Почему фактура имеет значение: выстраивание жизненного опыта. «Твердое-мягкое. Сидевшие на мягких стульях соглашались с изначальной ценой легче, чем те, кто сидел на твёрдых

Поймай игрушку Цель: определение места прикосновения к телу.

Оборудование: мягкая игрушка киска (мокрая рыбка, колючий ежик и пр.).

Чудесный мешочек

Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь.

Оборудование: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.).

Узнай фигуру

Цель: нахождение геометрической фигуры на ошупь по зрительно-воспринимаемому образцу.

Оборудование: непрозрачный мешочек; два набора плоскостных и объемных геометрических фигур (кубики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники и т.д.).

Кто быстрее

Цель: нахождение предметов на ощупь по инструкции педагога.

Оборудование: непрозрачный мешочек и мелкие предметы (шашки, колпачки ручек, пуговицы, ластики, монеты, орехи и др.).

Определи на ощупь

Цель: определение отличий знакомых предметов на ощупь;

сравнение предметов на ощупь по длине, величине, ширине.

Оборудование: непрозрачный мешочек и парные предметы, различающиеся одним признаком (длинный и короткий карандаши, большая и маленькая пуговицы, широкая и узкая линейки и т.д.).

Почтовый ящик

Цель: различение геометрических форм на ощупь;

умение пользоваться методом проб.

Оборудование: экран; коробка с прорезями различной конфигурации; набор объемных геометрических фигур.

Платочек для куклы

Цель: определение фактуры материала на ощупь. Оборудование: непрозрачный мешочек; три куклы в разных платочках (шелковом, ситцевом, шерстяном).

Угадай на ощупь, из чего сделан предмет

Цель: определение фактуры материала на ощупь.

Оборудование: набор предметов, изготовленных из различных материалов (стеклянный стакан, деревянный брусок, железный совочек, пластмассовая бутылка, меховая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.).

Угадай, из чего сделан предмет

Цель: определение фактуры материала при прикосновении.

Оборудование: набор предметов с различной фактурой материала (вата, мех, ткань, бумага, кожа, дерево, пластмасса, металл).

Можно использовать предметы и материалы различной текстуры: вязкой, липкой, шершавой, бархатистой, гладкой, пушистой, сухой и т.д.

Узнай предмет по контуру

Цель: определение предмета по контуру.

Оборудование: лист бумаги, карандаш, вырезанные из картона фигурки (елочка, пирамидка, домик, рыбка, зайчик, птичка и др.).

Догадайся, что за предмет

Цель: определение знакомых предметов на ощупь.

Оборудование: тонкая непрозрачная салфетка; набор объемных предметов, разных по форме (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.).

Найди пару

Оборудование: пары пластин, оклеенных бархатом, наждаком, фольгой, вельветом, фланелью, шелком, бумагой.

Соедини коробки

Цель: нахождение одинаковых по фактуре материалов на ощупь.

Оборудование: спичечные коробки, к внешней и внутренней стороне которых приклеены кусочки различных материалов (вельвет, шерсть, бархат, шелк, бумага, линолеум и др.).

находятся разобранные спичечные коробки. Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать части коробок и правильно соединить их.

Разложи по размеру

Цель: определение размера наполнителей на ощупь. Оборудование: набор небольших непрозрачных мешочков, наполненных фасолью, горохом, рисом, манкой и т.п. Содержание: на столе находится набор мешочков. Педагог просит ребенка ощупать мешочки, определить размер наполнителя, а затем разложить мешочки по мере увеличения его размера, например: манка, рис, горох и т.д.

Отгадай цифру (букву)

Цель: определение знаков при помощи тактильных ощущений.

Собери матрешку

Цель: определение величины знакомых игрушек на ощупь.

Оборудование: две матрешки-вкладыши.

Золушка

Цель: различение мелких предметов на ощупь.

Оборудование: повязка на глаза; мисочка со смесью зерен (горох, семечки и т.д.) и разделенная на секторы пластиковая тарелка (для каждого участника). Содержание: дети (2-5 человек) садятся за стол. Перед каждым участником - мисочка со смесью зерен и пластиковая тарелка. Игроки с завязанными глазами за ограниченное время должны разобрать семена.

Можно использовать крупные и мелкие пуговицы.

Пирожки

Цель: развитие осязательных ощущений руки.

Оборудование: пирожок - две склеенные поролоновые пластины, между которыми находится начинка (вклеен горох, фасоль или греча).

Лучше предложить несколько пирожков с разной начинкой.

Лабиринт

Цель: активизация движений большого и указательного пальцев.

Оборудование: лабиринт - два кусочка ткани, простроченных так, чтобы внутри имелись ходы, по которым можно проталкивать мелкие предметы; набор мелких предметов (фасоль, горох, бусинки и т.п.).

В то же время есть свойства предметов, которые воспринимаются только тактильно. Это температура, вес, качество поверхности.

Приведем примеры упражнений.

Гладкая - шершавая

Цель: определение различных качеств поверхностей на ощупь.

Оборудование: набор пластин с гладкой и шершавой поверхностью.

Холодно - тепло - горячо

Цель: определение температуры воды на ощупь.

Оборудование: три миски с водой (холодной, теплой, горячей).

называние пальцев рук в произвольном порядке (педагог дотрагивается до пальца, ребенок его показывает и называет);

ощупывание фактуры материала одной рукой, нахождение предмета из этого материала - той же или другой рукой;

ощупывание фигуры, предмета или буквы одной рукой, нахождение среди прочих - той же или другой рукой;

опознание фигур, цифр или букв, написанных на правой и левой руке.

Педагогу следует учитывать, что тактильная среда предполагает развитие тактильной чувствительности не только рук, но и других частей тела, в том числе и ног.

Сенсорная тропа для ног

Цель: развитие тактильной чувствительности ступней ног.

Оборудование: сенсорная тропа - дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закреплены отличающиеся по фактуре кочки: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и т.д.) или расположены следы правой и левой ног, вырезанные из различной ткани.

Сенсорное развитие - это развитие восприятия ребёнка посредством органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния) и формирование представлений о внешних свойствах предметов (форма, размер, цвет, положение в пространстве, запах, вкус и т.д.).

Сегодня мы рассмотрим игры на развитие тактильных ощущений. Они подойдут и малышам и школьникам. Кроме того, в эти игры можно играть всей семьёй и привлечь к общей игре детей разных возрастов. Только не забывайте малышам немного упрощать задание. Игры подобраны, исходя из минимальных временных и материальных затрат, и должны выполняться на ходу. В дальнейшем сами решайте, во что играть с ребенком.

Вам нужно отобрать по дому вещи, игрушки из разных материалов и форм: резиновые, деревянные, металлические (ложки, например), пластмассовые, тканевые; скользкие, шершавые, теплые, холодные, мягкие и твердые.

