Шубы из самого дорогого меха. У какого зверя самый ценный мех. Самые дорогие шубы из соболя: «мягкое золото»

«С любовью гляжу я на свой „И-16“. Спасибо тебе, дорогой мой “ишачок„! Ты оказался куда лучше японского истребителя „И-97”. И по скорости и по крепости. Ты не раз спасал меня, принимал на себя вражеские пули. Спасибо и твоему творцу Николаю Николаевичу Поликарпову!»

Ворожейкин А. В., лётчик 22-го ИАП

Краткая история событий

1 марта 1932 года на территории Маньчжурии появилось «независимое» государство Маньчжоу-Го, созданное японцами как один из плацдармов для будущего вторжения в Советское Приморье и Восточную Сибирь. После неудачного для Квантунской армии конфликта на озере Хасан именно отсюда было решено нанести очередной удар.

Формальной причиной начала конфликта стали претензии Маньчжоу-Го к Монгольской Народной республике. Руководители первой страны (на самом деле - стоящие за ними японцы) весной 1939 года стали требовать пересмотра государственной границы между государствами вдоль реки Халхин-Гол. Японские военные начали прокладывать железнодорожную магистраль, направленную к границе СССР. В силу характера местности дорога могла проходить только в районе, близком к монгольской границе. Таким образом, в случае войны с Советским Союзом она могла быть легко блокирована артиллерийским огнем с монгольской стороны, что, естественно, было неприемлемо для Квантунской армии. Перенос границы вплотную к реке Халхин-Гол, то есть на несколько десятков километров в глубь монгольской территории, решил бы проблемы японцев.Монголия отказалась удовлетворять требования Маньчжоу-Го. Советский Союз, еще 12 марта 1936 года заключивший с МНР Протокол о взаимопомощи, заявил, что будет «защищать границы Монголии, как свои собственные». Ни одна из сторон не собиралась идти на компромиссы.Первые выстрелы прозвучали 11 мая 1939 года. К 14 мая японо-маньчжурские войска оккупировали всю «спорную» территорию до Халхин-Гола, японское правительство никак не отреагировало на действия Квантунской армии и не ответило на посланную Советским Союзом ноту. Война началась.

Состав сил


На момент начала конфликта в Монголии, согласно Протоколу, дислоцировался советский 57-й особый корпус, состоявший из 30 тыс. военнослужащих, 265 танков, 280 бронемашин и 107 боевых самолетов. Истребительные силы были представлены 70-м ИАП, имевшим на май 1939-го 14 И-15бис и 24 И-16. Все «ишаки», далеко не первой свежести, относились к уже устаревшему типу 5 и не имели бронеспинок. Степень боеготовности истребителей была низкой: к 20 мая подняться в воздух могли только 13 И-16 и 9 И-15бис. Личный состав полка состоял из неопытных летчиков, владевших в основном только техникой пилотирования; ни групповому бою, ни стрельбе они обучены не были. Дисциплина серьезно хромала, из-за плохих условий жизни многие летчики-истребители писали письма с просьбой отправить их в Союз. Японские же истребительные силы, насчитывавшие 20 машин Nakajima Ki.27 (две эскадрильи), были оснащены опытными летчиками, многие японцы имели опыт боев в Китае. Такое соотношение сил не замедлило сказаться на результатах первых боев.

Воздушные бои

Первой потерей ВВС РККА стал связной Р-5Ш, сбитый японскими истребителями 21 мая. А на следующий день произошел первый воздушный бой между истребителями: 3 И-16 и 2 И-15бис встретились с пятеркой Ки-27. Один «ишак», оторвавшийся от группы и бросившийся в атаку, был моментально сбит (летчик И. Т. Лысенко погиб), остальные в бой не вступали.В это время Советский Союз стал подтягивать силы в район конфликта. 23 мая 1939 г. в Монголию прибыл 22-й ИАП, в котором помимо тридцати пяти И-15бис (один из них во время перелёта пропал без вести) числилось 28 И-16 тип 10, причем самолеты были в неплохом техническом состоянии. Однако уровень подготовки пилотов этого полка также оставлял желать лучшего, что не позволило, как это выяснилось позднее, переломить ситуацию в воздухе в свою пользу. К тому же японцы, в свою очередь, перебросили в Маньчжурию еще 20 Ки-27 (две эскадрильи 11-го сентая).27 мая состоялся весьма неудачный «дебют» И-16 22-го ИАП. У озера Буин-Нур состоялся бой шестёрки «ишаков» с девяткой Ki.27. Один советский лётчик погиб, два были ранены; два И-16 сбиты, три серьезно повреждены. Японцы потерь не имели.

Если даже И-16, близкие по своим характеристикам к японскому истребителю, несли огромные потери, то можно резонно предположить, что лётчикам на И-15бис подниматься в воздух вообще не было смысла. Собственно, так почти и было. Наши лётчики, привыкшие к исключительной манёвренности своих бипланов, во время боев с японцами с удивлением обнаружили, что больше не имеют преимущества и в этой характеристике (манёвренность Ki.27 была ничуть не хуже). Так, 28 мая было целиком уничтожено в бою звено И-15бис 70-го ИАП, все лётчики погибли. В этот же день в бою девятки бипланов из 22-го ИАП с 18-ю Ки-27 в воздухе было потеряно шесть наших самолетов, еще один расстрелян на земле после вынужденной посадки, пять летчиков погибли, один был ранен. Японцы в который раз ушли без потерь.Когда советскому руководству стало ясно, что имеющимися силами господство в воздухе захватить не удастся, в район боёв начали прибывать новые самолеты и опытные летчики. 29 мая 1939 г. в Монголию на трёх транспортных «Дугласах» прибыла группа из сорока восьми человек - наиболее опытные летчики и техники, многие из которых успели побывать в Испании и Китае. Японцы тоже усилили свою группировку, но так и не смогли добиться численного преимущества.

Со временем советские лётчики стали воевать более уверенно, а соотношения потерь начали выправляться в нашу сторону. «Переходным моментом» можно считать 22 июня 1939 г., когда состоялось самое большое воздушное сражение между японскими и советскими истребителями. 18 боеспособных Ки-27 24-го сентая взлетели на перехват группы советских истребителей. Со стороны ВВС РККА в воздух поднялось 105 самолетов (56 И-16 и 49 И-15бис). Однако атаковали они двумя волнами, причем часть советских самолётов в сражении вообще не участвовала. Свои безвозвратные потери японцы оценивают в семь самолётов, ВВС РККА лишились семнадцати самолетов (14 И-15бис и 3 И-16), из них тринадцать самолётов и одиннадцать лётчиков было потеряно в воздухе. Четыре И-15бис были подожжены на земле во время посадки, их пилоты спаслись. Несмотря на то, что потери ВВС РККА существенно превысили потери японцев, поле сражения осталось за советскими лётчиками: японцы вынуждены были отступить.

