«Привет, как дела? – Да, как сажа бела!». Что значит это выражение

Приучите птиц в мороз к своему окну

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

А. Яшин

15 января отмечается как Всероссийский экологический праздник "День зимующих птиц России". В этот день юннаты по всей нашей стране помогают пернатым друзьям – зимующим птицам. День зимующих птиц отмечается уже одиннадцать лет и каждый год в этот день российские экологи призывают население помочь пернатым.

В рамках празднования этого дня активисты местного отделения партии «Единая Россия» совместно с сотрудниками библиотеки № 237 организовали и провели экологический час «Поделитесь с птицами едой» для воспитанников дошкольного отделения «Радуга» ГБОУ лицей № 1564.

Ребята послушали главного библиотекаря Круглову Анну Владиславовну, которая рассказала о том, как трудно приходится птицам, оставшимся зимовать, в холодные морозные дни. Ведь самое страшное для них не холод, а голод. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает именно от голода. Особенно часто птицы погибают в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден.



Познакомились ребята и с птицами, которые остаются зимовать в нашей стране. Чтобы дети запомнили этих птичек, им было предложено поучаствовать в отгадывании необычных загадок, где главными героями выступают эти стойкие маленькие живые комочки.


Как сажа черна, как сметана бела,

Люблю всем в лесу рассказать, где была...

У опушки в старых ёлках

От зари и до зари

Разговор ведут _____________

Громко вторят ______________

Кто догадался, что речь идет о чечётках и снегирях? А еще можно устроить веселую физзарядку с перечислением зимующих птичек.



Много интересного ребята узнали о повадках и привычках зимующих птиц. Поползень умеет передвигаться по стволам деревьев головой вниз, а осенью он заранее запасает для себя корм. Маленький шустрый воробышек живет повсюду, кроме Севера. Синичка - ловкая птичка, которая уничтожает вредителей не только летом, но и зимой. Сойка - очень нарядная птица. У встревоженной сойки на голове поднимается хохолок, питается желудями и орехами, припасенными с осени. Ворона - одна из крыпных птиц. С ней связана народная примета - если вороны сидят на верхушках деревьев, ждите мороза.



В завершении такой замечательной акции ребята с удовольствием посмотрели мультфильм по мотивам рассказа Д.Н. Мамина-Сибиряка "Серая шейка", где активно сопереживали бедной уточке и громко подсказывали, как обмануть хитрую рыжую плутовку-лису.



Все участники мероприятия получили от руководителя местного отделения партии "Единая Россия" района Митино Киселевой Ольги Николаевны в подарок журналы, в которых рассказывается о жизни не только птиц, но и домашних животных, которые любезно были предоставлены Благотворительным фондом помощи семье и детям "Путь к успеху".

Действующие лица:
Скоморох – веселый затейник,
Леший – дед лесной, дух леса,
Зимушка – волшебница,
Весна
(По ходу действия, зимушка превращается в весну на глазах удивленной публики)

1 С: Спешите к нам, не проходите мимо,
Мы сегодня с вами провожаем зиму
Подходите, детвора,
Праздник начинать пора!

Здравствуйте, ребята дорогие, маленькие и большие!
Масленицу широкую открываем, веселье начинаем.
Уж ты, зимушка-зима, все дороги замела.
Все дороги и пути, не проехать, не пройти.
В хороводе мы пойдем, дружно спляшем и споем.
(все встают в хоровод)
2
Выпал беленький снежок,
Соберемся все в кружок.
Все потопаем,
Все потопаем.
Будем весело играть,
Будем ручки согревать.
Все похлопаем,
Все похлопаем.
Если холодно стоять,
Мы похлопаем опять
По плечикам,
По плечикам.
Чтобы стало нам теплей,
Будем прыгать веселей.
Все попрыгаем,
Все попрыгаем.

Готовы вы весну встречать?
Веселиться, петь, плясать?
Чтоб Весну встретить, надо Зиму проводить!
А мне кажется, нужно ее просто подразнить.
Обидится Зима, разозлится, да и уйдет!
А не уйдет сама, так выгоним ее!
Вот отгадайте загадку:

Бабка белая и седая,
Вредная и злая,
Стужу нагоняет, белым ковром землю устилает,
Сугробы наметает….

