Как сшить жилет из искусственного меха. Как сшить кожаный жилет на молнии с меховым воротником. Как сшить меховой жилет своими руками: выкройка

Социализация как инкультурация

Социальные ситуации, с которыми сталкивается ребенок в процессе взросления и которые определяют содержание социализации, могут быть проанализированы как ситуации собственно межличностного взаимодействия (как влияние «других людей») и как ситуации влияния общества в целом. Последнее же всегда «больше», чем непосредственное социальное окружение, так как включает в себя, помимо общественных отношений, социальных институтов и коллективных представлений, еще и культуру (или культуры). Внимание исследователей к роли куль­туры в индивидуальном развитии связано в основном с очевидным контрастом между разнообразием обычаев, верований, нравов разных народов. Если для общей психологии интересна роль культуры в формировании психических процессов, то социальная психология ориентирована па анализ факторов культуры в социальном развитии личности - форми­ровании социального повеления, становлении системы персональных ценностей и Я-концепции.

В определяющем значении культуры для человека в его социальном качестве легко убедиться: достаточно оказаться в ином культурном ок­ружении или просто столкнуться с другой культурой, как казавшиеся очевидными нормы социального поведения (от нормативов величины межличностной дистанции в общении до норм взаимопомощи, отноше­ний доминирования/подчинения, способов разрешения конфликтных ситуаций) перестанут быть таковыми.

Любая культура имплицитно несет в себе нормативный образ чело­века, существующий па уровне индивидуального и общественного соз­нания. Именно этот нормативный канон человека в культуре определяет особенности социализации: будет ли поддерживаться различными ее ин­ститутами активность или пассивность подрастающего человека, его стремление к индивидуальному успеху или ориентация на коллектив­ные достижения, интернальный или экстернальный локус контроля, множественность или структурная собранность Я-концепции.

Таким образом, если в качестве ведущей задачи социализации выде­лить задачу межпоколенной трансмиссии культуры, т.е. задачу «переда­чи по наследству», от поколения к поколению всех свойственных кон­кретной культуре особенностей, то социализация может быть понята как процесс вхождения человека в культуру своего народа, а сам термин за­менен термином инкулътурация.

Понятие инкультурации было введено в научный обиход американ­ским культурантропологом М. Херсковицем. Процесс инкультурации начинается с момента рождения - с приобретения ребенком первых на­выков и освоения речи, а закапчивается, можно сказать, со смертью. Он совершается по большей части не в специализированных институтах со­циализации, а под руководством старших па собственном опыте, т. е. происходит научение без специального обучения. Конечный результат процесса инкультурации - человек, компетентный в культуре: в языке, ритуалах, ценностях и т. п.

В качестве основного механизма трансляции культуры па групповом уровне выделяют культурную трансмиссию. Обычно выделяют три ее вида:

Вертикальную трансмиссию, в процессе которой культурные ценно­сти, умения, верования и т. и. передаются от родителей к детям;

Горизонтальную трансмиссию, когда от рождения до взрослости ре­бенок осваивает социальный опыт и традиции культуры в общении со сверстниками;

«непрямую» трансмиссию, при которой индивид обучается в специа­лизированных институтах социализации (школах, вузах), а также па практике - у окружающих его людей.

Социализация как интернализация

Процесс социализации может быть рассмотрен с точки зрения того содержания, которое заложено в социальном влиянии па личность, и, следовательно, механизмов трансляции социального опыта: в атом случае социализация выступает как интернализация. В социально-психологи­ческой литературе, посвященной проблеме социализации, можно встре­тить две трактовки понятия иптернализации: в широком смысле она понимается как синоним социализации, в узком - как ее частная ва­риативность, как совокупность мотивационных и когнитивных процес­сов, с помощью которых внешние социальные требования становятся внутренними требованиями личности.

Данный подход наиболее насыщен эмпирическими исследованиями. Практически любое исследование в рамках проблематики социализации так или иначе обращается к содержанию усваиваемого индивидом соци­ального опыта. При этом, как правило, речь идет о двух основных харак­теристиках данного процесса:

Усвоение моделей поведения;

Усвоение социальных значений: символов, ценностей и установок.

В исследованиях, посвященных процессам иптернализации поведен­ческих (в частности, ролевых) моделей, отмечается:

1. Интернализация ролей зависит от степени объективной и субъектив­ной значимости самой модели (например, статуса значимого другого, чье поведение служит моделью).

