Библия о животных. Классификация животных в библии. Подготовка к концу

На протяжении многих лет я, как пастор и учитель, встречал многих людей, скорбящих о недавней потере любимой собаки или кошки, которые спрашивали о возможности воскресения своих питомцев и других животных. Как заядлый любитель животных, с детства привязавшийся к некоторым собакам и кошкам как к «членам семьи», у меня есть личный интерес к этому вопросу. Также, преподавая учение о святилище, обращая внимание на бесчисленных животных, приносимых в жертву во времена Ветхого Завета в Божественной жертвенной системе, я часто задавался вопросом, как Бог собирается «исправить положение» для этих невинных существ? Вот некоторые размышления.

У меня нет окончательного ответа, но я обнаружил некоторые интересные намеки в Священном Писании, которые предполагают возможность, по крайней мере, для некоторых животных (в том числе наших домашних и жертвенных животных) быть воскрешенными и спасенными в вечности. Среди интригующих библейских текстов (и других вдохновенных сведений) рассмотрим следующие:

Псалом 35:7 утверждает: «И людей, и скот спасешь Ты, Господь!» (РБО2015). Хотя некоторые варианты переводят «спасешь» как «хранишь», это то же самое еврейское слово, которое используется для обозначения вечного спасения в другом месте Писания.

В Михея 4:8 говорится о возвращении «прежнего владычества» (RST) в конце времен. Прежнее владычество, которое Адам и Ева имели и потеряли, было владычеством над животными (Быт.1:28). В Книге Откровения ясно показано, что на небесах святые будут царями/королевами и правителями (Откр.20:4; 5:10; 22:5), и естественно возникает вопрос: если все святые - цари/королевы, то над кем же они будут царствовать? Кажется правдоподобным, что править они будут над царством животных, как и в Эдемском саду.

Писание ясно говорит о нежном отношении Бога к животным. Книга Ионы заканчивается выражением Божьей заботы о животных Ниневии. «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек … и множество скота?» (Иона 4:11, RST). Бытие 9:10 и Осия 2:18 говорят о заключении завета с животными. В Ветхом Завете говорится, что суббота была дана не только человеку, но, и чтобы животные также могли отдохнуть (Исход 23:12).

22 глава книги Чисел интригует: Господь открывает рот ослицы Валаама, которая говорит со своим хозяином. Заметьте, что Бог не дает особой информации и речи ослице, а просто «отверз Господь уста ослицы», и она говорит! Тогда ангел задает острый вопрос Валааму: «за что ты бил ослицу твою?» (Стих 32, RST). Бог был обеспокоен жестоким обращением с животным! Моя дочь, Рахель Шафер, недавно защитила кандидатскую диссертацию. Диссертацию, посвященную исследованию многих других отрывков, где животные говорят и даже кричат ​​Богу, и Бог отвечает на их вопль!1 Посмотрите, например, Иов 12:7-9; 40:15-19; 41:10; Псалом 104:21,27-28; И Исаия 43:20.

Наряду с часто проявляемой Богом заботой о животных в Ветхом Завете есть поучительный стих и из уст Иисуса в Новом Завете: «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога» (Лк.12:6, RST). В библейском смысле для Бога «помнить», значит действовать в интересах кого-то или чего-то (см. Бытие 8:1, где Бог вспомнил о Ное и животных в ковчеге, спасая их от смерти). Если Бог не «забывает» воробьев, которые падают (умирают), то разве это не подразумевает, что Он будет «помнить», то есть действовать в интересах павших, спасая их?

В Послании к Римлянам 8:20-21 описывается, как все творение стенает и мучается, ожидая освобождения: «Творение было подвергнуто мучениям не по своей воле, но из-за того, кто его подверг им, в надежде, что и само творение также будет освобождено от его рабства тления в свободу славы детей Божьих» (WEB). Могут ли эти ссылки подразумевать, что нечеловеческие творения Божьи на этой земле, которые не несут ответственности за происхождение зла, в конечном счете будут освобождены от тления/проклятия через воскресение/спасение?

Я нахожу очень увлекательным читать комментарии Эллен Уайт, описывающие привязанность и доверительные качества животных: «Интеллект, проявляемый многими бессловесными животными, настолько близок к человеческому разуму, что это просто окутано тайной. Животные видят и слышат, любят, боятся и страдают. Они используют свои органы гораздо добросовестнее, чем многие люди используют свои. Они проявляют сострадание и нежность к своим товарищам в страданиях. Многие животные проявляют привязанность к тем, кто их обвиняет, намного превосходящие привязанность, проявляемую некоторыми представителями рода человеческого. Они проявляют привязанности к человеку, который не испытывает большого сострадания к ним»2.

Множество недавних исследований поведения животных, их интеллекта и эмоций подтверждают эти комментарии.3 Любовь и доверие этих животных - разве это не те качества, которые Бог ищет в Своих человеческих последователях, качества, которые необходимы им для Неба? Если животные обладают такими качествами, разве и они не пригодны для Небес?

К. С. Льюис предположил, что, возможно, именно те животные, которые были домашними животными и другие, которые удостоились названия «души», развивая положительные качества, такие как любовь и доверие, будут заслуживающими воскресения.4 Что Льюис не признавал, так это то, что Библия называет всех животных «душами» или «личностями», подобно людям (Быт.1:20-21,24,30, 9:10 и т. д.).

На протяжении всего своего многотомного труда, аллегорически изображающего план спасения - «Хроник Нарнии», Льюис исследовал в дальнейшем возможность разговоров животных. Библия, кажется, соглашается с этим: в Псалме 148: «звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые» (ст. 10, RST) названы среди тех существ, которые славят Господа. В Откровении 5:13 написано: «И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (RST).

Язык Псалма 103:24-30 может означать окончательное воскрешение морских и небесных, а также земных существ. С. Р. Драйвер пишет: «Немногие, если таковые есть, читатели Ветхого Завета, кажется, заметили, что, поскольку текст [Псалом 103: 24-30] существует и, если его можно читать только без нарушения нормальных стандартов истолкования, они привержены странному учению о воскресении не только человека и птиц и зверей, но также и Левиафана и „ползающих" или, скорее, „кишмя кишащих в нем всяких тварей", плавающих в море (ст.10-30 ИПБ)»5. Драйвер указывает, что «все они» (ст.27, RST), которые «созданы» (ст.30, RST), «должны означать всех, а не некоторых из них, Божьих созданий, будь то люди и звери, птицы или рыбы, упомянутые в псалме».6 Хотя Драйвер признает это значение текста в его существующей форме, он принимает такое значение «нежелательным» и, таким образом, предлагает радикальное удаление текста. Но, если принять текст в его таком виде, на мой взгляд, это наилучшая позиция, то этот отрывок, кажется, указывает на воскрешение широкого круга животных.