Заметно, что подразделения, сражавшиеся на бипланах Поликарпова, пострадали существенно больше, чем имеющие на вооружении И-16: устарелость И-15бис дала о себе знать. Уже в конце июля эти самолёты были выведены из частей первой линии (некоторое их число осталось в ПВО аэродромов), на их место поступили новые бипланы И-153 с убирающимся шасси и более мощным двигателем М-62. Из других новинок советского авиастроения, которые «отметились» на Халхин-Голе, следует упомянуть И-16П (И-16 тип 17) - пушечные варианты широко распостранённого И-16 тип 10, а также варианты «ишака» с двигателями М-62. Первые такие машины были получены путем модернизации И-16 тип 10 в полевых условиях (двигатели были взяты из запасов для И-153); впоследствии начали поступать заводские варианты, имеющие название И-16 тип 18.…А тем временем японские войска под напором советско-монгольских сил начали отступление. 20 августа началась решающая наступательная операция по окружению и уничтожению группировки Квантунской армии восточнее реки Халхин-Гол. К этому дню численность советской авиационной группировки достигла максимума. В августовских боях японская авиация тщетно пыталась перехватить инициативу, но это ей не удалось. Удары по советским аэродромам также не принесли желаемых результатов. Воздушные части императорской авиации теряли технику и пилотов.

В этой сложной ситуации особенно сказалась невозможность быстрого восстановления парка истребителей Ки-27: завод «Накадзима» мог выпускать только одну машину в день. В результате японцам пришлось задействовать в боях 9-й сентай, вооруженный устаревшими бипланами Kawasaki Ki.10. 2 сентября 1939 г. эти истребители впервые появились в небе Халхин-Гола и сразу же стали нести ощутимые потери.Вскоре побеждённые японцы запросили перемирия. 15 сентября между СССР, МНР и Японией было подписано соглашение о прекращении боевых действий с 13.00 16 сентября. Перед этим авиация Квантунской армии попыталась нанести удары крупными силами по советским аэродромам. Их затея провалилась: в результате атакующие понесли большие потери, чем атакуемые. Отражение японского налёта 15 сентября, во время которого было сбито десять японских самолётов против шести советских (одного И-16 и пяти И-153), можно считать последним воздушным боем в небе над Халхин-Голом.

В скобках дано количество исправных истребителей, если оно известно.

Потери советских истребителей во время конфликта
Период И-15бис И-153 И-16 И-16П
20.05-31.05 13 (1) - 5 (1) -
1.06-30.06 31 (2) - 17 (2) -
1.07-31.07 16 (1) 2 (1) 41 (2) -
1.08-31.08 5 (1) 11 (4) 37 (16) 2 (0)
1.09-16.09 - 9 (1) 5 (1) 2 (0)
Всего 65 (5) 22 (6) 105 (22) 4 (0)

В скобках даны небоевые потери.

Вражеские истребители

Как упоминалось выше, основным японским истребителем в районе конфликта стал армейский Ки-27 (он же «тип 97», советское наименование — И-97) фирмы «Накадзима». Первое время советские летчики принимали его за Mitsubishi А5М, дебютировавший в Китае . Ошибка была со временем раскрыта: это случилось после прибытия на ТВД ветеранов войны в Китае. Как вспоминал А. В. Ворожейкин, в конце июня комкор Смушкевич, полковник Лакеев, майор Кравченко и некоторые другие летчики изучали обломки японского истребителя и обнаружили отсутствие подкосов на шасси, характерных для изделия фирмы «Мицубиси».

По своему строению Ки-27 очень напоминает А5М, при этом мощность двигателя у него ниже. Однако за счет лучшей аэродинамики и меньшего веса он превосходит по основным характеристикам (кроме дальности) своего «собрата» из ВВС Императорского флота. Вооружение оставалось таким же: два пулемёта винтовочного калибра. На Халхин-Голе применялись обе существовавшие модификации «типа 97»: Ки-27-Ко (другие варианты названия: Ки-27а, Ки-27-I) и Ки-27-Оцу (Ки-27b, Ки-27-II). Последняя версия отличалась «фонарём» с круговым обзором, переделанным маслорадиатором, а также возможностью установки подкрыльевых топливных баков и подвески мелкокалиберных бомб.«Тип-97» превосходил по своим характеристикам как И-15бис, так и И-153. С И-16 ситуация была несколько сложнее. Горизонтальная

маневренность Ки-27 была лучше чем у любой версии «ишака». Кроме того, И-16 с двигателями М-25 уступали японскому истребителю по скорости скороподъёмности и высотности, зато обладали лучшим вооружением и бронезащитой. «Ишаки» также обладали более прочной конструкцией и могли развивать большую скорость на пикировании. Важным преимуществом Ки-27 была высокая устойчивость, отчасти компенсирующая при стрельбе малый секундный вес залпа. Даже после прибытия истребителей И-16 тип 18, превосходящих Ки-27 по скорости и скороподъемности, японские истребители оставались опасными противниками. Недостатки самолетов компенсировались достоинствами их пилотов: по воспоминаниям советских ветеранов, успевших повоевать в Испании, японцы по опыту превосходили итальянцев, а по агрессивности - немцев.Из допроса пленного японского лётчика Миадзимо:

«С И-15 лучше всего драться на горизонтальных и вертикальных виражах, с И-16 — то же самое. Считает, что более опасен истребитель И-16, объясняя это скоростью и манёвренностью И-16.

При атаке И-16 в лоб И-97 уходит вверх с последующим ранверсманом. При атаке И-16 на И-97 сверху И-97 переходит в вираж.

Лётчик заявляет, что японские лётчики передних атак не любят, боятся повреждения мотора, считают лучшими для себя атаки на И-16 сверху сзади. Как правило, выход из боя штопором не применяется».

Другим японским истребителем, повоевавшим на Халхин-Голе, был биплан Кавасаки Ки-10. В общих чертах он являлся аналогом советского И-15бис и к 1939 году безвозвратно устарел. Вот описание одного из первых боев И-16 с Ки-10:

Трофейный Ki-10-II, проходивший испытания в НИИ ВВС

«В один из первых дней осени старший лейтенант Федор Черемухин, замкомэск 22-го ИАП, вылетел на боевое патрулирование. Вскоре он заметил, что из-за реки показалась группа японских самолетов. Черемухин, дав знак ведомым, развернул свой И-16 навстречу противнику. Для него это был уже далеко не первый бой, и он хорошо изучил облик основного японского истребителя Ки-27. Но в этот раз советским летчикам встретились совсем другие машины. Изящные остроносые бипланы живо напомнили замкомэску старый поликарповский И-3, на котором он когда-то начинал свою карьеру боевого летчика. Завязавшаяся „воздушная карусель” сразу показала, что японские истребители превосходят „ишаков” на виражах, заметно уступая им в скорости и скороподъемности. Наши летчики быстро разобрались, что бипланы лучше начинать бить с дальних дистанций, и, не ввязываясь в ближний бой, уходить для повторения атаки на вертикаль. Вскоре Черемухину удалось зайти в хвост одному из японцев и дать прицельную очередь. Из фюзеляжа вражеского самолета вырвалась струя белого пара. „Пробит радиатор”, - отметил про себя старший лейтенант и резко сбросил газ, чтобы не проскочить мимо противника. Наудачу японский пилот либо растерялся, либо был ранен, но он даже не пытался сманеврировать, чтобы уйти из-под огня, а продолжал со снижением „тянуть” по прямой, оставляя за собой длинный паровой шлейф. Еще раз тщательно прицелившись, Черемухин выпустил длинную очередь по мотору подбитой машины. Вместо пара из „японца” повалил густой чёрный дым, и он, всё увеличивая угол пикирования, почти отвесно врезался в землю».

