В ссср оставшихся без попечения родителей. Детский дом в ссср. Выводы, или "К чему я всё это?"

Эти законы очень даже пригодились в последующие годы. В военное время многие дети остались без крова, потеряли родных и вынуждены были скитаться, чтобы добыть себе пропитание. В связи с этим 7 августа 1942 года было принято постановление ЦК ВЛКСМ «О мерах комсомольских организаций по борьбе с детской безнадзорностью и беспризорностью», а 15 июня 1943 года - постановление СНК СССР «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством». Приказом НКВД СССР от 21 июня 1943 года при отделениях НКВД были созданы отделы по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. К концу войны в СССР действовало более тысячи так называемых «детских комнат привода», куда доставляли детей, задержанных на улице за бродяжничество и правонарушения. По состоянию на 1945 год в Центральном военно- справочном детском столе в Бугуруслане было поставлено на учет 2,5 миллиона детей, оставшихся без попечения родителей. Детские приемники-распределители были переполнены, мест в детских домах не хватало. Детей часто выпускали под подписку о не выезде, и они снова шли бродяжничать. Многие с улицы попадали в колонии для несовершеннолетних – обычно за кражи. В тюрьмах дети и подростки часто оказывались вместе со взрослыми уголовниками, которые учили их уму-разуму. После этого из них часто выходили законченные криминальные элементы. Несладко приходилось и тем детям, которые попадали в детдома. Не хватало одежды, обуви. Сотрудники Центрального детского приемника-распределителя, расположенного в Москве в здании Даниловского монастыря, вынуждены были, отправив ребенка в детдом, отбирать у него выданную в приемнике нательную и верхнюю одежду, чтобы было что надеть следующей партии. Таким образом даже зимой дети порой оставались в нижнем белье или лохмотьях. Неудивительно, что многие вскоре сбегали из детдомов, где не было самого необходимого: им казалось, что на улице легче выжить. Кто не помнит лозунга: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!» Но вот о том, что благодаря Сталину миллионы детей оказались в заключении, в невыносимых условиях, а то и погибли, мало говорится даже в наше время. Потому что в это слишком трудно поверить...

До 1917 года в России существовало 583 приюта, в которых находилось 29.650 детей. Гражданская война и последующие годы разрухи не могли не сказаться на росте количества детей, нуждающихся в государственном попечении.

Реформатор образования первых послереволюционных лет П.Н.Лепешинский так определял стратегию воспитания? "ни семья, ни отдельные лица или группы лиц не могут поставить и выполнить колоссальную задачу воспитания так рационально, как всё общество, всё государство". 12 декабря 1917 года народным комиссаром ведомства государственного призрения было принято постановление "Об упразднении совета детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии". Отныне для детей сирот раннего возраста предназначались дома младенцев, а для детей дошкольного и школьного возраста детские дома. В подобного рода учреждениях виделся новый тип общественного государственного воспитания детей, которому предстояло воплотить в жизнь основную идею коммунистического воспитания вообще всех детей за счёт государства.

Семейное воспитание признавалось государством явлением временным, на смену которому должно прийти ни с чем несравнимое воспитание общественное или социальное. Поэтому помещение ребёнка в любое социальное учреждение являлось более приоритетным, чем поиск для него семьи, готовой взять на себя обязанности по его воспитанию. Детские дома, учреждённые к тому времени, не были в состоянии содержать всех детей, лишённых родительской опеки. Поэтому в 1922 - 1923 годах Комиссия по улучшению жизни детей стала прикреплять детские учреждения к учреждениям советским, к профсоюзным организациям, войсковым частям, промышленным, торговым предприятиям и т. д. Бездумное экспериментирование, быстрая смена методов деятельности, связанных с охраной прав детей, ещё более усугубляли проблему роста детской беспризорности. Так, в начале 20-х годов, когда дети, ушедшие из голодающих районов, стали возвращаться на родину, началась государственная реэвакуация несовершеннолетних, обернувшаяся трагедией для тех детей, кто попал в новую семью и привык к ней. Например, после того, как десятки детей из голодающих областей были переданы в семьи Чехословакии, возникла проблема с их возвращением на родину, потому что "почти все они забыли русскую речь". Поэтому большинство приёмных семей просило разрешить им усыновить этих детей, но советское правительство не давало на это согласия.

В 1920-е годы уже существовали различные виды государственных интернатных учреждений: детские дома, детские коммуны и городки, трудовые колонии и пионердома. Детский дом, как одна из форм государственного попечения о детях, был признан лучшим типом воспитательно-образовательного учреждения уже к середине 1930-х годов.

Во времена НЭПа, в 1924 г., была предпринята попытка создания института патронажных семей, который существовал до 1930 г., а по числу патронируемых детей РСФСР в 1920-е годы занимала первое место в мире.

Середина тридцатых становится важнейшим рубежом в истории замещающей заботы о детях-сиротах в России. В 1935 г. Были опубликованы постановления «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» (провозглашалась полная ликвидация детской беспризорности в СССР) и «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних правонарушителей», которыми детские дома были переданы в НКВД и в 1939 г. подчинены ГУЛАГу). Ответственность за судьбы детей, лишенных родительского попечения, была передана местным органам власти, а 1936 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли Постановление «О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся», которые в послевоенное время были названы приемными семьями. Тем не менее число детей вне семейной заботы было по-прежнему велико, что связывают с государственной политикой СССР: коллективизацией, выселением кулачества, голодом, массовыми репрессиями.

Во время Второй мировой войны вопрос об устройстве детей - сирот встал особо остро. Постановлением СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» (1942) были определены основные направления работы органов государственной власти, партийных организаций по предупреждению детской беспризорности и уменьшению тягот войны для детей. Сотни тысяч детей потеряли родителей во время войны, и необходимо было спасти их, устроить в детские учреждения. На государственные средства создавались новые детские дома для детей воинов Советской армии, партизан

и детей, родители которых погибли (специальные детдома). К концу 1945 г. таких домов было около 120. На средства общественности (колхозов, профсоюзов, милиции, промышленных предприятий) также создавались детские дома для детей, оставшихся без родителей.

В годы Великой Отечественной войны был возрожден институт патронажа (передача детей на воспитание в семьи), который был отменен в первые годы советской власти. В 1941-1945 годах гражданами России было усыновлено, взято под опеку 278 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Но все же большинство детей - сирот войны содержалось в детских домах за государственный счет. Сиротские учреждения послевоенного времени не были благополучными: воспитанники жаловались на жестокое обращение, побои, попытки изнасилования со стороны воспитателей.

