Что такое день вежливости. Сценарий внеклассного мероприятия «Школа вежливости» (посвящённая Всемирному Дню «Спасибо»). Посвящённое "всемирному дню «спасибо»

Цель: развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этики.

Оформление:

1) Книжная выставка:

- “Вежливость на каждый день”.

2) На стенах плакаты с высказываниями:

- “Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик”. И.Гёте.

- “Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость”. Сервантес.

- “Вежливость порождает вежливость”. Э.Роттердамский .

- “Остерегайся сам того, что не одобряешь в других”.

- “Не делай другому того, чего не желаешь себе”.

“Золотое правило”.

- “Тот самый человек пустой, кто весь наполнен сам собой”. Фидроусл.

- “У человека нет выбора – он должен остаться человеком”.

- “Стать вежливым, тактичным и деликатным не так уж трудно, стоит только захотеть”.

Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.

Здравствуйте! – ты скажешь человеку
- Здравствуйте! – улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.

Нам желают “Доброго пути!”
- Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Только к доброму чему-нибудь.

1 уч. - Знаешь ли ты, что за дата 21 ноября? Нет, а жаль! 21 ноября – международный день приветствий! Да, да, приветствий.

Идея этого праздника принадлежит двум американским юношам, братьям Маккормики, предложившим в 1973 году проводить день дружбы и взаимопонимания между народами всех стран мира.

И пусть в этот день каждый человек пожелает добра и счастья близким и незнакомым людям, и конечно же, подарит им свою лучезарную улыбку.

Здравствуйте, дети! Здравствуйте, люди, мы любим вас!

(Исполняется песня “Мы желаем счастья вам”).

Учитель:

А удивились бы вы, если бы при встрече с вами я сказала:

- “Будь весел! Радуйся!. Я тебя вижу!”.

- “Здоров ли твой скот? Ел ли ты сегодня?”.

- “Хорошо ли вы потеете?”. “Мир с тобой!”.

Наверное, некоторые приветствия вызвали у вас улыбку? И напрасно.

Ведь, например, слова: “Здоров ли твой скот?” - это и приветствие и пожелание благополучия. Ведь в старые времена основу жизни монголов – кочевников составляло его стадо. Здоровые животные – хватит еды – всё благополучно в семье. Вот и получается: пожелать здоровья рогатым кормилицам скотовода – всё равно, что пожелать здоровья ему самому и его близким.

А какие приветствия знаете вы?

Знаете ли вы, что рабы Древнего Рима обнажали обритые головы.

Рыцари поднимали забрала тяжёлых шлемов и стягивали с рук боевые рукавицы.

Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе.

Военные отдают друг другу честь.

Женщине, доящей корову, говорили “Море под коровой!”.

Девушке, черпающей воду “Свеженько тебе”.

Молотильщикам “по сто на день, по тысяче на неделе”.

Учитель: А что же всё это объединяет?

3 уч. – Все эти приветствия объединяет одно – “пожелание добра и благополучия”.

Не от тяги к сусловью
И сложилось не вчера,
Это братское с любовью пожелания добра.
И живётся вроде лучше,
И на сердце веселей,
Коль другим благополучья пожелаешь на земле.

Здравствуйте!
Поклонившись мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто “здравствуйте”,
Больше ведь мы ничего не сказали,
Отчего же на капельку солнца
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастье
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радости
Сделалась жизнь?

Учитель. В кодексе приличий на востоке приводится старинный стих:

“Человек, не знакомый с правилами вежливости, не соблюдающий приличий, приносит вред не одному себе, но и другим; позор падает на головы его родителей и всех лиц, имеющих и не имеющих к нему какое-то отношение”.

3 уч. В старину на Руси в деревне принято было здороваться даже с незнакомыми людьми. Но многое ещё зависит от того, как вы поздоровались.

Петя – Да ну, с этими здоровканьями – одни неприятности. Я на улице скоро нервный от них стану. Я на улице только и верчу головой, чтоб кого знакомого не пропустить. Как увижу, “Здрасьте!” кричу. И мне же ещё выговор делают: “До чего же ты, Петя, некультурный просто ужас!”.

(Давайте посмотрим, как Петя здоровается )

Петя бежит по улице. Руки в карманах, кепка на глаза нахлобучена, воротник поднят, ноги консервную банку подбрасывают. Навстречу ему мед. Сестра. Он на бегу бодро прокричал не то “дрась”, не то “брысь” и помчался вперёд. А она только руками развела и тяжело вздохнула: “Учат их, учат, а толку мало”.

1 уч. - Нет, поздороваться с человеком так, чтобы “на капельку солнца прибавилось в мире”, тоже надо уметь.

Вот ответьте, например, кто здоровается первым, если встретились:

Младший и старший?

Мальчик и девочка?

Два мальчика? И кстати, кто подает первым руку?

Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?

В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Иван увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: “Здравствуйте, Светлана Алексеевна”.

Учитель. Не скажите ли вы, какая допущена ошибка? А может быть, всё в порядке?

