Когда должен появиться указательный жест. Жесты пальцами рук и их значение

Речь очень важна в жизни человека, это средство общения и выражения своих потребностей. Не говорящего малыша как можно раньше нужно учить звукам, словам, привлекать внимание малыша к речи, книгам и т.д. Если речь затруднена, надо учить ребенка жестам, что бы он все равно мог выразить свои желания. Важно что бы до пяти лет были сделаны все попытки научить ребенка говорить и выражать себя.

Здесь необходимо затронуть очень важную тему, что возможна у аутенка нарушено восприятие, слух, зрение, вестибулярный аппарат и обработка информации затруднена. Необходимо понять, не мешает ли ребенку слушать и говорить, сосредотачивать внимание что то физическое. Если у вашего ребенка нарушено восприятие каких либо органов чувств, есть слабая и сверхчувствительность восприятия, необходимо сначала решить эту первостепенную проблему. Здесь вам помогут знания из области сенсорной интеграции, так же всем рекомендую замечательную книгу Глена Домана «Что делать если у вашего ребенка повреждение мозга…»

Решение проблемы при слабой или высокой чувствительности какого то органа достаточно простое- понять проблему и планомерно увеличивать нагрузку. Для зрения, вестибулярного аппарата, для улучшения чувствительности есть свои занятия. Правило тут простое. Где проблема есть, там и стимулируем. Сначала недолго, потом все чаще и интенсивнее…Для слуха есть даже специальные методики, где ребенок в специальных наушниках, слушает звуки, записанный голос матери, вибрации и т.д. Но и в домашних услових можно также улучшать работу слуха. Включать фоном музыку, шептать, увеличивать громкость, использовать наушники для просмотра мультиком и слушания сказок, постепенно наращивая звук, шуршать, греметь, петь, готовить ухо ребенка у слушанию, к тому что среди шума можно слышать и т.д.

Если вы определились что ребенок вас слышит и понимает. Необходимо расширить пассивный словарь и увеличить количество слов которые ребенок точно понимает. Здесь можно использовать МБА или классическую АБА . Научиться давать, приносить, указательному жесту и т.д. Указательный жест предшествует началу речи у здоровых детей, как только ваш ребенок сможет спонтанно указывать на желаемый объект ваши шансы на речь повысятся.

Понимание речи и попытки вокализаций должны идти вместе. Старайтесь одновременно с изучением предметов, больше петь, читать ребенку. Стимулируйте речевые попытки аутенка, подражайте ему, гулите вместе с ребенком как раньше. Изучайте предметы, карточки, слова, части тела, просьбы и различные команды.

Для начала занятий по речи необходимо научить ребенка подражать артикуляции взрослого. Попробуйте перед зеркалом открывать рот и закрывать, высовывать язык, губы трубочкой, причмокивать. Можно втягивать и выдувать воздух, брызгаться ртом как дельфинчик, выпуская струйку воды. Научите ребенка дуть, на мыльные пузыри, используя трубочки или в дудочку, гармошку. Попробуйте использовать для этого навыка свечку, свечку можно поставить в банку и дуть туда, можно попробовать задувать огонек для наглядности резиновой игрушкой, можно привлечь внимание ребенка и зажечь свечку в темноте. Купить декоративную, плавающую свечу и т.д.

Если у ребенка физическая проблема с проговаривание звуков, можно записаться на мануальный или логопедический массаж.

Самому делать массаж ручек и ног. Активизировать мелкую моторику. Это повысит шансы.

ЧТО же можно предпринять для развития речи:

Отрабатывайте указательный жест, физически помогайте ребенку вытянуть указательный палец, касайтесь им предметов, проводите по контурам пальцем и чаще называйте объекты словами.

Чаще давайте выбор ребенку, добивайтесь что бы ребенок показывал или как то проявлял свое желание. Чаще изображайте непонимание того чего желает малыш, провоцируя его речь.

