Монгольские наряды. Национальная одежда монголии. Монгольская мужская прическа XIII века

Монгольская национальная одежда имеет богатую историю, обладает многовековыми художественными традициями. Она тесно связана с образом жизни монгольского народа, спецификой его хозяйственного уклада, с природными условиями страны. Костюм должен соответствовать самым разным бытовым ситуациям-едет ли человек на коне по степи, сидит ли у себя в юрте, танцует ли на народном празднике.

(Фотографии увеличиваются при клике).

Своеобразие климатических условий также влияет на характер одежды - возникают костюмы, предназначенные для разных времен года. Летом монголы носят легкий халат "Тэрлэк", весной и осенью ватный халат "Ховонтэй дээл" или халат на ягнячьей овчине "Хурган дотортой дээл", зимой овчинный халат, напоминающий шубу "Цагаан нэхий дээл". Свой отпечаток накладывает на одежду и возрасть ее обладателя. Костюм пожилых людей, как правило, неярок, скромен, а молодежь предпочитает более красочные, элегантные одежды. В женском костюме существуют различия между одеждой девушки и замужней женщины. Костюм последней богаче украшениями и отделкой.

С давних времен монголы носили халат с косым бортом "Ташуу энгэртэй дээл", и халат, напоминающий длинную безрукавку с прямым бортом "Задгай энгэртэй дээл". Это подтверждается одеждами хуннского периода, найденными при раскопках Ноин-ульского кургана. Конструкция одежды, сочетание цветов, орнаментальные украшения говорят о древней культуре монгольского народа. Материалы, из которых сделана одежда, обнаруживают связь монгольской культуры с культурой соседних стран Востока.

Вместе с тем несомненен тот вклад, который внесен самими монголами в искусство костюма, национально-самобытный характер монгольской одежды. Позже очень популярным стал с прямоугольным бортом "Дуроэлжин энгэртэй дээл". В процессе приспособления меняющимся социально-экономическим условиям происходила дальнейшая эволюция национального костюма, сохранившая однако в обогащенном виде древние традиции. И по сей день монголы продолжают носить халаты с косыми бортами "Ташуу энгэртэй" и прямоугольными бортами "Дурбэлжин энгэртэй дээл". Материалы, из которых шили одежды, изготовлялись самими монголами "кожа, шерсть, меха" или привозились из заграницы. Неизвестно, когда началось в Монголии собственное производство тканей, однако твердо установлено, что уже очень давно одежду шили из шелка, хлопчатобумажных тканей, шерстянах тканей, парчи.

Некоторые из костюмных тканей, особенно в Хуннский период, привозились из других стран Востока. Естественно, что костюмы для разных сезонов шились из разных материалов. Подкладка зимней одежды была из овчины, козлиной или волчьей шкуры, корсака, рыси, россомахи, енота, лисьего и собольего меха. Зимняя шуба могла быть просто из овчины, а иногда верх шубы делался из хлопчатобумажной ткани, чесучи, шелка, парчи, атласа. Часто белую овчину окрашивали в желтый или зеленый цвет и наносили орнамент. На летнюю одежду шили названные выше ткани, а также сукно и бархат. Подкладку делали из тонких материалов. Как правило, одежда была богато украшена. Народные мастера - умельцы изготовляли украшения из золота, серебра, кораллов, жемчуга и других драгоценных камней.

Изучая национальные костюмы, видишь перед собой как бы овеществленную историю народа, историю его культуры. Изготовление одежды с давних пор считалось искусством. Было много подлинных мастеров, славившихся своими золотыми руками, причем одежду шили не только женщины, но и мужчины. От портного требовались самые разнообразные знания и умения. Он был одновременно художником, вышивальщиком, умел и клеить, стегать, он был знаком с символикой орнамента, применяемого в одежде, с символикой цветов и их сочетаний. Вообще символика одежды представляет большой интерес. Например, устремленная к небу остроконечная верхушка шапки покоящаяся на куполообразном основании, символизирует процветание, благополучие. Петелька на верхушке сампина у шапки означает луну, узелок сампина - прочность, крепость, нижняя часть сампина, называемая тав символизирует солнце. Вниз от тава отходят четыре полоски, обозначающие очаг, и тридцать две прошивки-солнечные лучи. Сампин и прошивки бывают на большинстве шапок цвета сампина - обычно красный или коричневый.
Широко применяется в отделке костюма вышивка разных видов - строчная, стеж-ковая и т. д.

