Что нельзя делать детьми года. Что нельзя запрещать детям. Ссориться, скандалить и вообще - выяснять отношения на повышенных тонах

Какие слова вы чаще говорите своему ребенку – «можно» или «нельзя»? Оба чрезвычайно важны для маленьких детей: «можно» прививает веру в собственные возможности и воспитывает доверие к окружающему миру, а «нельзя» устанавливает рамки дозволенного и дает ощущение безопасности. Поговорим о том, когда на самом деле нужно устанавливать строгие запреты, а когда можно разрешать малышу делать то, что ему хочется.

10 вещей, которые нельзя запрещать детям

Конечно, воспитание детей не обходится без умеренного числа запретов, необходимых для физической и эмоциональной безопасности. Однако психологи утверждают, что можно выделить десять вещей, которые не стоит запрещать малышу.

  • Самостоятельно одеваться, есть и пить

Безусловно, вы сделаете это лучше, качественнее и быстрее ребенка, но навряд ли поможете его развитию. Детские специалисты вообще считают самостоятельное застегивание пуговиц и натягивание перчаток одними из лучших упражнений для совершенствования моторики пальцев, а значит, и для развития мозга.

Выделяйте больше времени на сборы, чтобы ребенок смог позавтракать или одеться сам – в своем темпе, не спеша и не суетясь. Безусловно, если вы боитесь опоздать, то можете сказать: «Уверена, ты сам справишься с одеждой, но нам нужно торопиться. Давай я помогу тебе сейчас, а вечером ты сам сможешь надеть пижаму». А умение пользоваться ложкой или кружкой пригодится в детском саду, если только вам не хочется до школы запихивать обед в воспитанного вами же «неумеху».

  • Помогать родителям

Как часто можно услышать от возмущенных мамочек: «Мой сын вообще ничего не хочет делать дома!» Но почему-то они забывают, как несколькими годами ранее оберегали его и дорогие предметы от взаимодействия: «Не трогай, а то разобьешь!», «Поставь на место, сломаешь!» Взрослые опасаются, что за малышом придется переделывать, но ведь ему необходимо чувствовать собственную значимость и нужность и слышать родительское одобрение. Просите (не требуйте) ребенка помогать вам в бытовых делах, разрешайте выполнять простые поручения и не забывайте благодарить за проделанную работу.

  • Быть активным

Когда малыш шумит, бегает, прыгает и дурачится, он на самом деле физически развивается и расслабляется, выплескивая накопившуюся энергию. Конечно, подобное поведение не приветствуется в общественных местах (поликлиника, магазин), однако дома можно разрешить ему побыть таким, какой он есть. Может быть, вам стоит присоединиться и подурачиться вместе с ним?

Некоторые мамы запрещают детям лазать по турникам, предпочитая тихую возню в песочнице. Да, им проще запретить, чем показать, как залезать и спускаться, контролировать свое тело. Разрешайте активные упражнения, подстраховывая в случае необходимости.

  • Спать со светом

Боязнь темноты – естественный страх для детей четырех-пяти лет, которые в этом возрасте отделяются психологически от мамы. Платой за подобную автономию является возникновение ночных кошмаров у ребенка, в которых быль тесно переплетена с вымыслом и фантазией. Неяркий ночник успокоит малыша, когда он проснется, и поможет убедиться, что вокруг нет страшных чудовищ. Правда, существует мнение, что свет нарушает естественное течение сна, поэтому вводите освещение как временную меру.

  • Пачкаться

Не бойтесь, что ребенок испачкается, взяв в руки кисть с красками или фломастеры. Приобретите специальные нетоксичные краски, расстелите на полу или столе клеенку, экипируйте малыша фартуком – пусть рисует.

Разрешайте также заниматься исследовательской деятельностью на прогулках. Пусть ребенок кувыркается в траве, меряет глубину лужи, подбрасывает вверх охапки осенних листьев, не переживая за испачканную одежду. В конце концов, у вас наверняка есть стиральная машина.

  • Исследовать предметы

Позвольте детям понять назначение и устройство самых разных предметов. Вы удивитесь, но многие специалисты по детскому развитию рекомендуют говорить малышу: «Трогай вещи. Сжимай, перекладывай из одной руки в другую, тяни, раскрывай, стучи, мни и рви!» Эксклюзивная игрушка порой менее привлекательна для ребенка, чем кипа старых газет или коробка с пуговицами. Если вы боитесь за дорогую посуду или ценную безделушку, уберите ее подальше от цепких и пытливых ручек. Или же попробуйте рассмотреть ее вместе, объяснив, почему эта вещь вам так дорога и что лучше найти другой предмет для игр.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Смотреть мультфильмы

Да, мы уже говорили, что качество современных мультфильмов порой не выдерживает никакой критики, да и развивающие передачи не так полезны, как принято считать. Однако нынешним детям важно быть в курсе популярных мультиков, чтобы обсуждать их со сверстниками. Подберите те передачи и анимацию, которые вам кажутся полезными. Обязательно смотрите их вместе с малышом, обсуждайте спорные моменты и приводите примеры приемлемого поведения.

  • Оставлять еду на тарелке

Не заставляйте ребенка оставлять на столе чистые тарелки. Прием пищи обязан быть удовольствием, а не средневековой пыткой. Во-первых, о размере порции и количестве блюд всегда можно поспорить. Да и диетологи обеспокоены стремительно растущим числом маленьких толстяков. Во-вторых, не отвлекайте детей мультиками, впихивая хитростью как можно больше ложек полезной каши. Настоящая польза появится, когда ребенок почувствует вкус еды, станет жевать не спеша, будет считать обед приятным ритуалом.

  • Фантазировать

Вымысел – естественное для детей переплетение фантазии и реальности. Помогите ребенку отличать фантазию от преднамеренного обмана. Расскажите, что его история очень похожа на сказку, попросите придумать еще что-нибудь подобное. Постарайтесь проявлять неподдельный интерес к его фантазиям, поощряя тем самым развитие творческой личности.