Для первых звуков используйте то что получается у ребенка, его любимый звук.

Провоцируйте любые звуки и подражания, преувеличивайте ваше удивление или радость.

Проговаривайте за ребенка его желания, дай мне пить, подними меня, лови меня.

Чаще комментируйте действия и предметы вокруг

Подхватывать и обыгрывать любой слог или звук ребенка, да-да-да превратить в дай дай дай, ииии в и-го-го и т.д, согласно ситуации.

Привлекайте внимание ребенка к лицу, ко рту, показывайте буквы и предметы ближе к губам. Заниматься чаще на коленках у мамы.

Для максимального увеличения понимания сократите и упростите разговорную речь. Уменьшите длину фраз, обращайтесь к ребенку отдельными словами («сядь», «ешь»)

Ограничитесь ключевыми словами в предложениях. Постепенно усложнять содержание речи.

Одни и те же действия и предметы комментируйте многократно, не меняя содержание и интонацию.

Сопровождайте речь понятной мимикой и жестами, делайте речь наглядной.

Можно использовать ритм стихов, песен, сказок для провоцирования речи

Использовать ритм прыжков, качание на качелях или покачивания на руках.

Используйте эмоционально окрашенные моменты (еще, лови, лети, плюх-плюх)

Используйте потешки, с эмоциональной окраской, показывайте движения и помогайте то же сделать ребенку.

С помощью поощрения добивайтесь любого звука от ребенка, потом похожего, потом близкого по звучанию к заданному.

Введите команду говори -прикасайтесь к губам ребенка и подавайте пример, при любом звуке хвалите!

За желаемое для ребенка действие, пускание пузырей, подкидывание, требуйте какого-либо звука.

Звуки предметов: машина, поезд, самолет, простые звуки и сочетание звуков(би-би, ту-ту, тик-так…) обычно самые легкие

Называйте чаще членов семьи по фотографии и в жизни.

Учите ребенка говорить да и нет, кивнуть или сказать.

Можно научить сначала произносить звуки, потом слоги. После чего сливать слоги в изучаемое слово.

Обучайте умению спонтанно воспроизводить слова и словосочетания. Провоцируйте произношение выбором или непониманием.

Словарный запас расширяйте постепенно. Постоянно комментируя и разговаривая.

Меньше мультиков и компьютера, они не способствуют началу речи. Читайте книги, стихи, разговаривайте с малышом.

Что может помочь в развитии речи:

Глобальное чтении — это чтение слов целиков. Карточки с крупно написанным печатными буквами словами, которые ребенок читает целиком и запоминает, а буквы вычленяет самостоятельно. Тренируется зрительная память, внимание, мышление, импрессивная речь.

Карточки со словами должны подкрепляться картинкой или реальным предметом, желательно чтоб изучаемые слова что то значили для ребенка, использовались в жизни ребенка. Можно приклеивать карточки к вещам в квартире и выдавать ребенку пару чтоб он находил. Можно подкладывать карточки со словом к картинкам изображающим это слово и так образно учить ребенка. Напишите имена членов семьи и разложите под фотографиями. Одежда, части тела, действия которые ребенок должен знать напишите крупными печатными буквами на картоне, подберите картинки из карточек или вырежьте из журнала. Можете по фотографировать ваш день и обычные действия: купание, обед, прогулку, игрушки и любимые вещи своего ребенка, сделать к ним карточки со словами и так закрепить зрительно и словесно изучаемые предметы и действия.

Привлекайте внимание ребенка к буквам, книжкам, стихам, словам любым способом, тогда желание говорить обязательно появится:

Можно сделать буквенную рыбалку, используя магнит и скрепки на карточках.

Можно кидать буквы в банку и проговаривать гулко звук или протяжно

Можно выкладывать буквы на карточку с целым словом, например выложить слова мяч, из магнитных буковок.

Складывать в баночку, сортировать, раскладывать и все время проговаривать.

