Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Осень. Осенние приметы. «В гостях у осени». НОД по развитию речи для детей старшей группы

Конспект по развитию речи в старшей группе
Тема: «Золотая осень»

Цели:

закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить стихи, пословицы, поговорки об осени;

развивать наблюдательность, познавательные интересы, речь;

воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.

Оборудование: Игрушка Незнайка (или переодетый взрослый), репродукции художников с осенними пейзажами И. Левитана «Золотая Осень», Остроухова «Осень».

Предварительная работа : Чтение произведения Н. Носова «Приключения Незнайки», разучивание стихов, пословиц, поговорок об осени.

Ход занятия

1. Организационный момент

В гости к детям приходит Незнайка.

Незнайка: Привет, ребята! Какая замечательная погода, солнышко светит - вот бы сейчас искупаться.

Воспитатель: Незнайка, купаться уже поздно, потому, что наступила осень, а лето закончилось.

Незнайка: Осень? Что такое осень, я не знаю.

Воспитатель: Дети, давайте расскажем Незнайке об осени.

2. Работа по теме

Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете? (ответы детей) Какой месяц начинает осень? (Сентябрь). А после сентября? (Октябрь). А после октября? (Ноябрь).

Есть две осени.

Одна - радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем.

Другая - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень.

И к каждой осени у нас особая любовь. Давайте, подберем слова - определения к первой, золотой осени (золотистая, разноцветная, пышная, роскошная, лучезарная, щедрая, богатая урожаем, тихая, прохладная).

Послушайте, как красиво Федор Иванович Тютчев написал об осени:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Дети, а какие вы знаете стихи об осени, давайте расскажем Незнайке. (Дети читают стихи).

Воспитатель:

Удивительная, неповторимая пора - увядание. Осенняя песня слышна в трепетном шелесте осин на ветру и робком стрекотании кузнечика. Солнце осеннее ярко светит, да не греет, вода в реке холодная. Как ни хороша осенняя погода, а все в природе готовятся к суровым холодам, а птицы улетают на юг.

Одна из первых примет осени - желтые пряди в листве. Раньше всех начинает желтеть липа.

Есть такая поговорка в народе «Мигнула липа пестрым листом - осень позвала». Затем начинают желтеть березы, рябины, кружатся в воздухе опадающие листья. Это явление называется листопад.

Русский народ был очень наблюдательным, до нас дошло много пословиц примет поговорок. По ним люди определяли, какая будет осень:

Расскажите Незнайке, какие вы знаете пословицы, поговорки об осени.

Какие вы знаете поговорки:

Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.

Сильный ветер во время дождя - к хорошей погоде.

От осени к лету поворота нет.

Воспитатель: Такие пословицы, поговорки могли сочинить очень внимательные, наблюдательные, любящие природу люди. Давайте и мы с вами будем наблюдать за природой и замечать ее закономерности.

3. Игра «Да или нет»

А теперь давайте, поиграем в игру «Да или нет» (дайте правильный ответ).

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто- часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Молодцы, я вижу, вы знаете приметы осени, правильно ответили на каверзные вопросы.

Итог: Незнайка: Спасибо вам ребята, за рассказ об осени. Мне было очень интересно. Я узнал, что осень бывает золотая и поздняя. Золотую осень можно еще назвать золотистая, разноцветная, пышная, роскошная, лучезарная, щедрая, богатая урожаем, тихая, прохладная. Теперь я знаю, что явление, когда падают листья, называется листопадом. Осеннее солнце светит ярко, но не греет, поэтому я уже не хочу на речку, боюсь простудиться. Давайте, с вами отправимся на прогулку и полюбуемся красотой осени.

4.Игра « Осенние Листики»

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели
Мы летели, мы летели

Легкий бег по кругу.И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.И листочки все поднял.

Легкий бег по кругу.Закружились, полетели.И на землю тихо сели.

5.Хоровод. Вокруг дерева с платочками. Поем песню про Осень.

А сейчас ребята мы пойдем в группу, и будем делать картину с природного материала.

Тема: Осень. Признаки осени.

Цели:

Коррекционно- образовательная:

Учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже.

