Как заставить ребенка одеваться на улицу. Обучение ребенка самостоятельному одеванию и раздеванию: с чего начать? Игры с ребёнком: как научить одеваться быстро

2013-06-13 Андрей Добродеев


Всем привет! Сегодня поговорим с вами на тему: «Как научить ребенка самостоятельно одеваться?»

Прочитав данную статью вы узнаете 12 полезных советов, а также мы рассмотрим с вами основные ошибки, молодых родителей, которыми они пользуются и не правильно обучают своих детей.

Как научить ребенка самостоятельно одеваться?

Начинать учить ребенка самостоятельно одеваться нужно в возрасте с двух до трех лет, в этом возрасте ребенку все интересно, он стремится к самостоятельности, такой возраст еще называют «я сам», поэтому обратите внимание в это время.

Детям легче всего научиться раздеваться, не же ли одеваться. В возрасте полутора лет они уже могут самостоятельно снять шапку, носки. Но не стоит на этом останавливаться, так как процесс раздевания связан с процессом одевания. Пусть ребенок привыкает к самостоятельности. Вы можете лишь помочь ребенку вывернуть вещи с изнаночной стороны, расстегнуть сложные застежки, при этом объясняя ему для чего вы это делаете. Положите одежду ребенка на доступное для него места, сначала он будет лазить в них, а после начнет одевать.

Процесс обучения ребенка самостоятельности очень трудный, поэтому вам нужно запастись терпением. Никогда не ругайте ребенка за то, что у него что-то не получается. Если ребенок не желает одеваться самостоятельно помогайте ему, наполовину одевая колготки, штанишки, далее предлагайте закончить ему самому. Нужно предложить ребенку одеть и снять, что-то легкое, так как одежда, с которой ребенку будет тяжело справиться отобьет весь интерес в новых навыках. В дальнейшем ребенок научиться и будет одевать даже зимнюю одежду.

Лучше если у ребенка будут игрушки с различными липучками, завязками, пуговицами, молниями, карманами — это будет только плюсом в обучении, к тому же у ребенка будет развиваться мелкая моторика рук, когда он будет играть с игрушками застегивая пуговицы или молнию. Предложите своему чаду небольшую игру, кто быстрее оденет штанишки, тот получит конфетку. Когда ребенок одевает штаны, скажите ему, что его ноги это две машины, а штаны гараж, пусть машины заезжают в гараж. Я уверен, что ребенку будет интересно поиграть в эту игру, сам проверял на своем сыне.

В время того, как вы с ребенком одеваетесь на прогулку, помогайте ему, поднимая настроение, пойти песенки, шутите. Если у вашего малыша не будет получаться, он будет злиться и нервничать, в это время важно его поддержать. Но бывает, что петь бесполезно (не помогает), тогда вот еще совет: Вы можете предложить игру сказочных героев (персонажей), например мой сын любит мультики «Тачки» и его любимый герой конечно же «Молния Мак Вин», когда он одевается я ему предлагаю одеть кроссовки, где кроссовки колеса, чтоб заправить бензином он сначала должен одеть штанишки и т.д.

Заинтересуйте ребенка и у него все получится. Вы можете предложить ребенку что-либо, а он самостоятельно оденется, главное заинтересовать его. Пример: может он любит кататься на велосипеде, на качелях, играть в песочнице, пойти к бабушке и т.д. найдите интерес и ребенок последует за ним. Если оденешься сам, то пойдем к бабушке в гости.

Дети в этом возрасте очень любят подражать родителям, поэтому одевайтесь перед ребенком, когда он сам одевается, также вы можете это перевести в игру «кто быстрее оденется». В это время вы должны объяснять в каком порядке нужно одеваться.

Для того, чтоб ребенок быстрее начал понимать как правильно одевать кофту или штаны, покупайте ему одежду с карманами или рисунками спереди.

Нашейте на один кусок тряпки пуговицы, а на другой проделайте петли под пуговицы — детям очень нравиться играть надевая петли на пуговицы, тем самым ребенок научиться застегивать пуговицы на одежде.

Не покупайте ребенку обувь на шнурках, детям легче научиться одевать ботиночки на молнии, либо липучках. Учите ребенка одевать штаны сидя на диване, пока не появятся ступни из штанин, после чего пусть он встает и одевает дальше. Футболку и кофту нужно покупать ребенку, чтоб горловина была свободная, т.е легко проходила через голову.

Если вашему ребенку уже исполнилось 4 года, а он не умеет одеваться самостоятельно, то вам нужно как можно быстрее начать обучать его. Показывайте, объясняйте ему как проще и правильно одеть какую-либо вещь, возможно ему не нравиться одежда.

Следите за тем, что ребенку нравиться. Пример: если вашему малышу не нравиться кофта, замените ее на ту, которая больше по душе ребенку. Ведь вы не носите то, что вам не нравиться, так и ребенок, к тому же ему может не нравиться пример «кофта» так как она колется или мешает ярлычок на горловине.

Ошибки молодых родителей

* Если ваш ребенок научился раздеваться, не стоит на этом останавливаться, так как процесс раздевания связан с процессом одевания. Пусть ребенок привыкает к самостоятельности, нужно учить его дальше.

* Бывает, что родители торопятся куда-либо например на работу, а ребенка нужно отправить быстрее в садик. При этом ребенок медленно одевается и родители делают ошибки — вместо того, чтоб заблаговременно подготовиться, встать по раньше, они второпях одевают ребенка, отбивая охоту в обучении самостоятельности.

* Если ребенок пытается одеться самостоятельно, не мешайте ему, пусть пробует, даже если не все попытки закончатся победой. Помогайте ему только тогда, когда он сам попросит вас об этом.

* Нельзя ругать ребенка и требовать, чтоб он одевался только сам. Обязательно помогайте ему, если видите, что он делает что-то не так. Подсказывайте ребенку, как проще одеть ту или иную вещь. Можете показать на себе как одевается, например футболка. Не исправляйте ребенка, если он оделся не так (пример: плохо заправил футболку под штанишки), он оделся сам и это очень важно. Похвалите его!!!

* Не кричите на ребенка если у него не получается одеть кофту, так как он не правильно просовывает голову, важно объяснить ему как сделать это правильно.

На этом данную статью буду заканчивать. Здоровья вам и вашим детям!

Перед каждой мамой рано или поздно встает вопрос, как научить ребенка одеваться самому. Чаще всего это происходит, когда приходит пора отдавать малыша в детский сад. Отпуск по уходу за ребенком подходит к концу. Маме пора выходить на работу. Это значит, что каждое утро необходимо будить малыша и собирать его в сад, да еще успевать собраться самой. Если раньше мама могла тратить много времени на одевание ребенка, то теперь нет. Он должен научиться собираться в садик сам, причем быстро. В сад опаздывать нельзя, а тем более, на работу. Навык самостоятельного одевания прививают ребенку в возрасте 2 – 3 лет.

В определенный момент жизни ребенку надо научиться одеваться. Это умение пригодится, когда малыш пойдет в детский садик, и заботливой мамочки рядом не будет

Навыки одевания у детей различного возраста

Каждый новый навык развивается у малыша не сразу, а постепенно. Не надо форсировать события. Доктор Мария Монтессори считает, что ребенку надо помочь самостоятельно получить новое умение. Так оно закрепится основательно и надолго. От взрослых требуется лишь доброжелательное поощрение и поддержка.

Понемногу осваивать самостоятельное одевание младенец начинает уже к 12 месяцам. Он стягивает с себя носочки и шерстяную шапочку. Похвалите его, в следующий раз сознательно подождите, пока он сам не снимет эти предметы одежды. В два года ребенок будет пытаться самостоятельно надеть носки и шапку. Пусть шапка наденется немного набекрень, ее всегда можно поправить. В этом возрасте человечек уже может сам снять с себя рейтузы, колготы и трусы. К 3 годам круг его навыков расширяется. Его удается научить:

  • надеть и снять трусы и теплые штаны на резинке;
  • надеть жилет без пуговиц, шапку, носки;
  • надеть обувь без шнурков и застежек;
  • снять с себя расстегнутую рубашку или кофточку;
  • застегнуть уже вдетую в основание молнию на одежде и расстегнуть ее.

Уже к году малыши начинают самостоятельно раздеваться или других раздевать

К 4 годам умения приумножаются. Ребенок может:

  • надеть на себя футболку и свитер;
  • надеть рейтузы или брюки;
  • застегнуть кнопки на одежде;
  • раздеться самостоятельно.

