Метод личного примера в воспитании. Воспитание на личном примере. Основные методы воспитания младших школьников

БУСЕЛ С.А.,
старший уполномоченный по особо важным делам отдела
административных расследований Калининградской областной
таможни, аспирант кафедры уголовного процесса, криминалистики
и правовой информатики юридического факультета БФУ им. И. Канта

ДОКАЗЫВАНИЕ В СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Согласно легальному определению, дан-
ному в ч.2 ст.140 УПК РФ, основанием к воз-
буждению уголовного дела является нали-
чие достаточных данных, указывающих на
признаки преступления. Из приведенного
законодательного определения основания
к возбуждению уголовного дела следует,
что, во-первых, данные, полученные лицом,
уполномоченным решить вопрос о возбуж-
дении уголовного дела, должны указывать
на признаки преступления и, во-вторых, этих
данных должно быть достаточно для приня-
тия процессуального решения. Указанные
обстоятельства и составляют предмет до-
казывания (разбирательства) на стадии воз-
буждения уголовного дела. Известную про-
блему представляет собой решение вопроса
о том, осуществляется ли доказывание в
стадии возбуждения уголовного дела.
Доказывание в самом общем виде
можно определить как урегулированную за-
коном деятельность по установлению и обо-
снованию обстоятельств уголовного дела,
на основе которых может быть разрешен во-
прос об уголовной ответственности .
Рассмотрим подробнее аргументы,
приводимые в обоснование того, что дея-
тельность в стадии возбуждения уголовного
дела не является доказыванием.
Основным аргументом того, что на
стадии возбуждения уголовного дела не
осуществляется доказывание, является вы-
вод о том, что закон говорит о доказывании
в рамках возбужденного уголовного дела . Приводится норма, предусмотрен-
ная ч.1 ст.73 УПК РФ, в которой дан пере-
чень обстоятельств, имеющих значение для
правильного разрешения уголовного дела,
указывается на то, что они подлежат дока-
зыванию при производстве по уголовному
делу. Указанное положение воспроизводит-
ся в норме, определяющей доказательства
по уголовному делу (ч.1 ст.74 УПК РФ). Осо-
бо отмечается, что в соответствии со ст.74
УПК РФ ни данные (ч.2 ст.140 УПК РФ), ни
сведения сами по себе доказательствами по
уголовному делу не являются. Авторы учеб-
ника «Уголовный процесс» под ред. К.Ф. Гу-
ценко отмечают, что «... в нем говорится не о
доказательствах, а о «наличии достаточных
данных». Тем самым подчеркивается, что
«в момент принятия решения о возбужде-
нии уголовного дела, как правило, еще нет и
быть не может в полном объеме того, что по
закону считается уголовно-процессуальны-
ми доказательствами» .
Следует отметить, что в ч.1 ст.74 УПК
РФ говорится о том, что доказательствами
по уголовному делу являются любые сведе-
ния, на основе которых суд, прокурор, сле-
дователь, дознаватель в порядке, опреде-
ленном УПК РФ, устанавливает наличие или
отсутствие обстоятельств, подлежащих до-
казыванию при производстве по уголовному
делу, а также иных обстоятельств, имеющих
значение для уголовного дела.
Акцент в приведенной законодатель-
ной дефиниции (ч.1 ст.74 УПК РФ), сделан-
ный В.И. Зажицким, К.Ф. Гуценко, Р.В. Ко-
стенко, не единственно возможный. Логично
предположить, что фраза в ч.1 ст.74 УПК
РФ «подлежащих доказыванию при произ-
водстве по уголовному делу» не означает,
что доказывание возможно только в рамках
производства по возбужденному уголовному
делу, а лишь особо указывает на необходи-
мость установления данных обстоятельств
именно в ходе производства по уголовному
делу как наиболее гарантированной проце-
дуры установления истины, что, однако, не
исключает возможности доказывания этих
же обстоятельств и в стадии возбуждения
уголовного дела.
Разница в терминологии (ст.74 и
ст.140 УПК РФ) во многом обусловлена не
принципиальным различием предмета до-
казывания в указанных стадиях уголовного
процесса, а пределами доказывания, то есть
степенью знания субъекта доказывания об
обстоятельствах, имеющих значение для
принятия соответствующего процессуально-
го решения, иными словами, это «границы
доказательственной деятельности» в стадии
уголовного судопроизводства . Ука-
занные «границы» определяют как круг об-
стоятельств, подлежащих доказыванию, так
и степень точности знаний о них. С учетом
особенности стадии возбуждения уголов-
ного дела (средств доказывания и сроков,
которые весьма ограничены) установление
всех признаков преступления (как и призна-
ков состава преступления) невозможно. В
самом общем виде можно утверждать, что
на стадии возбуждения уголовного дела не-
обходимо установить признаки преступле-
ния, относящиеся к объекту и объективной
стороне (то есть признаки «запрещенности
уголовным законом» и «общественной опас-
ности»). Эти признаки указывают на событие
преступления, причем в первой процессу-
альной стадии часть признаков может быть
установлена и с вероятностью. В последу-
ющих стадиях процесса должно быть уста-
новлено достаточное количество признаков,
указывающих на событие преступления (и
другие составляющие «главного факта») с
достоверностью. То есть для принятия про-
цессуального решения на стадии возбужде-
ния уголовного дела достаточен минималь-
ный набор таких данных, иными словами,
пределы доказывания на первой процессу-
альной стадии минимальны.
Кроме того, согласно ст.86 УПК РФ
собирание доказательств осуществляется в
ходе уголовного судопроизводства дознава-
телем, следователем, прокурором и судом
путем производства следственных и иных
процессуальных действий, предусмотрен-
ных УПК РФ. Собирание доказательств - это
одна из составляющих доказывания наравне
с проверкой и оценкой доказательств (ст.85
УПК РФ). Из приведенной нормы следует
два вывода. Во-первых, собирание доказа-
тельств осуществляется в ходе уголовного
судопроизводства, одной из стадий которо-
го является стадия возбуждения уголовного
дела. Во-вторых, собирание доказательств
(доказывание) возможно не только посред-
