Психологические особенности в пожилом и старческом возрасте. Большинство пожилых людей состоит в сложных, разнообразных отношениях с семьёй, друзьями и соседями. Между тем идеал существования пожилых - это тесные социальные связи при достаточно высоком ур

Общее состояние здоровья и физическое благополучие старых людей меняются в зависимости от возраста.

Уровень заболеваемости с возрастом растет. В 60 лет и старше он превышает показатели заболеваемости лиц моложе 40 лет в 2 раза. Наблюдается постоянный рост числа старых людей, тяжело больных, нуждающихся в длительном медикаментозном лечении, опеке и уходе.

В соответствии с классификацией ВОЗ (1963 г.), возраст 60-74 года считается пожилым, 75-89 – старческим, а 90 лет и старше – периодом долгожительства.

В процессе старения снижаются адаптационные возможности организма, создаются уязвимые места в системе его саморегуляции, формируются механизмы, провоцирующие и выявляющие возрастную патологию. С увеличением продолжительности жизни возрастают заболеваемость и инвалидность. Болезни приобретают хронический характер с атипичным течением, частыми обострениями патологического процесса и длительным периодом выздоровления.

Отмечается, что потребность пожилых в оказании им медицинской помощи на 50% выше, чем у населения среднего возраста, а необходимость в госпитализации людей старше 60 лет почти в 3 раза превышает этот показатель для общей популяции. Обращение людей в возрасте старше 60 лет за медико-социальной помощью составляет в Москве - до 80%, а среди лиц, получающих помощь на дому, примерно половина в возрасте старше 60 лет. На одно сестринское посещение больного на дому в возрасте до 60 лет приходится 5-6 сестринских посещений больных в возрасте старше 60 лет.

Качество жизни (КЖ) - индивидуальное ощущение человеком своего положения в жизни общества, с учётом системы ценностей, целей данного индивида, его планов, возможностями и степенью неустройства. Фундаментальными свойствами КЖ являются многокомпонентность и субъективизм в оценке. Можно сказать, что это удовлетворённость от психосоциальной и других форм деятельности в условиях ограничений, связанных с заболеванием.

КЗ зависит от материального комфорта, здоровья и активного отдыха (развлечений). Считается, что понятие КЖ объединяет показатели не менее чем четырёх разных, но коррелирующих друг с другом областей: физической (физическое самочувствие – комбинация проявлений здоровья и/или болезни); функциональной (функциональные возможности – способность человека осуществлять деятельность, обусловленную его потребностями, амбициями и социальной ролью); эмоциональной (эмоциональное состояние двуполярной направленности с соответственно противоположными результатами в виде благополучия или дистресса); социальный статус (уровень общественной и семейной активности, включающий отношение к социальной поддержке, поддержание повседневной активности, работоспособности, семейные обязанности и отношения с членами семьи, сексуальность, коммуникабельность с другими людьми).



Вместе с тем следует отметить, что главной составляющей понятия КЖ для лиц старшей возрастной группы, прежде всего, является доступность медико-социальной помощи. На КЖ влияет и то, что пожилые пациенты в сравнении с лицами трудоспособного возраста имеют существенно меньшие финансовые ресурсы и социальную поддержку.

Использование такого понимания КЖ предполагает ориентацию медико-социальных структур не только на проведение различных лечебно-профилактических мероприятий (медикаментозное и оперативное лечение, реабилитация), но и на поддержание такого состояния, которое обеспечивало бы каждому члену общества, в том числе и пожилым людям, оптимальный физический, психологический и социальный комфорт, даже независимо от результатов лечения.

Общеизвестно, что нормально жить - это уметь удовлетворять насущные, интеллектуальные и социальные потребности, быть независимым в их исполнении. Следует признать, что в конце концов наступает период, когда старый человек не способен удовлетворить свои потребности - физическое и психическое одряхление ставит его в полную зависимость от окружающих.

В связи с этим основная задача организаций, оказывающих медико-социальную помощь пожилым людям, заключается в поддержании удовлетворительного КЖ больных, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию, и защите гарантированных государством прав на медицинское и социальное обслуживание.

Общее физическое состояние старых людей является интегральным показателем здоровья и трудоспособности. Для них наиболее важно сохранить способность к нормальной жизнедеятельности, то есть к самообслуживанию, и поэтому их основными характеристиками следует считать;

Степень подвижности;

Степень самообслуживания.

Вне всякого сомнения, таким объективным показателем состояния здоровья в старости является прикованность к ограниченному пространству. По этому признаку выделяют следующие категории старых людей: а) свободно передвигающихся; б) в силу ограниченной подвижности прикованных к дому, квартире, комнате; в) обездвиженных, беспомощных, прикованных к постели.

В 80-х годах для эпидемиологических исследований пожилых и старых людей была предложена обобщенная оценка по следующей схеме: 1) повседневная деятельность; 2) психическое здоровье; 3) физическое здоровье; 4) социальное функционирование; 5) экономическое функционирование.

Повседневная деятельность определяется степенью подвижности и объемом самообслуживания.

Психическое здоровье характеризуется сохранностью познавательных способностей, наличием или отсутствием симптомов каких-либо психических заболеваний, эмоциональным благополучием в социальном и культурном контекстах.

Физическое (соматическое) здоровье связано с самооценкой, диагностированными заболеваниями, частотой обращения за врачебной помощью, в том числе и с пребыванием в стационарных медицинских учреждениях.

Социальное функционирование обусловливается наличием идейных и дружеских связей, участием в жизни общества, общением с социальными организациями.

Экономическое функционирование определяется достаточностью финансовых доходов (из любых источников) для удовлетворения нужд старого человека.

Имеются две совершенно разные группы, качественно отличающиеся друг от друга. С одной стороны, - группа людей в возрасте 63 - 75 лет, для которой характерны большая или мень­шая утрата возможности материального обеспечения и почти полное сохранение способности к самообслуживанию.

Вторая группа - это люди, которым за 75 лет, с полной потерей трудоспособности, перешедшие на иждивение с большей или меньшей, а часто и абсолютной, утратой способности к самообслуживанию. Формально в обеих группах - старики, на деле это совершенно разные люди.

«Неприязнь к непривычному» очень распространена среди пожилых людей. Все чаще их окружает новое, малопонятное, возникает необходимость в пересмотре своих позиций, угнетают материальные трудности. При оказании медико-социальной помощи пожилым и старым людям важно сохранить их интерес к различного рода деятельности и убедить в необходимости взаимной поддержки.

