12 месяцев от рождения ребенка. Развитие активной речи. Эмоциональное развитие ребенка

Вашему ребёнку 12 месяцев

Сегодня вашему ребёнку исполняется год? Что же, вас можно поздравить с тем, что волнительный (длинной в 12 месяцев) период младенчества вами успешно преодолён, и теперь рядом с вами будет находится уже не беспомощный малыш, который полностью и во всём зависит от мамы и папы, а маленькая, но уже самостоятельная личность, которая умеет показывать свой характер, имеет свои желания, и даже выработала свои привычки. О развитии ребёнка в 12 месяцев, о первых достижениях годовалого крохи, о том, как способствовать развитию ребёнка в этот период – обо всём этом поведает молодым родителям наша публикация…

Физическое развитие ребёнка в 12 месяцев

Как к правило, к 12 месяцу жизни ребенок может гордиться такими физиологическими достижениями, как 12 зубов во рту (если их меньше – не паникуйте, главное, чтобы ребёнок получал необходимый для формирования зубов кальций, витамин Д и фосфор), вес ребёнка составляет от 10 до 11 килограммов (последняя прибавка должна быть не менее 350 граммов), а рост составляет от 72 до 77 сантиметров (за последний месяц вы должны вырасти не меньше, чем на 1,5 сантиметра). Таким образом, общая прибавка веса с момента рождения составляет около 7 килограммов, а «прибавка» роста – 25 сантиметров. После года темпы роста ребёнка и его прибавка в весе немного снизятся, так как ребёнок станет больше двигаться.

Физические достижения ребёнка в 12 месяцев

  • Многие детки в 12 месяцев уже могут уверенно стоять на ногах и даже делают свои первые шаги. В случае, если вам уже исполнился год, но ребёнок пока только ползает и неустойчиво стоит – рекомендуется обратиться к педиатру, невропатологу и ортопеду. Эти специалисты постараются отыскать причину такого состояния. И, возможно вам даже будет назначен специальный массаж, который поможет ребёнку быстрее пойти. Впадать в панику из-за того, что ребёнок в год не ходит – не стоит. Все дети начинают ходить по-разному, но устойчиво стоять на ногах он всё-таки должен.
  • Параллельно с ходьбой, ребёнок копирует действия взрослых, поэтому, не удивительно, что он может повторять за вами, как вы делаете зарядку по утрам, или копировать папу, который что-то ремонтирует на кухне. Очень важно на этом этапе подавать ребёнку правильный пример. Так что, не думайте, что годовалый карапуз ничего ещё не понимает. Всё он уже осознаёт, поэтому – будьте для него достойным примером.
  • Осваиваются ребёнком навыки и залазить на диван и спускаться с него, подниматься и спускаться по лестнице. Правда, при спускании он может испытывать страх – это естественно, у ребёнка уже срабатывает инстинкт самосохранения. Вам надо просто показать ребёнку, как можно безопасно слезть с дивана или помочь ему. Культивировать страхи в этом возрасте не стоит. Так как родом из такого глубокого детства многие наши .
  • Малыш также пробует держать ложку в руках, перекладывает её из одной руки в другую, пробует самостоятельно кушать, уверенно держит кружку и умеет пить из неё.
  • Ребёнку доступны такие навыки как зачерпывание воды, отрывание кусочков бумаги, снимание бус через голову, открывание дверей, тумбочек. Во время купания ребёнок брызгается не только руками, но и ногами и постоянно норовит подняться и даже вылезти из детской ванночки. Ни в коем случае не оставляйте его без присмотра ни на минуту.
  • Познание мира у ребёнка продолжается через тактильный контакт и пробование этих предметов на вкус. Так что следите за тем, чтобы ребёнок не брал мелкие, острые и опасные предметы, так как он может проглотить их, засунуть в ухо или даже в нос.
  • Из наблюдателя ребёнок превращается в активного участника происходящих вокруг него событий. Малыш постоянно хочет быть в центре внимания, у него уже есть свои интересы. А, своё недовольство ребёнок выражает с помощью крика. Кстати, ребёнок сейчас копирует ваши интонации, так что прислушайтесь к его голосу – таким он видит вас, вечно бормочущим или громко кричащим…
  • Если родители ребёнка вовремя начали «знакомить» его с горшком, то, уже к 1 году ребёнок хорошо знает, для чего предназначается этот горшок, и просится на него, когда ему необходимо сходить в туалет. О, том, когда же лучше приучать ребенка к горшку на нашем сайте была об этом целая . Так что, прочитав её вы можете повторить основные моменты, как правильно организовать такое «знакомство» и когда это делать лучше всего.

Режим дня для ребенка в 12 месяцев

О том, что ребёнок взрослеет, вы можете догадаться и по тому, что он реже стал спать днём. Всё больше времени малыш проводит бодрствуя, познавая мир, играя в игрушки. И, теперь интервалы между его отдыхом – – составляют уже не 2 часа, а 3-5 часов. Это вполне естественный процесс, поэтому, переживать о том, что ребёнок подолгу не спит, не стоит — его нервная система уже готова к таким промежуткам бодрствования и таким образом повышается выносливость его маленького организма.

Некоторые родители также замечают, что укладывать малыша спать днём чаще, чем 1 раз у них уже не получается. Что же, с этим придётся смириться. Главное, чтобы в общем ребёнок спал положенные ему 12 часов в сутки.

Психологическое развитие ребёнка в 12 месяцев

Эмоции малыша

Сейчас ребёнок переживает период активного психологического развития, в его сознании закладываются азы и зачатки его восприятия мира, стремление познавать и исследовать что-то новое в нём постоянно растёт. Ребёнок уже хорошо различает близких ему людей, и знает, что есть и чужие. К ним он относится уже не с тем былым доверием, что раньше, скорее, наоборот – с опаской и настороженностью. А, попытки заговорить с ним или прикоснуться к нему могут закончиться слезами и даже истерикой, если малышу не понравится чужой дядя и тётя. Наказывать ребёнка за такое поведение не стоит. Сейчас у него в сознании происходит идентификация окружающих его людей и это вполне правильная реакция на своих и чужих. Ребенок уже начинает произносить свои первые слова, причём он не просто их повторяет за взрослыми, он уже начинает понимать их смысл. Поэтому, когда он произносит «ма-ма», он действительно обращается к маме. Детские игры приобретают ролевую тематику и уже имеют свой сюжет. Он не просто катает машинку по полу, он ею ездит.

