Нужны ли четки для мусульманки. Православные четки - как пользоваться

Название "чётки", согласно В. Далю, происходит от слов: считать, честь (отсчитывать), обозначая, таким образом, приспособление для счёта - нитку бус или ремень с узлами - для счета молитв и поклонов.

Введены чётки в обиход еще святым Василием Великим (по иным источникам - Пахомием Великим и даже святым Антонием, но в любом случае - очень давно, в первые века христианства) для неграмотных монахов, выполнявших молитвенное правило не по книгам, а по определенному числу молитв Иисусовых. Никакого другого назначения - ни практического, ни символического - они не имели. У нас же, на Руси, вервица превратилась в лестовку - лестницу на небо. Ее части - ступени - так и называются: "земля", "небо"; все части получили важное символическое значение; из простого приспособления для счета вервица превратилась в важнейший инструмент молитвы.

В духовной практике Православной Церкви, как отмечает современный автор (иеромонах Лонгин), нет строгого правила, как молиться на чётках. Основная молитва, которой молятся на чётках, - Иисусова молитва: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного" или более короткие формы, самая короткая из которых - "Господи, помилуй мя". В этой короткой молитве человек, имеющий опыт настоящей глубокой молитвы, находит всю полноту и молитвенных прошений, и молитвенных благодарений, и молитвенных воздыханий. Чётки в монашестве называются духовным мечом и вручаются монаху при постриге для непрестанной молитвы, для как можно более частого призывания имени Божьего. В этом случае чётки являются орудием (средством) напоминания о непрестанной молитве, средством против рассеивания ума. Чётки могут использоваться также для специального молитвенного правила, которое состоит из определенного количества Иисусовых молитв (сотница, двусотница и т.д.). В этом случае правило читается по особому благословению, потому что в противном случае можно впасть в состояние духовной прелести и серьезно навредить своему духовному деланию. Тем более для простых мирян (немонашествующих) использование четок в молитвенной практике возможно только по благословению духовника и то более для напоминания о непрестанной молитве, чем для специального молитвенного правила, хотя последнее не исключается. Молитва на чётках не исключает также возможных вставок других молитв, например, на каждой большой бусинке можно читать "Отче наш", или "Богородице Дево, радуйся", или какую-либо другую молитву, близкую молящемуся человеку, или же молитвы своими словами, которые изливаются из сердца человека и которые православная духовная практика не запрещает, лишь бы сердце взывало к Богу. Но в любом случае на всякую молитвенную практику необходимо благословение духовника.

Молитва с чётками должна быть незаметной для постороннего глаза, исключение могут составлять лишь монашествующие, имеющие на это особое благословение.

"Когда новопостриженному монаху вручаются чётки, то произносятся следующие слова...: "приими, брате, меч духовный, иже есть глагол Божий, ко всегдашней молитве Иисусове: всегда бо имя Господа Иисуса Христа во уме, в сердцы и во устех своих имети должен ecu, глаголя присно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий; помилуй мя, грешнаго" . Здесь используется изречение из Священного Писания, слова апостола Павла (см. Еф. 6, 17), придающие чёткам некое символическое значение: в данном случае они называются "мечом духовным". И это очень справедливое и мудрое сравнение, хотя апостол Павел и относил эти слова не к чёткам, не к молитве Иисусовой, а к силе христианской проповеди, которая и является "духовным мечом". Но ведь занимаясь Иисусовой молитвой, мы также проповедуем слово Божие, проповедуем истину как бы для самих себя и заставляем все свои душевные и телесные силы подчиниться этой евангельской проповеди. Противоречия здесь никакого нет: действительно, чётки, необходимые нам для совершения Иисусовой молитвы, словно изображают этот духовный меч, поражающий невидимых врагов. Все более или менее внимательно, искренне, усердно занимающиеся этим делом - молитвой Иисусовой, знают, что в ней мы не только каемся, просим у Бога милости, прощения грехов и вечной блаженной участи, но и в момент духовной брани, восстания на нас демонов поражаем их ею как неким мечом. Это настоящее оружие, которым мы обороняемся во время нападения врагов и сами наносим удары. Поэтому очень уместно, разумно, что чётки, вручаемые новопостриженному, символически названы духовным мечом.

Опираясь на это уже существующее в церковном обряде сравнение, мы можем дерзнуть отыскать и другие слова, изречения, повествования Священного Писания, с которыми ассоциируется это удивительное святоотеческое изобретение - чётки.

Прежде всего, чётки приводят нам на память евангельский рассказ о том (см. Мф. 21, 12 и сл.), как Господь наш Иисус Христос, войдя в иерусалимский храм, увидел там людей, торговавших скотом, который предназначался для жертвоприношений, и менял, разменивавших деньги (также как будто бы по важной причине, ведь жертвовать Богу можно было только специальные иудейские монеты, а монеты, принадлежавшие языческим государствам, в том числе римскому, не подходили для этой цели - это было особо оговорено в законе). И вот Господь возмутился тем, что во дворе храма, где люди должны были только молиться, благоговейно предстоя перед Богом, они отвлекались от молитвы этой торговлей и общей суетой, совершенно для дома молитвы неуместной. Он стал опрокидывать у менял столы и, сделав бич, как сказано по-славянски - бич от вервий (Ин. 2:15), начал изгонять из храма и самих торгующих, и скот, который они продавали. Вы знаете, что иудейский храм состоял из дворов, находился под открытым небом и только "святое" и "святая святых" (то, что в наших храмах называется алтарем) располагались в отдельном здании. Так вот, чётки как раз и ассоциируются с этим бичом от вервий, и ассоциация эта, мне кажется, имеет довольно серьезное обоснование, потому что, молясь, мы действительно прогоняем из своего сердца, из своей души "торгующих" - всевозможную нечистоту - "скот", под которым можно понимать плотские страсти; тело же и дух человека, по учению апостола Павла, - это храм Божий (см. 1 Кор. 3, 16-17).

