Как приучить младенца к режиму сна. Нужно ли давать воду при грудном вскармливании новорожденному. Распорядок дня малыша

Как приучить ребенка к распорядку дня

Каждый взрослый знает, что такое рутина – ежедневное повторение части событий дня прошлого, позапрошлого и др.

Человеческое общество, а значит, и каждый отдельный индивид в нем, живет по усредненному, но обязательному для каждого расписанию. Определенная часть того, что произойдет с нами завтра, известна нам уже сегодня, например, пойдем ли мы на работу, в котором часу мы должны быть на рабочем месте, когда наш рабочий день будет окончен, во сколько у нас перерыв и др.

К планам, навязанным нам жизнью в обществе, прибавляются и свои собственные. Как правило, современный человек стремится спланировать, на что он потратит то или иное время в обозримом будущем и в каком порядке будет выполнять намеченные им самостоятельно задачи. Другими словами, все мы стремимся предусмотреть не только то, что зависит от кого-то другого (график работы – нашей или, скажем, любимого магазина, детского сада, школы, где учатся наши дети). Мы также стараемся выстроить хотя бы приблизительную последовательность для событий заранее не известных, но предполагаемых. Скажем, для решения рабочих задач мы отводим рабочее же время, чтобы потом не пришлось «развлекаться» ими на досуге. А для таких относительно редких, но тоже повторяющихся событий, как шопинг, походы всей семьей в кино, поездки к родителям и т. д., мы традиционно отводим выходные. Это и называется рутиной в поэзии и распорядком дня – в обществе.

Взрослых жизненный распорядок чаще угнетает, а не сообщает им некий «заряд бодрости». Кто-то замечает этот эффект «одного и того же, изо дня в день» острее, кто-то – слабее, но все мы приходим по его итогам к выводу, что тяготит он куда сильнее, чем развлекает. Тем не менее большинство взрослых соглашается, что, если человеку известна заранее хотя бы часть грядущего, он чувствует себя увереннее уже в настоящем. Действительно, состояние «не знаешь, что будет завтра» большинство любит еще меньше рутины. Кроме того, даже те, кто стремится «разбить» этот замкнутый круг любыми доступными способами, неизменно высоко ценят возможность вернуться после всех пережитых приключений домой. То есть туда, где все осталось на своих местах с момента расставания – в места и окружение, знакомые до мелочей. И когда где-то там, за новыми горизонтами, охваченные вихрем стремительных событий, мы узнаем, что нам уже некуда возвращаться, вся наша тяга к приключениям сразу сходит на нет.

Так что взрослые тоже не так уж нетерпимы к рутине. Преимущественно им не нравится повторение событий не слишком приятных или, например, полный застой (когда в жизни долгое время не меняется ни одна из частей рутины). Однако в общем отношение у нас к ней вполне толерантное. Мы понимаем, что для жизни в обществе необходимо всегда искать общие знаменатели – компромиссы (в том числе по времени), которые будут одинаково приемлемы и для нас, и для человека, чьи планы были совсем другими. Кроме того, частичная предсказуемость дня завтрашнего дает нам возможность его спланировать, фактически – устранить ряд вероятных сюрпризов (не всегда приятных) и подарить тем самым блаженное ощущение полной власти над собственной судьбой…

А вот у наших детей представления о распорядке и общих жизненных закономерностях нет совсем. Наверное, мы помним себя в детстве: каждое событие нового дня было нам незнакомо, и ситуации вокруг нас повторялись крайне редко. Тогда, на заре своих дней, мы открывали для себя по тысяче новых горизонтов в день, и потому день этот пролетал стремительно, словно состоял он из пары часов вместо двадцати с лишним. Детям приключением кажется едва ли не каждый пустяк, а вернуться в этот миропорядок, будучи уже взрослым, увы, невозможно. Как мы понимаем, он образуется за счет отсутствия жизненного опыта, ведь ребенок никогда и ничего раньше не видел – даже самых тривиальных событий жизни в этом мире. Поэтому они и впрямь кажутся ему новыми, пока он не переживет одно и то же несколько раз, не разберется во всех нюансах этой ситуации и не сопоставит ее с рядом других, очень похожих.

Ощущение рутины нарастает в нас по мере накопления жизненного опыта. Все постепенно становится похожим на что-то другое, уже знакомое и приевшееся до оскомины. И со временем мы вообще перестаем сталкиваться с чем-то таким, о чем мы никогда ранее ничего не слышали… Однако вспомним и другое – в детстве у нас тоже имелись свои ориентиры, дававшие нам спокойствие и уверенность в себе даже в самой гуще приключений нового дня. Везде и всегда рядом были папа и мама – сильные, предусмотрительные взрослые, готовые защитить нас от любых невзгод. Мы никогда не сомневались, что они будут здесь, с нами и завтра, и послезавтра, где бы мы ни оказались. Понимание, что рано или поздно нам придется расстаться, приходит отнюдь не в детстве, а гораздо позже, в юношестве, когда у нас впервые проявляется желание завести собственную семью. А все детство сопровождается уверенностью лишь в одном факте – что мы вернемся из очередного увлекательного похода навстречу миру, и там, дома, нас будут ждать мама с папой.