В год ребёнок сталкивается со своим первым психологическим кризисом, который вызван тем, что психологически он развит лучше, чем физически. Другими словами, его сознание может намного больше осознавать, чем могут делать его руки и ноги. Такое осознание приводит к тому, что ребёнок может стать плаксивым и раздражительным – это чувство недовольства самим собой. Нередко оно выливается в громкие истерики, когда бывает очень трудно успокоить малыша, который никого не хочет слушать. Однако, кричать на ребёнка в таком состоянии, ставить в угол, и наказывать за такое поведение – не стоит. Единственно верный способ, как действовать в этой ситуации – это сказать ребёнку добрые слова, обнять его и успокоить.

Словарный запас ребёнка в 12 месяцев

Нормально развивающийся ребёнок в 12 месяцев уже радует вас 5-10 облегченными словами. Причём, сама речь ребёнка тесно связана с теми эмоциями, которые он испытывает. Правда, обращаясь к вам, ребёнок очень хочет, чтобы вы его поняли. Ну, а если мама с папой его языка не понимают, малыш может помочь себе жестами. Кстати, детки в этом возрасте уже отлично понимают, что можно и нельзя, а также то, когда их хвалят или ругают. Кстати, сейчас – эффективный инструмент воспитания, который находится в ваших руках. Обязательно им воспользуйтесь.

Показывайте ребёнку в этом возрасте картинки с изображениями животных и людей, читайте детские сказки, включайте музыку – таким образом, вы будете способствовать его гармоничному развитию.

Эмоции ребёнка в 12 месяцев

Психологи проводили интересный эксперимент, когда годовалым детям включали видео, где такие же детки, как они, играют, смеются и плачут. Примечательно, что на смех дети реагировали ответной улыбкой. А, детский плач поддерживали своими слезами. Это свидетельствует о том, что в эмоциональном плане годовалые дети уже способны чувствовать то же, что и мы – взрослые . Они умеют обижаться, сочувствовать и любить. Они могут испытывать страхи, и над этими страхами ни в коем случае не надо смеяться. К тому же, у детей в таком возрасте уже развита причинно-следственная связь. Они прекрасно понимают, что если мама их одевает – значит, они идут гулять на улицу, а если мама одевается сама, а малыша никто не собирает – значит, он остаётся дома. И, нередко ответной реакцией на такое явление служат детские слёзы. Ребёнок понимает, что он остается дома, а мама уходит одна…

Дети в этом возрасте, несмотря на физическую возрастную ограниченность своих возможностей, уже пробуют проявлять самостоятельность, и доказывать свою правоту. Правда, методы доказательства – это слёзы, истерики и крик. В этом случае, необходимо успокоить ребёнка и постараться выяснить от него, чего же он хочет. Также, психологи рекомендуют уже в этом возрасте предлагать ребёнку право выбора. Пускай ребенок сам выбирает, какую одежду ему носить (естественно, под вашим бдительным наблюдением), сам выбирает игрушки, которыми он будет играть. Такая самостоятельность помогает ему взрослеть.

Вы также можете с удивлением заметить, что ваш ребенок с разными людьми ведёт себя тоже по-разному. С бабушкой — он один, с дедушкой – другой, а вам с папой – показывает свои капризы. Это естественный процесс развития.

Дети в этом возрасте уже понимают, что такое шутки, и даже сами пробуют с вами шутить, они подражают вашему поведению и копируют тех взрослых, которые больше всего проводят с ними времени.

Кризисы первого года жизни

Ребёнок требует к себе повышенного внимания, может вести себя очень упрямо и не слушаться вас, отказываясь выполнять то, что вы его просите. Реакция на воспитание у него скорее негативная, чем спокойная. Ребёнок начинает капризничать, ведёт себя агрессивно, бросает игрушки на пол и даже обижается. Также, для детей в этом возрасте характерна противоречивость в действиях. Малыш вроде бы и просит вас о помощи в игре, но хочет всё делать по-своему.

Однако, такие кризисы всё-таки чаще настигают тех детей, врожденные потребности развития которых не удовлетворятся взрослыми. Другими словами, ребёнок вынужден хоть как-то привлечь к себе внимание. И, он выбирает именно такой кризисный способ. При правильном воспитании, в случае, когда родители правильно воспитывают ребёнка, уделяют ему достаточное количество внимания, а сам кроха развивается в гармоничной обстановки любви мира и согласия в доме – такие кризисы могут себя не проявить.

Двенадцатый месяц не является переломным в жизни ребенка, но он завершает первый год жизни, самый ответственный и сложный. За эти двенадцать месяцев ваш малыш подрос на 25 см, масса его тела увеличилась почти втрое. У него прорезалось 8 зубов.

На двенадцатом месяце последнее кормление можно заменить на кефир или коровье молоко. Мама уже может при необходимости прекратить грудное вскармливание, тогда нужно надевать туго затягивающий грудь бюстгальтер или бинтоваться широким бинтом, меньше пить жидкости, и через 2-4 дня выделение молока может полностью прекратиться. Нельзя отнимать ребенка от груди в жаркое время года, или когда он нездоров, или если ему сделана профилактическая прививка.

К году ребенок начинает ходить самостоятельно, умеет взбираться на ступеньки. Если он делает это неуверенно, это скорее всего связано с неприятными воспоминаниями: падением, ушибом и т. п. Малыш боится оторваться от вас или от стенки - дайте ему в руки игрушку, за которую он будет как бы держаться, можно предложить ему держаться за коляску и т. д.