Чётки также напоминают нам о притче Спасителя о сеятеле (Мф. 13:3-9). Растению, выросшему на каменистой почве, не имевшему корня и увядшему от солнечного жара, или тому, которое погибло при дороге, или тому, которое было заглушено тернием, можно уподобить неправильную, неразумную молитву, от которой человек в конечном счете не получает никакой пользы. Правильное же упражнение в молитве (а наиболее полезной и плодоносной является именно непрестанная молитва (Иисусова) можно сравнить со стократным плодоношением. И действительно, чётки имеют в себе сто узлов, в чем как бы содержится намек на то, что если мы будем усердно заниматься этим деланием, то получим во сто крат больше плодов по сравнению с тем усердием, которое приложим.

Все эти сравнения, связанные с внешним видом чёток, нужны нам для того, чтобы возбудить в себе ревность к занятию Иисусовой молитвой. Можно также найти некое сходство чёток - их узлов, которые между собой соединены, - с Христовыми узами, наложенными на Господа нашего Иисуса Христа, когда Он был взят в Гефсиманском саду, связан и веден на беззаконный суд, на страдание и позорную смерть - распятие. Поэтому, занимаясь молитвой Иисусовой, мы должны с сокрушением вспоминать страдания Спасителя, по крайней мере стараясь подражать Его смирению, проявленному в те страшные страстные дни. И поскольку чётки увенчиваются изображением креста, то, скорее всего, это сравнение не напрасно и не искусственно, оно помогает понять значение и внутренний смысл, который заложен в этом прекрасном предмете, изобретенном святыми отцами. Апостол Павел говорит: прочее, труды да никтоже ми дает: аз бо язвы Господа Иисуса на теле моем ношу (Гал. 6:17). Конечно, под язвами Господа Иисуса имеется в виду крест, который апостол Павел, как и всякий христианин, носил на себе. И на чётках мы также видим изображение креста, то есть язв Господа Иисуса Христа, и, нося их на своем теле (мы их носим в руке, которая также часть нашего тела), мы не должны заниматься никакими прочими трудами, кроме единого угождения Господу, и в особенности, Иисусовой молитвы. Это первое и самое важнейшее дело, а прочее, труды да никтоже ми дает, потому что все остальное напрасно, ненужно или, в лучшем случае, второстепенно. Таким образом, и само устройство чёток в виде связанных узлов, напоминающих нам об узах Христа, и крест, венчающий чётки, должны напоминать нам о Христовом смирении, с которым мы должны совершать это великое делание ума, делание Иисусовой молитвы.

Наконец, крест оканчивается кистью - так называемым "воскрилием", четырьмя такими воскрилиями оканчивались одежды древних иудеев, и эти кисти напоминали им о том, что они должны исполнять заповеди. И, безусловно, в данном случае эта кисть также должна приводить нам на память то, что молитва только тогда может оказаться успешной и достигнуть своей цели, когда вместе с усердием в ней у нас будет и ревность к исполнению заповедей. Но, кроме того, эта кисть напоминает нам и о воскрилии ризы Самого Спасителя. ...Как говорила себе кровоточивая жена: если только прикоснусь к воскрилию риз Его, тотчас исцелею (См. Мф. 21-22). И по вере своей она получила просимое, т. е., едва прикоснувшись к краю ризы Господа, а именно - к кончику воскрилия, исцелилась от кровотечения. Так и мы должны верить, что только, так сказать, легким прикосновением к благодати Христовой, как бы к этому воскрилию, к краю ризы Его, мы можем получить исцеление от течения страстей, которые мучили нас, может быть, на протяжении многих и многих лет, если, конечно, будем прикасаться к этому воскрилию с верой, подобно кровоточивой жене.

Может показаться, что все это лишь внешние, искусственно привлеченные образы, в действительности не имеющие отношения к такому простому устройству - чёткам, но, даже если исторически это появилось в результате стечения каких-то внешних обстоятельств, ничего случайного в Церкви быть не может. И потому рассуждение о том, что прикосновение к кисти, которая имеется на чётках, символизирует как бы невидимое прикосновение ума к краю ризы Христовой, к благодати Божией, - также не является натянутым и искусственным. Мы видим, что чётки устроены в виде замкнутого круга, который, безусловно, без всякой искусственности, легко ассоциируется в уме с бесконечностью, в данном случае - с вечностью. Апостол Павел говорит: Видимое временно, а невидимое вечно (2Кор. 4:18). И чётки, это гениальное устройство, изобретенное святыми отцами для помощи нам в занятии умным деланием, также отражают это невидимое вечное. Будучи внешне простым предметом, они отображают многие невидимые, возвышенные вещи, как бы обнаруживают их присутствие для нас во время молитвы Иисусовой. Еще раз перечислю: во-первых, чётки - это меч духовный, помогающий нам в сражении с демонами. Во-вторых, это бич, которым мы изгоняем из своей души страсти. В-третьих, это символ, это утешение нам, показывающее, что если мы будем усердно и разумно упражняться в Иисусовой молитве, то получим стократное воздаяние. В-четвертых, чётки напоминают нам о путах и страданиях Спасителя и, таким образом научают нас смирению. В-пятых, они учат нас вспоминать о заповедях и одновременно надеяться на милость Божию, потому что одно только прикосновение к славе Божией и благодати уже исцеляет нас от течения страстей. И, наконец, они являются образом и символом вечности, к которой человек приобщается через занятие молитвой, в особенности через занятие непрестанной молитвой Иисусовой.