ством осуществления следственных дей-
ствий, но иных процессуальных действий, то
есть предусмотренных УПК РФ. Например,
ч.1 ст.144 УПК РФ предусмотрена возмож-
ность при проверке сообщения о преступле-
нии производить документальные проверки,
ревизии, исследование документов, пред-
метов, трупов, привлекать специалистов. В
ч.4 ст.21 УПК РФ говорится о требованиях,
поручениях и запросах дознавателя, органа
дознания, следователя, руководителя след-
ственного органа, прокурора и суда, обяза-
тельных для исполнения адресатами.
Особо следует отметить норму, пред-
усмотренную ст.24 УПК РФ, где перечисле-
ны основания, исключающие производство
по уголовному делу. В ст.24 УПК РФ одина-
ковое значение придается перечисленным
основаниям как при прекращении уголов-
ного дела, так и при отказе в возбуждении
уголовного дела. То есть на стадии предва-
рительной проверки необходимо оценить по-
лученные данные по всем правилам оценки
доказательств для принятия обоснованного
процессуального решения (отказ в возбуж-
дении уголовного дела).
В качестве существенного аргумен-
та в пользу того, что доказывание в стадии
возбуждения уголовного дела невозможно,
приводится положение о том, что из закона
вытекает запрет производить следственные
действия до возбуждения уголовного дела,
за исключением осмотра места происше-
ствия (ч.2 ст.176 УПК РФ) и освидетельство-
вания (ч.1 ст.179 УПК РФ) .
Однако данное исключение указывает
как раз на возможность получения доказа-
тельств до возбуждения уголовного дела.
Кроме того, запрет на производство след-
ственных действий в стадии возбуждения
уголовного дела, по-видимому, направлен на
недопустимость необоснованного ограниче-
ния законных прав и интересов лиц, в связи
с проводимой проверкой, и, как следствие, -
на ограничение необоснованного принужде-
ния, которым сопровождается осуществле-
ние следственных действий. Возможность
осуществления в стадии возбуждения уго-
ловного дела осмотра места происшествия
(ч.2 ст.176 УПК РФ) и освидетельствования
(ч.1 ст.179 УПК РФ) как следственных дей-
ствии, связанных с минимальным принужде-
нием, как раз свидетельствует не о запрете
осуществления следственных действий в
принципе, а связано с ограничением принуж-
дения. Соответственно протоколы указан-
ных следственных действий будут являться
доказательствами, что недвусмысленно ука-
зывает на возможность доказывания в ста-
дии возбуждения уголовного дела. Следует
отметить, что норма, предусмотренная ч.1
ст.179 УПК РФ о проведении освидетель-
ствования до возбуждения уголовного дела,
ограничена в действии необходимостью на-
личия статуса освидетельствуемых лиц, ко-
торый они приобретают с момента возбуж-
дения уголовного дела.
Следующим аргументом того, что в
стадии возбуждения уголовного дела до-
казывание не осуществляется, приводятся
основные характеристики доказывания по
уголовному делу с утверждением того, что
они несвойственны познавательной дея-
тельности, направленной на обнаружение
признаков преступления. Так, доказывание
осуществляется властными участниками
уголовного процесса; урегулировано нор-
мами доказательственного права; состоит
в собирании, проверке и оценке доказа-
тельств; имеет своей целью достоверное
установление обстоятельств, имеющих зна-
чение для правильного разрешения уголов-
ного дела .
Однако при системном анализе норм
УПК РФ напрашивается иной вывод. Так,
властными участниками уголовного про-
цесса осуществляется деятельность по при-
ему, проверке и разрешению сообщений и
заявлений о преступлении (ст.144 УПК РФ).
Деятельность по проверке сообщений и за-
явлений о преступлении является, по сути,
процессуальной, так как урегулирована,
пусть в самом общем виде, нормами УПК
РФ и на правила познания в уголовном про-
цессе (доказательства оцениваются с точки
зрения относимости, допустимости и досто-
верности в совокупности, достаточной для
принятия процессуального решения - ст.88
УПК РФ) объективно распространяются и
на правила оценки собранных данных при
решении вопроса о возбуждении уголовно-
го дела. Деятельность при проведении про-
верки до возбуждения уголовного дела так
же стоит в собирании, проверке, оценке дан-
ных. При проведении предварительной про-
верки также необходимо достоверно (часть
обстоятельств может быть установлена и с
вероятностью, а часть вовсе не установле-
на) установить необходимые для принятия
решения обстоятельства, хотя их «набор»
гораздо меньше (но это обосновано, так как
каждая стадия уголовного процесса призва-
на решать «свои» задачи).
Автор настоящей работы придержи-
вается точки зрения, согласно которой на
стадии возбуждения уголовного дела осу-
ществляется именно доказывание. Так как
в процессе возбуждения уголовного дела
происходит установление достаточности
данных, свидетельствующих о признаках
преступления, то, несомненно, это про-
цесс познания, а доказывание - это фор-
ма познания в уголовном процессе . Бесспорными
аргументами существования доказывания
в стадии возбуждения уголовного дела яв-
ляются следующие факторы: 1) процесс
познания урегулирован нормами права,
содержащимися в статьях УПК РФ, то есть
деятельность носит процессуальный харак-
тер и облечена в процессуальную форму;
2) удостоверительная сторона познания
(фиксация результатов, обеспечивающая
коммуникативность, переход знания от
субъекта к субъекту, а не ограниченность
познающим субъектом), 3) обстоятельства,
подлежащие установлению, схожи как на
стадии возбуждения уголовного дела, так
и на последующих стадиях процесса (на-
пример, событие преступления), разница
лишь в пределах доказывания; 4) субъ-
екты доказывания (орган дознания, до-
знаватель, руководитель следственного
органа, следователь, прокурор ст.21, ч.1
ст.146 УПК РФ); 5) средства доказывания
(ст.ст. 21, 144, 176 УПК РФ); 6) итоговые
процессуальные решения для данной ста-
дии - постановление о возбуждении уго-
ловного дела, постановление об отказе в
возбуждении уголовного дела; о переда-
че сообщения по подследственности (ч.1
ст.145 УПК РФ) .