Коррекционно- развивающие:

Развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением;

- обобщить и систематизировать знания детей об осени (дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают; исчезают насекомые, улетают перелетные птицы; животные готовятся к зиме; люди собирают урожай овощей и фруктов);

Упражнять в составлении рассказов;

Активизировать словарь по данной теме;

Развивать внимание, память, мышление.

Коррекционно- воспитательная:

Воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;

Формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.

Оборудование: иллюстрации с изображением осени, мнемокартинки для игры «Подбери признак», картинно- графический план(схема) для составления рассказа об осени.

    Организационный момент: Логопед читает стихотворение:

Листья с деревьев в лесу осыпаются.

Дождик уныло по крышам стучит.

Светлое небо с землёю прощается

Хмурая осень в окошко стучит.

Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении?

Назовите осенние месяцы?

Как может называть осень в сентябре? (ранняя, золотая).

Как можно назвать осень в октябре? (дождливая).

Как можно назвать осень в ноябре? (поздняя).

2. Вводная беседа

Что вы можете сказать про солнце осенью?

(Греет плохо, солнечных дней стало меньше).

А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное).

Что происходит осенью с деревьями? (Листья: желтеют, краснеют, опадают, засыхают. Деревья стоят голые.)

Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Листопад).

Листья осенью, что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются)

С травой осенью, что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает)

Что птицы делают осенью? (Улетают в теплые края)

Почему? Как называют этих птиц? (Перелетные)

Что делают осенью насекомые? (Прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору деревьев).

Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму – медведь, еж, барсук. Другие меняют шкурку – заяц, белка, лиса. Третьи делают запасы на зиму – белка, еж.)

Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.)

Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлёт птиц, листопад.)

3. Физкультминутка.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели,

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

4. Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять, (удары по столу пальчиками, начиная с мизинцев )

Вышел дождик погулять (беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)

Шел неспешно по привычке («шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук)

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке: (ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько: (часто и ритмично бьют в ладоши)

Ох! (один хлопок)

И ушел. Газон засох. (ритмичные хлопки по столу).

5. Чтение рассказа «Осень».

Осень приходит после лета. Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце все реже и реже светит. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди – долгие, моросящие. Листья на деревьях желтеют и опадают. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая её золотым ковром. Трава вынет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта, промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог.

6. Игра «Подбери признак» . Дети подбирают признаки к слову «осень», используя мнемокартинки.

Осень (какая?) - … (Холодная, дождливая, золотая, разноцветная, красочная, урожайная, теплая, пасмурная, ясная, снежная, веселая, грустная, листопадная и т.д.)

7. Игра «Чего не бывает осенью?»

Осенью не растут подснежники.

Осенью не купаются в речке.

Осенью не загорают.

Осенью не надевают шубы.

8. Составление рассказа об осени, используя картинно- графический план.

9. Итог.

Коррекционные цели:

Расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Осень»;

Закреплять умения согласовывать прилагательные с существительными, образовывать относительные прилагательные;

Развивать умения классифицировать предметы по отдельным признакам;

Развивать связную речь;

Развивать мышление, внимание;

Развивать мелкую моторику рук

— закреплять умения обобщать и систематизировать представления об осени

Предварительная работа:

Разучивание слов и движений к физкультминутке;

Закрепление знаний о признаках осени, названиях деревьев.

Оборудование: венок и букет осенних листьев; листочки на веревочках; изображения деревьев и листьев: дуба, клёна, березы, каштана, ели, рябины; картинки к игре «Четвёртый лишний»; пальчиковый бассейн; игрушки-сюрпризы.

логопеда и детей.

1. Организация внимания на занятие.

Логопед просит подойти детей.

Логопед: Послушайте внимательно загадку:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья украшаю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек, я …

Логопед: — Закройте глаза. (Логопед надевает венок из осенних листьев) . Кто я?

— Почему вы так думаете?

Логопед: — Что вы знаете об осени как о времени года?

Дети: Осенью солнце светит ярко, но не греет; листья падают с деревьев на землю; часто идут дожди; становится холодно; птицы улетают на юг.

Логопед: — Вы назвали приметы осени. Приметы – это отличительное свойство, признак, по которому можно узнать что-нибудь или кого-нибудь.

