Не запоминаю материал. Как запомнить большой объем информации за короткое время? Постарайтесь воспроизвести в памяти все новые знания

Пока дочитал параграф — половина вылетела из головы... Знакомо? С этой проблемой сталкиваются почти все школьники и студенты. Дело в том, что мозг человека не запрограммирован на зубрёжку, а большую часть того, что написано в учебнике, он вообще воспринимает как шум — бесполезную информацию, которую не стоит сохранять в памяти. Но если вы знаете, как работают эти механизмы, то сможете научиться контролировать этот процесс и поймёте, как запоминать прочитанное с первого раза.

Наука памяти

Прежде чем какая-то информация попадает на наш "винчестер", она проходит сложный путь и подвергается многоуровневой обработке. Первым эти механизмы изучил и описал немецкий учёный Он выделил 4 основных процесса сохранение, воспроизведение и забывания.

Как лучше запомнить прочитанное? В этом деле ключевое значение имеют первые два этапа. Поэтому именно их стоит рассмотреть подробнее.

Запоминание - это непроизвольное запечатление того, что воздействовало на органы чувств. При этом какое-то время в коре головного мозга сохраняется некий след от возбуждения, вызванного электрическими импульсами. Говоря простым языком, всё, что мы видим, слышим и ощущаем, оставляет физические следы в нашем мозге.

Это может происходить по-разному. Ещё в раннем детстве у ребёнка активизируется процесс непроизвольного запоминания. Все мы храним моменты и факты, которые не пытались запомнить: прогулку в парке в 5 лет, первое свидание, кадры из любимого фильма... Интересный феномен заключается в том, что не всё мы помним одинаково хорошо. Почему так происходит?

Всё зависит от силы электрических импульсов, поэтому лучше всего мы запоминаем лишь определённые виды информации:

  • то, что имеет жизненно важное значение (боль, когда подносишь руку к огню);
  • необычные, яркие события и образы (яркий костюм актёра на карнавале);
  • информация, которая связана с нашими интересами и потребностями (рецепт вкусного блюда);
  • ценные знания, необходимые для нашей деятельности и осуществления целей (правильные ответы теста).

На 90 % то, насколько хорошо какая-то информация фиксируется в памяти, зависит от нашего восприятия. В первую очередь отпечатывается то, что вызывало сильные эмоции (как позитивные, так и негативные) или интерес.

Кроме того, существует преднамеренное запоминание — как раз тот процесс, при котором мы сознательно стараемся "записать" определённую информацию, например даты из учебника истории или важный номер телефона.

Сохранение - это процесс обработки, преобразования и закрепления новой информации в определённых отделах мозга.

Сперва все сведения попадают в некий "буфер", оперативную память. Здесь материал хранится в течение короткого времени в первоначальном виде. А вот на следующем этапе информация подвергается обработке, связывается с уже известной, упрощается и переходит в долговременную память. Сложнее всего не допустить искажений, не дать мозгу добавить несуществующие факты или "выкинуть" ключевые моменты. Зная всё это, гораздо проще понять, как запоминать прочитанное с первого раза.

Ставим чёткие цели

Даже если вы читаете очень внимательно и вдумчиво, перелистнув страницу, вы едва ли сможете подробно пересказать то, о чём только что узнали.

Ещё в XIX веке югославский психолог П. Радоссавлевич провёл любопытный эксперимент. Задача, которая стояла перед испытуемым, заключалась в заучивании бессмысленных слогов. Обычно для этого требовалось несколько повторений. Затем цель изменилась — теперь нужно было просто читать написанное. Испытуемый сделал это целых 46 (!) раз, но когда экспериментатор попросил повторить ряд наизусть, он не смог этого сделать. Зато как только понял, что их нужно было выучить — потребовалось всего 6 раз пробежаться взглядом по слогам, чтобы безошибочно пересказать их. О чём это говорит?

Здесь тоже есть свои хитрости. Основную цель нужно разбивать на более специализированные задачи. Проще говоря, вы выбираете, на чём концентрироваться. В одном случае достаточно выделить основные факты, в другом — их последовательность, а в третьем — запомнить текст дословно. Тогда мозг уже при чтении начнёт создавать "крючки", которые помогут запомнить нужную информацию.

Создаём комфортную обстановку

А мы продолжаем обсуждать, как запомнить прочитанный текст с первого раза. В первую очередь стоит оглянуться по сторонам в поисках "раздражителей". В шумной аудитории или общественном транспорте внимание рассеивается, и иногда вы даже не осознаёте, что написано в учебнике.

Для того чтобы полностью погрузиться в процесс, желательно расположиться в тихой комнате или найти уединённое местечко где-то на природе — там, где вас ничто не будет отвлекать.

Заниматься желательно в утренние часы, когда голова ещё максимально чиста и новая информация усваивается гораздо быстрее.

Обсуждаем с друзьями

Хотя многие не любят пересказы на школьных уроках литературы, это — один из самых эффективных способов, как лучше запомнить прочитанное. Когда вы проговариваете то, о чём недавно читали, мозг задействует сразу два канала запоминания и воспроизведения — визуальный и аудиальный (слуховой).

Учимся правильно читать

Если вы хотите знать, как научиться запоминать прочитанное с первого раза, прежде всего стоит поработать над техникой чтения. Не забывайте, что огромную роль в запоминании имеет зрительная память: вы мысленно "фотографируете" страницу, а если не можете что-то вспомнить — стоит лишь представить её, и нужная информация сама всплывёт в голове. Но как этого добиться?