Малышам даем в руки, называем и запоминаем. Потом играем. Школьникам – можно сразу усложнять игры, закрывая глаза.

Вспомнить предмет

Нужно прикасаться к руке ребёнка разными предметами, называя свойства предмета и ощущения от прикосновения. Можно использовать перо, игрушки с разными фактурами, варежки, мочалки, в общем всё, что найдётся в вашем арсенале. А потом прикасаемся снова, но только с закрытыми глазами. Ребёнок должен вспомнить своё ощущение и назвать этот предмет.

Сенсорные игрушки

Здесь нужно проявить немножко фантазии и сделать небольшие игрушки с различными наполнителями. Ребёнку будет интересно щупать их через ткань, это станет своего рода массажем для активных зон ручек.

В качестве наполнителей можно использовать фасоль, гречку, горох, макароны с завитушками, ракушками, спиралями, пуговицы, монетки, бусины.


Предлагаю несколько вариантов:

1. Самое простое: обычные воздушные шары. Постарайтесь выбрать поплотнее. Помимо вышеперечисленных наполнителей, шарики можно заполнить водой, крахмалом, мукой, манкой и тестом для лепки (мука+вода+соль).

Кстати, шарики с крахмалом делали ещё наши бабушки и мамы в советские времена.

Заменителями шариков могут стать резиновые перчатки.

2. В качестве мешочков можно использовать уже не нужные детские носочки.
3. Солнышко. Шьётся довольно просто: два одинаковых по размеру круга и по периметру лучики, которые можно сделать из разных лент, тесьмы и ткани. В основу солнышка положите несколько горошин, пуговиц или бусин, можно разного размера. А если сделать без лучиков, получится колобок.

Особо творческие мамы, обладающие швейной машиной и навыками шитья, могут создать книжки и коврики для малышей с аппликациями из разных тканей, с пуговицами и застёжками...

В общем, всё зависит от вашей фантазии и имеющихся материалов.

Игры с водой

Эти игры весело проводить в ванной.

Как играть:

1. Разливать воду по разным ёмкостям, переливать из одной в другую, определять, где теплая вода, где холодная.
2. Воспользуйтесь игрушечной посудой, устройте "чаепитие" или "званый ужин", ребёнок будет сам "накладывать еду" или разливать по чашечкам "чай".
3. Предложите поиграть с губкой, выжимать её, можно дать мыло, чтобы намылить губку и "помыть" ванну, стену, кран. Предложите потереть мягкой стороной губки и жёсткой и сравнить ощущения.
4. Предложите малышу помыть себя мочалкой самостоятельно.
5. Предложите школьнику определить, например, сколько чашек воды поместиться в кастрюле?

Мыльные игры

Игры с мыльными пузырями не только интересны малышам, но и помогают развивать моторику рук и осязание. Малыш выполняет сложные для него движения, обмакивая палочки и рамки в раствор.

"Танцы пузырей". Возьмите кусок шерстяной ткани и положите на ладонь (можно взять шарф). Пробуйте жонглировать пузырями, подкидывайте их и ловите. Пузыри будут словно танцевать на ваших руках.

"Король мыльных пузырей". Смочите мыльным раствором клеёнку, расстеленную на столе, и руки. На "мыльной" клеёнке трубочкой выдувайте пузырь, а мыльными руками вы без труда сможете проткнуть пузырь и он не лопнет.

Если после первого выдутого пузыря трубочку от коктейля повторно обмакнуть в раствор, можно осторожно проткнуть пузырь и выдуть внутри поменьше. Таким образом можно сделать много пузырей-матрёшек.

"Волшебные руки". Делаем кольцо большим и указательными пальцами, обмакиваем в растворе и выдуваем пузыри.

Всё просто. Ловкость рук и никакого мошенничества.

Сейчас в продаже можно найти рамки для пузырей разных форм и размеров: квадраты, овалы, звёздочки, сердечки, облако. Но вы можете сделать их самостоятельно из толстой проволоки.

Узнай фигуру

На столе раскладываем геометрические фигуры, такие же, как лежащие в мешочке (Блоки Дьенеша (толстые, тонкие), палочки Кьюзинера, блоки или одинаковые детальки Лего). Показываем ребёнку любую фигуру, деталь и просим ребёнка нащупать в мешочке и достать такую же.

Для малышей мы сначала вводим понятие «такую же». Показываем одну деталь Лего, потом вторую и говорим, что это такая же. Затем просим отобрать из двух предложенных такую же, как у нас на столе (в руке).

Узнай предмет на ощупь

1. На столе раскладываем или расставляем:

Различные овощи: огурец, помидор, морковь, перец, лук, баклажан...
- посуду: ложки Большие и маленькие, чашки, кружки, чайник, тарелку, блюдце
- одежду: майка, футболка, платье, юбка, шорты...
- игрушки

А теперь закроем глаза и давайте попытаемся определить, что это за предмет.

Позже усложним задачу и будем выбирать предметы определённой формы (круглые, квадратные и т.д.) и размеров(большие, маленькие), можно выбирать по свойствам материалов: пластмассовые предметы, металлические, стеклянные, бумажные, из ткани...

Можно поиграть вместе с детьми и посоревноваться, кто быстрее выберет предметы с определёнными свойствами.

Это забавная игра скрасит досуг и поможет развить у ребёнка умение, определять на ощупь предметы, их форму и фактуру.

2. Помните, раньше была замечательная игра: водящему завязывали глаза, раскручивали его, он подходил к ближайшему игроку и на ощупь определял, кто это. Эту игру мы модифицируем и будем играть с мебелью (столом, стулом, диваном...). Игра подойдёт для деток от 5 лет и для младших школьников.

Завязываем глаза школьнику, раскручиваем его и подводим к одному из предметов: «Угадай-ка!»

3. В большую коробку складываем мячи разного размера, просим закрыть глаза и поймать, например, большого зайчика или маленького мышонка. Ребёнок научится определять размер предметов и называть его словами.

Найди пару

Игру не сложно сделать самим дома, главное, найти побольше пар образцов, разных на ощупь. Будут нужны различные кусочки ткани, губки и т.п.

Играть можно несколькими способами:

Просим ребенка (малыша - с открытыми глазами, школьника – с закрытыми) найти гладкий или бархатный предмет (кусочек ткани) среди предложенных;

Берем один предмет, а потом на ощупь ищем такой же.

Чтобы игра не надоела, её можно усложнять, добавляя дополнительные признаки к образцам, например, большая круглая пуговица с отверстиями или маленькая круглая с выпуклым рисунком и т. п.

Вот перечень того, что можно использовать для игры (материалы, разные на ощупь):

1. Ткани (какие есть):

Хлопок
- синтетические ткани
- фетр
- вельвет (крупный, мелкий)
- бархат и велюр
- кожа
- гладкая ткань (например, подкладочная)
- флис
- грубая ткань (например, мебельная для обивки)
- любая "колючая" ткань
- ткань с пайетками
- шелк и атлас
- мех
- ткань с рельефом
- ткань ворсистая (как овечка).