Играйте с карточками и с буквами, изготовьте много материала для занятий, подберите к ним картинки или предметы.

Учите одну букву в день, повторяйте пройденное.

Для наглядности можете обводить буквы пальцем ребенка, изготовьте карточки с буквами вырезанными из наждачной бумаги или приклейте макароны на бумагу, пуговицы или крупу.

Выкладывайте изученные буквы из пластилина, мозаики, конструктора, пуговиц…

Возможно вашим решением начала речи станет обучение жестам или общение с помощью карточек PECS, пробуйте все, не теряйте надежду. Учите алфавит, учитесь читать. Читайте книжки и стихи, даже если вам кажется что ребенок вас не слушает и не понимает…Не сдавайтесь. За все что ребенок хочет: еду, мультики,полетать, чтобы открыли дверь, чтобы достали поезд с верхней полки просите хоть какой то звук. Чем чаще ребенок будет пытаться что то сказать, чем больше будет слушать себя, гулить, вокализировать, тем быстрее пойдет процесс обучения речи.

По обучения не говорящих детей речи написано множество книг, ищите новые идеи и подсказки.

Двигайтесь в речи, пусть медленно, но только вперед!

Про методику ДОМАН которая стала для нас победной в освоении речи, о специальных мультфильмах благодаря которым мы заговорили читайте


анонимно

Здравствуйте, меня беспокоит отсутствие у ребенка указательного жеста.Всегда ли это показывает наличие диагноза, аутизм например? Ребенка год и восемь, очно консультировалась у дефектолога,психолог- никаких особенностей не нашли. В целом мальчик приветливый жизнерадостный, физически хорошо развит, сам ест ложкой, просьбы выполняет, словарный запас очень маленький: мама, дай и то редко, в основном на своем разговаривает.С детьми играет.

анонимно

Ребенку 1 год и 8 месяцев. Не всегда реагирует на имя, выполняет просьбы дай- принеси- пошли-садись. Обращеную речь понимает но нп всегда. Никогда рп моказывает пальцем, вобше ничем не показывает на вопрос где папа? Где киса? Хотя видно что понимает, находит глазами, улыбается. В книжках тоже не показывает животных. Меня это очень волнует. Есои ему что то нужно он берет за руку и ведет.Развивался по возрасту пополз в семь, пошел в десять. Слов тоже почти нет мама, дай и то очень редко. Что это может быть? Зрр? Обращались очно к психологу, дефектологу, логопеду- дали рекомендации, но сказали особенностей не видят. Меня мучает этот указательный жест, получается что попросить он может только криком, пока не угадаю что ему надо. Хотя я постоянно проговарию: что тебе дать? Что ты хочешь? Показываю его пальчиком. Помогите пожалуйста разобраться!

Часто такая озадаченность чем-то мамина,которая представлена здесь как страх и напряжение, просто фиксируется в ребенке как страх и - не идет,застревает то или иное умение,навык,а то и функция. Как с энурезом,стоит мальчика один раз наказать,показать что это невозможная стыдная глупая страшная "вещь",так и энурез становится реактивным неврозом. Попробуйте некоторое время не просто показывать его пальчиком,а мягко просто играя это делать,а лучше не делать вообше - забыть о том,что у ребенка этого не получается. Думаю,что если мои коллеги не увидели проблем - то их нет. И вообще он показывает ГДЕ! ГЛАЗАМИ,УЛЫБКОЙ,но вы же - упрямитесь вам этого мало! Успокойтесь и играйте больше с ребенком! Речь связная для такого возраста у мальчиков может быть не активной.Главное развитие пассивного словаря и умение общаться,а он как я поняла,если с ним быть в контакте,умеет! И просит не только криком,он берет вас и подводит,а это уже просит. Если вы будете демонстрировать в ответ реакцию раздражения,волнение и нетерпение - еще больше его затормозите.Превращайте все моменты общения с ребенком в счастливые,больше играйте,пусть он чувствует от вас не страх а любовь,больше его ласкайте,телесно подпитывайте,давайте тепло и все наладится!