Л: Никакая Зимушка не бабка! Зимушка-красавица! Как услышал ваши слова, так из лесу и прибежал!
С: Ой, Леший пришел! Здравствуй, дедушка! С добром ты к нам из леса или с шалостями? Если с шалостями – прогоним тебя мигом! Да, ребята?
Л: Я то с добром. А вот Зимушку-красавицу в обиду не дам! И не позволю вам ее прогнать!
С: Ой, да неужели мы тебя испугаемся!
Л: А вы меня и не пугайтесь, а колдовства моего берегитесь! Есть у меня в мешочке зайка белый. И пока он серым не станет, Весне к вам не дойти и не добраться. Вот выпущу его сейчас, убежит он в снег спрячется и никогда в серенького не превратится.
С: Ой, знаю, колдовство твое сильное. Только неужели сразу колдовать начнешь? И не покуражишься сначала перед нами, загадки не по загадываешь?
Л: А что, хорошая идея! И покуражусь и поколдую… (отдает мешок С. подержать)

Как сажа черна, как сметана бела, любит всем в лесу стрекотать, где была. (Сорока).

За деревьями-кустами промелькнуло быстро пламя. Промелькнуло-пробежало, но ни дыма, ни пожара. (Лиса).

Не барашек и не кот, носит шубу круглый год. Шуба серая - для лета, для зимы - другого цвета. (Заяц).

Кто в лесу глухом живет неуклюжий, косолапый, летом ест малину, мед, а зимой сосет он лапу. (Медведь).

Ну что ж, молодцы, ребята! Загадки хорошо отгадываете. Но Зимушку все равно в обиду не дам. (берет мешок) Беги белый зайка, и оставайся всегда белым! (достает из мешка серого).. Ой!...
С: Видишь, Леший, волшебство на нашей стороне! Быть весне!
Л: Я это так не оставлю! (убегает)
С: Беги-беги! А мы еще поиграем! (помогает воспитатель)
С: Дзинь-дзинь!
Воспитатель: Кто там?
С: Электронная почта!
Воспитатель: Откуда?
С: Из другого города!
Воспитатель: А что в другом городе делают?
С: Весну встречают и…Прыгают! (приседают, кружатся, хлопают, топают, танцуют)
Воспитатель: Ой, как интересно!
С: Конечно, интересно! Давайте попрыгаем!
3 С: Ну, молодцы, детишки! Все умеете, а молчать можете?
Вот сейчас мы и проверим!

Л: Стоп-стоп! А знаете ли вы, что пока в лесу медведь не проснется, не будет Весны, а Зимушка с нами останется. Вот и принес я Мишу вам показать. Спит он. А я буду баюкать его, не дам ему проснуться.
С: А мы его сами развеселим-разбудим! (выхватывает мишку и отдает ребятам в хороводе) Ну ка ребята, передавайте мишку по кругу, чтобы Леший вас не догнал! (игра)
4
Л: Ох, шустрые вы! Но ничего, есть еще много признаков весны, которых вы не знаете, и отгадать не сможете!
С: Это ребята то не смогут?... А ну, загадывай!
(игра – «признаки весны»)

5 Появляется Зимушка. Оглядывает грустно свои владения, словно в последний раз заботливо наводит порядок в доме. Наливает воду в бокал и превращает ее в блестящие камни. Наливает воду в руку, берет веер, машет на мокрую руку и начинает «идти снег». Берет платочек, превращает в серебряную сосульку. Колдует ею, и зажигаются голубые огоньки(на дереве, на сугробе или на скатерти…)
З: (грустная) Здравствуйте!... Неужели проститься придется на век?
Л: Ну, не грусти, милая… Давай.. Давай за холода еще поборемся!....
З: Нет… Чувствую, прощаться нам пора!... Но, чтобы не так грустно было, давайте веселье устроим. Сделаем букет хорошего настроения? Тогда смотрите и помогайте! И веселее хлопайте!
6 Музыка(веселая, Фокусы (Огонек превращается в розу. Другой цветок меняет цвет. Зима показывает платок с двух сторон – но из него появляется букет. Зажигает пламя в кастрюле – в ней появляется букет.) (Леший пританцовывает, собирает появившиеся цветы)
З: Ну, повеселились – пора прощаться. Ну ка, станем снова в хоровод!
7 Грустно мне с вами прощаться, но так и быть, я ухожу, вьюгу-стужу уношу! Прощайте, исчезаю я! (кружится, плащ с нее спадает и она оказывается, вместо синего, в зеленом платье)
Л: Ух ты!... Не исчезла ты, а превратилась! А вот и корона твоя новая, и плащ! (Выносит ей венок из цветов и яркую цветастую накидку)
З-В: Ой, как интересно получается!
И хорошо, что все меняется!