Старость может стать достойным периодом жизни, если человек вступит в него как можно более здоровым, сохранит гигиенические навыки, приобретенные в более молодом возрасте, и, наконец, если он будет формировать свою старость задолго до ее наступления. Профилактические меры, принятые в возрасте после 40 лет, способствуют более благополучному протеканию старости, предотвращают многие страдания и старческую немощь. Человеку, уже пожилому, с развившимися дистрофическими изменениями в организме, труднее изменить характер питания, начинать занятия гимнастикой или другими видами лечебной физкультуры. В то время как сохранение полезных навыков, приобретенных в течение многих лет, осуществляется легче и позволяет поддерживать стареющий организм в хорошей форме. Активный образ жизни уменьшает риск заболевания коронарной болезнью и развития ожирения, которое в свою очередь способствует возникновению сахарной диабета, а коронарная болезнь осложняет течение гипертонии, развивающейся у пожилого человека.

Проявления коронарной болезни чаще всего обнаруживаются в популяциях с низкой двигательной активностью, реже - у людей со средней активностью и очень редко - у лиц с высокой двигательной активностью.

Профилактикой старческого слабоумия – является активность интеллектуальной жизни и отказ от животных белков и жиров.

Понятие «образ жизни» - это широкая категория, включающая индивидуальные формы поведения, активность и реализацию всех возможностей в труде, повседневной жизни и культурных обычаях, свойственных тому или иному социально-экономическому укладу. Под образом жизни понимаются также количество и качество потребностей людей, их взаимоотношения, эмоции и их субъективное выражение.

Старческая немощь - это состояние, при котором человек в результате длительной хронической болезни становится неспособным выполнять повседневные функции, необходимые для нормальной самостоятельной жизни. Это состояние называют также «старческой жизненной несостоятельностью». В данном случае уже требуется постоянная опека и помощь; немощный старый человек не может жить один, он должен либо находиться в окружении своих близких, готовых ухаживать за ним, несмотря на все трудности, либо перейти на жительство в дом для престарелых. Старческая немощь может быть обусловлена психическим или физическим дефектом (маразмом), но чаще - совместным влиянием того и другого.

Беспомощные старые люди, сохранившие свои интеллектуальные способности, ясный ум, доставляют значительно меньше трудностей в уходе.

Доказано, что преобладающее большинство случаев преждевременного старения и смерти является следствием неправильного образа жизни (вредные привычки, несбалансированное питание, алкоголизм, курение, наркомания, экологи­ческое неблагополучие и т.д.).

В условиях, когда в основу деятельности учреждений здравоохранения и страховой медицины положен новый хозяйственный механизм, медико-социальная помощь пожилым и старым людям приобретает следующую особенность. В настоящее время постоянно подчеркивается, что оказание медицинских услуг, т.е. лечение пожилых и старых людей, является для лечебно-профилактических учреждений убыточным делом, якобы эти лечебные учреждения несут значительные экономические потери. Смерть редко является следствием старости. В этом случае человек умирает спокойно, без физических страданий. Чаще смерть у старых людей наступает внезапно от какого-либо случайного заболевания, которое очень быстро приводит к старческой немощи, и человек, не успевший осознать всего происходящего, умирает в драматической ситуации душевного разлада. Однако наиболее часто старые люди умирают от хронических неизлечимых болезней. На первом месте стоят заболевания сердца и сосудов, на втором – злокачественные опухоли, на третьем – ХОБЛ (заболевание легких, вызванное, в первую очередь, курением.

Последний период жизни может стать большим испытанием для самого старого человека и его окружения. Почти все люди перед смертью чувствуют себя одинокими и испытывают страх. Поэтому умирающий больной никогда не должен оставаться один. В это время ему необходимо ощущать вокруг себя атмосферу доброжелательности и внимания. Терпеливость, понимание и доброта - неотъемлемые компоненты взаимоотношений с умирающим старым человеком. Абсолютно индивидуально должен решаться вопрос об информировании больного о близящейся смерти. В одних странах об этом говорят открыто, в других принципы врачебной деонтологии не позволяют этого делать, чтобы не лишать больного надежды до последнего момента.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

С чем связан процесс старения?

С чем связана потребность пожилых людей в медико-социальной поддержке?

Что включает в себя понятие «здоровье»?

Что включает в себя понятие «качество жизни»?

Каковы характеристики здоровья пожилых людей?

На какие группы подразделяются старые люди?

Чем характеризуется психическое здоровье?

С чем связано физическое здоровье?

Чем обусловлено социальное и экономическое функционирование людей?

Каковы медицинские проблемы старых людей?

Что такое старческая немощь?

Каковы общие принципы оказания помощи немощным старым людям?

Охарактеризуйте задачи медицинского обслуживания.

Источники информации:

http://kurs.ido.tpu.ru/courses/gerontology/tema_11.html

http://www.clinvest.ru/part.php?pid=213

Лекция № 20. Понятие «геронтология», «старость», «старение». Основные гипотезы старения.

Геронтология – наука, изучающая старение живых организмов, в том числе и человека. Геронтология имеет 3 основных раздела:

  1. Биология старения – раздел геронтологии, объединяющий изучение процесса старения живых организмов на разных уровнях их организации: субклеточном, клеточном, тканевом,

органном и системном.

  1. Гериатрия, или гериатрическая медицина – учение о болезнях людей пожилого и старческого возраста: особенности их клинического течения, лечения, профилактики, организации медицинской и социальной помощи.
  2. Социальная геронтология изучает влияние социальных условий на человека и разрабатывает мероприятия, направленные на устранение отрицательного воздействия факторов окружающей среды. Это учение о взаимосвязи между возрастом стареющего человека, его здоровьем и работоспособностью в условиях окружающей среды.

Основной задачей геронтологии является сохранение физического и психического здоровья пожилых и старых людей, их социального благополучия.

Следует строго разграничивать понятия старения и старости, причину и следствие. Старость – закономерно наступающий заключительный период возрастного развития. Старение – разрушительный процесс, который развивается в результате нарастающего с возрастом повреждающего действия экзогенных и эндогенных факторов, ведущий к недостаточности физиологических функций организма.

В ходе эволюции наряду со старением возник и процесс витаукта. Витаукт – процесс, стабилизирующий жизнедеятельность организма, повышающий его надежность, направленный на предупреждение повреждения живых систем с возрастом и увеличение продолжительности жизни. Процессы старения и витаукта возникают вместе с зарождением организма.

Существуют индивидуальные особенности старения, свойственные отдельным людям.