Библиографический список:
1. Белкин Р.С., Винберг А.И. Криминалистика и доказывание (методологические проблемы). М., 1969. См. по Яшин В.Н., Победкин А.В. Возбуждение уголовного дела. Теория, практика, перспективы: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право. 2002.
2. Зажицкий В.И. Соотношение доказывания в уголовном процессе и познания, осуществляемого в стадии возбуждения уголовного дела // Российская юстиция. 2010. №7. // Правовая
система «Консультант Плюс».
3. Костенко Р.В. Возможность осуществления доказывания на стадии возбуждения уголовного дела // Уголовное судопроизводство. 2006. №1.
4. Смирнов А.В. Уголовный процесс: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2008.
5. Уголовный процесс: Учебник / Под ред. К.Ф. Гуценко. М.: Изд. Моск. ун-та, 2005.
6. Яшин В.Н., Победкин А.В Возбуждение уголовного дела. Теория, практика, перспективы: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право. 2002.

Как уже было отмечено, деятельность на стадии возбуждения уголовного дела представляет собой форму уголовно-процессуального доказывания. Одним из признаков доказывания как формы познания является осуществление познавательной деятельности путем использования предусмотренных законом средств. Выявление и изучение обстоятельств, значимых для уголовного судопроизводства, предпринимаемое помимо указанных в действующем законодательстве специальных средств, не может считаться процессуальным доказыванием. Исследуя правила, регулирующие доказывание на стадии возбуждения уголовного дела, необходимо учитывать, что оно является частью (подсистемой) целостной системы доказывания в уголовном процессе, другими подсистемами которой являются доказывание в стадии предварительного расследования, в стадии судебного разбирательства и т.д.265. Это определяет их соотношение, в соответствии с которым доказывание, осуществляемое на первой стадии уголовного процесса, располагает как общими, так и присущими лишь ей специфическими средствами доказывания. Само понятие средств доказывания на стадии возбуждения уголовного дела определяется в теории уголовного процесса неоднозначно. 348 Так, некоторые процессуалисты под средствами доказывания на стадии возбуждения уголовного дела рассматривают сами доказательства1, имея при этом в виду как фактические данные, так и их источники. Другая и наиболее распространенная точка зрения состоит в том, что все средства доказывания данной стадии сводятся к способам (методам) получения доказательств266 267. Конечно, все вышеназванные категории так или иначе относятся к разряду средств доказывания. Всякое противопоставление последних доказательствам или способам их получения лишено устойчивого основания. Но вместе с тем представляется неправильным сводить все средства доказывания стадии возбуждения уголовного дела к отдельно взятой категории, так как это ведет к подмене общего отдельным, целого - частью. Термин «средства доказывания» в уголовном процессе должен применяться для обозначения многогранного понятия. Слово «средство» в русском языке означает: прием, способ действия орудие, совокупность приспособлений268, т.е. средством доказывания являются как фактические данные, получаемые и используемые в ходе этой деятельности, так и те формы и способы, при помощи которых эти данные становятся достоянием органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда. Общая конструкция настоящего многозначного понятия должна охватывать: во-первых, данные, положенные в основу выводов и процессуальных решений, принимаемых на этом этапе судопроизводства, а в отдельных случаях и на последующих стадиях процесса; во-вторых, источники таких данных; и, в-третьих, способы получения и проверки вышеуказанных данных. Только все вместе взятое может дать надлежащее представление о средствах доказывания как уголовного судопроизводства в целом, так и рассматриваемой стадии в частности. При этом нельзя не учитывать, что такое определение средств уголовно-процессуального доказывания не только больше согласу- ется с филологическим смыслом рассматриваемого понятия, но и имеет ряд других положительных сторон. В частности, констатируется доказательственная сущность стадии возбуждения уголовного дела, подчеркивается связь ее средств с уголовно-процессуальным доказыванием в целом, исключается отрыв их друг от друга и какое бы то ни было противопоставление. В то же время открывается возможность подразделения данных средств на отдельные, относительно самостоятельные виды, детально исследовать их содержание и соотношение. При определении отдельных средств доказывания первоначальной стадии уголовного процесса нужно исходить из их существа и назначения. Первую группу составляют конкретные данные (сведения), представляющие собой основу тех или иных выводов и решений, принимаемых в уголовном судопроизводстве, т.