Все эти навыки ребенку лучше проявлять под надзором взрослого человека, чтобы он помог, если что-то наденется наизнанку или задом наперед. Дети более старшего возраста, незадолго до поступления в школу, могут одеться и раздеться уже без присмотра родителей. Родители добиваются этого путем постепенного приучения малыша к самостоятельности с раннего возраста.

От простого к сложному – самый правильный путь обучения

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Когда ребенок только что научился ходить, ему открывается неведомый мир интересных предметов в квартире. Пусть он берет и рассматривает вещи, примеряет их. Убрать с его глаз надо только опасные с травматической стороны предметы. Главное, чтобы малыш был под надзором старших.

Во время одевания озвучивайте ваши действия. Приговаривайте: «одну ручку в рукав, другую ручку в другой рукав. Давай ножку, наденем на нее туфельку». Если вы все время будете пояснять свои действия, малыш будет лучше вас понимать. Во время следующего одевания он сам будет протягивать вам ручки и ножки. Примерно в 18 месяцев ребенок попробует сам снять с себя носки. Поднимаясь с горшка, он попробует натянуть самостоятельно штаны. Не торопитесь, дайте ему возможность проявить себя. Если действие получилось, похвалите его. Пусть штаны немного скособочены, это всегда можно исправить. Старайтесь не делать за ребенка то, что он может сделать сам, и не скупитесь на похвалы.


Веселые игры помогут быстрее научить ребенка одеваться, так как сделают процесс интересным и занимательным

Двухгодовалый малыш сам пытается надеть трусы, колготы, штаны. Старайтесь, чтобы одежда была достаточно свободной и удобной для одевания. Широкие штаны надеть легче, чем колготы. Можно немного помочь маленькому человечку. Чтобы побудить его к действию, можно натянуть на него колготы не до конца. Он постарается подтянуть их сам. Если вам удастся только направить малыша по правильному пути, а не выполнять за него действия по одеванию, он быстро научится одеваться сам.

Более сложный этап – надевание маек и свитеров. Если малышу будет тесно в одежде, он застрянет в ней при одевании и разозлится. Это отрицательно скажется на его энтузиазме, пропадет интерес к процессу. Покупайте человечку одежду на размер больше, чтобы он легко ее надевал. Горловина у маек и свитеров должна быть свободной. Не вводите в обиход водолазки и другую облегающую одежду.

Считаемся с мнением малыша

Нельзя забывать и о качестве одежды. Она должна быть не только свободной, но и удобной. Проверьте, чтобы свитер «не кусался». Шерсть должна быть натуральной, мягкой и приятной для тела. Майки лучше выбирать хлопчатобумажные. Надо считаться и со вкусом ребенка. Если ему категорически не нравится вещь, не стоит настаивать на ее использовании.


Всем детям, а особенно юным модницам, нравится самостоятельно выбирать одежду. Поощряйте это и подсказывайте, если что-то не так

Многие дети к трехлетнему возрасту способны сами одеться, начиная от нижнего белья и кончая верхней одеждой. Продумайте наряд малыша так, чтобы ему не пришлось потеть над сложными застежками. Если ребенок надел что-то задом наперед, перепутал ботинки, не ругайте его. Помогите что-то снять и переодеть. Застежки вы сможете застегнуть сами, когда остальное уже будет надето.

Хвалите своего ребенка, ваше хорошее настроение и доброжелательность помогут ему сохранить интерес к одеванию, а упреки зарубят инициативу на корню. Если вы не успеваете на работу, в следующий раз начните сборы на 30 минут раньше.

В случае, когда малыш сам не справляется с одеванием, помогите ему немного, чтобы он не начал злиться и не потерял интерес к процессу. Не стоит раздражаться или смеяться над малышом. Он все делает не идеально, но то, что у него получается, достойно вашей гордости. Забудьте про свой перфекционизм.

Приемы обучения

Взрослые не задумываются над процессом одевания, делая все механически. Малышу такая система не подходит. Чтобы приучить его правильно надевать на себя одежду, рассмотрите ее вместе с ним со всех сторон. Покажите ему, где у носка пятка, где у колгот швы, где у кофты перед и где зад, где изнанка, а где лицо. Покажите, как положить вещь перед собой, чтобы надеть ее правильно.


Ребенку сложно сразу запомнить, как правильно одевать все вещи, поэтому маме нужно объяснить, как правильно это сделать

Объясните ребенку последовательность надевания одежды и способ надевания каждой конкретной вещи. Раньше вы не задумывались, как надеть свитер, сначала рукава, потом горловину или наоборот. Как надеть брюки, сначала сидя, а когда из штанин выглянут ступни, то стоя? Где у кофты перед, а где зад, и как это определить? Горловину надевают через лицо или через макушку? Теперь все это придется обосновать и объяснить.

Иногда не помешает применить немного хитрости. Если вы упустили момент для обучения, и ребенок привык, что его одевают родители, и не хочет одеваться сам, попробуйте превратить одевание в увлекательную игру:

  1. Пусть ножки будут паровозиками, а брючины – тоннелями, по которым надо проехать.
  2. Устройте соревнования на скорость одевания. В этих соревнованиях малыш должен победить.
  3. «Забудьте», как правильно одеваться. Надевайте колготы на голову, а носки на руки. Пусть ребенок вас поправляет.
  4. Поиграйте в ручки и ножки. Пусть они говорят: «мне холодно, где же согреться?» или «ой, как страшно, хочу в домик».

Если вы умело организуете мотивацию, ребенок с удовольствием начнет сам одеваться. Постарайтесь помочь своему малышу.


Подготовив для ребенка шпаргалку одежды, вы поможете ему выстроить правильную очередность одевания

Как показала практика, малышу гораздо легче самому раздеваться, чем одеваться. Начните с раздевания – пусть годовалый малыш сам снимает носочки и шапочку. Если у него что-то не получается, немного помогите, но не до конца, чтобы он завершил процесс сам. Пусть ребенок учится справляться с трудностями. Не забудьте его похвалить.

Человечек может заволноваться от большого количества одежды, которую надо надеть. Имеет смысл поделить одежду на 2 части – ту, что надевает малыш, и ту, которую на него надевает мама (рекомендуем прочитать: ). По мере обучения перекладывайте из своей части одежды к малышу по 1 вещи. Делайте это до тех пор, пока ребенок не станет одеваться самостоятельно.

Для запоминания очередности надевания одежды можно сделать плакат – шпаргалку. Нарисуйте на нем предметы одежды в том порядке, в котором их надо надевать. При одевании помогите ребенку разложить одежду в нужном порядке. Пусть малыш проверит, правильно ли вы все разложили.

Для одевания утром перед детским садом приготовьте одежду для вашего дошкольника вечером. Разложите ее в том порядке, в котором она надевается на кресле или еще где-то, где она не будет никому мешать.

Чтобы малыш запомнил, где у вещи перед, приобретайте кофточки и брючки с карманами, с яркими принтами впереди. Если вещь одноцветная, сделайте на ней вышивку или аппликацию. Они не испортят одноцветную футболку, свитер или платье.


Приучая ребенка к самостоятельному одеванию в младшем возрасте, вы готовите его к быстрым сборам в школе

Маленькие хитрости

Идите на компромисс, когда ребенок готов закапризничать. Если он хочет надеть желтую кофту, а не синюю, не препятствуйте ему. Замена юбки на брюки или на сарафан могут предотвратить скандал. Когда ребенок не хочет сам одеваться, возможно, он не выспался или плохо себя чувствует. Договоритесь, что вы поможете ему – будете одевать правый рукав и правую брючину, а он – левую сторону.

Как научить ребенка одеваться?

Как научить ребенка одеваться: эффективные приемы обучения одеванию, игры, стихи, «календарь обучения одеванию» по возрастам детей, секреты быстрого и легкого одевания для самых маленьких.

Как научить ребенка одеваться?

Одевание – это сложный процесс для ребенка, который состоит из разных действий: нужно отличить лицевую и изнаночную сторону одежды, переднюю часть и спинку платья или рубашки, соотнести движение руки, «примеряясь» к предмету, сравнивать. Вспомните как нам – взрослым – нелегко дается обучение работе с новыми инструментами, например, ткачество, резьба по дереву, стежка на швейной машине и другие. Примерно то же самое испытывает маленький ребенок, когда он учится одеваться. Но именно в таком простом на первый взгляд одевании зарождается очень важное качество ребенка – его самостоятельность.

В этой статье Вы найдете подробное простое пошаговое руководство по обучению детей одеванию:

— зачем учить ребенка самостоятельно одеваться, если быстрее одеть его самой?

