Загадки про цветы. Детская библиотека интересов. Доброе утро, улыбнись скорее

Сегодня перед родителями стоит сложная задача: из всего многообразия солнцезащитных очков для детей выбрать качественное и безопасное изделие. Порой мы даже не задумывается, какой вред могут нанести очки ребенку, купленные на ближайшем стихийном рынке. Мы просто выбираем модель, которая приглянулась нашему чаду. Однако такой подход чреват серьезными последствиями.

Почему солнцезащитные очки для детей требуют ответственного подхода к выбору?

В первую очередь это обусловлено тем, что детские глаза во много раз чувствительнее глаз взрослых людей. В результате одинаковые условия и продолжительность пребывания на солнце взрослого и ребенка совершенно по-разному отражаются на здоровье. Дабы предотвратить развитие серьезных заболеваний и проблем, вызванных ультрафиолетовым излучением, ребенку просто необходимы солнцезащитные очки, но только качественные, надежные и безопасные!

Очки должны обеспечивать высокую защиту глаз

Детям нужно подбирать очки, которые способны задерживать до 100% ультрафиолета. Обычно на всех очках указывается специальная маркировка, которая говорит о степени защиты глаз от солнца. К примеру, линзы с маркировкой UV 400 - идеальный вариант для ребенка, поскольку они обладают наивысшей степенью защиты глаз.

Такие линзы поглощают 100% ультрафиолетового излучения. В свою очередь на самих очках (обычно на оправе) производитель должен указывать маркировку в виде «СЕ». Такое обозначение свидетельствует о соответствии модели европейским стандартам качества.

Стекло или пластик?

Для ребенка идеальным считается вариант очков со стеклянными линзами, если рассматривать этот аксессуар с точки зрения защиты глаз. Однако в виду чрезвычайной подвижности и активности большинства детей от стеклянных линз лучше отказаться - так безопаснее.

Современные производители предлагают родителям прекрасную альтернативу - солнцезащитные очки с линзами, выполненными из пластика или поликарбоната высокого качества. Эти линзы обладают высоким уровнем защиты глаз (как правило, это 3 и 4 уровень защиты).

Пластик и поликарбонат по сравнению со стеклом обладают рядом очевидных преимуществ. Разумеется, это более низкая стоимость, простота в уходе, устойчивость к механическим повреждениям (высокая абразивная стойкость), т.е. такие линзы достаточно сложно поцарапать.

Каким должен быть цвет линз?

Деткам лучше выбирать очки с линзами серовато-зеленого или коричневого цвета. Эти оттенки способствуют реалистичному восприятию ребенком окружающего мира, они не искажают изображение и не меняют цвета окружающих предметов.

Если же Вы хотите приобрести ребенку солнцезащитные очки на зимний период, тогда предпочтение стоит отдать моделям с линзами темно-розового цвета. Такой оттенок улучшает контрастность восприятия предметов и цветов на белом фоне «зимнего полотна».

Прекрасным выбором станут очки, оснащенные линзами с эффектом поляризации - обеспечивают защиту от раздражающего глаза света и солнечных бликов.

Если Вам понравились очки, но они оснащены линзами синего цвета, от покупки лучше отказаться! Объясняется это тем, что синий цвет делает свет солнца еще более ярким. В результате зрачки глаз у ребенка сильно расширяются, находятся в постоянном напряжении и испытывают максимальное негативное воздействие солнца.

Какой должна быть оправа?

В составе материала, из которого изготавливаются очки, не должно быть гипоаллергенных компонентов, которые могут вызвать раздражение кожи ребенка. Идеальным вариантом будут натуральные материалы. Проверить, из чего именно сделана оправа можно при помощи сертификата качества, который продавец должен предоставить покупателю по первому требованию. Если продавец отказывается показывать сертификат - не покупайте продукцию сомнительного качества.

Также нужно учитывать, что очки для детей не должны доставлять малышам дискомфорта. Они должны отличаться легкой посадкой, эффект сдавливания переносицы или висков недопустим, а фиксация на лице должна быть надежной, независимо, будет это обычная ходьба или бег.

Ответственный подход к выбору солнцезащитных очков принесет радость Вашему малышу и сохранит его зрение!

Большое количество проблем со зрением у взрослых – результат несвоевременного обращения к окулисту в детстве, запущенность болезни к моменту начала лечения. В детском возрасте формируется правильное восприятие мира на уровне мозга, острота зрения устанавливается в первые 10 лет жизни, это не врожденная данность. При своевременной коррекции возможно полное восстановление зрения.

