Между любовью и ревностью. Любовь и ревность…. Ты любишь мужчину или его ревность

Приведены несколько фрагментов из книги Евгения Ильина «Психология любви». Книга есть в нашей

Ильин Евгений Павлович - доктор психологических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, заслуженный деятель науки РФ; специалист в области общей и дифференциальной психофизиологии, психологии физического воспитания и спорта; автор более двухсот научных публикаций, в том числе пятнадцати учебных пособий и монографий.

1. Что такое ревность?

2. Есть ли польза от ревности?

3. Личностные и индивидные особенности, способствующие ревности

4. Детская ревность

5. Ревность к объекту сексуальной любви и ее причины

6. Реакции ревности

7. Виды ревности

8. Мужская и женская ревность

9. Родительская ревность

10. Способы преодоления ревности

11. Ревнивая личность

Ревность всегда рождается вместе с любовью, но не всегда вместе с ней умирает.
Франсуа де Ларошфуко Отсутствие ревности означает расчетливую любовь.
Жермена де Сталь

Люди ревновали всегда, либо из боязни потерять, либо оттого, что считали человека своей собственностью. И отстаивали свое право на дуэлях, душили и травили за измену, прикрываясь понятиями чести. Во многом это чувство диктует и общественная мораль, стоящая на страже брака.

Ушли в прошлое жестокие расправы, смягчились общественные нравы, но все равно миллионы людей продолжают испытывать в той или иной степени чувство ревности. Как вечно чувство любви, так вечна и ее спутница – ревность. И поэтому, говоря о любви, нельзя избежать обсуждения проблемы ревности, которая отравляет любовь.

Ведь, как писал Лопе де Вега:
Любовь, конечно, рай, но райский сад
Нередко ревность превращала в ад.

Что такое ревность?

Имеются различные определения ревности:

Негативное чувство, возникающее при ощущаемом недостатке внимания, любви, уважения или симпатии со стороны очень ценимого, прежде всего любимого, человека, в то время как это мнимо или реально получает от него кто-то другой;

Мучительные сомнения в чьей-нибудь верности, любви (Словарь Ожегова);

Страстная недоверчивость, мучительное сомнение в чьей-нибудь верности, в любви, в полной преданности (Словарь Ушакова);

Подозрительное отношение человека к тому, кто ранее отвечал любовью, привязанностью, расположением, а также мучительное сомнение в верности, любви ее объекта (Человек. Анатомия. Физиология. Психология: Энциклопедический иллюстрированный словарь).

Все эти определения, в сущности, говорят об одном и том же: ревность связана с переживанием опасности потери ценного взаимоотношения с другим человеком в связи с реальным или воображаемым соперником (Parrott, 1991; Salovey, 1991; Маслоу, 1997). Ф. Ларошфуко писал: «Ревность питается сомнениями; она умирает или переходит в неистовство, как только сомнения превращаются в уверенность» (1971, с. 153).

Считается, что ревность связана с любовью, но как? – вот в чем вопрос. Блаженный Августин много веков назад провозгласил тезис: «Кто не ревнует, тот не любит», связав любовь и ревность воедино, и люди приняли на веру это положение и стали руководствоваться им в своей жизни. В сборниках мудрых я обнаружил другое по характеру высказывание неизвестного автора, которое кажется мне более глубоким и психологичным по своей сути, чем афоризм знаменитого богослова. Оно гласит: «Не тогда человек ревнует, когда любит, а когда хочет быть любимым». Таким образом, ревность – это вовсе не любовь, а скорее желание ее иметь или же страх ее потерять… Профессор И. Шевелев говорил, что ревность – это «изнанка любви, черная подкладка ее белой мантии», а С. Буфлер высказывался еще жестче: «Ревность – сестра любви, подобно тому как дьявол – брат ангелу».
Щербатых Ю. 2002

Ревность в большинстве случаев представляет собой исключительную претензию на «владение» другим человеком, с которым существует эмоциональная связь. Ревнивый партнер требует к себе неограниченного, исключительного внимания. Когда эти претензии мнимо или на самом деле ставятся человеком под вопрос, появляется ревность, сопровождаемая целой гаммой эмоций: либо сильным, порой иррациональным страхом потери любимого человека, либо гневом, если человек, несмотря на все попытки, не может вернуть его внимание, любовь и чувство безопасности. Ревность сопровождается и обидой на мнимое или реальное предательство партнера, а также тревогой, стыдом, досадой, печалью.

Ревность можно испытывать к любому сопернику – реальному или воображаемому, будь то мужчина, женщина, ребенок или животное. Но она не является показателем силы любви. Нередко ревность показывает лишь степень неуверенности в себе.

Ревность наносит смертельный удар самой прочной и самой сильной любви.
Овидий

Ревность есть необходимая сторона любви… Она – один из моментов любви, основа любви, фон любви, первичная тьма, в которой воссияет луч любви.
Павел Флоренский

Ревность – это зависть?

Некоторые ученые используют понятия «зависть» и «ревность» как синонимичные. В Словаре по этике (М., 1983) ревность определяется как неприязненно-враждебное чувство по отношению к успехам, достоянию или популярности другого лица, а также к его самостоятельности в действиях и чувствах, что скорее характеризует зависть.

Имеются и такие ученые (Salovey, Rodin, 1986), которые считают ревность более широким понятием, чем зависть, поэтому используют вместо него понятие «ревность социального сравнения». Как отмечает К. Муздыбаев (1997), от такого смешивания этих понятий нет проку, поскольку они отражают и регулируют разные сферы межличностных отношений.

Ревность – самая исключительная страсть в мире.
Ф. М. Достоевский

П. Тительман (Titellman, 1982) следующим образом определяет различия между завистью и ревностью: чувство зависти возникает, когда индивид не имеет того, чего он страстно хочет; чувство ревности возникает, когда из-за наличия соперника человек боится потерять то, что имеет и что значимо для него. Г. Клентон и Л. Смит (Clanton, Smith, 1977) отмечают и другое различие: завистник пытается контролировать абстрактные и материальные объекты (статус, деньги и др.), но не живые. Ревнивец же озабочен контролем над людьми, значимыми для него.

В отличие от зависти, где есть две стороны – тот, кому завидуют, и тот, кто завидует (диадические отношения), ревность вовлекает в свою орбиту три стороны (триадические отношения): первая – это ревнующий, вторая – тот, кого ревнуют, и третья – тот (те), к кому ревнуют, воспринимаемый ревнующим как соперник, претендующий, как и он, на любовь родителей, благосклонность начальника и т. п. Д. Кинсли (Kingsley, 1977) добавляет еще и четвертую сторону – публику, которая всегда интересуется тем, как складываются взаимоотношения между партнерами и соперником.

Ф. Ларошфуко писал, что «ревность до некоторой степени разумна и справедлива, ибо она хочет сохранить нам наше достояние или то, что мы считаем таковым, между тем как зависть слепо негодует на то, что какое-то достояние есть и у наших близких».

Есть ли польза от ревности?

В общественном сознании любое проявление ревности расценивается как отрицательное явление. Этого же мнения придерживаются и многие выдающиеся деятели литературы. Так, Дени Дидро говорил, что ревность – это страсть убогого скаредного животного, боящегося потери; это чувство, недостойное человека, плод наших гнилых нравов и права собственности, распространенного на чувствующее, мыслящее, хотящее, свободное существо. «Ревность есть болезнь людей ничтожных, которые не уважают ни самих себя, ни своих прав на привязанность любимого им предмета», считал В. Г. Белинский. А Анатоль Франс писал: «Не думаю, что на свете есть страдания, унизительнее ревности».

И в советскую эпоху ревность с точки зрения коммунистической морали осуждалась как безнравственность, как проявление эгоизма, себялюбия, тщеславия, зависти.

Действительно, во многих своих проявлениях ревность унизительна и отвратительна, и в атмосфере необузданной ревности даже самая крепкая любовь задыхается и чахнет.

Лопе де Вега

И все же ревность – нормальное явление, если она возникает редко. Она даже может доставлять удовольствие тому, кого ревнуют.

У уральского писателя Валерия Брускова есть афоризм: «Костер любви питается дровами ревности», а некоторые психологи вообще считают, что ревность отражает уровень притязания личности, поэтому бороться с ней вредно, ибо такая борьба снижает конкурентоспособность человека. Есть мнения, что ревность может иметь и положительную сторону. Это мнение разделяет Матез (Mathes, 1986), выявивший в результате лонгитюдного исследования связь высокой ревности с удовлетворенностью партнеров взаимоотношениями и их длительностью свыше семи лет. На основании этого он пишет, что ревность предохраняет и содействует любви.

Скорее всего, все дело в пропорциях – ведь даже самое целительное лекарство, применяемое без меры, может причинить вред. Поэтому врач И. Шевелев вывел следующий постулат: «Ревность – яд: в малых дозах стимулирует любовь, в больших – убивает».

