Когда ребенок попадает в ситуацию социальной адаптации. Социальная адаптация ребенка. Также очень важную роль играет воспитание. От того, как воспитают ребенка родители и педагоги, зависит дальнейшее поведение ребенка в обществе

Социальная адаптация относится к разряду междисциплинарных научных понятий. Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский, А.А. Реан и др.) и зарубежной психологии (А. Маслоу, Г. Селье, К. Роджерс, Т. Шибутани, Х. Хартманн и др.). В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах (Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, И.П. Подласый и др.).

Если психологическая наука преимущественно изучает адаптивные свойства личности, характер адаптивных процессов и механизмы приспособления личности к социальной среде, то педагогику интересуют вопросы управления и педагогической поддержки социальной адаптации подрастающего поколения, поиск средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации, роль различных институтов социализации в адаптации детей и молодежи.

При рассмотрении теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития личности, адаптация рассматривается как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (Э.В. Ильенков, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн). Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней .

Выделяя этапы развития личности, А.В. Петровский первую фазу считает фазой адаптации, где предполагается усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Субъект, входя в новую социальную общность, еще не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие нормы. Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптации, у него складываются качества, приводящие к серьезной личностной деформации. Адаптация является предпосылкой индивидуализации и социализации личности .

Появившись на свет, ребенок вступает в особые отношения с окружающей его средой, причем среда играет не только роль внешней обстановки не просто наличествующих и влияющих на ребенка условий жизни, а служит основным источником его развития, выполняя роль своеобразного пускового механизма, усиливающего или тормозящего внутренние процессы. Это тем более важно, что в развитии ребенка, как отмечал Л.С. Выготский, то, что должно получиться в конце развития, уже дано в среде с самого начала.

Мир человеческих отношений раскрывается перед ребенком с реальной позиции, которая обусловлена объективным местом, занимаемым им в данных отношениях. При этом важна и собственная внутренняя позиция ребенка, т.е. то, как он сам относится к своему положению, какое значение имеет для него окружающая действительность, и как он переживает ее требования к себе лично, считала Л.И. Божович. Ребенок не пассивно адаптируется в определенной социальной среде, приспосабливается к окружающему миру предметов и явлений, созданному предшествующими поколениями людей, а активно овладевает их достижениями в процессе многоплановой деятельности, всегда опосредованной отношениями ребенка и взрослого . Таким образом, выделяются два социально-психологических компонента: формы индивидуально-самостоятельного поведения и социально-общественного развития человека.

Социально-общественное развитие человека неразрывно связано с необходимостью воспроизводить себя в соответствии с условиями и уровнем развития общества и обусловлено его успешной социализацией.

Понятие социализации как процесс и результат усвоения индивидом системы социальных норм, ценностей, ролей, навыков имеет различную трактовку. Например, социализация в бихевиоризме сводится к процессу социального научения, результатом чего становится опыт, приобретаемый человеком в течение всей жизни (А. Бандура, Б.Ф. Скинер, Дж. Уотсон).

Социализация личности предполагает и встречный процесс - индивидуализацию социальной жизни. Индивидуализация как «бытие-у-самого-себя» (В.И. Слободчиков) предполагает поиск индивидом способов и средств для выражения своей индивидуальности, для передачи собственного опыта, мировоззрения социуму и отражает содержательную сторону субъектности личности .

В современной психологии принимается такое понимание индивидуализации, при котором ее сущность заключается в деятельности, пытающейся раскрыть себя во всех направлениях и по собственной воле проявляющей себя в осуществлении, как частных, так и общих духовных интересов, в стремлении к той внутренней свободе, на основе которой субъект обладает принципами, имеет собственные взгляды и в силу этого приобретает моральную самостоятельность (В.П. Зинченко).

Осознание себя личностью невозможно без деятельности человека, вне его общений, происходящих в самом процессе деятельности. Роли деятельности в процессе развития личностных качеств ребенка и, таким образом, в процессе адаптации в социуме уделялось наибольшее внимание в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна и др., где утверждается, что личность как качество, которое выражает социальную человеческую сущность, формируется в специально организуемой взрослыми деятельности ребенка .

В процессе ее совместного выполнения осуществляется взаимодействие («со-бытие») ребенка и общества. В ходе деятельности, включающей в себя полюс субъекта и полюс объекта, происходят процессы «опредмечивания» (субъект воплощает свои замыслы, свои психологические качества в предмете) и «распредмечивания» (субъект присваивает качества объекта деятельности), считает Д.И. Фельдштейн. Именно деятельность обеспечивает адекватность психического отражения действительности.

Через деятельность субъект вступает в практические контакты с окружающими предметами, которые обогащают и изменяют его. Таким образом, выступая и результатом, и субъектом общественных отношений, личность формируется через собственные активные общественные действия, сознательно и целенаправленно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе деятельности.

Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности происходит становление всех внутренних личностных структур, саморазвиваются основные психические процессы. Это становление происходит вследствие актуализации механизма интериоризации внешних форм деятельности во внутренний, идеальный план мышления и сознания. Под интериоризацией понимается формирование социальных структур когнитивных процессов, сознания ребенка в целом (Л.С. Выготский) .

Интериоризация происходит путем присвоения психикой структур внешней деятельности при параллельно развивающейся активности самой личности, ее самодвижении, саморазвитии. Этот процесс требует наличия развитого адаптационного потенциала личности ребенка, позволяющего ему не только успешно приспосабливаться к требованиям социума, но и активно его преобразовывать.