Отношение к чёткам должно быть благоговейное. Нужно, чтобы они лежали в том же месте, где хранятся Евангелие и молитвослов" [ 4].

Как писал один из опытных делателей Иисусовой молитвы монах Борис в начале XX вв.: "Хочешь ли научиться отгонять скоро и с силою помыслы, приносимые бесами? Отгоняй их, когда ты один в келлии, гласною внимательною молитвою. Брат! Произноси слова ея по чёткам неспешно, с умилением: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго".

По чёткам обозначается сто десять узлов (имеется в виду сотница с десятью разделительными узлами). Отдели десять крупных узлов из ста на творение молитвы Божией Матери. Молись Ей так: "Пресвятая Богородице, спаси всех нас и меня грешнаго". И Она тебе будет всегда Помощницей во всем.

Брат мой! Бесы трепещут от внимательной устной молитвы, и рушатся сети их! А ангелы святые молятся вместе с творящими устную внимательную молитву, как удостоились это зреть некоторые святые угодники Божии: прп. Серафим Саровский, Симеон Дивногорец и прочие.

Во всю свою жизнь упражнялись устного и гласного молитвою святые отцы и получали дарования Духа Святаго. Причина преуспеяния их та, что с гласом и устами были соединены ум, сердце, вся душа и все тело; они произносили молитву от всей души, от всей крепости своей, из всего существа своего, из всего человека. Такими они были разгоревшимися в любви к Богу.

Брат! Будем с Божией помощью и молитвами Пресвятой нашей Богородицы внимательны в устных и гласных молитвах, произносимых нами при церковных службах и в уединении келейном. Брат мой о Христе, не сделаем наших трудов и жизни в монастыре безплодными нашей невнимательностью и небрежением в деле Божием" [ 5].

Гораздо больше о внутренней стороне молитвенного делания говорит один из старцев XIX века: "Главное - надо стать умом в сердце пред Господом, - пишет епископ Феофан Затворник (1815-1894), - и стоять пред Ним неотходно день и ночь до конца жизни". Молиться, согласно этому определению, можно и ничего не прося и даже - не произнося каких-либо слов. Акцент переносится с действия, ограниченного отрезком времени, на длящееся состояние. Молиться значит предстоять Богу в личном и непосредственном общении; знать всем своим существом, - и интуитивно, и рационально и в подсознании, и в сверхсознании, - что мы в Боге и Бог в нас. Личные отношения между людьми не становятся глубже оттого, что мы без умолку вопрошаем и произносим слова. Напротив, чем лучше мы знаем друг друга и чем сильнее любим, тем меньше нужды говорить, как мы друг ко другу относимся. Личное общение с Богом строится точно так же [ 6].

"Молитва с призыванием имени, с одной стороны, крайне проста и доступна каждому христианину, с другой - вводит в таинственные глубины созерцания. Тот, кто намерен читать ее каждый день и подолгу, а тем более - сочетать ее с дыханием или иным телесным ритмом, непременно должен найти опытного духовного наставника, старца, хотя сделать это в наши дни очень нелегко. Те же, у кого личной связи со старцем нет, могут без опаски, не вовлекая телесных ритмов, начинать с малого: десяти-пятнадцати минут непрерывной молитвы.

Ни учиться Иисусовой молитве, ни готовиться к ней заранее не нужно. Совет начинающему: просто начни. "Не сделав первого шага - не пойдешь, и не нырнув в воду - не поплывешь. То же и с призыванием имени. Начни с любовью и благоговением, будь настойчив. Думай не о том, что призываешь имя, а только о том, что предстоишь пред Иисусом. Произноси имя неспешно, тихо и спокойно".

Выучить слова молитвы не составит труда. Чаще всего ее произносят так: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя". Но единообразия здесь нет: иногда "помилуй мя" заменяют на "помилуй нас" или сокращают молитву до: "Господи, Иисусе Христе, помилуй мя" или даже до "Господи, Иисусе"; наконец - крайне редко - до "Иисусе". Некоторые, напротив, прибавляют "мя грешнаго", усиливая покаянный аспект молитвы. Или, памятуя об исповедании апостола Петра по дороге в Кесарию Филиппову, произносят "...Сыне Бога Живаго...". Иногда в Иисусову молитву вставляют обращение к Божией Матери или святым. Но Имя "Иисус", составляющее суть молитвы, присутствует в ней всегда. Мы можем пробовать разное сочетание слов и подбирать то из них, которое нам больше подходит. Однажды выбранную формулу со временем можно менять, но только - не слишком часто. "Как растения не укореняются, если часто их пересаживать, так и молитвенные движения в сердце, при частой перемене слов молитвенных",- предостерегает св. Григорий Синаит.

