Неизбежность проявления зла. Демоническое влияние и одержимость. Что же такое Зло? Определения и понятия

Фрагмент картины Ильи Глазунова "Рынок нашей демократии"

Зло как факт нашей жизни

Тот факт, что зло существует в нашей жизни, не вызовет ни у кого сомнения. Зло притесняет, ограничивает, приносит боль, физические и душевные страдания, болезни. Оно делает нашу жизнь невыносимой, превращает её в ад, в сплошное страдание.

Если обратиться к мировой истории, то вывод будет неутешительным: зло существует в человечестве с давних пор, уже многие и многие тысячелетия. А в недавнем прошлом зло проявило себя с невиданным прежде размахом, заставляющим вспомнить образы Апокалипсиса. И даже наша так называемая мирная жизнь, когда нет жестоких войн с многочисленными человеческими жертвами, это всё-таки жизнь, в значительной степени пронизанная злом. Этого не станет отрицать ни один серьёзный наблюдатель.

Поэтому неудивительно, что люди с давних пор задаются вопросами: Что такое зло? Какова его природа? На эти вопросы даются ответы различного рода: в форме художественных произведений, философских концепций, религиозных доктрин и т.п. Мы постараемся осветить эти вопросы с точки зрения знаний, которые содержатся в произведении Абд-ру-шина "В Свете Истины", Послание Граля.

Вопрос об ответственности

Для начала нам необходимо ответить на вопрос: на ком лежит ответственность за наличие зла в нашей жизни? Ведь многие люди сегодня полагают, или же - не станут отрицать такую точку зрения, если её однажды услышат, что главная ответственность лежит на Создателе нашего мира - на Боге. В таком случае иные скептики даже соблаговолят признать Его существование! Он-де создал этот мир таким, каков он есть, со всеми его "плюсами" и "минусами", и человек, в конечном счёте, оказывается как бы и ни при чём, когда речь заходит об ответственности за наличие зла в нашей жизни.

Другие же, совершенно справедливо считая такую точку зрения кощунством, хулой на Бога, возлагают ответственность за наличие в нашей жизни зла на Люцифера, падшего ангела. Однако и эта точка зрения окажется ошибочной, если мы рассмотрим проблему с точки зрения Законов Творения.

С точки зрения Законов Творения наличие зла в нашей жизни обусловлено исключительно таким имеющимся в распоряжении каждого земного человека свойством, или способностью его духа, как свобода воли. И в силу этой способности только от человека, от его свободного выбора зависело: появится в нашей жизни зло или она будет от него свободна.

Что такое зло?

Бог-творец, Создатель всего сущего, не имеет к появлению в Творении зла никакого отношения. Всё, что идёт от Бога, это всегда только Добро и Благо. Чтобы понять и ясно увидеть это, человеку необходимо заняться изучением Законов Творения, которые являют собой ничто иное, как действие-проявление Божественной Воли в Творении. Эти Законы Творения совершенны изначально, и такими пребудут всегда, пока будет существовать Творение.

По этим Законам Божественной Воли создано всё сущее, всё бытие, всё Творение, и эти Законы суть то главное Добро и Благо, которое человек должен распознать и усвоить, что для него будет равносильно истинному Богопознанию. Потому что только благодаря познанию Законов Творения - Законов Бога, человек может приблизиться к истинному познанию, а значит и пониманию Бога, своего Создателя, который вознёсся высоко надо всем сотворённым и останется для человека в личностном плане всегда недосягаемым.

Эти Законы обеспечивают возникновение, становление, бесперебойное развитие всего совокупного Творения, слаженное взаимодействие отдельных частей и гармонию целого. И только то, что нарушает гармонию, так что в отдельных частях возникают перебои и задержки, является злом.

По собственному свободному выбору источником зла стал человек. Он сознательно противопоставил себя Первозданным Законам Творения. Поэтому только на нём одном, на самом человеке, лежит вся ответственность за всё то зло, которое имеется в нашей жизни и от которого человечество непрерывно страдает.

Что человек посеет...

Люцифер, падший ангел, является источником ложного начала в Творении. Так его и следует называть и так его издавна называют обладающие знанием: князь лжи, отец лжи. Конечно, он тоже несёт ответственность за свои действия, однако человек не имеет к этому никакого отношения. Подпадая под действия ложного начала, человек теряет связь с Богом и порождает зло, за которое ответственен только сам человек, не Люцифер.

Люцифер может только соблазнять, он не может заставить человека совершать злые поступки против его воли - на это человек должен решиться самостоятельно. С порождённым им же самим злом человек постоянно и имеет дело. Впрочем, всё это уже многократно подтвердилось в течение тысячелетий, и ныне подтверждается вновь и вновь, когда на человечество непрерывной чередой обрушиваются страдания и беды.

Однако все эти многократно, по нарастающей, переживаемые страдания и несчастья, ничему не учат земных людей, и они по прежнему считают ответственными за все те беды, что на них обрушиваются, кого угодно, только не самих себя. Они не желают познавать основополагающий закон Творения - Закон Взаимодействия, просто и ясно выраженный в таких словах: "Что человек посеет, то он и пожнёт - сторицею" или "Не рой яму другому - сам в неё попадёшь", или же "Сеющий ветер - пожнёт бурю".

Наделённый свободой воли, свободой выбора в принятии решений, человек не может отказаться от этого изначально присущего ему свойства, но должен распознать его как величайший дар Бога и научиться использовать во благо всего сущего, что одновременно будет тогда и его благом. На основе таких действий никогда не появится зло, и человека на его путях в Творении будут ожидать только радость и счастье. Человек, сея семена счастья, будет пожинать только счастье. Он станет гармонично вибрирующей малой частью огромного целого, грандиозного совокупного Творения, больше не противопоставляя себя этому целому, но благодарно сливаясь с ним в радостной деятельности.

Две формы проявления зла

Находясь с давних пор во власти зла, человечество в основной своей массе не только не может понять его природы, но также имеет ложные представления о проявлении зла в нашей жизни. Пример таких ложных представлений - это распространённые взгляды на одержимость земного человека.

Считается, что быть одержимым - это некая крайняя степень подверженности злу, злым или "нечистым силам". Также считается, что из такой одержимости проистекают неисчислимые беды. Но в действительности одержимость не так опасна для окружающих, как другая форма проявления зла в нашей жизни - пребывание под демоническим влиянием. На самом деле эта другая форма проявления зла несравненно более распространённая, чем одержимость. Поэтому злых поступков совершается одержимыми значительно меньше, нежели земными людьми, находящимися под демоническим влиянием. Так же несопоставим масштаб совершения зла в одном и в другом случае.