Благодаря «перестройке» и гласности в середине 80-х стала возможна критика бедственного положения дел в детских домах и интернатах. Этот период стал периодом активизации научных изысканий советских педагогов и психологов, раскрывающих проблемы развития детей и подростков в закрытых интернатных учреждениях. В помощь обездоленным детям стали создаваться благотворительные фонды и организации. «Открытость» СССР периода перестройки содействовала международным контактам, поэтому стало возможно обсуждение международного опыта замещающей заботы о детях, лишенных родительского попечения.

В тоталитарном государстве не может быть места крепким семейным связям. Социальный эксперимент, проводимый Советским государством, имел одной из основных своих задач разрушение не только религиозных, но и семейных основ воспитания. Последствия такого разрушения воспитательных функций социальной структуры общества не могли не сказаться на развитии демографической ситуации в государстве. Стремительный рост числа брошенных детей в России в настоящее время имеет под собой многолетнюю историю искусственного отчуждения ребёнка от семьи.

Расстановка ударений: ДЕ`ТСКИЙ ДОМ в СССР

ДЕТСКИЙ ДОМ в СССР - государственное воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или потерявших связь с ними, детей одиноких матерей, а также детей, нуждающихся в помощи и в защите государства (вследствие болезни родителей, лишения их родительских прав и т. д.) Дет. учреждения для детей-сирот под разными названиями существуют во многих странах с давних времён. В дореволюционной России это были приюты (см. Приют детский) и сиротские дома, к-рые существовали гл. обр. за счёт частных "благотворителей" или филантропич. обществ. С первых же дней Вел. Окт. социалистич. революции Коммунистич. партия под руководством и по инициативе В. И. Ленина проводила широкие мероприятия по устройству жизни беспризорных детей и созданию благоприятных условий для их воспитания. В 1918 декретом Совета Народных Комиссаров о комиссиях для несовершеннолетних дет. приюты и сиротские дома преобразовывались в Д. д. и передавались в ведение специально созданных комиссий. Под дет. учреждения были отданы особняки и усадьбы помещиков и капиталистов. В январе 1919 был основан Гос. совет защиты детей, гл. функцией к-рого являлось изыскание средств для содержания воспитанников дет. учреждений. Значительную помощь Д. д. оказала созданная в 1921 при ВЦИК Комиссия по улучшению жизни детей во главе с Ф. Э. Дзержинским. Все эти меры способствовали ликвидации беспризорности и безнадзорности в стране (см. Беспризорность детская, Безнадзорность детская). Во всех Д. д. был установлен мед. надзор, определённый режим дня, организованы мастерские - переплётные, швейные, сапожные, столярные, слесарные и др.; создавались клубы и б-ки, организовывались хоры и оркестры. 1-й Всероссийский съезд деятелей по охране детства (февраль 1918) оценивал Д. д., как очаг коммунистич. воспитания. В период 1920 - 23 стали возникать дет. колонии и коммуны (см. Колония имени М. Горького, Коммуна имени Ф. Э. Дзержинского). Из года в год улучшалось материальное положение Д. д. 2-й Всероссийский съезд по охране детства (ноябрь 1924) обратил особое внимание на организацию трудового и общественно-политич. воспитания детей. 3-й Всероссийский съезд по охране детства (май 1930) указал на необходимость прикрепления каждого дет. учреждения к производству в городе либо к колхозу или совхозу в деревне с целью улучшения трудовой подготовки воспитанников. В дальнейшем в решениях партии и правительства были определены меры по улучшению учебно-воспитательной работы Д. д. ("О мероприятиях по подготовке воспитанников детских домов к трудовой общеполезной деятельности", 1925; "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности", 1935, и др.). В годы Вел. Отечеств, войны с особой остротой встал вопрос об устройстве детей-сирот. В январе 1942 было принято постановление "Об устройстве детей, оставшихся без родителей". Для детей воинов Советской Армии, партизан Отечественной войны и детей, родители к-рых погибли от фашистских захватчиков, были созданы спец. Д. д. Расширенная сеть Д. д. позволила предотвратить беспризорность.

Основными типами Д. д. в настоящее время (1963) являются: дошкольный (для детей с 3 до 7 лет) и школьный (от 7 до 18 лет). В ведении Мин-ва социального обеспечения имеются также Д. д. для детей-инвалидов. Дети-сироты, состоящие в родственных отношениях между собой, помещаются в один Д. д. В дошкольном Д. д. группы комплектуются по возрастному признаку в количестве 20 - 25 чел., а в школьном - из детей одного или двух смежных классов в количестве 30 - 40 чел. Воспитательная работа в дошкольных Д. д. по своему содержанию и методике та же, что и в детских садах. Все воспитанники школьного Д. д. посещают школу. Постановлением Совета Министров СССР "О мерах улучшения воспитания детей, оставшихся без попечения родителей" (1956) срок пребывания воспитанников в Д. д. был продлён до 18-летнего возраста (до 1956 в Д. д. дети содержались, как правило, до 14 - 15-летнего возраста), т. е. до момента окончания ими ср. школы.

При школьном Д. д. организуются столярные, слесарные, швейные мастерские, подсобные с. х-ва. Воспитанники работают в мастерских под руководством инструкторов по труду. Кроме этого, воспитанники занимаются хоз.-бытовым трудом, принимают посильное участие в общественно полезных делах села, города, района. Трудовое воспитание в Д. д. содействует школе в осуществлении политехнич. обучения, помогает уч-ся старших классов овладеть к.-л. профессией: слесаря, токаря, столяра, садовода, тракториста и т. д. В Д. д. установлен режим, к-рым предусматривается чередование уч. занятий и трудовых процессов с отдыхом. Центральное место в режиме школьного Д. д. занимают посещение школы и приготовление заданных на дом уроков. Большое внимание в Д. д. уделяется привитию детям навыков личной гигиены, домоводства (вкусно готовить пищу, красиво сервировать стол, стирать, шить и т. д.). Воспитанники Д. д. занимаются спортом, сдают нормы БГТО, ГТО.

После установленного срока бывшие воспитанники Д. д. в зависимости от склонностей и желаний поступают на работу или продолжают образование в вузе.

Большое место в воспитательной работе с детьми принадлежит воспитателю. Он заботится не только о высокой нравственности и здоровье своих воспитанников, но и помогает им в учёбе и труде. В каждом Д. д. имеется пионерская дружина. Комсомольцы-воспитанники Д. д. состоят на учёте и работают в комсомольской организации школы. Они помогают в работе пионерской дружины. В работе Д, д. активно участвуют комсомольцы шефствующих предприятий, они оказывают помощь в сплочении дет. коллектива, в решении материально-хоз. вопросов Д. д.

