Что такое бриллиант. Лечебные свойства бриллиантов. Чем бриллианты отличаются друг от друга

Есть пять главных правил.

1. «Бриллиант» — название самого известного вида огранки, а не материала.

2. Название «бриллиант» предполагает конкретный вид огранки круглой в плане формы, симметричной, с 57-ю гранями (плюс пришлифованный шип — колета, где сходятся грани павильона; эта грань предохраняет низ камня от обламывания), — из них 33 грани на короне (включая площадку — большую центральную грань) и 24 на павильоне; прочие виды огранок круглой формы с меньшим числом граней имеют каждая своё название: те у которых более 57 граней, называются модификациями бриллианта.

3. Недопустимо применять название «бриллиант» к прочим видам огранки без обозначения камня.

4. В том случае, когда речь идёт о бриллианте, огранённом из алмаза, наименование материала может быть опущено. В этом случае «бриллиант» означает и вид огранки, и алмаз.

Ещё совсем недавно ювелирные магазины в нашей стране были полны удивительной продукцией из синтетического корунда. Другие камни встречались крайне редко. О качестве камня покупатель ничего не знал и не спрашивал. Побудительным мотивом к покупке чаще всего служили слухи об очередном повышении цен на золото. В эти периоды с прилавков магазинов сметалось почти всё…

Сейчас ситуация меняется. На прилавках появилось больше различных ювелирных изделий с природными и синтетическими камнями. Непривычно велик и ассортимент украшений с бриллиантами. Слухами об очередном повышении цен покупателя уже не пугают, и он может делать свой выбор основательно. Но для этого необходимо иметь хотя бы общие понятия о том, что и как выбирать.

Алмаз — это минерал, состоящий из чистого углерода. Он действительно самый твёрдый природный минерал. По шкале твёрдости — 10. Рубин, у которого твёрдость 9, примерно в 150 раз «мягче» алмаза! Кстати, удивительно, но самый мягкий минерал — графит (твёрдость 1) также состоит из чистого углерода. Секрет кроется в структуре этих минералов, т. е. в расположении атомов углерода относительно друг друга. Алмаз твёрд только к истиранию (царапанью), но хрупок и может расколоться даже от лёгкого удара. Вам следует об этом помнить, если вы имеете изделия с бриллиантами. К любым кислотам и изменениям температуры в обычных условиях он удивительно стоек, и здесь вам нечего опасаться.

Для некоторых из вас будет сюрпризом узнать, что действительно бесцветный алмаз, каким мы его себе представляем, встречается крайне редко. Стоимость бесцветного бриллианта круглой огранки и высокого качества массой 1 карат (0,2 г) достигает 11—12 тысяч долларов. Но обычно алмаз окрашен в желтоватые, коричневатые или сероватые цвета, реже в голубоватые, зеленоватые или розоватые. Окраска может быть интенсивная, так называемая «фантазийная», но она никогда не бывает чистой, т. е. если цвет алмаза синий, то не такой чистый, как цвет у сапфира, а красный не может сравниться с цветом рубина.

Очень высоко ценятся пурпурно-красные алмазы из Австралии. В 1995 году их стоимость была, в среднем, 100 тысяч долларов за карат!

Цвет алмазов обычных окрасок — от бесцветного до светло-жёлтого (коричневого, серого) оценивается по специальной шкале. В разных системах оценки бриллиантов используются разные шкалы цвета. По системе Геммологического института Америки в этом диапазоне выделяется 23 цвета, которые обозначены буквами алфавита английского языка, начиная с буквы «D» —для бесцветного алмаза и кончая буквой «Z» — для светло-жёлтого.

В России используются 9-бальная шкала (для камней массой более 0,30 карата), 7-бальная (для камней массой меньше 0,30 карата) и 4-бальная (для мелких камней простой огранки). В ювелирных магазинах нашего города вы можете встретить маркировку цвета пока только по одной шкале, но ситуация может измениться. Вам следует помнить, что бриллианты первых 3 цветов 9-бальной шкалы встречаются редко, особенно 1 цвет. Разница же в стоимости между 1 и 3 цветами составляет около 30%. Причём на глаз вы не заметите разницу в цвете оправленных камней, имеющих маркировку цвета от 1 до 6, а у мелких камней в жёлтом металле с маркировкой 7 и даже 8 вы можете ещё не заметить какой-либо окраски. Будьте осторожны при покупке камней с маркировкой цвета 1—3!

Как вам прочитать маркировку камня? На ярлыке к изделию вы можете увидеть что-нибудь вроде Кр 57 3/4. Кр57 означают форму камня и количество граней, в данном случае огранка круглая и на камень нанесено 57 граней (стандартная бриллиантовая огранка ). Следующая цифра означает цвет, а последняя — качество.

Качество, как и цвет, в разных системах оценивается различно, но все эти системы хорошо стыкуются между собой. Качество здесь означает степень свободы камня от каких-либо дефектов, обычно внутренних. Оценивается качество при десятикратном увеличении и невооружённым глазом. В системе Геммологического института Америки выделяются 11 групп качества бриллиантов.

В системе, используемой в России, как и с цветом, используются три шкалы качества, в зависимости от размеров камня, соответственно 12, 9 и 6-бальные. Чем дефектней камень, тем больше цифра. Следует помнить, что бездефектные камни встречаются крайне редко. Будьте осторожны, если видите на маркировке высшие оценки качества! Если изделие дорогое, то лучше проконсультироваться у геммолога, прежде, чем покупать его. Никогда в таких случаях не полагайтесь на написанное на ярлыке. Мне приходилось видеть такие несоответствия качества бриллиантов с их маркировкой.

Специалист, конечно, обратит внимание и на качество огранки камня. В нашей стране качество огранки, как правило, хорошее. Плохое качество отмечается обычно у камней индийского производства. Кроме того, бриллианты могут быть облагорожены: заполненные специальным веществом трещины, выжженные лазером включения, изменённая окраска. Могут встретиться и синтетические алмазы, но себестоимость их производства пока чрезвычайно высока, и реальной угрозы рынку алмазов с их стороны на данный момент нет.

кандидат геолого-минералогических наук,
Александр Кисин

В 1919 году математик Марсель Толковский рассчитал пропорции бриллиантовой огранки (на западе этот бриллиант известен, как бриллиант Толковского; в России - просто «бриллиантовая» огранка), при которой свет входящий в камень через корону, полностью отражается от граней павильона по закону полного внутреннего отражения и выходит обратно, создавая сильные блеск и «игру» (за исходную форму был принят круглый бриллиант с 57 гранями). При таких пропорциях бриллиант не пропускает свет «насквозь», в отличие от имитаций.

Диаметр: ширина бриллианта, измеряется по диаметру рундиста.
Площадка: верхняя горизонтальная грань алмаза.
Корона: верхняя часть камня, расположенная над рундистом.
Рундист: узкий ободок бриллианта, отделяющий корону от павильона.
Павильон: нижняя часть камня, расположенная под рундистом.
Калетта: место схождения граней павильона, иногда образующую маленькую 58-ю грань.
Глубина: размер драгоценного камня от площадки до калетты.

Основными показателями, влияющими на оценку бриллиантов, являются цвет камня, чистота камня, огранка камня и его масса, выраженная в каратах. Именно на них базируется принцип оценки - четыре «Си»(4С), где каждая «С» обозначает один из факторов оценки:

Cut - огранка камня - форма, тип огранки, пропорции, а также качество обработки (симметрия, полировка и т.д.);

Clarity - чистота камня - степень свободы камня от внутренних включений;

Color - цвет камня - самый главный фактор, влияющий на оценку бриллианта;

Carat weight - масса камня в каратах (1 карат равен 0.2 гр.)

В мире существует несколько систем оценки качества бриллиантов, но мы рассмотрим две самые распространенные - систему Геммологического института Америки (GIA) и российскую систему.

Система GIA для оценки бриллиантов.

Cut - огранка камня.

Качество огранки бриллианта, возможно, самый важный компонент их всех четырех, влияющий на стоимость бриллианта, поскольку правильно обработанный камень выглядит очень красиво, в нем наблюдается яркий блеск и «игра». При правильной огранке бриллианта, свет проходит сквозь площадку короны, играет между граней павильона и возвращается обратно сквозь площадку полностью или почти полностью отразившись от внутренних граней. Если же огранка неудачна, то свет, проходящий сквозь площадку, быстрей достигает граней павильона и «просачивается» сквозь одну из них, либо уходит через противоположную нижнюю грань бриллианта, не успевая отразиться. Чем меньше света, преломляясь внутри камня, выходит обратно, тем меньше блеск Вашего бриллианта.

Большинство специалистов по драгоценным камням сходятся в том мнении, что лучшая огранка бриллиантов основывается на формуле, которая позволяет придать камню максимальный блеск. Эти формулы можно понять, изучив пропорции бриллиантов, однако гораздо важнее как глубина соотносится с диаметром бриллианта и как диаметр площадки соотносится с диаметром бриллианта.

