Познавательное развитие старшая группа осень. «Золотая Осень» познавательное занятие в старшей группе. Образовательная область «Познавательное развитие»

МБОДУ с.Юрьево-Девичье Конаковского района Тверской области Провела: воспитатель Роговая Галина Дмитриевна Группа: средняя

Интеграция с другими областями:

  • Физическое развитие – использование дыхательной гимнастики «Ежик» для тренировки носового дыхания и дыхательной мускулатуры и физкультминутки «Поезд» , имитация движений животных.
  • Познавательное развитие - Д/игры «Да или нет» , «Кто у кого» , «Кто где живет?»
  • Социально-коммуникативное развитие – д/игра «Закончи предложение» , помощь ежикам в укладывании листьев в норку (во время продуктивной деятельности) , труд – подготовка рабочего места, уборка красок и кисточек после продуктивной деятельности.
  • Художественное творчество – работа с красками. Речевое развитие - чтение художественной литературы: чтение стихотворения, использование загадок.
  • Художественно – эстетическое развитие: работа с красками, использование фонограммы песни С. Насауленко «Осень наступила» , фонограммы мелодии в продуктивной деятельности для организации детей.

Задачи:

1. Обучающие задачи:

  • систематизировать знания детей о сезонных изменениях в неживой природе изменения в растительном мире, изменения в животном мире (осень) ;
  • продолжать учить детей отгадывать загадки, в некоторых случаях объясняя свой ответ;
  • учить образовывать существительные при помощи суффиксов –ата, -ята во множественном числе;
  • закрепить использование слов, имеющих противоположное значение (длинный-короткий, большой–маленький, пушистый-колючий, дикий-домашний, белый-серый) ;
  • упражнять детей в носовом дыхании, тренировать дыхательную мускулатуру.

2. Развивающие задачи:

  • развивать познавательную речевую активность по теме «Осень» , «Жизнь диких животных осенью» .
  • развивать цветовое восприятие в процессе продуктивной деятельности при передаче окраски осенних листьев.
  • развивать мелкую моторику при работе с кистью и красками.
  • способствовать развитию психических процессов: памяти, воображения, мышления.

3. Воспитательные задачи:

  • воспитывать навыки культурного поведения в процессе игры.
  • воспитывать бережное отношение к природе в процессе беседы о жизни диких животных осенью, в продуктивной деятельности.
  • воспитывать аккуратность и усидчивость в процессе продуктивной деятельности.
  • воспитывать активность, самостоятельность.
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Структура (части и их предполагаемое время)

Вводная. Игровая мотивация. Воспитатель включает запись фонограммы осенней мелодии. Дети собираются на ковре. Ведут наблюдение из окна. Формулирование темы мероприятия.

Основная часть. Подготовка к путешествию в осенний лес. Путешествие по осеннему лесу.

Заключительная часть

Поможем ежикам. Продуктивная деятельность (работа с красками) . 5 мин.

Общее время- 20 мин.

Оборудование: магнитофон, стульчики (пенечки) , мольберт.

Демонстрационный материал: Картинки с изображением диких животных,

аудиозапись детской песни С. Насауленко «Осень наступила» .

Раздаточный материал: картинки с изображением ежа, кисти, гуашь желтого, красного цвета.

Предварительная работа: наблюдение за деревьями, листьями, растениями на цветнике, за птицами, насекомыми. П/ игры с осенней тематикой.

В речевом уголке размещены картинки с изображением диких животных и их детенышей, экологическая игра «Опиши, мы отгадаем» , хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок» .

Чтение художественной литературы: И. Соколов-Микитов «Еж» , А.Блок «Зайчонок» .

Конспект НОД по познавательному развитию «В осеннем лесу» .

Воспитатель под фонограмму детской песни С. Насауленко «Осень наступила» встречает детей на ковре.

Воспитатель:

Ребята, я вам сейчас загадаю загадку - стихотворение:

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен
И ѐлочек. Я.... (Осень)

Воспитатель: Молодцы! А сейчас какое время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете?

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Какой сейчас месяц осени?

Дети: Ноябрь.

