Скандинавские письмена. Рунические надписи

Руны

Руны - письменность древних германцев, употреблявшаяся с I-II по XII века н. э. в Дании, Швеции и Норвегии, X-XIII века в Исландии и Гренландии, а в провинции Даларна в Швеции вплоть до XIX века. После принятия христианства в странах Северной Европы была вытеснена латиницей.

Алфавит и термины

Древнескандинавское и англосаксонское run, древнеисландское runar и древненемецкое runa связаны с германским корнем ru и готским runa, означающим «тайна», а также древненемецким runen (совр. raunen), означающим «таинственно шептать». Такое название, видимо, обусловлено тем, что древние германцы приписывали рунам некие мистические свойства.
Главной отличительной особенностью рунического алфавита является порядок букв, условно его называют футарк (правильнее fuþark) - по первым шести буквам. Такой алфавитный порядок не встречался больше ни в одной письменности. Алфавит делился на три рода (исландск. Ættir - Эттир, норв. Ætt - Атт), по 8 рун в каждом. В первый эттир входили руны f, u, þ, a, r, k, g, w. Во второй - h, n, i, j, é (ih-wh), p, R (z), s. В третий эттир входили руны t, b, e, m, l, ŋ, d, o
Каждая руна имела своё название. Первоначальные названия рун не сохранились, но вот их предположительные названия, восстановленные из названий рун в более поздних алфавитах:
Руна Название Перевод Транскрипция

Руны обычно интерпретируются как архаичная система письма, но в их самом близком смысле мы можем рассматривать их как элемент связи между двумя мирами, как земли, так и последней, моста между видимым и невидимым. Слово «руна», все основные древние языки, как норвежские, так и гэльские, означают «тайну» или «тайну».

Согласно мифологической интерпретации, Руна была получена Вотаном, Одином, на приз величайшего жертвенного акта: самопожертвование Богом. Он оставался повешенным в течение девяти ночей и девяти дней, раненный своим собственным копьем. Таким образом, он мог «собрать Руну», учиться у гигантского Больтера, матери его дяди, девяти волшебных песен и питать гидромел, напиток, который способен вызвать дар поэзии вообще и пророчества в частности; секрет бессмертия. Миф вспоминает и вызывает другие мифы, возникшие в разных странах и веках.

Fehu «скот, имущество» f, v

Uruz «зубр» u

Þurisaz «шип, турс» þ

Ansuz «бог» a

Raidu «путь» r

Kauna «факел» k

Gebu «дар» g,γ

Wunju «радость» w

Hagalaz «град» h

Naudiz «нужда» n

Isaz «лёд» i

Jara «год, урожай» j

Iwaz «тис» é (ih-wh)

Perþu Значение не ясно p

Algiz «лось» -R (-z)

Или Sowilu «Солнце» s

Tiwaz «Тюр» t

Berkana «берёза» b

Ehwaz «лошадь» e

Мы находим в чашке гидромеля миф о Граале, хранилище знаний и тайну жизни и смерти, так как в одном языческом мифе Одина легко видеть сходство со Христом или бог, жертвующий своей жизнью людям. В Хавамале Один является главным героем реального процесса смерти и воскрешения, фактически, только после того, как он выпал из дерева и наслаждался гидромелом, он мог расти в мудрости. Символизм, хорошо интерпретируемый «Такими картами Таро», который предлагает только символическую смерть.

Завоевание Руны Одином кажется исконным архетипом, отголоском древних шаманских традиций, где жертву следует понимать в символическом смысле, например, о реализации состояний более высокого сознания, завоевание которых требует жертвоприношения этой части эгоцентрический и материальный материал индивидуума, который создает барьер для эволюционного процесса.

Mannaz «человек» m

Laguz «озеро» l

Iŋwaz «Ингви» ŋ

Dagaz «день» d,ð

Oþila «наследие» o

Направление письма - слева направо, но в ранних надписях встречается бустрофедон. Так, на копье из Ковеля надпись читается справа налево, причём сами руны также повёрнуты в обратную сторону, как северноэтрусские буквы и греческие буквы в ранних памятниках древнегреческой письменности. Слова разделялись с помощью точки, двоеточия или креста.

Сама руна - это скандинавская перестановка культуры, которая выражается разными способами и языками, например 22-я Главная Аркана Таро или 22 Сфирот Каббалы, которые, хотя и с разными гранями, выражают одни и те же архетипы. Все выходы древнего символа Хатмар, шляпа или архетипическое колесо, состоящее из 22 магических камней.

Желая вернуться к истокам единственного послания, которое подвергалось многочисленным толкованиям, порождая различные отделы и ветви, мы сталкиваемся с культурами шаманских друидов, которые создали мифы о предках, такие как таинство де Дананн, мифическая божественная раса, идущая из земли Севера, завернутые в туманы, таинственную культуру, которая исходила из ничтожества и исчезала в ничто, которая, однако, оставила впечатляющие следы, столь же очевидные, как мегалитические храмы.

На рунических камнях встречаются различные символы: формы свастик, четырёхсегментные символы, трикветры, трискелионы, пентаграммы, спирали. Гораздо разнообразнее были символы на брактеатах: на них встречались также орнаменты из трёх и более точек, треугольники, кружки, T-образные, S-образные, I-образные символы, зигзаги.

Рунические памятники

Именно в феномене мегалитизма мы находим следы рунической традиции, так как находки этого древнего алфавита были обнаружены в виде граффити, выгравированной на менирах и дольменах. Руна, а также Таро или Каббала в одной из самых старых версий - 22 и выражают как можно больше точных архетипов. В древней легенде о друидском шаманизме «Легенда о Тах-Ай» сказано о 22 магических камнях, которые были подарены людям таинственными Учителями из космоса и которые составляли 22 камня колес Хатмара. От контакта с этим подарком появилось новое знание, которое привело человечество к духовному и социальному развитию, породив таким образом великие цивилизации прошлого, такие как мифическая Атлантида, процитированная Платоном.

Всего было найдено около 5 000 рунических надписей, из которых 3 000 были найдены в Швеции. Наиболее древние памятники рунического письма были найдены в Дании, всего там было найдено около 500 рунических надписей. Около 600 рунических надписей были найдены в Норвегии, около 140 надписей были найдены на Британских островах, около 60 - в Гренландии, около 70 в Исландии. Несколько надписей было найдено в России, Латвии, Украине, Германии, Австрии. Рунические надписи были найдены также во Франции, Греции, Румынии, Турции, Нидерландах.

Миф рассказывается в легенде Друидов о Фетенете, которая похожа на легенду Грааля, согласно которой архаичные времена вмешательство вне нашей планеты привело бы Знание к Земле. Даже миф Грааля часто рассматривается как «подарок», созданный человечеству таинственными существами, а также миф о Фетенете по-прежнему передается европейскими автохтонными сообществами как событие, которое радикально изменило бы судьбы человечества, позволяя ему выйти из тьмы и построить великую цивилизацию, которую помнят все традиции.

Это сценарий, в котором мы можем поместить Руну в их самый архаичный интерпретирующий ключ: знаки, которые содержат точное эволюционное сообщение, предназначенное для сбора теми, кто очарован, и могут быть интерпретированы в соответствии с различными планами в глубину, для измерения их собственных потребностей интерьеры.

Одной из наиболее ранних рунических надписей считается надпись на костяном гребне, сохранившемся в болоте на датском острове Фюн. Надпись переводится как harja (имя или эпитет) и датируется 2-й половиной II века. До недавнего времени полагалось, что руническое письмо появилось в III веке, однако недавние находки указывают на то, что руны использовались ещё в I веке н.э
Большое количество рунических надписей высечены на камнях, также известны брактеаты, представляющие из себя круглые золотые пластинки, изначально имитировавшие римские медальоны. Известны несколько рунических рукописей - «Codex Runicus», «Fasti Danici», «Cotton Domitian», «Codex Salisburgensis, 140». Очень интересны рунические надписи в Софийском соборе в Константинополе, а также мраморный лев из афинского порта Пирей, плечо которого покрыто руническими надписями. В 1687 году скульптура была привезена в Венецию в качестве трофея. В Кенсингтоне в штате Миннесота (США) в 1898 году был найден рунический камень, однако вопрос о его подлинности остаётся открытым.