-«календарь обучения одеванию» — в каком возрасте чему и как легко обучить ребенка одеванию,

— успешные «умные» приемы самостоятельного одевания, которые может освоить даже самый маленький ребенок,

— игровые приемы и стихи,

Зачем учить ребенка одеваться?

Если ребенка не учить одеванию, то он часто испытывает трудности, ему приходится несколько раз делать одно и то же. В результате одевание может стать «камнем преткновения» и вызывать неприятные эмоции у ребенка. Какие это трудности и неприятности:

Какие трудности могут возникнуть у ребенка в одевании?

— ребенок путается в последовательности одевания (например, сначала наденет брюки, и только потом вспомнит, что брюки надеваются на колготки),

— сложность застегивания (шнурки, тугие пуговицы, сложные застежки на одежде),

— сложность определения где передняя, а где задняя часть одежды (если это трусики, брюки, то ребенок часто надевает их наоборот, приходится снова переодевать),

— малыш путает парные вещи, например, надевает ботинки наоборот: правый ботинок на левую ногу, а левый ботинок – на правую,

— ребенок засовывает обе ноги в одну штанину брюк или надевает их задом наперед,

— неприятная для малыша одежда (слишком тугой ворот футболки, в котором застревает голова; колючая кофточка, слишком плотная жесткая куртка),

— трудность определения лицевой и изнаночной стороны одежды. Малыш может надеть кофточку «навыворот», то есть швами наружу.

Как мы видим, привычное нам всем одевание – процесс не такой уж простой для ребенка. Он развивает и мышление, и речь, и мелкую моторику, и сенсомоторную координацию. И малышу в овладении этим процессом требуется помощь и поддержка взрослых.

Почему это плохо, если ребенок не может одеться самостоятельно?

Первое. У малыша формируется привычная для него жизненная позиция зависимого от взрослых, беспомощного человечка . В отличие от этого ребенок, который умеет много делать сам и с гордостью это демонстрирует, чувствует себя совсем по-другому – самостоятельным, успешным, независимым, уверенным.

Зарисовка из жизни. Я ехала в купе поезда на верхней полке. На нижних двух полках расположились мама с мальчиком 8 лет (он заканчивает второй класс). Сразу же я обратила внимание на то, что мама сама стягивает с такого большого ребенка ботинки, сама расстегивает и стягивает с него джинсы, снимает с него джемпер, складывает сама этот джемпер аккуратно на полочку. А мальчик только молча протягивает ей руки или ноги. Я очень удивилась, но подумала, что мальчик больной и не может этого сделать сам.

Потом мы с ними разговорились. Оказалось, что мальчик здоровый и учится в гимназии. Но ничего не может и не хочет сделать сам. Мама пожаловалась, что всё ей приходится делать за него и что она «уже измучалась с ним». Она даже прикладывала к его носу носовой платок, чтобы он почистил нос. Картинка выглядела так, как будто сыну 1 годик. Но печальнее всего было видеть сына, у которого не было в глазах живого огонька или задора – мальчик выглядел очень забитым и неуверенным в себе, очень вялым, на общение со мной не пошел, явно был полностью зависим от мамы, прятался за ее спину, в разговор не вступил. Меня поразило то, что как только мама выходила из купе, мальчик начинал плакать и ныть как малыш, не мог даже раскрыть сумку, чтобы достать себе вещи в дорогу. А когда мама возвращалась, что плакал и обижался на нее, что она ему не достала его игрушек. Он явно уже привык ждать помощи мамы и ничего не делать самому.

В чем причина такого нежелания мальчика делать что-то самому? Причина была очень проста и видна сразу же. Как только мальчик что-то пытался сделать сам, то мама сразу же говорила: « Я так и знала, что ты прольешь. Такой неумёха! Тебе ничего в руки нельзя дать. Дай я сама лучше сделаю. Быстрее будет, чем с тобой мучаться» или «Что ты так долго копаешься! Ничего не умеешь сам! И сколько ты будешь таким медлительным! Ничего не умеешь делать». Эти слова сыпались каждую минуту на всех нас в купе. Думаю, понятно, почему у мальчика не было ни малейшего желания что-то делать самому. Да и потребности в этом тоже не было – всё заранее по первому взгляду делала за него мама.

Когда малыш учится быть самостоятельным, то он учится самостоятельности не только в одевании, но и в жизни. Это нужно понимать всем нам – взрослым. Конечно, быстрее всё сделать за ребенка самим и самим его «упаковать» в комплект одежды. Но что мы этим закладываем в малыша? Если в сознание ребенка мы заложили своими репликами мысль «Одеваться сложно» или «Это раздражает маму», то он, естественно, не захочет одеваться сам.

Если с раннего возраста тормозить в малыше желание «Я сам», не давать ему возможности проявить самостоятельность, то ребенок может вырасти пассивным, не умеющим преодолевать трудности в жизни и ждущим, что всё за него сделают другие, чувствующим себя зависимыми от других. Поэтому правило для нас всех взрослых всегда одно – «всё, что ребенок может сделать сам (в одевании и не только), он делает сам!».

Второе. Если мы одеваем ребенка сами, то мы теряем возможности в интеллектуальном и речевом развитии ребенка, которые нам щедро предоставляет наша повседневная жизнь. Бытовые процессы – это то, что дает нам «развивающие задания», повторяющиеся из дня в день. Это и развитие мелкой моторики и крупной моторики, и развитие мышления и речи. Например:

При одевании самое время поговорить с малышом, называя части тела и детали одежды: «Где у тебя левая ручка? Давай ее просунем в левый рукав. А где правая рука? Что дальше будем надевать? Вот какая у Кати кофточка – синяя, пушистая, теплая!». А это вклад в развитие речи малыша, которое совершается по ходу обычных дел в семье!

Нарисовать или выложить картинками последовательность одевания (сначала, потом),

Научиться завязывать бант и шнуровать , а для этого нужно запомнить и понять последовательность действий.

В одевании и раздевании крепнет ручка ребенка, его пальчики становятся более ловкими и умелыми,

Малыш учится контролировать свои действия, отличать правильное действие от неправильного, анализировать, устанавливать взаимосвязь между действием и его результатом. Например, чтобы правильно надеть колготки, малышу нужно знать, где у них пятка, носок, правый и левый чулок, где у колготок шов – один шов и два шва, где резинка, уметь определить, где передняя часть колготок, чтобы их правильно надеть (а не задом наперед). То есть это задача не только для ручек маленького ребенка, но и для его ума! Это настоящая тренировка, которую очень часто взрослые сами «отбирают» у детей, одевая их быстро сами.

Одевание и переодевание – это еще и вклад в физическое развитие малыша. Это работа всех суставов – плечевых, локтевых, коленных, тазобедренных, развитие мускулатуры рук и ног, развитие координации движений.

Третье. Именно в таком простом самообслуживании ребенок впервые сталкивается с тем, что для решения задачи нужно приложить усилие для достижения цели. В одевании и других бытовых процессах малыши впервые учатся ставить перед собой цель (например, надеть маечку), находить и осваивать способы ее достижения, анализировать результат (получилось или нет), исправлять ошибки если не получилось. А значит, здесь зарождаются контрольно-проверочные умения, которые очень понадобятся ребенку в любом продуктивном виде деятельности (рисование, лепка, конструирование и т.д.) и позже в обучении в школе.

Четвертое. Когда ребенок чувствует себя умелым, у него появляется желание помогать другим – сестре или брату, родителям, друзьям — сверстникам. У него появляется возможность стать заботливым! И такое желание нужно всячески поощрять, предложить помочь застегнуть пуговицу на куртке младшему брату, завязать ему шарфик, придержать куртку, пока младший ребенок ее снимает.

Как мы видим, обучение детей самостоятельному одеванию – это очень важный вклад в их своевременное полноценное развитие, который мы – взрослые – можем либо дать ребенку, либо забрать у него, лишив ребенка возможностей одеваться самому.

Итак, мы твердо решили начать учить малыша одеваться. Как это сделать, чтобы процесс обучения был интересным и приятным для малыша и привел его к успеху? Сначала в этой статье я дам общие рекомендации, касающиеся ребенка любого возраста, а потом мы рассмотрим более подробно «календарь обучения одеванию» по конкретным возрастам.

Первое. Одежда, которую малыш одевает сам и которую мы покупаем ребенку, должна быть удобной и простого покроя. На ней не должно быть пряжек, застежек на спине, тонких ленточек — завязочек, слишком узких дырочек для шнурков и других элементов, сложных для малышей.