Важно : Все мероприятия по улучшению зрения проводятся на фоне использования очков – в детстве картинка в мозгу должна быть четкой, эталонной, чтоб создать образец не только восприятия, но и «настройки» отделов глаза.

Выбор очков для детей

Сейчас нет недостатка в ассортиментном предложении детских очков. Получив рецепт, можно смело отправляться на поиски. При этом следует учесть ряд моментов, которые сделают ношение очков ребенком комфортным и безопасным.

Перед и в процессе решаются несколько задач:

  • выбор оправы;
  • выбор линз для очков;
  • определение количества очков одномоментно;
  • выбор футляра;
  • создание правильного психологического настроя.

Оправа

Главное правило – для маленьких детей металл исключается. Он жесткий, тяжелый, может вызвать аллергическую реакцию и, несмотря на свою прочность, может погнуться и даже сломаться, если детали тонкие.

На рынке представлено много полимеров, которые прекрасно подходят в качестве материала для изготовления оправ. Оправа может быть мягкой монолитной – для самых маленьких. Для детей старше года – мягкой разъемной на специальных флексовых шарнирах, которые позволяют избежать перекоса очков, даже если ребенок снимает их одной рукой. И в дальнейшем проблема устойчивости к деформации в оправе актуальна как нигде: при некоторых заболеваниях глаз смещение центра линзы на пару миллиметров чревато искажением изображения и нанесением вреда, а не улучшением состояния глаза. Поэтому, при смене оправы предпочтение отдается тем моделям, которые оснащены флексовыми шарнирами.

Очки должны быть впору. Дети растут довольно быстро, конфигурация лица постоянно меняется. Это не значит, что очки нужно покупать на вырост. Ни в коем случае! Их надо регулярно менять – каждые полгода доктор проверяет, насколько данные очки подходят ребенку не только для зрения, но и для ношения. В детстве очки носят от 6 до 12 месяцев.

Важно, чтоб оправа очков хорошо держалась на переносице, нижние части оправы линз не «садились» на щеки, в противном случае при улыбке очки неизбежно поднимутся вверх, исказив восприятие. Заушные дужки должны плотно, но не туго прилегать к голове, надежно фиксируя очки в нужном положении.

Конфигурация оправы должна предусматривать довольно большие линзы – ребенок очень часто смотрит вверх и по сторонам, он не должен при этом натыкаться взглядом на обрамление. С другой стороны, слишком большая поверхность сферических линз может искажать изображение на периферии.

Линзы

При главным правилом становится исключение стекла как наиболее травмоопасного материала для очечных линз. На рынке оптики представлены линзы из пластика, которые рекомендованы для использования в детских очках. Самые популярные прозрачные составляющие – из акрила и поликарбоната. Многие фирмы по изготовлению оптики создают на их основе свои линзы, давая им оригинальные брендовые названия. Но в большинстве своем в основе каждого бренда – акрил, поликарбонат или другой, близкий по свойствам пластик, снабженный различными, улучшающими прослойками. Одна из прослоек – укрепляющее покрытие – снижает подверженность акрила и поликарбоната получению царапин. Сейчас линзы без такого покрытия не выпускаются. Это практически уравнивает в свойствах демократичный по цене (но изначально очень мягкий) акрил с более прочным, но и более дорогим поликарбонатом.

Поскольку очки детям меняют часто, можно использовать те линзы, которые подходят по цене.

О функциональных свойствах линз для очков для конкретного ребенка сведения дает врач. Именно он, решает, что нужно выбрать из множества предлагаемого:

  • монофокальные;
  • бифокальные;
  • мультифокальные;
  • сферические;
  • асферические;
  • лентикулярные;
  • или другие линзы.

Этот вопрос обсуждается с родителями, в рецепте указывается специфика.

Приобретение и использование очков

Лучший выбор в этом вопросе – специализированные магазины, имеющие лицензию на продажу медицинской оптики. По рецепту окулиста медработники магазина индивидуально подберут оправу и линзы, наилучшим образом подходящие ребенку.

Важно: После начала пользования очками наблюдают за поведением и состоянием ребенка – утомляемость, головная боль и стремление непременно снять очки свидетельствуют о неправильно подобранных линзах.

