Искусственное и смешанное кормление. Классификация смесей для правильного искусственного вскармливания. Что такое искусственное вскармливание

Смешанное и искусственное вскармливание не стоит путать с прикормом. В первом случае ребенок получает изрядную долю грудного молока, а его недостаток восполняется смесями. В случае искусственного вскармливания (в отличие от смешанного) грудное молоко по объективным причинам исключено из рациона малыша вовсе. Прикорм же – это введение дополнительных продуктов при полноценном вскармливании материнским молоком.

Правила смешанного вскармливания новорожденного ребенка

Смешанное вскармливание назначается ребенку в связи с недостатком грудного молока у матери.

При смешанном вскармливании ребенок в первой половине года наряду с грудным молоком получает докорм в виде молочных смесей, которые составляют 1/5 суточного объема его рациона.

Показаниями к смешанному вскармливанию со стороны матери являются первичная или вторичная гипогалактия, заболевания (порок сердца с недостаточностью кровообращения, эндокринная патология и пр.). Среди социально-бытовых условий, приводящих к переходу на смешанное вскармливание, чаще встречаются пребывание младенцев в домах ребенка, нежелание матери кормить грудью, невозможность кормить ребенка из-за удаленности места работы и другие факторы.

Правила смешанного вскармливания новорожденного следующие:

  • суточный объем пищи не должен превышать 1000 г;
  • грудное вскармливание сохраняется даже при минимальном количестве молока у матери;
  • введение прикорма и корректирующих добавок проводится раньше, чем при естественном вскармливании;
  • требуется строго соблюдать требования приготовления докорма и прикорма;
  • должен быть обеспечен строгий контроль качества и количества пищи для ребенка.

Если грудное молоко составляет 2/3 или 3/4 общего объема, то эффективность смешанного вскармливания приближается к естественному. При уменьшении доли грудного молока менее половины суточного объема пищи вскармливание приближается к искусственному.

Согласно правилам смешанного вскармливания новорожденного, для сохранения молока у матери необходимо докармливать ребенка после полного опорожнения молочной железы. При увеличении суточного объема докорма до половины общего объема пищи ребенка необходимо прикладывать к груди не менее 4 раз в сутки, докармливание ребенка необходимо проводить с ложечки или из твердой соски с маленьким отверстием.

Расчет количества пищи можно проводить различными способами, самый простой из которых - объемный метод: от 2 недель до 2 месяцев ребенок должен получать объем пищи, равный 1/5 долженствующей массы тела, от 2 до 4 месяцев - 1/6, от 4 до 6 месяцев - 1/7. После 6 месяцев суточный объем должен составлять не более 1 л, разовый объем - 200 мл.

Долженствующую массу тела можно определить по формуле: вес ребенка равен массе при рождении + месячная прибавка. В первые месяцы жизни месячные прибавки массы тела составляют: на 1-м месяце жизни - 600 г, на 2-м - 800 г, на 3-м - 800 г, каждый последующий месяц прибавка на 50 г меньше предыдущего.

Путем контрольных взвешиваний до и после кормления в течение суток устанавливается общий объем полученного ребенком грудного молока и, исходя из этого, вычисляется количество необходимого докорма молочными смесями.

Классификация смесей для правильного искусственного вскармливания

Искусственное вскармливание в отличие от смешанного естественного – это вид вскармливания, при котором ребенок получает только молочные смеси и не получает грудного молока. Показаниями к искусственному вскармливанию являются отсутствие молока у матери или ее тяжелые инфекционные и неинфекционные заболевания. В случае перевода ребенка на искусственное вскармливание он должен быть обеспечен адекватным искусственным питанием.

Существует следующая классификация смесей для искусственного вскармливания:

  • базовые для вскармливания здоровых детей;
  • специальные лечебные для детей с особыми диетическими свойствами;
  • лечебно-профилактические искусственные.

Для правильного искусственного вскармливания здоровых детей применяются адаптированные молочные смеси - заменители женского молока. Они готовятся на основе коровьего молока, но выпускаются продукты, приготовленные козьем или молоке других животных.

Адаптированные виды смесей для искусственного вскармливания подразделяются на базовые начальные, предназначенные для вскармливания детей с первых дней жизни (первая формула). Детям старше с 4-6-месячного возраста рекомендуются последующие смеси, которые могут быть пресными и кисломолочными, сухими или жидкими, готовыми к употреблению. Для активизации микрофлоры и предупреждения дисбактериоза в заменители женского молока включаются пробиотики и другие компоненты, которые присутствуют в материнском молоке, но отсутствуют в коровьем.

В адаптированные смеси для искусственного вскармливания новорожденных входят минеральные добавки (кальций, фосфор, калий, натрий, хлор, железо, цинк, медь, марганец, йод, селен и др.) в наиболее оптимальных соотношениях. Они содержат широкий спектр витаминов: А, С, D, Е, К, В1, В2, В6, В12, фолиевую кислоту, пантотеновую кислоту, биотин, холин. Их количество в смесях приближено к их уровню в грудном молоке.

Последующие смеси для искусственного вскармливания, применение которых рекомендовано с 6 до 12 месяцев, обозначаются цифрой 2. Это указывает на возраст, с которого их можно применять. Они отличаются от грудного молока по более высокому уровню белка, минеральных веществ, витаминов. В них могут отсутствовать компоненты, присутствующие в начальных молочных смесях.

Все сведения о составе продукта указываются на этикетке смеси. Приобретают смеси в специализированных магазинах и отделах детского питания и готовят по прилагаемым инструкциям.

Для докорма и вскармливания детей чаще применяются адаптированные смеси, на упаковках которых написано, в каком возрасте они применяются.

Применяемые смеси в зависимости от возраста должны иметь сходные условия производства. Заменять смеси необходимо, когда появляются симптомы потери в весе, беспокойство ребенка, расстройства стула.

При проведении частичного грудного и искусственного вскармливания могут отмечаться некоторые ошибки. К ним относятся:

  • необоснованная замена молочных смесей;
  • назначение кисломолочных смесей в первые месяцы жизни без особой на то надобности;
  • термическая обработка, не соответствующая инструкции, при которой утрачиваются биологические свойства смесей;
  • завышение или занижение объема смеси при кормлении.

Статья прочитана 873 раз(a).


Смешанное вскармливание – это сочетание кормления ребенка первого года жизни грудным молоком (не менее 1/5 суточного объема) и адаптированными детскими молочными смесями.

При искусственном вскармливании грудное молоко либо полностью отсутствует, либо его доля составляет менее 1/5 в суточном рационе ребенка.

Введение докорма или перевод ребёнка на полное искусственное вскармливание должны быть строго обоснованными и могут осуществляться только в том случае, когда весь арсенал средств, направленных на профилактику гипогалактии и стимуляцию лактации, оказывается неэффективным. В таких случаях в питании детей важно использовать адаптированные молочные смеси, созданные с учетом современных требований к их составу.