  • Высказывать личное мнение

Постарайтесь учитывать детские интересы, желания и мнения. Аргументируйте ваши решения, не отмахиваясь фразами «Потому что я так решила!» или «Мы с папой лучше знаем, как нужно делать!» Не пытайтесь также расписать его время по минутам. Возможно, он просто хочет придумать свою собственную игру, а не просто сидит в уголке, ничем не занимаясь.

5 вещей, которые обязательно нужно запрещать

И все же слово «нельзя» не должно полностью исчезать из вашего воспитательного словаря. Однако запрещать нужно только в самых исключительных случаях, касающихся детской безопасности. И ваш запрет должен предполагать абсолютное его выполнение. Давайте узнаем, что следует обязательно запрещать своему ребенку.

  • Бить других

Порой малыши еще не умеют выразить в словах собственные эмоции, применяя удары и укусы к родителям, сверстникам и домашним животным. Не разрешайте затевать драку с детьми, останавливайте ребенка, если он бьет вас или жестоко обращается с несчастным котенком. Остановите руку малыша, скажите, глядя ему в глаза: «Нельзя драться и бить других».

  • Брать чужое

Объясняйте детям, что нельзя распоряжаться теми вещами, которые им не принадлежат. Недопустимо отбирать чужие игрушки, портить чужую одежду, забирать из магазина неоплаченные товары и т. д. Если же малыш принес из садика не свою игрушку, твердо попросите вернуть ее обратно.

  • Быть грубым

Познакомьте детей с вежливыми словами, понятием морали и правилами приличия. На личном примере покажите, что нужно здороваться, извиняться, благодарить, а нельзя сквернословить, плеваться, грубить старшим.

  • Нарушать «технику безопасности»

Изучите правила безопасного поведения для малышей с помощью картинок или мультиков. Там очень доступно и понятно описано, что категорически нельзя играть на дороге, совать пальчики в розетки, залезать на подоконник и баловаться со спичками. Это категоричные, абсолютные запреты!

Все родители стремятся к тому, чтобы их дети учились только хорошему и не брали ни с кого дурных примеров. Между тем, мамы и папы порой даже и не догадываются, что ни улица, ни соседи и ни дяди из телевизора, а они сами становятся главными носителями дурного примера. «Я – родитель» решил посмотреть со стороны за действиями взрослых, отобрать основные «нельзя, но сейчас можно» и разобраться в том, как непоследовательные действия мам и пап вредят .

    Нельзя нарушать правила безопасности. Мама, переходя дорогу с ребенком, увидела подружку на другой стороне улицы. От радости встречи хватает малыша и, не смотря на светофор, несется навстречу давней знакомой. У ребенка в голове возникает вопрос, он даже может спросить напрямую: «Мама, почему мы бежим, если светофор красный?» И услышит в ответ: «Мы же посмотрели, что на дороге нет машин, и побежали навстречу друзьям, это же особый случай!» Тогда грань строгого правила безопасности в голове ребенка стирается и в следующий раз он может побежать на красный при наступлении уже своего «особого случая».

    Все правила, которые могут угрожать жизни ребенка, необходимо строго соблюдать в течение всего времени взросления ребенка.

    Это касается не только правил поведения на проезжей части, но и работы с электроприборами в домашних условиях, газом и пр.

    Нельзя . Каждый родитель хочет иметь доверительные отношения с ребенком, чтобы всегда понимать, где находится ребенок и что происходит в его голове. Это трудно и очень немногие могут этим похвастать. «Врать – очень плохо!» Эта истина известна каждому малышу с самого раннего возраста. Но как эта истина может соотносится с поведением мамы, которая, придя уставшая после работы, просит ребенка: «Если кто-то будет звонить, скажи, что меня нет дома»?

    Нельзя постоянно использовать гаджеты «Я кому сказала, сначала каша, потом мультики! Сколько можно сидеть за планшетом! Это вредно!» - восклицает мама, просматривая очередное видео на своем телефоне. Если в семье присутствует желание минимизировать использование гаджетов, то сделать это всерьез не получится, если сами родители постоянно ими пользуются. В этом случае срабатывает поговорка «запретный плод сладок» и ребенок не понимает, почему папе сидеть весь день на диване с планшетом можно, а ему нельзя.

    Нельзя кричать и ругаться. Ссор между родителями избежать невозможно, но возможно все-таки сдерживать себя при ребенке, иначе ему будет не понятно, почему он в садике должен решать все конфликты мирно, если дома мама и папа чуть что – сразу начинают кричать друг на друга. Контролируйте свои эмоции во время выяснения отношений с супругом или супругой, и тогда вы не подадите дурного примера ребенку.

    Нельзя использовать нецензурную лексику. Если вы считаете, что употребление нецензурных слов недопустимо, вам придётся следить за своей речью дома. В противном случае в голове ребенка вновь возникает вопрос, почему мне нельзя, а родителям можно? Разумеется, ситуации бывают разные и если уже произошло то, что произошло, и ребенок услышал из ваших уст красное словцо, используйте свои ошибки в качестве педагогической возможности и отругайте себя за ругань. Пусть ребенок понимает: если даже папе стыдно за это слово, значит его действительно говорить нельзя.

    Нельзя критиковать значимых для ребенка взрослых в его присутствии. Если ученик знает из домашних разговоров, что учительница «сумасшедшая», он не сможет её уважать и у неё научиться, не сможет прилично вести себя на уроке. Если у вас конфликты, недопонимание с бабушкой/дедушкой вашего ребенка, то они никак не должны отражаться на отношениях с ними вашего ребенка. В результате при обсуждении с ребенком действий значимых для него взрослых, не стоит нарушать сложившиеся авторитеты и ломать связи, которые заложены изначально или приобретены в ходе жизни ребенка.