Воспитатель: А какие еще времена года вы знаете?

Дети: Зима, весна, лето.

Воспитатель: Ребята, назовите мне признаки осени.

Дети: Листья желтеют и опадают, птицы улетают в тѐплые края, солнце греет мало, частые дожди,

небо серое, становится холоднее, люди одевают теплую одежду.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в интересную игру. Я буду задавать вопросы, а вы

отвечать "да" или нет".

Осенью идут дожди? Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?
Звери норки утепляют?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?

Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать:
Куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (да) . Тогда я предлагаю вам сегодня

отправиться в путешествие в осенний лес.

Чтобы отправиться в лес, нам нужно подумать, а на чем мы можем отправиться?

Дети: на машине, на самолете, на автобусе, на лошадке.

Воспитатель: А на чем быстрее всех мы доберемся до осеннего леса?

Дети: На самолете.

Воспитатель: Как здорово! Мы с вами быстро доберемся на поезде до леса.

Физкультминутка «Поезд»

Вот мы и добрались до осеннего леса. Садитесь на пенечки, отдохнем. (дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Ой, ребята, кто-то нас встречает? Узнаете кто, если отгадаете загадку.

1) Это что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной,
И стоит среди травы
Уши больше головы. (Заяц)

(Воспитатель достаѐт картинку зайчика)

Воспитатель: Ребята, а что зайчик делает осенью?

Дети: Зайчик осенью меняет серую шубку на белую.

Воспитатель: Зачем зайчику белая шубка?

Дети: Чтобы лиса или волк не заметили зайца на белом снегу.

Воспитатель: Давайте попрыгаем, как зайчики. (Прыгают) .

2) Воспитатель: Кого же ещѐ мы встретим в лесу?

Он в берлоге спит зимой
под большущею сосной,
а когда придет весна,
просыпается от сна. (Медведь) .

(В - ль достаѐт картинку медведя)

А вы знаете, что медведь делает осенью?

Дети: Все лето и осень медведь готовится к зиме: ест много ягод, ловит рыбу в реке, накапливает

жир на зиму. В конце осени он находит себе место под сосной, где лежит много листьев и веток, и

ложится спать до весны. Зимой выпадет снег, а ему в берлоге будет тепло.)

Воспитатель: Давайте походим, как медведь. (Дети изображают медведя) .

3) Воспитатель: Ребята, может, мы ещѐ кого-нибудь встретим. Как выдумаете, ребята, о каком животном пойдет речь в следующей загадке?

В дупле живет, да орешки грызет. (Белка) .
Показывает картинку белки.
Воспитатель: Что делает белка осенью?
Дети: Белочка собирает грибы, орешки, шишки.

Воспитатель: А белочка меняет шубку? (да)

Воспитатель: Какого цвета шѐрстка становится у белочки? (серая)

Воспитатель: Почему серая? (потому что деревья серые)

Воспитатель: Давайте попрыгаем, как белочки. (прыгают)

4) Воспитатель: Ой, ребята, а это что за зверѐк?

Сердитый недотрога живѐт в глуши лесной

Иголок очень много, а нитки - ни одной! (Ёжик)

Воспитатель: Правильно, ребята. Это ѐжик. А как вы догадались? - А что же будет ѐж делать

зимой? (ответ детей)

Спать. Ёж летом и осенью нагуливает жирок, что бы всю зиму сытым быть

Воспитатель предлагает детям превратиться в ѐжиков.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ЁЖИК»

Вдох носом: короткий шумный («как ѐжик» ) с напряжением мышц всей носоглотки

(ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается) . Выдох мягкий, произвольный через

полу открытые губы.

Воспитатель: А каких животных еще можно встретить в лесу? (волк, лиса, кабан, лось, енот и т.д.)

Воспитатель: А у наших животных есть детки. Д/ игра «Кто у кого»

Воспитатель: у зайца Дети: зайчата

Воспитатель: у лисы Дети: лисята

Воспитатель: у медведя Дети: медвежата

Воспитатель: у волка Дети: волчата

Воспитатель: у белки Дети: бельчата

Д/игра «Кто, где живет»

Воспитатель: У лисы был день рожденье, к ней пришло много гостей, а потом они заблудились и

не могут найти дорогу домой. Ребята, давайте поможем каждому найти свой домик.