Приобретая малышу обувь, помните: косточки у него очень мягкие, они только начинают твердеть. Старайтесь выбрать обувь, которая хорошо держит лодыжку. Никаких швов, складок, никакого давления на пальцы. Подошва должна быть гибкой (но не очень) и иметь удобный изгиб, каблучок обязателен. Обувь должна быть просторной. Нормальное расстояние между большим пальцем ноги и носком ботинка -- 0,5-1 см. Проверять размер обуви надо тогда, когда ребенок стоит, в этом положении нога занимает наибольшую площадь.

Обувь нужна не на целый день - час-два ребенок может оставаться дома босиком или в тонких, и тоже не тесных, носочках.

Летом было бы полезно походить по траве, песку, мелкой гальке, а сейчас - по ворсистому ковру, паласу. Это и закаливающая процедура, и упражнение, укрепляющее стопу. Когда ребенок подрастет, вы сможете включать в его гимнастический комплекс и более эффективные упражнения. Например, после года - ходьбу по ребристой доске. Дело в том, что ребенок рождается с плоскостопием, и неправильная обувь, недостаток физической активности могут это закрепить. Пусть ходит, ползает, топает - ив ботиночках, и босиком!

«Нельзя» и «надо»

Овладение ходьбой и речью не всегда идет параллельно. Ребенку словно не хватает сил, чтобы одновременно преуспевать в двух таких сложных областях. У хорошего ходока нередко запаздывает слово, а быстро набирающий словарный запас отстает в ходьбе. Мальчики обычно начинают говорить позднее девочек. Но среди тех и других есть упорные молчуны, которые до полутора-двух лет говорят очень мало, и вдруг - лингвистический взрыв, обвал, фонтанирование слов.

В норме ребенок к году произносит 10-15 коротких слов, но понимает гораздо больше. Да и вообще он сейчас понимает и хочет больше, чем умеет. Такой разрыв порождает у некоторых детей повышенную капризность, боязливость, требование, чтобы мама была постоянно рядом. Проявите терпение, знайте: чем активнее ребенок начнет ходить, чем больше говорить, тем спокойнее будет становиться.

К нему уже можно, и нужно, обращаться с просьбами типа: «Подними платочек», «Принеси кубик», «Дай мне лялю», «Положи ложку», «Открой ротик».

С ним пора рассматривать детские книжки, рассказывать, что там нарисовано, спрашивать: «Что это?», «Кто это?». Он умеет показать, где глаза, нос, уши у него самого, у мамы, у папы, способен к некоторым обобщениям - знает, что и живая кошка Мурка, и игрушечная, и нарисованная в книжке - это все «кис-кис». Узнает на фотографии хорошо знакомого человека и радостно смеется, сделав это открытие.

При одевании, раздевании, укладывании спать пытается быть не только объектом ваших действий, но и активным участником. Это стремление надо поддерживать, направлять. Говорите ему: «Подними ручки», «Повернись», «Давай натянем колготки». В процессе такого партнерства, сотрудничества лучше и скорее развивается речь.

Вы уже успели прочувствовать характер своего малыша - покладистый ли он, спокойный, ласковый, или строптивый, своевольный, настойчивый. Во многом это объясняется врожденными свойствами, а они очень устойчивы. «Обломать», переделать, скажем, строптивого, импульсивного упрямца, вырастить его послушным тихоней невозможно, разве что ценой развития у него невроза. Да и вам бы это стоило немалых нервов. Так что не ставьте себе подобной задачи. Мудрость воспитания в другом: открыть, поддержать, развить в ребенке все хорошее и скорректировать, смягчить, приглушить все нежелательное.

Ребенок не так прост, как кажется. Иногда создается впечатление, что он уже и сам изучает вас, пробует разные модели поведения.

«На!» - протягивает он вам свой измусоленный сухарик и испытующе смотрит. Обязательно возьмите, скажите «спасибо», похвалите за доброту. «Бах!» - с размаху бросает он на пол ложку и опять испытующе смотрит. Сделайте строгое лицо, покачайте сокрушенно головой, всячески покажите ему, что вы огорчены, недовольны.

Среди слов и понятий, которые ребенок должен усвоить, есть два ключевых, важнейших, это: «нельзя» и «надо». На них, в сущности, зиждется нравственное воспитание человека, его будущие жизненные установки. А пока - они оберегают безопасность малыша, помогают лучше ориентироваться в окружающем мире, который теперь становится для него все более открытым.

И педагоги, и врачи единодушны в том, что запретов не должно быть слишком много. Это не дает желаемых результатов, скорее наоборот.

Во всем, что допустимо, уступайте ребенку; то, чего действительно нельзя, - запрещайте твердо. Это правило надолго, на все детство. Но е,сли старшему вы можете объяснить, почему нельзя, малыша лучше переключить, отвлечь от запретного.

Приноровился он, например, сидя на руках у бабушки, сдирать с нее очки да еще бросать их.

«Нельзя!» - говорите вы ему. Не послушался? Можно просто спустить его на пол - это наказание. Есть другой вариант: попытаться переключить, перестроить озорной жест на ласковый. Потянулась рука к очковой оправе, перехватите ее, скажите: «Поправь у бабушки очки, поцелуй, погладь бабушку...»

Или добрался малыш до книжки и рвет ее. «Нельзя!» - строго говорите вы и забираете ее у него. А взамен приносите, к примеру, картинки на толстом картоне - их не порвешь, зато можно перебирать, рассматривать. Хорошо на такие случаи иметь в запасе несколько привлекательных для малыша вещиц, которые он редко видит, показать ему что-то неожиданное. На языке физиологии, это называется «создать новый очаг возбуждения».

Или: невзлюбил ребенок умываться, капризничает, вырывается. «Надо, надо», - ласково приговариваете вы, а сами делаете воду потеплее, осторожнее действуете руками. А умыв, причесав, подводите к зеркалу: «Посмотри, какой ты чистенький, красивый». В зеркало дети обычно смотрятся с большим интересом, хотя себя в этом возрасте толком еще не воспринимают, и этот интерес сможет смягчить, загладить впечатление от только что пережитых неприятностей.

