Что должен делать ребенок в 12 месяцев. Развитие общих движений. ребенок часто просыпается по ночам и плачет

Средняя масса годовалого ребенка составляет 10–12?кг, а его рост равен 75–80?см. По-прежнему эти показатели варьируют в зависимости от пола малыша; в большинстве случаев по показателям физического развития мальчики немного опережают девочек. Прибавка массы тела крохи на 12-м месяце жизни составляет примерно 350 г, общая же прибавка с момента рождения равна немногим более 7?кг. В длину малыш вырастает на 1,5?см, всего же за год рост крохи увеличивается на 25?см. Конечно, следует принимать во внимание индивидуальные особенности развития ребенка. Небольшие отклонения не стоит сразу рассматривать как патологические; возникшие у родителей вопросы сможет разрешить педиатр, наблюдающий за развитием крохи в динамике.

Прогулки с ребенком в год

Если тепло, прогулки с ребенком могут занимать все свободное ото сна и приема пищи время. В зимнее время обычно ребенок на прогулке в этом возрасте спит. В холодное зимнее время (при температуре воздуха менее –150°С), ветреную погоду пребывание на открытом воздухе может быть не комфортным для крохи. Порывистый ветер, более высокая температура воздуха, но в сочетании с мокрым снегом или сильным ветром могут служить основанием для отмены прогулки.

Сон ребенка в год

Ночной сон ребенка в большинстве случаев – непрерывный и продолжается 9–10 часов. Следует отметить, что частота и продолжительность как ночного, так и в особенности дневного сна вариабельны. Одному ребенку достаточно днем отдохнуть однократно в течение 2–2,5 часов, другому же необходимо поспать днем дважды. В последнем случае продолжительность сна в каждом из «заходов» может составить около часа-полутора.

Прививки

По достижении ребенком возраста полных 12 месяцев, при отсутствии противопоказаний (они определяются как педиатром, так и другими специалистами) ему проводится вакцинация против кори, краснухи и эпидемического паротита («свинки»). С этой целью в настоящее время используются преимущественно комплексные вакцины. Детям из групп риска (например, если их мамы к моменту рождения малышей были больны гепатитом В), кроме того, проводится 4-я (заключительная) вакцинация против гепатита В.

Что умеет ребенок в год

Ребенок в год обладает уже очень многими навыками. Это относится к его физической активности, речевому развитию, способности общаться и играть. Так, двенадцатимесячный ребенок уже не только уверенно стоит на ногах, но в большинстве случаев самостоятельно (без поддержки) ходит, встает, держась за спинку кровати или перекладину манежа, из положения сидя. Малыш способен более продолжительное время играть, находясь в сидячем положении. Конечно, при ходьбе кроха еще падает, от первого самостоятельного шага до устойчивого навыка ходьбы проходит не менее 1,5–2 месяцев.
Такой ребенок активно сочетает ходьбу, ползание, присаживание – он все время в движении.

За непоседой нужен, как говорится, «глаз да глаз»; частота травмоопасных ситуаций из-за возросшей активности крохи увеличивается. Следует помнить о том, что ребенка привлекают лестницы; малыш уже способен преодолеть несколько ступенек.

Динамика речевого развития ребенка на 12-м месяце жизни проявляется в более охотном произнесении двусложных фраз, например, «ба-ба да», «ма-ма ди», активном интонировании речи. В среднем к 12-месячному возрасту словарный запас крохи составляет 10–15 слов. Многие дети постоянно что-то «говорят», их речь приобретает эмоциональную окраску. Проявляются первые признаки способности сопереживать; кроха может «пожалеть зайку», покачать игрушку на руках.

Малыш непродолжительное время способен помнить происшедшие события. У него уже есть занятия, которым он отдает предпочтение, любимые и нелюбимые игры.

Развитие ребенка в год , с его возрастающей социальной активностью, в большой степени зависит от поведения взрослого. Кроха с удовольствием включается в игры, например, «пальчиковые». Самые известные из них – «сорока-белобока» и «пальчики», когда от малыша требуется последовательно загибать пальчики. Ребенок повторяет движения взрослого, упражнения на мелкую моторику удобно сочетать с приемами, стимулирующими речь малыша; так одновременно можно разучивать с крохой потешки, детские стихотворения, рассказывать ему короткие сказки. Малышам нравятся игры с мячом, а также игры, требующие от них физической активности. Ребенок более длительное время может слушать, как ему читают. Многие малышы с удовольствием рассматривают картинки в книгах, особенно если они яркие и понятные.

Питание ребенка в год

Частота кормлений малыша на 12-м месяце жизни составляет 5 раз в сутки. Между основными приемами пищи могут быть «перекусы»; ребенок с удовольствием грызет, например, печенье, сухарик, дольку яблока.