Несмотря на то, что современные очки не бьются, линзы в них надо беречь от повреждений. Необходимо приобрести прочный, легко, но прочно закрывающийся футляр без острых углов и лишнего веса.

Количество очков на каждый промежуток времени до следующей смены – произвольное, но рекомендуется не менее 2-х, т.к. и детям, а не только их бабушкам, свойственно забывать или терять очки.

Психологический аспект

Пока родители не озаботились проблемой, как такового психологического аспекта не существует. Если взрослые относятся к выбору очков как к само собой разумеющемуся мероприятию, то никаких проблем и не возникает. Дети видят очки на окружающих людях, в том числе и сверстниках, на героях любимых мультиков и книжек, это не делает персонажей хуже в их глазах. Если очки подобраны хорошо, привыкание происходит быстро. Важно привлечь ребенка к , создать положительный настрой, можно даже позавидовать – мол, какие классные очки, жаль, моим глазам они противопоказаны, а то бы такие же купил. А уж если почитаемый певец, спортсмен или актер, а может и любимый учитель носит похожие очки, то они станут предметом гордости.

Детские очки – это для ребенка в прямом смысле слова окно в мир. Как хорошо будет виден этот мир, зависит от правильного выбора очков и выполнению рекомендаций доктора по их применению.

Видео - Как подобрать очки ребенку

Прямые солнечные лучи вредны как для всего организма в целом, так и для незащищенных глаз человека. У детей глазное яблоко интенсивно формируется до 3 лет, потому, в этом возрасте глаза более уязвимы. УФ излучение оказывает вредное воздействие на роговицу, хрусталик, сетчатку глаза. УФ может вызывать чисто аллергические реакции со стороны кожи, которые могут проявляться с самого раннего возраста, кроме того интенсивное воздействие может вызвать фотокератит (солнечный ожог роговицы и конъюнктивы, сопровождающийся кратковременной потерей зрения), катаракту и макулодистрофию (эти изменения проявляются с возрастом, но негативное воздействие на глаза начинается с детского возраста). У людей, проживающих в условиях повышенного солнечного излучения, перечисленные заболевания встречаются чаще.

А существуют ли возрастные ограничения для ношения солнцезащитных очков?

Оптимальный возраст, когда дети начинают носить солнцезащитные очки - с 3-4 лет (когда ребенок начинает понимать, что в очках не нужно прищуриваться на солнце), но не исключается возможность пользоваться солнцезащитными очками с 1 года.
При врожденной повышенной чувствительности к солнечному свету детки с удовольствием примеряют очки взрослых и охотно одевают приобретенные для них очки. В любом случае глазки надо защищать кепками с глубокими козырьками, стараться избегать прогулок с 11 до 16.30-17.00, когда солнце наиболее агрессивное, предпочитать прогулки в густой тени и парковых зонах.

Каковы основные правила выбора детских солнцезащитных очков - на что следует в первую очередь обратить внимание родителям?

При выборе очков в первую очередь надо обратить внимание на защиту от ультрафиолета: UV 400 (UVB) - это 100% защита от УФ. Может быть другая маркировка G-15. G-20 (серый фильтр, пропускающий 15%, задерживающий 85% света и соответственно 20 и 80), и В-15.В-20 (коричневый фильтр с аналогичными свойствами). G-15.B-15 более предпочтительны, т.к. они задерживают 85% света. Существует пять категорий фильтров по значению светопропускной способности: 1 самый слабый-для облачной погоды, 5 самый сильный для горнолыжных курортов. Для выбора обычных солнцезащитных очков для детей достаточно знать защиту от УФ. Очень важно правильно подобрать оправу- она не должна быть узкой, должна хорошо закрывать область глаз, должна комфортно и удобно "сидеть", не должна " впиваться " в кожу, не должна спадать при наклоне головы и...должна нравиться тому, кто ею будет пользоваться.

Как Вы считаете, какие линзы предпочтительнее для ребенка – стеклянные или пластиковые?

Детям предпочтительнее приобретать пластиковые очки - они легче и безопаснее при различных поломках. Достаточно хорошо зарекомендовал себя поликарбонатный пластик, трайвекс, поляризационные пластиковые линзы. Детям, у которых проблемы со зрением идеально подойдут очки-хамелеоны, которые меняют свет стекол в помещении на менее насыщенный.

Часто детские солнцезащитные очки - скорее бесполезная игрушка, в лучшем случае - броский аксессуар, нежели защита от солнца. Чем отличаются настоящие солнцезащитные очки для детей от уменьшенных копий взрослых очков и ненадежных пластиковых безделушек?

