Проект «Я и моя семья. План-конспект на тему: Конспект занятия "Моя семья". Игра: «Что бы вы хотели пожелать своей семье?»

Тема занятия: «Я и моя семья»

Цель занятия: уточнить представления о членах семьи, показать значение семьи в жизни каждого человека.

Задачи:

    Познакомить с понятиями: «семья», «члены семьи», «родственники»

    Способствовать формированию понимания элементарных родственных связей и значимости семьи.

    Развивать речь, внимание, мышление, память, творческое воображение.

    Воспитывать любовь и уважение к своей семье.

    Воспитывать доброе, внимательное, чуткое отношение к окружающему миру.

Формы воспитания: индивидуальная, коллективная, работа в группах, парах.

Методы воспитания: беседа, дискуссия, групповое обсуждение творческие задания.

Средства диагностики: синквейн

Ход занятия

I .Организационный момент

Собирайтесь, дети, в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь!

Посмотрю на ваши лица,

С кем бы мне здесь подружиться?

Я –(Имя и отчество преподавателя ), а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут дома (Анечка, Ванечка...).

(На доске изображения солнышек с лицами, выражающими разное настроение).

Посмотрите внимательно на доску и выберите то солнышко, которое больше вам нравится. (У детей на партах лежат по 3 солнышка) 1 слайд

Почему выбрали именно это солнышко?

Вам больше понравилось улыбающееся солнце потому, что у вас хорошее настроение?

Пусть это весёлое солнышко будет с нами всё занятие.

(На доске оставить только улыбающееся солнышко)

- Сегодня мы рассмотрим очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение. А сейчас посмотрите на своего соседа по парте и пожелайте друг другу удачи.

(Дети желают друг другу удачи).

II . Погружение в тему занятия

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я.

Что это? СЕМЬЯ.

Предположите, о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей)

(На доску вывешивается надпись: СЕМЬЯ ). 2 слайд

III . Раскрытие основного содержания

Как вы понимаете слово семья ? (Ответы детей)

Работа в тетради С. 4

Задание 1. Давайте прочитаем стихотворение Дарьи Тарадановой в вашей рабочей тетради. 3 слайд

В семейном кругу мы с вами растём

Основа основ - родительский дом!

В семейном кругу все корни твои!

И в жизнь ты выходишь из семьи!

Как вы понимаете эти строки? (Ответы детей)

Учитель делает вывод. Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека.

Семья - это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.

Физминутка (под музыку)

Кто живёт у нас в квартире

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)

Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)

Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).

Задание 2.

На доске записана пословица:

Семья сильна, когда над ней крыша одна. 4 слайд

Как вы понимаете её смысл. (Ответы детей)

Давайте познакомимся с другими пословицами о семье. Для этого вам нужно соединить части пословиц в целые. 5 слайд

В семье согласно,

хорошие дети растут.

В семью, где лад,

так и душа на месте.

В хорошей семье

так идет дело прекрасно.

Вся семья вместе,

счастье дорогу не забывает.

Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.

    А у вас семья большая? Расскажите мне о своей семье.

    Кто есть в вашей семье?

    Сколько человек?

По мере называния членов семьи, на доске появляются ЛУЧИКИ: МАМА, ПАПА… 6 слайд

- Какой лучик забыли? (Себя.)

- Что у нас получилось? (Семья – солнышко.)

Задание 3

Запишите всех, кто с вами живёт в тетрадь.

Я живу _____________________________________________________

Что делает мама, папа, бабушка и т.д?

А ты помогаешь им? (Дети рассказывают о своих семьях).

Давайте обратимся к большому энциклопедическому словарю и прочитанм, что обозначает слово «семья»

СЕМЬЯ - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Скажите, пожалуйста, кто входит в понятие «семья»? (Мама, папа, их дети )

Как их можно назвать? (Члены семьи)

А как можно назвать бабушку, дедушку, тетю, дядю и тд.? (Родственники)(Если дети затрудняются, посмотреть в терадь, если нет, то свериться с тетрадью )

А теперь нарисуйте тех, кого вы считаете своей семьёй.

(Ученики рисуют семью в тетради с. 4) Пока вы рисуете, будет звучать песня «Неразлучные друзья».

Скажите, какая семья называется дружной?

(Дети называют признаки дружной семьи: не ссорятся, помогают друг другу, вместя проводят свободное время, уважают старших и т.д. На доску вывешивается надпись: ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ ). 7 слайд

Физкультминутка(под музыку)

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вместе – дружная семья!

(На каждую строчку дети соединяют пальца двух рук, встряхивают руками).

О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них. (Чтение учителем легенды « Как появилась дружная семья»).

Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

На доске: ПОНИМАНИЕ, ЛЮБОВЬ, УВАЖЕНИЕ, ДОВЕРИЕ, ДОБРОТА, ЗАБОТА, ПОМОЩЬ, ДРУЖБА 8 слайд

На доске: РОДИНА, РОДИТЕЛИ, РОД 9 - 10 слайды

Прочитайте слова и подумайте, что общего в этих словах. (Ответы детей )

Эти слова одного корня. Их можно назвать родственниками? (Да)

Они помогают нам узнать традиции и историю своей семьи. Издавна на Руси узнавали о своих предках из родословной, оставляя генеалогическое древо. Сейчас эта традиция возрождается.

Практическая работа.

В каждой семье есть семейный альбом. Чьё фото мы поместим на первую страницу альбома? Почему?

На первую страницу альбома помещают фото главы семьи. Кто это?

Глава семьи – это самый старший член семьи. Ему оказывается большое уважение, поэтому фото главы семьи обычно на первой странице.

Издревле символом семьи являлось дерево, как показатель силы и мощи семьи. Давайте и мы с вами «посадим» своё семейное дерево. (с. 5)

Какой орган дерева находится в земле? Корень. Как дерево берёт своё начало от корня, так и нашим появлением на свет мы обязаны папам и мамам, а папы и мамы появились благодаря бабушкам и дедушкам, а раньше бабушек и дедушек на Земле появились ваши прабабушки и прадедушки. Каждому человеку нужно знать корни своей семьи. Вот и сегодня мы попытаемся создать деревья ваших семей.