Специалисты в области классификации огранки бриллиантов разработали таблицу в помощь ювелирам, с помощью которой можно придать бриллианту идеальные пропорции. Согласно этой таблице огранку бриллиантов (по GIA) можно разделить на следующие категории: Идеальная (Ideal), Превосходная (Premium), Очень хорошая (Very Good), Хорошая (Good) и Доброкачественная (Poor).

Идеальная огранка ставит своей целью придать алмазу максимальную яркость и обычно у таких бриллиантов площадка меньшего размера, что дает дополнительное преимущество: у таких камней большая способность к рассеиванию света. Эта категория огранки применима только к круглым бриллиантам. Круглые бриллианты с огранкой категории «Премиум» имеют огранку эквивалентную «Идеальной» с более широкой площадкой и слегка измененными углами короны и павильона. Бриллианты с огранкой «Очень хорошая» отражают большую часть света, который проходит сквозь них, создавая достаточный уровень яркости. Бриллианты с такой огранкой получаются в результате того, что огранщики немного отходят от предусмотренных пропорций бриллианта, чтобы на выходе получить достаточно крупный по весу бриллиант. Как результат подобные бриллианты имеют отклонения по размеру площадки или ширины рундиста, хотя по остальным параметрам совпадают с параметрами бриллиантов категории «Идеальный» или «Премиум». Огранка категории «Хорошая» подразумевает, что в камне отражается много света, проходящего через него. Пропорции отклонены от идеальных, поскольку выбор сделан в пользу большего размера бриллианта при огранке, а не отсечения всего лишнего, чтобы получить небольшой камень категории «Премиум».

Clarity - чистота камня.

Когда речь заходит о чистоте бриллианта, мы имеем в виду наличие отличительных характеристик снаружи и внутри камня. Хотя большинство этих характеристик - неотъемлемая часть необработанного алмаза, возникшая на самых ранних стадиях формирования кристалла под землей, хотя некоторое их количество появляется в результате воздействия мощного давления, которому подвергается алмаз в процессе огранки. Если представить то невероятное давление, с помощью которого зарождается алмаз, то совсем не удивительно, что многие алмазы имеют трещинки-включения, дефекты, воздушные пузырьки и частички чужеродных минеральных пород, как на поверхности, так и внутри камня. Оценка чистоты производится при 10-кратном увеличении лупы, при этом учитывается размер, количество, расположение и цвет внутренних характеристик, а также в ряде случаев и поверхностные дефекты, которые нельзя удалить путем переполировке без значительной потери веса камня. При прочих равных условиях бриллианты без внутренних характеристик считаются более ценными. В системе оценки GIA различают 11 групп чистоты: начиная от «Внутренне безупречного» - бриллианта, не имеющего абсолютно никаких дефектов и включений даже при 10-кратном увеличении и заканчивая «Несовершенным» - бриллиантом, у которого присутствуют серьезные дефекты и включения, видимые даже невооруженным взглядом.

F и IF (Flawless и Internally Flawless) - Чистые и Внутренне Чистые. У таких бриллиантов нет внутренних включений либо их невозможно обнаружить при10-кратном увеличении. Очень редкие.

VVS1 и VVS2 (Very Very Small Inclusions) - Едва-едва заметные включения. Очень трудно обнаружить при 10-кратном увеличении.

VS1 и VS2 (Very Small Inclusions) - Едва заметные включения. Мельчайшие включения незаметны невооруженным глазом и с трудом обнаруживаются при 10-кратном увеличении.

SI1 и SI2 (Small Inclusions) - Маленькие включения. Мельчайшие включения, которые можно обнаружить при 10-кратном увеличении и в некоторых случаях (SI2) включения видны невооруженным взглядом.

I1 и I2 и I3 (Imperfect) - Заметные Включения. Включения видны, как при 10-кратном увеличении, так и невооруженным глазом.

Color - цвет камня.

Говоря о цвете бриллианта, ювелиры обычно имеют в виду наличие или отсутствие цвета в «белом» бриллианте. Цвет напрямую зависит от химического состава бриллианта и с течением временем не меняется.

Из-за того, что бриллиант лишен цвета, подобно прозрачному стеклу он пропускает через себя больше света, чем цветной камень, бесцветные бриллианты больше искрятся и играют световыми отражениями. Вследствие особенностей процесса формирования алмазов, только единичные экземпляры являются по-настоящему бесцветными камнями. Чем бесцветнее «белый» бриллиант, тем выше его стоимость. На цветные бриллианты фантазийной окраски эти правила не распространяются. Такие бриллианты имеют яркую фантазийную окраску - голубую, розовую, красную, желтую, зеленую. Они очень редки и их стоимость в несколько раз, а то и на порядки превышает стоимость «белых» бриллиантов.

Оценивая бесцветность бриллиантов, многие ювелиры прибегают к профессиональной цветовой шкале компании GIA, которая разделена на группы, начиная с совершенно бесцветных бриллиантов и далее по мере увеличения насыщенности желтого оттенка до последней группы для бриллиантов с желтой окраской. Каждую группу обозначают буквой латинского алфавита от D - бесцветные бриллианты до Z - желтые бриллианты. По этой же шкале оценивают цвет камней с коричневым оттенком, при этом учитывается насыщенность коричневого цвета. Оценка цвета бриллианта сводится к определению группы цвета. Окраска желтых и коричневых камней с характеристикой цвета ниже Z считается фантазийной. Для бриллиантов с фантазийной окраской существуют свои группы цвета, при характеристике таких камней употребляют слово fancy (фантазийный), далее описывают цвет и его интенсивность. Для оценки цвета бриллиантов применяется набор эталонов.

Carat weight - масса камня в каратах.

Карат - единица измерения, принятая для определения веса бриллиантов. Один карат эквивалентен 0.2 грамма (200 миллиграмм). Слово «карат» происходит от названия семени цератония, с помощью которого люди в древности проверяли весы. Семечки цератония настолько малы и неотличимы друг от друга, что даже самая современная техника не способна измерить разницу в весе двух семечек, превышающую значение 0.003.

Процесс формирования алмаза происходит только в особых условиях, и обычно природные компоненты, необходимые для образования кристалла, можно найти только в горах. Что означает, что крупные алмазы находят гораздо реже, чем мелкие. По этой причине цена алмаза растет в прямой зависимости от его размера.

Российская система оценки бриллиантов.

Российская система оценки бриллиантов базируется на технических условиях (ТУ 117-4.2099-2002), действующих с апреля 2002 года.

Оценка огранки. В качестве стандарта принята круглая огранка с 57 гранями (Кр-57), существует также круглая 17-гранная огранка (Кр-17), которая используется для мелких камней. ТУ устанавливает диапазоны геометрических параметров огранки, по которым круглые бриллианты Кр-57 могут быть поделены на группы (в порядке убывания геометрических параметров, симметрии, качества полировки) «А», «Б», «В», «Г», а Кр-17 - на две группы - «А» и «Б». Бриллианты известных фантазийных форм огранки подразделяют на две группы - «А» и «Б». Бриллианты фантазийных форм огранки с нетрадиционным количеством и расположением граней относятся к группе огранки «Б».

Вес бриллианта измеряется в каратах до второго знака после запятой. Для вычисления массы камня, закрепленного в ювелирном изделии, применяют специальные расчетные формулы.

Выделяются три весовые группы бриллиантов: мелкие (массой до 0.29 карат), средние (от 0.30 до 0.99 карата) и крупные - 1 карат и выше.

Оценка цвета. Бриллианты классифицируют по группам цвета от бесцветных с постепенным увеличением насыщенности желтых, коричневых, серых оттенков. Количество групп цвета зависит от веса. Мелкие бриллианты Кр-17 классифицируют по 4 группам цвета (1 - бесцветные камни). Мелкие бриллианты Кр-57 классифицируют по 7 группам цвета (1 - бесцветные камни). Средние и крупные бриллианты классифицируют по 9 основным группам цвета (1 - бесцветные камни)(см. таблицу), при этом в 6, 8 и 9 выделяют несколько подгрупп: 6 и 6-1, от 8-1 до 8-5, от 9-1 до 9-4 (например, 8-2 - слабо окрашенные желтые, или 8-5 - желтые). Бриллианты с фантазийной окраской относятся к первой группе цвета. Хочется заметить, что бриллиантов массой 1 карат и выше с характеристиками 1/1 практически нет в продаже. Камни с такими характеристиками дороже бриллиантов с характеристиками 4/4 в несколько раз и могут оказаться не по карману даже очень состоятельным людям. В то же время внешне бриллианты 1/1 и 4/4 абсолютно не отличаются друг от друга.