Такое «широкое» понимание процесса адаптации, связывающее его с личностной субъектностью, характерно для психологической школы Ж. Пиаже. Согласно его концепции, адаптация должна рассматриваться как единство противоположно направленных процессов: аккомодации и ассимиляции. Первый из них обеспечивает модификацию функционирования организма или действий субъекта в соответствии со свойствами среды. Второй изменяет те или иные компоненты этой среды, перерабатывая их согласно структуре организма или включая в схемы поведения субъекта. Рассмотрение адаптации в единстве этих ее противоположных направлений является важным условием применения этого понятия в качестве категории, играющей активную роль в объяснении всякого активного функционирования .

Адаптация социально-психологическая (Е.С. Кузьмин, В.Е. Семёнова) - это взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. В ходе социально-психологической адаптации реализуются потребности, интересы и стремления личности, раскрывается и развивается её индивидуальность, личность входит в новое социальное окружение, становится полноправным членом коллектива, самоутверждается .

В Российской педагогической энциклопедии социальная адаптация определяется как приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности.

Само понятие «социальная адаптация» рассматривается как процесс приспособления индивида к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Социальная адаптация представляет собой элемент деятельности, функцией которого является освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия.

Основным способом социальной адаптации является принятие норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся форм взаимодействия, а также форм предметной деятельности.

Результатом социальной адаптации является достижение позитивного духовного здоровья и соответствия ценностей личности ценности социума, развитие у адаптирующегося индивида определенных необходимых личностных качеств (Г. Олпорт, А. Маслоу, С. Роджерс, А. Бандура).

Анализ понятия «социальная адаптация» представляется сложным по двум обстоятельствам. Во-первых, социальная адаптация есть взаимодействие двух взаимноадаптирующихся структурно-сложных систем - личности и социальной среды. Социальная среда и личность, являющаяся субъектом и объектом общественных отношений находятся в сложном взаимодействии: личность в такой же мере адаптирует к себе социальную среду, в какой степени социальная среда адаптирует к себе личность. Во-вторых, анализ понятия социальная адаптация осложняется тем, что термин «адаптация» наделен социальным содержанием с сохранением некоторых биологических характеристик.

Имея в виду биосоциальную природу человека, механизмы адаптации необходимо рассматривать на разных уровнях его биологической и социальной организации: адаптацию к постоянно действующим факторам среды обеспечивают генетические программы, сформированные в процессе длительной биологической эволюции.

Под генетическим контролем формируются морфологические, биохимические и функциональные системы, которые могли возникнуть постепенно за -счет мутаций и естественного отбора, что способствовало приспособлению организма к очень медленным изменениям среды.

Адаптация на этом уровне происходила как создание гармонии с реальными условиями существования без учета предстоящих будущих изменений (К.А. Тимирязев). Такие генетические программы не всегда являются оптимальными в условиях быстро меняющейся среды.

В процессе дальнейшей эволюции появляются более гибкие универсальные механизмы, которые позволяли организму адаптироваться к быстро и непрерывно меняющимся условиям среды. Эти механизмы выходили на уровень нервной системы и способствовали развитию органов высшей нервной деятельности, совершенствованию рефлекторного и двигательного аппаратов, использованию личного опыта для защиты, обучения, тренировки молодых, приспособлению к новым ситуациям через индивидуальное изменение поведения и возникновению поведения разумного типа (К.И. Завадский, Э.И. Колонский) .

Данные школы русского физиолога И.П. Павлова свидетельствуют об особой роли высшей нервной деятельности в обеспечивании уровновешивания организма с внешней средой. У высших животных и особенно у человека на первый план выдвигается адаптации за счет поведения, этого как писал А.Н. Северцов еще в 1922 году, «могучего средства приспособления к окружающей среде». На быстро наступающие изменения окружающих условий организм отвечает определенной поведенческой реакцией без перестройки их морфофункциональной организации и в большинстве случаев приспосабливается к новым условиям очень эффективно .

Поведение - один из наиболее эффективных способов индивидуальной адаптации. Поведение обеспечивает организм дополнительными возможностями, которые могут не только дополнять, но и изменять вегетативные рефлекторные реакции.

У человека развитие высшей нервной деятельности достигло такого уровня, что поведение стало определяющим фактором его адаптации. Адаптация человека к различным условиям внешней среды основана преимущественно на определенных формах поведения, включающих искусственные и технические средства, благодаря которым он может существовать в таких условиях, которые непереносимы для других организмов.

Адаптация - процесс приспособления человека к условиям среды обитания, которую все в большей степени создает он сам в результате преобразования окружающей среды, направленный на самосохранение, развитие человека и достижение главной цели прогресса человека (В.П. Казначеев, В.П. Лозовой).

Человек не только адаптируется к условиям обитания, но и в большей мере приспосабливает внешнюю среду к своим биологическим возможностям, создает искусственную среду -среду культуры и цивилизации, благодаря чему приспосабливается к любым условиям существования. Из всех живых существ человек обладает наибольшей способностью к приспособлению (А.Н. Скворцов, Д.Р. Деряпа).

Эволюционное развитие адаптационных механизмов отражается в фазности, этапности их развития и индивидуальной адаптации организма. Экспериментальные данные, проведенные на разных уровнях в различных условиях позволяют рассматривать создание адаптивного состояния как динамический процесс с последовательно протекающими фазами, в основе которых лежат свои физиологические, психологические и социальные механизмы (А.Д. Селье) .