2 уч. - В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость – неотъемлемое качество общения.

(Звучит музыка В. Савельева “Если добрый ты”)

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старухе.
Если вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,
Не будете с товарищем трещать как две сороки.
Ежели вы вежливы, то в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и с бабушкой, вы их не перебьёте,
И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя возьмёте не навеки.
И ежели вы вежливы, - тому, кто послабее,
Вы будете защитником, пред сильным не робея.

Учитель – Давайте поиграем в речевой этикет.

(Каждому раздаются карточки)

1. Назовите слова приветствия.

2. Выскажите просьбу.

3. Какими словами лучше всего начать знакомство?

4. Как принято извиняться в культурном обществе?

5. Есть ли несколько слов утешения и одобрения у тебя в запасе?

6. Слова благодарности.

7. Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя?

8. Ира обижена: “Вчера ты, Витя, шёл мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо”.Витя удивлён:, А почему я должен здороваться? Ты первая увидела, вот бы и здоровалась. Кто прав?

9. Ольга говорит: “Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне притворяться?”. Права ли Ольга?

10. Тебя обозвали. Твоя реакция?

Учитель – Человек – существо общественное и не живёт изолированно от других людей. Он встречается в кругу семьи с родственниками, отмечает праздники с близкими людьми, приглашает в гости друзей и наносит визиты сам. И здесь тоже действуют определённые правила этикета. Многие из них нашли отражение в русских пословицах, например: “В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив”, “Потчевать потчуй, а неволить не неволь”, “К обедне ходят по звону, а к обеду по зову”, “Где рады, там не учащай, а где не рады, век не бывай”, “В гости ходить – надо и к себе водить”, “Умей в гости звать, умей и встречать”, “Приехал – не здоровался, уехал – не простился”, - говорили о невежливом госте. “У него гостят четыре угла, он сам себе рад” - обсуждали негостеприимного человека.

Учитель – А как поступите вы в следующих ситуациях.

(Раздают карточки)

1. Ты пришёл в гости к приятелю, а он празднует день рождения. Как ты поступишь?

2. К тебе в гости пришёл приятель, который не нравится твоим родителям. Как следует поступить?

3. Представь себе, что твой приятель пришёл к тебе в гости, сел на стул и сломал его. Твои действия.

4. Ты пришёл в гости и увидел, что там находится неприятный тебе человек. Твои действия.

5. Представь себе, что в компании товарищей ты рассказываешь какую-либо историю, а тебя не слушают, перебивают. Как ты поступишь?

6. Если у тебя нет часов, ты можешь обратиться к прохожим на улице. Как правильно задать вопрос?

7. Если ты позвонил другу, но попал не туда, то нужно:

8. По улице шла женщина с покупками. Один свёрток у неё упал, а она и не заметила. Зато увидел мальчик, который шёл следом, что он должен сделать?

9. Если ты сидишь и с удовольствием пьёшь чай с мятным пряником, и вдруг неожиданно приходит твой одноклассник. Что нужно сделать?

1 уч. - А теперь посмотрите сценку.

После соревнований Лена сказала Тане: “Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в пять. Я тебе открытки свои покажу и плейер новый. Музыку послушаем.”.

Ладно, - ответила Таня. – Приду.

Часов в шесть Лена уже перестала ждать подругу. Она решила поужинать, и в это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Лена шла к двери, кто – то несколько раз, подолгу не отпуская, нажимал кнопку звонка.

Привет, - сказала Таня. – Это я. Она прошла в комнату, бросила мокрую куртку и шапку в кресло и огляделась:

А у вас ничего. Подходяще. Это что? – и она схватила статуэтку кошки, сделанную из ракушек.

Это мама из Сочи привезла. На память.

Здорово сделано. – Таня нажала посильнее, и ракушки раскололись.

Лена взглянула испуганно, но ничего не сказала. А гостья в это время уже вертела в руках фломастеры, поочерёдно пробуя каждый цвет на полуисписанном листе бумаги, который лежал на столе. Потом Таня отправилась бродить по комнатам.

Сколько стоит? А это где покупали? – поминутно спрашивала она, трогая хрустальную вазу, макроме на стене, экибану на журнальном столике. Экибана ей не понравилась.

Чего барахло всякое в доме держите? – на лице Тани ясно выразилось презрение ко вкусам хозяев.

Зато туалетный столик в комнате родителей вызвал у неё особый интерес. Она открыла флакон духов, перевернула его и трясла над своей головой, пока не вылила почти половину. Потом помазала кремом свои руки, понюхала их и, сказав, что пахнет клубникой, намазала ещё и лицо. Затем она дунула в пудру и, душистое облако разлетелось на ковёр.

Лена, в это время вскипятила чай и пригласила гостью к столу. Та критически оглядела чашки с чаем, вазочку с вареньем, сахарницу и потянула к себе ручку холодильника.

Ты колбасы нарежь, Лен: А это селёдка, что ли? И селёдку давай. Я знаешь как солёное люблю.

И, наевшись и напившись вдоволь чаю, Таня взялась за куртку и шапку.

