Долговременная память представляет собой процесс хранения информации. Роль памяти в развитии мышления и интеллекта. Характеристика кратковременной памяти

Элемент трехкомпонентной модели памяти.

Специфика.

Блок обработки информации, характеризующийся практически неограниченными временем хранения и объемом хранимой информации. К этой памяти нет прямого доступа, поэтому индивид должен специально считывать требующуюся информацию. Ее эффективность определяется за счет систематического повторения семантически закодированной информации, приводящего к установлению ассоциативных связей между элементами, по которым отдельная информация может быть восстановлена из всего информационного поля. Фактором, препятствующим воспроизведению из долговременной памяти, является интерференция.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ

(англ. long-term memory ) - вид памяти человека и животных, характеризующийся прежде всего длительным сохранением материала после многократного его повторения и воспроизведения . Функциональные и структурные характеристики Д. п. наиболее изучены у человека, тогда как основные данные о нейрофизиологических механизмах памяти получены в экспериментах на животных (см. , Памяти физиологические механизмы ). Нейрофизиологической основой Д. п. служат консолидированные следовые состояния мозга, которые формируются в процессе разных видов обучения. При образовании следов Д. п. временные последовательности преобразуются в структурно-пространственные, в силу чего они являются не процессом, а структурой. В этом причина устойчивости Д. п. ко многим внешним воздействиям и существенное отличие от следов кратковременной памяти , которые по сути своей являются процессами.

Эффективность Д. п. оценивают отношением числа символов, которые сохранились в памяти спустя некоторое время (более 30 мин), к числу их повторений, необходимых для запоминания . Этот показатель зависит от количества информации в запоминаемом материале.

Различают 2 формы Д. п.: эксплицитная (декларативная) память - сознательное восстановление прошлого, память на факты, события, и имплицитная (см. ), которая проявляется в условных рефлексах , привычках , навыках (моторных, перцептивных, речевых и пр.). Отчасти это деление аналогично прежнему делению на память духа и память тела (в терминах А. Бергсона). Имплицитная память, в отличие от эксплицитной, не подвержена амнезии. Е. Тульвинг (1972) различает в структуре эксплицитной Д. п. 2 вида хранилищ, которые соответствуют делению памяти на семантическую и эпизодическую (в т. ч. автобиографическую). В семантической памяти содержится вся информация, необходимая для того, чтобы пользоваться речью (слова, их символические репрезентации, правила манипуляции с ними). Эта память содержит все известные человеку общие знания (безотносительно к месту и времени их получения). В эпизодической памяти, наоборот, сведения и события «привязаны» к определенному времени и/или месту их получения. Информация, хранящаяся в семантической и эпизодической памяти, в различной мере подвержена забыванию: в большей мере - находящаяся в эпизодической памяти, в меньшей мере - в семантической. Модель Д. п. А. Пайвио (1971) предполагает дифференциацию познавательных процессов на вербальные и невербальные, которым соответствуют 2 различные системы памяти. В процессе решения субъектом мнемических задач эти системы функционируют совместно, хотя могут в неодинаковой мере определять успешность запоминания. Вербальные механизмы играют некоторую роль в запоминании зрительного материала. Однако основные закономерности этого процесса определяются специфическими невербальными механизмами, которые способны самостоятельно обеспечить высокую эффективность запоминания. М. Познер (1978) разработал модель Д. п., в которой постулируется существование 3 уровней мнемических структур: уровень следов, копирующих физические свойства стимуляции в модально-специфической форме; уровень понятийных структур, в которых отображается прижизненный опыт субъекта; уровень глобальных когнитивных систем в виде семантических сетей и субъективных пространств, необходимых для отражения окружающей действительности с требуемой степенью полноты.

Наиболее разработанная структурная модель Д. п. предложена Р. Аткинсоном (1980). Структурные компоненты этой модели: перцептивное хранилище с временем хранения информации до 1 с; кратковременная память с временем хранения до 30 с; Д. п. с практически неограниченным временем хранения информации. В модели памяти Р. Аткинсона детально представлена динамическая иерархическая организация всей системы памяти, в т. ч. процессов управления потоками информации ( , к стимулу, распознавание, поиск в памяти, повторение и пр.). См. , . (Т. П. Зинченко.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Смотреть что такое "долговременная память" в других словарях:

    ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ - ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ. То же, что постоянная память. Подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное (в течение нескольких часов, лет, иногда десятилетий) удержание знаний, а также сохранение навыков и умений и характеризуемая большим объемом… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Долговременная Память - блок обработки информации, характеризующийся практически неограниченными временем хранения и объемом хранимой информации. Ее эффективность определяется за счет систематического повторения семантически закодированной информации, приводящего к… … Психологический словарь

    Долговременная память - многозначный термин, встречающийся как в нейрофизиологии, так и в психологии. Может означать: долговременная память (нейрофизиология) как свойство нейронов изменять свою синаптическую пластичность; долговременная память (психология) как один из… … Википедия

    ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ - См. память, долговременная … Толковый словарь по психологии

    долговременная память - способность запоминать воспринятую информацию на продолжительный срок; см. также память … Толковый переводоведческий словарь

    ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ - подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное (часы, годы, иногда десятиления) удержание знания, а также сохранение умений и навыков, и характеризуемая огромным объемом сохраняемой информации. Основным механизмом ввода данных в долговременную … Профессиональное образование. Словарь

    - (long term memory (LTM)). Устойчивая память, являющаяся хранилищем воспоминаний, доступ к которым открыт в течение всей жизни (за исключением случаев мозговых травм, и которые составляют наш общий информационный запас) … Психология развития. Словарь по книге

    Долговременная память - практически неограниченное время хранения информации. Основной механизм ввода и консолидации информации в Д. п. – повторение … Словарь дрессировщика

    ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ - один из видов памяти, отличительными особенностями которой являются практически неограниченное время хранения материала и неограничиваемый объем удерживаемой информации (объем памяти). Основной механизм ввода и консолидации информации в Д. п.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Долговременная память - Один из видов памяти, отличительной особенностью которого является длительное по времени хранение информации. Д. п. – хранилище опыта человека, приобретенного индивидом в процессе познавательной и практической деятельности … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

Страница 28 из 42


Долговременная память.

Долговременная память подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное удержание знаний, умений и навыков, характеризующаяся огромным объемом сохраняемой информации. Ее основные характеристики:

1. Время хранения в ДП – велико (месяцы, годы) или не ограничено;

2. Емкость ДП – неизвестна, есть гипотеза о неограниченной емкости ДП;

3. Форма хранения информации – семантический код (гипотеза, признанная большинством исследователей, альтернативная гипотеза предполагает наличие зрительных кодов и слуховых кодов в ДП). Информация в ДП организована по принципу ассоциации.

4. Забывание – определенного мнения на этот счет не существует. Либо забывание происходит в результате угасания следов памяти, либо в результате интерференции, либо забывание вообще отсутствует, а информация сохраняется, но по каким-либо причинам становится недоступной.

Семантическую форму кодирования, как уже упоминалось, подтверждают семантические ошибки припоминания из ДП, т.е. припоминание слов, сходных по смыслу с заданным. Эксперименты по изучению этих ошибок показали, что при восприятии слова сначала в СР образуется некое изображение слова, которое преобразуется в КП в слуховую форму и на уровне ДП устанавлива­ется его значение. При припоминании слова, следовательно, сначала необходимо найти его значение на уровне ДП. Однако существует особый феномен “на кончике языка” , т.е. полное извлечение невозможно, однако частичное воспроизведение все-таки происходит (части слова, или слова, похожего на искомое). Р. Клацки называет этот феномен “состоянием готовности” и объясняет следующим образом: “То или иное слово хранится в ДП в определенном месте, оно представлено здесь как слуховой, так и семантической информацией. Поэтому извлечение данного слова из ДП может быть основано на его звучании (например, я произношу слово “собака”, а вы объясняете мне, что оно означает), или на его смысле (я говорю “лучший друг человека”, а вы отвечаете “собака”). В состоянии готовности полное извлечение по смыслу оказывается невозможным, но испытуемый все же частично извле­кает требуемое слово. Он имеет некоторое представление о его звучании, но, очевидно, не имеет полного акустического образа. Браун и Мак-Нейл полагают, что вместе с каждым словом хранятся его ассоциации, или связи с другими словами в ДП, так что испытуемый может называть другие слова, означающие почти то же самое. Таким образом, эти авторы описывают ДП как обширный набор взаимосвязанных участков, в каждом из которых содержится совокупность информации, относящейся к данному слову или факту. отмечаемый при воспроизведении из ДП, который показывает, что это представление является упрощенным. Феномен состоит в том, что человек осознает, что знает требуемое слово, но не может полностью его вспомнить

Результаты наводят на мысль, что ДП можно изобразить как “сеть”, образованную пучками информационных связей” ( с. 162). Таким образом, модели ДП строятся по принципу ассоциативных связей. Если память представлять себе как каталог информации (наподобие библиотечного), то для поиска нужного слова нам потребуются “ключи”, т.е. основные данные о месте хранения данного слова. Феномен “на кончике языка” показывает, что ключи могут быть “потеряны”, и тогда слово, которое действительно имеется в хранилище, оказывается недоступным.

Однако исследования ряда авторов (Шепард, Пайвио, Косслин) показывают, что в ДП также имеются зрительные коды, т.е. информация может храниться в виде зрительных образов. Основное предположение, лежащее в основе этих экспериментов, состоит в том, что эти образы обладают пространственными свойствами, их можно мысленно сканировать (просматривать), и время сканирования зависит от размеров данного образа или его других пространственных характеристик. Одним из наиболее впечатляющих является эксперимент Шепарда (“мысленное вращение”), который подтверждает наличие зрительных кодов в памяти (как в КП, так и в ДП). Испытуемым предлагался образец (например, буква R), а затем ряд стимулов, для каждого из которыхнужно было определить, является ли он идентичным образцу. Буква R предъявлялась в различных ракурсах (угол вращения менялся от 0 до 180 градусов). Измерялось время реакции. Оказалось, что время опознания буквы находится в линейной зависимости от угла поворота, т.е. можно сделать вывод, что испытуемые мысленно поворачивали образ до тех пор, пока он не оказывался в том же положении, что и образец, т.е. работали именно со зрительным образом. Результаты исследования представлены на рис.11.

Обычно полагают, что ДП представляет собой единое целое, однако есть серьезные возражения против такого представления. Тульвинг различает две формы ДП – семантическую и эпизодическую. Семантическая память это память на слова, понятия и абстрактные идеи; на основе семантической памяти происходит использование языка, она имеет четкую структуру. В отличие от нее, эпизодическая память хранит информацию о событиях, датированных во времени, о связях между этими событиями . Это воспоминания о конкретных переживаниях, которым не хватает формальной структуры, и она менее стабильна, воспоминания из нее часто теряются, в то время как семантическая память активируется реже и является более прочной.

Кроме предположения, что из ДП не забывается ничего, но информация может быть недоступной, существуют другие теории забывания. Теория угасания предполагает, что след памяти угасает точно так же, как исчезает тропинка, по которой долгое время никто не ходит. Неврологические исследования памяти показывают, что возрастные изменения имеют место, однако нет данных, на основании которых можно было бы с уверенностью сказать, что затухание следов есть основная причина забывания, которое гораздо больше связано с интерференцией , т.е. влиянием конкурирующей информации на запоминание. Существует два типа интерференции: ретроактивное торможение (РТ) и проактивное торможение (ПТ). В случае РТ на запоминание старого материала отрицательно влияет новый, а в случае ПТ предшествующий материал отрицательно влияет на запоминание нового . Основные схемы исследования РТ и ПТ приведены в табл. 4 и 5.

Таким образом, если изучается РТ, то контрольная группа заучивает список как обычно, а экспериментальная дополнительно заучивает второй список, затем результаты в обеих группах сравниваются и делаются выводы о том, как последующий материал (список В) влияет на запоминание предыдущего (список А). В случае ПТ изучается влияние предыдущего материала (список А) на запоминание последующего (список В). Эксперименты подтверждают основную гипотезу о том, что информация – старая или новая – влияет на воспроизведение другой информации, хранящейся в ДП, т.е. интерферирует с ней, затрудняет ее воспроизведение.

И, в заключение, нельзя не упомянуть об одной классической закономерности (“позиционные эффекты”), которая подтверждает структурную теорию памяти. Напомним об одной классической закономерности памяти, которая уже упоминалась в разделе 4. Когда человек заучивает ряд элементов и затем воспроизводит их, не пытаясь соблюдать их порядок, то проявляются так называемые “эффекты края” эффект первичности (“начала”) и недавности (“конца”) т.е. лучше всего воспроизводятся элементы из начала и конца ряда , а остальные, из середины, заметно хуже (рис.12). С точки зрения структурной теории


памяти информация из СР быстро передается в КП и либо замещается другой информацией, либо удерживается при помощи повторения. Если объем информации превышает возможности КП (7±2 элемента), то она начинаетвыталкиваться новой информацией. Элементы, попавшие в КП последними, воспроизводятся легче всего и это очевидно, но как объяснить эффект первичности? Существует предположение, что элементы, первыми попавшие в КП, хранились дольше, получили больше повторения (которое может быть скрытым, т.е. неосознанным) и за счет этого попали в ДП. Таким образом, эффект начала на позиционной кривой соответствует воспроизведению из ДП, а эффект конца – воспроизведению из КП.


На основании данной закономерности М. и Л. Петерсоны провели эксперимент, в котором после заучивания ряда слов и перед их воспроизведением испытуемым предлагалось вести обратный счет вслух, например вычитать из 120 по три в обратном порядке. Обратный счет (дистрактор) должен был отрицательно повлиять на воспроизведение списка. Однако изменения позиционной кривой проявились только в области эффекта недавности (рис.13). Было сделано предположение, что обратный счет заместил в КП те элементы списка, которые были заучены последними и все еще оставались в КП; данный факт свидетельствует в пользу гипотезы о том, что забывание из КП происходит по типу замещения старой информации на новую.

Долговременная память – хранилище информации с неограниченной емкостью и продолжительностью хранения. Компьютеры также являются достаточно объемными, долговременными хранилищами информации, но имеют свои сильные и слабые строны в этом плане. Проблема заключается не в количестве и сроке хранения, а в способе получения доступа к информации (см. таблицу).

Бывают ситуации, когда вы пытаетесь что-то вспомнить (имя, название и т.д.), слово буквально «вертится на языке», но вспомнить не удается. В памяти всплывают факты, названия, относящиеся к тому, что нужно вспомнить, но окончательно сформулировать информацию не удается. Вы можете «выудить» лишь часть, но не всю информацию. Удивительно, но если вы перестанете мучить себя, несколько секунд спустя она всплывет в вашей голове сама. Долговременная память очень сложна, и информация кодируется в сложной системе связи. Восстановив некоторые составляющие информации, вы воспроизводите какие-то связи в сети и через некоторое время можете получить все нужные данные.

С точки зрения дизайна интерес представляют два вопроса:

■ При каких условиях информация попадает в ДВП?

■ Сколько «стоит» вспоминание?

Оба вопроса очень интересны с точки зрения обучения пользователей, второй вопрос, к тому же, интересен еще и с точки зрения улучшения способности пользователей сохранять навыки работы с системой в течение длительного времени (а это одна из основных характеристик хорошего интерфейса).

Внутрь ДВП. Сейчас считается (и это мнение вряд ли будет изменено в дальнейшем), что информация попадает в ДВП в трех случаях. Во-первых, при повторении , т. е. при зубрежке. Во-вторых, при глубокой семантической обработке . В-третьих, при наличии сильного эмоционального шока . Эмоциональный шок нас интересует слабо – не стоять же, в самом деле, за спиной у пользователя, стреляя время от времени из ружья, чтобы он волновался (тем более что после шока запоминание прерывается). Достаточно и повторения с обработкой.

С повторением всё просто. Чем больше повторений и чем меньше времени проходит между повторами, тем больше шансов, что информация будет запомнена. Для нас как «людей просто» это ясно и неинтересно, но зато с точки зрения дизайна интерфейса это наблюдение вызывает очень простую эвристику: если системой придется пользоваться часто, пользователи ей обучатся, деваться-то им некуда. Это очень утешительное наблюдение.

С семантической обработкой дела обстоят интереснее. Дело в том, что информация хранится в ДВП в сильно структурированном виде (например, похоже, что зрительные воспоминания на самом деле хранятся не в виде картинки, а как список объектов, находящихся в изображении, изображения же отдельных объектов хранятся отдельно). Так что для обращения к воспоминаниям мозг выполняет работу, сходную с поиском книги в библиотеке (только более сложную; попробуйте методом самонаблюдения вспомнить, например, всех своих одноклассников). Соответственно, когда человек вспоминает, он углубляется в свою память и находит всё больше признаков искомой информации. Но верно и обратное: чем больше человек думает о какой-либо информации, чем больше он соотносит её с другой информацией, уже находящейся в памяти, тем лучше он запомнит то, о чем думает (т. е. текущий стимул). Это тоже очень утешительное наблюдение: если пользователь долго мучается, стараясь понять, как работает система, он запомнит её надолго, если не навсегда.

Несколько помогает понять устройство механизма запоминания его антипод, а именно забывание. Современная наука утверждает, что забывание обусловлено одним из трех факторов (или всеми тремя), а именно затуханием, интерференцией и различием ситуаций. Самое простое объяснение имеет затухание: когда информация не используется долгое время, она забывается. Несколько сложнее с двумя оставшимися факторами.

Предполагается, что если сходной семантической обработке подверглись несколько фрагментов сходной информации, эти фрагменты перемешиваются в памяти, делая практически невозможным воспроизведение поврежденного фрагмента, т. е. фрагменты интерферируют друг с другом. Иначе обстоит дело с различием ситуаций. Предполагается, что для успешного воспоминания требуется соответствие признаков во время кодирования с признаками во время воспроизведения. Невозможно неслучайно вспомнить «то, не знаю что». Это всё равно как потерять книжную карточку в библиотеке – книга в целости и сохранности, но найти её нет никакой возможности.

Если серьезно, то повторение можно охарактеризовать как способ мощный, но ненадежный, поскольку трудно рассчитывать на повторение при нечастой работе с системой (существует множество систем, используемых редко или даже однократно). Семантическая же обработка есть способ мощный, но дорогой: без повода пользователи не будут задействовать свой разум, предоставить же им повод сложно. Лучше всего в качестве повода работает аналогия, неважно, как она представлена, как метафора интерфейса, или как эпитет в документации.

Цена вспоминания. Является общим местом, что обращение к ДВП стоит довольно дорого. Поспорить с этим невозможно, поскольку в утверждении содержится слово «довольно», обладающее крайне размытым значением.

На самом деле всё сложно. Разные понятия вспоминаются с разной скоростью, слова, например, вспоминаются быстрее цифр, а визуальные образы – быстрее слов. Очень сильно влияет объем выборки, т. е. вспомнить одно значение из десяти возможных получается быстрее, нежели из ста возможных. Наконец, частота вспоминания влияет на скорость вспоминания (т. е. на скорость вспоминания сильно влияет тренировка).

При проектировании интерфейса удобно пользоваться следующим правилом. Для обычных пользователей, у которых нет навыков извлечения из ДВП информации, присущей проектируемой системе, следует снижать нагрузку на ДВП; для опытных пользователей, у которых эти навыки сформировались, обращение к ДВП может быть более быстрым, нежели любой другой способ поиска информации.

Важно, однако, сознавать, что для опытных пользователей ДВП, будучи быстрым, не обязательно является предпочтительным. Например, если стоит задача снизить количество ошибок, меню будет более эффективно, чем, скажем, командная строка, поскольку оно не позволит отдать заведомо неправильную команду.

Существует стратегия для получения информации из памяти, как и стратегия, помогающая сохранять информацию в долговременной памяти. Мнемоника - это присоединение смысловых значений к запоминаемой информации (пример с номером телефона). Люди тренируют себя в запоминании очень большого объема информации, создавая внутренние визуальные «зацепки», которые помогают запомнить каждую часть информации по отдельности. При работе с этой информацией «зацепка» помогает восстановить каждый «кусок» информации и легко перемещаться между ними.

Поскольку обращение к долгосрочной памяти вызывает затруднения, компьютерные интерфейсы должны разрабатываться с учетом этого и по возможности оказывать помощь. Для работы с информацией существуют два главных метода: распознавание и восстановление в памяти.

Зачем заставлять пользователей вспоминать информацию, если они уже знают ее? Почему бы не дать перечень или меню данных и позволить распознавать их? Восстановление в памяти включает в себя попытки распознавания информации без всякой помощи.Распознавание подразумевает попытку вспомнить информацию, используя какую-либо связь (Сравнить: действие через меню и с помощью комбинации клавиш).

Проектирование пользовательского интерфейса базируется на знании того, как человек познает и воспринимает. Одна из наиболее важных задач интерфейса: уменьшить доверие пользователя к собственной памяти и использовать преимущества компьютера для поддержки человеческих слабостей.

Сильные стороны

Слабые стороны

Распознавание образов

Переключение внимания

Бесконечная емкость долговременной памяти

Богатая многокодовая долговременная память

Способность к обучению

Краткосрочная память с малой емкостью

Быстрая потеря данных из краткосрочной памяти

Медленная обработка данных

Затрудненный доступ к долговременной памяти

Компьютеры

Память с большой емкостью

Долговременная память

Высокая скорость обработки

Обработка без ошибок

Безотказный доступ к памяти

Простое сравнение с эталоном

Ограниченные способности к обучению

Ограниченная емкость долгосрочной памяти

Ограниченная интеграция данных

Мышление

Самое общее определение мышления выглядит следующим образом: мышление есть процесс решения задач. Это определение позволяет классифицировать виды мышления в зависимости от типа задачи: наглядно-действенное , наглядно-образное и понятийное (символическое). Эта классификация совпадает и с классификацией уровней развития мышления: ребенок сперва осваивает действия с предметами, позже научается манипулировать образами к подростковому возрасту формирует понятия. Принцип поддержки психических процессов пользователя в контексте мышления означает стремление представить задачу доступной для решения наиболее ранним, и в этом смысле – простым его видом.

Так, если задачей является сравнение двух показателей, то лучше представить показатели в графической форме, нежели в символической. Сравнить, например, размер двух фигур проще, быстрее, экономичнее, чем высчитывать разницу между двумя числами. Если же стоит задача спозиционировать тот или иной графический объект, то лучше предоставить пользователю возможность непосредственной манипуляции с объектом мышкой (drag-n-drop), нежели определять координаты объекта при помощи числовых величин.

Другое определение мышления сводит его к процессу категоризации (классификации) – отнесения того или иного объекта к определенной категории. Такое мышление в рамках web-интерфейсов встречается, например, при работе с каталогами и рубрикаторами. Если, например, сайт предоставляет пользователю возможность доступа к объемной базе статей посредством сложного рубрикатора (классификатора), особой задачей становиться разработка структуры рубрикатора. В мировой практике библиотечного дела существует несколько систем классификации, которые построены на выверенных и строгих основаниях, так что одна узкая тематика попадает только в один раздел классификатора. Такая система требует от её пользователя развитого понятийного мышления, т.е. способности выделять существенные признаки объектов на разных уровнях обобщения. Большинство пользователей Интернета таким мышлением не обладают, т.к. оно требует специального обучения. Поэтому структура классификаторов на web-сайтах должна позволять пользователю находить необходимую информацию по ассоциативному признаку. Ассоциативное мышление – довольно простой вид мышления, доступный каждому.

Знание особенностей познавательных процессов позволяет проектировщику пользовательских интерфейсов:

 устанавливать оптимальный контраст информационных областей (психофизика ощущений);

 выбирать перцептивно лаконичные формы для объектов управления и элементов оформления (психология восприятия);

 структурировать материал так, чтобы предоставлять пользователю условия осуществления мышления в разных планах: конкретно-ситуативном, визуальном и понятийном.

Память человека — одна из способностей головного мозга, которая формирует наше "я", делает человека индивидуальным и ставит его на несколько ступеней выше животных. Конечно, у зверей, особенно у таких умных, как собаки и дельфины, она тоже есть. Но только у Homo sapiens память достигла небывалого развития и совершенства. Хотя стремиться нам ещё есть куда, ведь мозг, как известно, использует только маленькую толику своих возможностей.

Характеристика памяти

Каждый здоровый человек способен воспринимать, запоминать, копить, сортировать и воспроизводить данные, полученные в результате своей деятельности. Память в психологии — понятие многогранное, это все перечисленные выше функции "серого вещества", которые вместе формируют опыт. Человек начинает его получать ещё в младенчестве с помощью органов чувств. Это самый простой способ познания мира и накопления памяти. В более позднем возрасте к нему добавляется обучение, физическая деятельность, с помощью которых расширяется кругозор и обогащается опыт.

Память в психологии — сложный процесс познания, благодаря которому мы может воспроизвести не только события, но и логические связи между ними. Мы узнаём на улице людей, вспоминаем выученные стихи и песни, можем проиграть ту или иную мелодию. Все эти действия возможны благодаря памяти. Она координирует действия и поступки человека, с её помощью он ориентируется в прошлом и настоящем, может прогнозировать будущее. Память — одна из основ сложного процесса взаимодействия индивида с окружающей средой.

Запоминание как основной процесс памяти

Очень важно в жизни каждого индивида, так как делает его личностью, повышает социальную роль в обществе. Память человека основана на запоминании: слов, впечатлений, образов. Бывает произвольным, когда увиденное откладывается в голове само по себе, или непроизвольным, в том случае, если мы целенаправленно изучаем нужный материал. Если вы не пытаетесь запомнить что-то намеренно, то процесс становится выборочным. Например, группу людей, побывавших на дне рождения, попросите рассказать, что наиболее им запомнилось. Как ни странно, но ответят они по-разному: один вспомнит торт, другой — наряд именинника, третий — подарки и так далее.

Одним словом, запоминание — индивидуальный процесс, основанный на конкретных вкусах, пристрастиях, интересах индивида. Очень часто основным фундаментом для него становятся ассоциации: по сходству, контрасту или смежности. Отождествляя отдельный предмет с событием или явлением, нам легче его воспроизвести.

Системы памяти

В психологии выделяют четыре механизма, с помощью которых мы запоминаем информацию. Это сенсорная, кратковременная и долговременная память. Все виды, являясь целостными системами, тесно связаны между собой. Например, сенсорная память формируется на основе органов чувств. Она очень короткая, и если нет потребности запоминать ту или иную информацию, данные быстро рассеиваются и не оставляют в мозгу ни малейшего следа. Например, смотря долгое время на силуэт человека, мы отводим глаза и ещё какое-то время видим эти контуры. Потом они исчезают.

Вместо этого кратковременная или оперативная память — выборочное сохранение данных, необходимых конкретно для той или иной деятельности. Мы помним условие задачи при её решении или начало произведения, дочитывая его при этом до конца.

Долговременная память — это способность помнить события прошлого, воспроизводить выученный в университете материал, сохранять в голове данные из разных сфер жизни. То есть мы всегда помним алфавит, имена и телефоны близких людей, названия и суть явлений природы и так далее. Долговременная и кратковременная память очень разные. Первая похожа на вместительный архив, тогда как вторая представляет собой небольшой стеллаж, который постоянно дополняется и видоизменяется.

Долговременная память

Остановимся на ней детально, так она наиболее интересная для изучения. Долговременная память обладает определённой вместительностью и длительностью. То есть, запомнить всё на свете человеку не удастся. Сфера, уровень и наполнение воспоминаний у каждого индивида своя. На неё влияют:

  • Деятельность. Долговременная память сохранит то, что нам нужно и интересно (рыбак всегда расскажет вам кучу сведений о той или иной рыбе, снасти или речке).
  • Эмоции. Навсегда отложится в мозге то событие, с которым связаны сильные переживания: негативные и позитивные (смерть родителей, признание в любви, окончание школы и так далее).

Британские учёные провели интересный эксперимент. Они пытались определить, насколько хорошо представители разных профессий ориентируются в пространстве. Оказалось, что лидерами являются таксисты. Это связано с тем, что бороздя улицы города каждый день, они сумели натренировать свою способность запоминать местность.

Привычность материала

Основными факторами, которые закрепляют в памяти те или иные сведения, являются повторение события, контекст, мотивация и обучение. Привычность материала, например, способна отложить в голове сведения на длительный период. Обыкновенную таблицу умножения, которую не раз использует в жизни каждый человек, забыть просто невозможно. То же самое относится к новогодним стихам, выученным в детстве. Когда наступает 31 декабря, непроизвольно мы их вспоминаем и удивляемся нашей способности сквозь годы проносить эти строки.

Аналогично можно объяснить удивительную точность наших дедов, когда они пересказывают событие военных лет. Они помнят даты боёв, название сёл, где они происходили, фамилии погребённых товарищей. Одновременно, если попросить их вспомнить события последнего дня, не всем это будет под силу. Это связано с тем, что смерть и насилие вызвали когда-то у них сильное потрясение. Из года в год старички рассказывали про это своим детям, внукам, родственникам, и именно повторение материала (даже не сами события) навсегда отложилось в их памяти.

Контекст

Ещё один фактор, от которого зависит долговременная память. Определение этого понятия связано в первую очередь с местом, временем или сутью того или иного явления. Это и есть контекст события. Иногда он более важен для запоминания, чем само событие.

Например, рассмотрим урок биологии. Два учителя рассказывают детям один и тот же материал, но у одного преподавателя ученики лучше его запоминают, легче воспроизводят, у них отличные оценки и поведение. У другого, наоборот, неудовлетворительные результаты от написания контрольной получает половина класса. Оказывается, манера учителя, его отношение к детям и методика проведения урока влияют на полученные знания больше, чем поданный объём информации.

Извлекать из архивов памяти факты всегда легче в том контексте, в котором они происходили. При этом эмоциональная составляющая тут важна, как никогда. Чувственная составляющая происходящего навсегда откладывается в сознании, даже если подобное событие было единственным в жизни и больше никогда не повторялось.

Мотивация

Долговременная память человека, без всякого сомнения, зависит и от этого фактора. Нам всегда легче запомнить то, что нам хочется. Вместо этого, сведения не представляющие интереса, трудно воспроизвести. Студент, обожающий футбол, без труда назовёт даты памятных матчей, имена спортсменов, которые отличились в игре. По той же причине в дискуссии нам легче запомнить те аргументы и доводы, которые схожи с нашим собственным мнением. Доводы, идущие вразрез, труднее откладываются в памяти.

Учёные, исследовавшие свойства памяти, говорят, что мы лучше помним суть незавершённых дел, чем проделанной до конца работы. В этом случае также ключевой является мотивация: она подстёгивает нас довести до ума начатое, не останавливаться на полпути, не упасть лицом в грязь перед другими членами общества, которым нужен результат нашей деятельности. Мотивация иногда творит чудеса. Человек, уверенный, что плохо знает английский язык, попав в Лондон, моментально вспоминает слова и фразы, заученные в детстве.

Обучение

Если человек стремится стать экономистом, он для своей же пользы будет добросовестно изучать нужный для будущей профессии материал. Углубление в новые факты и цифры должно происходить постепенно, информация усваивается дозировано, чтоб остаться максимально понятной. Если в этой цепочке хоть одно звено будет до конца не выясненным, все последующие часы, просиженные за книгами, могут быть бесполезными. Также обучение всегда более эффективное, если теоретические знания подкреплены примерами из жизни. Первокурснику трудно понять, что такое дебет и кредит, но если в учебнике описаны эти понятия на основе конкретных торговых отношений, то ему легче запомнить суть терминов.

Вместо этого, долговременная память не сможет сохранить в своём архиве вызубренные данные. Пытаясь получить хорошую оценку, студенты садятся за книжки только перед сессией, уча наизусть конспекты. От таких знаний никакого прока в будущем не будет. Показав блестящий результат на экзамене, студент тут же все забудет. В последующие годы на работе это вылезет ему боком.

Амнезия и её лечение

Потеря памяти, полностью или частично, всегда вызывает панику у больного. Врачи в этом случае успокаивают: амнезия явление временное, обычно после определённого периода воспоминания возвращаются к человеку. Причин этому несколько. Во-первых, это стресс или трагический случай. Пациент бежит от реальности и забывает прошедшие события. Так, женщина может не помнить, что в детстве она подвергалась насилию. Юный мозг вычеркнул неприятные фрагменты жизни, чтоб не травмировать неокрепшую психику. Но любое напоминание о событии может их вернуть: аромат цветов, сказанное слово, визуальная картинка и так далее.

Во-вторых, причиной амнезии могут быть разные болезни: черепно-мозговая травма, инсульт, интоксикация, эпилепсия, рак, психические расстройства. Иногда потеря памяти связана с употреблением алкоголя, наркотиков. Медики лечат амнезию путём воздействия на основной недуг, вызвавший потерю памяти. Во время терапии используют нейропротекторы (препараты "Семакс", "Цитиколин", "Глицин"), витамины группы В, антиоксиданты и другие препараты. Рекомендуют и общение с родными и друзьями, которые, рассказывая события из жизни пациента, способны вернуть воспоминания.

Профилактика нарушений памяти

Она предусматривает здоровый образ жизни. Долговременная память будет работать без перебоев, как часовой механизм, если человек полностью откажется от злоупотребления спиртными напитками, наркотическими и снотворными веществами. Рекомендовано спать не меньше 7—8 часов в сутки, часто проветривать помещение, много гулять на свежем воздухе, заниматься спортом и научиться извлекать позитивные эмоции даже при сложных жизненных обстоятельствах.

Ключевую роль при этом играет питание. Употребляя разнообразные продукты, человек обеспечивает достаточное поступление в организм белков, жиров, углеводов, разных витаминов и микроэлементов. Наиболее полезными продуктами для мозговой деятельности при этом являются морепродукты, особенно устрицы, рыба, цельное зерно, яйца, орехи, чёрный шоколад зелень, ягоды. Их присутствие в каждодневном рационе способно улучшить умственную деятельность, избежать отклонений в работе мозга и стать профилактическим средством потери памяти.

Улучшение памяти

Даже если вам кажется, что с запоминанием у вас проблемы, не сидите сложа руки. Проблему эту решить можно, главное при этом — желание и целеустремлённость. Это раньше медики считали, что серые клетки у пожилых людей не способны размножаться. Последние проведённые исследования говорят о том, что нейроны делятся даже в 70-летнем возрасте. Поэтому ученные пришли к выводу, что возрастное ослабление памяти связано не с отмиранием клеток, а с потерей контакта между ними. Чтобы этого не случилось, рекомендовано принимать курс витаминов, употреблять жирные кислоты, содержащиеся в рыбе.

Улучшение памяти замечено у тех людей, которые для этих целей использовали такие умственные операции, как впечатление, повторение, ассоциация. Во-первых, если вы хотите что-либо запомнить, нужно сконцентрироваться на объекте, запомнить его очертания, запах, вкус. При этом визуальное восприятие всегда самое прочное и долговременное. Все потому, что зрительные нервы, соединяющие глаза и мозг, в 20 раз толще, чем нервы, идущие от уха к "серому веществу". Во-вторых, память будет улучшаться, если вы будете периодически повторять нужный материал. И в-третьих, ассоциации помогут быстро находить нужный "файл" в мозге, распаковывать его и воспроизводить.

Тренировка памяти

Мозг, как и любой другой орган, можно укреплять. Как развить долговременную память? Ответ прост: выполняйте периодически несколько простых упражнений:

  • Учите стихи. Объём текста при этом нужно каждый раз увеличивать. Для мотивации и позитивных эмоций выбирайте те произведения, которые нравятся именно вам.
  • Решайте логические задачи. Купите себе брошюрку с такими заданиями и в перерывах между работой блесните умом перед коллегами.
  • Играйте в ассоциативные игры. Сидя с семьёй за столом после ужина, называйте города или имена, которые возникают в вашей памяти, например, от воспоминаний про море. Составляйте ассоциативные ряды (зима—снег—санки—дети—удовольствие).
  • Решайте скандинавские и японские кроссворды.
  • Распутывайте логические компьютерные головоломки.

Хорошая память — это не только генетическая предрасположенность и наследственность, это также работа над собой и своими умственными способностями. Помните, что при желании даже обезьяну можно заставить мыслить.

Учёные установили: память у младенца в утробе матери начинает работать уже через 20 недель после зачатия. Были проведены тесты: с помощью ультразвукового сигнала врачи посылали в живот беременной женщины импульс и проверяли реакцию плода на него. Оказалось, малыш уже воспринимает шум, реагирует движением рук или ног. Правда, после 5—6 сигнала он привыкал к раздражителю и переставал на него реагировать. Ученные считают, что вскоре человеческий разум достигнет пика развития, и мы сможем вспомнить всё услышанное или увиденное даже в утробе матери.

Возможности памяти действительно неограничены. Главное — научиться правильно ею пользоваться. Уже не один раз на планете заявляли о себе индивиды, обладающие феноменальными способностями. Например, Александр Македонский помнил имена всех своих солдат, Моцарт мог по памяти воспроизвести любое музыкальное произведение, академик Иоффе знал всю таблицу логарифмов. Черчилль выучил наизусть почти всего Шекспира, а Доминик О"Брайен всего за 38 секунд запоминал порядок перетасованных карт в колоде. Бил Гейтс запомнил сотню кодов программного языка, который был им создан. Примеры этих людей показывают, что возможности "серых клеток" велики. Наша задача — максимально их развивать и совершенствовать.

ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ

ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ (англ. long-term memory) - вид памяти человека и животных, характеризующийся прежде всего длительным сохранением материала после многократного его повторения и воспроизведения. Функциональные и структурные характеристики Д. п. наиболее изучены у человека, тогда как основные данные о нейрофизиологических механизмах памяти получены в экспериментах на животных (см. Памяти морфологический субстрат, Памяти физиологические механизмы). Нейрофизиологической основой Д. п. служат консолидированные следовые состояния мозга, которые формируются в процессе разных видов обучения. При образовании следов Д. п. временные последовательности преобразуются в структурно-пространственные, в силу чего они являются не процессом, а структурой. В этом причина устойчивости Д. п. ко многим внешним воздействиям и существенное отличие от следов кратковременной памяти, которые по сути своей являются процессами.

Эффективность Д. п. оценивают отношением числа символов, которые сохранились в памяти спустя некоторое время (более 30 мин), к числу их повторений, необходимых для запоминания. Этот показатель зависит от количества информации в запоминаемом материале.

Различают 2 формы Д. п.: эксплицитная (декларативная) память - сознательное восстановление прошлого, память на факты, события, и имплицитная (см. Память процедурная), которая проявляется в условных рефлексах, привычках, навыках (моторных, перцептивных, речевых и пр.). Отчасти это деление аналогично прежнему делению на память духа и память тела (в терминах А. Бергсона). Имплицитная память, в отличие от эксплицитной, не подвержена амнезии. Е. Тульвинг (1972) различает в структуре эксплицитной Д. п. 2 вида хранилищ, которые соответствуют делению памяти на семантическую и эпизодическую (в т. ч. автобиографическую). В семантической памяти содержится вся информация, необходимая для того, чтобы пользоваться речью (слова, их символические репрезентации, правила манипуляции с ними). Эта память содержит все известные человеку общие знания (безотносительно к месту и времени их получения). В эпизодической памяти, наоборот, сведения и события «привязаны» к определенному времени и/или месту их получения. Информация, хранящаяся в семантической и эпизодической памяти, в различной мере подвержена забыванию: в большей мере - находящаяся в эпизодической памяти, в меньшей мере - в семантической. Модель Д. п. А. Пайвио (1971) предполагает дифференциацию познавательных процессов на вербальные и невербальные, которым соответствуют 2 различные системы памяти. В процессе решения субъектом мнемических задач эти системы функционируют совместно, хотя могут в неодинаковой мере определять успешность запоминания. Вербальные механизмы играют некоторую роль в запоминании зрительного материала. Однако основные закономерности этого процесса определяются специфическими невербальными механизмами, которые способны самостоятельно обеспечить высокую эффективность запоминания. М. Познер (1978) разработал модель Д. п., в которой постулируется существование 3 уровней мнемических структур: уровень следов, копирующих физические свойства стимуляции в модально-специфической форме; уровень понятийных структур, в которых отображается прижизненный опыт субъекта; уровень глобальных когнитивных систем в виде семантических сетей и субъективных пространств, необходимых для отражения окружающей действительности с требуемой степенью полноты.

Наиболее разработанная структурная модель Д. п. предложена Р. Аткинсоном (1980). Структурные компоненты этой модели: перцептивное хранилище с временем хранения информации до 1 с; кратковременная память с временем хранения до 30 с; Д. п. с практически неограниченным временем хранения информации. В модели памяти Р. Аткинсона детально представлена динамическая иерархическая организация всей системы памяти, в т. ч. процессов управления потоками информации (кодирование, внимание к стимулу, распознавание, поиск в памяти, повторение и пр.). См. Трехкомпонентная модель памяти, Семантические сети. (Т. П. Зинченко.)