Давнюю традицию имеет украшение одежды орнаментами, причем каждой одежде свойствен строго определенный вид орнамента, имеющий, как уже было сказано, собственную символику. Интересно познакомиться с цветовой гаммой монгольского костюма. Народные одежды были главным образом коричневого или синего цветов. Как известно Монголию населяют разные народности - халха, буряты, дербеты, тор-гуты, барга, дариганга, узумчины, байты, урянхайцы, хотоны, мингаты, захчины, дархаты, олеты, казахи. Естественно, национальные различия не могли не сказаться в одежде. Вариации в костюмах разных народностей касаются конструкции, цвета, покроя, формы.

Например, неодинаковы борта халатов, форма безрукавки, надеваемой поверх халат, обшивки по краям бортов, украшения и орнаменты. В костюме халхасца преобладают синий и коричневый цвета, в костюме бурят - синий, хотона - темные цвета. Почти все национальности для обшивки борта употребляют черный бархат и кроме того пускают тонкую полоску черного бархата по самому краю борта. Однако формы обшивки различны - иногда с прямоугольным вырезом, иногда без него. Женские безрукавки "ууж" в общем сходны, но и в их конструкции можно наблюдать отдельные различия. Как халхаские, так и мингатские женщины носят одежду с высокими буфами на рукавах, однако у халхасок стежки на буфах располагаются горизонтально, а у мингаток - вертикально. Некоторые мужчины надевают халаты с разрезом, как и женщины. Различия в национальных женских костюмах затрагивают и украшения.

Несколько слов нужно сказать о прическе, важной части женского туалета. Прическа у халхаских и мингатских женщин как бы "крылатая", волосы заплетены в две косы, расширяющиеся у висков в виде крыльев, причем размах крыльев в прическе халхасок - шире, у мингаток - уже, и украшения волос более просты. Совершенно своеобразна прическа у барга и дариганга. Женщины некоторых национальностей не носят заколок в волосах, а вместо них употребляют "хадлага". Узумчины и дариганга любят коралловые украшения, халха-золотые, серебряные, жемчужные.

Не лишены своеобразия и головные уборы. Почти каждая народность вносит свое в конструкции, форму, цвета головного убора, в его украшения, так что существует много типов монгольских шапок. В западной Монголии распространены шапки типа "Торцог", "Юден", "Жарантай" отличные от головных уборов халха и бурят. Можно указать несколько видов обуви, которую носят монголы, "наамал ултай гутал", сапоги с прикленной подошвой, "шохойтой гутал", "ханчин гутал", притом и здесь прослеживаются различия между обувью отдельных национальностей. Если торгуты носят сапоги типа "тоохуу гутал", то буряты "улсан гутал". После народной революции монгольская национальная одежда претерпела существенные изменения, стала проще, скромнее.

Изучение истории одежды, вариаций и типов в рамках одной нации у разных народностей помогает лучше понять процесс развития культуры, в особености народного искусства, вносит ценный вклад в этнографические исследования. Современные мастера, народные умельцы, опираясь на богатые традиции монгольского костюма, используют все лучшее что дошло до нас из глубины веков, создают новые образцы национальных одежд.

Для изучения истории монгольского костюма чрезвычайно много сделал народный художник МНР, лауреат Государственной преми, У. Ядамсурен. С детских лет У. Ядамсурен интересовался народным ис-куством, национальной одеждой. Вслед за своим старшим братом Чойдаши, овладев мастерством художника, У. Ядамсурен близко познакомился и глубоко изучил мастерство народных художников, вышивальщиков, клейщиков, портных и всех тех, чьи руки создавали замечательные образцы одежды.

В поездках по стране У. Ядамсурен собрал ценнейшие материалы по истории монгольского костюма, сделал множество зарисовок, часть из которых и содержит настоящий альбом. Несомненно, что этот альбом представляет особый интерес для этнографов и всех интересующихся народной одеждой, для театральных художников, работников ху-дожственной промышленности. Богатство, высокий художственный уровень исполнения монгольских национальных одежд настоятельно выдвигают необходимость их всестороннего изучения.

