Почему дружба важна для каждого. Почему дружба так важна для людей. Понимание дружбы в разные исторические эпохи

Краткое житие преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского

Пре-по-доб-ный Ки-рилл со-сто-ял на служ-бе сна-ча-ла у Ро-стов-ско-го кня-зя Кон-стан-ти-на II Бо-ри-со-ви-ча, а по-том у Кон-стан-ти-на III Ва-си-лье-ви-ча, ко-то-рых он, как один из са-мых близ-ких к ним лю-дей, не раз со-про-вож-дал в Зо-ло-тую Ор-ду. Св. Ки-рилл вла-дел до-ста-точ-ным по сво-е-му по-ло-же-нию со-сто-я-ни-ем, но по про-сто-те то-гдаш-них нра-вов, жи-вя в де-ревне, не пре-не-бре-гал и обыч-ны-ми сель-ски-ми тру-да-ми.

В жи-тии пре-по-доб-но-го Сер-гия по-вест-ву-ет-ся о том, что за Бо-же-ствен-ной ли-тур-ги-ей еще до рож-де-ния сы-на пра-вед-ная Ма-рия и мо-ля-щи-е-ся слы-ша-ли трое-крат-ное вос-кли-ца-ние мла-ден-ца: пе-ред чте-ни-ем Свя-то-го Еван-ге-лия, во вре-мя Хе-ру-вим-ской пес-ни и ко-гда свя-щен-ник про-из-нес «Свя-тая свя-тым». Пре-по-доб-ные Ки-рилл и Ма-рия ощу-ти-ли на се-бе ве-ли-кую ми-лость Бо-жию, их бла-го-че-стие тре-бо-ва-ло, чтобы чув-ства бла-го-дар-но-сти к Бо-гу бы-ли вы-ра-же-ны в ка-ком-ли-бо внеш-нем по-дви-ге бла-го-че-стия, в бла-го-го-вей-ном обе-те. И пра-вед-ная Ма-рия, по-доб-но свя-той Анне - ма-те-ри про-ро-ка Са-му-и-ла, вме-сте с му-жем да-ла обе-ща-ние по-свя-тить ча-до Бла-го-де-те-лю всех - Бо-гу. Гос-подь да-ро-вал им сы-на, ко-то-ро-го на-зва-ли Вар-фо-ло-ме-ем. С пер-вых дней жиз-ни мла-де-нец всех уди-вил пост-ни-че-ством: по сре-дам и пят-ни-цам он не при-ни-мал мо-ло-ка ма-те-ри, в дру-гие же дни, ес-ли она упо-треб-ля-ла в пи-щу мя-со, мла-де-нец так-же от-ка-зы-вал-ся от мо-ло-ка. За-ме-тив это, пре-по-доб-ная Ма-рия во-все от-ка-за-лась от мяс-ной пи-щи.

Пра-вед-ность Ки-рил-ла и Ма-рии бы-ла из-вест-на не толь-ко Бо-гу. Бу-дучи стро-ги-ми блю-сти-те-ля-ми всех цер-ков-ных уста-вов, они по-мо-га-ли бед-ным, но осо-бен-но свя-то хра-ни-ли за-по-ведь свя-то-го апо-сто-ла Пав-ла: стран-но-лю-бия не за-бы-вай-те, тем бо не ве-дя-ще неции стран-но-при-я-ша Ан-ге-лы (). То-му же учи-ли они и сво-их де-тей, стро-го вну-шая им не упус-кать слу-чая по-звать к се-бе в дом пу-те-ше-ству-ю-ще-го ино-ка или ино-го уста-ло-го стран-ни-ка. До нас не до-шло по-дроб-ных све-де-ний о бла-го-че-сти-вой жиз-ни этой бла-жен-ной че-ты, за-то мы мо-жем вме-сте со свя-ти-те-лем Пла-то-ном ска-зать, что сам про-ис-шед-ший от них плод по-ка-зал луч-ше вся-ких крас-но-ре-чи-вых по-хвал доб-ро-ту бла-го-сло-вен-но-го дре-ва. Счаст-ли-вы ро-ди-те-ли, ко-их име-на про-слав-ля-ют-ся веч-но в их де-тях и потом-стве! Счаст-ли-вы и де-ти, ко-то-рые не толь-ко не по-сра-ми-ли, но и при-умно-жи-ли и воз-ве-ли-чи-ли честь и бла-го-род-ство сво-их ро-ди-те-лей и слав-ных пред-ков, ибо ис-тин-ное бла-го-род-ство со-сто-ит в доб-ро-де-те-ли!

Око-ло 1328 г. пре-по-доб-ные Ки-рилл и Ма-рия пе-ре-се-ли-лись из Ро-сто-ва в Ра-до-неж. Вер-стах в трех от Ра-до-не-жа был Хоть-ков-ский По-кров-ский мо-на-стырь, в то вре-мя од-новре-мен-но быв-ший и муж-ским, и жен-ским. По рас-про-стра-нен-но-му на Ру-си обы-чаю под ста-рость ино-че-ство при-ни-ма-ли и про-сте-цы, и кня-зья, и бо-яре. Дух ино-че-ства со-об-щил-ся от сы-на к ро-ди-те-лям: под ко-нец сво-ей мно-госкорб-ной жиз-ни пра-вед-ные Ки-рилл и Ма-рия по-же-ла-ли и са-ми при-нять ан-гель-ский об-раз.

В этот мо-на-стырь и на-пра-ви-ли они свои сто-пы, чтобы там про-ве-сти оста-ток сво-их дней в по-дви-ге по-ка-я-ния, го-то-вясь к дру-гой жиз-ни. Но недол-го схим-ни-ки-бо-яре по-тру-ди-лись в но-вом зва-нии. В 1337 г. они с ми-ром ото-шли ко Гос-по-ду.

3 ап-ре-ля 1992 г., в год празд-но-ва-ния 600-ле-тия со дня пре-став-ле-ния пре-по-доб-но-го Сер-гия, на Ар-хи-ерей-ском Со-бо-ре Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви со-сто-я-лось об-ще-цер-ков-ное про-слав-ле-ние схи-мо-на-ха Ки-рил-ла и схи-мо-на-хи-ни Ма-рии. Ка-но-ни-за-ция до-стой-но увен-ча-ла ше-сти-ве-ко-вое по-чи-та-ние ро-ди-те-лей ве-ли-ко-го по-движ-ни-ка, дав-ших ми-ру об-ра-зец свя-то-сти и хри-сти-ан-ско-го устро-е-ния се-мьи.

Полное житие преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского

«...Раб Бо-жий Ки-рилл преж-де об-ла-дал боль-шим име-ни-ем в Ро-стов-ской об-ла-сти, был он бо-яри-ном, од-ним из слав-ных и из-вест-ных бо-яр, вла-дел боль-шим бо-гат-ством, но к кон-цу жиз-ни в ста-ро-сти об-ни-щал и впал в бед-ность. Ска-жем и о том, как и по-че-му он об-ни-щал: из-за ча-стых хож-де-ний с кня-зем в Ор-ду, из-за ча-стых на-бе-гов та-тар-ских на Русь, из-за ча-стых по-сольств та-тар-ских, из-за мно-гих да-ней тяж-ких и сбо-ров ор-дын-ских, из-за ча-сто-го недо-стат-ка в хле-бе… Из-за это-го несча-стья раб Бо-жий Ки-рилл вы-ехал из той де-рев-ни ро-стов-ской, о ко-то-рой уже го-во-ри-лось; со-брал-ся он со всем до-мом сво-им, и со все-ми род-ны-ми сво-и-ми по-ехал, и пе-ре-се-лил-ся из Ро-сто-ва в Ра-до-неж. И, при-шед-ши ту-да, по-се-лил-ся око-ло церк-ви, на-зван-ной в честь свя-то-го Рож-де-ства Хри-сто-ва…