2. Пуговицы различных формы и размеров.

3. Липучки с обеих сторон.

4. Бархатная и фактурная бумага.

5. Вата или ватные диски.

6. Нитки или пряжа.

7. Клеёнка и полиэтиленовый пакет.

9. Мелкие стразы на липкой ленте (продаются в магазинах).

10. Кусочек резинового коврика.

11. Мочалка.

13. Косточки от персиков, от абрикос…

Образцы можно оставить как есть, а можно приклеить к одинаковым кусочкам плотной бумаги и у вас получатся замечательные карточки.

Вышеперечисленные игрушки очень просто сделать самим без серьёзных финансовых затрат, и под силу любой маме.

Сенсорные коробки

Дети любят возиться в песке, копать, строить замки, дороги... Но кто из родителей решиться устроить дома песочницу, чтобы она была доступна ребёнку круглый год и в любую погоду? Ответ очевиден.

Есть экологичный заменитель песка - кинетический песок, но он достаточно дорогой. Можно сделать вполне экономичный альтернативный вариант - сенсорную коробку.

Сенсорная коробка представляет собой пластиковую ёмкость, которая заполняется различными материалами.

В продаже сейчас много контейнеров, подходящих для этой цели. Отдавайте предпочтение прямоугольным коробкам. Внимательно посмотрите, какая высота коробки будет удобна для вашего ребёнка, чтобы наполнители и игрушки не высыпались на пол и малышу было удобно с ней играть. И, конечно, должна быть крышка, чтобы не попадала пыль, и у домашних питомцев не появилась возможность туда нырнуть.

Сенсорные коробки могут быть цветными (всё в одном цвете) или тематическими. Тематические коробки наполняем игрушками, относящиеся к выбранной теме. Например, времена года, ферма, пляж и так далее. Таким образом, у нас получится маленький игровой театр с декорациями.

Для совсем маленьких выбираем крупные предметы.

Подборка материалов для вашего миниатюрного театра может стать отдельной увлекательной игрой.

Вот примерный перечень того, что можно насыпать в нашу сокровищницу:


1. Рис или пшено, в первозданном цвете или окрашенные пищевыми красителями (для сенсорных коробок не используйте гуашь, так как некоторые цвета могут окрашивать руки)
2. Фасоль, чечевица, гречка, горох, манка
3. Соль (обычная или соль для ванны. Не берите соль с сильным терпким запахом, чтобы у ребёнка не началась аллергия)
4. Макароны (ракушки, завитушки, спиральки, бабочки и т.д.)
5. Мелкие камешки, галька, ракушки
6. Стеклянные шарики (для аквариумов)
7. Нарезанная бумага, гофрированный картон
8. Ватные шарики 9. Пуговицы
10. Бусины
11. Монетки
12. Каштаны
13. Жёлуди

Может придумаете ещё что-нибудь.

Такая игрушка никогда не надоест. А если это произойдёт, её содержание легко изменить и придумать новый сюжет.

Тальма Лобель, профессор психологии Университета Тель-Авива и приглашённый профессор Гарварда, университетов Нью-Йорка, Сан-Диего и Калифорнии, написала свою первую книгу о влиянии физического окружения на наше поведение и эмоции.

«Тёплая чашка в холодный день» (в оригинале «Sensation. The New Science of Physical Intelligence») рассказывает о «физическом интеллекте». Тальма Лобель утверждает, что вещи, к которым мы прикасаемся, их температура, текстура, цвет, запах - все эти показатели непосредственно, но неосознанно для нас влияют на наше поведение, эмоции и решения. Свои утверждения израильский психолог подтверждает не только собственными житейскими наблюдениями, но и многочисленными исследованиями, проведёнными учёными в разных точках мира.

Например, в 2008 году группа исследователей из Йельского университета провела неожиданное исследование: для участников эксперимента испытание началось ещё в лифте, где ассистент профессора просил подержать испытуемого чашку с кофе, пока тот записывает его фамилию. Эта на первый взгляд ничего не значащая просьба была главным условием эксперимента. У половины испытуемых в руках оказывалась чашка горячего кофе, у второй половины - холодного. После этого участники наконец заходили в лабораторию, где им предлагали описать человека на фотографии по нескольким критериям. Необычным оказалось то, что прикоснувшиеся к горячему кофе участники были склонны считать незнакомого человека добрым и милым, то есть «тёплым». Другая половина испытуемых давала противоположные характеристики, описывая незнакомца как злого и неприятного.

Может ли резюме, напечатанное на плотной бумаге, оказаться более «весомым» для работодателя, чем напечатанное на тонкой бумаге? Зависит ли статус человека от размера блюда, заказанного в ресторане? Повлияет ли тёплая чашка чая на ваше решение о цене, которую вы готовы заплатить за новую квартиру? Тальма Лобель даёт ответы на все эти вопросы и предлагает читателям ознакомиться со множеством ситуаций, в которых на наши повседневные решения влияют на первый взгляд совершенно незначительные вещи.

FURFUR публикует отрывок из второй главы, в которой пойдёт речь о влиянии текстуры на наши ощущения и решения. Книга Тальмы Лобель выйдет в конце июля в издательстве «Альпина Паблишер» .

Отрывок из второй главы «Мягко стелет - жёстко спать»

«Тёплая чашка в холодный день.
Как физические ощущения влияют на наши решения»

Тальма Лобель

профессор психологии

аш осязательный опыт не ограничивается прикосновениями других людей. Тактильные ощущения мы получаем постоянно, часто их не замечая. Мягкое, жесткое, шероховатое, гладкое окружает нас постоянно в виде одежды, книг, сумок, компьютеров, смартфонов и планшетов. Мы ощущаем мягкость или жесткость подушек и стульев дома, в офисе или в ресторане. Вечером, ложась спать, мы чувствуем постель - мягкую или жесткую, какую сами некогда выбрали. Полотенца после душа, тонкие или толстые коврики на занятиях пилатесом или йогой - тоже источник тактильных ощущений.

Термины, связанные с осязанием, широко используются в переносном значении. Например, слово «жесткий» относится к трудным, неприятным ситуациям или периодам времени, поскольку соответствующее физическое прикосновение объекта

может быть грубым. Прилагательным «мягкий» мы метафорически описываем человека, с которым легко иметь дело, или податливого, легко поддающегося воздействию, - словом, мягкого как воск. «Твердый» - характеристика непреклонного, негибкого человека, на которого трудно повлиять, как на сложно поддающийся обработке материал.

Эти метафоры не просто фигуры речи, а свидетельство глубинной связи между физическими ощущениями и нашими поступками. А значит, фактура объектов, к которым мы прикасаемся, способна воздействовать на поведение. Может ли твердый или мягкий стул повлиять на мягкость или жесткость нашей реакции? Насколько важно, на чем мы сидим во время сложных переговоров?