е. доказательства. В настоящее время законодатель определяет доказательства как любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в предусмотренном законом порядке устанавливают наличие или отсутствие значимых обстоятельств (ч. 1 ст. 74 УПК). Вторая группа средств доказывания данной стадии уголовного процесса служит своего рода «средством сохранения и передачи» этой фактической информации, т.е. источником доказательств. Анализируя нормы действующего уголовно-процессуального законодательства, большинство процессуалистов придерживаются позиции, в соответствии с которой стадии возбуждения уголовного дела присущи только две формы носителей такой информации. Это протоколы следственных действий и иные документы1. Документы являются основными источниками информации на стадии возбуждения уголовного дела. В современном русском языке словом «документы» обозначают материальный носитель записи (на бумаге, видео- и фотопленке, магнитной ленте и т.п.) с зафиксированной на нем информацией, предназначенной для передачи ее во времени и пространстве-. Общее понятие «иного документа» как самостоятельного ис- 269 270 350 точника доказательств содержит ст. 84 УПК. Согласно этой норме иные документы допускаются в качестве доказательств, если изложенные в них сведения имеют значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. Условно документы, получаемые компетентными органами на стадии возбуждения уголовного дела, можно подразделить на первоначальные (подлинники) и производные (копии); официальные (исходящие или создаваемые государственными или иными органами, компетентными должностными лицами, а также нотариально удостоверенные) и неофициальные (частные записки, личные письма, дневники, расписки и т.п.). В некоторых случаях до возбуждения уголовного дела может быть проведено следственное действие - осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК). Сведения, полученные в результате его производства, являются доказательствами, источником которых выступает протокол следственного действия, в данном случае - протокол осмотра места происшествия (ч. 2 ст. 74, ст. 83 УПК). После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, но до дачи прокурором согласия на такое возбуждение может быть проведено освидетельствование и назначена экспертиза. Соответственно источниками доказательств будут являться протокол освидетельствования и заключение эксперта. К третьей группе средств доказывания стадии возбуждения уголовного дела относятся способы собирания данных и их источников. Наиболее распространенными способами собирания данных, необходимых для разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела или об отказе в таковом, на протяжении длительного времени являлись истребование необходимых материалов и получение объяснений (ст. 109 УПК РСФСР 1961 г.). Действующее уголовно-процессуальное законодательство не указывает на возможность осуществления таких действий, однако это никак не влияет на их необходимость и значимость для принятия обоснованного решения. На наш взгляд, указанные способы собирания информации, хотя и являются теперь способами непроцессуальными, будут применяться и впредь. Действующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает следующие способы проверки сообщений о преступлениях: 1) требование о передаче необходимых документов и материа- лов (ч. 2 ст. 144 УПК РФ), а также требования, поручения и за- 351 просы прокурора, следователя и дознавателя (ч. 4 ст. 21 УПК РФ). Требовать передачи или запрашивать необходимые материалы можно лишь в том случае, когда точно известно место их нахождения и нет оснований опасаться их сокрытия или уничтожения. Сам же порядок истребования или запроса должен состоять из следующих последовательно выполняемых действий. Прежде всего направляется письменный запрос соответствующим учреждениям, предприятиям, организациям с требованием предоставить необходимые материалы, в котором должна быть сделана ссылка на ч. 4 ст. 21 и ст. 144 УПК. В запросе нужно указать, какой именно предмет или документ истребуется, какие данные, за какой период и в течение какого времени необходимо представить и т.д. Кроме того, наличие письменного запроса у соответствующей организации или должностного лица дает им возможность отчитываться перед контролирующими органами о месте нахождения конкретного документа или иного объекта, в некоторых случаях требовать их возврата, что обеспечит нормальную деятельность учреждений, предприятий, организаций. Наличие же копии данного запроса в материале проверки или в уголовном деле объясняет путь появления доказательства, что является одним из условий его допустимости. Если необходимые материалы истребуются у физического лица непосредственно, то очевидно, что в данном случае запрос как форма действия неприемлем. В этих ситуациях истребование должно происходить в присутствии незаинтересованных граждан с составлением соответствующего документа (протокола, составленного с использованием правил процессуальной аналогии). Такой документ обязательно составляется в двух экземплярах, один из которых вручается гражданину. В нем также должно быть отражено, кто, когда, в присутствии кого, у кого и