Процесс адаптации является функцией времени, где на различных этапах могут включаться физиологические, психологические или социальные механизмы. Способность различных систем организма, обеспечивающих гомеостаз, эффективно приспосабливать свою деятельность к меняющимся условиям окружающей среды определяется в первую очередь работой центральных регуляторных механизмов. Все нормальные процессы жизнедеятельности имеют адаптивный характер, т.е. все физиологические реакции могут быть либо адаптированными к конкретным условиям среды, либо неадаптированными, то есть находиться в процессе адаптации. Отсюда, степень участия разных физиологических систем на разных уровнях адаптации может быть различной .

Таким образом, под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации:

1. внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность);

2. внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Адаптация психическая - психическое явление, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.

Адаптация социальная - процесс и результат освоения ребенком новых для него социальных ролей и позиций, значимых для самого ребенка и его социального окружения: родителей, учителей, сверстников, людей, всего социума.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

1. острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

2. подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);

3. фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети, к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

Легкая адаптация - сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;

Адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;

Тяжелая адаптация - длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся привычки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма .

В результате анализа научной литературы мы пришли к пониманию социальной адаптации дошкольников как процесса активного освоения ими социальной среды, овладения формами поведения, направленными на гармонизацию отношений с окружающими и собственное развитие в данной среде.

Социальная адаптация в раннем возрасте сопровождается сменой социальной ситуации развития, поступлением ребенка в детский сад. Положительный опыт адаптации помогает дошкольнику адаптироваться за пределами начальной школы, в открытом быстроизменяющемся социуме, и создает благоприятные предпосылки для дальнейшего развития личности.

Трудности, возникающие у детей в процессе адаптации, могут привести к самой неблагоприятной ее форме - дезадаптации, которая может проявляться в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности, взаимоотношений со сверстниками и воспитателями.

Для успешной адаптации детей раннего возраста необходимо знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Социализация представляет собой комплекс социальных и психических процессов, благодаря которым происходит усвоение человеком знаний, норм и ценностей, определяющих его как полноправного члена общества. Это непрерывный процесс и необходимое условие оптимальной жизнедеятельности личности. Процесс социализации начинается с появлением человека на свет и продолжается вплоть до конца его жизни.

Приход в детский сад коренным образом меняет положение ребенка. Вся его жизнь, поступки, отношения со сверстниками и с взрослыми рассматриваются теперь через призму норм, моралей, обязанностей. У ребенка в процессе социализации складывается определенная модель мира, система социальных представлений и обобщенных образов, например, образ Родины, образ хорошей семьи, образ счастливой жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения»

Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу, принятие норм, правил поведения существующие в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.
Социальная адаптация является условием формирования более широкого и значимого понятия «социализация».
Социализация - процесс и результат усвоения ребёнком социального опыта. В результате социализации ребёнок становится культурным, образованным и воспитанным человеком. А результатом социализации детей дошкольного возраста является готовность ребенка к школе.
Первые признаки того, что ребенок адаптировался: хороший аппетит; спокойный сон; охотное общение с другими детьми; адекватная реакция на любое предложение воспитателя; нормальное эмоциональное состояние.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сферы личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду.
Достигнув возраста 3-4 лет, большинство детей попадают в совершенно новую для себя среду – дошкольное учреждение. Начало посещения детского сада требует от малыша приспособления к новой социальной среде, налаживания контактов со взрослыми и сверстниками, развития гибкости поведения и адаптивных механизмов. Режим дня, требования и обязанности становятся для ребенка неожиданностью, вгоняя его тем самым в стрессовое состояние. Отсутствие предварительной подготовки, направленной на социальную адаптацию детей дошкольного возраста, может привести к таким невротическим реакциям, как: Нарушение эмоционального состояния; Ухудшение сна и аппетита; Развитие страха перед дошкольным учреждением; Повышение заболеваемости. Социально-психологическая адаптация детей происходит по-разному и напрямую зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, стиля воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, уровня развития игровых навыков, контактности, доброжелательности и эмоциональной зависимости ребенка от матери.
Социально-психологическая адаптация детей происходит по-разному и напрямую зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, стиля воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, уровня развития игровых навыков, контактности, доброжелательности и эмоциональной зависимости ребенка от матери. Во многом течение социальной адаптации детей дошкольного возраста зависит от того, насколько морально и физически родители подготовили ребенка к предстоящим изменениям, а также от индивидуально-типологических особенностей ребенка – холерики и сангвиники адаптируются быстрее, чем флегматики и меланхолики. Затрудняет социальную адаптацию детей к дошкольному учреждению наличие таких факторов, как: Эмоциональная неадекватность; Социальная некомпетентность; Несоциализированная агрессия; Слабо развитые навыки поведения в незнакомых ситуациях; Сопротивление ребенка учебному и воспитательному процессам; Отсутствие опыта общения со сверстниками и взрослыми. Для облегчения социальной адаптации детей родители должны с ранних лет учить малышей искусству общения со сверстниками и взрослыми, придерживаться правильного режима дня. С самого младшего возраста ребенка необходимо поощрять его самостоятельность, тогда он будет расти здоровой и полноценной личностью. Адаптироваться к детскому саду ребенку может помочь и воспитатель, который должен заранее изучить особенности своего нового подопечного и, согласовав свои действия с родителями ребенка, подобрать к нему индивидуальный подход. Благожелательная и уютная атмосфера, создаваемая воспитателями в группах, является тем необходимым условием, которое помогает детям легко адаптироваться к новому месту. В целом, социальная адаптация является сложным процессом как для здорового ребенка, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Работники дошкольных учреждений, семьи и общество в целом должны предпринимать все необходимые меры, позволяющие любому ребенку войти в социум и стать его полноценным участником. От целенаправленности и слаженности деятельности взрослых, направленных на социальную адаптацию детей, зависит будущее подрастающего поколения.

