Не стоит гнаться за теми, кому не суждено быть в вашей жизни. Вы предлагаете свое сердце тому, кто этого не заслуживает

Итак, у вас есть увлечение. Иногда этот парень сводит вас с ума, а в следующую минуту вы чувствуете себя счастливой. В один момент вы думаете, что все надежды потеряны, но затем получаете от него одно сообщение, и все начинается сначала. Все мы знаем, как играть в эту игру, просто потому, что все так делаем.

Все девушки ненавидят эту игру, и если быть до конца честной с самой собой, она действительно ненормальная. Мы начинаем анализировать все поступки этого парня, начиная от знаков препинания и заканчивая временем, которое ему необходимо, чтобы ответить на наше сообщение. И хотя для нас это много значит, для парня, скорее всего, это не значит вообще ничего. Вот несколько причин, почему вы никогда не должны бегать за парнем. И помните, из этих правил нет никаких исключений.

1. Если вы бегаете за кем-то, кому неинтересны, это не дает вам ничего, кроме ощущения замкнутого круга

Когда вы встретите правильного человека, вам не нужно будет бегать за ним, потому что вы оба будете хотеть быть вместе. Ваши миры изменятся, и единственное, что вы будете делать, это двигаться вперед вместе. В противном случае вы просто будете тратить свое время на то, чтобы заставить кого-то влюбиться в вас.

2. Вы начинаете забывать о людях, которые появились в вашей жизни неслучайно

Вы упускаете заветные моменты с друзьями и семьей, пытаясь создать общие моменты с вашим увлечением, которое очень скоро забудется.

3. Вы предлагаете свое сердце тому, кто этого не заслуживает

Это не тот человек, который будет ухаживать за вами, делать все, чтобы вам было хорошо, и который всегда будет рядом, потому что ему не нужна жизнь без вас.

4. Вы тратите свою энергию на мимолетные увлечения

Вы должны тратить свое время, фокусируясь на долгосрочных целях, а не на том, что будет важным для вас не больше недели.

5. Вы начинаете забывать о вещах, которые были и остаются важными

Вы мечтали о чем-то другом и надеялись на лучшее, так зачем сейчас довольствоваться редкими телефонными звонками в два часа ночи?

6. Вы сводите себя с ума

Эти редкие телефонные звонки и сообщения являются вашими лучшими друзьями и в то же время худшим кошмаром. Вы думаете, что играете в игру, но на самом деле кто-то просто играет вашими чувствами.

7. Вы бегаете за парнем, вместо того чтобы просто позволить жизни идти свои чередом

Прекратите анализировать каждое сообщение, полученное от вашей пассии, и позвольте судьбе расставить все по местам. Позвольте настоящему моменту войти в вашу жизнь и не ищите никаких объяснений, потому что их нет.

8. Иметь увлечение, может быть, хорошо, но в какой-то момент вам причинят боль

Каждый раз, когда ваш телефон включается, вы молитесь, чтобы это был он. И если это, и вправду, он, на вашем лице сразу же появляется глуповатое выражение, которое долго не уходит.

9. Когда он не звонит, вы начинаете нервничать и читать статьи, такие как эта

Затем вы понимаете, что время идет, а он вам ничего не отвечает, а ведь вы были последней, кто отправил сообщение. Это может показаться пыткой, но вы ведь знаете, что не должны отправлять еще одно сообщение, ведь предыдущее так и осталось без ответа. Но вы все равно это делаете. В ответ вы ничего не получаете и расстраиваетесь еще больше, пока он не лайкнет ваше фото в «Инстаграме» - и все начинается сначала.

Дело в том, что вы не должны гнаться за чьим-то сердцем, преследовать другого человека. Лучше начните бегать за своими мечтами и амбициями. Прекратите бегать за любовью, пусть она ищет вас.

Во Всехсвятском храме появился иконописец. Константин Шатков рассказал о своей профессии нашей редакции.

Константин Олегович, откуда у вас тяга к иконописи, к церкви?

– После службы в армии у меня был период воцерковления, и я еще при отце Николае служил алтарником. Затем пять лет жил в монастыре в качестве трудника – столярничал, занимался пчеловодством.