Первый опыт ревности, который человек пережил, – это страх потерять любимого человека.

Но хотя страх и гнев – негативные чувства, для ревности они скорее лекарство, чем яд. И первый опыт детской ревности учит тому, что никто из нас не является «центром вселенной», что любовь не дается нам просто так – ее нужно добиваться, заслужить. Но если ревность может быть созидательной силой, надо ли спешить избавляться от нее?

Личностные и индивидные особенности, способствующие ревности

Как правило, сильную ревность испытывают люди, которые не самодостаточны, не уверены в себе либо, наоборот, слишком самоуверенны и считают человека своей «собственностью». Ревнивцами чаще бывают лица с застревающим типом акцентуации характера по Леонгарду, или проще – зануды.

Н. Н. Нарицын исходя из своего опыта психотерапевта считает, что ревность в постоянных парах довольно часто возникает там, где между людьми нет так называемых партнерских, паритетных отношений, а есть явное или скрытое бинарное противостояние «кто главнее и где чье место».

А. Н. Волкова (1989) отмечает, что усилению реакции ревности способствуют:

1) инертные психические процессы, затрудняющие осознание, отреагирование и действие в данной ситуации;

2) идеалистический настрой, при котором человек не допускает никаких компромиссов в любовной жизни;

3) выраженное собственническое отношение к вещам и лицам;

4) завышенная или заниженная самооценка; при завышенной самооценке наблюдается деспотический вариант переживания ревности, при заниженной – человек остро переживает собственную неполноценность;

5) одиночество, бедность межличностных связей, при которой партнера некем заменить;

6) чувствительность человека к предательствам разного рода в иных партнерствах;

7) сильная зависимость от партнера в достижении каких-либо жизненно важных целей (материальная обеспеченность, карьера и др.).

Люди с тревожным видом привязанности (беспокойство, что партнер не любит меня, не захочет оставаться со мной) склонны ревновать чаще и сильнее, чем люди с прочным стилем привязанности (Sharpsteen, Kirkpatrick, 1997).

По данным Ю. В. Панасюк (2009), склонность к проявлению ревности зависит от типа темперамента: среди холериков и меланхоликов лиц с высоким уровнем ревности больше. Меньше всего таких лиц среди флегматиков.

Различий в уровне ревности между мужчинами и женщинами не найдено: с высокой ревнивостью среди мужчин было 51,6 %, среди женщин – 50,8 %. Обращает на себя внимание тот факт, что половина людей имеет высокий уровень ревности и отсутствуют лица с низким уровнем ревности.

Ревность к объекту сексуальной любви и ее причины

Особое положение занимает ревность, проявляемая в отношениях между полами. Она связана с чувством любви и поводом для нее служит тот факт, что кто-то любит не нас, а другого (или делает вид, чтобы раззадорить и помучить партнера). Здесь ревность имеет двойное значение. Она может говорить об истинном чувстве, и таким образом, в меру выраженная, способна укреплять взаимоотношения, предлагая партнеру чувствовать уверенность. Но она может быть поводом для ругани или даже насилия, когда собственное достоинство любящего становится сильно уязвленным, оскорбленным и ревность переживается особенно остро.

Простишь ли мне ревнивые мечты,
Моей любви безумное волненье?
Ты мне верна: зачем же любишь ты
Всегда пугать мое воображенье?
Окружена поклонников толпой,
Зачем для всех казаться хочешь милой,
И всех дарит надеждою пустой
Твой чудный взор, то нежный, то унылый?
Мной овладев, мне разум омрачив,
Уверена в любви моей несчастной,
Не видишь ты, когда в толпе их страстной
Беседы чужд, один и молчалив,
Терзаюсь я досадой одинокой;
Ни слова мне, ни взгляда… друг жестокий!
Хочу ль бежать, – с боязнью и мольбой
Твои глаза не следуют за мной.
Заводит ли красавица другая
Двусмысленный со мною разговор,
Спокойна ты; веселый твой укор
Меня мертвит, любви не выражая.
Скажи еще: соперник вечный мой,
Наедине застав меня с тобой,
Зачем тебя приветствует лукаво?..
Что ж он тебе? Скажи, какое право
Имеет он бледнеть и ревновать?..
В нескромный час меж вечера и света,
Без матери, одна, полуодета,Зачем его должна ты принимать?..
Но я любим… Наедине со мною
Ты так нежна! Лобзания твои
Так пламенны! Слова твоей любви
Так искренно полны твоей душою!
Тебе смешны мучения мои;
Но я любим, тебя я понимаю.
Мой милый друг, не мучь меня, молю:
Не знаешь ты, как сильно я люблю,
Не знаешь ты, как тяжко я страдаю.

Многие думают: «Если я не изменяю, то моему партнеру не о чем беспокоиться». И считают ревность партнера надуманной. Но надуманность – это следствие отсутствия знаков внимания, экономии на комплиментах, равнодушного отношения к эмоциональной жизни партнера.

Точка зрения

Теперь уже в так называемых интеллигентных кругах изменой начинают считать не столько половое общение, сколько то, что другого индивида находят лучшим, более талантливым, красивым, даровитым и т. д. Иными словами, центр тяжести перемещается на психические струны и соответственно с этим изменяется сама природа ревности. Теперь для ревности уже не нужно физиологической измены. В старину, например в Средние века, рыцари и бароны считали, что все обстоит благополучно, если жена не могла изменить физиологически. Пусть она любит другого, пажа, трубадура, рыцаря и др., это не важно. Важно, чтобы она не могла «изменить».

А для того, чтобы этого не могло быть, они, отправляясь из дому, надевали на чресла жены особый пояс, запирали его на замок, ключ брали себе и если «запор» оставался целым по возвращении, считали, что все обстоит хорошо. Теперь дело обстоит иначе. Достаточно простого заявления, что супруга любит другого, что другой лучше, достаточно взгляда, улыбки, простого намека – чтобы ревность могла возникнуть без всякой половой измены. Мало того, последняя даже может иметь место, но раз «психически» влюбленный(ая) принадлежат друг другу и находят друг друга лучшими, – ревности может и не быть. Говоря коротко, в силу очерченных причин – сама ревность психологизируется.

Раньше она возникала благодаря предпочтению одного «самца» другому (или «самки»), теперь она возникает благодаря предпочтению одного человека другому, причем может иметь место первое и, однако, ревности может и не быть, так как предпочтение самца не всегда означает теперь предпочтение человека. Сама же по себе половая близость, раз из нее вычеркнуты психические элементы любви, становится бесполезной или малоценной и потому не должна вызывать ни трагедий, ни тех надрывов, которые она вызывала до сих пор.

Одним из следствий вышеуказанных положений является обесценение физиологической любви. Это обесценение влечет за собой радикальное изменение во взглядах на «измену» и на «верность» в любви. А последнее, в свою очередь, вызывает постепенное превращение ревности из физиологической в психическую.
Сорокин П. 1994.

Причинами возникновения ревности Е. Хетфилд и Г. Уолстер (Hatfield, Walster, 1977) считают чувство ущемленной гордости и осознание нарушения прав собственности. Именно угроза самооценке, по мнению П. Саловея (Salovey, 1991), является главным фактором возникновения ревности. При этом чем более значима для самооценки субъекта та или иная область и чем выше способности соперника в этой области, тем сильнее субъект испытывает ревность (Bers, Rodin, 1984; De Steno, Salovey, 1996; Sharpsteen, 1995).

Конкретными причинами реакции ревности может быть, к примеру, флирт или слишком теплый разговор партнера с другим человеком, что может восприниматься как опасность для собственных взаимоотношений с ним.

За последние двадцать лет предлагались различные модели описания причин и механизма ревности, включая понимание ревности как эволюционно обусловленной реакции (Buss, Larsen, Westen, Semmelroth, 1992), черты личности (Bringle, 1991), результата воспринимаемого несоответствия в ценности взаимоотношений (Buunk, 1991), как социокультурного явления (Bryson, 1991;Hupka, 1991) и, наконец, как защиты самооценки в близких партнерских взаимоотношениях (Salovey, 1991; Salovey, Rothman, 1991). Только первая из этих моделей в какой-то степени перекликается с теорией врожденного эдипова комплекса у Фрейда, порождающего неизбежную ревность к родителю своего пола, остальные же теории рассматривают ревность как продукт и/или характеристику достаточно сложного социального взаимодействия.
Бреслав Г. М. 2004.

Прогуливаясь с любимым человеком, ревнивец подозрительно озирается; он не позволяет любимому человеку прихорашиваться, поскольку считает, что это может служить приманкой для «соперника». Он старается никогда не упускать из виду любимого человека, а если расстается, то поручает друзьям следить за ним и даже нанимает частного сыщика.