Естественное старение характеризуется определенным темпом и последовательностью возрастных изменений, соответствующих биологическим, адаптационно-регуляторным возможностям данной человеческой популяции.

Преждевременное (ускоренное) старение характеризуется более ранним развитием возрастных изменений или же большей их выраженностью в тот или иной возрастной период. Преждевременному (ускоренному) старению способствуют перенесенные заболевания, неблагоприятные факторы окружающей среды, стрессовые ситуации.

Замедленное старение , ведущее к увеличению продолжительности жизни, долголетию. Возрастные изменения в этих случаях наступают значительно позже.

Для развития старения характерна гетерохронность – различие во времени наступления старения отдельных органов и тканей. Атрофия тимуса, например, у человека начинается в возрасте 13 – 15 лет, половых желез – в климактерическом периоде (48 – 52 года у женщин), а некоторые функции гипофиза сохраняются на высоком уровне до глубокой старости.

Гетеротропность – выраженность процессов старения неодинакова для разных органов и разных структур одного и того же органа (например, старение пучковой зоны коркового вещества надпочечников выражено меньше, чем клубочковой). Возрастные изменения организма развиваются с различной скоростью. Например, изменения опорно-двигательного аппарата медленно нарастают с возрастом; сдвиги в ряде структур мозга возникают поздно, но быстро прогрессируют, нарушая его функцию.

Существенный вклад в формирование современных представлений о сущности старения внесли классики отечественной биологии - И. И. Мечников, И. П. Павлов, А. В. Нагорный, А. А. Богомолец. Их исследования характеризуются поиском фундаментальных механизмов старения и стремлением разработать средства, влияющие на продолжительность жизни. И. И. Мечников выдвинул аутоинтоксикационную теорию, утверждающую, что старение - результат аутоинтоксикации организма, связанный с функцией кишечника. И. П. Павлов связывал ведущие механизмы старения с изменениями нервной деятельности. А. А. Богомолец полагал, что ведущие механизмы старения определяются возрастными изменениями соединительной ткани. А. В. Нагорный и его школа собрали большой фактический материал об особенностях течения старения и связали этот процесс с затухающим самообновлением протоплазмы.

Существуют две точки зрения на причины развития старения.

1. Старение – генетически запрограммированный процесс, результат закономерного развития программы, заложенной в генетическом аппарате. В этом случае действие факторов окружающей и внутренней среды может повлиять, но не в значительной степени, на темп старения.

2. Старение – результат разрушения организма вследствие неизбежного повреждающего действия сдвигов, возникающих в ходе самой жизни. Иными словами, старение – разрушительный, вероятностный процесс, развивающийся в организме с генетически запрограммированными свойствами.

Старение – многопричинный процесс, вызываемый многими факторами, действие которых повторяется и накапливается в течение всей жизни. Среди них стресс, болезни, воздействие чужеродных веществ, недостаточное выведение продуктов распада белков, гипоксия.

Старение – многоочаговый процесс . Он возникает в разных структурах клетки – ядре, митохондриях, мембранах; в разных типах клеток – нервных, секреторных, иммунных, печеночных и др. Темп возрастных изменений определяется соотношением процессов старения и витаукта. Витаукт означает не просто восстановление повреждений, возникающих в процессе старения, это механизм поддержания надежности организма, способности к восстановлению, к компенсации возникших нарушений.

Наука о старости и старении живых существ, в том числе и человека, называется геронтология.

В документах Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), возраст от 60 до 74 лет рассматривается как пожилой; 75 лет и старше - старые люди; возраст 90 лет и старше - долгожители .

Старение - многозвеньевой постоянно развивающийся, нарастающий во времени, разрушительный процесс, который приводит к сокращение адаптационных возможностей организма и увеличению вероятности смерти .

Проблема старения заключается в физиологических изменениях организма, вызывающих различные заболевания.

У большинства людей в старости ухудшается зрение. Это обусловлено влиянием старения, различными заболеваниями, особенно ослаблением функционирования структурных элементов глаза (хрусталика, зрачка, сетчатки, очного яблока). Ухудшение зрения вызывают катаракта - помутнение хрусталика, старческий миоз - снижение способности зрачка глаза адекватно реагировать на изменения освещения результате изменений в сетчатке ослабляется восприятие цветов, обостряется чувствительность к яркому свету. Глаукома (повышение внутриглазного давления) приводит к уменьшению поля зрения, потерю периферийного зрения или его остроты, слепоту Больные диабетической ретинопатией (ломкость кровеносных сосудов сетчатки, кровоизлияния) видят изображение размытым и искаженным, им трудно читать, различать мелкие предметы. К снижению остроты зрения приводит солнечная ретинопатия (ожог центральной ямки глаза) В общем, почти 23% людей не способны читать текст, набранный обычным шрифтом

В период старости у многих людей ухудшается слух. В зависимости от причин различают кондуктивное и сенсоневралогичное ослабление слуха. Кондуктивное ослабление слуха является следствием снижения чувствительности структур слуховой системы, которые индуцируют звук (наружного слухового канала, барабанной перепонки или слуховых косточек). Сенсоневралогичное ослабление слуха может быть обусловлено дисфункцией или травмой слухового нерва, других нейронных структур завитка уха Снижение слуха отрицательно влияет на социальные контакты человека, состояние его психики, может вызвать стресс с, депрессию и другие эмоциональные расстройствами.

Инволюционные изменения в сенсорной системе влияют на эффективность обработки информации Пожилые люди со значительным ухудшением слуха (35-50 дБ) с трудом воспринимают и запоминают слова на слух Кодирование и дальнейшее хранение слов им даются еще тяжелее.

В старых людей меняется и голос, проявляется в росте его высоты, ослаблении самопроизвольного его регулирования, замедлении артикуляции при обычном вещании, чтении текста, в повышении темпа речи. Эти изменения вызваны изношенностью мышц, уменьшением объем м легких, плохо вставленными зубными протезами, курением Снижение темпа речи связано и с уменьшением объема памяти и замедлением когнитивных процессов.

У пожилых людей нарушается координация движений пальцев и кисти, влияет на почерк и скорость письма. Это может быть следствием определенных заболеваний, увеличение времени на ознакомление с задачами

Возникновение физиологических ограничений на возрастном этапе старости изменяет поведение стариков. Физический мир, с которым они непосредственно взаимодействуют, все более суживается. Особенно необходимыми для них становятся вещи, которые выполняют вспомогательную функцию: очки, зубные протезы, коляски для перевозки грузов, палка. В связи с физиологическими ограничениями все больше опасностей подстерегает их на улице, в парке собственном доме. Поэтому пожилые люди ведут себя очень осторожно .