Это одна из первых в нашей жизни констант. И она тоже дарует уверенность в завтрашнем дне, в том, что в критический момент мы всегда сможем обратиться к родителям, и они вытащат нас из любой выдуманной или реальной передряги. Просто пока данный факт является одним из немногих повторяющихся, затянувшихся на годы. Оттого он и начинает тяготить детей относительно поздно – в подростковом возрасте. Естественно, что прочие константы, особенно когда они несут лишь положительный заряд, тоже дают ощущение уверенности в завтрашнем дне, покоя, порядка в окружающем мире как детям, так и взрослым. Поэтому в целях подготовки ребенка ко взрослой жизни, а также ради его же безопасности мы стремимся привить ему любовь к другим регулярным действиям, например чистке зубов, умыванию, своевременному сну и др.

К сожалению, на этом пути у нас часто возникают первые проблемы, ведь дети, так сказать, народ не слишком постоянный и обязательный, им всегда не до этих раздражающих мелочей. Любовь к родителям воспитывать не нужно: малыш ощущает ее сам, без наших понуканий, и потому с ее реализацией ни у нас, ни у него не возникает никаких проблем. А вот распорядок дня, хоть он и приятен своей предсказуемостью, само наше чадо у себя не выработает – это одна из задач родителей. Кроме того, часть затруднений, связанных с процессом воспитания, вызвана вовсе не нашей педагогической бездарностью и даже не тем, что наше чадо, кажется, рановато проявляет задатки мирового чемпиона по упрямству… Дети плохо владеют своими эмоциями, хотя этот навык развивается у них самостоятельно, по мере взросления. Но пока они этому не научатся, они и правда, безо всякого притворства не понимают значения слова «нельзя». Их психика до определенного момента не имеет внутреннего механизма, который мог бы заставить их пойти почистить зубы прямо сейчас, когда они хотят «еще совсем чуть-чуть!» поиграть на компьютере. В сущности, когда мы боремся с проблемой несоблюдения ребенком каких-то ежедневных ритуалов, мы боремся именно с этим – с детской неспособностью понять, что кое-какие вещи в жизни невозможно откладывать на бесконечный срок или отменять совсем. Но обо всем по порядку…

Из книги Психолингвистика автора Фрумкина Ревекка Марковна

Ж. Пиаже. Фрагменты из гл. V "Основные характеристики логики ребенка" книги "Суждение и рассуждение ребенка" § 1. Эгоцентризм в мышлении ребенка…Логическая деятельность - это процесс доказывания, поиск истины. Когда же мы чувствуем потребность в проверке правильности

Из книги Главная книга о воспитании детей, или О том, как помочь ребенку стать счастливым автора Виилма Лууле

Из книги Оставаться или идти автора Виилма Лууле

Отец – дух ребенка, мать – душа ребенка У каждого человека имеются Божественные первозданные вечные дух и душа. Дух хочет обрести мудрость, и для этого он должен воплотиться в физическое тело, чтобы выучить еще не выученные уроки. Душа связывает дух с телом. На этот свет

Из книги Беды развода и пути их преодоления. В помощь родителям и консультантам по вопросам воспитания. автора Фигдор Гельмут

5.1. Что называть «благополучием ребенка»? Дилемма судебных решений о праве на воспитание и другие вопросы, касающиеся ребенка Еще несколько лет назад мой основной исследовательский интерес ориентировался на сопутствующие психические явления, на отдаленные и

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Ум ребёнка Ум животных очень похож на ум ребёнка.Когда ребёнок приходит в этот мир, его ум распахнут, и у него нет границ. Мир вокруг него полностью живой, все предметы в нём живые, и ребёнок взаимодействует с ним непосредственно, то есть без посредства чего-либо. Нет в этом

Из книги Русские дети вообще не плюются автора Покусаева Олеся Владимировна

Роли обоих родителей в жизни ребенка. Значение других родственников в формировании личности ребенка Димчик, когда ему было еще лет пять, сидел с бабушкой дома. Бабушка занималась своими делами на кухне, а Дима играл в комнате. Вдруг он на кухню забегает, весь в слезах.

Из книги Мама и малыш. От рождения до трех лет автора Панкова Ольга Юрьевна

Автокресло: как выбрать и приучить к нему ребенка? Если вы возите малыша в машине, то ему необходимо для этого удобное автокресло. Перевозка детей в автомобиле с использованием детского автокресла значительно уменьшает риск получения им травм при аварии. Помните это и

Из книги Культура и мир детства автора Мид Маргарет

7. Мир ребенка Главные проблемы мира взрослых не касаются детей. У них нет собственности, и они ничего не приобретают. У них отсутствуют коллекции раковин, камешков странной формы, рыбьих скелетов, семян и т. п., которые наполняют тайнички наших детей и порождают теории

Из книги Перевал в середине пути [Как преодолеть кризис среднего возраста и найти новый смысл жизни] автора Холлис Джеймс

От ребенка к родителю ребенка Ранее я уже отмечал, что одной из характерных особенностей среднего возраста является изменение отношения человека к своим родителям. Мы не только начинаем по-новому общаться с ними и перераспределять наши полномочия, но и наблюдаем спад их

Из книги Слышать, понимать и дружить со своим ребенком. 7 правил успешной мамы автора Маховская Ольга Ивановна

Из книги Как подружить ребенка с мылом автора

Из книги Как подружить ребенка с режимом дня автора Любимова Елена Владимировна

Почему дети сопротивляются распорядку Итак, чаще всего взрослые нарушают или вовсе не используют режим дня сознательно, потому что он им не нужен, они видят в нем больше недостатков, чем преимуществ. Основные вехи режима в жизни взрослого такие – их ему навязывают извне

Из книги Что делать, если ребенок не хочет… автора Внукова Марина

Как приучить чадо к личной гигиене Скорее всего, душ покажется ребенку делом приятным – дети любят купаться. Хотя, как и пожилые люди, дети испытывают сниженную потребность в гигиене. Высокий дискомфорт от отсутствия гигиены характерен лишь для взрослых людей

Из книги 85 вопросов к детскому психологу автора Андрющенко Ирина Викторовна

Как приучить малыша спать в своей кроватке «Моему сыну восемь месяцев, он находится на грудном вскармливании, – рассказывает мама маленького Ванечки. – Кормлю лежа, и он засыпает у груди. Когда перекладываем в кроватку, сразу просыпается. На руках усыпить не можем.