Ревность связана с имевшейся ранее уверенностью человека в любви близкого человека и с его представлением, что только он вправе обладать им. Результатом этого является посягательство на личную свободу любимого, деспотизм, подозрительность. Нередки аффективные вспышки ревности, могущие привести к трагическим последствиям. Вследствие ревности любовь переходит в ненависть. Тогда человек стремится любым способом причинить страдания, оскорбить и унизить любимого им человека. Подобная ненависть часто остается подавленной и проявляется в виде измывательства над возлюбленным.


Карло Гэльдони

Не думаю, что на свете есть страдания, унизительнее ревности.
Анатоль Франс

Нам приятна ревность лишь тех, кого мы сами могли бы ревновать.
Стендаль

Беспочвенная ревность возникает и там, где между партнерами, живущими в гражданском браке, не оговариваются заранее правила отношений. Один видит их длительными и серьезными, а другой считает себя свободным, так как не давал никаких обещаний. Чтобы избежать подобного конфликта, нужно прояснить ожидания свои и партнера, оговорить взаимные обязательства.

Реакции ревности

Стоит только человеку представить, что его возлюбленный встречается не с ним, а с кем-то другим, как он начинает испытывать невыносимую душевную боль. В такие моменты человека пронизывает мысль, что он навсегда лишился чего-то очень ценного, что его бросили, предали, что он никому не нужен, а его любовь оказалась бессмысленной. Возникающее сознание своего одиночества (изолированности по П. Куттеру) и внутренней опустошенности сопровождается разочарованием, печалью, обидой, стыдом, досадой, гневом. В подобном состоянии человек не способен вести себя рационально. Ревность преследует его повсюду. «Как сон, неотступный и грозный, мне снится соперник счастливый. И тайно и злобно кипящая ревность пылает, и тайно и злобно оружия ищет рука».[

А. Н. Волкова (1989) реакции ревности классифицирует по нескольким основаниям: по критерию нормы – нормальные или патологические; по содержательному критерию – аффективные, когнитивные, поведенческие; по типу переживания – активные и пассивные; по интенсивности – умеренные и глубокие, тяжелые.

Нормальные, непатологические реакции отличаются адекватностью ситуации, понятны многим людям, подотчетны субъекту, нередко контролируемы им. Патологическая ревность имеет противоположные характеристики.

Когнитивные реакции выражаются в стремлении анализировать факт измены, искать ее причину, искать виновного (я – партнер – соперник), выстраивать прогноз ситуации, прослеживать предысторию, т. е. создавать картину события. Когнитивные реакции больше выражены у лиц астенического склада, интеллектуалов.

Аффективные реакции выражаются в эмоциональном переживании измены. Наиболее характерные эмоции – отчаяние, гнев, ненависть и презрение к себе и партнеру, любовь и надежда. В зависимости от типа личности аффективные реакции протекают на фоне меланхолической депрессии или гневной ажитации. Преобладание аффективных реакций наблюдается у людей художественного, истероидного, эмоционально-лабильного склада.

Поведенческие реакции выступают, как пишет А. Н. Волкова, в виде борьбы или отказа. Борьба выражается в попытках восстановить отношения (объяснения), удержать партнера (просьбы, уговоры, угрозы, давление, шантаж), устранить соперника, затруднить встречи с ним, привлечь внимание к себе (вызывание жалости, сочувствия, иногда кокетство). При отказе восстановить отношения связь с партнером обрывается или приобретает характер дистантной, официальной.

При активных реакциях, характерных для стеничных и экстравертированных личностей, человек ищет нужную информацию, открыто выражает свои чувства, стремится вернуть партнера, соревнуется с соперником. При пассивных реакциях астеничные и интровертированные личности не предпринимают настойчивых попыток повлиять на отношения, ревность протекает внутри человека.

Острые и глубокие реакции ревности являются результатом полной неожиданности измены на фоне благополучного супружества. Измена больше ранит доверчивого и преданного человека. Ревность становится затяжной, если ситуации не разрешается, партнер ведет себя противоречиво, не принимая определенного решения.

Некоторые исследователи разделяют выражение ревности и ее переживание (Andersen et al., 1998), а также когнитивную и поведенческую ревность (Guerrero, Elroy, 1992).

Как отмечает П. Куттер, проявление агрессии при ревности зависит от пассивности или активности любви. Мужчина, если он надеялся, что, оставаясь пассивным, будет окружен любовью женщины, агрессивно относится именно к ней, а не к сопернику. Если же он любит женщину активно, т. е. если его любовь является ярко выраженным чувством, а не желанием быть любимым, то он преследует соперника. Мужчин больше всего огорчает сексуальная неверность, а женщин – влюбленность в другую (Buss et al., 1992; Buunk et al., 1996).

Виды ревности

Выделяют несколько видов ревности: тираническую, от ущемленности, обращенную, привитую (Э. Э. Линчевский, 1978), а также патологическую ревность.

Тираническая ревность возникает у упрямых, деспотичных, самодовольных, мелочных, эмоционально холодных и отчужденных субъектов. Такие люди предъявляют окружающим очень высокие требования, выполнить которые бывает трудно или вовсе невозможно и не вызывают у сексуального партнера не только сочувствия, но и приводят к охлаждению во взаимоотношениях. Когда такой деспотичный субъект пытается найти объяснение этому охлаждению, то причину ее он видит не в себе, а в партнере, «у которого возник посторонний интерес, наклонность к неверности». В литературе и искусстве можно найти немало ревнивцев этого типа: Алеко («Цыгане» А. С. Пушкина), Арбенин («Маскарад» М. Ю. Лермонтова), Рогожин («Идиот» Ф. М. Достоевского), Любаша (опера Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста»).

Ревность от ущемленности самолюбия проявляется у людей с тревожно-мнительным характером, с низкой самооценкой, неуверенных в себе, легко впадающих в тоску и отчаяние, склонных преувеличивать неприятности и опасности. Неуверенность в себе, чувство собственной неполноценности заставляет человека видеть соперника в каждом встречном. И если ему покажется, что партнер не проявил к нему должного внимания, у него сразу возникают сомнения, подозрения относительно верности любимого человека. Примером такого ревнивца является Позднышев в «Крейцеровой сонате» Л. Н. Толстого.

Женщина, находясь под давлением мужской ревности, начинает оправдываться и стараться доказать неправоту, а потом отыскивать причины ругани в своем поведении. Однако такое поведение создает только временное затишье. Подавив однажды свою избранницу, ревнивый муж ищет все новые поводы для скандалов, но и они его уже не успокаивают. Дело в том, что с помощью таких «концертов» ревнивый муж самоутверждается и повышает свою самооценку.

Обращенная ревность представляет результат собственных тенденций в неверности, ее проекции на партнера. Ход рассуждений ревнующего такой: раз помыслы о супружеской неверности имеются у него, то почему они не могут быть и у других, в том числе и у его партнера? Когда, например, муж сам многократно изменяет своей жене и боится разоблачения, его охватывает сильный стыд при мысли, что он ее обманывает и она может об этом узнать. Защитным механизмом в отношении чувства стыда ему в этом случае служит проекция, т. е. он обвиняет жену в собственных грехах. При этом его подозрения и скандалы с женой дают ему повод разрядить скопившееся напряжение, отреагировать негативные эмоции. В то же время у него может присутствовать чувство вины от того, что он так мучает жену, обвиняя ее в собственных грехах.

Обычно обращенная ревность возникает на месте угасшей любви, так как сохраняющаяся любовь редко сочетается с мечтами о других сексуальных партнерах. Данный вид ревности наиболее бытовой, прозаический.

Привитая ревность является результатом внушения со стороны, что «все мужчины (женщины) одинаковые», намеков по поводу неверности супруга. Ярким примером такого ревнивца является Оттело, которого настроил против Дездемоны Яго.

Конечно, в жизни возможны сочетания элементов из этих видов ревности, поэтому наблюдать их в чистом виде можно не так часто.

Марсель Пруст

Патологическая ревность. Бывает и крайний вариант проявления ревностных чувств – бред ревности, когда один из супругов контролирует каждый шаг другого и слабо отличает свои желания и потребности от желаний и потребностей партнера. Но это уже патология, поскольку такое состояние сопровождается навязчивыми мыслями об измене партнера.

Такие ревнивцы постоянно подозревают партнера в измене, рисуют в своем воображении яркие интимные сцены измены. Одна из ловушек, которую они расставляют, заключается в том, что вас просят рассказать об отношениях, которые были до брака, при этом расспрашиваются малейшие интимные подробности, после чего совместная жизнь превращается в ад.

Практика показывает, что чаще ревность приобретает клинические формы у мужчин, особенно с алкогольной зависимостью. Измена жены может быть крахом их идеала, надежд и глубоким разочарованием, которого они панически боятся и стремятся избежать.