Я учился в художественной школе у Валерия Афанасьевича Верстакова, который расписывал наш храм. И однажды встретился с монахом из Троице-Сергиевой лавры, который посоветовал мне поступать в академию лавры. В настоящее время я окончил обучение, и владыка Марк благословил работать при Всехсвятском храме.

То есть вам еще не приходилось писать иконы?

– Во время учебы мы писали работы в иконостасы, и последний год обучения в академии писал дипломную работу – икону Дамасских святых. В Сирии шла война, и мне хотелось через этот социальный проект сделать свой вклад в борьбу с терроризмом. Священники проповедуют словом, а мы красками. А в наш храм я написал икону святых царственных мучеников.

Сколько времени необходимо для написания иконы?

– По-разному. Все зависит от размера и сюжета иконы, в среднем недели две получается. Большие иконы, например, размером метр на полтора, можно писать и год. Много времени уходит на разработку иконографии новых святых. У нас на Вятке нет подробно разработанной традиционной иконы Трифона Вятского с клеймами на полях. Если взяться за такую работу, то времени уйдет значительно больше года.

Иконописец может создать что-то свое, а не только следовать уже установленным канонам?

– Следовать канонам необходимо, ведь именно в них заложены такие способы, техника и приемы церковной живописи, с помощью которых и можно создавать одухотворенные образы. В канонах зафиксированы определенные духовные явления – нимб, Евангелие в руках, обратная перспектива и т.п. Вообще символическая составляющая иконы имеет богатое богословское содержание, поэтому икону еще называют богословием в красках.

Какие есть школы иконописи и какая из них вам ближе?

– Есть северные письма, есть новгородская и тверская школы, но мне ближе московская школа преподобного Андрея Рублева. В принципе, они похожи, но отличаются по цвету, форме, способам разделки и т.д.

Какими красками вы пишете?

– Это яичная темпера, связующим элементом которой является желток, а пигментами – лазурит, киноварь и другие. Земля наша богата красками и дает множество оттенков. Химические элементы тоже разнообразны, дают яркость и эффектность краскам, но у природных красок палитра тоньше и глубже.

Как происходит процесс написания иконы?

– Если нужна копия, то икону просто ставят перед собой и пишут. Если же икона создается впервые, то сначала делается эскиз на бумаге, затем нужно подготовить доску к написанию иконы – вырезать на ней ковчег, наклеить паволоку (ткань), покрыть грунтом.

После того как основа готова, на ней углем рисуется контур, закрепляют рисунок тушью, наносят позолоту и начинают работу красками. Написанная икона покрывается олифой и после высыхания освящается.

Читала о процессе самоочищения, когда образы святых вдруг начинают проявляться на почерневших от времени иконах. Это чудо или какой-то закономерный процесс?

– Православная вера всегда связывается с чудесами. Есть Бог, есть святость и божественная энергия, которая себя проявляет. И все же не всегда нужно объяснять неподвластные нашему пониманию процессы чем-то чудесным.

К примеру, олифа, которой покрывают икону, в неосвещенном солнечным светом помещении темнеет. Когда икону выносят на свет, начинаются химические реакции – олифа светлеет, проявляя образ. Здесь нет никакой мистики.

Безусловно, есть место и особой Божьей благодати, когда действительно обновляются или являются иконы, например, образ Святителя Николая в селе Великорецком. Таких истинно чудесных явлений немного.

А как же мироточение?

– Случаи мироточения и кровоточения, безусловно, есть, но всем заявленным случаям верить все же нельзя. Акцент на чудотворности иконы порой носит спекулятивный характер, будто одно прикосновение к ней может решить все житейские проблемы. Главное – наша вера в Бога. По вере всякая икона может стать чудотворной. Не нужно гнаться за чудом.

А что такое мерная икона?

– Родился младенец, его крестили, измерили рост и по этой мерке пишут икону с образом того святого, имя которого было дано ребенку. Эта благочестивая традиция в последние годы начинает возрождаться. Однако она не имеет прямого отношения к таинству крещения, в отличие, например, от венчальной пары, используемой в процессе венчания, и этой иконой родители благословляют молодых.

Вы еще только начинаете свой путь в качестве иконописца. Есть ли планы на будущее?