Сы-но-вья Ки-рил-ла, Сте-фан и Петр, же-ни-лись; тре-тий же сын, бла-жен-ный юно-ша Вар-фо-ло-мей, не за-хо-тел же-нить-ся, а весь-ма стре-мил-ся к ино-че-ской жиз-ни. Об этом он мно-го-крат-но про-сил от-ца, го-во-ря: «Те-перь дай мне, вла-ды-ка, свое со-гла-сие, чтобы с бла-го-сло-ве-ни-ем тво-им я на-чал ино-че-скую жизнь». Но ро-ди-те-ли его от-ве-ти-ли ему: «Ча-до! По-до-жди немно-го и по-тер-пи для нас: мы ста-ры, бед-ны, боль-ны сей-час, и неко-му уха-жи-вать за на-ми. Вот ведь бра-тья твои Сте-фан и Петр же-ни-лись и ду-ма-ют, как уго-дить же-нам; ты же, неже-на-тый, ду-ма-ешь, как уго-дить Бо-гу, — бо-лее пре-крас-ную сте-зю из-брал ты, ко-то-рая не от-ни-мет-ся у те-бя. Толь-ко по-уха-жи-вай за на-ми немно-го, и ко-гда нас, ро-ди-те-лей тво-их, про-во-дишь до гро-ба, то-гда смо-жешь и свой за-мы-сел осу-ще-ствить. Ко-гда нас в гроб по-ло-жишь и зем-лею за-сы-пешь, то-гда и свое же-ла-ние ис-пол-нишь».

Чу-дес-ный же юно-ша с ра-до-стью обе-щал уха-жи-вать за ни-ми до кон-ца их жиз-ни и с то-го дня ста-рал-ся каж-дый день вся-че-ски уго-дить ро-ди-те-лям сво-им, чтобы они мо-ли-лись за него и да-ли ему бла-го-сло-ве-ние. Так жил он неко-то-рое вре-мя, при-слу-жи-вая и уго-ждая ро-ди-те-лям сво-им всей ду-шой и от чи-сто-го серд-ца, по-ка ро-ди-те-ли его не по-стриг-лись в мо-на-хи и каж-дый из них в раз-лич-ное вре-мя не уда-лил-ся в свой мо-на-стырь. Немно-го лет про-жив в мо-на-хах, ушли они из жиз-ни этой, ото-шли к Бо-гу, а сы-на сво-е-го, бла-жен-но-го юно-шу Вар-фо-ло-мея, каж-дый день они мно-го раз бла-го-слов-ля-ли до по-след-не-го вздо-ха. Бла-жен-ный же юно-ша про-во-дил до гро-ба ро-ди-те-лей сво-их, и пел над ни-ми над-гроб-ные пес-но-пе-ния, и за-вер-нул те-ла их, и по-це-ло-вал их, и с боль-ши-ми по-че-стя-ми по-ло-жил их в гроб, и за-сы-пал зем-лей со сле-за-ми как некое бес-цен-ное со-кро-ви-ще. И со сле-за-ми он по-чтил умер-ших от-ца и мать па-ни-хи-да-ми и свя-ты-ми ли-тур-ги-я-ми, от-ме-тил па-мять ро-ди-те-лей сво-их и мо-лит-ва-ми, и раз-да-чей ми-ло-сты-ни убо-гим, и корм-ле-ни-ем ни-щих. Так до со-ро-ко-во-го дня он от-ме-чал па-мять ро-ди-те-лей сво-их» .

По-сле это-го вер-нул-ся бу-ду-щий пре-по-доб-ный Сер-гий в свой дом и на-чал рас-ста-вать-ся с жи-тей-ски-ми за-бо-та-ми это-го ми-ра, чтобы ско-рее на-чать мо-на-ше-скую жизнь.

На-до до-ба-вить, что мо-на-ше-ский об-раз свя-тые Ки-рилл и Ма-рия при-ня-ли в Хоть-ко́вском По-кров-ском мо-на-сты-ре, ко-то-рый рас-по-ла-гал-ся в трех вер-стах от Ра-до-не-жа и был в то вре-мя од-новре-мен-но муж-ским и жен-ским.

Ле-то-пись Хоть-ко́вско-го По-кров-ско-го мо-на-сты-ря при-во-дит сви-де-тель-ства о том, как мо-лит-вен-ное об-ра-ще-ние к пре-по-доб-но-му Сер-гию и его ро-ди-те-лям спа-са-ло лю-дей от тяж-ких неду-гов. Мо-щи схи-мо-на-ха Ки-рил-ла и схи-мо-на-хи-ни Ма-рии неиз-мен-но по-ко-и-лись в По-кров-ском со-бо-ре, да-же по-сле его мно-го-чис-лен-ных пе-ре-стро-ек. Уже в XIV ве-ке в ли-це-вом жи-тии пре-по-доб-но-го Сер-гия ро-ди-те-ли его изо-бра-же-ны с ним-ба-ми. По пре-да-нию пре-по-доб-ный Сер-гий за-ве-щал — «преж-де чем ид-ти к нему, по-мо-лить-ся об упо-ко-е-нии его ро-ди-те-лей над их гро-бом». Так и по-ве-лось — па-лом-ни-ки, еду-щие на бо-го-мо-лье в Тро-иц-кую Лав-ру, по-се-ща-ли сна-ча-ла Хоть-ков-скую оби-тель. В XIX ве-ке по-чи-та-ние пре-по-доб-ных Ки-рил-ла и Ма-рии рас-про-стра-ни-лось по всей Рос-сии, об этом сви-де-тель-ству-ют ме-ся-це-сло-вы то-го вре-ме-ни. К со-жа-ле-нию, по-сле 1917 го-да Хоть-ко́вский мо-на-стырь был лик-ви-ди-ро-ван. Но, на-ко-нец, в июле 1981 го-да бы-ло уста-нов-ле-но празд-но-ва-ние Со-бо-ра Ра-до-неж-ских свя-тых в ко-то-ром бы-ли про-слав-ле-ны схи-мо-на-хи Ки-рилл и Ма-рия. В 1989 го-ду в По-кров-ском хра-ме мо-на-сты-ря, воз-вра-щен-но-го Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви, вновь на-ча-лись служ-бы и в него бы-ли пе-ре-не-се-ны мо-щи пра-вед-ных ро-ди-те-лей пре-по-доб-но-го Сер-гия.

Кондак преподобным Кириллу и Марии Радонежским

Днесь, ве́рнии, соше́дшеся,/ восхва́лим дво́ицу блаже́нную, благове́рнаго Кири́лла и Мари́ю добронра́вную,/ ти́и бо мо́лятся вку́пе со возлю́бленным сы́ном свои́м преподо́бным Се́ргием/ ко Еди́ному во Святе́й Тро́ице Бо́гу/ оте́чество на́ше в правове́рии утверди́ти,/ до́мы ми́ром огради́ти,/ ю́ныя от напа́стей и собла́знов изба́вити,/ ста́рость укрепи́ти// и спасти́ ду́ши на́ша.

Перевод: Сегодня, верующие, собравшись, прославим пару блаженную, благоверного Кирилла и Марию благонравную, ибо они молятся вместе с возлюбленным сыном своим преподобным Сергием к Единому во Святой Троице Богу, Отечество наше в Православии утвердить, семьи в мире сохранить, юных от напастей и соблазнов избавить, старость укрепить и спасти души наши.