2. Успешность интернализации индивидом моделей поведения зависит от степени согласованности ожиданий его социального окружения. В исследованиях, обращающихся к изучению личностных диспози­ций (ценностей, установок, структур самосознания), выступающих как результат интернализации социальных требований, тоже можно выде­лить определенные общие положения:

1 Индикатором, позволяющим говорить об усвоении социальных тре­бований па уровне личностных диспозиций, является реальное пове­дение личности.

2 Основным фактором успешности процесса иптерпализации выступа­ет степень осознанности ишернализуемых влияний.

В различных теоретических ориентациях акцентируются разные ме­ханизмы интернализации. В необихевиористских теориях социального научения подчеркивается роль наблюдаемого поведения; в психоанали­тических социально-психологических теориях акцентируется внимание на механизме рационализации.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Социализацией (от лат. socialis – общественный) называют процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Он означает превращение человека в социального индивида, зрелую разновидность, именуемую личностью. Становление человека в обществе есть воспроизводство системы культуры на уровне единичного, а способ, которым это осуществляется, – процесс социализации. Основным содержанием этого процесса выступает культурное наследование, которое невозможно без живых носителей культуры, служащих своего рода посредниками между формирующимися новыми поколениями и накопленными достижениями человеческой культуры. Социализация – это исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Социализация может протекать как в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности, так и в условиях стихийного воздействия на развивающуюся личность различных, иногда противоположно направленных факторов общественного бытия. Воспитание является ведущей и определяющей частью процесса социализации и представляет собой целенаправленную передачу этических норм и правил достойного поведения старшим поколением младшему. Сущность воспитания – нравственное совершенствование человека.

Социализацию подразделяют на два вида – первичную и вторичную. Первичная социализация включает в себя ближайшее окружение человека (родителей, братьев, сестер, родственников, сверстников, учителей, лидеров молодежных группировок). Это сфера межличностных отношений.

Вторичная социализация включает представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудников телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д. Это сфера социальных отношений.

В самом процессе социализации обычно выделяют несколько этапов. В концепции системного подхода американского ученого Л. Колберга выделяется три стадии: первая стадия – доморальная, когда поведение ориентировано на внешние регуляторы, причем сознательного отношения к социальным нормам нет; вторая - стадия условного морального сознания, когда индивид ориентируется на нормы и оценки социальной группы; и наконец, третья - стадия автономного морального сознания, когда человек имеет собственные моральные критерии и представления, осуществляет самостоятельный выбор, в этом случае имеет место наибольшая свобода от непосредственного социального окружения. Таким образом, общая логика развития представляется в направлении все большей автономизации человека и ориентации в своем поведении на внутренние механизмы регуляции поведения. По мнению Л.Колберга, общая логика развития индивида не зависит от типа общества и культурных особенностей, которые лишь наполняют нормы и особенности деятельности социальных институтов специфическим содержанием. Главным фактором личностного развития при этом выступает взаимодействие человека с окружающей средой, которая может лишь облегчить или усложнить процесс социализации, но не изменить общую логику.

Социально зрелая личность характеризуется активным отношением к среде, определенной автономностью, высоким уровнем развития сознания.

Особое значение приобретает потребность в самореализации. Овладев нормами и социальными ролями, человек осваивает способы взаимодействия с социальной средой, получая возможность активного влияния на эту среду, проявляя и реализуя свои внутренние установки, представления, идеалы.

Инкультурация (enculturation) – это обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре.

Понятия «инкультурация» и «социализация» очень близки по своему содержанию. Однако не следует их отождествлять. Социализация обозначает передачу социального опыта от одного поколения к другому. Можно сказать, что социализация – это обучение человека жизни. Социализация, т. е. адаптация к социальному порядку жизни в чужой стране происходит быстрее, чем инкультурация – приспособление к чужим ценностям, традициям и обычаям.

Инкультурация или обучение культуре происходит двумя способами: через прямое высказывание и косвенное наблюдение. Человек изменяет свое поведение и тогда, когда ему прямо говорят о том, как следует поступать, и тогда, когда он просто наблюдает поведение других людей в подобных ситуациях. Например, простейшая процедура приема пищи, которую мы многократно проделываем каждый день, в разных культурах происходит различно по времени, количеству, содержанию, а также манере приема пищи. Иначе говоря, культура учит нас, что, когда и как следует есть.