К примеру, на некоторых известных исторических личностей, которые, оказавшись у власти, использовали своё положение для совершения зла в больших масштабах, многие смотрят как на одержимых. В действительности же эти личности совершали зло, находясь под демоническим влиянием, а не в состоянии одержимости.

Но чтобы понять всё это, нам нужно, воспользовавшись знанием о Законах Творения, рассмотреть сокрытые от земного взора механизмы проявления зла в одном и другом случае - в случае одержимости и в случае, когда земной человек находится под демоническим влиянием.

Одержимость

Одержимым следует называть такого земного человека, земным телом которого овладевает злой или нечистый дух, оттеснив и парализовав духа, которому это тело дано на время земной жизни и удерживает его в течение какого-то времени. Разумеется, предварительным условием одержимости должна быть леность того духа, которому изначально принадлежит земное тело. Потеря духовной бдительности и недостаточная духовная активность приводят к тому, что в результате какого-либо события происходит вторжение духа-захватчика - духа, когда-то жившего на земле в земном теле, но теперь его не имеющего. В свою очередь, события, приводящие к одержимости, могут быть самыми разными. Это может быть, к примеру, переживание страха, сильный испуг, или занятие какими-либо оккультными упражнениями, а также вызывание духов, столоверчение и т.п., - то есть всё то, что ослабляет или распахивает естественные защитные врата души, создавая предпосылки для вторжения непрошенных гостей из потустороннего мира.

Если теперь такой одержимый совершает злые поступки, к примеру, крадёт имущество других, вредит их телам, то ответственность по Законам Творения понесёт дух-захватчик. Ведь это именно его злое воление и управляет телом, в то время как дух, оттеснённый и скованный одержателем, не несёт ответственности за совершаемое зло, ибо не участвует своим волением в совершаемых поступках.

Для окружающих все эти процессы остаются непонятными, а суждения по большей части ошибочными. Люди видят внешнюю сторону явлений, не понимая сути.

Материалистически настроенная наука говорит о таких явлениях, как раздвоение или расщепление личности. Однако личность, носителем которой является дух земного человека, его внутреннее ядро, не может "раздваиваться" или "расщепляться". Но проявление двух или больше духов, каждый из которых - отдельная личность, со своим особым складом характера, через одну земную оболочку вполне возможно. Это и происходит в случае одержимости.

Верующие люди, не отрицая потусторонний мир, говорят об одержимости "бесами" или демонами, ближе подходя к сути явления, но всё равно ошибаясь. Потому что одержимости земного человека демоном, "бесом" (а также "сатаной", "дьяволом" и т.п.), быть вообще не может. Но - человек может находиться под демоническим влиянием.

Демоническое влияние

Прежде всего, нам нужно разобраться, что такое демон? Какова природа демонов? И в чём принципиальное отличие демона от духа человека?

Демон - это сущность, принявшая форму злого воления человеческого духа.

Это относится к свойству человеческого духа, от которого он не может избавиться: своим волением в ощущении в так называемом потустороннем мире он постоянно порождает как светлых существ, воплощающих собой формы доброго воления, так и демонов, формы злого воления (формы ненависти, зависти, коварства, похоти, скупости и т.д.). В обоих случаях человек использует нейтральную творческую силу, пронизывающую Творение.

Таким образом, ядро, как светлых сущностей, так и демонов, которые возникают в результате деятельности человеческого воления, обладает собственной движущей силой и действует в заданном человеческим волением роде: добром или злом. Именно эти продукты деятельности человеческого воления часто созерцают ясновидящие, то есть те земные люди, у которых имеется способность созерцать потусторонний мир.

Легко понять, что эти продукты деятельности человеческого воления в любом случае слабее самого человеческого духа. Они, конечно же, оказывают влияние на земного человека, если находят в нём подобный себе род. Более того, объединяясь по Закону Притяжения Подобного в центры, они значительно усиливаются в обратном действии на земное человечество, неся погибель или благословение.

Формы доброго воления несут добро, к примеру, укрепляя и поддерживая в добрых начинаниях и устремлениях. Формы злого воления несут зло. Но к одержимости это привести никогда не может. То есть демон, в силу своей природы, не может оттеснить даже ленивого духа и насильно захватить тело, чтобы управлять им вместо духа. Это под силу только другому духу. Однако человек может сам раскрыться навстречу нечистым потусторонним потокам и центрам и оказаться под демоническим влиянием.

Этот процесс гораздо опаснее, как для самого человека, так и для окружающих. Потому что человек в этом случае действует хладнокровнее, расчётливее, коварнее, по собственному решению сделавшись орудием тьмы. Разумеется, человек в этом случае несёт и всю полноту ответственности за свои действия. При этом он способен принести огромный вред окружающим и взвалить на себя чудовищную карму.

Евангельские примеры одержимости и демонического влияния

Благодаря свидетельствам евангелистов, нам известно, что Сын Божий Иисус мог помочь одержимому. Точно так же изгнать низменного духа-захватчика могли и ученики Иисуса - то есть человеческие духи, которые имели связь со Светом. Не будем смущаться, что в евангельских текстах употребляются такие выражения, как "одержимый демоном" или "бесом". Когда действительно имеет место одержимость - это всегда злой дух, который насильно завладевает чужим телом, никогда не демон или "бес". В других случаях совершенно правильно говорится об одержимости "нечистым духом", то есть злым, падшим духом.

Иисус, когда сталкивался с такими случаями, изгонял злых духов, давая возможность духу, которого в результате его лености оттеснили от управления земным телом, действовать в земном плане. Пережитое при этом потрясение, но в первую очередь жизнь по Слову Иисуса было залогом того, что подобное несчастье с человеком уже не случится.

Однако Сын Божий Иисус не мог освободить от злого влияния такого земного человека, который сам протянул руку тьме и тем самым оказался под демоническим влиянием. На пути такого обращения стояло добровольное решение человеческого духа, его активное злое воление.

Иисус не мог обратить к добру никого, кто добровольно открылся навстречу тьме. Он не мог обратить Своего ближайшего ученика, Иуду Искариота, когда тот замыслил зло против своего Учителя. Он не мог обратить к добру фарисеев, которым действия Иисуса были неугодны, потому что ограничивали их власть над народом. Поэтому они стремились убить Его, если по-другому не получалось положить конец Его действиям.

Все они действовали с поистине дьявольским коварством и изворотливостью, планомерно проводя свои собственные планы в жизнь. Одновременно и в первую очередь это были планы тьмы, которая любыми средствами борется со Светом. Таким образом, все эти земные люди сделались добровольными орудиями тьмы, которая нашла в их душах то, на что она могла опереться. При этом они понесли личностную ответственность за свои действия, совершаемые под демоническим влиянием, взвалив на себя чудовищную карму.