О, раби́ Бо́жии, схимона́ше Кири́лле, схимона́хине Мари́е! А́ще и сконча́ли есте́ вре́менную жизнь свою́ те́лом, но ду́хом не отступа́ете от нас, руково́дствуете же ны ко Христу́ Бо́гу, наставля́ете ше́ствовати по за́поведем Госпо́дним и носи́ти крест свой и после́довати Влады́це на́шему, вы, преподо́бнии, вку́пе с преподо́бным и богоно́сным отце́м на́шим Се́ргием, ва́шим возлю́бленным сы́ном, име́ете дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу на́шему и ко Святе́й Его́ Богома́тери. Бу́дите моли́твенницы и хода́таи о нас, недосто́йных, жи́тельствующих во святе́й оби́тели ва́шей, е́йже вы и нача́льницы. Бу́дите помо́щницы и засту́пницы Бо́гом со́бранней дружи́не сей, да жи́тельствующий на ме́сте сем и приходя́щии с ве́рою, ва́шими моли́твами сохраня́еми, невреди́ми от бесо́в и от челове́к злых пребу́дем, сла́вяще Святу́ю Тро́ицу, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист преподобным Кириллу и Марии Радонежским

Кондак 1

Избраннии чудотворцы и велицыи угодницы Господни, обители нашея заступницы и приснии о душах наших молитвенницы, преподобнии схимонаше Кирилле и схимонахине Марие! Пение похвальное вам приносяще, молим вы усердно: яко имущии дерзновение ко Господу, предстательством вашим от всяких бед нас свободите и наследники Царствия Небеснаго нас соделайте, да зовем вам радостно:

Икос 1

Ангели земнии и человецы небеснии воистину явистеся преподобнии Кирилле и Марие, от юности вашея чистую совесть имущии к Богу, и добре во благочестии и чистоте вкупе пожившии, нам же оставльшии в пример подражания житие ваше богоугодное, емуже чудящеся и чудесы вашими озаряеми, зовем вам гласы хвалебными сице:
Радуйтеся, от юности вашея Христа возлюбившии и Тому от души поработавшии;
Радуйтеся, целомудрия хранители и душевныя и телесныя чистоты рачители.
Радуйтеся, души ваши и телеса на земли в обиталище Духа Святаго уготовившии;
Радуйтеся, исполненнии премудрости и разума Божественного.
Радуйтеся, яко от земли на небо преидосте и тамо со Ангелы Троице предстоите;
Радуйтеся, яко со безплотными лики трисвятую песнь Ей воспеваете.
Радуйтеся, на небеси и на земли от Господа прославленнии;
Радуйтеся, обретшии вечное всесветлое место упокоения.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 2

Видя всевидящее око Отца светов вельми благоугодное Богу ваше житие, благоволи избрати вас, блаженнии, да явите мирови светильник пресветлый Сергия преподобнаго, да о нем и ваши имена прославятся и вси вернии воспоют прославльшему вас Господеви: Аллилуиа.

Икос 2

Разума Божественнаго преисполненнии, Кирилле и Марие, неустанно работасте Господеви, наставляя чада своя в послушании и кротости. Умудрите убо и нас, преподобнии, непрестанно оправданием Господним следовати неложно, да обрящем вкупе с вами спасение вечное и принесем вам благохваления таковыя:
Радуйтеся, блаженнии, в боголюбии пожившии и благоверие сохраншии;
Радуйтеся, милости и сострадания преисполненнии.
Радуйтеся, милостынею и молитвами Небесное Царствие стяжавшии;
Радуйтеся, смирением и пощением вечное блаженство улучившии.
Радуйтеся, яко мзда ваша многа на Небесех есть;
Радуйтеся, яко молитвами вашими и мы надежды Царствия Христова не лишаемся.
Радуйтеся, яко радость ваша вечна во светлостех святых;
Радуйтеся, яко тояжде светлости вас ради и мы наследниками являемся.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 3

Силою Божиею ограждаем преподобный Кирилл князю Ростовскому со всяким усердием служаше и вкупе с ним во орду Агарянскую, мира ради, хождаше, да люди русские ослабу от ига их имут и Богу непрестанно поют: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи помышление преподобнии Кирилл и Мария и людие о трикратном во чреве Мариином в церкве плода глашении и удивльшеся, разумеша нечто преславное и чудное быти; и по сих уведевше радостное сына рождение, радовахуся и радостная вам приношаху глаголюще:
Радуйтеся, двоице пресветлая, Богом совокупленная;
Радуйтеся, звезды непрелестнии, путь супружескаго жития богоугоднаго верно указующии.
Радуйтеся, родители благии добраго и избранного плода;
Радуйтеся, всякия благодати Божия его исполнившии.
Радуйтеся, супругов христиан ко благочестию наставницы;
Радуйтеся, доброму богобоязненному чад воспитанию их научающии.
Радуйтеся, целомудрия и воздержания супружескаго образи преизящнии;
Радуйтеся, хотящих богоугодно жити богомудрии учителие.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 4

Буря скорбей и напастей, воздвизаемая наместником Великаго Князя, не ослаби крепкия любве вашея яже к Богу, Кирилле и Марие блаженнии, но паче научи вы изряднее отражати разженныя стрелы лукаваго. Научите убо и нас вся скорби мира сего с кротостию преносити, в веселии вопия Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше, блаженнии, Варфоломея, дивное чадо ваше, некогда грамоте неискусна, чтуща богодухновенныя писмены, удивишася зело, и старца-схимника, премудрость ему даровавшаго, в дом свой прияша, заповедь Апостола Павла храняше: страннолюбия не забывайте; тем бо не ведяще неции странноприяша Ангелы. Таковую добродетель вашу воспевающе, вопием вам сице:
Радуйтеся, заповедей Христовых вернии исполнители;
Радуйтеся, учения Евангельского истиннии последователи.
Радуйтеся, угодницы Божии, житию великих святых сопричастницы;
Радуйтеся, странноприимства древняго праотца Авраама подражатели.
Радуйтеся, светом благочестнаго жития вашего, яко светила богосветлая, пресиявшии;
Радуйтеся, любовь и милосердие к бедным и сирым явившии.
Радуйтеся, безпомощным скории помощницы;
Радуйтеся, яко и нам присно помогаете и к Небесному Отечеству руководствуете.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 5

Боготечным звездам подобны бысте, преблаженнии Кирилле и Марие, егда пришедше от страны Ростовския в пределы княжества Московскаго и во граде Радонеже поселистеся, тамо сущих бо людей благочестием своим удивисте, подвизая пети: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше, святии, тщание сына своего, преподобнаго Сергия, к иноческому житию, моляху его, да пребудет с вами до кончины вашея. Он же, яко сын послушания, издетска наученный вами заповеди Господни исполняти, покорися воле вашей, Кирилле и Марие, якоже Божией, научая всех вопити вам тако:
Радуйтеся, блаженств Христовых причастницы;
Радуйтеся, честнаго супружества и попечения о чадех добрии образи.
Радуйтеся, ангелонравнии человецы;
Радуйтеся, преподобных и праведных сопричастницы.
Радуйтеся, Пресвятыя Троицы вернии угодницы;
Радуйтеся, яко и чад ваших угождати Ей научившии.
Радуйтеся, того ради сын ваш Триипостасному Божеству обитель дивную устроивый;
Радуйтеся, сего ради и ваша святыя имена прославлены есть по всей Руси.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 6

Проповедницы веры православныя и ревнители благочестия не словом токмо, но и житием вашим, бысте во граде Радонеже, прехвальнии Кирилле и Марие: темже и святая Церковь достойно почитает вас, немолчно воспевая Дивному во святых Своих Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия во граде Радонеже свет добродетельнаго вашего жития, преблаженнии Кирилле и Марие; егда же достигше возраста преклонна, во обитель Хотьковскую устремишася под покров Божией Матери притекше, тамо велий образ Ангельский на ся восприяли есте, темже образ вышшаго нам смирения показуя, емуже поучаяся, с любовию вопием вам таковая:
Радуйтеся, яко любве ради Господа мира сего славу остависте;
Радуйтеся, яко иноческое равноангельное житие усердно восприясте.
Радуйтеся, во обитель древнюю пришедшии и тамо покой себе обретшии;
Радуйтеся, Пречистей Деве Богородице души свои вручившии.
Радуйтеся, образ ангельский восприимшии и непорочно его сохраншии;
Радуйтеся, всем иноком и инокиням добрии образи.
Радуйтеся, прежде кончины вашея вся страсти умертвившии воздержанием;
Радуйтеся, святую схиму в броню спасения восприявшии.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 7

Хотя Человеколюбец Господь явити в житии вашем, преподобнии Кирилле и Марие, образ назидания, не токмо людем мирским, но и иноческому лику, внуши вам в старости маститей оставите славу земную и восприяти образ иноческий, в немже постом, бдением и молитвою добре подвизастеся, неустанно воспевая Триединому Богу Серафимскую песнь: Аллилуиа.