(Дети под песню «Моя семья» записывают имена или приклеивают фото членов своей семьи.)

Вы закончили выполнять семейные деревья, а на кого из своей семьи вы хотите быть похожим? Почему?

Я предлагаю вам дома узнать, кем были ваши рдственники, чем была интересна их жизнь, связана ли она с Курском?

IV . Закрепление основного содержания занятия

1. Работа в группах. (по рядам) Игра «Любимый цвет».

На доске: Геометрические фигуры (любые) разного цвета

Зелёного, красного, синего.

Дети выбирают понравившийся цвет, каждому из которых соответствует задание.

11 слайд Красный : 1.Разгадать ребус 7Я

2. Составить ребус на тему «Семья»

12 – 13 слайды. Синий:

Разделите слова на группы. Объясните свой выбор.

Мама, бабушка, родная сестра, двоюродный брат, папа, тётя, родной брат, дедушка, дядя, я, двоюродная сестра.

14 слайд. Зелёный :

Ответьте на вопросы

1.Кто для меня мама моей мамы? (бабушка) .

2. Дочь моей мамы, но не я? (моя сестра).

3. Сестра моего папы для меня...? (тётя)

Молодцы, дети, вы прекрасно справились с заданием.

2. Закончите предложения. 15 слайд

А теперь представьте, что ваши родные пришли к нам в класс, давайте скажем им несколько тёплых слов.

На доске записаны незаконченные предложения .

Мама и папа для меня самые…

Я доверяю свои тайны…

Я люблю бабушку за то….

Свою семью я считаю…

Родным я хочу пожелать…

Ваши родители приготовили для вас свои пожелания. Давайте их послушаем.

(Демонстрация видеоролика « Пожелание родителей»)

Я надеюсь, дети, что вы оправдаете надежды своих родителей, станете хорошими и добрыми людьми.

V . Рефлексия.

1.Составление синквейна

16 слайд. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

17 слайд. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Примеры

2.Крепкая, дружная.

3. Сплачивает, объединяет, оберегает.

4.Семья - самое дорогое в жизни.

5. Ребенок.

2.Большая, богатая.

3.Воспитывает, развивает, формирует.

4.Дорожить ею нужно каждому.

5.Родители.

2. Настроение

А теперь давайте обратимся к нашему солнышку. Выберите то солнышко, которое сейчас соответствует вашему настроению. 18 слайд.

IV . Домашнее задание

Вы сейчас ещё маленькие, ходите в школу, играете в свои любимые игры, но наступит время и вы станете взрослыми. А какими вы будете? Кто – нибудь задумывался над этим?

Я предлагаю вам подумать и нарисовать себя такими, какими вы представляете себя в будущем.

Вы сегодня очень хорошо поработали. Вы – МОЛОДЦЫ!. Спасибо за урок!

Задачи занятий:

  • закреплять полученные первичные представления о семье, её составе (папа, мама, бабушка, дедушка, братья и сёстры, дядя, тётя и др.);
  • родственных отношениях (муж, жена, сын, дочь, брат, сестра, внучка, внук, дедушка, бабушка);
  • закреплять представления о составе своей семьи, именах её членов, семейных традициях, праздниках, увлечениях и отдыхе членов семьи, способах проявления заботы друг о друге в семье; о своей принадлежности к её членам;
  • формировать представления об обязанностях всех членов семьи и самого ребёнка (мама наводит порядок, готовит, стирает и т.д.; папа приносит продукты, ремонтирует бытовую технику, помогает маме убирать, выполняет всю тяжелую физическую работу; дети поливают цветы, вытирают пыль, поддерживают порядок в своей комнате, помогают накрыть на стол, убрать посуду со стола и т.д.);
  • развивать эмоциональную отзывчивость - проявление сочувствия к близким людям, сопереживания с ними, стремления позаботиться о маме и о других членах семьи;
  • воспитывать любовь к родителям, привязанность к семье, желание радовать близких;
  • стимулировать у детей желание к совместной деятельности с разными членами семьи; , благодарить за услугу и т.д.

Общение. Индивидуальные беседы с детьми на тему «Моя семья».

Цель: уточнение представлений детей о составе семьи.

Вопросы к беседе:

— С кем ты живёшь?

— Как зовут твою маму, твоего папу, твою бабушку, твоего дедушку?

— Есть ли у тебя брат, сестра? Они старше тебя или младше? Ты знаешь, сколько им лет?

— Давай посчитаем, сколько человек в твоей семье.

Индивидуальные беседы с детьми о членах семьи.

Цель: закрепление знаний детей об именах членов семьи, представлений об обязанностях всех членов семьи и самого ребёнка, увлечениях и отдыхе членов семьи.

Вопросы к беседе:

— Как зовут твою маму, твоего папу?

— Что мама (папа) делают по дому?

— Как ты помогаешь родителям?

— Чем любят заниматься в свободное время твои родители?

Интегрированное занятие «Моя семья»

Задачи: учить называть всех членов семьи; воспитывать любовь и заботливое отношение к близким людям; развивать умение рассуждать, делать выводы.

Материал и оборудование: мультимедийный проектор с фотографиями семей детей, микрофон, корзинка, бумага, карандаши.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографию или картинку с изображением семьи.

— Кто здесь изображён?

— Как можно назвать одним словом тех, кто здесь изображён? (Семья, родные, родственники).

— У каждого из вас есть своя семья. Расскажите, с кем вы живёте?

На экране демонстрируются слайды с изображением семей воспитанников. Дети называют членов своей семьи (Это моя мама, её зовут… (полное имя), моего папу зовут… (полное имя) и т.д.)

— Ребята, вам нравится, когда рядом с вами родители? Почему?

— Как вы думаете, взрослым нравится, что рядом с ними дети? Почему?

Как хорошо, что у всех вас есть семья. Люди в семье любят друг друга. Когда все вместе, когда мама и папа рядом, всегда хорошее настроение, радость, счастье. Родителей радует то, что их дети подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. Дети радуются, что родители заботятся о них, защищают, играют с ними.

Свою любовь к близким людям мы можем выразить словами, ласковыми, нежными обращениями.

Рисование на тему «Я и моя семья»

Организация выставки детских работ.