Качественные взрослые и детские очки ничем не отличаются, единственное - выбор детских оправ несколько затруднен из-за недостаточного ассортимента (по сравнению со взрослыми моделями).

Насколько значим фактор фильтрации ультрафиолетового излучения в детских солнцезащитных очках?

Фактор защиты от УФ очень важен для всех солнцезащитных очков(и взрослых и детских). За темными стеклами зрачок расширяется, если отсутствует защита от УФ (сам по себе даже черный пластик защищает лишь от света и если не обладает защитой от УФ - не защищает, защищает от УФ только стекло или пластик со специальной защитой) - это очень пагубно действует на все глубже лежащие структуры глаза.

Какой уровень затемнения и цвета оптимальны для детского зрения?

Детям предпочтительнее покупать фильтры серого и коричневого цвета со средним значением светопоглощения до 70%. Если в семье имеются наследственные заболевания сетчатки, можно использовать желто-коричневые линзы, они содержат синтетический аналог пигмента меланина и отфильтровывают 100% УФ излучение.

Практически все рекомендации в разных вопросах уже упомянуты. Очки для детей лучше приобретать в оптиках или специализированных отделах, рекомендую проверять сертификат качества, проверять соответствующую маркировку (UVB. UV400. G-15(20). B15(20). "СЕ" - соответствие качеству евростандарта. Для самых маленьких есть очки со страховочной эластичной резинкой, регулируемой по длине. Часто рекомендуют титановые оправы, оправы из кевлара, каучука. Самое главное - это удобная оправа и качественная защита от УФ. Поляризационные линзы кроме всего прочего защищают от вредного воздействия отраженного света (убирают блики от ровных поверхностей-вода, снег).

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТЫНДИНСКОГО РАЙОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ. МДОБУ ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» П. ВОСТОЧНЫЙ

«Легенда о цветах»

Совет управления образования и семинар -

совещание руководителей образовательных

учреждений

на базе МДОБУ д/с «Росинка» п. Восточный

Подготовила воспитатель

Иванова С.С.

Апрель 2012 год

Цель: Формировать умение наблюдать красоту природы и стремление понимать из чего создана эта красота. Программное содержание:

  1. Формировать эстетические представления о многообразии цветов и способе их изображения с помощью бумажных салфеток.
  2. Развивать интерес к цветам, умение замечать их красоту, наслаждаться ею, оберегать её.
  3. Воспитывать чуткое и внимательное отношение к растениям.
  4. Вызвать эмоциональный отклик на красоту цветов.

Развивающая среда . Краски, листы бумаги, кисти, салфетки; клей, цветные круги, вырезанные из салфеток Слайды с изображением цветов, шапочки цветов. Звукозаписи «Вальс цветов», танец «Помирились» (полька); мультимидийный проектор

Предварительная работа. Разучивание стихотворений с детьми, рассматривание альбома «Цветы».

Словарная работа. Колокольчик, ромашка, одуванчик, василек.

Зал оформлен в виде цветочной поляны.

Дети вместе с педагогом

заходят в зал (под муз. «Волшебный цветок»)

и встают врассыпную (возле шапочек с изображением цветов)

Воспитатель. Здравствуйте, уважаемые гости! Ребята, давайте скажем друг другу и нашим гостям «Доброе утро!», а теперь шепотом.

Упражнение «Доброе утро»

Доброе утро, улыбнись скорее

И сегодня весь день будет веселее.

Мы погладим лобик, носик и щечки.

Будем мы красивыми, как в саду цветочки.

Разотрем ладошки сильнее-сильнее,

А теперь похлопаем смелее-смелее.

Ушки мы сейчас потрем

И здоровье сбережем.

Улыбнемся снова –

Будьте все здоровы!

На экране – слайд «Цветочная поляна». На ковре расположены цветы. Педагог обращает внимание детей на полянку.

Воспитатель: Ребята! Мы попали в царство Цветов.

"Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок", - говорил великий сказочник Ганс Христиан Андресен. Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни!

Цветы украшают землю, делают праздничным самый обычный день нашей жизни. Цветами любовались и восторгались многие поэты.

Цветы как люди, на добро щедры

И щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как теплые костры.

Воспитатель. Цветы бывают разные, но каждый по своему прекрасен и необходим на этой земле. Давайте мы сегодня превратимся в цветы. Для этого нам нужно с вами произнести следующие слова «Кручусь, верчусь, в цветок превращусь!»