Например, самым маленьким очень удобно надевать свободные брюки на резинке, но очень трудно надеть на себя узкие брюки из плотной ткани.

Для маленьких детей желательна одежда с застежкой — липучкой или молнией, с очень крупными пуговицами, для более старших — можно и даже нужно использовать любые виды застежек, в том числе с мелкими элементами. Но в любом случае на детской одежде не должно быть неудобных застежек – например, слишком тугих отверстий для пуговиц, через которые их очень трудно просунуть, или застежек на спине, которые невозможно самому застегнуть. Нужно всегда заботиться не только о моде, но и об удобстве малыша и о его возможности самостоятельно надеть свою вещь на себя.

Также обратите внимание на ворот платья, футболки, джемпера или свитера. Очень часто на детских изделиях ворот слишком тугой, малыш «застревает» в вороте, пугается. И конечно же, потом не хочет сам одеваться.

Второе – очень важный «секрет» успешного одевания для малышей. Желательно для самых маленьких покупать или шить одежду, в которой отличаются спинка и перед. Например, на кофточке спереди должна быть аппликация, кармашки, отделка тесьмой. Это поможет малышу не путаться и одеться правильно (иначе дети часто надевают одежду задом наперед)

Третье. Легче всего малышу научиться одеваться сидя. Потом, уже овладев этим умением, он сможет одеваться и стоя.

Четвертое. Во время самостоятельного одевания и раздевания нужно внимательно следить за состоянием малыша. Если он пыхтит, кряхтит, напрягается, нервничает из-за того, что у него что-то долго не получается – нужно вовремя прийти на помощь. Иначе от одевания останутся лишь неприятные впечатления, и малыш откажется в дальнейшим от своих безуспешных попыток самостоятельно одеться. Нам – взрослым – очень важно обеспечить малышу успех и радость от своих достижений: «Я сделал сам!»

Как научить ребенка одеваться: календарь обучения одеванию по возрастам.

Одевание – это сложный процесс для малышей, поэтому научить ему сразу же невозможно. И малышу долго будет требоваться Ваша помощь. Разделите этот процесс на две части – что делаете Вы, а что – ребенок. Постепенно доля того, что делает ребенок сам, будет увеличиваться. В определении того, с чего начать учить ребенка самостоятельному одеванию, Вам поможет примерный «календарь», представленный ниже.

Учтите, что все дети разные. И каждому потребуется своё время на обучение. Не торопите малыша, идите в соответствии с его индивидуальным темпом, и всё у него и у Вас получится с радостью и улыбкой!

Что умеет одевать ребенок и чему его полезно научить: примерная схема обучению одеванию по возрастам

Учимся одеваться. Первый год жизни.

Во время одевания разговаривайте с малышом, комментируйте свои действия, называйте все предметы одежды, их свойства и качества (мягкий, теплый, пушистый и другие), называйте действия, части тела малыша: «Где у Кати ручка? Вот ручка. Давай наденем кофточку. Кофточка мягкая, теплая, беленькая. Наденем на одну ручку, теперь на другую»). Можно просить малыша при одевании поднять ручку или дать Вам ручку. Здесь нам не важно, что малыш еще не может этого сделать и вообще еще не говорит. Нам важно, что он учится воспринимать речь на слух, понимать наши слова, сосредотачивать внимание на речи. Можно использовать прием «рука в руке». Например, на слова «дай ручку» самой ласково взять ручку ребенка и просунуть ее в рукав рубашечки. Так постепенно малыш начнет понимать Ваши слова и просьбы и выполнять их сам.

Важно, чтобы Ваши слова – комментарии при одевании включали три этапа:

1) Предваряли Ваши действия, как бы предупреждая малыша о них: «Сейчас Катюшу оденем в красивую рубашечку»,

2) Комментировали Ваши действия по ходу одевания (называние действий, частей тела, свойств и качеств, предметов одежды),

3) Подводили итог – заключение: «Катенька переоделась! Вот какая красивая у нас Катюша!»

Естественно, здесь слова даны как примерные – они будут разные в зависимости от конкретной ситуации, здесь в общении с малышом звучит «живая речь», которая рождается «здесь и сейчас», а не заученная наизусть.

Такое комментирование поможет в дальнейшем малышу научиться делать действия по слову, понимать слова и самому начать активно говорить.

Учимся одеваться. С 1 года до 3 лет (ранний возраст)

Первое. Что может ребенок сделать сам:

После года малыш может при одевании: подать маме нужную вещь, подать ручку при одевании куртки или кофточки, поднять голову при надевании шапки. Все свои действия в одевании малыша мы обязательно комментируем(как это было до года), привлекаем малыша к разговору. Говорим, что мы сейчас делаем, и что будем делать дальше: «Вот мы и надели носочки. А сейчас наденем сапожки. Где у нас сапожки? Покажи. Вот какие теплые красивые сапожки у Димочки. В них ножки не замёрзнут. Где у Димы правая ножка?»

Примерно в 1 год 6-7 месяцев малыш может раздеваться с небольшой помощью взрослых. Он может стянуть с себя шапку, валенки, носочки (стянуть за пятку), снять расстегнутые взрослым туфли или ботинки, снять шорты, рейтузы, колготки.

Ближе к двум годам малыш может:

— поднять обе ручки, когда мама надевает на него свитер, джемпер или платье,

— просунуть руки в рукава в куртку или пальто, которые держит мама,

— просунуть ноги в колготки, брюки или носки, которые держит взрослый,

— самостоятельно снять с себя носки, колготки, ботинки (шнурки расшнурованы), платок (который развязал до этого взрослый), расстегнутое пальто, брюки,

— самостоятельно снять и надеть шапку,

— снять расстегнутое пальто и куртку,

— самостоятельно застегнуть и расстегнуть застежку – молнию.

После двух лет ребенок хочет делать всё сам и требует этого от взрослых. «Я сам» — эти слова мы чаще и чаще слышим от ребенка на третьем году его жизни. Вот тут и приходит очень благоприятное время, чтобы он научился одеваться сам (конечно, одежда должна быть простая для одевания и раздевания). Ведь малыш этого хочет! Хочет сам, и ему это интересно, ему хочется застегивать пуговицы, рассматривать одежду, пробовать самому одеть куртку – словом, учиться одеваться! Если мы сейчас отнимем у него эту возможность, и будем сами его одевать и раздевать, то потом приучить его одеваться самому будет очень сложно. Хвалите малыша за самостоятельность, учите его одеваться, и очень скоро он порадует Вас. В пять лет ребенку уже будет это неинтересно, и научить пятилетнего ребенка одеваться будет гораздо сложнее, чем малыша.

К 2,5 годам малыш может научиться снять платье, надеть сам брюки, колготки.

Второе. Что такое «микропроцессы» в одевании и почему об этом нам очень важно знать

С 1 года до 3 лет малыш учится одевать конкретные вещи. Ему не по силам самому полностью переодеться после сна, но вполне по силам надеть на себя колготки, брюки и другие вещи полностью самостоятельно или с небольшой помощью взрослых. В дошкольной педагогике это называется – овладение «микропроцессами». То есть если одевание на прогулку – это «целостный процесс», то надевание брюк или надевание майки – это «микропроцессы». Овладев до 3 лет «микропроцессами» малыш будет в состоянии после 3 лет овладеть и «целостным процессом одевания»/переодевания/раздевания, и самостоятельно при небольшой помощи взрослых одеваться и раздеваться – легко, быстро и правильно.

Как же помочь малышу научиться этим «микропроцессам» одевания и раздевания и что он уже может в этом возрасте сделать сам? Чтобы такой маленький малыш одевался сам, нужно знать некоторые педагогические «хитрости» и «умные приемы одевания и раздевания», о которых я сейчас очень подробно Вам расскажу.

Третье: хитрости и секреты обучения одеванию детей до трех лет

К 3 – 3, 5 годам малыш в состоянии одеться сам! Если взрослый ему поможет овладеть одеванием и раздеванием.

Что для этого нужно:

Первое. Дать малышу очень простые способы действия, которые гарантированно ведут его к 100% успеху в одевании и раздевании (Примечание: Мы, взрослые, можем использовать разные способы одевания одной и той же вещи и обычно не обращаем на них внимание, но малышу нужен один результативный и очень простой способ одевания – «умный способ», которые обеспечивает ему успех и радость за своё достижение. Именно такому способу мы и будем обучать ребенка), Эти способы одевания и раздевания даны дальше в статье.