Общение. Индивидуальные беседы с детьми на тему «Мой дом»

Цель: закрепление представлений детей о родном доме, формирование любви и бережного отношения к нему.

Вопросы к беседе:

— Зачем человеку нужен дом? (Место проживания семьи, укрытие от непогоды, защита от злых, нехороших людей, место отдыха, занятия любимыми делами.)

— Нравится ли вам быть дома? Почему?

Подытоживая ответы детей, воспитатель подчёркивает:

— У каждого человека есть родной дом, где он живёт, где его всегда ждут и любят. Где бы человек ни был, как бы хорошо не было в гостях, в других местах, он всегда стремится домой.

— Что нужно делать для того, чтобы в родном доме был порядок, уют?

Воспитатель предлагает послушать стихотворение А. Барто «Дома».

— Расскажите о своём доме (квартире), какой он: где расположен, сколько в нем комнат, какое ваше самое любимое место в доме?

— Почему вы любите свой дом?

— Почему говорят: в гостях хорошо, а дома лучше?

— Как вы понимаете выражение: дома и стены помогают?

Работа с родителями.

Индивидуальные беседы с родителями о том, чтобы они рассказали детям об истории своей семьи, знакомстве с супругом (супругой), показали свадебные фотографии, рассказали традициях своей семьи (семейные праздники, совместный отдых, посещение кафе, зоопарка, цирка, выезд на дачу и т.д.).

Занятие «Наша дружная семья»

Задачи: уточнять и обобщать знания о семье, её составе; формировать представление о родственных связях, семейном этикете, установку на создание семьи в будущем, воспитание детей; воспитывать привязанность к семье, любовь к родителям, желание помогать им.

Материал: геометрические фигуры (круги, треугольники) разных размеров, семейные фотографии детей.

Игра «Составь семью»

Детям предлагается с помощью геометрических фигур изобразить свою семью. Мальчиков и девочек изображают с помощью маленьких треугольников и кругов. Большими геометрическими фигурами изображают взрослых членов семьи. Детям предлагается подумать, как при этом можно изобразить бабушек и дедушек (с этой целью можно предложить дополнительные детали).

— Скоро вы подрастёте, пойдёте в школу, потом будете учиться в институте, выберете любимую профессию. У вас будет семья, дети. Давайте помечтаем. Какая у вас будет семья? Сколько в ней будет детей? Вы будете относиться к своим детям также, как относятся к вам родители, или по-другому?

Дети с помощью геометрических фигур изображают свою будущую семью. У детей на столах семейные фотографии. Воспитатель предлагает ответить на вопросы:

— Кто ты для своей мамы (папы, дедушки, бабушки)?

— У тебя есть брат (сестра)? А у него (неё) есть брат? Кем тебе приходится его (её) мама?

— Как зовут твою бабушку? Чья она мама? Ты ей кем приходишься? А кому ты ещё внук?

— Может ли быть в семье две мамы? Две дочки?

Игра-упражнение «Закончи предложение»

«Я люблю свою маму потому, что…»

«У меня есть бабушка. Я хочу ей пожелать…»

«Моя сестричка очень…»

«Мой папа самый…»

«Мама огорчается, когда…»

«Папа обрадовался из-за…»

Ребята, понравилось ли вам занятие? Чем?

Игровая деятельность. Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Задачи: побуждать отображать в играх разнообразные действия взрослых, общение между членами семьи (мама ухаживает за маленькими детьми (куклами), кормит их, укладывает спать, готовит еду и т.д., папа приносит продукты, ремонтирует бытовую технику, помогает маме убирать, готовить, гуляет с детьми); обогащать игры новыми сюжетами, способствовать появлению интересных замыслов (предложить детям отметить день рождения мамы; поехать всей семьёй в зоопарк).

Общение. Анализ ситуаций по сюжетным картинкам.

Цель: обучение определению эмоциональных состояний изображённых на фотографиях людей, связыванию их настроения с определёнными событиями в жизни семьи.

Определить по картинкам:

— Почему радуется мама?

— Почему сердится дедушка, как и чем ему можно помочь?

— Почему плачет младшая сестрёнка?

Художественно-речевая деятельность. Разыгрывание ситуации «Звонок бабушке»

Цель: обучение детей проявлять заботу и внимание по отношению к родственникам, воспитывать культуру общения с близкими людьми.

В данной ситуации воспитатель берёт на себя роль бабушки и разговаривает по телефону с ребёнком. Обращает внимание детей на необходимость вежливо поздороваться, назвать себя, поинтересоваться самочувствием бабушки, её делами, рассказать о своих занятиях, играх, друзьях, вежливо попрощаться. Посоветовать детям звонить бабушке чаще, навещать, чтобы она чувствовала заботу о себе.

Работа с родителями.

Предложить родителям выучить с детьми стихи о маме, бабушке, папе и других членах семьи.

Общение. «Поговорим с близкими людьми»

Цель: формирование стремления заботиться о маме и о других членах семьи; воспитание любви к родителям, желания радовать близких.

Вопросы к детям:

— Кого мы называем родными, близкими людьми?

— Как вы заботитесь о своей маме? Папе?

— Как помогаете бабушке? Дедушке?

— Чем вы можете порадовать своих близких людей?

Воспитатель предлагает детям поздравить с днём рождения близкого человека, подарить рисунки, рассказать о любимых игрушках, о своих занятиях в детском саду, пригласить на детский концерт.

Общение. «Рассказы детей о том, как они с родными провели выходной день»

Цель: развитие у детей стремления к совместной деятельности с разными членами семьи.

Рассказы детей о том, где они с родными были в выходной день: «Мы в зоопарке», «Мы в театре», «Мы в парке», «Мы в цирке» и т.д. с просмотром семейных видеороликов.

Итоги проведения занятий по теме «Семья».

  • Дети узнают, что такое семья, знают членов своей семьи, их имена, занятия и взаимоотношения, семейные праздники и традиции (совместный отдых, походы в зоопарк, цирк, кафе). Имеют представление о родственных связях (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь, внук, внучка, брат, сестра).
  • Понимают, что у остальных детей тоже есть семья, что родители и дети любят и проявляют заботу друг о друге.
  • Проявляют любовь к родителям, интересуются событиями в семье.