  1. Не начинайте сразу вчитываться в каждое слово, а попробуйте охватить взглядом всю страницу целиком.
  2. Повышайте скорость чтения. Доказано, что чем быстрее человек изучает текст, тем эффективнее усваивается информация. Старайтесь расширять область фокусировки, чтобы "выхватывать" взглядом не одно, а хотя бы 2-3 слова. Кроме того, можно записаться на курсы скорочтения, где вас научат
  3. Когда замечаете, что отвлеклись и пропустили какой-то фрагмент, ни в коем случае не возвращайтесь к нему, чтобы перечитать. Такие "скачки" мешают целостному восприятию материала. Лучше изучить параграф до конца, а затем перечитать ещё раз полностью.
  4. Отучитесь от привычки мысленно проговаривать предложения или шевелить губами. Из-за этих детских привычек мозг не может сосредоточиться на тексте, а тратит часть ресурсов на поддержку вашего "внутреннего диктора".

В первые 3-4 часа будет непривычно и трудно. Но как только вы перестроитесь, увеличится не только скорость чтения, но и количество информации, которую вы будете запоминать уже с первого раза.

Пишем конспекты

Ещё один вариант, как запоминать прочитанное с первого раза. Если не просто пробежаться глазами по тексту, а проработать материал и хотя бы кратко записать основные моменты, впоследствии по этим пометкам вы легко восстановите в памяти нужную информацию.

Однако важно знать, что и как конспектировать, ведь без определённой системы вы просто запутаетесь в куче обрывочных фактов. Вот несколько методик, которые вы можете использовать:

  • Группировка . Весь материал разбивается на небольшие фрагменты, которые затем объединяются по каким-то признакам (тематике, временному периоду, ассоциациям и т. д.).
  • План . Для каждой части текста (абзаца, главы или раздела параграфа) создаются короткие пометки, которые выступают в качестве опорных пунктов и помогают восстановить полное содержание. Формат может быть любым: ключевые тезисы, заглавия, примеры или вопросы к тексту.
  • Классификация . Оформляется в виде схемы или таблицы. Позволяет распределить различные объекты, явления или понятия по группам и классам на основе общих признаков.
  • Схематизация. С помощью текстовых блоков, стрелочек и простых рисунков демонстрируются связи между различными предметами, процессами и событиями.
  • Ассоциации . Каждый пункт плана или тезис соотносится с привычным, понятным или просто запоминающимся образом, который помогает "воскресить" в памяти остальное.

При этом постарайтесь не увлекаться. Помните, что это не полноценный конспект, а небольшие указатели, которые направят мысли в нужное русло.

5 лучших техник активного запоминания

А теперь перейдём к самому "вкусному" и поговорим о том, как запоминать прочитанное с первого раза даже без подготовки. Возможно, вы уже сталкивались с понятием мнемотехники — это разнообразные приёмы, позволяющие усвоить большой объём информации в сжатые сроки.

1. Визуализация

При чтении вы должны как можно ярче представить себе все события и явления, описанные в тексте. Чем более "живыми" и эмоциональными будут картинки, тем лучше.

2. Креативные ассоциации

Мало кто знает, но придумывать их — целое искусство. Существует 5 "золотых" правил, которых нужно придерживаться, чтобы легко запомнить любую информацию:

  • Не думайте. Используйте первый образ, который пришёл на ум.
  • Ассоциации должны иметь сильную эмоциональную составляющую.
  • Представьте себя главным героем (например, если лимон лежал на столе — попробуйте "съесть" его).
  • Добавьте абсурда.
  • Сделайте получившуюся "картинку" смешной.

Как это работает? Допустим, вы изучаете направления живописи и хотите запомнить, что такое пуантилизм. Вкратце: это одна из разновидностей неоимпрессионизма, где картины состоят из множества ярких точек правильной формы (основоположник — Жорж-Пьер Сера). Какую ассоциацию здесь можно придумать? Представьте балерину, которая измазала пуанты в краске и, кружась в танце, оставляет на сцене картину из разноцветных точек. Движется дальше и случайно задевает ножкой банку с жёлтой серой, которая падает с громким грохотом. Вот и наши ассоциации: пуанты с яркими пятнами — пуантилизм, а ёмкость с серой — Жорж-Пьер Сера.

3. Метод повторения И. А. Корсакова

Этот приём основан на том, что огромную часть информации мы забываем практически моментально. Однако, если повторять материал регулярно, он прочно закрепится в памяти. О чём нужно помнить?

  1. Новую информацию нужно повторить в течение 20 секунд после её восприятия (если речь о большом фрагменте текста — до минуты).
  2. В течение первого дня перескажите материал несколько раз: через 15-20 минут, затем — спустя 8-9 часов и, наконец, по прошествии 24 часов.
  3. Чтобы запомнить прочитанное надолго, необходимо повторить текст ещё несколько раз в течение недели — на 4-й и 7-й день.

Техника очень проста, но в то же время невероятно эффективна. Регулярные повторения дают мозгу понять, что это не просто информационный шум, а важные данные, которые постоянно используются.

4. Метод Цицерона

Полезный приём для тех, кто хочет знать, как запоминать информацию, прочитанную в книгах. Суть довольно проста. Вы выбираете некую "базу" — например, обстановку вашей квартиры. Вспомните, с чего начинается ваше утро, что и в какой последовательности вы делаете. После этого к каждому действию нужно "привязать" какой-то фрагмент текста — опять же, с помощью ассоциаций. Так вы запомните не только суть, но и последовательность изложения информации.

Допустим, изучая параграф по истории, можно мысленно "нарисовать" сцены сражений на прикроватной тумбочке или "отправить" Колумба бороздить просторы ванной.

5. Метод пиктограмм

Приготовьте чистый лист и ручку. Сразу в процессе чтения нужно мысленно отмечать ключевые слова и моменты. Ваша задача — придумать для каждого небольшой рисунок-пиктограмму, которая напомнит, о чём шла речь. Не нужно делать схематичные или, наоборот, слишком подробные картинки, иначе не сможете сосредоточиться на тексте и нормально его запомнить. Когда дойдёте до конца параграфа или главы, попытайтесь, глядя лишь на пиктограммы, пересказать только что прочитанный текст.

