Совместное приготовление еды. Совместное приготовление ужина молодыми супругами - кто главный? Блюда, которые могут готовить дети

Наш эксперт – психолог Нина Круглова.

Разделать мамонта

«Путь к сердцу мужчины лежит через желудок», – гласит известная поговорка. Правда, у некоторых женщин она вызывает раздражение: мол, почему речь идет только о сердце мужчины? А разве прекрасный пол не нуждается в том, чтобы о нем проявили заботу?

Когда женщина готовит пищу для своего любимого мужчины, она одновременно передает ему мощный энергетический заряд. Это позитивно сказывается и на интимной жизни, и на общем психологическом климате в паре. Разумеется, это утверждение также верно, когда в роли кулинара выступает мужчина.

Было бы преувеличением утверждать, что кулинарные способности являются главным условием семейного счастья. Но и преуменьшать этот фактор тоже не стоит. В сообществе первобытных людей мужчина шел на охоту и добывал мамонта, а женщина оставалась в пещере, разделывала мамонта и поддер­живала домашний очаг.

С тех пор многое изменилось. Многое, но далеко не все. Современные мужчины хоть на мамонтов и не охотятся, но финансово обеспечивать свою семью стараются. А вести домашнее хозяйство часто приходится женщинам.

Поэтому, демонстрируя мужчине свои кулинарные способности на первом этапе отношений, женщина как бы показывает свою нацеленность на серьезные отношения, на создание семьи.

Мы – вместе!

Совместная трапеза сближает мужчину и женщину. Домашний ужин является хоть и более обыденным, но гораздо более значимым событием, чем совместное посещение заведений общественного питания. Садясь за один стол в непринужденной домашней обстановке, мужчина и женщина говорят друг другу, что составляют единое целое, что хотят быть вместе.

Во многих крупных российских и зарубежных коммерческих фирмах посещение кулинарных курсов является важной частью тимбилдинга – мероприятий, направленных на повышение мотивации и лояльности сотрудников, их вовлеченности в общее дело. Совместное приготовление пищи дома тоже способствует сближению между супругами.

«Мне нравится готовить для своего мужчины. Но также люблю, когда мы вместе стоим у плиты. Например, замес теста и его раскатка для пирожков – это волнующее действие, которое может стать частью эротической игры. Если мужчина умеет нежно, трепетно и уверенно обращаться с тестом, то и в постели от него можно ожидать многого!» – делится своим опытом парикмахер-визажист Марина.

Искусство есть

Однако совместная трапеза может как сблизить мужчину и женщину, так и оттолкнуть их друг от друга. Например, если манера поведения визави за столом раздражает его или ее, то мужчина и женщина вряд ли станут парой. Для интимной гармонии важно, чтобы мы могли любоваться и наслаждаться тем, как ест наш потенциальный партнер. В процессе еды и мужчины, и женщины могут быть эротичны и привлекательны.

Ребёнок на кухне - страшный сон многих мам.

Одни боятся: вдруг что-нибудь перевернёт или разобьёт. Кухня детям не игрушка!

«После его помощи я неделю буду всё отмывать!» - говорят другие. Разве у женщины мало хлопот по дому? Проще усадить малыша за мультики и быстренько всё самой приготовить.

Но предрассудки рассеиваются, когда мамы узнают о том, какую пользу может принести совместное с ребёнком приготовление пищи.

Восприятие, мышление, моторика

Апельсин круглый, тесто упругое, изюм сладкий. Для маленького человечка крайне важно чувственное познание мира. И чем больше каналов восприятия задействовано, тем лучше. На кухне ребёнок видит множество предметов разных цветов и форм, слышит их названия и запоминает, какие они на ощупь и вкус. Это обогащает внутренний мир не хуже специальных развивающих игр.

Взрослея, дети начинают понимать: чтобы испечь печенье, мало всё сложить в одну миску. Каждый рецепт - это определённый алгоритм действий. Сначала нужно смешать ингредиенты, потом вырезать формочками забавные фигурки, отправить их в духовку и ждать. Наблюдая за матерью, ребёнок начинает мыслить логически. Хочешь получить определённый результат? Выполняй такую-то последовательность действий.

В процессе готовки дети учатся держать и передавать различные предметы: ложку, сито и так далее. С каждым разом они всё увереннее обращаются с кухонной утварью и выполняют задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

Что можно доверить юному повару? Очень многое!

  • 2–4 года : ребёнок с удовольствием будет лепить из песочного теста, формочками вырезать из него фигурки, ведь он уже отлично отточил этот навык в песочнице возле дома, и, конечно же, посыпать всё золотым сахаром или нежными сахарными сердечками.
  • 5–8 лет : ребёнок становится настоящим помощником, справляется с нарезкой и взвешиванием ингредиентов на кухонных весах, может подготовить формочки для кексов к выпеканию.
  • 9–12 лет : к этому времени ребёнок уже обычно осваивает такую кухонную технику, как электрочайник и микроволновка, и готов познакомиться с миксером и духовкой.

Я сам!

Впервые эти слова родители слышат, когда ребёнку исполняется 2–3 года. В этом возрасте малыш всячески старается продемонстрировать самостоятельность, проявляя порой поразительное упрямство. Два часа надевал сандалии: не на ту ногу, зато сам!

Психологи называют это кризисом трёх лет и советуют поощрять самостоятельность детей. Да, это занимает уйму времени и порой раздражает, ведь мама подсознательно понимает, что её чадо больше не считает себя с ней одним целым, у него появляется собственное «я».

gyso4ka/Depositphotos.com

Кулинария отлично подходит для тренировки самостоятельности. Когда ребёнку доверяют такое ответственное дело, как приготовление десерта для всей семьи, он чувствует, насколько важен. :)

Также малыш вскоре понимает: быть самостоятельным - значит быть ответственным. Решил сам затеять тесто для блинов? Сам и вытирай, если оно вдруг нечаянно пролилось.

Почемучки

Когда ребёнку исполняется пять лет, у родителей появляется новая напасть: «Мама, а почему в печке кекс превращается из теста в булочку?», «Почему молоко белое?», «Почему сахар сладкий?». Сотни «почему», от которых не спрятаться, не скрыться.

Звучит невероятно, но, готовя с ребёнком, играя с ним, его можно одновременно обучать.