Сравнивая два процесса, можно сказать, что социализация – это врастание в общество, становление человека социального. Конечный процесс социализации – личность. Инкультурация – это срастание с родной культурой, становление человека воспитанного. Конечный результат инкультурации – интеллигент.

Инкультурация и социализация – это два процесса, которые развиваются по разным законам. Динамика их развития тесно связана с возрастными этапами человека. На один и тот же возраст может приходиться максимум социализации и минимум инкультурации. И наоборот. Так, наибольшая способность усваивать новые социальные роли проявляется у человека в детстве, молодости и зрелости. В эти периоды социализация достигает своего максимума, а затем уменьшается, реже – остается на том же уровне. Инкультурация, наоборот, достигает своего максимума в старости.

Итак, обобщая можно сказать, что социализация - это есть усвоение некоторого культурного минимума для того, чтобы жить в данном обществе: основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера. Инкультурация, напротив, термин более широкого порядка. Это – приобщениеличности к культурному наследию не только своей национальной культуры, но и к культуре других народов, т.е. к культурному наследию человечества. В общем виде инкультурация – это приобретение широкой гуманитарной культуры.

Тема 6. Освоение культуры.

Каждому человеку предстоит жить в обществе, и поэтому социальная интегрированность является очень важным фактором его жизни. Индивидуальное развитие каждого человека начинается с его постепенного вхождения, включения в окружающий мир. Это вхождение в мир происходит путем усвоения индивидом необходимого количества знаний, норм, ценностей, образцов и навыков поведения, позволяющего ему существовать в качестве полноправного члена общества.

Этот процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры обозначается в различных гуманитарных науках понятиями «инкультурация» и «социализация». Эти понятия во многом совпадают друг с другом по содержанию, так как оба подразумевают усвоение людьми культурных форм (паттернов) какого-либо общества. Под последними понимаются устойчивые совокупности технологий мышления, поведения, взаимодействия, последовательности действий, построения суждений, различные культурные формулы и символы, отражающие определенные представления о реальности.

При более строгом научном понимании термина социализация он предстает как процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, благодаря которому происходит превращение человека в социального индивида. Получая в повседневной практике информацию о самых разных сторонах общественной жизни, человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. Таким образом, под социализацией понимается гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы ценностей общества, позволяющего ему успешно функционировать в качестве его члена.

В разных обществах ценятся разные качества личности. Формирование и развитие принятых в данном обществе качеств личности происходит, как правило, путем воспитания, то есть целенаправленной передачи норм и правил достойного поведения от старшего поколения младшему. В каждой культуре исторически сложились свои способы обучения приемлемому поведению. Этнологи и социологи сравнили стили воспитания детей в различных культурах и выделили два противоположных: японский и английский.

В отличие от социализации понятие инкультурация подразумевает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Это происходит в процессе отношений взаимообмена между человеком и его культурой, при которых, с одной стороны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой, – человек сам влияет на свою культуру. Инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков (например, типы общения с другими людьми, формы контроля за собственным поведением и эмоциями, способы удовлетворения основных потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира и т.д.). Результатом инкультурации является эмоциональное и поведенческое сходство человека с другими членами данной культуры и его отличие от представителей других культур. По своему характеру процесс инкультурации более сложен, чем процесс социализации, так как усвоение социальных законов жизни происходит быстрее, чем усвоение культурных норм, ценностей, традиций и обычаев. На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном общении с себе подобными: родственниками, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями одной культуры, у которых сознательно или бессознательно человек учится тому, как следует вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, как оценивать события, встречать гостей, реагировать на те или иные знаки внимания и сигналы. Содержание процесса инкультурации составляет приобретение следующих знаний и навыков:



· жизнеобеспечение: профессиональная деятельность, домашний труд, приобретение и потребление товаров и услуг;

· личностное развитие: приобретение общего и профессионального образования, общественная активность, любительские занятия;

· социальная коммуникация: формальное и неформальное общение, путешествия, физические передвижения;

· восстановление энергетических затрат: потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых, сон.