Второе. Приучить малыша и самих себя к четкой последовательности одевания и раздевания, которая постоянно повторяется. Раздеваясь, малыш вместе с Вами складывает вещи в определенном порядке на стульчик. Затем он делает это сам. Потом одеваясь, он сможет легко их надеть на себя в обратном порядке. То есть, если ребенок при раздевании последними снял колготки и положил их на стульчик, то он наденет их первыми, т.к. они лежат сверху всех других вещей на его стульчике. И ничего не перепутает! Так мы учим «умной» организации своего быта.

Другой пример: колготки снимаются и сразу же кладутся на сиденье стульчика так, чтобы один шов был вверху, а два шва внизу (т.е. перед колготок «смотрит» вверх, резинка колготок находится у спинки стула). Главное здесь – не вертеть колготки в руках, а сняв их сразу же положить на стульчик. Ребенку объясняем правило: «Один шов вверху, резиночка колготок к спинке стульчика». Тогда когда он будет одеваться, он возьмет колготки в руки сразу же правильно и наденет их правильно: правая ножка будет в правом чулке колготок, а левая – в левом.

Третье. Познакомить малыша в 1-2 года с частями одежды. Например, чтобы надеть колготки, нужно сначала найти вместе с ребенком, где у колготок резинка, носок, пятка, два чулка, где один шов (перед), где два шва (задняя часть колготок). А для этого нужно рассмотреть колготки вместе с малышом. Аналогично рассматриваются другие предметы одежды – например, платье (рукава, манжеты, воротник, подол, плечики, карманы и другая отделка).

Четвертое. Четко определить, что Вы будете делать сами, а чему начнете сейчас малыша обучать. Нельзя начать обучать сразу всем способам одевания всех предметов одежды. Нужно выбрать для начала что-то одно. Например, сначала научить самостоятельно надевать маечку. Как только малыш с этим справится – можно переходить к другому микропроцессу, например, к надеванию штанишек. А то, что он сам умеет надевать маечку – это будет уже само собой разумеющимся. Постепенно малыш будет всё более и более самостоятельным, так как постепенно овладеет всеми умениями.

Пятое. Нужно учесть, что взрослые должны всегда показывать ребенку один и тот же способ действия, иначе малыш запутается. Например, мы будем учить ребенка при раздевании перед дневным сном вывешивать платье на спинку стула кармашком вниз (т.е. передней частью платья вниз, а спинкой – наверх). Это будет делаться для того, чтобы малышка смогла сама без нашей помощи и без ошибок надеть платье после сна и не перепутала перед и спинку. Это значит что, когда взрослый раздевает ребенка, он каждый раз вывешивает его платье на спинку стула именно таким образом. А потом будет учить этому малыша. Правило такое: «Что будем требовать от ребенка – то сами тоже выполняем, даем малышу образец».

Так мы обеспечиваем гарантированный успех одевания малышу и хвалим его за этот успех! При этом сложные процесс разбивается на легкие понятные шаги (микропроцессы), и поэтому всё кажется легким. Вспомните прием эффективного «тайм-менеджмента» для взрослых — поедание «слона» по частям (т.е. разбивка трудного дела на мелкие доступные шаги). Очень похоже, ведь правда? Азы такой организации своей жизни и труда закладываются вот здесь — в таких простых бытовых явлениях как одевание и раздевание.

«Умное» одевание без излишних затрат времени и сил — это только начало «умной организации» нашего быта и труда!

Конечно же, всем читателям этой статьи очень интересно узнать – что это за «умные» и одновременно простые и доступные деткам приемы одевания и раздевания можно и нужно показать малышу? Мы – взрослые – можем их разработать сами. А можем воспользоваться способами, уже имеющимися в отечественной дошкольной педагогике.

Здесь я представлю несколько уже готовых вариантов таких способов одевания и раздевания для самых маленьких деток до трех лет. Я их цитирую из замечательной программы воспитания детей раннего возраста в детском саду и в семье «Кроха» (издательство «Просвещение»). Очень советую познакомиться с этой программой не только педагогам детей раннего возраста, но и родителям.

Способы самостоятельного одевания и раздевания для самых маленьких

Задача. Снять колготки.

Сначала рассмотрите колготки вместе с малышом. Найдите, где у них носок, пятка, чулки, резинка, где один шов (т.е. перед колготок), где два шва.

Что делает ребенок:

— встает около стульчика спиной к сиденью (покажите, как встать), берет двумя руками колготки за резинку и спускает их ниже колен,

— садится на стул,

— одной рукой берется за пятку, а другой рукой за носок этого же чулка (покажите, как это сделать), стягивает один чулок колготок. Чтобы направить руку ребенка, можно взять его руку в свою – прием «рука в руке» — и действовать вместе.

— затем также стягивает другой чулок,

— кладет колготки на свой стульчик так, чтобы резинка была у спинки стула, а вверху был один шов. Объясняем ребенку: «Где у нас резиночка? Покажи. Вот она! Положи ее к спинке стула. А где один шов? Разве это один? Это два – давай посчитаем – один, два. А где один шов? Вот он! Положи так, чтобы один шов был вверху. Вот умница!». Если малыш ошибся – то исправляем, напоминаем правило. Напоминать придется много раз и каждый день, так как новые умения и навыки образуются не сразу, а постепенно. Никогда не меняйте этот порядок, и малыш его легко усвоит, и еще бабушек и дедушек потом учить будет, что «надо делать по-другому, меня мама научила, как правильно!»

Задача: снять пальто (шубу, куртку).

Что делает ребенок:

  1. Расстегивает пуговицы – сначала нижнюю, потом верхние (т.е. идем снизу вверх), в расстегивании верхних пуговиц может потребоваться помощь взрослых – они часто бывают очень тугие.
  2. Приспускает пальто или куртку с плеч. Сначала малышу будет требоваться Ваша помощь – придержите пальто или куртку.
  3. Выдёргивает одну руку из рукава.
  4. Тянет за другой рукав пальто и вынимает другую руку.
  5. Вешает пальто или куртку на свой крючок или в свой шкафчик (нужна специальная детская вешалка на уровне роста детей). Может потребоваться сначала Ваша помощь – помогите малышу найти петельку, за которую надо повесить пальто или куртку.

Задача: снять платье.

Рассмотрите платья, которые есть у малышки. Найдите у платья подол, рукава, манжеты, определите, где находится застежка – сзади (на спине) или впереди (на груди). Маленьким детям лучше покупать одежду без застежки на спине, чтобы они могли самостоятельно одеваться и раздеваться. И очень хорошо, когда впереди на платье есть кармашки или красивая отделка (аппликация, тесьма, кружево), чтобы дети легко определили, где в их одежде спинка, а где перед.

Что делает ребенок:

— Ребенок стоит за спинкой стула. Берет платье за ворот двумя руками, тянет вперед – вниз, освобождая голову. Снимает платье с головы.

На этом этапе нужна помощь взрослого:

а) в расстегивании пуговиц (если пуговицы очень тугие или застежка находится сзади платья).

б) в том, чтобы направить голову малышки и ее руки в направлении «вперед – вниз» при стягивании платья и освобождении головы (можно взять ручки малышки в свои руки и направлять движения вперед – вниз)

— Тянет за рукав (за конец рукава, за манжету, т.е. внизу, а не у плеча). Снимает один рукав. Покажите, как это сделать – можете взять ручку ребенка в свою руку и вместе сделать нужное движение – потянуть рукав вниз.

— Затем снимает второй рукав таким же способом.

— Развешивает платье на стуле. Подол должен быть внизу. Спинка платья «смотрит» вверх – на потолок. (Тогда когда малышка будет одеваться, и подойдет к стульчику сзади, она точно не перепутает перед платья и не наденет его задом наперед).

Покажите малышке, как взять платье за плечевые швы («Давай возьмем вот так за плечики»), после этого взмахом аккуратно и бережно положите платьице на стул. Объясните, заем нужно платье не бросать, а красиво вывешивать на стульчик – «Теперь не помнется платье, пока Катюша спит. Красивое у Кати платье». Очень важно делать это не небрежно, а очень бережно, эмоционально, ведь дети очень хорошо чувствуют Ваше настроение и Ваше отношение, в том числе и к вещам. И воспитываем мы прежде всего не словами, а своим отношением.

Задача: снять рубашку.

Для мальчиков порядок в их действиях с рубашкой остается тем же, что и при снятии платья у девочек. Сначала расстегиваются верхние пуговицы рубашки, а остальные шаги делаются такие же, как и у девочек (снять через ворот, стянуть рукава, аккуратно повесить на спинку стула).

Задача: снять обувь и поставить ее на место (задвинуть под стул, на котором складывается одежда при раздевании).