Как спит ваш ребенок в этом возрасте
Новорожденные дети очень много спят. Готовьтесь к тому, что ваш ребенок будет спать до 18 часов в сутки в течение нескольких первых недель своей жизни, и около 15 часов – к концу третьего месяца. При этом он вряд ли будет спать больше трех-четырех часов подряд, как днем, так и ночью. И это, разумеется, означает, что и вы тоже будете лишены непрерывного сна!

Увы, это неизбежно, и утешать себя можно только тем, что этот период продолжается не очень долго. Впрочем, от постоянного недосыпа вам он может показаться вечностью. Все дело в том, что фазы сна у ребенка гораздо короче, чем у взрослого. У него уходит гораздо больше времени на так называемый быстрый сон (сопровождаемый быстрыми движениями глаз), который необходим для удивительных изменений, происходящих сейчас в его мозгу. Быстрый сон более чуткий по сравнению с глубоким, и он легче прерывается.
У большинства детей в возрасте от шести до восьми недель продолжительность дневного сна начинает постепенно уменьшаться, а продолжительность ночного сна – увеличиваться. Фазы быстрого сна становятся короче, а медленного – длиннее. Впрочем, дети в этом возрасте, как правило, продолжают просыпаться по ночам для кормления.

Некоторые дети уже в восьминедельном возрасте могут проспать всю ночь не просыпаясь.
Правда, это случается не так часто. Скорее всего, в течение нескольких ближайших месяцев вам предстоит просыпаться по ночам, поскольку обычно ребенок может проспать всю ночь не раньше, чем он достигнет пяти-шестимесячного возраста, а иногда и позже. Если вы стремитесь к тому, чтобы ваш ребенок смог проспать всю ночь не просыпаясь, вы можете приблизить этот момент, приучая его к правильному режиму сна с самого рождения.

В течение первых месяцев жизни ребенка многие родители беспокоятся по поводу так называемого синдрома внезапной детской смерти (СВДС). О том, как снизить риск возникновения этого синдрома, читайте в нашей статье о безопасном сне.










И как можно больше общайтесь во время дневного кормления – разговаривайте с малышом, пойте ему песенки.
В доме, и особенно в комнате ребенка должно быть достаточно светло.
Не старайтесь оградить его от всех домашних шумов, например, от радио или звука работающей стиральной машины.
Осторожно разбудите ребенка, если он задремлет во время кормления.
В ночное время:



Как приучить ребенка к правильному режиму сна
Ребенок может начать привыкать к правильному режиму сна уже в возрасте шести недель. Вот несколько проверенных способов помочь заснуть ребенку в этом возрасте:

Научитесь понимать, когда малыш устал
В первые 6-8 недель своей жизни малыш вряд ли сможет провести более двух часов подряд без сна. Если вы пропустили время, когда нужно было уложить его спать, и ребенок не спал больше двух часов, он, скорее всего, переутомится, и успокоить его будет непросто.

Старайтесь замечать признаки, свидетельствующие о том, что ему хочется спать. Может быть, он трет глаза, потягивает себя за ухо, или у него появляются темные круги под глазами?

Если вы заметили эти или какие-то другие признаки сонливости, попробуйте уложить ребенка в кроватку. Очень скоро у вас появится «шестое чувство», позволяющее вам улавливать дневные ритмы и колебания настроения вашего ребенка, и вы инстинктивно будете чувствовать, когда он готов ко сну.

Начинайте приучать его понимать разницу между днем и ночью
Некоторые дети – «полуночники» (нечто подобное вы сами могли ощущать во время беременности). Они меньше всего настроены спать именно тогда, когда приходит время укладывания. В первые несколько дней с этим вряд ли что-то можно сделать. Но когда вашему ребенку исполнится примерно две недели, вы можете начать учить его отличать день от ночи.

Днем, когда он бодрствует: Играйте с ним как можно больше.
И как можно больше общайтесь во время дневного кормления – разговаривайте с малышом, пойте ему песенки.
В доме, и особенно в комнате ребенка должно быть достаточно светло.
Не старайтесь оградить его от всех домашних шумов, например, от радио или звука работающей стиральной машины.
Осторожно разбудите ребенка, если он задремлет во время кормления.
Играйте с ним как можно больше.
И как можно больше общайтесь во время дневного кормления – разговаривайте с малышом, пойте ему песенки.
В доме, и особенно в комнате ребенка должно быть достаточно светло.
Не старайтесь оградить его от всех домашних шумов, например, от радио или звука работающей стиральной машины.
Осторожно разбудите ребенка, если он задремлет во время кормления.
В ночное время:
Во время ночного кормления ведите себя тихо, и если что-нибудь говорите, то шепотом.
Старайтесь приглушить свет и создать тишину, и не разговаривайте с ребенком слишком много.
Достаточно скоро ребенок начнет понимать, что ночное время предназначено для сна.