Некоторые выводы

Итак, из этих разъяснений и примеров видно, что одержимость и пребывание под демоническим влиянием - это две совершенно разных формы проявления зла в нашей жизни. При этом земные люди, находясь под демоническим влиянием, творят гораздо больше зла, чем одержимые. И если многие земные люди смело могут сказать о себе, что они не одержимы, то многие ли могут сказать: "Я свободен от демонического влияния"? - Ведь только такой человек, который чист настолько, что его внутренний взор постоянно обращён к Свету и ощущение которого функционирует в полную силу, так что любые нечистые течения и формы будут распознаваться и отклоняться им, не находя в душе никакого подобия, будет свободным от демонического влияния. И уж подавно, само собой разумеется, такому человеку не грозит одержимость.

Здесь лучше набраться мужества и признаться, что быть свободным от демонического влияния - это та цель, к которой необходимо стремиться всеми силами, воспользовавшись той огромной помощью, которая нам дана в Слове Божьем.

И не оказываемся ли мы под демоническим влиянием, протягивая руку тьме, когда в нас вспыхивает раздражение или зависть, или когда мы отдаёмся на волю так называемым слабостям характера, будучи небрежными в чём-либо или только легкомысленными? Кто-то скажет, что это ведь мелочи... Однако из этих мелочей складывается в итоге всё наше бытие, заканчиваясь или блаженством вечной жизни в Царстве радостного творчества, которое также называется Раем, или погибелью в страшных мучениях, сопровождающих распад личностного сознания.

Семя, которое падает в почву, выглядит небольшим в сравнении с тем растением, которое из этого семени вырастает. Не иначе обстоит со всем, что исходит от нас, начиная с ощущений, желаний, мыслей. Так что зло, которое однажды выходит из нас наружу и становится заметным окружающим нас людям в наших действиях, словах и поступках, тоже когда-то было какой-то мелочью, которой мы дали своё "добро".

Что такое Послание Граля?
_______________________
______________________________
______________________________________

(С) Пётр Любимов

Митрополит Минский и Слуцкий ФИЛАРЕТ,
Патриарший Экзарх всея Беларуси,
Председатель Синодальной Богословской комиссии
Русской Православной Церкви

Когда мы, христиане, обращаемся к проблеме зла, то оказываемся в парадоксальной ситуации. Ведь для того, чтобы понять, что такое зло, мы должны хотя бы умственно приобщиться злу. Но Св. Писание говорит нам обратное: отвращайтесь зла ().

А с другой стороны, как мы можем отвращаться от зла, если не знаем, от чего нужно отвращаться? Как мы можем стремиться к добру, если не знаем, чем оно отличается от зла?

Этот парадокс указывает на то, что проблема зла не является чисто теоретической. Обращаясь к проблеме зла, мы особенно ясно сознаем, что в понимание требует вовлеченности в то, что мы хотим понять. Зло – это не нейтральный объект, если вообще существуют нейтральные объекты познания. Понимание зла само по себе является моральной, а лучше сказать, духовной проблемой.

Можем ли мы понять, что такое зло, не приобщаясь в то же время злу как таковому? Или, если использовать выражение апостола Иоанна Богослова, не погружаясь в так называемые глубины сатанинские ()?

К проблеме зла можно подходить по-разному.

Можно исследовать то зло, которое совершается в мире и последствия которого мы испытываем на себе. Это, так сказать, объективное зло, источником которого являются события и процессы, происходящие в природном и социальном мире. И тогда предметом нашего рассмотрения является сам порядок мироустройства. В этом случае возникает вопрос о том, не является ли причина зла онтологической, то есть, не заключено ли зло в самой бытийной основе мира и человека?

Но в то же время мы видим, что зло творится – и творится самими людьми. А это значит, что нельзя обойти и другой вопрос – об истоках зла в самом этосе человека, в его намерениях и поведении. Есть что-то особенно противоречивое в том, что человек, который страдает от разного рода зла, сам творит зло. И творит его активно и даже изобретательно, как говорит апостол Павел ().

Проблема зла – это вопрос об источнике зла. И даже если мы ищем этот источник в объективном устроении мира и человеческой жизни, мы неизбежно приходим к человеку, о котором точно знаем, что он производит зло.

Однако если человек – это один из источников зла в мире, сам человек не является источником своего собственного бытия. Следуя определенной логике, мы ищем источник зла там, откуда произошли и человек, и объективный мир, в котором он живет. И так мы приходим к вопросу о том, насколько Творец мира и человека виновен в существовании зла, – приходим к проблеме теодицеи, то есть «оправдания Бога».

Это законный путь рассуждения – искать первопричину, порождающую определенные следствия. Но в данном случае такая логика не вполне соответствует предмету рассмотрения. Если причиной бытия человека является Бог, то причиной зла, творимого человеком, является сам человек. Ведь мы по опыту знаем, что зло совсем не только приходит к нам извне. Мы чувствуем, что сами производим зло, и не можем, уподобляясь Еве, «переложить» это зло на кого-то другого. Поэтому для нас разрешение проблемы существования зла обязательно связано и с самоиспытанием.

Ведь, в конечном счете, проблема в том, как противостоять злу или, по крайней мере, ему не поддаваться. Но для этого нам необходимо прояснить статус зла с точки зрения богословской онтологии.

Согласно древней церковной традиции, следует утверждать, что зло не есть. В бытии как таковом нет такой «части», которая сама по себе была бы злом. Всё сотворенное всеблагим Богом есть благо, «добро зело» (), а потому у того, что благом не является, не может быть сущности, субстанции. Даже падшие ангелы по природе своей являются благими. Бог зла не сотворил.

Автор книги «Премудрости Соломоновой» говорит: Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть (). И в другом месте: Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его ().

Что же такое зло? Богословский ответ таков: зло – это не природа, не сущность. Зло – это определенное действие и состояние того, кто производит зло. Есть известное и часто цитируемое высказывание блаженного (V век): «Зло – не есть; или вернее, оно есть лишь в тот момент, когда его совершают». В этой формуле выражена самая суть зла, но это не «сущность» в философско-богословском значении этого понятия.

Другими словами, источник зла – не в устроении объективного мира, а в воле. Источником зла являются те существа, которые обладают волей. Те существа, которым Сам Творец дал возможность, но также и заповедь свободно относиться к Богозданному миру – к миру, дарованному Богом Своим творениям.

Таким образом, с онтологической точки зрения зло – нереально, оно – не существует.