В общем, ваша тактика должна быть гибкой, вариантов компромисса много. Главный же принцип: стараться, чтобы каждому «нельзя» противопоставлялось альтернативное «можно», а каждое «надо» осуществлялось наименее обременительным для ребенка образом.

Между младенчеством и детством

Двенадцатый месяц - последние четыре недели младенчества, с года начинается раннее детство. Может быть, у вашего малыша оно уже началось, а, может, он еще немного дольше побудет младенцем. Ведь биологический возраст - определенный уровень зрелости организма - не всегда точно совпадает с возрастом хронологическим. Но при всех условиях пора понемногу готовиться к новой ступеньке роста.

На двенадцатом месяце более тонкими становятся вкусовые ощущения ребенка, он уже не опасается новых блюд и с любопытством заглядывает в тарелки взрослых: что там такое они едят? Как бы это попробовать?

Конечно, ему можно еще далеко не все, однако, стол после года будет приближаться к общему. С этого возраста разрешается (если нет диатеза) не только желток, а целое яйцо; в меню завтраков присутствуют селедочный паштет, хлеб с маслом и тертым сыром, омлет, ленивые вареники со сметанным соусом, обед начинается с овощной закуски - тертой свеклы, моркови, помидорного салата, на второе - рыбные и мясные суфле; в полдник к молоку или кефиру - печенье, кукурузные хлопья.

Что-то из перечисленного уже можно попробовать и сейчас. Но основной режим питания, как и весь распорядок дня, остается прежним: четыре кормления, два дневных сна, две, а лучше три, прогулки. В холодные дни разумнее вместо двух прогулок, скажем, по два часа погулять по часу-полтора, но зато три раза. Впрочем, ребенок уже достаточно закален, чтобы гулять в любую погоду, была бы правильно подобрана одежда. Гигиенисты считают наиболее подходящей для зимы одежду в три слоя. Первый - домашнее платье, костюмчик, второй - шерстяная кофточка и рейтузы, третий - шубка, пальто, а в идеале - утепленный комбинезон. На голове плотная шерстяная шапочка, на ногах - теплые сапожки.

Сам, без поддержки, ребенок ходить еще не очень-то умеет. Поводите его за ручку, попеременно то за правую, то за левую, помогите взобраться на маленькую горку, сойти с нее, покажите, как можно, держась за спинку санок, толкать их вперед. Дети способны прозаниматься этим довольно долго - а лучшего упражнения и не надо!

Копать снег лопаткой, строить горку он еще не сможет, но с интересом будет наблюдать, как это делает мама. Хочется мамину горку растоптать? Пожалуйста! Возводить, разрушать возведенное, снова строить - это ведь любимое детское занятие, буквально, потребность. Вы увидите это не раз, когда ребенок станет старше и будет самозабвенно играть с песком или снегом.

Дети любят проверять, «что получится, если...». Пусть пошагает по свежевыпавшему снежку, а потом разглядывает свои следы. Может и мама пошагать рядом: вот какие у мамы следы большие, а у него - маленькие! А если потопать ножками (согреться!), будут они глубже? А может, стоит посмотреть, нет ли на снегу следов вороны, собаки?

Нарисуйте палочкой на снегу солнышко, домик, елочку. Скоро и у вас дома будет елка - первая елка вашего ребенка. Он подойдет к ней, сам, рассмотрит игрушки, найдет под елкой свой первый подарок от Деда Мороза. Пусть на такой счастливой ноте и начнется его раннее детство, пусть будет оно счастливым!

Двенадцатый месяц – окончание грудничкового периода, который длится с первого месяца жизни и до исполнения ребенку одного года. Еще немного и вы отпразднуете первый день рождения своего малыша. За 12 месяцев ребенок вырастает в среднем на 25 см и рост к году составляет от 73 до 79 см.; вес его, в зависимости от индивидуальных особенностей, увеличивается почти втрое и составляет в среднем от 8,9 до 10,8 килограммов.

Физическое развитие на двенадцатом месяце

Ребенок уже встает без опоры и крепко стоит на ногах. Ближе к году большинство детей начинают самостоятельно ходить без поддержки: кто-то достаточно уверенно и к году уже способен бегать, а кому-то необходимо преодолеть свой страх, и он с осторожностью делает свои первые три-четыре шага. Таким деткам намного легче передвигаться, держась за опору – за мамину руку, коляску или спинку санок. При ходьбе малыш широко расставляет ножки носками врозь, не сгибая коленок (походка Чарли Чаплина), при этом балансирует руками и часто падает.

Ручки ребенка уже достаточно ловкие для того, чтобы брать мелкие предметы двумя пальчиками и крепко их держать. Дети в этом возрасте очень любят открывать/закрывать ящики, коробки с обувью, отлеплять липучки на одежде, развязывать бантики, шнурки, листать книги и журналы.

Игры и игрушки на двенадцатом месяце

Годовалому ребенку для развития необходимо приобрести наборы кубиков разных по цвету и величине, набор форм, вставляющихся друг в друга, наборы для ролевых игр (куклы, детская посуда, игрушечная коляска и т.п.). Показывайте ребенку, как можно один кубик поставить на другой, построить башню, а затем ее разрушить.

Годовалые дети с большим увлечением играют с ёмкостями: выливают, переливают, наполняют, опустошают. Любят играть кастрюлями с крышками и греметь ими. Играть с коробками: снимать крышки с различных по форме коробок, открывать и закрывать коробки из-под обуви, выдвигать ящички и вытаскивать все содержимое шкафов. Ребенку нравится разбирать и собирать предметы, вкладывать их один в другой, просовывать игрушки в отверстия.

Обучайте малыша сложным действиям с предметами по словесному указанию: «построй башню», «дай мне зайку», «покорми куклу», «покатай машинку».

Находясь рядом с другими детьми, ребенок сначала изучает их со стороны, наблюдает за тем, с какими игрушками они играют, а затем повторяет их действие. Многие детки стараются забрать игрушки у других и очень редко отдают свои.