Давайте ему возможность засыпать самостоятельно.
Когда вашему ребенку исполнится 6-8 недель, можно начинать учить его засыпать самостоятельно. Кладите его в кроватку, когда он уже сонный, но пока не заснул. Вы можете оставаться рядом с ним, если хотите, но тогда будьте готовы к тому, что вам придется делать то же самое всякий раз, когда он будет просыпаться среди ночи.

Очень важно то, как вы укладываете ребенка спать. Если в течение первых восьми недель вы каждый вечер укачиваете его перед сном, он будет ожидать того же и в дальнейшем. А если вы, уложив ребенка, оставите его одного, то он, опять-таки будет ожидать от вас того же и в дальнейшем. Это может показаться непрактичным, но некоторые специалисты возражают против того, чтобы укачивать ребенка или кормить его грудью специально, чтобы он уснул, даже в столь раннем возрасте. В конце концов, вам решать, какой способ укладывания спать больше подходит вам и вашему ребенку.

Если вы хотите добиться того, чтобы у ребенка выработались в этом отношении определенные привычки, вам нужно каждый вечер придерживаться одной и той же стратегии.

Проблемы со сном

Проблемы со сном
Пока у вас грудной ребенок, приходится примириться с мыслью, что вам предстоит немало бессонных ночей. Однако в течение первых нескольких недель вы можете обнаружить, что иногда достаточно просто запеленать ребенка, чтобы он быстро заснул. Прочтите больше о проблемах со сном у малышей и выработайте собственную стратегию в этом вопросе, которой вы будете придерживаться в течение последующих месяцев.

Появившись на свет, ребенок не различает время суток, он может проспать весь день, а ночью не сомкнуть глаз. На приучение ребенка к режиму дня придется потратить 2–3 недели прежде, чем малыш привыкнет.

Маме в первые недели жизни малыша нужно просто понаблюдать за ним: во сколько он просыпается, когда начинает просить кушать, сколько времени ему требуется на общение и сон. Насильно малыша ничего не заставляйте делать в первый месяц, просто записывайте свои наблюдения. Руководствуясь записями, вы можете заметить, что какие-то действия младенец совершает в одно и то же время (ваша отправная точка).

Утреннее пробуждение начинайте с улыбки и приятных слов в адрес ребенка, атмосфера должна излучать спокойствие и радость. Если вы заметили, что малыш проснулся раньше времени, но при этом не капризничает и не плачет, не спешите вынимать ребенка из кровати, возможно, он уснет снова.

Для того чтобы ребенок засыпал без проблем, старайтесь совершать определенный ритуал перед сном. Например, проветривая комнату, укачивайте малыша в течение 10 минут, спойте колыбельную песенку, а затем переложите в кроватку. Укладывая новорожденного на ночной сон, не рекомендуется проводить активные игры, так малыш может перевозбудиться и начнет капризничать.

Спустя 2–3 недели начинайте мягко проявлять настойчивость к поведению малыша. В случае длительного сна ребенка следует, разбудит.

Преимущества режима дня

У новорожденного потребность во сне, пище, игре и отдыхе наступает через определенные промежутки времени именно из-за правильного распорядка дня. Сопровождаются эти действия изменениями в структуре головного мозга, т. е. организм сам перестраивается во время бодрствования и состояния покоя.

Определенный распорядок дня приносит пользу малышу:

  • приучает отличать день от ночи;
  • учит правильной смене бодрствования и сна;
  • защищает малыша от переутомления;
  • прививает дисциплину;
  • ребенок меньше капризничает;
  • создает условия активности и бодрости ребенка, что положительно влияет на правильное умственное и физическое развитие.

Роль процедуры кормления в режиме дня

Ребенок, находясь в утробе, получал пищу непрерывно, недостатка в питании не было. Поэтому первое время после рождения кормить ребенка необходимо по требованию. Вряд ли у вас хватит сил, и терпения слушать плач своего малютки, когда он голоден.

Прикладывание ребенка к груди в первый месяц жизни должно осуществляться в промежутке 2–3 часа и по мере взросления немного увеличиваться. Малышу частое прикладывание является не только процессом получения пищи, но и способом общения. Тактильное ощущение матери дает чувство защищенности и психологического спокойствия.

Женщине регулярное прикладывание помогает наладить лактацию, а также избежать застоя молока в груди.

С момента введения прикорма в рацион младенца нужно приучать к совместной трапезе со всеми членами семьи.

Достаточно сложно кормить ребенка по определённому режиму, в первые два месяца жизни требуется каждые 2–3 часа кормить младенца. Не отказывайте малышу в желании кушать. Увеличивать время между кормлениями до 4 часов нужно, начиная с 3–4 месяца жизни. Проведите небольшой эксперимент: малыш проснувшись, начинает плакать спустя 2 часа после кормления, т. е. снова требует грудь, не подходите к нему сразу. Дайте ему попить водички и предложите пустышку. Тем самым вы постепенно приучите ребенка к более длительным промежуткам между кормлениями.

Немного по-другому обстоят дела детей на искусственном вскармливании. Режим питания и количество смеси устанавливается врачом-педиатром в зависимости от возраста, веса, физического состояния малыша. Поэтому кормление ребенка происходит не по требованию, а имеет установленные временные интервалы.