Питание на 12-м месяце весьма разнообразно. Ребенок должен получать молочные продукты: в идеале – грудное молоко (при его отсутствии – молочную смесь), кефир, творог. Вопрос с введением коровьего молока необходимо обсудить с наблюдающим малыша педиатром. В качестве питья его предлагают обычно по достижению ребенком годовалого возраста. Это не исключает использование небольшого количества молока (при условии переносимости его белка малышом) для приготовления каши или овощного пюре, пудинга и т. д. В меню обязательно включаются мясо и рыба (как правило, в виде котлет или тефтелей); каши. Сок, фруктовое пюре относятся обычно к одним из любимых блюд детей. На обед ребенку предлагается суп с частично размятыми овощами. Раз в 2 дня можно добавлять в пюре или суп яичный желток (он менее аллергенный по сравнению с белком).

Следует сказать, что большинство блюд (например, суп) уже можно не готовить специально для малыша. Если в блюдо не добавляются копчености, специи в большом количестве, блюдо не острое и не жирное, то оно вполне подойдет для всей семьи, включая кроху.

Стул и мочеиспускания

Частота мочеиспускания составляет 10–12 раз в сутки. Этот показатель варьирует в зависимости от температуры окружающей среды, питьевого режима малыша. Стул, как правило, однократный, но также могут быть изменения как частоты (например, учащение до 2–3 раз у здорового ребенка), так и консистенции стула в зависимости, например, от характера пищи ребенка.

Детский врач

В годовалом возрасте даже здоровому крохе предстоит пройти комплексное обследование; так, в стандарт наблюдения за детьми первого года жизни включен осмотр годовичка педиатром, неврологом, хирургом, ортопедом, стоматологом. Обязательно следует показать малыша ЛОР-врачу и окулисту. Кроме непосредственного осмотра перечисленными специалистами согласно стандарту у малыша исследуют анализ крови (из пальчика), мочи и проведут ультразвуковое исследование тазобедренных суставов. Детям, имеющим к 12-месячному возрасту какое-либо заболевание, может потребоваться дополнительное обследование, в том числе лабораторное и с помощью методов функциональной диагностики (например, УЗИ сердца, почек, ЭКГ и т. д.).

Возможно, вам будут интересны статьи

За 12 месяцев развития ребенок претерпевает удивительные изменения: из совершенно беззащитной и неумелой крохи он превращается в маленького смышлёного и любопытного человечка. У малыша развиваются характер и вкусы, предпочтения и интересы. Двенадцатый месяц становится в некотором роде переходным, как в развитии малыша, так и в отношение родителей к своему чаду. Самым важным в жизни ребенка остается познание и изучение окружающего мира, на которое он уделяет все свои силы и время.

Рост и вес в 12 месяцев

Ребенок остается очень активным и тратит уйму энергии на изучение окружающего мира, поэтому прибавка в весе в этом возрасте остается небольшой: около 400 грамм. Рост увеличивается в пределах одного сантиметра.

Средними росто-весовыми показателями в 12 месяцев являются вес около десяти килограмм и рост от 71 до 79 сантиметров. Стоит отметить, что нет точных показателей роста и веса для всех детей в этом возрасте. Из-за особенностей разных организмов, наследственности и условии роста изменения роста и веса ребенка могут разниться от ребенка к ребенку и небольшие несовпадения со нормальными показателями не большая проблема.

Умения и навыки в 12 месяцев

  1. В этом возрасте малыши могут ходить, держа за руку родителей или опираясь на мебель. Некоторые дети начинают ходить самостоятельно, однако часть предпочитает передвигаться на «четвереньках». Не стоит волноваться, что малыш ещё не начала ходить, возможно его организм его не готов к этому.
  2. Умело манипулирует руками. Ребенок может удерживать несколько предметов, используя как одну руку, так и обе. Может передать предмет, взять или удерживать.
  3. Ребенок способен самостоятельно встать или присесть, не опираясь на мебель или стены.
  4. Малыш умело играет с более сложными игрушками. Например, может построить пирамидку, надевая колечки на палку.
  5. Осваивает навыки невербального общения. Жестами может поздороваться, подозвать, поблагодарить или попрощаться. Легко изучает новые жесты и повторяет за родителями.
  6. Пытается есть самостоятельно с помощью столовых приборов. Лучшим вариантом будет приобрести специальные столовые приборы из мягких и износостойких материалов, которыми будет удобно пользоваться ребенку.

Появление первых зубов

В год у малышей обычно уже есть верхние и нижние центральные резцы. В возрасте двенадцати месяцев начинают расти верхние и нижние боковые резцы, а также могут появится первые коренные зубы. Как правило, у девочек начинается несколько раньше и проходит быстрее чем у мальчиков.