Оценка чистоты. Бриллианты классифицируются по группам чистоты в зависимости от наличия внутренних характеристик (включений, трещинок, поверхностных дефектов, устранение которых приведет к существенной потере веса), их количества, расположения и цвета (учитываются характеристики, видимые в лупу 10-кратного увеличения). Количество групп чистоты зависит от веса. Так, мелкие бриллианты Кр-17 классифицируют по 6 группам чистоты, а мелкие бриллианты Кр-57 - по 9 группам. Для средних и крупных камней существует 12 групп чистоты (см. таблицу). Из таблицы следует, что бриллиант с чистотой 5 на бриллиантах весом до 0.29 карата соответствует чистоте 7 для средних и крупных камней. Т.е. с трудом видимые невооруженным глазом дефекты и цветность обнаруживаются только при характеристиках 7/7 (для средних и крупных камней). Тренированный глаз без помощи приборов замечает дефекты и цветность при характеристиках 6/6. Поэтому при покупке больших камней правильнее будет обращать внимание на цвет и размер, которые бросаются в глаза.

Итоговая оценка бриллианта записывается в следующем виде: например, Кр-57 0,35 3/4А. Это означает: бриллиант круглой огранки с 57 гранями, массой 0.35 карата, имеет 3-ю группу цвета, 4-ю группу чистоты, группу огранки - А.

Мы знаем, что бриллианты являются царями среди камней. Некоторые из них известны во всем мире своей уникальностью или преданиями, связанными с ними. Ими восхищаются и попадают под влияние их мистической красоты не одно столетие. Предлагаем вам обзор "самые знаменитые бриллианты мира"

Такие знаменитые бриллианты, как “Куллинан”, “Регент”, “Шах”, “Черный Орлов”,”Эврика” будут запечатлены в истории человечества на целые столетия, ведь они несут не только эстетическую ценность, но и историческую, подтверждают богатство недр земли. Многие алмазы, таят в себе мистическую тайну, неразгаданную загадку. Из-за этих камней гибли люди, разрушались целые государства, совершались предательства. Человек всегда пытался владеть миром, а власть без драгоценностей - это ничто. Вот и переходили эти известные во всем мире камни из рук в руки, оставляя заметный след в жизни их владельца. На сегодняшний день нам только остается восхищаться их непосредственной красотой и необычно запутанной историей.

"Куллинан"один из самых больших и знаменитых бриллиантов

Самым большим и знаменитым из когда-либо найденных алмазов до сих пор считается "Куллинан".101 год назад, 25 января 1905 года, в британской колонии Трансвааль (ныне провинция в ЮАР) был найден самый крупный в истории человечества алмаз, камень «чистейшей воды» весил 3106 каратов(621,2 г.) и имел размеры 100 х 65 х 50 мм.

Во время вечернего обхода управляющий рудником Фредерик Уэлс заметил на стенке карьера точку, сверкающую в лучах заходящего солнца. Точка находилась в 9 метрах от верхней кромки карьера. Вскоре работники прииска извлекли алмаз размером 100 х 65 х 50 мм.. Позже выяснилось, что алмаз представлял собой обломок более крупного кристалла, к сожалению, так и не найденного.

Диковину демонстрировали всем желающим в банке Йоханнесбурга. Стоимость алмаза была настолько высока, что несколько лет на него не находилось покупателя. Поступали даже предложения скинуться на покупку камня — по шиллингу с каждого жителя. Однако драгоценной находке нашлось другое применение: после Англо-бурской войны правители Трансваальской республики в знак примирения решили преподнести дорогой подарок королю Англии Эдуарду VII. В 1907 году алмаз был куплен за 150 тысяч фунтов стерлингов и подарен королю ко дню рождения.

Следует отметить, что даже по ценам тех лет стоимость находки составляла не менее 8 миллионов фунтов. В наши дни стоимость необработанного алмаза равнялась бы стоимости 94 тоннам золота. Перед тем как переправить камень в Англию, его застраховали, арендовали специальный корабль с каютой-сейфом и целой армией бдительных охранников. Однако если бы ловкие грабители все-таки похитили груз, он поверг бы их в шок: ведь в их руки угодил бы муляж «Куллинана». В то время как настоящий камень прибыл в Англию в обычной почтовой посылке.

Новый владелец подарок поначалу не оценил, назвав его «стекляшкой». В 1908 году бриллиант «Куллинан» решено было разбить на части и огранить, для чего камень отправили братьям Асскор — знаменитым ювелирам из Амстердама. Прежде чем разбить камень на части, Йозеф Асскор почти полгода изучал его. Но даже определив точку приложения первого удара, сам на этот удар не решился, поручив дело ученику. В момент нанесения решающего удара Йозеф Асскор от волнения лишился чувств. Но расчет оказался верен. По завершении всех работ почти 4 года спустя свет увидели два крупных, семь средних и девяносто шесть мелких бриллиантов необыкновенной чистоты.


Самая крупная часть алмаза была огранена в форме груши (530,2 карата) и получила название «Звезда Африки», или «Куллинан-I».

На сегодняшний день это самый знаменитый и крупный бриллиант — он украшает верхушку королевского скипетра Великобритании.

Второй осколок приобрел форму «изумруда»; он весит 317,4 карата, носит имя «Куллинан-II» и украшает британскую корону…



Из частей алмаза, оставшихся после обработки первых двух бриллиантов, были огранены ещё два крупных бриллианта: «Куллинан-III», 94,4 карата, и «Куллинан-IV», 63,65 карата, и менее крупные бриллианты, названы «Малыми звёздами Африки».

Куллинан V, также очень знаменитый бриллиант

Сейчас от 3106 карат осталось чуть более 34% — 1063,65 карата. Чем объясняются такие потери — несовершенством техники или скрытыми дефектами камня — неизвестно.

Проклятый "Черный Орлов"

Его происхождение и серо-стальной цвет остаются загадкой. Некоторые предполагают, что раньше это был камень “Око Брахмы” весом 195 карат,вставленный в статую в районе Пондишери. Другие считают, что этот бриллиант хранился в ларце у русской княгини Надежды Орловой. Между тем, княгини с таким именем никогда не существовало. Кроме того, черный бриллиант никогда не упоминался в Индии, где этот цвет считается недобрым знаком. Наконец, квадратная ступенчатая огранка камня появилась не ранее ста лет тому назад!

Откуда бы ни происходил ”Черный Орлов”, вес которого в настоящее время составляет 67,50 карата, ювелир Уинстон из Нью-Йорка выставлял его на всеобщее обозрение как диковинку, а затем вставил его вместе с другими бриллиантами в платиновое колье, которое много раз переходило из рук в руки. Последний раз оно было продано на аукционе “Сотбис” в Нью-Йорке.

У мистически прекрасного черного бриллианта "Орлов" темное прошлое. Оно окутано тайнами и слухами, а сам "Орлов" имеет дурную репутацию проклятого камня, но вместе с тем озаряет творческий путь лучших ювелиров. И, конечно же, всегда находятся люди, готовые платить за него большие деньги.



«Кохинор» («Koh-I-Noor»)

Этот знаменитый бриллиант можно по праву назвать "историческим". Его история насчитывает не сто и не двести лет, а целых двадцать веков(56 год до н.э.). По индийскому преданию, на берегу реки Ямуна нашли ребенка; во лбу у него горел прекрасный алмаз; это и был “Кох-и-Нор”. Дочь погонщика слонов подобрала новорожденного и доставила его ко двору. Этот ребенок был не кем иным, как Карной, сыном бога Солнца. Камень, чистая масса которого составляла тогда 600 карат, был водружен на статую бога Шивы на месте третьего глаза, несущего просветление.

В летописях этот алмаз впервые упоминается в 1304 году. Тогда он принадлежал радже Мальвы. Затем в течении двух веков о камне ничего не было известно. Только в 1526 году он обнаружился среди сокровищ бабура, основателя династии Великих Моголов. Моголы хранили камень двести лет, вплоть до 1739 года, когда правитель Персии Надир-Шах разграбил Дели. Однако среди военной добычи легендарного алмаза не оказалось: побежденный шах спрятал его в складках своего тюрбана. Но Надир-Шах оказался хитрее. По обычаю победитель устраивал в честь противника пышное пиршество, на котором бывшие враги обменивались своими тюрбанами в знак мира. Благодаря этой уловке Надир-Шах извлек максимальную выгоду из своего триумфа. После убийства шаха в 1747 году его сын, унаследовавший камень, предпочел, по преданию умереть под пытками, но не выдал легендарный алмаз.

Затем “ Кох-и-Нор” много раз менял владельцев, оказывался в руках афганцев, сикхов, а в 1849 году был похищен англичанами, захватившими Лахор. Алмаз под строжайшей охраной был отправлен на борту “Медеи” в Лондон, где был вручен королеве Виктории по случаю 250-й годовщины основания Ост-Индийской компании. Он предстал перед глазами подданных Ее Величества на Всемирной выставке 1851 года в Хрустальном Дворце. Однако камень не произвел сенсации: из-за индийской огранки его блеск был довольно тусклым. Королева вызвала из Амстердама известного огранщика бриллиантов Воорзангера из компании Костер и приказала ему огранить”гору света”. Эта огранка, сократившая вес алмаза со 186 до 108,93 карата, принесла ему неувядающую всемирную славу.