Особенности ночного кормления

Во время ночного кормления старайтесь не включать свет в комнате, общайтесь с малышом вполголоса. Чтобы вы и ребенок за ночь выспались, возьмите карапуза с собой в кровать, нет ничего плохого в совместном сне. Малыш будет спокойнее спать, в близком присутствии мамы.

Некоторые детки поначалу могут просыпаться ровно в 2 часа ночи за очередной порцией пищи. Если этого не происходит, то не стоит будить ребенка специально, чувство голода не настолько сильное и совсем его не беспокоит.

Кроме того, услышав капризы ребенка среди ночи, не спишите подсовывать ему грудь, дайте тепленькой водички и подождите минут 10–15, возможно малыш успокоится и уснет, так вы приучите пропускать кормления.

Начинаем различать день и ночь

Чтобы грудничок не путал день с ночью, следуйте простым правилам:

  1. Регулярно проветривайте комнату, в которой спит малыш. Подходящая температура в комнате 18–20 градусов, влажность воздуха 60–80%.
  2. Не пытайтесь оградить чадо от домашних звуков и шума. Пусть в другой комнате идет телевизор, в ванной комнате может работать стиральная машина, папа может активно стучать по клавиатуре компьютера.
  3. Во время дневного сна не создавайте в комнате ребенка затемненную обстановку, не задергивайте шторы. Рекомендуется оградить кроху от прямых солнечных лучей. Ночью же, наоборот, не рекомендуется зажигать яркий искусственный свет, приобретите небольшой ночник.
  4. Последнее кормление перед сном должно проводите около 23 часов, тогда длительный сон гарантирован.
  5. В течение дня ребенка нужно постоянно чем-то занимать: прогулками, игрой, массажем, общением. Искупать ребенка желательно около 21–22 часов.
  6. Найдите причину ночных бодрствований, это могут быть кишечные колики, головные боли, высокая температура тела, сыпь и т. д. Покажите малыша педиатру, в случае необходимости он назначит лечение.

Случаи, когда дети в возрасте от полугода начинают путать день с ночью:

  • уменьшение дневного сна, т. е. переход на двухразовый сон с трехразового;
  • длительность дневного сна боле 4 часов;
  • не соблюдается распорядок дня.

Все эти случаи могут стать причиной излишней активности ребенка в вечернее время, он может продолжать играть, ползать по кроватке.

Примерный режим дня новорожденного ребенка в возрасте 1–3 месяца

  • 6.00 Утренний туалет
  • 6.30 Кормление
  • 6.30–7.30 Бодрствование (занятие гимнастикой, массаж)
  • 7.30–9.30 Сон
  • 9.30 Кормление
  • 9.30–11.00 Бодрствование (прогулка, игра)
  • 11.00–13.00 Сон
  • 13.00 Кормление
  • 13.00–14.30 Бодрствование (общение, игра)
  • 14.30–16.30 Сон
  • 16.30 Кормление
  • 16.30–18.30 Бодрствование (вечерняя прогулка, гимнастика)
  • 18.30– 20.00 Сон
  • 20.00–21.30 Бодрствование (купание, общение, игра)
  • 21.30 Кормление
  • 22.00–6.00 Ночной сон (ночное кормление в 1.00 и 3.00)

По мере роста ребенка режим дня можно сдвигать на 1 час, т. е. кормление начинать не с 6.00 часов, а с 7.00.

Время бодрствования ребенка увеличивается с взрослением. В течение первого месяца жизни общая продолжительность сна может достигать 20 часов, с 1 до 3 месяцев – от 17 до 18 часов, от 3 месяцев до полугода – 15–16 часов, с 6 месяцев до года – 14–15 часов. При этом количество периодов сна также уменьшается: с 5–6 в месячном возрасте, до 1–2 в годовалом. Режим дня придется корректировать в любом случае в зависимости от увеличения продолжительности бодрствования ребенка.

Бывает и так, что дети сами выбирают себе режим. Ребенок начинает тереть глазки, зевать, отказываться от кормления грудью, то можно уложить спать пораньше. Грудничок может переутомиться за день, испытывая новые эмоции, например, в игре или развивающем обучении. А в таких состояниях, как болезнь и перенесенная инфекция малыш нуждается в спокойной и тихой обстановке почти в течение всего дня.

Ребенок отказывается спать, он активный и его не беспокоят какие-либо болезненные состояния, пообщайтесь с ним, развлеките чем-нибудь, насильно укладывать спать не нужно.

Пребывание на свежем воздухе должно присутствовать ежедневно. В случае дождя и низкой температуры воздуха (ниже 20 градусов), уложите ребенка спать в люльке на балконе, лоджие.

Гигиенические процедуры

Начинайте новый день с утреннего умывания новорожденного, смены подгузников и подмывания. Эти процедуры сигнализируют о наступлении утра. Когда ребенку исполнится 5–6 месяцев и наступит время прикорма, проводите ритуалы мытья ручек перед кормлением и после, а также по возвращению с прогулок.

Расскажем подробнее о процедурах купания и закаливания. Купание – это водные процедуры, совершаемые за 1–2 часа до ночного сна. Уже после выписки из роддома, т. е. на 5–7 день жизни воспользоваться детской ванночкой, а также купать ребенка с помощью специального круга. Теплая вода снимает психологическое и физическое напряжение у ребенка, расслабляет мышцы. Опустив ребенка в ванну с водой, он начнет плавать самостоятельно, отталкиваясь ручками и ножками. Вам останется только наблюдать за ним и переворачивать со спинки на животик.