Ну, я пошла. Пока. Завтра ещё приду. Да, я у тебя две кассеты взяла, посмотрю дома. Отдам как – нибудь, - и она побежала по лестнице.

А у вас, ребята, не бывали такие гости? Как вы к ним относитесь?

Учитель: Давайте мы разберём несколько ситуаций.

Ситуация первая

Мама и папа ушли в кино. Скоро придут. Наташа дома одна. Смотрит “Клуб кинопутешествий”. Звонок. В дверях Николай Иванович. Он работает вместе с отцом.

Здравствуй, Наташа. Папа дома?

Папы нет, - Наташа нетерпеливо глядит на гостя. Ее рука на щеколде задвижки.

Жаль. До свидания.

А как бы вы поступили на месте Наташи?

Ситуация вторая

Алеша возвращался из школы с друзьями. По дороге спорили о том, кто быстрее всех бегает. Саша утверждал, что гепард, Витя говорил - антилопа. Доспорить не успели, а уже и дом Алешин. Расставаться не хотелось. Алеша предложил: “Пошли к нам, ребята. У меня “Жизнь животных” есть. И поедим, а то здорово есть хочется”.

А мама ругаться не будет? - спросил Витя.

Ну, что ты! Она у меня не такая!

Мальчикам открыла мама Алеши. Она была в стареньком платье, в фартуке. Из-под косынки выбились волосы. В руках мокрая тряпка. В ванной работала стиральная машина, а в комнате, куда прошли мальчики, вся мебель была сдвинута. Видно, началась большая уборка.

Вы уж извините, ребята,- у нас беспорядок. Я сейчас приготовлю вам чего-нибудь перекусить.

Мальчики стали отказываться, порывались уйти. Хозяева уговаривали их остаться. Всем было неловко, нехорошо. Кто виноват в этом?

Ситуация третья

В дверь постучали. Сергей, продолжая есть, крикнул: “Входите, открыто!” На пороге появилась... Марина. Это было полной неожиданностью. Они, конечно, знакомы. Но она и жила далеко, и училась не в его классе.

Что надо сделать прежде всего? Как быть с ужином: продолжать или оставить? Можно ли спросить, зачем пришла Марина? Если ей срочно нужна книжка, которую придется долго искать на стеллаже в соседней комнате, как следует поступить?

Ситуация четвёртая

Скоро, в школу. Уроки ещё не сделаны.А мама просила начистить картошку и протереть пол влажной тряпкой. Но Игорь никак не возьмётся за дело. С утра заглянули к нему на минутку соседи, два брата. И всё не уходят. Играли в настольный хоккей. Тренировали на задержание преступника болонку Тусю. Отрабатывали на ковре приёмы самбо. Опустошили вазочку с конфетами. Потом нашли песенник и стали петь песни.

Домой их отправить? А как же с долгом хозяина? Выполнить долг хозяина? А уроки? А мамина просьба?

Учитель – А сейчас викторина – “Правильно ли это?

Вы должны отвечать хором, да или, нет.

“Правильно ли это?”

1. В общественном транспорте причёсываться?

2. После еды оставлять ложку в тарелке?

3. Ходить в театр в спортивном костюме?

4. Печенье и пирожки брать с подноса руками?

5. Случайно задев кого-либо наступить на ногу, вежливо извиниться.

6. Входить в общественный транспорт в грязной пачкающей одежде.

1 уч. А теперь определите, что неправильно сервировано на праздничном столе.

(Время 1 минута )

2 уч. Однажды у древнего восточного мудреца спросили: “У кого ты учился благовоспитанности?” - “У невоспитанных, - ответил он, -я избегал делать то, что делают они”.

К сожалению, встречаются взрослые и дети с двойным стандартом поведения: на людях они одни, дома – другие. В школе или на работе они вежливы, предупредительны. А дома с близкими не церемонятся, грубы и нетактичны. Подумайте и вспомните, не вели ли вы так себя с мамой, бабушкой или с младшей сестрой? Это говорит о невысокой культуре и плохом воспитании. Нужно воспитывать в себе культуру поведения. Были ли вы свидетелями случаев некрасивого поведения в школе, в театре, в общественном транспорте?

(Дети делятся своими наблюдениями)

3 уч. Да, к сожалению, мы довольно часто видим людей, которые не снимают головной убор при входе в библиотеку или театре, на улице бросают обёртки от конфет или мороженого на тротуаре, ходят в мятом костюме, грязной обуви, допускают грубость, невежливо отвечают на вопросы, толкают и не считают нужным извинится. Как называются такие люди?

(Некультурными, невежливыми, невоспитанными.)

(Дети отвечают)

А сейчас нарисуйте 1 карикатуру на невоспитанного грубого человека. Автор самого смешного рисунка получит приз. Время на выполнение задания - 5 минут. (Все желающие выполняют задание.)

Учитель – А теперь послушаем частушки.

Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка три струны.
Ну-ка вспомним-ка, ребята,
Как мы вести себя должны.