Национальная мужская одежда халха-монголов состоит из рубашки и штанов, сшитых из далембы (тонкая хлопчатобумажная ткань), бязи или другой материи. Сверху надевается халат (дэлъ), застегивающийся на правой стороне. Он шьется на подкладке из материи, под зимний подводится мех из мерлушки. Зимняя одежда шьется также из выделанных бараньих шкур и не покрывается материей. Халат подпоясывается широким кушаком из цветной материи, иногда такой кушак достигает в длину 7-8 м и служит предметом щегольства. Халат делается очень длинный, над опояской образуется как спереди, так и сзади напуск, что позволяет держать за пазухой различные вещи, которые легко достаются правой рукой. Рукава делаются также очень длинные и в локте собираются в складки. На конце их прежде пришивались воронкообразные обшлага (нударага) из плиса или бархата; теперь их уже не делают. Для праздничной одежды материалом служит чесуча или шелк. Воротник и передний край верхней полы украшаются узкой полосой цветной материи. К кушаку на шнурках или цепочках прикрепляются прибор для добывания огня, состоящий из кожаного кошелька с вделанным в него огнивом, кремня и трута, а также трубкообразный футляр, в котором находятся нож и две костяные палочки. Последние употребляются для еды мелких кусков мяса, риса и др. За пояс засовывается кисет с табаком, а раньше обязательной принадлежностью была и табакерка для нюхательного табака, которая всегда предлагалась во время встреч и приветствий друг другу. В настоящее время у монголов в ходу папиросы и спички.

В торжественных случаях прежде поверх халата надевалась шелковая безрукавка (ханътадзе).

В дождливое время мужчины носят плащ (цабун), который делается обязательно из красного сукна с разрезами от пояса до низа как спереди, так и сзади. Воротник, полы и рукава по краям обшиваются желтым кантом. На голову надевается такого же цвета башлык.

Обувью служат сапоги (гутулы) с загнутым вверх носком. Подошва, состоящая из простеганных в несколько рядов слоев войлока, подшивается снизу кожей. Союзки и задники иногда украшаются кожаными.цветными аппликациями. Сапоги надеваются на войлочные чулки, края которых выступают над сапогами и обшиваются цветной материей, часто украшенной орнаментом, выполненным тамбурным швом. В настоящее время на фабрике в Улан-Баторе изготовляются сапоги и дамские туфли русского образца, точно так же на промкомбинате и в артелях изготовляется валяная обувь.

На голову надевалась шапка с высокой, остроконечной тульей и лентой сзади, теперь предпочитают носить фетровые шляпы и фуражки русского образца. В зимнее время на голове носят меховые шапки в виде

башлыка. Кочевники зимой на голое тело надевают овчинные штаны и шубу того же покроя, что и халат. Голову в настоящее время мужчины бреют. Прежде не посвященные в ламы (хара хун) носили косу и брили только полголовы.

Женская одежда и прически различны у отдельных групп монголов.

Одежда халхаской девушки ранее не отличалась от мужской, она носила такой же халат и кушак, как мужчины, волосы заплетала в длинную косу, в которую вплетались украшения (шелковые кисти, бляшки и пр.).

Теперь не только девушки, но и женщины-халхаски носят халаты мужского покроя, подпоясанные широким кушаком или ремешком. Покрой халата остался старый, исчезли лишь воронкообразные обшлага (нудрага) и цветные широкие нашивки - украшения у воротника и по краю верхней полы. Полы, воротники и края рукавов теперь обшиваются узкой цветной тесемкой.

Старинный женский халат у халха-монголов сохранялся в отдельных районах еще до 1941-1942 гг. Он имел длинцые рукава с высокими буфами на плечах и воронкообразными обшлагами. Средняя часть рукава обычно делалась из другой цветной материи и украшалась нашивными полосками из парчи, позумента, плиса, шелка и другого материала. Такими же полосками украшались воротник и края верхней полы халата. Последняя посредине была отрезная, нижняя половина ее собиралась в сборки. Одежда богатых женщин шилась из шелка, у бедняков - из хлопчатобумажных тканей: далембы, цуембы и др. Поверх халата в торжественных случаях надевалась безрукавка (уджи), которая состояла из жилета (цэдж) и пришиваемой к нему юбки (уджиин хормос). Спереди безрукавка имела четырехугольные матерчатые пластинки (дэнкхэб), пришитые к жилетке, а по бокам украшения (ташяный билъ) для подвязывания платков. Уджи застегивалась на крупные пуговицы (тобчи) плетеными петлями (шильб). Вместо уджи иногда надевалась короткая безрукавка.