Некоторые дети не проявляют никаких внешних признаков роста зубов, и их появление может быть обнаружено лишь по белым следам на деснах малыша. Однако большая часть малышей при росте зубов переносит некоторые болезненные симптомы, среди которых обильное слюновыделение, покраснение и опухание десен, постоянное желание покусать предметы и почесать небо, а также продолжительное повышение температуры до 37-38 градусов.

Чтобы помочь ребенку перенести дискомфорт от прорезывания первых зубов можно проводить небольшой массаж десен. Делается он хорошо вымытым пальцем. Также эффективны будут специальные игрушки-прорезыватели из резины, геля или силикона.

Хорошо боли в деснах снимают прохладные компрессы из хлопчатобумажной салфетки, смоченной водой.

При появлении первых зубов необходимо начать гигиенический уход за ними. Лучшими способами будет использование салфеток с напальчником с безопасным антисептиком ксилитом или дентальные салфетки. Также хорошим вариантом является чистка полости рта бинтовым или марлевым тампоном, смоченным в слегка подсоленной кипяченой водой. Гигиенической обработка рта следует делать дважды в день: утром и перед сном.

Психико-эмоциональное развитие в 12 месяцев

  1. Малыш знает и произносит около двадцати слов. Обычно в эти слова входят названия окружающих его предметов, имена людей или частые события. Произношение ещё далеко от идеального, но большинство слов не составит труда понять. Некоторые слова ребенок может использовать в искаженном смысле или вкладывать в их значение больше, чем есть на самом деле.
  2. Малыш с интересом знакомится и общается с другими детьми. Но следует быть осторожными, так как в таком возрасте часто происходят конфликты.
  3. Ребенок понимает разницу между взрослыми, и кто как к нему относится. Он может быть более капризным и непослушным в обществе доброй мамы и бабушки и наоборот вести себе гораздо сдержаннее со строгим папой или дедушкой.
  4. Ребенок проявляет характер в играх. Он придумывает новые правила, пытается сделать всё по-своему. Из-за этого общения ребенком может немного усложнится.
  5. Начинает развиваться долговременная память. Ребенок запоминается всё, что было с ним вчера, три дня назад или даже неделю спустя.
  6. Ребенок с интересом слушает музыку и играет под неё. Некоторые дети пытаются подпевают, другие танцуют.
  7. Ребенок продолжает осваивать юмор. Теперь для него важно не только смеяться самому, но и попытаться рассмешить или обрадовать родителей. Развитое чувство юмора может быть признаком высокого интеллекта
  8. Может ответить на вопросы да/нет кивком головы, попрощаться и поприветствовать взмахами руки. Также малыш понимает простые фразы, когда ему предлагают что-то или просят подойти.

Кризис первого года

В этом возрасте у детей начинается переходный период, сопровождаемый большими переменами в характере и поведении ребенка. Он становится агрессивнее, часто перестает слушаться родителей и взрослых, очень легко обижается, часто плачет и капризничает, проявляет повышенную самостоятельность.

Причиной таких изменений в поведении несколько. Во-первых, у ребенка появляется своя воля. Из-за желания её проявить возникает конфликт с родителями. Во-вторых, ребенок хочет продолжить познавать мир, а любые запреты (даже во благо ребенка) от родителей понимаются им как препятствие к развитию. В-третьих, малыш становится гораздо увереннее в себе и пытается совершать действия, на которые ещё не способен. Из-за неудач он начинает сильно нервничать и переживать.

Проверка темпов развития в 12 месяцев

Один год – это важная дата в развитии ребенка, его первое день рождение. Его развитие продолжать идти огромными шагами, но важно понимать, что малыш уже умеет и может делать, а с чем ему необходима помощь. Чтобы удостоверится в необходимом уровне развития вашего малыша, можно провести ряд несложных наблюдений и тестов на общее физиологическое и интеллектуальное развитие.

  1. Ребенок может подняться и стоять, опираясь на что-либо. Некоторые способны сделать самостоятельные шаги.
  2. Малыш должен использовать как минимум пару простых жестов.
  3. Произносить и понимать несколько простых слов.
  4. Малыш может самостоятельно пить из своей кружечки и пытаться есть с помощью ложки. Также он должен пытаться копироваться движения взрослых, например, расчесывание.
  5. Ребенок должен уметь собирать небольшую башенку из кубиков (два-три кубика в высоту).
  6. Может определить объекты по описанию и указать на них.