Однако это с богословской точки зрения верное утверждение входит в очевидное противоречие с нашим опытом. То, что зло не существует онтологически и что оно коренится в свободной воле творений, не означает, что зла вообще не существует. Зло, конечно же, существует в мире, но не так, как существуют в нем вещи, организмы и всё, что имеет «сущность».

Потому что мир, в котором живет человек, – это не только некое упорядоченное Богом целое. Это также и область деяний тех существ, которых Бог наделил волей. Причиной этих деяний являются не внешние объективные законы, а именно воля и свобода. Так мы приходим к главному выводу: источником зла в мире является не Бог, сотворивший мир, но Его свободные создания.

В чем же реальность зла? – В его действенности. Зло происходит потому, что тварное бытие не является бытием, полностью зависимым от всеблагого Бога Творца.

Отсюда и другое важное заключение, к которому нас приводит именно рассмотрение проблемы зла. Бытие, которое изучает философская и богословская онтология, не ограничивается миром сущностей, то есть, тех «идей» и «смыслов», которые являются основой объективного природного мира. Обладающие волей субъекты – тварные существа, также относятся к бытию, потому что они тоже существуют в мире.

Что характеризует эти существа? – То, что они сами являются причиной и источником своих действий, несмотря на то, что существуют во внешнем для них мире, который ограничивает их свободу. Но свобода совсем не означает отсутствия ограничений. Напротив, свобода творений – это именно свобода в тех пределах, которые поставлены Творцом. Это свобода в условиях тварного бытия. А потому она по необходимости включает свободное отношение к Богу Творцу.

Ошибка всех концепций зла гностически-манихейского толка состоит в том, что в них злу отводится место в самом бытии – или в тварном, или даже в нетварном. Подобный дуализм противоречит христианскому пониманию творения мира и происхождения зла.

Но если мы утверждаем, что зло относится к сфере воли, тогда, безусловно, нужно говорить о дуализме. Только этот дуализм никоим образом не относится к Богу, а только к свободным тварям.

Человек, действительно, внутри самого себя пребывает как бы в поле напряжения между двумя полюсами – добра и зла. Таково нынешнее состояние человека – после грехопадения Адама. И каждый из этих полюсов обладает притягательной силой. Но их соотношение – не симметрично, потому что на одном полюсе – именно плюс, а на другом – именно минус.

То обстоятельство, что зло действует и в нас самих, и вне нас, что мы сами одновременно являемся и производителями зла, и его восприемниками, имеет серьезные последствия: пребывая в состоянии греха, мы, в сущности, не знаем, что есть добро. То есть мы знаем добро именно как нечто относительное, а не абсолютное. Абсолютным добром является только Сам Бог, как Он есть. В нашем же опыте «добро» и «зло» – соотносительны. И потому порой – взаимозаменяемы.

Вспоминается высказывание великого русского христианского писателя XIX века Николая Васильевича Гоголя: «Грусть оттого, что не видишь добра в добре». Здесь схвачена очень важная характеристика того, как зло действует в пространстве нашего человеческого добра.

Зло – обманывает. И сила его такова, что оно превращает наше добро – в себя самого, то есть в зло. Это хорошо знают на опыте аскеты-подвижники, которые устремлены именно к абсолютному добру – Богу и противостоят искушающей силе богопротивника-сатаны. Но это знает, хотя и в меньшей степени, каждый христианин, который стремится творить добрые дела, но часто поддается искушению самолюбования и гордыни, когда ему удается сделать что-либо доброе.

Другой образ добра и зла дает апостол и евангелист Иоанн Богослов: это образ света и тьмы. Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (). Свет – это абсолютный позитив, «плюс», а тьма – отсутствие света, тень, нечто внешнее по отношению к свету (как в выражении «тьма кромешная»), «минус». Свет – это излучение благодати Божией. А тьма – это отсутствие света.

Зло как правило скрывается от света, оно – в тени. Но это не значит, что оно не активно. Зло обманывает и искушает нас изнутри, и особенно тогда, когда мы прилагаем усилия, чтобы творить не зло, а добро.

Зло проявляется в нас самих и нередко овладевает нами. И потому теодицея связана с антроподицеей – «оправданием человека». Возникает вопрос о том, как оправдать наше собственное существование, потому что мы видим, что грех в нас почти всесилен, так что и добрые намерения и дела порой превращаются в зло. Потому что добро, нами творимое, мы можем обратить в источник собственной погибели, если оно станет в нас причиной тщеславия, лицемерия, жестокосердия, самопревозношения и гордыни.

Понимание того, что зло – это не субстанция, а воля, что это не природа, а состояние природы, заставляет нас – прежде всего – исследовать зло в «пределах» собственной личности. Зло персоналистично.

Но как возникло в человеке зло? – Не только потому, что человек захотел стать «как Бог» (и тем самым согрешил), но и потому, что человек, будучи не Богом, а тварью, обладает богоподобной свободой. Зло в форме греха возникает как бы в промежутке между ограниченной, тварной природой человека и – выходящей за пределы природного детерминизма богоподобной свободой. Или, другими словами, – в пространстве «между» природой и личностью в человеке.

Свободная воля человека как тварного существа – это воля «гномическая», если воспользоваться терминологией преп. , то есть воля выбирающая. Она вынуждена выбирать потому, что человек поставлен в ситуацию выбора уже в силу того, что существует не по своей собственной воле. Человек свободен, но – в ситуации выбора. И главный выбор, который он должен сделать, – это выбор между следованием воле Божией и сопротивлением, отказом следовать Божественной воле.

Свободный человек стоит перед выбором, как относиться к Богу: с доверием или, наоборот, с недоверием. Необходимость веры заложена уже в той ситуации, в которой человек обнаруживает себя, явившись в мир. В этом – парадокс свободы человека как существа тварного.

Но Бог, как учит нас Евангелие, есть не только Творец, Который, как любой художник, отстранен от плода Своего творчества. В Богочеловеке Иисусе Христе Творец Вселенной открывается как любящий Отец, в творческом акте порождающий человека как своего сына.

Человек, начиная с Адама, встречается с вызовом со стороны Бога, а точнее – с призывом доверять отчей любви Бога. Вера взывает к доверию и требует верности. Эти понятия указывают на межличностные отношения, а не на отношения между безличными объектами или вещами.

Проблема происхождения и действования зла в мире, а потому и проблема свободы как источника зла относится к сфере существования личностей – ипостасей бытия. Мы ничего не сможем понять о зле, если будем размышлять о нем как о некоем объективном процессе, как о чем-то внешнем по отношению к личностям. И так же мы не сможем понять, что такое благо, если не будем помнить, что Бог – как высшее Благо – есть Триединство Божественных Лиц, а не безличный Абсолют.