Связь с тайной - это постоянная книга Руне. Каждый из них скрывает секрет, каждый из которых указывает способ доступа к самой таинственной части реальности. Руны считаются загадочной книгой, состоящей из символических знаков, интерпретируемых в соответствии с ключом чтения, который может иметь множественные последствия и различные уровни глубины.

«Руна» означает «тайна», «секрет». Нелегко различать различные интерпретации, назначенные каждому знаку, но символизм провисает и легко раскрывается при захвате повязки моха. Размышляющий аспект, который сегодня в основном идентифицирован, является лишь частью этого древнего учения. В действительности Руна - это инструмент медитации и самоанализа.

Рунические надписи вырезались или высекались на металле, дереве, камне - у древних германцев искусство резьбы по дереву было на высоком уровне. Рунические надписи были самого различного содержания: встречались различные магические надписи, и обращения к богам, но, по большей своей части, рунами писались различные мемориальные надписи. Ярким примером тому может послужить рунический камень из Рёка, восхваляющий короля Тьордика, жившего в VI веке, однако первые строки этой надписи гласят «О Вемуде говорят эти руны. Варин сложил их в честь павшего сына», что может говорить о поминальном значении камня.

Каждая Руна представляет собой учение и указывает на конкретную индивидуальную деятельность; вместе, 22 руны - это духовный путь, ведущий к слиянию с Абсолютом. По пути Руны в конечном счете выражается в эволюционном процессе, в котором медитация является фундаментальным инструментом. В этом ключе легко видеть в медитации наиболее интимную работу рунического послания: символизм, божественный аспект, являются отражениями интимного и скрытого учения, которые могут быть жизнеспособными через процесс внутренней трансформации.

Следует отметить, что поэтическая составляющая рунической традиции проявляется в предположении использования их в «открытом», в контакте с природой и с космосом, и в этом признаке легко обнаруживается тип обучения, в котором вдохновлены лучи: личный контакт и интимный с природой, стимул избежать предельного измерения повседневной жизни и его эго, охватить космическое измерение, которое окружает и окутывает человека, но немногие из которых он осознает.

Некрологом служит и другой рунический камень из Норвегии. Он гласит: «Энгль воздвиг этот камень в память о своём сыне Торальде, который умер в Витахольме, между Устахольмом и Гардаром».

Другие рунические памятники восхваляли доблесть викингов, вернувшихся из путешествий. Вот типичная надпись на камне из города Эш под Стокгольмом: «Руны высечены по велению Рагнвальда. Он был в Греции во главе войска». Рунические камни, такие как камень из Хиллерсье (Швеция), говорят о исключительных правах женщин у германцев - праве женщины на владение собственностью. Рунами высекались имена владельца оружия, художника. Но известны и рунические надписи бытового характера. Большое количество рунических надписей представляют брактеаты, также были известны рунические календари.

Хотя руны признаны как нордический алфавитный алфавит, на самом деле рунический алфавит был предназначен для символического использования, для конкретных дидактических целей обучения в классе священников и как волшебный посреднический элемент между тайной вселенной и человек.

Совсем не совсем то, что на языках норвежцев до сих пор придает смысл «тайны». Тайна, в которой говорилось о магической ценности звука, с которым была произнесена каждая буква, и символической рукописной, с которой она была представлена. В любом случае, в контексте надписи, всегда существовала магическая ценность подхода Руны между ними, которая была смыслом «сообщения в сообщении», а также своего рода амулет или август для мира невидимых покойных и тонких сил Вселенной.

Происхождение рун

Греко-латинская версия

По проблеме происхождения рун имеется большое количество гипотез. Форма рун, удлинённая и колючая, натолкнула Исаака Тэйлора на мысль, что руны произошли от греческого алфавита, использовавшегося в VI в. до н. э. на берегу Чёрного моря. Роль создателей Тэйлор приписывал готам, в ту эпоху якобы населявшим Россию, хотя на деле готы мигрировали в Северное Причерноморье на 900 лет позже. Ряд других учёных видят предка рунической письменности в греческой скорописи последних веков до нашей эры.

Норвежцы обычно использовали руны для создания амулетов и силовых формул против врага и элементов. Их письма были приписаны магической энергии, исходящей из сил низшего мира. Энергия, полученная от теллурной силы Гайи, Матери-Земли и силы, данной предками, которые охраняли священный колодец знания между корнями Йггдрасиля.

В вызывающем воспоминания взгляде на скандинавский символизм руна, в конечном счете, способ связаться с невидимым измерением вокруг нас и частью которого мы являемся, но мы не понимаем, почему это слишком отвлекает видимые вещи. Строки, однако, указывают нам на путь.

Людвиг Франц Адальберт Виммер выдвинул теорию о происхождении рун из латинского письма конца II в. н. э.. Латинской теории придерживается и Сигурд Агрелл, полагая, что дата возникновения рун - I век. По предположению Отто фон Фризена руны были изобретены готами в II-III вв. н. э. на основе греческого и латинского алфавитов.

Бредсдорфф считал, что руны происходят от готской письменности. Эта версия отвергается другими исследователями, так как наиболее древние рунические надписи достоверно датируются не позже III века, тогда как готская письменность была изобретена лишь в IV веке.

«Бильбо, мой мальчик, иди, возьмите лампу и осветите ее!» Это знак перехода в нижние залы, - сказал колдун. Это один из ключевых отрывков Ло Хоббита Дж. Карта принадлежала Деду, Торину, по этой причине объясняются рунические руны. Чтение книги также поймет, что на карте есть два разных типа рун, но мы не хотим больше открывать читателю.

Слишком плохо, что для итальянского читателя вопрос намного сложнее! Это должно быть просто, но это не так! Молодой английский читатель первого романа Толкиена может повеселиться, пытаясь расшифровать рунические надписи, но итальянскому читателю не так повезло, как некоторые наши издатели не считали важным обратить внимание на этот аспект. Например, в изданиях Хоббит Адельфи, например, рунические надписи, представленные в романе, переводятся на итальянский язык, за исключением руны, которая указывает на секретную дверь.

Северноэтрусская версия

Наиболее популярна теория о происхождении рунического письма от одного из северноэтрусских алфавитов, которую предложил в 1928 году рунолог Карл Марстрандер.

Данную версию поддерживают большинство учёных. Есть теория о смешанном происхождении рун из северноэтрусского и огамического алфавитов (её предложил Хаммерстрем), а также, по предположению Файста, кроме этих двух письменностей, на руны могла оказать влияние латиница.

В Хоббите. Жаль, однако, что редактор или графический издатель сделал небольшую работу на поверхности. Та же печальная судьба Карты Тракта пришла к такому введению, которое предшествует истинной истории Хоббит, в которой Толкин говорит о рунах, объясняя, как их читать, и сообщая о транскрипциях рун на карте Огня. Однако по каким-то таинственным причинам название осталось на английском языке: руны, написанные выше, вместо «Хоббит или восстановление сокровища» или «Хоббит» или «Возвращение и возвращение» гласят: Хоббит или там и обратно снова.

Нетрадиционные версии

В 1930-1940-х гг. в Германии разрабатывалась теория Urrunen, согласно которой руны происходят от неких прарун, от которых произошёл в том числе северносемитский алфавит, а, следственно, и все алфавитные письменности мира. Эта теория разрабатывалась исключительно с целью «германизации» алфавита и не заслуживает доверия. До сих пор доподлинно неизвестно, с какой целью создавались руны: были ли это знаки для гадания, либо же руны изначально задумывались как письменность.