Я не собираюсь считать, что приведенные выше доказательства являются окончательными. В лучшем случае, это только наводит на размышления. Но во вдохновленных источниках достаточно «намеков», что когда наши дети теряют домашних животных, нам не нужно говорить, что они больше никогда их не увидят. Дети, чья жизнь была привязана к драгоценным питомцам, услышав, что животное никогда не будет воскрешено, могут получить излишне негативные свидетельства о характере Бога любви. Вместо этого, когда умирает домашнее животное, я предлагаю родителям говорить своим детям: «Когда вы попадете на небеса, и, если вы желаете, чтобы ваш питомец был там, Бог обязательно подарит вам желание вашего сердца». Это безопасный ответ, ибо Писание говорит: «Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего» (Пс.36:4, RST), и если животные не должны быть воскрешены, то в нашем бессмертном состоянии мы не будем желать их. Обетование Павла в 1Коринфянам 2:9 здесь к месту (цитируется текст из Исайи): «никто не видел, никто не слышал, и ни у кого не было в мыслях того, что приготовил Бог любящим Его» (ИПБ). Почему бы не допустить воскресение наших питомцев и других животных в этом обещании?

Я считаю, что возможность воскресения животных согласуется со всей великой борьбой между Христом и сатаной, в которой Бог, наконец, все исправит. Когда я думаю о всех невинных животных, которые пострадали от рук жестоких людей и других животных, страдавших в то время, когда сатана радовался, я убежден, что Бог не может дождаться момента, чтобы исправить и эту часть деяний сатаны. Нужно также принимать во внимание все те невинные жертвы, которые были частью Богом установленной ветхозаветней церемониальной системы, в которой символически раскрывается ужас греха и его страшные последствия, а также указывается на пришествие Агнца Божьего. Я не могу себе представить, что Бог допустил эти все безвинные страдания, чтобы в итоге не «вспомнить» тех, кто пострадал, спасая и воскрешая их!

Я не догматизирую это предположение. У Бога может быть другой способ решить эту проблему, который намного превосходит то, что я сейчас себе представлю! Я знаю, что то, что Бог сделает, будет наилучшим. Когда-нибудь, и уже вскоре, мы узнаем точно, когда увидим Его (и наших домашних животных и других животных?) лицом к лицу на небесах! В тот день, «не будет уже смерти, ни скорби не будет больше, ни крика, ни боли, [ибо] всё прежнее ушло» (Откр.21:4, ИПБ).

А. Рэхель Шафер, «Ты, YHWH, спасаешь людей и животных: ответ Бога на озвученные потребности нечеловеческих животных, как они изображены в Ветхом Завете» (кандидатская диссертация, Wheaton College, 2015).
Служение исцеления, 315, 316.
См., например, Винт Вирга, Душа всех живых существ: как животные могут научить нас быть человеком (Нью-Йорк: Бродвей, 2014); Вирджиния Морелл, Мудрые животные: как мы знаем, что животные думают и чувствуют (Нью-Йорк: Бродвей, 2014).
К. С. Льюис, «Проблема боли» (Нью-Йорк: Макмиллан, 1962), 129–143.
См. Г. Р. Драйвер, «Воскрешение морских и земных существ», журнал семитских исследований 7:1 (весна 1962 года): 12.
Там же., 17.

Ричард М. Дэвидсон.

Перспективный дайжест. Издание Адвентистского теологического общества.

Поговорим об отношении христианской религии к животным. Дело в том, что людей, неравнодушных к нашим “мень­шим братьям”, у нас немало. Часто можно видеть, как сердобольные мужчины и женщины с утра несут миски с похлёбкой для бездомных щенков или котят. Большинство из этих людей верит в Бога, в искупительную жертву Христа и живёт по Его заповедям, однако не принимает учения Церкви именно потому, что, по их мнению, оно отвергает ценность животных в мироздании и вообще считает их не достойными внимания со стороны человека.

Это далеко не так. Прежде всего отмечу, что учения Православной Церкви о животных не существует . Имеются лишь частные мнения по этому поводу святых Отцов, не утверждённые, однако, в качестве догмата самой Церковью. Поэтому мы и рассмотрим именно частные мнения христианских подвижников .

В этом вопросе существуют два важных аспекта. Первый: бессмертны ли души животных и наследуют ли они Небесное Царство; и второй: об отношении к ним Бога и людей.

Сторонники утверждения, согласно которому душа животного распадается в момент его физической смерти (в частности, святитель Игнатий Брянчанинов), говорят следующее: всё, что не имеет в себе “образа и подобия Божия”, Царствия Небесного не наследует.

Однако этому утверждению имеется аргументированное возражение. А именно: в первозданном раю животные существовали (из Священного Писания известно, что Адам давал им имена (Быт 2:19–20)), причём сотворены они были задолго до появления на свет человека. А всё сотворённое до грехопадения людей, как известно, было нетленным ! Следовательно, бессмертны были и животные. Так почему же в прежнем раю живые существа, которые не являются “образом и подобием Бога”, были, причём нетленными, а в раю будущем их быть не должно? Попытки объяснить подобное тем, что, мол, животные нужны были вначале для помощи людям в быту, - абсолютно безосновательны по той простой причине, что Адам и Ева в раю ни в чём не нуждались : ни в охране жилища, ни в истреблении мышей, ни в том, чтобы пахать землю. А среди продуктов, разрешённых им в пищу, согласно Священному Писанию, никак не фигурировало мясо.

А теперь обратимся к доводам тех святых Отцов, которые по данному вопросу придерживались иной точки зрения (а таких намного больше, чем сторонников святителя Игнатия). В частности, святой архиепископ Лука Войно-Ясенецкий для доказательства верности своих воззрений приводит цитаты из Священного Писания: Излию от Духа Моего на всякую плоть (Иоил 2:28); нетленный Твой дух пребывает во всем (Прем 12:1). Из этого архиепископ Лука заключает, что “дух животных <…> не может быть смертным, ибо и он - от Духа Святого” (нетленно­го - В. К .) .

Далее он приводит замечательные строки из Послания к Римлянам святого апостола Павла: Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению (Рим 8:19–22).

Комментируя эти строки, святитель Лука пишет: “Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило судьбу мира <…> и в наставших печальных судьбах жизни она, по греховной воле Адама, которому Бог подчинил её, подпала суете, нестроениям и страданиям” . Из этого многие священники делают вывод о том, что мы перед животными - в неоплатном долгу . Зверушки, птицы и вся Божия тварь получили болезненные и смертные тела из-за греховных поступков первых людей! В отличие от них животные перед Богом ни в чём виноваты не были !

Что же будет с Божией тварью дальше? А дальше, на новой, обновлённой Земле, согласно Священному Писанию, волк и ягненок будут пастись вместе; и лев, как вол, будет есть солому (Ис 65:25). То есть хищники, это порождение дьявола (который на вверенной ему Земле многое изменил по своему усмотрению), снова станут кроткими травоядными созданиями, какими и были задуманы Богом. Более того, по мнению создателя “Детского Катехизиса” протоиерея Максима Козлова, животные в Небесной Обители будут не такие, какими они были на Земле, а “преображёнными”, “включающими в себя некое лучшее”, что может быть взято из них .