Есть еще один ракурс, в котором необходимо рассматривать проблему зла: это связь зла и смерти, которая по слову Апостола, есть последний враг человека ().

Смерть, действительно, есть последнее проявление зла в этом мире. И одновременно смерть – это изначальная перспектива существования человека, та «тень», которая лежит на человеческой жизни с момента рождения. А смертная агония – высшая степень страдания. И потому можно сказать, что проблема зла – это проблема смерти и смертности человека (недаром одним из величайших проявлений зла считается убийство человека человеком).

Но христианское отношение к смерти коренным образом отличается от того понимания смерти, которое можно назвать языческим. Ибо мы спасены смертью – смертью Богочеловека. Мы спасены Крестом Христовым!

А Крест Богочеловека – не только вершина Его земного пути, шествуя которым Он разделил судьбу человека – разделил с нами все последствия греха, кроме самого греха. Крест Христов – это переживание человеческой смерти как высшего зла и последнего врага человека. видел в смерти Христовой предельную солидарность Бога с человеком и считал, что подлинной «причиной» смерти Господа Иисуса Христа была та богооставленность, которую Он пережил на Кресте.

Но Крест Христов – это символ не только смерти, но и символ любви. Это проявление божественной любви, торжествующей над человеческой смертью как предельным злом. А потому можно сказать, что Крест Богочеловека есть самая убедительная теодицея.

Но о чем говорит богословие Креста? Оно говорит о том, что зло побеждается не просто через противостояние злу и не просто через делание добрых дел, но – через верность Богу, через стояние в устремленности к Нему и пребывание в единстве с Ним. То есть через любовь к Богу. Хотя, конечно, эта победа над злом невозможна без претерпевания зла – как в форме внутренних искушений, так и тех страданий, которые имеют внешний источник.

Чем же должно быть добро в нашей ситуации – в состоянии греха?

Добро – в том, чтобы решительно встать на сторону абсолютного добра, не удовлетворяясь его относительными вариантами, то есть на сторону Бога. Только вера и верность Богу может быть надежным путем, спасающим нас от зла, от его силы и его искушений. Думаю, именно это имеет в виду Св. Писание, когда говорит: Не будь побежден злом, но побеждай зло добром ().

Международная богословско-философская конференция «ПРОБЛЕМА ЗЛА» Москва, 6–8 июня 2005 года

Добавить в избранное

Зло - это сочетание отрицательных свойств характера и эмоций человека таких, как Тщеславие, Разрушение, Насилие, Страх, Ненависть, Агрессивность, Гнев, Зависть, Злость, Зависимость, Безразличие.

Зло, как и Добро - может быть проявлено в миллионах форм и оттенков, но чтобы его научиться распознавать и не попадаться на его уловки и искушения, нужно хорошо понимать суть Зла, и знать, что является противоядием. Зло появляется там, где нет света или его очень мало

Проявления Зла:

Негативные мысли, реакции, эмоции злость, ненависть, агрессивность, зависть, лень, жадность. Эти проявления ведут к человека и личность разрушению и страданию. В результате к негативным последствиям, наказаниям и смерти.

Всевозможные вредные привычки: хамство, алкоголизм, наркомания, злословие, все виды зависимости, распущенность, проституция являются классическими проявлениями Зла.

Составляющие Зла

Насилие насильственное преобразование какой-либо энергии, объекта или процесса против их желания.

Ненависть - целенаправленное разрушающее энергетическое воздействие и направленное энергетическое воздействие на объект ненависти.

Страх - негативная эмоциональная реакция человека на неизвестные или известные события.

Агрессивность - разрушающее негативное воздействие или проявления как физической активности так и иного вида энергии на объект ненависти.

Гнев - состояние человека, эмоциональный выброс агрессивной энергетики для максимального разрушения на объект воздействия.

Зависть - состояние страдания человека, как моральное страдание так и физическое, при виде успехов других людей или живых существ. Зависть проявляется в виде улучшения настроения или подъема энергетического состояния за счет Страданий других людей или живых существ. Чаще всего это энергетичекие вампиры.

Злость, злоба - короткое эмоциональное состояние одновременного присутствия страха, агрессивности, гнева и зависти. Злость отрицательная эмоция возникающая, как специфическая ответная реакция на ситуацию.

Несвобода - состояние отсутствия возможности выбора действий. Состояние чловека скованного Страхом. Зависимость от внешних обстоятельств и внутренних установок.

Безразличие - закрытость в проявлении эмоциональных ответных реакций и потеря ценности чего-то значимого, хорошего и по-настоящему ценного.

Места где поселяется Зло

Зло поселяется там,где нет Добра. Зло подменяет Добро в критические моменты, иногда поселяясь на время, а иногда навсегда.
Зло - способно разрушать ВСЕ, но люди имеющие защиту в виде отсутствия недостатков, приближающиеся к идеалу практически защищены. Почему практически? Нет гарантии защиты на Зло внешнего воздействия.

Методы и борьба со Злом внутри себя

Борьба со Злом - необходима для приобретения силы. Борьба со Злом - необходима для познания и недопущения зла в себе, она требует больших сил и отсутствия Зла в самом себе.

Целесообразность и польза Зла - развитие людей через твердость Характера и Внутреннего стержня и Смелости.

Многообразие Зла

Зло имеет столько же много проявлений, как и добро, и может входить в любую сознания и жизни - от наших мыслей, мотивов, целей, методов до сиюминутных реакций и образа жизни. Самое важное, что нужно понять, Зло - это то, что разрушает Ваш внутренний Я, Тело,Разум и Светлые чувства.

Зло - это всегда враг, что бы человек себе не думал и как бы он Зло не оправдывал. потому что, у нас с ним природа разная, а точнее противоположная. У Души природа божественная, светлая, а Зло - это программы разрушения всего божественного.

Как проявляется Зло в человеке и в жизни?

Зло проявляется в виде негативного поведения, агрессии, слов разрушающих и угнетающих других людей, причиняющих им страдания и боль.

Зло проявляется в виде разрушительных действий и негативных поступков - разные виды преступления: наркоторговля, прямое насилие или уничтожение, убийство,воровство, войны. Нанесение вреда себе, как с помощью вредных привычек так и прямого насилия.

Зло проявляется в виде разрушения собственной судьбы или судьбы другого человека.

Борьба со Злом

Осознавать Зло, его структуру, все причины и следствия возникновения Зла как в себе так и вне, сложнейшая задача.