В поезд входят три девчонки:
“Ух, народу сколько тут!
Занимай места быстрее,
А то бабушки займут!”

Петя ловко ловит рыбу,
Может лодки мастерить,
Только “здравствуй” и “спасибо”
Не умеет говорит.

Тётя Сима попросила
Слазить Петю на чердак.
“Извините, тётя Сима,
Я Вам вовсе не батрак!”.

Говорит лентяйке мать;
- Убери свою кровать!
- Я бы, мама, убрала,
Только я ещё мала”.

Коля ссорится с друзьями,
В ход пускает кулаки,
У задиры под глазами
Не проходят синяки.

Учитель – А сейчас я предлагаю вам такое задание. В течение 5 минут три группы напишут свои предложения в общий свод законов общения нашего класса. За основу можно взять опыт всего человечества. Кто-то вспомнит заповеди из Библии, кто-то советы психологов.

1 уч. Дорогие друзья. Воспитывать себя всегда очень непросто. Этого не умеют даже очень-очень умные дельфины и очень-очень добрые слоны. Зато настоящие люди воспитывают себя всю жизнь. И начинают они с детства. Да-да. Когда какой-нибудь мальчик или девочка старается изо всех сил во всём всегда быть вежливым и добрым человеком, значит, этот ребёнок уже начал воспитывать самого себя.

2 уч. – Давайте воспитывать в себе тактичность, вежливость, предупредительность по отношению к другим людям. Давайте учиться доброте, умению различать, что такое хорошо и что такое плохо. Давайте говорить друг другу комплименты.

(Исполняется песня Б.Ш.Окуджавы “Давайте говорить друг другу комплименты)

Стихотворение “Заповедь”

Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя наперекор Вселенной
И маловерным отпусти их грех.
Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них,
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслишь, мысли не обожествив,
Равно встречай успех и поруганья,
Не забывая, что их голос лжив.
Останься тих, когда твоё же слово
Калечит плут, чтоб уловить глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен всё воссоздавать с основ,

Умей поставить в радостной надежде
На карту всё, что накопил с трудом,
Всё проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том.
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно всё пусто, всё сгорело,
И только воля говорит: “Иди!”

Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой,
Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,
Пусть всё в свой час считаются с тобой.
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег,
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь человек.

Киплинг

Учитель – И напоследок наши три напутствия. Подумайте над ними.

Напутствие первое.

- “Сострадальник и друг” - такое обращение было принято в письмах к друзьям на Руси в XIV веке.

- “Сострадальник” - тот кто сопереживает, сострадает, сочувствует, тот, кто нужен любому человеку.

1 уч. – Напутствие второе.

- Шекспир считал, что улыбкой можно добиться большего, чем мечом.

Хочешь завоевать друзей – улыбайся! Подсчитано, что в произведениях Л.Толстого упоминается 97 оттенков улыбки. А сколько оттенков используете вы?

2 уч. - Напутствие третье.

- Представьте, что за вами постоянно наблюдает человек, которого вы очень уважаете, и поэтому вы не хотите, чтобы он изменил о вас своё хорошее мнение. Все свои поступки совершайте под “взглядом” этого человека.


  • Где красота – там доброта.
  • Их разлучить ничто не может.
  • Любая светлая мечта
  • На двух подруг всегда похожа.
  • И нам без них не обойтись
  • Ни светлым днём, ни днём дождливым.
  • И если хочешь быть красивым,
  • То добротою поделись.














  • Будь вежливым всегда и со всеми.
  • Будь всегда приветлив: при встрече здоровайтесь, за помощь благодари, уходя не забудь попрощаться!
  • Старшим, маленьким, больным уступай место.
  • Совершай только хорошие поступки.
  • Не спорь с товарищами по пустякам, не давай им прозвищ, не дерись, не оскорбляй.
  • Никогда не капризничай и не груби.



Правила поведения на перемене

Толкать друг друга;

Употреблять непристойные выражения и жесты;

Бросаться различными предметами;

Драться и применять физическую силу;

Играть в опасные игры, совершать действия, которые могут привести к травмам и порче школьного имущества;


Правила поведения на перемене

Бегать по коридорам и лестницам, вблизи оконных проёмов, стеклянных витрин и в других местах, не приспособленных для игр;

Перегибаться через перила, съезжать по перилам, толпиться на лестницах;

Грызть семечки;

Слушать плеер.


Кроме того, спускаясь и поднимаясь по лестнице, придерживайтесь правой стороны. Не обгоняйте учителей или взрослых, идущих по лестнице или по коридору, а если это необходимо сделать, то попросите разрешения пройти.

При встрече с учителями, работниками школы, родителями и другими взрослыми приостановитесь и поздоровайтесь.

Будьте осторожны, когда открываете и закрываете двери; не суйте руки в дверные проёмы, не балуйтесь и не хлопайте дверьми.

Посещая туалет, не задерживайтесь там без надобности; туалет - это не самое подходящее место для разговоров и общения с товарищами.

После посещения туалета не забывайте вымыть руки.