Лиса – дети (в нору)
Белка – в дупло
Медведь - в берлогу
Волк – в логово

А зайчик – под кустик.

А утром сорока всех разбудила и лиса выскочила – из норы

Белка – из дупла

Медведь – из берлоги

Зайчик – из-под куста.

Понравилось вам наше путешествие по осеннему лесу? Много разных животных встретили (дети

вспоминают, кого встретили)

Чем заняты животные осенью в лесу? Как они это делают? Воспитатель: У всех животных происходит линька. Заяц, белка меняют окраску. Животные

делают запасы на зиму.

Воспитатель: Помогите мне закончить предложение:

Д/ игра «Закончи предложение»

Заяц зимой белый, а летом…
У зайца хвост короткий, а уши…
Заяц пушистый, а еж…
Заяц дикий, а кошка..

Медведь сильный, а заяц…

Белка живет в дупле, а лиса…

Воспитатель: Ребята, скоро осень закончится. А у нашего ѐжика было много дел, и он не успел

утеплить свою норку. Для этого нам нужны листья. Давайте ему поможем, нарисуем для него

много листочков. Давайте пройдѐм на волшебную полянку (дети подходят к столам) .

Садитесь поудобнее, ножки поставьте вместе, спинки подравняйте, возьмите в руки наши

волшебные кисточки и нарисуйте для ежиков много листочков. Какого цвета литья осенью?

(Красные, оранжевые, жѐлтые) .

Работа с краской (звучит музыка) .

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ёжик будет очень рад, увидев, сколько листочков мы ему нарисовали. Теперь он не замерзнет зимой в своей норке.

Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора возвращаться из леса в нашу группу. Давайте сядем на поезд и поедем в детский сад.

Подведение итогов:

Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили? О каких переменах осени вы узнали? Каких животных мы встретили в лесу? Кому мы помогли? Понравилось вам наше путешествие?

По познавательному развитию

«Золотая Осень» познавательное занятие
в старшей группе

Воспитатель: Куликова Е.П.
Детский сад № 204 ОАО «РЖД»
г. Абакан

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

  1. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
  2. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения.
  3. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
  4. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
  5. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

Развивающая среда:

  • Стулья расставлены полукругом по количеству детей.
  • Доска с таблицей, фломастер, шкатулка.
  • Ларчик с овощами и фруктами, письмо, мячик.
  • Две ветки в вазах.
  • Иллюстрация картин "Ранняя осень", "Поздняя осень".
  • Магнитофон, аудиозапись «звуки пробуждающегося леса».

Словарная работа

  • Термометр, золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя.

Педагогические технологии: ТРИЗ, музыкальное воздействие.

Здоровьесберегающие технологии: ароматерапия, динамическая пауза.

ХОД:

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Воспитатель:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима.

Дети: Осень. Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо.

Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо?

Детский сад № 204 детям группы «Затейники».

Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.

Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город. подскажите когда она будет в лесу.

Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман) . Воспитатель записывает.

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру) .

Игра "Погода осенью"

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:

  • Когда идет дождь - дождливая.
  • Когда дует ветер - ветреная
  • Холодно - холодная
  • Пасмурно - пасмурная
  • Сыро - сырая
  • Хмуро - хмурая
  • Ясно - ясная

Воспитатель: Отлично. Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.

Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: (Ранняя, поздняя)

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?

Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.

Приметы осени

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни,

На дорогу упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая куст малины,

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река -

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то

Ранним утром на поляны,

Лягут белые туманы.

А потом уж жди, не жди

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь

Значит, наступила осень. У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания? (Да) .

В круг ребята становитесь,

Крепче за руки держитесь.

Я шкатулочку возьму,

И приметы соберу.

Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.

Пословицы

  1. Коли ясно, то и осень прекрасна.
  2. Осень идет, и дождь за собой ведет.
  3. Красна весна цветами, а осень пирогами.
  4. От осени к лету, поворота нету.
  5. Лето со снопами, осень с пирогами.
  6. Грибок в кузовок - зимой будет пирожок.