Понятие социальной адаптации детей

Социальная адаптация – это приспособительная способность индивидов изменять свое поведение в зависимости от изменений социального окружения.

Замечание 1

Социальная адаптация детей – непрерывный, специально организованный процесс адаптации ребенка к социальному окружению через усвоение определенных норм и правил поведения, установленных в данном обществе.

Дети-сироты, дети-инвалиды, дети, имеющие психологические травмы особо нуждаются в специальных мерах социальной реабилитации и адаптации, которые способны обеспечить им безболезненное вхождение в социум, а также реализацию их рабочего и творческого потенциала.

Социальная адаптация осуществляется за счет функциональной системы адаптационных механизмов. Превышение адаптационных возможностей этой системы ведет к развитию патологической адаптации. Социальная адаптация может сопровождаться эмоциональным или психическим стрессом.

Социальная адаптация дошкольников

Большинство детей, достигнув 3-4 летнего возраста, начинают посещать дошкольные учреждения – новую и неизвестную среду. С началом посещения детского связана необходимость приспособления к новому социальному окружению, налаживанию контактов с незнакомым детьми и взрослыми, развитию адаптивных механизмов.

Для ребенка становятся неожиданностью четкий распорядок дня, определенные обязанности и требования, что вызывает стрессовое состояние.

Отсутствие предварительной подготовки к посещению дошкольных учреждений может вызвать у ребенка ряд реакций невротического характера: расстройства эмоционального состояния, развитие чувства страха перед детским садом, ухудшение аппетита, нарушение сна, повышение частоты заболеваний.

Социально-психологическая адаптация у детей происходит по-разному и зависит от возраста, типа высшей нервной деятельности, состояния здоровья, особенностей семейного воспитания и взаимоотношений между ее членами, контактности, доброжелательности, уровня развития игровых навыков, эмоциональной зависимости от матери.

Социальная адаптация ребенка к дошкольному учреждению во многом зависит от моральной и физической подготовленности к изменениям, от типа высшей нервной системы. Так, у сангвиников и холериков адаптация происходит быстрее, чем у меланхоликов и флегматиков.

Социальную адаптацию значительно затрудняют такие факторы, как:

  • социальная некомпетентность;
  • эмоциональная неадекватность;
  • несоциализированная агрессия;
  • сопротивление воспитательному и учебному процессу;
  • плохо развитые или отсутствующие навыки поведения в незнакомых местах;
  • отсутствие опыта общения с другими детьми и незнакомыми взрослыми.

Для смягчения процесса социальной адаптации необходимо приучать ребенка к правильному режиму дня, учить искусству общения, поощрять самостоятельность ребенка, в дошкольном учреждении индивидуально подходить к работе с каждым ребенком, создать уютную и благожелательную атмосферу в детских группах.

Социальная адаптация школьников

Для школьника наиболее переломным и сложным периодом является первый год обучения в школе. В это время у ребенка меняется место в системе социальных отношений, уклад жизни, сильно возрастает психоэмоциональная нагрузка. От ребенка требуются: напряженная умственная работа, сосредоточенность на уроках, активизация внимания, удержание правильной осанки на уроках, установление контактов с одноклассниками и учителями, выполнение школьной дисциплины.

Для многих первоклассников, особенно шестилеток, социальная адаптация представляет большие трудности, так как личность, способная усваивать новые школьные нормы поведения, подчиняться школьному режиму, признавать новые обязанности, еще не сформировалась.

К семи годам у ребенка наблюдается уже осознанная регуляция своего поведения, он ориентируется на социальные требования и нормы.

Социальную адаптацию школьников снижают гиперактивность и повышенная утомляемость нервной системы. У детей в первые месяцы учебы могут наблюдаться раздражительность, головная боль, повышенная усталость, нарушение сна, плаксивость, психологические трудности (негативное отношение к учебе, чувство страха, неверное представление о собственных возможностях и способностях).

Большое влияние на процесс адаптации у школьников оказывает влияние то, в каких условиях начался учебный год. На начальном этапе обучения успеваемость первоклассника во многом зависит от того, как протекает процесс социальной адаптации.

Замечание 2

Основная задача родителей и учителей в период адаптации ребенка к школе – заинтересовать его в обучении, помочь адаптироваться в новых социальных условиях. Адаптированность – результат адаптации, представляющий собой систему умений, навыков, качеств личности, обеспечивающих результативное дальнейшее обучение.