Перемена - это не только время для отдыха, но и возможность подготовиться к другому уроку.


Наведите чистоту и порядок на вашем рабочем месте: достаньте из портфеля всё необходимое для следующего урока, уберите всё лишнее.

Не забывайте заботиться о чистоте в школе. Если вы заметили мусор, уберите его.

Если учитель попросит вас помочь подготовить класс к следующему уроку, не отказывайтесь. Будет очень хорошо и вежливо, если вы сами предложите такую помощь учителю (вытереть доску, раздать тетради, расставить стулья, сходить за книгами в библиотеку и т. п.).


Если ваш класс дежурный, вы должны помочь учителю следить за соблюдением дисциплины во время перемен.

Во время перемены не бегайте по классу. Если учитель хочет проветрить класс и просит вас выйти, сделайте так, как вам говорят. Вам будет намного легче и приятнее заниматься в только что проветренном классе.

Во время перемены не играйте и не бегайте с острыми предметами: ручками, карандашами, указкой, ножницами. Вы можете случайно поранить себя или одноклассников.

Ни в коем случае не садитесь на подоконник, особенно тогда, когда окно открыто. Любое неосторожное движение может привести к печальным последствиям.


за внимание!!!

ДЕНЬ ВЕЖЛИВОСТИ.

Цель: Формирование нравственных качеств у школьников.

Задачи:

    воспитывать уважение к другим людям

    формировать у детей понятие « вежливость»

    повторить правила поведения на улице, в общественных местах, в школе

Оборудование: пословицы о доброте и вежливости, вежливые слова -развешены на стенах, правила вежливости(стенгазеты),плакаты со стихами, рисунки детей: «Делай добро», мелкие призы(канцтовары), ватман и маркеры, музыкальная аппаратура.

Правила вежливости. ( стенгазеты).

1.В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.

2. Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

3.Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

4.Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.

Пословицы о доброте и вежливости.

    Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть.

    От учтивых слов язык не отсохнет

    Подойди поближе, да поклонись пониже!

    Поклонишься - голова не отломится.

    В чужом доме не указывают.

    Каков привет, таков и ответ.

    Не будь в людях приметлив, а будь у себя приветлив.

    На добрый привет добрый и ответ.

    Смола - не вода, брань - не привет.

    Посади свинью за стол, она и ноги за стол

    Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.

    Ласковое слово - что весенний день.

    Когда совесть раздавали, его дома не было.

    Вежливость для ума, что красота для лица

    Чин чина почитай, а меньшой садись на край!

    Не пригоже есть лежа

    Вежливости открываются все двери.

    Вежливость ничего не стоит, но много приносит.

Вежливые слова.

    Спасибо, благодарю

    Здравствуйте, привет

    Добрый день, добрый вечер, доброе утро

    Извините, позвольте

    До свидания, пока

    Прости,пожалуйста

    Добро пожаловать

Плакаты со стихами:

1.Для прощания и встречи

Много есть различных слов:

"Добрый день!" и "Добрый вечер!",

"До свиданья!", "Будь здоров!",

"Я вас рада видеть очень",

"Мы не виделись сто лет",

"Как дела?", "Спокойной ночи",

"Всем пока", "Прощай", "Привет",

"Буду рад вас видеть снова",

"Не прощаюсь!", "До утра!",

"Всем удачи!", "Будь здорова!"

И "Ни пуха, ни пера!". (А. Усачёв)

2. Нам желают:

Доброго пути!

Будет легче

Ехать и идти.

Приведет, конечно,

Добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь. (А. Кондратьев)

3. Распевают в честь женщины гимны

И устраивают салют...

Но важнее, если мужчины

Для приветствия дамы – встают!

Можно женщину встретить цветами

Или даже ударить в тамтам...

Но важнее, если мы с вами

Будем стоя приветствовать дам! (А. Усачёв)

4. Вы сильно устали иль самую малость –

Советую вам при гостях не зевать:

Усталость, зевалость, и засыпалость

Хозяин воспитанный должен скрывать.

Гостям, безусловно, покажется странным,

Когда он начнёт обниматься с диваном

И вдруг захрапит среди мягких подушек,

Забыв про любимых друзей и подружек.

Гостей проводи. А тогда уж – в кровать...

И можешь зевать, и зевать, и зевать!

Ход праздника.

7:45 акция «Доброе утро!»- рекреация 1 этажа.

Песня «Хорошее настроение» в исполнении Мурадимовой Дианы и Ефремовой Алены.

На стенгазете «Доброе утро!» каждый желающий пишет свои пожелания.

1 перемена – рекреация 1 этажа.

- Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о самых важных качествах человека.

Вежливость – одно из важных качеств воспитанного человека. До 16 века «вежа» означало-«знаток»-тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.

Сегодня вас ждут увлекательные викторины, самых вежливых и воспитанных ждут призы. Будьте вежливы! Не только слова должны быть у нас вежливыми, но и поступки должны быть такими, чтобы за них не приходилось краснеть нивам, ни друзьям,ни родителям. Удачи в добрых делах!