– Икона – важная составляющая православной веры, и отцу Виталию, настоятелю кирово-чепецкого храма, хочется, чтобы в наших церквах были традиционные иконы. Нужно делать иконостас в церковь Александра Невского, доделать иконостас на втором этаже Всехсвятского храма, постепенно заменить некоторые иконы в соборе.

Как выбрать в свой дом икону?

– Любой образ, даже купленный в магазине, является иконой, главное, чтобы она была освящена. Беда в том, что многие воспринимают икону как некий талисман, приносящий удачу и оберегающий от неприятностей. Иконе нужно молиться и оказывать благоговение. Она напоминает о нашей нужде молиться тому святому, образ которого на ней изображен.


Разговор о свободе напомнил мне о том, что случилось со мной много лет назад во время лекций в одном американском университете. Знаменитый американский последователь Фрейда, комментируя прочитанный мною доклад, сообщил, что сам он только что вернулся из Москвы. Там, сказал он, неврозы встречаются реже, чем в США, и предположил, что это может быть связано с постоянной необходимостью выполнять какие-то задачи. «Это говорит в пользу вашей теории, - закончил он, - что направленность на смысл и ориентация на задачу важны для душевного здоровья».

[...] Что касается принципа удовольствия, я готов еще дальше зайти в его критике: я убежден, что в конечном счете принцип удовольствия опровергает сам себя. Чем более человек стремится к удовольствию, тем дальше промахивается мимо цели. Иными словами, сама «погоня за счастьем» губит наше счастье. Это самоуничтожающее свойство стремления к счастью отвечает за многие сексуальные неврозы. Снова и снова психиатру приходится наблюдать, как и потенция, и оргазм оказываются недостижимы именно потому, что сделались самоцелью. И это происходит тем неизбежнее, если (что часто случается) напряженная интенция сочетается с обостренным вниманием. Гиперинтенция и гиперрефлексия, как я их называю, склонны порождать невротические стили поведения.

В норме удовольствие не цель человеческого стремления, оно должно быть и оставаться результатом, а точнее, побочным эффектом достижения цели. Достижение цели дает нам причину для счастья. Иными словами, если существует разумная причина для счастья, то счастье возникает само собой, автоматически и спонтанно. Вот почему не нужно гоняться за счастьем, не нужно специально про него думать, когда для счастья есть причина.

Но что важнее, за счастьем и невозможно угнаться. В той мере, в какой счастье превращается в мотивационную цель, оно с неизбежностью превращается и в объект внимания. Но именно из-за этого человек упускает из виду причину счастья - и само счастье ускользает от него.

Тот упор, который фрейдистская психология делает на принципе удовольствия, у Адлера находит аналог в акценте на стремлении к статусу. Однако и оно оказывается обречено на провал: если человек проявляет стремление к статусу, он рано или поздно будет разоблачен как честолюбец.

Один пример из моего личного опыта поможет проиллюстрировать эту мысль. Если из двадцати трех написанных мной книг какая-то принесла успех, то именно та, которую я первоначально хотел опубликовать анонимно. Лишь когда рукопись была закончена, друзья убедили меня поставить на этой книге свое имя. Поразительно: именно та книга, которую я писал в убеждении, что она никоим образом не может принести мне славу, принесла и славу, и успех, именно она оказалась наиболее удачной. Пусть это послужит примером и предостережением молодым авторам: надо следовать своей научной или художественной совести, не заботясь об успехе. Успех и счастье случаются, и чем меньше о них хлопотать, тем больше у них шансов случиться.

В конечном счете стремление к статусу или воля к власти, с одной стороны, и принцип удовольствия или, как его можно было бы назвать, воля к удовольствию, с другой стороны, - всего лишь производные основной заботы человека, его воли к смыслу, второго элемента в триаде понятий, на которых основывается логотерапия. То, что я именую волей к смыслу, можно определить как базовое стремление человека найти и осуществить смысл и цель.

Но на каком основании мы называем волю к власти и волю к удовольствию всего лишь производными воли к смыслу? Просто потому, что удовольствие не итог человеческих устремлений, а результат осуществления смысла. И власть не цель в себе, а средство достижения цели: чтобы человек мог осуществить свою волю к смыслу, ему, как правило, требуется определенное количество власти, например финансовой. И лишь когда изначальное устремление к смыслу фрустрировано, приходится удовлетвориться властью или нацелиться на удовольствие.

