Связь между ребенком и матерью сильная. Эмоциональная связь матери и ребенка

1. Время ревизии.
Кризис - самое подходящее время провести ревизию собственных навыков, успехов и собственной значимости. Ещё недавно, когда ситуация казалась стабильной, многие сотрудники позволили себе расслабиться, почивать на лаврах, а значит, остановились в росте. О том, как не потерять работу, задумываться для многих поздно. Чтобы не оказаться в числе уволенных, беспристрастно оцените все свои сильные и слабые стороны, вспомните обо всех ошибках, которые совершили и постарайтесь сделать правильные выводы.
Чем честнее вы будете по отношению к себе, тем больше у вас шансов успеть что-то исправить. Например, пора признать за собой страсть к опозданиям, любовь к длительным перекурам в ущерб работе и подобным грешкам. Когда вы чётко обозначите проблему, вам будет проще найти из неё выход. Если же продолжать закрывать глаза на собственные промахи, велик шанс, что их заметит ваш начальник, а это будет значить неминуемое сокращение.

2. Оптимизация труда.

Ещё один шаг на пути к спокойной жизни без страха - это оптимизация труда. Максимальная производительность - вот ответ на вопрос о том, как не потерять работу во время кризиса. Каждый день составляйте план работ. Пусть в него входит всё - и переговоры, и встречи с клиентами, и составление отчётов или ведение текущей документации, перерывы на кофе и всё остальное. Вы убедитесь, что некоторые вещи отнимают слишком много времени, например, бесконечные беседы в курилке. Сократите их до минимума, а полученное время разделите на те вещи, которые не успевали. К примеру, теперь вы сможете закончить составлять доклад для руководства, прибраться на рабочем месте или обдумать дальнейшую стратегию развития тех проектов, которые находятся в вашей компетенции.
Планирование и чёткое следование намеченным целям - прекрасный способ сделать больше, оптимизируя расход времени.

3. Больше обязанностей.
Пусть вам не доплачивают за то, что вы помогли выполнить задание коллеге, за то, что вы сумели договориться о починке принтера или за то, что вы принесли шефу кофе. Пусть это не ваши обязанности, но вы их выполняете, что не может не остаться незамеченным. Во время кризиса не работает правило, при котором сотрудники стараются за большие деньги делать как можно меньше. Выживет только тот, кто демонстрирует свою готовность работать сверх требований.
Пока ваши коллеги ломают голову над тем, как не потерять работу, вы можете сделать мелкие, но необходимые дела, которые откладывались всеми на потом. Руководство будет стараться экономить на всём, зарплата сотрудников - одна из самых серьёзных статей расходов, поэтому приложите все усилия, чтобы экономили не на вас. Не отказывайтесь от того, чтобы предлагать новые идеи, даже в кризис компании нужно развиваться. Но предлагайте те способы развития, которые не потребуют больших затрат.

4. Без конфликтов.

Сейчас не лучшее время для выяснения отношений. Многие компании испытывают так много трудностей, что им некогда решать дополнительные проблемы. Если вы являетесь постоянным источником неприятностей, если именно вы инициируете ссоры с коллегами или с начальством, то от вас постараются избавиться в первую очередь.
Руководству выгодно, чтобы коллектив работал, как единое целое, но при этом не доставлял хлопот. Поэтому отложите свои обиды, забудьте о том, чтобы потребовать от начальства внеочередной отпуск или дополнительные льготы. Старайтесь приносить как можно больше пользы без особых требований. Хорошие отношения с коллегами и руководством помогут сделать выбор не в твою пользу, когда придёт время решать, кто первым покинет ваш дружный коллектив.
Так что сплетни, интриги, прогулы и опоздания должны остаться в прошлом. Считается. Что в трудное время сложно удержаться от того, чтобы не попытаться подсидеть конкурента. Если вы и вправду хотите знать, как не потерять работу, то стоит отказаться от мелких и крупных скандалов в пользу спокойной жизни.

5. Несмотря ни на что.