Игра « Вежливо - невежливо»

Попробуем определить, какие вы «знатоки» правил вежливости.

Я буду называть ситуацию, а вы должны определить вежливыми или нет были действия в ней.

Поздороваться при встрече…(вежливо)

Толкнуть и не извиниться…(невежливо)

Помочь подняться упавшему…(вежливо)

Не встать,приветствуя учителя..(невежливо)

Не уступить место пожилому человеку…(невежливо)

Пропустить вперёд учителя…(вежливо)

Перебивать взрослого во время разговора…(невежливо)

А теперь давайте поиграем в игру. Я буду читать рассказ, а вы, когда нужно вставляйте в мой рассказ вежливые слова (хором).

"Однажды Вова Крючков поехал на автобусе. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребенком. Вова встал и сказал ей: "Садитесь...(хором-пожалуйста). Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову: ... (спасибо). Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал: ..... (извините пожалуйста).

Ну что же, вы знаете вежливые слова. Не стесняйтесь употреблять их почаще.

3. 2 - 3 перемена: Рыцарский турнир (рекреация 1 этажа).

Сегодня здесь состоится не совсем обычное соревнование - турнир рыцарей вежливости.

В этом соревновании примут участие знатоки правил вежливости и хорошего тона.

Мы желаем им успехов в состязании. Да победит сильнейший.

Чтобы в рыцарском турнире победить,

Очень умным и любезным надо быть.

За щитами не скрываться,

Шпаги острой не бояться,

Все законы поведенья изучить.

Начинается сраженье

По законам уваженья!

Сейчас команды должны

Поприветствовать друг друга,

Чем вежливее, тем лучше.

Приветствие команд

Объявляем первый конкурс «Разминка».

Вопрос 1 команде – Кого называли рыцарями в прошлом?

Вопрос 2 команде – Какого человека мы называем рыцарем в наши дни?

А сейчас от теории к практике.

Конкурс «Сервировка стола».

Задание обеим команда: правильно поставить на стол тарелку, чашку, разложить ложки, вилки, ножи.

Задание «Театралы»

Показать как надо правильно пройти на свои места в зрительном зале.

Конкурс «Правила уважения».

Команде1 Мальчик крикнул прохожему: «Сколько время?» Он сделал 3 ошибки. Какие?

Команде 2. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому11?

4 перемена. Подведение итогов турнира(рекреация 1 этажа).

Пока подводятся итоги, вы произнесёте клятву рыцарей. Я буду говорить слова, а потом вы все вместе за мной будете повторять.

Клянёмся рыцарями быть!

Всегда спасибо говорить,

Добрый день, до свиданья!

Нет в мире выше званья!

Клянёмся рыцарями быть!

А значит доброте служить,

За слабых заступаться,

И просто так не драться!

Дорогие ребята! Турнир окончен. Но мы надеемся, что никогда не исчезнут с нашей земли настоящие друзья, мужественные и благородные люди, способные прийти на помощь слабому. Никогда не исчезнут настоящие рыцари.

А теперь окончательные итоги турнира рыцарей вежливости.

(Награждение.)

5 перемена. Игра « Словарь вежливых слов» (рекреация начального блока).

Мы сейчас выясним, знаете ли вы вежливые слова.

Растает ледяная глыба

От слова тёплого(спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день)

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы(спасибо)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости,пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят(до свидания)

Товарищи! Твердите

С утра по словарю: спасибо, извините, позвольте, разрешите,я вас благодарю.

А сейчас я расскажу вам сказку о том, что вежливость может помочь и даже спасти от смерти.

Вежливый кролик(мексиканская сказка).

Жил-был кролик. Он был очень воспитанный и вежливый. Однажды он шёл из чащи домой, как вдруг небо потемнело, надвинулись тучи, полил дождь. На пути была огромная пещера. Кролик решил там переждать дождь. Но он не знал,что в пещере жила старая, ядовитая змея Она редко выползала из пещеры,потому что не любила солнце, свет, зелень, красоту во всём. Кролик не сразу вошёл в пещеру. Он вежливо спросил: « Уважаемая пещера, разрешите мне войти и переждать дождь». Услышав голос кролик, змея от радости забыв об осторожности, осветила: «Заходи, Кролик!». Узнав голос змеи, Кролик испугался, но не подал вида. Он вежливо сказал: «Простите, я не знал, что здесь занято, и кто-то живёт, всего доброго, до свидания, не смею вас беспокоить». Он со всех ног бросился бежать домой.

Змея, разозлившись, с ужасом зашипела: «Ох, уж эти мне вежливые кролики!»

Понравилась сказка? Как кролика спасла вежливость?

6 перемена. Окончания дня вежливости (рекреация 1 этажа).

Говоря о вежливости, многие подразумевают её внешнее проявление.

А ведь вежливость только тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. А, значит, она всегда рядом с добротой, доброжелательным отношением друг к другу.

- Даже дети знают: некрасиво

Не сказать за доброту «Спасибо!»