Юлия Шершакова

Во всем мире родители любят своих детей. Однако к проблеме воспитания подрастающего поколения относятся по-разному в разных странах. Рассмотрим интересные факты о воспитании детей за границей и в России, а также какие вещи можно, а какие нельзя запрещать своему чаду.

Особенности воспитания детей в России и других странах:

  • В Америке ребенок является предметом всеобщего восхищения. Во многих американских семьях с малышами занимаются папы, в то время как мамы зарабатывают деньги. Наравне со всеми взрослыми американский ребенок имеет право голоса, к которому прислушиваются.
  • В Японии до пяти лет ребенку позволяется абсолютно все. Малыш – это король, но только до пяти лет. С пяти и до пятнадцати — он растет в рамках довольно жестких правил и всевозможных ограничений.
  • В Италии ребенок считается «даром небес». Он ангел, его все любят и балуют. Итальянские малыши растут в условиях тотального контроля и полной вседозволенности.
  • Французские мамы очень рано выходят на работу, отдавая детей на воспитание либо гувернерам, либо в детские учреждения. Поэтому дети становятся самостоятельными довольно рано.
  • В Китае детей приучают к труду буквально с пеленок. Роль мамы в семье второстепенна. Слово отца – закон. Как только ребенок начинает посещать детский сад, все поблажки для него заканчиваются. Его приучают к строгой дисциплине, послушанию и трудолюбию.
  • Принципы воспитания детей в нашей стране можно охарактеризовать, как: «И кнутом и пряником». В нашей стране отец является добытчиком, на воспитание своего чада у большинства мужчин просто не хватает времени. Мамы очень часто стараются, как можно раньше выйти на работу. В этом случае чаще всего детей отдают на попечение дедушкам с бабушками или в детские сады. Русские родители отличаются повышенной нервозностью по отношению к своим чадам. Им постоянно кажется, что их ребенок находится в опасности, он может заболеть, на него может напасть маньяк, его обижают в детском саду или в школе и т. д. Поэтому нередко родители запрещают детям часто и много.

Что можно и нужно запрещать ребенку: 8 полезных запретов

Много запретов - это плохо!

Хотелось бы сразу предупредить родителей, что дети очень быстро привыкают к слову «нельзя!». Если вы постоянно будете запрещать ребенку то одно, то другое – он просто перестанет реагировать на запреты. Слишком много «нельзя» приводит к мысли «что все можно». А у особо впечатлительных детей даже может возникнуть фобия – ребенок будет бояться, что-то сделать «не так». Такие дети вырастают инфантильными и безынициативными.

Что нужно запрещать ребенку?

  1. Без разрешения убегать от мамы.
  2. Уходить с незнакомыми людьми , что бы они не сулили – прокатить на красивой машине, подарить интересную игрушку, показать собачку и т. д.
  3. Драться и обижать других детей, животных, пожилых людей, инвалидов и т. д. Этот запрет требует детального разъяснения — почему нельзя? Впрочем, как и все другие запреты. Психологи рекомендуют завести домашнего питомца, которого ребенок будет оберегать, за которым ему придется ухаживать.
  4. Залезать на подоконник, играть на проезжей части, пытаться что-либо запихнуть в розетку, приближаться к огню, брать из аптечки таблетки и т. д. Родители должны проводить с ребенком в игровой форме небольшие уроки по ОБЖ, показывать ему соответствующие фильмы и в обязательном порядке разъяснять к каким последствиям могут привести те или иные действия. Полезные советы как научить детей основам безопасности, вы найдете в ряде статей на нашем сайте в разделе Безопасность. Там вы найдете, например, какие нужно соблюдать
  5. Брать чужие вещи без спроса. Родители должны объяснить ребенку, что нельзя в супермаркете брать все подряд, нельзя в песочнице присваивать чужие игрушки, в детском саду одевать чужую, понравившуюся одежду и т. д. Ни в коем случае не надо ругать малыша, ему нужно спокойно и детально разъяснить – почему это плохо.
  6. Быть невежливым. Нужно с детства научить ребенка говорить: «Здравствуйте», «Спасибо», «Пожалуйста» и т. д.
  7. Кричать, требовать и закатывать , если ему отказали в просьбе что-либо купить или дать. Объясните ребенку, почему криком и слезами он ничего не изменит. Каждый отказ – подробно аргументируйте.
  8. Бросать фантики, бумажки на улице, сбрасывать с балкона любые вещи и игрушки. Сбрасывая вещи с высоты, можно нанести вред здоровью других людей. Покажите ребенку улицу весной, когда из-под снега начинает оттаивать мусор, наверняка эта неприглядная картина убедит малыша, что фантики нужно выбрасывать в урну.

Дети – это маленькие исследователи. Им все интересно. Например, что будет, если штаны надеть на голову, или разобрать новую игрушку? Неудивительно, если на ваш запрет ребенок начнет выражать свой протест довольно бурно. Подумайте, может ничего страшного и не случиться, если он попытается натянуть штаны не на то место или разберет новый самосвал. Таким образом, он познает мир. Конечно, если вашего ребенка заинтересует — что будет, если засунуть голову в духовку? тут уж без запрета не обойтись.

Итак, вы объяснили ребенку, почему нельзя этого делать. Кстати, по вашему мнению, очень доходчиво. Однако через пару часов вы снова застаете свое чадо за тем же занятием? Ребенок вредничает? Наберитесь терпения и повторите все еще раз. Маленькие дети не способны воспринимать запреты с первого раза. Кроме того, они еще не умеют переносить определенную ситуацию на аналогичную. То есть, если малыш решил куда-либо «засунуть» голову, то через некоторое время он начнет искать новый объект для этого. Отвлеките чем-нибудь ребенка, и он переключит свое внимание на новое занятие.

Помните, до трех лет слово «нельзя» нужно произносить только в случае, если то или иное действие ребенка угрожает его безопасности или безопасности других людей. После трех лет малыши начинают понимать больше, они уже видят разницу между альбомом для рисования и обоями в гостиной комнате. Вам станет легче объяснить ребенку – почему на улице можно играть с водой, а дома это мероприятие желательно проводить в ванной комнате. С трехлетнего возраста уже можно конкретизировать свои запреты. Запрещая ребенку то или иное действие, не забывайте следить за своей интонацией!