Многие вещи во время кризиса приходится делать вопреки, а не благодаря. Развитие - одно из них. Необходимо повышать свой профессиональный уровень, иначе кто-то более находчивый обязательно обойдёт вас. Сейчас сложно проходить тренинги, посещать курсы и семинары, так как у большинства компаний и сотрудников просто нет на это денег. Но есть бесплатные способы получить дополнительные навыки и знания. Самообразование должно временно заменить привычные способы профессионального развития - книги, журналы, Интернет и общение с более опытными людьми - вот выход из этой ситуации.

Многие переживают о том, что их положение во время кризиса очень нестабильно. Как не потерять работу в тяжёлой ситуации, знают не все. Иногда не помогут любые старания, если компания разорилась, но в основном выход всегда есть. Нужно стать лучшим специалистом, незаменимым сотрудником и просто приятным человеком. В то время, когда не делаются скидки на прошлые заслуги, нужно стараться доказать, что вы ещё принесёте большую пользу работе всей фирмы, а не только себе. А от того, как вы покажете себя во время кризиса, зависит и то, какое положение вы займёте, когда вернётся стабильность.

Психология 4

Здравствуйте, дорогие читатели! Связь матери и ребенка — это невидимая нить, которая крепко соединяет их сердца на протяжении всей жизни. Где бы не находился малыш, мать всегда мысленно с ним, она молится за его здоровье, ее сердце наполнено любовью и жизнь имеет огромный смысл. Эта связь не имеет границ и ее невозможно разрушить.

Психологическая связь

Став матерью, вы уже с первых дней ощутите эту непреодолимую тягу к крошечному созданию. А что же ребенок? Он в свою очередь требует вашего присутствия каждую секунду, он еще многого не понимает, но природа наделила детеныша инстинктами, которые срабатывают практически по любому поводу. Ему может быть страшно, ему может быть больно и холодно, ему может быть скучно, и он громким плачем требует присутствия мамы.

Ни одна любящая мать не в состоянии проигнорировать , хотя столь частое требование ее присутствия может злить и раздражать. Тем не менее, природа не зря наделила кроху способностью громко плакать. Уже в роддоме вы легко определите плач своего чада, даже если будете находится в отдельных палатах, так и по жизни, призыв о помощи ребенку всегда будет услышан его матерью.

Малыш часто просится на руки? Это не прихоть, это нормальная физиологическая потребность. Многие матери , в руках, усталость из-за работы по дому и ухода за ребенком. Фраза «не надо приучать дитя к рукам» слышится все чаще, а между тем в некоторых племенах Африки, женщины не спускают детей с рук с самого рождения и приблизительно до трех лет. У них и мысли такой нет, оставить дитя и идти заниматься делами. В этом есть огромное преимущество, ребенок всегда под присмотром, ему спокойно рядом с мамой, он не плачет. Привязав кго к себе платком, можно сделать немало работы по дому.

К тому же, исследователями выявлено, что дети, растущие у мамы на руках или в слинге, гораздо смышленее и развитее своих сверстников, которых в младенчестве часто оставляли одних в кроватке. Находясь всегда при маме малыш запоминает, что делает мама и учится тому же. Вообще, если бы беременность у людей длилась, к примеру, как у слонов два года, то может быть и не нужно было бы донашивать ребенка на руках, он бы уже через пару часов встал и следовал бы за мамой, тем не менее, даже за слоненком до пятилетнего возраста необходим тщательный присмотр, а что уж говорить о человеческих детенышах, столь не приспособленных к жизни после рождения.

Очень болезненно детёныш воспринимает, если отделить его от матери до трехлетнего возраста. Все та же самая, невидимая связь матери и дитя будет крепко соединять их, а находясь в разлуке, оба будут испытывать тревогу и волнение. У женщины появится чувство вины перед ребенком, а он почувствует себя беззащитным, слабым и очень одиноким.