Так, можно без труда выучить цвета и вкусы продуктов, просто называя их: малина красная и сладкая, лимон жёлтый и кислый, молоко белое и сливочное. По надписям на этикетках можно повторять буквы и оттачивать технику чтения. А кухонные меры веса и объёма - прекрасное подспорье в математике. Где больше глазури: в чайной или столовой ложке? Можно даже сочинять целые гастрономические задачки: сначала мы добавили три ложки миндальной пудры, а потом ещё две, сколько всего?

Кулинария не имеет границ, с её помощью можно изучать географию и языки. Вы сами не заметите, как ребёнок запомнит, что печенье макарун родом из Франции, а капкейками в Америке называют маленькие кексы.

В книге профессора Корнелльского университета Роберта Вольке «О чём Эйнштейн рассказал своему повару» кухня рассматривается с точки зрения физики и химии. Во время приготовления пищи действительно можно ставить настоящие научные эксперименты.

Магия? Конечно, нет! Яйцо втягивается в бутылку из-за перепада давления, которое снаружи значительно больше, чем внутри. Чем старше будет ваш ребёнок, тем больше таких фактов ему захочется знать.

Радость творчества

Магия начинается, когда бесформенный кусок теста превращается в красивый пирог, а по кухне витает божественный аромат. Дети видят результат, понимают свою причастность и вдохновляются на новые кулинарные свершения.

Украшая десерты, делая оригинальные нарезки, сервируя стол, мама способствует развитию художественного вкуса ребёнка. Сначала малыш пытается повторить, а потом начинает фантазировать сам.


alenkasm/Depositphotos.com

Семейное творчество сплачивает. У детей повышается уровень доверия к взрослым: раз они доверили мне готовить еду, значит, и я могу на них положиться. Родители же радуются, когда их кроха ведёт себя совсем как большой. Разве не счастье, когда у ребёнка горят глаза, когда он смеётся оттого, что у него всё получается?

Но самое приятное - собирать всю семью за столом и поедать приготовленное. Этот ритуал позволяет накормить даже нехочух. Вряд ли малыш откажется от блюда, которое сам сделал.

Безопасность

В общественном сознании устойчив стереотип, будто готовка - взрослое дело. Но многие взрослые не любят или не умеют готовить, потому что слышали в детстве: «Не трогай!», «Отойди!».

На кухне действительно много предметов, которыми ребёнок должен пользоваться с осторожностью. Но это не значит, что нужно с воплями отбирать у малыша вилку, едва он дотронулся до неё. Мама должна научить ребёнка осторожности.


shalamov/Depositphotos.com

Если вы решили готовить вместе с детьми, продумайте всё заранее . Подберите инструменты и утварь, соответствующие возрасту ребёнка. Так, трёхлетке лучше пока орудовать лишь пластиковыми приборами, а первоклашке, к примеру, уже можно доверить небольшой закруглённый нож.

Объясняйте детям, как обращаться с теми или иными кухонными принадлежностями, не уставайте повторять технику безопасности при работе с плитой, напоминайте, чем опасен горячий чайник.

Но самое главное, не оставляйте их без присмотра. Ребёнок может проявлять творчество и самостоятельность в кулинарии, но ему всё ещё нужен наставник. Это вы.
  • На первых порах выбирайте простые блюда, которые не потребуют от ребёнка много усилий, а от вас - подготовки. Например, приготовьте какое-нибудь простое печенье с добавлением миндальной или фундучной пудры . Компания Kamis позаботилась о том, чтобы мамам было легко реализовать задуманное, и не только предлагает высококачественные ингредиенты, но и создала галерею идей , вдохновляющих на совместное кулинарное творчество с детьми.
  • Не подгоняйте ребёнка. Не злитесь, если он слишком долго и ужасно коряво режет клубнику. Он ведь только учится! Для готовки с детьми лучше выбирать свободное время, а не заниматься этим, когда через полчаса придёт голодный муж.
  • Не заставляйте детей. Не удивляйтесь, если через 20 минут им всё надоест. Они вернутся, если поручить им что-то действительно интересное. Мазать противень маслом для ребёнка довольно скучно, а вот лепить из марципана или мастики - другое дело. Немного времени и вдохновения, и маленькое произведение искусства, созданное пальчиками ребёнка, вызовет восторженный возглас мамы.
  • Хвалите своего маленького шеф-повара! Детям крайне важно одобрение взрослых. Пусть он знает, что мама гордится им и все старания не напрасны.

Кулинарное искусство сродни волшебству. Когда человек готовит, задействованы все пять чувств и добавляется шестое - любовь. Дарите детям любовь - готовьте вместе. Ведь счастье на десерт - это так просто!

…Этим постом хочу открыть новую тему на проекте и делиться в ней секретами счастливой семейной жизни. Эти секреты я применяю в своей жизни (с супругом мы уже более 9 лет вместе), а также черпаю их у других! И начну с такой темы, как совместное приготовление еды!
…Я думаю не открою большой секрет, если напишу, что общие дела сближают, помогают лучше узнать друг друга, направить на одну волну!Недавно вычитала, что авторы научного проекта Раапл (проект на долгосрочное исследование динамики развития близких и семейных отношений, проводимый с 2008 года в Германии) на основании своих первых исследований вывели, что одной из составляющих формулы любви для супружеской пары является как раз умение проводить время вместе, не важно как, главное быть рядом.

«Отношения укрепляет и совместный досуг, особенно в том случае, если у пары есть дети. Чем больше времени они выделяют «для себя», тем лучше складываются их отношения. Словом, «поддерживать отношения» - значит делать что-то вместе!»