Если человек страдает бредом ревности, то, как правило, он не может объективно оценить свое состояние и понять, что поводы для ревности он выдумывает сам. Срабатывает защитный механизм – проекция, который может лежать в основе как бреда ревности, так и паранойяльного бреда (бреда преследования). Человек, страдающий бредом ревности, не обязательно должен сам изменять, он может просто этого хотеть и приписывать эти желание и поступки партнеру.

Такая ситуация прекрасно показана в итальянском художественном фильме «Ревнивец».

Врач-психотерапевт и психоаналитик Н. Н. Нарицын выделяет два типа ревности: объектно-мотивированную и субъектно-сензитивную.

Ревность объектно-мотивированная – это своего рода чувство собственности, испытываемое одним супругом по отношению к другому. Подобная ревность возникает там, где у одного супруга (партнера, любовника) есть власть над другим или по крайней мере ощущение такой власти. И соответственно ревность по сути оказывается страхом эту власть (или хотя бы ее ощущение) потерять. Ревность такого типа часто включает в себя компонент завышенной самооценки, доходящей иногда до патологической веры в то, что этому ревнивцу дано право судить, кто прав и кто виноват, и ощущать себя «стражем вселенской справедливости». Когда ситуация доходит до психиатрического диагноза «бред ревности», человек вообще может ощущать себя единым в трех ипостасях: следователь, судья, исполнитель «наказания». Любые действия «противоположной стороны», направленные на подтверждение своей невиновности, расцениваются ревнивцем как безоговорочное доказательство вины: если партнер активно доказывает невиновность – «на воре шапка горит», а если молчит – «знает кошка, чье мясо съела!»

Ревность первого типа чаще свойственна людям с выраженной эпилептоидной акцентуацией. А также с убеждением, что его партнер(ша) – практически его собственность. Поэтому в случае такой ревности у человека повышается агрессивность и одновременно снижается критичность к своим действиям, а сознание сужается до одной идеи «осудить и наказать»: именно за то, что партнер(ша) вроде как «нарушил(а) правила». А на самом деле – за то, что посмел(а) вызывать у него самого страх потерять собственное влияние.

Более того, довольно часто сами идеи ревности могут использоваться для манипуляции, и партнеру опять-таки совершенно не обязательно будет на самом деле изменять, чтобы его(ее) за это «наказали». Здесь будет важен даже не сам факт измены, а именно потребность создать у «изменника» чувство вины. Подобная ревность часто возникает там, где собственная (завышенная) самооценка сталкивается с реальностью: возникает фрустрация. И если человек не в силах сам стать сильнее-богаче-знаменитее, он нередко старается «унизить» своего партнера или партнершу, часто – обвинив в потенциальных изменах. Поэтому в целях безопасности лучше изначально держаться подальше от такого ревнивца: в целях своей гиперкомпенсации он часто стремится методически порабощать свою «собственность», и выпутаться из этой ситуации бывает весьма непросто.

Женщина редко прощает мужчине ревность и никогда не прощает отсутствия ревности.
Колетт

Женщина не выносит ревнивца, которого не любит, но сердится, если не ревнует тот, кого она любит.
Нинон де Ланкло

Ревность субъектно-сензитивная связана со страхом потери объекта зависимости, когда человек опасается не потери манипуляции кем-то, а боится своей собственной неустойчивости из-за потери или уменьшения внимания кого-то. Ревность второго типа часто свойственна людям психастенического склада характера с проблемами самооценки и уверенности в себе. Тем, которые боятся, что, «кроме этого человека, они вообще никому не будут нужны», а также «если он(а) меня бросит, я одна(один) вообще пропаду».

В такой ситуации человек начинает копаться в себе и есть себя поедом, но избавиться от чувства вины и страха не может и от этого особенно страдает. Хотя, возможно, причина того, что партнер изменил (или хотя бы стал уделять больше внимания кому-то другому) – вовсе не в самом «ревнивце», а в каких-то проблемах партнера.

Таким образом, пишет Н. Н. Нарицын, если при объектно-мотивированной ревности ревнивец считает объект ревности зависимым от себя (и опасается потерять именно это чувство власти над ним), то при субъектно-сензитивной – сам чувствует себя зависимым от объекта. И при ревности испытывает страх потери этого объекта, следовательно, потери чувства опоры в жизни, защиты и поддержки и буквально материнской/отцовской любви.

И в первом и во втором случае, считает Н. Н. Нарицын, можно говорить о зависимости, ибо ревнивец в любом случае существенно зависит от «изменника» и от той «оценки», которую тот якобы ему дает своим поведением.

Объектно-мотивированная ревность более опасна для окружающих, а субъектно-сензитивная – для самого ревнующего, доходящего до суицида. При ревности первого типа обычно нуждается в помощи объект ревности (страдающий от излишнего контроля, постоянных расспросов, подозрений и упреков, а то и от физического воздействия), а при ревности второго типа – сам ревнивец.

Мужская и женская ревность

Имеются существенные различия в ревности мужчин и женщин, которые базируются на их ревности к матери, когда они были детьми.

Есть ли различия между ревностью мужской и женской?

Безусловно. Вспомним, что поводом для ревности ребенка всегда является мать (независимо от пола ребенка). Иначе говоря, первый объект ревности – всегда женщина. И это приводит к довольно любопытному следствию.

Когда мальчик станет взрослым мужчиной, то он будет испытывать наибольшую ревность по отношению к женщине. Когда девочка станет взрослой женщиной, наибольшую ревность она будет испытывать по отношению к женщине.

Иначе говоря, мужчину очень мало волнует, какие там другие мужчины, его волнует только верность (или неверность) его жены.

Женщину же, напротив, мысли о другой женщине донимают намного больше, чем мысли о том, что ее собственный мужчина ей неверен.

Но это еще не все. Свой первый опыт ревности мальчик переживает в острой конкуренции с «другим мужчиной» (с отцом). Но у девочек конкуренция «с другой женщиной» исключена в принципе: ее основной «конкурент» за внимание матери является лицом противоположного пола. Это очень важно, так как родители для ребенка являются «прототипами» его будущих взрослых отношений.

Кем является мать для маленького мальчика? Идеалом любви. А отец? Эталоном поведения. А у девочки? Мать является для нее эталоном поведения, а отец идеалом любви. Понимаете, что это значит?

Мальчик ревнует идеал любви, а женщина – эталон поведения. И когда ревнует мужчина, он сомневается, что его женщина – это идеал. А когда ревнует женщина? Она сомневается, что является эталоном для своего мужчины. Или же предполагает, что «другая женщина» более эталон, чем она. Это значит, что у женщины есть подсознательная склонность к подражанию сопернице, которая «отнимает» ее идеал любви.

В мужской ревности преобладает гнев (поэтому мужчины много чаще совершают убийства и самоубийства на почве ревности), в женской ревности – страх.

В мужской ревности доминирует сексуальное начало, а в женской ревности – эмоциональная связь.

Ревнивый мужчина более склонен винить окружающих (себя он обычно в расчет не берет, он идеален по определению), ревнивая женщина, напротив, видит в этом свои собственные недостатки.

Мужчинам редко приходит в голову «поиграть в ревность», а вот женщины пользуются этим постоянно.
Ценев В. Почему люди ревнуют // По материалам Интернета

Мужская ревность более активна и яростна, а женская чаще несет элемент пассивности и обреченности.

Мужчины чаще всего ревнуют из-за страха быть униженным неизвестным партнером, у которого лучшие физические данные и который более искусен в любви.

Мужчина ревнует к своим предшественникам, а женщина – к тем, кто придет после нее.
Марсель Ашар, французский драматург

В последнее время стали появляться случаи мужской ревности, обращенной не к сопернику, а к сопернице – женщине, с обвинениями жены в том, что она стремится к лесбийским отношениям. Обычно такая ревность имеет основания, поскольку жены явно предпочитают встречаться и проводить время с подругами, что может объясняться различными интересами, недостаточной эмпатией мужа, отсутствием чуткости с его стороны и др. Кроме того, здесь не исключена возможность, что подруга проявляет лесбийские интересы, наиболее часто в рамках бисексуальных влечений.

Ревнивец сомневается на самом деле не в своей жене, а в себе самом.
Оноре де Бальзак

Своих мужей ревнуют некрасивые женщины. Красивым женщинам не до того – они заняты тем, что ревнуют чужих мужей.
Оскар Уайльд

Одним из специфических вариантов является ревность, которая возникает в ситуациях совместной работы супругов в одном учреждении. Конкурентом оказывается сотрудник, более быстро и удачно делающий карьеру. Крайне болезненно воспринимаются любые положительные оценки супругом такого конкурента. В сознании ревнивца доминирует мысль о собственной несостоятельности. Такая ситуация на работе может приводить к возникновению нарушений половой потенции.