Неизвестно, чем разлука обернется в дальнейшем, некоторые дети замыкаются в себе, другие становятся нервными и раздражительными, а у кого-то могут появиться проблемы со здоровьем, отсутствие аппетита, тревожный сон с частыми просыпаниями, плач без повода. Никогда не оставляйте чадо с малознакомыми людьми, прежде чем отдать его в ясли или в садик, пройдите все этапы подготовки к дошкольным учреждениям. Об этом читайте .

С малышом до года старайтесь не расставаться, тем самым вы выстроите базу взаимного понимания и доверия, вы не лишите себя самого прекрасного времени, когда он скажет заветное «Агу», или, когда однажды вы его сможете увидеть самостоятельно сидящим в кроватке, а первые шаги, когда они так неустойчивы и требуется поддержка любимой мамы. Все эти чудесные моменты существуют лишь однажды и их не пережить еще раз…

На что еще толкает тесная связь матери и дитя?

Как часто вам приходится вставать ночью, чтобы успокоить малыша, покачать, если он расплакался, чтобы укрыть, если в комнате холодно? Вы не высыпаетесь, у дитя нарушается режим. А происходит это с теми, кто рано спешит отделить чадо от себя и пытается приучить его спать в своей кроватке.

У детей до определенного возраста есть физиологическая потребность спать рядом с мамой. И предусмотрено это, все той же природой. Если бы в древние времена матери спали отдельно от своих детей, то они замерзали бы в холодной пещере, и человеческий род уже давно бы закончил свое существование.

Еще один пример с животными, вы видели когда-нибудь, чтобы собака или кошка спала отдельно от своих детенышей? Период, когда крохе необходимо спать с мамой, у всех разный. Одному требуется год, два, а кому-то достаточно полгода, а то и меньше. Если вам хочется приучить кроху спать отдельно как можно быстрее и без неприятных последствий, то почитайте об этом в статье , более подробно.

Дорогие мамочки, наслаждайтесь тем временем, когда ваш малыш в вас особенно нуждается, берегите эти прекрасные моменты и дарите ему заботу, внимание и любовь. Пройдет совсем немного времени, когда он полностью отделится от вас и будет жить своей личной жизнью, но связь между вами будет прочной, а отношения теплыми и доверительными.

Если информация оказалась для вас интересной, делитесь ею с друзьями, нажимая на кнопочки внизу. Сохраняйте мой блог в закладках, чтобы не потерять. Всего вам хорошего!

Грудной ребенок не сможет выжить без тепла и заботливого ухода взрослых. Обычно выполнение этих задач возлагается на плечи матери. Однако эту роль может выполнять и другой человек. Надо учитывать два основных момента:

  • Грудной ребенок нуждается не только в пище и уходе, но также в любви и ласке. Только тогда он будет нормально развиваться в физическом, духовном и психическом плане.
  • Грудные дети с трудом привыкают к присматривающим за ними новым людям.

Связь между матерью и ребенком формируется уже во время беременности. Как только будущая мама почувствует движения малыша, она начинает с ним общаться - разговаривает с ним, поглаживает свой живот Эту форму близости плод начинает воспринимать на 6 месяце беременности. После рождения он может помнить голос матери.

Связь матери и ребенка после рождения

В формировании эмоциональной связи между матерью и ребенком большое значение имеет течение родов и первые часы после них. Очень важно в первые часы после родов правильно организовать первый телесный контакт матери и младенца. Ребенка лучше всего положить матери на живот, затем приложить к груди. Однако в настоящее время существует мнение, что этот первый опыт общения не влияет на дальнейшее психическое развитие ребенка.

Значение грудного вскармливания

По сути, не столь важно, как мать кормит ребенка: грудью или из бутылочки - главное, он должен чувствовать при этом ее любовь. Однако следует заметить, что грудное вскармливание способствует становлению глубокой эмоциональной связи между матерью и ребенком. Материнское молоко содержит целый комплекс специальных гормонов, регулирующих рост и развитие малыша. Грудное вскармливание в течение нескольких часов в лень обеспечивает тесный контакт новорожденного и его матери. Кроме того, из положения у груди во время кормления ребенок лучше всего может видеть лицо матери, т.е. материнское вскармливание содействует и развитию зрительных анализаторов. Наконец, было доказано, что в развитии привязанности ребенка к родителям большое значение имеет тактильное общение.