Головной убор состоял из прически (хабтагай), при устройстве которой пряди волос в верхней части (по сторонам головы) были склеены в тонкие, широкие, полукруглые полосы (похожие на распростертые крылья), перехваченные серебряными пластинками (хапчик), а в нижней были заплетены в две косы (курилъго), покрываемые чехлами из бархата или плиса. Поверх прически надевался серебряный или металлический венчик (толгоин болт), украшенный различными подвесками, и остроконечная шапка (малагай) с бархатным или плисовым околышем и лентами (дзалга) сзади. Описанную выше халхаскую прическу и костюм могла носить только женщина, прошедшая обряд бракосочетания. Прическа и костюм были взаимосвязаны. В тех случаях, когда женщина в силу каких-либо причин заплетала волосы в косу, она должна была надеть девичий халат.

Ранее замужние женщины не носили пояса. В монгольском языке существует для обозначения женщины термин бусгуй («беспоясная»), для мужчин - бустэй («с поясом»), от слова бус - «пояс». Сейчас почти все женщины носят пояс, что иногда вызывает неудовольствие стариков.

В настоящее время вместо крылатой прически женщины-халхаски носят одну или две косы, некоторые коротко стригут волосы; горожанки делают различные современные прически.

В качестве головных уборов теперь носят платки, широко распространены также береты фетровые и пуховые, равно как встречаются фетровые мужские шляпы, а также мужские фуражки. В отдельных случаях на торжественных празднествах некоторые женщины появляются в европейских шляпах последних фасонов.

Обувью служат гутулы, русские сапоги, иногда и русские туфли.

Халаты шьются из русского и китайского шелка разных цветов, из русских хлопчатобумажных и шерстяных тканей.

Интеллигенция - как мужчины, так и женщины - одевается в костюмы европейского покроя.

Старая национальная одежда и головные уборы продолжают еще широко бытовать у ойратов на западе республики. У них как в терминологии, так и в покрое одежды, особенно женской, имеются отличия от восточных монголов. В женской одежде есть много элементов, сходных с одеждой тюрков Алтая. В зимнее время мужчины-дэрбэты носят шубы, не покрытые материей, которые называются девелъ. Воротник, .край верхней полы и подола обшиваются для украшения каймой из материи, в большинстве случаев черного цвета. В редких случаях кайма отсутствует. Рукава делаются невшивные; они обычно длиннее рук сантиметров на 20. Высота воротника от 5 до 10 см. Застегивается шуба у ворота, на правом плече и под правой рукой, на 5-7 пуговиц. Шуба шьется длинной, с расчетом на «карман» - напуск.

Шуба, покрытая какой-либо материей, называется г/съ, или уч. Она может быть любого цвета (кроме желтого и красного, которые присущи только одеждам лам). Ее покрой такой же, как и некрытой шубы. Штаны шьют из овчин, надевают на голое тело. Под шубой некоторые дэрбэты носят легкую куртку на меховой подкладке (чедзмек).

В летнее время мужчины надевают лавшиг, легкий халат на подкладке, такого же покроя, как и шуба. Под халат надевают рубашку - (килинг) и штаны из далембы.

Женщины зимой носят нагольные овчинные шубы девель и крытые усь. Покрой их значительно отличается от мужской одежды.

Летняя женская одежда (терлиг) шьется на подкладке и представляет собой широкую, сборчатую юбку, пришиваемую к верхней части одежды. Последняя имеет широкие рукава, заканчивающиеся узким обшлагом (нудрум), средняя часть которого вырезается в виде язычка. Застежка делается по правой стороне. Разрез верхней полы начинается от воротника, сначала идет прямо посредине груди, затем на уровне нижнего края проймы рукава или несколько выше надрезается под прямым углом, идет далее по боковой линии и спускается вниз. Края полы до пояса обшиваются парчой или цветной материей. Край подола обшивается также нередко широкой каймой. К воротнику пришивается белая пелерина (цаган драхо). Украшение на груди называется чткъар. Зимняя шуба имеет такой же покрой.

Все замужние женщины носят поверх шубы и терлига безрукавку (цегедек), состоящую из жилета и пришитой к нему сборчатой юбки, последняя сзади до пояса разрезана. Полы цегедека спереди оставляются открытыми так, чтобы расшитая грудь терлига была видна. Грудка цегедека расшивается парчой и разноцветной материей так же, как и у терлига. Пояс женщины не носят.