Итак, о чем это я! О том, что даже приготовление совместно завтрака, обеда или ужина, не важно — благотворно влияет на взаимоотношения в паре! Проверено на себе! И я со стопроцентной уверенностью могу сказать, что совместное приготовление еды — это один из секретов счастливой семейной жизни и это один из моих секретов! При чем я обожаю готовить с супругом, особенно быть для него что-то вроде подмастерья, он -шеф повар, а я су-шеф))) Во время такого приготовления мы можем обсуждать разные новости, прожитый день или планы на предстоящий день, мы можем просто молчать, погруженные каждый в свой внутренний мир, но самое главное — какие вкусные получаются блюда! Ммм, пальчики оближешь!)) Полученная еда наполнена не только моей любовь, но и его, а значит любви в этих блюдах как минимум вдвое больше! И самое важное в этом процессе - наше нахождение рядом, совместное действие, что-то, что мы делаем вместе и это безусловно нас сближает, на период приготовления еды это одна наша общая тема! Да, такие моменты бывают не часто. т.к. супруг занят в бизнесе очень плотно, и порой бывают моменты, когда нам даже толком поговорить некогда, а одно простое приготовление завтрака — он жарит омлет, а я мажу бутерброды позволяет восполнить эту недостачу в общении и нахождении рядом, друг с другом!

Собственно и все, что хотела сказать!
Не стесняйтесь просить о помощи на кухне, не нужно думать, что кухня — это только удел женщины! Ведь больше всего шеф-поваров как раз мужчины, а не женщины!

Проводите время вместе, готовьте вместе и
пусть ваши блюда любви будут самыми сладкими и вкусными!
С любовью и благодарностью, Екатерина Демурия.

Читайте также:


Хотите узнавать всё самое интересное первыми? Подпишитесь на новые статьи сайта

Введите e-mail адрес:

Если вы ищете интересное занятие для детей в домашних условиях, которое не только поможет им развлечься, но и позволит приобрести полезные навыки, попробуйте приготовить что-нибудь вместе. Совместное приготовление пищи может стать незабываемым времяпрепровождением для всей семьи, способствующим развитию творческого потенциала и воображения малышей. По мере того как дети будут знакомиться с различными продуктами и ингредиентами, у них будут развиваться интерес все это попробовать, восприимчивость к новым вкусам, навыки приготовления пищи и привычки здорового питания .

Как совместное приготовление пищи может помочь вашему ребенку?

Расскажите, откуда берется еда. Ребенок задет вопросы, откуда берутся овощи и фрукты? Организуйте совместное приготовление, чтобы объяснить ему не только то, как различные ингредиенты или продукты оказываются на вашей кухне, но и то, как их можно смешивать и комбинировать, чтобы приготовить еду, и, конечно же, чтобы поговорить об их питательной ценности.

Есть повод поговорить о науке. Приготовление пищи – наполовину наука и наполовину искусство, поэтому оно позволяет познакомиться с основами физики, химии и даже математики (например, как рассчитать нужное количество ингредиентов, чтобы блюдо было вкусным).

Обучите детей основным правилам безопасности. Во время совместного приготовления пищи воспользуйтесь возможностью объяснить разговор о том, какие кухонные приборы могут быть опасными для малышей, и о том, что им разрешено трогать, а что нет. Например, держаться подальше от горячей сковородки или ножа – одно из основных правил безопасности.

Помогите детям расширить палитру вкуса. Если дети неохотно пробуют новые продукты, постарайтесь взглянуть на процесс приготовления пищи как на средство заинтересовать их новыми блюдами. Ведь дегустация приготовленных блюд является одной из обязанностей хорошего шеф-повара.

Развивайте у детей творческое мышление и уверенность. Поскольку определенный уровень творчества является одним из ключевых ингредиентов приготовления вкусной еды, этот процесс позволит детям выразить свои творческие способности . Совместное приготовлении пищи поможет им также развить навыки общения и научит делиться и сотрудничать со своими братьями и сестрами или друзьями. После полученного вознаграждения в виде чудеснейшего запаха и вкуса приготовленной пищи дети будут более уверенными на кухне.

Практические советы

  • Начните с легкого рецепта. Чем проще рецепт, тем меньше времени будет занимать его воплощение. Лучше всего выбрать относительно легкий и быстрый рецепт, такой как выпечка шарлотки или приготовление салата, чтобы ваш ребенок не потерял интерес на полпути.
  • Подготовьте все заранее и запаситесь свободным временем. Приготовление пищи совместно с ребенком займет больше времени, чем обычно, даже с быстрым и легким рецептом, поскольку вы должны будете контролировать и объяснять все выполняемые действия данного процесса. Выберите день, когда вы не заняты и когда вы и ваш ребенок чувствуете себя бодрыми и отдохнувшими. Начните с предварительных мероприятий, предшествующих приготовлению пищи, таких как покупка или сбор всех ингредиентов. Это подготовит детей и вовлечет их в процесс с самого начала. Как правило, хорошим временем для совместного приготовления пищи и веселого времяпровождения для всей семьи являются выходные дни.
  • Распределение ролей. Объясняя, что будет делать каждый член вашей кулинарной команды, вы избежите путаницы и неприятностей на кухне, особенно, если в процессе участвуют несколько детей. Если дети слишком малы, посоветуйте им начать с чего-нибудь простого, например, со смешивания ингредиентов или украшения пирогов, делегируя им более сложные задачи по мере того, как они становятся старше.
  • Подготовьте себя к беспорядку на кухне. Как это случается с большинством детских мероприятий, на кухне, скорее всего, беспорядка не избежать. Поэтому, помимо использования фартуков или другой защитной одежды, имейте в виду, что вам нужно будет прибрать всю кухню после того, как еда будет готова. Это может послужить хорошей возможностью предложить ребенку участвовать в процессе уборки, ведь эта задача непосредственно связана с приготовлением пищи.
  • Превратите приготовление пищи в радостное событие. Превращая работу на кухне в приятный опыт для детей, вы поможете им выработать здоровые привычки в еде и заложить основу навыков приготовления пищи на всю жизнь.

Давно ли в последний раз вы всем домом лепили пельмени? А когда собирались со всеми родственниками и шли… на кладбище навещать могилы ушедших близких? Можете вспомнить, когда в последний раз все члены семьи садились в одной комнате и по очереди читали вслух интересные книги? О том, какие традиции мы напрасно забыли и какую пользу они могут нам принести в XXI веке, нам рассказали педагог-психолог высшей категории Татьяна Воробьева и иерей Стефан Домусчи, заведующий кафедрой вероучительных дисциплин Православного института св. Иоанна Богослова.