По слову святителя Луки, “бессмертие для твари не будет иметь того значения, что для человека. Её примитивный дух не может бесконечно развиваться и нравственно совершенствоваться. Жизнь вечная для низкой твари будет лишь тихой радостью в наслаждении светозарной природой и в общении с человеком, который уже не будет мучить и истреблять её” .

Именно: “не будет мучить и истреблять…”. К сожалению, греховная природа нынешнего человека такова, что он частенько становится палачом всего живого на Земле. Он видит в зверушках и птицах не душу, а исключительно мясо и шкуру. Но это ещё полбеды. Частенько он убивает животных на охоте и рыбалке уже не ради пропитания, а с целью развлечения! Человек, творящий такое, испытывающий удовольствие при виде страданий Божией твари, не имеет в себе ни капли христианина! А если он считает себя верующим, то эта его вера с христианством абсолютно и в корне несовместима.

Сторонники убийства животных и люди, абсолютно к ним равнодушные, говорят так: это существа “неразумные”, они не имеют “духовной ценности”. Отвечу цитатой из Священного Писания: Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил (Прем 11:25). То есть Бог любит всех созданных Им существ. И потому никто из людей не вправе превозносить себя над остальным творением Господа - тем более что разум и дух, коими мы так любим гордиться, являются вовсе не плодами наших трудов и усилий, а исключительно даром Всевышнего!

Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных святых. Преподобный Серафим Саровский возле своей землянки устраивал настоящую столовую для лесных зверушек. К нему приходили зайцы, лисицы, белки и даже медведь. Отцу Серафиму не только не могло прийти в голову наставить на них ружьё, но он не был и равнодушен к их бедам, никогда не отказывал им в хлебе.

По молитве преподобного Сергия Радонежского был исцелён слепой медвежонок, которого к его избушке принесла мед­ведица.

Старец Герасим Иорданский извлёк занозу из лапы льва. Зверь после этого всю жизнь смиренно трудился со святым и скончался на его могиле…

Многие афонские старцы разговаривали с животными, как с людьми. Почитали даже пауков и змей.

Безусловно, отношение к животным нельзя доводить до уровня поклонения им. Недопустимо, скажем, тратить большие деньги на всевозможные стрижки и маникюры для своих питомцев, покупать им дорогую одежду и т. д. Нехорошо сажать их за стол вместе с людьми как членов семьи. Животные должны занимать среди людей подобающее им место, и Православие на это указывает. Но если подобная тенденция присуща в основном западным странам, то Россию в этом смысле характеризует прямо противоположное явление, а именно: к своим “мень­шим братьям” у нас относятся как к неодушевлённой вещи. Например, родители часто берут для своего сына или дочки щенка или котёнка - в качестве живой игрушки. И когда увидят, что их ребёнок больше с ним не играет, выбрасывают зверёныша на улицу, обрекая четвероногого малыша на страдания и голодную смерть. Так поступать нельзя, это не по-божески. Если христианин взял к себе в дом животное, он обязан ухаживать за ним - кормить, лечить и т. д. - до конца его жизни (в исключительных случаях - например, когда животное вызывает аллергию у ребёнка - необходимо найти для четвероногого питомца других хозяев или отдать его в приют).

И в этой связи хочу особо сказать об отношении к бездомным животным.

Вы когда-нибудь видели “подвальных” котят и щенков? Нет? Тогда послушайте очевидца: тощие, как скелеты, с выпавшей шерстью и гноящимися ранами, они сидят, съёжившись в комок, среди куч помёта или в зловонной жиже - забитые, запуганные и беспомощные… А иные из них (видимо, успевшие познать домашний уют), заметив человека, принимаются жалобно пищать, из последних сил стараясь к нему подползти. И в их взгляде ясно читаешь: “Куда же ты пропал, старший брат? Помоги. Нам очень плохо!..”. И если голодных, но здоровых ещё можно немного подкормить, то в случае больных и увечных остаётся только одно: плакать вместе с ними и молить Бога о том, чтобы Он поскорее прекратил страдания этих четвероногих малышей. Потому что помочь им ты не в силах! Закон тления и смерти на Земле непреложен (повторяю, по причине грехопадения первых людей).

Но если имеется возможность помочь несчастным бедолагам, то христианин это сделать обязан. Непозволительно верующим во Христа пройти мимо голодного котёнка или сбитого машиной, но ещё живого щенка!

Милосердие - неотъемлемая часть нашей веры. Человек с каменным сердцем по определению не может войти в Небесную Обитель, причём сострадание не бывает избирательным. Нельзя любить людей и в то же время презирать остальную Божию тварь. В противном случае такое “милосердие” фальшиво; а человеку в этом случае стоит честно ответить себе на вопрос: а есть ли в нём Любовь вообще? Или он только делает вид, что способен любить?

…Недавно в одной из брошюр с рассказами о паломниках Дивеева я увидел фотографию, на которой был запечатлён мужчина, а на его плечах и вытянутых в стороны руках спокойно сидели голуби и чистили свои пёрышки. Глядя на снимок, я подумал: а ведь это, вероятно, и есть символ рая, где царствует Любовь между всем Божиим творением, единое братство всего живого - людей, зверей, птиц, бабочек, букашек. Ибо все мы - пусть и в разную меру (кто-то “старший брат”, а кто-то “млад­ший”), но дети одного Небесного Отца.

Протоиерей Максим Козлов . Детский Катехизис. 200 детских вопросов и недетских ответов о вере, Церкви и христианской жизни. М., 2001. С. 34.

Животные играют в библейском повествовании также значительную роль – ведь они были сотворены раньше человека. Поэтому Библия учит, что обязанность человека - заботиться о животных. Адаму Бог доверяет дать животным имена, Ною – спасти представителей каждого вида от потопа.

Также Библейский словарь богат названиями деревьев: тамариск и смоковница, олива и кедр, акация и фисташковое дерево, орех и кипарис, мирт и ива, финиковая пальма и таинственное дерево гофер, из которого Ной изготовил ковчег.

Большое впечатление производят также многочисленные описания гор и холмов в Библии. Мы приводим небольшой список животных и птиц, которые упоминаться в Библии.

Природный мир сразу получает порядок своего существования. И поскольку порядок этот установлен Творцом, Ему одному он и подвластен.


Деревья и растения в Библии -

Захватывающие истории спасения жизни людей животными


Животные - это не просто милые существа из мира дикой природы , порой они могут стать настоящими спасителями человеческой жизни. Всем нам известно, что такие домашние животные, как кошки или собаки - лучшие друзья человека, но оказывается, дикие животные, ничуть не уступают домашним любимцам в самоотверженности и храбрости, когда дело касается помощи нуждающемуся. Перед вами десять удивительных и невероятных историй о животных, не растерявшихся перед лицом опасности, и вытащивших людей из опасной ситуации.