Ревность мужчины переживают тяжелее и глубже, чем женщины. Сексуальность у них более уязвима и ранима. Это объясняется тем, что мужчины в отличие от женщин не любят делиться своими проблемами с другими и не могут снять душевного напряжения. Опасаясь уронить свое мужское достоинство, они переживают в одиночестве, а если решаются «выпустить пар», то это становится по-настоящему опасным для женщины. Примером этого служат Отелло в драме Шекспира, Арбенин в драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» и т. д.

Комплекс неполноценности: ревновать жену к каждому мужчине; мания величия: считать, что она любит вас одного.
Борис Крутиер, писатель-юморист

Имеются также данные, что ревность у мужчин в последнее время очень часто возникает без наличия конкретного соперника. Женщину ревнуют к мужчинам вообще. Немаловажной причиной этого является неспособность некоторых мужчин осознать возможность того, что женщины способны покинуть их вне какой-либо связи с кем-нибудь другим, просто потому, что они перестали их устраивать, стали неинтересными, надоели, начали вызывать отвращение и т. д. Примириться с такими мыслями оказывается значительно труднее, болезненнее, чем убедить себя в наличии какого-то соперника, «соблазняющего» женщину. Бурное воображение, а также способность интерпретировать все события на собственный лад могут сыграть злую шутку с впечатлительной натурой молодого человека, который живет в своем мире, полном фантазий. Во время все большего равноправия полов некоторые мужчины чувствуют себя потерянными и не могут в достаточной степени адаптироваться к новой ситуации. Их ревность к воображаемым абстрактным соперникам является по существу смешанным чувством, в структуре которого большое место занимает вытесняемое в подсознание недоверие к себе, неуверенность в своих силах. Характерно стремление отыскать «козла отпущения» и таким образом найти себе оправдание.

Ревность – это источник мук для любящего и обид для любимой.
К. Гольдони

Наличие ревности у многих мужчин обусловлено неравнодушным отношением к алкоголю или к наркотикам. Существует даже искаженное выражение популярной пословицы: «Ревнует, значит, любит выпить». Зависимые от алкоголя и наркотиков мужчины в глубине души сознают свою несостоятельность и плохое поведение. Естественно, женщина тоже не может терпеть их безответственное отношение к семье, поэтому чаще всего она бывает раздражительна и недовольна. Нетрезвый мужчина холодное отношение к себе воспринимает как доказательство неверности женщины. Чем у мужчины выше степень развития алкоголизма, тем больше он устраивает сцены ревности. А в связи с развивающейся импотенцией на почве безалаберного отношения к своему здоровью мысль об измене жены переходит в состояние постоянного страха и часто приводит к непоправимым последствиям.

У мужской и женской ревности разные истоки. Мужчине природой назначено быть главным. А там, где женщина в силу традиций воспринимается чуть ли не как существо неодушевленное, мужская власть вырождается до примитивного чувства собственности. И хотя обычно мужчине приятнее манипулировать привлекательной и неглупой женщиной, чем бесцветной и безропотной «вещью», умная и сексапильная партнерша вовсе не всегда хочет ему подчиняться, она вполне способна обойтись и без его руководства. Поэтому ее мужчина постоянно напряжен, постоянно испытывает страх потерять власть над этой женщиной, т. е. ревнует.

Женская ревность возникает там, где женщине удается «вертеть» мужчиной. И стоит подчиненному мужчине сделать лишь маленький шажок от нее – в душе женщины вспыхивает ревность. А если завоевание мужчины далось ей ценой неимоверных усилий, то и ревность ее будет страшна, поскольку очень силен страх потерять с таким трудом завоеванную власть. Женщина, выстрадавшая науку исподволь управлять мужем, не в состоянии пережить того, что супруг на миг может выйти из-под ее контроля: а вдруг найдется соперница, такая же хитрая?! Но все это приводит к тому, что именно ревность становится причиной измен. Один супруг, задавленный тайным или явным диктатом другого, начинает искать отдушину. Муж, полностью ведомый по жизни собственной женой, может не осознавать того, что она им управляет, но подсознательное ощущение собственного бессилия подталкивает его к тому, чтобы найти другую – ту, которая будет ценить в нем мужчину – сильного, властного и непобедимого.

«Мужские измены в большинстве своем случаются потому, что у мужа появляется настоятельная необходимость доказать собственную мужскую сущность – и чаще всего не в сексуальном, а в социальном плане, – считает психолог Николай Нарицын. – Ну а женщина, если в семье безраздельно диктаторствует муж, также стремится ощутить какую-то свою ценность. Потому что от супруга в таких случаях дождешься только: “убери, подай, принеси”. И несчастная жена кидается в объятия первого, кто скажет ей, что она очаровательна и прекрасна…»
По материалам Интернета (izmen.net)

Ученые из Испании и Нидерландов выявили главные факторы, которые пробуждают чувство ревности у мужчин и женщин.

У мужчин на первом месте стоит чувство собственника по отношению к женщине. Если это чувство ущемляется, мужчина начинает испытывать тревогу, мужчина ревнует. Но мужчины ревнуют и представителей своего пола. Это происходит при условии, что другие мужчины более привлекательны внешне, отличаются более высоким ростом или материальным благосостоянием.

Рассмотрим ревность как состояние, в котором может оказаться человек. Почему я считаю ревность состоянием, а не эмоцией? Причина в том, что ревность, как и любовь, есть понятия очень ёмкие и включающие в себя массу разнообразных эмоций. Для меня странным было бы говорить о том, что одна эмоция включает в себя несколько других эмоций, поэтому я и определяю в данном случае и ревность, и любовь состояниями, которые наполнены разнообразными эмоциями.


Итак, что такое ревность? Ревность - это мучительное сомнение в чьей-то верности и любви. Мучительное сомнение! Не просто сомнение, а… мучительное сомнение! Мучительная неуверенность в истинности того, что тот человек, который рядом и от которого ждёшь любви, от которого ждёшь верности, что он любит и, что он верен. Не просто отсутствие твердой веры в чью-то любовь, а мучительное состояние. Вы понимаете, о чём речь? Речь о том, что человек, когда ревнует, мучается.


И вот вопрос: Ревнует, следовательно, что? Любит? Многие думают именно так. Логика их проста: отсутствие ревности, по их мнению, говорит о равнодушии. Только тот человек, по их мнению, который не любит, не ревнует. Но, так ли это? Действительно ли ревность и любовь связаны между собой и любовь всегда вызывает ревность? Или это не так?


Состояние ревности и состояние любви вызывают в человеке определенные эмоции. Поразмышляем вот над чем: какие эмоции испытывает человек, находящийся в ревности? Совпадают ли те эмоции, какие испытывает человек, когда ревнует, с теми, какие есть в нём, когда он любит. Есть ли между ними что-то общее?


Оказывается, что между ними нет вообще ничего общего. Более того. Если перечислить все те эмоции, какие испытывает человек, находящийся в состоянии любви и сравнить их с теми эмоциями, какие переживает человек в состоянии ревности, то получатся два противоположных состояния. Эмоции ревности мало чем отличаются от тех эмоций, какие человек испытывает находясь в состоянии ненависти. И куда вернее было бы сказать: «Если человек ревнует - значит он ненавидит».


Сейчас мы рассматриваем эмоцию как психическое переживание, душевное волнение, возникающее в человеке в ответ на определенный раздражитель, на определенные жизненные обстоятельства, на то или иное состояние, в каком человек находится.


Злоба и гнев, страх и обида, жалость и отчаяние, зависть и тревога, мнительность и неуверенность, сомнение и переживание, - вот те основные эмоции, какие испытывает человек в состоянии ревности. В таком состоянии человек не способен трезво мыслить. В таком состоянии человек способен на преступление. Находясь в таком состоянии, человек видит в мире только зло. Ни о каком творчестве здесь и речи быть не может.


А ведь любовь - это именно то состояние, в котором человек раскрывается как творец . Уверенность и спокойствие, радость, восхищение, наслаждение и восторг, бесстрашие, заинтересованность, доброжелательство, умиление и сострадание, гордость, умиротворение, - вот те основные эмоции, которые испытывает человек в состоянии любви. Именно эти эмоции и позволяют человеку в полной мере раскрыть свои творческие способности.


Как можно в отношении одного и того же человека одновременно испытывать противоположные эмоции? Никак! Человек вообще не может переживать одновременно негативные и позитивные эмоции. И если он в гневе, то никак не может при этом испытывать восторг или восхищение.


Негативные эмоции - это такие эмоции, которые омрачают человеку его восприятие действительности и представляют действительность как что-то плохое. Ревность вызывает в человеке исключительно только негативные эмоции. В состоянии ревности человек перестаёт быть человеком в полном смысле этого слова. Ни о какой любви здесь и речи быть не может. Здесь могут быть только звериные инстинкты . Мир закрывается перед тем, кто находится в таком состоянии; закрывается целиком и полностью. Таким образом мир спасает себя от разрушений, которые способен причинить ему тот, кто ревнует.