Инкультурация, или обучение культуре происходит несколькими путями, однако, наиболее распространенным из них является опосредованный, когда человек наблюдает за поведением других людей. При таком способе даже самая простая процедура, которую мы многократно проделываем каждый день, а именно прием пищи, с точки зрения инкультурации представляет определенную ценность, поскольку состоит из определенных поз и жестов, наделенных разным смыслом и значением в различных культурах.

На протяжении всей своей жизни каждый человек проходит определенные фазы, которые называют стадиями жизненного цикла. Это – детство, юность, зрелость и старость. На каждой стадии жизненного цикла процесс инкультурации характеризуется своими результатами и достижениями. В зависимости от этих достижений обычно выделяют две основные стадии инкультурации – начальную (первичную), охватывающую периоды детства и юности, и взрослую (вторичную), охватывающую два других периода.

Первичная стадия начинается с рождения ребенка и продолжается до окончания подросткового возраста. Она представляет собой процесс воспитания и обучения детей. В этот период дети усваивают важнейшие элементы своей культуры, овладевают ее азбукой, приобретают навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни. Процессы инкультурации реализуются у них в это время в основном в результате целенаправленного воспитания и частично на собственно опыте. Взрослые, применяя систему наказаний и поощрения, ограничивают возможность выбора и оценки ребенка. Дети не способны к сознательной оценке норм и правил поведения, они усваивают их некритично. Дети должны выполнять правила того мира, в котором они живут.

Для этого периода в любой культуре существуют специальные способы формирования у детей адекватных знаний и навыков для повседневной жизни. Чаще всего это происходит в форме игры. Игры бывают следующих типов:

· физические, тренирующие и развивающие физическую активность;

· стратегические, тренирующие и развивающие способность прогнозировать возможные результаты любой деятельности и оценивать вероятность этих результатов;

· стохастические, знакомящие ребенка со случайными процессами, удачей (неудачей), неконтролируемыми обстоятельствами, риском;

· ролевые, в ходе которых ребенок осваивает те функции, которые ему придется выполнять в будущем.

В играх развиваются такие личностные свойства, как интеллект, фантазия, воображение, способность к обучению.

Значимое место в процессе первичной инкультурации принадлежит освоению трудовых навыков и формированию ценностного отношения к труду. Важно, чтобы ребенок научился учиться. Параллельно осваиваются другие ценности, формирующие отношение человека к миру, закладываются основные модели поведения, выстраивается «культурный айсберг». В это время складываются предпосылки трансформации ребенка во взрослого человека, способного к адекватному участию в социокультурной жизни.

Первичная стадия инкультурации способствует сохранению стабильности культуры, поскольку основным здесь являются воспроизведение уже имеющихся образцов, контроль проникновения в культуру случайных и новых элементов.

Результатом может стать как практически полное и безусловное усвоение культуры новым поколением, так и нарушение культурной преемственности, когда дети вырастают абсолютно непохожими на своих родителей.

Вторичная стадия инкультурации касается уже взрослых людей, так как вхождение человека в культуру не заканчивается с достижением им совершеннолетия. Взрослым человек считается, если обладает рядом важных качеств, среди которых:

– достижение необходимой степени физической зрелости организма;

– овладение навыками собственного жизнеобеспечения в сферах домашнего хозяйства и общественного разделения труда;

–овладение достаточным объемом культурных знаний и социального опыта через практическую деятельность в составе различных социокультурных групп и знакомство с различными навыками культуры (наука, искусство, религия, право, мораль);

–принадлежность к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда.

Инкультурация в этот период носит фрагментарный характер и касается только отдельных элементов культуры, появившихся в последнее время. Обычно это какие-либо изобретения и открытия, существенно меняющие жизнь человека или новые идей, заимствованные из других культур. Отличительной особенностью второй стадии инкультурации является развитие способности человека к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе. Человек получает возможность комбинировать полученные знания и навыки для решения собственных проблем, расширяется его способность принимать решения, которые могут иметь значимые последствия. Взрослые способны к сознательной оценке своих и чужих поступков, а также ценностей и норм культуры, они могут идти на компромиссы. Вторая стадия инкультурации обеспечивает членам общества возможность принять на себя ответственность за экспериментирование в культуре, за внесение в нее изменений различного масштаба. Индивид может принимать или отбрасывать то, что ему предлагается культурой. Он получает доступ к дискуссии и творчеству.