В октябре 2007 г ., около двух часов ночи, когда Труди и Грег Гай спали в своей комнате, к ним прибежала их кошка Шнауци и стала будить хозяйку, лапами трогая ее за нос. Поначалу Труди не обращала внимания на такие, как ей казалось, шалости, однако настойчивое и беспокойное поведение животного заставило женщину осознать, что случилось что-то серьезное.

Труди разбудила своего мужа Грега, который, осмотрев дом, обнаружил, что в подвале лопнула газовая труба, наполнив помещение опасным едким запахом. Семья позвонила в службу спасения и поспешила покинуть дом. Прибывшие на место пожарные сообщили хозяевам, что если бы кошка вовремя не разбудила их, то дом мог бы запросто взлететь на воздух. Позднее Шнауци получила награду «Фиолетовая лапа» от Фонда животных города Грейт-Фоллз (штат Монтана).


2 января 2010 г. Остин, 11-летний мальчик из Британской Колумбии (Канада), собирал в лесу дрова вместе со своим верным и преданным другом, золотистым ретривером по кличке Ангел.

В тот вечер пес вел себя не как обычно ; он был чем-то взволнован, и, как выяснилось впоследствии, неспроста. В нескольких метрах от мальчика собака заметила пуму, которая готовилась к нападению. Ангел мигом бросился к хищному животному и принял атаку на себя, вступив с ним в неравный бой. К счастью, поблизости находился полицейский констебль, который застрелили пуму, не дав ей разорвать ретривера в клочья. «Он был моим лучшим другом, а теперь стал еще дороже для меня», – сказал Остин, бросив Ангелу большой, жирный кусок мяса.


В 2005 г. в одной из деревень Кении была похищена 12-летняя девочка; предположительно, ее должны были насильно выдать замуж. В плену она находилась около недели. Очень странно, но когда полиция нашла ее, рядом с ней оказались не похитители, а три огромных льва. По всей видимости, хищники искали добычу и случайно наткнулись на маленькую девочку и группу похитивших ее преступников. Последние, завидев гигантских голодных львов, исчезли за считанные секунды, оставив плачущего ребенка один на один с дикими кошками. Тем не менее, львы не тронули девочку, а, наоборот, вели себя так, будто она была их детенышем.


В августе 1996 г. в Брукфилдском зоопарке (штат Иллинойс) произошел несчастный случай: трехлетний мальчик упал через забор с пятиметровой высоты прямо в вольер, где обитала огромная горилла по кличке Бинти Джуа. От сильного удара головой он потерял сознание и лежал, не двигаясь, посреди загороженной площадки. Родители ребенка и посетители зоопарка с ужасом ждали реакции гориллы, чей покой был неожиданно нарушен. Тем не менее, вопреки всем опасениям, Бинти Джуа спокойно подошла к мальчику, слегка приподняла его и внимательно и заботливо начала осматривать рану на голове. Позже появились работники зоопарка, они без каких-либо проблем забрали пострадавшего ребенка из вольера и оказали ему необходимую медицинскую помощь.


Семидесятикилограммовая свинка по кличке Лулу в буквальном смысле спасла жизнь своей хозяйке Джо Энн, когда у нее внезапно случился сердечный приступ. Лулу, видя, что женщине стало плохо, выбралась из огороженного дворика, в котором находилась в тот момент, и поспешила к шоссе. Она плашмя легла посреди дороги в надежде, что хоть кто-нибудь остановится и поможет Джо. Прошло около часа. Все это время встревоженное животное бегало то к шоссе, то обратно к своей хозяйке, чтобы убедиться в том, что она еще держится. В конце концов, одна машина все же остановилась; водитель последовал за Лулу и, увидев, что произошло, вызвал скорую помощь. Джо Энн отвезли в больницу. За проявленную смелость и самоотверженность свинка получила свое любимое лакомство – пончик с желе.


Саймон Стеггалл , находясь в своем доме в Кембриджшире (Англия), впал в гипогликемическую кому. Мужчина потерял сознание на диване; его жена Виктория не придала этому значения, подумав, что он просто решил немного отдохнуть после тяжелого рабочего дня. Саймон лежал, не двигаясь, и было похоже, что он действительно спит.

Однако домашняя крольчиха по кличке Дори сразу заподозрила что-то неладное. Она запрыгнула на Саймона и что есть мочи начала колотить его лапками, пытаясь привести в чувства. Увидев такое странное поведение животного, Виктория поняла, что ее муж отнюдь не спал, и поспешила вызвать скорую. Впоследствии Дори за ее героический поступок наградили членством в Ассоциации по защите домашних кроликов.


Когда 28 августа 2007 г. мужчина по имени Тодд Эндрис катался на серфинге в г. Монтерей (штат Калифорния), на него внезапно напала огромная белая акула. Хищница нанесла мужчине несколько серьезных повреждений; он, истекая кровью, отчаянно и беспомощно бултыхался в воде, уже не надеясь остаться в живых. В этот момент к нему подплыла стайка дельфинов , они отогнали акулу, которая явно не собиралась оставить свою жертву в покое, окружили Тодда и поплыли вместе с ним по направлению к берегу. Мужчину сразу же отправили в больницу.


Когда шотландский фермер Фиона Бойд пыталась помочь отбившемуся от стада маленькому теленку вернуться к родителям, внезапно появилась его разъяренная мама, огромная корова весом в полтонны, и атаковала женщину, повалив на землю и ударив ее несколько раз рогами. Фиона начала плакать и звать на помощь. Ее крики услышала лошадь Керри, она в считанные секунды оказалась рядом со своей хозяйкой и встала на ее защиту. Керри принялась бить корову задними ногами, в этот момент Фионе удалось отбежать в безопасное место. К счастью, она отделалась только ссадинами и ушибами.


45-летняя жительница города Райзинг Сан (штат Мэриленд) Дебби Паркхерст пятничным днем находилась дома одна и во время обеденного перекуса случайно подавилась кусочком яблока. Женщина начала задыхаться; вокруг никого не было, кроме ее пса, золотистого ретривера по кличке Тоби, который, резко вскочив с места, сбил свою хозяйку с ног и начал лапами давить на ее грудь, выполняя собачью версию приема Геймлиха. «Доктор сказал, что если б не Тоби, меня б уже не было в живых», – заявила Дебби Паркхерст. Где пес мог научиться приему Геймлиха, остается большой загадкой, но это не столь важно, ведь этим он спас жизнь своей хозяйке.


Многим людям попугаи не нравятся из-за того, что они громко и раздражающе кричат, но иногда эти крики могут спасти человеку жизнь. Когда попугай по кличке Вилли Квакер увидел, что двухлетняя Ханна Кууск подавилась пищей и начала задыхаться, он тут же принялся хлопать крыльями и вопить во все горло: «Мама-мама, ребенок». Мать девочки и няня Меган Ховард в это время находились в ванной комнате. Услышав тревожные крики попугая, они поспешили на кухню, где оказали Ханне необходимую помощь. Вилли Квакер стал местным героем, получив премию за спасение жизни от филиала организации «Красный крест».