И удовольствие, и успех лишь подмена самоосуществления, так что и принцип удовольствия, и воля к власти лишь производные воли к смыслу. Поскольку их развитие обусловлено невротическим искажением первоначальной мотивации, понятно, как основатели классических терапевтических школ, кому приходилось иметь дело с невротиками, создавали свои теории исключительно на почве этих типично невротических мотиваций, которые наблюдали у своих пациентов. [...]

Как мы знаем, удовольствия нельзя достичь, пытаясь его получить. Но теперь мы делаем оговорку: удовольствие можно добыть биохимическим способом. Итак, человек, не имея повода для удовольствия, обеспечивает себя причиной для удовольствия. В чем разница между поводом и причиной? Повод всегда будет психологическим или ноологическим, причина же всегда биологическая или физиологическая. Когда вы режете лук, у вас нет повода плакать, но есть причина для слез. Повод плакать появляется у человека в отчаянии. Если альпинист, поднявшийся на три тысячи метров, чувствует себя удрученным, у его чувств есть либо причина, либо повод. Если он сознает, что плохо экипирован или недостаточно тренировался, у него есть повод для беспокойства. Однако причина может быть чисто физиологической - недостаток кислорода.

Вернемся теперь к концепции «воли к смыслу». Это понятие наилучшим образом совместимо с «базовыми тенденциями» Шарлотты Бюлер. Согласно ее теории, главной целью является самоосуществление, а четыре базовые тенденции обслуживают эту цель, причем речь идет об осуществлении смысла, а не об осуществлении буквально себя, не о самоактуализации.

Самоактуализация не может быть конечным назначением человека и даже его главным намерением. Превращать самоактуализацию в самоцель противно самотрансцендентному качеству человеческого существования. Самоактуализация, как и счастье, побочный результат осуществления смысла. Лишь в той мере, в какой человек осуществляет смысл во внешнем мире, он осуществляет и самого себя. Если он пытается актуализовать себя, вместо того чтобы исполнять смысл, то мгновенно утрачивает основания для самоактуализации.

Я бы назвал самоактуализацию неумышленным следствием умышленности жизни. Наиболее кратко эту мысль сформулировал Карл Ясперс: Was der Mensch ist, das ist er durch die Sache, die er zur seinen macht («Человек есть то, чем он становится в деле, которое сделал своим»).

Мое утверждение, что человек утрачивает основания для самоактуализации, если думает только о ней, вполне совпадает со взглядами Маслоу, который признает, что «задача самоактуализации» наилучшим образом осуществляется «в преданном исполнении важной работы». С моей точки зрения, избыточная озабоченность самоактуализацией приводит к фрустрации воли к смыслу. Как бумеранг возвращается к охотнику только в тех случаях, когда не попадает в цель, так и человек возвращается к себе и сосредотачивается на самоактуализации лишь тогда, когда не знает своего предназначения.

Что справедливо применительно к удовольствию и счастью, верно и относительно пиковых переживаний по Маслоу. Они тоже представляют собой побочный эффект и должны таковым оставаться. Они тоже возникают сами собой, и за ними бессмысленно гнаться. Сам Маслоу согласился бы с таким истолкованием, поскольку он утверждал, что «искать пиковых переживаний - все равно что искать счастья». Более того, он признавал, что «сам термин „пиковые переживания“ - это обобщение». Тем не менее это еще и недоговорка, ибо концепция Маслоу представляет собой нечто большее, чем упрощение: это отчасти даже сверхупрощение. То же самое я скажу и о другой концепции, о принципе удовольствия. В конце концов удовольствие остается одним и тем же независимо от того, чем оно вызвано. Счастье остается одним и тем же независимо от повода его пережить. И опять-таки сам Маслоу признает, что «наши внутренние опыты счастья весьма схожи независимо от того, что их стимулирует». И по поводу пиковых переживаний он сделал аналогичное заявление в том смысле, что сами они одинаковы, хотя «стимулы весьма различаются: их доставляют нам рок-н-ролл, наркотики и алкоголь», и тем не менее «субъективное переживание обычно одинаково».