Что делает ребенок:

  1. Ставит ноги в обуви вместе.
  2. Наклоняется и отстегивает застежку обуви. Если застежка сложная – помогите малышу.
  3. Вынимает одну ногу из обуви и ставит рядом с обувью снаружи. Потом аналогично вынимает другую ногу. Пара обуви стоит между ступнями ног ребенка.
  4. Рукой (наклонившись вперед) задвигает под стул пару обуви. Покажите малышу, как это делается – задвигаем одним движением руки. (Обратите внимание: пара обуви сейчас под стулом стоит правильно, ботиночки «смотрят друг на друга». И уже малыш не сможет перепутать ботинки при обувании.

Задача: надеть обувь.

Действия ребенка:

  1. Ребенок садится на стул. Он выдвигает обувь из-под стула (одновременно оба ботинка или сандалии), ставит пару обуви между ступнями ног. (Обувь уже стоит правильно! Невозможно перепутать правый и левый ботинок или туфельку) Обуваясь, приговариваем: «Каждой ножке – свой домик!»
  2. Ребенок обувает обувь, застегивает ее. В случае сложных застежек взрослый помогает малышу (шнурует, застегивает на пряжку и т.д.)

Задача: надеть платье или рубашку.

Действия ребенка:

  1. Ребенок встает за спинку стула, наклоняется и, не снимая вещи со спинки стула, просовывает голову в ворот платья или рубашки. Взрослый помогает и придерживает подол платья.
  2. Затем ребенок выпрямляется, просовывает в рукав одну руку. Затем в другой рукав – вторую руку. Взрослый помогает малышу «попасть» в рукава.

Очень важно: все эти способы рассчитаны на то, чтобы малыш был максимально самостоятелен в одевании и раздевании. Взрослый лишь помогает ему в случае, если что-то не получается. Совместные действия «рука в руке» нужны чтобы направить движение в нужную сторону, но не для того чтобы заменить активность ребенка активностью взрослых.

По аналогии вы сможете объяснить малышу и рациональные способы одевания других предметов одежды. Например:

Чтобы самому надеть трусики ребенку нужно:

— взять их за резинку так, чтобы метка была впереди,

— найти отверстие для каждой ножки,

— просунуть одну ножку в отверстие, потом другую («Каждая ножка в свое окошко»),

— подтянуть трусики вверх так, чтобы резинка оказалась на поясе.

По аналогии – чтобы снять маечку:

— взяться руками за нижний край маечки,

— подтянуть маечку вверх к шее,

— вынуть одну руку (освободить ее), затем другую,

— снять майку через голову,

— сложить ее аккуратно на полочку (или повесить на спинку стульчика).

Очень важно, чтобы от малыша не просто требовали самому одеться, а научили его этим правильным способам действий – мини-шагам, которые обеспечат ему успех и позволят контролировать правильность выполнения.

Обучение способам действий идет последовательно:

Этап первый. Показ взрослого (демонстрация и объяснение малышу способа действия).

Этап второй. Совместные действия с ребенком. Взрослый действует вместе с малышом (иногда направляя руки ребенка, держа их в своих ладонях), напоминает, повторно показывает-демонстрирует. Как только мы видим, что малыш понял, как действовать, и у него начало получаться, ребенок начинает выполнять действие самостоятельно. А взрослый приходит на помощь, только если есть трудности, предоставляя малышу возможность делать самому. Мы обязательно хвалим малыша за его попытки сделать самостоятельно и за все, даже мелкие, успехи.

Этап третий. Малыш выполняет действие полностью самостоятельно. Помощь взрослого не нужна. А значит, пришла пора переходить к освоению нового действия. «Старое» действие освоено и скоро будет выполняться правильно автоматически, без усилий.

Итак, что же умеет ребенок к 3 годам, если его учили самостоятельно одеваться:

— самостоятельно надеть и снять одежду, обувь, шапочку, аккуратно ее повесить,

— не путать правый и левый ботинок, в случае неправильного их надевания замечать ошибку и ее исправлять самостоятельно,

— различать одежду и обувь для дома от одежды и обуви для улицы. При входе в дом переобуваться в домашнюю обувь,

— застегивать пуговицы на рубашке или кофточке, не пропуская отверстий (каждую пуговку – в свой «домик»). В случае пропуска и перекоса видеть его и исправлять свою ошибку.

— отличать лицевую и изнаночную сторону своей одежды, при ошибке исправлять ее самостоятельно,

— видеть неполадки в одежде близких людей и помогать их исправлять (помочь братику надеть обувь, правильно застегнуть ему пуговки, заметить у Вас расстегнувшуюся пуговицу и т.д.)

Учим ребенка одеваться: с 3 до 7 лет (дошкольный возраст).

С 3 лет малыш овладевает уже не «микропроцессами», а «целостным процессом» одевания. А значит, нужно объяснить ему последовательность одевания предметов одежды. Лучше всего это сделать с помощью модели.

Как сделать картинку – модель:

Вы наклеиваете картинки одежды в нужной последовательности. Малыш всегда может обратиться к картинке и проверить себя – правильно ли он одевается, а также по картинке определить, что нужно надевать на себя дальше. В дошкольной педагогике этот прием называется «использование предметно – схематической модели».

Пример такой модели для детей 3 лет (демисезонная одежда):

Картинка №1 – колготки. Картинка №2 – носки и ботинки, Картинка №3 – джемпер. Картинка №4 — шапочка. Картинка №5. Куртка и шарф.

Как пользоваться картинкой- моделью:

Сначала при одевании Вы будете вместе с ребенком обсуждать, что за чем нужно одевать. Потом малыш сможет сам воспользоваться картинкой – моделью и с помощью картинки-модели он сможет сам себя контролировать. Так закладываются основы элементарного самоконтроля.

Очень хорошо помогают запомнить последовательность одевания игры типа: «Научи Незнайку», «Помоги Мишке одеться на прогулку». Герой игры — игрушка не умеет одеваться, всё время допускает ошибки, а малыш их исправляет (можно при этом смотреть на картинку — модель и «научить Мишку» пользоваться ей). А потом вместе с этой игрушкой малыш идет на прогулку. В таких играх дети очень легко усваивают и запоминают последовательность одевания, видят к чему приводят ошибки (Мишка сначала надел свитер, а майку забыл) и видят, как ошибки исправлять, понимают зачем нужна последовательность (что сначала, что потом).

Самоконтролю хорошо «обучает» малыша и другая игровая ситуация с игрушкой, которая «одевается» на прогулку рядом с ребенком (игровая ситуация – «идем на прогулку вместе с Мишкой/куклой и т.п.» ). Игрушка указывает малышу на ошибки в одевании (например, пропущены отверстия при застегивании пуговиц, и поэтому кофточка съехала набок, или ботинки «смотрят в разные стороны» или забыл надеть носки). Но вот как эти ошибки исправить – игрушка не знает, хотя искренне сочувствует малышу. Это решает сам малыш вместе со взрослым. И исправляет допущенные ошибки.

В этом возрасте мы продолжаем приучать малыша раскладывать свою одежду по местам, объясняя, зачем это нужно. Мы показываем детям причинно – следственные отношения. Например: «Обувью мы ходим по земле, на них земля, песок. Нужно поставить их вниз, чтобы не запачкать другие вещи. Что будет, если мы их поставим наверх на полку? Песок и земля будет сыпаться, и запачкаются другие вещи». Или: «Какая у тебя красивая кофточка. Давай ее повесим аккуратно, чтобы она не помялась», «Кто бережет свою одежду, аккуратно ее вешает, тот выглядит всегда опрятно, красиво», «Не поставили на место туфельки – пришлось их долго искать, а могли бы в это время поиграть. Поэтому все вещи мы раскладываем на свои места».

Если мы помогаем ребенку выполнить действие при одевании (например, трехлетний малыш еще не может сам зашнуровать ботинки и просит ему помочь), то во время помощи обязательно разговариваем с малышом и показываем — объясняем ему способ действий: «Смотри, я взяла шнурок. Переложу его на другую сторону и просуну кончик в окошечко. А теперь ты мне дальше помогай и подсказывай, что делать. Куда надо переложить шнурок? Куда просунуть кончик? А что дальше будем делать?».

Такая ситуация, когда взрослый шнурует ботинки ребенку, а он в это время абсолютно не участвует в процессе, а вместо этого смотрит в окно, в планшет или в телевизор – недопустима!

Если мы разговариваем с малышом, то он постепенно запоминает что нужно делать, в конце концов обязательно захочет попробовать сам, и научится! Кроме того, разговаривая с ребенком во время одевания и раздевания, мы развиваем его речь, учим его вести диалог.