ТРАДИЦИЯ 1. СОВМЕСТНАЯ СЕМЕЙНАЯ ТРАПЕЗА

Знаете ли вы, что, согласно Домострою, младшему не полагалось начинать есть или пробовать то или иное кушанье за столом раньше, чем это сделает глава семьи (или самый знатный из гостей)? И что ждать друг друга для совместной трапезы, не набрасываться на еду прежде, чем придут все, и не есть лишнего, думая о том, что достанется другим, рекомендует первым христианам апостол Павел в своих посланиях?
Можно справедливо заметить: сейчас мы живем совершенно в другом ритме, чем люди времен Домостроя. Верно. Но списывать традицию общей трапезы за «неактуальностью» все равно не стоит. Во время общего семейного застолья вырабатываются и закрепляются важнейшие механизмы взаимодействия между членами семьи. Какие?
Во-первых, умение подстроиться под всех близких. «Сидя за общим столом и разделяя еду со своими близкими, мы побеждаем в себе естественный для падшего человека эгоизм, учимся делиться самым важным: тем, что является основой нашей жизни», — говорит священник Стефан Домусчи.

Во-вторых, традиция вместе принимать пищу учит нас общаться, слушать и слышать друг друга не на лету, встречаясь в общем коридоре, а на протяжении минимум 20 минут. Мелочь, казалось бы, но дорогого стоит.

В-третьих, в совместной трапезе есть и воспитательный момент. Только, как говорит психолог Татьяна Воробьева, вопреки распространенной практике, он предполагает «не поучения строгого отца и беспрестанное битье ребенка ложкой по лбу, а то, что за столом ребенок учится хорошему поведению, учится ухаживать за другими».

Но современная жизнь вносит нюансы: мы приходим с работы в разное время, все — в разном состоянии, жена на диете, муж не в настроении. Как быть? По мнению Татьяны Воробьевой, совместная семейная трапеза сегодня может выражаться и в других, не совсем привычных формах. «Есть так называемая “трапеза с каждым”, — поясняет Татьяна Владимировна. — Речь скорее не о физическом присутствии за столом всех членов семьи, а о том, что и как мы приготовили». Нужно найти время, чтобы не просто накормить своих домашних, а сделать им приятное, вспомнить, что они любят, позаботиться даже о мелочах.

ТРАДИЦИЯ 2. СОВМЕСТНОЕ ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПИЩИ, «СЕМЕЙНОЕ» БЛЮДО

Приготовление к трапезе поможет найти общий язык и улучшить отношения между членами семьи не менее эффективно, чем совместный обед или ужин. Многие помнят, что еще 20 лет назад всеобщая лепка пельменей или выпекание торта воспринимались как торжественный семейный ритуал, а не скучные домашние хлопоты.

По мнению священника Стефана Домусчи, полезно вместе готовить не только известные блюда, но и что-то новое: «Старый рецепт помогает ощутить связь поколений, живую память о тех, кто много лет назад так же готовил это блюдо. Новый — объе-динить всех в радостном ожидании: получится ли задуманное, будет ли вкусно?»

Главное, по мнению психолога Татьяны Воробьевой, — командная работа, когда -каждый вносит свою посильную лепту в общее дело. Важно, чтобы, например, -хлопоты к приходу гостей не ложились только на маму и чтобы обязанности распределялись по силам. И для детей это шанс почувствовать себя значимыми, нужными.

ТРАДИЦИЯ 3. ДОМАШНИЕ ПРАЗДНИКИ

Домашние торжества существуют и сегодня. Так что же мы забыли в этой традиции? Очень важную деталь: в старину праздники не сводились к застолью, вплоть до середины ХХ века организовывались домашние спектакли, кукольный театр, игры как для детей, так и для взрослых (наподобие «живых картин», в которые играли даже члены императорской фамилии, или «литературного лото»), выпуск домашней газеты.

Что следует отмечать всей семьей? Только Новый год, Рождество или день рождения?

Отмечать нужно даже самые небольшие даты или годовщины, значимые для каждого отдельного члена семьи, считает психолог Татьяна Воробьева. В этот день дочь пошла в школу, в этот день сын поступил в институт, в этот — пришел из армии, а в этот день мама и папа познакомились. Не обязательно отмечать застольем, главное — внимание. «Семья тем и отличается от друзей, знакомых, что родные помнят все самые маленькие, но важные вехи в жизни человека, — объясняет Татьяна Владимировна. — Он значим, вся его жизнь имеет ценность».
Любой праздник и его подготовка — это живое, невиртуальное и неспешное общение, которого (приходится повторяться) в наш век все меньше. «Каждому праздник дает возможность проверить, умеет ли он по-настоящему общаться, — рассказывает отец Стефан. — Часто случается, что муж и жена видятся всего лишь пару раз в день и обмениваются друг с другом только новостями, и поэтому, когда у них выдается свободный вечер, оказывается, что им не о чем поговорить по душам как близким людям. Кроме того, — напоминает священник, — православные праздники дают возможность верующим причаститься всей семьей, почувствовать, что основа настоящего единства семьи — не только кровные узы, но само участие в Теле Христовом».

ТРАДИЦИЯ 4. ПОЕЗДКИ К ДАЛЬНИМ РОДСТВЕННИКАМ

Если требуется очернить человека, то уж, будьте уверены, никто не сделает этого лучше его родственников, — подметил Уильям Теккерей в романе «Ярмарка тщеславия». Но вместе с тем традиция частых визитов к родственникам - ближним и дальним, для укрепления семейных уз, известна во многих культурах.

Зачастую тяжелая и скучная «повинность» — есть ли смысл поддерживать такой обычай?

Необходимость подстраиваться под «дальних ближних» и терпеть связанные с этим неудобства может обратиться плюсом для христианина, считает священник Стефан Домусчи. «Современный человек чаще общается с друзьями, коллегами по работе, с теми, с кем общаться интересно, — говорит он. — А в большой семье — все разные, у всех свои интересы, своя жизнь. Таким образом, общение с дальними родственниками помогает преодолеть потребительское отношение к людям».

В любом случае, считает священник, по-настоящему добрым отношениям, настоящей дружбе надо учиться: учиться ценить людей за то, что они есть, а не относиться к ним как к источнику услуг и возможностей.