Процедуры закаливания заключаются в принятии малышом солнечных и воздушных ванн. Ребенка предварительно необходимо раздеть. Проследите, чтобы не было сквозняков в квартире. Возьмите чистую салфетку и, смачивая ее в теплой воде, протирайте тело младенца начиная с ручек, затем грудь, живот, спина и ноги. Можно уложить новорожденного на пеленальный столик и попутно делать массаж и гимнастику.

Ребенку легче будет адаптироваться к определенному режиму дня, если в вашей семье заведена традиция распорядка времени, ведь дети часто копируют поведение взрослых, их привычки. Режим дня нужно поддерживать не только в будние дни, но и выходные и праздничные, иначе ребенок перестанет понимать, почему именно в определенные дни требуется кушать и спать по расписанию.

Предложенный распорядок дня поможет вам своевременно выполнять работу по дому, наполняться жизненными силами во время сна ребенка, а также находиться в хорошем расположении духа весь день.

Комаровский о режиме

Записывайте режим вашего малыша. Для начала неплохо было бы купить блокнот, в который вы будете записывать ежедневный график вашего ребенка. Это поможет вам определить, работает ли ваш новый режим.

  • На первой странице блокнота нарисуйте простую таблицу со следующими столбцами: время, деятельность, примечание. Записывайте каждое крупное повседневное действие в течение дня, каждый день недели. Например: 6:00: ребенок проснулся, 9:00: ребенок поел, 11:00: ребенок уснул и т.д.
  • Вместо этого, вы можете записывать режим своего ребенка в электронных таблицах на компьютере или использовать онлайн-трекер, например, Trixie Tracker или любой другой.

Составьте расписание согласно биоритмам вашего ребенка. Постарайтесь выяснить, есть ли закономерность в текущем режиме сна и питания вашего ребенка.

  • Если вы заметили, что ребенку нужно заменить подгузник или он становится капризным в определенное время суток, вы можете включить это в свой график.
  • Это поможет составить новый график и спланировать свой день согласно потребностям вашего малыша.
  • Ребенок, который хорошо выспался и не голоден будет гораздо счастливее и будет готов играть, обниматься и узнавать новое.
  • Постарайтесь установить время пробуждения. Младенцы обычно спят много в течение дня. В течение первых нескольких недель они должны спать16 часов в день.

    • Поскольку сон является основным видом деятельности для новорожденных, необходимо ввести некоторый порядок в эту «спящую деятельность», чтобы они не просыпались посреди ночи.
  • Первое, что нужно сделать, это установить время пробуждения. Хотя это может быть сложно, вы должны будить ребенка в одно и то же время каждый день. Если он, как правило, просыпается раньше предпочтительного времени пробуждения, вам придется скорректировать график сна, чтобы он засыпал позже.

    Кормите, заменяйте подгузники и играйте с ребенком. Как только ребенок проснулся, замените подгузники и оденьте малыша. Затем возьмите его к себе и покормите. Не важно, кормите ли вы малыша грудью или смесью, ваш ребенок нуждается в близости.

    • После кормления поиграйте с ребенком. Поговорите с ним, спойте ему песенку, обнимите его. Он будет наслаждаться вашим запахом, голосом и близостью.
    • После этого положите ребенка в кроватку, пусть он поспит. Делайте это, как только заметите признаки усталости, например, ваш малыш зевает, раздражен, плачет, потирает носик.
  • Пусть ребенок поспит 2-3 часа. Вероятно, что малыш проснется сам через 2-3 часа. Если он не просыпается, нужно разбудить его. Ребенок, который спит слишком много, не ест достаточно в течение дня; это может привести к обезвоживанию и потере веса.

  • Повторяйте этот цикл в течение всего дня. Вы можете повторять вышеупомянутый цикл в течение всего дня, за исключением того, что покормите ребенка, прежде чем заменять подгузники и играть. Многие дети снимают пеленку во время еды. Таким образом, вам не придется пеленать малыша дважды. Итак:

    • Разбудите малыша
    • Покормите
    • Замените подгузник, поиграйте с ребенком некоторое время, поговорите с ним, спойте песенку, потискайте его.
    • Положите ребенка спать.
  • Различайте дневной и ночной сон. Для того, чтобы приучить ребенка к режиму, важно различать ночной и дневной сон.

    • Вы можете сделать это, укладывая ребенка спать в комнате с ярким освещением в течение дня и в темной комнате в ночное время. Если уложить малыша спать днем в темной комнате, вы просто запутаете его и весь режим нарушится.
    • Кроме того, не бойтесь шуметь, когда ребенок спит в течение дня - он должен привыкнуть к этому. Оставьте радио включенным, пылесосьте и говорите как обычно.
  • Кормите ребенка, когда он голоден. Важно отметить, что вы всегда должны кормить ребенка, когда он голоден, даже если это не вписывается в ваш график.

    • Несправедливо оставлять новорожденного голодным только потому, что сейчас не время кормления согласно режиму.
    • Признаки того, что ваш ребенок голоден, - он плачет и сосет руку.
  • Рождение ребенка вносит кардинальные изменения в привычный распорядок дня родителей. К повседневным хлопотам добавляются заботы о новорожденном, особенно в первые месяцы. Иногда молодые родители вместо радости от рождения малыша ощущают постоянную усталость и недосыпание. Негативные эмоции мамы передаются грудничку, создавая замкнутый круг. Как приучить новорожденного к режиму с первых недель после появления на свет? Прочитав статью, вы узнаете, как наладить процесс с учетом особенностей организма малыша.