В школьном Д. д. избирается детский совет - руководящий орган дет. коллектива, к-рый помогает пед. коллективу в организации жизни детей. При дет. совете создаются комиссии: учебная, хоз.-бытовая, санитарная, культурно-массовая, физкультурно-спортивная и др. Д. д. в тесном контакте со школой, в к-рой учатся воспитанники, организует массовые мероприятия, работу пионерской организации, дет. совета, выполнение общественных поручений воспитанниками; определяет режим воспитанников, организует конкретные мероприятия по предупреждению неуспеваемости и преодолению второгодничества. Все предметные кружки занимаются в школе, а кружки по эстетическому и физическому воспитанию, как правило,- в Д. д. Проводится разнообразная внешкольная работа, содействующая развитию самодеятельности, активности и инициативы воспитанников. Значительное место в этой работе занимает внеклассное чтение, занятия в технич., муз., спортивных и других кружках, посещение кино и театров. Воспитанники Д. д. участвуют также в различных мероприятиях, к-рые проводят внешкольные учреждения. В Д. д. отмечаются дни рождения воспитанников и наиболее важные события в их жизни.

Центром методич. работы в школьном Д. д. является пед. совет. При Д. д. создаётся также попечительский совет, к-рый является органом общественности и содействует пед. коллективу в улучшении учебно-воспитательной работы и укреплении материально-технич. базы Д. д. Он состоит из представителей районного пли городского Совета депутатов трудящихся, отдела нар. образования, партийных, комсомольских, профсоюзных организаций и утверждается Исполнительным комитетом районного или городского Совета депутатов трудящихся сроком на 2 года. Большую заботу о Д. д. проявляет сов. общественность - шефствующие над Д. д. предприятия, колхозы, совхозы.

В 1959 было издано постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по развитию школ-интернатов в 1959 - 65 гг.". В течение 1959 - 65 с учётом местных условий и возможностей рекомендуется преобразовать Д. д. для детей школьного возраста в школы-интернаты, что послужит дальнейшему улучшению обучения и воспитания.

Лит.: Макаренко А. С., Методика организации воспитательного процесса, Соч., т. 5, М., 1958; Уманский А. Г., Лаврик А. Н., Асатурова К. З., Организация коллектива воспитанников в детском доме, М., 1958; Вопросы воспитания в детском доме.[Сб. статей], М., 1956; Эстетическое воспитание в детском доме, под ред. В. Н. Шацкой, М., 1953; Марейн К. Н., Воспитательная работа в коммуне им. Ф. Э. Дзержинского, М., 1958; В помощь директору детского дома. [Сб. материалов], М., 1955; Свадковский И Ф., Записки воспитателя, М., 1959; Опыт воспитания в детском доме, под ред. Г. Я. Арнаутова, М., 1959.

А. М. Гольдин, П. Э. Шпитальник. Москва.


Источники:

  1. Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., "Советская Энциклопедия", 1964. 832 столб. с илл., 7л. илл.

Советские и Ельцинские сироты.

Есть такая профессия Путина не любить, и у людей занимающихся этим делом в последнее время я вижу очередное обострение на почве количества сирот в России. Называются цифры 700 000 - 800 000 сирот в России. Пишут, что сирот в России больше, чем после Великой отечественной, некоторые говорят что таких детей миллионы. Вот более менее типичный образец таких рассуждений http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_7421000/7421529.stm Впрочем даже такие мнения встречаются редко, а уж динамики Вы никогда не встретите.
Возьмем пару цифр из этой статьи. По данным министерства образования, на 2007 год в России на учете было 742 тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для справки: после Великой Отечественной в стране было 680 тысяч сирот. Но то - после войны. А в 1989 году сирот было зарегистрировано 87 тысяч.
Попытаемся разобраться в этой мешанине цифр.

Сначала термины. Кто такие сироты? Сироты - это дети, у которых нет родителей. Именно такие сироты были после ВОВ в России. И в 1989 году таких сирот было 87 тысяч. Сейчас же к небольшой группе сирот, которые не имеют родителей, причисляют социальных сирот. Социальные сироты это немножко другое дело. Это дети, которые имеют биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. Естественно в цифр, сообщающих сколько социальных сирот было в СССР Вы не увидите. Ведь осудить надо Путина, и манипулируя термином сироты это легко сделать, хотя сравниваются разные группы детей, сироты без родителей во времена СССР и сироты и социальных сироты во времена Путина. Причем в той же статье приводится, что 80% российских сирот - "социальные", то есть, сироты при живых родителях. Хотя многими приводятся другие цифры. 90% . многие даже называют цифру 95%. Но даже если взять цифру в 80% , то обычных сирот всего около 150 000 . Что гораздо меньше, чем послевоенных сирот. Конечно и эта цифра большая, скорее всего эта цифра 50-80 тысяч. Но люди, которые не любят Путина, понимают что даже 150 000 тысяч уже не впечатляют, то ли дело 800 000 .
А сколько социальных сирот было в СССР? После войны общая численность детей, оставшихся без присмотра родителей после войны, достигла примерно 3 млн. человек. Причем сюда не включены дети, сданные матерями-одиночками или многодетными родителями в детские учреждения, сироты, сохранившие связи с родственниками, и ряд других категорий. Если применять нынешние оценки тех кого нынче называют сиротами к тому времени, то эта цифра вырастет до 7 миллионов.
Конечно эти 7 миллионов, со временем по мере взросления перестали быть сиротами. Дети военных лет в середине 50-х гг. повзрослели и проблема беспризорности решилась сама собой. На первый план вышли социальные источники сиротства: невозможность или неспособность родителей содержать и воспитывать детей по причине нужды, болезни, инвалидности или аморального образа жизни. Из 124 тыс. детей, прошедших через детские приемники-распределители в 1954 г., большинство сами ушли из семьи: из-за недостатка внимания - 43%, материальной необеспеченности - 17,2%, любители "попутешествовать" - 14,5%. Настоящих сирот среди них было всего 9%. Но это было бедное и послевоенное время не нам их осуждать. Важно знать, что манипуляции с цифрами сравнения сирот без родителей в ВОВ и всех сирот вместе социальными во время Путина неприкрытый цинизм.
Перенесемся к концу существования СССР. Социально-развитому социалистическому государству уделяющему большое внимание к институту семьи и узнаем что досталось Путину.
С 1985 по 1991 г. число воспитанников домов ребенка уменьшилось по РСФСР с 21,3 до 17,8 тыс. человек, или на 16%, детдомовцев - с 63,2 до 39,9 тыс. человек, или на 37%, учащихся школ-интернатов для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - с 35,7 до 25,6 тыс. человек, или на 28%. А что же с рождаемостью, она с 1985 по 1991 г тоже упала на 27%. Таким образом, сокращение общей численности младенцев опережало уменьшение контингента домов ребенка. Выросло число детей, рожденных вне брака. Если их удельный вес в 1985 г. составлял 12,0% от общего количества родившихся за год детей, то в 1991 г. - 16,0%, а в сельской местности достиг 17,3%. Всего детей, которых воспитывали матери-одиночки, насчитывалось около 1,6 млн., к ним можно прибавить еще 2,9 млн. детей, воспитывавшихся в других неполных семьях. Таким образом, уже в начале 90-х гг. демографическая ситуация, сложившаяся в России, оценивалась как самая неблагоприятная за весь послевоенный период. К концу перестройки по мере ухудшения экономического положения страны, обострения национальных конфликтов и нарастания продовольственного кризиса число детей, оставшихся без присмотра родителей, стало расти. Если в 1988 г. 48 тыс. детей подлежало устройству как оставшиеся без попечения родителей, то в 1991 г. их число составило 59 тыс. Всего в СССР распада, жило около 300 000 сирот из них 87 сирот без родителей. Потом пришел Ельцин. Число детей, лишенных родительского попечительства, к 1995 году составило около 400 тыс. человек. Лишь 5% из них не имело родителей, остальные - социальные сироты, т.е. дети, брошенные родителями на произвол судьбы. Ком социального сиротства катился по нарастающей, несмотря на то что численность детей в возрасте до 16 лет с 36 млн. человек в 1989 г. снизилась в полтора раза до 24 млн. человек в 2005 г.
И к приходу Путина по данным на 1 января 2000 года, насчитывалось 657 детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения
в 1998 году их было 620 тысяч,
в 1997 году -- 597 тысяч,
в 1996 году -- 572 тысячи)
из них сирот «физических», то есть таких, чьи родители умерли, около 6%, было всего 40 000. остальные -- так называемые социальные сироты. То есть Путину уже в наследство досталось 657 тысяч сирот, в сиротстве которых он был обсолютно не виновен.