Приметы

  1. Осенью паутина на ясную погоду.
  2. Гром в сентябре - теплая осень.
  3. Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
  4. Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
  5. Когда гусь улетает, снег выпадает.

Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

(Дети садятся на стульчики)

А сейчас прочитайте стихотворение "Осень", написанное на таблице.

Плакали ночью желтые клены,

Вспомнили клены, что были зелены.

С желтой березы тоже капало,

Значит, береза тоже плакала.

Воспитатель: Как вы думаете, почему плакала береза?

Дети: (Жалела, что кончилось лето, что опадают листочки) .

Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки?

Дети: (Мало солнца, стало холодно)

Воспитатель: Дети, а можно ли что - либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?

Дети: (Приклеить, пришить) .

Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся?

Дети: (Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут) .

Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют) .

Физминутка "Листочки".

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

Ой, как много на ковре листочков. А давайте поиграем в игру.

Раскрась листья в соответствии со значками

Подойдите к столам и раскрасьте листья в соответствии со значками. Будьте внимательны, посмотрите где стоит значок.

Воспитатель: Умницы, мне не удалось поймать вас в ловушку. Вы точно определили листья.

Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.

Игра осенние слова

Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.

Эхо лесное, спросить могу?

Куда это листья лесные пропали?

Опали-опали-опали:

Птички певички, давно ли галдели?

Летели, летели, на юг улетели:

Белки и зайцы, про вас не знаем?

Линяем, линяем, линяем:

Так что же творится в лесу? - спросим.

Осень, осень, осень.

Итог занятия

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.

Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг.

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Осень прислала вам листочки, которые вы можете раскрасить.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе ДОУ на тему «Осень поздняя пришла, снег и холод принесла».

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени (осенние месяцы, периоды и осенние явления).

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания о различных периодах осени;
  • Учить выразительно читать стихи, заучивать с помощью мнемотаблицы.
  • Активизировать словарь по данной теме, пополнить активный словарь прилагательными.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память.
  • Развивать речь детей.
  • Активизировать мыслительную деятельность детей: упражнять в умении сравнивать, доказывать свою точку зрения, делать выводы.
  • Развивать умение отвечать четко, давать полные ответы.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательное отношение, сочувствие, желание помочь в трудную минуту.
  • Воспитывать умение трудиться в коллективе.
  • Воспитывать у детей бережное отношение к собственному здоровью.

Деятельность детей: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, продуктивная, двигательная.

Материал : картинки - иллюстрации разных периодов осени, других времен года, отрывок из произведения Чайковского «Осень», мнемосхема (из отдельных фрагментов, придуманных совместно с детьми), стихотворения Плещеева «Осень наступила…», папка с файлами для изготовления книги.

Предварительная работа:

  1. Наблюдение за осенней погодой во время прогулок.
  2. Разучивание стихов об о сени.
  3. Беседы о приметах осени.
  4. Загадывание загадок об осени.
  5. Чтение коротких рассказов о различных периодах осени, пение песен, подвижные и дидактические игры по теме.

Яркие, удобные рюкзаки 4youbags.ru для детей обладают современным дизайном, интересными 3D-изображениями, имеют анатомическую спинку. В ряд ли можно будет увидеть такой же рюкзак у кого-то еще .

Конспект НОД

Части НОД

Ход НОД

Деятельность детей

Оргмомент

Звучит мелодия из сборника «Времена года. Ноябрь» П.И.Чайковского

Дети входят в группу.

Воспитатель:

Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними и пожелаем хорошего настроения, доброго утра всем - и гостям, и самим себе.

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
И доброе утро длится до вечера!

Дети слушают приветствие педагога, желают доброго утра друг другу и присутствующим взрослым.

Вводная часть

Воспитатель предлагает детям пройти на ковер, загадывает загадку:

Прошла по лугам, по лесам, по полям,
Припасы она приготовила нам.
Упрятала их в погреба, в закрома.
Сказала: «За мною нагрянет зима».