К 4 годам любой здоровый ребенок, если его учили одеваться, может сам застегивать все кнопки, молнии, пуговицы на своей одежде (кроме застежек на спине) и зашнуровывать ботинки, завязывая на них шнурки.

С 4 лет ребенок уже очень самостоятелен, освоил процесс одевания и раздевания, и мы начинаем особое внимание уделять культуре внешнего вида. Например, мы показываем малышке, что надо, надев платье, посмотреть на себя в зеркало, разгладить воротничок, складки на поясе, посмотреть, ровно ли завязан пояс, хорошо ли платье сидит. Приучаем использовать вежливые обращения: «Помоги мне, пожалуйста, у меня не получается… Спасибо за помощь», «Разреши я тебе помогу» и другие. Если в семье есть малыш помладше, то поощряем помощь сатршего ребенка маленькому, воспитывая заботливость.

Примерно к 4 годам и позже ребенок может почистить свою одежду щеткой, следить за своим внешним видом (замечать неполадки и их самому исправлять). Например, он может заметить, что неправильно застегнул пуговицы (пропустил несколько отверстий) и исправить ошибку сам (без напоминания взрослого или его просьбы). Дети могут сами ставить сушиться промокшую обувь, рукавички, шапки в то место, которое у Вас отведено для этой задачи (в детском саду это специальный шкаф для просушки детских вещей – сушильный шкаф, дома – батарея или другое теплое место). Особое внимание обращаем на аккуратность складывания своей одежды, хвалим малыша именно за качество выполнения действия: «Как ты аккуратно одежду разложил. Она хорошо высохнет и не помнется».

С 5-6 лет дети могут протереть тряпочкой свою обувь, почистить щеткой, поддерживать порядок в своем шкафчике с одеждой (класть вещи каждую на своё место, протирать полочки от пыли).

Давайте обобщим, что же может малыш сделать сам в разном возрасте:

Еще о секретах одевания Вы узнаете в продолжении этой статьи — (часть 2). В ней Вы найдете советы по решению конкретных ситуаций: что делать, если ребенок медленно одевается, если он не может отличить правый и левый ботинок, не умеет надеть брюки и другие. Я предложу игры и интересные приемы решения этих проблем из своего опыта работы с малышами — дошколятами.

— вредные и полезные советы для родителей

Постарайтесь обучить малыша этому умению до момента поступления в садик. Тем самым вы превратите утренний сбор в быстрое и «бескапризное» мероприятие и значительно упростите работу воспитателя. Да и дошкольник станет ощущать себя в группе намного комфортнее. Меньшее число упреков в медлительности и собственная уверенность дорогого стоят.

Основные навыки детей до 4 лет и дошкольников

Как научить ребенка одеваться самому? Не стоит торопить детей, стараясь привить новые умения. Любой навык формируется постепенно, нужно лишь оказать свою поддержку. Известный доктор и педагог Мария Монтессори говорила, что необходимо помочь малышу сделать это самому.

Если новорожденного и грудничка полностью одевают родители, то годовалый ребенок способен сам снять носки и шапку. В 2 года он научится их надевать, а также сможет снимать трусики, колготки, штаны. В 3 года дети смогут сами:

  • надеть шапочку, носочки, жилет (не застегивая пуговицы);
  • снять и надеть трусы и штанишки;
  • обуть сапожки, туфли (без шнуровки);
  • стянуть кофту и рубашку;
  • застегнуть и расстегнуть застежку-молнию, вдетую взрослым.

В 4 года ребенок умеет:

  • застегивать кнопки на одежде;
  • натягивать джемпер, футболку;
  • надевать брючки;
  • раздеваться полностью.

Если четырехлетние дети еще одеваются под родительским контролем, то старшие дошкольники смогут одеться и, соответственно, раздеться полностью самостоятельно. Однако к подобной самостоятельности их необходимо готовить, желательно с раннего возраста.

Играем, развлекаемся, тренируемся

Безусловно, чтобы обучить малыша одеванию-раздеванию, потребуется время и родительское терпение. Это непростое занятие станет более веселым и привлекательным, если призвать на помощь игры и чуточку фантазии.

  • К годовалому возрасту складывайте любимые вещи ребенка в коробку, с которой удобно взаимодействовать. Сначала он станет просто выкладывать одежду из ящика, а затем попробует примерять.
  • Используйте для привития навыка детскую любовь к перевоплощениям. Приобретите костюмы доктора (вместе с игрушечной аптечкой), пожарного, новогодние наряды медвежонка, снежинки, пирата. Можно обойтись и подручными средствами: белая блузка становится врачебным халатом, фуражка и жилет - форма постового. Переодевайтесь вместе с малышом, когда играете в сюжетно-ролевые игры.
  • Сделайте своими руками специальные приспособления для совершенствования мелкой моторики рук. На одну половинку плотной ткани нашейте крупные пуговки, застежки-молнии, липучки, кнопки и крючки. К другой половине пришейте вторую часть застежек, а для пуговок смастерите прорези-петельки. Немного тренировки - и приступайте к практическим занятиям.
  • Обыграйте сборы на улицу - собирайтесь не на детскую площадку, а в космос или на выезд к пациенту. Расскажите, что это не ребенок идет на улицу, а космонавт готовится к полету, пожарный одевается на вызов. Выставите на таймере определенное время, например, пять минут, за которое юный космопилот должен успеть одеться. За своевременнее выполнение задания подготовьте небольшой сюрприз.
  • Устройте соревнование, кто из вас соберется быстрее. Заранее объясняйте правила - необходимо одеться полностью, затем усложните требования - аккуратный внешний вид. Поначалу проигрывайте малышу, чтобы избежать слез. Если в семье несколько детей, не стоит устраивать конкурс между ними. Пусть каждый из них соревнуется с вами.

Оказывается, научить ребенка раздеваться самостоятельно значительно проще, чем одеваться. Начните с раздеваний - пускай годовалый малыш сам снимает головные уборы, стягивает носочки и выворачивает на лицевую сторону колготки. Не стоит бросаться сразу же на помощь, позвольте детям самим справляться с трудностями. Если же кроха застопорился на середине, слегка подтолкните, но не выполняйте всю работу за него. Что еще необходимо учитывать?

  1. Некоторые малыши пугаются большого количества одежды. Поделите вещи на две части: одну надевает мама, а вторую - ребенок. Постепенно передавайте в детские руки по одному предмету - сначала брюки, кофту, затем комбинезон. Делайте так до того времени, пока он не начнет одеваться самостоятельно полностью.
  2. Чтобы дети сумели запомнить очередность, подготовьте «шпаргалку». Сделайте плакаты, изобразив, что за чем следует надевать, и разместите их в детской. Разложите на ковре вещи в требуемом порядке. Приучите малыша проверять правильность выполнения задания.
  3. Готовьте одежду на завтрашний день с вечера. Особенно этот пункт актуален в холодное время года. Вместе подберите утренний костюм, разложите кофточку, штанишки или платье по порядку на кровати или в той части комнаты, в которой никто не ходит.
  4. Часто у детей не получается запомнить, где передняя, а где задняя стороны у вещи. Чтобы облегчить запоминание, приобретайте одежду с кармашками, принтами, расположенными спереди. Если вас привлекает рукоделие, попробуйте сделать вышивку, аппликацию на футболке и платье.
  5. Детям проще надевать майки и носочки, если они им чуточку великоваты. Это же относится и к кофтам с горловиной. В процессе обучения навыку покупайте одежду на размер больше, тогда двухлетке станет легче продевать голову и натягивать рукава.
  6. Подходите гибко к одеванию, не превращая его тягостную обязанность. Порой обычная замена красной футболки на зеленую, платья на сарафан помогает избежать капризов, истерик и плохого настроения. Не настаивайте, если сын или дочка не желает сегодня одеться самостоятельно. Возможно, он заболел, не выспался, встал не с той ноги. Договоритесь сделать это вместе. Мама станет одевать правую половинку, а малыш - левую.
  7. Приобщайте детей к выбору гардероба. Покупайте одежду вдвоем, анализируйте содержимое шкафов, интересуйтесь, что сегодня юный модник наденет в детский сад. Не ругайте и не отвергайте его идеи, даже если наряд подобран неудачно. Постарайтесь объяснить причину: цвета не сочетаются, слишком жарко или холодно.

Источником отказа малыша одеваться самому зачастую является неудобство одежды. К примеру, она неприятна на ощупь, излишне тугая, колючая шерсть, жесткие швы. Если кроха капризничает, отталкивает какую-либо вещь, попробуйте узнать, что с ней не так, и подберите более приятный вариант.