Вопрос неоднозначный — считает Татьяна Воробьева: действительно, испокон века ценностью был род, но сегодня таких близких связей уже нет — семью бы удержать от внутренних расколов! «Подчас в гостях у дальних родственников можно встретить и зависть, и неприязнь, и обсуждения. Потом этот шлейф ненужных разговоров и выяснений тянется за тобой, а это никому не полезно», — говорит психолог. «Помнить родство еще никому не мешало, — уверена она, — однако прежде всего, нужно налаживать и поддерживать отношения в собственной семье: “мой дом — моя крепость”».

ТРАДИЦИЯ 5. СОВМЕСТНЫЙ С ДЕТЬМИ ДОСУГ

Палатки, байдарки, большие корзины для грибов. Сегодня такие атрибуты активного семейного отдыха если и сохранились в домах, то зачастую просто пылятся годами на балконе. Между тем совместный досуг воспитывает в детях доверие и интерес к родителям. «Это, в конце концов, решает вопрос: комфортно детям с мамой и папой или нет», — говорит Татьяна Воробьева.
Живые примеры, а не назидательные слова воспитывают ребенка, а на отдыхе различные ситуации, приятные и затруднительные, разнообразнее, чем дома. «Тут все видно, — говорит Татьяна Владимировна. — Справедливо или нет мы решаем те или иные вопросы, как распределяем обязанности, кто возьмет на себя рюкзак потяжелее, кто ляжет спать последний, позаботясь о том, чтоб в доме было чисто и на завтра все приготовлено. Поэтому проведенное вместе время — это важный урок, которым дети будут пользоваться в своих собственных семьях».

Ненавязчивые уроки поведения не за школь--ной партой, а в форме живого диалога отложатся в детской памяти и закрепятся гораздо надежней!

«Совместный отдых способствует и тому, что ребенок познает мир живой природы, учится относиться к нему бережно, — считает отец Стефан. — Кроме того, это возможность беседовать, рассуждать о важном наедине или всем вместе».
Сегодня довольно модно проводить отпуска отдельно, отправлять детей в лагеря. По мнению психолога, стремление отправить ребенка на отдых в детский лагерь в ущерб семейному досугу может быть началом разоб-щения семьи: «Лучше, чтобы времени, проведенного семьей вместе, было как можно больше. Но с оговоркой: насильно ничего делать не надо».

ТРАДИЦИЯ 6. ЧТЕНИЕ ВСЛУХ В КРУГУ СЕМЬИ

«По вечерам, особенно зимою, оставаясь одни, читали мы вместе: по большей части она, а я слушал. Здесь, кроме удовольствия, производимого самим чтением, оно доставлялось еще и тем, что возбуждало мысль нашу и служило поводом иногда к самым интерес-ным суждениям и разговорам между нами по случаю какой-нибудь мысли, какого-нибудь происшествия, встреченного в книге», — описывает чтение вслух со своей супругой поэт и литературный критик М. А. Дмитриев (1796-1866).
Читали вслух в кругу семьи, в дружественном кругу, родители читали детям, дети — родителям.

Сегодня, пожалуй, осталось только чтение вслух детям. Но и на этот обычай, утверждает Татьяна Воробьева, современность накладывает свой отпечаток.

«Учитывая нашу занятость и интенсивность жизни, более реально — прочитать книгу и рассказать о ней ребенку, порекомендовать ее, пересказать ее фабулу, заинтересовать. Причем рекомендовать книгу надо эмоционально значимо, то есть с неподдельным интересом».

Плюсы очевидны: формируется вкус к чтению и к хорошей литературе, в книгах поднимаются нравственные вопросы, которые можно обсудить. И кроме того, утверждает психолог, мы сами должны быть воспитанны и подкованны, чтобы идти на шаг впереди и рекомендовать то, что будет соответствовать кругозору ребенка и его интересам.

Если речь идет о двух взрослых людях — о супругах или о взрослых детях, — то имеет смысл читать вместе какую-то духовную литературу. При одном условии: читать надо тому, кто хочет услышать. «Здесь надо быть осторожным, — поясняет Татьяна Владимировна, — нельзя ничего навязывать».

Дети очень часто отторгают то, что мы считаем своим долгом им внушать. «Недавно, — вспоминает Татьяна Воробьева, — у меня на консультации был мальчик, который -кричал, что мама заставляет его верить в Бога. Заставлять нельзя.

Предоставляйте ребенку возможность самому заинтересоваться, допустим, оставьте детскую Библию у него перед глазами, положите закладочку, а потом спросите:

— А ты видел, я оставила тебе там страничку заложенной? Ты посмотрел?

— Посмотрел.

— А увидел?

— А что там надо было увидеть?

— А я там такое прочитала! Иди, найди, посмотри.

То есть можно осторожно подтолкнуть человека к заинтересованному чтению».

ТРАДИЦИЯ 7. СОСТАВЛЕНИЕ РОДОСЛОВНОЙ, ПАМЯТЬ О РОДЕ

Генеалогия как наука появилась только в XVII-XVIII веках, но знание своих корней всегда имело большое значение. Чтобы вступить в современный Мальтийский орден, до сих пор нужно предъявить добротную родословную. А если нам не нужно в Мальтийский орден?… Зачем сегодня знать о своих предках дальше прадедушек и прабабушек?

«Человеку эгоистичному всегда кажется, что до него ничего не было и после него ничего не будет. А составление родового дерева — это способ осознать преемственность поколений, понять свое место в мире, почувствовать ответственность перед прошлыми и будущими поколениями», — рассуждает отец Стефан.

С точки зрения психологии память о своем роде, знание о своих предках помогают человеку формировать себя как личность, совершенствовать свои собственные черты характера.

«Дело в том, что из рода в род передаются немощи, недостатки, а неискорененный недостаток никуда не денется, он будет нарастать из рода в род, — говорит Татьяна Воробьева. — Поэтому, если мы знаем, что кто-то из нашей семьи был, скажем, горячий, вспыльчивый, мы должны понимать, что это может проявиться в наших детях. И нам необходимо поработать над собой, чтобы извести эту горячность и вспыльчивость». Это справедливо как для отрицательных, так и положительных черт — в человеке может быть скрыто то, о чем он не подозревает, и над этим тоже можно работать.

А для христианина память о роде, знание имен своих предков — это, кроме того, возможность молиться за них: реальное дело, которое мы можем сделать для тех, кому обязаны жизнью.