Выполнил:
учащийся 8 класса ЦПШ
Куричин Олег

Санкт-Петербург, Колпино
2010

1. Введение.

1.1. Почему я взял эту тему?

Некоторое время назад у меня была собака. Но нам пришлось ее отдать. Я переживаю, что всё так получилось. И именно поэтому я, не колеблясь, взял эту тему. Потому что она мне близка. Потому что меня время от времени мучают вопросы (например, есть ли у животных душа), ответы на которые я попытаюсь найти через свою работу.

1.2. Актуальность темы.

Тема актуальна тем, что редко рассматривается. И в православных журналах, и в газетах, в разговорах, в литературе и даже в мыслях… Редко задумываемся мы о роли животных в нашей жизни, об их предназначении. Человек чаще сосредоточен на себе, на своих переживаниях, делах, чувствах. Они - и дикие, и домашние - часть нашей жизни, мы привыкли к ним. Сегодня к животным мало кто относится правильно. Часто люди или их не замечают, относятся как к вещи или игрушке, или делают ровней себе, или вообще обожествляют их, чем нарушают одну из главных Заповедей.

Данная работа посвящена больше домашним животным, чем диким, потому что в своей повседневной жизни с дикими животными мы практически не сталкиваемся.

1.3. Цель работы.

Проследить историю отношений животных и человека от начала времён до наших дней и попытаться понять, что правильно, а что ошибочно.

2. Животные в Священном писании.

2.1 Ветхий завет

2.1.1 Сотворение мира, изгнание из Рая

В Ветхом завете в книге Бытия описываются события создания животных:

«…20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.

21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.

22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.

23 И был вечер, и было утро: день пятый.

24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо…»

(Гл. 1 Быт.)

Затем мы читаем о наречении их именами:

«…18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей

20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым…»

(Гл. 2 Быт.)

Созданный человек живет в Эдеме, и находится в постоянном общении с Богом, в мире и гармонии. Когда Бог позволил человеку назвать животных определёнными именами, Творец дал ему не столько власть над зверями и рыбами, сколько возложил на человека ответственность за весь животный мир. Таким образом, человек и животный мир стали связаны - животные как помощники человеку, а человек как хозяин и как ответственный за них. Власть дана не как возможность повелевать, а как ответственность и достоинство. И то, что ответственный за животных человек подверг их тягостным последствиям грехопадения (в частности, животные стали смертны) - его неоспоримая вина. Неоспоримо и его духовное преимущество. Оно заключается, прежде всего, в наличии у человека бессмертной души, а также в том, что человек был создан по образу и подобию самого Бога. При сотворении человек был наделён разумом и тем, что отличает его от животного - свободным выбором.

После изгнания человека животные служат ему в его трудах, часть из них становятся домашними животными, человек приближает их к себе, приручает, а часть животных становятся «дикими».

2.1.2 Всемирный потоп

После изгнания из Рая прошло много лет. Человек без Богообщения погрязает в грехах. Своими грехами он накликает на себя Божий гнев. Праведный Ной получает от Бога предупреждение. Благодаря праведности Ноя человечество и животный мир остались жить:

«…1 И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем;

2 и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского;

3 также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли,

4 ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли.

5 Ной сделал все, что Господь повелел ему…»

(Гл.7 Быт.)

Затем читаем в главе 8 книги Бытия:

«…1 И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, (и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,) бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились.

2 И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба.

3 Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней <…>

14 И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла.

15 И сказал Бог Ною:

16 выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою;

17 выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле…».

После потопа Ной принесёт большую и щедрую жертву:

«… 20 И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.

21 И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:

22 впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся»

(Гл. 8 Быт.)

Господь сохранил жизнь на земле, человеческий род продолжился. Вместе с людьми Бог сохранил и животных, как неотъемлемую часть жизни на земле.

После потопа отношения Бога и человека изменяются.

«Теперь библейскому человечеству от дней потопа и в память о нем остался Завет, который обещает людям, что

  1. человечество в целом никогда больше не будет уничтожаться водой;
  2. людям разрешено есть мясо животных и рыб (и, значит, утверждения некоторых современных сект о том, что, дескать, библейская заповедь "не убий" включает в себя запрет на лишение жизни животных, на деле находятся в противоречии с Библией);
  3. введена заповедь "талиона" - "око за око", "зуб за зуб", что ограничивало инстинкт мести и не допускало пролития человеческой крови за, скажем, кражу имущества.»

(А. Кураев - «Школьное Богословие»)

Но кроме этого изменились отношения человека и животных. Не только в пищу теперь употреблялись животные, но и в жертву. Бог дал человеку больше власти над животными, а значит, возложил на человека ещё большую ответственность.

2.1.3 Жертвоприношения Ветхого завета

Кроме жертвы Ноя, в Ветхом завете упоминаются некоторые животные жертвы Богу. Это тонкий вопрос: как Бог мог позволить убивать человеку свои творения в свою честь? Для ответа на этот вопрос надо сначала разобраться, что же такое жертвоприношение.

В «Библейском словаре» В.П. Вихлянцева написано:

«Жертвоприношение - как дар Господу приносилось людьми уже в глубочайшей древности. Каин принес от произведений земли (Быт 4.3), а Авель - от стад (Быт 4.4). Ной принес первое всесожжение (Быт 8.20), а Иаков - возлияние (Быт 35.14). Все народы приносили жертвы своим богам, и в Египте, где евреи жили долгое время, также приносилось множество жертв. Там приносились домашние и дикие животные, хлебные приношения и возлияния, и особенно много цветов (это последнее особенно распространилось по миру и сохранилось до сих пор). В Египте не было всесожжений и на жертвы никогда не возлагалось рук и поэтому там, очевидно, не было понятия о заместительной жертве и о полной отдаче Богу. Моисей, по-видимому, со всем народом впервые принес жертвоприношение на Синае (Исх 10.25-26; Чис 28.6), после чего жертвоприношения стали частью богослужения евреев. Следует отметить, что Закон не требует жертв (Лев 1.2; Иер 7.22-23) и Господу более угодны правда, милосердие и Боговедение (Прит 21.3; Ос 6.6; Мф 9.13; Мр 12.33), но Закон упорядочивает это служение и очень строго относится к его нарушениям (ибо лучше не приносить жертв совсем, чем делать это с нарушениями или приносить бесам). Жертвы должны были приноситься в свое время (Чис 28.2) и уже на Синае была установлена обязательная ежедневная жертва утром и вечером, которая называлась постоянное приношение.

Постоянное приношение состояло из одного агнца, хлебного приношения (ХП) и возлияния (В). Кроме этих регулярных, приносимых во все праздничные дни жертв, Законом определялись также различные добровольные и специальные жертвоприношения (Чис 29.39), которые могли приноситься в любой день.»