какие материалы истребовал. Документ подписывается лицом, осуществившим данное действие, представителем организации или гражданином, а также иными присутствующими лицами. Что касается названия данного документа, то, на наш взгляд, термин «протокол», достаточно давно и часто используемый в этом случае на практике, представляется наиболее удачным; 2) в качестве одного из способов собирания доказательств ст. 86 УПК предусматривает представление письменных документов и предметов для приобщения к уголовному делу лицами, заинтересованными в исходе уголовного судопроизводства. Практика 352 свидетельствует, что случаи представления в компетентные органы различных документов и предметов по личной инициативе граждан или должностных лиц имеют место достаточно часто. Истребование как действие по собиранию информации на стадии возбуждения уголовного дела не идентично представлению материалов по инициативе граждан и должностных лиц, ввиду чего должно облекаться в иную процессуальную форму. Полагаем, что в этом случае в присутствии незаинтересованных граждан должен быть составлен протокол представления предметов и документов. Кроме вышеуказанных требований, данный протокол должен содержать краткое пояснение лица об обстоятельствах, связанных с выдаваемым документом или предметом; 3) как уже отмечалось, закон допускает проведение до возбуждения уголовного дела отдельных следственных действий, а именно: - осмотра места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК РФ). Из буквального смысла этой нормы вытекает, что производство данного следственного действия на первоначальном этапе уголовного судопроизводства разрешено не только потому, что без него невозможно принять обоснованное решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в таковом, как полагают некоторые авторы271, а в связи с тем, что его производство, с учетом конкретных обстоятельств, не терпит отлагательства; - освидетельствование и назначение экспертизы (ч. 4 ст. 146 УПК РФ). Следует учесть, однако, что законодатель предусматривает возможность производства данных действий лишь в целях закрепления следов преступления и установления лица, его совершившего. Иначе говоря, указанные следственные действия проводятся после того, как основания к возбуждению уголовного дела уже установлены и вынесено соответствующее постановление. Проведение иных следственных действий, кроме указанных, до принятия решения о возбуждении уголовного дела недопустимо. В некоторых случаях при осуществлении проверки сообщения 0 преступлении возникает необходимость в проведении оперативно-розыскных мероприятий. Их осуществление согласно ст. 118 УПК является исключительной компетенцией специально уполномоченных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» органами, которые, в свою очередь, в соответствии с ч. 1 ст. 40 УПК именуются органами дознания. Необходимость использования оперативно-розыскных средств для проверки заявлений и сообщений о преступлении появляется в тех случаях, когда это обусловлено целесообразностью скрыть факт начавшейся проверки либо когда другими способами осуществить ее не представляется возможным. Следует учитывать, что уголовно-процессуальный закон (ст. 89 УПК) запрещает использовать в процессе доказывания результаты оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК РФ. Не имея непосредственного доказательственного значения, оперативно-розыскные мероприятия содействуют доказыванию, помогая в обнаружении источников необходимой информации, в определении характера и тактики проведения процессуальных действий, в построении версий, определении направления проверки заявлений и сообщений о преступлении и расследовании в целом272. Подводя итог изложенному, можно констатировать, что действующий уголовно-процессуальный закон, не предусматривая каких-либо значительных правовых основ проверки заявлений (сообщений) о преступлениях на стадии возбуждения уголовного дела, существенно затрудняет ее проведение эффективно и без ущемления прав и законных интересов лиц, участвующих в такой деятельности. Основными средствами установления наличия или отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела и после принятия в 2001 г. УПК РФ остались способы, выработанные практикой и длительное время с успехом применявшиеся. При этом широко распространенное среди процессуалистов мнение о необходимости расширения средств доказывания, используемых на стадии возбуждения уголовного дела, за счет следственных действий несостоятельно в теоретическом плане, не имеет опоры в действующем законодательстве, а также не обусловлено потребностями практики. Повышение эффективности и качества деятельности на первоначальной стадии уголовного процесса, на наш взгляд, должно осуществляться за счет разработки и закрепления в законе новых и уже применяющихся на данной стадии средств доказывания, которые по своей сущности, порядку производства и объему государственного принуждения соответствуют задачам, решаемым на стадии возбуждения уголовного дела.

