Ребенка меняется настроение и он. Резкие перепады настроения: причины и лечение. Перепады настроения у мужчин: причины

Расстраиваться и чувствовать подавленность из-за проблем и трудностей - естественно для людей, как и радоваться, испытывая положительные эмоции. Но порой перепады настроения случаются независимо от обстановки, нарушают привычное течение жизни, создают напряженность в отношениях с членами семьи, коллегами, друзьями. Если такое случается часто и без причины, не исключено, что человек страдает одним из видов эмоционального расстройства или физическим заболеванием.

    Показать всё

    Почему меняется настроение?

    Резкие перепады настроения у некоторых происходят по несколько раз на протяжении дня. Позитивный настрой может внезапно смениться раздражением, злостью, гневом или подавленностью и апатией. Такое поведение негативно сказывается на самом человеке и людях, находящихся рядом. Непонимание окружающих вызывает ощущение вины у пленника эмоций, да и сам он не понимает, почему его чувства похожи на американские горки.

    Нередко люди сами виновны в расстройствах поведения. Мнительность, тревожность, подозрительность, неумение строить отношения, решать конфликтные ситуации лишают человека психологической стабильности. На эмоциональный настрой влияют следующие факторы:

    1. 1. Состояние постоянной тревоги. Вместо жизни в настоящем человек возвращается в прошлое, вспоминая и анализируя неудачи, промахи, ошибки. Будущее он видит полным негативных событий, переживает за себя и близких, постоянно находится в напряжении, ожидая плохих известий.
    2. 2. Завышенные требования к себе и другим. Люди с подобным настроем никогда не бывают довольны жизнью, понимая, что неспособны соответствовать идеалу, к которому стремятся. Это вызывает негативное отношение к себе, неврозы, нестабильное настроение.
    3. 3. Эмоциональная незрелость. Люди, не умеющие достойно выходить из конфликтных ситуаций, страдают частой сменой настроения под влиянием неприятностей на работе, семейных неурядиц, нестабильности, перемен в жизни.
    4. 4. Недостаток любви в семье. Дети, выросшие в семьях, где им не хватало внимания и заботы, во взрослой жизни часто страдают расстройствами эмоциональной сферы, сопровождающимися колебаниями настроения.
    5. 5. Пребывание в какой-либо зависимости (алкогольной, наркотической, игровой, сексуальной, компьютерной и т. д.).

    Резкая смена настроения необязательно свидетельствует о проблемах в эмоциональной сфере, часто этому есть физиологическая причина.

    Физические и психологические причины

    Если чередование эйфории и угнетения сопровождается потерей или прибавкой веса, нарушением сна и аппетита, одышкой, сбоем менструального цикла у женщин, тошнотой, головокружением, тремором конечностей, необходима консультация врача. Часто причиной эмоциональной нестабильности является болезнь.

    Органы, влияющие на настроение:

    1. 1. Щитовидная железа. Усиление выработки гормона щитовидной железы приводит к раздражительности, вспыльчивости, нервозности. Снижение концентрации гормона замедляет обмен веществ в организме, делая человека апатичным, слабым, подавленным.
    2. 2. Сердечно-сосудистая система. Тахикардия и повышение артериального давления способствуют производству адреналина, вследствие чего человек чувствует приступы страха и тревоги.
    3. 3. Заболевания печени и желчного пузыря. Кратковременные вспышки гнева в этом случае провоцирует выброс норадреналина, вызванный спазмом желчных путей.
    4. 4. Сахарный диабет. Настроение диабетика может колебаться вместе с уровнем сахара в крови, меняясь от веселья и радости к замкнутости, раздражению, тревожности, страху.

    Для выявления внутренней патологии необходимо обследование у терапевта, кардиолога, эндокринолога. Без лечения болезни, провоцирующей частые перемены настроения, советы психолога, прием седативных препаратов и антидепрессантов не принесут ожидаемого результата.

    Кроме общих факторов, вызывающих эмоциональные сбои, есть характерные отдельно для женщин, мужчин и детей, обусловленные особенностями психики, физиологии, возрастных изменений организма.