(Дети произносят слова «Кручусь, верчусь, в цветок превращусь!» и надевают шапочки, изображающие цветы).

На экране слайды с изображением цветов. (Слайды сменяются в ходе рассказывания детьми стихотворений)

Ребенок.

Мы – цветы, и наша доля –

Расти, цвести в лесу и в поле.

Все подробности о нас

Мы расскажем вам сейчас.

Ребенок.

Одуванчик.

Уронило солнце

Лучик золотой –

Вырос одуванчик

Первый, молодой!

У него чудесный

Золотистый цвет.

Он большого солнца

Маленький портрет

Ребенок.

Колокольчик

Динь-дон, динь-дон!

Льется нежный перезвон,

Так звенит в глуши лесной

Колокольчик луговой.

Ребенок.

На лесной опушке

Ромашки расцвели.

Кукует здесь кукушка,

Гудят, жужжат шмели.

Ребенок.

Васильки

Загорелись жарко

Синие цветы –

Засияли ярко

В поле васильки.

Воспитатель. Вы все превратились в цветочки, и вам будет легко путешествовать по царству Цветов.

Вальс цветов.

Воспитатель. О цветах существует много легенд. Послушайте, ребята, одну из них. Это произошло давным-давно. (Показ слайдов).

На лесной поляне жили цветы. Все цветы жили на полянке очень дружно. Они радовались яркому солнышку, теплому ветерку. Казалось бы, ничто им не угрожало. Но об этом узнал злой волшебник. Ему не понравилось, что цветы очень дружны между собой, и он заколдовал их.

Цветы стали ссориться друг с другом, они стали выяснять, кто же из них самый красивый, самый яркий, нежный…

После ссоры все были обижены друг на друга, и каждому стало очень грустно и одиноко.

Вдруг на полянке появился солнечный зайчик. Он спросил у цветов, что же с ними случилось, почему на полянке так тихо и невесело.

Цветы рассказали ему про коварство злого волшебника, о том, как они поссорились. Солнечный зайчик предложил цветам помириться. Он быстро пробежался по каждому цветочку. Цветочки заулыбались друг другу. Они решили помириться и больше никогда не поддаваться колдовству злого волшебника. С тех пор цветы стали жить дружно и старались не ссориться. На поляне снова стало весело и красиво.

Дети отвечают и разыгрывают сцену примирения цветов.

− Теперь нам необходимо превратиться в самих себя.

Дети произносят слова «Вращаюсь, вращаюсь и в ребенка превращаюсь». (Дети снимают шапочки с изображением цветов).

Воспитатель. Дети, какое настроение было у ваших цветков до ссоры? Во время ссоры? После примирения? Как мирились цветы?

− Дети отвечают.

− А сейчас, ребята, мы с вами покажем, как цветы ссорились и мирились.

Танец «Помирились»

Воспитатель. Дети, а теперь я предлагаю вам создать свой красивый цветок.

Дети рассаживаются за столы и принимаются за работу.

Проводится аппликация из цветных салфеток «Цветы»

Воспитатель во время работы детей проходит от ребенка к ребенку, дает положительные результаты, помогает советом.

Анализ работ.

Воспитатель. Посмотрите на свои цветы. Какие они красивые, яркие, веселые.

Ребенок.

Нынче удались цветы повсюду,

Вволю им дано покрасоваться.

Я смотрю на землю, как на чудо,

Просто не могу налюбоваться.

Воспитатель. Дети, вам понравилось сегодняшнее путешествие? Что вам понравилось больше всего? Что интересного было для вас?

Ответы детей.

Воспитатель. Я хочу, чтобы у вас, как и у наших цветов, всегда было хорошее настроение, чтобы вы никогда не ссорились, не поддавались чарам злых волшебников.

С детства мы помним волшебные слова:

"Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы сделалось то-то или то-то."

Девочке Жене просто повезло в трудный час встретить старушку-волшебницу, которая подарила ей цветок, исполняющий желания. И не одно, или три, а целых семь! Как Женя воспользовалась этой возможностью? Какие приключения ее ждали? Об этом сказка "Цветик-Семицветик"

Книга много переиздается, и отдельно, и в сборниках. Можно посмотреть в магазине ЛАБИРИНТ

Есть аудиоверсия сказки.