Психология отношений мать-ребенок

Мать и ребенок очень внимательно наблюдают друг за другом. Кроме того, почти все мамы способны подобрать оптимальные формы общения со своим ребенком, будь то игры, нежность или просто слова, и при этом совсем неважно, в какой стране они живут и какая у них национальность.

По данным психологических исследований, в первые годы жизни ребенок проходит три этапа развития:

  • Сначала младенец посылает свои «сигналы» (плач, крик, улыбку) тем, кто его окружает.
  • Примерно на третьем месяце он посылает эти «сигналы» только конкретному человеку (чаще всего матери). Улыбка является важным моментом в психоэмоциональном развитии ребенка. Она укрепляет связь малыша со взрослыми, призывает их к общению.
  • Было замечено, что ребенок, воспитывающийся в благополучной семье, начинает улыбаться на несколько недель раньше того, который растет в детском доме.
  • Однако истинная психоэмоциональная связь возникает примерно на седьмом месяце, когда ребенок стремится к общению со взрослым и начинает скучать, когда его нет рядом. Привязанность ко взрослым возникает у ребенка не только тогда, когда они ухаживают за ним и кормят, но и тогда, когда общаются и проводят с ним много времени.

Все дети (за очень редким исключением) испытывают чувство привязанности к близким людям, например, матери и отцу. То, насколько сильна эта привязанность, в наибольшей степени зависит от поведения матери или другого, близкого ребенку человека.

Материнский инстинкт

Материнство - это способность женщины выносить, родить и выкормить ребенка до определенного возраста, обусловленного его физиологическими потребностями. Чтобы реализовать эти задачи, у женщины есть материнский инстинкт, на его основе формируется материнское поведение.

Женщина должна созреть для того, чтобы стать матерью. Не всегда с первых дней жизни ребенка у матери инстинктивно возникает любовь к нему. Иногда это чувство появляется несколько позже.

Отношение матери и ребенка-подростка

В подростковый период период от матери требуется максимальная тактичность, терпение и уважение к подростку. В этот период подростки постепенно отдаляются от родителей. Изменяется их поведение, у них появляются новые интересы и цели. Подростки часто спорят с родителями, уделяют им меньше внимания, проводят больше времени со сверстниками, проявляют интерес к противоположному полу. Подростки склонны к экспериментам, стремятся испытать новые впечатления, при этом стараются быть похожими на взрослых. Мать должна смириться с тем, что ее ребенок уже вырос. Он все еще нуждается в ней, т.к. подростку нужен внимательный собеседник и друг, а не человек, который его наказывает и контролирует.

Мать имеет право воспитывать своего ребенка, но кроме этого, она несет за него ответственность. Часто эти понятия путаются, поэтому у матери при общении с ребенком возникают дополнительные трудности.

Отношения матери и сына

Мать - первая женщина в жизни сына. Для раннего детского возраста характерен Эдипов комплекс (он получил свое название по имени одного из героев древнегреческого мифа, царя Эдипа, который, по преданию, убил своего отца и женился на матери, не зная, что это его родители). Он обозначает группу противоречивых переживаний мальчика по отношению к отцу, в основе которых лежит бессознательное влечение к матери и ревность, а также желание избавиться от отца-соперника. Если роль матери в жизни сына очень велика, то во взрослой жизни он предпочитает девушек, похожих на его мать.

В период взросления сына от матери требуется тактичность - она не должна проявлять по отношению к нему чрезмерную заботливость, однако при этом их отношения должны оставаться теплыми и доверительными. У «маменькиных сынков» часто возникают проблемы в школе и при общении со сверстниками. Мать должна уважительно относиться к девочкам, которых сын приводит домой, и не навязывать ему свое мнение. Чаще всего подросток очень болезненно реагирует на критику в адрес понравившейся ему девушки, чувствует себя оскорбленным и неуверенным в себе.