Икос 7

Новую благодать показа всех Творец и Владыка чрез вас, преподобнии, егда прешли есте от временныя сея юдоли плачевныя во обители вечныя. Святыя мощи ваша, аще и под спудом сокровенны, многая чудеса источаху, многим болящим исцеления подаваху; паче же приносимыя к вам младенцы исцеляху. Сего ради приимите, врачеве наши блаженнии, от нас похвалы сицевыя:
Радуйтеся, смертию временною пришедшии к жизни вечней;
Радуйтеся, от Господа нетлением и чудесы прославленнии.
Радуйтеся, яко память ваша с похвалами и успение со святыми;
Радуйтеся, яко имена ваша честны суть и благословенны во Отечестве вашем.
Радуйтеся, болящим младенцем исцеление подающии;
Радуйтеся, тяжко болящую девицу, с любовию к вам притекшую, от недуга избавившии.
Радуйтеся, о любящих и чтущих вас небеснии предстатели;
Радуйтеся, приснопросящии нам у Господа дары благости Его.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 8

Страшное и ужасное бедствие прииде на землю Московскую, егда язвою моровою уязвлены быша людие мнози во градех и весех, и множество их умроша. Тогда собор освященный со инокини молебныя пения вам приношаху и предстательствы вашими избавление от беды получиша, вопиюще благодеющему чрез вас Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Вси боголюбцы скорбию велиею объяты быша, егда во дни лихолетий, на землю Российскую пришедших, обитель Покрова Пречистая Девы в Хотькове богоборцы разорению и запустению предаша. Но память о вас, преподобнии, в людех жива бысть, и славляху чада российския житие ваше и чудеса благохвалении сицевыми:
Радуйтеся, чудотворцы наши предивныя;
Радуйтеся, не оставляющии нас в скорбныя дни.
Радуйтеся, града Хотькова и обители нашея ограждение несокрушимое;
Радуйтеся, на враги видимыя и невидимыя крепции нам споборницы.
Радуйтеся, благодеяний множество нам источающии;
Радуйтеся, милостию сострадания вашего всех объемлющии.
Радуйтеся, приснии всем нам ходатаи спасения;
Радуйтеся, неотступнии града Хотькова и обители нашея хранители.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 9

Вси Ангели и святых лики радовахуся радостию велиею, егда обитель ваша, преподобнии Кирилле и Марие, Церкви возвращена бысть и мощи ваша честныя, от лет древних Богом сокровенныя, в храме соборнем положены бысть. И возженна бяху молитвы лампада и людие вси узревше свет ея удивляхуся зело, к вам в напастех прибегают и помощь от вас получают; еяже и нас сподобите преподобнии, о вас вопиющих Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витийство человеческое не довлеет к достойному прославлению чудес от мощей ваших и поныне совершающихся, преблаженнии Кирилле и Марие: старица бо немощная монахиня костное преломление претерпевшая и от врачей не утешанная, к вам, преподобнии, притекше и со слезами моляху вас. Вскоре же исцеление совершенное получив, во умилении сердца воспеша вам:
Радуйтеся, благодати Святаго Духа сосуди избраннии;
Радуйтеся, радости нам вечныя благоприятнии ходатаи.
Радуйтеся, старицу немощную от недуга скоро исцелившии;
Радуйтеся, исцелением сим искусных врачей удивившии.
Радуйтеся, нетленныя благоухающии цветы;
Радуйтеся, безсмертия немерцающии лучи.
Радуйтеся, на земли величием чудес блистающии;
Радуйтеся, на небеси со Ангелы Бога славящии.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 10

Спасение вечное унаследовавше, богоблаженнии Кирилле и Марие, душами вашими во обителех горних неразлучно в Бозе пребываете, святыми же мощми вашими во обители Пренепорочныя Девы нетленно вкупе почиваете и обильная исцеления источаете, нас в Горний Иерусалим оный руководствуя, вопиющих того Града Управителю: Аллилуиа.

Икос 10

Стена и прибежище всем к вам притекающим вы есте, преподобнии. Обитель бо ваша к жизни иночестей возрожденная множество ищущих спасения собра, их же вы от искушений и соблазнов сохраните, блаженнии, и монашескому деланию научите, да улучивше желаемое, принесут вам сицевыя благодарственныя словеса:
Радуйтеся, чадолюбивыя наши предстателие;
Радуйтеся, руководствующии нас ко Христу Богу.
Радуйтеся, наставляющии шествовати по заповедем Господним;
Радуйтеся, научающии терпеливо носити крест свой и Владыце нашему последовати.
Радуйтеся, яко с преподобным отцем нашим Сергием имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери;
Радуйтеся, яко вы есте ходатаи о нас недостойных, жительствующих во святей обители нашей, ей же вы и начальницы.
Радуйтеся, яко Богом собранней дружине сей вы помощницы, заступницы и молитвенницы;
Радуйтеся, яко вашими молитвами сохраняема невредимы от бесов и от человек злых пребываем.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 11

Пение молебное приносят вам, преблаженнии Кирилле и Марие, не во обители Хотьковской токмо, но и в Высоцкой, сыном вашим основанней, многоцелебных мощей ваших часть имущей, славят чудеса вами совершаемыя: младенец бо недуг неисцельный имеяй, исцеление от вас получает, родителей радости безмерныя исполняя, вопиющих исцелений подателю Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светом трисиянным осияваеми, Кирилле и Марие, всеблаженнии, со всеми святыми предстоите ныне на Небеси Престолу Царя царствующих и оттуду, яко светила светозарнии, присно просвещаете души притекающих к раце мощей ваших и покаянию истинному научаете. Сего ради, прославляюще вас, глаголем:
Радуйтеся, яко скончали есте жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас;
Радуйтеся, с верою приходящих к раце мощей ваших благодатно освящающии.
Радуйтеся, бисери сияющии и благодатно просвещающии человеков;
Радуйтеся, свети умнии, зарею Святаго Духа облистающии.
Радуйтеся, известнии умилостивители Царя Небеснаго;
Радуйтеся, призывающих молитвенно честная имена ваши скории услышатели.
Радуйтеся, упование на вас по Бозе возлагающих дивнии помощницы;
Радуйтеся, всем правоверным всякое прошение во их пользу исполняющии.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 12

Благодать от Бога данную вам ведяще, прилежно молим вы ныне, прехвальнии схимонаси: пролейте теплую о нас молитву ко Господу, да сохранит обитель нашу неврежденну от напастей и нестроений, и нас да помилует и спасет, вопиющих Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще ваше Богоугодное житие, преподобнии, и на небеси от Бога прославление, ублажаем праведное преставление ваше, величаем безчисленныя чудеса от святых мощей ваших истекающия, и на неусыпныя молитвы ваша уповающе, взываем вам сицевая:
Радуйтеся, житие ваше земное благочестне скончавшии;
Радуйтеся, от Царя Небеснаго венцы славы приемшии.
Радуйтеся, обличеннии в ризу благодатнаго нетления;
Радуйтеся, во благоухании святыни нетленно почивающии.
Радуйтеся, препоясаннии силою многих чудес;
Радуйтеся, яко рака ваша честная врачебница явися недугом человеческим.
Радуйтеся, яко от нея всяк с верою приходяй дары целебныя приемлет;
Радуйтеся, яко обитель наша мощей ради ваших по всей земле Российстей прославляется.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 13