Самый быстрый процесс развития речи ребенка происходит, когда ему от 1 годика до 3 лет...

1-1,5 года

Интеллект ребенка быстро развивается и усложняется. Помогайте ему произносить новые слова, тогда он начнет исследовать окружающий мир более активно. Дайте ему возможность изучать разные предметы - конечно, под вашим присмотром.

Лепет еще не является собственной речью, он не зависит от “научения”, а является показателем созревания малыша. Это подтверждается тем, что лепет есть даже у глухих от рождения детей, которые не слышат ни окружающих их звуков, ни звуков, которые издают сами. Лепетать они начинают в том же возрасте, что и нормально слышащие дети, но более монотонно, а со временем лепет и вовсе затухает из-за отсутствия обратной связи и специальных приемов стимулирования речи.

В возрасте одного года ребенок целенаправленно использует для общения жесты. Для него важно, чтобы взрослый обращал внимание на интересующий его предмет. Показав на предмет, ребенок ждет отклика взрослого. Если мама не смотрит в нужном направлении, он привлекает ее внимание, потянув за руку или одежду, а затем снова делает указательный жест. В свою очередь, годовалый ребенок знает, что указательный жест, используемый взрослыми, означает, что ему нужно посмотреть в нужном направлении, а не на руку или лицо родителей, как он делал это ранее. Помимо указательного жеста у детей появляются и другие - протягивание открытой ладони, хватательный и другие жесты, с помощью которых ребенок просит взрослого о чем-то. Таким образом, жесты годовалых малышей можно разделить на две группы.

1. Указательный жест . В диалоге между ребенком и взрослым он означает: “Посмотри на...” или “Расскажи мне об...”. Если “слушающий” смотрит в указанном направлении, называет предмет или что-нибудь рассказывает о нем, ребенок остается доволен.

2. Жест дотягивания. С его помощью ребенок пытается попросить взрослого: “Дай мне...” или “Дай мне посмотреть (потрогать, поиграть)”. В ответ на такой жест ребенок предполагает увидеть со стороны взрослого немедленное действие или ответ. Чтобы “усилить эффект”, ребенок начинает проявлять нетерпение повторными жестами или хныканьем, добиваясь получения того, чего хочет.

Оба эти типа жестов предшествуют словам, выражающим утверждение и просьбу. Когда в речи ребенка начинают появляться слова, отражающие эти понятия (например, слова “вот”, “дать”, “ма” - усеченное обращение к матери, выражающее просьбу), указательные жесты и жесты дотягивания еще некоторое время продолжают использоваться ребенком вместе с отдельными словами и их комбинациями. Вообще, первые слова детей очень часто сочетаются с жестами. Примерами могут служить традиционное “Пока-пока”, сопровождающееся помахиванием, или слово “Ам”, которому сопутствует движение руки по направлению ко рту. Взрослые сами провоцируют появление такого сочетания играми, в которых чтение стишков-потешек сопровождается синхронными жестами. Наиболее ярким примером может служить одна из самых распространенных игр первого года жизни малыша: “Полетели, полетели, на головку сели”.

Постепенно основным средством общения ребенка становится словесная речь . Она вытесняет жесты и не относящийся к предмету лепет. Между пассивной речью (понимание значения слова) и активной речью (произнесение слова) ребенка пока существует диссонанс. Ребенок знает и понимает гораздо больше слов, чем говорит. Согласно исследованиям, с начала второго года жизни за месяц ребенок начинает понимать около 20 новых слов, тогда как произносит в среднем около девяти. Слова “мама”, “папа” и “баба” - самые значимые для ребенка и потому появляются одними из первых. Помимо того, они состоят из наиболее “простых” для произнесения ребенком звуков. Какие слова появятся в речи ребенка следующими, зависит от потребностей и окружения ребенка, а также интересов его семьи.