Уровни адаптации к школьному обучению:

  1. Высокий уровень. У ребенка позитивное отношение к учебному заведению, предъявляемым требованиям, он спокойно и легко воспринимает учебный материал, полно овладевает учебным материалом, внимателен, прилежен, проявляет интерес к самостоятельной работе, добросовестно и охотно выполняет общественные поручения, занимает благоприятной статусное положение в классе.
  2. Средний уровень. Посещение школы не вызывают у ребенка негативных эмоций, он понимает учебный материал, усваивает основное содержание учебного материала, может самостоятельно решать типовые задачи, при выполнении заданий внимателен и сосредоточен, добросовестно выполняет общественные поручения, дружит с одноклассниками.
  3. Низкий уровень. Ребенок индифферентно или отрицательно относится к школе, часто жалуется на здоровье, у него преобладает подавленное настроение, учебный материал усваивается фрагментарно, не проявляет интереса к самостоятельной работе, к урокам готовится нерегулярно, общественные поручения выполняет без особого желания, близкие друзья отсутствуют.

Т.В. Дорожевец разработал модель адаптации ребенка к обучению в школе, согласно которой, школьная адаптация происходит как:

  • академическая – отражает уровень соответствия поведения учащегося нормам школьной жизни;
  • социальная – характеризует насколько успешен процесс вхождения ребенка в новую социальную среду;
  • личностная – показывает степень принятия ребенком себя в качестве представителя новой социальной общности.

Виктория Комарова
Социальная адаптация детей дошкольного возраста

Социальная адаптация детей дошкольного возраста .

Актуальность. В процессе становления личности ребенка и его социализации большое значение имеет то, как он в первые годы жизни адаптируется в мире людей (взрослых и сверстников) в образовательных детских дошкольных учреждениях , сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Проблема социальной адаптации детей и педагогических условий ее успешного протекания в ДОУ в настоящее время вызывает большой интерес у педагогов и психологов, т. к. дошкольное учреждение является институтом социализации детей на первой ее стадии , а группа сверстников представляет собой микроформу общества, где ребенок дошкольного возраста знакомится с социальными нормами , приобретает определенные социальные навыки взаимодействия с социумом .

Итак, прежде чем говорить о социальной адаптации дошкольников , хотелось бы дать определение, что же такое адаптация и социальная адаптация в целом .

Адаптация - это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке.

Понятие социальная адаптация будет рассматриваться в рамках темы доклада.

Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу , принятие норм, правил поведения существующие в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Как уже отмечалось выше социальная адаптация является условием формирования более широкого и значимого понятия «социализация » .

Социализация - процесс и результат усвоения ребёнком социального опыта . В результате социализации ребёнок становится культурным, образованным и воспитанным человеком.

А результатом социализации детей дошкольного возраста является готовность ребенка к школе.

Рассмотрим теперь социальную адаптацию дошкольников . Как известно дошкольный возраст делится на два периода : младший дошкольный возраст и старший дошкольный возраст . Поэтому рассматривать социальную адаптацию будем в рамках данных периодов.

Итак, младший дошкольный возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. И от того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное пребывание в детском саду и в семье.

К основным критериям социальной адаптации ребенка к условиям ДОУ относятся :

* поведенческие реакции;

* уровень нервно - психического развития;

* заболеваемость и течение болезни;

* главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес) .

Различают степени тяжести прохождения социальной адаптации к детскому саду у младших дошкольников :

1. Легкая адаптация :

Временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней) ;

Аппетита (норма по истечении 10 дней) ;

Неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д.) приходит в норму за 20-30 дней;

Характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;

Функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно) .

2. Средняя адаптация : все нарушения выражены более и длительно : сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, эмоциональное состояние (30 дней, двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция) .

3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении, резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). При тяжелой адаптации , как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

4. Очень тяжелая адаптация : около полугода и более. Встает вопрос, - стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации :

эмоциональное состояние ребенка;

социальные контакты ребенка ;

послеполуденный сон;

аппетит ребенка.

ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК АДАПТИРОВАЛСЯ :

хороший аппетит;

спокойный сон;

охотное общение с другими детьми;

адекватная реакция на любое предложение воспитателя;

нормальное эмоциональное состояние.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сферы личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей : они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду .

Факторы, приводящие к нарушению социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста :

1. Заболевания, нарушающие работу нервной системы. Например, при СДВГ дети невнимательны, импульсивны, слишком активны, что является причиной отвержения их окружающими; атопический дерматит и бронхиальная астма изменяют общий нервный фон : такие дети более капризны, плаксивы, несдержанны.

2. Особенности эмоционально-волевой сферы, среди которых можно выделить повышенный уровень тревожности, агрессии, медлительность, застенчивость.

3. Несформированность коммуникативных умений, трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Именно этот фактор чаще всего является причиной нарушения социальной адаптации .

4. Неумение самостоятельно разрешать конфликтные ситуации : нетерпимость к сопротивлению со стороны партнеров по деятельности, уход от ситуации и т. д.

К основному методу преодоления и предотвращения трудностей социальной адаптации относится – игра , т. к. игра – является ведущей деятельностью дошкольников . Выделяют три класса игр :

1) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей , - самостоятельные игры :

игра-экспериментирование;

самостоятельные сюжетные игры :

Сюжетно-отобразительные,

Сюжетно-ролевые,

Режиссерские,

Театрализованные;

2) игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной

и воспитательной целями :

игры обучающие :

Дидактические,

Сюжетно-дидактические,

Подвижные;

досуговые игры :

Игры-забавы,

Игры-развлечения,

Интеллектуальные,

Празднично-карнавальные,

Театрально-постановочные;

3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей .

Игры для формирования у детей дошкольного возраста культуры общения

"Жизнь в лесу"

"Добрые эльфы"

"Театр теней"

Игры на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста .

"Назови себя"

"Позови ласково"

"Волшебный стул"

"Подарок другу"

"Скульптор"

"Пирамида любви"

Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

Учим контролировать движения и работать по инструкции

"Холодно - горячо, право - лево"

Воспитываем доверие друг к другу, чувство ответственности за другого

"Поводырь"

Развиваем умение активно слушать :

Учимся общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства

"Пантомимические этюды"

"Сказки наизнанку"

Развиваем слуховое восприятие

"Телефон"

"Сундучок"

"Пум - пум - пум"

Формируем умение выделять основную идею высказывания, подводить итог

"Зеркало движений"

Развиваем умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации

"Магазин игрушек"

Развиваем умение устанавливать логические, причинно-следственные связи, делать умозаключения

"Я бросаю тебе мяч"

Игры на преодоление негативных эмоций, гнева

"Изобрази животное"

"Уходи, злость, уходи"

В этой статье:

Термин «социализация» происходит от слова «общественный» в переводе с латинского. То есть речь идет о том, что социализация делает человека более «общественным», приспособленным к условиям жизни в мире и в обществе. Такой человек осознает нормы и ценности, которых придерживаются в обществе, и внутренне с ними соглашается. Быть социальными дети учатся отчасти в дошкольных образовательных учреждениях, отчасти в школе и в дальнейшем в ВУЗах.

Особенности социализации ребенка в детском саду

Детские дошкольные учреждения - один из вариантов учреждений воспитательного типа, которые были созданы государством или частными лицами для воспитания в детях социальности в дошкольном возрасте. Детский сад - одно из таких учреждений.

Деятельность коллектива детского сада направлена на подготовку (как педагогическую, так и психологическую) поступающих сюда детей, а также их родителей. Главная цель - развитие индивидуальности ребенка, организация его психологического состояния, помощь в преодолении проблем, связанных с общением, и воспитание личности, достойной жить в обществе.

Воспитательные организации в процессе социализации детей играют неоднозначную роль. Действительно, с одной стороны именно в их стенах происходит подконтрольная социализация детей. С другой же стороны, можно отметить, что, как любые общности, они оказывают сильное влияние на своих членов, и порой оно разнится с общими ценностями и нормами, выделяемыми в процессе социального воспитания.

Главные задачи детского сада по отношению к дошкольнику - это:


В детском саду маленький человек получает возможность расти и развиваться в специально созданных для этого комфортных позитивных условиях, и в этом основная особенность такого рода учреждений.

Организация пребывания дошкольника в детском саду

Необходимые для воспитания личности условия создаются в детском саду путем образования одновременно автономных и в то же время обобщенных коллективов, практикующих свои методы социального воспитания детей.

Малыши в детском саду получают возможность осознать себя как самостоятельных людей, способных обходиться без родителей в быту. В группе его поддерживают, просвещают, обучают, в случае острой необходимости оказывают личную помощь, помогая найти правильное решение проблемы. Дополнительный плюс - создание ситуаций, в которых ребенок сможет раскрыться, повысить самооценку и выйти на новый уровень саморазвития.

Воспитатели детского сада должны наблюдать за всеми детьми и за каждым в отдельности, помогая и направляя их без подавления, способствуя развитию желания проявлять инициативу, высказывать личное мнение, добиваться результатов.
Для того чтобы сад позитивно воздействовал на ребенка, важно, чтобы таким было воздействие взрослого коллектива на детский с учетом возрастных особенностей ребят.

Воспитатель в детском саду является для ребенка воплощением всего, во что он верит, к чему стремится. Со временем, когда малыш подрастет, место воспитателя займет общество, учителя, отношение и мнения сверстников.

Основная форма социализации маленького человека - это коллективная деятельность. В детском саду дошкольники получают возможность развиваться в процессе именно такой деятельности. Вместе с другими детьми они занимаются, играют, трудятся, развлекаются. Огромное влияние на малышей в это время оказывают правила и традиции членов коллектива. От того, насколько правильно будут вести себя педагоги, будет зависеть степень их влияния на детей и их адаптация в детском саду.

Таким образом, можно отметить, что социализация в данном контексте - это не что иное, как процесс узнавания и усвоения личностью установленной системы ценностей, знаний и ролей, которая позволяет развиваться в той или иной обстановке. У детей социализация возможна только посредством общения.

Для дошкольников процесс социализации крайне важен, так как благодаря ему дети смогут жить, учиться и работать в мире, построенном на социальных отношениях.

Особенности современной детсадовской группы

Переходя от терминов к практической стороне дела, отметим, что же собой на деле представляет детсадовская группа в обычном виде и действительно ли в таких учреждениях создаются необходимые для социальной адаптации и развития детей условия.

Итак, классическая группа в детском саду - это от 15 до 20 человек одного возраста и несколько воспитателей, контролирующих детей. Бесспорно, первое требование для социализации выполняется: ребенок получает общество.

Что касается динамики жизни в этом обществе, то в большинстве случаев, к сожалению, она далека от того, какой ее видят детские психологи, заинтересованные в социальной адаптации детей.

В современных детских садах главная цель, которую осознают дети - это быть послушными, чтобы не вызвать гнев воспитателя и каким-то образом отстоять свои права среди сверстников. Таким образом, вместо того чтобы социализироваться в полном смысле слова, так, как это было описано выше, дети вынуждены учиться выживать в новых условиях.