О, преславнии чудотворцы и угодницы Господни Кирилле и Марие! Приимите сия моления наша от всея души вам ныне возносимыя и сподобите нас предстательствы вашими в чине ангельском достигнути Небеснаго Царствия, идеже вси святии, Ангели и человецы воспевают непрестанными гласы хвалу Пресвятей Троице, Богу нашему: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, а затем икос 1-й и кондак 1-й

Молитва преподобным Кириллу и Марии Радонежским

О, раби Божии, преподобнии Кирилле и Марие! Аще и скончали есте временную жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас, руководствуете же ны ко Христу Богу, наставляете шествовати по заповедем Господним и носити крест свой и последовати Владыце нашему. Вы, преподобнии, вкупе с преподобным и Богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери. Будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных, жительствующих во святей обители вашей, ей же вы и начальницы. Будите помощницы и заступницы Богом собранней дружине сей, да жительствующии на месте сем и приходящии с верою, вашими молитвами сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

О том, что Сергий Радонежский посвятит свою жизнь служению Богу, было решено еще до его рождения. Родители дали ему имя Варфоломей. С раннего детства он проявлял свою принадлежность к Высшим силам, например, в дни поста он отказывался от молока. После смерти родителей он постригся в монахи и назвался Сергием. Он считал, что его главная миссия – помогать людям. Молитвы святому используют верующие уже не один десяток лет. Они помогают людям справиться с разными проблемами и получить веру в себя.

В чем помогает молитва Сергею Радонежскому?

Огромное количество людей со всего мира приходит к мощам святого, чтобы попросить о помощи в разных ситуациях. В домашних условиях можно молиться перед иконой Сергия Радонежского. Читают молитву Сергию Радонежскому о помощи, чтобы усмирить свою гордыню, поскольку именно она считается одним из самых тяжелых грехов. Священнослужители говорят о том, что к Сергию можно обращаться с разными проблемами. Человек получается благодатный совет и наставления, а еще он помогает излечиться от разных заболеваний. Родители и сами ученики молятся Радонежскому об успехах в учебе.

Перед тем, как читать молитву преподобному Сергию Радонежскому рекомендуется сходить в и попросить благословение у священнослужителя. В церковной лавке приобретите свечу, икону, а еще возьмите святую воду и просфору. Дома перед образом зажгите свечу, преклоните колени и читайте молитву. Учтите, что на помощь могут рассчитывать только люди, которые усердно работают и делают многое, чтобы достичь желаемого. Если есть нечистые помыслы и дурные мысли, не стоит читать молитвы, поскольку желаемое не осуществится.

Молитва Сергию Радонежскому о помощи в учебе

С первого класса уже можно определить детей, которым учеба дается легко, а также тех для кого, это настоящая каторга. В таком случае родители могут помочь своему чаду изменить отношение к обучению и начать достигать определенных результатов. Кстати, Сергий Радонежский сам не любил в детстве читать, но искренняя молитва Богу изменила его отношение к обучению. Молитва помогает не только школьникам, но и студентам. Читать молитвенный текст может как ученик, так и его родители:

«О преподобне и богоносне отче наш Сергие! Воззри на нас (имена) милостивно и, к земли приверженных, возведи к высоте небесней. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки Бога молитвами твоими. Испроси предстательством твоим всякий дар всем и коемуждо благопотребен и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь».

Молитва Сергию Радонежскому о помощи в работе

Если человек хочет найти хорошее место работы, которое бы не только давало прибыль, но и приносило удовольствие. Искренне молитвенное обращение позволит получить силы и невидимую поддержку для достижения желаемого. Молитва звучит так:

«О небеснаго гражданине Иерусалима, Преподобне отче Сергие! Воззри на нас милостиво и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе, на Небеси; мы на земли, низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехами своими и беззакониями; но к тебе, яко нам сродному, прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Свойственно есть тебе, отче наш, благоутробие и человеколюбие: на земли живущу, не о своем токмо спасении бысть тебе попечение, но и о всех к тебе притекающих. Наставления твоя быша трость книжника скорописца, на сердце каждаго глаголы жизни начертавающая. Не телесныя токмо врачевал еси болезни, но паче душевных врач изящный явился еси, и вся твоя святая жизнь бысть зерцало всякия добродетели. Аще толик был еси, святче Божий, на земли: колик ныне еси, на Небеси! Ты днесь предстоиши Престолу Света Неприступнаго, и в нем, яко в зерцале, зриши вся наша нужды и прошения; ты водворяешися вкупе со Ангелы, о единем грешнице кающемся радующимися. И человеколюбие Божие есть неистощимо, и твое к Нему дерзновение много: не престани о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством твоим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением Креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Аще бо и недостойни есмы толикаго отца и ходатая, но ты, подражатель быв человеколюбия Божия, сотвори ны достойны чрез обращение от злых дел к благому житию. Вся Богопросвещенная Россия, твоими чудесы исполненная и милостями облагодетельствованная, исповедает тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем вспомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Веруем, яко духом нам соприсутствуеши. Идеже бо есть Господь, якоже слово Его учит нас, тамо и слуга Его будет. Ты верный еси раб Господень, и Богу везде сущу, ты в Нем еси, и Он в тебе есть, паче же и телом с нами еси. Се нетленныя и живоносныя твоя мощи, яко сокровище безценное, вручи нам чудес Бог. Предстояще им, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременну в нуждах наших помощь. Укрепи нас, малодушных, и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. Паству же твою духовную, тобою собранную, не престани управляти жезлом духовныя мудросте: подвизающимся помоги, разслабленныя возстави, споспеши иго Христово несть во благодушии и терпении, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженная недра Авраамова, идеже ты радостно по трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.»

Большинству из нас известно, кто такой Сергий Радонежский. Биография его интересна многим людям, даже тем, кто далек от церкви. Он основал под Москвой Троицкий монастырь (в настоящее время это Троице-Сергиева лавра), много сделал для Русской церкви. Святой горячо любил свою Отчизну и немало сил положил на то, чтобы помочь своему народу пережить все бедствия. Нам стало известно о жизни преподобного благодаря рукописям его сподвижников и учеников. Работа Епифания Мудрого под названием «Житие Сергия Радонежского», написанная им в начале XV века, является ценнейшим источником информации о жизни святого. Все остальные рукописи, появившиеся позднее, представляют собой, в основной своей массе, переработки его материалов.

Место и время рождения

Доподлинно не известно, когда и где появился на свет будущий святой. Его ученик Епифаний Премудрый в жизнеописании преподобного говорит об этом в очень затейливой форме. Историки сталкиваются со сложной проблемой интерпретации данной информации. В результате изучения церковных сочинений XIX века и словарей было установлено, что день рождения Сергия Радонежского, скорее всего, — это 3 мая 1319 года. Правда, некоторые ученые склоняются к другим датам. Точное место появления на свет отрока Варфоломея (так звали святого в миру) также неизвестно. Епифаний Премудрый указывает, что отца будущего монаха звали Кирилл, а мать — Марией. До переселения в Радонеж семья жила в Ростовском княжестве. Считается, что родился преподобный Сергий Радонежский в селе Варницы в Ростовской области. При крещении мальчику было дано имя Варфоломей. Родители назвали его в честь апостола Варфоломея.

Детство и первые чудеса

В семье родителей Варфоломея было трое сыновей. Наш герой был вторым ребенком. Двое братьев его, Стефан и Петр, были детьми смышлёными. Они быстро освоили грамоту, научились писать и читать. А вот Варфоломею учеба никак не давалась. Сколько ни бранили его родители, ни старался образумить учитель, отрок не мог научиться читать, и святые книги были недоступны для его понимания. А затем произошло чудо: вдруг познал грамоту Варфоломей, будущий святой Сергий Радонежский. Биография его показательна тем, как вера в Господа помогает преодолеть любые жизненные трудности. О чудесном научении отрока грамоте рассказал в своем «Житии» Епифаний Премудрый. Он говорит о том, что Варфоломей долго и усердно молился, прося Бога помочь ему научиться писать и читать, чтобы познать Священное писание. И однажды, когда отец Кирилл отправил сына искать пасущихся лошадей, Варфоломей увидел под деревом старца в черной ризе. Мальчик со слезами на глазах рассказал святому о своей неспособности к учению и попросил помолиться за него перед Господом.