Это слово с детства нам знакомо

И звучит на улице и дома.

Но порой его мы забываем,

И в ответ лишь радостно киваем...

И уже достойны нашей жалости

Тихие «Спасибо» и «Пожалуйста».

И не каждый вспоминать готов

Смысл сокровенных добрых слов.

Слушали ВЫ все мои слова.

Благодарствую!!! СПАСИБО Вам!!!

- Наш праздник подошел к концу. Я надеюсь, Вы все поняли и вежливые слова для вас станут хорошими друзьями!

Песня «Дорога добра!»

I. Организационная часть

(Слайд 1)

II. Беседа

Учитель: Ребята, сегодня мы будем говорить о чем-то очень важном. А о чем, вы узнаете после просмотра фильма.

1. Просмотр ролика «Ералаш». (Давайте говорить...)

(Слайд 2)

2. Обсуждение ситуации.

Как вели себя дети в школе?

Какие слова употребляли в своей речи?

О каком дне говорится в фильме?

(Слайд 3)

Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию, в школу, но эта школа необычная. Это - «Школа вежливости».

(Слайд 4)

III. Беседа

Всегда ли вы вежливы с мамой и папой, с друзьями, с одноклассниками, с учителями? Ребята, а как мы называем человека, который никогда не грубит, вежлив и внимателен с людьми, и поэтому всякому с ним легко и приятно? (ВОСПИТАННЫМ.)

Правильно, воспитанным. Ведь вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека.

Вежливость в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Она с годами закрепляется
И остаётся с человеком навсегда.

IV. Историческая справка

До XVI века вежа означало «знаток», тот, кто знает правила приличия. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

V. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Вежливо - невежливо». Если вы считаете, что так поступать вежливо - хлопаете два раза, если невежливо - один.

1. Поздороваться при встрече -
2. Толкнуть и не извиниться -
3. Помочь подняться -
4. Не встать, обращаясь к учителю -
5. Поднять упавшие вещи -
6. Не уступить место в транспорте -
7. Не заметить недовольство мамы -

VI. Ребята, а всегда ли вы в общении с людьми пользуетесь «волшебными словами»?

Игра

Сейчас мы с вами составим дерево вежливости.

(Слайд 5)

Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут на белом свете,
Запомнить их давно пора.

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (СПАСИБО)

Зазеленеет старый пень, когда услышит… (ДОБРЫЙ ДЕНЬ)

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (ЗДРАВСТВУЙТЕ)

Когда нас бранят за шалости, говорим... (ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА)

И во Франции и в Дании на прощанье говорят... (ДО СВИДАНИЯ)

Нужно знать, как дважды два, все волшебные слова, в день, пожалуй, раз до ста говорю... (ПОЖАЛУЙСТА)

VII. А сейчас мы посмотрим, какие волшебные слова знаете вы.

Игра «Вежливые прятки»

Ученику завязывают глаза, а кто-нибудь из игроков говорит вежливое слово, водящий должен отгадать, кто из ребят сказал.

VIII. Попробуем проверить, верно ли, что есть волшебные слова. А для этого поиграем.

И гра «Волшебный цветик-семицветик»

Сейчас ко мне выйдут 7 человек, которые станут волшебниками. Они отрывают по одному лепестку и отдают лепесток кому-нибудь из класса со словами:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели…

Вели, чтобы... сказал... доброе слово.

Например: извини... я тебя нечаянно толкнула сегодня, прости, пожалуйста.

Я тебя нечаянно обидел, прости меня.

Я была неправа, что не поделилась с тобой карандашами. Не сердись на меня.

IX. Конкурс «Самый вежливый»

Итак, задачи не на сложение,
Задачи на правила уважения.

1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» и сделал 3 ошибки. Какие?

а) Нельзя кричать.
б) Надо, обратившись к прохожему, извиниться.
в) И употребить вежливые слова.

2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить, если одному 8 лет, а другому 11? (Кто вежливее.)

3.Что нужно сделать, когда входишь в чей-либо дом или квартиру? (Поздороваться.)

4.Ты ел конфету, что сделаешь с фантиком? (Бросишь в урну.)

5. Нужно ли снимать головной убор, если ты пришёл в гости? (Обязательно.)

Советы на память от волшебного цветика-семицветика.

(Слайд 6)

Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить: «Спасибо!»

(Слайд 7)

Будь доброжелательным,
Скромным и внимательным!

(Слайд 8)

Ты труд другого уважай,
Сам насорил - сам убирай!

(Слайд 9)

Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В автобус вы поможете
Взобраться инвалиду.

(Слайд 10)

В одежде будь ты аккуратен:
Избегай и дыр, и пятен!

(Слайд 11)

Ежели вы вежливы,
То сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать как две сороки!

(Слайд 12)

Дома близким не груби.
Малышей жалей, люби!

(Слайд 13)

Ежили вы вежливы,
И к совести не глухи.
Вы место без протеста
Уступите старухе.

(Слайд 14)

Пусть же будет вам не лень,
Сказать при встрече: «Добрый, день!»