Спрашивает, какое время года загадано.

Музыка, которая сейчас звучит, тоже осенняя, она из сборника П.И.Чайковского «Времена года. Ноябрь». Послушайте внимательно, можете закрыть глаза… Какой характер у этой музыки? Что вы можете сказать о ней?

Отгадывают загадку, обосновывая свой выбор времени года.

Слушают музыку, рассказывают свои впечатления о ней.

Беседа

Воспитатель : (Предлагает детям сесть на ковер) Ребята, эта музыка напомнила мне мое детство. И я хочу рассказать вам об одном эпизоде.

Когда я была еще такой, как вы сейчас, мне подарили книгу с картинками и стихами. Рисунки в книге были разные. На одном было нарисовано чистое, голубое небо. Светило яркое солнышко, стояла тёплая безветренная погода. Трава еще зелёная, но на некоторых деревьях листва уже пожелтела.

А под картинкой подписано «Осень».

На втором рисунке деревья уже стояли жёлтые, а с некоторых из них даже облетела листва. Небо пасмурное, дует ветер, идёт дождь. Птицы улетают на юг.

И под картинкой снова написано «Осень».

А на третьей картинке деревья стоят вообще голые, с них облетела вся листва. Низкие серые тучи висят над землёй. Дует холодный пронизывающий ветер. У берега озера появилась тонкая кромка льда. Трава засохла и пожелтела. С неба сыплет первый снег.

И опять написано «Осень».

Взрослый: Ребята, как вы думаете, почему картинки такие разные, а на всех них написано осень?

Слушают рассказ, делают вывод, что там были картинки о разных периодах осени: ранняя осень, середина осени и поздняя осень.

Мотивация на дальнейшую деятельность

К сожалению, ребята, книга эта не сохранилась, мне очень жаль.

Мне так хочется, чтобы у меня была такая книга…Но, наверное, никто не сможет мне помочь. Вернуть ее невозможно, а новой такой нет.

Может быть вы, ребята, знаете, как мне помочь?

Ой, как здорово, что вы можете сделать ее сами!

Высказывают предположения, где можно было бы взять книгу: купить, нарисовать, сделать самим.

Речевая деятельность

Вы знаете много стихов об осени, этом чудесном времени года, их тоже можно разместить в книге, ведь в моей книги тоже были стихи.

Кто хочет прочесть стихотворение?

Я предлагаю вам заучить наизусть еще одно стихотворение поэта Плещеева «Осень наступила». Мне очень хотелось бы, чтобы оно тоже появилось в нашей книге.

Для подсказки мы с вами используем символы-приметы осени, которые мы с вами нарисовали ранее, и составим стихотворение из них.

(Мнемотаблица)

Этапы работы над стихотворением:

1. Педагог выразительно читает стихотворение.

2. Сообщает, что это стихотворение будут учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая уяснить основную мысль.

4. Выясняет, какие слова непонятны, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Чтение стихов, заучивание наизусть с помощью мнемотаблицы.

Двигательная деятельность

(Физминутка)

Ребята, как мы уже с вами выяснили, сейчас у нас поздняя осень. А вы любите гулять в это время года? А что нужно делать, чтобы не простудиться на прогулке?

Правильно, тепло одеваться и обуваться. Предлагаю вам поиграть в игру «Все наденем для тепла».

Я называю вам предметы одежды, а вы, если эта одежда подходит для прогулки осенью, шагаете, если нет - стоите на месте.

Шапка, юбка, куртка, шорты, пальто, сандалии, валенки, шуба, бейсболка, кеды, теплые штаны, футболка.

Выполняют движения в соответствии с правилами игры, классифицируют предметы одежды по сезонам.

Планирование деятельности по выполнению учебной задачи


Исследовательская деятельность

Ну, что ж, а теперь - за работу!

Что вам нужно, ребята, для создания книги?

Вы знаете, из чего состоит книга?

Есть ли у вас вопросы и предложения по ее созданию?

С чего вы планируете начать свою работу?

Нужна ли вам моя помощь?