К полутора годам словарный запас малыша может приблизиться к 50 словам. Как правило, первые слова ребенка обозначают наиболее важные для него объекты - лица, предметы, действия.

Их можно разделить на несколько смысловых групп:

наиболее значимые для ребенка лица (мама, папа, баба, деда, дядя, тетя и т.д.);

действия (дать, пить, есть (“ам”) и т.д.);

еда (молоко, банан, вода, печенье);

части лица и тела (нос, рот, зубы);

игрушки и вещи (барабан, мяч, соска);

одежда и обувь (носок, туфли, шапка);

транспорт (машина, самолет);

слова, отражающие состояния человека (“хочу”, “ой”, “ай”).

Первоначально одно и то же слово может относиться как к названию предмета, так и к действию с ним. Малыш может сказать: “Мяч!” - и в том случае, если увидел этот предмет, и в том случае, если хочет, чтобы ему дали мяч. Он может использовать одно и то же слово для обозначения схожей группы предметов (филологи называют это явление “расширением значения слова”). Так, словом “кошка” ребенок может называть всех четвероногих. Но встречаются и обратные случаи - “сужения” значения слова, - когда малыш словом “собака” назовет только ту собаку, которая живет у него дома.

Первые слова, произносимые ребенком , иногда трудно узнаваемы или вообще не похожи на оригинал. Но слово следует считать словом уже тогда, когда ребенок произносит его по-своему, каждый раз относя к одному и тому же предмету или действию (например, “ам-ам” - вместо “кушать”, “мяу” или “ау” - вместо “кошка”, “ди” - вместо “иди”).

По характеру преобразований слов, детей можно разделить на две группы:

Одни дети изменяют “взрослые” слова, сокращая их до одного, обычно первого или ударного слога. Так, слово “пить” преобразуется в усеченное “пи”, а слово “молоко” - в “ако”.
Другие дети не сокращают слово, а строят его по модели исходного. Преобразованное ребенком слово имеет то же количество слогов, что оригинал, и сохраняет положение ударного слога. Однако ребенок не “утруждает” себя правильным воспроизведением последовательности звуков, поэтому слово, сказанное ребенком, иногда вовсе не похоже на “исходное”, например: “нанана” (лекарство); “титити” (кирпичи).
Первые слова искажаются ребенком еще и по другой причине. Активный лепет первого года жизни позволил малышу накопить опыт произнесения различных звуков, но при переходе от лепета к словам происходит обеднение звукового состава речи ребенка. Многие звуки, которые присутствовали в лепете, становятся для детей временно недоступными.

Последовательность освоения ребенком звуков определяется сложностью их произнесения:

губные согласные (например, М, П, Б) появляются раньше язычных (Т, Д, Н);

мягкие согласные звуки появляются раньше твердых, именно поэтому речь ребенка приобретает характер “общего смягчения”, которое большинством взрослых принято называть “сюсюканьем”;

глухие согласные появляются раньше звонких.

Точность произнесения звука зависит от его позиции в слоге и в слове, от его звукового окружения. Основной единицей языка является слово, которое состоит из последовательности звуков (фонем). Ребенок должен научиться слышать и правильно воспроизводить сочетания звуков так, как это делают взрослые. Он осваивает произношение не отдельных звуков, а их сочетаний - сложные артикуляторные комплексы. В некоторых словах согласный звук может произноситься ребенком правильно, а в других выпадать или заменяться другим звуком. Особенно искажаются звуки в словах со стечениями нескольких согласных (когда в слове два, три и более согласных идут последовательно друг за другом, например, как в слове “здравствуйте”, которое ребенок может преобразовать в “дятите”).