Для молитвы "по правилу", как и для "свободной", нет строгих правил. Положение тела не имеет особого значения. В православной традиции молитву чаще всего читают сидя, но можно и стоя, и преклонив колени, а если одолевают немощи или утомление, то и - лежа. И, как правило, в темноте или с закрытыми глазами, а не перед иконой, освещаемой лампадой или свечой. Старец Силуан Афонский (1866-1938), когда молился, прятал в шкаф часы, чтобы не отвлекало тиканье, и надвигал на глаза и уши толстую шерстяную монашескую шапку.

Темнота однако действует усыпляюще! Если на молитве клонит в сон, нужно встать с колен или сиденья, осенить себя крестным знамением после прошения и поклониться, касаясь пола правой рукой. Можно сделать и земной поклон - преклонив колени и коснувшись лбом пола. Сиденье для молитвы не должно быть расслабляющим, а тем более - пышным, хорошо, если оно без ручек. В православных монастырях обычно используют низкую скамейку без спинки. Можно молиться и стоя и воздев руки.

Иисусову молитву часто читают, перебирая чётки, обычно с сотней узелков. Делают это не столько для того, чтобы считать, сколько для того, чтобы сосредоточиться и удержать ритм. Из опыта хорошо известно, что если руки заняты, легче успокоить тело и сконцентрироваться на молитве. Увлечение же количественными оценками- по чёткам или как-то еще - отнюдь не поощряется. В "Откровенных рассказах странника" старец строго наказывал, сколько раз в день нужно повторять Иисусову молитву: сперва 3 тысячи, потом - 6 тысяч и наконец - 12 тысяч, не больше и не меньше. Это - совершенно необычное внимание к количеству. Видимо, дело здесь не просто в числе, а во внутреннем расположении странника: старец хотел испытать его послушание и посмотреть, готов ли тот без колебаний исполнить все, что он ему наказывает. Нам же больше годится совет епископа Феофана: "Вы говорите, что иногда забываете счет молитв по чёткам. Беда невелика. Когда есть припадания к Господу, яко присущему, со страхом и упованием, это лучше всякого выполнения числа молитв"".

Призывая имя, не нужно намеренно воображать Спасителя. Иисусову молитву обычно читают не глядя на иконы, а в темноте или с закрытыми глазами. "Память о добрых и худых вещах обыкновенно печатлеет в уме образы их и вводит его в мечтание, - пишет св. Григорий Синаит. - Тогда испытывающий сие бывает уже мечтателем (phantasies ), а не безмолвником (hesychastes )" . "А чтобы при делании умной молитвы не впасть в прелесть, - пишет преподобный Нил Сорский († 1508), - не допускай в себе никаких представлений, никаких образов и видений". "В действии Иисусовой молитвы не должно быть никакого образа, посредствующего между умом и Господом, - пишет епископ Феофан. - Существо умной молитвы - в хождении пред Богом; а хождение пред Богом есть не отходящее от сознания убеждение, что Бог как везде есть, так и в вас есть, и видит все, даже внутреннее, видит даже более, чем мы сами. Это сознание ока Божия, смотрящего внутрь вас, тоже не должно иметь образа, а все должно состоять в одном простом убеждении или чувстве". Только так призывая имя, - не представляя Спасителя, а просто ощущая Его присутствие, -: мы испытаем всю силу Иисусовой молитвы, которая собирает воедино и дарует целостность" [ 7].

Можно отметить, что ритмизированная речь, которая является неотъемлемым атрибутом Иисусовой молитвы, по мнению светских исследователей, - имеет лечебное воздействие. Как утверждают итальянские ученые, она благотворно влияет на сердце.

Специалисты исследовали относительную скорость дыхания 23 человек во время молитвы с чётками. Особенностью и тех, и других было то, что текст их, по традиции, должен повторяться раз пятьдесят. А можно и три раза по столько. Для сравнения были измерены ритмы дыхания во время обыкновенного разговора и во время выполнения упражнений по регуляции дыхания.

Обычная частота вдохов человека составляет около 14 единиц в минуту, и она может уменьшаться до 8 у тренированных людей. Во время чтения христианских молитв частота дыхания может уменьшаться до 6 вздохов в минуту. Их воздействие на организм похоже: они помогают синхронизировать сердечные ритмы. И это, как отмечают кардиологи, положительно влияет на сердечно-сосудистую деятельность человека [ 8].

"Иисусова молитва удивительно гибка. Это молитва для начинающих, но она же ведет и к глубочайшим тайнам созерцательной жизни. Она может практиковаться любым человеком в любое время: когда он стоит в очереди, прогуливается, едет на автобусе или поезде, работает, во время бессонницы или в минуты сильного беспокойства, когда невозможно сосредоточиться на других видах молитвы. Однако, разумеется, одно дело - когда любой христианин произносит Иисусову молитву таким вот образом в какие-то особые моменты, и другое дело - произносить ее более или менее постоянно, применяя связанные с нею физические упражнения. Православные духовные авторы настаивают на том, что практикующие Иисусову молитву систематически должны при возможности отдаться под водительство опытного наставника и ничего не предпринимать по собственной инициативе.

Для некоторых наступает время, когда Иисусова молитва "входит в сердце", так что произносится уже не в результате сознательного усилия, а сама собой. Она продолжается даже тогда, когда человек гуляет или пишет, присутствует в его снах и пробуждает его утром.