Особенности собирания доказательств в стадии возбуждения уголовного дела заключаются в следующем.

В зависимости от субъекта доказывания способы собирания доказательств можно разделить на две группы – активное собирание доказательств, осуществляемое должностными лицами, ведущими производство по уголовному делу; представление предметов и документов, имеющих значение для дела, осуществляемое иными субъектами доказывания.

Не вызывает сомнений, что все перечисленные обстоятельства имеют процессуальный характер и напрямую коррелируют с обстоятельствами, указанными в ст. 73 УПК РФ 1 . Следовательно, специфика предмета доказывания в стадии возбуждения уголовного дела заключается лишь в объеме обстоятельств, подлежащих установлению.

В систему средств доказывания в стадии возбуждения уголовного дела включаются: производство следственных действий (осмотра места происшествия, осмотра трупа и освидетельствования, назначение судебных экспертиз), а также иных процессуальных действий, посредством которых осуществляется активное формирование доказательств компетентным должностным лицом.

К числу таковых могут быть отнесены: производство специальных исследований, документальных проверок, ревизий, истребование документов и материалов, получение объяснений у должностных лиц и граждан. Требования процессуальной формы познавательной деятельности в стадии возбуждения уголовного дела предполагают унифицированную процедуру использования результатов названного способа формирования доказательств, независимо от вида производимых действий, которая должна соответствовать предписаниям главы 11 УПК РФ. Мы полагаем, что в данном случае источником фактических данных выступают иные документы, предусмотренные ст. 84 УПК РФ

Второй способ формирования доказательств имеет ряд особенностей:

1) реализация соответствующего права предоставлена лицам, имеющим интерес в исходе уголовного дела;

2) указанный способ является пассивной формой формирования доказательств, поскольку признать представленные участниками процесса предметы и документы доказательствами может лишь должностное лицо, ведущее производство по делу, и только в том случае, если убедится в их относимости к обстоятельствам дела;

3) объект доказательственной деятельности заинтересованных лиц законодательно ограничен предоставлением письменных документов и предметов;

4) формой фиксации факта представления соответствующих объектов является специальный процессуальный акт, который мы предлагаем назвать «протокол представления предметов (документов) для приобщения их к делу в качестве доказательств»;

5) собирание информации, имеющей значение для уголовного дела, защитником может быть детерминировано как иной вид юридического познания и в этой части сравнимо с непроцессуальной информацией, получаемой в результате оперативно-розыскной деятельности, соответственно, придание полученным сведениям процессуальной формы, т.е. собственно формирование доказательств осуществляется в этом случае должностным лицом, ведущим производство по уголовному делу 1 .

Дополнительной гарантией реализации права на защиту в условиях состязательной формы судопроизводства, на наш взгляд, является законодательное закрепление обязанности должностного лица, ведущего производство по уголовному делу, приобщать представленные защитником предметы и документы в качестве доказательств, а также удовлетворять его ходатайство о производстве следственных действий для установления обстоятельств, предусмотренных ст. 73 УПК РФ.

Задача

Мурин – подозреваемый;

Сожительница Мурина Орлова – подозреваемая.

Обыск в жилище допускается только на основании судебного решения, которое до начала обыска обязаны были предъявить владельцу квартиры.

В статье 165 УПК 1 есть оговорка об «исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска … не терпит отлагательства». В таких случаях указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения. После чего следователь или дознаватель в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия. Суд проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности.

Сам же обыск проводится с обязательным участием понятых (статья 182 УПК). Сунцев и Збруев – конвоиры, привлеченные в качестве понятых – не могут быть понятыми, так как Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2008 года N 502-О-О 2 уже зафиксировано, что «Статья 60 УПК Российской Федерации не предполагает возможность привлечения в качестве понятых лиц, так или иначе заинтересованных в исходе уголовного дела. Иное противоречило бы принципам уголовного судопроизводства, ставя под сомнение объективность и беспристрастность привлекаемых к удостоверению факта производства, хода и содержания следственного действия, а значит, и достоверность данных, полученных в результате его проведения».

В самых исключительных случаях при наличии угрозы жизни и здоровью людей, закон разрешает не привлекать понятых к следственным действиям. Но в таких случаях обязательна видео-фиксация обыска. – Обнаруженный пакет с героином весом более двух килограммов может считаться угрозой жизни и здоровью людей, так его распространение может повлечь за собой тяжкие последствия.