    В чем заключается режим дня для грудничка?

    Распорядок дня - правильно продуманный процесс сна, кормления и осуществления других физиологических потребностей новорожденного. Он играет важную роль в становлении иммунитета и общего полноценного развития малыша. Благодаря правильному распорядку дня родители могут планировать свое время, чтобы совмещать уход за малышом с домашними делами и общением с остальными членами семьи.

    Как приучить новорожденного к режиму? Налаженный процесс обладает такими основными преимуществами:

    1. Помогает отладить процесс пищеварения младенца. Если приучить организм к питанию в определенное время, то это способствует своевременной выработке ферментов, желудочного сока и улучшению слюноотделения. Все это облегчает процесс пищеварения. Привычные для младенцев колики и газообразование быстро проходят.
    2. Правильный режим сна и бодрствования уравновешивает психику малыша. Ведь в месячном возрасте он усваивает массу информации. Если грудничок засыпает и просыпается в определенное время, то это дает ему возможность равномерно распределить нагрузку. Это касается периода сна, когда идет усвоение полученной информации. После пробуждения малыш готов к усвоению новых знаний.
    3. У грудничка, режим дня которого налажен, сон спокойный и продолжительный. Малыш, который постоянно высыпается, не капризничает и не доставляет излишних забот родителям.

    Четкий распорядок дня повышает эффективность всех процессов жизнеобеспечения. У малыша укрепляется иммунитет, появляется энергия для игр и изучения окружающего мира.

    Процесс приучения к правильному распорядку дня начинается еще в роддоме. Ведь в отделении режим общий для всех детей, без учета особенностей организма младенца.

    Как приучить новорожденного ребенка к режиму дня? За основу можно взять распорядок, который распространяется на всех детей, но он носит больше рекомендательный характер. При составлении индивидуального графика обычно ориентируются на биологические ритмы и особенности каждого ребенка.

    В советское время медики настаивали, чтобы все делалось по часам. Педиатры рекомендовали делать перерыв между кормлениями 3 часа, даже если ребенок плачет и хочет кушать. В настоящее время медицина подходит к таким вопросам более гибко.

    Врачи больше всего обращают внимание только на последовательность дня: подъем, зарядка, кормление, сон, прогулка, массаж и так далее. Разрешается делать небольшие отклонения 20-30 минут. Гораздо важнее приучить младенца к выбранному распорядку дня без лишних переживаний. Известные педиатры считают, что до 6 месяцев это зависит от желания ребенка.

    После возвращения из роддома родителям нужно присмотреться к малышу, чтобы понять его естественные биоритмы. В первые 2-3 недели грудничок только спит и ест. В среднем кормление происходит 8-10 раз в сутки. Именно отталкиваясь от приема пищи, составляют общий режим дня и определяют, подходит ли он грудничку.

    Каким должен быть режим?

    В первые дни после возвращения из роддома молодой маме не хватает времени, чтобы выполнить все необходимые процедуры. Режим дня месячного малыша состоит из следующих действий:

    • пробуждение, смена подгузника, кормление, непродолжительное время бодрствования;
    • сон дома или на улице;
    • пробуждение, смена подгузника, кормление и незначительный период бодрствования;
    • сон и все повторяется сначала;
    • купание происходит вечером, примерно в период с 7 до 9 часов.

    Когда лучше приучать ребенка к режиму? Это следует сделать в самый сложный первый месяц. Несмотря на все трудности, родителям необходимо найти в себе силы и создать правильный режим дня. Задача сложная, но выполнимая.

    Как приучить ребенка к режиму сна и питания?

    Уход за новорожденным - сложная задача. Многие молодые мамы сильно устают, стремясь уделить ему больше своего внимания.

    Как приучить двухмесячного ребенка к режиму? Родители иногда думают, что малыш еще слишком мал для этого. Специалисты считают, что 2-месячные дети способны привыкнуть к четкому распорядку дня.

    Спешить родителям не стоит. Если ребенок родился недоношенным, то лучше посоветоваться с врачом по поводу налаживания режима. В первые месяца слабые малыши должны питаться по требованию, а не по часам. Это позволяет быстрее набрать вес.

    Как приучить новорожденного к режиму дня? Когда ребенок спит, то и маме следует отдыхать. Родителям можно начинать приучать к распорядку малыша, начиная с 1 месяца. Это полностью зависит от особенностей организма самого ребенка. В первые недели у младенца происходит адаптация к окружающему миру. Родители должны помочь ему, носить на руках и кормить по требованию. Первый месяц достаточно хаотичный, но дальше обязательно будет легче.

    Роль кормления

    Как приучить новорожденного к режиму кормления? Ребенок, находясь в утробе, получал пищу постоянно, недостатка в этом он не ощущал. После рождения его придется кормить по требованию, ведь мама не сможет переносить постоянный плач.

    В первый месяц после рождения ребенка нужно кормить каждые 2-3 часа, а далее промежутки должны увеличиваться. Для ребенка частое прикладывание необходимо не только для получения пищи, но и в качестве общения. Тесный контакт с матерью дарит ему ощущение защищенности. Для женщины постоянные прикладывания помогают наладить процесс лактации, а также избежать застоя молока в груди.