«Твёрдый» - характеристика непреклонного, негибкого человека, на которого трудно повлиять, как на сложно поддающийся обработке материал.

И у сильных людей есть свои слабости

Каждый отпуск я езжу в Сан-Диего проведать свою дочь и внучек. Я люблю с ними общаться, слушать их истории и рассказывать свои. Днем, когда все в школе, мне нравится выходить на свежий воздух. Чаще всего я брожу вдоль берега: пляжи Сан-Диего прекрасны, погода тоже, прогулка может растянуться на многие мили. Вместе с моей хорошей приятельницей, которая живет здесь же, мы гуляем около полутора часов, а потом заходим посидеть в одно из прибрежных кафе.

Вдоль пляжа можно идти либо по песку, либо по тротуару - пути параллельны, только тротуар замощен. У нас с приятельницей нет предпочтений: в разные дни мы выбираем то тротуар, то песок.

Наблюдая за ней довольно долгое время, я заметила, что в некоторые дни она очень несговорчива, а в другие более уступчива: порой ей все равно, в какое кафе зайти, а в других случаях она требует, чтобы все шло в точности по начальному плану. Я всегда приписывала это ее переменчивости и внезапным вспышкам дурного или хорошего настроения. Однако не так давно я обратила внимание, что в те дни, когда мы идем по тротуару, она более упряма, чем когда мы ходим по песку. Главная разница этих двух путей состоит в том, что тротуар твердый, а песок мягкий. Возможно ли, чтобы тактильные ощущения твердости и мягкости смягчали или ужесточали настрой моей приятельницы?

Группа исследователей из Гарварда, Йеля и Массачусетского технологического института, изучая этот вопрос, нашла способ заставить испытуемых прикоснуться к твердому или мягкому предмету: прохожих приглашали посмотреть на фокусы и принять участие в действе. Вы, вероятно, помните, что перед выполнением трюка (готовясь, например, превратить носовой платок в голубку или высыпать кучу денег из пустой шкатулки) фокусник часто просит кого-нибудь из зрителей прикоснуться к предмету, чтобы убедить публику, что все происходит без обмана. Исследователи тоже предлагали прохожим тронуть предмет, якобы предназначенный для фокуса. Половине испытуемых давали твердый кусок дерева, другой половине - мягкое одеяло. Затем исследователи говорили участникам, что представление откладывается, и давали им другое задание, будто бы не связанное с первым: их просили прочесть абзац, описывающий некую неоднозначную ситуацию между начальником и подчиненным, а потом оценить в баллах некоторые качества подчиненного, часть из которых была связана с не уступчивостью и твердостью. Те, кому давали потрогать мягкое одеяло, сочли подчиненного менее неуступчивым и твердым (иными словами - более мягким), чем те, кому давали потрогать деревянный брусок. При этом текст был один для всех, и остальные свойства персонажа (как, например, общительность и серьезность) участники из обеих групп оценивали одинаково, мнения расходились лишь в отношении неуступчивости и твердости.

Сидевшие на мягких стульях соглашались с изначальной ценой легче, чем те, кто сидел на твёрдых.

Ученые решили выяснить, влияет ли ощущение мягкости и твердости не только на восприятие и оценки, но и на поведение - например, во время переговоров или обсуждения сделок. Сторонник мягких методов ведения переговоров воспринимает собеседника как друга и стремится к соглашению даже в тех случаях, когда от него требуются уступки. Такой человек скорее изменит собственную изначальную позицию, лишь бы достичь согласия с партнерами. Сторонник жестких методов, напротив, видит в собеседнике не друга, а противника; он обычно не доверяет оппоненту и не настроен менять свои изначальные намерения и идти на компромисс.

Чтобы понаблюдать, как осязательные ощущения мягкости и жесткости сказываются на манере ведения переговоров, исследователи предлагали участникам сесть на мягкий или твердый стул и просили представить себе, что они находятся в фирме по продаже автомобилей и хотят купить конкретную машину, на которой написана цена. Участники должны были дважды предложить свою цену (предполагалось, что первая названная ими сумма будет отвергнута продавцом). Сидевшие на мягких стульях соглашались с изначальной ценой легче, чем те, кто сидел на твердых. Мягкое сиденье заставляло людей и торговаться более мягко.

Мягкость и твердость могут служить характеристикой не только людей и типов поведения, но и некоторых социальных категорий - например, гендерной принадлежности. Гендерные роли, разумеется, в последнее время ощутимо изменились, однако в силу стереотипов некоторые свойства личности по-прежнему считаются «более мужскими» или «более женскими». Одно из этих свойств - мягкость. Как бы мы ни возмущались такими предрассудками, факт остается фактом: обычно считается, что женщины мягче мужчин, а мужчины жестче женщин.

Группа исследователей провела две серии опытов с целью выяснить, как наше сознание соотносит мягкие и жесткие ощущения с характеристиками мужественности или женственности. Во время первого опыта испытуемым демонстрировали на компьютерном экране восемь портретов, на которых люди не имели выраженных гендерных черт, а затем участникам предлагали указать, на каком портрете женщина, а на каком мужчина. При этом их просили сжимать в руке мячик (участникам объяснили, что эксперимент якобы исследует влияние параллельной деятельности на восприятие лиц). Испытуемых разделили на две группы: одним вручали мягкий мячик, другим твердый. Те, кому достался твердый мяч, принимали большее количество лиц за мужские, чем участники с мягким мячом. Иными словами, тактильные ощущения мягкости или жесткости повлияли на то, мужским или женским казалось лицо.

Во второй серии экспериментов участников вновь просили рассортировать лица на женские и мужские, только портреты на этот раз были не на компьютерном экране, а на бумаге - на ней испытуемые и должны были написать ответ от руки. Одной группе велели надавливать на ручку сильнее, чтобы надпись отпечаталась через копировальную бумагу на втором экземпляре, второй группе сказали давить на ручку слабо, чтобы не повредить копировальную бумагу, подложенную под лист. В результате выяснилось: те, кто сильнее надавливал на ручку, чаще называли лица мужскими, чем те, кто надавливал слабо.

Те, кому достался твёрдый мяч, принимали большее количество лиц за мужские, чем участники с мягким мячом.

Итак, мягкое или твердое тактильное ощущение влияет на восприятие гендерной принадлежности людей. Возможно ли получить аналогичные результаты в отношении других понятий, стереотипно считающихся «жесткими» или «мягкими»? Несколько ученых исследовали этот вопрос применительно к двум социальным категориям людей: одна характеризовалась принадлежностью к определенному направлению в науке, другая - политическими убеждениями.