Конспект занятия на тему: «Моя семья»

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Проблемная ситуация. Просмотр видеофильма «Семья»

Ребята, сегодня утром в группе я нашла письмо, не простое, а видеописьмо. Я предлагаю посмотреть его, может быть, оно подскажет, о чём мы будем говорить сегодня на занятии.

Дети садятся на стульчики. Смотрят видеофильм по теме «Семья».

Итак, как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?

Правильно, сегодня мы будем говорить о семье.

Работа по сюжетной картине .

Что вы видите на картине? (Это дом.)

Назовите людей, живущих в этом доме. (Бабушка, дедушка, папа, мама, девочка и мальчик)

Как вы думаете, это родственники или посторонние люди? (Это родственники.)

Как называют родственников, живущих вместе? (Правильно, это семья.)

Семья – это родственники, живущие в одном доме, которые любят друг друга и заботятся друг о друге.

Назовите всех членов семьи. (Бабушка, дедушка, мама, папа, сын и дочь.)

Назовите самых старших членов семьи. (Бабушка и дедушка)

Назовите самых младших членов семьи. (Мальчик и девочка)

Как назвать одним словом мальчика и девочку, кто это? (Это дети.)

Кем приходятся друг другу мальчик и девочка. (Они брат и сестра.)

А кем приходятся мальчик (девочка)бабушке с дедушкой? (Мальчик для дедушки с бабушкой внук. Девочка для дедушки с бабушкой – внучка.)

А как маму и папу назвать одним словом, кто они для детей? (Они родители)

Кем приходится девочка родителям? (Девочка для них дочка)

А кем приходится мальчик маме и папе? (Мальчик для мамы и папы – сын)

Физминутка «Семейная зарядка»

А сейчас давайте вместе выполним семейную зарядку:

Осенью, весной, летом и зимой (хлопки руками)

Мы во двор выходим дружною семьёй (маршируют на месте)

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку (взявшись за руки, образуют круг)

Мама руки поднимает, (руки поднять вверх и опустить)

Папа бодро приседает, (присесть и встать)

Повороты вправо-влево

Делает мой братик Сева (руки на пояс, повороты туловища)

А я сам бегу трусцой (бег на месте)

И качаю головой (наклоны головы вправо-влево)

Дидактическая игра «Кто какой?» (игра с мячом)

Сейчас я предлагаю вам подобрать как можно больше слов о каждом члене семьи.

Дети садятся на ковёр, воспитатель по очереди катает каждому мяч, а ребёнок называет слово и катит мяч обратно.

Мама (какая?) добрая, красивая, ласковая, нежная, трудолюбивая, внимательная, умная;

Папа (какой?) строгий, умный, сильный, смелый, храбрый, весёлый;

Бабушка (какая?) старенькая, добрая, ласковая, седая, заботливая;

Дедушка (какой?) старый, умный, седой, добрый;

Дидактическая игра «Распределим обязанности»

Все члены семьи выполняют разную работу по дому. Давайте назовём, что делает каждый.

Воспитатель (сидя на ковре) выставляет перед детьми стаканчики, на которых наклеены картинки с членами семьи и коробку с шариками. Дети называют по одному виду работ и кладут один шарик в стаканчик. В конце игры подводится итог, кто из членов семьи выполняет больше всего обязанностей.

Мама – стирает, гладит бельё, варит обед, моет пол, пылесосит;

Папа – зарабатывает деньги, ремонтирует бытовую технику, чинит мебель, делает ремонт;

Бабушка – готовит еду, шьёт, вяжет, стирает, стряпает пирожки;

Дедушка – помогает бабушке, чинит мебель, выносит мусор, ходит в магазин.

Как много дел у взрослых, а особенно у мамы. Давайте послушаем стихотворение о маме.

Мама долго хлопотала:

Все дела, дела, дела…

Мама за день так устала,

На диване прилегла.

Я ее не буду трогать,

Только возле постою.

Пусть поспит она немного -

Я ей песенку спою.

К маме стану я поближе -

Очень я ее люблю!

Жалко только, что не слышит

Мама песенку мою.

Нету песенки чудесней.

Может, спеть погромче мне,

Чтобы маме эту песню

Слышно было и во сне?..

За день мама делает очень много дел и часто под вечер устаёт.

Игра малой подвижности «Маме надо отдыхать…»

Дети поют и выполняют движения под музыку.

Маме надо отдыхать (дети на цыпочках идут по кругу)

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

Маму я не разбужу.

Тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук (дети останавливаются в кругу и громко топают)

Раздаётся пяток стук.

Наши пяточки идут. (дети подходят к «маме» и обнимают)

Прямо к мамочке бегу.

Психогимнастика «Мамино настроение» (выполняется сидя на стульях )

Ребята, я знаю, что все вы очень любите своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. Но, несмотря на это, иногда их огорчаете. Сейчас я буду вам называть поступки детей. Если вы считаете, что это хороший поступок – поднимите вверх солнышко и улыбнитесь, а если это плохой поступок – поднимите тучку и сделайте грустное лицо.

Сын полил комнатные цветы.

Дочка съела всю кашу.

Мальчик порвал книжку.

Ребята, а как надо поступить, если вы порвали книжку?

Дети убрали игрушки на место.

Девочка разбила чашку.

Если вы нечаянно разобьёте посуду, то что надо сделать? (извиниться)

Сын подрался во дворе.

А как надо играть? (дружно) А если вам, что то не нравится? (надо договариваться или обратиться за помощью к взрослому)

Дочка помыла посуду.

Мальчик вытер пыль.

Дидактическое упражнение «Корзина добрых дел » (во время игры звучит спокойная музыка)

Ребята, а вы хотите никогда не огорчать своих родных?

Как вы думаете, чем можно порадовать своих мам и пап, бабушек и дедушек? (хорошими поступками)

Тогда нам поможет корзина добрых дел.

Давайте встанем вкруг, будем передавать корзинку друг другу и называть доброе дело, которым можно порадовать своих близких.

Я буду мыть посуду.

Я буду поливать цветы.

Я буду убирать игрушки.

Я буду пылесосить.

Я буду вытирать пыль.

Я буду заправлять кровать.

Я буду хорошо себя вести.

Ой, посмотрите, я что- то нашла в корзине – это ваши семейные фотографии .