Постарайтесь обратить пристальное внимание на поведение ребенка. Проявление некоторых особенностей может означать небольшие отклонения в развитии. К там особенностям можно отнести следующее:

  1. Активно не взаимодействует с новыми объектами окружения и игрушками.
  2. Не отвечает не своё имя, а также медленно реагирует на раздражающие звуки или голоса близких родственников.
  3. Стоя не способен выдержать свой вес.
  4. Слишком спокойный

Питание в 12 месяцев

Питание в этом возрасте мало чем отличается от прошлого месяца. В целом, в 12 месяцев можно начать приучать малыша к общей повседневной пищи. Однако если малыш есть за общим столом, то вся еда должна либо вариться, либо тушиться, либо быть приготовлена на пару; в ней не должно быть приправ, соли и сахара. Пища должна быть разделена на мелкие порции, чтобы малышу было удобно жевать.

В этом возрасте ребенок также должен есть пять раз в день. Отличными вариантами для включения в рацион ребенку будут нежирные супы, разные злаковые каши и овощные пюре, кусочки вареного мяса и пшеничного хлеба. Кисломолочные продукты следует оставлять на вечер, особенно полезно будет кормить домашним творогом.

Если у ребенка появились первые зубы, то нужно стимулировать жевательные рефлексы, включая в обеды небольшие кусочки мягких и хорошо проваренных овощей и мягких фруктов. Также можно готовить каши и пюре не в блендере, а вилкой, позволяя ребенку прожевывать мелкие кусочки пищи.

Режим дня в 12 месяцев

Небольшую проблему в 12 месяцев может принести смена распорядка дня ребенка. Некоторые дети ложатся спать днем в 2-3 часа и спят до 5 вечера, то есть вместо двух коротких дневных снов остается один, но длиннее. Из-за этого ночью они засыпают только после 10 и просыпаются не раньше 9 часов утра. Также это становится причиной смена распорядка питания: вместо пяти раз ребенок в течение дня есть лишь четыре раза.

Развивающие игры в 12 месяцев

Главным навыком в 12 месяцев является ходьба – именно её развитию необходимо уделять как можно больше времени. Нет смысла насильно заставлять ребенка ходить – это лишь создаст лишние негативные ассоциации. Лучше мотивировать ребенка самому подниматься и ходить. Один из способов – это поставить игрушки или интересные малышу предметы на уровне его роста. Сначала, после две предмета через небольшое расстояние друг от друга. Ребенок захочет сам встать и пройтись за ними.

При обучении ходьбе могут возникнуть два препятствия. Во-первых, малыш продолжит активно передвигаться на «четвереньках». Он считает, что так гораздо быстрее и удобнее. Скорее всего причина в продолжении ползанье – это неподготовленность организма ребенка к прямой ходьбе. Второй проблемой может быть страх перед прямохождением. Чтобы преодолеть его помогайте малышу подняться, делайте первые шаги, придерживая его за руки. Также хорошим вариантом будет показать вашему малышу, как ходят другие дети. Его это воодушевит и придаст уверенности в своих силах.

Несмотря на развитие умения ходить важно продолжать носить ребенка на руках. Такие прогулки помогут ребенку преодолеть страх познания окружающего мира, а также создадут крепкую эмоциональную связь между малышом и родителем.

Особое внимание в уделяйте развитию речи. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, описывайте окружающий мир, комментируйте свои действия, разговаривайте об играх. Не забывайте, что ребенок уже человек, не надо сюсюкаться, ваша речь должна быть четкой, эмоциональной и литературной, чтобы ребенок мог её повторить.

Хорошим вариантом развития речи являются речевые игры. Играя с малышом старайтесь использовать больше повседневных слов и давайте малышу возможность повторять за вами. Если ребенок произносит слово неправильно, произносите слово вновь.

Развитие ребенка от 11 до 12 месяцев

Физическое развитие

Завершается первый год жизни ребенка. Антропометрическая динамика за прошедшие двенадцать месяцев колоссальная! Вы хорошо помните, как выглядело это розовое нежное создание триста шестьдесят пять дней назад? Достижения чада за это время удивительны и огромны! Кроха вырос на 25 сантиметров и набрал приблизительно 7 килограмм массы тела от момента рождения! Уже шесть-восемь зубов в арсенале маленького человека! А разве не достижение – навык покорения пространства?!

На этом этапе различия в двигательном развитии малышей сохраняются. Маленькие исследователи много и уверенно ползают, опираясь на ладошки и коленки. Более ловкие дети ходят самостоятельно или придерживаясь за руку взрослого или мебель. У малыша начинает вырабатываться контроль собственных движений, он пробует удерживать равновесие с помощью одной руки, для того чтобы в другой можно было держать игрушку. Сидящий на полу ребенок не теряет равновесие даже тогда, когда вы поднимаете ему ножку (например, надевая ботиночек).