Отношение матери и дочери

В жизни девочки мать играет очень важную роль. Согласно психоанализу, маленькая девочка считает мать своей соперницей и ревнует ее к отцу, т.е. у нее проявляется комплекс Электры. Со временем девочка избавляется от этого комплекса путем подавления тяги к отцу и идентификации себя с матерью. Таким образом, в течении длительного времени мать является примером для дочери и самым близким для нее человеком. Девочка-подросток часто боится, что не оправдает маминых надежд и считает себя недостойной ее любви. Только с началом периода полового созревания девочки начинают критически оценивать своих матерей, между ними возникает эмоциональная отчужденность. В этот же период у девочек происходит сексуальная идентификация. Они начинают уделять большое внимание своей внешности.

После преодоления отчужденности мать и дочь могут стать настоящими и очень близкими подругами. Эта дружба помогает матери быть в курсе всех событий, происходящих в жизни дочери, и помочь ей советом в трудной ситуации. В свою очередь дочь перенимает у матери опыт.

Как сохранить хорошие отношения с ребенком?

  • Старайтесь не прерывать беседу с дочерью или сыном.
  • Не запрещайте в тех случаях, когда заранее знаете, что запрет будет нарушен.
  • Будьте последовательны в воспитании, не изменяйте постоянно запреты. Также не предъявляйте к ребенку завышенные требования. Старайтесь делать ему как можно меньше замечаний.
  • Не унижайте ребенка. Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций.
  • Слишком строгое воспитание вызывает у ребенка протест и желание всякий раз доказывать свою независимость.
  • Мать должна дать почувствовать подростку, что доверяет ему, даже тогда, когда не одобряет некоторых его решений или поступков.

Мама – самое важное, что может быть в жизни ребенка. И не только потому, что она заботится о малыше. Благодаря маме младенец развивается, познает мир. Связь с мамой – все, что есть у грудничка. А значит, эта связь должна быть прочной и безопасной.

Отношения между матерью и ребенком очень точно описывает фраза: «Возможно, в этом мире ты лишь человек, но для кого-то ты – весь мир». Для грудного младенца вселенная начинается с мамы – ведь ничего другого он пока не знает. В два с половиной месяца физическая взаимосвязь с мамой равна эмоциональной: мамины объятия не только дают ребенку ощущение безопасности и покоя, но и укрепляют иммунитет.

Наблюдая за мамой, младенец учится выражать эмоции; слушая мамину речь, он старается воспроизводить звуки. Неправда, что совсем маленькие дети ничего не понимают: даже если смысл ваших слов пока им неясен, они отлично поймут интонацию. Регулярно разговаривайте с ребенком, но не сюсюкайте: пусть малыш с рождения слышит правильную речь.

Многие мамы стремятся как можно скорее вернуться на работу. Разумеется, этому могут быть вполне объективные материальные и бытовые причины, но все же, если ситуация позволяет, не стоит спешить выходить из декрета. Хотя, разумеется, это не значит, что надо проводить с малышом 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Все-таки быть мамой – не только удовольствие, но и очень тяжелый труд. Вам необходим отдых, смена обстановки, так что лучше время от времени все же выбираться куда-то, передав ребенка няне или родным.

От того, как малыш взаимодействует с мамой, начиная с самого раннего детства, зависит, насколько активно и гармонично он будет развиваться и как относиться к жизни и другим людям. Помните: дети растут очень быстро, все трудности, без которых не обходятся первые месяцы жизни ребенка, скоро закончатся – а ваша связь, заботливые и доверительные отношения останутся.

Грудное вскармливание обеспечивает возможность гармоничного развития, которое определяется не только составом женского молока, но и контактом между матерью и ребенком (визуальным, тактильным, вербальным), являющимся важной составляющей процесса грудного вскармливания. Именно поэтому грудное вскармливание является продолжением связи между матерью и ребенком, установившейся во время беременности и прерванной в процессе родов. Сформированный в процессе вскармливания грудью контакт между матерью и ребенком оказывает влияние на развитие материнско-детских отношений в дальнейшие возрастные периоды.