ТРАДИЦИЯ 8. ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ, СОВМЕСТНЫЙ ПОХОД НА КЛАДБИЩЕ

Семь раз в году православные христиане специально находят время, чтобы побывать на богослужении, съездить на кладбище и помянуть своих умерших родных — это родительские субботы, дни, когда мы особо поминаем усопших. Традиция, вновь ожившая в Русской Церкви в 1990-е.

Как и зачем ее реализовывать вместе с семьей?

Безусловно, это повод собраться всем вместе на Литургию.

Что еще? Понять, что члены одной семьи отвечают друг за друга, что человек и в жизни, и после смерти не одинок. «Воспоминания об ушедших побуждают внимательнее относиться к живым», — говорит отец Стефан.

«Смерть — трудный момент. И поэтому важно, что в этот момент семья вместе — мы объединяемся, не разъединяемся, — объясняет Татьяна Воробьева. — Однако здесь не должно быть никакого насилия, никакой “обязаловки” — это должно исходить из потребности каждого члена семьи и из -возможностей каждого».

ТРАДИЦИЯ 9. СЕМЕЙНЫЕ РЕЛИКВИИ

«Выбросить, свезти на дачу, продать в антикварную лавку?» — вопрос по отношению к доставшимся нам от наших бабушек и дедушек вещам зачастую стоит именно так.

Однако любая подобная вещь в трудный день может послужить утешением для нас, считает психолог Татьяна Воробьева. Не говоря уже о фотографиях, мемуарах и дневниках — вещах уникальных, раскрывающих тонкие грани души человека, которые в повседневной жизни закрыты. «Когда вы читаете о своем близком человеке, узнаете его мысли, его страдания, скорби, его радости, переживания, он оживает и становится вам намного ближе и понятней! — объясняет Татьяна Владимировна. — И, повторюсь, это позволяет понять наши собственные черты характера, раскрывает причины многих событий в семье».

Часто бывает, что старинные открытки и письма проливают свет на такие подробности биографии наших прадедов, которые не могли быть — по личным или по политическим мотивам — раскрыты при жизни! Старинные вещи, письма — «документы» ушедшей эпохи, о которой мы, таким образом, можем рассказать детям намного увлекательней и живей, чем это сделает учебник истории.

И, наконец, старинные вещи, особенно подаренные, с гравировкой, посвящением — дверь к живой личности человека. «Держать в руках вещь, которая принадлежала твоему прапрадеду, перечитывать старинные письма, смотреть открытки, фото-графии — все это дает ощущение живой связи, поддерживает память о тех, кого давно нет, но благодаря кому ты есть», — говорит отец Стефан.

ТРАДИЦИЯ 10. РУКОПИСНЫЕ ПИСЬМА, ОТКРЫТКИ

Вы не замечали, как трудно сегодня найти открытку с пустым разворотом — чтобы можно было написать что-то от себя? В прошлом веке разворот всегда оставляли пустым, а сами открытки были произведением искусства. Первые появились в России в 1894 году — с изображением достопримечательности и надписями: «Привет из (такого-то города)» или «Поклон из (такого-то города)». Есть ли реальная польза — получить от близкого человека не mms из города N, а именно настоящее письмо или открытку?

Если вдуматься, любая написанная от руки открытка или письмо — это повод изложить свои мысли и чувства без привычных сокращений, красивым, правильным языком.

«Настоящие письма, без жаргонизмов и сокращений, без искажений языка, развивают навык вдумчивого, глубокого и искреннего общения», — подмечает отец Стефан. Причем, по мнению священника, такие письма совсем не обязательно должны быть написаны от руки, это могут быть и электронные письма — главное в том, что письмо побуждает отвлечься от спешки и располагает к совместным размышлениям.

Татьяна Воробьева считает, напротив, что письма имеет смысл писать именно от руки — тогда это живой голос другого человека, со всеми личностными нюансами.

ТРАДИЦИЯ 11. ВЕДЕНИЕ ЛИЧНОГО ДНЕВНИКА

«Несколько раз принимался я за ежедневные записки и всегда отступался из лености», — писал Александр Сергеевич Пушкин, и в чём в чём, а в такого рода лености многие из нас «солидарны» с великим поэтом!..

Личные дневники в России вели с XVIII века: они могли иметь литературную форму, включая в себя переживания и размышления автора, а могли быть схематичны, как, скажем, дневник императора Николая II, содержащий короткие сообщения о ежедневных занятиях и даже пункты меню.

Кроме того, запись произошедшего — -способ взглянуть на свою жизнь со стороны, увидеть не обрывочную, а целостную картину. В наше время, когда дни насыщены и -проносятся, как секунды, это вдвойне важно!

«Вести дневник — это не просто записывать то, что произошло за день, это возможность задуматься над своей жизнью, — считает отец Стефан. — Кроме того, перечитывая дневник, можно проследить эволюцию своих мыслей и чувств».

Электронный дневник — вариант?

Да, если он не чрезмерно откровенный, считает священник. По его мнению, общедоступные личные записи в Интернете могут быть как приглашением к обсуждению своих мыслей, так и игрой на публику, идущей от тщеславия.

В обычном дневнике ты можешь выра-зиться неоднозначно, но ты знаешь, что имел в виду. В сети твой блог может прочитать почти любой, а это значит, что ты -должен учиться четко формулировать свои мысли, чтобы тебя правильно поняли. Люди, ведущие блоги, хорошо знают, в какие ожесточенные споры и даже ссоры могут выливаться обсуждения неправильно понятого.

ТРАДИЦИЯ 12. СТРАННОПРИИМСТВО

«Следует быть приветливыми и должную честь воздавать по чину и по достоинству каждого человека. С любовью и благодарностью, ласковым словом каждого из них почтить, со всяким поговорить и добрым словом приветить, да есть и пить или на стол выставить, или подать из рук своих с добрым приветом, а иным и послать чего-нибудь, но каждого чем-то выделить и всякого порадовать», — говорит о странноприимстве, то есть приглашении в дом и семью чужих людей, Домострой.

Сегодня по Домострою большинство из нас не живет. Как быть с этой традицией?