В соответствии со статьей 12 УПК РФ осмотр жилища, обыск и выемка в жилище могут производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. В исключительных случаях, не терпящих отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения с последующим уведомлением в течение 24 часов судьи и прокурора о производстве следственного действия (часть 5 статьи 165).

Если обыск и изъятие проводились до возбуждения уголовного дела - он мог быть оформлен как осмотр места происшествия, на который распространяются требования статьи 12 УПК. Часто случается оформление обыска как обследования помещения по Федеральному закону от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» 1 .

В этом случае, также требуется судебное решение, так как в соответствии с частью 2 статьи 8 проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии определенной информации.

Кроме того, обследование помещения с целью изъятия доказательств по уголовному делу (наркотических средств) незаконно, так как не отвечает задачам оперативно-розыскной деятельности (Кассационное определение Верховного Суда РФ от 9 января 2013 года 2).

Классифицировать осмотр можно по различным основаниям:

1) по объектам осмотра:

Осмотр местности;

Осмотр помещения;

Осмотр жилища и иного законного владения;

Наружный осмотр трупа (его частей);

Осмотр предметов, могущих быть вещественными доказательствами;

Осмотр документов, могущих быть вещественными доказательствами;

Осмотр животных и их трупов;

Осмотр тела живого человека (освидетельствование);

Осмотр почтово-телеграфной корреспонденции;

Осмотр фонограммы;

2) по объему:

Основной;

Дополнительный;

3) по последовательности:

Первоначальный;

Повторный.

Порядок производства осмотра и освидетельствования (ст. 178-181 УПК).

Осмотр – это следственное действие, состоящее в непосредственном обозрении следователем различных материальных объектов в целях обнаружения следов преступления и установления иных обстоятельств, имеющих значение для дела. Основания для производства осмотра определены в ст. 178 УПК. Любой вид осмотра проводится в присутствии понятых.

Освидетельствование представляет собой следственное действие, заключающееся в осмотре тела человека с целью обнаружить следы, преступления, особые приметы и другие данные, имеющие значение для дела, а также установить состояние лица, которое подвергается освидетельствованию (ст. 181 УПК). Итак, в отличие от осмотра места происшествия, местности, помещения, предметов и документов (т.е. неодушевленных предметов-объектов), освидетельствование своим объектом имеет живое лицо.

При хранении и передаче вещественных доказательств принимаются меры, обеспечивающие сохранение у изъятых объектов признаков и свойств, в силу которых они имеют значение вещественных доказательств по уголовным делам, а также имеющихся на них следов, а равно сохранность самих вещественных доказательств. Вещественные доказательства хранятся при уголовном деле, а в случае их громоздкости или иных причин передаются на хранение, о чем составляется протокол.

Для хранения вещественных доказательств в органах внутренних дел, органах КГБ, прокуратурах, судах оборудуются специальные помещения со стеллажами, обитой металлом дверью, зарешеченными окнами, охранной и противопожарной сигнализацией. При отсутствии такого помещения выделяется специальное хранилище (сейф, металлический шкаф достаточного размера и т. п.).

Ответственным за сохранность вещественных доказательств, приобщенных к делу, является лицо, ведущее следствие или дознание, а в суде – народный судья или председатель суда.

В процессе организации проверки в стадии возбуждения уголовного дела следует обратить особое внимание на процессуальное оформление каждого проверочного действия дознавателя или следователя. При этом не следует забывать, что, несмотря на то, что бремя доказывания факта виновности того или иного лица в совершении преступления на стадии возбуждения уголовного дела не лежит на следователе либо дознавателе, именно в этой стадии наиболее важен момент сбора фактических данных, имеющих значение для дела и их закрепление. Важность данного момента определяется еще и тем фактором, что зачастую наличие доказательственной базы ставится в прямую зависимость от следов преступления.

Процедура доказывания начинается с собирания информации о фактах и представляет собой производство субъектами уголовно-процессуального доказывания действий, направленных на обнаружение, рассмотрение и сохранение информации, имеющей значение для правильного разрешения уголовного дела, включая действия подготовительного и обеспечительного характера. Обнаружение информации о фактах предполагает отыскание различного вида доказательств и получение от него этих данных. Именно в ходе собирания доказательств следователь, дознаватель, в том числе и на стадии возбуждения дела, получают возможность для непосредственного (например, при проведении осмотра места происшествия) и опосредованного (при допросе свидетелей) познания обстоятельств и фактов, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела и формирования в сознании лиц, осуществляющих уголовно-процессуальное доказывание образов и представлений о них.

При рассмотрении данной темы вопроса следует уделить особое внимание особенностям получения информации о фактах в такой стадии уголовного процесса, как возбуждение уголовного дела.. Как показывает современная практика выявления преступлений средств, предусмотренных УПК, явно недостаточно для выполнения задач стадии возбуждения уголовного дела.