Когда он писал Хоббит, имея возможность использовать руны, он спонтанно использовал те из истинного алфавита, который использовался для англосаксонских надписей. Несомненно, существует историческая связь между двумя алфавитами. Толкин, по сути, не был рад принять англосаксонскую систему и изменить ее в соответствии со своими потребностями: в своей концепции, хотя их внешний вид относится к истинным скандинавским рунам, ряды няни организованы гораздо более строго, следуя правилам лингвистики. Когда же он расширил мир Хоббит в «Властелине колец», превратив его в мир легенд эльфов, которые он уже изобрел, но никогда не публиковался, возникает проблема: правдоподобно, что дварфы в мифическом прошлом используют руны Англосаксы мы знаем?

Сигурд Агрелл, шведский профессор Лундского университета в 1932 году выдвинул эзотерическую теорию, согласно которой руна f была последней, а не первой в руническом алфавите. Он считал, что расставив руны именно в таком порядке, можно было понять некий тайный смысл рунического шифра. Эта теория не была принята в научном мире, но у неё нашёлся ряд последователей, таких как Томас Карлссон. Он опубликовал первые монографии по теории утарка после работ Агрелла. Другим известным последователем теории утарка является оккультист Кеннет Медоуз.

Честно говоря, он ответил нет, но придумал умный эскамотаж, чтобы объяснить очевидную ошибку в Хоббит. Вот что он написал во введении к тому: Руны были древними буквами, первоначально полученными путем резьбы или царапин на дереве, камнях или металлах и поэтому были тонкими и острыми. Во время этой истории только гномы использовали ее регулярно, особенно для частных документов или секретов. В этой книге их руны заменяются нашими древними рунами, которые теперь известны только нескольким людям. Поэтому гномы фактически использовали руны для написания, как подробно объяснено в Приложениях к Властелину колец.

Мифологическая версия

Согласно скандинавской мифологии, руны открылись Одину, когда он, пронзённый собственным копьем, девять дней и ночей провисел на Мировом древе без еды и питья. После чего, утолив жажду священным (шаманским) мёдом от его деда Бёльторна, он услышал руны и начертал первые из них копьем на Древе собственной кровью.

Ранние, общегерманские, или праскандинавские руны

Существовало несколько различных типов рун, наиболее ранним является ранний, общегерманский, или праскандинавский вариант. Он использовался в период с I по VII вв. н. э. и его иногда называют старшим футарком или старшими рунами. Всего известно порядка 150 предметов (детали вооружения, амулеты, надгробные камни) с ранними руническими надписями III-VIII вв. Большинство надписей состоит из единственного слова, обычно имени, что в дополнении к магическому использованию рун приводит к невозможности полноценно прочесть около трети надписей. Язык древнейших рунических надписей наиболее приближен к прагерманскому языку и архаичнее готского, самого раннего германского языка из зафиксированных в прочих письменных памятниках.

Готские руны

Также выделяют готские руны, являющиеся ранней разновидностью общегерманских. Они использовались в Восточной Европе в I - IV вв. н. э. Обычно к готским руническим надписям относят надпись на наконечнике копья из Ковеля (Украина), надпись на золотом кольце из Пьетроассы (Румыния), а также надпись на наконечнике копья из Эвре Стабю (Норвегия). Надпись гласит: raunijaz, то есть «испытывающий». Эту надпись считают самой ранней рунической надписью.

Англосаксонские руны

В связи с переселением ряда германских племён на Британские острова (англов, саксов, ютов) в их языке произошли фонетические изменения, был добавлен ряд новых гласных звуков, в результате чего общегерманский рунический алфавит стал непригоден. Так возник англосаксонский рунический алфавит. К VII веку были добавлены две новые руны - Ac, которая обозначала долгое ɑ: и Æsc, которая обозначала звук æ. Позже были добавлены руны Yr для y, Ior для дифтонга io, Ear для дифтонга ea, Cweorþ для q, Calk для k, Stan для звукосочетания st, Gar для тяжёлого g . Списки англосаксонского рунического алфавита сохранились в рукописях «Codex Salisburgensis, 140», «Cotton Domitian (Codex Cotton)», а также на «скрамасаксе», коротком мече, найденном в Темзе. Несколько старых рун изменили своё фонетическое значение: a стала обозначать звук o, z - x. Названия старых рун были сильно изменены, точнее, переведены на англосаксонский язык. Они стали следующими: Feoh, Ur, Þorn, Or, Rad, Cen, Gyfu, Wen, Hagl, Nyd, Is, Ger, Ih, Peorþ, Eohlx, Sigel, Tir, Beorc, Eh, Man, Lagu, Ing, Oeþel, Dæg.

Новые руны переводились следующим образом: Ac - «дуб», Æsc - «ясень», Yr - «лук (оружие)», Ior - «змей», Ear - «земля», Calc - «потир», Stan - «камень», Gar - «копьё». Значение руны Cweorþ неизвестно.

«Маркоманнические руны»

В трактате «De Inventione Litteraum», который сохранился в рукописях VIII и IX вв., найденных, главным образом, в Каролингской империи упоминается любопытная смесь общегерманских и англосаксонских рун, которая была названа «маркоманнические руны», хотя к самим маркоманнам не имеет никакого отношения и, вероятно, была создана чтобы сделать руны полностью эквивалентными латинскому алфавиту.

Северные, или скандинавские руны

К началу IX века в странах Скандинавии общегерманский рунический алфавит пошёл в другую сторону развития. В древнескандинавском языке также произошли некоторые изменения, обогатился звуковой ряд языка, поэтому общегерманские руны стали также недостаточно передавать звуковой состав языка, но, в отличие от англосаксонских рун, в скандинавских рунах количество знаков не увеличивалось, а уменьшалось. Были исключены руны g, w, ih-wh, p, z ŋ, d, o. Из англосаксонского рунического алфавита была добавлена руна Yr, таким образом, алфавит стал состоять из шестнадцати рунических знаков. Названия рун также сильно изменились: Fe, Ur, Þurs, Åss, Reið, Kaun, Hagall, Nauð, Iss, Ar, Sol, Tyr, Bjarkan, Maðr, Løgr. Что же до оставшихся праскандинавских знаков, то они каждая из них стала обозначать несколько похожих звуков: руна Ur стала обозначать звуки u, o, ø, w; þurs - þ,ð; Åss - å, ą, æ; Kaun - k, g, ŋ; Iss - i, e, ø, y; Ar - a, æ, e, ø; Tyr - t, d, nd; Bjarkan - p, b, mb. Обычно различают два типа скандинавских рун - датские и шведско-норвежские. Датские руны подверглись наименьшему изменению во внешнем виде, они использовались в IX-XI веках. У шведско-норвежских же рун была тенденция к графической минимализации знака, так, руны s и y сократились до одной черты. Шведско-норвежские руны использовались IX-X вв. Позже стал выделяться норвежский вариант, по начертаниям он приблизился к датскому. Скандинавские руны, а также все последующие, называют также Младшими рунами.

Хельсингские руны

Тенденция к сокращению написания знаков в шведско-норвежских рунах проявила себя в хельсингских рунах. Эти руны, хоть и использовались в Хельсингланде (Швеция), но, вероятно, были изобретены в районе озера Мелар. Надписи сдеанные хельсингскими рунами датируются XI веком.

Мэнские руны

Тенденция к сокращению сохранилась и в норвежских рунах. Так, в XI-XII вв. на острове Мэн использовался очень любопытный вариант норвежских рун, называемый мэнские руны. Его отличительной особенностью является отсутствие 16 руны, надписи, сделанные этим письмом разделяют на два типа: где четвёртая руна обозначала звук ą, и где обозначала o.