Старец сказал ему, что с сего дня отрок будет разуметь грамоту лучше своих братьев. Варфоломей пригласил святого в дом своих родителей. Перед их посещением они зашли в часовню, где отрок без запинки прочел псалом. Затем он поспешил со своим гостем к родителям, чтобы обрадовать их. Кирилл и Мария, узнав о чуде, стали восхвалять Господа. На вопрос к старцу о том, что означает сие удивительное явление, они узнали от гостя, что их сын Варфоломей был отмечен Богом еще в утробе матери. Так, когда Мария незадолго до родов пришла в церковь, ребенок в чреве матери прокричал три раза, когда святые пели литургию. Этот рассказ Епифания Мудрого нашел отражение в картине художника Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

Первые подвиги

Чем еще отмечен в детстве преподобный Сергий Радонежский в рассказах Епифания Премудрого? Ученик святого сообщает о том, что еще до 12-ти летнего возраста Варфоломей соблюдал строгие посты. В среду и пятницу он не ел ничего, а в другие дни питался только водой и хлебом. По ночам же отрок часто не спал, посвящая время молитве. Все это послужило предметом спора между родителями мальчика. Марию смущали эти первые подвиги сына.

Переселение в Радонеж

Вскоре семья Кирилла и Марии обеднела. Они вынуждены были перебраться на жилье в Радонеж. Произошло это примерно в 1328-1330 годах. Известна и причина, по которой произошло обнищание семьи. Это было тяжелейшее время на Руси, которая была под властью Золотой орды. Но не только татары тогда грабили народ нашей многострадальной родины, облагая его непосильной данью и совершая регулярные набеги на поселения. Ханы татаро-монгольские сами выбирали, кому из русских князей править в том или ином княжестве. И это было не менее тяжким испытанием для всего народа, чем нашествие Золотой Орды. Ведь такие «выборы» сопровождались насилием по отношению к населению. Об этом нередко рассказывал сам Сергий Радонежский. Биография его — яркий пример беззакония, творившегося в то время на Руси. Княжество Ростовское отошло великому князю московскому Ивану Даниловичу. Отец будущего святого собрался и переехал с семьей из Ростова в Радонеж, желая оградить себя и близких от разбоев и нужды.

Монашеская жизнь

Когда доподлинно произошло рождение Сергия Радонежского, неизвестно. Зато до нас дошли точные исторические сведения о его детской и юношеской жизни. Известно, что, еще будучи ребенком, он усердно молился. Когда ему исполнилось 12 лет, он решил принять монашеский постриг. Кирилл и Мария против этого не возражали. Однако они поставили сыну условие: монахом он должен стать только после их смерти. Ведь Варфоломей со временем стал единственной опорой и поддержкой стариков. К тому времени братья Петр и Стефан уже обзавелись своими семьями и жили отдельно от престарелых родителей. Недолго пришлось ждать отроку: вскоре Кирилл и Мария скончались. Перед смертью они, по обычаю того времени на Руси, приняли сначала иноческий постриг, а затем схиму. После кончины родителей Варфоломей отправился в Хотьково-Покровский монастырь. Там принял иноческий постриг его брат Стефан, к тому времени уже овдовевший. Недолго здесь находились братья. Стремясь к «строжайшему монашеству», они на берегу реки Кончуры основали пустынь. Там, посреди глухого Радонежского бора, в 1335 году Варфоломей возвел небольшую деревянную церковь, названную в честь Святой Троицы. Теперь на ее месте стоит соборный храм во имя Святой Троицы. Брат Стефан вскоре перебрался в Богоявленский монастырь, не выдержав аскетичного и слишком сурового образа жизни в лесу. На новом месте он затем станет игуменом.

А Варфоломей, оставшись совершенно один, призвал игумена Митрофана и принял постриг. Теперь он был известен, как монах Сергий. В тот момент жизни ему было 23 года. Вскоре к Сергию стали стекаться иноки. На месте церкви образовалась обитель, которая в наши дни называется Троице-Сергиева лавра. Отец Сергий стал здесь вторым игуменом (первым был Митрофан). Настоятели являли своим ученикам пример большого трудолюбия и смирения. Монах Сергий Радонежский сам никогда не брал подаяния от прихожан и запретил инокам делать это, призывая жить лишь плодами труда рук своих. Слава обители и его настоятеля росла и дошла до города Царьграда. Патриарх вселенский Филофей с особым посольством прислал преподобному Сергию крест, схиму, параман и грамоту, в которой отдал должное настоятелю за добродетельное житие и посоветовал ввести в монастыре киновию. Внемля этим рекомендациям, радонежский игумен ввел в своей обители общинножительный устав. Позднее он был принят во многих монастырях Руси.

Служение Отечеству

Очень много полезного и доброго для своей Родины сделал Сергий Радонежский. 700-летие со дня его рождения празднуется в этом году. Д. А. Медведев, будучи президентом РФ, подписал указ о праздновании этой памятной и значимой для всей России даты. Почему придается такое значение житию святого на государственном уровне? Главное условие непобедимости и нерушимости любой страны — в единении ее народа. Это очень хорошо понимал в свое время отец Сергий. Это также является очевидным для наших политиков сегодня. Хорошо известно о миротворческой деятельности святого. Так, очевидцы утверждали, что Сергий кроткими, тихими словами мог найти дорогу к сердцу любого человека, воздействовать на самые ожесточенные и грубые сердца, призывая людей к миру и послушанию. Нередко святому приходилось примирять враждующие стороны. Так, он призвал князей русских объединиться, отбросив в сторону все разногласия, и покориться власти князя московского. Это впоследствии стало главным условием освобождения от татаро-монгольского ига. Немалый вклад в победу русских в Куликовской битве внес Сергий Радонежский. Кратко рассказать об этом невозможно. Великий князь Дмитрий, получивший позднее прозвище Донской, перед боем пришел к святому, чтобы помолиться и спросить у него совета, можно ли войску русскому выступить против безбожных. Ордынский хан Мамай собрал несусветную рать, чтобы раз и навсегда поработить народ Руси.

Люди нашей Отчизны были страхом великим охвачены. Ведь никому еще не удавалось побить вражеское войско. Преподобный Сергий на вопрос князя ответил, что защищать Родину — дело богоугодное, и благословил его на великую битву. Обладая даром предвидения, святой отец предрек Дмитрию победу над татарским ханом и возвращение целым и невредимым домой со славой освободителя. Даже тогда, когда Великий князь увидел несметную вражескую рать, ничто не дрогнуло в нем. Он был уверен в будущей победе, на которую его благословил сам преподобный Сергий.

Монастыри святого

Год Сергия Радонежского празднуется в 2014 году. Особенно больших торжеств по этому случаю стоит ожидать в основанных им храмах и обителях. Кроме Троице-Сергиевой Лавры, святой воздвиг следующие монастыри:

Благовещенский в городе Киржач во Владимирской области;

Высоцкий монастырь в городе Серпухове;

Старо-Голутвин близ города Коломны в Московской области;

Георгиевский монастырь на реке Клязьме.

Во всех этих обителях настоятелями стали ученики святого отца Сергия. В свою очередь, последователи его учений основали более 40 монастырей.