Устали от сдачи зачетов и не в состоянии запомнить то, что прочитали вчера вечером? Вы знаете, что знаете это, просто не можете вспомнить в нужный момент. В этой статье вы узнаете, как запоминать все, что нужно. Тут представлены инструкции, основанные на том, каким образом вы учитесь. Информация будет полезна вам независимо от того, хотите ли вы запомнить статьи Конституции или число Пи до 32 цифры после запятой.

Шаги

Слуховая память

    Слушайте. Если вы лучше всего воспринимаете на слух и можете запоминать информацию, которую получаете в устном виде, то вы, вероятно, обладаете слуховой памятью. Вот некоторые характеристики, которые помогут определить, воспринимаете ли вы информацию на слух:

    • Вы в деталях запоминаете все, что услышите на лекциях или в разговорах.
    • У вас богатый словарный запас, вы правильно подбираете слова, вам относительно легко учить новые языки.
    • Вы хороший оратор и можете вести интересные беседы, четко формулируя свои мысли.
    • У вас талант к музыке и способность слышать тон, ритм и отдельные ноты в аккорде или отдельные инструменты в ансамбле.
  1. Сделайте глубокий вдох. Пересмотрите весь объем информации, чтобы знать, что вам предстоит читать. Если он слишком большой, разбейте информацию на разделы.

    • Изучите и определите интуитивную связь между элементами информации и вашим собственным опытом. Это называется ассоциативная память. Связь не обязательно должна быть логичной, а просто легко запоминающейся (интересной, смешной, приятной) и вдохновляющей.
    • Возьмите первые буквы слов, которые нужно запомнить и создайте аббревиатуру. Например, передняя доля гипофиза выделяет шесть основных гормонов: ФСГ (фолликулостимулирующий гормон), ЛГ (лютеинизирующий гормон), ТТГ (тиреотропный гормон), АКТГ (адренокортикотропный гормон), ПРЛ (пролактин) и ГР (гормон роста). Их все сложно запомнить, но если создать аббревиатуру из первой буквы каждого гормона (например, Филин Летел Теплым Апрельским Полуднем по Городу), то их будет намного проще запомнить.
    • Придумайте интересную историю с участием объектов, которые вам нужно запомнить. Не обязательно, чтобы в ней был смысл: если она вас забавляет, вы определенно ее запомните.
    • Нарисуйте маленький рисунок, который будет объяснять, что вам нужно запомнить. Например, если вам нужно запомнить определение научного исследования (множество способов, которыми ученые изучают мир природы и предлагают объяснения, основанные на собранных ими доказательствах), вы можете нарисовать маленького ученого, как кто-то кому-то делает предложение, и папку с именем “доказательства”. Остальные маленькие слова, как глаголы и наречия, пишите возле соответствующих им рисунков существительных. Не запутайтесь, всегда пишите и рисуйте по порядку!
  2. Повторение – ключевой фактор. Используйте повторение вслух, чтобы запомнить порядок вещей:

    • Прочтите первый пункт.
    • Расскажите его вслух без шпаргалки.
    • Прочтите первый и второй пункты.
    • Повторяйте вслух оба пункта, пока не сможете рассказать их не подглядывая в шпаргалку.
    • Прочтите первый, второй и третий пункты.
    • Повторяйте все три вслух, пока не запомните.
    • Повторяйте этот процесс, пока не сможете рассказать все три пункта без шпаргалки.
    • Когда вы подойдете к концу списка, повторите его, не читая. Расскажите вслух три раза.
    • Если не можете рассказать все три раза, начните сначала.
  3. Сделайте перерыв. Важно сохранять ум свежим, так что, когда поймете, что вы приблизительно что-то запомнили, сделайте перерыв на 20-30 минут. В течение этого времени, делайте то, что вам нравится и не требует усилий (то есть, то, что не требует использования знаний), например, поговорите по телефону или прогуляйтесь по парку. Вы даете мозгу отдохнуть и время переместить то, что вы только что выучили в долгосрочную память. Избыточное повторение новых понятий и изучение разных тем может помешать этому процессу перемещения.

    Проверьте то, что вы запомнили. После перерыва проверьте себя еще раз, чтобы понять, до сих пор ли вы все помните. Если все в порядке, то должны помнить. Если нет, работайте с разделом, где у вас возникли проблемы. После сделайте еще один короткий перерыв и снова приступайте к делу.

    Послушайте себя. Сначала запишите на диктофон всю информацию, которую нужно запомнить, затем включите себе запись, отправляясь спать. Хотя это не очень хорошо работает при изучении новой, незнакомой информации, повторение во время сна поможет вам запомнить информацию, которой вы уже сознательно овладели.

    • Вы можете приобрести или сделать сами повязку на голову, которая будет придерживать наушники на голове, пока вы спите. Такая повязка часто используется людьми, которые слушают расслабляющую музыку перед сном.
  4. Послушайте других. Если можете и если это разрешено, попробуйте записывать лекции на диктофон. Это поможет заполнить пропуски в конспекте и услышать лекцию снова. Часто достаточно прослушать ее два-три раза, чтобы она запомнилась без приложения еще каких-либо усилий.

    Передвигайтесь. Побродите по комнате, изучая и повторяя для себя информацию. Двигаясь, вы используете оба полушария мозга, и запоминать материал будет намного легче.

    Зрительная память

    1. Посмотрите внимательно. Если вы хорошо запоминаете информацию после пристального изучения ее взглядом, то у вас, вероятно, хорошо развита визуальная память. Если вы это видите, то вы это поймете. Вам будет проще воспринимать информацию такими способами:

      • Информацию на картинках, чертежах, схемах или диаграммах намного проще запомнить, чем ту же информацию, преподнесенную в устной форме.
      • Изучая материалы, вы их визуализируете, часто смотря вдаль, как будто вы “видите” эту информацию.
      • Вы создаете в уме яркие образы при изучении материалов. Например, изучая статьи Конституции, вы представляете себя в Государственной Думе, присутствующим при утверждении статей.
      • Ваши пространственные представления очень яркие: размеры, формы, материалы, фактуры, углы – охватить это умом вам очень просто.
      • Вы способны “читать” язык тела людей, зная, что они на самом деле думают, даже если говорят совсем другое.
      • Вы заботитесь об обстановке, в которой находитесь, и очень цените эстетику, живопись и другие зрительные произведения искусства.
    2. Сядьте в спокойной обстановке. Найдите место, где нет никаких отвлекающих факторов, ничего такого, что будет бросаться в глаза. Это позволит вам сосредоточиться на том, что вам нужно запомнить. Поэтому никакого телевизора, никаких открытых окон, и никаких часиков в виде кота с бегающими глазами.

      Выделите темы разными цветами. Например, если вы изучаете историю России, то обозначьте все по датам и императорам. Петр I – синим цветом, Николай I –красным, все, что касается Александра II – оранжевым, Николай II – зеленым и т.д.

      Просмотрите все по каждому цвету отдельно, пишите и переписывайте пункты, пока не запомните все, что нужно. Записывая каждый пункт нужным цветом под заголовком такого же цвета, вы закрепите эту ассоциацию в вашем мозгу, а также это поможет при выполнении следующего пункта.

      Разместите свои записи на видном месте, например, на двери в комнату или на дверце шкафа. Читайте их каждый раз, когда проходите мимо. Выделите информацию по цветам и распределите записи по вертикали, по горизонтали или по времени.

      Часто пишите и переписывайте свои заметки. Когда обращаетесь к своим записям, пересмотрите пункты, перепишите их в новую заметку и замените существующую. Если у вас возникли особенные трудности с одной из заметок, перепишите ее, возьмите старую и разместите в таком месте, где будете видеть ее чаще. Меняйте ее местоположение время от времени.

      Найдите партнера для учебы. Рисуйте графики/диаграммы, выписывайте объяснения, и учите друг друга определениям, чтобы обоим было легче их запомнить.

      Выделите важное. Найдите ключевые слова, наиболее важные для того, что вы пытаетесь выучить, выделите их, запомните, а затем попытайтесь запомнить остальное. Если вы читаете онлайн PDF-файл, то воспользуйтесь функцией выделения ключевых слов. Это поможет вам запомнить их, а также быстро найти нужную информацию при повторном просмотре документа.

      Передвигайтесь. Побродите по комнате, изучая и повторяя для себя информацию. Когда вы двигаетесь, работают оба полушария мозга, и запоминать материал намного легче.

    Тактильная/моторная память

      Если вы предпочитаете получать информацию о предметах, прикасаясь к ним, то вы, скорее всего, обладаете тактильной памятью. Вам нравится чувствовать информацию, если это вообще возможно, учась на практике. Вот некоторые особенности людей с тактильной памятью:

      • Вам проще всего учиться, когда вы что-то делаете, – движение, практика, и тактильная помощь делают информацию для вас более реальной.
      • Вы активно жестикулируете, когда разговариваете.
      • Вы помните события по тому, что случилось, а не по тому, что вы слышали, говорили или видели.
      • Вы хороши в рисовании, искусстве, кулинарии, конструировании – в деятельности, которая требует ручного манипулирования объектами.
      • Вы предприимчивы и легки на подъем, вам сложно усидеть на месте в течение длительного времени.
      • Вам не нравится быть стесненным, вы предпочитаете быть там, где можно встать, передвигаться, и сделать перерыв.
      • Вам не нравится сидеть в классе, когда вы можете сделать что-то, что научит вас большему.
    1. Найдите свое место. Вам нужно пространство для перемещения, так что не сидите в своей комнате с закрытой дверью, когда учитесь. Кухонный стол, возможно, будет более подходящим местом для вашего стиля обучения.

      Будьте изобретательны. Притворитесь изучаемым объектом, стараясь сымитировать каждую его деталь. Если вы пытаетесь выучить статьи Конституции, возьмите в руки лист бумаги, или, еще лучше, картона. Бумага и картон имеют запах, с которым после у вас будет ассоциироваться выученная информация. Держите листок в руке так, как будто это Конституция, и указывайте на каждую фразу, и “читайте” ее из “Конституции”. Вы задействуете большую часть чувств – осязание, обоняние, зрение и даже слух, – так что будет гораздо легче все запомнить.

    2. Запоминание абстрактного. Если вам нужно запомнить что-то абстрактное, например, значение числа Пи, распишите его отдельными цифрами или группами цифр на карточках. Тогда наклейте на разные карточки разные стикеры или нарисуйте рисунки. После того, как карточки будут по-разному обозначены, перемешайте их, а затем попытайтесь выставить по порядку. Перед этим не забудьте выписать куда-то число Пи, иначе не запомните какова была последовательность.

      • Как альтернатива, можно взять пару колод карт; найдите и “сыграйте” цифрами числа Пи после запятой в их последовательности: туз, 4, туз, 5, 9, 2, 6, 5 и т.д. Выложите их в правильном порядке, а затем переверните. Двигайтесь слева направо, переворачивая карты лицевой стороной вверх и называя цифру. Повторите это, а затем попробуйте еще раз, но сначала называйте цифру, и только потом переворачивайте карту.

Быстро читаете? Это не так важно, если прочитанное не удается запомнить.

Техниками, которые помогут развить читательскую память, делится автор книги «Прокачай свою память. Как читать и запоминать большие объемы информации» , эксперт в области образования и социологии Рон Фрай.

Главная проверка качества вашего понимания - это то, что вы запомнили из прочитанного материала. Пока вы студент, большая часть вашего чтения связана с , и рано или поздно от вас потребуется извергнуть полученную информацию вовне в том или ином виде - будь то сочинение, тест, курсовая работа, тест с вариантами ответов, тест по системе правда/ложь, итоговое тестирование.

Так что надо не только выполнить свое задание, но и быть уверенным, что вы запомнили то, что прочли.

Наверное, у всех есть такой опыт, когда в самый ответственный момент вы что-то забыли, и именно эта ускользнувшая маленькая деталь оказалась решающей для выставления оценки, балансирующей на грани 5и 4+ (или 4и 3+). Нужный факт был где-то совсем рядом, сидел на краешке вашего сознания, но вы так и не смогли его припомнить.

Память можно улучшить

Вам наверняка известны люди с фотографической (или почти фотографической) памятью. Они знают слова всех песен, записанных за последние четыре года, напоминают вам, что вы сказали им три года назад, и никогда не забывают ничьих дней рождения (или годовщины «дня нашей встречи» или «дня первого поцелуя» и т.д.).

И хотя некоторые люди как будто от природы наделены даром запоминания информации, хорошую память - как и хорошую концентрацию - можно развить. Вы будете контролировать, что оставить в своей голове, а что допустимо и забыть.

Некоторые люди запоминают относительно легко и не имеют сложностей с удержанием больших объемов данных. Другие сетуют на свою дырявую память, которая, кажется, больше теряет, чем сохраняет. Улучшению вашей способности к запоминанию поглощаемой информации может поспособствовать несколько факторов.

  1. Уровень интеллекта, возраст и опыт сказываются на том, насколько хорошо вы запоминаете. Вам нужно определить, как эти факторы влияют на вашу память, и научиться максимизировать отдачу от прикладываемых вами усилий.
  2. Заложить надежный фундамент - очень важно для хорошей памяти. Большая часть процесса обучения - это лишь добавление к тому, что вы уже знаете. Так, например, справиться с органической химией, не изучив основ, будет практически невозможно. Расширяя фундамент базовых знаний, вы улучшите свою способность запоминать новую информацию.
  3. Мотивация - ключевой фактор улучшения вашей памяти. Один мой друг, абсолютный фанат бейсбола, кажется, знает всю бейсбольную статистику с начала времен. Он может выдать вам уровень подготовки и пропущенные мячи практически всех игроков, расписание игр любимой команды на весь сезон... да и других команд тоже!

    И хотя я бы не сказал, что он самый умный парень из всех, что мне доводилось встречать, он, очевидно, любит бейсбол и крайне мотивирован запомнить все, что может, о любимом виде спорта. Наверное, и у вас есть свой интерес. Будь то кино, музыка или спорт - вы заполняете свой мозг огромным количеством информации. Выходит, если вы можете выучить столько об одном предмете, вы способны многое запомнить и о другом - даже о химии. Надо просто научиться себя мотивировать.ƒ

  4. Метод, система или процесс запоминания информации крайне важны для улучшения памяти. Они могут включать вашу мыслительную организацию, хорошие образовательные привычки, мнемонические формулы - средства, которые вы применяете при необходимости что-то вспомнить.
  5. ƒИспользовать выученное незамедлительно - столь же важно для запоминания. Это хорошо - фиксировать в памяти список терминов для их быстрого поиска, однако если вы хотите, чтобы информация задержалась в голове надолго, вы должны способствовать заучиванию, применяя эти знания. Например, можно добавить новое слово в свой повседневный словарь и корректно употреблять его в разговорах.

Изучение иностранных языков для многих людей становится разочаровывающим опытом, если у них нет возможности за пределами класса применять разговорные навыки на практике. Именно поэтому студенты языковых групп часто присоединяются к дискуссионным клубам или учатся за границей - чтобы закрепить запоминание изученного материала, пользуясь своими знаниями.

Почему мы забываем

Элементы, необходимые для развития хорошей памяти, важны также для понимания того, почему мы что-то забываем. Корни плохой памяти кроются, как правило, в одной из этих причин:

  • Нам не удается определить значимость материала.
  • Мы не освоили предшествующий материал.
  • Нам не удается понять, что именно надо запомнить.
  • У нас нет желания запоминать.
  • Мы позволяем апатии и скуке диктовать нам, как учиться.
  • Мы должны сделать учебу привычкой.
  • Мы неорганизованны и неэффективны в вопросах использования учебного времени.
  • Мы не пользуемся полученными знаниями.

Используйте собственные слова, чтобы вкратце передать основные мысли. Применяйте выделение, диаграммы, деревья идей, чтобы выявлять взаимосвязи и модели.

Всех нас каждый день засыпают , бомбят фактами, концепциями и мнениями. Мы способны поглощать некоторую часть этого потока просто потому, что медиа окунают нас в него.

Но для запоминания большего объема данных нам необходимо сделать сознательное усилие. То же самое усилие мы должны направить и на материал, который прочитываем.

Как запоминать?

Вот несколько базовых приемов, которые позволят вам запомнить то, что вы прочли.

  1. Понимание. Вы запомните только то, что поняли. Когда вы улавливаете заключенное в тексте послание, процесс запоминания уже начался. Способ проверить это - перефразировать суть своими словами. Можете ли вы выделить основную мысль? Если вы не поняли того, что было сказано, вам не удастся определить, запоминать это или просто удалить с карты памяти.
  2. Желание. Позвольте повторить: вы помните то, что решили запомнить. Если вы не хотите зафиксировать какую-то информацию или не верите, что сможете это сделать, то вам это и не удастся! Чтобы запомнить материал, вы должны хотеть его запомнить и убедить себя, что все получится.
  3. Зубрежка. Чтобы быть уверенными, что вы запоминаете важные сведения, нужно выйти за пределы простого выполнения задания. Чтобы действительно запомнить то, что вы выучили, вам нужно тщательно заучивать или даже зазубривать данные.

    Это включает предварительное чтение текста, критическое чтение и применение специальных средств повторения материала, которые закрепляют то, что вы должны были выучить.

  4. Систематизация. Случайные мысли и числа запомнить сложнее, чем данные, организованные в систему. Например, какой номер вам будет проще запомнить: 538-6284 или 678-1234?

    После того как вы узнали систему во втором номере, выучить его вам стало намного легче, чем первый. Вам нужно развить способность выделять существующую в тексте структуру и вызывать ее в памяти, когда вы пытаетесь восстановить содержание. Пусть система помогает вам вспоминать, как организована и согласована информация.

  5. Ассоциации. Полезно связывать или ассоциировать то, что вы пытаетесь запомнить, с чем-то уже живущим в вашей памяти. Ментально соединяйте новый материал с существующими знаниями, чтобы новые мысли попадали в вашей голове в определенный контекст.

Методика улучшения запоминания

Каждый раз, приступая к прочтению того, что вам нужно запомнить, используйте этот процесс из шести шагов:

  1. Оцените материал и определите цель . Оцените уровень своего интереса и постарайтесь понять, насколько сложен текст.
  2. Выберите подходящую технику чтения в соответствии с целью вашего чтения.
  3. Определите важные факты. Запоминайте то, что вам нужно. Находите ассоциации, связующие детали, необходимые для запоминания.
  4. Делайте записи. Используйте собственные слова, чтобы вкратце передать основные мысли. Применяйте выделение, диаграммы, деревья идей, чтобы выявлять взаимосвязи и модели. Ваши записи станут важным резервом для вашей памяти. Письменное фиксирование основных моментов в дальнейшем поспособствует улучшению вашей способности запоминать.
  5. Повторяйте. Спросите сами себя о тех вещах, которые вы должны запомнить. Разработайте систему, следуя которой вы будете просматривать записи минимум три раза до того, как от вас потребуется вспомнить и воспроизвести информацию. Первое повторение должно быть вскоре после прочтения материала, второе - через несколько дней, а третье - прямо перед тем, как потребуется отвечать. Этот процесс поможет вам избежать напряженной «последней» ночи накануне экзамена.
  6. Применяйте. Найдите возможность использовать полученные знания. Учебные группы и классные дискуссии - бесценная возможность применить то, чему вы научились.

Зубрежка и мнемоника

Есть несколько специальных техник, которые помогут вам вспомнить необходимое из целого ряда различных фактов. Первая из них - механическая зубрежка , когда вы пытаетесь заучить информацию слово в слово.

Прибегайте к этому методу, только когда вам надо запомнить что-то на относительно короткое время - если у вас контрольная по датам сражений на истории, тест по химии по специальным формулам или словарный диктант на французском.

Когда требуется заучивание, вы должны сделать все, чтобы зафиксировать в памяти точную информацию. Пожалуй, наиболее эффективный способ - повторение. Запишите самое важное на небольших карточках и используйте их в качестве дидактического материала. Вам нужно регулярно проверять себя, чтобы убедиться в отличном знании всех этих данных.

Вторая техника запоминания обширной детальной информации - мнемоника . Она позволяет зафиксировать большие объемы данных, которые могут быть, а могут и не быть логически связаны. Мнемоническая техника бесценна, когда вам надо запомнить не организованные в четкую структуру сведения, сложные темы и множество фактов, складывающихся в цепь событий.

Один из самых простых способов - попытаться запомнить только первые буквы последовательности. Вот откуда в английском языке взялся Roy G. Biv (первые буквы названий цветов в радуге). Для заучивания названий нот на нотном стане применяется фраза Every Good Boy Does Fine, а FACE - для запоминания нот в промежутках.

(Этот способ противоположен Рою и использует слово, чтобы запомнить буквы.) Конечно, не все последовательности получаются такими удачными. Если бы вы попытались запомнить латинские названия знаков зодиака, вы бы столкнулись с Aries, Taurus, Gemini, Cancer, Leo, Virgo, Libra, Scorpio, Sagittarius, Capricorn, Aquarius, Pisces (Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы). Конечно, многие из вас смогли бы сделать из ATGCLVLSSCAP (ОТБРЛДВССКВР) имя, название места или еще чего-нибудь, но я вот не могу...

Одно из решений - составить простое предложение, используя первые буквы из списка, который вы пытаетесь запомнить, в качестве первых букв слов, как в нашем «охотнике», который «желает знать, где сидит фазан». Чтобы запомнить порядок знаков зодиака, заучите фразу «A Tall Giraffe Chewed Leaves Very Low; Some Slow Cows At Play» (Или, например: «Очень толстые барсуки роют лапами деревья в саду Светланы, которая выращивает розы».).

Стоп! Ведь получается такое же количество слов. Почему бы тогда просто не найти способ запомнить сами знаки? Чем второй вариант лучше? Есть пара преимуществ.

  • Во-первых, проще представить себе жирафа, корову и барсуков и то, чем они заняты. Создание мысленных образов - очень мощный способ запомнить практически что угодно.
  • Во-вторых, слова в наших предложениях связаны друг с другом, и поэтому их тоже проще удержать в памяти.

Ну же, попробуйте! Посмотрите, сколько времени уйдет у вас на запоминание предложения и сколько - на все знаки. Этот метод особенно прост, когда вы выучили все или некоторые элементы списка, но не можете зафиксировать их порядок.

Запомните : нужно составить собственную, удобную для вас фразу (или группу фраз). Подойдут любые предложения и словосочетания, которые могут вам помочь. Например, вот еще два примера, которые я придумал за несколько секунд: A Tall Girl Called Lovely Vera Loved to Sip Sodas from Cans And Plates. Any Tiny Gerbil Could Love Venus. Long Silly Snakes Could All Pray, или «Огромный Телевизор Будет Работать. Люди Давят Вишневый Сок. Саша Купил Вареных Раков», (Ведь насколько просто представить запоминающиеся глупые картинки!)

Вы заметите, что подобные мнемонические приемы позволяют с легкостью вспоминать специальную информацию, которую нужно долго удерживать в голове, чтобы использовать ее как на уроках, так и в . Они особенно полезны, когда необходимо выучить химические классификации, музыкальный рисунок или анатомические термины. Но как бы ни были эффективны мнемонические приемы, не пытайтесь использовать их для всего, что хотите запомнить.

Почему? Создание этих техник требует больше времени, чем может быть у человека. И проблемы порой возникают с запоминанием не самого материала, а придуманных вспомогательных фраз! Слишком большое их количество может затруднить процесс заучивания и помешать вспомнить все в нужный момент.

Сложные мнемонические коды не особо полезны - их бывает нелегко удерживать в памяти. Когда решаете использовать мнемотехнику, нужно сохранять ее простоту, чтобы обеспечить быстрое восстановление материала, на которое вы и рассчитывали при заучивании.

Многие люди жалуются, что голова у них как решето, что все прочитанное сразу же утекает наружу и они не могут ничего запомнить. Надеюсь, теперь вы понимаете, что это решаемая проблема. Не обязательно быть гением, чтобы иметь хорошую память, но вы должны быть готовы работать над приобретением навыков, отвечающих за эффективное запоминание. Оттачивая эти навыки, вы улучшите результаты чтения, поднимая уровень запоминания.

Несмотря на то что количество читающих художественную литературу людей в мире сократилось, чтение все еще остается популярным, а зачастую и необходимым. Особенно, это касается студентов и школьников, которым, помимо чтения, нужно еще и уметь запоминать то, что они прочитали. Как сделать так, чтобы прочитанное запоминалось легко и быстро? Существует ли возможность облегчить процесс запоминания? Давайте разбираться.

Для того чтобы прочитанное запоминалось легко, создайте определенные внешние условия – это спокойная обстановка и тишина. Когда чтение происходит в шумной обстановке, внимание рассеивается и как следствие, в прочитанное в голове не откладывается. Согласитесь, что, читая, например, в метро, сложно что-то запомнить. Иногда ты даже не осознаешь, что читаешь.

Итак, закройтесь в отдельной комнате, создайте тишину, и начинайте читать. Если есть возможность, найдите уединенный уголок на природе, это помогает расслабиться и сосредоточится. Нужно научиться полностью погружаться в книгу. Ничего не должно отвлекать!

Чтение по утрам является оптимальным. После сна голова чиста и свободна, она легко воспринимает информацию, которая быстро усваивается. Поэтому читайте по утрам, желательно даже до завтрака. Если чтение по утрам для вас не доступно, читайте днем.

Самое плохое время, чтобы запомнить информацию – вечер. В это время организм уже устал, и информация не усваивается. Не желательно читать информацию, требующую запоминания после обеда или ужина, поскольку в это время организм занят перевариванием пищи и ему, как говорится, не до запоминания.

Илучшайте скорость чтения

Чтобы понять, как лучше запоминать прочитанное, нужно понимать, что огромное значение в этом процессе играет зрительная память.

При чтении, постарайтесь охватывать глазами всю страницу, читать, как бы сверху вниз. Это помогает тренировать зрительную память, благодаря которой прочитанное запоминается легче. Зрительная память очень важна. В ситуации, когда вы никак не можете вспомнить что-то, часто достаточно просто представить страницу в книге, где была эта информация, как зрительная память сразу подсказывает, что же там было написано.

Существенное значение имеет и скорость чтения. Чем быстрее человек читает, тем лучше усваивается информация. Умение хорошо читать сверху вниз существенно ускоряет процесс чтения.

Для развития этого навыка можно походить на курсы скорочтения. На таких курсах учат читать по диагонали. При этом способе чтения, человек охватывает глазами всю страницу целиком. В результате он может усвоить и запомнить информацию быстро и четко.

В процессе чтения главы, не возвращайтесь к прочитанному, ни зрительно, ни для того, чтобы перечитать. Это мешает целостному восприятию информации. Лучше дочитав главу до конца перечитать ее еще раз целиком.

Не нужно в процессе чтения проговаривать про себя прочитанное. Также не желательно читать текст проговаривая его губами. Все это мешает восприятию и усваиванию информации.

Конспектируйте, фантазируйте, рассказывайте

Попробуете зрительно представить ситуацию, которую прочитываете. Это поможет запомнить текст. Соотнесите эту ситуацию с чем-то уже вам знакомым, создайте ассоциации. Тогда по ассоциации вспомнить прочитанное будет легко.

Если вы читаете учебную литературу, делайте конспект. Выписываете основные моменты, составляйте схемы, списки. Все это облегчает запоминание.

Обсуждайте прочитанное с друзьями, родителями. Попробуйте составить свое собственное мнение. Нужно научиться рассуждать, рассматривать ситуацию с разных сторон. Если вам не с кем обсудить прочитанное, просто напишите изложение, но именно напишите, потому что письмо приводит к дополнительному запоминанию, в том числе и зрительному.

Если вы что-то забыли, не стремитесь сразу открывать книгу и искать. Постарайтесь быстро вспомнить самостоятельно, без подглядывания. Если сможете – уже не забудете этот момент. Напрягайте и тренируйте память!

Тренируйте память

Если у вас серьезная проблема с запоминанием, развивайте свою память. Самым лучшим средством для развития памяти является изучение иностранных языков. Выберете интересный вам язык и учите его. Делать это можно самостоятельно или записаться на курсы. В любом случае знание иностранного языка не бывает лишним, но поможет развить память.

Для развития памяти учите наизусть стихи, а для развития зрительной памяти тренируйтесь с запоминанием изображения. Например, посмотреть на картинку с изображением животных или предметов в течение 30 секунд, закрыть ее и быстро перечислить, животных или предметы, которые удалось запомнить.

Отличным способом для тренировки памяти является запоминание последовательности слов. Попросите кого-нибудь из семьи написать вам список из 10-ти слов. Прочитайте его 2 раза и попробуйте воспроизвести, не меняя последовательности слов. Тренируетесь, пока не запомните все слова. Составляйте новые списки, постепенно увеличивая в них количество слов. Такая тренировка, поможет вам запоминать все с первого раза.