Движения руки тоже становятся более координированными. Пытаясь захватить одновременно несколько предметов, малыш раскрывает ладошку соответственно их размерам. Развиваются сочетанные движения обеих рук: ребенок может брать игрушки одновременно двумя руками. Появляется «щипковый захват» – ребенок захватывает мелкие предметы и игрушки согнутыми большим и указательным пальцем. Малыш постепенно учится быть более самостоятельным - сам ест печенье или сушку, пытается пить из чашечки, держать ложку.

Ребенок начинает постигать пространственные отношения. Ему нравится вынимать игрушки из коробок и банок. Складывать предметы обратно у малыша не всегда получается. Ему трудно понять, как вложить один предмет в другой. Особенно это заметно, если вы дадите малышу две круглые формочки – большого и маленького размера. Вместо того, чтобы вложить маленькую формочку в большую, он пытается всунуть большую в маленькую и предпринимает неоднократные попытки для достижения желаемого результата.

Осваивая первые шаги, малыш учится одно¬временно выполнять другие действия: толкать перед собой игрушку на колесиках, нести в одной или двух руках предмет, тянуть за собой машинку на веревочке. Малыши, которые начали ходить до года, продолжают осваивать новые движения -учатся приседать, ло¬житься без помощи взрослого, кидать и катить мяч и следить взглядом за его движением.

Психическое развитие

Малыши начинают открывать для себя новые закономерности – они понимают, что спрятанная на их глазах игрушка не пропадает, а остается на том же месте, где ее спрятали. Ребенок внимательно следит за вашей рукой, когда вы прячете игрушку, и сразу ищет ее там, где вы ее положили. Спрячьте кубик под небольшой коробкой – малыш приподнимет коробку, возьмет кубик и, довольный собой, покажет его вам.

В этом возрасте малышей можно начинать учить простым манипуляциям с игрушками – тянуть машинку к себе за веревочку, класть мишку «спать» в кроватку рядом с собой. Дети продолжают изучать непознанное. При этом способы исследовать новые предметы остаются старыми: ребенок трясет, стучит и тянет в рот и съедобное, и несъедобное. Он может пытаться кусать игрушку, похожую на фрукт, который недавно пробовал. Ощупывая и прикасаясь к различным предметам, малыш может показать вам, что ему приятны далеко не все тактильные ощущения. У некоторых малышей в этом возрасте может отмечаться повышенная тактильная чувствительность: им не нравится трогать желе или влажные мягкие предметы, вставать босиком на песок и т.п. Ребенку, бесспорно, нужен разный тактильный опыт, но с новыми ощущениями знакомьте его постепенно. Позволяйте малышу как можно больше ходить босиком по разным поверхностям: по полу, по траве и песку, влажному и сухому. Дотрагивайтесь до спинки и ручек малыша мягкой пуховкой, кусочками меха, теплыми и прохладными предметами. Любимой игрой малыша надолго становится игра «входит и выходит». Не случайно детские психологи называют этот возраст ребенка возрастом «Иа-Иа». Малыши часами могут скла¬дывать предметы в емкости, а потом доставать их оттуда.

Ребенок становится все общительнее и с удовольствием встречает уже знакомых взрослых, радуется встрече с ними и стремится быть в центре событий. Он все больше и больше нуждается в разнообразии. Игры малыша становятся более осмысленными. В этот период хорошо выделить специальное время для игр с ним. Очень важно, чтобы с ребенком как можно чаще играл папа. Игры пап и мам отличаются. Папы играют с малышами в «шумные» игры, поднимают их вверх, подбрасывают, учат пинать мяч.

Многие малыши проявляют все больший интерес к рассматриванию картинок в книжках. Это не мешает им использовать книжку как игрушку: малыш вертит книгу, стучит ею об пол, дергает за страницы. Именно поэтому первые книги для малышей должны быть небольшого формата, легкие, с картонными страницами. Покупайте книжки с картинками без текста. Не мешайте малышу играть с книжкой. Яркие картинки обязательно привлекут его внимание. Показывайте ребенку изображения знакомых предметов. Громко называйте их, читайте короткие стишки.

Ребенок требует большего внимания со стороны родителей. Он хочет общаться и ищет доступные ему средства коммуника¬ции. Малыш вырабатывает понятную родителям систему звуко¬вого сопровождения своих просьб - звуками и жестами нетерпения выражает желание пить, есть, указательным жестом выражает желание получить понра¬вившуюся игрушку или интересующий его предмет.