Какие вы здесь красивые и счастливые.

Недавно мы с вами делали рамки для фотографий, я предлагаю вставить в них ваши семейные фотографии.

(Дети вставляют фотографии в рамки. В это время звучит песня «Неразлучные друзья»)

Воспитатель размещает рамки с фотографиями на магнитной доске.

Ребята, я заметила, что вы все очень обрадовались, когда увидели свои семейные фотографии. Наверное потому, что каждый из вас очень любит своих близких.

Не зря в народе говорят: Не нужен и клад, если в семье лад.

Как вы понимаете эту пословицу? (Нет ничего важнее, чем хорошие добрые отношения между членами семьи. Не деньги и богатство делают людей счастливыми, а дружная семья.)

Саша, расскажи, пожалуйста стихотворение о своей семье .

У меня есть семья -

Мама, папа, брат и я.

Лучше всех мы живем,

Песни громко поем.

Никому не разрешу

Обижать свою семью.

Пусть всегда живет семья -

Мама, папа, брат и я.

Упражнение «Пожелание своей семье»

А сейчас давайте, каждый из вас скажет пожелание своей семье. Какой бы вы хотели, чтобы была ваша семья.

Я хочу, чтобы моя семья была дружная (весёлая, здоровая, никогда не ссорились, больше времени проводили вместе).

Подведение итогов.

Ребята, я надеюсь, что ваши семьи обязательно будут дружными, здоровыми, весёлыми. А вы в свою очередь постарайтесь не забывать радовать своих близких хорошими поступками.

Конспект занятия на тему: «Моя семья- 1»

Цель: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;

воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою

семью, активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.

Материал: сюжетные и предметные картинки, стихи, загадки, мяч.

Воспитатель:

- “Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.”

Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Светлана Александровна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Дашенька, Мишенька...).

(воспитатель обращается с вопросами к детям)

Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких, хороших и пригожих, я приглашаю поиграть.

Психогимнастика. «Наше настроение»

Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, когда они радуются, когда у

них хорошее настроение.

А если они сердятся, вас ругают, хмурятся? (дети с помощью мимики и жестов показывают настроение)

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы поговорим о семье.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле.

Воспитатель: - Расскажите о своей семье , ребята. (дети по желанию рассказывают о своей семье; воспитатель спрашивает о членах семьи, как кого зовут и т.д.)

С кем ты живёшь?

Кто самый старший в вашей семье?

Кто самый младший?

Кто кому мама?

Кто кому сын (дочка)?

Для мамы ты кто?

А для бабушки?

Для брата, сестры?

Ты любишь своих близких? Почему? (потому что они добрые, ласковые, заботливые)

Кто чем занимается в семье?

Кто о тебе заботится?

Как ты заботишься о других?

Воспитатель: - А сейчас я вам загадаю вам загадки , а вы их отгадайте.

Кто вас, дети, больше любит,

Кто вас нежно так голyбит,

И заботится о вас,

Hе смыкая ночью глаз? (мама) Песня о маме

Кто не в шутку, а всерьёз

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно, … (папа)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый... (дед)

Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки

У любимой... (бабушки) Танец «Бабушкина горница»

Воспитатель: - А теперь немного отдохнем

Этюд «Изобразить походку младенца, взрослого и пожилого человека»

(дети с помощью мимики и жестов изображают людей)

Воспитатель: - Послушайте стихотворение и отгадайте, про кого это

“Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.

Низко небо серое над крышами висит.

А в доме чистота, уют.

У нас своя погода тут.

Улыбнётся … ясно и тепло.

Вот уже и солнышко в комнате взошло.”

Воспитатель: - Про кого это, вы, конечно же догадались, это – мама.

Скажите самые хорошие слова о маме , какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая…)?

Этюд «Ласковый ребёнок»

А как ты обычно называешь свою маму (мамочка, мамуля)?

А как ты называешь своего папу (папочка, папуля)?

Как называют твою маму, бабушка с дедушкой (Леночка, доченька)?

Как зовут твоих бабушку и дедушку?

Как называют их твои родители (мама, папа)?

А если твои близкие заболеют, как ты их будешь жалеть?

Воспитатель: - Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц .

“При солнышке тепло, при матери – добро.”

“Нет милее дружка, чем родная матушка.”

“Золото и серебро не стареют, отец и мать, цены не имеют.”

А какие вы знаете пословицы о семье?

Воспитатель: - А теперь давайте поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая игра «Дружная семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вместе – дружная семья!

Воспитатель: - Вот какая дружная семья! Давайте вспомним, кто старше, а кто младше в семье

Игра «Собери цепочку»

Дети должны разложить картинки согласно возраста и пола.

(мальчик – папа - дедушка; девочка – мама – бабушка)

Воспитатель: - Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

Игра: «Что бы вы хотели пожелать своей семье?»

(пожелания детей своей семье: воспитатель бросает мяч ребенку, тот говорит свое пожелание)

Воспитатель: - В заключение нашего занятия мне хочется вам пожелать, ребята:

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Общий танец «Неразлучные друзья»

Международный день семьи. Сценарий для детского сада

Игра-развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Как Лунтик семью нашёл"

Описание работы:

Материал будет полезен, как для итогового занятия, так и для праздника "Международный день семьи", который отмечается во всём мире 15 мая.

Семья в жизни каждого человека занимает огромное место. Для малышей семьёй являются мама и папа, бабушка и дедушка, братья и сёстры. Прививать любовь и уважение к семейным ценностям нужно с самого детства, чтобы вырастить в своей семье достойного человека. Одним из хороших способов показать значимость семьи ребёнку является праздник семьи, который можно подготовить. На таком мероприятии очень желательно присутствие родителей, которые также могут участвовать вместе с детьми в выступлениях или просто быть благодатными зрителями.

Задачи и цели:

1. Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе и заботятся друг о друге.

2. Развивать связную речь детей, развивать умения рассказывать и отвечать на вопросы, развивать мышление и память.

3. Способствовать развитию доброжелательности, понимания.

4. Развивать чувство гордости за свою семью, воспитывать желание заботиться о близких.

Словарная работа:

Семья, бабушка, дедушка, брат, сестра, родственники.