Перевод ребенка на искусственное вскармливание, особенно в первые месяцы жизни для него далеко не безразличен, являясь своеобразным «метаболическим стрессом». Ни одна даже самая современная искусственная смесь не может являться полноценной заменой материнского молока. В связи с этим максимальное внимание врачей и среднего медицинского персонала должно уделяться правильному выбору «заменителей» женского молока с учетом индивидуальных особенностей здоровья, физического развития и аппетита

Существует несколько видов адаптированных молочных смесей (рис. 1):

Для детей первых 5–6 месяцев жизни - «начальные» или «стартовые» смеси;

Для детей второго полугодия жизни - «последующие» смеси;

Смеси от «0 до 12 месяцев» могут применяться на протяжении всего первого года жизни ребенка.

Состав «начальных» смесей максимально адаптирован к физиологическим потребностям и особенностям обмена веществ и пищеварения детей первых месяцев жизни. В последнее время наблюдается тенденция к снижению уровня белка в современных молочных продуктах с целью его количественного приближения к таковому в женском молоке. Это стало возможным благодаря улучшению качества белкового компонента. Так, в большинстве «начальных» смесей количество белка составляет 1,4-1,6 г/100 мл, а минимальный уровень - 1,2 г/100 мл (содержание белка в 100 мл женского молока составляет 0,9-1,2 г).

Белковый компонент таких продуктов представлен смесью легкоусвояемых сывороточных белков, с полным набором заменимых и незаменимых аминокислот. Однако их количество, соотношение не могут соответствовать этим параметрам материнского молока. Соотношение сывороточных белков и казеина в детских молочных смесях последнего поколения составляет 60:40 или 50:50, причем наиболее оптимальным является соотношением - 70:30. Все адаптированные молочные смеси обогащены таурином, в состав некоторых дополнительно введены отдельные аминокислоты и a-лактальбумин. Все большее количество искусственных смесей содержит в своем составе нуклеотиды.

Рис. 1. Характеристика современных адаптированных молочных смесей

Жировой компонент женского молока значительно отличается от такового коровьего молока. В первую очередь это связано с наличием в нем незаменимых ПНЖК, чрезвычайно важных для правильного роста и развития ребенка, формирования центральной нервной системы, адекватного иммунного ответа. Состав жирового компонента «начальных» смесей приближен к уровню липидов женского молока. С этой целью в них вводятся растительные масла, богатые полиненасыщенными жирными кислотами. Соотношение линолевой и a-линоленовой жирных кислот в смесях последнего поколения приближается к таковому в женском молоке, составляя 10:1. Для улучшения усвоения жира в молочную смесь вводят небольшое количество природных эмульгаторов (лецитина, моно- и диглицеридов), которые способствуют образованию мелких жировых глобул и более легкому усвоению жира. В состав большинства смесей вводят также L-карнитин, способствующий ассимиляции жирных кислот на клеточном уровне. Современной тенденцией является обогащения смесей длинноцепочечными полиненасыщенными жирными кислотами (арахидоновой и докозагексаеновой), которые являются предшественниками эйкозаноидов (простагландинов, тромбоксанов, лейкотриенов), необходимых для миелинизации нервных волокон, дифференцировки клеток сетчатки глаза, участвующих в формировании и стабилизации клеточных мембран и др.

В качестве углеводного компонента используется, в основном, лактоза или ее комбинация с мальтодекстрином (до 25%), обладающим бифидогенным действием и снижающим осмолярность продукта. Ряд продуктов содержит галакто- и фруктоолигосахариды, обладающие пребиотическими свойствами и способствующие избирательному росту в кишечнике индигенной флоры, преимущественно бифидобактерий («Нутрилон»). Продукты «Сэмпер Бифидус» и «Тема 2» содержит лактулозу, также являющуюся пребиотиком, послабляющий эффект которой клинически доказан.

Соотношение кальция и фосфора в смесях находится в диапазоне 1,5:1 – 2,0:1, что обеспечивает правильное развитие костной ткани и предупреждает появление рахита. Оптимальным является соотношение 2:1. Предусматривается также оптимальное соотношение калия и натрия, равное 3:1. Для улучшения усвоения железа и его использования в процессах кроветворения очень важно наличие в продукте достаточного количества аскорбиновой кислоты (5 – 10 мг в 100 мл), а также оптимальное соотношение железа и цинка – 2:1 и железа и меди – 20:1, поскольку при таком балансе не происходит нарушение всасывания этих микроэлементов.

Уровень витаминов в адаптированных молочных смесях превышает таковой в женском молоке в среднем на 15-20%, так как их усвояемость из коровьего молока более низкая, чем из женского. При этом большое внимание уделяется достаточному введению витамина D, участвующего в процессах обмена кальция и минерализации костной ткани. Его содержание в 100 мл готовой смеси составляет 40 – 50 МЕ. Во все смеси добавлены витамины группы В, витамин Е, обладающий антиоксидантной активностью, витамин А, принимающий участие в иммунных реакциях организма, а в некоторые смеси введен b-каротин.

Содержание белка, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов в смесях должно соответствовать отечественным («Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», СанПиН 2.3.2.1078-01, п. 3.1.1.1.) и международным (Codex Alimentarius Commission of FAO/WHO; European Society or Paediatric Gastroenterology, Hepatology and Nutrition, Директива ЕС 1996 г) стандартам для адаптированных молочных смесей.

Важным показателем адекватности смеси физиологическим особенностям детей первого года жизни является ее осмолярность (сумма растворимых компонентов, определяющих ее осмотическое давление). Избыточная осмолярность смеси может создать дополнительную нагрузку на энтероциты слизистой оболочки тонкой кишки и незрелые почки ребенка и поэтому не должна превышать 290- 320 мОсм/л.

«Последующие» смеси, в отличие от «начальных», содержат более высокое количество белка (1,5 – 1,8 г в 100 мл). Преобладание сывороточных белков над казеином уже не является обязательным, но при составлении композиции белкового компонента все большее число производителей отдают предпочтение преимущественному содержанию сывороточной фракции. Продукты для детей этой возрастной группы содержат весь необходимый набор витаминов и минеральных веществ в соответствии с рекомендуемыми нормами потребления и отличаются более высоким содержанием железа, кальция, цинка по сравнению с «начальными» смесями. Поскольку у детей к 4 - 5 месяцам жизни, полученные внутриутробно запасы железа истощаются, требуется дополнительное введение в смесь этого важного микронутриента (1,1 – 1,4 мг железа в 100 мл.).

Смеси «от 0 до 12 месяцев» используются в питании детей на протяжении всего первого года жизни. В белковом компоненте могут преобладать как сывороточные белки, так и казеины, причем в данном случае казеиновая основа продукта подвергается специальной технологической обработке, облегчающей ее переваривание и усвоение.

В ряд сухих пресных смесей введены пробиотики: бифидо- и лактобактерии, являющиеся основной физиологической флорой кишечника ребенка («Нутрилак Бифи», «НАН 2», «ХиПП 1» и «ХиПП 2»). Современные технологии позволяют обеспечивать сохранность микроорганизмов в продукте на протяжении всего срока годности.