В словах, “трудных” по звуковому составу, ребенок производит перестановку согласных, пропускает слоги. Такие звуковые искажения в речи детей могут наблюдаться до 5-6 лет. Они связаны не с произносительной сложностью отдельных звуков, а с недостаточным слуховым восприятием и различением акустически близких (похожих по звучанию) звуков и снижением объема слухоречевой памяти ребенка (ребенок не запоминает последовательность звуков в слове, поэтому нарушает ее).

Примерно с полутора лет начинается бурный рост словаря, продолжающийся до конца второго года.

В период от 18 до 24 месяцев жизни словарь ребенка увеличивается до объема 25-90 слов. Однако в этом возрасте все очень индивидуально. У одного ребенка может наблюдаться стремительный рост словаря, в то время как у другого речь будет развиваться медленнее, и он весьма неохотно будет отказываться от младенческих способов общения. Расширение активного словарного запаса и увеличение языкового опыта ребенка приводит к разнообразию его утверждений и просьб и постепенному удлинению высказывания. В конце второго - начале третьего года жизни в речи детей появляются двусловные предложения, которые постепенно удлиняются, так что у некоторых детей двух с половиной лет могут встречаться высказывания, состоящие из пяти слов.

Первые двусловные предложения состоят в основном из существительных, глаголов и прилагательных. Характерной особенностью таких высказываний можно считать пропуск предлогов, союзов и атрибутов грамматических правил родного языка, например окончаний глаголов, являющихся показателем числа или времени глагола. Из-за этой особенности исследователи детской речи окрестили первые высказывания ребенка “телеграфной” речью.

Первые фразы ребенка, подобно телеграммам, содержат только самые существенные слова. Ребенок, который хочет пить, вместо длинного обращения: “Мама, дай мне попить”, употребит более емкое: “дать пить”. Ряд слов ребенок пропускает, но самые главные слова и их правильный порядок сохраняется. Такие “телеграфные предложения” на начальных этапах развития речи встречаются у детей, говорящих на разных языках.

Проанализировав просьбы ребенка на этом этапе речевого развития, можно выделить две их разновидности.

Просьба совершить какое-то действие. Она содержит в себе название того предмета, который хочет получить ребенок. Чаще всего это название пищи или интересующей ребенка игрушки. Просьбы могут быть выражены в утвердительной форме: “Дай сок”, “Дай конфету” или в форме вопроса: “Где мяч?”, “Где молоко?” Родители также довольно часто используют вопрос, начинающийся со слова “Где?”, выражая просьбу совершить какое-то действие. Например, в игре между мамой и малышом: “Где у Миши ушки?”, “Где у Миши глазки?”, выражается просьба мамы показать называемую часть лица. Предлагая вместе поиграть, взрослый тоже может использовать вопрос, например “Где твои кубики?”.
Просьба об информации. Выражается вопросом и отражает желание ребенка получить развернутый комментарий к происходящему в настоящий момент событию или дополнительные сведения об интересующем его объекте (“Куда баба (усеченное бабушка)?”, “Собака большая?”).

Такое сходство двусловных высказываний в речи детей, растущих в разных языковых средах, показывает единые для всех детей закономерности познавательного развития, поскольку язык используется ребенком для общения и познания. Усвоение языка происходит не просто за счет накопления слов и их произнесения в нужный момент времени, но и в результате приобретения опыта в использовании слов и активного общения с окружающими людьми.

Если Вам понравился наш сайт, выразите свое "спасибо"
нажатием на кнопочки ниже.


Статьи по теме:



Комментарии

моей дочке 2 года но мало слов говорит все понимает что говориш просто мы говорим на русском но у меня есть и свой язык а муж знает 2 языка поэтому наверное каждый в свое время говорить начнет

но лепечет по своему не остановить ее ребенок не молчит и из этих слов могут прояснятся слоги просто прислушатся надо смеемся не можем забавный ребенок

Иногда в общении употребляется взгляд искоса. Он может выражать как интерес к собеседнику, так и враждебность к нему. Заинтересованный взгляд обычно сопровождается чуть приподнятыми бровями или улыбкой, а враждебный – опущенными вниз бровями, нахмуренным лбом и опущенными уголками рта.