Инкультурация в период зрелости открывает дорогу изменениям и способствует тому, чтобы стабильность не переросла в застой, а культура не только сохранялась, но и развивалась.

Исследования зарубежных ученых показали, что есть три способа передачи культурной информации, необходимой человеку для освоения:

вертикальная трансмиссия , в ходе которой социокультурная информация предается от родителей к детям;

горизонтальная трансмиссия , при которой освоение культурного опыта и традиции идет в общении со сверстниками;

непрямая трансмиссия , при которой индивид обучается у окружающих его взрослых родственников, соседей, учителей, как на практике, так и в специализированных институтах инкультурации (школах и вузах).

В процессе инкультурации задействовано большое количество людей, социальных групп, общественных институтов. Все они называются агентами (конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей) и институтами (учреждения, влияющие на процесс инкультурации и направляющие его) инкультурации. В зависимости от выполняемых функций они делятся на несколько групп:

– опекуны – осуществляют уход за ребенком, удовлетворяют его физические и эмоциональные потребности.

– дисциплинаторы – распределяют наказания.

– воспитатели – обучают ребенка, целенаправленно передают ему социокультурные знания и навыки.

–компаньоны – занимают равное положение с ребенком и участвуют в совместной деятельности с ним.

– сожители – проживают в одном доме с ребенком.

Все эти функции реализуются следующими агентами инкультурации: семья, группа друзей одного возраста, школа, СМИ, различные организации (церковь, спортивные, политические организации, кружки по увлечениям).

Выделяют 4 психологических механизма инкультурации : имитация, идентификация, чувство вины, чувство стыда.

Имитация осознанное стремление ребенка подражать определенной модели поведения. Обычно в качестве примера выступают родители, но дети могут ориентироваться в своем поведении на учителей, известных людей. Ребенок имитирует не только конкретные операции, но и то, чему обучают его родители. Спустя годы, он будет также обучать собственного ребенка.

Идентификация – это способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. Дети воспринимают особенности личности родителей и других, связанных с ними людей. Часто они выбирают профессии своих родителей, чтобы стать похожими на них.

Имитация и идентификация – позитивные механизмы инкультурации, они способствуют формированию определенного поведения.

Стыд и вина – негативные. Они запрещают или подавляют определенное поведение. Чувство стыда (подавленность и униженность) появляется, если вас застали на месте преступления, разоблачили и опозорили.

Чувство вины связано с теми же переживаниями, но для него не нужно разоблачения. Достаточно голоса совести, мучения от сознания совершения вами плохого поступка.

Понятия социализации и инкультурации очень близки по своему содержанию. Тем не менее, их лучше не смешивать.

Социализация обозначает обучение человека жизни в современном обществе. В какую бы страну он ни выехал на время или ни переехал навсегда, он обязан иметь элементарные представления о социальной структуре и стратификации общества, распределении людей по классам, способах зарабатывания денег и распределении ролей в семье, основах рыночной экономики и политического устройства государства, гражданских правах и т. п

Инкультурация обозначает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Культура в разных странах более специфична, чем социальная структура. К ней труднее адаптироваться, полноценно включиться и привыкнуть. Взрослый эмигрант, выехавший из России в Америку, достаточно быстро усваивает социальные законы жизни, но гораздо труднее у него происходит усвоение чужих культурных норм и обычаев. Русский физик, программист или инженер, имея высокую квалификацию, признанную за рубежом, за короткое время усваивает права и обязанности, соответствующие его новой должности.

Таким образом, адаптация к социальному порядку жизни в чужой стране происходит быстрее, чем инкультурация - приспособление к чужим ценностям, традициям и обычаям.

Адаптация происходит и при социализации, и при инкультурации. В первом случае индивид адаптируется к социальным условиям жизни, во втором - к культурным. При социализации адаптация легкая и быстрая, при инкультурации - тяжелая и медленная.

Когда человека спрашивают: «Кто ты? », то с точки зрения социализации он должен ответить: «Я - профессор, ученый, инженер, глава семьи». Но с точки зрения инкультурации он обязан назвать свою национальность: «Я - русский».

На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном общении с себе подобными - родственниками, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями одной культуры, у которых сознательно и бессознательно ребенок учится тому, как следует вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, как оценивать события, встречать гостей, реагировать на те или иные знаки внимания и сигналы.