То есть животные жертвы нужны были для того, чтобы укрепить связь человека и Бога. И для Бога животные не стоят на одной ступеньке «ценности» с человеком. Отношения с человеком для Бога важнее и дороже жизни животного.

Но не каждая жертва принималась Богом. Первое жертвоприношение тому свидетельство.

«…И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.

3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,

4и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,

5а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его…»

(Быт.4)

«От тука» означает необязательно мясо, а молоко, сыр или шерсть. После того как Бог «призрел» на Авеля и не «призрел» на Каина, Каин убил своего младшего брата. Разные люди имеют разные версии, зачем он это сделал. Лично моё такое: Каин был первородным сыном, то есть ему отпускалось больше Божьей благодати, чем всем остальным. Соответственно, с него требовалось больше. И вот, видимо, чтобы снискать ещё больше благодати, Каин принёс жертву. И видя, что Авель приносит свою жертву из любви Богу, а Каин - из корысти. Поэтому Бог и не принял жертву Каина, и он из зависти убил своего брата.

Жертвы приносились до рождения, и даже некоторое время после рождения Христа. Надобность в них для верующих отпала после Распятия Иисуса Христа, ведь главной частью жертвы была кровь (поскольку кровь - это путь, по которому душа связывается с телом), а что может быть священнее, чем кровь самого Бога? Сейчас Его жертву мы повторяем на Таинстве Евхаристии, когда мы вкушаем «тело и кровь Нового Завета», чему нас научил Иисус Христос незадолго до Своей смерти.

2.2 Новый завет

В Евангельском повествовании животные упоминаются вскользь, потому что их место в жизни человека второстепенное. Однако, несмотря на «незначимость» животных, именно они пришли первые поклониться новорожденному Христу, а сам Спаситель был положен в ясли - предмет ухода за домашним скотом. Само Рождение Господа Иисуса Христа уже принесло на Землю мир, и животные тоже почувствовали эту радость и вспомнили об утраченном Рае (икона Рождества Христова).

В Новом завете в раннее время очень хорошо известны случаи, когда для казни первых христиан использовались животные, а также дружба Святых угодников и животных.

Рассказ о животных в Новом завете я, пожалуй, начну именно с первых христиан.

2.2.1. Первые христиане и животные

Распространение веры христианской вызвало гонение на христиан со стороны римских языческих императоров. Приверженцы язычества убеждали императоров, что христиане - враги государства, враги императоров и всего человечества. Гонения на первых христиан были настолько жестоки, что не поддаются описанию. Одним из любимых развлечений римлян, кроме гладиаторских боев, были казни христиан. Патриции выискивали христиан среди населения, пытали их, а затем выпускали их на арену цирка. С другой стороны арены выпускались дикие звери. Со временем, такие казни стали даже популярными, чем другие такие «развлечения».

Большую часть христиан съедали животные, но бывали случаи, когда животные отказывались мучить людей, чувствуя в них Божью благодать. Примером этого может служить житие святой Татьяны.

Святая Татьяна была дочерью богатого римлянина и была воспитана им в христианской вере. Когда Татьяна достигла совершеннолетия, она стала равнодушна к богатству и земным благам и возлюбила всем сердцем духовный образ жизни. Она навсегда отказалась от супружеской жизни и за добродетельную жизнь была назначена диакониссой Римской церкви. В этой должности она с усердием ухаживала за больными, посещала темницы, помогала неимущим, стараясь постоянно угодить Богу молитвами и добрыми делами.

При императоре Александре Севере (222-235 гг.) святая Татьяна за исповедание Иисуса Христа приняла мученическое страдание от римского градоправителя Ульпиана (около 225 г.). Согласно летописи святую Татьяну, после разных истязаний, бросили на арену цирка, чтобы свирепый лев растерзал ее для забавы зрителей. Но вместо этого лев стал кротко ласкаться к ней. Тогда святую Татьяну подвергли новым мучениям и вместе с ее отцом усекли мечом. Восемь слуг градоправителя, мучивших святую, уверовали в Иисуса Христа, видя над ней силу Божию, — и они тоже были после мук усечены мечом. По свидетельству диакона Зосимы, глава святой Татьяны находилась в 1420-ом году в Перивлепто в Константинополе.

Это не единственный случай, когда животные отказывались есть христиан, но все их имена история не помнит, ведь их казнили сотнями и тысячами!

2.2.2. Святые и животные

Известно очень много примеров дружбы святых и животными. Такая дружба была и в первые века после Рождества Христова (преподобный Власий), и в Средние века на Руси (множество святых, ярчайший пример - Серафим Саровский). Возможно, такая дружба есть и сейчас, и благослови Господь тех, у кого есть такая дружба.

Вот отрывок из жития Серафима Саровского:

«…Святой Серафим непрестанно молился Богу. От этого сердце его разгоралось всё большей и большей любовью. И любил он не только Бога, но и всё Божье творение, всю природу Богом созданную. И так очистил он себя от всякого греха постоянной молитвой и памятью о Боге, что жизнь его стала похожей на жизнь первых людей в раю, где звери слушались человека и не делали зла ни друг другу, ни человеку.

В ночное время приходили к келье святого звери: медведи, и волки, и зайцы, и лисицы, подползали даже змеи, ящерицы и другие гады. Святой Серафим выходил из кельи и начинал кормить их из своего лукошка, в котором он хранил недельный запас хлеба. Сколько зверей ни приходило к старцу, хлеба всегда и на всех хватало.

И вот что случилось однажды:

Одна монахиня пришла к святому Серафиму и увидела, что он сидит близ своей кельи на обрубке дерева, и подле него стоит огромный медведь. Она так и обмерла от страха и закричала во весь голос: "Батюшка! Смерть моя!” и упала. Старец Серафим, услышав её голос, ударил медведя легонько и махнул ему рукой. Тогда медведь, как разумный, тотчас пошёл в ту сторону, куда показал о. Серафим, в густоту леса. Монахиня, видя всё это, трепетала от ужаса. Старец Серафим подошёл к ней и сказал: “Не ужасайся, не пугайся!” Она все-таки продолжала кричать: “Ой, смерть моя!” На это старец отвечал: “Нет, матушка, не смерть, и смерть от тебя далеко. А это радость!” И затем он повёл её к той самой колоде, на которой сидел прежде. Помолившись, он посадил монахиню на колоду и сам сел. Не успели они сесть, как вдруг тот же самый медведь вышел из чащи леса, подошёл к св. Серафиму и лёг у его ног. Монахиня, видя такого страшного зверя вблизи себя, была сначала в большом страхе и трепете. Отец же Серафим обращался с ним без всякого страха, как с кроткой овечкой, и даже стал кормить его из своих рук хлебом. Тогда и монахиня стала мало-помалу приободряться. Лицо великого старца было в это время особенно чудно. Оно было светло, как у ангела, и радостно.