Как вы думаете, к кому вы можете обратиться за помощью, подсказкой при нахождении нужного текста стихотворения?

У меня приготовлены различные иллюстрации времен года. Посмотрите, может быть, какие-то из них подойдут для нашей книги.

Самостоятельно подбирают иллюстрации и стихи для книги, разделившись на мини-группы по желанию.

Отбирают иллюстрации осенней тематики.

Практическая часть

Ну и осталось только собрать нашу книгу в одно целое. Вот обложка с вложенными файлами, вот ваши картинки, стихи.

Приступайте!

Закончили? Молодцы! Какая замечательная книга у вас получилась! Что вы будете делать с этой книгой?

Подарите мне? Спасибо большое! Я очень рада, что мое желание иметь книгу, как в детстве, осуществилось. Я хочу оставить эту книгу на некоторое время в нашем книжном центре, чтобы каждый мог рассматривать ее, может быть, даже почитать.

Собирают книгу в соответствии с выбранным материалом.

По необходимости обращаются за помощью друг к другу, воспитателю.

Размещают книгу в книжном центре «Лукоморье».

Упражнение на релаксацию

Устали? Давайте немного отдохнем. Проходите на наш ковер. Я включу вам еще раз музыку П.И.Чайковского, а вы пока отдыхаете, можете вспомнить все, чем сегодня занимались.

Можно посидеть на ковре, даже прилечь, кому хочется.

А теперь я приглашаю вас в наш круг.

Отдыхают, слушая музыку в удобном для каждого положении.

По просьбе воспитателя рассаживаются по кругу.

Рефлексия

Чем вы сегодня занимались?

Что у тебя получилось лучше всего?

Кто помог тебе сегодня?

Что у тебя не получилось и почему?

Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?

Что было самым трудным?

Что было самым интересным?

Что ещё не получается?

Кого бы ты хотел поблагодарить за работу на занятии? и т. д.

Дети отвечают на заданные вопросы.

Делают самоанализ работы.

ООД в подготовительной (старшей) группе.

Методическая разработка занятия по познавательному развитию для детей 5-6 лет "Вот и Осень пришла"


Назначение : Данный конспект занятия будет полезен для педагогов ДОУ и педагогов дополнительного образования. ООД направлен на развитие познавательного интереса старших дошкольников в наблюдениях за изменениями в природе.

Цель: закрепление знания у детей о представлении характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
1. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.
2.Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
3.Продолжить развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.
Материалы: картины, рисунки с различными явлениями во все времена года.

Ход занятия.