Пунктированные руны

Пунктированные руны возникли в XI веке в Дании и Норвегии. Они были созданы с целью усовершенствовать скандинавские руны, так как они, ввиду большого количества фонетических значений у каждой руны, не могли с точностью передавать написанное. Поэтому были добавлены знаки для c, d, g, o, p, v, ð, æ, ø, z. Стимулом к расширению алфавита послужил опыт англосаксонских рун. Своим названием пунктированные руны обязаны точкам, которые добавлялись к рунам при образовании ð из þ; p из b; y.

Исландские руны в начале XII века

Исландские руны можно считать развившимся вариантом пунктированных рун. Они использовались в Исландии в XII-XIV вв. В позднюю эпоху в исландских рунах стали резко изменяться формы отдельных рун.Появились «сокращённые формы рун» (Viktigste islandske særformer).

Гренландские руны

Гренландские руны также произошли от пунктированных, они использовались приблизительно в одно время с исландскими. Всего в Гренландии было найдено около 60 рунических надписей, 35 из них были найдены в Восточном Поселении, 20 в Западном поселении. Старейшая руническая надпись Гренландии отностися к XIV веку и была найдена в Нарсаке, к северо-западу от Юлианехоба.

Далекарлийские, или дальские руны

Далекарлийские, или дальские руны использовались в провинции Даларна (Швеция) с XV до XIX века. Они по своим начертаниям сильно приблизились к латинице, появились чисто латинские формы букв (Ä, Ö, Å, G). Этот вариант был последним используемым в качестве письменности и был окончательно вытеснен латиницей.

Влияние на другие письменности

Епископ Вульфила создал готскую письменность на основе греческого алфавитного ряда с использованием латинской и рунической письменностей. Из рунической письменности готский алфавит унаследовал названия букв, хотя они были немного изменены: asha, bairkan, giba, dags, aihvus, quairtha, iuja, hagl, thiuth, eis, kusma, lagus, manna, nauths, jer, urus, pairthra, raida, sauil, teiws, winja, faihu, iggwis, hwair, othal. К рунической письменности можно возвести готские буквы urus, othal. Также к рунической письменности восходит добавочная буква Þ в староанглийском и исландском алфавитах, основанных на латинице.

Рунические календари

Существовали также рунические календари, разновидности «вечного календаря». В Дании их называли римстоками (от rim - «календарь» и stok - «палка»), в Норвегии их называли проиставами (от prim - «золотое число»). Они чаще всего имели вид палки или посоха длиной от нескольких дюймов до 5 футов. Эти календари использовались в Скандинавии, и, возможно, уходят своими корнями в далёкое прошлое, но самые ранние из найденных датируются XIV веком. Для науки интерес представляет рукопись Оле Ворма «Computus Runicus», копия рукописи 1328 года, в которой был полностью записан рунический календарь. На одной стороне обозначались числа с 14 апреля по 13 октября (Nottleysa, «безночные дни», лето по скандинавскому календарю), на другой стороне, соответственно, числа с 14 октября по 13 апреля (Skammdegi, «короткие дни», зима по скандинавскому календарю). Для обозначения дней в рунических календарях изначально использовался повторяющийся порядок из семи рун. Также отмечались девятнадцать «золотых чисел» для нахождения полнолуния. Каждое из девятнадцати чисел отмечалось руной, числовое значение определялось алфавитным порядком, а для трёх недостающих чисел были созданы дополнительные руны: Arlaug обозначал 17, Tvimaður обозначал 18, Belgþor обозначал 19. Праздники обозначались специальными знаками. Эти знаки определялись, в основном, приметами, связанными с тем или иным праздником, так, 9 июня, День св. Колумбы обозначался изображением лосося, так как согласно примете в этот день начинался нерест лосося. 14 апреля, Первый день календарного лета, обозначался изображением цветущего куста. 11 ноября, День св. Мартина, обозначался изображением гуся, так как св. Мартин, когда его выбрали епископом, испугался и спрятался среди гусей. В более позднюю эпоху дни стали обозначаться простыми чёрточками, а девятнадцать «золотых чисел» - арабскими цифрами или другими числовыми знаками.

Е. А. Гуревич

Руны, руническое письмо

Словарь средневековой культуры. М., 2003, с. 415-423

РУНЫ, РУНИЧЕСКОЕ ПИСЬМО, письменность, употреблявшаяся германцамисо II-III вв. По мере христианизации руническое письмо повсеместно вытесняется латинским алфавитом. Однако в Скандинавии, где руны имелинаиболее длительную историю, они были в ходу на протяжении всего средневековья, а вотдельных районах Швеции - до XIX в. Различают общегерманские, или старшие руны (доVIII в.), и развившиеся из них рунические алфавиты, применявшиеся у отдельных германских народов, - скандинавские, или младшиеруны (известные в ряде вариантов - «датские», «шведско-норвежские», «бесстволые» руны ипоявившиеся в более позднюю эпоху «пунктированные», а затем «дальские» руны) и англосаксонские руны. Сохранилось не менее 6000 рунических надписей (число находок постоянно возрастает), в основном выполненных младшими рунами, больше половины их найдено на территории Швеции, множество надписей обнаружено в Норвегии (1600) и в Дании (800). География рунических находок чрезвычайно обширна - отдельные надписи встречаются от Гренландии до Константинополя. Несмотря на отрывочность содержащихся в них сведений и нередко плохую сохранность (главным образом памятников, выполненных старшими рунами), рунические надписи - самые ранние письменные источники для изучения германской и особенно скандинавской культуры.

Старшие руны

Древнейшая система рунического письма - 24-значный алфавит. Каждая руна занимала в нем определенную позицию, и вместе они образовывали рунический ряд, соответственно последовательности его первых шести знаков обычно называемый «футарком» (fuÞark ). Сохранилосьок.200 надписей старшими рунами, самая ранняя - на наконечнике копья из Эвре Стабю(Норвегия, ок. 200 г.) raunijaz «испытывающий». Наконечники копий с нанесенными нанихрунами наименованиями оружия («нападающий» и т.д.) были найдены и в других частях Европы: на о. Готланд, в Пруссии, в Польше, на Украине. Помимо оружия старшие рунические надписи вырезались и на других предметах: орудиях, украшениях, амулетах, в Скандинавии с V в. также на камнях. Довольно многочисленную группу составляют надписи на чеканных золотых медальонах - брактеатах, датируемых 450-550 гг. и найденных преимущественно в Дании. Несмотря на то, что почти не сохранилось старшерунических надписей на деревянных предметах, предполагается, что именно дерево было тем первоначальным материалом, на который наносились руны: на это указывает характерная заостренная и угловатая форма рунических знаков, избегающих горизонтальных и округлых линий. Основные элементы рунической графики - т. н. «ствол» (длинная вертикальная или наклонная линия), отходящие от него короткие косые линии - «ветви» и «уголки» (последние могут выступать в различных комбинациях, соединяясь либо состволом, либо, в случае его отсутствия, между собой).

Считается, что рунический алфавит возникв I-II вв. н. э. на основе одного из южноевропейских алфавитов. Какого именно - остаетсяспорным. Родоначальник научной рунологиидатский ученый Л.Виммер (1874 г.) предполагал, что руны восходят к латинскому письму. Егооппоненты С.Бугге и О. фон Фрисен пытались вывести рунический алфавит из греческогокурсива, связывая появление рун со временемпребывания готов в Причерноморье (III в.).«Греческая теория» возникновения рунического письмавступает, однако, в противоречие с датировкойдревнейших рунических находок на территории Скандинавии. В дальнейшем наибольшеечисло сторонников завоевала теория норвежского рунолога К.Марстрандера (1928 г.), считавшего, что руны могут быть возведены к группе североиталийских алфавитов, употреблявшихся в течение нескольких столетий до н. э. иставших известными германцам благодаря посредничеству кельтов, однако прямой прототип рунического письма не был установлен. В последниедесятилетия, особенно после того, как были выявлены и детально описаны принципы начертания рун, ученые вновь обратили взоры налатинское письмо как на алфавит, способныйпослужить основой для рунического письма. При этом все без исключения рунические знаки были представлены как результат целенаправленных исистемных графических преобразований соответствующих букв латинского капитальногописьма.