Православные верят, что сила Божья присутствует в имени Иисуса, так что призывание имени Божьего действует как эффективный знак божественного действия, наделенного сакраментальной благодатью. "Молитва проникает внутреннее существо человека, который в изумлении видит себя в Божественном свете... Свет имени Иисусова, через сердце, озаряет и всю вселенную". Как для тех, кто читает Иисусову молитву постоянно, так и для тех, кто прибегает к ней лишь изредка, она является источником дерзновения и радости. Процитируем Странника ("Откровенные рассказы странника своему духовному отцу"):

"Вот теперь так и хожу да беспрестанно творю Иисусову молитву, которая мне драгоценнее и слаще всего на свете. Иду иногда верст по семидесяти и более в день и не чувствую, что иду; а чувствую только, что творю молитву. Когда сильный холод прохватит меня, я начну напряженнее говорить молитву и скоро весь согреюсь. Если голод меня начнет одолевать, я стану чаще призывать имя Иисуса Христа и забуду, что хотелось есть. Когда сделаюсь болен, начнется ломота в спине и ногах, стану внимать молитве и боли не слышу. Кто когда оскорбит меня, я только вспомню, как насладительна Иисусова молитва; тут же оскорбление и сердитость пройдет, и все забуду... Слава Богу! теперь ясно понимаю, что значит изречение, слышанное мною в Апостоле: "Непрестанно молитесь" (1Фес. 5:17)" [ 9].

Материал взят из сайта http://azbyka.ru

Четки являются популярным атрибутом во многих религиях, в том числе и в православии. Внешне они представляют собой нанизанные шарики на нить или ленту, которые замкнуты в кольцо. Делают их из дерева, стекла, янтаря, слоновой кости и других материалов. Четки, которыми пользуются верующие, также имеют крестик. Многих интересует, зачем православному человеку нужны четки, и как правильно ими пользоваться. Кстати, немного истории – впервые этот атрибут появился в Индии примерно во втором тысячелетии до нашей эры.

Православные четки и их значение

Основное предназначение бусинок, нанизанных на нитку – помочь человеку полностью сосредоточиться на и не отвлекаться на другие мелочи. Выясняя, для чего православным нужны четки, нельзя не упомянуть еще одно важное предназначение – проводить подсчет произнесенных молитв. Например, если нужно 150 раз прочитать «Господи, помилуй!», то перекидывая бусины на четках, верующий не сбивается со счета. Говоря о том, зачем нужны православные четки, стоит упомянуть также о том, что они помогают успокоиться и расслабиться.

Чтобы не сбиваться со счета могут использоваться специальные разделители, которые отличаются от других бусин, например, по цвету. Они разграничивают определенные группы зерен, что позволит понять, какое количество молитв уже прочитано. Есть также информация, что во время перекидывания бусин улучшается осязание, концентрация внимания и обострятся слух.

Многих интересует количество бусин в православных четках, поскольку в зависимости от религии значение меняется. В данном случае число бусин должно быть непременно кратным десяти. Наиболее распространенными являются четки, у которых 100 основных бусин и 3 добавочных, которые размещаются от центрального узла вниз, а затем, крепится еще крест и делается из ниток кисточка. По правилам отрезков по 10 бусин может быть от 1 (минимум) до 16 (максимум). Кстати, у католиков четки имеют или 33 или 50 бусин, а у буддистов – 108, 18, 21 и 32 шт.

Как пользоваться православными четками?

При выборе четок необходимо обязательно подержать их в руках, чтобы понять являются ли они удобными для счета или нет. Есть примета, что при покупке четок нельзя брать сдачу. Во время чтения молитв зерна четок необходимо перекидывать одно за другим с пальца на палец, что позволит зафиксировать количество произнесенных религиозных текстов. Не стоит покупать четки с большими бусинами, а также обратите внимание на то, что они должны быть гладкими на ощупь. Вес изделия не должен быть большим. В православии не рекомендуется брать четки, которые уже находились в использовании. Связано это с тем, что таким образом можно перенести на себя энергетику, которая была впитана в зерна. Подобная практика приемлема только, если учитель передает четки своему ученику.

Важно относиться к четкам, как к одушевленному предмету, то есть уважать и беречь их. Ни в коем случае не допускайте повреждения изделия, поскольку из-за этого портится их энергетика. В таком случае бусы следует отремонтировать и освятить, а если это невозможно, то изделие стоит сжечь.

Во время молитвы необходимо принять удобную позу и сконцентрироваться исключительно на молитве. Перебирая четки, расслабьтесь и посвятите всего себя молитве. Именно так можно получить искреннюю радость и успокоение.

Есть информация, что если перебирать четки большим и указательным пальцем, то можно избавиться от , а вот средний палец влияет на эмоциональное состояние, позволяя справиться со стрессом и даже депрессией. Мизинец и безымянный палец отвечают за волевые качества, а также они помогают улучшить состояние при перепадах атмосферного давления. Чтобы достичь внутренней гармонии, перебирать бусы рекомендуется большим, средним и указательным пальцем.

Православные четки – это специальное приспособление для подсчета количества произнесённых молитв или совершенных земных поклонов. История их появления относится еще к – одни источники утверждают, что четки были введены в обиход Пахомием Великим, другие – Василием Великим (оба жили в III–IV веках нашей эры). Изначально четки имели исключительно практическое значение – предназначались для того, чтобы не сбиться со счета при выполнении монашеского молитвенного правила, которое подчас составляло по несколько тысяч Иисусовых молитв за один раз, но со временем стали символизировать духовную брань – борьбу человека с диаволом.