Научные дисциплины обычно разделяются на «жесткие» и «мягкие»: естественные и точные науки принято считать жесткими, общественные - мягкими. Эта дихотомия мне не нравится, особенно если вспомнить, что психология часто считается общественной, то есть «мягкой» наукой, хотя мы, психологи, ставим контролируемые эксперименты и производим количественные измерения так же, как ученые, занимающиеся точными и естественными науками.

Исследования политической жизни показали, что в США Республиканская партия считается «жестче» Демократической и большинство американцев полагают, что демократы «мягче» республиканцев. В отношении экономики и международной политики, а также в социальных вопросах, таких как аборты и однополые браки, республиканцы демонстрируют более жесткую позицию, чем демократы.

Ученые решили выяснить влияние тактильных ощущений на то, кем сочтут испытуемые неизвестного им человека - демократом или республиканцем, физиком («жесткая» наука) или историком («мягкая» наука). Участникам показывали фотографии четырех мужчин и четырех женщин и просили угадать политическую принадлежность каждого, при этом испытуемые сжимали в руке мяч - мягкий или жесткий. Как и в случае с гендерной принадлежностью, сжимавшие мягкий мяч более часто определяли людей как демократов, чем испытуемые из другой группы, которые сжимали в руке жесткий мяч.

В следующем эксперименте участникам давали фотографии профессоров и просили определить, физик или историк изображен на снимке. И опять одной группе давали мягкий мяч, другой - твердый. По сравнению с группой, державшей мягкий мяч, участники с твердым мячом отнесли большее количество профессоров к физикам.

Результат этих исследований показывает, что тактильные ощущения воздействуют на наш выбор. Осязаемые мягкость и жесткость активизируют психологическое представление о мягкости и жесткости. Физические ощущения влияли на то, жестким или мягким люди сочтут некое взаимодействие, к «мягкой» или «жесткой» категории отнесут других людей. Ощущения влияли на реальные человеческие поступки.

Осязаемые мягкость и жёсткость активизируют психологическое представление о мягкости и жёсткости.

Потрогайте шершавое, а теперь гладкое.

Однажды моя трехлетняя внучка Натали застала своего отца в дурном настроении. Настроение - штука сложная (да и можно ли его называть «штукой»?), и некоторые ученые тратят всю жизнь на то, чтобы исследовать его феномен, однако Натали, этот «малолетний психолог», сразу нашла объяснение папиной хандре: он зол, потому что у него лицо заросло волосами! Она имела в виду щетину на небритом лице, однако я решила, что ее толкование - как часто бывает у детей - очень логичное. «Конечно же, у папы сегодня колючее настроение, потому что у него колючее лицо!» - так думала Натали.

Неровность и шершавость во многих языках ассоциируются с трудностями, разочарованием и болью, что указывает на глубинную связь между ощущениями и словами.

Когда в юности я служила солдатом в воздушных войсках, ночные дежурства длились с семи часов вечера до восьми утра, затем мы на сутки возвращались домой, а на следующее утро вновь шли на службу. Такой распорядок меня устраивал и оставлял время для университетских лекций, и все же ночные смены я ненавидела. Нас разделяли на две группы, и каждой давали по четыре часа сна в маленькой комнате. Я отчетливо помню шершавые одеяла и простыни. Со временем мы выяснили, что можно приносить свои полотенца, простыни и наволочки, и спать стало удобнее и приятнее. Даже дежурства показались не такими тягостными: я начала больше радоваться времени, проведенному там с друзьями. Атмосфера сглаживалась, мы работали в согласии, споры и конфликты возникали реже. Мы все понимали, что на гладком белье спать стало приятнее, однако до этого нам не приходило в голову, что постельное белье повлияет не только на сон, но и на нашу жизнь во время бодрствования. Сейчас, много лет спустя, я убеждена, что тактильные ощущения от мягкого и грубого белья влияли на наши поступки и отношения: дело было не в том, что мы вставали не с той ноги, - просто мы спали не на тех простынях.

Группа исследователей попыталась выяснить, скажется ли прикосновение к гладкой или шероховатой поверхности на восприятии человеческих отношений как «гладких» или «шероховатых». Для получения тактильных ощущений участников усаживали за картинку-головоломку, которую нужно было собрать из отдельных фрагментов (якобы для тестирования когнитивных способностей). Половине участников вручали головоломку с гладкими глянцевыми фрагментами, другой половине - с фрагментами, покрытыми крупнозернистым абразивом. После собирания головоломки участникам давали другое задание, якобы не имеющее отношения к «когнитивному тесту»: их просили прочесть расшифровку стенограммы раз- говора между двумя людьми. Разговор был намеренно неоднозначным - то ли дружеская беседа, то ли ссора, - и участников просили определить, дружелюбный это диалог или враждебный, обсуждение или спор.

Студенты, которым досталась головоломка с абразивом, сочли диалог более агрессивным, недружелюбным и конфликтным (то есть «шероховатым»), чем студенты из второй группы, имевшие дело с гладкой головоломкой: те восприняли диалог как дружеский и неконфликтный (то есть «гладкий»). Несмотря на то что диалог всем давали один и тот же, простое прикосновение к гладкому или шершавому предмету повлияло на то, «гладкими» или «шероховатыми» показались студентам отношения людей, изображенных в диалоге. Интересно, что в обеих группах степень близости персонажей участники оценивали одинаково, головоломка повлияла лишь на параметры, связанные с «гладкостью» и «шероховатостью».

Прикосновения к гладкой, шероховатой, твёрдой или мягкой поверхности влияют на то, «гладкой» или «шероховатой» мы сочтём некую ситуацию, мягко или жёстко себя поведём.

Почему фактура имеет значение: выстраивание жизненного опыта

Мы не замечаем, как фактура самых разных предметов, которых мы касаемся, воздействует на наши суждения, мысли и поступки. Прикосновения к гладкой, шероховатой, твердой или мягкой поверхности влияют на то, «гладкой» или «шероховатой» мы сочтем некую ситуацию, мягко или жестко себя поведем. Эти невероятные на первый взгляд результаты совершенно логичны с точки зрения теории воплощенного познания. Они предполагают, что метафоры и абстрактные концептуализации связаны с нашим телесным опытом и на нем основываются. То есть физические ощущения от фактуры (мягкости и твердости, шероховатости и гладкости) - это «кирпичи», из которых строятся одноименные абстрактные понятия. Понятие «шероховатых» взаимоотношений между людьми, например, основывается на ощущении шероховатой фактуры, которое человек получает в самом начале жизни.

Ребенок усваивает понятия через физические ощущения. Он со временем понимает, что материнская рука или плюшевый мишка мягкие, а стол для медицинского осмотра жесткий. На этом фундаменте физических ощущений он выстраивает последующие структурные связи, расширяя значение дальше, словно бы создавая мысленный файл с тем же именем «мягкость», в котором вместе с физическим опытом хранится соответствующий эмоциональный. Когда мы взрослеем, тактильные ощущения гладкости, мягкости и шероховатости пробуждают в нас эмоции, соотносящиеся с младенческим сенсорным опытом, и таким образом влияют на наше поведение, эмоции и суждения. Наш мозг считывает старый файл и действует соответственно.