Сейчас "Кохинор" вставлен в Королевскую государственную корону.


«Эврика» - алмаз, приносящий войну

Некоторые известные бриллианты приносили своим владельцам смерть, а другие становились настоящими талисманами, защищающими от всевозможных бед и несчастий. Но мало какой камень может похвастаться тем, что он развязал настоящую войну, из-за которой погибли тысячи людей. Самое интересное, что вес этого алмаза совсем небольшой — до обработки он весил 21,25 карата, а после — всего 10,73. И удивительна даже не история его находки, а то, какой переворот в мире произвел кристалл по имени «Эврика».

Парень по имени Эразм Якобс жил со своей семьей у реки Оранжевой, на ферме Де Калк, что в окрестностях города Хоуптаун. Разыскивая на берегу реки палку для прочистки водостока. Юноша заметил среди гальки блестящий камешек. Который был столь красив, что паренек отнес его на ферму и подарил сестренке Луизе.

Как выяснилось позже, близ слияния рек Вааль и Оранжевая, в горном районе, названным Западный Грикваленд, алмазы попадались очень часто. Но в большинстве своем они были мелкие и имели желтоватый оттенок, что снижало их цену. Однако это не мешало всем искателям приключений и легких денег нестись сюда сломя голову. Разумеется, англичане не могли оставить без внимания эти земли и попытались насильственно присоединить земли буров к своим колониям. Буры все-таки собрались с силами и, подняв восстание, выставили захватчиков из страны, однако Западный Грикваленд англичане оставили за собой.

Войну Англия объявила под благовидным предлогом нарушения прав человека самими бурами, и, собрав полумиллионную армию против 80 тысяч буров, дождалась первого удара. Обратившись к третейскому судье и не получив ответа, буры сами его нанесли. Тяжелая война обошлась бурам в 4000 убитых на полях сражений, 26 000 стариков, женщин и детей, умерших от голода и за колючей проволокой, и 20 000 раненых. 31 мая 1902 года в Веренигинге был подписан мир, лишающий этот свободолюбивый народ независимости. И в тот момент никто уже и не думал, что вся эта война началась из-за маленького камушка под названием «Эврика».

"Регент" Самый кровавый драгоценный камень

Регент («Питт»), один из известных исторических камней, крупнейший (масса 136,75 кар) из хранящихся в Лувре алмазов. Найден в копях Голконды в Индии в 1700 рабом-индусом, который разрезал бедро и спрятал камень в ране под повязкой. Английский матрос обещал рабу свободу за алмаз, но заманив его на судно, отнял камень и убил.

Алмаз он продал за 1000 фунтов стерлингов английскому губернатору форта Св. Георга Питту, чьим именем камень назывался до 1717, когда герцог Орлеанский, регент Франции, купил камень для Людовика XV за 3375 тыс. франков.

В 1792 при разграблении королевского дворца камень пропал, но затем был найден. Республиканское правительство Франции заложило алмаз богатому московскому купцу Трескову; выкупил его генерал Бонапарт (Наполеон I), приказавший вправить его в эфес своей шпаги. В 1886 при распродаже сокровищ французской короны «Регент» был выкуплен за 6 миллионов франков для музея Лувра.

«Шах»

Один из известных исторических камней, алмаз (масса 88 кар), хранится в Алмазном фонде России в Москве. На камне выгравированы надписи на персидском языке, рассказывающие о его прежних владельцах: в 1591 алмаз принадлежал Бурхан-Низам-Шаху II из династии Великих Моголов, в 1641 — Джахану-Шаху, в 1824 — шаху Каджар-Фатх-Али, владыке Персии. Алмаз не огранен, а лишь отполирован, сохранилась часть естественных граней октаэдра. Форма его удлиненная, на одном из концов прорезана глубокая кольцевая борозда для подвешивания камня.

Камень долгое время висел над троном Великих Моголов в качестве талисмана. В 1829 после разгрома русского посольства в Тегеране и убийства поэта и дипломата А. С. Грибоедова, в Петербург была послана делегация во главе с сыном шаха Хосров-Мирзой. В числе «искупительных подарков» Николаю I был вручен от имени шаха старинный алмаз.


Знаменитый камень "Орлов"

Бриллиант Орлова, подаренный Григорием Орловым императрице Екатерине II в знак его пламенной любви к ней в 1775 году. Бриллиант известен со времен, когда он был вставлен в глаз Идола украшавшего дворец Брахмы в Индии, а позже был передан Шаху Надиру.

Бриллиант Орлова имеет слегка голубовато-зеленый оттенок. Он украшает императорский скипетр и имеет размеры 32ммX35ммX31мм. Согласно легенде, когда русские в 1812 году ожидали захвата Москвы Наполеоном, бриллиант был спрятан в могиле священника. Однако, Наполеон намеренно разыскал то место, где был спрятан бриллиант, и когда потянулся к нему, из могилы возник призрак священника произносящий заклинания в адрес армии Наполеона. Таким образом Наполеон сбежал, не тронув бриллиант. Бриллиант хранится в алмазном фонде Кремля.


Тайна бриллианта «Хоуп» («Надежда»)

Бриллиант Хоуп (англ. Hope - Надежда) - один из самых знаменитых исторических бриллиантов. В настоящее время он хранится с Смитсонианском национальном музее естественной истории (Вашингтон, США).Масса этого синего бриллианта составляет 45,52 карата. Геометрические размеры камня: 25,60 х 21,78 х 12,00 мм. Бриллиант огранен в форме подушки.


Бриллиант Хоуп окружен наибольшим количеством «зловещих» тайн и обладающий «дурной» славой.Так же он называется «Синий Тавернье», «Голубой бриллиант французской короны», «Французский синий», «Голубой француз», «Голубая надежда»…


История знаменитого бриллианта Хоуп начинается с середины XVII века, когда известный французский торговец Жан-Батист Тавернье приобрел крупный синий алмаз массой 112 3/16 карата (около 115 карат в современной метрике). Этот камень был неумело огранен и по форме напоминал треугольник. Специалисты сходятся во мнении, что алмаз был добыт, вероятнее всего, на месторождении Коллур в Голконде (Индия).

В 1668 году Тавернье продал этот камень королю Франции Людовику XIV. В 1673 году придворный ювелир переогранил его в 67-каратный бриллиант (около 69 карат в современной метрике).

Тогда никто еще не задумывался о проклятии бога, нависшем над владельцами алмаза. Но впервые о нем заговорили после того, как этот камень «привел с собой» чуму. Страшная болезнь настигла Европу как раз после появления необычного кристалла, поэтому священнослужители окрестили камень проклятым. Первой же «жертвой» бриллианта считают самого Тавернье, который в одном из очередных путешествий был растерзан собаками.


Фаворитка короля вскоре впала в немилость, и алмаз вернулся к Людовику XIV. В очередной раз танцуя на балу, «король-солнце» наступил на ржавый гвоздь и умер от гангрены. После его смерти бриллиант перешел к Марии-Антуанетте. Красивый алмаз заинтересовал принцессу Ламбаль и королева дала ей его поносить. После того как бриллиант вернулся к владелице, принцесса была убита. А через некоторое время обезглавили и Марию-Антуанетту.

Переходя из рук в руки и лишая людей жизни, камень наконец-то был куплен ирландским банкиром и коллекционером Хоупом, в честь которого и получил свое имя.

Купивший для своей жены алмаз «Хоуп» султан Абдуль-Хамид II, через некоторое время потерял свою любимую супругу, попавшую в руки насильников и убийц. А позже и сам султан расстался с жизнью в изгнании, после того, как его свергли с престола подданные. Следующим владельцем камня был русский князь Корытковский (в иной версии Кандовицкий), который подарил алмаз парижской танцовщице Ледю. Однако проклятие настигло и их, когда через некоторое время князь застрелил свою любовницу в порыве ревности, а сам пал жертвой покушения. Владевший в дальнейшем кровавым бриллиантом испанец утонул. Также как и семейная пара в кинофильме «Титаник».

В конце концов «Хоуп» достался Эвелин Уолш Маклин — светской львице из Вашингтона, которая в первую очередь освятила камень в церкви, что не уберегло от несчастий ее близких. Муж спился и закончил свои дни в сумасшедшем доме, первый сын попал под машину в раннем детстве, а дочь покончила жизнь самоубийством, наглотавшись таблеток. И уже после смерти бабушки, завещавшей свои драгоценности внукам, ее любимая внучка погибла в возрасте 25 лет.