Ребенок учится произносить новые звуки и активно тренируется в их произношении. Он может произносить отдельные звуки и звукосочетания, повторяющиеся слоги («ма-ма», «па-па», «ба-ба»), которые у некоторых детей становятся первыми словами. В этом возрасте некоторые дети могут произнести пер¬вое слово. В чем разница между сочетанием звуков и словом? Слово всегда соотносится с определенным человеком, предметом или действием. Сочетания звуков, в отличие от слов, произносятся сами по себе, «в никуда», и не несут смысловой нагрузки. Вы замечаете, что, не умея говорить, ребенок многое понимает: не только слова, но и фразы. По просьбе мамы или папы малыш машет ручкой: «пока-пока», хлопает в ладошки, перестает совершать какие-то действия, реагируя на запрет родителей. Количество слов, которые ребенок понимает, значительно превосходит набор слов, которые он может произнести. Малыш понимает и выполняет простые просьбы: «дай мне», «покажи мне», «достань мячик». Кроха показывает на себя, когда его называют по имени, смотрит в сторону родителей, если о них говорят. Он начинает понимать слово «нет», но не всегда реагирует на запрет, например, на какое-то время перестает делать то, что не нравится родителям, чтобы потом продолжить снова.

Перечислим игрушки и предметы, полезные для развития малышей этого возраста: игрушки-гнезда (принцип матрешек), пирамидки и игрушки с надевающимися на стержень деталями, кубики, игрушки с прорезями, заводные игрушки (машинки, курочки, утята), игрушки-каталки с длинной ручкой, куклы, мягкие и резиновые игрушки-зверята, наборы детской посуды, музыкальные игрушки, куклы-бибабо, рамки-вкладыши.

В 12 месяцев большинство детей начинает ходить, а иные даже очень преуспевают в этом занятии и способны бегать. Сначала ребенок, которому исполнилось 12 месяцев, держится за вашу руку и делает несколько шагов, а потом вы убираете руку, и малыш продолжает идти - иногда со страхом и одновременно с радостью в глазах. Он очень хочет быть похожим на вас...

Обратите внимание на окружающую обстановку: упражнения ребенка в ходьбе не должны сопровождаться травмами, иначе ребенок из боязни боли не захочет повторять свои опыты снова и будет по привычке уверенно передвигаться на четвереньках. Вокруг вас и ребенка должно быть достаточно свободного пространства; исключается близость мебели с острыми углами; на полу не нужны коврики и дорожки, о складки которых ребенок может споткнуться; вообще на полу не должны лежать какие бы то ни было предметы - чтобы ребенок не спотыкался о них.

Не стремитесь ускорить процесс обучения ходьбе. Не забывайте, что ребенок быстро утомляется. К тому же ножки его должны постепенно окрепнуть - привыкнуть нести на себе вес туловища. Слишком долгая ходьба может привести к некоторому их искривлению. Вообще здесь существует прямая связь: ребенок тогда начинает уверенно ходить, когда становится совершенно готов к этому.

В этом возрасте ребенок любит играть кубиками, укладывая их один на другой; надевать колесики на стержень и т. п. Он произносит около 10-12 понятных слов, а также лепечет только ему понятные слова. Знает и показывает части своего тела: глаза, уши, руки, ноги и т. д. Охотно выполняет требования взрослых: относит и приносит обувь, закрывает и открывает дверь и пр.

Показывает пальцем, где мама, папа, братик или сестричка.

Как вы уже заметили, ваш ребенок стал очень подвижен. В подвижности его и в новых возможностях скрыта опасность травмы. С учетом того, что малыш научился делать, осмотрите критически обстановку в своей квартире, доме) и не оставляйте ребенка ни на минуту без вашего бдительного контроля.

Основные показатели психомоторного развития ребенка в 12 месяцев:

  • Ребенок свободно встает на ноги.
  • Ходит без помощи взрослых.
  • С помощью взрослых (когда его держат за руку) - бегает.
  • Подражая взрослому, повторяет некоторые простые действия и забавляется этим.
  • Без посторонней помощи пьет из чашки.
  • Произносит отдельные простые слова.
  • Понимает, что требуют от него взрослые.
  • Называет членов семьи по имени, порой, правда, сильно коверкая эти имена.
  • Просится на горшок.

Примите к сведению. Безусловно, не все дети начинают сидеть, ходить, говорить в строго определенные сроки, как и не у всех первый зуб появляется в одном и том же месте. Приведенные нами данные дают представление о развитии так называемого «среднестатистического» ребенка. Однако для оценки развития любого малыша, в том числе и вашего, все-таки необходимо иметь какие-то точки отсчета, поскольку это дает основу для сопоставлений и знание того, что выход за определенные границы означает отклонение от нормы. Например, если 10-месячный ребенок все еще не умеет сидеть, нужно обратиться за консультацией к врачу, который, возможно, выявит в ребенке признаки рахита.

И вот еще что. К сожалению, не у всех детей этот важный период жизни (от рождения до года) протекает безоблачно. Перенесенные болезни заметно сказываются на развитии детей. Например, после перенесенной пневмонии - даже средней тяжести - ребенок может пойти с некоторым запозданием. Также недоношенные дети, делают первые шаги несколько позже. Учитывайте это.