Интересно, что по японским данным во время конфликта был потерян всего один Ки-10.

Камуфляжные схемы
Nakajima Ki-27-Ko ст. сержанта Касиды, 2-й чутай 59-го истребительного сентая

Nakajima Ki-27-Otsu командира 2-го чутая 11-го истребительного сентая

Против бомбардировщиков

Японские бомбардировщики, применявшиеся в районе конфликта, дали лишний повод для размышлений советскому авиационному руководству: скорость любого из них (не считая лёгкого разведчика и бомбардировщика Ки-36) превышала аналогичный показатель истребителей-бипланов ВВС РККА. Таким образом, повторилась ситуация, характерная для войны в Испании : основным средством перехвата бомбардировщиков становился И-16.Основным средним бомбардировщиком на ТВД был самолет Mitsubishi Ki.21 (по японской классификации он считался тяжёлым). Изделие фирмы «Мицубиси» обладало весьма неплохой скоростью в 432 км/ч, что, однако, не превышало показателя И-16 тип 10. Учитывая невысокий уровень защищенности, характерный для японских самолетов того времени, Ки-21, по идее, должен был стать легкой мишенью для «ишаков», однако за время конфликта было потеряно всего шесть самолетов. Другим распостраненным японским ударным самолетом на Халхин-Голе был одномоторный Mitsubishi Ki.30 с неубираемым шасси максимальной скоростью 430 км/ч. Именно он и понёс наибольшие потери среди японских бомбардировщиков во время конфликта.Следует отметить ещё один японский самолет, одномоторный разведчик Mitsubishi Ki.15-Ko Karigane . Благодаря хорошей аэродинамике (несмотря на неубираемое шасси) и лёгкости конструкции, этот самолет мог развить максимальную скорость 481 км/ч, что делало его труднодосягаемым даже для И-16 с двигателями М-62. Тем не менее, семь самолетов этого типа все же было сбито. Следующая модификация разведчика, Ки-15-Оцу, достигала 510 км/ч, но к боям на Халхин-Голе она не подоспела.

Применение неуправлямых ракет

С 20 по 31 августа в боевых действиях принимало участие звено истребителей-ракетоносцев, в которое входило пять И-16 (командир звена капитан Н. Звонарёв, летчики И. Михайленко, С. Пименов, В. Федосов и Т. Ткаченко), вооруженных установками РС-82 . 20 августа 1939 года в 16 часов лётчики над линией фронта встретились с японскими истребителями и произвели пуск РС с расстояния около километра. В результате было сбито 2 вражеских самолета. Успех вызван тем, что японцы летели в сомкнутом строю и с постоянной скоростью. Кроме того, сработал фактор внезапности. Японцы так и не поняли, кто их атакует (они приписали свои потери действиям советских зенитчиков).Всего звено ракетоносцев участвовало в 14 боях, сбив 13 японских самолетов без потерь. Японские военные, изучив обломки своей техники, пришли ко мнению, что на наши истребители были установлены крупнокалиберные пушки.
Камуфляжные схемы
И-16 тип 5 командира 2-й эскадрильи 70-го ИАП ст. л-та М. П. Нога, осень 1938 года. Голубая звезда вместо номера на вертикальном оперении, очевидно, являлась эмблемой командирской машины. Художник — Сергей Вахрушев.

Автор второго рисунка — Андрей Юргенсон.

И-16 тип 10 70-го ИАП. Зелёный защитный цвет нанесён в полевых условиях поверх заводской серебристо-серой окраски. Художник — Сергей Вахрушев.

И-16 тип 10 одного из советских авиационных формирований. Цвет кока винта и законцовки руля поворота указаны предположительно. Художник — Сергей Вахрушев.
И-16 тип 10 Витта Скобарихина. 22-й ИАП, аэродром Тамцаг-Булак, лето 1939 года.
Тактико-технические характеристики И-16 и его основных противников на Халхин-Голе СССР СССР Год начала выпуска 9.00 11.31 Длина, м 6.07 7.53 3.25 14.54 23.00 18.56 М-25В М-62 Kawasaki Ha-9-IIb 1426 1110 1716 1810 1830 413 н. д. - на высоте 448 461 470 882 920 10000 417 1100 627
И-16 тип 10 И-16 тип 17 И-16 тип 18 Kawasaki Ki.10-II Nakajima Ki.27
Страна-изготовитель СССР Япония Япония
1938 1938 1939 1935 (1937**) 1937
Размах крыльев, м 9.00 9.00 10.02/н. д.*
6.07 6.07 7.55
Высота, м 3.25 3.25 3.00 3.25
Площадь крыльев, м2 14.54 14.54
Двигатель М-25В «Армейский тип 97»
Мощность, л.с. 750 750 800 850 710
Вес самолёта, кг.
- пустого 1327 1434 1360
- взлётный 1740 1790
Скорость, км/ч
- у земли 398 385 н. д.
425 400
Скороподъёмность, м/мин 688 1034 н. д.
Практический потолок, м 8470 8240 9300 11150
Дальность,км 525 485
Время виража, с 16-18 17-18 17 н. д. 8
Вооружение 4 7.62-мм пулемёта ШКАС 2 20-мм пушки ШВАК, 2 7.62-мм пулемёта ШКАС 4 7.62-мм пулемета ШКАС 2 7.7-мм синхронных пулемёта «тип 89»
* верхнего/нижнего** год начала выпуска данной модификации

Список побед лётчиков, воевавших на И-16 во время конфликта на Халхин-Голе Примечания
Имя летчика Подразделение Число побед на И-16 (личных+групповых)
Рахов В. Г. 22-й ИАП 8+6 -
Ворожейкин А. В. 22-й ИАП 6+13 Летал на И-16П
Кравченко Г. П. 22-й ИАП 5 Командир 22-го ИАП с июля 1939 г.
Трубаченко В. П. 22-й ИАП 5 Командир эскадрильи И-16П
Красноюрченко И. И. н. д. 5 Летал на И-16П
Смирнов Б. А. н. д. 4 -
Скобарихин В. Ф. 22-й ИАП 2+6 -
Звонарев Н. И. 22-й ИАП 2+5 Летал на И-16 с РО-82
Антоненко А. К.* н. д. 0+6 -
Глазыкин Н. Г. 22-й ИАП 1 Командир 22-го ИАП, погиб 22.06.1939
* тип самолёта установлен недостоверно

Источники информации Кондратьев В. Халхин-Гол: Война в воздухе. - М.: «Техники - Молодежи», 2002. Степанов А. Воздушная война на Халхин-Голе. // «Уголок неба» Астахова Е. Истребитель «Кавасаки» Ки-10. // «Самолёты мира» №03 (23), 2000. Кондратьев В. Битва над степью. Авиация в советско-японском вооруженном конфликте на реке Халхин-Гол. — М., 2008. Mikhail Maslov. Polikarpov I-15, I-16 and I-153 aces. Osprey Publishing, 2010.