Проклятый бриллиант был продан циничному и не суеверному торговцу драгоценностями Гарри Уинстону. Почему его не коснулось проклятие — спорят до сих пор. Может быть, потому что он в него не верил, а может, потому, что выставляя алмаз на всеобщее обозрение, собирал деньги на благотворительные цели? Но долго рисковать Гарри не стал, поэтому отправил бриллиант по почте. Так один из самых известных и «кровавых» бриллиантов попал в Смитсоновский институт в Вашингтоне, расставшись, таким образом, со всеми своими владельцами. Чем считать историю этого камня — красивой легендой, роковым проклятием или цепочкой совпадений — решать вам, но на данный момент мало кто хочет обладать этим бриллиантом.

Алмаз "Надежда" (Hope Diamond) считается самым крупным голубым бриллиантом в мире. Именно он впервые показал людям, что голубые алмазы могут при определённых условиях становиться красно-рыжими, как пламя.


Головоломка, которая мучает учёных много лет: почему бриллиант продолжает светиться красным в течение нескольких секунд, после того как камень осветили ультрафиолетовым светом (фото John Nels Hatleberg).

Бриллиант Golden Jubilee (gold brown)

Обнаруженный в 1986 в Южной Африке, этот алмаз, который первоначально назвали Неназванным Брауном, весил 755.5 каратов. Из-за его золотого коричневого цвета у алмаза была блестящая и волшебная аура о его сердце.

Это ребенок Южной Африки и одно из самых известных творений Габи Толковски, который огранил камень. Бриллиант коричнево-желтого цвета очень долгое время имел название не назван Коричневый (Unnamed Brown). Но в 1997 году камень приобрели в качестве подарка таиландскому королю Пумипону Адульядету на 50-й, «золотой» юбилей правления монарха. Именно тогда камень наконец получил название. Цена бриллианта неизвестна.


«Несравненный» Incomparable Diamond

Этот бриллиант под названием «Несравненный» был найден в начале 1980-х годов в Конго. Вес бриллианта -- 890 каратов, В Королевском музее Онтарио (Канада) выставлен бриллиант «Несравненный» (Incomparable Diamond). Это третий по величине когда-либо ограненный в мире бриллиант. Вес этого бриллианта, после огранки, составляет 407,08 карат. Благородный золотисто-желтый цвет и большая масса камня надолго обеспечили ему звание одного из редчайших бриллиантов мира.


Алмаз The Centenary («Столетний»)

Алмаз «Столетний» нашли 17 июля 1986 года в руднике Premier, Южная Африка. Вес необработанного камня составлял 599,1 карата. О находке было поставлено в известность во время празднования 100-летнего юбилея самой известной в мире алмазодобывной компании De Beers . Ювелир Габи Толковски почти три года обрабатывал бриллиант. Результат вышел удивительный: «Столетний» — бриллиант идеально чистой воды и безукоризненного шлифования. Он весит 273,85 карата. В мае 1991 года драгоценность застраховали более чем на $100 млн. The Centenary сохраняется в лондонском Тауере и является частью драгоценностей британской короны.


), что позволяет определить, насколько камень близок к совершенству.

Главное в оценке огранки камня - её качество: насколько грани геометрически точны и пропорциональны. Идеальная огранка кодируется литерой «А», далее по убыванию качества. Чистота - самый существенный показатель качества бриллиантов: выражается она в наличии или отсутствии дефектов камня или посторонних включений. Идеальный бриллиант, без изъянов, называется бриллиантом чистой воды . По цвету бриллианты подразделяются на традиционные (бесцветные и все оттенки жёлтого) и фантазийные (розовые, голубые, синие, зеленые). Масса бриллиантов измеряется в каратах (1 карат равен 0,2 грамма ).

Исторические алмазы






  1. «Дрезденский зелёный », 41 карат . Камень яблочно-изумрудного цвета. Является украшением для шляпы. Хранится в Дрездене .
  2. Алмаз Хоупа , 44,5 кар. Очень редкого глубокого сапфирового цвета. Замечательной чистоты и правильных пропорций. В 1830 году его приобрёл на аукционе банкир и собиратель драгоценных камней Хоуп, чьим именем он и назван. В 1958 году подарен Смитсоновскому институту в Вашингтоне, где находится сейчас. Считают, что этот алмаз приносит несчастье владельцам (история камня приукрашена выдумками в подтверждение такого суждения).
  3. Куллинан -I («Звезда Африки»), 530,2 кар. Прозрачный, бесцветный. До 1996 г. самый большой огранённый алмаз в мире; ныне третий по размеру. Имеет 74 грани. Каплевидной формы (панделок). Украшает скипетр английского короля Эдуарда VII . Хранится в Тауэре , Лондон .
  4. «Санси» , 55 кар. Хранится в Лувре .
  5. «Тиффани », 128,51 кар. Лимонно-жёлтого цвета. Приобретён нью-йоркской ювелирной фирмой «Тиффани», огранён в Париже.
  6. Кохинур («Гора света»), 108,93 кар. Хранится в Тауэре, Лондон.
  7. Куллинан -VI, 63,6 кар. Один из 105 огранённых камней-осколков знаменитого «Куллинана», имевшего массу 3106 кар. Вставлен в корону королевы Мэри в 1911 году. В 1959 году на выставке «Вечный алмаз» в Лондоне был представлен вставленным в брошь. Хранится в Тауэре, Лондон.
  8. «Нассак », 43,88 кар. Первоначально имел массу более 90 кар и находился в храме бога Шивы недалеко от города Нассак (теперь Нашик) близ Бомбея в Индии. В 1818 году был захвачен англичанами в качестве трофея в процессе колонизаторских войн. В 1927 году переогранён в Нью-Йорке и получил изумрудную огранку. В настоящее время в частной собственности Лидса в США .
  9. «Регент» - найден в копях Голконды в 1701 году . Огранён в 1721 году до 140 карат во Франции . Во время правления Наполеона III был украшением короны императрицы Евгении . С 1807 года хранится в Лувре .
  10. «Шах» , 88,7 кар. Хранится в Алмазном фонде Российской Федерации
  11. «Флорентиец » («Австрийский жёлтый», «Тосканец»), 137,27 кар. Лимонно-жёлтого цвета. Ранняя история овеяна легендами. С 1657 года собственность семейства Медичи во Флоренции . В XVIII веке был укреплён в короне Габсбургов , затем использовался как брошь . После Второй мировой войны судьба камня неизвестна.

Также к известным камням относятся:

Огранка бриллиантов

Исторический обзор

Первые формы обработки были достаточно примитивными: стачивали одну из граней и шлифовали. В 1465 году придворный ювелир бургундского герцога Людвиг ван Беркем впервые произвёл огранку в форме «розы». В течение многих веков ювелиры разрабатывали идеальную бриллиантовую огранку, такую, чтобы свет в алмазе полностью внутренне отражался. В 1961 году Арпад Неджи, 13 лет работавший в этом направлении, разработал новую огранку алмаза - профильную («принцесса»). В последние годы именно такая форма бриллиантов стала весьма популярной.

Элементы бриллианта

Во второй половине XX века были разработаны новые более сложные формы огранки бриллиантов, в основном применяющиеся для крупных бриллиантов массой более 1 карата. Среди них «Хайлайт-Кат » на 73 фацета (41 грань вверху, 32 внизу). Для ещё более крупных камней используются: «королевская» огранка в 86 фацетов (49 граней вверху, 37 внизу) и «величественная» огранка с 102 фацетами (61 грань вверху, 41 внизу).

Также во второй половине XX века появилась совершенно новая непарная огранка бриллиантов - «импариант ». Её автором считают Массимо-Эльбе . Он вместо восьмигранника применил для площадки бриллианта 9, 11, 13 или 15 граней, что позволило усилить блеск и игру света в камне, образуя более широкий и приятный для зрения цветовой спектр. Трудностью в применении данного вида огранки является необходимость в специализированном оборудовании.

Формы огранки

На нынешний момент наиболее распространенной является круглая форма бриллианта. Также применяются различные «фантазийные формы»: маркиз (М-55), груша (Г-56), принцесса (Пр-65), сердце (Се-57), овал (Ов-57), квадрат (Кв-33), багет (Бт-25 и Бп-33), изумруд (И-65), треугольник (Т-52) и др. Они не относятся к так называемой настоящей бриллиантовой огранке и производятся в зависимости от потребностей алмазообрабатывающих предприятий или формы получаемых ими исходных алмазов.

Бриллианты с клиньевой огранкой треугольной формы также называются триллиантами . Отдельно нужно отметить форму бриллианта с названием «багет », в этой ступенчатой огранке рундист имеет форму прямоугольника (квадрата в случае соотношения сторон 1:1). Багет чаще всего применяется для огранки бриллиантов малого размера, ввиду меньшего количества граней по сравнению с другими. Красота бриллианта достигается за счет выполнения операции «огранка» по расчетным (идеальным) пропорциям, принятыми в международной практике для каждой конкретной формы бриллианта . Соответственно, проверка качества огранки каждой формы бриллианта производится в направлении определения пропорций, симметрии и качества обработки поверхности бриллианта.