Материал:

"Лунтик" - кукла или костюм;

ноутбук и проектор с экраном;

рисунки детей на тему "Моя семья";

семейные фотографии с сюжетами из жизни семьи детей;

атрибуты для игры "Кому, что надо для работы":

1). Сюжетные картинки: мама варит обед, бабушка вяжет, дедушка ловит рыбу, папа мастерит скворечник.

2). набор предметов: для мамы (сковорода, ложка, кастрюля), для папы (пила, молоток, гвоздь), для бабушки (спицы, очки, моток ниток для вязания), для дедушки (леска, поплавок, рыболовный крючок).

(Все предметы быта для игры должны быть игрушечными во избежания несчастного случая)

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок "Репка", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка", Л.Толстой "Старый дед и внучек", стихотворение Я.Акима "Моя родня"; рисование с детьми на тему "Моя семья"; разучивание стихов о маме, папе, дедушке, бабушке; разучивание песни с группой девочек "Про мою семью".

Музыкальный ряд:

1. Песня "Про мою семью" (свободно и бесплатно скачивается с интернета + текст песни)

2. Фоновые музыкальные заставки для игр и физминуток (по вашему усмотрению).

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

Здравствуйте, мои друзья!

Встрече нашей рада я.

Собрались мы в этот раз,

Чтоб послушать ваш рассказ,

Много ли родных у вас?

Дети, точно знаю я,

есть у каждого семья!

У мышонка и котёнка,

У слона и поросёнка... .

Что мне всех перечислять?

Вы должны об этом знать.

На планете всей "Земля"

Есть у каждого семья!

(слышны всхлипы и плачь за дверью)

Что случилось? Не пойму!

Дети, мне не показалось?

Кто-то плачет, там за дверью.

Нужно нам помочь ему!

(входит Лунтик, он плачет)

Лунтик! Здравствуй, что с тобой?

Очень грустный ты такой?

Говори нам поскорей,

Ты среди своих друзей!

К вам с Луны ведь я попал

И семьи я не видал.

Никого нет у меня.

Дети, где моя семья?

Что за слово дорогое

Произносите, «семья»?

Может быть, она найдётся,

Та семья и для меня?

Не плачь, дорогой Лунтик! Конечно же, мы тебе расскажем, что обозначает это дорогое слово – «семья». Скажите, дети, что такое – семья? Как вы думаете?

(Дети отвечают примерно так: Семья – это когда все живут в одном доме. Семья – это когда есть мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра. Живут дружно, в семье все заботятся друг о друге.)

Семейные фотографии.

Ведущая: Сегодня на праздник дети принесли семейные фотографии и сейчас они расскажут, что изображено на этих фотографиях.

(Фотографии воспроизводятся проектором на экране. Достаточно троих детей, которые рассказывают о своих семейных фотографиях)

Например:

1. На моей фотографии моя семья вечером. Мама накрывает на стол ужин, папа читает газету, а я с сестрой играю. Бабушка с дедушкой смотрят телевизор.

2. На моей фотографии наша семья трудится. Мама моет окно, я вытираю пыль, а папа с братом занимаются ремонтом игрушек.

3. На моей фотографии наша семья на отдыхе. В воскресный день мы отдыхали на озере. Папа и брат ставят палатку. Дедушка собирается на рыбалку, а мама и бабушка разводят костёр и собираются варить кашу.

Молодцы, дети, очень интересно вы рассказали о семье. А теперь, давайте поиграем. Лунтик, ты тоже иди с нами играть.

Физминутка.

(Выполняют движения по тексту. Воспитателю даётся возможность самому придумать движения сопровождающие текст)

Я в семье своей живу.

Помогаю, как могу.

Мама утром щи варила,

А отец рубил дрова,

Бабушка носки вязала.

Рыбу дед ловил с утра.

Я хотя и очень мал,

Но, как мог, так помогал.

Маме утром щи варить,

А отцу дрова рубить.

Бабушке носки вязать.

Дедушке червей копать.

Очень рада вся семья,

Что помощник славный я!

Браво! Подвигались немного. Занимайте свои места. Дети приготовили стихи о своих родственниках, давайте послушаем.

1 ребёнок:

Мама с папой - моя родня,

Нет роднее родни у меня.

И сестрёнка родня и братишка.

И щенок лопоухий «Тишка».

Я родных своих очень люблю!..

А ещё есть друг у меня,

Друг Серёжка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

2 ребёнок:

Много мам на белом свете.

Всех душёй их любят дети.

Только мама есть одна,

Всех дороже мне она.

Кто она? Отвечу я:

3 ребёнок:

Очень бабушку свою

Маму мамину, люблю,

У неё морщинок много

И на лбу седая прядь.

Так и хочется потрогать,

А потом поцеловать.

(Е.Благинина)

4 ребёнок:

Мы с тобою, дед, друзья,

Куда ты, туда и я.

Вместе ходим на рыбалку,

Я бегом, а ты в развалку.

Собираем мы малину:

Ты – с куста, я – из корзины.

Только ты сомнений нет,

Самый лучший в мире дед!

(А.Громова)

5 ребёнок:

У меня родился брат.

Я, конечно очень рад.

Только этот братик

Не встаёт с кровати.

Время медленно идёт.

Долго братик мой растёт,

Но уже я знаю –

В нём души не чаю!

Я его не тороплю!

Я его и так люблю!

Он такой хороший.

Он немножко на меня…

На меня похожий.

(Г.Соломатин)

Ведущая: Спасибо, ребята! Очень хорошие стихи вы нам прочитали. А сейчас давайте проведём пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик-бабушка,

Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я, Вместе дружная семья!

Игра «Кому, что нужно для работы»

Давайте с вами поиграем в игру «Кому, что нужно для работы».

(В игре принимают участие 4 ребёнка. Они подходят к воспитателю и выбирают одну картинку с сюжетным изображением.

1. Мама варит обед. 2. Папа мастерит скворечник.

3. Бабушка вяжет. 4. Дедушка ловит рыбу.

На столике находятся предметы быта: сковорода, ложка, кастрюля, пила, молоток, гвоздь, спицы, очки, моток ниток для вязания, леска, поплавок, рыболовный крючок).