Конфликт на реке Халхин-Гол

Вооруженный конфликт на реке Халхин-Гол, которой разгорелся в мае 1939 года между Японией и Монгольской Народной Республикой, а фактически между Японией и СССР, довольно подробно освещен в советской исторической литературе и публицистике. Согласно официальной советской версии происходившего, «в мае 1939 года Япония совершила нападение на Монгольскую Народную Республику в районе реки Халхин-Гол, рассчитывая превратить территорию МНР в плацдарм для дальнейших боевых действий против СССР. В соответствии с Договором о дружбе и взаимной помощи между СССР и МНР советские войска совместно с монгольскими воинами выступили против японских агрессоров. После четырех месяцев упорных боев японские войска были наголову разбиты».

Изложенная выше версия на протяжении нескольких десятков лет оставалась единственно верной и не подвергалась ни малейшему сомнению. Как видим, причиной конфликта объявляются агрессивные намерения японцев, якобы желавших оккупировать советское Забайкалье и Дальний Восток. В качестве доказательств приводятся ссылки на многочисленные сообщения советских разведчиков о захватнических планах самураев. Но была ли агрессивность японцев единственной и основной причиной возникновения конфликта?

В том, что японцы хотели бы захватить Забайкалье и Дальний Восток, сомневаться не приходится. Но входило ли это в их планы в 1939 году? Как утверждает в статье «Халхин-Гол: правда и вымысел» Виталий Можанин, вспыхнувшие боевые действия носили случайный характер и были обусловлены отсутствием четкою обозначения границы между МНР и Маньчжоу-Го. И действительно, монгольско-китайская граница в районе реки Халхин-Гол до 1939 года уже на протяжении многих лет не демаркировалась. Здесь была пустыня, не представлявшая интереса ни для одной из сторон. В 1939 году монгольские пограничники перешли на восточный берег реки и продвинулись в район местечка Номонган (кстати, в японской и западной литературе конфликт получил название «Номонганский инцидент»). Командование Квантунской армии после вторжения монгольских пограничников пожелало оставить контроль над этим районом за собой и двинуло к реке свои военные части. Начались военные действия.

Такое развитие событий ставит под сомнение тезис о заранее подготовленной агрессии. Заслуживает внимания и другое обстоятельство. К середине 1939 года японские войска прочно увязли в Китае, неся на протяжении двух лет огромные потери в войне на два фронта: с регулярной армией Чан Кайши и мощным коммунистическим партизанским движением. Япония уже тогда имела серьезные проблемы, связанные с материальным обеспечением военной кампании и с возросшим антивоенным движением как в стране, так и в самой армии. Напомним, что к этому времени война в Европе еще не началась и руки Советского Союза там были развязаны. Маловероятно, чтобы японское правительство в таких условиях могло готовить широкомасштабное нападение на СССР. Определенные сомнения существуют и в отношении спланированности пограничного инцидента.

Вернемся к неразберихе на японско-монгольской границе. О ее наличии свидетельствует и доклад в Москву командующего 57-м особым корпусом Н. Фекленко: «Во всех маньчжурских нотах, присланных правительству МНР, указывается, что столкновения в районе Номон Хан Бурд Одо происходят на маньчжурской территории. Учитывая это положение, потребовал документы правительства МНР. Найдены документы, где указывается в точности прохождение границы по картам и живыми людьми, которые в свое время отмечали границу. Найдена карта от 05.07.1887 года, составленная в результате разрешения пограничных споров между биргутами и халхасцами (монголами).

На карте граница проходит от Ара Дулаийн Модон Тэтдек через гору Дархан Ула на Халхин Сумэ.

Материал проверен вместе с полпредом Чойбалсаном и Лунсаншараб.

Таким образом, все события происходят не на маньчжурской территории, а на территории МНР».

И еще один аргумент в пользу случайности инцидента на Халхин-Голе приводит Виталий Можанин: соотношение сил между войсками Японии с одной стороны, МНР и СССР - с другой также не вяжется с наличием у японцев далеко идущих планов. В самом деле, два пехотных полка и части усиления, в общей сложности около 10 тыс. человек, не та сила, с которой можно начинать сколько-нибудь амбициозную агрессию против столь мощного противника. Но конфликт разгорался, никто не хотел уступать.

Японцы и не пытались прекратить мелкие приграничные стычки, а, напротив, были заинтересованы в удержании контроля над спорной территорией. Как утверждает Георгий Жуков, у японцев были свои интересы в этом регионе: «По плану японского Генштаба, через район Номун-Хан - Бурд-Обо должна была быть проложена железная дорога Халунь - Аршан - Ганьчжур, обеспечивающая питание войск, действующих против Монгольской Народной Республики и Забайкалья».

Граница по Халхин-Голу в этих планах оказалась бы весьма кстати. Но японцы рассматривали свою операцию как локальную и крупного вторжения предпринимать не собирались. Императорский штаб Квантунской армии в Токио был против отвлечения войск с основного фронта и даже отстранился от планирования наступления в районе селения Номонган. Весь расчет японцев строился на недееспособности тылового обеспечения Красной Армии и надеждах на то, что советская сторона не пойдет на углубление конфликта, откажется от претензий на клочок пустыни. Однако Сталин не хотел уступать ни пяди монгольской земли и не согласился с «японской версией» монгольско-маньчжурской границы. Инцидент вылился в четырехмесячную войну с применением танков и авиации.

Что касается последней, то здесь также существует заблуждение о ее образцовых действиях. В своих воспоминаниях Г. Жуков писал: «Замечательно действовала наша авиация. Она беспрерывно патрулировала в воздухе, не давая японским самолетам бомбить и штурмовать наши войска. Наши летчики делали по 6–8 вылетов в день. Они разгоняли резервы противника и штурмовали его окруженные части. Японские истребители терпели поражение за поражением…» Вместе с тем существуют и прямо противоположные оценки состояния советской авиации. К началу конфликта она по численности превосходила японскую в 4 раза, тем не менее воздушная война началась с поражений советских летчиков.

Так, 27 мая самолет майора Т. Ф. Куцевалова даже не смог взлететь из-за неисправности двигателя. По этой же причине из боя вышли и остальные самолеты. Двое из оставшихся в небе пилотов были сбиты. На следующий день практически полностью была уничтожена 4-я эскадрилья 22 истребительного авиационного полка. Потери советских летчиков в тот день были очень серьезными: из десяти пилотов пять были убиты, включая помощника командира эскадрильи майора П. А. Мягкова. Ранение получил и сам командир А. И. Балашов. Ситуацию смогла исправить только группа летчиков-асов (наполовину состоявшая из героев Советского Союза), переброшенных в район Халхин-Гола из Московского отряда. Уже упоминавшийся Т. Куцевалов высказался следующим образом: «57-й особый корпус имел авиацию, которую можно охарактеризовать по боеспособности просто как разваленную авиацию… которая, безусловно, выглядела небоеспособной».

Не лучшим было и состояние пехоты. Командование в спешном порядке формировало пополнение для отправки на фронт, при этом использовались не кадровые дивизии, а укомплектованные запасным составом. Многие из бойцов пополнения толком не были обучены военному делу и не могли эффективно использовать оружие. Этим объясняются и советские потери, и паника в войсках, и случаи самовольного оставления боевых позиций.