Способы огранки

Заменители бриллианта

Самые распространённые имитации бриллианта делаются из:

  • Природные камни - белый сапфир, белый топаз, кварц (горный хрусталь), белый берилл, белый циркон.
  • Искусственные - фианит (кубически стабилизированный диоксид циркония), карборунд (муассанит), ниобат лития , гадолиний-галлиевый гранат, шпинель , титанат стронция .

См. также

Напишите отзыв о статье "Бриллиант"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Бриллиант

Приняв командование над армиями, Кутузов вспомнил о князе Андрее и послал ему приказание прибыть в главную квартиру.
Князь Андрей приехал в Царево Займище в тот самый день и в то самое время дня, когда Кутузов делал первый смотр войскам. Князь Андрей остановился в деревне у дома священника, у которого стоял экипаж главнокомандующего, и сел на лавочке у ворот, ожидая светлейшего, как все называли теперь Кутузова. На поле за деревней слышны были то звуки полковой музыки, то рев огромного количества голосов, кричавших «ура!новому главнокомандующему. Тут же у ворот, шагах в десяти от князя Андрея, пользуясь отсутствием князя и прекрасной погодой, стояли два денщика, курьер и дворецкий. Черноватый, обросший усами и бакенбардами, маленький гусарский подполковник подъехал к воротам и, взглянув на князя Андрея, спросил: здесь ли стоит светлейший и скоро ли он будет?
Князь Андрей сказал, что он не принадлежит к штабу светлейшего и тоже приезжий. Гусарский подполковник обратился к нарядному денщику, и денщик главнокомандующего сказал ему с той особенной презрительностью, с которой говорят денщики главнокомандующих с офицерами:
– Что, светлейший? Должно быть, сейчас будет. Вам что?
Гусарский подполковник усмехнулся в усы на тон денщика, слез с лошади, отдал ее вестовому и подошел к Болконскому, слегка поклонившись ему. Болконский посторонился на лавке. Гусарский подполковник сел подле него.
– Тоже дожидаетесь главнокомандующего? – заговорил гусарский подполковник. – Говог"ят, всем доступен, слава богу. А то с колбасниками беда! Недаг"ом Ег"молов в немцы пг"осился. Тепег"ь авось и г"усским говог"ить можно будет. А то чег"т знает что делали. Все отступали, все отступали. Вы делали поход? – спросил он.
– Имел удовольствие, – отвечал князь Андрей, – не только участвовать в отступлении, но и потерять в этом отступлении все, что имел дорогого, не говоря об именьях и родном доме… отца, который умер с горя. Я смоленский.
– А?.. Вы князь Болконский? Очень г"ад познакомиться: подполковник Денисов, более известный под именем Васьки, – сказал Денисов, пожимая руку князя Андрея и с особенно добрым вниманием вглядываясь в лицо Болконского. – Да, я слышал, – сказал он с сочувствием и, помолчав немного, продолжал: – Вот и скифская война. Это все хог"ошо, только не для тех, кто своими боками отдувается. А вы – князь Андг"ей Болконский? – Он покачал головой. – Очень г"ад, князь, очень г"ад познакомиться, – прибавил он опять с грустной улыбкой, пожимая ему руку.
Князь Андрей знал Денисова по рассказам Наташи о ее первом женихе. Это воспоминанье и сладко и больно перенесло его теперь к тем болезненным ощущениям, о которых он последнее время давно уже не думал, но которые все таки были в его душе. В последнее время столько других и таких серьезных впечатлений, как оставление Смоленска, его приезд в Лысые Горы, недавнее известно о смерти отца, – столько ощущений было испытано им, что эти воспоминания уже давно не приходили ему и, когда пришли, далеко не подействовали на него с прежней силой. И для Денисова тот ряд воспоминаний, которые вызвало имя Болконского, было далекое, поэтическое прошедшее, когда он, после ужина и пения Наташи, сам не зная как, сделал предложение пятнадцатилетней девочке. Он улыбнулся воспоминаниям того времени и своей любви к Наташе и тотчас же перешел к тому, что страстно и исключительно теперь занимало его. Это был план кампании, который он придумал, служа во время отступления на аванпостах. Он представлял этот план Барклаю де Толли и теперь намерен был представить его Кутузову. План основывался на том, что операционная линия французов слишком растянута и что вместо того, или вместе с тем, чтобы действовать с фронта, загораживая дорогу французам, нужно было действовать на их сообщения. Он начал разъяснять свой план князю Андрею.
– Они не могут удержать всей этой линии. Это невозможно, я отвечаю, что пг"ог"ву их; дайте мне пятьсот человек, я г"азог"ву их, это вег"но! Одна система – паг"тизанская.
Денисов встал и, делая жесты, излагал свой план Болконскому. В средине его изложения крики армии, более нескладные, более распространенные и сливающиеся с музыкой и песнями, послышались на месте смотра. На деревне послышался топот и крики.
– Сам едет, – крикнул казак, стоявший у ворот, – едет! Болконский и Денисов подвинулись к воротам, у которых стояла кучка солдат (почетный караул), и увидали подвигавшегося по улице Кутузова, верхом на невысокой гнедой лошадке. Огромная свита генералов ехала за ним. Барклай ехал почти рядом; толпа офицеров бежала за ними и вокруг них и кричала «ура!».
Вперед его во двор проскакали адъютанты. Кутузов, нетерпеливо подталкивая свою лошадь, плывшую иноходью под его тяжестью, и беспрестанно кивая головой, прикладывал руку к бедой кавалергардской (с красным околышем и без козырька) фуражке, которая была на нем. Подъехав к почетному караулу молодцов гренадеров, большей частью кавалеров, отдававших ему честь, он с минуту молча, внимательно посмотрел на них начальническим упорным взглядом и обернулся к толпе генералов и офицеров, стоявших вокруг него. Лицо его вдруг приняло тонкое выражение; он вздернул плечами с жестом недоумения.
– И с такими молодцами всё отступать и отступать! – сказал он. – Ну, до свиданья, генерал, – прибавил он и тронул лошадь в ворота мимо князя Андрея и Денисова.
– Ура! ура! ура! – кричали сзади его.
С тех пор как не видал его князь Андрей, Кутузов еще потолстел, обрюзг и оплыл жиром. Но знакомые ему белый глаз, и рана, и выражение усталости в его лице и фигуре были те же. Он был одет в мундирный сюртук (плеть на тонком ремне висела через плечо) и в белой кавалергардской фуражке. Он, тяжело расплываясь и раскачиваясь, сидел на своей бодрой лошадке.
– Фю… фю… фю… – засвистал он чуть слышно, въезжая на двор. На лице его выражалась радость успокоения человека, намеревающегося отдохнуть после представительства. Он вынул левую ногу из стремени, повалившись всем телом и поморщившись от усилия, с трудом занес ее на седло, облокотился коленкой, крякнул и спустился на руки к казакам и адъютантам, поддерживавшим его.
Он оправился, оглянулся своими сощуренными глазами и, взглянув на князя Андрея, видимо, не узнав его, зашагал своей ныряющей походкой к крыльцу.
– Фю… фю… фю, – просвистал он и опять оглянулся на князя Андрея. Впечатление лица князя Андрея только после нескольких секунд (как это часто бывает у стариков) связалось с воспоминанием о его личности.
– А, здравствуй, князь, здравствуй, голубчик, пойдем… – устало проговорил он, оглядываясь, и тяжело вошел на скрипящее под его тяжестью крыльцо. Он расстегнулся и сел на лавочку, стоявшую на крыльце.
– Ну, что отец?
– Вчера получил известие о его кончине, – коротко сказал князь Андрей.
Кутузов испуганно открытыми глазами посмотрел на князя Андрея, потом снял фуражку и перекрестился: «Царство ему небесное! Да будет воля божия над всеми нами!Он тяжело, всей грудью вздохнул и помолчал. „Я его любил и уважал и сочувствую тебе всей душой“. Он обнял князя Андрея, прижал его к своей жирной груди и долго не отпускал от себя. Когда он отпустил его, князь Андрей увидал, что расплывшие губы Кутузова дрожали и на глазах были слезы. Он вздохнул и взялся обеими руками за лавку, чтобы встать.
– Пойдем, пойдем ко мне, поговорим, – сказал он; но в это время Денисов, так же мало робевший перед начальством, как и перед неприятелем, несмотря на то, что адъютанты у крыльца сердитым шепотом останавливали его, смело, стуча шпорами по ступенькам, вошел на крыльцо. Кутузов, оставив руки упертыми на лавку, недовольно смотрел на Денисова. Денисов, назвав себя, объявил, что имеет сообщить его светлости дело большой важности для блага отечества. Кутузов усталым взглядом стал смотреть на Денисова и досадливым жестом, приняв руки и сложив их на животе, повторил: «Для блага отечества? Ну что такое? Говори». Денисов покраснел, как девушка (так странно было видеть краску на этом усатом, старом и пьяном лице), и смело начал излагать свой план разрезания операционной линии неприятеля между Смоленском и Вязьмой. Денисов жил в этих краях и знал хорошо местность. План его казался несомненно хорошим, в особенности по той силе убеждения, которая была в его словах. Кутузов смотрел себе на ноги и изредка оглядывался на двор соседней избы, как будто он ждал чего то неприятного оттуда. Из избы, на которую он смотрел, действительно во время речи Денисова показался генерал с портфелем под мышкой.
– Что? – в середине изложения Денисова проговорил Кутузов. – Уже готовы?
– Готов, ваша светлость, – сказал генерал. Кутузов покачал головой, как бы говоря: «Как это все успеть одному человеку», и продолжал слушать Денисова.
– Даю честное благородное слово гусского офицег"а, – говорил Денисов, – что я г"азог"ву сообщения Наполеона.
– Тебе Кирилл Андреевич Денисов, обер интендант, как приходится? – перебил его Кутузов.
– Дядя г"одной, ваша светлость.
– О! приятели были, – весело сказал Кутузов. – Хорошо, хорошо, голубчик, оставайся тут при штабе, завтра поговорим. – Кивнув головой Денисову, он отвернулся и протянул руку к бумагам, которые принес ему Коновницын.
– Не угодно ли вашей светлости пожаловать в комнаты, – недовольным голосом сказал дежурный генерал, – необходимо рассмотреть планы и подписать некоторые бумаги. – Вышедший из двери адъютант доложил, что в квартире все было готово. Но Кутузову, видимо, хотелось войти в комнаты уже свободным. Он поморщился…
– Нет, вели подать, голубчик, сюда столик, я тут посмотрю, – сказал он. – Ты не уходи, – прибавил он, обращаясь к князю Андрею. Князь Андрей остался на крыльце, слушая дежурного генерала.
Во время доклада за входной дверью князь Андрей слышал женское шептанье и хрустение женского шелкового платья. Несколько раз, взглянув по тому направлению, он замечал за дверью, в розовом платье и лиловом шелковом платке на голове, полную, румяную и красивую женщину с блюдом, которая, очевидно, ожидала входа влавввквмандующего. Адъютант Кутузова шепотом объяснил князю Андрею, что это была хозяйка дома, попадья, которая намеревалась подать хлеб соль его светлости. Муж ее встретил светлейшего с крестом в церкви, она дома… «Очень хорошенькая», – прибавил адъютант с улыбкой. Кутузов оглянулся на эти слова. Кутузов слушал доклад дежурного генерала (главным предметом которого была критика позиции при Цареве Займище) так же, как он слушал Денисова, так же, как он слушал семь лет тому назад прения Аустерлицкого военного совета. Он, очевидно, слушал только оттого, что у него были уши, которые, несмотря на то, что в одном из них был морской канат, не могли не слышать; но очевидно было, что ничто из того, что мог сказать ему дежурный генерал, не могло не только удивить или заинтересовать его, но что он знал вперед все, что ему скажут, и слушал все это только потому, что надо прослушать, как надо прослушать поющийся молебен. Все, что говорил Денисов, было дельно и умно. То, что говорил дежурный генерал, было еще дельнее и умнее, но очевидно было, что Кутузов презирал и знание и ум и знал что то другое, что должно было решить дело, – что то другое, независимое от ума и знания. Князь Андрей внимательно следил за выражением лица главнокомандующего, и единственное выражение, которое он мог заметить в нем, было выражение скуки, любопытства к тому, что такое означал женский шепот за дверью, и желание соблюсти приличие. Очевидно было, что Кутузов презирал ум, и знание, и даже патриотическое чувство, которое выказывал Денисов, но презирал не умом, не чувством, не знанием (потому что он и не старался выказывать их), а он презирал их чем то другим. Он презирал их своей старостью, своею опытностью жизни. Одно распоряжение, которое от себя в этот доклад сделал Кутузов, откосилось до мародерства русских войск. Дежурный редерал в конце доклада представил светлейшему к подписи бумагу о взысканий с армейских начальников по прошению помещика за скошенный зеленый овес.