Еще одним из важных навыков, который осваивает ребенок после умения устойчиво стоять на ногах - это толкание и катание предметов (тяни-толкай). Ребенок получает удовольствие, когда толкает перед собой коляску, машинку, санки или тянет за собой на веревочке игрушки-каталки.

Очень полезно играть с ребенком в мячик: если ранее ребенок учился ронять мяч, то теперь он может его бросить. Ударять ногой по мячу ребенок учится, когда попадает по мячу случайно, во время ходьбы; вы можете держать ребенка за одну руку и попросить толкнуть мячик ножкой. И, несмотря на то, что первые удары ребенка по мячу очень слабые, с возрастом он сможет бить ногой по мячу с большей точностью и без вашей помощи.

Речь

Очень часто так происходит, что ребенок не может одновременно овладеть ходьбой и умением говорить. Ребенок может отставать в ходьбе от своих сверстников, но быстро пополнять словарный запас и наоборот. Мальчики обычно начинают разговаривать позднее, чем девочки. Но есть и такие детки, которые до определённого возраста не разговаривают или произносят слова крайне мало – не более 2-3 при норме 10-12 коротких слов, которые ребенок обычно выговаривает к году. И это тоже нормально, если ребенок понимает взрослого, у него есть пассивный словарный запас (малыш понимает значение слов, знает и показывает предметы, части тела, но при этом не произносит слова) значит, ему просто нет острой необходимости разговаривать, ведь ребенок сначала учится понимать язык, и только потом говорить.

Ранее вошедшие в лепет ребенка слоги - «ба», «па», «ма» в конце первого года жизни становятся составными частями произносимых им слов: «баба», «папа», «мама» и др. Любой звук или слог, имеющий определенное смысловое содержание, для малыша - слово. Первые слова у всех детей одинаковы по звучанию, но могут быть разными по смыслу, и в различных случаях служат выражением разных значений. Эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации, так слово «да-да» может означать: «дядя» или «дай мне», «ка» - ворона или качели. Некоторые слова и звуки, подкрепленные мимикой, служат средством общения со взрослыми и детьми, например, ребенок может произносить звук «а-а-а» и показывать пальчиком.

Многие дети используют также простые слова «дай» и «на». Остальной словарный запас большей частью состоит из особых облегченных слов, понять зачастую посильно только родителям. Например, «бам» – падение, упал, мячик, «бабака» - собака, бабочка и т.п.

Для развития активной речи необходимо совершенствовать у ребенка способность подражать слышимым звукам и словам. Надо воспитывать у него умение слушать и воспроизводить слышимое. Для этого поддерживайте лепет ребенка легкими звукосочетаниями «топ-топ», «гуси-гуси-га-га-га». Учите его по вашей просьбе отвечать на такие вопросы, как: «Как ходят часики?». Скажи: «Тик-так». Чтобы вызвать у ребенка подражание словам, можно давать ему образцы облегченных слов, но произ­носить их в сопровождении правильных, например: «Спи, ляля, бай-бай». Через 3-4 месяца, когда ребенок сможет подражать взрослым, надо перейти к обычной правильной речи.

Слух

Разговаривайте с ваши малышом постоянно, маленького ребенка во время бодрствования должен окружать звуковой фон: читайте потешки , рассказывайте ему сказки и о том, что окружает его вокруг, пойте детские песенки. Самые лучшие звуки для ребенка - это звуки природы: пение птиц, шорох листвы, журчание воды. Такие звуки не только развивают слух ребенка, но и благотворно влияют на его нервную систему. К году ребенок способен не замечать шума, когда сосредотачивает свое внимание на красочной картинке в книжке или увлечен игрой.

Зрение

Ребенок видит изображения уже почти как взрослый. Он хорошо различает цвета. Восприятие таких параметров, как высота и глубина улучшаются по мере того, как ребенок начинает овладевать ходьбой. К году у ребенка полностью формируются слезные протоки, поэтому склеивание век у него происходит реже. Узнает знакомых людей, находящихся в другом конце комнаты, еще до того, как они заговорили с ребенком. Узнает близких ему людей по фотографии.

Другие навыки и умения на двенадцатом месяце

Самостоятельно берет чашку двумя руками, пьет из чашки и ставит на стол. Может сам проситься на горшок, хотя многие детки горшок недолюбливают и абсолютно не хотят на него садиться. Ребенок по назначению использует расческу. Пытается рисовать.

Первые зубки

К году ребенок уже может иметь 8-12 зубов . Если у вашего малыша зубиков меньше, не переживайте, подождите еще несколько неделек, возможно, за это время недостающие зубки прорежутся. Однако при позднем прорезывании зубов стоит проконсультироваться с врачом, не страдает ли ребенок, особенно в зимний период, недостатком витамина D и, как следствие, таким заболеванием, как рахит .

Осмотр ребенка в поликлинике

В год проводят туберкулинодиагностику (ставится проба манту) и только после оценки результатов решается вопрос о вакцинации против кори, краснухи, эпидемического паротита.

Поводы для беспокойства на двенадцатом месяце

Если к концу двенадцатого месяца:

  • держась за руку взрослого, не может сделать хотя бы несколько шагов;
  • не понимает, что требуют от него взрослые (например, не подает игрушку);
  • не умеет имитировать звуки и жесты;
  • не может самостоятельно есть ложкой и без посторонней помощи пить из чашки.

Как же долго вы ждали наступления этого заветного дня! Сегодня вашему любимому малышу исполнился 1 год! Позади остались тревоги и сомнения, связанные с первым купанием, первой прогулкой, ночным беспокойством, частыми коликами и первым прикормом. Сейчас вы вспоминаете все эти моменты с нежностью и трепетом.

На ваших глазах родной карапуз делает первые неловкие шаги в самостоятельную жизнь. За прошедшие 12 месяцев он приобрел основные жизненно необходимые навыки, которые в будущем ему необходимо немножко усовершенствовать. Давайте рассмотрим вместе, что должен уметь ребенок в годик.