— Сегодня мы будем вспоминать, что мы знаем об осени.

2. Основная часть.

1. Развитие плавного длительного выдоха.

Логопед: — Сегодня я к вам пришла с осенними листочками. (К верёвочкам прикреплены из цветной бумаги листочки)

— Наденьте их на пальчик и поймайте на ладошку листочек. Поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте её от лица. Подуйте на листочек, чтобы они закружились в воздухе. Сделайте вдох носом, выдох ртом, вытянув губы вперёд трубочкой. Подуйте на листок.

Подул лёгкий ветерок (поддувание длинной, лёгкой воздушной струёй) ;

— Подул сильный ветерок (поддувание длинной, более сильной воздушной струёй) ;

–Молодцы. Сядьте на свои места.

2. Упражнение «Разноцветные листочки»

Логопед: — Какого цвета становятся листья на деревьях осенью?

Как можно, одним словом сказать про цвет листьев? Какие они?

Дети: красивые, разные. Разноцветные.

Логопед: Давайте хором повторим РАЗНОЦВЕТНЫЕ.

— Почему меняется цвет листьев осенью?

— Посмотрите на полотно. Что вы здесь видите? (осенний лес)

(На наборном полотне изображение деревьев. Кружки для нужного листочка, а на столе листочки с данных деревьев. Картинки снабжены «липучками», так же и кружки, нарисованные около деревьев)

Ребёнок: — этот листочек упал с клёна. Это кленовый лист.

Ребёнок: — этот листочек упал с рябины. Это рябиновый лист.

Ребёнок: — этот листочек упал с берёзы. Это берёзовый лист.

Ребёнок: — этот листочек упал с дуба. Это дубовый лист.

Ребёнок: — этот листочек упал с ели. Это еловые иголки.

Ребёнок: — этот листочек упал с сосны. Это сосновые иголки.

Логопед: — С какого же дерева упал последний листок? (с каштана)

Мы назовём его лист каштана. Каштановый лист не принято говорить.

3. Физкультминутка.

Цель: координация речи с движениями. Совершенствование умений прыгать на носочках, приседать без опоры, ходить и высоко поднимать колени.

Логопед: — Я приглашаю вас поиграть в игру «Осень».

Вдруг закрыли небо тучи, Поднимаются на носочки, поднимают вверх

перекрещенные руки.

Начал капать дождь колючий. Прыгают на носочках, руки на поясе.

Долго дождик будет плакать,

Разведёт повсюду слякоть. Приседают, держат руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге, Идут по кругу, высоко поднимая колени.

Поднимай повыше ноги.

4. Игровое упражнение «Четвёртый лишний»

Логопед: — Я приготовила для вас картинки об осени, но осенний ветер расшалился, подул так сильно, что перепутал все картинки, которые были у меня. Помогите мне найти лишнюю картинку, которую нельзя отнести к осени.

Вариант 1 : воробей, сорока, ласточка синица

Логопед: — Какая картинка лишняя?

Ребёнок: — Это ласточка, потому что осенью она улетает в тёплые края.. А все остальные птицы остаются зимовать.

Вариант 2 : куртка, шапка, плащ, шорты.

Логопед: — Какая картинка лишняя?

Ребёнок: — Это шорты. Их носят только летом.

Вариант 3 : орехи, грибы, брусника, ландыши

Логопед: — Какая картинка лишняя?

Ребёнок: — Это лыжи. На лыжах катаются зимой, а другие вещи можно использовать осенью.

3. Подведение итогов занятия.

Что нового узнали?

В какую игру вам понравилось играть?

Вы любите осень? Почему?

Молодцы, вы справились со всеми заданиями, хорошо отвечали на вопросы.

Осень пришла к вам с непустыми руками, а с подарками. Найдите их! (Дети опускают руки в бассейн из каштанов, желудей, орехов и находят там игрушки-сюрпризы).

учитель-логопед 1 категории

МБДУ детский сад

комбинированного вида №2,

г. Нелидово, Тверская область, Россия

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме: «Составление рассказов об осени».

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :

Учить детей составлять связные рассказы на осеннюю тематику с использованием наглядных пособий.

Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень» .