Цель игры: каждый из играющих должен собрать набор предметов для своей картинки:

Для приготовления еды – для мамы, для изготовления скворечника – для папы, для рыбалки – для дедушки, для вязания – для бабушки.

Ведущая: Молодцы дети, постарались, собрали правильно все предметы.

Рисунки детей на тему «Моя семья»

Ведущая: А сейчас мы с вами посмотрим, как вы выполнили домашнее задание. Вам предлагалось нарисовать рисунок о своей семье и придумать короткий рассказ по рисунку.

Смотрим на экран, узнаём свой рисунок и рассказываем, что нарисовано.

(примерно 3 – 4 рисунка будет достаточно)

Спасибо дети, очень хорошие у вас рисунки и вы замечательно рассказали о своей семье.

Песня "Про мою семью".

Ведущая: А, сейчас группа девочек приготовила сюрприз. Они споют для нашего гостя Лунтика песенку «Про мою семью»

(исполняется песня, ранее разученная с детьми под фонограмму+ «Про мою семью»).

Ведущая: Спасибо ребята! Теперь ты, Лунтик, знаешь, что такое семья? Мы тебя принимаем в свою семью. И дети, я уверена, будут по очереди приглашать тебя к себе в гости и знакомить со своими родными. А сейчас, сладкий сюрприз! Наши бабушки на славу потрудились и испекли чудесный пирог к чаю. Всех дорогих гостей приглашаем к нам в группу на чай с пирогом!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

Конспект занятия

по теме: «Моя семья »

в объединении «Теремок»

1-го года обучения, 5-7 лет

Педагог дополнительного образования:

Григорян Вера Михайловна

Кавказский район

2015 год

Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.

Задачи:

образовательные:

Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;

Совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

Продолжать формировать умение вести диалог между воспитателем и ребёнком;

Развивающие:

Закреплять знания о родственных связях слов;

воспитательные:

Воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.

Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;

воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Предварительная работа : рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных стихов; подготовка плоскостных изображений деревьев и фотографий членов семей; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.

План занятия

I. Организационный момент. (2мин).

II. Основная часть. (10 мин).

  1. Беседа.

2. Физминутка "Семейная зарядка".

III. Практическая часть. (15мин).

  1. Дидактическая игра "Подбери признаки".
  2. Игра «Сравни кто старше и кто младше».

IV. Итог занятия. (3мин).

Ход занятия

  1. Организационный момент.

« Сам цветочек - это я, а еще моя сестра,
Папа с мамой листочки мои,
Бабуля с дедулей мои корешки.
Цветок наш красуется в зелени луга,
Все мы в семье своей любим друг друга».

Ребята, вы догадались о чём сегодня мы будем говорить и какая тема нашего занятия? (Дети объясняют)

II. Основная часть.

  1. Беседа.

Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.

Что такое семья?
Папа, мама и я,
И сестренка моя-
Вот и вся у нас семья:
- Ну а как же бабушка?
- Ну а как же дедушка?
Что такое семья?
Папа, мама и я,
Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, Василий
И сестренка моя
Вот и вся у нас семья.

Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка?

Как думаете вы, ребята, что такое семья?

Семья - это союз двух людей; которые полюбили друг друга и решили вести совместное хозяйство и жить вместе. Поженившись, они становятся мужем и женой. Потом в семье рождаются дети, и супруги становятся папой и мамой.

– Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая. А кто живет в ваших семьях?

Иногда семью человека называют словом «родня». Подберите слова близкие по значению слову «родня», т. е. родственные слова -родители, родственники, родные. Родня - это мама и папа, бабушка и дедушка, братья и сестры, дяди и тети.

2. Физминутка.

« Маму я свою люблю, я всегда ей помогу.
Я стираю, полоскаю, воду с ручек отряхаю,
Пол я чисто подмету и дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать, маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу, ни словечка не скажу».

  1. Практическая часть.

1. Дидактическая игра "Подбери признаки".

А какие же они, родные и дорогие нам люди?

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная.

Папа - строгий, умный, сильный.

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая.

Дедушка - старый, мудрый, седой.

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая.

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.

  1. Игра «Сравни - кто старше? Кто младше?».

Папа - дедушка: /Дедушка старше, а папа младше/;
Мама - бабушка: /Бабушка старше, а мама младше/;
Дедушка - внук; /Дедушка старше, а внук младше/;
Бабушка - внучка; /Бабушка старше, а внучка младше/;
Брат - сестренка; /Брат старше, а сестренка младше/.

  1. Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье?»

/договаривать: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат, я/ ходит на работу - шьет – зарабатывает деньги - проверяет уроки – ходит в магазин за покупками - учит уроки – готовит пищу - ухаживает за цветами – вытирает пыль - моет посуду – убирает в доме – гладит – играет – стирает – читает - мастерит –

IV. Итог занятия.

Ребята, что бы вы хотели пожелать своей семье?

А что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? (не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать …)

Наше занятие закончено, до свидания.

Пришла пора возвращаться в свою группу.

Дети прощаются.


Конспект занятия в детском саду для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Моя семья. Родословная»

Цель: расширение представлений детей об истории семьи в контексте исто-рии родной страны.
Задачи:
- Закреплять представления о родственных отношениях и взаимосвязях.
- Знать понятия «родословная», «генеалогическое древо»
- Уметь составлять генеалогическое древо
- Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Предварительная работа
Ознакомление с окружающим:
а) «Я и моя семья» (о чём рассказал семейный альбом);
б) рассказы детей о членах их семей.
Беседы «Моя семья», «Мои братья и сёстры» (с использованием фотогра-фий), «Мне хорошо, когда…», «Выходной день в нашей семье», «О том, как нужно вести себя с мамой, с папой, с остальными членами своей семьи»
Составление рассказов «Мои родственники», «Наши семейные традиции»
Методическое обеспечение:
- фотографии членов семьи
- рисунок дерева (на каждого ребёнка)
- панно с изображением дерева.