Выбирать детский сад для социализации ребенка нужно осмотрительно, на основании многочисленных отзывов от проверенных людей, личных наблюдений за работой педагогов и воспитателей. Быть уверенными в том, что малыш действительно пройдет весь путь социализации в детском саду, можно только в том случае, если будет досконально известно о том, что в этом учреждении:


Чтобы дети все это усваивали, воспитатели должны не только показывать, рассказывать и убеждать, но и стать для них личным примером, общаясь вежливо, спокойно. Кроме того, дети должны быть под неусыпным контролем, чтобы в случае необходимости воспитатели могли своевременно отреагировать на ситуацию и помочь найти выход.

Только в таких условиях можно говорить о правильной социальной адаптации ребенка и дальнейшем его развитии как успешной, гармоничной, подготовленной для жизни в социальном мире личности.

Факторы социализации дошкольника

Речь идет о двух типах факторов – внешних и внутренних.

Внешние факторы - те, что определяют форму социализации детей дошкольного возраста и векторы их последующего развития. Это в первую очередь родители и близкие родственники, коллектив во дворе или в кружке по интересам, детский сад.

Внутренние факторы -
особенности каждого ребенка, оказывающие влияние на формирование у него отношения к миру и определяющие тип реакций на отношения с людьми.

В современной педагогике проблема социализации дошкольников стоит достаточно остро. Успешное ее разрешение станет залогом развития полноценно функционирующих в обществе личностей. От того, насколько социально адаптирован дошкольник, в дальнейшем будет зависеть его роль в социальной среде.

Социализация дошкольников: нюансы

Методы социализации дошкольника в первую очередь связаны с его возрастом и ведущей деятельностью. В зависимости от этого в личном развитии дошкольника доминирует:


Следует понимать, что ведущая деятельность дошкольника в любом возрасте - это игра, поэтому и социализация происходит по большей мере именно через игру. Именно поэтому стоит обращать внимание исключительно на те методики, которые предусматривают развитие детей в простой игровой форме.

Что такое гендерная социализация?

Под гендером понимают социальный пол. Значит, когда речь идет о гендерной социализции, то подразумевается определение
в ходе адаптации ребенка принадлежности его к своему полу с усвоением соответствующих ему правил и норм поведения.

Поло-ролевая социализация наступает у дошкольников в первые месяцы жизни дома, где он имеет возможность понять и принять роли женщины - мамы и мужчины -папы. Самым ярким примером гендерной социализации в дошкольном возрасте является общеизвестная игра «дочки-матери», свидетельствующая об усвоении основных гендерных норм ребенком.

Оптимальный период для поступления ребенка в сад

Детский сад, как одно из наиболее подходящих учреждений (в случае соблюдения воспитателями норм поведения) для социальной адаптации ребенка, рано или поздно появляется в жизни почти каждого малыша. Одни родители уверены, что оптимальный возраст для знакомства с правилами детского сада - 3 года, другие придерживаются мнения, что чем раньше, тем лучше, третьи же предполагают, что достаточно будет года перед школой в саду для полной социальной адаптации ребенка без стрессов.

Также считается, что удобнее всего начинать
рано, еще до трех лет открывая двери сада перед ребенком, где его будет ждать воспитатель ясельной группы. С одной стороны, дети в столь нежном возрасте не всегда осознают подвох и с удовольствием ходят в сад, с другой же – слишком раннее оформление ребенка в сад может стать причиной нарушения его связи с домом и семьей.

Таким образом, оптимальный возраст для оформления дошкольника в детский сад - это 3-4 года. В этом случае социальная адаптация пройдет максимально гладко и практически без стрессов.

Что влияет на процесс адаптации?

Во многом социальная адаптация зависит от возраста ребенка. Принято считать, что чем раньше кроха попадет в группу, тем быстрее он сможет принять новые условия жизни и привыкнуть к ним. Кроме того, на процесс оказывает самое прямое влияние предшествующее воспитание крохи в семье.

У каждого ребенка социальная адаптация проходит по своему
графику, на котором отражаются прежде всего индивидуально-типологические особенности нервной системы.

Если одни дети бьются в истерике, требуя привести родителей, отказываясь от еды и сна, не реагируя на воспитателя и детей в первые несколько дней, а потом забывают о том, что родителей нет, и с удовольствием принимают участие в общественной жизни, то другие, наоборот, в первое время сохраняют спокойствие, но спустя несколько дней после поступления в сад начинают хандрить.

Протекание адаптационного период во многом будет связано со способностью нервной системы малыша адаптироваться к резко изменяющимся условиям. Дети, которые до поступления в детский сад не были лишены общения со взрослыми и детьми, имели возможность получать новые жизненные впечатления и периодически меняли обстановку (ходили в гости, ездили на море и в деревню), легче перенесут социальную адаптацию в детском саду.

Три основные степени адаптации

Адаптация ребенка
в детском саду может протекать в трех формах:

  • легкой;
  • средней;
  • тяжелой.

Легкая форма характеризуется быстрым привыканием дошкольника к новым условиям жизни в саду, без стрессов и истерик. Малыш с удовольствием идет в детский сад, радуется приходу родителей. Также здесь характерно незначительное снижение аппетита, который возвращается спустя неделю после поступления ребенка в детский сад. За несколько недель налаживается и сон. Иммунитет в таких случаях у дошкольников практически не страдает, организм адаптируется к новым условиям в течение нескольких недель.