Наконец, когда монахиня совершенно успокоилась, а старец скормил почти весь свой хлеб, он подал ей оставшийся кусок и велел покормить медведя. Но она отвечала: “Боюсь, батюшка: он мне и руку отъест!” Старец Серафим посмотрел, улыбнулся и сказал: “Нет, матушка, верь, что он не отъест твоей руки.” Тогда она взяла поданный хлеб и скормила его весь с такой радостью, что желала бы ещё кормить его, потому что зверь был с ней кроток, по молитвам святого…» Житие этого преподобного доказывает, что творения Божьи могут и должны искать общий язык. Даже такие, казалось бы, жестокие хищные звери, как медведи, могут добрыми и ласковыми. Всё зависит только от нас и нашего отношения к ним. Кроме того, известны многие другие случаи, например, Сергий Радонежский вылечил слепого медвежонка, которого принесла медведица-мать. Старец Герасим Иорданский извлёк занозу из лапы льва. Зверь после этого всю жизнь смиренно трудился со святым и скончался на его могиле…

Многие афонские старцы разговаривали с животными, как с людьми. Почитали даже пауков и змей.

Дружба с животным - это не только взаимопомощь, но и общая радость, общее доверие и терпение. Новый Завет дал новую заповедь. «Возлюби Ближнего своего…»

Любовь пришла в мир, и с ней животные, наряду с людьми, стали человеку вновь ближними. И стала возможна дружба человека и животного. Но - только такого человека, который служит Богу, Ему одному поклоняется, Его одного славит. И на таком человеке и прибывает Божья благодать. И такой человек может дружить с животным, не теряя своего человеческого достоинства. И звери это чувствуют.

3. Животные в современном мире

И как же человечество сохраняет тот мир, который пришел вместе с Христом?

Грехопадение человека только усугубляется.

Сегодня люди мало заботятся о спасении своих душ. И о сохранении своей планеты и всего живого на ней почти не заботятся. Дикие животные, как и вся земная природа, можно сказать, терпят бедствие - в результате эгоистичной деятельности человека. Так сегодня человек несет Богом данную ответственность за всё живое…

Современный мир по-разному относится к животным. С одной стороны взникли национальные парки, заповедники, «Красная книга», общество Гринпис. Часть людей пытаются сохранить на Земле то, что осталось. С другой стороны - конный спорт, цирки, охота, браконьерство… Ни одно живое существо на Земле не позволяет себе причинять боль другому существу ради развлечения!

4. Правильное отношение к животным

В спасении человека животные могут играть важную роль. Их роль определяется выбором самого человека. Его отношением к животным, к Богом данному обязательству заботы и защиты.

Про правильное отношение к домашним животным существует множество различных мнений. Они различны в примерах и в рассуждениях, часто друг другу противоречат, но суть у них одна: в них говорится, что отношение к животным должно быть добрым и ласковым, но в тоже время мы не должны обожествлять их, ставить выше ближнего своего или даже выше Бога (такие случаи тоже встречаются). Священник Анатолий Гармаев, отвечая на вопрос «Каким должно быть отношение к животным?», говорит:

«Отношение к животным должно быть очень доброе, в том числе и к собакам, хотя по церковному уставу собака не должна жить внутри человеческого жилища. Собака сама по себе — животное доброе и назначена человеку в охранение его жилища. Поэтому, если есть собака, охраняющая жилище, то ее нельзя кормить со злобой, с отвращением, как бы ее не коснуться, т.е. миску положил и бросился от нее. Так нельзя<…> Никак не позволительно собаку держать в квартире. Церковному человеку в квартиру, где находятся иконы, лампадка, крест, допускать собаку нельзя. Многие верующие обращаются с такими проблемами: живу с родителями, они любят собаку, не могут расстаться с ней, а я уже воцерковился. Что делать? — Надо терпеть. Мира ради, любви ради. Терпение, любовь выше, чем гнушение собакой…»

По-моему, это высказывание очень ясно показывает вариант отношения к собаке, живущей под одной крышей с хозяином, но никак не к животным вообще. Однако, я согласен с тем, что собаку надо терпеть и не надо бояться, не надо на неё злиться.

А Марина Журинская (корреспондент журнала «Фома»), рассуждая об отношениях человека и животных, считает, что сейчас животных или не замечают, или обожествляют. Иногда животным присваиваются качества, которые изначально не были в них заложены, например их называют носителями темных сил. Это, естественно, не верно. Она же говорит, что «очеловечивание животных наносит вред и им, и людям». Вот это действительно фраза, с которой я полностью согласен. У животных своя философия, у нас своя. То, что для нас является обычным делом по отношению к человеку (например, «сюсюканье» с малышом), у собаки или кошки вызывает шок. Необходимо помнить, что животные - это часто стайные животные со своей психологией. И наши, человеческие, отношения применимы к ним лишь отчасти.

Также нельзя доходить до другой крайности - нельзя требовать от животных того, на что они не способны. Конечно, научить медведя говорить невозможно, но заставить его танцевать на сцене «Калинку» - задача вполне выполнимая. Только бедному животному очень и очень больно. Ведь чтобы научить его этому танцу, его ставят на лист железа и нагревают металл. И чтобы не обжечь ступни, зверю приходится прыгать с одной ноги на другую. Нередко эта процедура сопровождается побоями. Вот до чего дошли люди!!!

Также М. Журинская говорит, что «на деле у животных нет ни человеческих пороков, ни человеческих достоинств; они просто другие. Если мы хотим постараться вернуть мирозданию красоту и гармонию, мы должны научиться жить с ними исходя именно из этого». Опять очень точная фраза. Вполне возможно, что у животных есть душа, но даже если бы она была, то всё равно критерии нравственности у людей и животных были бы разные. А значит и пороки и достоинства определялись бы (и определяются сейчас) по-разному.

Но это всё мнения современных людей, которые кроме Библии могут опираться на научные исследования психологии и физиологии животных. У Святых отцов не было ни компьютеров, ни научных книг. Но их мнение может быть гораздо важнее и правильнее всех существующих современных, потому что оно Боговдохновенно.

Вот что говорит по вопросу отношения к животным Феофан Затворник:

«У животных есть душа, но животная. А у человека душа человеческая, высшая, как и сам человек. Животным свой чин, а человеку - свой.

Творения Божий так расположены, что всякий высший класс совмещает в себе силы низших классов и кроме них имеет свои силы, его классу присвоенные и его характеризующие. В мире или его составе надо различать, кроме стихий, еще систему сил, расположенных лестницею, от низших к высшим идущею. Низшая сила есть та, которая действует в мертвой природе и которой высшие изделия суть явления химических сочетаний и кристаллизации (например, снежинки, разводы на окнах зимою и под.). Выше этой силы стоит сила растительная, которая в своей власти держит и кристаллизующую силу, и силу химических сочетаний. Выше растительной силы стоит сила животная, которая в своей власти держит и растительную силу, и кристаллизующую, и силу химических сочетаний. Выше животнодушевной силы - сила человеческого естества, которое содержит все силы, низшие его, в своей власти и ими действует.