Как всегда, запутанной оказалась статистика потерь. Что касается советской стороны, то их оценивали в 10 тыс. человек, при этом отмечалось, что японцы потеряли 60 тыс. бойцов. Реальные же потери советских войск в конфликте на реке Халхин-Гол неизвестны до сих пор. После рассекречивания документов и уточнения фактов стало известно, что советские войска потеряли как минимум 18,5 тыс. человек, и это не окончательная цифра.

Преуменьшались и потери авиации. Цифры менялись несколько раз. Согласно первой официальной версии, советские ВВС потеряли 143 самолета, а японские - 660. После выхода в 1988 году капитального труда «Воздушная мощь Родины» цифры были подкорректированы. Советские потери были оценены в 207 самолетов, японские - в 646. Но и эти данные, по-видимому, являются неточными. В воспоминаниях Н. Н. Воронова, командующего артиллерией РККА в 1937–1940 годах, описан диалог между ним и наркомом обороны К. Е. Ворошиловым:

Сразу же после возвращения меня вызвал нарком обороны по итогам работы на Халхин-Голе. Неожиданно последовал вопрос:

По донесениям, за время боев наши истребители сбили около 450 японских самолетов. Правда это или нет?

Точных данных в моем распоряжении не было. Ворошилов, видимо, понял мое замешательство и заключил:

Можно быть удовлетворенными, если наша авиация сбила хотя бы половину.

Кому, как не наркому, знать реальное положение дел, и если верить его оценке, то советская авиация сбила не более 220 японских самолетов. На самом деле, по утверждению Степанова (статья «Воздушная война на Халхин-Голе»), реальные японские потери составили 164 самолета, из которых только 90 можно отнести к боевым потерям.

Таким образом, вооруженный конфликт на Халхин-Голе не был попыткой японцев начать широкомасштабную войну с целью оккупации Забайкалья и Дальнею Востока. В пользу этого говорят и реальные военные возможности Японии, и стратегическая ситуация, в которой в тот момент находился Токио. Потери советских войск, к сожалению, традиционно для советских официальных лиц и историков, были значительно занижены, а японские завышены. Это и дало возможность советской пропаганде утверждать, что действия наших войск были успешными.

Из книги Мы дрались с «Тиграми» [антология] автора Михин Петр Алексеевич

Лагерь на реке Керулен 15 июля на станции Боин Тумень разгрузились. И сразу - 50-километровый марш по жаре в район сосредоточения на реке Керулен. Переход показался нам очень тяжелым.В дивизионе у меня 250 человек, 130 лошадей и десять машин. Все имущество: снаряды, связь, кухни,

Из книги Великие танковые сражения [Стратегия и тактика, 1939–1945] автора Айкс Роберт

Халхин-Гол, Монголия Май – сентябрь 1939 годаВ начале 1930-х годов в Англии продолжалось развитие тактики, основывавшейся на применении более скоростных танков. Из-за мирового финансового кризиса, который привел к сокращению ассигнований на вооружение, были приложены

Из книги Горячий снег Сталинграда [Всё висело на волоске!] автора

БОИ НА РЕКЕ МЫШКОВА 18 декабря Из сводок Совинформбюро Утренние сообщения: «Юго-западнее Сталинграда наши войска частью сил вели наступательные бои. Н-ская часть овладела укрепленным опорным пунктом немцев. На другом участке советские бойцы отбили две контратаки

Из книги Японские асы. Армейская авиация 1937-45 автора Сергеев П. Н.

Из книги Прохоровское побоище. Правда о «Величайшем танковом сражении» автора Замулин Валерий Николаевич

Окружение на реке Пена К решению проблемы фланговой угрозы командование 4-й ТА приступило еще 9 июля. Во второй половине дня после овладения Новоселовкой и отражения ряда атак советских войск севернее села и по обе стороны Обоянского шоссе, по решению Кнобельсдорфа,

Из книги 100 знаменитых сражений автора Карнацевич Владислав Леонидович

ХАЛХИН-ГОЛ 1939 г. Бои на монгольско-маньчжурской границе между советско-монгольскими и японскими войсками, в ходе которых советские войска под командованием Г. К. Жукова осуществили классическую глубокую наступательную операцию с окружением и полным разгромом

Из книги СССР и Россия на бойне. Людские потери в войнах XX века автора Соколов Борис Вадимович

Советско-японские конфликты у озера Хасан и на реке Халхин-Гол, 1938-1939 гг В период с 29 июля по 9 августа 1938 года, во время боев у озера Хасан против Красной Армии (Чангкуфенгского инцидента), японцы потеряли 526 убитыми и умершими от ран и 914 ранеными. В 1939 году, во время гораздо

Из книги Житейская правда разведки автора Антонов Владимир Сергеевич

В РАЙОНЕ РЕКИ ХАЛХИН-ГОЛ Интересна история данной награды.В 2013 году исполнилось 75 лет со дня трагических событий в истории нашего государства, связанных с вооруженным нападением японских милитаристов на территорию СССР в районе озера Хасан. Советским пограничникам и

Из книги Большое небо дальней авиации [Советские дальние бомбардировщики в Великой Отечественной войне, 1941–1945] автора Жирохов Михаил Александрович

ХАЛХИН-ГОЛ Применялась дальнебомбардировочная авиация и в другом предвоенном конфликте на Дальнем Востоке - боях на Халхин-Голе. Правда, весьма ограниченно. Из состава 4-го тбап, вооруженного ТБ-3 и базировавшегося у станции Домна в Забайкалье, после начала боевых

Из книги Великие битвы [фрагмент] автора

Из книги Все Кавказские войны России. Самая полная энциклопедия автора Рунов Валентин Александрович

Сражение на реке Валерик По завершении экспедиции командующий войсками на Кавказской линии и в Черномории генерал П.Х. Граббе представил военному министру А.И. Чернышову обширную записку, в которой детально охарактеризовал обстановку на Северо-Восточном Кавказе и

Из книги Сингапур. Падение цитадели автора Тюрк Гарри

От реки к реке Майор Асида встретил Новый год в Джорджтауне на острове Пенанг, куда он прибыл незадолго до Рождества. Асида был достаточно образован, чтобы понять, какое значение имел для англичан этот праздник. Он внимательно наблюдал, как вели себя в эти дни английские

Из книги Великие битвы. 100 сражений, изменивших ход истории автора Доманин Александр Анатольевич

Битва на реке Гидасп 326 год до н. э. Победа македонцев под Гавгамелами привела к фактическому разрушению Персидской державы. Теперь Александру пришлось сражаться уже не с персидским царем, а с бывшими персидскими сатрапами, которые стали удельными правителями в

Из книги Жуков. Взлеты, падения и неизвестные страницы жизни великого маршала автора Громов Алекс

Халхин-Гол. «Это не пограничный конфликт!» Утром следующего дня Жуков уже был в Москве в Наркомате обороны, где его сразу же провели к Ворошилову.Офицер по особым поручениям напутствовал:– Идите, а я сейчас прикажу подготовить вам чемодан для дальней поездки.– Для какой

Из книги Пограничные войска России в войнах и вооруженных конфликтах XX в. автора История Коллектив авторов --

4. ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ В РАЙОНЕ р. ХАЛХИН-ГОЛ (1939) Поражение в военном конфликте у оз. Хасан в 1938 г. не остановило воинствующих японских политиков. Осенью 1938 г. генеральный штаб вооруженных сил Японии приступил к разработке нового плана войны против Советского Союза.