Средняя форма адаптации характеризуется появлением отклонений, связанных с аппетитом и сном малыша. Ребенок становится менее активным, чувствует себя подавленным, испытывает трудности со стулом, на лице появляются темные круги, снижается иммунитет, ОРЗ протекают в более тяжелой
форме. Нормализация состояния наблюдается к концу второго месяца в саду.

Тяжелая форма встречается не так часто. Характеризуется частыми болезнями ребенка на фоне эмоционального стресса. Дошкольник отказывается от еды, плохо спит, становится малоактивным. О нормализации состояния в таких случаях можно говорить только через полгода после поступления ребенка в детский сад.

Если улучшений даже спустя полгода не наступает, обычно признают, что ребенок не может адаптироваться в детском саду, по крайней мере в данный период, и предлагают родителям попробовать все снова на следующий год.

Подготовка ребенка к детскому саду

Чтобы социальная адаптация прошла максимально гладко и без бесконечных стрессов у ребенка и родителей, рекомендуется уделить время подготовке дошкольника к новому этапу жизни заранее. Что нужно будет делать? Для начала, перейти на близкий к садовскому режим:


Особое внимание нужно уделить меню ребенка в период подготовки к детскому саду. Постарайтесь, чтобы в рацион входили овощные салаты, запеканки, суфле из рыбы, а также какао, молочные каши, кисели.

Стоит также сконцентрировать внимание и на навыках самостоятельности у дошкольника. Ребенку необходимо обладать основными навыками самообслуживания для того, чтобы в саду не так зависеть от помощи воспитателей – это положительным образом скажется на его самооценке.

Малыш должен уметь самостоятельно пользоваться туалетом, мыть руки, одеваться, раздеваться, кушать и, конечно же, играть. Чем более самостоятельным и уверенным в себе будет малыш в группе, тем проще и быстрее будет проходить его социальная адаптация в коллективе.

Если у малыша к приближению момента поступления в сад
остались вредные привычки, например пустышка или игры во время еды, постарайтесь постепенно его от них отучить. Если же сделать вовремя это не получилось, поговорите с воспитателями, предупреждая о том, что ребенок может негативно отреагировать на запреты прекратить делать то, что он привык, без подготовки.

Создавайте позитивные ассоциации с детским садом, говорите о нем, о воспитателях, о детях с радостью и заинтересованностью, смотрите вместе с малышом позитивные мультфильмы про детский сад, играйте в игры, укрепляющие в ребенке веру в то, что сад - это его второй дом, где ему всегда рады.

Первые дни в саду: что нужно знать?

В первый день приводите малыша в детский сад в хорошем настроении, после завтрака, на игровую часть или на прогулку, уже сытого. Последующие несколько дней продолжайте водить малыша в это время, оставляя его не более чем на 2-3 часа. Спустя 3-4 дня можно будет постепенно
увеличивать время пребывания ребенка в саду, наблюдая за тем, как проходит его социальная адаптация в коллективе.

Очень важно, чтобы родители не беспокоились больше, чем сам малыш, прощаясь с крохой со слезами на глазах и оглядываясь на него со страдальческим лицом. Такое поведение родителей посеет в голове ребенка сомнения, он подумает, что раз мама или папа так беспокоятся, то его, скорее всего, оставят тут надолго, и в ответ сделает все возможное, чтобы отсрочить уход родителей.

Оставляя малыша в саду, демонстрируйте уверенность, улыбайтесь, сохраняйте хорошее настроение, всем своим видом показывая, что все будет хорошо и вы скоро вернетесь. Если малышу сложно расставаться с мамой, то в сад его может отводить отец или бабушка с дедушкой. Простые ритуалы прощания могут помочь малышу отпускать родителей с меньшим сожалением. Также смягчить первые дни пребывания в саду ребенку помогут его любимые игрушки, которые он может принести в группу с собой.

Чтобы социальная адаптация проходила своим чередом, необходимо придерживаться графика детского сада и дома, даже в выходные дни и на каникулах. В конце дня после садика нужно обязательно разговаривать с ребенком и воспитателями о том, как прошел день, с чем малыш справился хорошо, а с чем не очень, что ему понравилось, а что расстроило.

Помните о том, что социальная адаптация малыша в детском саду может занять от двух месяцев до года, в течение которых каждые несколько недель кроха будет болеть. Будьте к этому готовы и правильно стройте планы на будущее.

Несколько слов о факторах риска

Не все родители знают о факторах риска, которые могут стать сигналом к тому, чтобы отложить посещение ребенком детского сада на определенный период из-за его неготовности. К ним относятся:

  1. Проблемы в дородовом периоде (сильный токсикоз, тяжело протекающие болезни, вынужденный прием сильнодействующих препаратов, алкогольная зависимость во время беременности);
  2. Сложный родовой процесс (сложные роды, родовые травмы, резус-фактор);
  3. Проблемы в послеродовый период (недоношенный или переношенный ребенок с избытком или недостатком веса, болезни в первые месяцы жизни, искусственный тип вскармливания, курение матери во время кормления, тяжелое материальное положение семьи).

Все эти факторы могут усложнить адаптацию малыша, при этом факторы из двух первых групп, в отличие от факторов третьей группы, не поддаются корректировке.

И в заключение отметим, что неразрешимых проблем практически не бывает. В случае сложностей с адаптацией детей в детском саду имеет смысл обратиться за помощью к детскому психологу.