Чудотворения

Житие Сергия Радонежского, написанное его учеником Епифанием Премудрым, повествует о том, что в свое время настоятель Троице-Сергиевой Лавры совершил много чудес. Необычные явления сопровождали святого на протяжении всего его бытия. Первое из них было связано с его чудесным рождением. Это рассказ премудрого о том, как ребенок в чреве Марии, матери святого, во время литургии в храме прокричал три раза. И это слышали все люди, находящиеся в нем. Второе чудо – научение отрока Варфоломея грамоте. О нем подробно было рассказано выше. Еще известно о таком диве, связанном с жизнью святого: воскрешение отрока молитвами отца Сергия. Вблизи монастыря жил один праведный человек, который имел сильную веру в святого. Единственный сын его, малолетний мальчик, был смертельно болен. Отец на руках принес ребенка в святую обитель к Сергию, чтобы тот помолился за его выздоровление. Но отрок скончался, пока родитель его излагал свою просьбу настоятелю. Безутешный отец пошел готовить гроб, чтобы положить в него тело сына своего. А святой Сергий начал усердно молиться. И произошло чудо: мальчик вдруг ожил. Когда убитый горем отец нашел своего ребенка живым, он припал к ногам преподобного, вознося похвалы.

А настоятель велел подняться ему с колен, объяснив, что чуда здесь нет: просто отрок озяб и ослабел, когда отец нес его в монастырь, а в теплой келье согрелся и начал двигаться. Но мужчину было не переубедить. Он уверовал в то, что святой Сергий явил диво. В наши дни находится немало скептиков, сомневающихся в том, что преподобный творил чудеса. Их интерпретация зависит от мировоззренческой позиции истолкователя. Вероятно, что человек, далекий от веры в Бога, предпочтет не заострять внимания на подобной информации о чудесах святого, найдя им иное, более логичное объяснение. Но для многих верующих повествование о жизни и всех событиях, связанных с Сергием, имеет особое, духовное значение. Так, например, многие прихожане молятся о том, чтобы их дети постигли грамоту, благополучно сдали переводные и вступительные экзамены. Ведь отрок Варфоломей, будущий святой Сергий, поначалу также никак не мог одолеть даже азы учебы. И лишь усердное моление Богу привело к тому, что свершилось чудо, когда мальчик дивным образом научился грамоте.

Старость и смерь преподобного

Жизнь Сергия Радонежского являет для нас беспримерный подвиг служения Богу и Отечеству. Известно, что дожил он до глубокой старости. Когда лежал он на смертном одре, предчувствуя, что скоро явится на суд Божий, в последний раз призвал он братию для наставления. Своих учеников он призвал прежде всего «иметь страх Божий» и нести людям «чистоту душевную и любовь нелицемерную». Скончался настоятель 25 сентября 1392 года. Погребен он в Троицком соборе.

Почитание преподобного

Нет никаких документально подтвержденных данных о том, когда и при каких обстоятельствах люди начали воспринимать Сергия как праведника. Некоторые ученые склоняются к мнению, что настоятель Троицкой обители был причислен к лику святых в 1449-1450 годах. Тогда в грамоте митрополита Ионы к Дмитрию Шемяке предстоятель Русской церкви называет Сергия преподобным, причисляя его к чудотворцам и святителям. Но есть и другие версии его канонизации. День Сергия Радонежского празднуется 5 (18) июля. Об этой дате говорится в трудах Пахомия Логофета. В них он повествует о том, что в этот день были обретены мощи великого святого.

За всю историю Троицкого собора эта святыня покидала его стены только в случае серьезной угрозы извне. Так, два пожара, случившиеся в 1709 и 1746 году, послужили причиной выноса мощей святого из обители. Когда русские войска оставили столицу во время нашествия французов во главе с Наполеоном, останки Сергия были вывезены в Кирилло-Белозерский монастырь. В 1919 году атеистически настроенное правительство СССР издало постановление о вскрытии мощей святого. После того как это не богоугодное дело было совершено, останки были переданы Сергиевскому историко-художественному музею в качестве экспоната. В настоящее время мощи святого хранятся в Троицком соборе. Есть и другие даты памяти его настоятеля. 25 сентября (8 октября) — день Сергия Радонежского. Это дата его преставления. Также поминают Сергия 6 (19) июля, когда прославляются все святые иноки Троице-Сергиевой Лавры.

Храмы в честь преподобного

Одним из самых почитаемых святых на Руси издревле считается Сергий Радонежский. Биография его изобилует фактами самоотверженного служения Богу. Ему посвящено множество храмов. Только в Москве их насчитывается 67. Среди них такие, как храм Сергия Радонежского в Бибиреве, собор Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре, храм Сергия Радонежского в Крапивниках и другие. Многие из них построены еще в XVII-XVIII веках. Существует множество церквей и соборов в различных областях нашей Родины: Владимирской, Тульской, Рязанской, Ярославской, Смоленской и так далее. Есть даже за рубежом обители и святилища, основанные в честь этого святого. Среди них храм преподобного Сергия Радонежского в городе Йоханнесбурге в ЮАР и монастырь Сергия Радонежского в городе Румия, в Черногории.

Изображения преподобного

Стоит вспомнить также множество икон, созданных в честь святого. Самое древнее его изображение – это шитый покров, выполненный в XV веке. Сейчас он находится в ризнице Троице-Сергиевой лавры.

Одна из самых известных работ Андрея Рублева – «Икона преподобного Сергия Радонежского», на которой также присутствуют 17 клейм о житии святого. Писали о событиях, связанных с настоятелем Троицкого монастыря не только иконы, но и картины. Среди советских художников здесь можно выделить М. В. Нестерова. Известны следующие его работы: «Труды Сергия Радонежского», «Юность Сергия», «Видение отроку Варфоломею». Сергий Радонежский. Краткая биография его вряд ли сможет рассказать о том, каким незаурядным человеком он был, как много сделал для своей Отчизны. Поэтому мы подробно остановились на жизнеописании святого, сведения о котором взяты преимущественно из работ его ученика Епифания Премудрого.

Наш эксперт — семейный психолог и руководитель центра «СоДействие» Анна Хныкина .

Майя Миличь, АиФ.ru: Почему у одних людей много друзей, а у других — мало?

Анна Хныкина : Это зависит от того, насколько человек хочет и умеет дружить.

А что влияет на наше умение дружить?

— Очень сильно влияет потребность в контакте с окружающими, а потребность эта бывает разная. Также важную роль играет доверие к миру в целом, опыт прошлой жизни каждой конкретной личности. Важно, в какой семье жил человек, ходил или не ходил в садик, был ли активным в школе, занимался ли спортом, в каком учился классе — что там было за окружение. Весь жизненный опыт, включающий контакт с социумом, влияет на наше умение дружить.

Чем важна дружба для человека? То есть — почему мы дружим?

— Друг — это корень слова «другой». Вот если «семья» — это «семь я», то «друг» — это «другой я». Это отражение меня таким, каким я как бы не являюсь. Дружба — это отражение себя в социуме. Мы окружаем себя разными людьми, которые в разной степени похожи на нас или на «анти-нас», что является другой стороной той же медали, близки нам. На друзей мы смотрим и понимаем, какими являемся сами.

Дружба бывает разная, и вовсе не означает, что если один кто-то проводит с вами больше времени, то он — лучший, чем все остальные, друг.

Сколько вообще у человека может быть истинных друзей? Один, два или больше?

— Друзьями в глубоком смысле принято называть очень близких нам людей, и многие так и считают, что «настоящих друзей» не может быть много. Я, пожалуй, соглашусь. Очень близкий контакт требует вложений времени, внимания и так далее. Кроме этого, очень открытые, доверительные отношения довольно эмоциональны, а это тоже вложение.

Если у взрослого человека помимо супруги и детей будет ещё 100 друзей, с которыми он будет эти отношения поддерживать, его просто не хватит на всех — в сутках ограниченное количество времени, да и у человека ограниченное количество душевных сил...

Какому-то 99-му другу вас будет вечно не хватать... Нормальным восприятие дружбы со 100 друзьями одновременно, пожалуй, можно считать в подростковом периоде. Это свойство возраста — иметь 100 друзей. И считать их всех настоящими. И не стоит разубеждать своего ребенка в том, что не все эти люди ему друзья, не получится!