Очевидно, если интенция направлена на единообразную форму переживаний, а не на разнообразие их содержаний, самотрансцендентное свойство человеческого существования исключается. И все же «в любой момент», как говорит Олпорт, «разум человека направляется какой-то интенцией». Шпигельберг также определяет интенцию как «свойство любого акта, указывающее на объект». Он опирается на мысль Брентано: «Всякий психический феномен характеризуется... отношением к содержанию, направленностью на объект». Но даже Маслоу осведомлен об интенциональном качестве человеческого существования, что подтверждается его высказыванием: «В реальном мире невозможно покраснеть, когда краснеть не из-за чего» (иными словами, «краснеют всегда в каком-то контексте»).

Отсюда ясно, как важно психологии рассматривать феномены «в контексте», а конкретнее, рассматривать такие феномены, как удовольствие, счастье и пиковые переживания, в контексте их объектов, то есть учитывать повод, который у человека появляется для счастья, и повод для пиковых переживаний и ощущения удовольствия. Отсекая объекты, с которыми соотнесены подобные переживания, мы обедняем психологию. Вот почему поведение человека нельзя исчерпывающе понять в рамках гипотезы, будто человек заинтересован в удовольствии и счастье безотносительно повода для них. Такая мотивационная теория устраняет поводы, разные для каждого случая, в пользу эффектов, которые всегда одинаковы. На самом деле человек стремится не к удовольствию и счастью как таковым, но к тому, что вызывает такой эффект, будь то осуществление личного смысла или встреча с другим человеком. Это верно даже применительно к встрече с Божеством. Отсюда ясно, сколь скептично следует относиться к пиковым переживаниям, спровоцированным ЛСД или интоксикацией любого другого рода. Когда на место духовных поводов подставляются химические факторы, эффект - всего лишь подделка. Короткий путь ведет в тупик.

К тому классу феноменов, к которым нельзя прийти напрямую, поскольку они представляют собой сопутствующий эффект, относятся также здоровье и совесть. Если мы начнем заботиться о чистоте своей совести, мы как раз и лишимся чистоты - сама эта забота превратит нас в фарисеев. И если для человека главное попечение - здоровье, значит, он заболел. От такой заботы становятся ипохондриками. [...]

Я утверждаю, что человек стремится не к удовольствию и счастью как таковым, но к тому, что вызывает у него эти ощущения. Это особенно очевидно от обратного - когда человек несчастен. Допустим, тому, кто оплакивает смерть близкого, предлагают принять транквилизатор, чтобы облегчить его депрессию. За исключением случаев невротического эскапизма, горюющий почти наверняка откажется искусственно заглушать скорбь и скажет, что это ничего не изменит, не вернет умершего к жизни, иными словами, повод чувствовать себя несчастным никуда не денется. Всякий человек (за исключением невротика) будет больше озабочен поводом своей депрессии, чем задачей устранить депрессию. Реалистически настроенный человек понимает, что нет смысла закрывать глаза на какое-то событие - это не сделает событие небывшим. И ученый, как я полагаю, обязан быть не менее реалистичным, чем это обычно свойственно людям, то есть изучать поведение человека в контексте объектов, на которые направлена его интенция. [...]

В какой мере образование усиливает экзистенциальный вакуум и способствует снижению напряжения? Образование, по-прежнему опирающееся на теорию гомеостаза, следует принципу предъявлять молодым людям как можно меньше требований. Но мы также должны принять во внимание тот факт, что ныне, в стадии благополучного общества, большинство людей страдает скорее от недостатка требований к ним, чем от их избытка. Благополучное общество - это общество минимальных требований, где человек избавлен от напряжения.

Однако, если беречь человека от напряжения, он с большой вероятностью создаст его сам либо здоровым, либо нездоровым способом. Что касается здорового способа, мне кажется, функция спорта именно и заключается в том, чтобы предоставлять людям возможность осуществить свою потребность в напряжении, сознательно предъявляя к себе повышенные требования - такие требования, от которых человека обычно уберегает нетребовательное общество. Более того, мне кажется, что спорту свойствен определенного рода аскетизм, так что едва ли стоит с горечью утверждать, вслед за немецким социологом Арнольдом Геленом, будто не существует внерелигиозного эквивалента средневековой добродетели аскетизма.