Что же дивного, что в нас есть нечто схожее с животными? Есть схожее и с растениями, ибо питание и ращение тела есть растительное дело. Но что из этого вывести? Ничего нельзя, кроме - что всякому свой чин…»

Да, именно так. Всякому свой чин. Именно так и нужно относиться к любому животному - не больше и не меньше. К сожалению, мы не соблюдаем это простое правило, мы недолюбливаем бездомных животных, а домашних - перелюбливаем. В этом наша главная ошибка.

5. Вопросы, связанные с животными

5.1 Душа у животного, и как следствие, её спасение.

Есть ли у животного душа?

Мнения людей на этот счет расходятся.

«…Духовно авторитетные люди отвечают на вопрос по-разному, но примечательно то, что те из них, у кого есть собственный опыт общения с животными, уверены в том, что душа ест и что она бессмертна. К естественнонаучным аргументам стоит относиться с осторожностью, потому что они, скорее всего, будут исходить из той школы, которая и человеческую душу отрицает».

(М. Журинская)

Как уже говорилось выше, Феофан Затворник считал, что душа у животных есть, только она особая, животная.

«Участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом»

(Екк. 3:19)

Животные могут испытывать эмоции: страх, радость, тоску, злость, привязанность, заботу. Это и есть свидетельства существования у них души. Их поступки движимы инстинктами, но некоторые из них объясняются только чувствами. Но вряд ли душа животных такая же, как у людей. Она не может возрастать, очищаться покаянием, грешить. Потому что животные не грешат. В них нет Духа Святого. Их душам не нужно спасение.

Мы не знаем, что бывает с их душами после смерти, попадают ли они в Рай. Зато знаем, что у Бога никто не забыт и не обижен. Мы можем предположить, что и на Новой Земле будут обитать животные (Откровение 21:1). Животные точно будут присутствовать и во время Тысячелетнего царства (Исаия 11:6; 65:25). Мы полностью согласимся с Его решением вопроса об их посмертной участи.

Я уверен, что ничто, созданное Богом, не проходит и не исчезает бесследно.

5.2. Есть ли животные в Раю?

Про то, есть ли животные в Раю, точно сказать невозможно, ведь из Рая никто не возвращался. Но сказать, были ли они там, можно с очень уверенным утвердительным ответом. Да, они там были. По книге Бытия Бог насадил Сад в Эдеме на Востоке и поместил туда Адама. Вместе с Адамом Творец поселил в Эдем и животных. А значит, животные были в Раю, а потом… Может, были изгнаны из Рая вместе с людьми, а может часть, всё-таки, осталась. Если они остались, то они есть в Раю.

5.3 Молитва о животных.

Священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря, говорит:

«Животные составляют наиболее близкую к человеку часть тварного мира. Бог хранит людей и ведет их к спасению. Но и бессловесную тварь не оставляет без попечения. Библия говорит, что животные находятся под охраной Творца: «Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои - бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи!» (Пс.35:7). У Господа не забыта даже малая птица (Лк.12:6). Бог питает их: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы, не гораздо ли лучше их?» (Мф.6:26).

Закон, который Бог дал Израилю, охранял и животных, предусматривал и для них субботний покой: «Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее, а в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые <...> Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой и успокоился сын рабы твоей и пришлец» (Исх.23:10-12).

Священное Писание говорит: «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Прит.12:10). Забота некоторых святых о животных известна по их житиям: Герасима Иорданского о льве, Сергия Радонежского и Серафима Саровского о медведях и др.

Животные не имеют образа Божия, поэтому мы не можем молиться о помиловании и спасении их. Но просить Бога за них (в первую очередь за тех, которые являются нашими помощниками в хозяйстве) мы можем».

Я считаю, что просить Бога помочь больному животному можно. Лично я прошу Бога помочь бездомным, страдающим, потерянным, кого бросили, на кого охотятся, кто голодает, кого усыпляют. Прошу Его сжалится над ними.

Как говорит мартовский номер журнала «Фома» «…За них можно молиться, чтоб не болели, а если заболели, чтоб выздоравливали; чтоб не терялись, а уж если потерялись, то чтоб нашлись<…> Об умерших животных молиться не стоит, потому что суть молитв за усопших - прощение их грехов, а какие уж тут грехи. Лучше их просто с любовью вспоминать и благодарить Бога за дарованную встречу…».

Тот же журнал говорит, что животным можно осторожно смачивать лоб Святой водой. Я считаю, что это нормально. Как я уже говорил в начале работы, у меня была собака. И она меня не однократно кусала. Я думаю, что если бы я окропил бы его Святой водой, когда он бежал кусаться, он бы успокаивался.

Но в тоже время животные не могут участвовать в таинствах Церкви, их не поминают в Церковной молитве.

6. Заключение.

Правильно относиться к животным не так сложно, как кажется. Надо четко понимать их место в жизни человека и обязанность человека по отношению к ним. Нельзя наделять их человеческими качествами, нельзя ожидать от них человеческих поступков. Нельзя считать их ровней человеку.

Мы можем их любить. Охранять. Защищать от других недобрых людей. Мы можем помолиться за них в домашней, личной молитве.

Также следует помнить, что животные на нас совершенно непохожи с духовной стороны.

Господь Бог от создания мира разделил человека и животных, и мы не должны об этом забывать, и никогда не переступать эту черту.

Творец дал людям животных как один из инструментов совершенствования человеческой души. Глядя на поступки четвероногих, мы можем увидеть себя, разбудить свою совесть. Мы можем научиться быть добрыми, терпеливыми и трудолюбивыми. И использовать дарованную встречу с животным для труда спасения своей души.

В своей работе я не только ответил на важные конкретно для меня вопросы, но и узнал то, чего даже не предполагал делать в этой работе. Через эту работу я понял, что, например, животные жертвы - это не убийства, что мясо убитых животных есть можно. Я понял, что просить у родителей вторую собаку - это вредно не только для меня и моей семьи, но и для самого животного. Потому что быть достойным хозяином животного - это большая ответственность. И я пока к ней не готов.

Список использованной литературы:

  1. Ветхий завет
  2. Диакон Андрей Кураев, «Школьное богословие»
  3. Вихлянцев В.Н., Библейский словарь (историко-религиозный), 1994 г. http://interpretive.ru/dictionary/559/
  4. Новый завет
  5. Житие святой мученицы Татьяны, http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/saints/tatiana.htm
  6. Житие преподобного Серафима Саровского, http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/saints/ilienko/serafim_sarovskii.htm
  7. Священник Анатолий Гармаев, http://www.zavet.ru/garmaev/ways13.htm
  8. Марина Журинская, «Всех их создал Бог». Журнал «Фома», №3/2010 г.
  9. Феофан Затворник, http://www.sv-krest.ru/UserFiles/File/biblio/zhivotnye/zhivotnye06.html
  10. Священник Анатолий Гумеров, http://www.pravoslavie.ru/answers/6518.htm