Связь матери и ребенка начинает формироваться еще во внутриутробный период: на 3-5 месяце гестации появляется амниотрофное питание . В третьем триместре беременности неродившиеся младенцы пьют от 15 до 40 мл амниотической жидкости в час . Именно амниотрофное питание является механизмом адаптации к постнатальному лактотрофному питанию. Запах околоплодной жидкости сходен с запахом секрета желез ареолы материнской груди, что позволяет ребенку узнавать свою биологическую мать .

После рождения ребенка связь мать-плод, осуществляемая через пуповину, обрывается, что обозначается в настоящее время в психологии термином «кризис рождения». Этот кризис связан с тем, что после рождения и перевязывания пуповины ребенок получает свободу, но физиологически «теряет» мать . Ребенок попадает в среду, отличающуюся от среды обитания во внутриутробный период. Меняется все: привычная водная среда — на воздушную, которая отличается температурой, влажностью, освещенностью, концентрацией свободного кислорода, микробной и антигенной нагрузкой, наличием прямого сенсорного воздействия. На ребенка действует сила тяжести. Непривычно интенсивными становятся тактильные, зрительные, слуховые ощущения. Ощущение тепла матери, ее запаха, голоса, биения сердца связывает новорожденного с прежней внутриутробной жизнью и делает рождение не травмирующим . Постнатальным эквивалентом плаценты является грудное вскармливание .

Имеются данные, что от того, сколько времени проводит ребенок в контакте с матерью после родов и в первые дни жизни, а также от качества этого контакта зависит частота его плача в первые два года, привязанность к матери и некоторые психологические проблемы в старшем возрасте . Следует подчеркнуть, что телесный контакт присущ только млекопитающим. В последние годы большое внимание психологи и педиатры уделяют контакту «кожа к коже» . Нахождение ребенка рядом с матерью помогает ему регулировать температуру собственного тела, метаболические процессы, уровень ферментов и гормонов, частоту сердечных сокращений и дыхательных движений.

Полагают, что тесная связь c матерью начинает формироваться с первых минут, с первого взгляда. Это положение о важности бондинга (связывания) впервые высказано педиатрами Marshall Klaus и John Kennell . Эти исследователи указывают, что плач ребенка увеличивает приток крови к груди матери. Разделение матерей и младенцев Д. Чемберлен рассматривает как эмоциональное испытание.

Согласно новым перинатальным технологиям по поддержке грудного вскармливания первый контакт матери и ребенка должен быть не менее 30 минут. При этом ребенка не следует сразу прикладывать к соску матери. Ребенка следует выложить на живот матери, после этого у него проявляется поисковый рефлекс: новорожденный находит сосок, начинает сосать и дает старт лактации .

Считается, что именно первый час жизни ребенка имеет решающее значение для фенотипической реализации материнского чувства и полноценной, длительной лактации. Это связано с тем, что состояние наибольшей активности головного мозга новорожденного приходится на вторые полчаса жизни. Состояние матери после родов, характеризуемое как стрессовое по интенсивности эмоций, однако переживаемое как эйфория, высокий уровень возбуждения ребенка являются физиологической основой возникновения между матерью и новорожденным сильной эмоциональной связи. Чрезвычайно важным для ребенка является также восприятие биологической матери, которое дает старт чувству привязанности к матери, что оказывает несомненное влияние на гармоничное развитие ребенка . Грудное вскармливание имеет большое значение для психического развития ребенка, поскольку оно является формой общения матери и ребенка. Это одна из отличительных черт грудного вскармливания.