Продолжение следует

УДК 9(470)(045)

А.А. СЛАВКО

ДЕТСКИЕ ДОМА И ШКОЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В РОССИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

Ключевые слова: детские дома, беспризорные дети, Великая Отечественная война, послевоенный период.

Статья посвящена одной из важнейших проблем - ликвидации массовой детской беспризорности в Советской России в 1941-1952 гг. - роли государства в обеспечении условий функционирования детских домов и школ для детей-сирот. Для раскрытия темы используются разнообразные источники, многие из которых вводятся в научный оборот впервые.

KINDERGARTENS AND SCHOOLS FOR CHILDREN-ORPHAN IN THE GREAT PATRIOTIC WAR AND POST-WAR PERIOD

Key words: kindergartens, homelessness children, the Great Patriotic war, a post-war period.

The article is devoted to one of the important problems - liquidation of mass children’s homelessness in Soviet Russia of 1941 - 1952-es - the role of the state in providing conditions for kindergartens’ and schools for children-orphan functioning. To disclose the topic differents sources are used, many of which are used in scientific work for the first time.

Великая Отечественная война вызвала новый рост численности детей-сирот, а отсюда - беспризорных и безнадзорных. Государство сразу же принимает меры для устройства детей, оставшихся без родителей. В первые месяцы войны в связи с экстренной эвакуацией детей из прифронтовых и фронтовых районов страны возникает острая необходимость в размещении детей в детдомах, расположенных в тылу. Начинается уплотнение и без того переполненных детских домов, численность воспитанников в них увеличивается примерно в 2-3 раза. Спешно открываются новые детские дома.

В.М. Бочкова были отмечены факты неудовлетворительного состояния детдомов Наркомпроса. В Краснодарском крае, например, дети не были обеспечены одеждой, обувью, продуктами питания. В некоторых детдомах расхищались государственные средства. Не хватало топлива. Зимой часть детей вынуждена была ходить босиком и без головного убора. Школу посещали не более 50% воспитанников и др. . Эти же проблемы автоматически перекладываются и на военное время. Так, в Куйбышевской области для размещения эвакуированных детей за период с 1 июля по 4 сентября

1941 г. в количестве 1 036 человек было открыто 4 новых детских дома. Имевшиеся до этого в области 31 детский дом были переполнены, вместо 3 102 человек по плану Наркомпроса в них содержалось 3 700 детей. Кроме того, для эвакуированных детей было открыто три интерната .

Директора, учителя и воспитатели детских домов профессионально и духовно были разные люди. О ком-то вспоминают с ненавистью и грустью, кого-то - с благодарностью всю последующую жизнь. Так, по воспоминаниям М.И. Николаева - сына репрессированных, - он на всю жизнь запомнил слова заведующей детдомом М.Н. Угольниковой, которая при выпуске его из детдома в 1941 г. сказала: «У тебя были родители, и они тебя не бросили, Миша. Они были хорошими людьми» .

Обследование детских домов начала 1942 г. показало следующее. Во многих из них директор и воспитатели не имели соответствующего образования и педагогического опыта. Деятельность воспитателей планировалась формально или вообще отсутствовали планы работы. В помещениях было грязно и неуютно, поскольку не хватало средств на ремонт. В условиях печного отопления большинство печей были пожароопасны. Как вспоминает одна из воспитанниц Петровского детского дома Оренбургской области В.Б. Большакова, в годы войны сюда попали дети из Ленинградской, Витебской и Смоленской областей. Девочки на кроватях спали по двое, мальчики же на нарах -«сколько поместятся». Детдом располагался в маленьких домах без удобств. Заготовкой дров занимались сами воспитанники, за что получали дополнительный кусочек хлеба с щепоткой сахара. Электричества не было. По словам бывшей воспитанницы, «начальные классы в школу не ходили, не в чем было. Старшие бегали в школу в галошах, а там технички печку топят, угольков в галоши накидаешь, чтобы в них теплее стало, и снова наденешь. В школе писать было нечем. Писали на старых книгах и газетах, между строк» . Не хватало квалифицированных педагогических кадров, особенно воспитателей.

Война ещё более усложнила положение детдомовцев. Недостаточное медицинское обслуживание в детдомах резко ухудшилось вследствие мобилизации медицинских кадров на фронт, снизились нормы питания, увеличился уровень заболеваемости и смертности среди детей.

Колоссальным был ущерб, нанесённый фашистскими захватчиками за время оккупации советских территорий. Для примера приведём данные по Калининской области. Полностью или частично было разрушено 44 детсада и детских дома, 1 059 школ, 168 культпросветучреждений и др. Приводятся и другие, более уточнённые данные: до войны в области функционировало 36 детдомов, в годы войны разрушено и сожжено было полностью 27, по детсадам: до войны было 100, полностью сожжено 36, частично - 27 .