Православные четки могут выглядеть по-разному – иногда это замкнутая цепочка с нанизанными деревянными, керамическими или костяными бусинками, иногда – кожаная лестница с бабочками, иногда – гибкая планка, представляющая собой скрепленные деревянные брусочки, которые можно перебирать пальцами, ведя отсчет. Кроме того, православные четки делают из бисера, ткани, янтаря, сердолика, тигрового глаза и других полудрагоценных камней.

Как пользоваться православными четками?

Православные четки рассчитаны на разное количество молитв: самые маленькие на десять, самые большие – на тысячу и больше. Чаще всего с их помощью читают Иисусову молитву «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», но можно также читать короткие Богородичные молитвы, молитву Ангелу Хранителю, своему святому, и т. д. Четки обычно составлены следующим образом: десять маленьких бусинок разделены более крупной, кроме того, на православных четках всегда есть кисточка либо подвеска в виде крестика, дойдя до которой, молящийся знает, что положенное ему молитвенное правило окончил. Как выбрать четки? Во-первых, они должны быть удобными. Дивеевские кожаные лестовки – это, конечно, аутентично и красиво, но вряд ли практично. Поэтому мирянину лучше выбирать такие четки, которые удобно спрятать в карман или сумочку, и которые не запутаются от непомерной длины.

С этой точки зрения удобнее всего плетеные из шнура монастырские православные четки на пятьдесят — сто молитв – они не путаются, не пачкаются, не рвутся. Пользуются четками следующим образом: перебирая пальцами, на каждой маленькой бусинке читают Иисусову молитву, дойдя до более крупной – Богородице Дево, радуйся, а пройдя весь круг – Отче наш.

Где можно купить православные четки – оружие истинно верующего?

Сегодня купить православные четки можно где угодно – в иконной лавке, в монастыре, в магазине сувениров, и интернет-магазине. Часто это приводит к тому, что многие покупают их в качестве модного статусного аксессуара, или для успокоения: дескать, постоянное перебирание бусинок или равномерное их постукивание друг об друга помогает снять раздражение. И то, и другое с точки зрения верующего человека недопустимо – православные четки должны быть использованы исключительно для молитвы. О глубоком символизме четок говорит тот факт, что их вручают постригающимся в монашество, как главный . По правилам, монах не должен расставаться с четками в течение всей своей жизни – с ними он стоит на службе, с ними выполняет работу, с ними ложится спать, ведь Иисусова молитва должна непрестанно звучать в его уме.

Мирянин – совсем другое дело, он может пользоваться православными четками только по благословению своего духовника, который должен определить и количество молитв для каждого конкретного человека. Недопустимо устанавливать для себя молитвенное правило самостоятельно: это может послужить поводом к греху гордыни, так же, как и показательная молитва по четкам.

Четки довольно часто встречаются у людей, исповедующих православное христианство. Четками пользуются и священники, и обычные миряне, однако некоторые представители духовенства считают, что четками могут пользоваться только монахи. В старообрядчестве использование четок (лестовки) обязательно при молитве.

Виды православных четок

Существует несколько видов православных четок. Прежде всего, это обычные классические четки, которые делают из камня или дерева. Также широкое хождение в свое время было и у старорусских четок, это - вервицы, лестовки и броянницы. Классические четки в основном можно встретить у людей, исповедующих православное христианство. А вот вервицы, лестовки и броянницы в наши дни встречаются очень редко, чаще всего у последователей старообрядчества. Хотя иногда православные святые изображены на иконах именно со старообрядческими четками (например, преподобный Серафим Саровский на некоторых иконах изображается со старообрядческой лестовкой в руке).

Количество бусин в православных четках

Чаще всего в классических христианских четках 33 бусины (33 - земной возраст жизни Иисуса Христа) или 30 бусин. Реже встречаются четки, состоящие из 10 бусин (камней), так называемые перстные четки. Также бывают и длинные четки, состоящие из 100 и даже 150 бусин.

Материалы для православных четок

Православные четки могут быть изготовлены из самых разных материалов. Очень часто встречаются четки, изготовленные из драгоценных и полудрагоценных камней. Перечислю самые распространенные камни, используемые для изготовления христианских четок, а также основные свойства, приписываемые этим камням.

Нефрит . Четки из нефрита лучше всего подойдут человеку со светлой и чистой душой. Дело в том, что нефрит очень плохо влияет на людей нечестных, которые ведут неправедный образ жизни, поэтому камень рекомендуется только для честных и открытых людей. Считается, что нефрит способствует поиску второй половинки и помогает сделать жизнь своего хозяина по настоящему счастливой.

Агат . Четки из агата лучше всего подойдут для мужчины. Считается, что агат повышает мужскую силу и не дает своему владельцу преждевременно стареть. Агат положительно влияет на эмоциональное состояние человека. Также этот камень отводит плохие сны и дает силы победить опасных врагов и справиться с материальными затруднениями. Стоит отметить мощнейшие защитные качества агата - этот камень отведет любую беду от своего хозяина.

