Малые фольклорные формы. Малые жанры фольклора в детском чтении

Коррекционная программа на снятие тревожности у младших школьников.

Программа состоит из 5 занятий, с группой детей из 6-7 человек.
Занятие 1. Понятие тревожности.
«Знакомство»
Дети кидают друг другу мячик, сначала называют свое имя, затем по сигналу психолога – называют имя того, кому бросают мячик.
"Рисунок имени"
Участники придумывают эмблему своего имени и делают его презентацию.
«Переинтерпретация» симптомов тревожности.
Психолог рассказывает детям, что тревогу испытывают большинство людей. Она может возникать тогда, когда человеку надо действовать активно, помогает нам лучше справиться с делами. Предложить детям привести пример тревожащих их ситуаций и на этом примере показать, как можно изменить ситуацию в лучшую сторону
«Рисование своего страха и других эмоций»
Психолог предлагает ребятам нарисовать свои страхи и неприятности, а затем порвать, избавиться от них, выбросив их в корзину.
Рефлексия
Занятие 2. Как справиться с тревожностью.
Обучение детей умению расслабляться, снимать напряжение с помощью различных упражнений:
Упражнение “Воздушный шарик”
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. А теперь покажите их друг другу.
Упражнение «Штанга».
Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.
“А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают.
Упражнение “Шалтай-Болтай”
Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.
“Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется “Шалтай-Болтай”.
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне. (С. Маршак)
Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова “свалился во сне” - резко наклоняем корпус тела вниз”.
Упражнение «Дыхание». Рассказывается о значении ритмического дыхания, предлагаются способы использования дыхания для снятия напряжения, например, делать выдох вдвое длиннее, чем вдох; в случае сильного напряжения сделать глубокий выдох вдвое длиннее; в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд.
Рисунок на свободную тему.
Цель: релаксация и отреагирование накопленных переживаний.
Рефлексия
Занятие 3. Тревожность и самооценка.
«Приятное воспоминание».
«Вспомните ситуации, когда вам было хорошо, спокойно, старайтесь вспомнить чувства, которые вы испытывали» Дать на это упражнение от 5 до 10 минут. В моменты тревоги и беспокойства, вспомните хорошие ситуации.
Упражнение «Неоконченные предложения».
Цель: развитие рефлексии.
Детям предлагаются плакаты: «Я люблю», «Меня любят», «Я забочусь», «Обо мне заботятся», «Я верю…», «В меня верят…». Они поочередно устно заканчивают написанные на них предложения.
Игра в кругу «Комплименты».
Цель игры: Повышение самооценки. Ребята узнают много приятного от окружающих, смогут взглянуть на себя «глазами других детей».
Предложить ребятам поочередно сделать комплимент своему товарищу.
Дискуссия «Самое-самое».
Цель: дать понятие о самоценности человеческого «Я».
Психолог предлагает записать в тетради, что для них самое ценное в жизни. Затем дети зачитывают, а психолог записывает на доске. Затем идет обсуждение каждого пункта.
Нужно подвести ребят к тому, что самое важное и ценное в жизни человека - это сам человек. Каждый человек неповторим и представляет ценность. Любить себя – это признавать право на любовь других людей к самим себе.
Упражнение «Спасибо за прекрасный день»
Дети стоят в кругу. Сейчас один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ученик, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятный день!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Последний участник замыкает круг и завершает церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.
Игра в кругу «Я дарю тебе…»
Цель: игра направлена на повышение самооценки участников.
Психолог предлагает детям, поочередно обращаясь, друг к другу говорить «Я дарю тебе..» и произносить, то, что хотел бы подарить.
Рефлексия
Занятие 4. Репетиция.
Упражнение «Доведение до абсурда»
Школьникам поочередно предлагается сыграть очень сильную тревогу, страх, делая это как бы дурачась.
Упражнение «Репетиция».
Психолог проигрывает со школьниками ситуации, вызывающие у них тревогу. Например, школьник как бы отвечает у доски, психолог исполняет роль «строгого учителя», «насмешливого одноклассника», детально отрабатывая способы действия учащегося.
Психогимнастика «Ручеек радости».
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Дети садятся на пол по кругу, берутся за руки. Ведущий предлагает мысленно представить, как внутри у каждого поселился добрый, весёлый ручеёк. Водичка в ручейке была чистая, прозрачная, тёплая. Ручеёк был совсем маленьким и озорным. Он не мог долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, тёплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу.
Игра на расслабление “Слепой танец”.
Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.
“Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет “слепой”. Другой останется “зрячим” и сможет водить “слепого”. Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями.
Упражнение «Мысленная тренировка». Психолог обучает детей прорабатывать тревожащие их ситуации заранее. Предложить представить эту ситуацию, детально продумывая собственное поведение. Психолог предлагает повторять это упражнение перед важными для детей мероприятиями.
Рефлексия
Занятие 5. Закрепление.
На этом занятии необходимо повторить различные приемы и упражнения, для коррекции тревожности: дыхательные, психогимнастические упражнения, на повышение самооценки, прием отработки конкретного навыка и др.
Закрепление и подведение итогов.
-Что вам понравилось на наших занятиях?
-Как нужно справляться с тревогой?
-В каких ситуациях тревога может помочь вам?
Коллективная работа - нарисовать волшебную страну без страхов и тревоги, в которой мы будем жить.Спасибо, до скорых встреч!