Старшие руны - весьма архаичная система письменности. На это указывает как палеография старшерунических надписей, так и особенности их языка. Одна из характерных чертранних рунических памятников - отсутствиефиксированного направления письма: текстмог наноситься на поверхность предмета какслева направо (со временем это направлениестановится доминирующим), так и справа налево, при этом нередко возникал бустрофедон- оба способа письма использовались попеременно в пределах одной надписи. Точно так же(причем независимо от избранного резчиком направления письма) могли поворачиватьсявокруг ствола ветви отдельных рун Бывало, чтона одном стволе вырезалось более одной руны(«комбинированные» руны). Текст надписи либововсе не членился графически, либо членилсяпри помощи пунктированных знаков обычноне пословно, а на колоны - отрезки предложений или целые предложения. Вследствие того, что большинство старших рунических надписей найдено на территорииСкандинавии (прежде всего в Дании), их языкв течение долгого времени считали праскандинавским, т.е. древнейшим скандинавским языком-основой, засвидетельствованным письменными памятниками. Впоследствии эта точка зрения была отвергнута. На сегодняшнийдень считается доказанным, что язык старшерунических надписей не может быть отождествлен ни с одним из древнегерманских диалектов. Внимание рунологов привлек факт: при том, что старшее руное П.о просуществовало не менее шести веков и охватывает значительный ареал (территорию миграций и расселения германских племен), вплоть до VII в. и язык, и стилистические особенности выполненных этим письмом надписей оставались неизменными. Было высказано мнение, что язык старших рунических надписей является особым типом общегерманского койне (Э.А.Макаев), первым в истории германских языков литературным вариантом, который отличался большим единообразием и имел подчеркнуто архаизирующий, традиционный характер рун Эти свойства рунического языка находятся в прямой связи с функциями старшего рунического письма.

Старшие руны, по-видимому, применялись в основном в магических целях. Древнейшеезначение слова «руна» (друн-исл. r ú n , друн-англ. rūn друн-в.-нем. rūna ) - «тайна»: именно такойсмысл имело готское runa (срун:друн-в.-нем. rūnōn «шептать»). Структура рунического корпуса указывает на то, что руны весьма ограниченно использовались для передачи сообщений.Примерно четверть ныне известных старшерунических памятников - однословные надписи, в большинстве своем не содержащие ничего, кроме имен собственных. Самые ранние изтаких надписей обнаружены на оружии, гдеони порой соседствуют с магическими символами. Четверть памятников вообще не поддается прочтению - нередко это «темные» надписи, не образующие текста в обычном смысле слова. Среди них принято выделять т. н. «руническую абракадабру» - мнимые слова, обычно неэтимологизируемые сочетания рун, в устройстве которых прослеживаются определенные числовые закономерности (каждая руна имела свой порядковый номер), заставляющие предполагать их магическое применение. Четверть памятников - перформативные трафаретные формулы («Я, такой-то, вырезал руны») и краткие намогильные надписи иного содержания. И, наконец, последняя четверть памятников имеет явно магический смысл. Такова, например, надпись на вертикально стоящем камне из деревни Бьёркеторп (Швеция, VII в.) «Я спрятал здесь могучие руны. Да будет тот во власти беспокойства и беспутства, да погибнет тот коварной смертью, кто это разрушит». В одном из брактеатов читаем: «Я прозываюсь Хариуха, мне ведомо опасное, приношу счастье», - вслед за чем стоят три руны t , обозначающие бога войны Тюра, очевидно, призванные принести победу.

Каждая руна имела имя, т.е. не только передавала тот или иной звук, но и являлась знаком, соотнесенным с определенным содержанием, иначе говоря, могла употребляться как в фонетическом, так и в символическом значении. Названия рун, известные из более поздних источников (мнемонических рунических стихов), позволяют составить представление о символической роли, а отсюда и о возможномвменении отдельных знаков: f - *fehu (друн-исл. fé ) «богатство»,j - *jara (друн-исл. ár ) «урожай», n - nauð «нужда», k - kaun «язва», m - maðr «муж» и т. п. Так, трижды повторенное сочетание рун g и а , нанесенное на древко найденного в болоте копья (Крагехуль, о. Фюн, нач.VI в.), видимо, означало, что брошенное в болото копье было принесено в дар германским богам-асам: руна g называлась «дар», руна а - «ас».

О чудодейственной силе и магическом применении рун сообщается в исландском героическом эпосе и сагах. В эддических «Речах Сигрдривы» разбуженная Сигурдом валькирия учит героя пользоваться рунами на все случаи жизни: руны победы следует вырезать на рукояти меча и дважды пометить именем Тюра; дабы уберечься от обмана, необходимо нанести на рог руны пива и начертать на ногте руну n ; руны прибоя, если их выжечь на веслах и вырезать нa носу и на руле корабля, будут охранять его вбурном море; нарисованные на ладони повивальные руны окажут помощь при родах, целебные руны пригодятся для врачевания и т.д. Руническая магия не ограничивается нанесением соответствующих знаков на различныепредметы, руны также принимают внутрь, дляэтого резные руны соскабливают и смешиваютс медом. В другой песни «Старшей Эдды» -«Речах Высокого» рунам приписывается божественное происхождение («Руны найдешь // и постигнешь знаки, // сильнейшие знаки, // крепчайшие знаки, // Хрофт их окрасил, // а издали боги // и Один их вырезал»). В «Поезде Скирнира»посланец древнескандинавского бога плодородия Фрейра сватает за него Герд, но получает отказ. Только угроза вырезать руны «похоти, безумья и беспокойства» склоняет Герд к согласию на брак с Фрейром.

Поскольку вырезанные руны было принято окрашивать (в сакральных надписях - жертвенной кровью), длявыделения частей фразы в рунических надписях могли использоваться разные цвета: на некоторых скандинавских рунических памятниках эпохи викингов нечетные слова окрашеныкрасной краской, а четные слова - черной. Подобный прием обозначения словораздела служил не только для украшения, но и должен былзначительно облегчать дешифровку надписи.

Важнейшее условие эффективного использования рун, в соответствии с наставлениями «Речей Сигрдривы», - не перепутать и не повредить «могучие знаки». В «Саге об Эгиле», жизнеописании величайшего исландского скальда, рассказывается, в частности, как Эгиль при помощи рун исцелил тяжело больную женщину. Причиной ухудшения ее состояния оказались обнаруженные у нее в постели спутанные руны, которые нанес на китовый ус неумелый врачеватель. Стоило Эгилю, предварительно соскоблив неверные знаки и уничтожив китовый ус, вырезать новые руны и положить их больной под подушку, как она выздоровела. В другом эпизоде той же саги Эгиль с помощью рун отводит от себя беду. Когда на пиру ему был поднесен рог с отравленной брагой, скальд вырезал на нем руны, окрасил их своей кровью и произнес об этом вису, после чего рог разлетелся на куски. Впоследствии Эгиль при помощи вырезанного им рунами заклятья добился изгнания из страны своих недругов - правившей в Норвегии королевской четы.

Знанием рун владели немногие, прежде всего, по-видимому, жрецы, они же мастера рунического письма. В надписях старшими рунами неоднократно встречается слово erilaz («Я, эриль, начертал руны»). Высказывалось предположение, чторуническое erilaz должно быть связано с названием германского племени герулов (лат. eruli ),некогда населявших Зеландию или Ютландиюи, по сообщению готского историка Иордана,вытесненных оттуда в III в. данами. В герулахпытались видеть создателей или по крайнеймере посредников в распространении руниче ского письма. Согласно другой точке зрения, эриль в рунических надписях - не этнический, а социальный термин, возможно, обозначающийпредставителей военной касты. Подобный вывод основан на тождестве рунического erilaz древнеисландскому jarl - «правитель». В эддической «Песни о Риге», устанавливающей социальную стратификацию скандинавского общества, прямо говорится, что владение руним П.ом - привилегия высших его слоев: руны знает Кон (т.е. конунг ), сын Ярла, и сам Ярл, получивший это умение от Рига, своего божественного предка. Не исключено, что, подобно исландскому годи позднейшей эпохи, эрильмог совмещать роль светского предводителя с жреческими функциями.