Однако, проблема старения гораздо шире, поскольку здоровье человека в любом возрасте находится в прямой зависимости от того, насколько активно он взаимодействует с окружающими и выполняет свои социальные функции. Если оставить в стороне заболевания, связанные с центральной нервной системой, то уже этого достаточно, чтобы причислить большинство престарелых людей к категории «пограничных больных». Из этого следует, что они нуждаются в наблюдении и лечебной коррекции у психиатра или психотерапевта. Дело в том, что даже одно хроническое заболевание (неважно, в каком возрасте оно приобретается) приводит к так называемым «неврозоподобным состояниям» и к болезненной деформации характера, вплоть до психопатии. В старости важны не только изменения, происходящие с человеком, но и отношение человека к этим изменениям .

Социальная ситуация: готовность к выходу на пенсию; адаптация к новому социальному статусу; поиск новых форм занятости.

Ведущая деятельность развития: профессиональная деятельность в адаптированных формах; структуризация и передача жизненного опыта; появляется хобби; прародительство; постепенный отказ от активности.

Память. Страдает механическое запоминание, лучше всего сохраняется логическая память. Образная память ослабевает больше, чем смысловая, но сохраняется лучше, чем механическое запечатление. Нарушается кратковременная память, восприятие и запоминание не сопровождаются организующей функцией речи. Продолжает функционировать эмоциональная память. Выраженное ослабление механического компонента памяти. Сравнительно хорошая сохранность компонентов логически-смысловой памяти. Чрезвычайно резкое ослабление кратковременной (оперативной памяти).

В этом возрастном периоде характерно появление саногенного мышления - способствует оздоровлению психики, снятию в ней внутренней напряженности, устранению застарелых обид, комплексов и многого другого

Личностное развитие. В. Генри делит старых людей на три группы, в зависимости от количества имеющейся у них психической энергии. Первая группа включает тех, кто чувствует себя достаточно бодрым и энергичным, продолжает трудиться и т.д. Вторая группа включает тех, кто занимается собственным делом - хобби. Третья группа - люди со слабой психической энергией, не занятые ничем или занятые только собой.

Признание себя старым - сильнейший психологический фактор старения. Правильное ощущение собственного возраста - это верная манера поведения и общения.

Новообразования. К. Роджерс выделяет следующие личностные новообразования: неудержимое стремление к риску; высокая чувствительность к адресованным ему социальным заказам и готовность за самое короткое время выполнить их; высокий уровень развития интуитивной сферы личности. Все эти личностные новообразования? результат активности человека по интеграции или целостного опыта своей жизни.

Чувство принадлежности к группе или группам, личностный комфорт во взаимодействии с людьми, интегрированность с ними. Чувство общности с другими людьми, вера в других, мужество быть несовершенным, оптимизм, принятие своей жизни.

Жизненная мудрость - основное новообразование старости (Э. Эриксон).

Пожилой возраст человека охватывает восьмой психосоциальный кризис по Эриксону . Это кризис «завершения предшествующего жизненного пути». От результата подведения жизненного итога зависит то или иное разрешение этого кризиса. Если предыдущие этапы жизни пожилого человека состоялись, то он сохраняет спокойный и уравновешенный взгляд в собственное будущее. Он не страшится смерти, поскольку понимает, что это естественное окончание жизни. В случае разочарования у пожилого человека возникают ощущения бесцельности собственной жизни и бессилия, раздражительность, страх смерти и т.п.

В свою очередь, восьмой кризисный период подразделяют на 5 этапов психологического старения человека. Следует отметить условность такого деления, поскольку эти этапы не являются показательными, они могут отсутствовать или быть разной протяженности во времени.

Первый этап характеризуется сохранением социальных связей с предпенсионным видом деятельности. Пожилой человек может продолжить работать, контактировать с бывшими коллегами по работе и т.д.

Второй этап - сужение круга интересов за счет выпадения профессиональных привязанностей. Преобладают разговоры на бытовые темы - дети, внуки, дача, телевизионные новости и т.д. В таком пожилом человеке уже трудно узнать его бывшую профессию - военного, врача, инженера, ученого и т.д. Эти пожилые люди почти ничем друг от друга не отличаются.

Третий этап - преимущественная забота о личном здоровье. Самая авторитетная фигура в жизни такого пожилого - его лечащий врач либо медицинская сестра.

Четвертый этап - страстное желание сохранения самой жизни. Интересы четко ограничены только поддержанием жизненного комфорта, стабильности инфраструктуры (члены семьи, соседи, ровесники, социальный работник и др.), информацией о еще живых или уже умерших.

Пятый этап - жизненный интерес касается только витальных потребностей - еда, сон. Такие пожилые люди безграничны ко всему окружающему, их способность к общему практически утрачена.

Д. Дромлей выделяет следующие типы отношения человека к старости.

  • 1. Конструктивное отношение человека к старости, при котором пожилые и старые люди внутренне уравновешены, имеют хорошее настроение, удовлетворены эмоциональными контактами с окружающими людьми. Они в меру критичны по отношению к себе и вместе с тем весьма терпимо относятся к другим, к их возможным недостаткам. Не драматизируют окончание профессиональной деятельности, оптимистически относятся к жизни, а возможность смерти трактуют как естественное событие, не вызывающее печали и страха. Не пережив в прошлом слишком много травм и потрясений, они не проявляю ни агрессии, ни подавленности, имеют живые интересы и постоянные планы на будущее. Благодаря своему положительному жизненному балансу они с уверенностью рассчитывают на помощь окружающих. Самооценка этой группы пожилых людей довольно высока.
  • 2. Отношение зависимости. Зависимая личность - это человек, подчинённый кому-либо, зависимый от супружеского партнёра или от своего ребёнка, не имеющий слишком высоких жизненных претензий и благодаря этому уходящий из профессиональной среды. Семейная среда обеспечивает ему ощущение безопасности, помогает поддерживать внутреннюю гармонию, эмоциональное равновесие, не испытывать ни враждебности, ни страха.
  • 3. Оборонительное отношение, для которого характерны преувеличенная эмоциональная сдержанность, некоторая прямолинейность в своих поступках, стремление к «самообеспеченности» неохотному принятию помощи от других людей. Люди данного типа приспособления к старости избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся своими сомнениями, проблемами. Оборонительную позицию занимают иногда по отношению к своей семье, если даже имеются какие-то претензии и жалобы в адрес семьи, они их не выражают. Защитным механизмом, который он используют против ощущения страха смерти и обездоленности, является их активность «через силу», постоянная «подпитка» внешними действиями. Люди с оборонительным отношением к наступающей старости с большой неохотой и только под давлением окружающих оставляют свою профессиональную работу.
  • 4. Отношение враждебности к окружающим. Люди с таким отношением агрессивные, взрывные и подозрительные, стремятся «переложить» на других людей вину и ответственность за собственные неудачи, не совсем адекватно оценивают действительность. Недоверие и подозрительность заставляют их замыкаться в себе, избегать контактов с другими людьми. Они всячески отгоняют мысль о переходе на пенсию, так как используют механизм разрядки напряжения через активность. Их жизненный путь, как правило, сопровождается многочисленными стрессами и неудачами, многие из которых превратились в нервные заболевания. Люди, относящиеся к данному типу старости, склонны к острым реакциям страха, они не воспринимают свою старость, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил. Всё это соединяется еще и с враждебным отношением к молодым людям, иногда с переносом этого отношения на весь «новый, чужой мир». Такой своего рода бунт против собственной старости сочетается у этих людей с сильным страхом смерти.
  • 5. Отношение враждебности человека к самому себе. Люди такого типа избегают воспоминаний, потому что в их жизни было много неудач и трудностей. Они пассивны, не бунтуют против собственной старости, лишь безропотно принимают то, что посылает им судьба. Невозможность удовлетворить потребность в любви является причиной депрессии, претензии к себе и печали. С этими состояниями соединяются чувство одиночества и ненужности. Собственное старение оценивается достаточно реалистично; завершение жизни, смерть - трактуется этими людьми как избавление от страданий.