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Продолжать развивать у детей память, внимание, наглядно-образное мышление.

Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

МАТЕРИАЛЫ :

Таблицы по теме «осень» , игрушка кукла Марина.

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ:

Наблюдения на прогулке за приметами осени, чтение произведений : Бунин «Листопад» , Майков «Осенние листья…» , Ушинский «Четыре желания» , Могилевская «Колосок» . Рассматривание иллюстраций по теме «Осень» . Беседы с детьми. Рисование по теме «Осень» . Дидактические игры : «Когда это бывает?» , «В гостях у осени» . Составление и рассматривание таблиц с символами, объяснение их значения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬ :

Ребята, отгадайте загадку :

Несу я урожаи, птиц к югу отправляю,

деревья наряжаю, затем их раздеваю,

Бываю золотая, поздняя,

А зовут меня все (осень)

Правильно – это загадка об осени и сегодня мы с вами будем говорить о ней.

Давайте поиграем в игру «Ласковые слова» .

Я говорю - солнце, а вы говорите ласково – солнышко.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВЫЕ СЛОВА»

Ветка - веточка,

Лист - листочек,

Дождь - дождичек,

Ручей - ручеек,

Трава - травка,

Цветок - цветочек,

Ветер - ветерок,

Туча - тучка,

Песок – песочек,

Дерево – деревце.

Игровое упражнение : «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОБ ОСЕНИ»

На смену лету пришла (золотая осень) .

Солнышко все реже и реже выглядывает (из-за туч) .

Деревья надели (разноцветный наряд) .

(красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем. (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром.

Дождик (моросит) и заставляет прятаться (по домам) .

Птицы собираются в стаи (и улетают в теплые края) .

Зверям некогда резвиться, они делают (запасы на зиму) .

Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

ВОСПИТАТЕЛЬ : Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости?

(появляется кукла Марина.)

Кукла Марина : Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! У меня в голове все перепуталось. Ничего не пойму, какое у нас сейчас время года? Ребята, расскажите мне об осени, а то я запутался.

ВОСПИТАТЕЛЬ : Конечно, Марина, ребята тебе помогут. Ребята, расскажите Марине, какая бывает осень?

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ : «КАКАЯ БЫВАЕТ ОСЕНЬ?»

(теплая, золотая, дождливая, хмурая, красивая, грустная, печальная, яркая, разноцветная)

Игровое упражнение : « Подбери действие»

Листья осенью (что делают) - желтеют, опадают и т. д.

Дождь осенью - моросит, идет и т. д.

Урожай осенью - убирают.

Птицы осенью - улетают.

Деревья осенью - роняют листья.

Листья осенью (какие) - желтые, красные, багряные, золотые.

Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

Дождь осенью (какой) - холодный, моросящий.

Погода осенью (какая) - пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью) .

Деревья осенью (какие) - ранней - с разноцветными листьями, поздней - голые.

Звери осенью - готовятся к зиме, меняют шубки.

лиса, белка, горностай, заяц (не меняет окраску) ; белка, мышь-полевка, заяц, барсук (не делает запасы) .

ВОСПИТАТЕЛЬ : А сейчас давайте для Марины придумаем красивые предложения про осень. Каждое предложение начинается со слова «Осенью» . Например : «Осенью листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают» .

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Осенью солнышко светит, но не греет. Осенью часто идут затяжные, моросящие дожди. Осенью листья на деревьях разноцветные. Осенью землю покрывают листья - все вокруг желтое. Осенью ветер обрывает листья с деревьев, они кружатся и падают на землю. Осенью много листьев с шуршанием летят на землю - это листопад. Осенью погода бывает хмурая, грустная, печальная. Осенью небо закрыто тучами, часто идут холодные дожди. Осенью перелетные птицы улетают в теплые края. Осенью люди собирают урожай овощей и делают запасы на зиму. Осенью многие животные строят и утепляют норы, делают запасы.

Кукла Марина : Молодцы, ребята, придумали много красивых предложений об осени.

ВОСПИТАТЕЛЬ : Ребята, мы с вами знаем три осенних месяца: сентябрь, октябрь и ноябрь. Сейчас у нас октябрь. Русский народ называл его такими именами : листобой, грязник, ветродуй, мокрохвост, а еще хлебник – потому что закрома полны, убраны все поля.