Культура

Алмаз, название которого с греческого означает "несокрушимый" , формируется на глубине около 200 км под землей под огромным давлением и теплом. Они выходят на поверхность во время вулканических извержений, или их добывают в старых вулканических зонах. Возраст алмаза составляет от 990 миллионов до 4,2 миллиардов лет .

Бриллиант - это алмаз, который был огранен таким образом, чтобы подчеркнуть естественный блеск камня.

Чтобы узнать насколько совершенным является бриллиант, его оценивают по 4-м характеристикам "4С" : карат, цвет, огранка и чистота.

Карат используется в качестве единицы измерения веса драгоценного камня и соответствует 1/5 грамма. Чем выше каратность алмаза, тем выше его цена.

Несколько выдающихся бриллиантов обрели всемирную известность, благодаря своей истории.

Самые большие алмазы

1. Алмаз "Великий Могол"


"Великий Могол" был назван в честь Шаха-Джахана - правителя империи Великих Моголов, который построил Тадж-Махал. Алмаз обнаружили в алмазных копях Голконды в 1650-х годах, а его вес, составивший 787 карат, позволял считать его самым большим алмазом в Индии .


Из алмаза был изготовлен бриллиант с огранкой в форме розы голубоватого оттенка. Однако камень был утерян сначала в ходе войны с Персией, а потом после убийства Надир-шаха, который приобрел его в 1739 году.

После 1747 года "Великий Могол" исчез , и его больше не видели, по крайней мере, в своей изначальной форме.

Существует множество версий, касающихся судьбы этого бриллианта. Есть мнение, что из него впоследствии был сделан знаменитый бриллиант "Орлов", но тайна до сих пор не раскрыта.

2. Алмаз Куллинан

"Куллинан- I" являлся самым большим бриллиантом в мире до тех пор, пока не был открыт "Золотой юбилей".


Он был изготовлен из осколка самого крупного алмаза в истории – алмаза "Куллинан" весом 3106 карат . Алмаз, который еще называют "Великая звезда Африки", был найден 26 января 1905 года в Южной Африке. Он был назван в честь владельца рудника Томаса Куллинана.


"Куллинан" был подарен Королю Эдуарду VII на его день рождения. Огранку самого большого алмаза доверили известным гранильщикам братьям Асскер из Амстердама. Так как в алмазе были трещины, из него нельзя было сделать один крупный бриллиант .


Гранильщик Йозеф Аскер несколько месяцев готовился к тому, чтобы сделать один единственный верный удар по камню, который расколол бы его по естественным трещинам. Волнение было настолько сильным, что после торжественного удара, Аскер потерял сознание, но алмаз раскололся на две половины.

Самый большой из полученных девяти осколков – бриллиант "Куллинан- I" украшает скипетр британской королевы , и его можно увидеть в Лондонском Тауэре с остальными украшениями британской короны.

3. Алмаз "Золотой юбилей"


"Золотой юбилей" является самым крупным ограненным алмазом в мире . Золотисто-коричневый алмаз потеснил "Великую звезду Африки" и был открыт в 1980 году в руднике "Премьер". Долгое время он оставался незамеченным, и его отдали известному огранщику Габриелю Толковски, чтобы опробовать новые инструменты для огранки.


К большому удивлению многих, "Золотой юбилей" оказался настоящим сокровищем весом 545,6 карат (до огранки 755,5 карат).

Полученный бриллиант был благословлен папой Иоанном Павлом II, Верховным буддистским патриархом и Верховным имамом в Таиланде. Он был подарен самому богатому королю в мире – королю Таиланда во время празднования своего юбилея.

4. Бриллиант "Орлов"


"Орлов" считается крупнейшим бриллиантом Алмазного фонда московского Кремля. Происхождение камня, имеющего форму и пропорции половины куриного яйца, уходит корнями к 18-му веку в южной части Индии. Хотя часть истории "Орлова" была утеряна, считается, что когда-то он служил глазом статуи в индийском храме.

Камень был украден французом, который принял индуизм и даже стал послушником в храме, чтобы осуществить свой план.

В итоге, бриллиант был продан графу Орлову, который преподнес его Екатерине II .

"Орлов" – чистейший бриллиант белого цвета с синевато-зеленым оттенком является большой редкостью, так как он сохранил свою исходную огранку индийской розы.

Самые дорогие алмазы и бриллианты

5. Бриллиант "Санси"


Самым известным владельцем бриллианта "Санси" является король Генри III , который и приобрел камень у своего поверенного Николя де Санси. Камень служил украшением берета для прикрывания преждевременного облысения короля.