Психолог А. Пащенко:

Все запреты для малыша должны быть сформулированы предельно кратко. Все существующие в жизни ребенка «нельзя» — это, прежде всего, то, что может РЕАЛЬНО нанести ребенку физический или психический вред, особенно, когда он мал. Чем младше ребенок, тем больше запретов, по мере взросления и обретения самостоятельности какие-то запреты снимаются, но, при этом, добавляются новые. Слова «нет» и «нельзя», произносимые слишком часто, теряют свой смысл. Ребенок просто перестает слышать. Поэтому необходимо разнообразить их другими «запретительными» словами. Это будут некие «стоп-сигналы». Произносить их нужно относительно спокойным голосом, но с выразительной мимикой или жестикуляцией. Все в вашем облике должно показывать: «Я говорю всерьез». Например: “Опасно!”, “Край!”, “Осторожно!”, “Горячо!”, “Острый!”, “Ай! Машина! Осторожно!”, “Высоко!” и т.п. Спокойствие в голосе необходимо для того, чтобы не испугать ребенка, когда он уже реально столкнулся с опасностью и от страха не причинил себе больший вред. Не обязательно дополнять эти достаточно краткие «стоп-сигналы» пояснениями, особенно, если малыш столкнулся с чем-то впервые, например: «Край, упадешь», «Острый нож, порежешься». Во-первых, сообщая ребенку то, что произойдет, мы можем, невольно, подтолкнуть его к тому, чтобы «исследовать» это. «Как это, «порежешься», — думает ребенок — «Дай-ка я попробую». Во-вторых, постоянно «предсказывая» ребенку негативные последствия его действий («Не лезь, упадешь», «Не трогай, обожжешься» и т.п.), мы приучаем его избегать неудач, лишаем его уверенности в своих силах. Согласитесь, одно дело научить ребенка преодолевать трудности, пусть даже сталкиваясь с негативными, но безопасными последствиями, и совсем другое — научить избегать неудач.

Психолог П. Гавердовская:

Иногда кажется, что ребенок просто «выходит на тропу войны», намеренно повторяя по 20 раз то, что он знает, делать нельзя. Будьте внимательны к себе: вы ошибаетесь, если думаете, что малыш пытается разозлить вас. Нет, он просто проверяет, насколько вы серьезны и уверены в принятом решении.

Он обжигался 6 раз, прежде чем поверил, что обогреватель и, правда, лучше не трогать. Ему понадобилось 2 месяца, и 5 шишек, чтобы запомнить, как слезают с дивана: не головой, а ногами вниз. Посудите сами: сколько раз вы должны повторить, что запрещается прикасаться к розеткам и электрическим проводам, чтобы он, наконец, запомнил это?

Запрещать — занятие не из приятных. Каждый родитель чувствует, что после третьего раза пресловутое слово «нельзя» уже не удается произнести без отвращения. И никому не хочется превращать это занятие в ежедневную забаву. Как добиться, чтобы запретов было мало, но они были бы эффективными? Вот несколько правил, которые помогут заставить работать слово «нельзя».

Детский психолог Л. Шарова:

Смотря на других мам, консультируя, я вижу чаще всего, что это слово «нельзя». Считается, что это такое волшебное слово, которое ребёнок очень хорошо должен усвоить, должен всегда его слушаться, если вы сказали «нельзя», то ребёнок по первому вашему требованию должен прекратить это делать. Но ситуация чаще всего обратная, почему?

Потому что «нельзя» разводится очень много, и это слово теряет свое изначальное значение. Его значимость для ребёнка очень сильно снижается, если вы несколько раз, а скорее десятки, в течение дня говорите ему: «Ваня, нельзя, Ваня, нельзя» и Ваня просто уже перестает обращать внимание на это слово.

Что же делать? Неужели никак не запрещать ребёнку?Запрещать, но я рекомендую вам использовать следующее правило.

Слово НЕЛЬЗЯ нужно использовать только для жизненно важных вещей.

Например: нельзя совать палец в розетку, нельзя трогать горячее, нельзя одному переходить дорогу, только с мамой за руку это делать. И так далее, я думаю что суть понятна.

Для всех остальных запрещающих вещей используйте другие запрещающие слова!

Не трогай, положи на место, будь осторожен, это легко бьётся, это мамино, это чужое и так далее. Например: если вы видите, что ребёнок берет вашу сумку: хочет достать ваш кошелек или, может, губную помаду (а они очень любят эти вещи), вы можете говорить вместо нельзя так - «Маша, это мамина сумка, я не разрешаю туда лазить! Пойдём, я дам тебе карандаши».

Обратите внимание на последнее правило.

Обязательно объясните свой запрет и предложите альтернативу этому действию.

Что нельзя запрещать ребенку: 5 вредных «нельзя»

Мы, конечно, не в Японии, но все же и у нас есть вещи, которые ребенку нельзя запрещать.