Из книги Гитлер. Император из тьмы автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

22. Хасан и Халхин-гол После бойни, устроенной японцами в Нанкине, президент Рузвельт заговорил о том, что надо бы помочь Китаю. Но… никаких официальных шагов по обузданию агрессоров не предпринималось. Впрочем, японцев никто не квалифицировал в качестве агрессоров.

Не все помнят о том, что в 1939 году СССР одержал победу в битвах на реке Халхин-Гол, которые шли с 11 мая по 16 сентября. При этом столкновении...

Не все помнят о том, что в 1939 году СССР одержал победу в битвах на реке Халхин-Гол, которые шли с 11 мая по 16 сентября. При этом столкновении сумел показать себя с лучшей стороны Георгий Жуков. Схватки проходили в Монголии, у границы страны Маньчжоу-го, которую создали японские правители, в местности, где протекала река Халхин-Гол.

С чего все началось

С самого начала 1939 года японцы совершали регулярные нападения на пограничников Монголии.

В первых числах мая японцы особенно активизировались, и 11 числа кавалерийский отряд японцев выдвинулся на территорию Монголии на пятнадцать километров. Затем наземные войска поддержала авиация.

У СССР и Монголии был заключен «Протокол о взаимопомощи», поэтому уже 17 мая советские войска прибыли на подмогу «младшему брату». Вскоре началось подтягивание еще больших вооруженных сил, прибывали бронетехника и авиация.

Сначала велась активная воздушная война, которая продвигалась с переменным успехом, потом началась масштабная схватка на земле.

Японская пехота переправляется через р. Халхин-Гол.

Схватка на земле

Сначала Жукова отправили в Монголию только проинспектировать тамошнюю военную ситуацию. Некоторые считают, что за него ратовал Буденный. В конце мая Жуков доложил, что командующий корпусом Н. В. Фекленко не обладает достаточными военными навыками, чтобы возглавлять этот участок фронта. В итоге Фекленко отозвали, а Жукова назначили вместо него. Так всегда действовал Сталин – тому, кто критиковал, давал возможность показать в деле самого себя. Это стало удачным моментом для Жукова.

Вновь сформированный штаб под руководством Жукова решил действовать по такой схеме: крепко обороняться на территории за рекой Халхин-Гол и готовить контратаку по японцам. Этот план смогли выполнить в полной мере, так как в эти дни шла схватка в воздухе, а на земле стояло затишье.

Японцы тем временем строили свои планы. К концу июня 1939 года они решили взять в окружение и перебить войска Красной Армии на восточном берегу Халхин-Гола, переплыть реку и разорвать линию фронта. В первых числах июля войска японцев пошли в наступление, переплыли Халхин-Гол, укрепились на горе Баян-Цаган за сорок километров от границы, советским войскам приходилось несладко. Японские войска все сильнее укрепляли свои завоевания. Георгий Жуков, взяв ответственность на себя, чтобы исправить

ситуацию, отправил на схватку советскую танковую бригаду с дивизией монгольской бронетехники, хотя мотострелки их не защищали. Эта группа войск оправдала надежды Георгия Константиновича. Правда, половина дивизиона бронетехники была утеряна, но положение выровнялось. Прибыла подмога, японцы начали отступать. Чтобы помешать этому, японские военачальники приказали взорвать последний мост через Халхин-Гол, но началось просто повальное бегство японских солдат. Японская сторона утратила тысячи человек убитыми, практически все бронемашины и артиллерию.

Яковлев, Михаил Павлович (18 ноября 1903 года - 12 июля 1939 года), Герой Советского Союза посмертно.


Разбитый советский бронеавтомобиль БА-10.

На восточном побережье Халхин-Гола советские силы откатились, уменьшив занятую территорию, но сломлены не были. Для полной победы над японцами надо было очистить от них восточный берег, вновь определить границу. Жуков планировал атаку. Японцы думали так же, но вот переплывать реку уже боялись. Они хотели просто разбить русских, убрав их с восточного берега.

Советская сторона привлекала дополнительные войска – стрелковую дивизию, танкистов, в Забайкалье мобилизовали боеспособных мужчин, организовав еще две дивизии, оттуда же пригласили пограничный батальон, который смог поймать много разведчиков с японской стороны.

Русские войска насчитывали 57 000 бойцов, они были оснащены более чем 500 орудиями, более 500 танков, более 300 единиц бронетехники и более 500 самолетов. Со стороны японцев им противостояла армия численностью в 75 000 солдат, порядка 500 орудий, почти 200 танков.

Четыре дня в начале июля продолжалась схватка за восточный берег Халхин-Гола, красноармейцы не сдвинулись с места. Десять дней бои не велись, за это время русские укрепили позиции, на подмогу прибыли еще мотострелки и пулеметчики. 23 и 24 июля японцы пошли в наступление, но ничего поделать не смогли.

М. А. Богданов.

Комкор Жуков и маршал Чойбалсан.

Долгожданная победа

Войска Красной Армии готовились к главному удару в тайне, перемещали технику лишь по ночам, радиобеседы вели лишь об обороне, в темное время суток радиоточки передавали записи звуков движущейся техники и самолетов, чтобы у японцев притупилось восприятие.

В результате этого советская атака в конце августа стала большим сюрпризом для японцев, которые сами хотели наступать лишь через 4 дня. Военная операция по канонам классики, где танки и БТР ударили с флангов, чтобы взять противника в окружение и разгромить на территории между рекой и официальной границей Монголии. Так действовала наша Красная Армия, которой руководил Жуков, еще до таких же известных ударов гитлеровцев в Польше и Франции. Атаковали 3 группы: Южная – основной удар, Северная – вспомогательный удар, Центральная группа – главный бой.

В начале седьмого утра выступила артиллерия и авиация, в 9 часов пошла пехота и танки. Самая горячая схватка шла в Центральном отделе фронта, где враг был очень мощно укреплен. В следующие два дня Жуков подключил резервы – мотоброневую группу, затем на Центральном участке – авиадесантников и пограничников. Очень эффективно помогала авиация. Японцы не смогли вовремя скоординировать свои действия и хорошо защититься с флангов. К 26 августа 1939 года Красная Армия поймала японские войска в «котел».

Японские бойцы тоже сражались очень храбро, буквально стояли на смерть, в плен не шли, но все равно выйти из окружения не смогли.



В первых числах сентября японские войска опять попробовали захватить земли за границей Монголии, но были жестоко разгромлены.

В итоге 15 сентября 1939 года СССР, Монголия и Япония заключили договор о прекращении боев у реки Халхин-Гол. Окончательное соглашение было достигнуто в 1942 году, оно содержало много уступок Японии, так как СССР был в невыгодном положении. Но в 1945 году все отданные Японии земли снова перешли к Монголии.