Абстрактные понятия могут возникать из нашего сенсомоторного опыта, когда физические ощущения активируют определенный участок мозга. Если физические ощущения суть «кирпичи» абстрактного знания, а метафорические выражения порождаются сенсомоторной деятельностью, то участки мозга, возбуждаемые при тактильных физических ощущениях (твердое/мягкое, гладкое/шероховатое), будут возбуждены и при использовании соответствующих метафор (гладкие отношения, твердый ответ). И напротив: если абстрактные понятия основаны не на сенсорном опыте и метафоры в языке случайны, то при прикосновении к гладкому предмету и при употреблении метафоры «гладкие отношения» будут активизироваться разные участки мозга. Именно этот вопрос исследовали недавно ученые с помощью аппарата функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ).

ФМРТ - неинвазивная технология, позволяющая замерить изменения в токе крови, вызванные активностью мозговых клеток (нейронов) в разных частях мозга, то есть отследить вовлеченность участков мозга в обработку поступающей информации. Аппарат дает возможность видеть активность различных участков мозга во время когнитивных и эмоциональных процессов, таких как формирование суждений, принятие решений, запоминание, решение задач, чтение различных текстов и пр.

В недавнем исследовании, о котором идет речь, ученые выбрали 54 фразы, содержащие тактильные метафоры, такие как «день прошел негладко», и поставили им в пару фразы, имеющие то же значение, но не содержащие метафор, такие как «день прошел плохо», например: «у нее мягкое сердце» - «у нее доброе сердце», «она дала твердое обещание» - «она дала надежное обещание». Участники, мозг которых сканировался аппаратом, лежали в наушниках, через которые им зачитывали фразы. В результате опыта исследователи, измерявшие мозговую активность, обнаружили, что, когда мы ощущаем фактуру через прикосновение и когда участник слышит фразу с фактурной метафорой («день прошел негладко»), активизируются одни и те же участки мозга. Когда же участникам зачитывали фразы с тем же значением, но без метафор («день прошел плохо»), сенсорные участки мозга не активизировались.

Эти результаты свидетельствуют о том, что метафоры обрабатываются теми же участками мозга, которыми он «чувствует» или отслеживает определенную сенсорную информацию. При обработке фраз, имеющих то же значение, но не использующих тактильных метафор, эти участки мозга не возбуждаются.

ФМРТ - неинвазивная технология, позволяющая замерить изменения в токе крови, вызванные активностью мозговых клеток (нейронов) в разных частях мозга.

Брить или не брить?

Жизнь - череда переговоров. Вышеописанные открытия имеют самые реальные последствия для деловых переговоров и обсуждения сделок. Обратите внимание на стулья, на которых вы с оппонентом сидите во время важной беседы. Если его стул мягкий - больше вероятности, что собеседник будет более гибок и пересмотрит свое предложение или переменит взгляд на дело. Если же вы оба сидите на холодных твердых сиденьях, вы, скорее всего, покажетесь друг другу недружелюбными и несговорчивыми.

Эффект распространяется, конечно, далеко не на одни стулья. Вспомните, сколько разных предметов попадает нам в руки - мы касаемся множества вещей и даже не замечаем этого. Я постоянно ношу с собой сумку, обычно мягкую, и если откладываю ее в сторону, то, как правило, ненадолго. Зато на деловые переговоры мы приходим с компьютерами и не выпускаем эти твердые предметы из рук. Не из-за этого ли мы так твердо держимся своей точки зрения в обсуждениях? Еще один твердый предмет, часто попадающий в руки, - телефон, чехол которого может быть гладким, или шероховатым, или с мягкой подкладкой. Возможно ли, что из-за гладкого чехла мы чувствуем себя более расслабленными, когда говорим по телефону с семьей и друзьями?

Мы ежедневно общаемся со своими супругами, детьми, друзьями, ведем «переговоры» о том, сколько часов ребенку позволено просидеть за компьютером или у телевизора, во сколько ложиться спать, сколько денег тратить, в какое время приходить домой после вечеринки; обсуждаем с мужем или женой семейный бюджет, планы на отпуск, методы воспитания детей; на работе оцениваем проекты и контракты, сроки и условия, наем и увольнение работников, обсуждаем сделки с заказчиками и сражаемся за более выгодные условия.

В таких обсуждениях мы порой мягки, даже слишком, а в иных случаях жестки, тоже иногда сверх меры. Бывало ли так, что вы, твердо намереваясь стоять на своем, позже уступали? Всегда ли вы способны держаться своего решения и игнорировать доводы оппонента? Теория воплощенного познания предполагает, что наше восприятие ситуации может зависеть от простого контакта с гладким, шероховатым, мягким или твердым предметом из ближайшего обихода. Наш настрой может поменяться от пользования, например, мягкими полотенцами и гладкими простынями вместо грубого и неприятного на ощупь белья. Не секрет, что хорошо выглаженные льняные простыни приятны для кожи, но не всем известно то, что показали описанные исследования: гладкость простыней может повлиять на ваши чувства к партнеру, который делит с вами постель. Чтобы сгладить напряжение, накопившееся за день, можно выбрить лицо или ноги или одеться во что-нибудь мягкое и шелковистое для усиления эффекта.

В обыденной жизни результаты этих исследований могут помочь и с маленькими детьми, которые обычно любят мягкие игрушки. Предметы вроде любимого ребенком одеяла или любимой мягкой игрушки психологи называют «переходным объектом». Он усиливает у детей чувство защищенности и снижает беспокойство, особенно в незнакомых или тревожных ситуациях. Простое прикосновение к предмету, не обязательно «переходному», может смягчить поведение ребенка и его восприятие обстановки. Вспомните об этом, когда в следующий раз будете покупать игрушку своим детям или внукам.

Теория воплощённого познания предполагает, что наше восприятие ситуации может зависеть от простого контакта с гладким, шероховатым, мягким или твёрдым предметом из ближайшего обихода.

Прикосновения к мягкому объекту могут помочь и детям постарше. Я часто слышу, как школьные психологи и учителя рассказывают о нестандартных способах помощи детям с дефицитом внимания или проблемным поведением. Один из таких способов - дать ребенку мягкий предмет, который можно потрогать, сжать, повертеть в руках во время урока (как, например, мягкий упругий мячик): профессионалы полагают, что это повышает внимательность ребенка и снижает агрессию.

Моя приятельница-психолог однажды ходила на сеансы к психотерапевту - женщине, которой она восхищалась. Во время бесед психотерапевт все время держала в руках кошку, и мою приятельницу (которая больше любит собак) это поначалу раздражало, однако со временем она привыкла и затем посещала сеансы несколько лет. Она отзывалась о психотерапевте как о терпимом, никогда не осуждающем, сопереживающем чело- веке, который во всем видел лучшую сторону даже в самых сложных ситуациях. Несомненно, психотерапевт сама по себе была человеком мягким и сочувствующим, однако не зависело ли ее поведение еще и от того, что она все время перебирала пальцами мягкую кошачью шерстку?