Не забывайте хвалить за каждую успешную попытку. Сын сам натянул носочки - умница, дочка завязала шнурки на ботинках - замечательно, надели кепку (пусть задом наперед) - очень неплохо. Хвалите за любое маленькое достижение, и тогда вопрос, как научить ребенка одеваться самостоятельно, не будет стоять перед вами не так остро.

Самостоятельность и ответственность являются важными показателями развития ребенка. Однако эти качества не возникают у человека сами собой, а формируются в детском возрасте одновременно с навыками самообслуживания. Один из ключевых навыков, который помогает ребенку становиться самостоятельным - умение одеваться. Как его развить в малыше, расскажет «Я Родитель».

Нам в редакцию написала Анна - мать-одиночка, воспитывающая пятилетнего сына. Она успешная женщина, преуспевающий руководитель. Её жизнь рассчитана по минутам. Но есть одно время суток, которое ежедневно вызывает у неё стресс - утро. Анна постоянно опаздывает на работу, приходит взволнованная и «накрученная». Причина этого в том, что ее сын Артем очень долго собирается в детский сад. Потеря драгоценного времени сопровождается у Анны нервным напряжением, а ведь этой проблемы могло бы не быть, если бы ребенок в этом возрасте умел самостоятельно одеваться.

Почему нужно учить ребенка самостоятельно одеваться?

Ребенок всегда будет казаться родителям маленьким и неумелым. Стремясь оградить детей от трудностей, родители часто усложняют им дальнейшую жизнь. Отсутствие у ребенка таких простых навыков самообслуживания, как одевание, может в дальнейшем привести к негативным последствиям.

Во-первых, постоянно обслуживая ребенка, мы лишаем его способности ухаживать за собой без помощи взрослых.

Результатом отсутствия навыков самообслуживания может стать неряшливость и неопрятность. Внешний вид нужно не только создать, но поддерживать в течение дня.

Неумение это делать приведет к привычке быть неопрятным, отсутствию контроля над своим внешним видом, а несамостоятельный неряшливый ребенок часто становится предметом насмешек сверстников, что больно ранит неокрепшую психику.

Во-вторых, так как навыки самообслуживания относятся к трудовому воспитанию, игнорирование родителями этого направления развития ребенка приведет к формированию у него негативного отношения к труду, к лени.

В-третьих, одевание относится к повседневным навыкам, а их отсутствие может вызвать конфликт родителей и ребенка. Ежедневные конфликты портят характер, формируют у ребенка капризность, эгоцентризм, упрямство. К сожалению, эти черты не исчезнут в последствие сами по себе, с ними нужно будет бороться специальными методами, но лучше предотвратить их развитие в дошкольном возрасте.

В-четвертых, неспособность к самостоятельным действиям будет требовать постороннего вмешательства. Ребенок привыкает к тому, что кто-то (взрослый) должен помочь ему в манипуляциях с одеждой и обувью. Сочетание слов «должен помочь» говорит о формировании негативных качеств личности - неуважение к окружающим, потребительское отношение к жизни. Естественно, что все эти негативные проявления не возникнут в одночасье. Но «посеешь привычку - пожнешь характер», - говорили наши мудрые предки, и были, безусловно, правы. Именно с таких мелочей как нежелание самостоятельно одеваться, начинает формироваться потребительское отношение к окружающим близким. Сначала взрослый должен одеть ребенка, а потом его обязанности в глазах ребенка будут очень быстро расширяться.

Умение самостоятельно одеваться приводят к возможности контроля над своим внешним видов, приучает к опрятности, воспитывает эстетический вкус и уважение к труду и старшим.

С какого возраста нужно приучать детей к самостоятельному одеванию?

Ответ на этот вопрос можно найти в стандартах образования (ФГОС). На основании этого документа разрабатываются программы дошкольного образования, которые четко определяют, чему и как нужно учить ребенка. К сожалению, родители часто обращают внимание только на образовательный компонент, считая его основой интеллектуального развития ребенка и упуская из вида тот факт, что ребенок должен и гармонично.

Мы проанализировали для вас Программу дошкольного образования «От рождения до школы» и выбрали навыки по самостоятельному одеванию детей.

Возраст ребенка Навыки самостоятельного одевания
данном возрасте ребенок должен уметь)
Наличие помощи взрослых
2 года Снимать и одевать в определенном порядке:
шапку;
обувь, расстегнутую взрослым;
колготки;
шорты (юбку, брюки) на резинке.
С помощью взрослых
3 года Одеваться и раздеваться в определенном порядке, включая расстегивание и застегивание пуговиц, молний и липучек.
Аккуратно складывать и вешать на стульчик свою одежду.
Обращать внимание на свой внешний вид в течение дня: поправлять одежду.
С небольшой помощью взрослых
4 года Одеваться и раздеваться в определенной последовательности самостоятельно.
Аккуратно складывать и вешать одежду.
Уметь замечать неопрятность в одежде и устранять её.
Помощь только в завязывании шнурков.
5 лет Одеваться и раздеваться самостоятельно, включая манипуляции со шнурками.
Уметь ухаживать за одеждой при помощи взрослых.
Поддерживать порядок в шкафчике и на своих полках дома.
Без помощи взрослых, по небольшой словесной инструкции.
6 лет Быстро и самостоятельно одеваться и раздеваться.
Поддерживать порядок в шкафу, следить за внешним видом.
Без помощи взрослых.

Эта информация поможет родителям определить уровень сформированности навыков самообслуживания у своих детей.

Почему дети не умеют одеваться самостоятельно?

Сразу нужно сказать, что только взрослые виноваты в том, что дети не умеют самостоятельно одеваться. Правда, у самих взрослых на это есть целый ряд оправданий:

  • спешка: «мы не можем позволить себе размеренное обучение навыкам одевания по утрам, так как очень спешим»;
  • стремление к совершенству: многие родители считают, что они оденут ребенка быстрее и качественнее;
  • сохранение нормальных отношений: самостоятельное одевание часто приводят к капризам и истерикам, которые легче не допускать вовсе, чем остановить.

Психологи не принимают подобных оправданий, называя их одним словом – .

Родители, чьи дети не умеют одеваться, как правило, не утруждают себя:

  • ранними подъемами и четким соблюдением режима, поэтому возникает спешка по утрам;
  • занятиями с детьми по обучению их манипуляциям с пуговицами, шнурками, молниями, липучками, объяснению особенностей надевания различных видов одежды;
  • совместной с ребенком деятельности по уходу за одеждой.

Итак, стало ясно, кто виноват, теперь нужно разобраться в том, что делать.

  1. Начинайте учить ребенка самостоятельно одеваться с раннего возраста.
  2. Поощряйте инициативу ребенка, хвалите за каждое проявление самостоятельности.
  3. Наберитесь терпения, не мешайте ребенку, выдержите темп одевания, не подгоняя его. При необходимости скорректируйте режим дня так, чтобы начинать утренние сборы заранее.
  4. Учите ребенка правильным действиям с одеждой.
  5. При нежелании самостоятельного одевания подтолкните ребенка совместной деятельностью - начните действие и предложите закончить самостоятельно.
  6. Не приобретайте для ребенка одежду со сложной конструкцией (молнии, шнурки, косые швы и т.д.). Покупайте малышу удобную и понятную одежду. Лучше всего, если она будет иметь подсказки (аппликации впереди, разноцветные пуговицы и застежки).
  7. Показывайте пример в одевании. Одевайтесь одновременно: вместе надели колготки, костюм, теплые вещи и т.д.
  8. Используйте развивающие игры с пуговицами, молниями, шнурками, которые помогут освоить манипуляции с этими предметами. Полезно иметь дидактических кукол с вариантами одежды на разные сезоны. Это поможет детям усвоить порядок одевания.
  9. Подсказывайте ребенку особенности и порядок одевания.
  10. Придерживайтесь принципа единства требований. Дети должны одеваться самостоятельно везде и всегда независимо от времени суток и местонахождения (дома, детский сад, гости).
  11. Указывайте на неопрятность в одежде и поощряйте попытки контроля над собственным внешним видом.
  12. Не провоцируйте негативное отношение к одежде. Не наказывайте и не ругайте ребенка за отсутствие навыков, а при необходимости, помогите ему.
  13. Поощряйте проявление вкуса в одежде.

То, каким вырастет ребенок, во многом зависит от родителей. Умение самостоятельно одеваться - это не только навык самообслуживания, но и важный шаг в будущее.

Светлана Садова