Нормально ли это, иметь друзей для разных целей? Грубо говоря, с одними веселиться, с другими - грустить?

— Я всё-таки уверена, что вот та дружба, о которой мы с вами говорим, «исключительно-настоящая», не предполагает целей. С очень близкими нам людьми можно и радости, и трудности делить. Тут важно, скорее то, что радость с вами с удовольствием любой человек разделит, а вот с грустью к кому попало не пойдёшь, тут нужен кто-то особенный, кто готов разделить это, кто правильно поймёт вас и не предаст, например словами: «Ну что же ты так опять, в который раз так и не смог?!?!».

Говорят, любовь живет 3 года. А сколько может прожить дружба?

— Если мы говорим с вами о Любви и Дружбе, как о высоких социальных ценностях, то это непреходящие вещи. Что за , ничем не обернувшись?

Это страсть была, ничем не обременённая. Как говорится: «Полюбились-разошлись». То же и с дружбой. Близкие люди потому и близкие — они чувствуют друг друга, могут понять, могут услышать друг от друга то, чего не станут принимать от кого-то другого. Именно благодаря близости происходит доверие, взаимопонимание. Дружба, как и любовь, может прожить сколько угодно. Пока оба этого хотят и берегут отношения.

— Как понять, когда уже не стоит хвататься за друга? Когда эти отношения просто подошли к своему логическому концу?

— Когда пропадает между людьми контакт, значит, что-то поломалось. Ещё можно что-то сделать, если есть общие интересы. Но если ваши интересы разошлись кардинально, можно оставить в памяти ваше общее прошлое.

Дело здесь ещё в том, что в разные возрастные периоды перед нами стоят разные задачи, и нам нужна разная поддержка. Мы сами внутренне растём всю жизнь, и конечно, нам требуется «разное отражение» в разные периоды жизни. Если вы действительно цените то, что было между вами, то когда вы почувствуете, что «переросли» эти отношения, вы можете ещё долго общаться и получать приятные эмоции друг от друга, просто помня о том, что между вами было.

Всё это возможно лишь тогда, когда ваши отношения не перегружены ожиданиями. Когда мы сокращаем дистанцию между друг другом, возникает хорошая почва для ожиданий: мы слишком откровенны, мы давали обещания, я ему уступил, он не может мне отказать, — значит, я могу рассчитывать на что-то. Вот когда здесь появляется категоричность, долженствование, у нас появляются ожидания, а вместе с ними что-то, что мы можем делить, взвешивать, оценивать... Вот тут начинают расти сорняки в отношениях, которые могут их в дальнейшем убить.

Стоит ли философски относиться к дружбе, ведь все заканчивается?

— А как мы ещё можем к относиться к тому, что безвозвратно уходит? Память — это уж совсем наша личная территория, и то, какими мы сохраним в ней наши отношения, зависит только от нас.

Как понять, где разница между дружбой и просто приятельскими отношениями?

— «Просто приятельские отношения» проще, понятнее и менее болезненны для всех. Дело в границах: с приятелем нет опасности раствориться и проникнуться ожиданиями.

В ещё привычном для нас социальном, общественно-живом формате, слово «друг» означает бОльшую степень близости, нежели «приятель». Этому человеку, своему другу, вы можете больше доверить и рассказать.

Говорят, супруги должны быть не только любовниками и партнерами, но и друзьями. Вы согласны с этим?

— В браке просто необходимо дружить. Как правильно дружить в браке? Да, так же как и вне брака. Совет, наверное, один: будьте осторожнее с ожиданиями. Тут точно такая же дружба, как и везде между людьми. Просто когда её в браке нет, брак превращается в ту самую рутину, которая со временем теряет всякий смысл...

Привели к неутешительным выводам: только половина дружеских чувств взаимны. Эта проблема привлекла психологов, нейробиологов, философов и специалистов по организационному поведению.

Мнения учёных разделились: кто-то считает основной причиной слабых связей оптимизм и эгоцентризм, другие же отмечают изменение смысла самого слова «друг». В современном мире технологий мы «добавляем в друзья» или «удаляем из друзей» простым движением или нажатием на экран смартфона. Такое поведение вызывает справедливые опасения, ведь от подлинности отношений зависит наше здоровье.

Отношение к друзьям как к инвестициям или товарам - это предательство самой идеи дружбы. Её суть не в том, что кто-то готов для вас сделать, а в том, кем вы становитесь в присутствии друг друга.

Рональд Шарп (Ronald Sharp), профессор Колледжа Вассара

По мнению профессора Рональда Шарпа, мы находим время для понимания друзей и раскрываемся перед ними, чтобы они узнали нас. Представление о том, что не обязательно что-то делать, а достаточно просто вместе проводить время, сегодня в некоторой степени утрачено. Люди стремятся к максимально эффективным отношениям и разучились быть настоящими друзьями.

Vaibhav Sharan/flickr.com

За свою жизнь мы можем подружиться только с небольшим количеством людей. Британский антрополог и психолог Робин Данбар (Robin Dunbar), известный изучением социальных связей, в своих работах предлагаетR. I. M. Dunbar. The Social Brain. Psychological Underpinnings and Implications for the Structure of Organizations . разделять дружеские отношения на уровни или слои. К первому уровню он относит одного или двух человек. Это может быть супруг или супруга и один лучший , с которым вы общаетесь практически каждый день и находитесь в максимально открытых отношениях.

На следующем уровне могут быть максимум четыре человека, с которыми у вас сложилась крепкая дружба. Вы привязаны к этим людям и контактируете еженедельно. Все последующие уровни включают в себя знакомых: связи слабые, встречи редкие.

Запас времени и эмоций ограничен, поэтому нашими близкими друзьями станут только пять человек. Люди могут заявлять о большем количестве, но будьте уверены, что у них нет такого числа хороших друзей.

Робин Данбар, профессор антропологии и эволюционной психологии

В современной культуре полагаться на кого-то - значит проявлять слабость, а сила заключается в том, чтобы быть независимым и не позволять другим оказывать на себя влияние. Но дружба подразумевает заботу и открытость - вещи, которые слабо соотносятся с «отполированной» страницей в социальной сети или фотографиями в Instagram. Многие не хотят рисковать и верить в укрепление дружбы в будущем, а замечают только недостатки и неловкие моменты. В результате такие люди остаются без настоящих друзей.

По мнению медиковJulianne Holt-Lunstad, Timothy B. Smith, J. Bradley Layton. Social Relationships and Mortality Risk: A Meta-analytic Review . , поверхностные или невзаимные чувства оказывают физическое воздействие на организм человека. Изоляция и одиночество повышают риск смерти так же, как и курение, алкоголизм и ожирение. Кроме того, человек может потерять способность к эмпатии, близким отношениям, поддержке и взаимности из-за отключения соответствующей функции в блуждающем нерве головного мозга.

Психиатр и специалист в межличностной нейробиологии Эми Бэнкс (Amy Banks) поясняет, что в присутствии настоящего особая функция блуждающего нерва вызывает у нас чувство спокойствия и защищённости. Именно работа этого нерва помогает нам искренне делиться своими переживаниями и внимательно относиться к чувствам другого человека во время конфликта.

Поэтому важно определиться, кого из большого количества встреченных вами людей можно назвать истинными друзьями. Кто уделяет вам время, кто вас вдохновляет, просвещает и успокаивает в трудные моменты. Определитесь, кого бы вы не хотели потерять, кто стремится всегда оставаться с вами на связи.

Точного определения дружбы не существует, но настоящие отношения объединяет эффект воздействия: дружба формирует наше поведение и наши взгляды на мир. В зависимости от нашего выбора эффект может быть как положительным, так и крайне негативным. Но без друзей мы многое теряем, в том числе и годы жизни.