С целью освобождения мест в детских домах для эвакуированных детей, по воспоминаниям В.В. Багинского, по окончании 5 классов, в начале войны, детям выдали свидетельства о рождении «с плюсом в 2 года» и направляли либо на завод, либо в ремесленные училища .

Тыл всячески пытается помочь детям-сиротам. С 5 июня 1942 г., например, Куйбышевская область принимает решение о размещении у себя ещё 5 тыс. детей из Ленинграда, которые распределялись по детским домам и общежитиям спецшкол области, в зданиях бывших детских санаториев . Эвакуировали целыми детскими домами. Так, в сентябре 1942 г. в село Каратуз Красноярского края был эвакуирован из блокадного Ленинграда детский сад № 26. Это 50 девочек и мальчиков, истощённых и больных, которым помогали не только местные власти, но и население . Из детдомов Калининской области по решению Правительства в 1942 г. в детские дома других областей было вывезено 1 910 детей .

Для разгрузки детских домов в январе 1942 г. Главному управлению трудовых резервов при СНК СССР было разрешено провести набор детей от 14 лет и выше в школы ФЗО, ремесленные и железнодорожные училища. Остальных детдомовцев старше 14 лет Наркомпросы республик обязаны были направить на работу в промышленность и сельское хозяйство .

По мере освобождения советских территорий от немецкой оккупации необходимо было в срочном порядке решать проблему размещения находящихся там детей-сирот. На самих освобождённых территориях помещения детских до-

мов, как правило, были разрушены, а строительство требовало времени. В связи с создавшейся ситуацией СНК РСФСР издаёт распоряжения, которые дают разрешение на вывоз детей-сирот в заранее определённые детские дома. Так, согласно распоряжению СНК РСФСР № 556-р от 26 апреля 1943 г. Калининский облисполком вывез 1,5 тыс. детей-сирот из освобождённых районов, которые были размещены в детских домах Молотовской и Кемеровской областей. В качестве сопровождающих был не только обслуживающий персонал, но и медицинские работники. Все дети-сироты и сопровождающие обеспечивались на дорогу сухим пайком из расчёта на 15 дней. Кроме того, выделялись денежные средства на оплату в пути горячего питания .

В условиях тяжёлого экономического положения в стране, обострившегося войной, правительство вновь прибегает к уже апробированным методам снабжения за счёт расширения подсобных хозяйств.

Война потребовала от детдомов повышенного внимания к подсобным хозяйством. Заготовка продуктов с их помощью велась с таким расчётом, чтобы продуктов детдомовцам хватало на весь предстоящий год. Для этого старались купить корову, свиней, кур. Земельные участки в основном обрабатывались силами воспитанников. Это были немалые площади, например, в Кар-чемском школьном детдоме Устькуломского района Коми АСССр земельный участок, по данным на март 1942 г., был равен 4,5 га .

Подсобные хозяйства с начала войны функционировали во всех детдомах, кроме находящихся в оккупации. После освобождения они сразу же создаются и здесь. Хотя снабжение детских домов продуктами питания с подсобных хозяйств, с официальной точки зрения, должно было быть дополнительным источником снабжения, на деле подсобные хозяйства детдомов нередко являлись основным источником питания. К примеру, как следует из докладной записки «О состоянии Устькуломского детского дома» по данным на 10 ноября

1942 г., дети питались в основном за счёт подсобного хозяйства и помощи колхозов. Из торгующих организаций с мая по ноябрь почти ничего не получали, хотя подчёркивалось, что «В военное время в детдом пребывают дети ушедших в армию и др., им нужно создать домашние условия, чтобы ребёнок почувствовал, что детдом такой же для него родной дом» . Особые трудности возникали в связи с отсутствием мыла и керосина . На территории Тверской области подсобные хозяйства при каждом детском доме стали создаваться в

1943 г. Для этого СНК СССР потребовал от облисполкома передать подсобным хозяйствам земельные участки «под пашню из земли Государственного фонда и, по договорённости с директорами совхозов, из земель совхозов» .

Для обеспечения деятельности подсобных хозяйств детдомов Нарком-совхозов СССР обязан был в 1943 г. продать детским домам 2 200 дойных коров и 6 тыс. поросят. Другое ведомство - Наркоммясомолпром СССР в этом же году отпустил детским домам 3 тыс. дойных коров из числа поступающих на мясозаготовки Наркомзем СССР продал детдомам в 1943 г. 200 тыс. цыплят . Наряду с этим для подсобных хозяйств каждого детского дома обл- и райисполкомы должны были купить от 3 до 5 рабочих лошадей. Детским домам с этого времени стали выделяться лесосеки для заготовки лесоматериалов и средства за счёт ассигнований на просвещение для возведения построек.

В условиях войны необходимо было активнее развернуть военно-психологическое и патриотическое воспитание. Для этого в детдомах готовились витрины с материалами о Великой Отечественной войне. Дети вели переписку с воинами Красной Армии, особенно с бывшими воспитанниками своих детдомов, активно участвовали в тимуровском движении, помогая семьям погибших или находящихся на фронтах. В свою очередь, ощутимая помощь детдомовцам шла от общественных организаций. В Калининской области, например, в 1943 г. для детдомов было «собрано 6 910 штук белья, 2 180 пальто, 4 678 сапог, 4 754 метров мануфактуры, 7 438 килограммов зерна, 3 953 кг картофеля и 1 532 рублей денег» .

В связи с организацией в 1943 г. нового типа детских учреждений для содержания детей и подростков - трудовых воспитательных колоний, в них стали направляться воспитанники детских домов, которые систематически нарушали внутренний распорядок и дезорганизовывали нормальную постановку учёбы и воспитания в детдомах .

В первой половине 1943 г. по всей стране прошла проверка детских домов, в которых находилось 308 тыс. детей . По её результатам было принято специальное постановление СНК СССР № 942 от 1 сентября 1943 г., в котором обобщались итоги и намечались пути улучшения работы детдомов . Среди главных выделялись две проблемы: работа по устройству детей, оставшихся без родителей, и немедленное устранение скученности детей в детдомах, а также оборудование их всем необходимым для нормального проживания инвентарём, кроватями, мебелью, посудой и др. СНК автономных республик, областным и краевым исполкомам было разрешено открытие новых детских домов сверх утверждённых планов.

С 1 сентября 1943 г. постановлением СНК № 942 вводятся единые государственные нормы снабжения продуктами питания детей детских домов. Централизованно по плану детдома стали снабжаться в необходимом количестве медикаментами, бакпрепаратами и дезинфекционными средствами .