Иногда некоторые люди во время разговора прикрывают веки. Такая мимика обычно вызывает только раздражение. На самом деле это движение является подсознательным и выражает желание человека убрать из поля зрения своего собеседника, так как тот ему надоел или наскучил. Кроме того, опуская веки, – человек может выражать свое превосходство над собеседником. При этом он может откинуть голову назад и продолжительно смотреть как бы свысока.

При моргании у такого человека веки закрываются на большее время, как будто он хочет стереть из памяти либо человека, с которым общается. Заметив подобный взгляд у собеседника, нужно что-то изменить в разговоре, чтобы вызвать у него большее расположение.

3. Жесты и позы

Телодвижения характеризуют человека, с которым происходит общение, и могут многое о нем рассказать. Например, жесты и позы раскрывают эмоциональное состояние организма и непосредственные реакции на те или иные слова или действия. Таким образом, по жестикуляции можно судить о темпераменте человека (сильные или слабые у него реакции, быстрые или замедленные, инертные или подвижные).

В движениях тела человека выражаются многие черты его характера, а также степень уверенности в себе, его настрой на общение, отношение к разговору и т. п. В позах и жестах отражаются культурные нормы и условности, свойственные для той или иной местности.

Наконец, жесты могут нести чисто символическое значение, с помощью которого передается информация, дополняющая слова.

Ритмические жесты

Такие жесты связаны с ритмом речи. Например, человек во время разговора определенным образом размахивает рукой. Он может таким образом подчеркивать логическое ударение в предложении, выделять замедление или ускорение речи, обозначать паузы и т. п. С помощью ритмических жестов человек как бы передает интонацию.

Например, если произнося пословицу "Говорит, что воду цедит", и сопровождая ее ритмическими жестами, человек будет делать слегка замедленное движение рукой в правую сторону, при этом его речь будет немного растянутой.

Во время произнесения поговорки "Строчит, как из пулемета" человек будет производить частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, что напоминает рубку капусты.

Эмоциональные жесты

Речь человека обычно окрашена эмоционально. Чувства, наполняющие сердце человека, передаются не только через слова, но и через жесты. Например, волнение, радость, восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство проявляются в телодвижениях. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными.

Некоторые из таких жестов стали общезначимыми и закрепились в устойчивых сочетаниях, например поворот спиной к кому-либо, удар кулаком по столу, пожатие плечами, разведение рук и т. п.

Указательные жесты

С помощью указательных жестов говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает положение (рядом, наверху, над нами, там), подчеркивает порядок следования (по очереди, через одного) и т. д.

В качестве указания можно использовать взгляд, кивок головы, движение руки, пальца (указательного, большого), ноги, поворот тела.

Иногда указательные жесты имеют условный характер. Так, показывая на свою грудь слева, где сердце, и говоря при этом: "У него тут ничего нет", – человек пытается сообщить о бессердечности или бесчувственности другого человека, а не об отсутствии у него конкретного органа.

Порой указательные жесты можно расшифровать только исходя из ситуации. Например, во время лекции один из слушателей ловит взгляд другого человека и показывает ему пальцем место на руке, где носят часы. Таким образом он хочет узнать, который час.

В другой ситуации ассистент делает лектору тот же знак, однако этот жест имеет уже другое значение: "Время истекло. Пора заканчивать лекцию". В третьей ситуации этот же жест может означать: "Поторопись! Настало время уходить".

Указательные жесты используются не очень часто, как правило, в тех случаях, когда есть предмет (или наглядное пособие), на который необходимо указать.

Изобразительные жесты

Такие жесты используются в качестве дополнения к описанию какого-нибудь предмета. Например, объясняя, что такое винтовая лестница или что такое рябь на воде, человек говорит: "Это вот такая лестница...", – и делает вращательное движение правой рукой по вертикали. Или отвечает: "Рябь – это...", – и делает волнообразное движение рукой по горизонтали.