  1. Пытаться самостоятельно есть. Безусловно, проще и быстрее накормить ребенка самому, но…. Не лишайте ребенка возможности делать первые шаги к самостоятельной жизни. Помните, что футболку, платье выстирать не так уж и сложно. А вот самостоятельно донести полную ложку до рта – проблема более серьезная. Во время этого процесса малыш приучается к ответственности и максимальной усидчивости.
  2. Оказывать помощь маме во время уборки. Конечно же, уборка продлится намного дольше, но… Ребенок почувствует себя взрослым и нужным. Ничего если он разобьет тарелку или чашку, неся их в мойку, зато он вырастит вашим помощником – опорой.
  3. Отказывать ребенку в самовыражении. Малыш любит рисовать – замечательно. Но он любит рисовать на стене в гостиной? Ничего страшного, прикрепите на стену большой лист ватмана и дайте возможность маленькому художнику создать свой «черный квадрат». Ваше чадо обожает «помогать» вам стряпать? Купите малышу пластилин – может из него выйдет новый Эрнст Неизвестный. Помните, именно в детстве открываются все наши таланты.
  4. Бурно выражать свои эмоции. Малыши любят бегать, визжать, кричать, веселиться. Не запрещайте ребенку выражать бурно свои эмоции. Когда еще это можно будет сделать, если не в детстве. Конечно, в присутственных местах малыш не должен прыгать на шею постороннему мужчине и просить того побыть его лошадкой. Но дома позволяйте ребенку расслабляться.
  5. Иметь свое собственное мнение. Если ребенок не хочет надевать именно эту футболку, которая вам кажется самой подходящей, не заставляйте его это делать. Прислушайтесь к его мнению. Это повысит его самооценку, и он почувствует себя абсолютно взрослым. Ребенка не устраивает, как вы хотите расставить игрушки в его комнате, дайте ему возможность расставить их по своему усмотрению. Помните, ваш ребенок – личность и он вправе иметь свою точку зрения на все происходящие события.

Уважаемые родители, любите своего ребенка, чаще хвалите, обнимайте и целуйте малыша. Дети очень ранимы и зависимы от вас. Помните, накричать и обидеть ребенка в этой жизни найдется кому. Ваша задача дать ему как можно больше любви и внимания. Только тогда он вырастет сильным, уверенным, любящим, добрым человеком. А вы для него на всю жизнь останетесь самыми замечательными родителями.

Часто, когда у нас появляется ребенок, мы просто не знаем, что делать с огромным количеством информации, поступающей извне...

Младенец, едва появившись на свет, сразу оказывается в объятиях матери. Он знает, что мама рядом, чувствует ее запах, слышит ее голос и… моментально успокаивается.

Мама же, в свою очередь, тоже испытывает множество прекрасных чувств, но вместе с тем она сильно нервничает (практически по любому поводу), особенно если она стала мамой впервые…

Советы сыплются на нее со всех сторон: от бабушек, мам, сестер и подруг, которым уже посчастливилось испытать радость материнства… А еще были курсы по подготовке к родам, разные блоги и сообщества в Интернете.

Очень важно, чтобы опыт материнства был с самого начала правильным

И в большинстве случаев новоиспеченная мать с новорожденным ребенком на руках просто не знает, что ей делать со всей этой информацией (надо признать, весьма объемной).

И если вы с ребенком уже выписались из клиники и приехали к домой, давайте обозначим некоторые основные моменты. Ведь очень важно, чтобы опыт материнства был с самого начала правильным, позитивным.

Что никогда нельзя делать с новорожденным ребенком


1. Не игнорируйте его

Не оставляйте своего ребенка одного ни в кровати, ни в колыбельке, ни на пеленальном столике, ни в другой комнате… Нигде.

Новорожденный ребенок просто не должен оставаться один. Не игнорируйте его.

А плач - это его единственный способ общения: если ребенок плачет, значит, ему что-то нужно: поесть, сменить подгузник, у него что-то болит или он просто хочет видеть маму, чтобы она была рядом.

Так что отбросьте все убеждения из серии «нужно воспитывать в ребенке самостоятельность», «он должен быть независимым» и пр. Поверьте, ваш малыш станет таковым, но всему свое время.

Как и любое другое млекопитающее, человек сильно зависит от того, как о нем заботится его мама и всегда ли она бывает рядом. И после 9 месяцев, проведенных в ее утробе, где он слышал ее голос постоянно, неудивительно, что малыш будет плакать всякий раз, как она отдалится (даже если уйдет всего лишь в другую комнату).

2. Не кормите «по часам»

Если вы выбрали грудное вскармливание - это просто прекрасно! Ничего лучше нельзя придумать для новорожденного, а тот момент, когда ребенок смотрит на вас во время кормления, с ним ничто не сравнится… Так что в добрый путь!

Но у грудного вскармливания не должно быть четкого графика, кормление должно быть только «по требованию». Перерывы по 3 часа - это для детей, которые растут на искусственных молочных смесях.

А новорожденному малышу материнская грудь нужна не только на момент кормления, ведь это его связь с мамой: материнское тепло и любовь, его утешение и покой.

3. Не оставляйте «поплакать»

Обязательно найдутся бабушки и тетушки, которые скажут вам оставить ребенка в колыбельке «проплакаться». А не то вы приучите его к рукам и т.д. А еще вы можете даже услышать, что новорожденный малыш так манипулирует вами!

Вот только манипуляция - это модель поведения, применяемая только ко взрослым, но никак не к младенцу.

Задайте себе всего один вопрос: «После 9 месяцев ожидания… неужели я оставлю его там плакать одного и не буду обращать внимания?»

Да, если к ребенку долго не подходить, когда он плачет, он рано или поздно перестанет звать, но только потому что усвоит ваш «урок»: он начнет думать, что вам все равно, что с ним происходит (что его предали).

Поскольку плач - это единственный для ребенка способ общения, прислушайтесь, ведь он хочет вам что-то сказать…

4. Не оставляйте ребенка одного, даже когда он спит

Новорожденный ребенок не может спать, как взрослый. Каждые два или три часа он будет просыпаться и искать маму, чтобы заснуть вновь. Ребенка нельзя «научить» спать, он это делает, потому что это для него абсолютно естественно.

Совместный сон - это процесс, который так или иначе будет иметь место в вашей жизни (по мере взросления ребенка). Но если такой вариант вам по какой-то причине не подходит, то хотя бы поставьте его кроватку рядом со своей, чтобы у вас была возможность быстро реагировать на его зов. И тогда вам не придется вставать по несколько раз за ночь.

5. Не трясите ребенка

Надо признать это: после долгих бессонных ночей с постоянно плачущим ребенком, когда уже никто не знает, что делать, раздражение накапливается. И, вероятно, папы и мамы, которые говорят, что им никогда не хотелось встряхнуть ребенка посильнее, чтобы он успокоился, мягко говоря, лукавят.