Кроме сухих адаптированных молочных смесей, существуют аналогичные им по составу жидкие продукты, как пресные, так и кисломолочные. Их использование имеет несомненные преимущества: они готовы к употреблению, исключается неправильная дозировка порошка, гарантировано качество используемой воды. Однако их производство налажено только в Европейской части России, поэтому целесообразно наладить выпуск таких продуктов на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.

В настоящее время в питании грудных детей широко и успешно используются адаптированные кисломолочные продукты. Для их приготовления подбираются специальные штаммы лактобактерий (Lactobacillus rhamnosus (LGG), Lactobacillus acidofilus, и болгарская палочки), бифидобактерий (Bifidobacterium Lactis Bb12, Bifidobacterium bifidum, Bifidobacterium infantis) и термофильный стрептококк. Закваски могут быть монокомпонентными и комбинированными. Кисломолочные продукты, содержащие бифидо- и лактобактерии, относятся к числу продуктов с пробиотическими свойствами.

В процессе молочнокислого брожения продукты приобретают ряд важных свойств: в них снижается уровень лактозы, накапливаются бактерицидные вещества, молочная кислота, происходит частичное расщепление молочного белка, что облегчает переваривание продукта и его усвоение, а также несколько снижается антигенность белкового компонента.

Адаптированные кисломолочные смеси могут вводиться в питание детей, наряду с пресными детскими молочными смесями, с первых недель жизни. В то же время кефир и другие неадаптированные кисломолочные продукты недопустимо вводить в питание детей первого полугодия. В настоящее время они используются, начиная с 8 месяцев.

В рационе ребенка первых месяцев жизни возможно комбинировать адаптированные пресные и кисломолочные смеси в соотношении 2:1 - 1:1, особенно при нарушениях процессов пищеварения и риске развития алиментарно-зависимых заболеваний. Применение только кисломолочных смесей (особенно с высокой кислотностью) может вызвать срыгивания, отказ ребенка от продукта, определенные сдвиги в кислотно-щелочном состоянии. В настоящее время появились современные сухие кисломолочные смеси («Нутрилак кисломолочный», «НАН кисломолочный») с более низкой кислотность, что позволяет использовать их в качестве основного продукта питания.

Алгоритм выбора смеси

При выборе смеси, наиболее адекватной для вскармливания ребенка, следует учитывать:

Для детей первых 4–6 месяцев жизни - «начальные» или «стартовые» смеси;

Возраст ребенка. В первые 2-3 недели жизни предпочтительнее назначать пресные, а не

кисломолочные заменители женского молока. В последующем возможно сочетание

адаптированных пресных и кисломолочных смесей 1:1, либо 2: 1;

Степень адаптированности смеси. Чем меньше возраст ребенка, тем в большей степени он нуждается в максимально адаптированных смесях. Это «стартовые» или «начальные» - смеси, предназначенные для детей от 0 до 5-6 месяцев жизни. В первом полугодии жизни можно использовать смеси «от 0 до 12 мес.» с 5-6 мес. назначаются «последующие» формулы;

Функциональные возможности желудочно-кишечного тракта;

Социально-экономические условия семьи. Все дети грудного возраста должны получать современные адаптированные молочные продукты. Дети из социально незащищенных семей должны получать питание бесплатно (адресная поддержка);

И ндивидуальную переносимость смеси. Ребенок выбирает смесь по вкусу.

Критерием правильного выбора смеси является хорошая толерантность ребенка к данному продукту: ребенок с удовольствием ест смесь, у него отсутствуют диспепсические расстройства (срыгивания, рвота, жидкий, плохопереваренный стул или запоры), проявления атопического дерматита, дефицитные состояния (железодефицитная анемия, гипотрофия, паратрофия и др.).

Среднесуточные нормы физических потребностей в основных пищевых веществах и энергии и способы расчета необходимого суточного количества пищи приведены в приложениях 1 и 2.

Материалы для данной главы также предоставлены: к.м.н. Лукояновой О. Л. (Москва), к.м.н. Капрановой Е. И (Москва)



10. Вскармливание детей первого года жизни. Естественное, искусственное и смешанное вскармливание. Режимы и правила.

Правильное вскармливание детей раннего возраста – это не только гармоничное развитие и рост малыша, но и закладка фундамента его здоровья и устойчивости к инфекционным заболеваниям и неблагоприятным факторам окружающей среды.Самое большое внимание родители должны уделять вопросам питания детей первого года жизни. Это связано главным образом с особенностями их организма (отсутствие запаса питательных веществ, несформированные обменные процессы и неразвитый механизм защиты), что затрудняет процесс усвоения полезных веществ, поступающих с пищей.Разговор о питании детей первого года жизни необходимо начать с рассмотрения 3 основных видов вскармливания: естественного, искусственного и смешанного.

2.Естественное вскармливание

Естественное(грудное) вскармливание- форма питания новорождённого ребенка, является единственным физиологически адекватным питанием новорождённого и грудного ребёнка.

Естественным называется вскармливание ребенка грудным молоком. Женское молоко является уникальным и наиболее сбалансированным продуктом питания для ребенка первого года жизни; Состав грудного молока каждой матери точно соответствует потребности именно ее малыша в различных веществах: белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах; Материнское молоко содержит особые вещества – ферменты, способствующие перевариванию и усвоению белков, жиров и углеводов; В молоке матери присутствуют иммуноглобулины и иммунные клетки, защищающие ребенка от большинства инфекционных заболеваний: кишечных инфекций, инфекционного гепатита, дифтерии, столбняка и других;

2.1. Преимущества женского молока:

1. Женское молоко полностью лишено антигенных свойств, в то время как белки коровьего молока обладают резко выраженной антигенной активностью, что способствует появлению и усилению аллергических реакций у грудных детей.

2. Общее количество белка в грудном молоке значительно меньше, чем в коровьем, по структуре он близок белкам клеток ребенка. В нем преобладают мелкодисперсные фракции, частицы грубодисперсного белка казеина в несколько раз мельче, чем в коровьем молоке, что обеспечивает створаживание грудного молока в желудке более нежными хлопьями и тем самым более полное его переваривание.

3.Женское молоко содержит такое уникальное вещество как таурин – серосодержащую аминокислоту, обладающую нейро-активными свойствами. При искусственном же вскармливании неизбежно возникают белковые перегрузки, так как в коровьем молоке содержится в три раза больше аминокислот. Эти перегрузки сопровождаются интоксикацией, поражением почек из-за нарушения обменных процессов.