Ну и, конечно, советский рисованный мультфильм 1948 года, студии Союзмультфильм. (Еще один сайт с этим мультфильмом)

Добрая сказка про любовь, про дружбу, про долг. Купец долго бродил по свету в поисках подарка для младшей дочки, Аленького Цветочка. Кто ж знал, что этот цветок принесет столько испытаний для героев. Замечательная литературная обработка сказки С. Аксаковым ставит ее в один ряд с русскими народными сказками.

В.Пропп, известный исследователь сказок, в своей книге " Русская сказка" (Изд. ЛГУ, 1984 г . С. 210-224) говорит: "…группа сказок - о девушке, которая волей судьбы оказывается во власти чудовища в роскошном саду или волшебном дворце. Мы вспоминаем здесь "Руслана и Людмилу" … "Аленький цветочек" и "Сказка о Финисте ясном соколе". Это сказки типа "Амур и Психея". Они особенно знамениты в истории мировой культуры и стали предметом литературных обработок". ()

Очень много интересных материалов о сказке и об авторе собрано в виртуальном музее "АЛОЦВЕТ"

По сказке поставлены мультфильм ( Союзмультфильм, 1952 г . Режиссёр: Лев Атаманов), художественный фильм (снятый в 1977 году режиссёром Ириной Поволоцкой на Киностудии им. М. Горького), а так же несколько радиопостановок


Вариации сказки: Вариант мадам де Бомон "Красавица и Чудовище". У богатого торговца три дочери и три сына. Все девушки хороши собой, но особенно младшая, которую все так и зовут Белль - Красавица. Сестры тщеславны и завидуют Красавице. В отличие от сестер она скромна и мила, замуж не стремится, а хочет всегда жить подле отца.


Неожиданно семья разоряется. Красавица вынуждена взять на себя заботы по дому, сестры же предпочитают бездельничать. Торговец предпринимает деловую поездку в надежде вернуть утраченное благосостояние. Старшие сестры требуют привезти им в подарок роскошные наряды, Красавица, не желая обижать сестер демонстративным молчанием, просит только розу, потому что розы там, где она живет, не растут. (Тоже аленький цветочек, но в отличие от аксаковского, которого нельзя представить, а можно только узнать, имеет вполне реальную форму).

Попытки торговца разбогатеть не приносят успеха. В отчаянии он направляется домой и на пути попадает в дремучий лес, где его застигает сильная буря со снегом и дождем. Вдруг он видит ярко освещенный дворец, но там никого нет, хотя на столе стоит обед, а в спальне все приготовлено для удобного ночлега. Утром он гуляет по саду, где видит чудесную розу и вспоминает о просьбе младшей дочери. Как только он срывает цветок, появляется ужасное Чудовище и говорит, что в наказание за похищение розы торговец умрет. Тот умоляет пощадить его, и Чудовище соглашается его отпустить при условии, что одна из дочерей займет его место. Если никто из них не согласится, торговец обязан будет вернуться и принять смерть. Чудовище дарит ему шкатулку, полную золота, и отпускает. На деньги из шкатулки старшие сестры играют богатые свадьбы. Младшей дочери торговец отдает розу и признается в случившемся. Братья рвутся сразиться с Чудовищем. Красавица умоляет отца разрешить ей отправиться во дворец, где живет Чудовище, и в конце концов он скрепя сердце ее туда провожает.

Во сне Красавица видит фею, которая благодарит ее за самоотверженность и обещает награду. Чудовище хорошо обращается с девушкой; все ее желания исполняются с помощью волшебства. Руки, растущие из стен, держат лампы, на стенах сами собой вспыхивают золотом слова. Вот, например, что было написано над дверью:

Входи, красавица, не бойся.

Ты здесь хозяйка, а не гостья.

Твои желания, поверь,

С готовностью исполнит Зверь.

Чудовище ужинает с Красавицей каждый вечер, и понемногу девушка, скучающая во дворце от одиночества, начинает ждать этих встреч. По окончании ужина Чудовище неизменно просит Красавицу выйти за него замуж. Та отказывается, правда, обещает никогда не покидать дворца. Однажды Красавица видит в волшебном зеркале, что ее отец заболел от тоски, и просит позволения навестить его. Чудовище соглашается при условии, что она вернется через семь дней.

На следующее утро она уже дома. Отец радостно встречает любимую дочь, а сестры, которым замужество не принесло радости, снова завидуют Красавице, ее роскошной жизни во дворце. Они уговаривают Красавицу побыть дома подольше, что она и делает, но на десятый день ей снится умирающее с разбитым сердцем Чудовище. Пожелав вернуться, она в ту же секунду переносится во дворец. Только сейчас Красавица понимает, как она любит Чудовище, и соглашается быть его женой. Слезы Красавицы падают на его ужасную морду, и вдруг Чудовище на глазах преображается в прекрасного принца. Отец Красавицы оказывается с ними во дворце, а сестры превращаются в статуи из камня. Принц и Красавица живут в мире и счастье, потому что их «довольство покоится на добродетели».

Русскому фольклору принадлежит также сказка «Заколдованный царевич» из сборника Афанасьева. В наказание за сорванный в саду дивный цветок, Чудовище требует от отца отдать того, кто первым встретится ему по возвращении домой. Вестимо, первой навстречу выбегает младшая любимая дочь. Чудовище предстает в виде крылатого змея о трех головах. Живя рядом, Красавица понемногу привязывается к нему. Девушка навещает родной дом. Жадные сестры обманом затягивают возвращение. Змей, не дождавшись своей Красавицы, умирает. Но стоит ей поцеловать змея, как он оборачивается пригожим молодцем.

Есть и другие русские сказки, в которых девушка спасают заколдованного юношу и наоборот добрый молодец расколдовывает свою невесту, к примеру «Финист-ясный сокол» и «Царевна-лягушка» с «Марьей Моревной».

В китайской сказке «Волшебный змей» Чудовище - это тоже драконообразная тварь. Отец рвет цветы в подарок дочерям, не зная, что они принадлежат Чудовищу. Чудовище отпускает его только при условии, что одна из трех дочерей выйдет за него замуж. Младшая соглашается принести себя в жертву, но все оборачивается не так уж плохо: змею удается завоевать любовь девушки. Отпросившись домой всего на несколько часов, Красавица по возвращении находит змея умирающим от жажды. Она помогает ему добраться до воды, и - о чудо! - змей сбрасывает кожу и оборачивается сыном могущественного царя.

Турецкая сказка «Принцесса и кабан» повествует о падишахе, который никак не может отыскать яблока для младшей дочери. По пути домой карета падишаха застревает в непролазной грязи. Спасает его кабан. Условие сделки прежнее: падишах отдает в жены младшую дочь. Принцесса отправляется в пещеру, где обитает кабан. Пока она спит, устав с дороги, мрачная грязная пещера превращается небывало роскошный дворец, а кабан - в писаного красавца.

«Букет цветов лавра» - сказка из Ирландии. Здесь отец неосторожно собирает цветы горного лавра в подарок младшей любимой дочери и оказывается пленником злой колдуньи. Девушка тайком убегает из дому, чтобы спасти отца и занять его место. Колдунья запирает ее в комнате наедине с огромной уродливой жабой. Деваться некуда, и девушка начинает разговаривать с жабой, понемногу привыкает к ней и постепенно перестает замечать ее уродство. Однажды ночью она просыпается и видит спящего юношу и сброшенную жабью шкурку на полу. Естественно, первый порыв Красавицы - швырнуть шкурку в огонь. Но, к счастью, все обходится без трагических последствий: ни испытаний, ни многолетних странствий, ни железных башмаков на долю Красавицы не выпадает. Юноша, освобожденный от чар злой колдуньи, горячо благодарит свою спасительницу и ведет ее под венец.

В индонезийской сказке «Муж-ящерица» к семи сестрам является старая ящерица и сватает одну из них (все равно какую) за своего сына. Соглашается младшая сестра по имени Капапито. Она не обращает внимания на насмешки сестер и вместе с мужем-ящерицей возделывает свое поле. Для ящерицы с короткими лапками крестьянский труд - тяжкая задача. Как-то раз, особенно устав, супруг Капапито решает искупаться в реке. Облагораживающий труд плюс животворная вода творят чудеса: ящерица становится человеком. Сестры, охваченные завистью, выкрадывают завидного мужа, получившегося из бывшей рептилии, но он возвращается к любимой жене и обносит поле высоким забором, чтобы никто больше не мешал их безоблачному счастью.




Сказ впервые опубликован в 1938 г . ("Литературная газета" 10 мая 1538 г .; "Уральский современник", кн. 1). К этому сказу примыкают два других: "Горный мастер", повествующий о невесте главного героя первого сказа - Катерине, и "Хрупкая веточка" - о сыне Катерины и Данилы-камнереза. П. Бажов задумал четвертый сказ, завершающий историю этой семьи камнерезов.

Писатель говорил:

"Собираюсь закончить сказ о "Каменном цветке". Мне хочется показать в нем преемников его героя, Данилы, написать об их замечательном мастерстве, устремлении в будущее. Действие сказа думаю довести до наших дней" ("Вечерняя Москва", 31 января 1948 г . Беседа П. Бажова с корреспондентом газеты). Замысел этот остался неосуществленным.

Сказ "Каменный цветок" был экранизирован в 1946 г. В основу сценария П. Бажовым положены сюжеты двух сказов - "Каменный цветок" и "Горный мастер".

В 1951 г . на сцене театра К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко была поставлена опера молодого композитора К. Молчанова "Каменный цветок".

Перед вами удивительная книга - это не просто сказки, а сказки из волшебного сада, в котором цветы и деревья говорят человеческими голосами. Они рассказывают о своих судьбах, о разных временах и странах. Многие из них - некогда заколдованные люди.
А услышала и записала эти истории известная латышская писательница Анна Саксе более чем полвека назад.



Б.И. ЧАЛЫЙ. «Сто приключений Барвинка и Ромашки»

Роман в стихах, созданный на основе сказок из украинского детского журнала "Барвинок”. Сказочные приключения «цветочных» человечков. Книга отмечена международной премией Г.-Х. Андерсена.

Из начала книги:

Утро встало, как ребёнок,

Улыбается спросонок.

Воробей чирикнул: — Братцы,

Не пора ли просыпаться?

Но никто не слышит вроде —

Тихо-тихо в огороде.

Спит ещё Капуста крепко,

Спит Фасолька, спит и Репка.

И, уткнувшись носом в землю,

Кабачок пузатый дремлет.

Дед Гарбуз сопит на грядке —

Сон, должно быть, видит сладкий.

Баклажанчик свищет носом,

Подставляет щёки росам.

Кто смешно во сне забулькал?

Ну конечно же, Цибулька!...



Морис Карем "Королевство цветов"

Это удивительная сказка знаменитого бельгийского писателя Мориса Карема о цветах, которые всегда воспринимаются как символ праздника, добра и радости. Именно такие чувства испытывает читатель, оказавшийся с маленькой девочкой Анни в Королевстве цветов.

Электронного текста этой книги пока нигде нет.

Посмотреть книгу в ОЗОНЕ



Морис Дрюон. Тисту — мальчик с зелёными пальцами

Тисту. сын владельца оружейного завода, богатейшего человека в городе по решению отца должен приобщиться к "школе жизни". Но стоит Тисту столкнуться со злом, как в нем обнаруживается чудесное свойство: к чему бы ни прикасались его пальцы, там вырастала буйная зелень и расцветали цветы. Чистая душа ребенка не терпит ни малейшей фальши, противится всякой несправедливости. Завидев мрачное здание тюрьмы, Тисту размышляет: "Ведь в таком безобразном месте люди никогда не излечатся от злости". Он протыкает землю возле тюремных стен своими "зелеными" пальцами, и к утру появляется дивный сад. Узнав, что отец сбывает оружие обеим воюющим армиям, он сознает, что "война - это величайший и гнуснейший беспорядок, какой только можно встретить в мире". Тисту касается жерл орудий, и они стреляют цветами. И подобно тому, как Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери улетает на свою планету, так и Тисту покидает землю, где чувствует себя чужим. Мечта о прекрасной жизни пока еще остается только мечтой.

Маша и Ваня, несмотря на запреты их отца лесника, отправились в дремучий лес, чтобы отыскать волшебный синий цветочек , который поможет их маме скорее выздороветь. Поиски заветного цветочка привели их в Пряничный домик, хозяйкой которого оказалась хитрая и коварная Баба-Яга. Посадив детей в клетку, она пригласила на предстоящий пир Лешего и Водяного. Но благодаря помощи своих друзей - Полкана, Пеночки и Зяблика, детям удалось освободиться, уйти от погони и принести маме букет волшебных цветов.




"Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду - и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали".

Писатель учит нас смотреть на мир с любовью, тепло и по-доброму относиться друг к другу, отдавать все силы ума и души всему окружающему нас.

Еще один рассказ А. Платонова, в котором маленький мальчик пытается познать жизнь и смерть, смотря на цветы, называется