Но вам следует знать, что сильная тряска никак не поможет новорожденному малышу заснуть . Скорее всего он испугается и заплачет еще громче.

Кроме того, так вы можете нанести вред его хрупкому телу.

Ласка и объятия - вот, что нужно вашему ребенку. Они помогут ему почувствовать себя в тепле и безопасности, и он успокоится быстрее.

6. Не отказывайтесь брать его на руки

На руках у матери новорожденный ребенок успокаивается. Если у него отнять такую возможность, он в принципе не научится расслабляться, и это качество (а, точнее, его отсутствие) перейдет с ним и во взрослую жизнь.

После 3-часовой разлуки с матерью у новорожденного активизируются рецепторы «боли», это вызывает сильный стресс, а в долгосрочной перспективе, дефицит памяти.

Новорожденный малыш не может быть самостоятельным и самодостаточным. Ему необходим постоянный контакт с мамой, чтобы она держала его, оберегала и давала все, в чем он нуждается.

Если ограничить этот естественный контак с самого рождения, это может привести к ослаблению или даже вырождению рецепторов гормонов счастья. Речь идет о серотонине, эндогенных опиоидах и окситоцине.

7. Не наказывайте его

Шлепанье сильно подрывает доверие ребенка к тому, кто о нем заботится. Он неосознанно начинает подавлять свои потребности, у него ослабевает мотивация к познанию мира. В будущем он не будет доверять себе, считая свои импульсы незначительными, он может даже привыкнуть к боли и состоянию стресса.

Для того чтобы вырастить счастливых и уверенных в себе детей, необходимо быть терпеливыми.

Конечно, заботиться о новорожденном - это нелегкий труд! Люди часто выходят из себя. Но важно помнить о том, что маленький ребенок нуждается, прежде всего, в терпении взрослых, которые заботятся о нем.

И вот еще одно важное замечание: если люди умеют справляться со своими негативными эмоциями, то у них вырастают дети более чуткие, способные к эмпатии и совместной деятельности (у них лучшая социальная адаптация).

8. Не сомневайтесь в своих инстинктах

Мнений вы услышите великое множество, начиная от специалистов и ученых и заканчивая всеми «мамашами» из своего окружения.

И несмотря на то, что какие-то из их советов могут действительно оказаться полезными, доверяйте, прежде всего, себе. Если в какой-то момент вы услышите свой внутренний голос, который не соглашается с мнением большинства, доверьтесь ему!

Ведь материнство воссоединяет женщину с природой, а ее не обманешь. Это самый чистый из имеющихся у нас инстинктов!опубликовано .

Если у вас возникли вопросы, задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

4 4 365 0

Воспитание – это система взаимоотношений между взрослыми и детьми, которая предполагает уход, удовлетворение потребностей и передачу опыта старшего поколения молодняку.

Цель воспитания – научить ребенка жить и эффективно взаимодействовать в окружающем мире самостоятельно.

Родители, рано или поздно, уйдут. Поэтому их главной задачей является научение чада жить своим умом и без их помощи.

Младенец не может обслуживать сам себя, и без заботы мамы он просто погибнет. Но по мере взросления, родители обязаны постепенно обучать его навыкам самообслуживания, самостоятельности, открывать мир, защищать и т.д. Именно семья или другие значимые взрослые (опекуны, воспитатели в детских домах и т.д.) вкладывают в малыша багаж знаний и опыта, который во взрослом возрасте станет его внутренним голосом.

Дитя, как губка, бессознательно впитывает стиль поведения, манеру общения, приоритеты, ценности семьи и воспринимает это как норму и единственно верный шаблон.

Даже в семьях, где в порядке вещей, и он испытывает страдания, такая система «воспитания» считается правильной для него, ибо малыш не знает другой. По этой причине дети, которых били в детстве, становятся родителями, бьющими собственное потомство.

Систем и типов воспитания существует масса. Каждая семья выбирает тот вариант, который лучше всего «ложится» на ее ценности, взгляды, возможности. У каждой есть свои плюсы и минусы. Но есть общие правила, следуя которым, каждый родитель может вырастить счастливую личность в психологическом и физическом плане.

Любая воспитательная парадигма – это система установленных правил общежития, следовать которым ребенок обязан, иначе последует наказание.

К сожалению, многие семьи не располагают ни четкими правилами, ни осмысленной системой наказаний. Нормы поведения не озвучиваются, а наказание бессистемное.

  • Чаще, это повышение голоса;
  • Физическое воздействие;
  • Запреты разного рода.

Иногда доходит до того, что ребенку вообще ничего нельзя, кроме посещения школы и уборки своей комнаты. Родители видят не живого человека, пусть и маленького роста, а робота, исполняющего их волю. Не выполнил установленное – наказан.

Современная психология настаивает на выборе воспитательных методов, исключающих наказания. Как? Очень просто – в ребенке развивается мотивация сделать хорошо, а не плохо. Если он принимает решение поступить неправильно – его право, но тогда будут последствия.

Это система обучения ответственности, на которую часто просто не хватает терпения у родителей. Проще надавать подзатыльников.

Тем не менее, если вы готовы вкладывать в свое любимое чадо то, что поможет ему в будущем, обладаете терпением и здравым смыслом, эта статья для вас. В ней мы расскажем о том, чего запрещать не стоит в воспитательных целях и почему.

Выражать собственные эмоции

Любая эмоция – это реакция психики на внешний раздражитель

Если ребенок боится – он будет плакать. Если подарили красивую игрушку – будет смеяться. Психологи не разделяют эмоциональный фон на позитивный и негативный. Нет плохих и хороших эмоций. Есть реакция.

Современное общество, к сожалению, усматривает в некоторых угрозу и учит сдерживать «неправильные» эмоции. Детям запрещают плакать, стучать кулаками или капризничать. С одной стороны, следует обучать правилам поведения в обществе, но трамбовать и давить эмоции в себе нельзя.