Вашему малышу исполняется один год! Как сильно он подрос за это время, так много узнал и многому научился. Это уже не беспомощный младенец, а самостоятельная личность!

Ваш малыш уже умеет...

Мальчики:

70-82,7 см.
8,6-12,9 кг.
44,6-50,7 см.
45,3-54,3 см.
70-81,2 см.
8,5-11,9 кг.
43,5-50,1 см.
45,5-43,3 см.

Физическое развитие на 12 месяце жизни

За двенадцатый месяц жизни малыш должен набрать 400 - 350 грамм. К году вес ребенка увеличивается примерно в 3 раза.

Длина тела ребенка увеличивается за этот месяц 1-1,5 на см. За 12 месяцев жизни длина тела малыша увеличивается в 1,5 раза.

Окружность груди и головы за двенадцатый месяц жизни увеличиваются на 0,5 см.

В среднем рост малыша в 1 год равен 75 см, а вес - 10,5 кг.

До конца первого года жизни у ребенка должно прорезаться 8 молочных зубов.

Нервно-психическое развитие ребенка в 12 месяцев

Целый год жизни позади, малыш развивается всесторонне. Активно идет развитие и совершенствование двигательных навыков, речи. Так что же должен уметь ребенок в 12 месяцев?

Двигательное развитие ребенка в 12 месяцев

К 12 месяцам многие малыши уже делают или пытаются сделать первые шаги. Некоторые уже самостоятельно ходят. Быстро бегают при поддержке взрослого.

Малыш умеет самостоятельно стоять, встает из положения сидя на корточках.

Ребенок умеет ловко, с помощью подставок залезать на невысокие объекты, может взбираться вверх по ступенькам и спускаться с них.

Пользуется чашкой, ложкой, поильником.

Познавательное развитие ребенка в 12 месяцев

С большим интересом наблюдает за гигиеническими процедурами взрослых, имитирует некоторые из них.

При возникновении трудностей малыш может позвать взрослых.

По просьбе взрослого приносит знакомые игрушки или предметы. Может одновременно брать несколько игрушек одной рукой. Может положить предмет подмышку, чтобы высвободить руку и взять еще что-нибудь.

В 12 месяцев ребенок знает, как пользоваться некоторыми предметами (телефон прикладывает к уху, стучит молотком, пьет из чашки и так далее).

Хорошо различает основные цвета, может собрать пирамидку из 3-4 колец, построить башню из 2-3 кубиков.

Играет в простые сюжетные игры.

Узнает и показывает животных на картинках.

Эмоциональное развитие ребенка

  • Малыш может выполнить простые просьбы взрослых;
  • Любит подражать простым действиям взрослых;
  • Танцует по музыку;
  • Появляется чувство юмора;
  • Вырабатывает свою манеру поведения со взрослыми;
  • В год, малыш умеет различать такие понятия как «хороший» и «плохой», «можно» и «нельзя».
  • Проявляет привязанность к близким людям, к любимым игрушкам;
  • Начинает капризничать, если чем-то недоволен.

Развитие речи 12 месяцев

В год малыш понимает почти всё из того, что ему говорят.

К концу первого года жизни в лексиконе ребенка 8-15 слов, смысл которых он понимает (дай, мама, папа, на и другие). Также есть облегченные и имитирующие слова (ам-ам - кушать, ав-ав - собачка, тик-так - часы и другие). Есть и такие, которые понимает только ребенок и мама.

Уход за ребенком на 12 месяце жизни

Годовалому ребенку по прежнему необходим дневной сон, он должен быть не менее 2,5 часов. Длительность ночного сна около 11 часов. Лучше приучать ребенка к определенному режиму, желательно чтобы он засыпал и просыпался в одно и то же время.

Не менее важны и закаливающие процедуры - воздушные и солнечные ванны, обтирания, обливания, прогулки на свежем воздухе, водные процедуры.

В год купать ребенка можно через день, длительность купания от 10 до 20 минут.

Ежедневные гигиенические мероприятия тоже никто не отменял. Каждое утро умывайте малыша, расчесывайте волосы, чистите зубки. Следите за чистотой ушей и ногтей.

В режиме Вашего малыша обязательно должны быть занятия массажем и гимнастикой. Упражнения и приемы усложняются соответственно возрасту ребенка.

Режим кормления в 12 месяцев прежний - 5-4 раз в сутки.

Особое внимание следует уделить за полостью рта. Стоматологи рекомендуют начинать чистить зубы с момента их появления. Для ухода за первыми зубками можно приобрести специальную зубную щетку в аптеке.