Ход:
- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада всех вас видеть. Да-вайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.
«Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся».
- Ребята, приложите ладошки к груди, туда, где у вас находиться сердце. Послушайте, как оно бьется. Ощутите и представьте, как ваши ла-дошки наполняются теплом и добротой вашего сердца. А теперь давайте поделимся теплом наших сердец друг с другом и выпустим его в группу.
Посмотрите на картинку. Кто изображен на ней? Как вы думаете, этот малыш счастлив? Почему?
- Скажите, пожалуйста, а вы счастливые дети?
- Как вы думаете, почему вы счастливые или что нужно для счастья?
(ответы детей).

Разгадывание кроссворда о семье.
* Живет в твоей семье девчонка, ну а тебе она (сестренка) .
* Кто вылазит из пеленок, это маленький (ребёнок) .
* Кто вас дети, больше любит? Кто вас нежно так голубит? И заботится о вас не смыкая ночью глаз? (мама) .
* Пусть вашу семью обходят ненастья, желаю вам дети огромного (счастья) .
* Тебе дано, а другие пользуются (имя) .

Воспитатель:
Правильно Семья- это главное. Для счастья, каждому человеку нужно иметь семью.
Вот послушайте стихотворение Михаила Шварца «Семья»

На мольберте картинка 7 Я

Чтение стихотворения М. Шварца «Семья»
Семья-словечко странное,
Хотя не иностранное.
-Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» - мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я
Сложили? Получается семь человек
Семь «Я»
-А если есть собака?
Выходит восемь «Я»
-Нет, если есть собака,
Выходит. Во! семья!

Дети прослушивают стихотворение, обсуждают его содержание. Де-монстрируют чувственное восприятие к стихотворению.
Воспитатель акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «Из скольких слов состоит, семья?» Давайте про-верим. Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок).
Воспитатель:
– Давайте поговорим о семье. Что такое семья? Ответы детей.
– Семья – это мама, папа и дети. Семья – это любящие и заботливые роди-тели и их ребёнок. Членом семьи могут быть только родственники. – Но семья – это не просто родственники, это люди, которые любят друг друга, помогают, уважают, говорят друг с другом ласково. Как вы думаете, какое слово первое произносит ребенок?
Правильно, МАМА.
Игра «Мама какая?» .
(Единственная, ласковая, заботливая, родная, добрая.)
Ребята, подумайте и скажите чем вы похожи со своей семьей и какие есть различия.
Дети определяют характерное отличие каждой семьи - это схожесть членов семьи. Затем дети определяют второе характерное отличие семьи - общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии и имена их родите-лей.
Проводится игра «Назови отчество». С мячом.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что кроме фамилии и имени у каждого человека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребенка Сергеевич.
Педагог называет мужское имя, а дети говорят, какое от него полу-чится отчество; девочки называют отчество для дочек, а мальчики для сы-ночков:
Александр - Александровна - Александрович;
Олег - Олеговна - Олегович;
Иван - Ивановна - Иванович;
Василий - Васильевна - Васильевич.
Семья бывает дружная, весёлая, танцевальная, красивая, спортив-ная. Все семьи разные – бывают маленькие и большие, если в семье много детей – это многодетная семья. Люди из разных семей различаются фамилиями, именами, внешностью. В каждой семье существуют свои традиции. Семейные традиции – это принятые в семье правила поведения, которые соблюдают в семье.

Физкультминутка
У меня есть семья
Очень дружная она.
С мамой мы печем блины (Имитация движений.)
Небывалой вкусноты!
С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений.)
С бабушкой цветы сажаем. (Имитация движений.)
С папой мы в футбол играем. (Имитация движений.)
Мяч в ворота забиваем.
Очень сильно я люблю (Обхватить себя руками.)
Свою милую семью.

Семья – это родные люди, живущие вместе, ваши родственники. Скажите, кого называют родственниками? Близких по родству людей. Родственниками называют бабушек, дедушек, братьев, сестер. А что озна-чает слово «РОД»? РОД – все родственники, имеющие одну и ту же фами-лию. У нас на столе лежат колечки.
Любой род можно представить в виде этих колец. Первое кольцо - это (дедушка и бабушка). Следующее кольцо, как мы его назовем? (Мама и папа)
Это кольцо - дети, т.е. вы. Следующее - это ваши будущие дети. Что же у нас получилось?
Дети: пирамидка.
- По пирамидке можно рассказать о родословной любой семьи. Так что же такое родословная?
Родословная это история какого- либо рода или семьи. А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева.
(Показ генеалогического древа, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи.)
А дерево это стали называть «Генеалогическим древом»

Мы ведь с вами не появились на свет сами по себе, все мы ветви и ли-стья огромного человеческого дерева.
Как растет дерево, так растет и каждая семья – от самых древних предков (корней) до юных представителей рода (зеленых листочков). Мам и пап в семейном древе можно сравнить с ветками, бабушек и дедушек – с крепким стволом. Именно благодаря такой ассоциации схематическое изображение родословных связей каждой семьи называют генеалогическим деревом (древом).
- Родословное дерево – это изображение истории рода в виде раз-ветвленного дерева. Родословное дерево помогает хранить память о пред-ках, благодаря ему мы лучше знаем историю своего рода. Как дерево сильно за счет своих корней, так и сила семьи держится на его корнях. С помощью семейного дерева можно узнать о жизни своих предков. Такое дерево есть у каждого из нас. У некоторых оно большое у некоторых ма-ленькое. Это поток наших предков. Дерево уходит своими корнями далеко в прошлые века. Таким образом, зная свои корни, мы иногда можем объ-яснить самим себе свой выбор, да и свое происхождение тоже.
Генеалогия или родословие - систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве семей и родов; в более широком смысле - наука о родственных связях.
Воспитатель: – А теперь давайте сядем за столы. Посмотрите, перед вами на тарелочках лежат фотографии, найдите пожалуйста свои.
– В самом верху на кроне дерева располагается ваша фотография (Колина, Танина и т. д.) Если у вас есть братик или сестрёнка, то вы при-клеиваете её рядом со своей фотографией, а ниже справа – папа, слева – мама. Еще ниже под родителями, их родители, то есть ваши бабушки и де-душки.

Заключение.
– Мы сегодня с вами говорили о родословном дереве
* Что вам больше всего запомнилось?
* Понравилось ваше дерево жизни, почему?
* Будете ли вы продолжать дома с родителями работу над вашим дере-вом?
* Что вы нового узнали из нашего занятия?
(Ответы ребят)