Эмоцию нужно прожить до конца. Если ее сдержать, не высказать, она осядет в психике и однажды обязательно появится.

А если таких эмоций накопится много, тогда незапланированная «беспричинная» истерика гарантирована.

Не запрещайте ребенку сдерживать свои эмоции. Научите делать это в приемлемой форме.

Если малыш расстроен, обнимите его и скажите, что вам искренне жаль, что так вышло. Согласитесь с тем, что эмоции у ребенка есть (даже если они непонятны вам или смешны). Нужно помочь их прожить.

Даже в слезах нет ничего страшного.

Хуже, если ребенок не плачет вообще. Такой взрослый – плохая личность, не умеющая ни себя чувствовать, ни других.

Помогать родителям

Часто родители ожидают, что малыш начнет делать действие правильно сразу. Захотел принести маме компот и разлил. Или хотел помыть пол, но еще больше размазал грязь. Это нормально, когда дети ошибаются обучаясь.

Не стоит отбирать половую тряпку или чашку с остатками компота и кричать:

«Маленький еще! Не трогай, ничего не получается!»

Так вы отобьете желание совершенствовать навык и помогать вам в принципе. А для чего, если вы все равно не довольны?

Самостоятельно питаться

Часто мамы кормят с ложки детей до 6 лет. И чашку ко рту поднесут, и вилкой картошку подавят, и салфеткой рот вытрут. С одной стороны, это демонстрация любви и заботы о ребенке. С другой – медвежья услуга.

Без навыков самостоятельно есть, одеваться и справлять нужду, ребенок растет инфантильным и неприспособленным к жизни. А – это очень нехорошо. Из-за этого возникают проблемы в детских коллективах, когда над ребенком-неумехой смеются сверстники. Также, малыш учится тому, что ему не нужно стараться и прикладывать усилия, чтобы что-то получить. За него все сделают.

Естественно, ребенок научится есть самостоятельно и пользоваться столовыми приборами, но позиция «пусть сделает за меня кто-то другой» останется по жизни.

Навык самостоятельной еды полезен для развития мозга. Моторика рук напрямую связана со стимуляцией полушарий. Чем больше малыш совершенствует навыки руки, тем лучше развивается его интеллект.

С полутора лет можно спокойно вручить малышу ложку и пусть учится. Да, кашей вымажет себя и мебель, но важнее другое – научить и подкрепить самостоятельность.

Вы читали нашу статью о том, ? Если нет, рекомендуем прочитать.

Высказывать личное мнение

К детям в семьях часто не прислушиваются. Родители взрослые и умные – сами знают, как правильно поступить и что делать. Но это позиция неверная. Существует масса вещей, которые ребенок способен решать или по поводу них высказываться. Озвучивать свою позицию очень важно.

  • Во-первых, здорово, что она (своя позиция) есть.
  • Во-вторых, в диалоге со взрослыми ребенок учится как отстаивать ее, так и идти на компромисс, соглашаясь с родителями.

Такой навык нуждается в подкреплении:

«Малыш, а ты что думаешь по этому поводу?»;
«Коля, как ты считаешь?» и т.д.

Эти вопросы демонстрируют значимость ребенка в семье, уважение и обучают толерантности, умению думать и принимать решение.

С раннего возраста предлагайте ребенку самостоятельно сделать выбор. Например, какие колготы сегодня надеть. На завтрак поесть кашу или творожок.

Но не стоит грузить ребенка выбором не по возрасту и спрашивать мнение о взрослых проблемах.

В одной из наших статей мы делимся несколькими секретами, . Рекомендуем ими воспользоваться.

Смотреть мультики

Просмотр мультфильмов – это любимое занятие детей всех возрастов. Мультик – отличный способ увлекательно провести время и научить ребенка чему-то.

Сейчас есть много познавательных, обучающих мультфильмов, которые поведают то, чего не знают родители.

Помимо знаний, мультфильм формирует и мораль. Ребенок смотрит сюжет, выделяет каких-то героев, формирует отношение к происходящему на экране.

Поэтому, вместо запретов смотреть мультфильмы, обсудите с ребенком сюжет:

  1. “Кто больше всего нравится?”;
  2. “Почему герой поступил так?”;
  3. “Что бы ты сделал на его месте?”.

Не стоит запрещать смотреть мультики, но важно подходить к этому с умом. Если ребенок сутками глазеет в экран, последствия хуже, чем вообще не смотреть.

  • Ограничивается кругозор;
  • Притупляется любопытство;
  • Утрачиваются навыки общения со сверстниками;
  • Ребенок начинает жить в мультяшном мире, а не в реальности.

Не запрещайте, а ограничивайте время. И следите за смыслом того, что смотрит ребенок. 7-летнему малышу не стоит включать страшилки, а 13- летнему подростку не будут интересны сказки. Лучше поделитесь с ребенком секретами, .

Бегать и прыгать

Чем лучше развит ребенок физически, тем лучше развивается его мозг.

Сдерживать ребенка в движениях нельзя, это залог его здоровья и полноценного психофизического развития.

Часто родители запрещают бегать и прыгать в неположенных и опасных местах. В автобусе, на высоте, на дороге и т.д. Причина очевидна – взрослые опасаются за жизнь и здоровье малыша.

Вместо ограничений стоит организовать возможность для безопасного удовлетворения потребностей в физической нагрузке.

  • Это может быть детский центр;
  • Стадион за домом;
  • Домашний спортивный уголок и т.д.

Если у ребенка будет возможность сбрасывать накопившуюся энергию и активничать в «положенных» местах, вы сможете усмирить малыша там, где опасно.

Играть с домашними животными

Наличие домашних животных в доме благоприятно действует на развитие ребенка. Кошка, собака, попугай или рыбки – это живые существа, жизнь которых требует ответственного подхода как со стороны взрослых, так и детей. О них нужно заботиться, кормить, лечить.