4. Женское молоко, особенно молозиво, выделяющееся в первые 3-4 дня, очень богато иммуноглобулинами, особенно класса А, причем 90% приходится на секреторный IgA, который играет фундаментальную роль в местном иммунитете желудочно-кишечного тракта новорожденных. Лейкоциты грудного молока синтезируют интерферон: в нем содержится большое количество макрофагов, лимфоцитов. Уровень лизоцима в 300 раз выше, чем в коровьем молоке. В нем содержится антибиотик лактофелицин. Благодаря этому естественное вскармливание обеспечивает становление иммуно-биологической защиты грудного ребенка, в связи с чем заболеваемость и смертность детей, находящихся на грудном вскармливании, значительно ниже, чем при искусственном.

5. Количество жира в женском и коровьем молоке практически одно и то же, но имеется значительная разница в его составе: в грудном молоке содержится в несколько раз больше ненасыщенных жирных кислот. Расщепление жира у грудных детей начинается в желудке под влиянием липазы грудного молока; оно стимулирует появление активной кислотности в желудке, способствует регуляции эвакуаторной функции желудка и более раннему выделению панкреатического сока. Все это облегчает переваривание и усвоение жира, отдельные компоненты которого входят в состав клеток всех тканей и биологически активных веществ, расходуются на миелинизацию нервных волокон, обеспечивая повышенную потребность в жирах ребенка 1-го года жизни.

6. Углеводы в грудном молоке содержатся в относительно большом количестве. Они в значительной степени определяют микробную флору кишечника. В их состав входит В-лактоза (до 90%), которая вместе с олигоаминосахаридами стимулирует рост нормальной флоры с преобладанием бифидобактерий, подавляя тем самым пролиферацию патогенных микроорганизмов и кишечной палочки. Кроме того, В-лактоза участвует в синтезе витаминов группы В.

7. Исключительно богато женское молоко различными ферментами: амилазой, трипсином, липазой (липазы в грудном молоке больше, чем в коровьем почти в 15 раз, амилазы – в 100 раз). Это компенсирует временную низкую ферментатив-ную активность ребенка и обеспечивает усвоение довольно большого объема пищи.

8. Важное значение для растущего организма имеет минеральный состав пищи, содержание в ней биоэлементов. Концентрация кальция и фосфора в грудном молоке ниже, но усвоение их в два раза лучше, чем из коровьего. Поэтому при естественном вскармливании дети гораздо легче и реже болеют рахитом. Содержание биоэлементов (натрий, магний, хлор, железо, медь, цинк, кобальт, сера и др.) в грудном молоке оптимально и соответствует потребностям ребенка. В грудном молоке содержится в четыре раза меньше натрия, чем в коровьем. Избыточные нагрузки натрием могут быть причиной вегетососудистой дистонии с колебаниями артериального давления в период полового созревания, а также более тяжелых и более частых кризов при гипертонической болезни взрослого.

9. Грудное молоко отличается от коровьего более высоким содержанием и более высокой активностью витаминов, в частности витамина Д, что также способствует профилактике рахита.

10. Показано, что при естественном вскармливании в дальнейшем лучше половая потенция, выше фертильность.

11. При естественном вскармливании закладываются пожизненно закрепленные отношения к матери, ее последующее влияние на поведение ребенка, а также формируется будущее родительское поведение.

2.2.Режим и техника естественного вскармливания.

Важную роль в становлении лактации у родившей женщины играет время первого прикладывания ребенка к груди, которое в настоящее время рекомендуется осуществлять сразу же после рождения, непосредственно в родильном зале в первые 30-60 минут после родов с учетом состояния новорожденного и роженицы. Раннее прикладывание к груди положительно сказывается на состоянии и матери и ребенка, ускоряет начало выработки молока, увеличивает его продукцию. Важно подчеркнуть, что первые порции материнского молока (молозиво) содержат значительные количества иммуноглобулинов и других защитных факторов, в связи с чем их поступление в организм ребенка обеспечивает повышение устойчивости младенца к инфекциям и другим неблагоприятным внешним факторам, с которыми он сталкивается сразу же после рождения.

Другим ключевым фактором обеспечения полноценной лактации является режим свободного вскармливания новорожденного, при котором дети сами устанавливают интервалы между кормлениями, что может быть достигнуто при совместном пребывании матери и ребенка в одной палате.

В настоящее время следует признать существенно большую эффективность "свободного" вскармливания или, иначе, вскармливания по "требованию ребенка", под которым понимают прикладывание ребенка к груди столько раз и в такое время, в какое требует ребенок, включая ночные часы. Частота кормления зависит от активности рефлекса новорожденного и массы тела при рождении. Новорожденный ребенок может "требовать" от 8-10 до 12 и более прикладываний к груди за сутки. Длительность кормления может составлять 20 минут и более. К концу первого месяца жизни частота кормлений обычно снижается (до 7-8 раз), а длительность кормления уменьшается. Ночные кормления при свободном вскармливании новорожденных детей не исключаются: от ночных кормлений ребенок должен отказаться сам. Свободное грудное вскармливание способствует становлению оптимальной лактации и установлению тесного психоэмоционального контакта между матерью и ребенком, что очень важно для правильного эмоционального и нервно-психического развития младенца.

Важное значение имеет правильная техника кормления грудью. В первые дни после рождения можно кормить детей в одно кормление одной грудью. После "прихода" молока можно кормить ребенка каждое кормление из обеих грудей, так чтобы кормление заканчивалось из той груди, с которой начиналось кормление.

Кормить следует в удобной для матери позе, в спокойной обстановке. Наиболее удобное положение сидя так, чтобы ребенок находился в вертикальном положении (профилактика попадания воздуха в желудок малыша). В ночное время и при невозможности кормить малыша сидя, можно кормить лежа на боку. Желательно, чтобы при кормлении ребенок имел возможность максимально тесно контактировать с матерью (контакт "кожа к коже", "глаза в глаза"). При таком тесном контакте происходит не только формирование привязанности ребенка к матери, но и дополнительная гормональная стимуляция лактации, что особенно важно как при ее становлении в первые дни и недели после родов, так и при временном уменьшении лактации в связи с так называемыми лактационными кризами.

3.Смешанное вскармливание

Смешанное вскармливание – это система кормления ребенка, в которой докорм смесью производится наравне с питанием грудью без четкого режима (по требованию), при этом объем смеси занимает не более половины всего объема питания.

·недостаточный набор веса

·недоношенность;

·болезнь мамы, прием ею медикаментов, несовместимых с грудным вскармливанием;

·жизненная ситуация: маме необходимо работать или учиться.

Режим питания при смешанном вскармливании индивидуален и в большей степени зависит от того, какую часть питания малыш получает с грудным молоком, а какую – со смесью.

Главное правило смешанного вскармливания – это предлагать малышу смесь только после кормления грудью. При этом докорм не является отдельным кормлением. В этом случае предполагается, что у мамы молока достаточно и докорм вводится лишь в небольших количествах. Каждое кормление малыша тогда начинается с прикладывания к груди, что стимулирует усиление лактации. Если же сначала давать малышу смесь, то он вполне может отказаться брать грудь по причине сытости или потому, что это значительно сложнее, чем пить из бутылочки. Режим питания соответствует режиму при грудном вскармливании, то есть грудь малышу дается по требованию. Если же после прикладывания к груди мама видит, что малыш не наелся, то докармливает его смесью.