Применение рун, почти всецело ограниченное рамками магии и ритуала, было связано ссакрализацией письма. Это явствует не толькоиз практики употребления рун в их символических значениях, но и из надписей, в которыхруное П.о использовалось в его прямой функции, как средство для записи текстов. Во многих случаях содержание таких надписей, - этопрежде всего информация о самой руническойписьменности. Многие старшеруническиенадписи не содержат ничего, кроме перформативных формул: на погребальных камнях может отсутствовать имя умершего, зато нередко присутствует самоаттестация рунического мастера, фиксирующего произведенное им магическое действие: «Хадувольф поставил три руныfff » (Гуммарп, Швеция, VI в.), «Я начертал руны, происходящие от высших сил» (Нулебю, Швеция, VII в.). Прямое следствие сакрализациирунического письма - темнота и синтаксическая дефектность многих рунических текстов, очевидно, не предназначенных для прочтения. Известныслучаи, когда могильные камни, с вырезанными на них рун и помещали не на могилу, но зарывали в землю, обращая знаками вниз: надписи такого рода явно изготавливались не радиувековечения памяти об умершем, но с тем,чтобы уберечь захоронение от разорения иливоздействия враждебных сил.

Критики гипотезы преимущественно магического использования рун (Э.Мольтке и друн)выдвигают в качестве главных аргументов последовательную фонологичность рунического письма и генетическую связь рун с южноевропейскими алфавитами. Первое, по их мнению, свидетельствует о примате коммуникативной функциирун, второе ставит древнегерманскую письменность в один ряд с другими древними системами письма. Однако, каково бы ни было назначение новоизобретенного алфавита, руное П.овозникло в обществе, в котором не существовало ни потребности, ни почвы для широкого применения письменности. В этих условиях и могло произойти отождествление рун с употреблявшимися с древнейших времен сакральными символами и превращение рунического письма в инструмент магического воздействия.

В то время как отдельные руны имеют прототипы в письменности других народов, рунический ряд в целом совершенно уникален. Необычность рунического ряда заключается не только в ни с чем не сопоставимом расположении знаков в алфавите, но и в его способности функционировать в качестве самостоятельного образования - футарка . Об этом свидетельствует особый тип рунических памятников - надписи, содержащие футарк. Факт наличия таких надписей нелегко объяснить. Попытка «реалистов» истолковать их как «наглядные пособия», изготовленные в целях обучения руному П.у, плохо согласуется с характером предметов, на которые они наносились: это - погребальные (в том числе внутримогильные камни и амулеты-брактеаты. Сторонники «магической теории», напротив, видят в практике изображения рунического ряда мобилизацию всех сверхъестественных сил, приписываемых отдельным рунам, что, однако, не проливает свет на не имеющее аналогий расположение самих этих знаков в ряду. Наиболее убедительное объяснение устройства рунического ряда - гипотеза Й.Йенсена, показавшего, что расположение рун в футарке подчинено определенному лингвистическому замыслу.

Как свидетельствуют древнейшие изображения футарка, старший рунический ряд был разделен на три равные части («семьи») по 8 знаков в каждой, названные по возглавлявшим их рун «семьями» Фрейра, Хагаля и Тюра. По наблюдениям Йенсена, расположение гласных и согласных в руническом ряду следует некоторым числовым закономерностям: в каждой из «семей» футарка содержится по 2 гласные и по 6 согласных букв, причем последние гласные в «семьях» разделены равным промежутком в 9 рун Число согласных, помещенных между обеими гласными в каждой из «семей» возрастает в прогрессии 1 -2-4 и соответственно убывает число согласных, стоящих после последних гласных в «семьях» (4-2-0). Так устроен рунический ряд, изображенный на Кюльверском камне (Готланд, V в.). В другом варианте футарка, лучше всего сохранившемся на брактеате из Вадстены (Швеция, VI в.) и отличающемся от кюльверского тем, что рун р - é и d -о в нем располагаются в обратном порядке (é - р ; о - а ), также царит симметрия в распределении согласных и гласных

Кроме того, Йенсен обратил внимание на то, что и качественный состав «семей» футарка подчинен определенным закономерностям: так, в каждой из них оказывается по одной лабиальной согласной (f;p;b ) и по паре шумных, противопоставленных по глухости/звонкости(k-g; s-z; t-d ). Вскрытое Йенсеном сложное и продуманное устройство рунического ряда по сути представляющего собой модель фонологических отношений языка, не оставляет возможности для случайности или стихийного формирования древнегерманского алфавита. Неведомый изобретатель футарка продемонстрировал в своем творении высокий уровень владения звуковой формой языка, что было в равной мере свойственно как мастеру рунического письма, так и древнескандинавскому поэту-скальду

Младшие руны

V П-V Ш вв. - переходный период в истории рунического письма. Сохранившиеся от этого времени рунические памятники - все они найдены на территории Норвегии и Швеции - крайне малочисленны. Надписи этого периода еще выполнены старшими рунами, однако в них уже заметны изменения в начертании и фонетическом значении отдельных рун, причем нередко параллельно с новыми употребляются и старые формы. Кроме того, меняется и языковой характер рунических памятников: они начинают отражать, хотя и весьма непоследовательно, специфические черты древнескандинавских диалектов, как раз в эту эпоху переживающих весьма существенную эволюцию, в ходе которой они окончательно оформляются как обособленная группа.

Предполагается, что в кон. VIII в. неизвестный реформатор подвел итог предшествующему развитию рунического письма, создав 16-значный рунический ряд. Родиной этого нового алфавита, к Х в. распространившегося по всей Скандинавии, принято считать Данию: именно здесь найдены самые ранние памятники, выполненные младшими рунми, благодаря чему это письмо получило название «датские» руны.

По мнению большинства рунологов, причиной перехода от старшего рунического ряда к младшему послужили главным образом те важные изменения, которые претерпел к этому времени фонетический строй скандинавсих языков: число гласных звуков возросло с 5 до 9, произошли преобразования в системе согласных. На все эти перемены рунический алфавит отреагировал весьма необычным образом; вместо увеличения числа знаков последовало резкое их сокращение. Рунический ряд не только не пополнился графемами для передачи новых гласных звуков, но, напротив, избавился от уже имевшихся в нем рун, обозначавших некоторые старые гласные (е; о). «Редукции» подверглись и отдельные графемы, передающие согласные звуки; вследствие этого на письме перестали различаться глухие и звонкие согласные (срун: ikla(n)t=England , «Англия»; tribin=drepinn , «убитый» и т.п.). В силу неадекватности системы графем звуковому составуязыка младшие руны в большинстве своем полифункциональны - почти каждая из них используется в нескольких фонетических значениях.

На фоне старшего рунического алфавитамладшие руны в течение долгого времени представлялись ученым как упадок письменности,а их возникновение пытались объяснить культурной изоляцией скандинавов. Все преобразования рунического письма., однако, следовали определенной логике и имели целенаправленный характерун В ходе перестройки рунического рядавзаимодействуют две явственно прослеживающиеся тенденции: фонетическая и графическая. Если старшее руное П.о было идеальным фонографическим алфавитом, то младшее, подчиняясь принципу экономии знаков, насвой лад также отражает звуковой строй языка, нолишь на уровне важнейших для той эпохи фонологических оппозиций. По-новомуупорядочивается и форма рун - отныне все они должны быть одной высоты; кроме того, каждая руна непременно должна иметь ствол и притом только один: не случайно из руническогоряда в первую очередь исключались графемы,не удовлетворявшие этим требованиям (g ; е; d ;о), попутно было изменено начертание некоторых рун (k; h; a; s; m ). Эти графические новшества были вызваны важными переменами врунической технике, в свою очередь связанными с изменением функций рунического письма.