Рост и вес малыша в 1 год

За 12-й месяц ребенок прибавит в весе на 300-400 гр и вытянется на 2-2,5 см. Принято считать, что при нормальном развитии ребенка, вес малыша к году должен утроится, по сравнению с весом при рождении. Среднестатистические показатели роста и веса ребенка на 12 месяце жизни приведены ниже в таблице.

Чему малыш научился за год

Для правильной оценки развития вашего малыша нужно обратить внимание на то, что должен уметь делать ребенок в 1 год. Основные навыки, которые малыш приобретает к этому возрасту:

Задержка развития или особенности ребенка?

Довольно часто родителей тревожит ситуация, когда сверстники крохи уже самостоятельно ходят и повторяют слова, а их малыш и не собирается этому учится. Давайте вместе рассмотрим симптомы, которые помогут взрослым распознать, что ребенок отстает в развитии. Стоит бить тревогу, если к году малыш:

  • не реагирует на свое имя;
  • не обращает никакого внимания на музыкальные игрушки;
  • не хочет идти на контакт с другими детьми;
  • не пытается самостоятельно стоять возле опоры;
  • не совершает попыток повторять за взрослыми слова (“на”, “дай”, “мама”, “папа”);
  • проявляет частые беспричинные приступы агрессии.

В данной ситуации лучшим советчиком будет грамотный невропатолог, к которому нужно обратится при наличии вышеперечисленных симптомов. Только врач, оценив информацию про протекание беременности, периода родов,наличие врожденных и приобретенных заболеваний, сможет дать адекватное заключение о развитие ребенка и, при необходимости, назначить курс лечения. Специалист поможет вам советом о нюансах воспитания ребенка и развеет возникшие сомнения. Не нужно этого бояться, так как упущенное время в столь раннем возрасте даст о себе знать серьезными проблемами через несколько лет.

Учимся говорить вместе

Первое «агу» и первый лепет остался позади. К 12 месяцу жизни малыш активно пытается произносить первые слова, стараясь четко дать понять взрослому свои желания и приоритеты. В лексике годовалого ребенка можно насчитать до 10 слов. Несмотря на то, что эти слова бывают очень сумбурными и не всегда понятными даже самым близким людям, речевое развития ребенка нужно стимулировать и развивать каждый день.

Как же это правильно делать? Специалисты советуют обучать ребенка только в игровой форме. Называйте малышу цвета игрушек, формы геометрических фигур, рассматривайте вместе детские книжки, описывайте увиденное на каждой странице. Важной составляющей частью развития ребенка является хорошая ориентация в месте, где он проживает. Комментируйте малышу все, что вы делаете, показывайте и называйте ему обобщенные названия комнат (кухня, спальня, ванная комната), предметы интерьера (кресло, диван, стол) и столовые приборы (тарелка, ложка, кастрюля).

Не упускайте драгоценную возможность познать новое и во время прогулки. Покажите крохе собачку и котика, озвучьте какие звуки они произносят. Получите массу положительных эмоций от совместного кормления голубей в парке. Захватите несколько орешек с собой, а вдруг вам повезет встретить белочку. Эти простые вещи приносят ребенку море позитивных впечатлений и стимулируют развитие речи.

Пойдите вместе на детскую площадку. Дайте ребенку возможность понаблюдать за тем, как играют другие детки, что они делают в песочнице, как спускаются с горки и как общаются между собой.

Как развивать ребенка в годик

Детки после 12 месяцев отлично поддаются обучению необходимых навыков и знаний с помощью игры. Для проведения свободного времени с пользой отлично подойдут:

  • пальчиковые краски;
  • пластилин;
  • развивающие карточки;
  • разноцветный конструктор с крупными деталями;
  • пирамидка;
  • обучающие кубики с изображением букв или цифр;
  • набор детской посуды.

При покупке новых игрушек или материалов для проведения игр обязательно обратите внимание на безопасность и не токсичность материала, из которого изготовлено изделие, наличие сертификата качества и отсутствие мелких деталей. Ни в коем случае не оставляйте без наблюдения ребенка с пальчиковыми красками или пластилином!

Во время игры будьте рядышком с малышом, направляйте его и поддерживайте, если у него что-то не получается.

Нужен ли годовалому ребенку режим дня?

Ответ однозначный и не подлежит обсуждению. Да, режим не просто нужен - он необходим! И если до этого времени у вас, по определенным причинам, не получилось его установить, то немедленно займитесь этим вопросом. Лучше всего, чтобы режим дня вашего малыша был очень похож тот, по которому работают в детских садах. В этом случае через год-два адаптация ребенка к условиям детского сада пройдет намного быстрее и менее болезненно для детской психики. В таблице представлен приблизительный режим дня, рекомендуемый для 12-месячных детей.

8.00 - 8.15 Подъем, проведение гигиенических процедур
8.15 - 8.30 Зарядка
8.30 – 9.00 Завтрак
10.00 - 12.00 Прогулка и игры на свежем воздухе (возможен сон во время прогулки)
12.30 - 13.00 Обед
13.00 - 15.30 Дневной сон
16.00 - 16.30 Полдник
16. 30 - 18.30 Игры, массаж и гимнастика, прогулка
19.00 - 19.30 Ужин
20.00 - 20.30 Проведение гигиенических процедур, купание
21.00 Ночной сон

Некоторые детки еще не готовы перейти на один дневной сон. Не переживайте и не пытайтесь это изменить. Ничего страшного не будет, если малыш дополнительно вздремнет еще и в первой половине дня.

Важно не забывать о необходимости ежедневных прогулок. С ребенком такого возраста можно гулять 2 раза в день. В осенне-зимний период (при температуре до -8°C) прогулка может длится на протяжении 1,5 - 2 часа, а весной и летом это время можно увеличить до 3-4 часов. Обязательно возьмите на прогулку любимые игрушки малыша и влажные салфетки (которые вам понадобятся, чтобы протереть ручки любопытному исследователю).

Для того, чтобы вечером уложить ребенка спать без капризов, придумайте свои определенные «ритуалы» (купание, прочтение детских книг, колыбельная).