И наоборот, позитивные эмоции - те, которые позволяют человеку воспринимать действительность как что-то светлое и хорошее. И такой человек не опасен миру, наоборот, такой человек необходим миру. И мир открывается перед теми, кто находится в состоянии любви. Мир открывает перед людьми, находящимися в состоянии любви, множество тайн и секретов. И это позволяет человеку полнее раскрыть свой талант, раскрыть свою гениальность и таким образом развиваться самому и развивать мир.

Такие феномены супружеской жизни, как , являются очень сложными для изучения средствами психологии и социологии.

Приветствую Вас, уважаемые читатели блога

Как правило, ревность и любовные отношения рассматриваются или с теоретически-умозрительных позиций, или с позиций психотерапии.

Ревность любовные отношения — определение

Существуют различные определения ревности в любовных отношениях. Так, Рене Декарт полагал, что ревность - это вид страха при желании сохранить за собой обладание каким-нибудь благом.

В «Толковом словаре» Д. Н. Ушинского ревность определяется следующим образом:
1) как страстная недоверчивость, мучительное сомнение в чьей-нибудь верности — в любви, в полной преданности;
2) как боязнь чужого успеха, опасение, что другой сделает лучше;
3) как усердие, старательность, рвение.
Обычно выделяют ревность детскую, профессиональную, национальную, спортивную, творческую.

Существуют различные взгляды на ревность в отношениях между мужчиной и женщиной, в которых делается акцент на положительные или отрицательные стороны этого явления.

1. Ревность это составная часть половой любви, интимной дружбы, она говорит о силе влечения.

2. Ревность — как эмоция, не присущая любви, как тень в отношениях людей.

3.Ревность — эгоизм в половых отношениях.

Все эти подходы рассматривают ревность не как самостоятельный феномен, а как компонент чувства любви, любовных отношений. Ревность может сопутствовать различным состояниям в любви, связана с неуважением в любви, обманом в ней, ее потерей, опасением ее потерять.

На различных фазах любовных отношений - в период их развития, пышного расцвета и неизбежного старения - ревность может проявляться по разному:

Первая фаза - воображение идеального любимого, платоническая любовь к человеку, похожему на идеал. У некоторых людей ревность проявляется уже на этой стадии развития любовных отношений.

Вторая фаза - страсти и пламенного чувства. Благоприятные условия для возникновения ревности. С этим хорошо согласуется теория Д. Делиса о дисбалансе в любовных отношениях, по которой в период возникновения взаимной любви оба партнера одинаково обеспокоены тем, как относится к нему любимый человек, и оба опасаются потерять любимого. Однако в случае развития неуравновешенных отношений («парадокса страсти») у одного из партнеров (более вовлеченного в отношения по тем или иным причинам) развиваются мучительные чувства ревности и страха быть покинутым.

Третья фаза развития любовных отношений — период, когда чувства становятся более спокойными, родственными. Ревность, если она была присуща этому союзу, редко сохраняет свою прежнюю силу, ее интенсивность уменьшается. В исключительных случаях ревность остается такой же сильной.

Известно, что если один из пожилых супругов ревнив, то любовь длится дольше.

С третьей фазой можно сопоставить долговременные любовные отношения по Д. Делису, которые существуют, когда нет дисбаланса отношений, то есть оба партнера примерно одинаково вовлечены в них.

Такие отношения можно наблюдать в успешном браке — согласно классификации В. А. Сысенко в «средних браках» со стажем 10-20 лет, когда формируется и укрепляется супружеская дружба, стабилизирующая семейный союз (хотя следует отметить, что, по В. М. Сеченову, любовь между мужчиной и женщиной уже через три года перерождается в дружбу). Здесь проявляется сложность самого предмета изучения - любви и ревности, так как каждый исследователь исходит во многом из собственного опыта и пренебрегает точными определениями понятий.

Несомненным, является тот факт, что любовные отношения с сильным дисбалансом, когда один из партнеров находится в сильнейшей эмоциональной зависимости от другого, сопровождаемой мучительной ревностью и неуверенностью в дальнейшей судьбе этого союза, имеют очень малую вероятность «дожить» хотя бы до стадии «средних браков».

Возможно существование так называемой «установки на ревность», то есть внутренней готовности встретиться с изменой, обманом, предательством любимого человека, ожидание соответствующего поведения. Как правило, такая установка формируется уже в юношеские годы, когда еще на школьной скамье подростки «обогащаются» выводами о любви и верности - парни узнают, что «все они - изменницы», а девушки - что «все мужчины - подлецы».

Такие выводы легко прививаются, если ребенку в детстве приходится быть свидетелем неверности родителей, а молодому человеку - друзей, сослуживцев. Тогда может сформироваться так называемая «предусмотрительная ревность», то же самое поведение ожидается от супруга. Если же довелось испытать неверность любимого или супруга, ожидание неверности может быть перенесено и на другого партнера.

Ревность любовные отношения: типы.

Выделяются следующие типы ревности:

1.Собственническая ревность.
Ее «девиз»: «Вещь всегда должна принадлежать своему хозяину». Например, ревнивый муж и остатки так называемого «двойного стандарта». Такая ревность обязательно связана с сильным переживанием измены партнера с угрозой разрыва отношений.

Возможны следующие причины собственнической ревности:

она может быть спровоцирована изменой или подозрительным поведением партнера, возможна от охлаждения чувств любимого, отсутствия информации о нем, разлуки, компрометирующей информации.

Достаточно часто имеет место беспочвенная ревность, но поводу которой супруги обращаются в психологические консультации.

Следует также иметь в виду, что не каждая ситуация даже реальной измены вызывает сильную ревность, не надо забывать и тот факт, что ревность может существовать и без любви.

Возникновению собственнической ревности в сильной степени способствуют определенные черты характера, такие как властолюбие, эмоциональная холодность, неспособность прощать, педантическое упрямство, любовь к «порядку во всем» и просто неумение уважать личность другого человека.

2.Ревность от ущемленности
Обычно свойственна людям с тревожно-мнительным характером, неуверенным в себе, с комплексом неполноценности, со склонностью к преувеличению опасности.
(см. тест характер)
Ревности этого типа способствует низкая самооценка, которая, в свою очередь, может сформироваться уже до брака, а может быть вызвана неправильными действиями другого человека или переживанием своей сексуальной несостоятельности.

Для людей, ревнующих от ущемленности, характерно нежелание допустить сравнение с возможным соперником из опасения проиграть в глазах любимого человека.

При собственнической ревности больше страдает тот, кого ревнуют, при ревности от ущемленности сомнения больше мучают самого ревнивца.

3. Обращенная (отраженная) ревность.
Психологический механизм образования: ее источник - проекция собственной супружеской неверности, ненадежности на другого партнера.

Логика такой ревности проста: если я могу стать объектом любви другого, то наверняка и мой брачный партнер на это способен. Так, неверные мужья и жены часто оказываются чрезмерно ревнивыми. Подобная ревность наиболее далека от любви (заведомо возможна измена для ревнующего).

Объяснить психологический механизм ревности может помочь понятие доминанты — наличие более или менее устойчивого очага повышенной возбудимости, привлекающего к себе волны возбуждения из самых различных источников и способного под их воздействием к накоплению и дальнейшему увеличению своего возбуждения.

Проявления ревности различаются в зависимости от темперамента : люди вспыльчивые и более агрессивные и реагируют соответственно при предполагаемой измене партнера: оскорбляют, угрожают, выслеживают и т. д.
(темперамент: личностный опросник Айзенка)
Люди флегматичные, пассивные испытывают мучения при мысли о возможной измене, переживают свою беспомощность, при этом они могут не испытывать агрессивных чувств к партнеру или к сопернику, выдвигая оправдательные объяснения. Обычно такие люди страдают молча, не афишируя своих чувств, надеясь на дальнейшее восстановление нормальных отношений.

Существуют и особенности ревности, специфические для мужчин и женщин.

Так, мужская ревность часто проявляется как результат традиционно преимущественного права мужчин перед женщиной, мужчины чаще подают на развод по причине измены жены, хотя в целом мужчины чаще изменяют.

Женская ревность имеет свою социально-биологическую основу. Вынашивание и вскармливание ребенка имеет обязательным условием защиту и помощь отца, природой женщине вручено право уповать и рассчитывать на его преданность — поэтому озабоченность ответными чувствами мужчины у женщины социально-биологически обусловлена в пору ухаживания и первых лет брака.
(навязчивость в любви)
Считается, что в эти периоды женщина более ревнива. Она не свободна от этих чувств в той мере, как не свободна от природного желания иметь детей, — это не вина, а скорее слабость.