В связи с принятием ряда законов, в частности, Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» создалась ситуация, когда средства осуществления процессуальной деятельности по проверке сообщений и заявлений о преступлениях и по собиранию доказательств регулируются различными законами. Для выхода из тупика необходима более четко регламентировать в уголовно-процессуальном законе проверочные действия при возбуждении уголовного дела. Вместе с тем, должен быть расширен перечень средств проверки заявлений и сообщений о преступлениях. например, иными познавательными процессуальными способами.

На первый взгляд, в УПК РФ не содержится упоминания о результатах административной, оперативно-розыскной и проверочной деятельности проведенной органами дознания до возбуждения уголовного дела. Однако, органы дознания обязаны принимать все необходимые меры для выявления или пресечения преступлений. В число таких мер, безусловно, входят административная, проверочная и оперативно-розыскная деятельность органов дознания. В результате проведения таковых мероприятий органы дознания очень часто получают фактические данные о наличие или отсутствии общественной опасности в действиях лиц, а значит эти результаты, закрепленные в установленном законом порядке, должны расцениваться судом в качестве доказательств. Кроме того, ст. 143 УПК РФ предусматривает возможность подачи рапорта, который расценивается не иначе, как повод к возбуждению уголовного дела. При этом источники информации, изложенной в рапорте, могут быть различные.

Кроме того, в ст. 11 Закона “Об оперативно-розыскной деятельности” содержатся положения, согласно которым результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, а также использоваться в качестве доказывания по уголовным делам в форме предусмотренной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, несмотря на то, что уголовно-процессуальный закон не содержит прямого указания на результаты административной, оперативно-розыскной и проверочной деятельности как на доказательства, использование таковых в качестве средств доказывания не противоречит действующему законодательству. Тем не менее, необходимо обратить особое внимание, что для использования в дальнейшем доказательств, полученных до возбуждения уголовного дела, необходимо их закрепление в форме предусмотренной уголовно-процессуальным законом. Именно это условие является причиной возникновения многих проблем при использовании вышеуказанных доказательств.

Практика показывает, что достаточно часто юристы отказываются принимать в качестве доказательств объяснения очевидцев, полученные в соответствии УПК, в процессе проверки заявлений о преступлениях. В качестве аргумента используется тот факт, что «при получении объяснений очевидцы не предупреждаются об уголовной ответственности. Следовательно, объяснения не являются показаниями свидетелей, а значит должны быть отклонены как документы полученные непроцессуальным путем». Объяснения очевидцев действительно нельзя расценивать как показания свидетелей и потерпевших. Однако это можно рассматривать как «иные документы», использование которых в качестве доказательств предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством.

Закон не расшифровывает, какие именно документы подразумеваются под «иными», не устанавливает в отличие от всех других доказательств какой-либо определенный порядок их получения. Важно лишь, что они должны быть получены законным путем и уполномоченным на это органом.

Точно так же представляется возможным использование в качестве доказательств протокола изъятия вещей и документов, составленного в процессе проверки административного правонарушения, рапорта сотрудника милиции, зафиксировавшего факт изъятия оружия или наркотиков в соответствии с Законом о милиции, или акта обследования транспортного средства, составленного оперативным работником на основании Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в процессе которого изъяты предметы, выведенные из гражданского оборота, которые не идентичны протоколам выемки, обыска или осмотра места происшествия, составляемым в процессе дознания или предварительного следствия. Однако после проведения проверки этих материалов в ходе следствия представляется возможным их использование в числе доказательств как «иных» документов. Такая позиция полностью соответствует и требованиям п. 2 ст. 50 Конституции РФ, которая признает недопустимыми лишь те доказательства, которые получены с нарушением федерального закона. В обоснование отказа в приеме перечисленных выше документов в качестве доказательств судьи иногда ссылаются на постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» и от 29 апреля 1996 г. «О судебном приговоре», где признаны недопустимыми доказательства, при собирании которых были нарушены права человека и гражданина или установленный УПК порядок, а также, если собирание доказательств осуществлено органом, не уполномоченным на соответствующие действия, либо эти действия не предусмотрены УПК. Поэтому результаты оперативно-розыскной, административной и проверочной деятельности, которые регулируются не УПК, а специальными законами, не могут использоваться в уголовном судопроизводстве.

Между тем, как отмечалось, оперативно-розыскная, проверочная и административная деятельность органов милиции и других органов дознания предусмотрена не только специальными законами, но и ст. ст. 140-145 УПК РФ, а потому доказательства, собранные в процессе этой деятельности, после надлежащей процессуальной проверки и оценки могут быть использованы в качестве доказательств по уголовным делам.

Для решения указанных выше проблем представляется необходимым внесение в новый УПК более четко определенного перечня фактических данных, которые могут использоваться в качестве доказательств в уголовном судопроизводстве, учитывая не только нормы уголовно-процессуального законодательства, но и нормы специальных законов, регулирующих деятельность правоохранительных органов.