В эпоху викингов получает распространение обычай воздвигать памятные камни, увековечивающие славу погибших участников военных походов. Это были либо просто отесанные, вертикально поставленные стелы (bautasteinar ),либо «рунические камни» (runsteinar ), с высеченными на них мемориальными надписями.В отличие от охранительных магических надписей старшими рунами, памятники такого родавыставлялись на всеобщее обозрение: их устанавливали у дорог или мостов, в христианскоевремя - внутри церковной ограды, т. е. в местах, где их могло увидеть как можно большелюдей. В Х в. вырабатывается трафаретнаяформула мемориальной надписи. Она включала в себя имя человека, в память о котором былпоставлен камень, иногда - оценку его доблестей, сообщение о том, где и как он погиб, имена его родичей, заказавших памятник, а частои имя мастера, вырезавшего надпись. Подавляющее большинство дошедших до нас младших рунических надписей - это надписи на памятных камнях, изготовление которых, также предполагавшее создание обрамляющегоруны орнамента, со временем превратилось ввысоко ценимое искусство, по формальной сложности и изысканности напоминающеетворчество западноскандинавских скальдов.Наивысшего расцвета это искусство достигаетв произведениях шведских рунических мастеров XI в., создавших несколько тысяч причудливо орнаментированных памятных камней и,как правило, оставивших на них свои подписи. Сохранились имена не менее 70 резчиков,в основном работавших в центральной Швеции; изготовленные ими памятники при всейтрадиционности их оформления нередко демонстрируют индивидуальную творческую манеру того или иного мастера.

Высеченные на камнях старшеруническиенадписи могли располагаться вертикально, горизонтально или по окружности камня; резчикобычно не соизмерял величину рун с размерами избранной им поверхности: если надпись неумещалась, ее переносили на любой свободныйучасток камня; стоящие по соседству рунические знаки часто были разной высоты. Уже в самых ранних рунических памятниках эпохи викингов этому беспорядочному разнообразиюбыл положен конец. Отныне надпись наносилась на камень строго по вертикали, плотно заполняя его поверхность, знаки вырезались наполосах, помещаясь между ограничивающимиих высоту линиями и были одного размера. Вэтих условиях особую роль приобретал ствол,задававший равную высоту любой последовательности рун Позднее строки надписи стали отклоняться от вертикали и следовать изгибу сторон камня. Так возникла форма дуги, затем -форма замкнутой дуги; оставленное надписью свободное пространство обычно заполняетизображение креста. С XI в. полоса, начало которой положили ограничивающие надписьлинии, преобразуется в рунического змея: к одному ее концу присоединяется голова, к другому - хвост. Нередко надпись располагаетсяна двух змеях, чьи головы и хвосты соединен орнаментальными связками. С течением времени форма змея все более усложняется, изгибаясь, он образует большие петли, появляется изображение его лап, хвост украшают многочисленные завитки. Наряду с руническим змеем, прежде всего характерным для шведских памятников, на мемориальных камнях эпохи викингов можно также встретить сцены из скандинавских сказаний о богах и героях изображения кораблей и т.п.

В надписях на памятных камнях, как правило, использовались «датские» руны, в связи с этим нередко именуемые «обычными» рунами Между тем, почти с самого своего появления младший рунический ряд существует в двух вариантах. Уже с первой половины IX в. получает распространение и другая разновидность младшего рунического письма - «рёкские» руны, обязанные своим названием самому знаменитому и загадочному руническому памятнику эпохи викингов, Рёкскому камню (Эстеръётланд, Швеция, серун IX в.), на котором была высечена самая длинная из всех известных рунических надписей (762 рун). Поскольку этот тип рунического письма регулярно употребляется в ранних мемориальных надписях (I Х-Х вв.), найденных на юго-востоке Швеции и в Норвегии, его часто называют «шведско-норвежскими» рунами.

В «датских» и «шведско-норвежских» рунах традиционно видели территориальные варианты младшего рунического письма. То, что последние - не независимый извод старшего рунического ряда, но результат переработки «датских» рун, было доказано еще Л.Виммером (в последнее время предпринимались попытки доказать обратное: что «датские» руны произошли от«шведско-норвежских» рун). По сравнению с «обычными» руни, «шведско-норвежские» руны демонстрируют торжество принципа графической экономии: ветви их укорочены (еще одно название этого алфавита - «коротковетвистые» руны) и редуцированы до минимальных форм, необходимых для различения знаков. Все изменения в начертании графем были промзведены в соответствии с рациональным использованием четырех признаков - числа ветвей, их направления, длины и уровня расположения на стволе. При этом в отдельных случаях имело место радикальное «усечение» графической формы рун Исходя из характерной для этой разновидности рунического письма тенденции к упрощению графики, шведский исследователь Э. Вессен пришел к выводу, что «коротковетвистые» рун - не территориальный, а функциональный вариант рунического алфавита. В то время как «обычные» руны были монументальной формой письма, используемой в парадных мемориальных надписях на камне, «шведско-норвежские» руны представляли собой своего рода руническую скоропись, предназначенную для повседневных нужд и употребляемую на недолговечном материале - дереве. Поскольку памятники, свидетельствующие о широком обиходном применении рунического письма, относятся к более позднему времени, когда в Скандинавии уже использовалась иная разновидность рунического алфавита («пунктированные» руны), гипотеза Вессена обречена остаться в области предположений. Однако имеются важные косвенные доказательства в ее пользу. Прежде всего это - немногочисленность памятников и непродолжительность употребления «шведско-норвежских» рун в мемориальных надписях, откуда они были вытеснены «обычными» рунами, а также регулярное использование отдельных «коротковетвистых» рун в надписях на камнях, свидетельствующее о том, что рунические мастера были хорошо знакомы с обеими формами рунического письма.

О том, что «шведско-норвежские» руны не выходят из употребления после того, как на рунических камнях они уступили место «датским» рунам, говорит и созданная на их основе разновидность рунического письма - «бесстволые», или «хельсингские» руны, появившиеся в центральной Швеции в нач. XI в. Знаки этого ряда нередко называют рунической стенографией: ни в одном другом варианте рунического письма не были произведены столь радикальные графические прео6разования, до неузнаваемости изменившие форму рун Отличительная их черта - отсутствие ствола (его сохранила лишь руна i ): ветви рун распo ложены на разном уровне и развернутывправо или влево от невидимой вертикали, которую заменяет полоса рунического змея. Сохранилось немногим более десятка мемориальных надписей, выполненных «бесстволыми» рунами, ни о каком ином употреблении этих рун сведений нет.