Вариант обязательного прикладывания к груди, а затем при необходимости докармливание смесью – наиболее приближенный к грудному вскармливанию вариант смешанного вскармливания. Но, к сожалению, не всегда и он бывает возможен.

Если грудного молока не хватает на весь день, приходится чередовать кормление грудью и кормление из бутылочки. Наибольший прилив молока у мамы бывает утром, а к вечеру при сильном снижении лактации его практически не остается. В этом случае одно кормление полностью или два-три кормления частично заменяются смесью. Режим питания должен быть относительно фиксированным: смесь не рекомендуют давать малышу чаще, чем через 2 часа после предыдущего кормления. Чаще всего заменяют смесью кормление перед ночным сном, тогда ребенок наедается и крепко, спокойно спит.

Если мама вынуждена работать или учиться, то во время ее отсутствия малыша кормят смесью, а в остальные кормления он получает грудное молоко.

3.1.Правила смешанного вскармливания

1.Докорм(искусственную смесь) следует давать только после прикладывания ребенка к обеми грудным железам и после полного их опорожнения, даже при минимальном количестве молока. Это делается из-за того, что в начале кормления у ребенка наиболее выражен аппетит и он активно состет грудь. Если же вначале дать искусственную смесь, то во-первых Вы не знаете в каком колечестве ее дать, а во-вторых, после удовлетворения аппетита ребенок не захочет сосать грудь, так как это гораздо сложнее чем есть из бутылочки.

В случае социально-бытовых условий, когда мама вынуждена отсутствовать в течении определенного количества времени или при лечении некоторых заболеваний матери можно прибегнуть к следущему способу кормления. Ребенок в течении дня 2-3 раза получает искусственную смесь, а остальные кормления грудное молоко;

2.Докорм лучше давать из ложечки (есили его объем не очень большой), так как более легкое поступление смеси из бутылочки может способствовать тому, что ребенок откажется от гуди. При большом объеме докорма как привило используют бутылочку. Бутылочка должна быть с достаточно упругой соской с мелкими отверстиями (чтобы ребенок прилагал усилия во время сосания);

3.Режим питания. Наиболее оптимальным является свободный режим вскармливания. Но можно кормить ребенка и по графику, в этом случае частота кормления может быть уменьшена на одно кормление по сравнению с естественным вскармливанием;

4.Смесь, бутылочки, соски должны быть стерильными. Температура готовой смеси - 37-38 грудусов;

5.Прикорм при смешанном вскармливании вводиться на 2-3 недели раньше, чем при естественном вскармливании.

Для расчета потребностей ребенка в пищевых ингредиетнах учитывают возраст ребенка, к какому виду вскармливания приближено питание (искусственному или естественному), вид применяемой смеси (адаптированная, неадаптированная).

3.2.Существуют 2 метода введения докорма:

1. Классический метод - ребенок в каждом кормлении прикладывается к груди, а затем докармливается смесью до необходимого объема.

2. Метод чередования - ребенок прикладывается к груди через кормление и полностью покрывает необходимое количество пищи женским молоком; и через кормление необходимое количество молока покрывается искусственной смесью.

4.Искусственное вскармливание

Искусственное вскармливание - это вид кормления, при котором малыш на первом году своей жизни не получает маминого молока и питается только искусственными смесями.

Искусственное вскармливание может применяться, если у матери совсем нет молока или ребенок по каким-то причинам не может или не хочет пить материнское молоко.

4.1.Правила искусственного вскармливания

1.Искусственное вскармливание предусматривает систематический расчет энергетической ценности пищи, содержания белков, жиров и углеводов при каждом его изменении в связи с тем, что на искусственном вскармливании возможно как недокармливание ребенка, так и его перекорм. Показателем пригодности смеси являются данные нормального развития ребенка.

2.Объем пищи в сутки при искусственном вскармливании должен соответствовать объему естественного вскармливания.

3.Проводить искусственное вскармливание рекомендуется адаптированными молочными смесями «Малютка». «Малыш», «NAN» и др., которые по своему составу максимально приближены к женскому молоку. Неадаптированные молочные смеси в настоящее время в питании детей практически не используются.

4.Смеси дают всегда только свежеприготовленными и подогретыми до температуры 35-40°С. Отверстие соски должно быть не слишком большим, молоко должно вытекать через него из опрокинутой бутылочки каплями. Категорически запрещается готовить смеси на длительные промежутки времени.

5.Бутылочку при кормлении держат под таким углом, чтобы горлышко ее было все время заполнено смесью во избежание заглатывания ребенком воздуха.

4.2.Режим

первая неделя жизни – 7-10;

1 неделя – 2 месяца – 7-8;

2-4 месяца – 6-7;

4-9 месяцев – 5-6;

9-12 месяцев- 5.

4.3.Наиболее распространенными ошибками при искусственном вскармливании являются:

Слишком частые изменения в пище. Замена одной смеси другой должна производиться при аллергических реакциях, длительном прекращении увеличения массы тела, отказе ребенка от этой смеси. Даже грудной малыш имеет право иметь свои вкусы и не всегда согласен с тем, что ему предлагают;

Ограничение диеты и перевод ребенка на новую смесь при малейшем ухудшении стула;

Назначение кисломолочных смесей в больших количествах, особенно в первые 7 дней жизни, хотя они легче переносятся малышами со скрытой лактазной недостаточностью и обладают антибиотической активностью. Однако при вскармливании только кисломолочными смесями отмечается нарушение обмена веществ.

4.4.При кормлении ребенка молочной смесью рекомендуется соблюдать следующие правила:

1. Готовьте ее непосредственно перед кормлением в предварительно простерилизованной посуде.

2. В процессе разведения смеси руководствуйтесь прилагаемой к упаковке или напечатанной прямо на ней инструкцией.

3. Разводите ее водой, предназначенной специально для детского питания: она не содержит никаких вредных веществ.

4. Перед тем как дать смесь малышу, обязательно проверьте ее температуру: она должна соответствовать температуре тела.

Смешанным называется вскармливание ребёнка грудным молоком и искусственными молочными смесями.

Искусственное вскармливание – это вскармливание только молочными смесями.

Показанием к переводу ребёнка на смешанное вскармливание является наличие клинических признаков недокорма (беспокойство ребёнка между кормлениями, уплощение весовой кривой, более густой стул, редкое мочеиспускание) и результаты контрольного кормления.

Показаниями для перевода на искусственное вскармливание являются состояние здоровья матери или отсутствие у неё молока.

Докормом называется дополнительное питание молочными смесями.

Правила введения докорма:

1. Докорм даётся после кормления грудью;

2. В зависимости от количества грудного молока докорм назначают после каждого кормления, после 2-х – 3-х кормлений, в виде самостоятельного кормления.