Инкультурация или обучение культуре происходит несколькими путями. Она может происходить непосредственно, когда родители учат ребенка благодарить за подарок или опосредованно, когда тот же ребенок наблюдает, как ведут себя люди в подобных ситуациях. Таким образом, прямое высказывание и косвенное наблюдение («приглядывание») являются двумя важными способами инкультурации. Человек изменяет свое поведение и тогда, когда ему говорят о том, как следует поступать, и тогда, когда он подсматривает, как другие ведут себя в аналогичных ситуациях. Часто люди говорят одно, а делают другое. В этих ситуациях индивид теряет ориентацию и процесс инкультурации затрудняется.

Даже самая простейшая процедура, которую мы многократно проделываем каждый день, а именно прием пищи, с точки зрения культурологии представляет совокупность определенных поз и жестов, наделенных разным смыслом и значением в различных культурах. Одно дело поведение за едой дикаря, совсем другое - поведение культурного человека. Последнего учат всему, в том числе и языку жестов. Цивилизованного человека обучают тому, как удовлетворять свои естественные потребности в соответствии с нормами той или иной культуры. Иначе говоря, культура учит нас, что, когда и как следует есть.

Социализация - врастание в общество, становление человека социального. Конечный процесс социализации - личность.

Можно быть очень социализированным и совершенно некультурным. «Новые русские» - образец превосходного приспособления к изменившейся в 90-е годы социальной реальности, люди, умеющие находить выход из любой ситуации, знающие в этой жизни все ходы и выходы. Это результат превосходной социализации. Однако в большинстве своем «новые русские» - совершенно неинкультурированные люди. Им наплевать на общечеловеческие ценности и христианские заповеди вплоть до «не убий», на этикет поведения и т. п.

В старости процесс накопления культурных норм доходит до своего апогея. Труднее всего приспособиться к нормам чужой культуры пожилому эмигранту, так как ему сложнее всех освободиться от груза прежних культурных привычек.

А что происходит с социализацией? Подчиняется ли она возрастным изменениям и как? Известно, что способность к адаптации с возрастом угасает. Старикам все сложнее приспосабливаться к быстро меняющимся социальным условиям.

Нормы социализма и капитализма могут оставаться социальными, т. е. правилами, помогающими лавировать во внешней среде, но необязательно проникать в душу.

Многие из сочувствующих большевикам до революции были купцами и зажиточными людьми, а это свидетельствует о том, что в капитализме как системе только лишь социальных норм они разбирались неплохо. Сам факт сочувствия большевикам говорит о другом: в их мировоззрение капиталистические нормы не проникли, не стали главными ценностями жизни. Иными словами, капитализм как система культурных норм остался им чужд.

Итак, процессы социализации и инкультурации могут идти в одном направлении, а могут развиваться в противоположных направлениях. Их фазы могут совпадать, но могут существенно различаться. Это два расходящихся потока жизни.

Когда оба процесса совпадают, т. е. идут в одном направлении, мы можем построить единый континуум «социализация - инкультурация».

Континуум показывает то, как у разных типов людей увеличивается или уменьшается культурный и социальный потенциал. Феральные люди - это воспитанные среди волков или других животных человеческие детеныши. Вернувшись в общество, они не способны к нему приспособиться и вскоре погибают. У них минимальный потенциал инкультурации и социализации. Средние величины инкультурации и социализации имеют дети, воспитанные в детских домах и интернатах. Став взрослыми и покинув учреждение, они оказываются плохо приспособленными для полноценной жизни в большом обществе. Они не имеют многого из того, что получают дети в обычных семьях. Наивысший потенциал у интеллигентных людей. Элита общества, как правило, состоит из них. Это социально активные и культурно состоявшиеся люди.

Социализация, по мнению петербургского культуролога Э.В. Соколова, связана с усвоением некоторого обязательного культурного минимума. Речь идет об усвоении основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера. Напротив, термин «инкультурация» подразумевает более широкое явление, а именно приобщение личности ко всему культурному наследию человечества. А значит, не только к своей национальной культуре, но и к культуре других народов. Речь идет об овладении иностранными языками, формировании широкого кругозора, знаний всемирной истории. Итак, инкультурация означает «приобретение широкой гуманитарной культуры». В это понятие входит также профессиональное обучение, ведь приобретение профессиональных знаний не есть необходимое требование социализации.