(Слайд 15)

Итог

Ребята, вам понравилась наша экскурсия в школу вежливости?

Как нужно произносить «волшебные слова». (Вежливо,с улыбкой.)

А сейчас посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.

Наш классный час подошёл к концу. Мне было приятно с вами общаться. А чтобы вы помнили о нашей сегодняшней беседе, я предлагаю вам спеть песню «Улыбка».

(По окончании песни Слайд 16 )

Организованная деятельность «ДЕНЬ ВЕЖЛИВОСТИ»
ЦЕЛЬ: формировать у детей представление о нравственных нормах отношений с окружающими;
ЗАДАЧИ:
- воспитывать культуру общения, ответные чувства за заботу окружающих; доброжелательное отношение к окружающим;
- закрепить навыки культурного поведения.
- закрепить у детей понятие вежливость и доброта;
- способствовать стремлению детей использовать в речи «волшебные слова»;
Совместная деятельность воспитателя с детьми
1 половина дня
Зарядка.
Кто спит в постели сладко?
Давно пора вставать!
Спешите на зарядку,
Мы вас не будем ждать.
Распахнуто окошко,
Нам холод ни почем!
И сон с себя стряхнем
Но чтоб совсем стряхнуться,
Нам нужно потянуться.
Начинай! Не спеши!
Через нос ровней дыши!
Я возьму мяч большой,
Подниму над головой,
Прогну спину и мяч назад кину.
Чтоб ногам работу дать,
Будем дружно приседать.
Взял Сережа обруч свой,
Держит обруч за спиной.
Все что делает Сережа,
Повторить попробуй тоже.
А теперь детвора.
Умываться пора.
Мытье рук перед завтраком.

Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды,

Часто умываемся, маме улыбаемся.

Знаем, знаем, да, да, да, где ты прячешься вода!

Выходи водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку по – нем – ножку.

Лейся, лейся по- сме-лей

Умывайся веселей!

Кто у нас любимый самый?

Ложку первую за маму.

А вторую за кого?

Да за папу своего,

За кого же третью ложку?

За веселую матрешку!

Съешь за бабу, съешь за деда,

За мальчишку - за соседа.

За подружек, за друзей,

Съешь побольше не жалей!

Съешь за праздник, шумный, яркий,

За гостей и за подарки.

За котенка, за Тимошку,

Эту маленькую ложку,

И за рыжего кота,

Вот тарелка и пуста!

Организованная образовательная деятельность

«Зачем нужны правила поведения?»

Цель: закрепить с детьми представление о правилах поведения в гостях, общественных местах; развивать диалогическую речь, умение строить суждение.

Приходит посылка из страны вежливости.

Воспитатель достает из конверта открытки с вопросами.

Кто из ребят соблюдает правила этикета?

С какого вежливого пожелания ты обычно начинаешь завтрак,обед,ужин?

Какие слова приветствия ты знаешь?

Всем ли можно говорить слово привет?

С каким выражением лица лучше приветствовать друг друга?

Часто ли смотришь в зеркало,и что оно тебе подсказывает?

Следишь ли ты за своим внешним видом?

Хотел бы ты кушать за одним столом с Грязнулей?

Какой вежливой фразой заканчивают обед, завтрак,ужин?

Ответы детей.

Воспитатель достает из посылки книжку К.Чуковского «Мойдодыр».

Читает стихотворение.

Закрепить негативное отношение к грязи.

Формировать представление о том, что с грязнулями никто не хочет общаться.

Развивать внимание, память, воображение.

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации. Почему от мальчика убежали предметы? Почему вещи вернулись мальчику, а Мойдодыр его похвалил? (Ответы детей).

Воспитатель достает из посылки открытки с правилами этикета

Говорить людям «здравствуйте - значит желать им здоровья. А разве приятно, когда тебе желают здоровья с угрюмым лицом?

По правилам этикета младший по возрасту первым приветствует старшего.

Дружи с мылом и водой. Следи, чтобы вещи твои всегда были чистыми. Волосы должны хорошо быть причесанными, а главное чистыми. Всегда имей чистый носовой платок.

Локти на стол неприятно класть.

В транспорте нужно быть собранным и внимательным.

К выходу надо готовиться заранее. Причинив неудобства пассажирам, не забудь извиниться.

Воспитатель достает из посылки мяч.

Игра с мячом «Кто знает больше вежливых слов».

Воспитатель предлагает узнать, кто больше знает вежливых слов и выражений. Если ребенок отвечает правильно, то делает шаг вперед после

ловле мяча. Выигрывает тот, кто первым дойдет до воспитателя.

Дидактическая игра «Что такое хорошо, и что такое плохо?».

Одна группа детей выбирает картинки с изображением хороших поступков, другая с плохими поступками. И кладут на разные столы, где лежит красный круг (хорошие поступки), а черный круг (плохие поступки)

Игра – танец «Поссорились - помирились»

В течение всего дня воспитатель неоднократно создает ситуации, в которой дети должны показывать свои знания о правилах поведения.