В 1943-1944 гг. во всех детских домах на имеющиеся или вновь создаваемые мастерские - слесарные, столярные, обувные, швейные, трикотажные и др. -возлагались большие требования. Цель ставилась двоякая - трудовое обучение воспитанников и решение их бытовых проблем. Мастерские детских домов были приняты предприятиями на снабжение отходами производства. Особое внимание стало уделяться подбору кадров. Для этого воспитатели, не имеющие законченного среднего образования и специальной педагогической подготовки, стали получать заочное среднее педагогическое образование .

Постепенно начинает налаживаться медицинское обслуживание детей в детдомах. Для этого устанавливались графики приёма врача. В каждом детском доме стала работать медсестра, осуществляющая постоянное наблюдение за здоровьем детей. В течение сентября 1943 г. был проведён врачебный осмотр воспитанников всех детских домов страны.

В годы войны создавались и специальные детские дома как благотворительные учреждения. Со времени действия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1941 г. «Об амнистии бывших польских граждан» по середину 1944 г. на территории СССР было открыто и функционировало 40 польских детских домов . Так, в 1943-1946 гг. в селе Малая Минуса Минусинского района Красноярского края располагался детский дом, эвакуированный из Польши. Однако, как следует из воспоминаний бывших детдомовцев, в этом детдоме воспитывались также дети-поляки, родители которых

были депортированы из Бреста и умерли, внучка поляка, сосланного в Сибирь задолго до Великой Отечественной войны, и др. Это был специальный детдом, в который Союзу Польских патриотов Москвы было дано разрешение советским правительством собрать польских сирот. В 1944 г. здесь содержалось 110 детей, которых обслуживало 47 человек . Дети занимались в одной школе с селянами, но вход был разный, и занятия проходили отдельно. Польскому детскому дому помогали различные гуманитарные организации, в том числе Америки. Старшие воспитанники работали в колхозе и за это детдому выделялись хлеб, молоко и овощи. Помогал обмен присланных из Америки муки, вещей на продукты колхозников. Польские врачи обслуживали не только детдом, но и местных жителей, поскольку в деревне медпункт отсутствовал. Все воспитатели, врачи, пианистка, священник, подсобные рабочие были из Польши, примерно половина от всего обслуживающего персонала .

На освобожденных от фашистских захватчиков советских территориях срочно открываются специальные детские дома для «детей воинов Красной Армии и партизан Отечественной войны, а также сирот, родители которых погибли от рук немецких оккупантов» . На бывших оккупированных территориях создавались и так называемые «индивидуальные детские дома». Инициаторами выступали, как правило, предприятия, колхозы и совхозы, которые брали на себя содержание таких детдомов.

В конце 1943 г. ставится задача открыть к середине марта 1944 г. в каждом районе европейской части России колхозные детские дома . Так, к концу 1943 г. в Орле за четыре месяца было создано 6 специальных детдомов на 1,5 тыс. мест, и в первом квартале 1944 г. планировалось открыть ещё 6 на 800 мест .

Материальное положение и снабжение этих детдомов существенно отличались от детдомов обычного типа, открытых ранее, в лучшую сторону. Все спецдетдома были сравнительно полно укомплектованы воспитательским и обслуживающим персоналом. Работа проводилась строго по плану. Во всех детдомах дети были распределены по возрастным группам, и работа в каждой группе проводилась по особой методике. Все дети школьного возраста посещали школу и были полностью обеспечены школьными принадлежностями. При детдомах были созданы пионерские отряды, работали различные кружки. Дети полностью были обеспечены постельными принадлежностями и зимней и летней одеждой. Питание воспитанники получали четыре раза в день. Оно было полноценным. Топлива (дров и угля) было достаточно. Основная сложность заключалась в отсутствии транспорта, поскольку имеющиеся лошади не могли удовлетворить все потребности детдомов.

К июню 1944 г. планы по открытию новых детдомов были полностью выполнены и, например, в Орловской области успешно функционировали 12 специальных детских дома, в которых пребывало плановое число детей - 230 человек . В Калининской области в

1944 г. функционировало 16 детских домов, в которых находилось 1 710 детей, 36 общих детских дома - 3 138, 14 колхозных детских домов - 785 воспитанников. При этом специальные детские дома были полностью обеспечены по нормам Совнаркома .

Дети-сироты Великой Отечественной войны значительно отличались от беспризорных детей предыдущего десятилетия. Они не испытали «лагерной науки», срок их пребывания «на улице» был незначительный, чтобы сломать психику ребёнка. Сироты войны были более обучаемы. Государство особо отмечало важность «безотказного приёма всех детей, оставшихся без роди-

телей, и устранение скученности в существующих домах», расположенных на освобождённых от немцев территорий. К примеру, только за два месяца, июль и август 1944 г., на территории Калининской области дополнительно открывается 26 детских домов. Для работы в них было направлено 35 молодых учителей. Воспитатели в количестве 40 человек за короткий срок закончили специализированные курсы .

В 1944 г. в детских домах находилось 534 тыс. воспитанников . Однако во многих детдомах обычного типа ситуация с питанием и одеждой продолжала складываться неудовлетворительно и в 1944 г. Не хватало одежды и дети зимой ходили в школу в демисезонных пальто. Нередко встречались случаи обморожения. Как, например, было отмечено по Калининской области, положение детских домов оставалось неудовлетворительным, промышленные предприятия выполняли возложенные на них обязательства плохо, положение с жёстким инвентарём в детских домах было неудовлетворительное. Слабое развёртывание мастерских объяснялось причиной полного отсутствия сырья и оборудования .

Воспитанники детских домов вынуждены были писать жалобы на плохое питание и отсутствие одежды. Только за один месяц, январь 1944 г., Колполи-евский пункт военной цензуры получил 199 писем от воспитанников детских домов, которые жаловались на плохое питание и обмундирование . В Серёгинском детском доме с. Назарово (ныне г. Назарово), по данным на 10 сентября 1944 г., дети испытывали недостаток в одежде и обуви, ограниченным было питание .

Тогда в срочном порядке с целью налаживания положения в детдомах принимаются экстренные меры. Повсеместно происходит смена руководства детскими домами, многие из которых отдаются под суд. Новыми директорами «принимаются все меры к улучшению всей жизни» детских домов .

Для улучшения положения воспитанников в детдомах необходимо было решить проблему заготовки полной нормы топлива на холодное время года; обеспечить детдома тягловой силой и продуктивным скотом; вывести всех детей, больных туберкулёзом, в тубсанатории. С этого времени председателям исполкомов райсоветов вменялось в обязанность ежемесячное личное посещение всех детдомов, расположенных на вверенных им территориях. Промышленные предприятия Калининской области обязаны были изготовить для детдомов «600 столов, 2 500 стульев, 100 шкафов, 250 тумбочек, 3 000 кроваток, 1 250 кадок для воды, 130 корыт, 250 чайников, 130 кастрюлей, 500 вёдер, 60 бедонов, 60 протвеней, на 50 тыс. рублей стеклянной посуды и 2,0 тыс. рублей глиняной» . Положительные результаты были получены сразу же. Например, очередная проверка Кимрского детдома № 2 показала улучшение питания детей. Райторгом были отоварены все наряды. В детдоме стало чище и был наведён порядок .