3. Прикладывать ребёнка к груди следует не менее 3-4 раз в сутки (иначе снижается лактация).

4. В сутки в качестве докорма ребёнок должен получать не более 2-х разных смесей.

5. Если объём докорма невелик (30-50 мл), его нужно давать с ложечки, если объём больше 50 мл – из бутылочки с соской.

6. Докорм даётся после кормления сразу (если ребёнок не съел, не следует давать докорм повторно через некоторое время).

8. При нарушении процессов пищеварения предпочтение отдается кисломолочным смесям. Их количество не должно превышать ½ суточного объёма питания.

9. Смесь готовится непосредственно перед употреблением.

Правила смешанного и искусственного вскармливания:

1. Контроль за количеством и качеством пищи должен быть более строгим, чем при грудном вскармливании.

3. Сроки введения коррегирующих добавок и прикорма те же при применении адаптированных смесей, что и при кормлении грудью и назначаются в той же последовательности. При вскармливании ребёнка неадаптированными смесями прикорм вводят на 1 месяц раньше.

4. Необходимо строго соблюдать санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи.

5. Грудное молоко следует как можно дольше сохранять даже в небольшом количестве.

Итак, при смешанном и искусственном вскармливании следует использовать молочные смеси.

Виды молочных смесей:

Адаптированные смеси – это смеси, по составу приближенные к женскому молоку. К ним относятся:

Сладкие – («Нутрилон», «Витолакт», «Симилак», «Бона», «Тутелли», «Пилти»

Кисломолочные («Витолакт кисломолочный», «Биолакт адаптированный»,


«Бифилакт», «Лактолин» и др.)

К неадаптированным смесям относятся также сладкие (цельное молоко, «Крепыш», «Здоровье» и др.) и кисломолочные (ацидофильное молоко, кефир детский, «Биолакт –1,2» и др.). Удовлетворительное развитие детей может быть достигнуто только при использовании адаптированных смесей. Кисломолочные смеси рекомендуются детям с неустойчивым стулом.

Простые неадаптированные молочные смеси из-за неполноценного состава неудовлетворяющего возрастным потребностям детей не могут быть рекомендованы к длительному применению в качестве основного источника питания. Их можно использовать в исключительных случаях при условии обязательной коррекции рациона недостающими пищевыми ингредиентами.

Существуют также диетические молочные продукты лечебного питания, также применяемые у грудных детей при различных патологических состояниях и заболеваниях.

Для недоношенных детей – «Детолакт –ММ», «Хумана – О», «Новолакт-ММ».

Для детей, страдающих аллергией к коровьему молоку – «Нутри-Соя», «Симилак - изомил», «Беллакт – Соя» и др.

Для детей с анемией – «Нан –Нан», «Детолакт», «Симилак» и др.

Для детей с генетическими нарушениями – низкобезлактозные смеси.

Для энтерального питания - энпиты, инпитан.

Биологически активные добавки :

БАД – 1б (с бифидумбактериями)

БАД – ИГ (со специфическим противостафилококковым иммуноглобулином)

БАД – 1л (с лизоцимом) и другие.

Лекция Тема: «Период грудного возраста» (физическое и нервно-психическое развитие)

Грудной возраст продолжается с 29 дня жизни до 1 года. Само название подчеркивает, что в этот период жизни наиболее тесен контакт матери и ребёнка, мать кормит грудью своего ребёнка. Основные процессы адаптации к внеутробной жизни уже завершены, механизм грудного вскармливания достаточно сформирован и происходит очень интенсивное физическое и нервно-психическое развитие, устанавливается моторика, начинает формироваться интеллект.

Особенностями периода грудного возраста можно считать :

1. Выраженная анаболическая направленность обмена веществ, так как идёт очень интенсивный рост – длина тела увеличивается на 50% (с 50-52 см до 75-77 см), масса тела утраивается (с 3-3,5 кг до 10-10,5 кг). Энергетическая потребность ребёнка превышает потребность взрослого в 3 раза (в расчёте на 1 кг веса). Если бы у взрослого сохранялась энергетическая потребность как у ребёнка, то взрослому человеку необходимо было бы получить 10-12 литров пищи в сутки. Высокая интенсивность обмена объясняет нередкие его нарушения в грудном возрасте:

Диатезы (экссудативно-катаральные, лимфатико-гипопластические);

Гиповитаминозы;

Гипотрофии и паратрофии

2. Относительно большой объём пищи (в расчёте на кг массы тела), получаемый ребёнком, предъявляет повышенное требование к работе желудочно-кишечного тракта ребёнка. Вместе с тем в этом возрасте нервная регуляция и ферментная система желудочно-кишечного тракта ещё недостаточно зрелы. Сочетание этих факторов довольно часто приводит к желудочно-кишечным расстройствам.

3. Кишечник ребёнка обильно кровоснабжается, слизистая его обладает повышенной проницательностью, поэтому в организме могут быть легче попадать вредные агенты и вызывать общую реакцию организма (бактерии-возбудители заболеваний, токсины, аллергены и т.п.).

4. Неустойчивый иммунный статус. Новорождённый обладает пассивным иммунитетом (получил антитела от матери внутриутробно). В 4-6 месяцев снижается пассивный иммунитет, активных ещё нет, поэтому в грудном возрасте дети склонны к инфекционным заболеваниям (ОРВИ, стрептодермии и др.)

5. В грудном возрасте ребёнок много лежит, поэтому плохо вентилируются отделы лёгких. Дыхательные пути ребёнка узкие, защитные свойства слизистой снижены. Эти факторы объясняют частую патологию органов дыхания у грудных детей.

6. Кожа и слизистые грудного ребёнка богаты кровеносными и лимфатическими сосудами, легко ранимы, обладают повышенной проницательностью для вредных агентов (вирусы, микробы, токсины, аллергены).

7. В грудном возрасте активно проводится профилактическая вакцинация.

Знание особенностей грудного периода позволит среднему медицинскому работнику грамотно организовать уход за ребёнком этого возраста и защитить его от возможных осложнений, связанных с этими особенностями.

Основные направления ухода – это :

Контроль за физическим и нервно-психическим развитием;

Рациональное вскармливание;

Гигиенический уход;

Физическое воспитание и закаливание;

Эстетическое воспитание.

Под физическим развитием понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма, обусловленных наследственными факторами и конкретными условиями внешней среды.

Физическое развитие – комплекс генетически детерминированных признаков, реализация которых зависит от условий внешней среды.

Например: если родители ребёнка высокого роста, то генотип ребёнка предполагает его высокий рост, но если ребёнок часто болеет, плохо питается, живёт в плохих условиях, то он будет иметь гораздо более низкий рост, чем определено генотипом.

Роль наследственных факторов и условий внешней среды в физическом развитии наглядно прослеживается в явлении, которое называется акселерацией (более ранее половое созревание, физическое и психическое развитие).