Несмотря на все неоспоримые преимущества грудного вскармливания, к шести месяцам на грудном вскармливании находится, в среднем по России, чуть более половины детей. По нашим данным 4% детей с рождения начинают получать искусственные смеси . Имеют также место случаи, когда младенцы при сохраненной лактации отказываются от груди матери; в этих случаях прибегают к вскармливанию сцеженным молоком из бутылочки. Однако грудное вскармливание является формой общения матери и ребенка , и это одно из принципиальных отличий вскармливания из бутылочки (даже если это сцеженное грудное молоко). При вскармливании младенца сцеженным грудным молоком из бутылочки ребенок получает все необходимые пищевые вещества и защитные факторы, но может лишиться возможности общения с матерью во время кормления, если сцеженным молоком кормит ребенка бабушка, папа, няня, а не мама.

Техника установления контакта с ребенком при вскармливании сцеженным женским молоком

Что же делать, если мать хочет кормить грудью, но грудное вскармливание либо не состоялось, либо состоялось, но не той продолжительности, как бы этого хотелось матери, либо имеет место бутылочное вскармливание сцеженным женским молоком? Нередко у этих матерей развивается «чувство вины» перед ребенком, т. к., по их мнению, будет потеряна связь с малышом. Врачи должны убедить мать, что она не виновата в сложившейся ситуации, а любовь, общение с ребенком способны сохранить контакт с ним. Следует изменить технику вскармливания ребенка. В исследованиях было показано, что частота кормлений новорожденных, вскармливаемых по требованию, к концу первого месяца составляла в среднем 8,0 ± 2,7 раза в сутки. Средняя продолжительность кормления грудью в период новорожденности может составлять 30-40 минут и более, затем сокращается до 15-20 минут на втором-третьем месяце жизни ребенка, а время кормления ребенка из бутылочки нередко бывает менее 10 мин. Таким образом, при грудном вскармливании ребенок имеет возможность общаться с мамой только во время дневных кормлений около 7-8 часов в период новорожденности и около трех часов в первые месяцы жизни, а при искусственном вскармливании — немногим более часа.

Традиционно техника вскармливания из бутылочки состоит в том, что ребенок берется на руки и ему дают бутылку с соской или же кормят ребенка, не вынимая его из кроватки. Как показывают наблюдения, очень часто кормление ребенка из бутылочки мать поручает няне, бабушке, отцу. Так решается поставленная задача — накормить ребенка. Но вскармливание ребенка первого года жизни имеет не только нутритивное значение. Это было уже отмечено как общение матери и ребенка. Следует отметить, что среди аксессуаров для грудного вскармливания уже в 80?е годы ХХ века было предложено специальное приспособление (SNS (Supplementary Nutrition System) — дополнительная система кормления, разработанная швейцарской компанией Medela для докорма ребенка сцеженным женским молоком или заменителями женского молока .

Это приспособление представляет собой градуированную емкость для смеси/сцеженного молока и мягкие капилляры. В комплект входят капилляры трех различных размеров.

Один из капилляров дается ребенку во время кормления грудью. Ребенок сосет из груди матери и получает докорм либо смесью, либо сцеженным женским молоком. Поильник оснащен шейным шнурком с регулируемой длиной, что позволяет контролировать поток молока, располагая бутылочку выше или ниже сосков. Дополнительная система может использоваться не только в случае недостатка молока, но и в период становления или восстановления лактации, при кормлении незрелых детей со слабым сосательным рефлексом или даже при кормлении приемных детей.

К сожалению, этот способ докорма редко используется из-за отсутствия информации, как у кормящих матерей, так и у медицинских работников.

В последние годы общепризнанным является докорм детей сцеженным грудным молоком с помощью ложки. Мягкие ложечки SoftCup для докорма используются как альтернатива бутылочке с соской . Мягкая нижняя ложкообразная часть обеспечивает лучшее дозирование, чем при использовании кружечки или поильника, — ложечка заполняется автоматически при сжатии резервуара. В начале кормления малышу не нужно втягивать воздух, так как между бутылочкой и наконечником расположен мембранный клапан, который также не допускает проливания молока.

Этот способ является профилактикой отказа ребенка от груди и наиболее подходящим для докорма сцеженным грудным молоком или смесью. Приспособление с успехом используется также при кормлении недоношенных детей, детей с различными расстройствами сосания, с челюстно-лицевыми (расщелины верхней губы и мягкого неба) патологиями.