Давайте пойдем в хороводе и сделаем новое волшебство!
Разожжется солнышко и растает снег!
И на землю новую ступит человек!
За летом будет осень, за осенью зима,
А после белой зимушки – зеленая весна.

(Леший дает ей книгу книгу)
Огнем сгорит все старое, и навсегда уйдет(огонь в книге)
А новое-чудесное придет и оживет! (появляется птица)

Птичка милая, лети к своим братьям в теплые края, скажи, пора домой возвращаться! (Леший, покажи птичке дорогу!)
(Пускает птичку в руки Лешему, он ее уносит)

А мы давайте с вами танцы веселые устроим!
8 (Люблю я на Масленицу под «Заиньку» хороводы с детьми водить, но возможны варианты. Весна и Леший водят хоровод в центре и показывают движения детям)

Л: Хорошего вам праздника, друзья!
В: Веселья и радости!
(поклон)

Масленица. Блины печь - дело сложное.

Блины печь - дело сложное.

Растворю я квашенку на донышке,

Поставлю квашонушку на столбушке.

Будет моя квашенка полным - полна,

Полным-полна, с краями ровна!

Для блинов надо много секретов знать. Тесто ставить на снеговой воде, на дворе, когда всходит месяц, да приговаривать. (Произносит вместе со зверями).

Месяц ты, месяц,

Золотые рожки,

Выгляни в окошко,

Подуй на опару.

Звери выносят бадейку (миску), покрытую вышитым полотенцем. Еще раз повторяют заклинание Масленицы, надевают фартуки, берут сковородки, хвалят тесто.

Звери.

Хороша опара уродилась, пора и блины из нее печь.

Лиса.

А ну, угадайте, что это я делаю. (Показывает сковородку и демонстрирует все, о чем говорит).

На плешивого маслом капну,

По плешивому тестом хлопну,

Плешь обдеру да опять наведу.

Дети.

Печешь блины!

Заяц.

А кто таков - Иван Громоков? Сел на конь и поехал в огонь!

Исполняется русская народная песня «Блины».

Масленица.
А вы хорошо ль меня встречали-дожидали?

Ведущий.
Ждали тебя, Масленица, готовились.

5-й ребенок.
Масленица - кривошейка,
Встретим тебя хорошенько:
С блинцами, с каравайцами,
С вареничками,
С сыром, маслом, калачом
И с печеным яйцом.

Ведущий.
Мы даже песню знаем о твоей щедрости. (Звучит народная закличка «А мы масленицу дожидали»). А кто с тобой пришел?

Масленица.
Мои друзья - птицы, звери. Сейчас они о себе загадают загадки. Первым и о приходе весны возвещают птицы.

Птицы по очереди загадывают, загадки.

Сорока.
Как сажа черна, как сметана бела, люблю всем в лесу стрекотать, где была. (Сорока) .

Воробей.
Видали вы меня не раз, скачу я в двух шагах от вас. Чирик-чирик,чирик-чирик. Кто к этой песенке привык? (Воробей) .

Масленица.
А теперь просыпайтесь, звери большие и малые. Звери загадывают загадки.

Лиса.
За деревьями-кустами промелькнуло быстро пламя. Промелькнуло - пробежало, но ни дыма, ни пожара. (Лиса) .