Как же правильно поступить родителям в случае отсутствия даже намека на определенный режим дня у малыша? В первую очередь стоит объективно оценить собственный “семейный режим”. Если вы не смогли выработать определенный график, который ежедневно облегчает трудовые будни вашей семьи, то нужно приступить к этому вопросу уже сегодня. Дети любят порядок и своеобразную определенность действий. Психологи утверждают, что режим дня является не отъемлимой частью гармонического развития ребенка (как физиологического, так и психологического).

Поэтому для начала начните с себя - выработайте время, которое подходит вашей семье для подъема с утра и для отхода ко сну, для принятия пищи(завтрак, обед и ужин) и для развивающих игр. Учитывая биоритмы малыша, подберите момент, когда его проще всего уложить спать днем и в вечернее время. Теперь вам остается строго соблюдать выбранное время и не менять его ни под каким предлогом. Даже если ребенок (по определенным причинам) плохо спал днем и захочет спать к шести часам вечера, то постарайтесь отвлечь его любимыми играми или книгами, чтоб немного оттянуть время и уложить его спать как обычно. Все остальное сделает время и привычка. Спустя неделю-другую малыш сам подскажет что пора делать в определенное время суток.

Вырабатываем навыки гигиены

12-месячный возраст ребенка - это самый подходящий период для прививания основных принципов гигиены. Приучайте малыша умываться после пробуждения, чистить зубы два раза в день (утром и вечером), мыть руки после возвращения с прогулки и перед едой.

Для этих целей лучше всего выбирать детские гипоаллергенные средства проверенных фирм, которые имеют соответствующие сертификаты качества.

Можно ли переходить на общий стол?

Можно, но очень осторожно и постепенно. Многие родители спешат перевести своего годовалого карапуза на еду из общего стола. Возможно вам такой перевод облегчит приготовления пищи, но наличие нескольких зубов и умение пережевывать твердую пищу еще не означает, что ребенок готов питаться взрослыми блюдами.

Запретными продуктами для малыша остаются:

  • грибы;
  • консервы;
  • копчености.

По возможности, лучше не спешить с жаренными блюдами, цитрусовыми, орехами и шоколадом. Специалисты не рекомендуют так рано нагружать ферментативную систему ребенка такими продуктами.

Для 12-месячного малыша стоит продолжать готовить пищу способом варки, запекания или приготовления на пару. По прежнему, для питания карапуза нужно выбирать только свежие продукты и чистую кипяченную воду.

Основную часть рациона, как и раньше, составляют молочные блюда. Уже наступило подходящее время, чтобы предложить малышу макаронные изделия с молоком, полноценные молочные каши и пудинги. Из творога можно приготовить запеканку и суфле.

Нежирное мясо и рыбу стоит давать в виде фрикаделек, паровых котлеток или запеченного суфле. С разнообразными сосисками, сардельками и колбасами нужно повременить!

При условии отсутствия аллергии годовалого ребенка можно угостить фруктовым салатом с нежирными сливками или йогуртом.

Не нужно забывать о питьевом режиме! Поите ребенка столько, сколько он требует. Помимо чистой кипяченной или детской воды, малышу можно предложить:

  • фруктовые соки (яблочный, морковный, персиковый, абрикосовый);
  • не крепкие травяные чаи (ромашка, мята, мелисса, фенхель);
  • компоты из сухофруктов и свежих ягод;
  • настой шиповника.

Маме малыша нужно все так же тщательно следить за реакцией маленького организма на каждый новый продукт!

Пример приблизительного рациона 12-месячного карапуза:

В промежутках между едой, ребенку можно предложить галетное печенье, кукурузные палочки без добавок, яблоко или банан. Чрезмерное злоупотребление “перекусами” между основными приемами пищи грозит малышу отсутствием чувства голода и плохим аппетитом во время обеда или ужина.

Кормление грудью все еще не теряет своей актуальности. Помимо определенной пищевой ценности, теперь оно несет больше психологический смысл. Малыш знает, что самый родной человек рядом, под грудью он быстрее успокаивается и засыпает. Поэтому не стоит спешить отлучать ребенка. Определенного срока прекращения грудного вскармливания не существует. Малыш сам вам подскажет, когда будет готов к этому.

Как побороть капризулю?

В один прекрасный день родители замечают, что их покладистый и послушный ребенок стал проявлять характер и не слушаться. Несомненно это беспокоит и мам, и бабушек, и посторонних тетушек на улице, которые так и норовят вам прочитать лекцию о правильном воспитании детей. Дорогие наши, наберитесь терпения! Вы отлично воспитываете своего малыша, просто в этом возрасте путем капризов проявляется его стремление к самостоятельности!

Как помочь ребенку справится с истериками и непослушанием? Вот несколько советов:

  • Разговаривайте с малышом!
  • Каждый запрет должен быть подкреплен объяснениями.
  • Учите малыша находить компромисс и меняться игрушками с другими детками.
  • Отвлекайте ребенка! Переключайте его внимание на что-то другое, более интересное в данный момент.

С этого возраста начинает закладываться фундамент будущего характера малыша. Учите его быть добрым и отзывчивым, благодарите за любую попытку оказать вам помощь и хвалите за успехи и достижения! Уделяйте ребенку как можно больше внимания и времени!

Правила безопасности

Несмотря на то, что ребенок с каждым днем становится более самостоятельным, пренебрегать основными правилами безопасности ни в коем случае нельзя. Даже наоборот, любопытство малыша толкает его на новые подвиги и исследования окружающего мира. Поэтому родителям нужно внимательно следить за действиями малыша, создать в доме максимально идеальные (в смысле безопасности) условия для периода бодрствования.

Хотим обратить отдельное внимание на место, где вы храните лекарства, легковоспламеняющиеся и моющие средства. Эти предметы должны находится вне зоны свободного доступа вашего ребенка. Яркие и красочные упаковки таблеток или средств для уборки дома, коробки со спичками или зажигалки, которые находятся на видном месте, так и притягивают интерес детей. С целью своего спокойствия и избежания несчастного случая, специалисты рекомендуют спрятать все, что может быть опасным для карапуза, в недоступное место.