Зло прикрываясь всевозможными масками оправдания, укореняется в сознании Человека и подменяет собой добро. Человек фактически становится рукой Зла и управляется этим Злом.
Видеть проявления его в жизни общества и людей - может также не каждый, прикрываясь личиной добра Зло прекрасно маскируется. Место где нет Любви - возникает Ненависть, где нет Бесстрашия - там рождается Страх, где нет Доброты - Злость замещает ее.

Можно ли победить Зло?

Зло можно победить и нужно побеждать. Это серьезная работа с Коучем. Самостоятельная корректировка возможна только в некоторых пределах.
Для уменьшения вероятности возникновения Зла внутри Вас делайте так, чтобы внутри вас и вокруг вас, было как можно больше Добра и Света.

Борьба со злом это отдельная большая тема - что такое борьба со Злом, в одну статью всего не уместишь, будет продолжение!

Еще интересные статьи - прочитайте прямо сейчас:

Сортировать Тип публикации

Post Page Категория

Твои Сильные Стороны Чувства Характер и качество Личности Положительные Свойства Характера Положительные Чувства Положительные Эмоции Обязательные знания Источники счастья Самопознание Простые и сложные понятия Что значит Что такое Что значит Смысл жизни Законы и государство Кризис в России Вымирание общества О ничтожестве женщин Мужчинам к обязательному прочтению Биологические механизмы Геноцид мужчин в России Юношам и мужчинам к обязательному прочтению Андроцид в России Основные ценности Отрицательные свойства Характера 7 Смертных Грехов Мыслительный Процесс Физиология Счастья Как Красота Женская красота Цели Эзотерика Чо такое Жестокость Что такое Настоящий мужчина ДВИЖЕНИЕ ЗА ПРАВА МУЖЧИН Убеждения Основные ценности в жизни Основные цели человека Манипулирование шантаж Вымирание людей Добро и Зло Поступки Одиночество Настоящая женщина Животные инстинкты человека Матриархат Опять бабы! Дети и последствия Феминизм Чудовищный обман мужчин Разрушение семьи в России Уничтожение семьи Учебник для мужчин Сортировать Название Похожие

Нередко мы употребляем в повседневной речи слова «зло» и добро», «хороший» и «плохой», даже не задумываясь над их смыслом. Данные понятия представляют собой наиболее обобщенные формы морально-этической оценки, которые служат для разграничения нравственного и безнравственного.

Общие определения

С древних времен добро и зло традиционно истолковывались в качестве основных господствующих сил. Они наделены безличностной природой. Данные категории являются центральными в вопросах морали. Суть добра и зла изучалась на протяжении столетий философами, учеными, богословами, людьми искусства. Зло представляет собой этическую категорию, которая по своему содержанию противоположна добру.

В обобщенной форме оно отсылает ко всему безнравственному, которое противоречит требованиям общественной морали и заслуживает всяческого порицания и осуждения. С другой стороны, с категорией добра неразрывно связано понятие добродетели - положительного свойства личности, указывающего на ее высокую моральную ценность. Противостоит добродетели порок.

Что представляет собой благо

Под понятием добра имеется в виду все то, что способствует жизни, помогает удовлетворить потребности человека (и духовные, и материальные). Это природные ресурсы, образование, различные предметы культурного потребления. Причем полезность не всегда эквивалентна благу. К примеру, искусство не имеет ровным счетом никакой утилитарной пользы. С другой стороны, развитие промышленности ведет человечество на грань экологической катастрофы.

Добро представляет собой вид духовного блага. В морально-этическом смысле данное понятие нередко употребляется в качестве синонима «благо». Данные слова (добро, благо) указывают на наиболее общие интересы, устремления - то, что должно случиться в жизни, и что заслуживает одобрения.

Современная этика раскрывает понятие добра в нескольких разных, но связанных между собой аспектах:

  • Добро как качество определенного поступка.
  • Как совокупность моральных норм позитивного характера.
  • Как нравственная цель деятельности.
  • Как моральное качество личности.

Проблема добра и зла: диалектика понятий

В философии считается, что категории хорошего и плохого находятся в теснейшей взаимозависимости. Нет абсолютного блага, равно как и абсолютного худа. В каждом злом деянии есть хотя бы крохотная частица добра, а в каждом добром содержатся элементы зла. Помимо этого, благо и худо могут меняться местами. Например, в Спарте новорожденных детей, имеющих физические изъяны, сбрасывали в пропасть. А в Японии когда-то старых и беспомощных людей переносили живыми в так называемую «долину смерти». То, что в настоящее время называется варварством, когда-то считалось благим деянием.

Даже в наше время один и тот же поступок может быть расценен как дурной и хороший одновременно. Это напрямую зависит от контекста ситуации. Например, если в перестрелке сотрудник полиции лишает жизни серийного убийцу, то в данном случае убийство правонарушителя будет расценено как благо.

Чем является зло

Зло представляет собой этическую категорию, противоположную добру. Оно обобщает в себе разнообразные представления о безнравственных деяниях, а также о качествах личности, наносящих вред другим людям. Данные действия и качества заслуживают морального порицания. Зло - это все то, что противостоит благу общества и отдельно взятого человека: болезни, расизм, бюрократия, различные преступления, шовинизм, алкоголизм, наркомания.

Хорошее и плохое в Каббале

Сторонники древнего иудаистского учения под названием Каббала полагают: сколько в мире хорошего, ровно столько же присутствует и зла. Ценить человек должен и первое, и второе, принимая с благодарностью любые подарки судьбы.

Как правило, человек пытается избегать зла и стремится к добру. Однако каббалисты полагают, что это не совсем правильный подход. Добро и зло должны цениться одинаково, ведь последнее представляет собой необходимый элемент реальности, уравновешивающий жизнь.

Человек должен благодарить за зло точно так же, как и за добро. Ведь оба эти явления существуют ради одной цели - подтолкнуть людей к более высокой ступени развития. Зло существует только ради того, чтобы божье создание могло существовать. Если бы существовало одно лишь добро, его невозможно было бы рассмотреть. Ведь добро - это явление Творца. И чтобы его ощущать, человек должен изначально иметь в себе противоположную природу.

Религиозные представления

Религия, в частности православие, утверждает: добро и зло являются определяющими силами в жизни человека. С этим сложно не согласиться. Каждый человек говорит о себе, что он стремится к добру. Если человек не определился в том, что является для него хорошим, а что плохим, что черно, а что бело, то он ступает на зыбкую почву. Такая неопределенность лишает его каких-либо нравственных ориентиров.