Аметист . Аметист издревле использовали для лечения больных алкоголизмом. Постоянное ношение аметиста способно изменить отношение человека к спиртному, вплоть до полного отвращения. В наши дни специалисты по литотерапии (прим. литотерапия - это лечение камнями и минералами) успешно используют аметист при лечении алкоголизма, бессонницы и укреплении иммунитета. Аметист помогает своему владельцу постичь основы мироздания. Еще этот камень имеет одну очень интересную особенность - если женщина подарит изделие с аметистом мужчине, то он влюбится в нее, вне зависимости от того, женат он или нет.

Горный хрусталь . Горный хрусталь - это камень волшебства и магии. Именно горный хрусталь способствует развитию ясновидения и открывает другие магические способности у своего владельца. Постоянный контакт с горным хрусталем помогает человеку концентрироваться на решении важных вопросов и защищает дом от любого негатива. Изделия из горного хрусталя помогают сдавать экзамены (к помощи горного хрусталя часто прибегают студенты во время сессий и выпускники школ при сдаче ЕГЭ). В литотерапии горный хрусталь применяется для лечения депрессии и нервных срывов.

Оникс . Оникс является довольно мощным оберегом. Этот камень всегда будет оберегать владельца от гибели. Если человеку, склонному к суицидам, подарить изделие из оникса, то риск повторного суицида снизится. Также оникс очень любят бизнесмены и финансисты, этот камень притягивает к человеку деньги и делает его успешным. Оникс защитит вас от порчи и сглаза, а также от любого другого наведенного негативного воздействия. Четки из оникса помогают реализации любых начинаний. В литотерапии оникс используют для стимуляции иммунитета и повышения жизненной энергии.

Цитрин . Четки из цитрина принесут своему хозяину финансовое благосостояние и удачу в любом торговом деле. Кроме этого цитрин нормализует отношения между мужем и женой и делает семью более дружной и счастливой. Очень большой плюс цитрина в том, что он совсем не притягивает к себе негативную энергию. В литотерапии цитрин используют при лечении заболеваний печени и желудочно-кишечного тракта.

Амазонит . Амазонит является минералом долгожителей, благодаря этому камню здоровье у человека всегда будет в отличной форме. Кроме этого амазонит считается камнем воинов, так как делает своего владельца смелым и отважным. Четки из амазонита отлично подойдут человеку, который решил избавиться от каких-то страхов. В литотерапии амазонит используют при лечении головных болей, эпилепсии, ревматизма и варикозного расширения вен.

Хризоколла . Четки из хризоколлы являются эффективными оберегами от темных сил. У женщин хризоколла стимулирует развитие материнских инстинктов, делает отношения между матерью и ребенком более близкими и доверительными. В литотерапии хризоколлу используют при лечении гинекологических заболеваний.

Обсидиан . Обсидиан довольно редко используется в православных четках. Дело в том, что отношение к этому камню очень неоднозначное. Например на Кавказе обсидиан считался очень темным камнем, его часто называли осколками когтей Дьявола. Однако сам по себе камень довольно интересный и очень сильный. О магических качествах этого камня известно с глубокой древности. Шумеры украшали свои храмы специальными обсидиановыми зеркалами. Четки из обсидиана могут быть сильнейшим оберегом, однако камень подходит далеко не для всех. В наше время изделия из обсидиана пользуются популярностью среди людей, занимающихся научной деятельностью. В литотерапии обсидиан используют для лечения гастритов, язвы желудка и других заболеваний ЖКТ. Кроме этого четки из обсидиана, если их перебирать хотя бы один раз в день, способны нормализовать артериальное давление у больных гипертонией.

Гематит . В наши дни гематит очень часто носят маги, колдуны и другие представители так называемой магической отрасли. В силу этого к гематиту стали относиться как к камню, благодаря которому можно взять под контроль потусторонние силы. Но это большое заблуждение. На самом деле этот камень достаточно светлый, он может стать хорошим оберегом и защитить своего владельца от потенциально опасных ситуаций. Четки из гематита можно носить как оберег, который защищает от порчи и сглаза. В литотерапии камень используется при лечении заболеваний кровообращения.

Розовый кварц . Розовый кварц помогает справиться с обидами и восстановить хорошие отношения с дорогими людьми.

Яшма . Яшма надежно защитит ваше жилище от всего плохого. Четки из яшмы положительно влияют на внутреннее состояние человек, делая его жизнерадостным и позитивным.

Изумруд . Изумруд помогает своему владельцу стать лучше. Этот камень способен справиться с любыми вредными привычками, в том числе с алкоголизмом и с табакокурением. Владельцу изумруда будет сопутствовать удача во всех делах. Четки с изумрудом способны полностью изменить жизнь в лучшую сторону. В литотерапии изумруд использую при лечении гипертонии и заболеваний нервной системы.

Змеевик . Змеевик всегда предупредит своего хозяина о грядущих опасностях и поможет с ними справиться.

Лазурит . Лазурит это камень удачи. Если у вас появится изделие из лазурита, то вы удача будет сопутствовать вам всегда и во всем. В литотерапии лазурит применяют для лечения болезней органов зрения.

Сердолик . В первую очередь стоит отметить положительное влияние сердолика на семейные взаимоотношения. Мужчина, у которого есть изделие из сердолика, всегда будет с пониманием относиться к своей жене, будет любящим мужем и отцом. Также камень способствует обретению материального благосостояния.