Следующим пунктом является кухня. Напоминаем еще раз, что это не самое лучшее место для игр. Особый интерес у детей этого возраста, по прежнему, вызывает кухонная плита. Ни в коем случае не оставляйте горячий чайник или кастрюлю на краю плиты, все ручки сковородок отворачивайте от вас, чтоб малыш случайно не перевернул содержимое на себя.

Не оставляйте ребенка без присмотра взрослых! Он еще очень маленький, чтоб быть самостоятельным, но уже достаточно большой, чтоб что-то вытворить.

Подведем итоги

Вот и подрос ваш малыш. Из категории грудничков он перешел в годовасики. Нужно каждый день помнить о том, что ребенок - это личность со своими желаниями, прихотями и нравами. И пускай сегодня карапуз не может описать словами свои чувства и эмоции, но он прекрасно понимает все, что происходит вокруг него. Основная задача близких людей - создать уютную и комфортную атмосферу для ребенка, объяснять ему “что такое хорошо, что такое плохо”, прививать малышу качества, которые бы они хотели увидеть в нем спустя несколько лет и подкреплять все объяснения собственным примером.

Проводите все свое свободное время вместе с любимым карапузом! Сейчас самым главным для него является ваша любовь, поддержка и забота. Совсем скоро он будет твердить о своей самостоятельности решительным «Я сам!!!», поэтому пока наслаждайтесь тем, что малыш нуждается в вашем присутствии и помощи.

И пусть заветное желание, загаданное при задувании первой свечки на праздничном торте, обязательно исполнится в скором времени!!!

Сейчас ваша кроха приближается к очень серьезному рубежу в своей жизни - к первому настоящему дню рождения. Конечно, вы наверно отмечали и три месяца, и полгода, и девять месяцев, однако год - это совершенно другое.

Рост и вес

В 12 месяцев ваша кроха должна весить около 10-10.6 кг и иметь рост в 76-77 см. Однако не стоит переживать, если показатели веса и роста ребенка отличаются от приведенных выше. Ведь все дети разные, и в первую очередь родителям необходимо взглянуть на себя, дедушек и бабушек, а также других родственников. Ведь в малыше заложены все конституционные особенности его родственников.

Прививки

Когда вашему малышу исполнилось 12 месяцев, самое время делать прививки от паротита, краснухи и кори.

Что умеет ребенок в 1 год?

Обычно ребенок в 12 месяцев должен уметь самостоятельно вставать и делать несколько шагов, бегать, держа взрослого за руку. Произносить некоторые простые слова, самостоятельно кушать с помощью ложки и пить из чашки. Также в 12 месяцев ребенок способен проситься на горшок, называть по именам членов семьи и других хорошо известных ему людей. Играть в легкие сюжетные игры, а также использовать предметы по своему непосредственному назначению. К примеру, если вы дадите ему ложку и миску, он не будет кидать их на пол, а должен сообразить, что с их помощью едят.

Зубки

Имеется определенная формула, благодаря которой можно рассчитать количество молочных зубов, которое должно быть у малыша в определенном возрасте. Данная формула крайне проста: число зубов должно быть меньше на 4 чем возраст малыша, то есть к 12 месяцев у крохи должно быть 8 зубов. Это должно быть 4 нижних и 4 верхних зуба. Но нужно помнить, что каждый ребенок индивидуален в своем развитии и такая формула является только ориентировочной.

Режим дня ребенка в 1 год

В 12 месяцев малыш может кушать все то, что было введено в его прикорм ранее. При этом необходимо помнить, что как бы ни хотелось родителям, ни в коем случае нельзя включать в рацион годовалого малыша пирожные, торты, а тем более шоколадные конфеты. Если вы хотите побаловать ребенка сладостями, то это может быть мармелад, пастила, джем и варенье (лучше, если оно будет на фруктозе).

Кормление

Как и раньше, годовалого малыша можно кормить до пяти раз в день, при этом примерные часы кормления следующие: 6.00, 10.00, 14.00, 18.00 и 22.00. Правда, при желании родители могут переводить малыша и на четырехразовое питание, в этом случае примерное время завтрака 8.00-8.30. Кормить ребенка необходимо сразу после пробуждения либо не позднее чем через один час.

Сколько спит

В 12 месяцев для ребенка нормально спать от 10 до 12 часов ночью, а также еще два раза днем, по полтора-два часа каждый. Убедитесь, что ваш малыш высыпается - продолжительность сна в развитии крох играет очень важную роль. Также очень важно придерживаться постоянного расписания сна в дневное время суток. Если данный график является скользящим, то существует большая вероятность того, что ребенку сложно будет заснуть ночью или он будет просыпаться по ночам.

Уход за ребенком в 1 год

Купание

Перед сном обязательно купайте своего годовалого кроху. Правда сейчас вы имеете возможность купать своего карапуза не только в ванне, но также и просто ополаскивать его под душем. При этом также необходимо понимать, что у малыша обязательно должны быть личные средства гигиены, такие как зубная щетка, мочалка, расческа и полотенце.

Развлечения

Одной из любимых игрушек для ребенка в 12 месяцев может быть простой мяч - крохе, как и раньше, доставляет много удовольствия бросать игрушки, и получать их от родителей обратно в руки, но сейчас ему будет гораздо интересней смотреть, куда они катятся при этом. Поэтому нет ничего удивительного, если малыш, бросив несколько раз мяч вам в руки, следующий раз кинет его в противоположную сторону, наблюдая за этим. Еще деткам в 12 месяцев нравится что-то собирать - он будет с удовольствием складывать кубики или бусины в коробочку.

Проблемы

На первом году жизни у ребенка возникают следующие проблемы, а именно множество кризисов - переходов. Это и отождествление себя как существа отдельного от матери, и поиск собственного «я». Каждое новое освоение движения представляет собой своего рода «скачок» в его поведении. Поэтому в это время будьте особенно внимательны к малышу, не заставляйте его делать то, что он категорически не хочет.