По легенде, посыльный, который должен был доставить камень, был убит. Однако верный слуга сохранил камень, который после вскрытия обнаружили в его желудке.


Бриллиант был продан английскому королю Якову I, а затем кардиналу Мазарини, который оставил его королю Людовику XIV. Во время Французской революции он исчез вместе с алмазом Регента и алмазом Хоуп.

В итоге "Санси" был продан Лувру за миллион франков , и до сих пор там хранится. Его цена не была установлена, считается бесценным.

6. Алмаз "Кохинур"


Алмаз "Кохинур" или "Гора света" славится своей длинной историей . Первые упоминания о нем появились в 1304 году, когда царь Бабур обнаружил алмаз, и с тех пор он переходил ко всем правителям империи Великих Моголов – государству на современной территории Индии и Пакистана.


Индусы, моголы, персы, афганцы, сикхи и британцы отчаянно боролись за право им обладать на протяжении долгой истории. Практически всех владельцев "Кохинура" постигла злая участь: смерть, отравление, предательство . От когда-то огромного камня 793 карата, осталось 105 карат (21,6 грамм).

В 1850 году алмаз был передан британской королеве Виктории, которая долгое время носила его как брошь. Знаменитый "Кохинур" носили королева Александра, королева Мария, а теперь он находится в короне королевы Елизаветы в Лондонском Тауэре. Его цена не была установлена, считается бесценным.

7. Алмаз "Хоуп"


Возможно, самым известным в мире является алмаз "Хоуп" (от англ. hope – надежда) Никто не знает, насколько большим был камень до огранки, где он был найден, и кто придал ему изначальную форму. Впервые он был упомянут французским купцом Жан-Батистом и продан королю Людовику XIV.

Некоторые специалисты считают, что он был украден из статуи древнеиндийской богини Ситы . Он перешел к королю Людовику XVI и Марии-Антуанетте, затем был украден и вновь появился в 1829 году. Банкир Генри Хоуп приобрел алмаз, и в честь него называют этот камень.


Последующих многочисленных владельцев "Хоупа" постигла несчастная судьба : насильственная смерть, болезни, потеря ребенка и несчастные случаи. Роковой камень приобрел славу проклятого, и считалось что все, кто его коснуться, умрут ужасной смертью.

Начиная с 1958 года алмаз, находится в Смитсоновском институте в США. Его цена составляет 350 миллионов долларов.

Другие известные алмазы и бриллианты

8. Алмаз Регента


Алмаз Регента также известный, как "Королева сердец" был найден в 1698 году рабом на руднике, который в итоге поплатился за это жизнью. Капитан, нашедший спрятанный алмаз убил раба, продал камень весом 410 карат индийскому торговцу, а потом британскому дельцу Томасу Питу в 1701 году. Он был сведен до 141 карат.

Алмаз Регента считается одним из самых красивых в мире. Он белый, но с малозаметным голубоватым оттенком, который видят не все. Бриллиант стал украшением Марии-Антуанетты, Наполеона, короля Людовика XVIII, Чарльза X и Наполеона III . Сейчас он находится в знаменитом музее Лувра.

9. Алмаз "Звезда Тысячелетия"


"Звезда Тысячелетия" является 10-м самым крупным и 2-м самым большим алмазом цвета группы "D" . До огранки он весил 777 карат, а после – 203 карата. Величественный алмаз без внешних и внутренних изъянов обладал исключительной чистотой.


Камень был приобретен компанией "De Beers". Потребовалось больше 3-х лет, чтобы придать алмазу классическую грушевидную форму с помощью лазеров. "Звезда Тысячелетия" вместе с 11 синими алмазами был добыт в шахте "Премьер" в Южной Африке. В 2000 году эти удивительные алмазы коллекции "Тысячелетие" были представлены на выставке в Лондоне.

10. Бриллиант Тейлор-Бартон


Алмаз весом 241 карат, из которого в дальнейшем сделали знаменитый бриллиант, был найден в руднике "Премьер" в Южной Африке. Известный ювелир Гарри Уинстон придал огранку камню, который приобрел грушевидную форму и стал весить 69,42 карата. Камень удивительной прозрачности и красоты стал первым бриллиантом, проданным на аукционе больше, чем за миллион долларов .

Его покупателем стал Ричард Бартон, который купил его своей жене - знаменитой актрисе Элизабет Тейлор. Элизабет могла носить такое сокровище всего несколько раз в году под защитой охраны, и первый раз появилась с ним на праздновании дня рождения принцессы Грейс в Монако.

Когда актриса развелась с Бартоном, она продала бриллиант за 5 миллионов долларов, а на вырученные деньги была построена больница в Ботсване. Считают, что это первый случай, когда бриллиант принес что-то, кроме несчастья .

БРИЛЛИАНТ (от франц. brillant — блестящий * а. diamond; н. Brillant, Diamant; ф. brillant, diamant; и. diamante) — огранённый ювелирный ; за рубежом под бриллиантом понимают алмаз, имеющий бриллиантовую огранку. Первые бриллианты представляли собой алмазы с природно отполированными гранями. Огранка алмазов в Европе зародилась в 14 веке в Венеции, бриллиантовая огранка изобретена во Фландрии в 15 веке (подробнее см. в ст. ).

Прототипом бриллиантовой огранки являются природные кристаллы (октаэдры и додекаэдры). Наибольшее распространение получила форма огранки "роза" (рис. 1).

Впервые бриллианты описаны ювелиром Даниелем де Хасе в 1614. Несколько бриллиантов отмечаются среди драгоценностей английской королевы Марии II (1668). В 17 веке многие из камней, ранее огранённых "багетом" и "розой", были переогранены в бриллианты (например, в 1673 Людовик XIV приказал изменить огранку алмаза "Синий Тавернье" и придать ему модную для того времени сердцевидную форму; позднее он ещё раз был переогранён и известен ныне под названием "Хоуп"). В 18 веке распространение получили бриллианты квадратной формы, имевшие огранку "перуцци". Более поздняя огранка "регент" отличается от "перуцци" сильнее скруглёнными углами. Механическая обдирка, введённая в алмазную промышленность в конце 19 века, привела к изменению пропорций камня и появлению современной круглой бриллиантовой огранки (рис. 2), наиболее выявляющей световую игру и блеск камня. "Полная" бриллиантовая огранка имеет 57 плоских граней.

Различают верхнюю (корона), среднюю (рундист) и нижнюю (павильон) части бриллианта. Верхняя грань, перпендикулярная оси бриллианта, имеет форму правильного восьмиугольника. На короне, кроме площадки, тремя поясами размещены 32 грани. Средняя часть бриллианта определяет его форму и размер, на нижней двумя поясами расположены 24 грани, которые сведены в точку, называемую шипом. В некоторых случаях вместо шипа выполняют плоскость, называемую калеттой (располагается параллельно площадке и повторяет её форму).

Размеры бриллианта "полной" огранки в натуральную величину в зависимости от их массы приведены на рис. 3.

Оптимальная геометрия круглого бриллианта (соотношение высоты короны, рундиста и павильона, а также диаметров площадки и плоскости рундиста, углов наклона основных граней короны и павильона) рассчитана в 1919 М. Толковским (т.н. идеальная огранка Толковского). В промышленности часто используется т.н. практическая бриллиантовая огранка, учитывающая реальную форму исходного кристалла и позволяющая оптимально использовать сырьё. Наиболее распространённые формы огранки бриллиантов (рис. 4): круглая (т.н. простой и полной огранки), фантазийная ("груша", "маркиз", "сердце", "овал"), прямоугольная ("багет", "изумруд").

Эффективна непарная огранка "импариант", основанная на нечётной симметрии бриллианта (9-, 11-, 13-, 15-гранник) или профильная ("принцесса"), когда камню придаётся пластинчатая форма с многочисленными бороздками.

При оценке стоимости бриллианта учитываются цвет, "порочность" (наличие трещин, включений, дефектов и др.), масса, качество огранки. Для классификации бриллиантов по цвету разработана и в 1978 принята Международная цветовая шкала, которая основана на сравнении бриллианта с набором эталонов, выбранных в качестве цветовых стандартов ведущими геммологами мира. В бриллианты разделяются по цвету в зависимости от массы на 4-9 групп. Дефекты бриллианта определяются визуально с помощью десятикратной (за рубежом) или шестикратной (в СССР) лупы. Согласно принятой в СССР классификации бриллианты по "порочности" разделяются в зависимости от массы на 5-11 групп, за рубежом на 7 групп. В международной практике торговли бриллиантами широко используются сертификаты, выдаваемые геммологическими институтами и лабораториями на камни массой свыше 0,5 карат. В сертификате указаны форма и тип огранки бриллианта, размеры (в мм), масса (в каратах), пропорции, качество полировки, симметрия камня, степень "порочности", группа окраски, люминесценция в ультрафиолетовых лучах. Наиболее известные бриллианты приведены в табл. и на рис. 5.