29 августа 1944 г. приказом заместителя Народного комиссара просвещения РССР № 592 утверждается инструкция Наркомпроса РСФСР «Об охране имущественных прав воспитанников детских домов. На директоров детских домов с этого времени возлагалась обязанность охраны имущественных прав воспитанников и сохранности самого имущества, если таковое имелось. Деньги воспитанников или драгоценности с этого времени должны были вноситься в сберегательную кассу или банк на имя ребёнка. Если считалось, что хранение имущества воспитанника нецелесообразно, то разрешалась его продажа. Вырученные от этого средства также вносились на сберкнижку ре-

бёнка. При выходе из детдома воспитаннику всё это должно было быть выдано под расписку .

К концу войны численность детдомов в ряде регионов сокращается в связи с уменьшением численности беспризорных и безнадзорных детей, в других местах - увеличивается. Так, например, если в Орле в 1941 г. было 37 детских домов, в которых находилось 2 065 воспитанников, то в 1944 г. здесь осталось 20 детдомов с 1 330 воспитанниками . В Калининской области, наоборот, если на начало 1943 г. в 17 детдомах находилось 1 780 детей, то по данным на 1 марта 1944 г. в области функционировало 40 детских домов, в которых размещалось 3 840 детей .

В зависимости от источников финансирования детдома подразделялись на бюджетные, колхозные и специальные. Так, из 40 детдомов Калининской области в 10 специальных детдомах находилось 1 200 человек, в 19 бюджетных детдомах - 2 120 человек, в 11 колхозных детдомах - 5 201. Часть детей размещалась в детприёмниках НКВД и детских комнатах при роно .

Нормальному функционированию детских домов, даже специальных, препятствовало постоянное недофинансирование. Так, в Лихославском спец-доме по плану на 1945 г. расходная смета по бюджету была утверждена в размере 531 639 руб. Поступило в реальности 38 700 руб., а также в счёт финансирования - разных товаров и материалов со склада облоно на сумму 23 460 руб. В итоге расходная часть была выполнена не полностью - на 78%. «Поэтому детский дом имеет кредиторскую задолженность за продукты в сумме 12 000 руб. и не имел возможность приобрести необходимого инвентаря и оборудования» .

В связи с нехваткой мест в детдомах продолжался вывоз детей в другие регионы страны. Местные власти относились к этому негативно, поскольку «Вывоз детей за пределы области сильно отражался на состоянии хозяйственной и учебной работы; вместе с детьми вывозилось и необходимое обмундирование (пальто, бельё, обувь), а постоянная смена детского состава не позволяла правильно организовывать учебно-воспитательную работу» .

Кроме того, в конце войны, в отличие от начала, стал наблюдаться процесс, когда в детдома поступали подростки 14-15 лет, но со справками, что им 12 лет. Нередко это были беспризорники, не раз бежавшие из детдомов и детприёмников, которые становились лидерами среди меньших по возрасту детдомовцев и влияли на последних негативно. Теперь дети бежали из детдомов не только из-за неудовлетворительных условий проживания в них, но и в поисках своих родителей.

Для ликвидации текучести воспитанников детдомов перед вышестоящими органами государственной власти был поставлен вопрос о прекращении вывоза детей из детдомов. С этого времени в другие области стали направляться дети из детприёмников, для чего расширяется их сеть.

В связи с огромными военными потерями постоянно росло число детей-сирот военнослужащих. Это потребовало ежегодную организацию дополнительных детских домов, детских садов и детских яслей. Так, на 1 мая 1945 г. в Куйбышевской области функционировало 37 детских домов на 4 343 человека, преимущественно детей-сирот военнослужащих. На 1 августа 1945 г. в области было открыто дополнительно ещё 8 детских домов, 22 детских сада на 1 тыс. детей и 100 детских яслей на 4,5 тыс. человек. Наряду с этим активно использо-

вались патронат, опека и усыновление: на патронат были устроены 1 783 ребёнка, на опеку - 1 311 и усыновление - 396 детей-сирот .

В конце войны в детдома попадают и дети депортированных семей. Им наиболее сложно было воспринимать новые для них обычаи, требования и нередко - другие национальные традиции. Так, например, одна из бывших воспитанниц детского дома № 1 им. В.И. Ленина г. Енисейска Красноярского края вспоминала: «Трудно жилось в военное время. В 1944 году привезли к нам детей из Калмыкии, детей-староверов. Измотанные, до предела истощённые, страх в глазах. Из одежды легкие, грязные вещи и особенно, что поразило, обуты в деревянную обувь» .

После войны детдомам выделяются бюджетные средства на строительство новых корпусов и ремонт старых. В 1946 г. по сравнению с 1945 г. численность воспитанников снижается, нормализуются и плановые показатели. Так, если на 1 января 1945 г. в детских домах Коми АССР находилось 3 005 детей при плановых 2 567 мест, то через год, 1 января 1946 г., воспитанников детдомов было 3 241 при плановых 3 400 мест . Об улучшении жизни в детских домах сразу после войны отмечают многие бывшие воспитанники. Начинается строительство лагерей труда и отдыха, куда дети уезжают на летние каникулы . Отдых был полноценным, с играми, кострами и песнями.

В детдомах в первые послевоенные годы активизируется борьба с хищениями, разбазариванием и незаконным расходованием продовольственных товаров. По всем фактам хищения стали проводиться проверки, виновные строго наказывались.

К концу 1945 г. было открыто 120 новых детдомов для 17 тыс. детей. За счёт колхозов в этот период содержалось 4 тыс. детдомов . Но и в 1945 г. положение детских домов оставалось довольно сложным. Так, в Сережском доме, как отмечали Назаровский райком ВКП(б) и исполком райсовета 21 августа 1945 г., наблюдалась скученность, отсутствовало помещение для мастерских, воспитанники детдома на предстоящую зиму не были обеспечены «зимней одеждой, кожаной и валяльной обувью, изношенность постельного белья, что создаёт угрозу срыва посещения воспитанниками школы» .

Положение детских домов начинает улучаться с 1946 г., хотя существовало множество проблем. В связи с новым увеличением численности беспризорных и безнадзорных детей начиная с 1947 г. значительно расширяется сеть детских домов. Открываются новые и реконструируются действующие. Например, по отчёту Орловского облоно за 1947/1948 учебный год был открыт новый школьный детский дом общего типа в г. Мценске, восстанавливаются разрушенные здания и подсобные помещения детдомов. Скученность наблюдалась не во всех, а только в некоторых детских домах . Областные власти постоянно обращаются в вышестоящие структуры с просьбой открыть новые. Но основная причина, препятствующая положительному решению данной проблемы, заключалась в отсутствии свободных помещений.