Что же касается нездоровых способов создавать напряжение, особенно популярных у молодых людей, вспомним о тех, кого именуют битниками и хулиганами - тех, кто в Вене дразнит полицию, а на Восточном побережье США «на слабо» проделывает опасные трюки. Эти люди рискуют своей жизнью в точности как фанатичные серфингисты на Западном побережье, которые ради этой забавы прогуливают уроки, бросают учебу. Само собой разумеется, что это мое высказывание касается только тех, кто подсел на риск: ведь и подсевшие на ЛСД пользуются наркотиком для той же цели - для прикола, для пикового переживания. В Англии дерутся моды и рокеры. В Осло бывшие вандалы сцепились с вандалами сегодняшними. Каждую ночь десятки волонтеров в возрасте от 14 до 18 лет охраняют бассейн Фрогнер-парка и катаются на трамваях по Осло, оберегая их от озорников, режущих сиденья. Большинство этих мальчиков прежде сами числились в хулиганах. Борьба на стороне закона и против него возбуждает одинаково, говорится в текущем отчете. Иными словами, ребята искали себе источник напряжения, того самого напряжения, которое им недодает общество.

Образование теперь избегает тыкать молодых людей носом в идеалы и ценности. О них не говорят. Есть в американской культуре аспект, для европейца неожиданный: почти что одержимость желанием избежать авторитарности, даже направление не подсказывать. Эта одержимость, видимо, происходит из воспоминаний о пуританской эпохе, о моральном и этическом авторитаризме, доходившем до тоталитаризма. Это навязчивое желание не предъявлять молодежи идеалы и ценности вполне может быть реактивным образованием: коллективный, доходящий до одержимости страх, как бы нам самим не навязали смысл и цель, трансформируется в аллергию на все идеалы и ценности. Таким образом, вместе с водой выплескивается ребенок, все идеалы и ценности отбрасываются.

Тем не менее глава департамента психиатрии, неврологии и наук о поведении Школы медицины при Университете Оклахомы Л.Дж. Уэст недавно сделал следующее заявление: «Наша молодежь может себе позволить идеализм, ибо это первое поколение общества благосостояния, но не может позволить себе материализм, диалектический или капиталистический, потому что это первое поколение, которое вполне может наблюдать конец света. Наши молодые люди достаточно образованны, чтобы понимать: лишь идеал общечеловеческого братства дает шанс спасти их мир и их самих». Очевидно, так и есть. Позвольте процитировать данные Австрийского профсоюза, который провел публичный опрос. 87% из 1500 молодых участников опроса выразили убеждение в необходимости иметь идеалы. Даже в массовом масштабе «идеалы - основа выживания» - вместо глубинного психолога процитируем для разнообразия психолога возвышенного, Джона Гленна.

Вопреки теории гомеостаза напряжения не следует избегать при любых условиях, и мир духа, он же мир души, не должен стать безоговорочной целью любого стремления. Здоровый уровень напряжения, то есть напряжения, которое возникает при осуществлении смысла, неотделим от человеческой природы и обязателен для умственного благополучия. Прежде всего, человеку нужно то напряжение, которое порождается направленностью. Фрейд однажды сказал: «Человек остается сильным до тех пор, пока отстаивает сильную идею». Эта максима подверглась проверке в японских и северокорейских лагерях военнопленных (Нардини и Лифтоном соответственно), а также в концлагерях. Даже в нормальных условиях сильная ориентация на смысл укрепляет здоровье и продлевает жизнь, а то и сохраняет ее. Она важна не только для физического, но и для душевного здоровья.

Позвольте рассказать вам о событиях прошлого года в кампусе Калифорнийского университета в Беркли. Когда начались пикеты, внезапно сократилось количество поступающих в психиатрическое отделение студенческой больницы - и резко возросло, как только пикеты прекратились. Несколько месяцев студенты находили смысл в движении за свободу слова.

Разговор о свободе напомнил мне о том, что случилось со мной много лет назад во время лекций в одном американском университете. Знаменитый американский последователь Фрейда, комментируя прочитанный мною доклад, сообщил, что сам он только что вернулся из Москвы. Там, сказал он, неврозы встречаются реже, чем в США, и предположил, что это может быть связано с постоянной необходимостью выполнять какие-то задачи. «Это говорит в пользу вашей теории, - закончил он, - что направленность на смысл и ориентация на задачу важны для душевного здоровья».