Волосы расчесывают на две половины и заплетают в косы, на конце каждой косы привязывают по серебряной подвеске (тухук, тукук).

На косы надевают бархатные или матерчатые чехлы (накосники), на которые сверху нашиваются бляхи. Накосники называются усни геръ (дословно «жилище волос»). Косы спускают на грудь, и концы их пристегивают к бокам платья.

Девушки носят зимой в большинстве нагольные шубы из овчины, обшитые по краям каймой. Летом надевают легкий халат (хуца). Девичья одежда имеет мужской покрой, с тем отличием, что обшлага на рукавах не делаются. В отличие от женщин девушки, как и мужчины, носят пояс. Волосы заплетают в одну косу и опускают назад. Форма нательной рубашки как у мужчин, так и у женщин и девушек одинаковая; она имеет маленький воротник и застегивается по правому боку под рукой. Точно так же все носят одинакового покроя головные уборы юдинг и дулга, или дулха, в виде шлема, а также китайские круглые шапочки (торцог) и русские фетровые шляпы. Зимние шапки шьются из лисьего меха и барашка, летние - из ткани, причем юдинг обязательно шьется из красного материала. Дэрбэты считают, что красный юдинг является их племенным отличием. Он состоит из двух половин, сшитых посредине, наподобие русского башлыка, края его загибаются вверх, украшаются строченым орнаментом и сзади завязываются тесемками.

Сапоги в отличие от халхаских не имеют союзок, а выкраиваются целиком в две половины, которые сшиваются спереди и сзади. Войлочная подошва подшивается кожей; носок сапога при этом сильно загнут вверх. Сапоги надеваются на войлочные чулки, края которых делаются выше сапог и обшиваются, цветной материей.

Женщины и девушки носят серьги, кольца, браслеты. На шее раньше носили на шнурке или цепочке изображение бурханов в серебряном или медном футляре (гоу). По бокам платья прикрепляются платки и ключи от сундуков.

Мужчины носят на поясе сзади, ближе к правому боку нож в ножнах и огниво, а также кисет с табаком.

Монгольская национальная одежда имеет богатую историю, обладает многовековыми художественными традициями. Она тесно связана с образом жизни монгольского народа, спецификой его хозяйственного уклада, с природными условиями страны. Костюм должен соответствовать самым разным бытовым ситуациям-едет ли человек на коне по степи, сидит ли у себя в юрте, танцует ли на народном празднике.

Основу женского костюма составлял дээл - халат с длинными рукавами, средняя часть которых часто по цвету контрастировала с верхней и нижней. Ее украшали нашивками из полосок парчи, шелка, плиса и позумента. К концам рукава пришивали широкие обшлага. На плечах дээла делали высокие буфы. Воротник и верхнюю полу халата расшивали парчой и позументом.

Это фотографии начала 20 в.в.

В женском костюме существуют различия между одеждой девушки и замужней женщины. Костюм последней богаче украшениями и отделкой.

Монголию населяют разные народности - халха, буряты, дербеты, тор-гуты, барга, дариганга, узумчины, байты, урянхайцы, хотоны, мингаты, захчины, дархаты, олеты, казахи. Естественно, национальные различия не могли не сказаться в одежде. Вариации в костюмах разных народностей касаются конструкции, цвета, покроя, формы.

Для праздничных нарядов использовали особую шёлковую ткань - торго, которая благодаря своей плотности держала форму и могла скрыть недостатки фигуры.

Шапка с остроконечной верхушкой из шелка и бархатным околышем. Навершие ее может украшать золотистый шарик - знак принадлежности к высшему сословию.

Ниже современные варианты, назовем их исторической реконструкцией

И немного фотографий с традиционного монгольского фестиваля Надам.

Куда состязаться в ловкости и силе приезжают самые крутые монгольские парни:)

А девушки в традиционной одежде танцуют, прославляя своих героев

По материалам интернета

Она тесно связана с образом жизни монгольского народа, спецификой его хозяйственного уклада и природными условиями страны. Костюм должен соответствовать самым разным бытовым ситуациям: едет ли человек на коне по степи, сидит ли у себя в юрте, танцует ли на народном празднике.