Заяц.
Не барашек и не кот, носит шубу круглый год. Шуба серая - для лета, для зимы - другого цвета. (Заяц).

Медведь.
Кто в лесу глухом живет неуклюжий, косолапый, летом ест малину, мед, а зимой сосет он лапу. (Медведь) .

Ведущий.
Масленицу провожаем -
Весну встречаем.
Гостья погостилася,
С зимушкой простилася.
С крыши капели,
Грачи прилетели,
Воробьи чирикают,
Они весну кликают.

Ребенок.
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Станицей тучки носятся,
Теплом озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…
Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена -
И над душою каждою
Проносится весна.

(А. Фет)

Ведущий.

Весна - начало земледельческих работ. Вспомним, как люди обрабатывают землю для посадки зерна. Сначала ее вскапывают лопатами - как, покажите. (Детиимитируют). А как семена разбрасывают? Как из лейки поливают? Как сорняки вырывают? Проведем игру «Здравствуй, дедушка Мазай!» Посчитаемся, кто будет Мазаем.

Делом нужным занят грач,
Ходит полем, словно врач,
Лечит пашни и поля. -
Где болит, скажи, земля?

Дети толпой подходят к Мазаю.

Дети.
Здравствуй, дедушка Мазай, на солнышко вылезай!

Мазай.
Здрасьте, детки! Где вы были, что вы видели?

Дети.
Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем!

Посовещавшись, дети вместе с ведущим пантомимически изображают один из весенних трудовых процессов. Мазай отгадывает. Игра проводится несколько раз.

Масленица.
А знаете ли вы пословицы о труде? Проверим! Я буду читать начало пословицы, а вы - конец.
Ученье - свет… (а неученье - тьма).
Готовь сани летом… (а телегу - зимой).
Не красна изба углами… (а красна пирогами).
Маленькое дело лучше… (большого безделья).
Чем дальше в лес… (тем больше дров).
Не сиди, сложа руки… (не будет в доме скуки).
Труд человека кормит… (а лень портит).
Молодцы! Хорошую встречу и добрые проводы вы мне подготовили.
Я гуляла с вами, теперь села в сани,
Пела и плясала, больно я устала.
Кончилось веселице - беритесь за делице,
Направляйте сошенку выехать на пашенку,
А со мной проститеся, блинами угоститеся.

Масленица и ее свита уходят. Ведущий приглашает всех угоститься блинами.


Масленица - сценарий школьного вечера

Масленица для младших школьников. Сценарий

Сценарий праздника Широкая масленица для начальной школы

Автор: Журавлева Ирина Викторовна, учитель начальных классов, МОУ Спас -Заулковская школа-интернат – ЦО «Планета детства» село Спас-Заулок Клинского района Московской области
Цели:
- формировать представление детей о праздновании Масленицы на Руси;
- об обычаях и традициях русского народа;
- развивать познавательный интерес детей к истории своего народа

Ведущий. Вот и подошла к концу зима длинная да холодная, не за горами весна – красна. Давайте-ка мы её с вами все дружно позовём. Повторяйте за мной.
Весна, весна красная
Приди, весна, с радостью,
С великою милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С дождями сильными,
С хлебами обильными
- Ой, ребята, кажется, к нам кто-то идёт. (появляется Зима, поёт песню «У леса на опушке»)
Зима. Это кто тут Весну без моего приказа зовёт? Кто своевольничает? Ах, это вы? Проказники! Вы чего тут раскричались? Кыш, кыш, кыш отсюда, пока я вас не заморозила. (Звучит музыка появляется Весна)
Весна . Кто меня звал - вызывал? Вы, ребята?
Зима. Ошиблись ребята, не хотели они тебя звать. Им и со мной хорошо!
Весна. Да правду ли ты говоришь-то, сестрица? Уж так-то громко звали, так старались! Верно, уж мой черёд подошёл? Тепла да цветов всем захотелось!
Зима. А я говорю – рано пришла! Ещё подожди! Мы не все зимние игры переиграли, не все песни перепели!
Ведущий. Представьте, ребята, а если бы никогда – никогда больше не было бы Зимы.
Весна. Будто у меня ни песен, ни загадок в припасе нет!
Ведущий. Тише, тише! Не надо ссориться. Мы сегодня сможем вас померить, ведь у нас сегодня особый праздник – проводы зимы и встреча весны. А называется праздник – Масленица! Давайте-ка пригласим её к нам в гости?
1 ученик.
Душа ль ты моя, Масленица,
Сахарные твои уста,
Сладкая твоя речь!
Приезжай к нам в гости
На широкий двор
На горах покататься,
В блинах поваляться
2 ученик.
Уж, ты, моя Масленица,
Красная краса, русая коса
30 братьев сестра
3-х матушек дочка,
Приезжай ко мне во тесовый дом
Умом повеселиться,
Речью насладиться