Описанные типы отношения к старости - скорее всего, та позиция, которой человек придерживался всю жизнь, к старости она лишь несколько заостряется и модифицируется под влиянием новых обстоятельств. С возрастом у человека обычно происходит снижение уровня социальных притязаний, амбиций и стремлений, возникает чувство удовлетворённости прожитой жизни. В силу действия механизмов психологической защиты прошлое и своя роль в нём редко идеализируются. Взгляды становятся более консервативными, что, несомненно, имеет свои преимущества, как для человека, так и для общества в целом. У части пожилых отличается некоторое преувеличение своей роли в прошлом: они рассказывают, например, о близком знакомстве с историческими личностями, посвященности в государственные тайны, своём влиянии на принятии важных исторических решений и т.д., что не носит характера бреда и не является патологией.

Таким образом, главным достижением в психическом развитии на данном возрастном этапе выступает способность человека адаптироваться к новым условиям своего существования, к тем изменениям, которые происходят внутри его самого. Активизация компенсаторных механизмов обеспечивают сохранность личности, ее субъективного комфорта.

геронтология старение пожилой социальный

Биологический возраст старости определен Европейским региональным бюро в рамках от 75 до 90 лет. Период после достижения 90 лет определен как долгожительство (старчество).

Как правило, в молодости человек не способен себе представить, что значит «состариться». Некоторым людям старость кажется состоянием «полусуществования». При этом больше всего они опасаются утратить физическую подвижность, жизненную энергию, память и интеллект, гибкость, сексуальность и независимость. Старческий возраст сегодня вовсе не обязательно должен сопровождаться подобными явлениями. Достижения современной медицины позволяют справляться со многими проблемами физиологического характера. Современные пожилые люди могут сохранять независимость, силы и интерес к окружающей их действительности.

При этом стоит понимать, что каждый человек является индивидуумом на протяжении всей жизни, и поздняя взрослость не является исключением. Пожилые люди довольно сильно отличаются друг от друга, поэтому воспринимать их как однородную группу нельзя. Правильнее будет разделить их на несколько подгрупп: от активных граждан, которые даже продолжают работать или только вышли на пенсию до немощных девяностолетних старцев. У каждой подгруппы свои возможности и проблемы. При этом общими для многих являются:

  • слабеющее здоровье;
  • снижение дохода;
  • сужение круга общения.

Однако не всегда имеющие подобные проблемы пожилые люди сами становятся проблемой для окружающих.

Психологическая характеристика старческого человека

Старость является заключительным периодом жизни. В системе жизненного цикла она играет особую роль и неизбежно сопровождается изменениями физического и психологического состояния человека. Определить хронологический рубеж начала старости достаточно сложно, ведь диапазон индивидуальных отличий в появлении симптомов старения просто огромен.

Если рассматривать биологический феномен старения, то он заключается в возрастании уязвимости организма и увеличении вероятности смерти. Социальные критерии перехода к старости, как правило, связывают с потерей значимых ролей в обществе, с выходом на пенсию, снижением статуса и сужением внешнего мира. Психологические критерии этого процесса до сих пор четко не сформулированы. Чтобы определить качественные отличия психики пожилых людей, необходимо отследить особенности психической эволюции, происходящей на фоне ухудшения психофизиологии в условиях инволюционной трансформации нервной системы.

В обществе всегда распространялись представления о старости как о «закатном», тяжелом и инертном времени жизни. Социальные ожидания и массовые стереотипы нашли отражения в многочисленных пословицах и поговорках русского народа, включая всем известные: «пора на мыло», «песок сыпется», «был конь, да изъездился». Действительно, никто не станет отрицать, что в подавляющем большинстве случаев старость сопровождается потерями в финансовой, индивидуальной и социальной сфере. Нередко она приводит к состоянию зависимости, которое часто воспринимается человеком как тягостное и унизительное. Однако не стоит забывать о позитивных моментах поздней взрослости, в частности, об обобщении знаний, опыта и личностного потенциала, которые помогают решить задачу адаптации к возрастным изменениям и новым требованиям жизни. Более того, только в старости можно оценить целостность такого явления, как жизнь, глубоко понять ее смысл и сущность.

Особенности престарелого возраста

Существующая сегодня в обществе неопределенность социальных ожиданий в отношении старого человека в семье, а также негативный характер «культурного эталона» старости не позволяют рассматривать жизнь среднестатистического пожилого человека в качестве полноценной ситуации развития.

С выходом на пенсию все люди неизбежно сталкиваются с важным, трудным и абсолютно самостоятельным выбором в решении вопроса «Как быть старым?». При этом на первый план всегда выходит отношение человека к собственному старению, ведь превратить социальную ситуацию жизни в ситуацию развития – его индивидуально личностная задача.

Необходимым моментом психического развития в поздней зрелости можно считать подготовку к выходу на заслуженный отдых. При этом она рассматривается как выработка готовности к смене общественной и социальной позиции и является столь же важной, как профессиональное самоопределение или профориентация в юности.