Питание ребенка в 1 год

К концу первого года жизни, постепенно, в рацион ребенка можно начинать вводить твердую пищу. Так годовалому малышу можно дать кусочек яблока, печенье, сухарик.

Обратите внимание, если Вы даете ребенку твердую пищу, не оставляйте его без присмотра, так как малыш может откусить слишком большой кусок и подавиться.

Рацион ребенка в 12 месяцев уже очень разнообразен, в его меню входят основные продукты питания (овощи, фрукты, мясо, рыба, масло, кисломолочные продукты, хлеб и другие).

Молочные продукты очень важны в рационе ребенка. К концу первого года жизни рекомендуется чтобы малыш выпивал около 400-500 мл молока, кефира или йогурта. Молоко можно использовать для приготовления каш, размачивать в нем печенье. Также в рационе ребенка должен быть творог.

Мясные продукты лучше давать малышу в первой половине дня, чтобы пищеварительная система успела справиться с ним до отхождения ко сну и не возникало проблем с животиком.

Каши очень сытные и полезные.

Чтобы малыш ел кашу охотнее, в неё можно добавлять овощи или фрукты по вкусу малыша.

Фрукты и овощи источники витаминов, минералов и клетчатки. Они обязательно должны присутствовать в рационе годовалого малыша.

Очень полезно давать малышу компоты, кисели, свежевыжатые соки.

Несмотря на то, что эксперты по грудному вскармливанию рекомендуют кормить ребенка грудью до тех пор пока он сам от нее не откажется, многие мамы, после года, начинают отучать ребенка от груди. Конечно, в таком возрасте грудное вскармливание больше психологический акт, чем элемент питания, поэтому отучать ребенка от груди следует постепенно, чтобы не травмировать его.

Таким образом, к году у ребенка формируется рацион, состоящий из завтрака, обеда и ужина, а также из грудного молока или адаптированной молочной смеси.

Необходимые обследования ребенка в 1 год

В год необходим плановый осмотр педиатра для оценки физического и нервно-психического развития ребенка.

Также необходимо посетить ряд узких специалистов: невропатолога, хирурга, офтальмолога, ортопеда, оториноларинголога (ЛОР-врача), стоматолога.

Сдать ряд анализов: общий анализ крови, общий анализ мочи, общий анализ кала (копрология), анализ кала на яйца глистов.

Согласно национальному календарю профилактических прививок в год делают прививку от кори, эпидемического паротита и краснухи.

Также малышам ставят реакцию Манту (для выявления туберкулеза).

Как играть с ребенком в 12 месяцев

В год малыш может сосредоточено заниматься одним делом около 5 минут. Большую часть времени они проводят в подвижных играх.

В этом возрасте детям нравиться складывать и высыпать игрушки из коробки, давать и забирать обратно игрушки.

Очень занимает малышей игры с кастрюлями, сковородками, чашками, шкафами из которых можно всё вытаскивать и складывать обратно. Кастрюлями и сковородками можно погреметь, сложить в них что-нибудь нибудь.

Игры с ребенком должны быть направлены на развитие речи, мелкой моторики и укрепление основных групп мышц (для формирования и укрепления опорно-двигательного аппарата).

Развивайте самостоятельность малыша, позволяйте время от времени делать ему самостоятельный выбор. Интересуйтесь, какие носочки он хочет одеть - красные или желтые, какую книжку хочет посмотреть - про колобка или про курочку-рябу, во что хочет поиграть - в кубики или пирамидку. Уважайте его выбор.

Он очень любит подражать взрослым, поэтому в этом возрасте малыша легко научить простым действиям, например, махать Вам на прощанье, здороваться за руку при встрече, показывать жестами когда он хочет спать, есть или пить, показывать один пальчик на вопрос - «Сколько тебе годиков?».

Больше занимайтесь с малышом, знакомьте его с новыми предметами, формами, цветами.

Следует обратить внимание родителей, что в 12 месяцев у малышей часто бывает кризис одного года . Малыш может часто капризничать, не слушаться, это связано с тем что активно идет процесс становления собственного «Я», но в то же время малышу постоянно приходится слушаться родителей. Чтобы этот период легче прошел для Вас и Вашего малыша, не ленитесь объяснять ребенку, почему Вы решили сделать именно так. А если что-то запрещаете, то запрещайте это всегда, а не только когда у Вас плохое настроение. Чаще хвалите ребенка, позволяйте ему проявлять больше самостоятельности. И тогда Ваш малыш обязательно вырастет умным, здоровым, уверенным в себе человеком.

Другая информация по теме


  • Развитие ребенка в 2 года

  • Развитие ребенка в 2 года 9 месяцев

  • Развитие ребенка в 1 год 3 месяца

  • Развитие ребенка в 2 года 6 месяцев