Бергенские находки

В древнескандинавских рукописных памятниках не раз упоминаются послания на rúnakefli - деревянных гладко обструганныхпалочках, на которых вырезались руны, В истории Амлета (Гамлета), изложенной СаксономГрамматиком в «Деяниях датчан» (нач. XIII в.) говорится о письме на дереве, адресованномкоролю Британии, которым датский корольснабдил двух своих людей, сопровождавшихпринца в его поездке в Англию. Амлету удается выкрасть послание; соскоблив письмена, содержавшие просьбу убить его, он заменяет ихдругими знаками, вынося смертный приговорсвоим спутникам. Несомненно, что речь в этомрассказе может идти только о рунах. В «Саге об Эгиде» дочьЭгиля, Торгерд, обещает вырезать на rúnakefli поминальную песнь, которую ее отец сложит о своих погибших сыновьях. Стихи, деловые и любовные письма, бирки с именами владельцев товаров, заклинания, амулеты с текстами латинских молитв - колоссальный (более пяти сотен надписей) корпус, казалось бы, навсегда утраченных памятников, свидетельствующих как об интенсивном использовании рун на дереве, так и о широком распространении рунической грамотности, был обнаружен в 60-е гг. XX в. в ходе раскопок на Брюггене, в древнейшей части норвежского г. Бергена, с кон. XI в. - места поселения купцов. В отправленном из Южной Норвегии послании (первая половина XIV в.) некий Торир Фагр жалуется своему бергенскому компаньону на плачевное состояние дел: ему не удалось раздобыть ни пива, ни рыбы, и он умоляет своего друга Хавгрима не требовать от него его доли и уладить дело с «хозяином», но скрыть все от Торстейна Длинного, а заодно не забывает заказать себе перчатки. Другое руническое письмо (кон. XII в.), написанное Сигурдом Лавардом, старшим сыном короля Сверрира, содержит просьбу изготовить копья из присланных ранее восемнадцати локтей железа. Надписи на рунических палочках впоследствии были обнаружены археологами и в других частях Норвегии. Подобно новгородским берестяным грамотам, они показывают важную роль письменности в повседневной жизни средневекового скандинавского общества и ее доступность разным слоям населения - от принцев; знати до купцов и свободных крестьян-бондов.

Все относящиеся к этому времени рунические надписи выполнены «пунктированными» рунами - 24-значным руническим алфавитом, который сложился на основе главных разновидностей 16-значного рунического ряда, постепенно заполнившего все свои лакуны. Уже в нач. XI в. в мемориальных надписях появляются отдельные «пунктированные» - помеченные точками знаки: руна i с точкой посередине используется в значении е , руна k с точкой, помещенной сверху между стволом и ветвью, обозначаетg и т.д. Одновременно происходит дифференциация звуковыхзначений ряда употреблявшихся параллельно«обычных» и «коротко-ветвистых» рун В результате к кон. XII в. руное П.о полностью приспособилось к фонетической системе языка ини в чем не уступало латинскому письму.

Наиболее ранние из бергенских находок датируются кон. XII в., самые поздние - второй половины XIV в., т.е. относятся к эпохе,когда в Скандинавии уже использовалось латинское письмо. Не исключено, что им владели и некоторые создатели рунических надписей. Сохранилась, например, записка на rúnakefli , адресованная священником Иономзнатному горожанину ГуннаруХвиту (серун XIVв.). Около 10% рунических надписей на rúnakefli - латинские. Так, на одной из палочек по-латыни рунами вырезаны фрагменты изсборника поэзии вагантов Carmina Burana , надругой - Вергилиева строка: Omnia vincit amor, et nos cedamus amori («Все побеждает любовь,покоримся и мы любви»). Из этого следует, чторуны не сразу выходят из употребления не только в связи с тем, что латинское письмо (уже вXII в. применявшееся для записи текстов на народном языке) оставалось достояниемлишь клириков и небольшой части образованных мирян (litterati ): с самого начала книжное и руное П.о обслуживали разные потребности. Раньше всего латинской письменности удается заменить собой исконноеруное П.о в мемориальных надписях: обычайвоздвигать рунические камни просуществовал до серун XII в.; однако как обиходное письмо, используемое для передачи сообщений,не заслуживающих фиксации на дорогом идолговечном материале - пергамене, руныпродолжают употребляться вплоть до XV в.При этом известны отдельные случаи их проникновения в область, где изначально и безраздельно господствовала латинская письменность: в кон. XIII в. в Дании появляютсядве рунические рукописи, в том числе запись«Сконского права» (Codex Runicus ).

Младшие руны и магия

Хотя начиная с эпохи викингов руное П.о прежде всего использовалось в коммуникативных целях, на протяжении всего средневековья рунам продолжали приписывать магические свойства. Порой для придания надписи особой силы ее содержание прятали в шифрованные руны. Известно несколько видов рунических шифров. В одном в качестве заместителей отдельных рун выступали графические знаки с вырезанными сверху и снизу отходящими в обе стороны от ствола ветвями. Число нижних ветвей указывало на номер семьи футарка (счет семей, в соответствии с магической практикой велся с конца), число верхних - на порядковый номер руны. Подобные знаки наряду с иными типами «тайных» рун присутствуют в надписи на Рёкском камне, где вырезанный младшими рунами текст заключен в раму из шифрованных и старших рун Среди рунических находок относящихся к более позднему времени, множество колдовских формул, заклинаний, заговоров, нередко соседствующих со словами латинских молитв. По мере того, как руное П.о вытеснялось латинским, руны все чаще применялись не как письменные, но как магические знаки: во второй половине XIV в. самым распространенным типом рунических надписей становятся надписи на посуде, вырезавшиеся на дне тарелок, сосудов и т.п., причем помимо охранительных формул в роли оберегов выступали и отдельные рунические знаки. В позднее средневековье и в эпоху Реформации руны встречаются в качестве колдовских символов в книгах по черной магии. Там же, где руническая традиция еще сохранялась, как это имело место в шведской области Даларна, где из смешения рун с латинскими буквами уже в Новое время возникли «дальские» руны, которые. как и ведущие свою историю от средних веков рунические календари, продолжали употребляться до XIX в., руны были низведены до положения «азбуки неграмотных».

Англосаксонские руны

Особый вариант рунического письма, употреблявшийся в Англии в V П-Х вв. Англосаксонский рунический ряд (futhork ) представляет собой модификацию старшего футарка. Как и в случае скандинавских (младших) рун, изменениям подверглось не только начертания отдельных знаков древнегерманского алфавита, но и его состав, однако преобразование системы письма в Англии шло в направлении, противоположном развитию рунического письма ее северных соседей: не в сторону сокращения числа рун, но, напротив, в сторону пополнения рунического ряда. Уже в памятниках кон. VII-нач. VIII в. англосаксонский рунический ряд содержит 28 знаков, позднее их число возрастает до 33 рун Именно столько рун в руническом ряду в рукописи древнеанглийской «Песни о рунах» (I Х-Х вв.).

Сохранилось несколько десятков памятников англосаксонской рунической письменности, древнейшие из которых восходят к серунVII в. Как правило, это очень краткие надписи(надписи на монетах содержат лишь имена).Самый значительный среди ранних англосаксонских рунических памятников - надпись, окаймляющая сцены из древнегерманских,римских и библейских сказаний, вырезаннаяна т. н. руническом ларце Фрэнкса (Franks Casket , VII в.). К более позднему времени относится стихотворение религиозного содержания, высеченное на Рутуэльском каменномкресте (Шотландия, VIII-I Хвв.).

Старшие руны

f u Þ a r k g w h n i j p æ z s t b e m l ŋ d o

Датские руны

Шведско-норвежские руны

f u Þ ą r k h n i a s t b m l R

Макаев Э.А. Язык древнейших руническихнадписей. М., 1965; Мельникова Е.А. Скандинавские рунические надписи. М., 1977;Смирницкая О.А. Древнейшие руническиенадписи как памятник протостиха// Эпос СевернойЕвропы. Пути эволюции. М., 1989; Смирницкий А. И. Вопрос о происхождении рун и о значении праскандинавских надписей как памятников языка // Уч. записки Ин-та языка и лит-ры, 1931, т.4; Стеблин-Каменский М.И. Древнескандинавская литература. М., 1979; Bæ ksted A. Må lruner og troldruner. Runemagiske studier. Kø benhavn, 1952; Jensen J . The Problem of the Runes in the Light of Some Other Alphabets // Norsk Tidskrifl for Sprogvidenskap. Oslo, 1969; Krause W. Runeninschriften im alteren Futhark. Halle, 1937;Liest øl A. Correspondence in Runes // MediaevalScandinavia, 1968, Vol. I; Moltke E. Runes andtheir origin. Denmark and elsewhere. Copenhagen,1985;Wimmer L. Die Runenschrift. B., 1887.

Иллюстрации :