Годом позже несколько польских психиатров попросили меня сделать доклад по логотерапии, и в нем я процитировал мнение этого американского психоаналитика: «Вы меньше склонны к неврозам, чем американцы, потому что должны выполнять больше задач», - сказал я им. Поляки самодовольно улыбнулись. «Но не забывайте, - добавил я, - что американцы сохранили свободу самостоятельно выбирать себе задачи - ту свободу, в которой, мне кажется, подчас бывает отказано вам». Они перестали улыбаться.

Как хорошо было бы соединить Восток и Запад, сочетать задачи со свободой. Тогда бы свобода развилась вполне. Свобода - негативное понятие, требующее позитивного дополнения, и это позитивное дополнение - ответственность. Ответственность имеет две интенциональные референции: она соотносится со смыслом, за осуществление которого мы отвечаем, и с тем существом, перед которым мы отвечаем. Таким образом, здоровый сам по себе дух демократии понимается лишь односторонне, если в нем видят свободу без ответственности.

Свобода выродится в пустое своеволие, если не проживается внутри ответственности. Я бы предложил дополнить статую Свободы на Восточном побережье статуей Ответственности на Западном.

Вся моя сознательная жизнь связана с породой русская гончая. С 12 лет я бегал с охотниками по полям и лесам только из-за того, чтобы полюбоваться трофеями и послушать чудные разноголосые песни гончих. Вроде бы это все было недавно, а мне идет уже седьмой десяток…

Фото Владимира Горского

Много за всю жизнь было у меня гончих, хороших и не очень…

Из непревзойденных гонцов считаю ч. Плаксу ВРКОС 7013, гнавшую зверя верно в любую погоду, имевшуя выдающиеся чутье и вязкость.

Много раз был на Всероссийских выставках (Москва, Тамбов, Тверь и т.д.), на многих областных выставках.

Если сравнить тех гончих, какие были по экстерьеру в 1965 году, и сейчас, то это небо и земля.

В настоящее время практически однотипны, редко какая собака схлопочет хорька (хорошо).

А как дела обстоят в поле? Оговорюсь сразу, чтобы никого не обидеть, фамилии я называть не буду.

Пример 1. В прошлом гоу выехали на охоту с гончими на лисиц, решили прочесать крепкое, занозистое место, заросшее камышом и вербами, где часто добывали зверя. Напуск оказался пустым, собаки не озвались.

Я их подловил и повел к машине, где мы решили перекусить и попить горячего чая. Только выложили снедь на капот, как услышали ярчайший гон, где только что мы были. Собаки гнали к нам, ощущение такое, что они вот-вот схватят зверя.

Из камыша вывалилась пара русских гончих, в том месте, где я подловил гончих своих, тихо развернувшись, с голосом возле нас, они погнали тем же следом в обратном порядке…

Через некоторое время подъехали хозяева этих гончих — молодые ребята, пожаловались, что гончие постоянно работают, но зверя они не видят и добывают очень редко.

Я сказал, что их собаки гнали по следам моих гончих, и это даже не слабоголосость, а пустобрехство! Обиделись — говорят, мужик, ты что, у нас они чистокровные! Конечно, с годами они поймут, что отдавать голос — не всегда гнать!

Одно время у нас в Воронежской области наделал шуму один выжлец, получил диплом I степени и II по зайцу-русаку, по иронии судьбы судьи были одни и те же. На третий раз на испытаниях выжлец был снят за длительный добор в течение часа, не окончившийся подъемом зверя...

Кого мы обманываем, ребята? Какое потомство мы получим от этого именитого выжлеца? Зачем нам гончие с верностью отдачи голоса в 3 балла?

В идеале нужна верность отдачи в 5 баллов, 4 балла еще можно терпеть, а вот «тройка», полученная собакой на испытаниях — любых (всероссийских, областных, районных), должна заканчиваться печатью эксперта-кинолога — для племенной работы непригодна!

Бытует поверье, что собаки с сильным голосом не могут его сдержать, поэтому дают лишку — это неправда! Посмотрите собак русских пегих у В.Г. Портянко, что в Белгородской области, — есть голоса в 10, 9, 8 баллов, и все с верностью в 5 баллов. Вот что нам нужно! Конечно, очень важно, кто судит.