Как вы думаете, почему так говорят?

ФИЗМИНУТКА:

КАК ПРИХОДИТ ОСЕНЬ

На красных парашютах (показывают руками купол над головой)

к нам осень прилетит, (машут руками, как крыльями)

на жёлтых самолётах (руки в стороны)

к нам осень поспешит, (наклоны в стороны)

на лодочках зелёных (руки вытянуты и соединены перед собой)

к нам осень приплывёт, (поочередные взмахи руками - плывут)

в лес сказочный, нарядный (руки вверх – деревья)

с собою позовёт. (показ руками – зовет)

На корочках арбузных, (руки разведены в стороны, слегка приподняты)

в початках кукурузных, (показ овала руками)

на листиках кленовых, (кружатся)

на шишечках еловых (показ пальцами шишки)

к нам осень прилетит, (машут руками)

к нам осень поспешит… (бег на месте)

ВОСПИТАТЕЛЬ : А сейчас давайте составим рассказы об осени, чтобы Незнайка запомнил их и рассказал своим друзьям в Цветочном городе. В этом нам помогут таблицы – наши помощники. Кто из вас хочет рассказать об осени.

(Желающие дети выбирают таблицу, составляют рассказ.)

ВОСПИТАТЕЛЬ : Молодцы, дети, хорошо рассказали об осени, много красивых слов назвали о солнце, небе, деревьях, листьях.

Кукла Марина : Спасибо, ребята за ваши рисунки, а мне пора возвращаться домой. До свидания.

КОНСПЕКТ

Занятия по развитию речи в старшей группе.

ТЕМА: «Осень золотая»

Выполнила: Денегина Юлия Викторовна

воспитатель

Волгоград 2010

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ТЕМА : «ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ»

Тип занятия: комплексное

Вид занятия: познавательное

Программное содержание:

  1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
  2. Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.
  3. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику.
  5. Продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

Методические приемы:
Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;
Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения,
Практические: дидактические игры и упражнения.

Материал:

  1. фланелеграф
  2. картинки с признаками осени
  3. сюжетные картинки для составления рассказов
  4. осенние листья

Словарная работа : желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья.

Предварительная работа : чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам», разучивание стихотворений об осенних месяцах.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ

Ход занятия

Ребята, послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»

(отрывок из рассказа О.Иваненко «спокойной ночи»)

Ребята, о каком времени года здесь говорится? (об осени)

А как вы догадались? (трава пожелтела, птицы стали улетать)

А кто еще знает признаки наступления осени? (ответы детей)

А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч.

«Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.» Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.

Листья осенью (что делают?) –листья осенью желтеют и опадают

Дождь осенью (что делает?) –дождь осенью моросит,идет.

Урожай осенью (что делают?) –урожай осенью уберают.

Птицы осенью(что делают?) - Птицы осенью улетают.

Деревья осенью(что делают?) - Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью (что делают?)- Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

Физминутка(Пальчиковая гимнастика) “Осенний букет”.

Ребята, давайте соберём осенний букет.
Хором.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).
Листья берёзы.
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы).
Мы соберём
В вазу осенний
Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).

Молодцы ребята!

Составление рассказов по индивидуальным сюжетным картинкам.

Звучит музыка ветра. Забегает мальчик в костюме осеннего ветра и разбрасывает разноцветные листья возле доски. Мальчик убегает.

Ребята, это ветер к нам забегал, и разбросал листочки, посмотрите какие они красивые, надо их собрать. Поднимите по одному листочку. (На листьях приклеены сюжетные картинки об осенних признаках.)

Ребята, придумайте к своей картинке короткий рассказ, а мы все листики соединим, и у нас получится большая осенняя книга.

(Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».)

Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик. Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.

Итог занятия.

Посмотрите, какая красивая, большая книга получилась у нас. Мы положим её в уголок природы и в дальнейшем сделаем другие книги о зиме, весне и лете.

Вот наше занятие подошло к концу, скажите, ребята:
О каком времени года мы говорили на занятии?
Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)

Список используемой литературы:

  1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы». М., 2010 г.