - для урожая. Если в ночь ветер дует с юга - год будет жарким и благополучным, с запада - к изобилию молока и рыбы, с востока - жди урожая фруктов.

14 января. Новый год. Васильев день. Василий Великий. Зиме середка. Если будет туман - к урожаю.

15 января. Сильвестр. Куриный праздник. Ребятам раздают петухов из глины. Январь гонит вьюгу за семь верст.

18 января. Крещенский сочельник - голодный вечер. Полный месяц - к большому разливу. Собирают снег для беления холстов, для бани.

19 января. Крещенье. Крещенские морозы. В ночь небо открывается (проясняется). Коли метель, то мести ей и через три месяца. В народе этот день называют Богоявле-ньем. Если день теплый - хлеб будет темный, то есть, густой, холодный, ясный - лето предстоит засушливое, пасмурный и снежный - ждите обильного урожая. Крещенье под полный месяц - быть большой воде. Собаки много лают - будет много дичи и зверя.

21 января. Емельян Зимний. Емельян, накрути буран". Метель зиме за обычай. Судят о характере зимы окончательно. Если подует с юга - посулит грозовое лето.

23 января. Григорий - Лето указатель. иней на деревьях, стогах и скирдах - к мокрому ц холодному лету.

25 января. Татьянин день. Проглянет солнышко - к раннему прилету птиц, снег - лето дождливое.

30 января. Антон Перезимний. Перезимник - обнадежит, обтеплит, а потом обманет - все морозом стянет. Не верь теплой погоде зимой.

31 января. Афанасий Ломонос. Афанасьевские морозы. Ломонос морозит нос. Вороны летают и кружат стаями - к морозу. Мороз шутить не любит.