Пояснительная записка

Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако, если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.

До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.

1. Противоречивыми требованиями , предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит “двойку” в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.

2. Неадекватными требованиями (чаще всего, завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только “пятерки” и не является лучшим учеником класса.

3. Негативными требованиями , которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: “Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался”.

Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет - девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какой-либо “неблаговидный” поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми. В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе “достойной” школы, “перспективного” учителя. Озабоченность родителей передается и детям. Кроме того, родители нанимают ребенку многочисленных учителей, часами выполняют с ним задания. Неокрепший и еще не готовый к такому интенсивному обучению организм ребенка иногда не выдерживает, малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает.

Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.

Портрет тревожного ребенка .

Тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем, иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

1. Постоянное беспокойство.

2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

4. Раздражительность.

5. Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Работа с тревожным ребенком

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

1. Повышение самооценки.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного напряжения.

Рассмотрим подробнее каждое из названных направлений.

Повышение самооценки

Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращаться к ребенку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей. Однако похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.

Желательно, чтобы тревожные дети почаще участвовали в таких играх в кругу, как “Комплименты”, “Я дарю тебе...”, которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя “глазами других детей”. А чтобы о достижениях каждого ученика или воспитанника узнали окружающие, в группе детского сада или в классе можно оформить стенд “Звезда недели”, на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребенка. Каждый ребенок, таким образом, получит возможность быть в центре внимания окружающих.

Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться. В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. В детском саду можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. А в школе можно на примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек - это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.

Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим . Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия как спортивная эстафета. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад. Даже если ребенок совсем не справился с заданием, ни в коем случае нельзя сообщать родителям: “Ваша дочь хуже всех выполнила аппликацию” или “Ваш сын закончил рисунок последним”.

Если у ребенка проявляется тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие-либо виды работ, учитывающие скорость. Таких детей следует спрашивать не в начале и не в конце урока, а в середине. Нельзя подгонять и торопить их.

Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо наклониться к нему, либо приподнять ребенка до уровня своих глаз.

Совместное с взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.

Обучать ребенка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно и нужно в повседневной работе с ним.

Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребенка (например, ситуация “боюсь воспитателя, учителя” даст ребенку возможность поиграть с куклой, символизирующей фигуру педагога; ситуация “боюсь войны” позволит действовать от имени фашиста, бомбы, то есть чего-то страшного, чего боится ребенок).

Игры, в которых кукла взрослого исполняет роль ребенка, а кукла ребенка - роль взрослого, помогут ребенку выразить свои эмоции, а вам - сделать много интересных и важных открытий. Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре (война, “казаки-разбойники”) ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни.

Снятие мышечного напряжения

Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела, тактильный контакт.

Правила работы с тревожными детьми

1. Избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

2. Не сравнивать ребенка с окружающими.

3. Чаще использовать телесный контакт, упражнения на релаксацию.

Коррекционно-развивающая программа занятий на снижение уровня тревожности у дошкольников .

Цель занятия:

Снятие вербального напряжения, успокоение детей .

Расслабление мышц спины, рук.

Сплочение детского коллектива.

Первое знакомство с детьми следует проводить в ходе игры, которая со временем станет для тренинговой группы коллективным ритуалом. Она активизирует детей, улучшит настроение, укрепит уверенность в себе и простимулирует к общению, тем самым положительно повлияет на ход всего тренинга.

Оборудование: клубок с разноцветными нитками.

Ход занятия психолога по снижению уровня тревожности:

1. Упражнение «Волшебный клубочек».

Дети стоят в кругу. Тот, у кого клубок автоматически становится ведущим. Ребенок называет свое имя и рассказывает что-то о себе по желанию. Оставляет себе нить и передает клубок другому. Желательно, чтобы упражнение начиналось с взрослого, чтобы ребенок наглядно увидел, что и как делать.

2. Игра «Воздушный шар».

Все игроки стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как медленно увеличиваются узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу». Упражнение можно повторить 3 раза.

3. Упражнение «Радуга».

Вспомнить цвета радуги. (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан).

Конечно, все вы видели радугу. Может мне кто-то сказать, какой запах витает в воздухе тогда, когда на небе появляется радуга?

Мы видели радугу после того, как прошел дождик. Прежде дождь прибивает к земле пыль и смывает всю грязь. Воздух становится свежий и прозрачный, полосы радуги радуют глаз. Сейчас мы воспользуемся цветами радуги для того, чтобы наш дух стал свежим, свободным от всего неприятного: забот, волнений и грустных мыслей. Встаньте и начните двигаться по комнате.