Не стоит рассматривать решение общечеловеческой проблемы «переживания старости» узко, как выбор стратегии старения, ведь это не одномоментное действие, а растянутый на годы процесс, который связан с преодолением не одного личностного кризиса.

На пороге поздней зрелости человек должен решить для себя вопрос: сохранять ли ему старые социальные связи или создавать новые? Также стоит определиться: переходить ли к жизни в кругу семейных интересов или сугубо индивидуальной? Именно этот выбор будет определяющим для той или иной стратегии адаптации: сохранения себя как индивида или как личности.

Соответственно, ведущая деятельность в поздней взрослости может быть направлена человеком как на сохранение собственной личности (поддержание или развитие социальных связей), так и на индивидуализацию, обособление и «выживание» как индивида на фоне медленного угасания психофизиологических функций. И тот, и другой вариант старения подчиняется законам адаптации, однако они обеспечивают абсолютное разное качество жизни, а иногда даже предопределяют ее продолжительность.

Стратегия адаптации, которую называют «замкнутым контуром» заключается в снижении интереса и притязаний к окружающему миру. Она проявляется в снижении эмоционального контроля и эгоцентризме, в желании спрятаться от окружающих, в чувстве неполноценности и раздражительности, которые сменяются со временем равнодушием к обществу. Подобную модель называют «пассивным старением», так как она сопровождается практически полной потерей социального интереса.

Альтернативная адаптация подразумевает не только поддержание, но и развитие многообразных связей с общественностью. Нередко ведущей деятельностью в этом случае становится структуризация и передача своего жизненного опыта. Вариантами продолжения социально значимой деятельности являются продление профессиональной деятельности, преподавание и наставничество, написание мемуаров, воспитание внуков или общественные работы. Процесс сохранения себя как личности предполагает возможность посильного труда и ощущение «вовлеченности в жизнь». Такой человек, как правило, имеет разносторонние интересы и старается быть полезным близким людям.

Память и интеллект в старости (в возрасте после 75-ти)

Особенности старческого возраста, как правило, заключаются в снижении психической активности, которая выражается в замедлении психомоторных реакций, сужении объема восприятия и затруднении сосредоточения внимания. У пожилых людей замедляются процессы обработки перцептивной информации, возрастает время реакции и снижается скорость познавательных процессов. При этом сами психические функции, несмотря на изменения их подвижности и силы, остаются практически сохранными и качественно неизменными.

Избирательность может проявляться лишь в сокращении видов деятельности, при этом отбираются только самые важные, и на них обычно сосредотачиваются все ресурсы. Что касается некоторых утраченных качеств, к примеру, физической силы, то они могут компенсироваться новыми стратегиями выполнения действий.

Довольно часто престарелый возраст связывают с нарушением памяти и считают склероз основным возрастным симптомом психического старения. Никто не обращает внимания, если молодой мужчина, уходя с работы, забывает свою шляпу, но если подобная невнимательность будет замечена за стариком, все сразу начинают снисходительно пожимать плечами и пенять на возраст.

Однако общий вывод многих исследований относительно влияния возрастных изменений на память сводится к тому, что она действительно ухудшается, но процесс этот не однонаправленный и не однородный. Разные виды памяти (кратковременная, сенсорная и долговременная) страдают по-разному:

  • резко ослабляется оперативная память;
  • «основной» объем долговременной памяти сохраняется;
  • страдает в основном механическое запоминание, при этом лучше всего работает логика.

Еще одной особенностью памяти у пожилых людей является ее избирательность и ярко выраженная профессиональная направленность. Иными словами, человек лучше запоминает то, что значимо и важно для его прошлой или нынешней профессиональной деятельности.

Характеризуя когнитивные изменения в старости, принято выделять «кристаллизованный» и «подвижный» интеллект. Первый определяется количеством приобретенных на протяжении всей жизни знаний, а также способностью решать проблемы, опираясь на имеющийся массив информации. Характерной особенностью второго является умение решать новые задачи, для которых не существует привычных решений. Многочисленные исследования показали, что значительное снижение интеллектуальных показателей имеет место лишь после 75 лет. При этом более устойчивым к процессам старения является кристаллизованный интеллект. По сравнению с подвижным он снижается не так резко и не так рано. На протяжении всей жизни показатель интеллекта человека остается практически неизменным по сравнению с прочими членами этой же возрастной группы. Это означает, что люди, которые демонстрировали средний IQ в ранней взрослости, вероятнее всего, будут иметь такой же уровень и в старости.

Хотя большую часть умственных навыков старение не затрагивает, характерные психофизиологические изменения все же происходят. Среди них:

  • замедление реакции при более быстрой и большей утомляемости;
  • сужение поля внимания;
  • ухудшение способности к восприятию;
  • сокращение длительности сосредоточения внимания;
  • повышенная чувствительность к различным посторонним помехам;
  • трудности переключения и распределения внимания;
  • некоторые уменьшения возможностей памяти;
  • снижение способностей к сосредоточению и концентрации внимания;
  • ослабление «автоматической» организации запоминаемого;
  • трудность воспроизведения.
  • Все это следует учитывать при оказании практической или консультативной помощи пожилому человеку.

Многими люди в старости применяется принцип «компенсации дефекта», который в народе называют мудростью. В основе этого когнитивного свойства лежит кристаллизованный, культурно обусловленный интеллект, тесно связанный с личностью и опытом человека. Любые упоминания мудрости, как правило, подразумевают способность человека выносить взвешенные суждения по практически неясным жизненным вопросам.

Мотивационно-потребностная сфера в старческом возрасте

Результаты последних исследований показывают, что возраст старения никоим образом не влияет на перечень потребностей человека. Во многом список остается тем же, что и предыдущие годы жизни. Меняться может лишь структура перечня и иерархия потребностей. К примеру, в потребностной сфере на первые позиции выдвигаются необходимость безопасности, избегания страданий, независимости и автономии. Потребности в самореализации, в чувстве общности, любви и творчестве отодвигаются на более отдаленные планы.

В период старости возрастные задачи развития могут суммироваться следующим образом:

  • адаптация к телесным и психофизическим возрастным изменениям;
  • сохранение здоровья;
  • адекватное восприятие старости и противостояние негативным стереотипам;
  • ролевая переориентация, которая заключается в отказе от старых ролевых позиций и поиске новых;
  • разумное распределение времени с целью более рационального целенаправленного использования оставшихся лет жизни;
  • противостояние аффективному обеднению (обособление детей, потеря близких);
  • поиск новых поведенческих форм;
  • стремление к осмыслению прожитой жизни и внутренней целостности.