Есть множество случаев, когда священник благословляет семью принять на постой человека, а потом этот человек, который зажился, засиделся, им становится ненавистен — и его терпят только из послушания. «Послушание с ненавистью, с раздражением никому не на пользу, — считает психолог Татьяна Воробьева. — Поэтому нужно исходить из своих реальных возможностей, из трезвого рассуждения. Сегодня странноприимничество — вещь неординарная, необычная и принимает другие формы. Не можете поселить у себя человека — помогите, чем можете: куском хлеба, деньгами, молитвой. Главное — не оттолкните».

При этом, считает психолог, странноприимство может быть полезно только тогда, когда на это согласны все члены семьи. Если каждый согласится потерпеть какие-то неудобства — побыть в д ´ уше не 15 минут, а 2; помыть посуду за гостем; пораньше уйти на работу и т. д., — тогда это возможно. Иначе придет момент, когда, допустим, сын скажет родителям: «Вы пустили этого человека, а меня это раздражает, угнетает». И начнутся метания, лицемерие — попытка угодить и сыну, и тому, кого приняли. А любое лицемерие — это ложь, что для семьи никак не полезно.

Отец Стефан убежден, что странноприимство в духовном плане — это попытка выйти за рамки семьи, за рамки корпоративных интересов и просто помочь человеку. Как ее реализовать сегодня? Можно попытаться принять, не отказывая, пусть не странников, но хотя бы дальних родственников, знакомых, которые испытывают нужду и обращаются к вам с такой просьбой.

ТРАДИЦИЯ 13. ИГРЫ ВСЕМ ДВОРОМ

Сегодня многие тоскуют по той дружной жизни, которая раньше царила во дворах. «Хороший опыт дружбы в детстве поддерживает человека всю жизнь», — считает священник Стефан Домусчи. Ни родители, ни бабушки с дедушками никогда не смогут заменить ребенку общения со сверстниками. Во дворе подросток может приобрести те жизненые навыки, которым он никогда не научится в тепличных домашних условиях.

На что обращать внимание, когда ребенок выходит поиграть во двор?

«То, что вы заложили дома, обязательно проявится в социальном общении, — говорит Татьяна Владимировна. — Тут сразу видно: честно или нечестно играет ребенок, скандально или не скандально, самолюбив он в этих играх или все-таки может потерпеть, уступить? Что вы воспитали в нем, что заложили, с тем он и выйдет во двор: он сам себе генерал или он комформист и будет прогибаться под других? Все мальчишки закурят листья тополя, и он закурит? Или скажет: “Нет, я не буду курить”? На это нужно обращать внимание».

ТРАДИЦИЯ 14. ДОНАШИВАНИЕ ОДЕЖДЫ ДРУГ ЗА ДРУГОМ

Факт, который кажется невероятным: в семье последнего российского императора царские дочери в буквальном смысле донашивали одежду друг за другом. Исследователь Игорь Зимин в книге «Взрослый мир императорских резиденций» пишет: «При заказе каждого нового платья Александра Федоровна действительно всегда интересовалась его ценой и сетовала на дороговизну. Это не было крохоборством, это привычка, впитанная со времен небогатого детства и закрепленная при английском пуританском дворе королевы Виктории. Ближайшая подруга императрицы писала, что “воспитанная при небольшом дворе, Государыня знала цену деньгам и потому была бережлива. Платья и обувь переходили от старших великих княжон к младшим”».

Сегодня во многих домах донашивание одежды — требование времени: ничего не остается делать, если семья большая, а доход — нет. Но только ли в этом дело?

«Традиция донашивания одежды поможет научиться разумному и бережному отношению к вещам, а через это — и ко всему окружающему миру, — считает отец Стефан. — Кроме того, это развивает в человеке чувство ответственности, так как он должен сохранить одеж-ду в хорошем виде и передать ее другому».

С точки зрения психолога Татьяны Воробьевой, это воспитывает в человеке скромность и привычку заботиться о других. А отношение к такой традиции — чувство стыда и досады или чувство родства, близости и благодарности — целиком зависит от родителей: «Надо правильно преподнести — как дар, подарок, а не как обноски: “Какой заботливый у тебя брат, какой молодец! Смотри, он аккуратно ботинки носил, чтобы они тебе достались, когда придет твой день. Вот он пришел!” Когда мы отдаем часы золотые — это очень значимо, а когда отдаем хорошие ботинки, которые берегли, бумажкой проложили, промазали, прочистили — разве это не является даром? Можно сказать, допустим, так: “В этих ботинках Андрюшка наш бегал, а теперь, сынуля, ты будешь бегать! И, может, от тебя они кому-то достанутся — ты их береги”. Тогда не возникнет ни пренебрежения, ни брезгливости, ни чувства своей ущербности».

ТРАДИЦИЯ 15. СВАДЕБНЫЕ ОБЫЧАИ

Знакомиться друг с другом самостоятельно, по своему желанию, было официально разрешено молодым людям только во времена Петра I. До этого все, что касается рождения новой семьи, было строго регламентировано и загнано в рамки десятков обычаев. Сегодня осталось их бледное подобие, но вот пословица «Быть на свадьбе, да не быть пьяну — грешно», увы, в умах многих людей по-прежнему сидит глубоко.

Есть смысл соблюдать свадебные традиции, если да, то какие?

«Христианин всегда должен серьезно относиться к тому, чем он наполняет свою жизнь, — рассуждает отец Стефан. — Свадебных традиций очень много, среди них есть как языческие, так и христианские, как приличные, так и очень плохие… Уважая традиции, важно соблюсти баланс, помнить, что брак — это, в первую очередь, Таинство, а не череда исполняемых обычаев».

Пожалуй, мало кто пожалеет ушедшую в прошлое традицию валять тещу в грязи на второй день свадьбы. Но над возрождением таких забытых обычаев, как помолвка, обручение (договор, предваряющий по времени венчание), стоило бы задуматься.

«При этом вряд ли стоит возрождать обручение в качестве просто красивого обычая — надеть кольца и дать обет верности, — считает отец Стефан. — Дело в том, что обручение в церковном праве по обязательствам приравнивается к браку. Поэтому всякий раз вопрос об обручении должен решаться индивидуально. Сегодня и с венчанием немало трудностей, а если людям предложить еще и обручение… Встает вопрос: а не будет ли это наложением на людей “бремен неудобоносимых”?»