Запоминание прочитанной информации важно. Согласно утверждениям ученых, при прочитывании книги, уже через сутки человек помнит только лишь 20% прочитанной информации. Чем хуже обстановка, в которой происходит чтение, тем хуже усваивается полученная информация.

Чем старше мы становимся, тем хуже работает память. Следовательно, нельзя давать ей отдыхать. Память нужно постоянно тренировать. Тогда в любом возрасте запомнить прочитанное можно легко и быстро.

И еще один немаловажный фактор. Если вы читаете с удовольствием, то и процент запоминания выше!

Почему же мы порой не можем запомнить информацию и воспроизвести ее потом? Ученые расходятся во мнениях относительно механизмов работы нашей памяти. Однако существуют несколько практически общепризнанных механизмов, позволяющих упростить запоминание, сделать его надежнее и облегчить воспроизведение (вспоминание) запомненной информации. Эти механизмы можно назвать законами памяти. Вот главные из них:

Закон внимания. Жалуетесь, что не можете что-либо вспомнить? А были ли приложены усилия для запоминания? Может быть, во время запоминания вы еще и телевизор смотрели? Для хорошего запоминания необходима концентрация внимания на материале. Далее перечислено несколько факторов, которые негативно влияют на сохранение информации в памяти и которые нужно по возможности исключить:
Посторонние мысли
Отвлекающие воздействия (шум, радио, ТВ, звонки, …)
Усталость, раздражение
Спешка

Закон яркости. Лучше всего запоминается все яркое и необычное. За день вы встречаете множество людей, но вечером можете вспомнить только тех из них, кто чем-то выделялся, отличался от других. Поэтому перед запоминанием будет полезно попытаться придать информации яркий, необычный вид.

Закон значимости. По значимости для человека информацию можно разделить на три группы. В первую попадает жизненно важная информация (режим питания, знания об опасностях,…). Она запоминается без усилий и практически навсегда. Ко второй группе относится интересная и субъективно важная для человека информация. Она тоже усваивается относительно легко. К третьей группе относится вся остальная информация. Она усваивается хуже всего. К сожалению, такой информации подавляющее большинство. Отсюда вытекает несколько законов, облегчающих запоминание:

Закон интереса. Как уже было сказано, информация, относящаяся к интересам человека (вторая группа), запоминается легко. Поэтому нужно хотя бы временно заинтересовать себя тем, что собираешься запомнить.

Закон мотивации. Необходимо убедить себя в важности для вас запоминаемой информации. Представьте, какие выгоды принесет вам ее запоминание: более быстрое продвижение по службе, победа в викторине и т. д. Тогда информация временно перейдет во вторую группу и будет запоминаться значительно надежнее.

Закон деятельности. Информация, с которой вы производите какие-то действия, запоминается лучше. Поэтому попробуйте что-нибудь сделать с ней: что-то подсчитать, сравнить ее с чем-то и т. п.

Закон понимания и осмысления. Пытаться запомнить что-либо, не понимая — практически безнадежное дело. Поняв и осмыслив информацию, вы очень поможете своей памяти.

Закон предыдущих знаний. Запоминаемая информация взаимодействует с той, что уже хранится в вашем мозге. Происходит установка ассоциативных связей, сравнение, выделение общих признаков, … Поэтому, чем больше у вас информации по какой-либо теме, тем легче запоминается новая информация по этой теме. И вообще, чем больше вы знаете, тем легче усваиваются новые знания. Так что чтобы запоминать лучше, запоминайте больше.

Закон настройки и установки. На запоминание нужно настроиться. Прежде всего, решите для себя, сколько времени вам нужно помнить запоминаемые данные: день, год, всю жизнь. Это поможет мозгу правильно разместить их. Перед запоминанием бегло просмотрите материал, который нужно запомнить. Это подготовит мозг к его запоминанию, позволит оценить сложность материала. Очень полезно перед запоминанием вспомнить известный вам материал по этой теме. А для улучшения вспоминания представьте себе ситуацию, когда вы будете вспоминать это, экзамен, например.

Закон тормозов памяти. Существуют два процесса, тормозящие (ухудшающие) запоминание. Проактивное торможение: предыдущая запоминаемая информация ухудшает запоминание последующей. Ретроактивное торможение: последующая запоминаемая информация ухудшает запоминание предыдущей. Наличие данных процессов связано с тем, что даже после завершения восприятия запоминаемой информации в мозгу идут процессы ее усвоения и размещения. В связи с этим можно дать следующие рекомендации по запоминанию:
Запоминайте важную информацию утром или вечером. В это время влияние процессов торможения наименьшее.
Делайте перерывы при запоминании. Во время перерывов нельзя получать никакую другую информацию (читать, смотреть телевизор, слушать радио). Это уменьшит влияние процессов торможения.
Не запоминайте однотипную информацию друг за другом. Так не следует учить математику после запоминания исторических дат. И там, и там работа происходит с цифрами. Это затруднит запоминание.
Не делайте сразу после запоминания ничего сложного для вас. Мозг сосредоточится на сложной деятельности и не сможет правильно разместить запоминавшуюся информацию.

Следующие два закона позволяют упростить вспоминание информации.

Закон временного слоя. Информация хранится в памяти слоями. Типов этих слоев очень много, и одним из них является временной слой. Вся информация, запоминавшаяся примерно в одно время, хранится рядом. Поэтому, если вам нужно что-то вспомнить, попробуйте припомнить то, что вы делали в тот день, когда к вам поступила нужная информация.

Закон тематического слоя. Еще одним из слоев памяти является тематический. Вся информация по сходной тематике хранится в мозге рядом. Поэтому, пытаясь вспомнить что-то, попробуйте вспомнить близкую по тематике информацию. Например, если вы забыли название города, вспомните названия нескольких других городов.

Надеюсь, что описанные в этой статье законы позволят вам более легко и надежно запоминать все, что вам хочется. Удачного вам запоминания!