Здоровье в период глубокой старости

В возрасте после 75 лет высока вероятность возникновения как психических, так и соматических заболеваний. В этот период костно-мышечная масса человека теряет свои качественные характеристики, нередко человек в старости полностью лишается возможности ходить или двигаться вообще. Атрофические процессы происходят по всему организму. От них страдают сосуды, головной мозг, внутренние органы, которые постепенно теряют свою функциональность. В этот период повышен риск развития инсульта, причем его исход прямо зависит от возраста пациента.

С возрастом наблюдается снижение объема и веса мозга. На фоне этого явления могут развиваться психические заболевания: атрофически-дегенеративные и сосудистые. «Старческими» заболеваниями считаются болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, старческое слабоумие и т.д.

Продление жизни, борьба со старостью - благороднейшая задача, поставленная перед медицинской наукой. В борьбе за нормальное долголетие несомненно важную роль играет физическая культура.

Академик А.А. Богомолец считает, что физкультура в равной степени важна и для растущего организма, и для организма в расцвете его сил, и для организма, который уже перешел через вершину своей жизни, но которому физкультура может и должна помочь подольше удержаться вблизи этой вершины. В гериатрии физические упражнения используются для лечения болезней старости и представляют собой лечебную физическую культуру. В геронтологии основная задача физической культуры - замедление процессов старения, продление активного долголетия, оздоровление организма. Это сложная, но весьма перспективная проблема медицины.

Старение - это не просто увядание, это сложная перестройка всего организма, закономерный биологический процесс, при котором возрастные изменения организма приводят к постепенно нарастающему сокращению его приспособительных возможностей. Известно, что в процессе старения, одновременно с развитием характерных изменений со стороны всех органов и систем возникают своеобразные компенсаторно-приспособительные реакции. Это является весьма важным моментом, так как позволяет активно воздействовать на замедление развития процесса старения.

Занятия физической культурой помогают стимулировать, тренировать эти компенсаторные механизмы и таким образом замедлять процессы старения, увеличивать продолжительность жизни, а главное - продлевать активную старость.

Мышечная деятельность по принципу моторно-висцеральных рефлексов является естественным и наиболее мощным стимулятором обменных процессов, анаболизма, функций всех вегетативных органов и систем, адаптационных возможностей организма. Поток афферентных импульсов с проприорецепторов мышц поддерживает оптимальное соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Это благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии пожилого человека, что проявляется в ощущении бодрости и жизнерадостности. Улучшению функции центральной нервной системы способствует также усиление кровоснабжения головного мозга при выполнении физических упражнений.

Систематическое выполнение физических упражнений влияет на формирование положительных условно-рефлекторных связей, одновременно ослабляя и даже ликвидируя те временные связи, которые лежат в основе раннего старения организма.

Усиление обмена веществ, окислительных процессов при мышечной деятельности предупреждает накопление излишков жировой ткани, снижает уровень липидов в крови, препятствует отложению холестерина в стенках сосудов и развитию атеросклероза. Физические упражнения стимулируют нормальную жизнедеятельность различных органов и систем: повышается сократительная способность миокарда, улучшается коронарный кровоток за счет раскрытия резервных капилляров, увеличивается легочная вентиляция и улучшается газовый обмен в легких, уменьшаются застойные явления в малом круге кровообращения, поддерживается нормальная подвижность грудной клетки, стимулируется моторика гладкой мускулатуры желудочно-кишечного тракта. Укрепляя мышцы, связочный аппарат, сохраняя нормальную подвижность в суставах, физические упражнения помогают длительное время поддерживать высокий уровень работоспособности.

Велико значение физических нагрузок в «обновлении» гормонального фона. Под их влиянием активизируется функция всех эндокринных образований, что способствует омолаживанию организма.

Вся работа в области физической культуры должна строиться на научных основах. Пользу может принести только строго дозированная, оптимальная для конкретного человека нагрузка, которая, так же как и другие методы лечения, должна применяться строго индивидуально, по назначению и под контролем врача. Если назначить недостаточную дозу - ожидаемого эффекта не будет, если передозировать - можно принести существенный вред.

Дозировка физических нагрузок у пожилых людей представляет собой сложную задачу. Следует помнить, что ее оптимальность должна соответствовать объективным показателям состояния здоровья и физической подготовленности, а не основываться на самочувствии пожилого человека. Многие заболевания до определенного времени могут не проявляться никакими субъективными ощущениями. Прежде всего это относится к атеросклерозу коронарных и мозговых сосудов. Афоризм, что человеку столько лет, на сколько он себя чувствует, - не может быть принят за основу при подборе физических нагрузок у пожилых людей. Пренебрежение тщательным обследованием перед занятиями физкультурой у пожилого человека может привести к трагическому исходу.

Первоочередными задачами врача при решении вопроса о возможности занятий физической культурой пожилым человеком являются определение его биологического возраста, выявление скрыто и латентно протекающих заболеваний, а также осложнений и остаточных явлений, связанных с ранее перенесенными болезнями, оценка физической работоспособности. После тщательного врачебного осмотра рекомендуется направить обследуемого в одну из четырех групп для занятий физической культурой.

К первой группе относят лиц с хорошей физической подготовленностью без патологических отклонений.

Во вторую группу включают пожилых людей с незначительными отклонениями при хорошей компенсации.

В третью - входят пациенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья, но которые не препятствуют выполнению трудовой деятельности, а также со слабой физической подготовкой.

Четвертую группу составляют люди с различными заболеваниями, которым можно заниматься только лечебной физкультурой под наблюдением врача.

С пациентами, отнесенными по состоянию здоровья к первым трем группам, можно заниматься оздоровительной физической культурой, однако к людям, вошедшим в третью группу, следует отнестись с определенной осторожностью. Занятия оздоровительной физкультурой должны быть умеренной интенсивности, нагрузку следует увеличивать постепенно, причем она должна соответствовать функциональным возможностям занимающихся, сохраняя при этом определенный резерв, так называемый запас прочности.

С учетом особенностей пожилого организма из занятий следует исключить упражнения, требующие быстрых движений, резких наклонов туловища и головы, быстрой перемены положения тела, что при наличии склеротических изменений в кровеносных сосудах может вызвать головокружение, шум в ушах, потерю равновесия, падения и травмы. Необходимо избегать также упражнений, сопровождающихся натуживанием и задержкой дыхания, что повышает давление в малом круге кровообращения, в сосудах головного мозга, затрудняет приток крови к сердцу, может способствовать развитию эмфиземы легких. Затруднительны для пожилых людей и такие упражнения, при выполнении которых приходится совершать малознакомые движения, часто менять положение тела.