Акселерация обусловлена изменением генотипа следствие большой миграции населения. Средний рост детей в городах всероссийских строек выше, чем в городах со стабильным населением. Нельзя исключить и роль социальных условий – темпы акселерации в развитых странах выше, чем в слаборазвитых. Термин «Физическое развитие» в клинической педиатрии понимают, как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела) и биологическое созревание.

Наиболее наглядно и просто оценивать физическое развитие ребёнка по его антропометрическим показателям.

Антропометрические измерения были введены в медицинскую практику в 30-х годах XIX столетия. Основными антропометрическими показателями являются:

Масса тела;

Длина тела;

Окружность головы;

Окружность грудной клетки.

Для оценки физического развития необходимо :

1. Определить возраст

2. Провести антропометрию

3. Определить соматотип (гипосомия-низкий рост, нормосомия-нормальный рост, гиперсомия-высокий рост) по таблицам рядов роста в различном возрасте

4. Определить гармоничность развития (соответствие массы и роста) по таблицам величины массы при различной длине

5. Определить вариант физического развития по таблицам вариантов

6. Сделать итоговую запись антропометрического исследования.

Смешанное и искусственное вскармливание - не редкость в наше время. Почему мамы вынуждены бросать ГВ или ограничивать ребенка в пребывании у груди? Иногда для этого есть веские причины, но чаще страхи мамы и осуждения близких людей и врачей.

«Мало молока », - такой вердикт слышала, наверное, каждая вторая мама. «Начни смешанное вскармливание и спроси у врача сколько смеси давать и какую лучше». Выводы о количестве молока у кормящей мамы делают обычно на основании следующих наблюдений за ребенком.

1. Часто сосет грудь. Это означает молочный криз у мамы. Ситуация очень распространенная, естественная и разрешимая. Нужно просто продолжать кормить ребенка. И в течение максимум 7 дней все нормализуется, и малыш начнет просить грудь реже.

2. Плохо спит ночью. Многие дети, независимо от типа питания, часто просыпаются по ночам до 1-2 лет. Так устроена их нервная система. Кроме того, причин для частых пробуждений много. Не только голод. Возможно, ребенку не нравится постельное белье, матрасик кажется неудобным, кроватка слишком тесной. Или в комнате сухой воздух и очень душно. Кстати, качественное проветривание и открытая форточка ночью очень помогают наладить детский сон.

3. Слишком часто кричит, капризничает. До 3-4 месяцев жизни практически все дети страдают кишечными коликами. Обычно их отличают по следующим признакам - ребенок начинает кричать, не успокаивается по 1-2 часа каждый день примерно в одно и то же время. Например, перед ночным сном. В этом случае ему уж точно не поможет смешанное вскармливание, а доктор Комаровский советует просто пережить это время - больше носить ребенка на руках, прикладывать к его животику теплую пеленку, делать массаж животика, но только не кормить слишком часто грудью.

4. Сосет грудь, но через некоторое время бросает ее и кричит. Осмотрите ротик малыша. Такое может быть при кандидозе (молочнице) в полости рта у ребенка или стоматите.
Если же ребенок поджимает ножки, когда бросает грудь, какает или пукает, это у него болит живот. Количество молока здесь ни при чем. Возможно, проблемы в недостатке у ребенка фермента лактаза в кишечнике. Это проходит с возрастом и после введения прикорма. Иногда для улучшения самочувствия ребенка, перед кормлением ему нужно давать пить этот фермент в виде биологически активной добавки.

5. Грудь кажется пустой. Особенно по вечерам. Это происходит из-за гормональных скачков и усталости женщины. Однако то, что грудь кажется пустой, совсем не означает, что, если ребенок начнет сосать, он не получит молоко. Пустая грудь - обманчивое впечатление.
Кроме того, такая мягкая грудь - это абсолютная норма при установившейся лактации.

6. Ребенок мало набирает в весе. В норме малыши первых месяцев жизни набирают от 600 граммов в месяц. Но и 500 граммов - это абсолютная норма. Если же за первый месяц ребенок набрал менее 500 граммов, но при этом выглядит здоровым и развит по возрасту, маме сначала нужно попытаться увеличить продукцию у себя молока. И только если из этого ничего не получится, подумать про смешанное вскармливание новорожденных и детей первого года жизни. Как показывает практика и статистика, если мама хочет кормить ребенка грудью - все наладится. Если же внутри нее что-то этому противится - не за горами искусственное вскармливание.

7. Сцеживается совсем мало молока. Правильно сцеживаться - не просто. Многие женщины просто «теребят» соски, делая себе больно. Молоко не идет, и отсюда делают вывод, что его нет или мало. Но сколько сцеживается молока - отнюдь не показатель его количества в молочных железах. Чтобы хорошо сцеживаться, нужен навык. В среднем 10 дней ежедневных сцеживаний.

8. Малое количество мочеиспусканий. 8 и менее в сутки. Это один из довольно конкретных признаков нехватки питания. Обычно вместе с этим у ребенка наблюдается редкий и плотный стул, а сама моча имеет резкий запах, похожий на ацетон.

9. Контрольное взвешивание показало, что ребенок высосал молока меньше нормы. Если ребенок питается по требованию, не по графику, то он может высасывать разное количество молока. Информативным данный подсчет будет только, если взвешивать ребенка после каждого кормления в течение суток. Тогда будет понятно, сколько точно он высосал молока.
Узнать, сколько нужно молока в сутки вашему ребенку, можно у своего педиатра. Есть разные формулы для вычисления.
Ориентировочно, к концу первого месяца жизни это 90 грамм на 1 кормление. К концу второго - 120 грамм на 1 кормление. К концу третьего - 150 грамм. При этом, чем крупнее ребенок родился, тем больший объем молока ему нужен. Однако ребенок младше 6 месяцев не должен выпивать более 1 литра в сутки. А ребенок 6-12 месяцев - более 1,1 литра в сутки.

Если в вашей груди есть хоть капля молока, это значит, лактацию можно постараться наладить. Обязательно давайте сосать грудь ребенку. Причем желательно почаще. Грудь должна быть первоочередной. Смесь - после того, как ребенок пососет минут 15-20 одну грудь и столько же другую. За это время должно произойти насыщение. После грудного кормления предложите смесь. Сделайте ее небольшое количество. Например, грамм 40-60 на первый раз и посмотрите, сколько высосет ребенок.

Более точно рассчитать смесь для смешанного вскармливания получится, если в течение 1-2 суток проводить контрольные взвешивания ребенка, подсчитать точное количество высасываемого молока. Затем отнять это количество от усредненной нормы. И полученное количество граммов поделить на количество кормлений. Например, на 7 или 8. При этом очень желательно, чтобы более половины рациона, хотя бы процентов 70 все же составляло грудное молоко. Лактация при смешанном вскармливании должна быть сохранена. А в идеале, если мама находится постоянно с ребенком, постепенно нужно полностью вернуться на гв.

Очень важно подобрать хорошую соску для бутылочки. Жидкость из нее должна вытекать не струйкой, а капельками. Ребенок будет высасывать смесь медленно, что сравнимо с сосанием «полупустой» груди. И таким образом будет снижен риск полного отказа от груди.