Можно провести эксперимент, задав эти вопросы разным людям. Получаемый ответ практически всегда будет сопровождаться жестом. Без него трудно ответить на вопрос, хотя не так уж сложно дать словарное определение винтовой лестницы как лестницы идущей спиралью, винтообразно, и ряби как незначительного колебания водной поверхности или легких волн от такого колебания. Однако жест помогает более наглядно ответить на вопрос. Он как бы изображает предмет, показывает его. Поэтому человек неосознанно отдает предпочтение жесту. Такие жесты называются изобразительными.

Джон Д. Рокфеллер говорил: "Умение общаться с людьми – это товар, и я заплачу за него больше, чем за что-либо другое на свете".

Изобразительные жесты могут появляться в следующих случаях:

– при нехватке слов, способных полностью передать представление человека о чем-либо;

– когда одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность, несобранность, нервозность говорящего, неуверенность в том, что собеседник все понимает и т. п.);

– при необходимости усиления впечатления и желании воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно.

Однако, используя изобразительные жесты, надо помнить, что ими нельзя полностью заменить язык слов.

Символические жесты

К этой группе относятся движения, которые несут конкретное значение, понятное другим людям, например махание рукой при прощании или поклон в знак благодарности. Артист после выступления широко разводит руки, как бы заключая в свои объятья сидящих в зале, или низко кланяется, прижимая руку (руки) к груди, что символизирует сердечное отношение, любовь актера к зрителям.

Другим примером являются поклоны или кивок головы человека, которого представляют как члена жюри и т. п. При этом он встает. Вместо поклона представляемый человек может поднять обе руки вверх, соединив ладони и покачивая руками или просто приветливо помахать рукой.

Учеными было подсчитано, что итальянцы в течение часа обращаются к жестам в среднем около 80 раз, французы – около 20 раз, а финны – только 1–2 раза. Более частая жестикуляция жителей Финляндии считается признаком несдержанности.

Подобные жесты являются условными и называются символическими. Как правило, они имеют вполне определенное значение. Например, при защите человек скрещивает руки, а при непокорности – упирает руки в бока. Чтобы показать свое превосходство, человек заводит руки за голову, а когда он обхватывает руками голову, это говорит о неприятности или беде. Некоторые символические жесты характерны для отдельных ситуаций. Например, резкая отмашка кистью правой руки показывает категоричность собеседника. Такой жест обычно сопровождает фразы типа "никогда не соглашусь", "никто не знает", "нигде вы не найдете", "это совершенно ясно", "абсолютно не об этом" и др.

Другим примером является рука, сжимающаяся в кулак. Данный жест используется при таких выражениях, как "он очень упорный", "какой он упрямый", "в ней чувствуется такая собранность, активность", "он страшно честолюбив". Это жест интенсивности. Он выражает силу, инерцию человека, о котором говорят.

Еще один символический жест – отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед. Это жест отказа или отрицания. Он обычно сопровождает выражениями типа "нет, нет, нет!", "не надо, не надо, прошу вас", "никогда, никогда не буду этого делать!" и т. п.

Символические жесты, как и слова, могут быть очень экспрессивными, придавая речи порой грубоватый, фамильярный характер. Например, щелканье пальцем по шее с правой стороны, что означает "выпить бы", кручение пальцем около виска ("из ума выжил, разума лишился") и т. п.

Жест противопоставления

Жест разъединения, или расподобления

Он применяется, когда понятия должны быть различаемы или разъединены, например при таких фразах, как "это совершенно разные вещи", "это надо различать", "мы это разъединили", "они должны разойтись", "братья разъехались". Эти слова обычно сопровождаются характерным жестом: ладони раскрываются, как бы разъезжаются в разные стороны.