    Питания? Сначала сложно кормить ребенка через 4 часа, он будет требовать еды каждые 2-3 часа. Не нужно отказывать малышу в его желании покушать. Промежуток в 4 часа между кормления можно увеличивать, начиная с 3-4 месяцев. Если ребенок плачет и требует еды через 2 часа, то мама может дать ему водички. Со временем он сможет привыкнуть к более длительному промежутку времени между кормлениями.

    По-другому строится процесс при искусственном вскармливании. Режим питания и количество смеси определяется педиатром. Это зависит от возраста, веса и физического состояния. Кормление малыша происходит не по требованию, а имеет определенные временные интервалы.

    Кормление ночью: особенности

    Как приучить новорожденного к режиму кормления? В это время не следует включать яркий свет, а общаться с малышом лучше всего шепотом. Для того чтобы маме и ребенку хорошо отдохнуть, необходимо организовать совместный сон. И малыш будет лучше спать, если будет ощущать ее рядом.

    Некоторые младенцы могут просыпаться в 2 часа ночи для того чтобы получить порцию пищи. Если этого не происходит, то будить его не нужно, возможно чувство голода не такое сильное и не беспокоит его.

    Если ребенок капризничает среди ночи, то матери кормить его не следует, лучше дать немного теплой воды. Возможно, он успокоится и уснет. Если малыш не может заснуть в течение 30 минут, то его необходимо покормить.

    Процесс сна

    Как приучить новорожденного к режиму сна? В первые 2 недели после рождения малыш спит по 18-20 часов в сутки. Приблизительно с 14-го дня периоды бодрствования становятся более длительными.

    Физиологический ритм малыша подчиняется не суточному ритму, а включает интервал от 90 до 180 минут. На 2-м месяце у него начинают активно развиваться органы слуха и зрения, он способен различать день и ночь по свету и уровню шума в квартире.

    Постепенно у грудничка устанавливается Продолжительность сна полностью зависит от физиологической зрелости ребенка, а также от мероприятий по уходу за ним, проводимыми в одно и то же время.

    В среднем ребенок спит по 19-20 часов, просыпаясь через 4 часа, а период бодрствования у него составляет от 30 минут до 1,5 часа.

    Полноценный сон необходим малышу, чтобы поддерживает психическое и физическое здоровье. При правильном режиме происходит психологическая защита организма.

    После 3 месяцев ребенок спит 16-17 часов в сутки. При этом очень тесно связан между собой режим сна и кормления. Ночью малыш спит 9-10 часов, а днем - 4-5 часов.

    Во втором полугодии наблюдается всплеск мышечной активности. Продолжительность сна ночью составляет 10-12 часов, а днем он спит два раза по 1,5-2 часа.

    К концу первого года жизни у младенца проявляется стремление к самостоятельности, и он часто протестует против того, что его укладывают спать. Продолжительность ночного сна - 11-12 часов, а дневного - 1,5 часа 2 раза в день.

    Гигиенические процедуры

    Как приучить новорожденного к режиму? Новый день родители должны начинать с умывания, подмывания малыша и смены подгузника. Это будет сигнализировать о наступлении утра. После полугода родителям следует мыть ручки перед кормлением и после возвращения с прогулки.

    Купание в вечернее время - одно из лучших средств, помогающих сделать сон крепким. После процедуры усталого и голодного малыша кормят и укладывают спать. По мнению педиатра Комаровского, это отличный вариант для новорожденных.

    Купание можно проводить сразу после возвращения из роддома. Ванночка должна быть с теплой кипяченой водой и отварами трав (ромашка, череда). Температура - 36-37 градусов.

    Продолжительность купания - 5 минут. Затем родители должны обработать пупок и складки младенца.

    В 3-4 недели новорожденного можно перемещать в большую ванную, используя специальное приспособление - круг.

    Режим прогулок с младенцем

    С 7-го дня жизни новорожденного в теплое время года и с 10-го дня в холодное родители должны гулять с ним на улице. Обычно на свежем воздухе ребенок спит лучше и дольше, чем дома. С учетом этого, родителям следует правильно организовать его кормление.

    Если малыш не просыпается к назначенному времени, то маме необходимо нежно разбудить его и предложить покушать. Нужно находить компромиссы, чтобы создать удобный режим для кормления, сна и прогулок.

    Положительные стороны

    Как приучить новорожденного к режиму? Если родители смогут наладить распорядок дня малыша:

    1. У молодой мамы появляется достаточно свободного времени. В те часы, когда малыш спит, родителям можно заняться своими делами или собой.
    2. Новорожденный сытый, в чистом и сухом подгузнике находится в хорошем настроении и мало плачет. Его хорошее настроение позволяет заниматься развивающими занятиями.
    3. У мамы есть все возможности, чтобы распланировать свой день. Четкий распорядок помогает распределить свое время, что очень удобно. Это позволяет заняться неотложными делами (оформлением документов).
    4. У новорожденного вырабатывается правильное ощущение времени. Если режим дня правильный, то он не сможет перепутать день и ночь.

    Режим закладывает отличный фундамент будущего воспитания. Если придерживаться его постоянно, то это поможет избежать проблем в будущем. Утром ребенок легко будет просыпаться и без скандалов собираться в садик.

    Заключение

    Правильный режим дня ребенка - залог его отличного здоровья. Установленный распорядок поможет маме выполнять всю необходимую домашнюю работу и найти время для полноценного общения с младенцем.