Докорм смесью при смешанном кормлении крайне нежелательно осуществлять в ночные часы. Если ребенок просыпается ночью от голода - дайте ему грудь. Ведь именно при ночных кормлениях активнее всего вырабатывается гормон лактации - пролактин.
И в течение дня как можно чаще предлагайте ребенку грудь. Устанавливать режим питания при смешанном вскармливании нежелательно, так как это еще больше сократит количество молока у мамы. Кроме того, ребенок на смешанном вскармливании обязательно должен сосать грудь. Если нет необходимости, давать сцеженное грудное молоко не следует. Конечно, так проще контролировать количество съеденного, понятно, сколько давать смеси, но количество грудного молока становится все меньше и меньше.

Нужно ли давать воду при смешанном вскармливании ? Предлагать - обязательно. Считается, что в воде у ребенка нет потребности только в первые 28 дней жизни. И то, если температура воздуха в помещении нормальная, умеренная влажность, а малыш здоров и не температурит. Запор у новорожденного при смешанном вскармливании , кстати, часто бывает следствием именно недостатка влаги в организме. Давать пить малышу можно кипяченую воду или так называемую «изюмную» (запаривать столовую ложку промытого изюма в стакане воды). Считается, что такая вода полезнее просто кипяченой, поскольку изюм обогащает ее полезными микроэлементами. В том числе калием - положительно воздействующим на кишечник малыша.

Первый прикорм при смешанном вскармливании дают в 6 месяцев. Обычно к этому возрасту детки уже могут сидеть и имеют пищевой интерес. Если малыш плохо набирает в весе, то первым прикормом становятся безмолочные каши - в течение месяца вводятся рисовая, гречневая и кукурузная. Можно давать каши коробочные из отдела готового детского питания или варить самостоятельно из перемолотых в кофемолке круп, муки соответствующего злакового или просто готовую кашу измельчать блендером и (или) перетирать через сито.
Если вес ребенок набирает нормально, то нужно начинать прикорм с однокомпонентных овощных пюре - из кабачка, цветной капусты или брокколи. Готовить овощи можно самостоятельно. Перед подачей ребенку измельчать блендером. Или покупать готовые пюре в баночках.

После введения овощей и каш, ребенку дают мясо (обычно в возрасте 8 месяцев), затем творог и фрукты. Ну, а ближе к году меню ребенка дополняется рыбой и кефиром.

Преимущества и недостатки смешанного вскармливания

Начнем с преимуществ.

1. Можно покормить где угодно в любое время года. Если летом это не имеет принципиального значения, так как одежда легкая, открытая, можно незаметно покормить где-нибудь в парке, а вот осенью или зимой в общественном месте только бутылочка выручит.

2. Лучше спит ночью. Когда ребенок хорошо покушал, а смесь очень питательна, то он дольше спит ночью без пробуждений.

3. Есть абсолютная уверенность, что ребенок не голоден. А потому, если он плачет, то родители начинают искать причину этого и не списывают все на голод.

4. Можно отлучиться из дома. Если в случае исключительно грудного вскармливания нужно как минимум сцедить бутылочку молока, то в случае докармливания смесью необходимости сцеживаться нет, ведь можно дать малышу искусственное питание.

А это минусы смешанного вскармливания , и их гораздо больше, чем плюсов.

1. Угасание лактации. Чем больше смеси дает мама ребенку, тем меньше он сосет грудь, и тем меньше у нее приходит молока. И если сразу же не прикладывать усилия к возвращению на исключительно грудное вскармливание, количество смеси, скорее всего, будет с каждой неделей увеличиваться, пока молоко у мамы не исчезнет. Практика показывает, что почти все мамочки, кормящие «смешанным образом», рано или поздно переходят на полностью искусственное вскармливание.

2. Атопический дерматит. Коровье и козье молоко, соя - основа всех искусственных смесей, это аллергены. У многих деток вызывают сыпь на лице и теле. В отличие от грудного молока. На него у ребенка аллергии не будет, если мама сама часто и помногу не употребляет аллергены в пищу.

3. Колики. У детей, кушающих смесь, чаще возникают боли в животе. Даже в случае употребления дорогой адаптированной смеси. Тем не менее, со временем организм ребенка приспосабливается к такому типу питания.

4. Неудобство и трата времени на приготовление смеси, мытье и кипячение бутылочек. По крайней мере, в первое время, пока не приспособились. Хотя мамочки на форумах активно делятся советами, как ускорить процесс приготовления смеси ночью, с вечера отсыпая нужное количество смеси и оставляя теплую кипяченую воду в термосе. Такие простые действия помогут сэкономить массу времени.
Ну и бутылочки можно не кипятить уже со второго месяца жизни ребенка. Достаточно их мыть с использованием безопасных детских средств.

5. Отказ от груди. Если ребенок сосет смесь из бутылочки, велик риск того, что он потом не захочет сосать грудь. Поэтому, если количество докорма не велико, лучше давать его из ложечки или шприца без иглы.

6. Финансовые затраты. Если покупать дорогую смесь, то в месяц придется потратить не одну тысячу рублей. Правда, с введением прикорма необходимость в грудном молоке и смеси будет снижаться, а параллельно с этим и денежные траты.

7. Запор. Часто возникает у деток, которых докармливают неадаптированной или частично адаптированной молочной смесью. Чтобы запор не мучил вашего малыша, при выборе смеси руководствуйтесь следующими правилами:

  • покупайте смесь по возрасту (единичка для деток до 6 месяцев, двойка - с 6 до 12 месяцев);
  • показатель белка не выше 1,6 г/100г для детей первого полугода жизни и 2,5 г на 100 г для тех, что старше;
  • жирность - 3,5% (частично молочные жиры заменены растительными);
  • соотношение кальция к фтору - 2 к 1, так они лучше усваиваются;
  • замена коровьего белка (казеина) сывороточным, лучшее соотношение - 40% казеина к 60% сыворотки.

Плюсов смешанного вскармливания значительно меньше, чем минусов, но это в сравнении с грудным вскармливанием. Однако, если выхода нет, лучше оставить ребенка хотя бы частично на ГВ, а не переводить полностью на искусственное вскармливание.

Мы разобрали, как правильно кормить новорожденного на смешанном вскармливании . А в конце еще один совет - ни в коем случае не докармливайте ребенка цельным или разведенным коровьим молоком! Или водой с разведенной в ней манкой. Да, так раньше делали женщины, но только потому, что в магазинах не было детских смесей. Неадаптированные коровьи и козьи продукты способны вызвать серьезные нарушения пищеварения и негативные кожные реакции у грудничка. Цельное молоко можно использовать только при приготовлении каш детям старше 6 месяцев. А цельным поить - после года. В количестве не более 200 граммов в сутки.

Кефир можно давать детям так же в количестве не более 200 граммов в сутки с 8 месяцев.