Упражнения для людей пожилого возраста следует подбирать таким образом, чтобы в нагрузку вовлекались все суставы и мышечные группы. Все они должны выполняться ритмично, в спокойном темпе, плавно, не сопровождаться слишком большими усилиями со стороны сердечно-сосудистой системы. Дыхание при этом должно быть ритмичным, свободным, пациент должен стараться избегать задержки дыхания и натуживания.

Интенсивность занятий должна возрастать постепенно и всегда соответствовать функциональным возможностям занимающихся. Пожилые люди, как правило, быстро утомляются, поэтому следует включать в занятия более частые и продолжительные интервалы отдыха. Сами же занятия должны строиться эмоционально и разнообразно с использованием элементов спортивных игр.

Физическую культуру у пожилых лиц рекомендуется проводить в следующих формах: в виде ежедневной утренней гигиенической гимнастики (8-10 нетрудных упражнений для всех мышечных групп); в виде занятий физической культурой 2-3 раза в неделю по 45-60 минут самостоятельно или лучше в группе здоровья; ежедневные прогулки; для отдельных подготовленных лиц допустимы занятия спортом (теннис, городки, плавание, лыжи и т. д.) и даже участие в соревнованиях. Занятия, проводимые в группах здоровья, могут включать общеукрепляющие упражнения без применения снарядов и со снарядами (гантели, булавы, гимнастические палки, медболы и др.); упражнения на гимнастической скамейке, стенке, на равновесие и координацию, дыхательные, можно использовать вело- и другие тренажеры. Наиболее физиологичными для пожилых людей являются: ходьба обычная и ускоренная, лыжи, коньки, езда на велосипеде, плавание и гребля в спокойном темпе, игра в теннис, бадминтон, городки, волейбол по облегченным правилам.

Осторожно надо относиться к бегу трусцой, так как при этом создается большая нагрузка для суставов нижних конечностей и позвоночника, что может привести к болевым ощущениям. Более целесообразна для лиц пожилого возраста спортивная ходьба, сопровождающаяся большими энерготратами, чем бег, так как в нагрузку вовлекаются все мышечные группы конечностей, тазового и плечевого пояса, корпуса, но в то же время не создающая вертикальных сотрясений, травмирующих суставы.

Прекрасным способом физической тренировки в пожилом возрасте являются танцевальные занятия.

Пожилые люди, по состоянию своего здоровья отнесенные к первой и второй функциональной группе, могут участвовать и в спортивных соревнованиях. Ho в этом случае они не должны ставить перед собой цель показать высокий результат, а сами соревнования не должны быть связаны с большими физическими и эмоциональными нагрузками. He следует соревноваться на скорость и время. В третьей и четвертой группах и вообще людям в старческом возрасте соревнования противопоказаны.

По окончании занятий должно появляться чувство приятной усталости, удовлетворения, хорошее настроение. Однако не всегда можно доверять кажущемуся хорошему самочувствию. Желательно проводить регулярный контроль во время занятий пациента и тщательное врачебное обследование не реже двух раз в год.

Лица, занимающиеся физической культурой, должны уметь контролировать свой пульс, не допускать его учащения до пороговой для них величины. Желательно вести дневник наблюдения за своим состоянием. Определение пороговой величины пульса рекомендуется проводить не реже одного раза в год с помощью велоэргометрии с записью ЭКГ в кабинетах функциональной диагностики лечебных учреждений или физкультурных диспансеров. При невозможности провести такое обследование можно рекомендовать для ориентировочного определения пороговой величины пульса для лиц 1 и 2 функциональных групп формулу: 200- возраст, а для лиц 3 и 4 групп: 180 - возраст.

Врачебное обследование должно включать обычные клинические методы. Из функциональных проб следует применять пробу с 20 приседаниями, а также ортостатическую, координационные пробы и т. п. Для пожилых людей, регулярно занимающихся физическими упражнениями, отдельными видами спорта, рекомендуется определение показателей физической работоспособности непрямым методом (максимальное потребление кислорода и физическая работоспособность при пульсе 150-170 ударов в минуту).

Необходимо помнить, что эффективны только систематические занятия физическими упражненениями. Нельзя, например, целый год находиться в условиях гиподинамии, а во время отпуска пытаться это компенсировать энергичными физическими упражнениями, спортивнымй играми и т. п. Это может закончиться трагически. Существует даже термин «отпускной инфаркт», возникающий в такой ситуации.

Нельзя согласиться и с теми, кто считает, что вполне достаточно той физической нагрузки, которую пожилые люди имеют во время работы на своем огороде или дачном участке, а также при выполнении домашних дел. Такой труд не всегда физиологичен вследствие преобладания однообразных движений, перегружающих одни мышечные группы при недогрузке других, часто выполняемых в позах, затрудняющих работу сердца и легких. Людям пожилого возраста во время работы на дачных участках следует избегать длительного пребывания в однообразной позе, особенно с наклоном туловища и головы вниз, стараться чаще менять характер выполняемой работы, чтобы вовлечь в нагрузку различные мышечные группы, а также чаще отдыхать, при этом желательно выполнять упражнения в расслаблении для мышц, на которые приходится статическая нагрузка, дыхательные, легкие упражнения для мышц, не принимающих участия в работе.

При организации занятий по физической культуре для лиц пожилого возраста крайне важен индивидуальный подход как в выборе отдельных упражнений, так и в определении величины общей нагрузки, ее продолжительности. Если у здоровых людей молодого и зрелого возраста уже сам возраст характеризует физиологические особенности организма и в известной степени определяет их работоспособность, то среди лиц старшего и пожилого возраста степень различия в уровне работоспособности может быть очень значительной. Так, есть немало пожилых людей, сохраняющих работоспособность на уровне молодых и даже выше, участвующих в соревнованиях, требующих огромной выносливости (марафонский бег, дальние заплывы, лыжные гонки, гребля и т. д.). В то же время в этом возрасте большинство людей отмечают значительное снижение работоспособности, которое связывают с физиологическими изменениями в организме, уменьшением двигательной активности, ослаблением общего состояния здоровья.

Поэтому подбор и назначение физических нагрузок у этого контингента лиц должен проводиться только после консультации с врачом, исключительно индивидуально и осторожно, с учетом основного принципа медицины - не навреди!