Животные иногда используются в психотерапии для лечения пациентов с эмоциональными проблемами и затрудненным общением. Взаимодействие с животными и забота о них, безусловно, положительно влияют на людей. Исследования показали, что самые простые действия - такие как приласкать или погладить животное - понижают частоту пульса и кровяное давление, частично снимают тревожность и стресс, помогают расслабиться. Если вы решите завести домашнего питомца, подумайте не только об ответственности за него, но и о пользе, которую он принесет всей семье. Погладить мягкое живое существо - лучший способ выявить мягкость не только его натуры, но и вашей собственной.

Для развития ребенка тактильные ощущения имеют огромное значение. Пальчики малыша – важный орган, который отвечает за развитие мыслительной деятельности ребенка.

Ребенок прикоснулся к шершавой ракушке и гладкому камню. И это не просто прикосновения. В этот момент он мысленно сравнивает различные поверхности. И вы можете сто раз говорить малышу о том, что бывает вода горячая и холодная. Это лишь звук для ребенка. Пока он не попробовал, он не понял. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление. Вот в какие игры, развивающие тактильные ощущения, можно поиграть дома.

1. Походите с малышом по дому и исследуйте разнообразные предметы . Расскажите и покажите ребенку, что предметы могут быть гладкие, шероховатые, твердые, мягкие, пушистые. Предложите крохе с закрытыми глазками дотрагиваться до предметов, пусть он запомнит эти ощущения. Теперь дотрагивайтесь не только пальчиками, а и плечом, ножками, щекой.

2. Покажите ребенку предметы, которые имеют две различные по ощущениям стороны. Например, атласная ленточка, обложка книжки и странички, кусочки кожи. Походите и поищите в доме еще такие же предметы.

3. Хорошая играткани на ощупь . Сделайте с ребенком . Разложите разные кусочки ткани, пусть ребенок трогает их. Отдельно положите второй комплект таких же тканей, предложите малышу найти пары к каждому кусочку.

4. Возьмите небольшой красивый мешочек . Показывайте ребенку предметы и складывайте их в мешочек. Это могут быть пуговицы, деревянные геометрические фигурки, пластмассовые колечки от пирамиды и т.д. Возьмите пуговицу, покажите ребенку. Скажите: «Смотри, какая красивая пуговица, подержи ее». После бросьте ее в мешочек со словами: «Смотри, она прыгнула, давай ее найдем». Пусть ребенок ищет предмет, запустив ручку в мешочек и опираясь только на ощущения. Если найдет, пусть расскажет о его свойствах – гладкий, твердый и т.д.

5. Поиграйте в игру «Магазин тканей» . Возьмите заготовки различных кусочков ткани. Разложите их на прилавке. Пусть к вам приходят в магазин различные зверушки, куклы и покупают ткань для одежды. Например, пришел зайчик, ему нужна тонкая, нежная ткань для кофточки. Мишке нужна ткань потеплее для свитера. Кукле Маше – для шубы. Предложите малышу разделить ткань на две кучки: ткань для зимы и для лета. Поговорите о том, чем они отличаются.

6. Игры в ванной . Намочите разные куски ткани в воде. Посмотрите, какая ткань намокнет быстрее, какая медленнее. Намокли? Теперь предложите ребенку выкрутить ткань. Очень полезное упражнение. Еще одна игра: налейте в стаканчики различные вещества – сироп, мед, варенье, растительное масло, гель, шампунь, молоко. Не наливайте большое количество. Будет достаточно и трех капель. Предложите ребенку окунать по очереди пальчик в каждый стакан и называть свойства: липкое, вязкое, жидкое, жирное и т.д. Этими же веществами можно порисовать на ванной. Смотрите, что быстро стекает, а что медленно.

7. . Насыпьте разные крупы в тарелочки. Пусть ребенок их трогает, перебирает пальчиками, смотрит, чем они отличаются. Спрячьте в крупу небольшую игрушку. Предложите ребенку найти ее. На крупе можно и порисовать пальчиком. Игры с крупами развивают мелкую моторику рук малыша.

8. Можно сшить ребенку тактильный коврик . Для этого сшейте небольшие мешочки и набейте их разными наполнителями: крупой, макаронами, бумагой, целлофаном. Пусть ребенок походит по нему ножками.

9. Исследуем чувствительность на теле . Прикасайтесь к разным частям тела ребенка карандашом или перышком. Пусть ребенок угадает, одним или двумя карандашами вы прикасаетесь к нему. Поиграйте в игру «Что я рисую?» Рисуйте на теле малыша несложные картины: геометрические фигуры, буквы. Пусть он угадывает, что вы нарисовали. Еще один вариант игры «Чем я дотрагиваюсь?» Прикасайтесь к ребенку расческой, мочалкой, платочком, мягкой игрушкой.

10. Можно сделать тактильные аппликации . Для этого возьмите разный материал: кусочки кожи, бумагу, палочки, спички, скорлупки, листья и т.д. Предложите ребенку намазать лист клеем и выкладывать эти кусочки в хаотичном порядке. Не ограничивайте малыша ни в чем, пусть творит так, как ему хочется.

11. Сделайте аппликации с крупой . Для этого вам понадобятся готовые шаблоны картинок. Намажьте их клеем, и пусть ребенок посыпает в середину картинки крупу.

Конспект занятия по познавательному развитию детей в группе раннего возраста

«Твердое-мягкое»

Цель : формировать знания о качестве предметов

Задачи :

Образовательные :

Учить способам обследования предметов, включая простейшее экспериментирование;

Закреплять умение различать и называть качества предметов : «мягкий» - « твердый » ;

Активизировать в речи детей слова «мнется» , «нельзя мять» ;

Упражнять в рисовании пальчиком на манке предмет круглой формы;

Развивающие :

Продолжать развивать каналы восприятия : кинестетический, визуальный и аудиальный;

Обогащать тактильные ощущения детей ;

Способствовать развитию мелкой моторики и ориентировки в пространстве;

Регулировать мышечный тонус с помощью игрового массажа;

Воспитательные :

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

Приучать детей к вежливости : здороваться, прощаться;

Создать радостное настроение, удовлетворение от результатов работы;

Материалы и оборудование : Игрушка (медведь, велосипед детский, дидактический фартук для педагога, рюкзак детский, контейнеры с соленым тестом и камешками, корзинка с орешками и ягодой, цветные коврики с жёстким и мягким наполнителем, цветные тарелочки с манкой, воздушные шары с изображением улыбок, аудиозапись, магнитофон.

Предварительная работа :

Знакомство с соленым тестом.