Отцами церкви добро и зло не признаются как два равнозначных начала. Подобный дуализм возник в еретических учениях гностиков и манихеев. Творческая сила принадлежит одному лишь добру. Зло же - это испорченность, полное отсутствие бытия. Оно не имеет самостоятельного значения и существует только лишь за счет добра, искажая его истинную природу.

Представления философов о природе человека

Рассуждения о благе и худе заставляют задуматься над одним из важнейших вопросов: какой человек - добрый или злой? Одни считают его добрым по своей внутренней природе, другие - злым. Третьи полагают, что человек ни хорош, ни плох.

Ф. Ницше называл человека «злым животным». Руссо в своем «Рассуждении о неравенстве» писал о том, что личность изначально добра по своей внутренней природе. Только лишь общество делает ее злой. Утверждение Руссо можно считать антитезой религиозной доктрине о первородном грехе и последующем обретении спасения в вере.

Интересно и представление о добре и зле в человеке И. Канта. Он считал, что природа человека зла. В ней содержится неистребимая склонность к сотворению злого. Однако при этом в людях есть и задатки добра. Моральное воспитание личности должно состоять в том, чтобы дать жизнь этим задаткам. Так они получают шанс одержать победу над пагубной склонностью творить плохое.

Многие философы полагают, что изначально человек все же является добрым. Тот же, кто отдал предпочтение злу в своей жизни, представляет собой аномалию, некое исключение из правил. Добро и зло в мире могут быть соотнесены как здоровье и болезнь. Тот, кто выбирает благо, нравственно здоров. Злой же страдает от нравственной болезни, уродства.

На что опирается правоведение?

В праве имеется принцип, опирающийся на данное представление. Это презумпция невиновности. Согласно данному понятию, человек считается невиновным, пока для доказательства его вины не будут приведены веские аргументы. Иными словами, все граждане считаются изначально добропорядочными - не нарушающими законов и морали. Виновным человек признается только в одном случае - по решению суда. Если бы люди были изначально злы или же не злы и не добры, то данный принцип не имел бы ровным счетом никакого морального оправдания.

Есть и еще один косвенный аргумент в пользу того, что люди внутренне добры, - это понятие добросовестности. Вряд ли кто-то станет отрицать, что добросовестность представляет собой непременное условие любой профессионально-творческой деятельности. Все то, что создано человеком на планете Земля, - результат его добросовестности.

Добавлено ли «добро» в составе слова «добросовестность» только лишь для красного словца? Или все же это существенное условие определения описанного феномена? Ответ здесь однозначен: если бы человек не был внутренне направлен на добро, то и не было бы совестности, честного выполнения своего дела.

Какого сорта люди преобладают в мире

Сложно дать однозначный ответ на вопрос о том, каких людей больше - добрых или злых. Ведь определенно хороших и плохих не бывает. Каждая личность содержит в себе и то, и другое. Но иногда случается так, что человек совершает больше ошибок, нежели правильных действий. И тогда о нем могут сказать, что он зол, хотя это и не будет характеризовать его природу в полной мере. Ошибки - это неотъемлемое свойство человека разумного. Избежать их нельзя.

Добро и зло в мире нередко бывает сложно распознать. Доброта может скрываться от посторонних людей. Например, хороший человек совершает благие поступки, руководствуясь библейским принципом: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая». С другой стороны, зло всегда лучше организовано. Есть всевозможные преступные группировки и банды, которыми правят деньги и разбой. Чтобы их «планы» исполнялись, бандитам приходится быть лучше организованными. Так как это заметно, создается впечатление, что в мире больше злых людей.

Противостояние блага и худа: что побеждает?

Нередко люди задаются вопросом о том, почему добро побеждает зло. Действительно, во многих сказках и кинофильмах справедливость в конечном счете торжествует, а все враги и отрицательные персонажи получают по заслугам. В жизни человек, сотворивший плохое дело, тоже через некоторое время должен «платить по счетам». Если его не накажут ему подобные, об этом позаботится сама судьба. Добро и справедливость побеждают по той причине, что для сотворения хорошего нужна активность, смелость, отвага. Иными словами, быть злым всегда легко и просто. Чтобы быть добрым, нужно прилагать усилия. Так как зло лишено творческого начала, оно всегда оказывается недолговечным.

Одной из центральных задач человекознания является создание новой отрасли психологической науки - нравственной и этической психологии. Однако в психологической науке пока не сформулировано четко представление о ее предмете, адекватных методах исследования, строгой системе соотнесенных понятий. Человечность амбивалентна, представлена соотношением добра и зла, имеет глубокие истоки в истории человеческой культуры. Поведение может быть созерцательным и преобразующим, оцениваемым и неоцениваемым. Оно проявляется в поступках, ситуациях, обусловлено внешними и внутренними факторами, а также уровнем человечности.

Поведение как проявление активности человека является предметом изучения в психологии, этологии, педагогике, социологии, этике, правоведении. Психология и этология во всех своих направлениях изучают то, как поведение проявляется в действиях, реакциях любой живой системы, в том числе человека. В правоведении поведение отдельного человека рассматривается с точки зрения соответствия действий человека по отношению к другим людям, животным, обществу, материальным ценностям, интересам государства. Предполагается, что реальное поведение человека должно быть регламентировано законами, где следование законам поощряется, а нарушение - наказывается. Есть основания считать, что фундаментальное научное знание и производные от него науки складываются в процессе углубленного созерцания любого предмета, явления, процесса и побуждают исследователя не столько оценивать их, сколько проникать в суть и создать модельное представление о нем в знаковой форме, которое как знание не требует моральной оценки.

Однако полный цикл жизнедеятельности человека включает и второй вид направленности действий человека, его субъектные инициативные действия по преобразованию мира, общества и самого себя. И если созерцание может происходить на уровне удовлетворения собственного любопытства, то преобразующие действия должны быть соотнесены с интересами других людей, законами природы и социальной жизни. Это обусловливает необходимость введения оценивающей составляющей в структуру действий человека, который решается приложить найденное знание в практику. По мнению С.Л. Рубинштейна, «поступком является не всякое действие человека, а лишь такое, в котором ведущее значение имеет сознательное отношение к другим людям, к обществу, к нормам общественной морали».

Человечность как явление духовной жизни человека, по материалам книги В.Д. Шадрикова , проявляясь в форме добродетелей и пороков, Добра и Зла, а в реальных поступках как любовь или ненависть, амбивалентна, в ней присутствует Добро и Зло. Человечность, по мнению В.Д. Шадрикова, возникла на основе инстинктов, которые в процессе эволюции от животных к человеку также перерастали в отдельные проявления человечности: половой инстинкт перерастал в любовь; инстинкт оборонительный - в смелость, храбрость; инстинкт жертвенности - в сострадание, альтруизм.