Осторожно, без фанатизма относиться к свадебным традициям советует и Татьяна Воробьева: «Муж и жена берут на себя в этот день тяжелейший крест ответственности друг за друга, терпения слабостей, усталости друг друга, иногда — непонимания. Поэтому единственная беспорная свадебная традиция, на мой взгляд, — родительское благословение на брак. И в этом смысле старинный обычай дарить молодой семье икону — обычно это венчальные иконы Господа и Богородицы — как знак благословения, конечно, имеет глубокий смысл».

По мнению психолога, главное напутствие, которые родители должны донести до молодоженов, — это принятие родителями их как мужа и жены. Дети должны знать, что с момента свадьбы родители не будут их разделять, разбираться, кто прав, кто виноват, а приложат все усилия, чтоб сохранить их союз. Такой подход рождает доверие молодой семьи к своим родителям и помогает осознать себя единым целым, неразделяемым.

«Ворчание, ропот отца или матери, такое “благородное проклятие” еще не родившейся семье — это самое страшное, что может быть! — считает Татьяна Воробьева. — Наоборот, молодые супруги должны почувствовать, что родители воспринимают их единым целым. И, допустим, при какой-то размолвке в семье свекровь не станет осуждать невестку, говорить: “Мой сыночек самый лучший, он прав!”»

ТРАДИЦИЯ 16. РОДИТЕЛЬСКОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Будущий преподобный Сергий Радонежский не ослушался родителей, когда те не благословили его уходить в монастырь, пока они не умрут. А вот преподобный Феодосий Печерский в монастырь бежал вопреки воле матери, которая его возращала с пути и даже избивала…

Последнее скорее необычно. «Родительское благословение в воде не тонет, в огне не горит», — подметили наши предки. «Это самое большое наследство, которое родители оставляют своим детям. Поэтому дети должны позаботиться получить его», — объяснял современный афонский подвижник Паисий Святогорец. Однако Церковь не считает, что заповедь «почитай отца и мать» связана для христианина с абсолютным послушанием родителям.

«Печально, но на протяжении веков эта заповедь воспринималась на Руси таким образом, что родители считались чуть ли ни хозяевами детей, и любое непослушание смело приравнивалось к непочтительности. На самом деле в Новом Завете есть слова, делающие эту заповедь взаимной: “И вы отцы не раздражайте чад своих…”, — рассуждает отец Стефан, поясняя: — Родительское желание поступить так, как им кажется верным, должно быть уравновешено желанием и свободой детей: необходимо стараться прислушиваться друг к другу и все делать не из эгоистических желаний, но с рассуждением».
Сегодня принято, скорее, самостоятельно выбирать свой путь: например, просто ставить отца и мать в известность о предстоящем браке. Не умер ли институт родительского благословения — хотя бы на брак?

«Благословение родителей в любые времена очень важно. Это свидетельство того, насколько отец и мать значимы для своих детей, — считает психолог Татьяна Воробьева. — Причем, речь не об авторитарности родителей, а об их авторитете — то есть о доверии детей своим родителям. А уж это доверие — следствие правильного воспитания».

Со стороны детей послушание родителям, по мнению психолога, свидетельствует о личностной зрелости человека.
Однако, замечает Татьяна Владимировна, родители бывают разные, мотивы бывают разные: «Любить можно слепой, уничижающей любовью, например, когда мать дерзает выбирать жену для сына, исходя из своих корыстных мотивов. Поэтому родители должны помнить: дети — не наша собственность, они даны нам “взаймы”, их надо “вернуть” Творцу».

ТРАДИЦИЯ 17. СЕМЕЙНЫЙ СОВЕТ

«У вас может быть тысяча советчиков извне, но решение семья должна принимать сама и сообща», — уверена Татьяна Воробьева.

Во-первых, тут высказываются все — искренне, нелицемерно, учитывается мнение всех членов семьи, а значит, каждый чувствует себя значимым, каждый имеет право быть услышанным.

Во-вторых, очень важен навык выработки единого мнения: мы высказываемся, слушаем, оппонируем друг другу — и таким образом находим единственно правильное решение.

«Такой подход не дает повода потом обвинять друг друга: “А это ты так решила!” Как, например, часто говорят матери: “Это ты так воспитала детей!” Простите, а где в этот момент были вы?..»

Если прийти к единому мнению не получается, то решающее слово может оставаться за главой семьи. «Но тогда, — предупреждает Татьяна Воробьева, — это слово должно быть столь веским, столь аргументированным или построенным на таком высоком доверии, что не вызовет ни у кого ни малейшего сомнения или недовольства! А приведет к соподчинению по доверию главе семьи».

ТРАДИЦИЯ ПАТРИАРХА

Во времена, когда еще не было Интернета и бумажные книги очень ценились, существовала традиция сбора семейных библиотек. Такая библиотека, причем невероятно большая, была и в доме будущего Патриарха Кирилла. Вот как он вспоминает о ней: «Отец наш (Михаил Васильевич Гундяев — Ред.) был книголюбом. Мы жили очень скромно, в коммунальной квартире, но папа сумел собрать прекрасную библиотеку. Она насчитывала более трех тысяч томов. В юности я прочитал то, что большинству наших сограждан стало доступным только уже в период перестройки и в постсоветское время. И Бердяева, и Булгакова, и Франка, и замечательные творения нашей русской религиозной и философской мысли начала XX века. И даже парижские издания».

Кстати, мало кто знает, что в каждый свой визит в Санкт-Петербург Святейший обязательно оставляет время, чтобы посетить могилы родителей. Вот как рассказывает об этой традиции пресс-секретарь Патриарха диакон Александр Волков: «Патриарх всегда в Питере заезжает на кладбища, чтобы помянуть родителей <…>. Всегда — это значит совсем всегда, каждый раз. И это, конечно, оставляет очень сильное чувство — кем родители были для Патриарха, насколько он их любил, что они сделали для него в жизни и насколько он им благодарен. И всегда задумываешься — как часто ты сам бываешь на могилах своих родственников (а он при возможности кроме могил родителей посещает еще несколько мест захоронений родственников, просто мы об этом не сообщаем). В общем — очень поучительный пример отношения к почившим родным дает Патриарх. И надпись на венке — “дорогим родителям от любящего сына” — совершенно неформальная».