    У мужчин

    От мужчин ожидают силы воли, мужественности, стойкости, умения переносить трудности с несгибаемой спиной, но значительная часть сильной половины человечества не соответствует этим ожиданиям. Они подвержены страху, тревожности, нервному напряжению, стрессу. Усталость, переживания, связанные с материальной заботой о семье, непонимание жены, проблемы на работе могут вызывать у мужчины перепады настроения, уныние, угнетенное состояние.

    Другие причины эмоциональных срывов - вредные привычки и кризис среднего возраста. Пристрастие к алкоголю, наркотикам, азартным играм, просмотру порнографии негативно сказываются на мужской психике. У таких людей перепады настроения могут быть опасны, поскольку доходят до агрессии по отношению к членам семьи.

    У женщин

    У слабого пола частые приступы гнева, плаксивости, истеричности происходят на фоне гормональных изменений во время месячных, в период вынашивания и кормления ребенка, при климаксе. У многих подобные проявления вызывает ПМС (предменструальный синдром), другие страдают нарушениями эмоциональной сферы после месячных.

    Вредные привычки, недовольство внешностью, неудовлетворенные желания, отсутствие личной жизни, постоянные стрессы, напряженные отношения в семье и на работе накладывают отпечаток на психоэмоциональную сторону личности женщины, делая ее нервной, склонной к нестабильному настроению, подверженной депрессии.

    У детей и подростков

    У маленьких детей перепады настроения наблюдаются в периоды возрастных кризисов. Подобным образом ребенок пытается завладеть вниманием взрослых, реагирует на неблагоприятную обстановку в семье, конфликты родителей. Издержки воспитания также отражаются на поведении малыша. Чрезмерный контроль, опека, неоправданные запреты, завышенные требования провоцируют у ребенка эмоциональный ответ в виде вспышек агрессии, неуправляемости, упрямства.

    В период полового созревания психика детей становится особенно уязвимой и подверженной влиянию внешних факторов. На фоне гормонального всплеска любое событие может вызвать у подростка бурю эмоций, положительных или негативных.

    У молодого парня смену настроения вызывает сниженный уровень полового гормона тестостерона, который отвечает за своевременное половое созревание. Для девушки толчком к появлению поведенческих нарушений может стать недовольство внешностью, потеря внимания противоположного пола, сложности в общении со сверстниками, начало месячного цикла и связанный с ним всплеск гормонов.

    Серьезные опасения внушает подростковая депрессия, получившая в последние десятилетия статус эпидемии. Заметив у сына или дочери симптомы крайней подавленности, угрюмости, нежелания выполнять привычную работу, заниматься любимым делом, ухаживать за собой, необходимо обратиться к психологу. Признаки депрессии у подростка игнорировать опасно, поскольку длительное пребывание ребенка в таком состоянии угрожает его жизни: именно депрессия виновна в большинстве подростковых суицидов.

    Психические расстройства

    Наиболее распространенной причиной перепадов настроения являются нервно-психические расстройства, наблюдающиеся у людей обоих полов, разных возрастных и социальных групп. Разбалансированность психики может носить временный характер, зависеть от внутренних или внешних раздражителей, но иногда достигает критических отметок в виде тяжелой депрессии, невроза.

    Частая и быстрая смена эмоциональных реакций бывает при таких состояниях:

    • истерия - расстройство с нарушением двигательных, вегетативных, поведенческих реакций, стремление индивидуума привлечь внимание к себе слезами, криком, неестественным смехом, неадекватным поведением;
    • циклотимия, особенностью которой является быстрый переход от эйфории до крайнего угнетения и печали;
    • биполярное расстройство или маниакально-депрессивный психоз;
    • дистимия - легкая стадия депрессии;
    • пограничное состояние - личностное расстройство, для которого характерны неприспособленность к жизни в социуме, неумение контактировать с окружающими;
    • панические атаки - приступы необъяснимого страха, паники, тревоги, сопровождающиеся симптомами вегетососудистой дистонии;
    • депрессия.