Пример 2. Молодая, подающая надежды гончая сработала четыре раза на дипломы, хозяин вывез на состязания, и, о чудо, наконец рассмотрели, что у гонца верность отдачи голоса в 3 балла с натягом.

Недобросовестным судьям, которые выдали эти дипломы раньше, я бы понизил категорию, так как они судили не собаку, а их хозяев. Вы поняли, о чем я… Пустобрехство, длительные доборы, слабоголосость — эти пороки легко приобрести, а чтобы вылечить, надо не одно десятилетие.

Очень многие гончие среди русских и пегих гончих имеют эти недостатки. Их надо искоренять. Истинное наслаждение можно получить на охоте только с верными чутьистыми, вязкими гончими.

Подозреваю, что если провести Всероссийские состязания гончих по белой тропе, до по многоследице, очень многие именитые гонцы огорчат своих хозяев, а некоторые будут сняты с испытаний. Давайте возьмемся за чистку «кадров», иначе скоро в лесу будет шуму много, толку мало!

Очень многие мои друзья не представляют себя без русских или пегих гончих. Молодым охотникам советую — не гонитесь за выставочными красавцами, работа — прежде всего! Мой дед говорил: зачем такая жена, что борщ варить не умеет? А я добавлю — хорошо варить!

Может, я не прав в своих рассуждениях, пусть меня поправит многотысячная армия любителей гончих.

Неоднократно влюбляясь и страдая от любви, в конце концов я приняла тот факт, что отношения приходят и уходят.

Я научилась мириться с этим и не принимать слишком близко к сердцу, когда все идет не так, как я хочу. Я научилась приспосабливать свои ожидания и не принимать любой отказ или неудавшиеся отношения на личный счет.

Я все еще верю в любовь и всегда буду верить, но она стала менее сказочной, а я стала более реалистичной.

Вот почему, когда мои очередные отношения развалились, а парень оказался не таким, каким я его представляла, если честно, я даже не разочаровалась.

Потому что мой разум постоянно меня накручивает и предполагает то, что еще не случилось. Мое сердце убеждает меня не быть слишком доверчивой, иначе я останусь ни с чем.

Потому еще до того, как начать встречаться с кем-то, я уже думаю о том, что могу его потерять. Еще до того, как влюбиться, я готовлю себя к расставанию. Я вижу «Прощай» в каждом «Привет». Я вижу не возможность испытать любовь, а возможность испытать боль.

Может, я уже не та наивная девчонка, которая слепо шла за своим сердцем и больше всего на свете хотела любить и быть любимой. Может я больше не вижу смысла в том, чтобы отдавать свое сердце людям, которые без колебаний разбивают его на куски.

Может я устала выкладываться для людей, которые не хотят идти мне навстречу. Может я стала старше и мудрее, и понимаю, что романтические отношения — это не самое важное в жизни.

Я лучше сосредоточу свои усилия и время на что-то более надежное, как моя работа, которая отдает мне столько же, сколько я в нее вкладываю.

Я лучше буду инвестировать в себя и полагаться на себя, чем возлагать все надежды на других.

Я лучше проведу время с важными для меня людьми, чем с теми, кто просто временен в моей жизни.

Может я хочу чего-то более стабильного и настоящего, вместо просто «химии» и физического влечения, которое очень быстро проходит. Может я хочу рационального вида любви, которая имеет смысл, вместо той, которая кружит голову, лишает здравого смысла и заставляет делать то, о чем я позже пожалею.

Может мне больше не кажется романтичным гнаться за любовью и бороться до конца за хэппи-энд, который существует только в моем воображении. Может я лучше буду жить сама, вместо того, чтобы ждать того, кто передумает и вернется ко мне. Может я не хочу тратить свое время и усилия на людей, которые не достойны меня.

Может я хочу чего-то более постоянного. Я хочу быть для кого-то номером один. Я хочу естественной любви, ради которой не придется так сильно трудиться.

Или может я уже поняла, что достойна намного большего. И я хочу сказать, что вы тоже достойны большего. Вы заслуживаете всей любви этого мира, за которой не нужно гнаться.