Техника установления контакта с ребенком при искусственном вскармливании

Если мать кормит ребенка смесью, задача педиатра состоит в том, чтобы обучить мать технике искусственного вскармливания. Это позволит компенсировать возможный дефицит внимания матери. Какова же должна быть техника вскармливания из бутылочки? Вскармливание ребенка из бутылочки необходимо проводить матери. Для кормления мать берет ребенка на руки. При этом ей следует поглаживать ребенка. Руки ребенка должны быть свободными, чтобы он мог прикасаться к матери. Очень важен контакт «глаза в глаза». После кормления, если ребенок не заснул, его следует подержать на руках, разговаривать с ним. Время контакта матери и ребенка при таком подходе будет составлять не менее 20-30 минут. Такой способ вскармливания особенно показан матерям, которые очень хотели кормить ребенка, но по независящим от нее причинам вынуждены были перевести его на искусственное вскармливание. «Чувство вины» у матерей может быть снято посредством общения с ребенком и использованием кормления для общения с ним.

Таким образом, грудное вскармливание имеет не только нутритивное значение, не только способствует гармоничному развитию ребенка, но, что очень важно, является продолжением контакта между матерью и ребенком, истоком которого является внутри-утробный период. Контакт, сформированный в период грудного вскармливания, несомненно, оказывает влияние на формирование родительских отношений в последующие возрастные периоды и является предметом исследования психологов.

Литература

  1. Воронцов И. М. Питание беременных и кормящих женщин // Вопросы детской диетологии. 2004, т. 2, № 1, с. 11-13.
  2. Демин В. Ф., Ключников С. О., Мухина Ю. Г. Лекции по педиатрии. Т. 7. Диетология и нутрициология. М., 2007. 396 с.
  3. Смирнова Е. О. Психология ребенка. М., 1997. С. 110-168.
  4. Фатеева Е. М., Коваленко Н. П. Перинатальная психология как новое направление исследований в системе поддержки грудного вскармливания // Вопросы детской диетологии. 2005, т. 3, № 6, с. 52-57.
  5. Гаппаров М. М., Левачев М. М. Питание детей первого года жизни: взгляд нутрициолога // Вопросы питания. 2001, № 4, с. 23-27.
  6. Антропология. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 272 с.
  7. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М.: Институт психотерапии, 2002. 239 с.
  8. Воронцов И. М., Фатеева Е. М., Хазенсон Л. Б. Естественное вскармливание детей. СПб: ППМИ, 1993. 200 с.
  9. Moore E., Anderson G., Bergman N. Early skin-to-skin contact for mothers and their healthy newborn infants // Cochrane Database Syst. Rev. 2007. V. 18, № 3. CD003519.
  10. Чемберлен Д. Разум вашего ребенка. М.: Независимая фирма «Класс», 2005. 224 с.
  11. Фатеева Е. М. Первые капли молозива сразу после родов — залог здоровья ребенка и успешной лактации // Вопросы детской диетологии. 2007, т. 5, № 2, с. 47-50.
  12. Конь И. Я., Гмошинская М. В.. Боровик Т. Э., Булатова Е. М., Джумангазиев А. А. и др. Результаты мультицентрового исследования особенностей вскармливания детей в основных регионах Российской Федерации. Сообщение 1. Распространенность грудного вскармливания и факторы, влияющие на продолжительность лактации // Вопросы детской диетологии. 2006, т. 4, № 2, с. 5-8.
  13. Винникот Д. В. Маленькие дети и их матери (пер. с англ.). М.: Класс, 1998. 80 с.
  14. Diaz S. et al. Breast-feeding duration and growth of fully breast-fed infants in a poor urban Chilean population // American journal of clinical nutrition. 1995. Vol. 62. P. 371-376.
  15. Jelliffe D. B., Jelliffe E. F. P. Human milk in the modern World: psychological, nutritional and economic significance. Oxford. 1978. 560 р.

М. В. Гмошинская, доктор медицинских наук

НИИ питания РАМН, Москва