    Механизмом, запускающим временное отклонение психического здоровья, становятся стрессовые ситуации, обстоятельства, требующие нервного напряжения (экзамены, важная встреча), для людей с метеозависимостью - погодные изменения, перемещение в другую климатическую зону.

    Профилактика и лечение

    Профилактикой поведенческих отклонений является правильное воспитание с младенчества, внимание к эмоциональным потребностям ребенка, отношение к нему как к личности, уважение его взглядов, предпочтений. Не менее важна последовательность, слаженные действия родителей (то, что запретил папа, не разрешает и мама), иначе ребенок с ранних лет научится изворотливости и приспособленчеству, что негативно повлияет на его психическое развитие.

    Возраст полового созревания требует от родителей особого внимания и усилий. В это время с ребенком необходимо обращаться как со взрослым человеком, уважать его право выбора друзей, внешкольных занятий, музыки, одежды, развлечений. При этом нужно оговорить запреты и ограничения, четко объяснив, почему они необходимы. Так родители смогут развить с подростком доверительные отношения и вместе пережить сложный возраст, не травмируя незрелую психику повзрослевшего ребенка.

    Простым, но эффективным средством профилактики и лечения перепадов настроения у взрослых и детей являются соблюдение режима питания, сна, работы и отдыха, умеренные физические нагрузки, пребывание на свежем воздухе. Техника аутотренинга, медитации, занятие йогой помогут нормализовать психоэмоциональный фон, восстановить психическое равновесие после пережитого стресса, конфликта, неприятностей. Пища, богатая витаминами и микроэлементами, благотворно влияет на нервную систему, общее состояние организма.

    В случаях стабильных проблем с эмоциональным настроем прибегают к помощи седативных, ноотропных средств, антидепрессантов, транквилизаторов. Эти медицинские препараты относятся к группе сильнодействующих, некоторые вызывают привыкание, поэтому самостоятельно применять их недопустимо.

Алена спрашивает:

Добрый день! Помогите пожалуйста советом, уже не знаю как себя вести, моему сынуле 2,4 года, последние 3 месяца очень изменился, стал драться, кричать, не реагировать на замечания и просьбы, может это банально, но я уже не знаю как его утихомирить. Сначала пыталась спокойно ему объяснять что-то, говорить что так не хорошо и т.д., но это не помогло, потом могла крикнуть на него и хлопнуть по попе, ставлю в угол. Такой метод тоже не действует. Вот сегодня ситуация, вышли на улицу, сразу побежал к качели, перед тем как посадить я его предупредила, что долго кататься на ней нельзя потому что она холодная, когда я начала ему говорить, что нужно вставать, а то замерзнешь, началась истерика, начал толкаться ногами, кричать и т.д. пыталась отвлечь на птичек, на деток... в результате проплакал минут 10-15. Я просто не знала куда себя деть и как себя вести!

Здравствуйте, Алена!
Возраст Вашего ребенка является особенно значимым для формирования детского "Я". Оно должно освободиться от поддержки, которое ему оказывало "Я" матери, чтобы отделиться от матери и воспринимать себя не как мамину часть, а как отдельного человека, отдельное "Я". То есть сейчас формируется самостоятельность Вашего ребенка(если сформируется неправильно, то это будет пассивность, инфантильность). Поэтому вам нужно научиться как бы "отпускать" ребенка, т.е. позволять ему уже чуть больше, но в пределах разумного. Например, с той же качелей - он подсознательно отстаивает свое "Я", требуя права самому решить сколько ему кататься, а Ваши логичные доводы ему еще не понятны, поэтому не боритесь с ребенком, а лучше возьмите что-то подстелить чтоб ему было не холодно. Ни в коем случае не бейте ребенка, а научитесь договариваться и все же переключать. Если на птичек и деток не получается, то придумайте что-то пооригинальней - "давай поищем качелю получше, я знаю где она есть" или "у меня в кулачке есть что-то для тебя(какая-нибудь печенюшка или другая мелочь), но ты должен взять это сам, встав с качели"- Вы, как мама, лучше всех знаете своего ребенка и можете придумать для него что-то особенное. И еще, Вам нужно знать, что в этом возрасте проявляется двойственное отношение к маме - очень сильно люблю, но появляется агрессия (чтобы помочь отделиться его "Я")к маме(может кусать, бить, "ругать"). Нужно спокойно объяснить ребенку, что мы все можем злиться, но нельзя делать больно живому, а позлиться можно разорвав старую газету, поколотив пустую картонную коробку и т.д. И еще попутно - не предъявляйте очень строгих правил по поводу опрятности (сесть вовремя на горшок, не пролить ничего на себя и т.д.). Всему свое время - дайте ребенку право "дозреть" до такого самоконтроля. Пусть он знает, что у него есть право на ошибку.