Орг.момент.
Воспитатель. Отгадайте, кто сегодня к нам придет в гости.
Загадка.
Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима. (Осень)
Основная часть
Воспитатель. Правильно мы сегодня будем говорить об Осени. Посмотрите на картинки и покажите, где изображена Осень. Почему вы так думаете? (Дети по очереди делают рассуждения, называют приметы осени, изображенные на разных картинках и рисунках).
Воспитатель. Я сегодня по телевизору смотрела прогноз погоды, диктор рассказывал про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое?
Дети.Дождь, снег, туман, град и другое.
Воспитатель показывает условные обозначения по календарю природы.
Воспитатель. А как можно узнать какая будет погода?
Ответы детей (Посмотреть прогноз погоды, посмотреть на улицу.И другие варианты)
Воспитатель. А какая бывает погода осенью?
Воспитатель. Какие периоды осени вы знаете? (ранняя, золотая, поздняя)
Воспитатель.Какое время года было перед осенью? Какое придет после осени? (лето, зима)
Воспитатель.Что происходит с природой осенью? (световой день уменьшается, температура воз¬духа падает, летит паутина, идут дожди, меняет цвет листва, желтеет и высыхает трава, дозревают некоторые фрукты, ягоды и грибы, наступают первые заморозки и др.)
Воспитатель. Как можно назвать осеннюю погоду? (хмурая, пасмурная, дождливая, теплая, солнечная, ветреная)
Воспитатель. Какие краски природе дарит осень?
Воспитатель. Какие цветы цветут осенью? (гладиолусы, флоксы, астры, хризантемы, розы и др.)
Воспитатель. Какую одежду и обувь люди носят осенью, почему? (плащи, куртки, пальто, кофты, брюки, платья, юбки, сарафаны, пончо. Люди носят одежду, которая может защитить от ветра, дождя и холода.)
Воспитатель. Молодцы вы точно рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.
Береза желтеет снизу – зима будет поздней, а если с верха – ранней.
Теплая осень - к долгой зиме.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Много паутины на бабье лето - к ясной осени и холодной зиме.
Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме.
В лесу много рябины - осень будет дождливая, если мало - сухая.
Повторить, кто какие приметы Осени запомнил.
Воспитатель.А вот, что я подслушала, когда гуляла в парке, сейчас вам расскажу разговор осенних листьев
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
"Всё гибнет, всё гибнет! Ты чёрен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришёл!"
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под тёмной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нём сила для новой весны.
А.Майков
Воспитатель. Как вы понимаете разговор листьев?
Физминутка
Давайте теперь вы представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).
«Листочки»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
Воспитатель.Мы сегодня много говорили об осени, и она прислала нам послание. Давайте посмотрим,что нам приготовила Осень, она прислала нам листочки (дубовые, кленовые и березовые), которые потерялись или может улетели с деревьев. С каких деревьев улетели листья?
Игра «Найди дерево» (береза, клен, дуб)
Дети делятся на 3 команды и по очереди выбирают и прикрепляют листья к веточкам нужного дерева (на доске приготовлены нарисованные деревья без листьев).
Итог занятия.
Воспитатель. Итак, чем мы сегодня занимались? Что запомнили? Какие приметы осени? Кто, что узнал для себя нового? Что интересного было на занятии?
Рассматривание картин с изображением осени.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Осень» с использованием личностно - ориентированных, игровых, здоровьесберегающих, информационно - коммуникативных технологий.

Программные задачи:
Образовательные:
уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
активизировать словарь детей по теме занятия;
совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.
закрепить знания детей об основных признаках осени, цвете и форме. Учить подбирать листочки для дерева по цвету. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Развивающие:
развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
развивать интерес к выполнению заданий.
развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Воспитательные:
воспитывать у детей бережное отношение к природе;
создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Предварительная работа: чтение стихотворений об осени, рассматривание иллюстраций, работа с календарём природы, отгадывание загадок, рассматривание осенних листочков, подвижные и дидактические игры по данной теме.
Оборудование:
Конверт с письмом и заданиями от Злого разбойника.
Обручи для «кочек»
Листочки из картона для дорожки;
Познавательный мультфильм: «Почему опадают листья»
Овощи и фрукты для салата, листочки разных цветов.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Ребята послушайте, что я вам хочу рассказать, сегодня утром, когда я как всегда открыла окно, чтобы проветрить группу, к нам залетело письмо. Но чтобы узнать от кого письмо, необходимо отгадать загадку, вот послушайте:
Время года отгадай:
Собираю урожай
Разноцветный лес красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют,
Грибники в леса спешат,
Листья желтые летят,
Ежик листья собирает
Свою норку утепляет.
Дети: Осень.
Воспитатель: Да, ребята, правильно это письмо от Осени.
Давайте посмотрим, что же в конверте? (открывает конверт, достаёт письмо и читает).
Письмо:

Я – разбойник Злой, могучий.
Соберу сейчас я тучи,
Всю осеннюю листву
Я с собою заберу!
Не хотите Осень, дети?
Так не быть же ей на свете!
Будет сразу вам – зима!
Холод, лёд и снега – тьма!
Воспитатель : Ой ребятки, это проделки Злого разбойника, чтобы помочь освободить Осень нам необходимо выполнить все его задания. Ну что, готовы?
Дети: Да!
Воспитатель:
Но чтобы выполнить первое задание, необходимо пройти по
осенним листочкам и не сбиться с пути. Ну что, готовы? Тогда в путь.
(ребята идут по осенним листьям разложенным змейкой на полу).
Ну вот мы и добрались. Посмотрите перед нами Календарь природы, и вот наше первое задание:
1. Назовите мне пожалуйста времена года? (Зима, весна, лето, осень).
2. Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь).
3. Скажите мне пожалуйста, как называют осень в сентябре? (Ранняя), а почему? (Потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко, греет тепло).
4. А как называют осень в октябре? (Золотая), а почему? (Потому что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы листопад, солнце уже светит не так ярко).
5. Ну а как же мы называем осень в ноябре? (Поздняя), почему? (Потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо, деревья готовятся к зиме сбрасывая последние листья).
Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, а зачем деревья сбрасывают листья?
Ответы детей: Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя. Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.
Воспитатель : Правильно, а сейчас присаживайтесь на свои места и давайте вместе с вами посмотрим познавательный мультфильм фильм и узнаем почему и для чего деревья сбрасывают свои листья.
Познавательный мультфильм «Почему опадают листья».
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием! Вот вам следующее задание. Ребята, путь нам преградило болото, ну мы же с вами не боимся трудностей? Что будем делать?
Дети: Идём дальше.
Воспитатель: Ребята, нам нужно наступать прямо на кочки и не оступиться, а то попадёте в болото, осторожно, не упадите в реку.
(Проходят по кочкам, высоко поднимая ноги).
Какие же вы ловкие преодолели и это препятствие. А вот и следующее задание, слушайте внимательно.
Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, какие осенние приметы вы знаете?
Ответы детей: – Трава желтеет, лес становится разноцветным, опадают листья. Дни становятся короче, а ночи длиннее, птицы улетают в теплые края, небо становится серым, часто идут холодные дожди. Звери готовятся к зиме, делают запасы, меняют летние шубки на зимние. Люди собирают урожай овощей и фруктов.
Воспитатель : Какие вы молодцы и с этим заданием справились успешно. Предлагаю не скучать, и немного поиграть.
Двигательный тренинг «Мы идем в осенний лес»
Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте
А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»
Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук
Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши
Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону
И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»
Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. - делают манящие движения руками
«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки
Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками
Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны
Украшай осенний бор!»
Воспитатель: Ну, что – же продолжаем дальше выполнять задания от Злого разбойника. Обратите внимание на конверты, которые лежат у вас на столах, это не простые конверты, они с сюрпризом, но чтобы время года отгадать, нужно картинку нам собрать. Итак, будьте внимательными. Приготовились, начали!!! Скажите мне пожалуйста, что изображено на этих картинках? Какое время года? Что люди делают осенью? (собирают урожай и делают заготовки), какие овощи и фрукты вы знаете? (ответы детей). (В конвертах лежат разрезные картинки с различными временами года, дети собирают их и называют время года, которое изображено на картинке).
Воспитатель: Какие вы умнички и с этим заданием справились, осталось совсем немного и мы освободим Осень из плена Злого разбойника.
Воспитатель : А теперь пришла пора поиграть нам детвора. «Игра ДА или НЕТ» - Я буду читать вопросы, «будите мне отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?
Воспитатель: Молодцы, вы так ловко справились со всеми заданиями
Практическая часть:
Мы выполнили все задания Злого разбойника, но что-то он не спешит освобождать нашу пленницу, так посмотрим, здесь ещё какая-то записочка от него. Прочитаем ее. Что же в ней написано (воспитатель достаёт записку и читает):
«Освобожу я вашу Осень, если вы мне приготовите вкусный витаминный салат.»
Воспитатель : Ну что-же ребята, давайте выполним пожелание нашего Злого разбойника и приготовим ему вкусный витаминный салат, он его попробует и обязательно подобреет, и освободит нашу красавицу Осень. (воспитатель совместно с детьми готовит витаминный салат из моркови, яблока и изюма).
Ну вот, посмотрите, какой у нас получился салат, мы его передаём злому разбойнику. А он сдержал своё обещание и освободил нашу Осень. Рефлексия: Посмотрите в окно, как красиво на ветру шевелятся листочки, это Осень нас благодарит за то, что мы освободили её. Давайте помашем ей. Сегодня мы вспомнили, что осень бывает разной. Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени. И показали себя настоящими знатоками природы!