Традиция носить национальный костюм сохраняется и в наши дни. В Монголии никто не удивится, «почему твой друг или просто незнакомец одел национальный костюм. Теперь носить национальную одежду стало своеобразным трендом Монголии.

Монгольская поговорка "Одежда - бог, тело - дьявол" исходит из благородного нравоучения о том, что одежда и украшения должны быть подобраны со вкусом. На сегоднящний день элементы монгольского национального костюма стали богаче, представляя собой синтез традиционного монгольского и современного европейского стиля.

Издревле, своеобразие климатических условий влияло на характер одежды - существуют костюмы, предназначенные для разных времен года. Летом монголы носят легкий халат "Тэрлэг", весной и осенью ватный "Хөвөнтэй дээл" или халат на ягнячьей овчине "Хурган дотортой дээл", зимой же носят овчинный халат, напоминающий шубу "Цагаан нэхий дээл". Свой отпечаток накладывает на одежду и возраст ее обладателя. Костюм пожилых людей, как правило, неярок, скромен, в то время, как молодежь предпочитает более красочные и элегантные фасоны. В женском костюме существуют различия между одеждой девушки и замужней женщины. Костюм последней обогащен украшениями и сложной отделкой.

На сегодняшний день многие молодые люди, в том числе звезды экрана и сцены, предпочитают носить одежду с национальными элементами. Представляем вам фото молодых людей, в том числе известных артистов, облаченных в национальные наряды:










ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТАМ

МОНГОЛЬСКАЯ ОДЕЖДА

Национальная одежда монголов - дели (монгол дээл) - хорошо приспособлена к кочевому образу жизни и представляет из себя халат, одинаковый для мужчин и женщин. Дели подпоясывают кушаком из контрастного по цвету материала, длиной иногда до 6-7 метров. Кушак существенно утепляет область поясницы, что при частой верховой езде, при низких температурах воздуха очень важно для защиты от заболеваний радикулитом.

Монгольское дэли издавна являлось основной и единственной частью гардероба монголов. И по сей день дэли с удовольствием одевают и в праздники, и в будни. В качестве повседневной одежды дээл в основном одевают люди преклонного возраста, молодежь же предпочитает носить стили-зованые дэли. Насчитывается около 400 видов монгольского дэли, 20 видов национальной обуви и 10 видов поясов.

Интересно, что еще во времена Чингисхана существовала всегосударственная регламентация одежды и ее цвета. Разницы в покрое между мужским и женским дели нет. Будничные дели шьют из плотной хлопчатобумажной ткани "далембы", праздничные - из узорчатого шелка. Зимой дели подбиваются теплым мехом. Этот вид монгольской одежды очень практичен. Верхняя часть дели до пояса служит как бы большим карманом, из которого ничего не выпадет даже при самой быстрой скачке. Покрой одежды, застегивающейся сбоку, спасает аратов от сильных ветров. Дели - идеальная одежда для верховой езды.

Свадебное дэли молодоженов шьют, используя национальные монгольские элементы. А невесте в качестве приданого в обязательном порядке шили новое добротное дэли. После революции форма рукавов и воротников, а особенно дизайн женского дэли, изменились, и после этого женское дэли стали называть «гэргийн дээл» - «дэли жены, замужней женщины».

При раскройке, в качестве меры измерения монголы использовали особую измерительную методику, Дизайн монгольской традиционной одежды разработан с учётом особенностей кочевого образа жизни монголов. Длина дэли закрывает ноги и при ходьбе, и при верховой езде, что не дает конечностям замерзнуть даже при сильном морозе. Высокий воротник дэли оберегает от болезней горла. Широкий пояс плотно обхватывает дэли вокруг тела, и тем самым оберегает от воспаления лёгких, радикулита. В степных условиях дэли может послужить и «экстренной» постелью -на одну часть дэли можно прилечь, а другой укрыться.