Уход за животным – это тренажер человечности и гуманного отношения к тем, кто без нас пропадет.

Помимо обеспечения жизнедеятельности животного, с ним можно играть и баловаться. Игры с животными не стоит вносить в список запрещенного.

  • Во-первых, тактильный контакт с шерстью имеет успокоительное действие.
  • Во-вторых, играя с животным, ребенок развивает осторожность и понимает ограничения другого существа, а значит, будет общаться так же с людьми.
  • В-третьих, дружба с животным для ребенка имеет колоссальное значение, так как вызывает гордость за то, что питомец уважает его и любит.

Частые запросы детей в интернете “ “. Пойдите другим путем. Не ждите уговоров. Просто выслушайте ребенка, и обсудите по-взрослому с ним все нюансы, которые касаются содержания животного в доме. Ребенок должен понимать и свою ответственность. Позвольте ему проявить свою серьезность и надежность. Ведь это не проблема. Есть , например.

Пачкаться, устраивать беспорядок

Часто родители запрещают ребенку двигаться и прикасаться к предметам, чтобы только не запачкался. Соблюдение чистоты и гигиены важно, но главное, не переборщить с «чистоплотностью».

Дети познают мир ежесекундно двигаясь, трогая, ломая, теряя предметы и вещи. Это нормально.

Не стоит растить тепличного ребенка, который не знает, что такое грязь, пыль, бактерии и беспорядок в доме. Это негативно скажется на здоровье малыша, так как подрастая, все равно столкнется с этим, а иммунитета не будет.

Придерживайтесь золотой середины:

  • Если испачкался, вытрите руки.
  • Если вам сложно ухаживать за грязной одеждой, тогда одевайте ребенка на прогулку во что-нибудь не праздничное. Платье с великолепными оборками и белоснежные банты порадуют вас, но никак не ребенка, который хочет бегать и прыгать, а ему нельзя «ибо вымажешь и порвешь!»

Не ругайтесь за устроенный беспорядок из кучи игрушек, вещей, покрывал и подушек в детской комнате. Возможно, это волшебный замок, в котором живут феи. Обучайте ребенка находить нужные вещи.

Например:

«Ой, какая огромная куча из игрушек! Как же разобраться, где какая? Миша, а давай разложим их по местам, ведь так проще будет узнать, а вдруг какая-то потерялась!?»

Такой подход учит систематизировать предметы и понимать, для чего это нужно!

Разрешайте детям иногда устраивать беспорядок и помогайте направить на уборку не потому, что так надо, а потому, что в порядке легче жить и находить вещи. В противном случае, такой человек может использовать другие «источники хаоса», где он сам себе хозяин.

Фантазировать

Каждый родитель сталкивается после 3-4 лет с непонятными рассказами о страшилищах, волшебных феях или доблестных героях из уст своего малыша. При этом, ребенок играет ключевую роль в своих историях: преодолевает трудности, ищет клад или загадывает джину желание. Не стоит пугаться таких фантазий, тем более, пресекать ребенка или высмеивать.

Фантазии ребенка – это уровень функционирования мозга. Если они есть, значит, развитие идет нормально.

Если вы слышите такие невероятные истории, включитесь в «игру». Поспрашивайте малыша о сути истории, повосхищайтесь его смелостью, дослушайте до конца.

Обычно из фантазии можно узнать, какие качества хотелось бы иметь малышу, чем он восхищается, о чем мечтает.

Помимо полезной информации о личности ребенка, «включение» родителя в фантазию располагает к доверию. Фантазии через пару лет прекратятся по естественным причинам, когда энергия будет направлена на обучение в школе, например. А доверие к вам останется, родитель станет надежным другом, на которого можно положиться.

Высмеивание фантазий, критика или открытое высказывание недоверия оттолкнут ребенка. Он может стать замкнутым, тревожным, неуверенным в себе.

Помимо этого, фантазировать не перестанет, а вот доверительно озвучивать – точно. Может появиться воображаемый друг – это уже не совсем хорошо. Почему? Об этом можете прочитать в нашей статье, появляются вымышленны друзья, и в чем здесь родительская ошибка.

Не доедать еду

Дети имеют право есть столько, сколько хочется, а не столько лежит на тарелке. К сожалению, упорное «запихивание» еды в чадо несет только вред.

Пищевая чрезмерность растягивает желудок, и с каждым разом ребенку нужно все больше еды, чтобы насытиться. Отсюда переедание и лишний вес.

Поглощение еды без аппетита вредит здоровью и психике. Во взрослом возрасте это чревато действиями и отношением к себе «без смысла»: делаю, потому что надо или сказано. Такая позиция развивается в робость, податливость, «всеядность», неумение за себя постоять, непонимание своих истинных желаний и потребностей. Поэтому не заставляйте есть.

Если ребенок мало ест, это может означать, что расход энергии слишком мал и потребности его пополнять нет. Отдайте его в спортивную секцию и наблюдайте изменения. – вещь непредсказуемая.

Играть на площадке со сверстниками

Ребенок развивается и приобретает нужные социальные навыки исключительно в коллективе. Ни одна лучшая бабушка или мама не заменят общение со сверстниками.

Взаимодействие с себе подобными обучают:

  • Решению конфликтов;
  • Общению;
  • Уважению к другим;
  • Умению защищать себя и свое имущество;
  • Правилам хорошего тона и этикету и т.д.

Поэтому, нельзя запрещать ребенку играть со сверстниками никогда. Конечно, случаются , . Но дитя должно самостоятельно знать, как себя вести в подобных ситуациях. И поможет ему личный опыт и, конечно же, ваш пример.

Исследовать предметы, окружение

Несмотря на то, что исследование окружающего мира доставляет родителям много хлопот, запрещать нельзя. Конечно, вывернутые тумбочки, разбросанные предметы не радуют. Но на чашах весов развитие ребенка и порядок в доме. Что выбираете?