Гранат . Гранат крайне редко используют для изготовления православных четок. Дело в том, что гранат, несмотря на внешнюю красоту, сильно влияет на своего владельца и делает его более страстным (страсть эта может проявляться в любви, в общении, в работе и т.д.). Чаще всего изделия из граната носят музыканты, актеры и представители других творческих профессий.

Родонит . Родонит поможет своему владельцу стать обеспеченным человеком. Кроме этого, родонит может стать оберегом - камень защищает от грабежа и всех форм насилия. Отдельно стоит отметить положительное влияние родонита на внутрисемейные отношения - если у одного из супругов есть изделие из родонита, то семья будет крепкой, а в доме всегда будет царить мир и взаимопонимание.

Раухтопаз . Раухтопаз с глубокой древности считается камнем маков и колдунов, которые так или иначе использовали его в различных ритуалах черной магии. Однако изделия из раухтопаза можно носить и обычным людям. Камень повышает общий жизненный тонус и помогает избавиться от вредных привычек.


Кроме полудрагоценных и драгоценных камней довольно часто для изготовления православных четок используют различные виды дерева, жемчуг, кораллы и янтарь.

Использование четок в христианстве

Никаких строгих правил и требований к использованию четок при молении в православии не существует. Чаще всего с четками читают молитву Иисусу Христу: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного". При чтении других молитв четки, как и в других религиях, используют чтобы прочитать молитву определенное количество раз и не сбиться.

PS. У нас вы всегда можете купить православные четки , сделанные из натуральных природных камней, обработанных в "Мастерской Морозова ".

Многие религиозные конфессии в своей традиции ритуалов и процессий используют четки. Среди них буддизм, индуизм и ислам. В христианстве бусы такого рода также рассматривают как обязательный атрибут. Тема данной статьи – четки : как пользоваться, как выбирать и хранить.

В границах русскоязычного православного мира чётки имеют своё предназначение и толкование. Это специальные бусы на шнурке, которые используются для счета количества поклонов и произнесенных молитв. По одним данным, в русской традиции четки впервые стал использовать святой Василий Великий. Другие источники говорят, что в обиход этот предмет ввел святой Пахомий Великий.

Вещь подобного рода нужна истинно православному человеку. Часто во время постоянной молитвы можно сбиться во время отсчета. Сама Богородица благословляла использование четок, называя их главнейшим орудием против попыток нечистого помешать верующему.

Нужно уметь различать светские четки, которые служат просто для украшения, и истинно православные. Существует два вида традиционных четок: шерстяные (лестовки) и деревянные. Первые представляют собой круглые шерстяные бусинки, нанизанные на нитку из такого же материала. Деревянные четки – это бусы-вкладыши, сделанные из дерева и нанизанные на нитку. Каждую завершает православный крестик и кисточка.

Если бусины сделаны из камня, стекла или пластмассы, то они редко благословляются священником на использование. Считается, что лучшим будет натуральный материал: шерсть, кожа или благородное дерево.

Обычно в четках 30 или 100 бусин. Но бывает меньше или больше, главное, чтобы их число было кратно 12 или 10. Если на зернах есть надписи, то эти четки мусульманские. В некоторые православные четки, сделанные из кожи или шерсти, внутрь помещается маленький свиток с написанной Иисусовой молитвой.

Зачем нужны православные четки и как с ними обращаться?

Строгого правила молитвы на четках нет. Каждый выбирает тот способ, который ему кажется удобным. Чаще всего духовники, благословляя, советуют начинать с Иисусовой молитвы, которую нужно произнести 150 раз в сутки, или с правила Богородицы. Также четки используют для чтения молитвы «Господи, помилуй». Это может быть 1, 3, 12, 40 или 50 раз.

Перед началом произнесения священных слов нужно сказать: «Господи благослови». При произнесении молитвы четки держат в левой руке. После прочтения каждой молитвы перекладывают одно зерно, а затем правой рукой крестятся.

Функции четок:

  1. Помогают во время чтения Иисусовой молитвы или Богородичного правила.
  2. Усиливают внимание и трезвение во время произнесения священных текстов.
  3. Дают успокоение и сосредоточенность.
  4. Не позволяют заснуть во время молитвы.

Есть такое понятие – «намоленные четки». В старину считалось, что если их использует истинно верующий человек, то они могут стать оберегом. Например, защищать от нападения диких зверей, в дороге и сложной ситуации. Четки, принадлежащие святым людям, помогали исцелять от болезней. Примером тому стал случай из жизнеописания старца Порфирия Кавсокаливита.

Современные четки и их применение

Со времен своего появления четки незаметно «перекочевали» из религиозной атрибутики в околоцерковный и даже преступный мир. В определенный период их стали использовать как атрибут богатства и приобщения к воровскому конгломерату. Появилось даже такое понятие как «арестантские четки», не имеющее ничего общего с православием.

Эзотерики и представители восточной медицины отмечают, что перебирание зерен или бусин успокаивает нервы, настраивает на мирный лад и даже нормализует дыхание. Однако это не имеет никакого отношения к православному христианству.

Сейчас православные четки позволено использовать только монахам или высшему духовенству. Для старообрядцев четки – неотъемлемый атрибут любого верующего. Русская православная церковь считает нежелательным носить четки как украшение или молиться с их помощью без благословения духовного наставника.

Этот религиозный атрибут принято хранить, не показывать посторонним и даже передавать из поколения в поколение. Узнав, что такоечетки православные, как пользоватьсяими правильно, чтобы не согрешить и не навредить своей душе, можно .