Вартан в п сенсорное развитие дошкольников. Список использованной литературы. Дидактические игры на целостный образ предмета

Купянская Галина Владимировна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Учебное заведение: МКДОУ ОВ ДС №32 п.Раздольное
Населённый пункт: Приморский край Надеждинский район
Наименование материала: Инновационный опыт
Тема: Сенсорное развитие детей раннего возраста
Дата публикации: 04.05.2017
Раздел: дошкольное образование

муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад общеразвивающего вида № 32 п.Раздольное»

Инновационный педагогический опыт

«Сенсорное развитие детей раннего

возраста»

Подготовила:

воспитатель первой

Купянская Г.В.

п.Раздольное

Актуальность

моего опыта

заключается

последние

дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются

недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, что составляет

область сенсорного воспитания. Дети гораздо позже начинают обращать внимание

на окраску и форму предметов в окружающей обстановке, с трудом запоминают

названия, плохо дифференцируют предметы. Все это говорит о том, что с детьми

необходимо проводить специальную работу по развитию сенсорных способностей.

Это длительный и сложный процесс, который длится не только в дошкольном, но и

в школьном возрасте.

Я выбираю игровую форму обучения, так как игра, занимает важнейшее,

обучении

маленьких детей.

вырабатываются

качества,

необходимые

успешного

умственного

развития. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, я

побуждаю

воспроизводить

показанные

действия,

сказанные

слова. Развитие

сосредоточенности и способности к подражанию - необходимое условие усвоения

детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая решается во время

Одним из эффективных средств сенсорного развития детей раннего возраста

является творческая деятельность, трудовая деятельность, наблюдение за природой,

использование игр – игровых заданий, направленных непосредственно на развитие

сенсорных

способностей (различение

представляют собой не что иное, как игровое обучение. Обучение в форме игры

основано на одной из закономерностей игровой деятельности ребенка – на его

стремлении

воображаемую

ситуацию,

действовать

диктуемым игровой ситуацией.

Концептуальность.

теоретических

недостаточно

выявлены

педагогические условия, обеспечивающие эффективность использования игр как

средства формирования представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного

возраста.

вытекает

проблема,

необходимо

эффективного

использования

средства

формирования

представлений

сенсорных эталонах.

Ведущая педагогическая

опыта заключается в создании условий для

сенсорного развития детей дошкольного возраста.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, так как

я работаю с детьми 2-3 лет, я ставлю перед собой следующие задачи:

Научить выделять цвет,

Величину как особые признаки предметов,

Накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об

отношении между двумя предметами по величине.

В работу по сенсорному развитию детей дошкольного возраста включаются

все виды учебно - игровой деятельности, а также режимные моменты.

моей педагогической идеи заключается в том, что формировании

сенсорной культуры

использую

нетрадиционные

сделанные

Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем

больше признаков и свойств выделяет ребёнок в объекте, явлении, а следовательно,

становятся

представления,

способствует полноценному развитию ребёнка.

Анализ результативности.

Наши малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются,

активно общаются друг с другом и с окружающими их вещами, познают мир через

физическое взаимодействие с предметами и людьми. Поэтому, я организовываю

жизнь детей в группе так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь взрослых и у

них была потребность к познанию. Для этого в группе создана развивающая среда:

оформлен сенсорный уголок, создана галерея нетрадиционных игр и пособий,

создан уголок экспериментирования. Своей яркостью, новизной, необычностью

н а ш а «среда

обитания» побуждает детей

исследовать

действовать

развивает инициативу и творчество.

внимание

для развития

зрительного

восприятия

обращается

эстетическую сторону дидактического материала. При проведении игр и в подборе

предметной

формировались

зрительные

представления,

осязательные. Чтобы познать какой либо предмет я побуждаю детей проводить ряд

целенаправленных

действий

его обследованию:

проводили пальчиком по контуру, т. е. использовали сенсорно-моторные движения.

Развивается рука и при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию

предметов. Именно пальчиковые игры и игры по развитию мелкой моторики рук,

мозаикой,

рисование

пальчиком,

пластилином

планировалась

каждую неделю.

В повседневной жизни для самостоятельной деятельности детям предлагаю

игры: «Собери машину»,

по цвету»,

«Собери бусы»,

«Разноцветные

колечки», «Веселые матрешки», «Прикрути шурупчик»

Игра всегда проходила с хорошей активностью и эмоциональным подъемом.

ошибался,

остальные

старались

исправить,

подсказать.

Уборка строительного материала в игре «Математический сортер», крупового

материала игре «Круповой сортер» (фасоль, горох, кукуруза) тоже становилась

замечательной игрой. Детям нравится раскладывать кубики и кирпичики, крупы по

своим домикам-коробкам, сортировать строительный материал, крупу по цвету,

Очень активно дети играют в бизиборд, где малыш учится самостоятельно

решать различные задачи, видеть свои ошибки, исправлять их, ищет различные

способы решения задачи, развивает творческое мышление, мелкую моторику рук и

Так же были подобраны игры, цель которых – открыть для малышей особый

мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то

Игра «Конфеты - шумелки». Где сначала мы рассмотрели, что будет

положено в «конфетки-бутылочки», а потом на слух определить что-там находится

и как это звучит. Дети с удовольствием играли в эти игры.

Игра «Тихо-громко» развивала умение менять силу голоса: говорить то тихо,

подбирались

размеров

маленькую собачек, кошечки и др. игрушки, звук которых можно имитировать).

Развивалось сенсорное представление в центре экспериментирования, где в

процессе формирования обследовательских действий детей, я решала следующие

задачи: сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию

(ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.) Сравнивать сходные по внешнему

предметы.

сопоставлять

рассуждений.

Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт. («Найди шарик»,

«Найди кубик», «Волшебные мешочки» и т.д.)

При развитии сенсорных

эталонов, я внедрила работу с лэпбуками «Мои

любимые животные», «Зима» с помощью которых в индивидуальной форме идет

закрепление, а для кого-то узнавание нового о окружающем мире.

Я считаю, что если по сенсорному воспитанию детей брать нетрадиционные

пособия, игры, то у детей

сформируются

необходимые сенсорные способности.

Проблема развития

сенсорных

способностей

младшего

дошкольного

возраста представляет большой интерес, так как сенсорное развитие дошкольника

является основой для развития мышления, восприятия.

Таким образом, роль нетрадиционных пособий в сенсорном воспитании детей

несомненна.

определенное

значение

нравственном

воспитании детей. У них постепенно вырабатывается умение действовать в среде

сверстников. Зарождаются первый интерес к действиям другого ребенка, радость

общих переживаний.

результате

проделанной

сенсорному

развитию

накапливаются

впечатления:

цветовые,

звуковые,

осязательные,

представляют собой тот фундамент, на котором строится интерес к гармонии цвета,

звука, пластике предметов. Дети стали больше проявлять интереса к предметам

ближайшего

окружения,

свойствам.

удовольствием

включаются

экспериментирования,

проявляют

словесную

активность.

Получают

деятельности.

развитие сенсорных

способностей

длительный

продолжать

направлении, используя новые нетрадиционные пособия.

Используемая литература:

Буянова Р. Сенсорное развитие детей //Социальная работа. - №12. - 2006, С. 34-39.

Важова С. А. Сенсорное воспитание в младшей группе //Воспитатель ДОУ 2008г

№11 С. 51-59.

Вартан В. П. Сенсорное развитие дошкольников. - Мн.: БрГУ, 2007, 322с.

А. Дидактические игры

упражнения

по сенсорному

воспитанию

дошкольников. - М., 2009, 178с.

Ермакова

«Развиваем

моторику

малышей»-

Петербург:

Издательский дом «Литера»,2007. -32с.

Ковалева Л. А. Предметно-развивающая среда в яслях //Воспитатель ДОУ 2008г

  • 1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина - М.: Медицина, 1977. - 303 с.
  • 2. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников / В.П. Вартан - Мн.: БрГУ, 2007. - 150с.
  • 3. Веракса Н.Е От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 304 с.
  • 4. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Л.А. Венгер - М.: Просвещение, 1988. - 158 с.
  • 5. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. - М.: Просвещение, 1988. - 160 с.
  • 6. Венгер А.А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения / А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская - М.: Просвещение, 1972. - 142 с.
  • 7. Гаврилушкина О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста: Программа для специальных дошкольных учреждений / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова - М.: Лист, 1993. - 120с.
  • 8. Гербова В.В. Воспитание детей во второй младшей группе детского сада / В.В. Гербова, Р.А. Иванкова,Р.Г. Казакова - М.: Просвещение, 1981. - 70с.
  • 9. Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольников. Учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей / Т.И. Ерофеева - М.: Издательский центр Академия, 1999. - 65с.
  • 10. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студ. сред. спец. пед. учеб. Заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова - М., Издательский центр Академия, 1998. - 350 с.
  • 11. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Л.В. Кузнецова [и др.]. - М.: Издательский центр Академия, 2002. - 480 с.
  • 12. Мусейибова Т. Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста / Т. Мусейибова // Дошкольное воспитание. -1970. - №3. - с. 36-41 с.
  • 13. Мусейибова Т. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста Т Муссейибова // Дошкольное воспитание. - 1972. -№2. -с.48-55.
  • 14. Мухина В.С. Сенсорное развитие дошкольника. Детская психология: учебное пособие для студентов пед. ин-тов под ред. Л.А. Венгер. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 350 с.
  • 15. Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребёнка раннего возраста с нарушенным слухом /Т.В. Николаева - М.: Экзамен, 2006. - 111 с.
  • 16. Николаева Т.В. Педагогическое обследование ребёнка третьего года жизни с нарушенным слухом / Т.В. Николаева. - М: Издательский центр Академия, 2001.- 50 с.
  • 17. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. -М.: Просвещение, 1986. - 143 с.
  • 18. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада / Э.Г. Пилюгина. - М.: 1983. - 126 с.
  • 19. Репина Т.А. Восприятие дошкольниками выразительной стороны рисунка и ее влияние на отношение к герою книги //Вопросы психологии. - 1960. - №5. - С. 115-124.
  • 20. Сакулина Н.П. Сенсорное воспитание в детском саду: Методические указаения / Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддьяков - М.: Просвещение, 1969. - 176 с.
  • 21. Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности// Дошкольное воспитание. -2002.-№10.- С.90-93.
  • 22. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / А.П. Усова, А.В. Запорожец. - М.: 1965. - 160с.
  • 23. Щелованов Н.М. Ясли и дома ребенка - задачи воспитания. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях - М.: 1960 - 250с.

Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Лысак Татьяна Андреевна воспитатель МКДОУ Чулымский детский сад «Тополек»

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены направления развития детей дошкольного возраста. В таком направлении как познавательное развитие предполагается формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира - форме, цвете, размере, материале, пространстве и времени и др. Решение данной задачи педагогами дошкольных учреждений осуществляется в рамках сенсорного развития.

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки развития сенсорных способностей лежат в младшем дошкольном возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Кроме важности решения задач сенсорного развития, обозначенных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, актуальность проблемы исследования заключается еще и в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Исследованиям в области сенсорного развития дошкольника уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее значимыми в этом направлении являются такие отечественные авторы как: А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, Э.Г. Пилюгина, Е.И. Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли.

Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития дошкольника с учетом современной ситуации обновления дошкольного образования.

На каждом возрастном этапе ребенок оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребенок, тем большее значение имеет в его жизни чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Н. М. Щелованов (1976) называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Именно в младшем дошкольном возрасте начинается этап непосредственного усвоения и использования сенсорных эталонов. Необходимо, чтобы ознакомление с эталонами не просто проходило путем их показа и называния, а включало действия детей, направленные на сопоставление разных эталонов, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. В момент действий с эталонами от детей требуется запоминание и использование этих названий, что в итоге ведет к закреплению представлений о каждом эталоне и к возможности выполнения действий на их основе по словесной инструкции.

Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия. На протяжении всего дошкольного возраста происходит знакомство детей с более тонкими разновидностями эталонных свойств. Так, наблюдается переход от ознакомления с соотношениями предметов по общей величине к ознакомлению с соотношениями по отдельным протяженностям; от ознакомления с цветами спектра к ознакомлению с их оттенками. Одновременно с формированием эталонов происходит совершенствование действий восприятия. Обучение детей способам обследования предметов проходит несколько стадий: от внешних ориентировочных действий (обхватывание, ощупывание, наложение, обведение контура и др.) к действиям собственно восприятия: сопоставлению, сравнению свойств разнообразных предметов с сенсорными эталонами, группировке по выделенному признаку вокруг образцов-эталонов, а далее - к выполнению все более сложных глазомерных и глазодвигательных действий, последовательному рассмотрению (т. е. зрительному обследованию) и подробному словесному описанию свойств предмета.

На начальном этапе очень важно объяснять способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать и т. д. - и направлять деятельность детей на самостоятельное использование этих способов применительно к разному содержанию.

Если в дошкольном возрасте не создать благоприятных условий для развития восприятия, то связанные с ним психические процессы будут формироваться в замедленном темпе, что затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Итак, в каждом возрастном периоде стоят свои задачи сенсорного развития, и решать их следует путем разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного развития с учетом последовательности формирования функции восприятия в онтогенезе.

Сенсорное воспитание ребёнка означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов. Цель сенсорного воспитания - формирование сенсорных способностей у детей.

Сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью и решать следующие задачи:

1. Обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу. Следовательно, учить не просто узнавать предмет и называть его, но и знать его назначение; части предмета и их назначение; материал, из которого сделан предмет; цвет, форма, размер и так далее.

2. Формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее). Учить правильно применять данные действия.

3. Помочь ребенку получить первые представления о различных материалах (бумага, дерево, стекло, металл). Дать понятия об их основных качествах (стекло холодное, прозрачное, бьется; бумага гладкая, мягкая, рвётся, промокает и так далее).

4. Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие качества, свойства предметов и действия с ними. Чрезвычайно важной задачей сенсорного воспитания является своевременное и правильное соединение чувственного опыта со словом, формирование плана представлений.

5. Формировать общую сенсорную способность, то есть способность к использованию сенсорных эталонов (5, а затем 7 цветов спектра; 5 геометрических форм; 3 градации величины).

6. Организовать включение сенсорного опыта в деятельность ребенка (предметную, продуктивную, трудовую). При этом главное внимание должно быть уделено тому, чтобы активизировать восприятие, обеспечить реализацию чувственного опыта.

7. Воспитывать бережное отношение к предметам, учить детей использовать предметы в соответствии с назначением и их свойствами.

Сенсорное воспитание в период раннего детства - основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают "сенсорный голод", ведущий к значительным задержкам общего развития. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна - необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение ("маленькое" - это то, что можно схватить одной рукой, "большое" - двумя руками, "круглое" - то, что охватывается всей ладошкой, "квадратное" - то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и тому подобное).

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств - шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

Умение рассматривать, воспринимать явления и предметы формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Потому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо чётко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл особенно становится понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.

В процессе воспроизведения предмета в той или иной деятельности проверяются или уточняются уже сформированные представления детей. В связи с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов.

Итак, основные задачи сенсорного воспитания детей раннего возраста:

1) формирование у детей систем перцептивных действий;

2) формирование у детей систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;

3) формирование умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Задачи сенсорного воспитания детей раннего возраста тесно связаны с содержанием работы по данному вопросу. Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем свойств и признаков предметов, которые ребёнок должен постичь на протяжении дошкольного возраста.

В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Оно идёт от народной педагогики и получило развитие в теоретических трудах и практике известных педагогов (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева и другие). Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, звучанием предметов окружающего мира, ориентировкой в пространстве. При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой чувствительности), которая проявляется в различении признаков и свойств. Одновременно ребёнок учится правильно называть свойства предметов. На третьем году жизни необходимо учить детей называть следующие признаки: мягкий, холодный, горький, лёгкий, снизу, близко, а также им противоположные.

Ребёнок уже в раннем возрасте хорошо овладевает умением учитывать пространственное расположение предметов. Первоначальные представления о направлениях пространства, которые усваивает трёхлетний ребёнок, связаны с его собственным телом. Оно является для него центром, как бы "точкой отсчёта", по отношению к которой ребёнок только и может определять направления. Дальнейшее развитие ориентировки в пространстве заключается в том, что дети постепенно начинают выделять отношения между предметами: один предмет над другим, около него, слева, справа от него и так далее.

Для ребёнка раннего возраста отражение времени - значительно более трудная задача, чем восприятие пространства. В раннем детстве ребенок ещё не может ориентироваться во времени. Формирование временных представлений начинается позднее. Так небольшие отрезки времени дети учатся определять, исходя из своей деятельности, из того, что за это время можно успеть сделать и какой результат получить.

Речевой (фонематический) слух - это способность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. С развитием фонематического слуха связано овладение нормами звукопроизношения. Уровень развития фонематического слуха проявляется при обучении ребёнка грамоте, когда перед ним встаёт задача звукового анализа слова. В раннем же возрасте стоит задача научить повторять за взрослыми нужный звук. Музыкальный слух - это умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии. Эта задача более позднего периода детства - дошкольного. Но предпосылки музыкального слуха формируются уже в раннем возрасте.

Всё содержание сенсорного развития детей раннего возраста основано на разработках великих ученых, педагогов и психологов (А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгером, Н.Н. Поддъяковым и другими). При этом учитываются современные дидактические принципы.

В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания. Он предполагает формирование широкой ориентировки в предметном окружении, то есть не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и так далее у детей начиная с раннего возраста.

Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач. В большинстве случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которые невозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются сигналами их зрелости). Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их "сигнального значения".

Третьим принципом данной теории сенсорного воспитания предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение, ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода качеств, служащие решению ряда сходных задач.

Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой - эталонами обследования любого предмета, то есть ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознания нового предмета.

Начиная со второй группы раннего возраста, дети начинают осваивать действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрёшки и другие), строительным материалом и сюжетными игрушками. Эти действия ребёнок воспроизводит после показа взрослого, и путём отсроченного подражания. Постепенно из отдельных действий складываются "цепочки", и малыш учится доводить предметные действия до результата, например, заполняет колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру. На втором году жизни дети усваивают названия предметов, действий. Благодаря тому, что ребёнок начинает хорошо ходить, он сам может исследовать предметы, которые окружают его.

На третьем году жизни сенсорное воспитание заключается в совершенствовании восприятия детей, в формировании у них активного использования осязания, зрения, слуха.

В этот период необходимо продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму. Побуждать детей включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и так далее.

Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковые назначение (одинаковые лопатки; большой красный мяч - маленький синий мяч). Учить детей называть свойства предметов.

Итак, содержание сенсорного воспитания в раннем возрасте в основном должно быть направлено на развитие координации движений, умение действовать с предметами, умение анализировать и обобщать признаки предметов. Это достигается через решение следующих задач: формирование перцептивных действий, формирование у детей систем сенсорных эталонов, формирование умений самостоятельно применять перцептивные действия и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Список использованной литературы:

1.Башаева, Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов / Т.В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 240с.

2.Бордовская, Н.В., Реан А.А. Педагогика /Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб: Питер,2008. – 304с.

3.Буянова, Р. Сенсорное развитие детей /Р.Буянова //Социальная работа. – 2006. - №12. – С.32.

4.Вартан, В.П. Сенсорное развитие дошкольников / В.П. Вартан.– Мн.: БрГУ, 2007. – 150с.

5.Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. – М.: Просвещение, 2008. – 144с.

6.Волосова, Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) / Е.Б. Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 72 с.

7.Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателей дет.сада / В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др. – М: Просевщение, 2006. – 192с.

8.Галанова, Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет [Текст] / Т.В. Галанова. – Ярославль: Академия развития, 2006. - 240с.

9.Галигузова, Л.Н., Мещерякова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М.:: Владос, 2007. – 304с.

10.Дубровская, Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста /Н.В. Дубровская// Дошкольная педагогика. – 2003. – №6 (15) – С. 21 – 26.

11.Ерофеева, Т.И. Современные образовательные программы для дошкольников [Текст] / Т.И. Ерофеева. – М.: Академия, 2009. – 344с.

12.Запорожец, А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / А.В. Запорожец. – М.: Просвещение, 2003. – 98с.

13.Курашова, Р.А. Сенсорное развитие дошкольников / Р.А. Курашова. – М.: Новое знание, 2006. – 345с.

14.Макарова, Н.В. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений / Н.В. Макарова. – Ростов н/Д, 2004. – 110с.

15.Маханева, М.Д., Рещикова, С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет / М.Д. Маханева, С.В. Рещикова. – М.: ООО ТЦ Сфера, 2008. – 96с.

16.Медведева, Л.А. Цветочная полянка [Текст]/ Л.А. Медведева// Дошкольное воспитание. – 2012. – №12 – С. 22 – 23.

17.Мусейибова, Т. Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста /Т. Мусейибова // Дошкольное воспитание. – 2012. - №3 – С. 36-41.

18.Мусейибова, Т. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста /Т. Мусейибова // Дошкольное воспитание. – 2012. - №2 – С. 48-55.

19.Мутагорова, С.Н., Безуглая, И.Г. Сенсорная комната: новые возможности использования/С.Н. Мутагорова, И.Г. Безуглая//Воспитатель ДОУ. – 2010. - №9 – С. 7.

20.Нечаева И.Ю. Система сенсорного развития детей/ Л.А. Медведева// Справочник старшего воспитателя. – 2010. - №1 – С. 58.

21.Плеханов А., Морозова О., Манасеина М.М. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста/ А. Плеханов, О. Морозова, М.М. Манасеина//Дошкольное воспитание. – 2005. - №7. – С. 31-35.

22.Поддъяков, Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду / под ред. Н.Н. Поддъякова, В.И. Аванесовой. – М.: Просвещение, 2006. – 192с.

23.Стребелева, Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития /Е.А. Стребелева// Альманах ИКП РАО. – 2011. - № 4.

Татьяна Плешакова
Инновационный педагогический опыт «Сенсорное развитие детей раннего возраста с применением дидактических игр»

Инновационный педагогический опыт воспитателя Плешаковой Т. М.

тема педагогического опыта

«Сенсорное развитие детей раннего возраста с применением дидактических игр ».

Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние дидактических игр на развитие сенсорных эталонов . В опыте противоречия осознаются, осмысливаются, формируется актуальная проблема.

Обоснование актуальности и перспективности опыта . Его значения для совершенствования учебно – воспитательного процесса.

Актуальность моего опыта заключается в том , что в последние годы у

дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности,

наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и

представлений, что составляет область сенсорного воспитания . Дети гораздо

позже начинают обращать внимание на окраску и форму предметов в

окружающей обстановке, с трудом запоминают названия, плохо

дифференцируют предметы. Все это говорит о том, что с детьми необходимо

проводить специальную работу по развитию сенсорных процессов . Это

длительный и сложный процесс, который длится не только в дошкольном, но и в школьном возрасте . В результате накапливаются впечатления : цветовые,

звуковые, осязательные, которые представляют собой тот фундамент, на

котором в дальнейшем строится интерес к гармонии цвета, звука, пластике

предметов.

Актуальность моей работы заключается в том, чтобы расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Игровая форма обучения - ведущая деятельность на ступени раннего детства . Дидактическая игра , занимает важнейшее, ведущее место в обучении маленьких детей . Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания маленьких детей . Во время занятий у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития . Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию , я побуждаю воспроизводить показанные действия, сказанные слова. Развитие сосредоточенности и способности к подражанию - необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая решается во время занятий с использованием дидактических игр .

Одним из эффективных средств сенсорного развития детей раннего возраста является творческая деятельность, трудовая деятельность, наблюдение за природой, использование дидактических игр – игровых заданий, направленных непосредственно на развитие сенсорных способностей (различение формы, цвета, объема и др.) . Дидактические игры представляют собой не что иное, как игровое обучение. Обучение в форме игры основано на одной из закономерностей игровой деятельности ребенка – на его стремлении входить в воображаемую ситуацию, действовать по мотивам, диктуемым игровой ситуацией.

Концептуальность.

Анализ теоретических данных показал, что недостаточно выявлены

педагогические условия , обеспечивающие эффективность использования дидактических сенсорных

эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста . Противоречие заключается между задачей формирования представлений о

сенсорных эталонах цвета у детей дошкольного возраста и недостаточно

выявленными педагогическими условиями , обеспечивающими успешность её решения. Отсюда вытекает проблема – какие необходимо создать условия для эффективного использования дидактических игр как средства формирования представлений о сенсорных эталонах цвета .

Условия формирования ведущей идеи опыта , условия возникновения, становления опыта .

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для сенсорного развития детей дошкольного возраста .

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры . Таким образом, можно выделить в периоде раннего детства следующие задачи в сенсорном воспитании для детей 2-3 лет :

Научиться выделять цвет,

Величину как особые признаки предметов,

Накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине

В работу по сенсорному развитию детей дошкольного возраста включаются все виды учебно - игровой деятельности, а также режимные моменты. Однако на занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого, в труде, в повседневной жизни нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания ; важная роль должна принадлежать дидактическим играм . Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомлению с обобщенными представлениями, помогают обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов. В этом их развивающая роль .

Новизна моей педагогической идеи заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.

Теоретическая база опыта .

Проблема сенсорного воспитания возникла еще в 17 веке. Тогда этой проблемой занимался Ян Амос Каменский. Он написал книгу «Великая дидактика » , в которой впервые сформулировал дидактические принципы , которые не утратили своего значения до настоящего времени :

Наглядность в обучении;

Постепенность и последовательность обучения;

Принцип подражания и принцип упражнений.

В 19 веке проблемой сенсорного воспитания занимался Фридрих Фребель – создатель первых детских садов. Ф. Фребель создал знаменитые «дары» - пособие для развития строительных навыков в единстве пространственных отношений, тесно связал развитие ребенка с многообразными видами деятельности.

Огромный вклад в теорию сенсорного воспитания детей внесла Мария Монтессори (1870-1952) . Она разработала ряд упражнений, способствующих развитию тактильного и термического чувства.

В 20 веке проблемой сенсорного воспитания дошкольников занимались :

Н. Поддьяков, Т. С. Комарова, Л. Журова, В. Аванесова.

Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания дошкольника.

В своей работе я использую :

Буянова Р. Сенсорное развитие детей //Социальная работа . - №12. - 2006, С. 34-39.

Важова С. А. Сенсорное воспитание в младшей группе //Воспитатель

ДОУ 2008г №11 С. 51-59.

Вартан В. П. Сенсорное развитие дошкольников . - Мн.: БрГУ, 2007, 322с.

Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М., 2009, 178с.

Ковалева Л. А. Предметно-развивающая среда в яслях //Воспитатель

ДОУ 2008г №1 С. 24-28.

Технология опыта . Система конкретных педагогических действий , содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Приобретение детьми круга сенсорных представлений об эталонах цвета еще не означает, что воспользуются знаниями самостоятельно на практике. Роль дидактических игр в данном случае заключается в расширении практики использования эталонов, в расширении практических ориентировок. Здесь функция дидактических игр не учебная , а направленная на использование уже имеющихся знаний.

Дидактические игры могут выполнять еще одну функцию – контроля за состоянием сенсорного развития детей .

Игры могут быть включены практически в любое занятие. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления , воображения. Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному.

Методика проведения дидактических игр в младшей группе.

1. У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.

2. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей .

3. Учить детей играть , не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.

4. С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом (башенки, яйца) . Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу , учить их играть с ним.

5. Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки, который можно обследовать и активно действовать с ним.

6. Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

7. При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.

8. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре : обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.

9. Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста , воспитатель отмечает только положительные стороны : играли дружно, научились делать (указывает конкретно что, убрали на место игрушки.

10. Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры (если это посуда, то поиграть в детский сад, в повара и др.) .

Для решения задач сенсорного воспитания использую разнообразные методы.

1. Обследование предметов. Например : яблоко красное, круглое, большое,

сладкое, ароматное.

2. Метод сенсорного развития мотивации обследования. Например : «Зачем

надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля

сухая её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала

земля и лучше проходила вода.

3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель

вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при

обследовании. Например , яблоко : форма- круглое, окраска- жёлтое, на вкус-

сладкое, на запах- душистое, на ощупь- гладкое.

4. Метод сравнения. Например : сравниваем квадрат и круг методом

наложения. Круг - круглый, катиться, нет углов. Квадрат - есть углы, все

стороны равны, углы одинаковые.

5. Метод упражнения, т. е. многократное повторение. Например , найдите все

предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик.

Для сенсорного воспитания детей были созданы нужные условия :

1. Разнообразная содержательная детская деятельность.

2. Богатая предметно - развивающая среда (оснащение уголков) .

3. Систематическое руководство сенсорным развитием детей , в результате

которого дети должны знать все эталоны системы, уметь обследовать.

4. Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе .

Например , в лесу, в парке дети учатся различать окраску осенней листвы : у

берёзы она лимонного цвета, у дуба – коричневого, у осины – красного или

лилового. Картина осеннего леса, порка воспринимается ярче, если

листьев; учит определять запах грибов, прелой зелени.

Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем

больше признаков и свойств выделяет ребёнок в объекте, явлении, а

следовательно, тем богаче становятся его представления, знания, умения и

навыки. Это способствует полноценному развитию ребёнка .

Анализ результативности.

Наши малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются , активно общаются друг с другом и с окружающими их вещами, познают мир через физическое взаимодействие с предметами и людьми. Поэтому, мы стараемся организовать жизнь детей в группе так , чтобы они чувствовали комфорт, любовь взрослых и у них была потребность к познанию. Для этого в группе создана развивающая среда , которая способствует развитию мозга в раннем возрасте . Своей яркостью, новизной, необычностью наша «среда обитания» побуждает детей исследовать её , действовать в ней, развивает инициативу и творчество. Очень много потребовалось сил, необычных находок, чтобы создать в группе предметно-развивающую среду , которая бы обеспечивала накопление у детей чувственного опыта .

Особое внимание для развития зрительного восприятия обращается на эстетическую сторону дидактического материала . При проведении игр и в подборе предметной среды формировались не только зрительные представления, но и осязательные. Чтобы познать какой либо предмет мы побуждали детей проводить ряд целенаправленных действий по его обследованию : дети сжимали, гладили, проводили пальчиком по контуру, т. е. использовали сенсорно-моторные движения . Развивалась рука и при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов. Именно пальчиковые игры и игры по развитию мелкой моторики рук , работа с мозаикой, рисование красками планировались нами каждую неделю.

В повседневной жизни для самостоятельной деятельности детям предлагаются игры на закрепление цвета : «Помоги рыбкам» , «Собери капельки» , «Собери бусы» , «Разноцветные колечки» , «Цветное лото» .

В дидактической игре «Помоги рыбкам» прошу помочь мамам-рыбкам найти своих детишек : «Чьи это детишки запутались в водорослях?» – ребенок выполнял эту работу на фланелеграфе. Показываю, как нужно брать детишек-рыбок красного цвета и раскладывать рядом с мамой рыбкой красного цвета. «Детишки-рыбки такого же цвета, как мама-рыбка» .

Наши дети также полюбили подвижную игру «Собери колечки» . Сначала разбрасывали колечки двух цветов (красные и желтые, дети подбегали, ловили их и раскладывали по коробочкам в соответствии с цветом. Игра всегда проходила с хорошей активностью и эмоциональным подъемом. Усложнение шло за счет увеличения количества колец разного цвета. Если кто-то из детей ошибался , остальные старались сразу же исправить, подсказать.

Уборка строительного материала тоже становилась замечательной игрой. Детям нравится раскладывать кубики и кирпичики по своим домикам-коробкам, сортировать строительный материал по цвету.

Очень активно наши дети играли в игры «Большая и маленькая игрушка» , «Одень кукол» (куклы разного размера и соответственная одежда для них, «Соберем грибы» (большие, средние и маленькие, «Накорми мишек» (медведи и посуда разного размера, «Собери пирамидку» , «Построй башенку» .

Так же были подобраны игры, цель которых – открыть для малышей особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. В этих играх малыши учатся различать «звучания» знакомых предметов, голоса животных и людей.

Игра «Кто что услышит?» . Ставила перед детьми ширму и звенели в колокольчик, стучали в барабан, бубен, играла на дудочке и т. д. Дети с удовольствием играли в эти игры.

Игра «Тихо-громко» развивала умение менять силу голоса : говорить то тихо, то громко. Для этого подбирались игрушки разных размеров (большую и маленькую собачек, кошечки и др. игрушки, звук которых можно имитировать).

Развивалось сенсорное представление в центре воды и песка, где детям предлагались следующие игры : «Найди шарик» , «Найди кубик» . Дети самостоятельно прятали предметы и с радостью искали их. Также играли в центре воды и песка с большими и маленькими игрушками, а иногда даже проводились с детьми игры с тазами разного цвета. Воду наливала в тазы разного цвета. Ребятки пускали в зеленый тазик больших рыбок, а в красный тазик маленьких. Дети сравнивали на ощупь песок, пшено, рис, фасоль, горох. Они замечали, что все (камешки) разного размера, играя с песком дети пересыпали его, делали из него постройки.

Я считаю, что если по сенсорному воспитанию детей вкладывать организацию и проведение дидактических игр , то у детей сформируются необходимые сенсорные способности . Проблема развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста представляет большой интерес, так как сенсорное развитие дошкольника является основой для развития мышления , восприятия.

Таким образом, роль дидактических игр и занятий в умственном воспитании детей несомненна . Дидактические игры и занятия имеют определенное значение в нравственном воспитании детей . У них постепенно вырабатывается умение действовать в среде сверстников. Зарождаются первый интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний. Передовой педагогический опыт обеспечивает более высоких результатов при наименьшей затрате сил и времени. Эта работа дает полноту, прочность знаний, наличие соответствующих умений и навыков у воспитанников. Положительные результаты сохраняются на протяжении длительного времени.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта .

Решение данной педагогической проблемы требует определённого навыка, опыта проведения . Необходимо брать во внимание достаточно юный возраст детей , зачастую не все дети ясельной группы умеют говорить и произносить слова.

Огромный труд и терпение при использовании дифференцированного и индивидуального подхода в работе с детьми.

Совершенствование и оттачивание приемов, форм и методов педагогического искусства .

Рефлексирование своих действий при подготовке младших дошкольников к работе с сенсорными эталонами .

Работа, проводимая мной по формированию сенсорного воспитания у детей 1 младшей группы :

Оказание помощи детям в знакомстве с основными геометрическими фигурами, запомнить их названия;

Научила детей различать цвета ;

Научила детей сравнивать предметы по величине;

Способствовала развитию тактильного и зрительного восприятия.

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным родителям, для совместных домашних занятий с детьми.

Заключение

В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте - обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь - это обогащение представлений о внешних свойствах предметов.

Развивая представления о цвете, форме, величине окружающих предметов, необходимо познакомить детей с общепринятыми образцами внешних свойств предметов, так называемыми сенсорными эталонами (семью цветами спектра, пятью геометрическими формами, тремя градациями величины).

Вначале дети только знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия). Затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях.

Итак, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой - составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В истории педагогики сложились разные системы сенсорного воспитания (М. Монтессори, Ф. Фребель, Е.И. Тихеева и др.). Они отличаются друг от друга психологическими подходами к пониманию природы восприятия, его взаимосвязи с мышлением. В зависимости от этого по-разному строится содержание сенсорного воспитания, его методика.

Современная отечественная теория сенсорного воспитания включает в себя все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений, т.е. перцептивные действия, систему обследовательских действий, систему эталонов, которыми овладевают дети. Поэтому задача сенсорного воспитания - своевременно обучить ребенка этим действиям является актуальной и действенной. А обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.

Литература

Буянова Р. Сенсорное развитие детей //Социальная работа. - №12. - 2006, С.34-39.

Важова С.А. Сенсорное воспитание в младшей группе //Воспитатель

ДОУ 2008г №11 С.51-59.

Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников. - Мн.: БрГУ, 2007, 322с.

Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М., 2009, 178с.

Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. - М., 2008,269с.

Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Козлова С.А., Куликова Т.А./ Издательский центр Академия. - М., 2007, 437с.

Ивакина Г.А. Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста//Воспитатель ДОУ 2010г №1 С.105-111

Истоки. Базисная программа развития ребенка-дошкольника/ Т.И. Антонова, А.Г. Арушанова и др.3-е изд.испр.и доп. - М., 2008, 184с.

Ковалева Л.А. Предметно-развивающая среда в яслях //Воспитатель

ДОУ 2008г №1 С.24-28.

Костюк И. Гармоническая атмосфера Монтессори// Дошкольное воспитание. - М., 2008. - №11, С.28-32.

Любина Г. Вербальные и невербальные средства коммуникации в Монтессори - группе// Дошкольное воспитание. - М., 2007, 160с.

Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. /Учеб. пособие для уч. пед. учлилищ по спец. 03.08 «Дошк. восп.». /Т.С.Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др./ Под ред. Т.С. Комаровой, 4-е изд., доп. раб. - М.,2007, 154с.

Нечаева И.Ю.Система сенсорного развития детей//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» 2010г №1 С.58-70.

Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада. - М., 2008, 259с.

Психология ощущений и восприятия: Учеб. пос. для вузов/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ЧеРо, 2008, 358с.

Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования» под ред. Т.Н. Дороновой и Т.И. Ерофеевой 2010г, 311с.

Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г.Пилюгина. - М.: «Учебная литература», 2007, 243с.

Сорокина М.Г. Система М. Монтессори. Теория и практика. Учеб.пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. - М., Издательский центр « Академия». - М., 2009, 365с.

Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности.// Дошкольное воспитание. - М., 2006. - №10, С48-50.

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 6-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2006, 461с.

Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника //Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М., 2008, 371с.

Фридрих Фребель. Будем жить ради своих детей/ Сост. предисловие А.М. Волумбаева. - М.: Издательский дом «Карапуз», 2009, 249с.