Другим источником человечности явились предания, обычаи, благодаря которым осуществлялась идентификация себя со своим народом. Человечность, проявляясь в борьбе добра и зла, эгоизма и альтруизма, в конечном счете выступает как победа добра над злом в конкретном поступке и во всем складе личности . Выражением человечности является духовность, главным источником которой выступает осознание себя и своих отношений с другими людьми, осознание своей выгоды и отказ от нее во имя другого . На формирование духовности повлияло то, что еще издревле человек складывался под влиянием морали веры и светской морали. Мораль веры складывается в виде страха наказания перед Богом за моральное зло. В светской морали духовность соотносится с идеями свободы, равенства, справедливости, патриотизма, то есть идей, за которые человек готов отдать жизнь или жертвовать ценным, если они личностно значимы для него.

  • 1. Добро, как и зло, являются этической характеристикой человеческой деятельности, поведения людей, их отношений.
  • 2. Добро и зло - наиболее общие представления людей, содержащие осмысление и оценку всего существующего: состояние миропорядка, социального устройства, качеств человека, мотивов его поступков и результатов действий.
  • 3. Основные свойства проявления добра и зла заключаются в универсальности, конкретности, субъективности, относительности и единстве противоборства.
  • 4. Человечность есть соотношение проявлений добродетелей и пороков человека.

Практическая часть

Добро и зло - фундаментальные категории этического сознания, от содержания, которых зависят духовность и все этические представления. Человечность как явление духовной жизни человека, проявляясь в форме добродетелей и пороков, Добра и Зла, а в реальных поступках как любовь или ненависть, амбивалентна, в ней присутствует Добро и Зло. Проведение исследования предполагало подтверждение гипотезы.

Гипотеза: Проявления позитивного отношения к окружающему миру и добрые дела людей, определяют коэффициент человечности.

Цель: Определить уровень проявления добра и зла как фактора человечности.

  • 1. Изучить понятия «Добра и зла» в разных культурах и на различных исторических этапах становления общества.
  • 2. Выделить свойства и проявления «Добра и зла» в жизни людей и общества.
  • 3. Провести психологическое исследование на определение уровня добра и зла как проявление коэффициента человечности.

Объект исследования: проявления добра и зла.

Предмет исследования: коэффициент человечности.

Респонденты: подростки 15 - 18 лет, педагоги - 12 человек.

Всего: 84 человека (ученики 8-11 классов и педагоги МОУ «СОШ №9», г. Ангарска).

Методы исследования:

  • · 1. Теоретический: анализ, систематизация.
  • · 2.Эмпирический: анкетирование, тестирование.

Критерием оцениваемого поведения может служить уровень человечности поступка в условиях ситуативного проявления. Уровень человечности определяется разностью проявления добродетельно оцениваемых действий и действий, оцениваемых как порочные, противоречащие принятым нормам.

Уровень человечности (высокий, средний, низкий) в соответствии с данными обоснованиями может быть индивидуально зафиксирован в форме количественного показателя с помощью теста «Добро-зло» [приложение№1]. Поведение на философском уровне определяется как «система взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определенной функции и требующих его взаимодействия со средой». При оценке реального поведения человека определяются внешние и внутренние регуляторы поведения. Под внешними следует понимать социальные, групповые, индивидуальные нормы и ценности культуры, субкультуры, где человеку предписывается в той или иной ситуации определенный тип поведения, тот или иной способ достижения цели. Под внутренними понимают потребности и мотивы деятельности. К внутренним регуляторам поведения следует отнести ценностные ориентации, установки, систему ценностных смыслов, а также психологические особенности личности. Добродетельные действия соотносятся с теми чертам (свойствами, характеристиками) личности, которые в этических источниках даются как положительно оцениваемые: достоинство, духовность, ответственность, справедливость, стыдливость, альтруизм, милосердие, толерантность, беспристрастность, бескорыстие и др. Порочные действия соотносятся с такими чертами, как злонамеренность, жадность, зависть, леность, пессимизм, злопамятность, тщеславие, конфликтность, ревность, вероломство .

Для проведения исследования в наибольшей степени подошёл экспериментальный тест «Добро и Зло» профессора Л.М.Попова из Казанского государственного университета, так как он был разработан и апробирован на студентах вуза, а также непосредственно раскрывает оценочные особенности отношения людей к другим людям. Тест выделяет поверхностные, глубокие и стержневые проявления Добра и Зла в личности человека. Коэффициент человечности определяется разницей суммы Добра и Зла, т.е. по формуле: ДЗ = сумма А (проявления Добра) - сумма В (проявление Зла) или ДЗ = Сумма А - Сумма ГВ (глубокие проявления Зла). Мы произвели подсчёт результатов по первой формуле, которую в своей книге рекомендовал автор теста.

Результаты исследования представлены в таблице:

В тестирование приняли участие ученики 8 «а» - 27 человек, 10 «а» - 23 человека, 11 «а» -22 человека классов и также 12 учителей нашей школы, всего приняли участие 84 человека. Тестирование проводилось во время классных часов. Анализируя результаты, мы отметили, что проявление исследуемых характеристик не зависело от возраста школьников, но учителя показали выше коэффициент проявления добра и в свою очередь человечности. Таким образом мы получили результаты и видим, что женщины в виду своих особенностей (женственности, мягкости) оказались немного добрее, чем мужчины, независимо от возраста. Но в целом результаты показали, что коэффициент человечности высок (тест) : мужчины - 94% (средний и выше среднего - 25%) , женщины - 93% (выше среднего - 61%). Выше среднего уровень показали 50,5% тестируемых.

Мы разработали анкету с целью выяснить, что считают ли испытуемые сами себя добрыми людьми: Вы считаете себя добрым человеком? Да- 61% , Не знаю - 30%, Нет - 9%. Считаем ответы объективными, т.к. каждый хочет быть в душе лучше и добрее. Результаты ответов целом совпали с результатами теста. Чтобы узнать какие произведения искусства учат добру и оказывают влияние на личность, мы задали следующие вопросы: Самое известное литературное произведение, где наблюдается противоборство добра и зла: Булгаков М. Мастер и Маргарита. 51%. Самое радостное событие в жизни человека: рождение ребёнка - 75%, Любовь - 81%, хорошая зарплата - 83%. Самое доброе произведение: русские народные сказки - 78%, библия 35%.

  • 1. Проявления Добра и Зла определяют уровень человечности.
  • 2. Проявления Добра и Зла в жизни человека не зависят от возраста, пола.
  • 3. Ученики и педагоги МОУ «СОШ №9», г. Ангарска имеют уровень человечности выше среднего.