В прошлом веке по цвету и качеству ткани из которой было изготовлено дэли, можно было определить к какому сословию относится человек. Тогда монголы предпочитали яркие цвета в выборе дэли. Красный цвет ассоциировался с пылающим огнем, которыи в традиционнои символике трактовался как приносящий удачу и жизненную силу. В настоящее время монголки отдают предпочтение более спокойным цветам: бежевый, тёмно-синий, коричневый, тёмно-зелёный, серый. А мужчины - чёрный, коричневый, темно-коричневый, серый. Мужское дэли, в отличие от женского, окантовывают из той же ткани, из которого сшито само дэли. Дэли же шьют из шёлка, жигуна, сатина, далимбы, бархата, парчи. Нарядные же дэли шили из атласных шелковых тканей.
Производители кашемировых изделий выпустили в продажу дэли для пары - мужское и женское дэли, которые сочетаются между собой по цветовой гамме. Дан дээл (летнее дэли без подклада) шьют преимущественно из шёлка и без рукавов. Нарядные дэли без подклада бывают разных фасонов. Воротник и лацканы дэли шьют по желанию заказчика на любой вкус. Например, воротник-стойка, квадратный вырез, с косым лацканом и т.д.

Пуговицы для дэли изготавливали из драгоценных и полудрагоценных камней, из золота и серебра.

Головные уборы монголов удивительно разнообразны как по форме, так и по материалу: кожа, мех (овчина, лисица, табарган), бархат, шелк. Каждая этническая группа монголов имела головной убор особого покроя.

Хадак, голубой шелковый платок, символизирующий уважение, дружбу, пожелания счастья и мира, вручается гостям или хозяину в знак уважения, дружбы и мира. Во время празднования Цаган-Сара принято в гостях обмениваться хадаками. Эта же символика отражается в обычае привязывать хадаки во время ежегодных тайлаганов во время чествования родового обо .

А хадаг для монголов - это самый лучший подарок. Хадаги бывают разными как по длине, цвету, узорам. Хадаг, который называют Аюуш имеет изображения людей, дают самым уважаемым людям, родителям или самому старшему. Хадаг является символической вершиной духовного и материального богатства. И с давних пор существует обычай хранить пятицветные "хадаги" как добрый знак благополучия и спокойствия.

    Синий хадаг - цвета синего неба - это знак согласия и спокойствия. Синий хадак, кроме преподношения божествам, применяется в обряде поклонения, в подношении обрядовой пищи.

    Зеленый - символ размножения, урожайности.

    Красный - символ огня - знак сохранности и безопасности очага. Используется в обрядах для поправки возраста (поправки жизненных сил и увеличения духовной силы)

    Желтый хадак - отводит все плохое и является знаком возвышения в должности, профессионального роста, знаний и распространения буддийской философии. Символ отстранения зла и уважения религии. Обычно преподносится учеником ламы, Учителю в дар пизнательности.

    Белый - цвета материнского молока, олицетворяет ясную мудрость Будды и благие деяния, щедрость.

    Черный хадак применяется только в особых случая, к примеру, в обрядах отстранения сглаза - порчи.

Традиция хранения хадага. Самыми благословенными хадагами считаются 100 Даш хадагов, которые касались благословенной божьей руки или подаренные в память самыми дорогими, близкими людьми. А самыми великими хадагами считаются "самбай", имеющие подпись высших религиозных чинов в буддизме (хутагт, хувилгаан). Эти хадаги хранятся в храмах и их используют для обрядов поклонения.
В случае правильного хранения дома хадага вместе с архи-водкой прибывает богатство и устанавливается величие (благосостояние).

Как преподносить хадаг? Хадаг складывают вдвое по ширине, и при подношении держат так, чтобы открытая часть смотрела в сторону человека, которому преподносят. Это означает, что "хадаг Вам преподнесенный с благими намерениями, с искренними чувствами и принесет Вам благополучие". Хадаг подается и принимается двумя руками с поклоном. Принимающий берет его и складывает на левой руке. При приветствии младший отдает свой хадаг старшему.

Обувь аратов своеобразна . Это гутулы - сапоги с загнутыми кверху носками и толстой подошвой. Внутрь гутула вставляется войлок, поэтому гутулы очень теплые. Кроме того, загнутые вверх мыски сапог удобны для верховой езды в стременах. Сейчас эту обувь носят в основном люди пожилого возраста, бережно хранящие традиции прошлого.

Естественно, что городские жители, в особенности молодежь, предпочитают европейскую одежду, и можно с полным основанием сказать, что в Улан-Баторе за модой следят не менее внимательно, чем в Москве.

Кто интересуется национальной монгольской одеждой советуем посетить небольшой, но довольно интересный музей национальных костюмов. Экскурсовод на русском языке расскажет вам обо особенностях национального костюма в различных аймаках Монголии.