Случалось ли вам замечать резкие перепады настроения у малыша: то он заливисто смеется, а уже через минуту обиженно поджимает губки? Что это, «издержки» характера или особенности поведения, свойственные его возрасту? Нужно ли беспокоиться и обращаться за помощью к специалистам, или можно просто игнорировать такие капризы?

К основным причинам резких перепадов настроения у ребенка можно отнести следующие:

  • Недостаток внимания. Он ощущается особо остро, когда в семье малыш не один. Естественно, уделить достаточное количество времени своим чадам не всегда могут даже самые заботливые родители. Например, с появлением в доме новорожденного все внимание так или иначе концентрируется на нем. Какие чувства переживает в данном случае старший ребенок? Обиду, злость, ревность… Свое состояние он может передавать окружающим разными способами: от замкнутости в себе и нежелании принимать участие в общественной жизни до проявлений агрессии и постоянных истерик. В любом случае этот маленький человечек будет стараться всеми возможными способами привлечь к себе внимание;
  • Нарушение личностного пространства, которое часто сопровождается проявлением агрессии и озлобленности, особенно в возрасте до 3-х лет. Например, свое нежелание принимать еще одного участника в игру малыш выражает с помощью слез и крика. Такая же реакция может последовать во время «дележа» игрушек, попытки изменить продуманный крохой сценарий действий и так далее;
  • Обида. Чаще всего данное состояние крохи выражают с помощью слез, криков, истерик. Основными причинами обиды являются категоричные запреты взрослых, нежелание подчиняться общепринятым правилам и пренебрежение его интересами.

Как бороться с перепадами настроения у ребенка?

  • Ликвидируйте раздражающие и вызывающие агрессию факторы из зоны личного пространства малыша. Постарайтесь, чтобы кроха как можно меньше своего свободного времени посвящал просмотру боевиков, ужасов и других травмирующих психику фильмов и телепередач. Лучше это время посвятить чтению старых добрых сказок, спокойным играм со сверстниками во дворе или доверительному разговору по душам. Лимитируйте его доступ к компьютерным играм и неоднозначным телешоу.
  • Помните, что ребенок всегда старается копировать поведение своих родителей. Поэтому сведите к минимуму (хотя бы при детях) разговоры на повышенных тонах, ссоры и скандалы. Именно неблагоприятная обстановка в семье является одной из основных причин нестабильного поведения ребенка. Старайтесь быть примером для своего наследника во всех сферах жизни.
  • Хвалите и поощряйте малыша. Каждому из нас допустимо ошибаться, а тем более крохе. Не спешите его ругать за малейший промах и неудачу. Если вы видите, что несколько попыток завершить поставленную задачу оказались тщетными, не ждите, пока малыш даст волю эмоциям. Поговорите с ним, расскажите, как именно вы бы поступили в данной ситуации и по возможности постарайтесь помочь.

Как правило, резкие перепады настроения проходят с возрастом. Если же вы наблюдаете депрессивное состояние крохи довольно продолжительный промежуток времени, возможно, есть резон обратиться за помощью к врачу.

Проблемы с настроением бывают в любом возрасте.
Настроение взрослых нам легко понять. Его причины по большей части очевидны. Проблемы на работе, личные неурядицы, плохое самочувствие – со всем этим мы и сами сталкивались не раз и легко можем, что называется, войти в положение, сказать «да, представляю, каково тебе». К тому же человек и сам высказывает жалобы, просит обсудить причины или просто поговорить.
Дети навыками рефлексии не обладают, осознать собственные чувства и их причины не могут.
Они могут только хныкать, канючить, плакать, бросать игрушки, выплевывать еду, цепляться за маму, проситься на ручки. А потом – то же самое еще раз… Именно поэтому их плохое настроение никакого сочувствия не вызывает.

Мы склонны назвать его «просто капризы» и пресечь любым подходящим и доступным методом. В самом деле, что за нарушения настроения могут быть, когда вся жизнь состоит из кормлений, игр и прогулок? Разве есть причины для подавленности или раздражения у годовалого (двух-, трехлетнего) малыша? Есть. И, кстати, они почти такие же, как у взрослых.

В возрасте до года плохое настроение ребенка выявить труднее всего. Ведь выражается оно только одним способом – плачем. То есть точно так же, как выражается голод, боль, усталость, неудобства, связанные с мокрыми пеленками или колючей одеждой. Но – нет. На самом деле плач в случае плохого настроения будет отличаться от плача других видов.
Он тише, ниже по тональности, монотонный и заунывный. Если, при том что ребенок абсолютно здоров, вы слышите такой плач, не сомневайтесь: малыш не в духе. Кто посмел испортить настроение такому крохе?
Скорее всего, это были вы – хотя, конечно, сделали это не специально и даже не осознанно. Маленькие дети очень чувствительны к настроению мамы, перенимают абсолютно все ее печали и радости.
Существует мнение, что даже состав грудного молока меняется в зависимости от настроения, и поэтому малыш в буквальном смысле питается вашими эмоциями.

Стоит признать: у счастливой, довольной всем происходящим и собой мамы и дети бывают спокойными, уравновешенными и веселыми.
Если же мама слишком устает, чтобы радоваться, и постоянно испытывает напряженность, тревогу, то и от ребенка нельзя ждать особого веселья. Такие дети часто плачут без видимого повода, успокаиваясь лишь на руках. Это еще больше портит настроение маме, она еще больше передает негативных эмоций малышу − в общем, получается замкнутый круг.

Плаксивость, чувство потери, невозможность радоваться тому, что раньше приносило удовольствие, – такие симптомы наблюдаются у 80% женщин после родов (вероятность их увеличивается с возрастом и количеством родов) и, конечно, тоже накладывают отпечаток на общение с малышом и даже на его будущий характер. Дети, пережившие в младенчестве расстройство настроения своей мамы, и во взрослом возрасте бывают тревожными, склонными к пессимизму, тяжелее переносят жизненные трудности. Поэтому улучшать настроение нужно как можно раньше – и себе, и ребенку.

Во-первых, добавьте в вашу с ним жизнь позитива. Это не так трудно, если помнить, что жизнь состоит из мелочей. Ведь даже гуляя, вы можете ходить в те места, где вам нравится, общаться с теми мамами, которые веселы и заряжают вас оптимизмом.

Между прочим, это совсем не новый метод. Во многих культурах маленьким детям мама пела колыбельные, составленные ею за день (в культурах, сохранивших традиционный строй, так происходит и сейчас), обо всем, что случилось, о том, что беспокоит. Считалось, что дети таким образом чувствуют себя частью семьи и растут более спокойными.

От года до трех
Ребенок растет, и его знания о мире, его потребности, круг общения постоянно увеличиваются. С одной стороны, возможности его достаточно велики – он умеет сам ходить, говорить и чувствует себя вполне самостоятельным, с другой – все еще находится под постоянным контролем и часто не может свои желания осуществить. В общем, самая главная причина для плохого настроения – непонимание. Еще одна причина – потеря чего-то важного. Причем важное для ребенка – это совсем не то же самое, что для взрослого.

Двухлетний ребенок может вполне спокойно перенести развод родителей, уход из семьи отца, но при этом будет тяжело переживать потерю любимой игрушки. Смерть бабушки будет воспринята не так драматично, как, например, ежедневный уход мамы на работу. Такая особенность психики позволяет детям защититься от очень тяжелых переживаний, забыть травмы раннего детства.
Какое-то простое и приемлемое объяснение ситуации дает возможность ребенку откорректировать свое представление о мире. Если рядом остается человек, который заботится и любит, то все в порядке. А вот по поводу мелочей (того, что для нас является мелочью) ребенок может плакать долго и безутешно. Так долго, что сам изматывается и потом засыпает.

Доводить детей до такого состояния не стоит, но пугаться и ограждать тоже нет смысла. Плач – это их способ отреагировать эмоции, выплеснуть наружу весь негатив. Как правило, после такой бури слез проснувшийся ребенок чувствует себя гораздо лучше и в хорошем настроении готов играть (правда, к этому моменту измотанными бывают уже родители). К тому же именно в этом возрасте ребенок учится разным способам взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Если поймет, что его плач действует на людей устрашающе, будет использовать это оружие уже сознательно.
Плохое настроение ребенка этого возраста выражается не только плачем. Он может лежать на кровати, не отвечая на предложения поиграть, может безучастно смотреть в окно, а если плохое настроение сочетается с агрессией – пинать и разбрасывать игрушки. В любом случае, надо помочь. Сам он со своим настроением справиться пока не может.

Проявите максимум участия, терпения и теплоты даже в том случае, если он, как говорится, сам виноват. При этом это совсем не должно означать, что вы обязаны идти на уступки – например, отказаться от похода в гости, раз уж ребенку без вас так плохо. Он ведь именно сейчас привыкает к тому, что в жизни не все и не всегда будет так, как он хочет. И к тому, что это совсем не повод впадать в уныние.
Вот и дайте ему такой урок. Не меняя своих планов и вообще не обсуждая больше причину его негативного состояния, обнимите и просто посидите рядом. И почаще играйте с детьми в шумные игры, тискайте их и тормошите. А поглаживание по спине – вообще один из лучших методов профилактики стрессов.

От трех до шести
В возрасте двух с половиной – трех лет у ребенка развивается самосознание. Он говорит о себе «Я», становится более стеснительным, стыдливым (осознает, что другие люди могут смотреть на него, обсуждать и так далее). Кроме того, у него все более выраженной становится потребность в общении со сверстниками, и в этой области тоже есть свои поводы для переживаний. В общем, чем старше ребенок, тем более вероятно, что причина плохого настроения находится вне семьи (хотя отношения с родителями все равно остаются самыми значимыми). В то же время в поведении может появиться скрытность: ребенок уже не склонен говорить родителям абсолютно все. Иногда он просто не знает, можно ли рассказывать то, что произошло.

Так, например, если ребенок подвергается нападкам со стороны взрослого – знакомого или чужого, он может об этом не рассказывать. Ведь взрослый – это авторитет, если он кричит, значит, «я заслуживаю». Так что узнать, в чем причина подавленности, плохого настроения бывает не так легко. Научите ребенка откровенности, тому, что своим близким он может рассказывать абсолютно все. Всегда поддерживайте ребенка в случае неприятностей, даже в том случае, если ситуация спорная.
Да, вы можете ее обсудить, разобрать, кто прав, кто виноват, но – потом, позже. Когда ребенок удручен, подавлен, то он нуждается прежде всего в поддержке. Кстати, это правило действует не только в отношении детей. Мы все нуждаемся в таком предвзятом отношении, в том, чтобы нас любили несмотря ни на что. Это – основа счастья в семье.

Всегда выслушивайте ребенка. Он должен доверять вам свои сомнения и переживания в любом возрасте.

Если же ребенок все равно не рассказывает, не допрашивайте. Тем более что эмоции в этом возрасте уже сложные, практически такие же, как у взрослых, – ребенок действительно может не понимать до конца, почему ему грустно. Поговорите на отвлеченные темы или на тему настроения, но без поиска причин. «А когда тебе стало грустно?», «А как тебе грустно – просто грустно или так, что даже мороженого не хочется?», «Что нужно сделать, чтобы не грустить?» − на такие вопросы ребенок вполне может ответить. И, соответственно, вместе с вами может найти способ повышения настроения. Кроме того, очень хорошо помогают так называемые эмоциональные прививки. Вы время от времени рассказываете какую-то историю из вашего детства (поругала мама, наказали в садике, поссорились с подружкой).
Рассказ должен быть подробным в той части, где говорится об эмоциях (как вы переживали) и непременно иметь хорошее окончание. Это обеспечит позитивный взгляд на жизнь.

По материалам статьи С.Иевлевой

Дети по своей природе непостоянны и эмоциональны. Но все же определенная стабильность в психическом состоянии обязана присутствовать. И уже в раннем и дошкольном возрасте появляется такой показатель состояния ребенка, как настроение. И его чрезмерная переменчивость должна стать для взрослых сигналом о наличии некоторых проблем. Перепады настроения у ребенка встречаются довольно часто и генезис у такого состояния различен. Конечно не стоит паниковать и всякое бывает — жизнь даже у ребенка не состоит сплошь из праздников, но если перепады настроения происходя часто и без видимых сразу причин, то это повод обратить на это пристальное внимание.

Психологические причины перепадов настроения у ребенка

Известной причиной проблем с настроением являются психологические особенности. Они могут быть обусловлены возрастом или же служить признаком глубоких внутренних конфликтов.

Возрастные кризисы детства

– Кризис трех лет. По возрастным рамкам возникает примерно в 2,5-3 года. Этот кризис вызван осознанием своего «Я» и уже в 1,5 года может начинать заявлять о себе. Самосознание рождает у ребенка потребность в свободе и самостоятельности. Поэтому приказания взрослого воспринимаются в штыки. Он желает сам управлять собой и даже окружающими. Отсюда возникают такие симптомы, как негативизм и деспотизм.

– Кризис 7 лет. Принято привязывать к началу школьных будней. Однако сегодня этот кризис может начаться в 5-6 лет, так как требования уже в подготовительной группе значительность ужесточаются. Переход к активной учебной деятельности вызывает у ребенка желание и получить больше самостоятельности, что вполне справедливо. Соотношение прав и обязанностей должно быть сбалансированным.

Педагогические причины нестабильности настроения

Наблюдение за эмоционально нестабильными родственниками вполне может приводить к переменчивости настроения. Детям крайне свойственна подражательность. Реагировать ребенок может и на любые изменения в семье. Ссоры, разногласия и даже холодность близких замечаются малышами интуитивно. И, конечно, это приводит к определенным чувствам, которые они выражают в своей манере. Кроме того, когда чадо не получает должного внимания, оно может использовать негативное поведение как способ заставить взрослых взаимодействовать с ним.

Физиологические причины изменчивости настроения

Иногда психическая нестабильность говорит о нарушении процессов регуляции нервной деятельности. Искажение баланса между торможением и возбуждением порождает частую смену настроения в соответствующую сторону. Также хронические боли или физический дискомфорт может вызывать вспышки гнева, негативизм и даже агрессию. Не понимая своих ощущений и не зная средств борьбы с ними, ребенок может в момент болевого приступа начать истерику или проявлять негативные эмоции вместо того, чтобы попросить помощи.

Как стабилизировать настроение ребенка?

Способы решения проблемы зависят от выявленной причины. Как уже было сказано выше, существует ряд возможных причин изменчивости настроения. Важно грамотно провести диагностику. Поэтому в первую очередь следует получить консультацию педиатра, оценить общее здоровье и жалобы. Возможно, необходимо медикаментозное лечение для стабилизации работы нервной системы или избавления от болезней.