3 ученик.
Приезжай честная Масленица,
Широкая боярыня,
На 77 санях,
На широкой лодочке
В город пировать!
(Хором) Добро пожаловать к нам, Масленица! (появляется Масленица, вместе с ней звери).
Ведущий. Здравствуй, дорогая Масленица! Здравствуйте гости долгожданные! С вами мы всегда готовы повеселиться на празднике проводов зимы холодной, встречи весны ясной! Надолго ли ты, Масленица, к нам пришла?
Масленица. Всего лишь на 7 дней. Мой 1-ый день встреча, а 7-ой проводы
4 ученик.
Наша Масленица дорогая
Ненадолго к нам пришла
Мы думали на 7 недель,
Оказалось на 7 дней.
(Рассказ о днях на масленичной неделе)
Понедельник – встреча
Вторник – заигрыш
Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с праздником, это время игр и развлечений: катание с гор, катание на лошадях
Среда – лакомка
Четверг – разгул (самый веселый день)
Пятница – тёщины вечера
Зятья (папы) идут в гости на блины к бабушкам (маминым мамам)
Суббота – посиделки
Родственники собираются на обед или ужин, долго сидят, общаются.
Воскресенье – прощёное воскресенье
В этот день прощают все обиды, забывают ссоры, признают свои ошибки, мирятся.
(Исполняется песня «Блины»)
Ведущий. Масленица, а кто пришёл с тобой?
Масленица. Мои друзья – звери, по весне меня знавшие. Расскажите ребятам, как вы зиму провели.
Белка. У меня запасов много было. Не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую, будто и не было холодной зимы.
Лиса. А я голодала! Одними мышками питалась. Ну, да изредка кур в соседней деревне посчитывала. А что ты, кум такой ходой?
Волк.
Будешь, худ с такой едой
Я не ел 4 дня
Увидал обед у пня
А обед во все лопатки
Припустился от меня
Вот несчастье! Вот беда!
Быстроногая еда!
Лиса. Миша! Расскажи, как ты чуть весну не проспал?
Медведь.
Без забот и без тревоги
Спал медведь в своей берлоге,
Спал всю зиму, до весны
Лиса. И, наверно, видел сны?
Медведь.
Вдруг проснулся косолапый,
Слышит: каплет –
Вот беда!
В темноте пошарил лапой и вскочил
Кругом вода!
Лиса.
Заспешил медведь наружу:
Медведь. Заливает не до сна
Лиса.
Вылез он и видит – лужи,
Тает снег. Пришла весна.
Масленица .Звери приготовили для вас, ребята, загадки.
Не зевайте, хором отвечайте!
1.Не артист, а голосист, не ездок, а шпоры у ног.
2.Как сажа черна, как сметана бела, люблю всем в лесу стрекотать, где была?
3.За деревьями – промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло – пробежало, но не дыма, ни пожара.
4. Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета, для зимы – другого цвета.
Ведущий. Масленицу провожаем, весну – красну встречаем. Гостья погостилася, с зимушкой простилася. С крыши капели, грачи прилетели. Воробьи чирикают, они весну кликают.
Игра «Летят, летят».
Я буду напевать слова, а вы поднимайте руки, машите ими да приговаривайте: «Летят, летят». Да только, чур, не ошибаться: «летать» можно только вместе стеми, кто на самом деле летать может!
Грачи летят, на всю Русь трубят:

- Ту – гу – гу! Мы несём весну.
Синицы летят, на всю Русь кричат:

- Дзу, дзу, дзу, не поймать нас никому!
Поросята летят, на всю Русь визжат:

- Хрю, хрю, хрю! Надоело нам в хлеву!
Пчёлы летят, на всю Русь жужжат:

- Жу – жу – жу! Я медка принесу!
Медведи летят, на всю Русь рычат:
- У – у – у, надоело нам в лесу!
Масленица. Ну, ребята, молодцы, веселились от души!
А знаете ли вы пословицы о труде? Сейчас проверим. Я начну говорить пословицу, а вы её заканчивайте
- Ученье – свет, а неученье – (тьма)
- Готовь сани летом, а телегу (зимой)
- Чем дальше в лес, тем больше (дров)
- Труд человека кормит, а лень – (портит)
Молодцы!Хорошую встречу, вы мне устроили
Я гуляла с вами, теперь села в сани,
Пела и плясала, очень я устала
Кончилось весельице – беритесь за делице
А со мной проститеся, блинами угоститеся.

Да, безусловно, поговорки - это наследие наших предков, но часто так случается, что они могут быть всего лишь красивой фразой, слова которой легко заменить другими, схожими в смысловом значении. В этой статье разберем значение фразы «как сажа бела». Что значит эта поговорка? Почему, а главное зачем, ее довольно часто можно услышать в нашей повседневной жизни?

Значение поговорки

Черный налет сажи оседает на внутренней части печи и дымохода. Сажа черного цвета. Сажей легко испачкаться, трудно смыть с лица грязный налет. Ощущения от этого могут быть самыми неприятными. Когда говорят: «как сажа бела» - что значит выражение? Оно имеет полностью противоположный смысл.

Каждый из нас понимает, что сажа не может быть белого цвета и, следовательно, наши дела тоже являются далеко не «белыми». Другими словами - дела обстоят плохо. Часто это выражение используют, когда не хотят дать конкретного ответа и ограничиваются тем, что используют в своей речи этот фразеологизм, подразумевающий неудовлетворительное течение дел. Почему же люди довольно часто используют это выражение? Для чего, а главное зачем, мы любим иногда пожаловаться?

Немного психологии, или Привычка жаловаться

Что за дурная привычка у большинства пребывать в плохом расположении духа и постоянно жаловаться на судьбу? Довольно часто можно услышать ответ на вопрос: «Как дела? - Как сажа бела!». Что значит потихоньку или даже на букву «х» - хорошо. «Хорошо» может подразумевать все, что угодно, но только не «хорошо». Известный голландский профессор психологии университета Эразма Рут Винховен в одной из телепередач рассказывал, что одна шестая часть суши занимает «почетное» третье место в вопросе быть счастливыми: он пришел к выводу, «что счастье нужно выстрадать» или «счастье нужно заслужить». Да, конечно это так, хором подтвердим мы. Краснощекие датчане, обладатели первого «довольного» места, без устали хвалят свою жизнь, правительство и даже парады людей с нетрадиционной ориентацией. Но что же в этом плохого, если сформировалось особая манера давать всему критическую оценку? Все это может войти в привычку, которая обернется самовнушением, на общем благоприятном фоне человек будет искать пятна на солнце, и на вопрос «как дела?» неизменно отвечает: «Как сажа бела!». Что значит нежелание и неумение оценивать свое реальное положение в жизни.

Заключение

Подводя итоги сказанному, хотелось бы отметить, что именно в родительском доме формируется стиль мышления, основанный на привычке видеть негатив. Но далеко не всегда критическое отношение к происходящему может быть неудобным для нас. Если в целом вы довольны жизнью, работой, семьей и на вопрос: «Как дела?» все же изредка отвечаете «Как сажа бела!», это значит, что ваш скептицизм целиком и полностью оправдан.

Задача каждого из нас - суметь перешагнуть через негативное мышление, увидеть новые возможности в жизни, не бояться исследовать ее во всех направлениях. И если вам хочется немного поворчать, то ворчите на здоровье, но знайте меру!