Вместе с тем положение постепенно улучшается и в последующие годы. По данным на начало 1948 г. плановый контингент детей в детдомах специального и санаторного типа в основном выполнялся. Переполнение, но по сравнению с предыдущими годами - небольшое, наблюдалось только в детских домах общего типа . Подсобные хозяйства детских домов настолько окрепли, что их продукцией пользовались не только воспитанники, но и рабочие и служащие этих детских учреждений. Часть продукции сдавалась государству и могла быть продана. Практически все детские

дома имели в своём распоряжении лошадей и коров, правда в единичных экземплярах и в возрасте 15 лет и выше. После войны активно идёт восстановление разрушенных школ и помещений детских домов в местах, освобождённых Красной Армией от немецких захватчиков.

Начиная с 1948/49 учебного года ведётся подготовка к реализации обязательного семилетнего образования, которое вводится в городах и сёлах с 1949/50 учебного года. Вместе с тем, «как правило, в школах нет простейшего спортивного инвентаря, нет помещения для проведения физкультурных упражнений; нет тетрадей для рисования, красок, кисточек, нет музыкальных инструментов, патефонов, радио» . Если посмотреть исполнение бюджета по всем типам детских домов Орловской области в I полугодии 1948 г., то меньше всего к утверждённому показателю было финансирование на приобретение учебных пособий - 7,5% и книг - 61,4%. В пояснениях к отчёту Орловское облоно констатировалось, что недовыполнение плана на приобретение книг произошло «из-за невнимательного отношения к этому разделу работы детдомов», а перевыполнение плана по хоз-расходам и оборудованию объясняется не успешной деятельностью, а тем, что утверждённый план по этим статьям «не мог удовлетворить самых минимальных потребностей детей» .

Постепенно налаживается медицинское обслуживание. Все детдома теперь были полностью обеспечены медикаментами. Улучшалось медицинское обслуживание, однако врачей всё ещё не хватало. Поэтому во многих детдомах не были регулярными медосмотры детей, плохо была поставлена работа по лечению зубов.

Положительную роль в оздоровлении детей играли детские дома санаторного типа, срок пребывания ребёнка в них определялся в среднем 3 месяца. Как показывает обследование физического состояния воспитанников детских домов Орловской области в 1948 г., среди детдомовцев с хорошим физическим развитием было 45% детей, удовлетворительным - 8%. Последнюю цифру в основном составляли вновь прибывшие дети .

Отличительной особенностью воспитательной работы в детдомах второй половины 1940-х годов от первой является возрастание роли общественного самоуправления в виде общих собраний воспитанников и детских советов. При детских советах как правило работали следующие комиссии: учебная, трудовая, культурно-массовая и санитарно-бытовая. Курировали работу воспитатели. Вопросы, рассматриваемые на детсоветах, затем выносились на общие собрания детей. Всё это способствовало укреплению дисциплины, повышению успеваемости, формированию сплочённого детского коллектива .

Во всех детских домах этого периода имелись пионерские организации. «На сборах отрядов проводятся беседы о вождях, Героях Социалистического Труда, лауреатах Сталинской премии, обсуждаются вопросы учёбы, дисциплины, жизни и быта детского дома» . В конце 1940-х годов основная масса детских домов в стране находилась на областном бюджете.

В 1950 г. в СССР насчитывалось 6 543 детских дома и в них - 637 тыс. детей . Вместе с тем, несмотря на перегрузку детских домов, в 1950 г. в РСФСР их численность значительно сокращается. Проверка финансово-хозяйственной деятельности показала многочисленные факты хищений денежных средств и имущества детдомов. При этом в ряде краёв и областей - Сталинградской, Молотовской, Свердловской, Ульяновской, Алтайском крае финансовые ревизии проводились нерегулярно, а большинство инспекторов-ревизоров,

которые занимались этой работой, не имели специального образования. Не была упорядочена оплата за питание со стороны воспитателей .

И в 1952 г. существовало много проблем, с которыми сталкивались детские дома. В Орловской области, например, не все нуждающиеся дети были приняты в детские дома. В Томской области часть детских домов располагалась в неприспособленных помещениях. В Красноярском и Приморском краях наблюдалась большая текучесть кадров среди директоров детдомов, в которых не была ликвидирована «скученность» детей. Неудовлетворительно финансировались и снабжались продуктами детские дома в Вологодской и Томской областях, не полностью реализовывались средства, предусмотренные на питание . Но это были проблемы отдельных детских домов, а не всей системы детских учреждений в целом.

Литература

1. Багинский В.В. А человек - живёт! / В.В. Багинский // www.sormovich.nnov.ru.

2. Борзенко Е. Дети и война / Е. Борзенко // www.memorial.krsk.ru.

3. Воспоминания: из воспоминаний Большаковой Варвары Борисовны // www.cdat.orb.ru.

4. Государственный архив Российской Федерации.

5. Государственный архив Орловской области.

6. Государственный архив Тверской области.

7. Дети ГУЛАГа: 1918-1956: (Россия. XX век. Документы) / сост. С.С. Виленский [и др.]. М.,

8. Жиденко Н.С. Дом на окраине / Н.С. Жиденко // www.memorial.krsk.ru.

9. История России // www.history.ru.

10. История сталинского Гулага: конец 1920-х - первая половина 1950-х годов: собрание документов: в 7 т. Т. 5. Спецпереселенцы в СССР / отв. ред. и сост. Т.В. Царевская-Дякина.

11. Кривоносов А.Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью / А.Н. Кривоносов // Государство и право. 2003. № 7.

12. Национальный архив Республики Коми.

13. Самарское Поволжье в XX веке: сб. документов и материалов / сост. П.С. Кабытов. Самара, 2000.

14. Сережский детдом // www.memorial.krsk.ru.

15. Сидоренко А. Человек и война / А. Сидоренко, А. Березина. 2004 // www.memorial.krsk.ru.

16. Собрание постановлений СНК СССР. 1942. № 2.

18. Филиппова И.С. Условия жизни польских детей-сирот на территории Минусинского района в военное время / И.С. Филиппова. 2007 // www.memorial.krsk.ru.

СЛАВКО АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного управления, Российский государственный гуманитарный университет (Тверской филиал), Россия, Тверь ([email protected]).

SLAVKO ANDREY ALEKSANDROVICH - candidate of historical sciences, associate professor of department state management, Tver branch of Russian State University of Humanities, Russia, Tver.