Итоги:


Мемориал «Зайсан», Улан-Батор.

  • То, что СССР показал свою силу при битвах на реке Халхин-Гол, послужило причиной отказа Японии от столкновений с красноармейцами и они стали расширять свою империю на юг. Это перед Великой Отечественной войной было очень полезно для Советского Союза, так как дружественная ему Монголия оказалась в тылу.
  • Схватки при Халхин-Голе способствовали началу головокружительной военной карьере Георгия Жукова.

Шуба… предел мечтаний миллионов женщин. Об этом предмете гардероба грезили наши бабушки и мамы, да и сейчас не каждая девушка может приобрести себе по-настоящему хорошую меховую одежду. Если не брать в расчет относительно доступные кроличьи, каракулевые и мутоновые варианты, можно сказать, что шуба - это всегда существенное капиталовложение. Сегодня мы расскажем нашим читателям о том, какая самая дорогая шуба и из какого меха она сшита. Также опишем наиболее ценные виды пушнины, укажем их преимущества и недостатки.

Топ самой дорогой пушнины

Вопреки распространенному мнению, норка - это не самый дорогой мех в мире. Хотя шкурки этих небольших зверьков ценны (иногда даже очень), изделия из этого материала попадают в разряд средней ценовой категории. В нашем топе данный мех находится отнюдь не на первых местах.

Выбирая шубу, многие покупатели руководствуют фактором ее стоимости, ошибочно полагая, что чем дороже изделие, тем оно практичнее во всех отношениях, однако это не так и немного дальше мы расскажем почему. Теперь же представляем вашему вниманию рейтинг, в котором представлены самые дорогостоящие виды меха:

  1. Шкурки викуньи.
  2. Соболиный мех.
  3. Пушнина из шиншиллы.
  4. Шкурки из рысьего чрева.
  5. Норка.
  6. Мех из куницы.
  7. Песец.
  8. Горностай.
  9. Чернобурка.
  10. Бобровый мех.

Вполне логично, что самый дорогой мех очень редкий. Все вышеперечисленные виды пушнины добыть крайне тяжело, ведь популяция животных, которые дают его, часто очень низкая.

Дорогой - не значит лучший

А теперь вернемся к пресловутому соотношению цена/качество. Если рассматривать меховые изделия в этом русле, то возникает вопрос: насколько хороша самая дорогая шуба? Из какого меха сделано изделие, ценник на которое вызывает шок и удивление? Все вышеперечисленные виды очень дорогие, но практически каждый из них имеет очень серьезные недостатки.

Так к примеру, шуба из горностая не согреет свою владелицу зимой, она «боится» влаги и механических повреждений. Данный мех предназначен для носки в помещениях, отделки изделий из другой пушнины, плащей или пальто. А напротив, очень теплая, но недолговечная и сохранится всего года два-три. Также не более, чем несколько сезонов своей хозяйке верой и правдой прослужит изделие из рыси.

Самый дорогой мех - шкурки викуньи - нельзя обвинить в каких-либо других грехах, кроме его стоимости и фактической недоступности. Некоторое время торговля ним вообще подпадала под незаконную и контрабандную деятельность. Собственно, преимущественное большинство пушнины из нашего списка - это шкурки, добываемые в очень ограниченном количестве, а потому изделия из них и стоят столь дорого. Спрос на такую продукцию побуждает недобросовестных скорняков использовать сырье, предоставленное браконьерами или делать подмену материала. Часто мех камышового кота выдают за рысий, соболиные шубы сшиты из шкурок куницы, а шиншилловые - из кролика.

Коротко о главном: цены на мягкое «золото»

Пушнина во все века обладала особой ценностью, при этом на коренных территориях нашего государства водятся крайне редкие животные, чей мех действительно отличается и красотой, и качественными характеристиками. Шкурки животных дарили гостям, знать всегда везла такие подарки, отправляясь гостевать к вельможам из других стран. В наше время подобных презентов делать уже не принято, подобный товар обычно просто покупают. Рынок меха имеет свою четкую иерархию и разделен между основными продавцами, а потому цены на изделия, в принципе, довольно стабильные.

Самый дорогой мех в мире принадлежит викунье, шубка из него будет стоить минимум 10 млн рублей. Эти животные на особом попечении у международных защитников природы, поэтому их не бьют с целью получения ценного меха. Шерсть викуний состригают, а из этого ворса изготавливают ткань, квадратный метр которой стоит от 200 тыс. рублей.

За соболиные шубы придется заплатить минимум 7 млн рублей, за изделия из рысьего меха - до 15 млн рублей, при этом самую высокую цену запросит продавец за шубку, сшитую из той части шкуры, которая взята с живота животного.

Мех шиншилл тоже относится к наиболее ценным, одеяние из этого мягкого и очень теплого материала может стоить до 7 млн рублей. Куда доступнее норковая верхняя одежда - от 30 тысяч рублей до миллиона. Примерно в такой же ценовой категории находятся изделия из песца, куницы, горностая и чернобурки. Бобровая шуба тоже не из дешевых, ее примерная стоимость - 100 тысяч рублей.

Царские меха

Соболь - это животное, обитающее на территории России сразу в нескольких регионах, или, как их принято называть у скорняков, в «кряжах». Это Якутия, Камчатка, Сахалин и Забайкалье. В последнем регионе разводят самых дорогих баргузинских соболей, обладающих шерстью темно-коричневого цвета. Отметим, что на одну шубу уходит порядка 100 шкурок, каждая из которых стоит минимум 50 тысяч рублей. Случается, что сырье для одного изделия собирают не один год, компонуя отдельные лоскутки меха между собой так, чтобы в конечном итоге шуба стоила своих денег.

Мех куницы также прекрасно выглядит, к тому же он более доступный по цене, чем соболиный, ведь зверьки, дающие его, достаточно распространены в естественной среде. Наиболее теплыми и красивыми есть шкурки, добытые зимой.

Как выглядит пушнина из горностая, знают все. Эти белоснежные шкурки с узкими и черными как смоль хвостиками невозможно спутать с чем-то другим. Из него не всегда шьют полноценные изделия, этот мех чаще идет на отделку. Например, мантию или пальто с натуральным мехом горностая не зазорно было надевать даже королям.

Хищная кошка

Мех рыси также бывает разным. Как мы уже упоминали, имеет значение даже то, с какой части тела взята шкурка. Чревом рыси украшают наиболее видные элементы мехового изделия - воротник, полочки, грудь. А шерсть с боковин и спины пускают для отделочных элементов, таких как манжеты шубы, пояс, капюшон. Наиболее ценным считается мех обыкновенной рыси. Часто шкурки дикой кошки совмещают с другими материалами, дополняя изделие кожей или замшей и даже шерстяной тканью.

Нежная шуба из верблюжьего меха

Мех викуньи попадает под разряд особо дефицитного. Он очень теплый, износоустойчивый и отличается непревзойденной мягкостью. Однако ввиду того, что охота на викуний привела к тому, что эти животные едва ли не полностью были уничтожены как вид, торговля их мехом была полностью приостановлена и запрещена. Эти правила были послаблены в начале 90-х годов, однако в продажу поступают не шкуры этих животных из рода верблюжьих, а шерстяная ткань, сделанная из их меха.