Сначала представьте себе, что вся комната полна красного воздуха. Смотрите на него и вдыхайте его свежесть. Если хотите, можете даже коснуться этого удивительного красного сияния, почувствовать его аромат... (15 секунд)

Продолжайте двигаться по комнате и представьте теперь, что вся комната полна оранжевого воздуха. Вы можете вдыхать этот цвет, касаться его... Не кажется ли вам, что этот воздух пахнет апельсинами? (15 секунд)

Посмотрите, теперь воздух вокруг нас стало желтым! Наслаждайтесь светлым желтым воздухом. Вы как купаетесь в лучах солнца! Вдыхайте это желтое сияние, прикасайтесь... (15 секунд)

Цвет воздуха вокруг нас снова изменился... теперь он излучает зеленый свет. Это цвет первых весенних листьев. Мы как будто погрузились в весну! Почувствуйте ее свежесть и аромат... (15 секунд)

Чудеса продолжаются! Воздух вдруг заиграл всеми оттенками голубого. Представьте цвет бездонного утреннего неба! Наслаждайтесь его голубизной! Раскиньте руки как крылья и медленно летите в голубом пространстве... (15 секунд)

Посмотрите, воздух вокруг нас постепенно густеет, его цвет с голубого плавно меняется на синий. Это цвет моря. От него невозможно отвести взгляд! Синий воздух кажется более плотным, его хочется схватить руками... (15 секунд)

Занятие на снижение тревожности

Упражнение на дыхание «Музыка ветра»

Цель : восстановление дыхания, снятие напряжения с мышц лица.

Китайские колокольчики (полые металлические трубочки разной длинны, расположенные по кругу с язычком в центре или металлические трубочки, расположенные в единый ряд от самой короткой до самой длинной) китайские колокольчики должны быть лёгкими по весу.

Колокольчики подвешиваются на любую устойчивую опору. Педагог предлагает ребенку исполнить мелодия ветра, для этого нужно медленно глубоко вдохнуть и совершить выдох на колокольчики, до появления звука. Упражнение повторяется 2 – 3 раза, по желанию ребенка.

Упражнение «Насос и мяч»

Источник: Лютова Е.К., Монина Г.Б Шпаргалка для взрослых .

Цель : расслабить мышцы тела.

Педагог предлагает ребенку поиграть в игру «Насос и мяч». Сначала педагог играет роль мяча, а ребенок насоса, после чего они меняются. Педагог: «Сейчас ты будешь надувать мяч. Представь что в руках у тебя насос, ты поднимаешь ручку насоса вверх и вниз. Когда опускаешь ручку насоса вниз произносишь звук «с» (педагог показывает, как качать мяч насосом). Я буду изображать мяч. Мяч полностью надуется, когда я надую щеки, после чего ты выдернешь у меня с боку воображаемый шнур». Педагог садится на корточки, обхватывая руками ноги. Ребёнок начинает накачивать мяч. Педагог сначала встаёт на ноги (туловище выше пояса расслаблено и свисает свободно вниз). Потом по мере «накачивания» поднимает туловище, потом расправляет в стороны руки и наконец надуваются щёки, после чего ребенок вынимает воображаемый шнур и педагог шумно выдыхает произнося звук «Ш». После чего роли меняются.

Такая последовательность позволяет ребенку лучше понять задание не вызывая у него чувство тревоги.

«Змейка»

Источник: Разноцветное детство .

Цель : игра способствует укреплению уверенности в себе

Необходимый материал и оборудование: магнитофон, диск с записью песни к/ф Маленький Мук «Дорога добра».

Детям предлагается отправиться в маленькое путешествие по «дороге Добра». Дети становятся командой и выбирают, с каким настроением они отправятся в путь, какие качества им пригодятся в путешествии (например: смелость, отзывчивость и т.д.). Также дети начинают шествие по волшебной дороге. Чтобы идти было веселее, с собой в дорогу можно взять барабан или бубен (на выбор ребенка). Далее включается диск с песнею «Дорога добра». Под музыку дети маршируют, сильно топая ногами, могут подпрыгивать, стучать в барабан или подыгрывать себе на бубне. В случае с барабаном палочки лучше не использовать, чтобы не создавать лишнего напряжение в мышцах рук. Стучать можно ладошками, кулачками или пальчиками.

По завершению занятия педагог спрашивает у детей, понравилось ли им путешествие? Кого (или чего) не хватало в путешествии. Кто (или что) повстречались в дороге?

Цель: свободное, творческое самовыражение ребенка

Необходимый материал и оборудование: магнитофон с аудиозаписью звуков леса. (Использовать можно любой набор звуков леса с одним условием: они не должны быть резкими, чтобы не напугать ребенка).

Детям предлагается прогуляться по лесу и попытаться изобразить и озвучить всех животных, птиц и насекомых которых они будут встречать на своём пути. Задача партнера угадать какое животное (насекомое или птицу) изображает ребенок. Сначала задание выполняет педагог (придумывать лучше таких, животных, которых ребенок сможет легко угадать). По окончанию задания педагог обсуждает с ребенком, каким животным (птицей) ребенку понравилось быть и почему.