Однако женская ревность тоже может иметь собственнический характер — для утверждения в роли семейного «диктатора».
(Как понять жену)
Первым признаком чрезмерной ревности жены является ревность к родителям
мужа.

Другое проявление ревности — ребенка к отцу, это может свидетельствовать о том, что мужчине не удалось обеспечить душевный покой женщине и она не чувствует себя в безопасности. Известны случаи ревности матери-свекрови к невестке (пытается «вернуть своего ребенка»), а также ревность старшего ребенка в семье к младшему (отняли родительскую любовь).

Зная происхождение ревности в любовных (семейных) отношениях можно избежать (контролируя себя) лишних ссор и конфликтов ведущих, зачастую к разрыву этих отношений.
Желаю всем психического здоровья!

Мир Вам, дорогие наши посетители!

Чувство ревности, рано или поздно, может возникнуть в любой семье. Ревность зачастую может быть и экзаменом, проверкой на прочность супружеских отношений. Ревность может быть смертоносным жалом, способным разрушить даже, на первый взгляд, самые крепкие узы. Кто застрахован от ревности? Кто из нас никогда не ревновал? Кто может обещать никогда не ревновать? Кто может считать себя не способным ревновать?

Любовь и ревность часто переплетены между собой, словно Жизнь и Смерть. Любовь — это Жизнь, а ревность — это Смерть. Как Жизнь не может быть без Смерти, так и Ревность всегда находится в тени Любви, готовая в любой момент, чаще всего самый не подходящий, нанести свой смертоносный укус, готовый парализовать и убить даже самое возвышенное чувство.

Ревность, на первый взгляд, кажется вполне безобидным чувством, более того, многие ошибочно предполагают, что ревность — это показатель любви. О, как они ошибаются! Ревность — это жало, это смерть, это ложка дегтя в бочке меда, та ложка, маленькая ложечка, способная погубить целую бочку меда! Ревность, словно аппендицит в здоровом теле, спит, до поры до времени, а потом вдруг разрывается гноем и отравляем все вокруг себя.

В Песни Песней Соломона два эти чувства, любовь и ревность, переплетены между собой: «…крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее - стрелы огненные; она пламень весьма сильный» (Песн. 8, 6) . Любовь и ревность переплетаются и в Евангелии, когда Апостолы ревновали друг друга ко Христу, желая быть, как можно ближе к Спасителю.

Так что же делать, если жало ревности вдруг укололо вас? Как спасти себя от яда ревности? Возможно ли это? Отчего может возникнуть чувство ревности и возможно ли это возникновение предотвратить? Попробуем разобраться в этих непростых вопросах, ознакомившись с трудом протоиерея Арсения Владимирова:

«П режде всего разграничим славянское слово «ревность» (в значении «ревность по Бозе»), подразумевающее действительно святое, возвышенное чувство, суть которого- стремление содействовать славе Божией, огненное желание угождать Богу, и одному Богу, и иное, душевное чувство - ревнование, ревность, которой не лишены были до времени и апостолы, покуда не возродились благодатью Духа Святого.

Если говорить о ревности, которая имеет место в отношениях супругов, то это конечно же тяжелое, страстное чувство, доставляющее мучения человеку. Равнодушие ужасно, но не менее ужасна и ревность, порой заглушающая совершенно голос разума и делающая человека своеобразным маньяком, лишающая его нравственной свободы. Эта ревность называется в Библии жестокой, как ад; эта ревность доводит иногда до умоисступления и убийства, зачинаясь и совершаясь в человеке не без участия демонов.

Отчего она возникает? Конечно же от недостатка доверия к любимому, от недостатка благородства в душе любящего. Возникает она, наверное, и потому, что мы не любим в Боге того, кого любим, - ведь благодать не насилует, любовь не подавляет. Любя, мы отдаем себя другому. Предмет любви для нас не вещь, и мы не простираем на него права собственности. Истинная любовь не порабощает человека, а стремится уважать в нем ту царственную свободу, которая является чертой образа Божия.

Все-таки каждый из нас соткан из плоти и крови, и поэтому христиане, ведущие семейную жизнь, должны быть очень деликатны, осмотрительны, осторожны, должны бояться и намеком подать своей половине малейшую пищу для ревнования. Но это кажется почти невозможным, особенно в семьях, которые живут, что называется, «открытым домом», когда у супругов много друзей, каждый увлечен любимым делом…

Имея сам почти двадцатилетний стаж супружества, я размышляю об этом предмете и как священник, который исповедует людей семейных. Мне кажется, каждому из христианских супругов важно всегда следить за своим расположением, внутренним настроем, за своей мыслью и тотчас бить тревогу, когда сердце - а оно ведь у нас падшее- находится «на грани» и готово увлечься.

Знаю, что если я тотчас отсекаю сам себя, мысленно каюсь, возвращаясь в положенные мне пределы, и не допускаю духу блуда даже оцарапать мою душу, то Господь в награду за верность не допустит ничего такого, что питало бы мою ревность.

Если христианский супруг или супруга стараются быть беспорочными в отношении друг друга и даже мысленно не согрешать, то благодать венчания в полной мере царствует в их умах и сердцах, и темное облако греха даже не прикасается к ним. Но это непрестанный труд, а ведь каждый из нас подвержен искушениям…

Часто приходится видеть, что супруги - по недостатку опыта совместной жизни или по некой простоте, увлекаясь каждый своим делом, - не умеют жить общим домом. А ведь недаром сложилась пословица: «Кто чем увлекается, тот тем и искушается».

Даже благородные, возвышенные занятия, относящиеся к богослужению или творчеству, не должны полагать между супругами никакого разделения. Как об этом прекрасно пишет в своих дневниках царица Александра Феодоровна, жена должна уметь жить делом мужа, а муж - проявлять заботу и не поддельный интерес к кругу обязанностей жены, так чтобы у них действительно было все общее: одна душа, одно сердце — и они смотрели бы на мир единым образом и жили в полной мере душевными переживаниями друг друга. Тогда и помысел о ревности не сможет прорасти на сердечной почве.

К сожалению, в современных семьях часто случается, что ревность возникает не только в отношениях супругов, - есть ведь еще родители, дети, и порой все теснятся в одной квартире. Для многих становится серьезной проблемой рождение ребенка, когда у мужа появляется множество поводов упрекнуть супругу в отсутствии былого внимания. А уж отношения свекрови и невестки стали просто «притчей во языцех», и одному Богу ведомо, сколько по этой причине было пролито слез молодыми женами и не очень молодыми мамами их мужей.

Если у свекрови достает ума и она знает жизнь, то совесть подскажет ей, сколь тактично она должна относиться к новой семье. Сама жизнь поможет ей отказаться от своего чада в пользу половины, которую то обрело, по библейскому слову: «…оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2, 24). Ревность к избраннику или избраннице чада в полной мере обнаруживает родительский эгоизм: слепую, животную родительскую любовь, которая не созидает, а разрушает. В самом деле, сколько семей распалось из-за того, что родители нарушили данный Богом чин, иерархию взаимоотношений, и вторглись туда, куда не должна ступать нога постороннего человека! Третий здесь - действительно лишний.

Относительно первой упомянутой Вами коллизии тоже требуется размышление и христианское понимание проблемы. Прекрасно говорит протоиерей Димитрий Смирнов об иерархии семейных отношений: сначала муж и жена, их попечение друг о друге, затем дети, а затем родители. Это не значит, что мы должны оставлять родителей без внимания. Но основа основ - мир и согласие между мужем и женой.

Молодые женщины, супруги-христианки, конечно же не должны совершать ошибку и с появлением ребенка переставать интересоваться мужем - в этом будет определенная нравственная аномалия. Один многоопытный духовник, которого мне посчастливилось знать, говорит, что если в семье муж пьет или бьет, то это верный признак недостатка мудрости и подлинной любви в сердце супруги.

Современные люди очень слабы, эгоистичны, падки на всякие пороки… Едва лишь удельный вес супружеской женской любви будет перемещен в сторону детей или кого бы то ни было (чего бы то ни было) - муж, оставленный без попечения, начнет увядать, как растение без солнечного света. И напротив, прозорливая, умная, добродетельная женушка будет фокус своего внимания неослабно держать на сердце мужа, никогда не умалит попечения о нем, дабы он чувствовал себя удовлетворенным, насыщенным, радостным. И, конечно, платил тем же своей супруге, являясь подлинным духовным главой Богом данного союза. Поэтому нужно определенно сказать, что исключительное попечение о детях, при снисходительном «отмахивании» от супруга: дескать, то, что связано с мужем, меня не интересует, дети для меня главное, - такое расположение сердца жены-христианки неправильно, греховно.

Ничего не может быть отвратительней, чем «треугольник», созданный творческим воображением (а может быть, и жизненной практикой) Н. Г. Чернышевского в романе «Что делать»: Кирсанов, Лопухов, Вера Павловна; свободное мигрирование венчанной жены от мужа к соратнику по революционным делам… Это вырождение и смерть души.

Другое дело, что ревность находит место в сердце человека, свивает там гнездо в случае, если он не обращен всеми силами своей души ко Христу. Плотская ревность свойственна человеку грубому. Чем духовнее личность супруга, тем полнее он вверяет судьбу своей семьи в руки Божии, а стало быть, тем глубже и сердечнее молится о ненарушимости мира и согласия в семье своей, и именно в молитве к Богу высказывает и выливает, выплакивает все то, что в языческих союзах обрушивается на голову легкомысленной половины.

Внимательный христианский супруг не может не замечать малейших отклонений в сердце и мыслях любимой, не может не видеть тех опасностей и соблазнов, которые постоянно стучатся в двери семьи. Но как по-разному ведут себя мужья! Один накричит на свою жену, другой ударит, третий перестанет разговаривать, четвертый будет сидеть с мрачным лицом и односложно буркать что-то в ответ на слова супруги…

А иной не повысит голоса, как обычно, поздоровается, в осторожной форме спросит супругу или выразит свое беспокойство, не потеряв ни нежности, ни доверия, ни любви. И этот вопрос, эта тревога, идущая из чистого, добродетельного сердца, будут куда более действенны, чем внешняя поза или какая-то грубость, хотя бы и внушенная оскорбленной любовью.

Мне вспоминается в связи с этим прекрасный эпизод из книги «Отец Арсений», которую многие наши читатели знают и любят. В заключительной ее части речь идет о женщине, обретшей мир с Богом у ног духовника, отца Арсения. Долгое время она изменяла мужу, находясь под ослепляющим воздействием плотской любви, которая захватила все ее существо… Но муж в той семье был истинным христианином. Зная, чувствуя то недоброе, что вошло в семью, он ни слова не говорил супруге, но часами молился Богу, ведая, что лишь Врач Небесный может излечить эту смертельную, зияющую язву.

Другой бы на его месте поступил иначе: выгнал бы жену, выкинув вслед за ней и вещи, или ушел бы сам. Но муж, памятуя, как силен диавол и как трудно, мучительно избавиться от его плена, молился и молился, прося Господа и Богородицу вмешаться… И победил в этом бескровном сражении - жена отрешилась от своего ослепления: усовестившись безмолвного ангела, которым был не кто иной, как ее собственный муж, она пришла к покаянию, и мало-помалу семейная жизнь восстановилась.

«Есть два рода любви, из коих одна святая, а другая нечистая… одна покорная Богу, а другая страстная; одна мирная, а другая мятежная; одна - предпочитающая истину похвалам заблуждающихся, а другая - жадная ко всеобщим похвалам; одна - желающая ближнему того же, что и себе, а другая - желающая подчинения ближнего себе самой… Эти два рода любви существовали еще в ангелах, один в добрых, а другой в злых, и положили различие между двумя градами, образовавшимися в человеческом роде… Из их временного смешения происходит настоящий век, пока на последнем Суде они будут разделены, и один, соединившись с добрыми ангелами, наследует со своим Царем вечную жизнь, а другой, соединившись со злыми ангелами, будет отослан со своим царем в огонь вечный» (Блаженный Августин). (Протоиерей Артемий Владимиров. «Любовь и вера». М., 2003).

Можно сказать, что в повседневной жизни такие чувства, как любовь и ревность, идут рука об руку . Многие люди заявляют, что причиной ревности выступает именно настоящая любовь, другие полагают, что нельзя и говорить о высоких чувствах, в которых нет ревности. Тем не менее, данные явления трактуются специалистами в области психологии по-разному, и не существует однозначного мнения относительно этого вопроса. В статье мы попробуем разобрать, что скрывается под ревностью и на самом ли деле она является свидетельством подлинных любовных чувств.

Любовь и ревность в психологии

В психологии любовь и ревность часто рассматриваются как явления, дополняющие друг друга. Считается, что если человек по-настоящему влюблен, то он очень боится потерять объект своей любви, чем и обусловлена ревность. Получается, что она выступает постоянной спутницей сильных чувств и является абсолютно нормальным душевным переживанием любящего человека.

Не секрет, что ревность в разумных пределах может даже способствовать укреплению чувств и привязанности. Это объясняется тем, что человек как бы лучше осознает, насколько ему дорог объект любви, когда на какую-то долю минуты понимает, что может его потерять (или представляет это в полной мере). Подобные переживания нередко разжигают страсть и пылкость в отношениях пары, делая союз прочнее.

Таким образом, в психологии любовь и ревность могут выступать в качестве взаимодополняющих факторов . И в данном случае есть смысл говорить о том, что ревность способна сделать чувства сильнее и ярче. Однако это происходит при условии, что оба партнера полностью осознают, что происходит, и просто вносят долю экстрима в свой союз, чтобы разнообразить отношения. В такой ситуации может даже присутствовать легкий флирт на стороне только с целью пробудить в любимом человеке собственнические инстинкты, которые зачастую добавляют эмоциональности отношениям.

Однако гораздо чаще настоящая любовь и ревность оказываются просто взаимоисключающими факторами, хотя люди, подверженные этому чувству, склонны доказывать обратное. Речь идет о тех случаях, когда ревность просто переходит все границы и превращается в настоящую тиранию. Быть рядом с человеком, испытывающим подобные чувства, становится невыносимо, поскольку такая жизнь напоминает страшные фильмы про маньяков-шизофреников.

В психологии любви ревность нередко рассматривается и как явление, которое способно погубить не только взаимные чувства и доверие, но и самого человека, испытывающего ее . Ведь если человек не стремится контролировать свою ревность, тем более, всячески оправдывает ее проявления, она вскоре переходит в одержимость, от которой трудно избавиться. Так начинаются подслушивания разговоров, постоянные упреки, обвинения, непонимание, даже слежка со всем шпионским антуражем.

Таким образом, человек зацикливается исключительно на своих догадках и подозрениях, постоянно пытаясь найти им доказательства. При этом он забывает о своих любовных чувствах к партнеру, поскольку любовь неизбежно оказывается на втором плане. Самые прекрасные отношения могут превратиться в сущий ад при помощи неоправданной ревности.

В данном случае любовь и ревность исключают друг друга, хотя и в основе ревности могут лежать причины, исходящие из больших чувств . К примеру, как отмечалось выше, это сильный страх потери любимого существа, подсознательное желание оградить его от всех и вся, лишь бы его не увели. Вместе с этим не стоит забывать и о том, какие комплексы ведут к такому мировоззрению, ведь изучив их, можно прийти к выводу, что дело вовсе не в сильной любви.

В первую очередь здесь необходимо сказать о комплексе неполноценности и низкой самооценке. То есть человек недостаточно уверен в себе, чтобы наверняка знать, что партнер его не покинет ради более красивого, умного, интересного, обеспеченного и т. д. Это самый распространенный вариант, когда мужчина или женщина видят во всех представителях противоположного пола потенциальных соперников. В аналогичных ситуациях либо возлюбленный такого человека должен проявить огромное терпение и постоянно доказывать ему, что он самый лучший, либо необходима помощь психолога для борьбы с низкой самооценкой.

Любовь и ревность в философии

Любовь и ревность в философии также часто выступают взаимосвязанными понятиями . Причем опять-таки чаще всего причиной ревности является неуверенность в себе и постоянные мысли на тему, что кто-то может оказаться лучше. Интересно, что именно такое поведение зачастую толкает объект любви на измену: оно как бы подсознательно развивает в нем уверенность в том, что он может найти альтернативный вариант. К тому же сомнения в собственной индивидуальности, мучающие человека, испытывающего ревность, вскоре передаются также тому, кого он любит.

Любовь и ревность могут сочетаться также в людях, наделенных сильным собственническим инстинктом. Они, как правило, считают объект своей любви полноправной собственностью, которую у них пытаются отобрать (так ли это на самом деле, неважно). Это приводит к тому, что человек попросту превращает своего любимого в раба, который не имеет права и шагу ступить без его разрешения. На подсознательном уровне таким образом ревнивый человек защищает свои чувства от посягательства других.

В философии любви ревность нередко рассматривается и как чувство, которое постепенно превращает ее в ненависть . Это объясняется тем, что объект любви приносит человеку постоянные мучения и негативные переживания. Понемногу он начинает восприниматься как враг, которого необходимо подозревать во всем, выслеживать, доказывать его виновность и, наконец, бороться. Таким образом, человек сам не замечает, как стремительно его высокие чувства облачаются в настоящий гнев и даже ненависть.

Чтобы этого не произошло, можно посоветовать в первую очередь не терять самообладания и не поддаваться эмоциям, стараясь оценивать конкретную ситуацию максимально трезво. Излишняя чувствительность в сочетании с некоторыми комплексами может запросто погубить самую большую любовь.