- Игра : «Чудесный мешочек»

Рисование на песке

Обследование мягких и твёрдых предметов

Дидактическая игра «Разноцветные коврики»

Ход непрерывно-образовательной деятельности

Воспитатель входит в группу в красивом наряде .

Организация детей : стоя на ковре

Мотивация

Воспитатель : Ребята, кто у меня нарисован на кофточке? (Ответы детей ) Правильно, это Мишка. Я скажу вам по секрету, что Мишка сегодня собирался к нам приехать в гости, но никак не проснется. Весна уже наступила, а он всё спит. Давайте разбудим Мишку вместе?

Игра «Разбудим мишку»

Мишка просыпается, (дети потягиваются)

К детям собирается.

Вымыл ножки, (поглаживание ног)

Застегнул сапожки

И коленочки потер,

Как учил его бобер, (массируют колени)

Вымыл носик, (поглаживание носа)

Глазки, (проводят указательным пальцем по линии бровей)

Ушки, (растирание правой и левой мочки уха)

Вытерся – и стало сухо! (проглаживают два раза ладонями от плеча до локтей. Разводят руки в стороны )

Воспитатель : Молодцы! А вот он уже и едет, слышите? (За дверями раздаётся сигнал велосипеда) .

Пойду, открою дверь. (Мишка с рюкзаком на велосипеде въезжает в группу )

Мишка : Здравствуйте!

Воспитатель : Здравствуй, Мишка. Ребята, давайте поздороваемся с Мишкой. (Дети здороваются) .

Воспитатель : Мишка, будь любезен, подходи к нам, расскажи, как доехал.

Мишка : Я из леса в гости к вам спешил.

Рюкзак красивый захватил,

Белочки просили передать :

Не скучать, всем поиграть.

(Воспитатель берёт у Мишки рюкзак и открывает его)

Воспитатель : Очень красивый рюкзак! Можно посмотреть, что в нём лежит?

(Мишка кивает головой. Воспитатель достаёт контейнеры на каждого ребенка.

Организация детей : дети стоят за столами, поставленными буквой «П»

(В каждом контейнере лежит кусочек соленого теста и камешек. Воспитатель показывает демонстрационный кусочек теста)

Воспитатель : Что это?

Дети : Тесто.

Воспитатель : Ребята, а как можно узнать мягкое тесто или нет? Что с ним надо сделать?

Дети : Тесто надо взять в руки и помять.

Воспитатель : Возьмите, пожалуйста, каждый по кусочку теста. Помните его руками. Мнётся тесто или нет?

Дети : Да, мнётся.

Воспитатель : Значит тесто, какое?

Дети : Мягкое. (3-4 индивидуальных ответа) .

Воспитатель : Что из теста можно делать?

Дети : Пирожки, булочки

Воспитатель : Положите, пожалуйста, тесто в коробочку.

Воспитатель : Посмотрим, что же еще лежит там? (Ответы детей ) Это – камешки. Мишка хочет, чтобы мы камешки тоже помяли ладошками. Возьмите камешки в руки. Настя, сколько у тебя камешков?

Настя : Один.

Воспитатель : А у тебя, Дима, сколько?

Дима : Один.

Воспитатель : Сколько камешков у Насти, Димы, Ксюши, всех детей вместе ? (много)

Воспитатель : А сейчас все вместе помнём камешки. Их можно мять? Мнутся камешки или нет?

Дети : Нет.

Воспитатель : Ребята, если камешки не мнутся, значит они какие?

Дети : Твёрдые.

Воспитатель : Послушайте, я постучу камешком по столу. Вот какой громкий звук : тук-тук-тук. Давайте вместе скажем громко : тук-тук-тук. А теперь тестом постучу. Почему звука теста не слышно? Потому что тесто, какое? (мягкое) . А камешек, какой? (твердый )

Воспитатель : Теперь положите камешки обратно в контейнер.

Мишка : Какие вы молодцы! Знаете твердые и мягкие предметы .

(Воспитатель делает вид, что Мишка шепчет что-то ему на ухо.)

Воспитатель : Мишке понравились разноцветные коврики в нашей группе . Он спрашивает : что вы с ними делаете? (играем) Ребята, покажем Мишке, как мы играем?

Дидактическая игра «Разные коврики»

Организация детей : стоя на ковре

Пока будет играть музыка - мы будем бегать между ковриками, не наступая на них. Как только музыка закончится, вы встанете на тот коврик, который вам понравится больше всего. Игра повторяется 2 раза. Воспитатель задает сопутствующие вопросы детям : На каком коврике ты стоишь : на твердом или мягком ? А какого он цвета? (3-4 индивидуальных ответа)

Воспитатель : Дети, Мишка с Белочками так старались, подарки для нас готовили. Я думаю Мишке нужно тоже в ответ передать подарки для лесных жителей. Только где оно лежит нам нужно с вами поискать. Ну-ка, посмотрите вокруг, кто нашел место где лежат подарки?

Дети обнаруживают корзинку.

Организация детей : стоя вокруг стола

Дидактическая игра : «Тактильная корзинка» .

Воспитатель : Да, в этой корзинке наверняка и лежат наши угощения : орешки и малинка. Необходимо опустить руку в корзинку, найти предмет и назвать его. (Ребёнок на ощупь трогает предмет в корзинке и говорит воспитателю, какой он твёрдый или мягкий.)

Воспитатель : Как думаешь, что это такое? Давай доставать. Это орешек! Какой орешек твёрдый или мягкий?

Дидактическая игра : «Разложи правильно» .

Воспитатель : Посмотрите, какой на мне красивый фартук. Кто нарисован на этом кармашке?(Мишка) А кто на этом? (Белочка) Орешки у нас кто ест? (Белочка) А малину? (Мишка) . Помогите мне разобрать угощения для Мишки и Белочек. Давайте, мы с вами разложим правильно по кармашкам : орешки - Белочке, ягоду – Мишке.

Дети поочередно раскладывают по карманам орехи и ягоды.

Продуктивная деятельность : «Рисование орешков на манке»

Организация детей : стоя за столами

Воспитатель : Какие Вы ребята молодцы! Справились с заданием. Только вот Мишка у нас один, а Белочек много. Давайте мы с вами нарисуем много орешков, чтобы всем Белочкам в лесу хватило. Подойдите к тарелочкам. Какой формы орешек? Нарисуйте в воздухе пальчиком круг. А теперь давайте на манке нарисуем такой же круг. (дети рисуют на манке)

Рефлексия

Воспитатель : Спасибо тебе, Мишка, что поиграл с нами!

Мишка : Пожалуйста! Мне и самому понравилось у вас в гостях. Можно я к вам ещё буду приезжать?

Дети : Да.

Мишка : А теперь мне пора возвращаться домой. До свидания, детвора! (Ребята прощаются, жмут Мишке лапу, воспитатель интересуется у детей какая лапа у мишки : твердая или мягкая )