Данный материал очень дорогостоящий, стрижку викуньи делают раз в год, выход сырья с одного животного небольшой - всего полкилограмма. Древние инки проводили специальный ритуал, который назывался «чакка». Его делали с периодичностью один раз в четыре года, а суть данного действия состояла в том, чтобы выпасти викунью, заманить ее в вольер и собрать мех, отпустив затем на свободу.

Пустынный пушной зверь

Шуба из шиншиллы причисляется к очень дорогим. Этот мех отличается от других видов особой мягкостью и «пушистостью», ведь из одной волосяной луковицы на коже животного прорастает до пяти десятков ворсинок. За счет этой особенности их шерстка очень густая, но при этом нежная и шелковистая.

Данный мех чрезвычайно теплый, но, к сожалению, изделия из него не долговечны, что крайне обидно, учитывая их дороговизну и красоту. Шкурки соединяют между собой особым образом, который называется расшивкой, отчего шубка выглядит, будто она сделана из ломтиков.

Простое женское счастье

Норковые шубы относятся к верхней одежде элитарного сегмента, однако вместе с тем они доступны женщинам со средним достатком. Более того, купив ее однажды, владелица может носить теплое одеяние несколько лет, на протяжении которых оно будет сохранять свой первозданный внешний вид.

Норковый мех красив сам по себе, раньше он редко подвергался дополнительной обработке, но сейчас его окрашивают и стригут. Также это один из немногих видов пушнины, которую могут осветлить и видоизменить с помощью светового лазера.

Доступная роскошь

Песцовые шубы и изделия из черно-бурой лисы выглядят очень красиво и богато. Мех этих видов лисы бывает разнообразным по своему окрасу. Встречаются животные с абсолютно белоснежной шерстью, коричневой и даже жемчужно-голубой. Самые распространенные изделия сшиты из меха с длинным ворсом, кончики которого светло-серые, похожие на седину, а подпушек - черный. Такие шубы вполне доступны по цене, а за счет своего хорошего внешнего вида и долговечности очень популярны среди модниц.

Меховая отделка одежды

Пушнина пригодна не только для пошива шуб и шапок, ее часто применяют в качестве декоративно-отделочного материала. Самый распространенный пример использования - это пальто с натуральным мехом. Ворсистый материал украшает воротники, капюшоны и манжеты верхней одежды.

Также мех совмещают с кожей и замшей, дополняя им куртки и пальто, сумки и даже обувь: сапоги, ботинки и ботильоны.

Российский климат диктует свои условия – многие предпочитают носить зимнюю одежду из натурального меха.

Шуба давно перестала быть предметом роскоши: к примеру, теплое изделие из мутона может позволить себе практически любая модница. А как обстоят дела с более дорогими мехами, которые остаются вне досягаемости массового покупателя?

Мех горностая

Стоимость : до $5 тысяч


Горностаевый мех испокон веков считался королевским аксессуаром, украшая одеяния государственных лидеров и членов их семей. Причиной тому – удивительная мягкость ворса и белоснежный цвет шубки животного. К зиме горностай меняет окраску с бурого на снежно-белый, но только в холодных регионах: Сибири, Канаде, Финляндии. Учитывая ограниченный ареал обитания и небольшие размеры зверька, неудивительно, что цена шубы из горностая варьируется в пределах от двух до пяти тысяч долларов.


Мех песца

Стоимость : до $6 тысяч


Со времен Древней Руси верхушка общества куталась в песцовые меха. С тех пор многое изменилось, но шкура полярных лисичек до сих пор остается одним из самых ценных пушных промыслов во всем мире. Благодаря длинному ворсу шуба из песца всегда выглядит роскошно пушистой, но и цена соответствует внешнему виду: подобное меховое изделие может стоить от 2 до 6 тысяч долларов.


Мех норки

Стоимость : до $15 тысяч


Это материал, который зарекомендовал себя как идеальное соотношение цены и качества готового мехового изделия. Принято считать, что норковый мех меньше других подвержен износу. Существует огромное количество вариаций окраса, густоты и длины норкового ворса, которые зависят от подвида зверька. За элитный полушубок из норки можно отдать до 15 тысяч долларов.


Мех шиншиллы

Стоимость : до $100 тысяч


Родина этого пушистого симпатяги – Южная Америка. Инки возводили шиншиллу в ранг знатного атрибута, и лишь немногие избранные удостаивались чести порадовать кожу прикосновением ее меха. После реконкисты в Старом Свете тоже оценили достоинства шиншиллы, чем сильно сократили популяцию зверьков.


Изделия из шиншиллы занимают третье место в списке самых дорогих мехов. Причиной тому является феноменальная густота ворса этого грызуна – из одной волосяной луковицы шиншиллы может одновременно расти около 60-80 шерстинок! Высота волоса достигает трех сантиметров, при этом толщина каждой ворсинки не превышает сотой доли миллиметра. Назвать невероятно мягкий и шелковистый материал «шерстью» сложно – по тактильным качествам он скорее похож на пух и является одним из самых теплых мехов.


Помимо качества шиншиллового меха стоит упомянуть его удивительную красоту. Каждый волосок может быть окрашен в несколько оттенков, поэтому шкурка приобретает эффектный градиент, варьирующийся от угольно-черного цвета до перламутрового.


Мех баргузинского соболя

Стоимость : до $120 тысяч


Существует несколько видов соболей, и, разумеется, каждый вид ценится по-своему. Однако на протяжении столетий первенство по стоимости меха среди хищных животных удерживает баргузинский соболь. Дело в том, что его шкурка имеет уникальный темный, насыщенно-кофейный цвет, отличающий зверька от других соболиных.


Россия является единственным импортером баргузинского соболя. Традиционный промысел приносил доход в государственную казну с незапамятных времен. Знать очень ценила удивительно мягкий и темный материал с легкой проседью и голубой подпушкой. В какой-то момент цена за шкуру соболя достигла таких высот, что после реализации всего одной шубы скорняк мог обзавестись новой усадьбой.


На сегодняшний день мех соболя по-прежнему остается одним из самых дорогих материалов. Модницы, которые захотят приобрести коротенький соболиный полушубок чуть ниже колена, будут вынуждены заплатить за него не менее 60 тысяч долларов – и это далеко не предел. На недавнем международном пушном аукционе в Санкт-Петербурге греческая компания предложила рекордную сумму – 1300 долларов за каждую шкурку баргузина. Если учесть, что на среднестатистическую шубу требуется до 90 убитых зверьков, стоимость готового изделия может шокировать неискушенного покупателя.

Самый дорогой мех в мире - мех викуньи

Стоимость : до $3 тысяч за м 2 Редкий мех викуний делает изделия из такой шерсти самыми дорогими и эксклюзивными

Именно шерсть чуть не стала причиной полного вымирания этих животных. Их мех не только непревзойденно теплый – он очень тонкий и мягкий. Как правило, мех викуньи используется для выделки ткани, а не для кройки шуб. Один квадратный метр ткани из шерсти викуньи стоит около 3 тысяч долларов.


Также предлагаем вам познакомиться со списком самых дорогих вещей в мире.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен