Лексическая тема зима старшая группа. Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему: Зима. Зимние забавы(пальчиковая гимнастика)

Новая лексика

Существительные:

зима, декабрь, январь, февраль, лёд, мороз, холод, иней, метель, вьюга, пурга, снег, сугробы, снежинка, снежки.

Глаголы:

мести, морозить, расписывать (о морозе), сковать, бушевать.

Прилагательные:

морозный, заснеженный, крепкий (мороз, лёд), холодный, ледяной, снежный, сильный, вьюжный.

Наречия:

холодно, зябко, морозно, пасмурно, вьюжно, снежно, бело.

Диалог

Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи.

ВЬЮГА

Где была ты ночью, ну-ка?

Я по всем дворам крутила,

Я деревьям шубы шила,

Разодела их в меха.

И мороз им - чепуха!

Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга,

Что творила утром, ну-ка?

Вдоль по улицам бродила,

Все заборы побелила.

Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга,

Где ты днём кружила, ну-ка?

Шапки днём с людей срывала,

Снег за воротник бросала...

Чтоб вокруг красиво стало,

Небо я с землёй смешала!

Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга,

Вечерком где будешь, ну-ка?

Что за вечер накружу,

Завтра утром расскажу!

Повторение названий зимних месяцев

Цели: закрепить в речи названия зимних месяцев, учить связному монологическому высказыванию.

Воспитатель предлагает детям прослушать отрывок из стихотворения «Двенадцать месяцев». Проводит беседу по

стихотворению, разучивает его с детьми.

Отчалил осени корабль ,

И реки льдом сковал декабрь .

Начинает календарь

Месяц с именем январь.

Белой вьюги вьётся шаль,

Весь в снегу пришёл февраль.

В. Степанов

Вопросы и задания:

Что происходит с природой в декабре?

Почему говорят, что январь начинает календарь?

Какой зимний месяц обычно бывает вьюжным?

Назови первый (второй, третий) зимний месяц.

Перечисли зимние месяцы по порядку.

Игра «Какая? Какой?»

Цели: обогащать словарный запас, учить подбирать прилагательные к заданному существительному.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми картинку, спрашивает, что на ней изображено, и просит подобрать слова-

признаки.

Например:

Зима (какая?) - белая, вьюжная, холодная, морозная и т. д.

Слова: зима, снеговик, снегирь, лёд, снежинка.

Игра «Назови ласково»

Цели: развивать грамматический строй речи, учить образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательных

суффиксов.

Ход игры. Игра проводится с мячом. Воспитатель бросает одному из детей мяч и называет слово по теме. Ребёнок

возвращает мяч, употребив данное слово с уменьшительно- ласкательным суффиксом, т. е. называет предмет или явление

ласково.

Слова: снег (снежок), снеговик, ветер, зима, лёд, мороз,

холод и т.д.

Игра «Семейка»

Цели: развивать грамматический строй речи, учить детей подбирать слова-родственники к заданному слову.

Ход игры. Воспитатель раздаёт детям карточки, на каждой из которых написано слово «снег» (игра проводится с небольшой

Например:

Снегурочка, снеговик, снегирь, снегопад, снегоход, снеговой.

Игра « Кто больше ?»

Цели: развивать фонематические процессы, учить подбирать слова на заданный звук.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям соревнование: кто придумает больше слов на звук [с] по теме «Зима». За каждый

правильный ответ выдаётся жетон. В конце игры подводится итог.

Игра «Волшебные снежки»

Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, чтения, профилактика дис-

графии.

Ход игры. Воспитатель помещает на фланелеграфе (либо рисует на листе, в тетради) кружки белого цвета с написанными

на них буквами. Сообщает детям, что это снежные комки. Затем педагог предлагает детям назвать, какое слово

получится, если расположить комки от самого большого к маленькому .

Например : горка .

Игра « Будь внимательным »

Цели: развивать зрительное внимание, фонематический слух, закреплять умение подбирать слова, включающие

заданный звук, уточнить и активизировать словарь по лексической теме «Зима».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку и найти на ней «зимние слова» со звуком [с]. Когда все

слова названы, воспитатель может предложить детям подобрать другие слова с заданным звуком и определить место звука в

слове (начало, середина, конец).

Слова: санки, снегирь, снег, снежинки, сугробы и др.

Стихи для чтения и заучивания наизусть

Занялась зима побелкой.

Побелить решила лес.

Помогать ей стали белки -

Известь брызжет до небес.

Тут и заинька несмело

Предложил друзьям помочь -

Он себя побелкой белой

В зиму выбелить не прочь.

Н.Антонова

ЛЕС И ПОЛЕ БЕЛЫЕ...

Лес и поле белые,

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветки, как рога.

Подо льдами крепкими

Дремлют воды рек.

Белыми сугробами

Лёг на крыши снег.

В небе звёзды яркие

Водят хоровод.

Старый год прощается -

Входит Новый год.

Е. Трутнева

СНЕЖИНКИ

Лёгкие, крылатые,

Как ночные бабочки,

Кружатся, кружатся

Над столом у лампочки.

Собрались на огонёк.

А куда им деться?

Им ведь тоже, ледяным,

Хочется погреться.

И . Бурсов

ПРИШЛА ЗИМА

Пришла зима весёлая

С коньками и салазками,

С лыжнёю припорошенной,

С волшебной старой сказкою.

На ёлке разукрашенной

Фонарики качаются.

Пусть зимушка весёлая

Подольше не кончается!

И. Черницкая

Загадки

Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Теплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора.

(Зима)

Месяц в этой вот загадке:

Дни его - всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт,

Мы встречаем Новый год.

(Декабрь)

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

(Снег)

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду - упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это?

(Январь)

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

(Февраль )

Придумывание продолжения к данному началу рассказа

Воспитатель предлагает детям прослушать начало рассказа и придумать конец.

На зимние каникулы мама отправила Сашу к бабушке в деревню. Хорошо в деревне, много снега! Хочешь с гор на санях

катайся, хочешь - на лыжи вставай. Но больше всего Саше нравилось лепить из снега! И вот однажды, когда Саша

мастерил снежную крепость, он услышал чей-то жалобный писк...

Тексты для пересказа

* * *

Лесная поляна покрыта пушистым снегом. Мелкие букашки запрятались от холода под корой. Тихо кругом. Изредка

пролетят стайкой щеглы или синицы. Или дятел начнёт выколачивать клювом из шишки вкусные семена. Иной раз заяц

столбиком постоит на полянке, послушает и побежит в лес.

Г. Скребицкий

Вопросы:

Куда спрятались букашки?

Что делают птицы в зимнем лесу?

Кого можно встретить в зимнем лесу?

ВЬЮГА

Разыгралась вьюга. Небо слилось с землёй. В деревне вьюга намела большие сугробы. Малыш

отправился с Жучкой из школы домой. В пути они сбились с дороги. Малыш упал. Он прислонился

спиной к скирде соломы и уснул. Собака стала выть и звать на помощь. Из деревни

пришла учительница с ребятами. Стали откапывать Малыша. Жучка помогала лапами и мордой откапывать мальчика. Малыша

откопали, принесли в избу, закрыли шубой. Он был спасён.

По В. Дмитриевой

Вопросы:

Какая погода была в деревне?

Откуда возвращались Малыш и Жучка?

Что случилось в пути?

Что произошло с Малышом?

Что сделала собака?

Кто пришёл на помощь?

Как Жучка помогала людям?

Чем закончился рассказ?

Текст для пересказа

ЗИМА ВЬЮЖНАЯ

Пролетело жаркое лето, прошла золотая осень, выпал снег - пришла зима.

Подули холодные ветры. Много раз большими хлопьями начинал падать снег...

Протянулся через дорогу и скрылся в ельнике заячий след. Лисий след, лапка за лапкой, вьётся

вдоль дороги. Белка перебежала дорогу и, вздрогнув пушистым хвостом, махнула на ёлку. На вершинах ёлок много шишек. Прыгают

по шишкам бойкие птицы - клесты. А внизу, на берёзе, точно бусы, уселись красногрудые снегири.

По И. Соколову-Микитову

Вопросы:

О каком времени года рассказ?

Какие признаки зимы перечислены в рассказе?

Чьи следы видны на снегу?

Что сделала белка?

Какие птицы прыгают по шишкам? Зачем?

Какие птицы уселись на берёзе? На что они похожи ?

Наталья Пахомова
Логопедическое занятие по лексической теме «Зима» для детей старшей группы с ОНР.

Аннотация : подгрупповое логопедическое занятие по теме «Зима » , для детей 5-6 лет с ОНР , направленное на развитие лексико -грамматических средств языка, развитие диалогической речи, формирование психических процессов с использованием развивающих игр и упражнений для развития общей и мелкой моторики. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования.

Программное содержание :

Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (беседа) ;

Учить выделять признаки, действия предметов;

Уточнять представления детей об основных цветах

Учить детей некоторым способам словообразования;

Расширять навык построения разных типов предложений

Цель : расширить и активизировать словарный запас по теме «Зима » , развить лексико -грамматический строй и диалогическую речь.

Задачи :

Коррекционно-образовательные. Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима » . Совершенствование лексико -грамматического строя речи : учить выделять названия предметов, действий, признаков; учить детей некоторым способам словообразования (образование причастий) . Развитие навыков слогового анализа слов (деление слов на слоги) . Закрепление знаний о предложении.

Коррекционно-развивающие. Развивать диалогическую речь, расширять навык построения разных типов предложений, учить использовать предлоги «на, с, в» , обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных. Совершенствовать слоговую структуру слов . Учить подбирать синонимы, правильнее и точнее выражать свои мысли. Развивать зрительное внимание, логическое мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Методы : словесный, наглядный.

Приемы : эмоциональная заинтересованность, загадки, индивидуальный подход, словесное поощрение, Формы и виды детской деятельности : игровая, коммуникативная.

Предварительная работа. Прогулка, наблюдение за зимними изменениями в природе. Разучивание упражнения «Снеговик» и пальчиковой гимнастики «Снежок» . Слушание и обсуждение с музыкальным руководителем произведения Вивальди «Времена года. Зима » .

Здоровьесберегающие технологии : физкультминутка, пальчиковая гимнастика.

Оформление. С. Вохринцева Окружающий мир. Зима . Дидактический материал, конверты со схемами предложений.

Реализация государственных требований : интеграция образовательных областей : «Музыка» , «Коммуникация» , «Чтение художественной литературы» , «Познание» , «Здоровье» .

Образовательные ресурсы :

Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР . - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.- 704 с.

Борисенко М. Г. Лукина Н. А. Зима , зимние забавы. - СПб.: Паритет, 2005. (Серия «Грамматика в играх и картинках» ).

«Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития». Авторы : Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.

Коноваленко С. В. Коноваленко В. В. Фронтальные логопедические занятия по лексико-сематической теме «Зима » для детей с ОНР изд ГНОМ и Д 2005.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет блочно-тематическое планирование / авт сос Э. Ф. Курмаева. - Волгоград : Учитель 2012

Сценарий организованной коррекционно-образовательной деятельности

I Оргмомент : звучит музыка Вивальди «Времена года. Зима » , прослушивание отрывка из произведения.

Логопед : Ребята, вы прослушали музыкальное произведение на какое время года оно похоже?

Дети : Оно похоже на зиму.

Логопед : Правильно это зима к нам пришла .

II Введение в тему : беседа о приметах зимы.

Логопед : Ребята, а как мы узнаем, что к нам пришла зима ?

Дети :

На улице сильный мороз.

На улице выпал белый пушистый снег.

С крыш домов свисают сосульки

На улице метет сильная метель.

Ночь длиннее, а день короче.

Солнышко светит, но не греет.

На дороге гололед.

На дороге поземка.

III Основная часть

1. Загадки

*Художник невидимка

По городу идет

Всем щеки нарумянит

Всех за нос ущипнет.

А ночью он, пока я спал,

Пришел с волшебной кистью

и на окне нарисовал

Сверкающие листья

(мороз)

*Без рук, без ног

А рисовать умеет

(мороз)

* Странная звездочка

С неба упала

Мне на ладошку

Легла и пропала

(снежинка)

* Что за нелепый человек

Пробрался в 21век

Морковка – нос в руке метла

Боится солнца и тепла.

(снеговик)

* Растет она вниз головою

Не летом растет, а зимою

На солнце её припечет

Заплачет она и умрет

(сосулька)

* Мчусь как пуля я в перед,

Лишь потрескивает лед

Да мелькают огоньки

Кто несет меня?

(коньки) .

*Рассыпала Лукерья серебряные перья.

Закрутила замела –

Стала улица бела

(метель)

*Все лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры –

Помчались с горы

(санки)

*Меня не растили - из снега слепили

В место носа ловко вставили морковку,

глаза угольки, а губы сучки.

Холодная, большая. Кто я такая?

(Снежная баба)

2. Составление предложений по сюжетным картинкам на тему «Зимние забавы» и выкладывание схем предложений. Приложение 2

Логопед : Ребята, посмотрите на доску, здесь картинки-подсказки, на которых изображены зимние развлечения. Скажите, как дети могут развлекаться в зимнее время года? Составьте свои предложения и выложите схемы предложения.

Дети :

Дети катаются с горки на санках.

Дети катаются на коньках.

Дети катаются на горных лыжах и сноубордах.

Дети играют в снежки.

Дети лепят снеговика и снежную бабу.

Дети строят снежную крепость.

Дети убирают снег.

Дети подкармливают птиц зимой.

Дети играют в хоккей.

3. Игра «Найди отличия» «На катке» . Приложение 1 (презентация слайд 9)

Логопед : Ребята посмотрите на эти две картинки и найдите 9 отличай

Дети :

1. У девочки на руке появился браслет

2. У мальчика в желтой куртке коньки разные цветом.

3. Мальчик в желтой куртке разжал руку.

4. У девочки в розовой куртке одна полоска.

5. У девочки в зеленой кофте ни стало голубой шапочки.

6. Хоккеисты поменялись местами.

7. У мальчика ни стало клюшки.

8. Дети катаются в паре.

9. Девочка упала влево.

А теперь ребята поиграем в игру телефон, приготовили свои ладошки.

4. Деление слов на слоги игра «Телефон»

Снег, сне-жок, сне-жин-ка, сне-го-вик, Сне-гу-роч-ка, сне-гирь. Назовите общую часть всех слов? (Снег)

5. Игра «Назовите общую часть слов» .

Логопед : Зимний, зимующий, зимородок. Дети : (Зима )

Логопед : Холодный, холодок, холодеть, холодильник. Дети : (Холод)

Логопед : Мороз, морозище, морозный, морозец, заморозило, заморозки. Дети : (Мороз)

Логопед : Лед, ледяной, ледовый, ледышка, ледник, заледенеть.

Дети : (Лед)

6. Физкультминутка

Упражнение «Снеговик» .

Давай, дружок, смелей, дружок,

Идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком.

Кати по снегу свой снежок. Он превратится в толстый ком, «Рисуют» руками большой круг.

И станет ком снеговиком.

«Рисуют» снеговика из трех комков.

Его улыбка так светла!

Широко улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат воображаемую метлу.

Но солнце припечет слегка

Медленно приседают.

Увы! - и нет снеговика.

Разводят руками, пожимают плечами. В. Егоров

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре - Загибают пальчики начиная с большого

Мы с тобой снежок слепили - Лепят, меняя положение ладоней

Круглый, крепкий, очень гладкий - Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью

И совсем-совсем не сладкий - Грозят пальчиком

Раз подбросим,

Два – поймаем,

Три – уроним

И сломаем

Ребята, теперь давайте подумаете и скажите.

7. Игра «Подбери признак» Презентация слайд 10-12

Снег (какой) - белый, пушистый, мягкий, чистый.

Мороз (какой) - сильный, злой, крепкий, слабый.

зима (Какая) - холодная, морозная, снежная, весёлая.

8. Игра «Подбери действие» Презентация слайд 13-14

Снег (что делает) - идёт, падает, кружится, лежит, скрипит.

Мороз (мороз что делает) - щиплет, трещит, кусает, рисует.

9. Игра «Образуй признак» Презентация слайд 15

снег блестит на солнце (значит он какой) блестящий на солнце снег,

снег сверкает на солнце - сверкающий на солнце снег,

снег искрится под лучами солнца - искрящийся под лучами солнца снег,

снег хрустит под ногами - хрустящий под ногами снег,

снег скрипит под ногами - скрипящий под ногами снег,

снег падает на землю - падающий на землю снег,

снег кружится в воздухе - кружащийся в воздухе снег.

10. Игра «Скажи иначе»

снегопад - метелица, метель, вьюга, буря, буран, пурга.

стужа - холод, холодина, мороз.

мёрзнуть - зябнуть, стынуть, коченеть, дрожать от холода, леденеть, замерзать.

IV. Заключительная часть. Рефлексия .

Ольга Логинова
Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему «Зима. Зимние забавы»

Провела Логинова О. В.

Задачи :

Коррекционно-образовательные задачи :

Закрепление представление о зиме и её приметах

Активизация и расширение словаря по теме «Зима » , «Зимние забавы »

Развитие языкового чутья путём образования родственных слов

Образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов) ;

Развитие связной речи, упражнять в составлении сложносочинённых предложений с союзом А

Обогащать словарь.

Коррекционно-развивающие задачи :

Развитие зрительного и слухового внимания и памяти, чувство рифмы, зрительное восприятие и внимание, логическое мышление.

Развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, плавность и силу выдоха

Развивать речевое дыхание

Развитие личностных качеств : любознательности, активности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу, самостоятельности

Развитие диалогической речи

Коррекционно-воспитательные задачи :

Развивать память; самостоятельность, уверенность.

Воспитание устойчивого интереса к занятию , стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений

Формирование навыки коллективной творческой деятельности взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование : снежки для метания, снежки разного размера с написанными буквами, снежинки с картинками, картинки с изображением детских забав летом и зимой , изображения большого и маленького снеговиков, картинка-загадка, снежинки для дыхания

1. Организационный момент.

.

3. Паьчиковая гимнастика : “Зима” .

4. Беседа о зиме.

Игра «Волшебный мячик» .

Игра «Доскажи словечко» .

6. Дыхательные упражнения.

7. Составление предложений по опорным словам и картинкам.

8. Физминутка. «Зима » .

9. Загадки

1. Организационный момент.

(дети вместе с логопедом входят в группу )

Ребята, что необычное вы заметили в группе ?

(фотографии зимнего пейзажа , оформленные в виде фотовыставки)

Сегодня в нашей группе открылась фотовыставка. Я приглашаю вас посетить эту выставку.

Логопед . Сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила»

О каком времен года эта загадка? (О зиме.)

Логопед : (И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме ,и давайте поиграем нашим язычком)

2. Артикуляционная гимнастика. (Общие артикуляционные упражнения) .

1. «Улыбка» , «Заборчик»

Наши губки улыбнулись,

Прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй «И-и-и» скажи,

Свой заборчик покажи.

2. «Трубочка»

В гости к нам пришел слоненок,

Удивительный ребенок.

На слоненка посмотри,

Губки хоботком тяни.

3. «Улыбка» / «Трубочка»

Если наши губки улыбаются,

Посмотри – заборчик появляется.

Ну, а если губки узкой трубочкой,

Значит, можем мы играть на дудочке.

4. «Часики» Ходит маятник в часах :

Влево - тик, а вправо – так.

Ты сумеешь сделать так :

Тик и так, тик и так?

5. «Качели»

На веселые качели

Таня и Никита сели.

Опустились вниз качели,

А потом наверх взлетели.

Вместе с птицами, наверно,

Улететь они хотели.

6 .«Блинчик»

Утром рано мы встаем,

Вкусные блины печем.

Ручейком по сковородке

Тесто растекается…

Посмотри, какой красивый

Блинчик получается.

7. «Чистим зубки»

Мягкой щёткой с утра

Чистит зубки детвора.

Будут зубки сильные,

Белые, красивые

3. Пальчиковая гимнастика : “Зима” .

Зимою холода. потирание ладошек друг о друга

Да-да-да – сжимание и разжимание пальцев

Превратилась в лед вода. ритмичное соединение подушечек пальцев

Ды-ды-ды – сжимание и разжимание пальцев

В инеи кусты. перекрещивание ладоней с широкорасставленными пальцами

Метели замели, круговые вращения больших пальцев обеих рук

Ди-ди-ди – сжимание и разжимание пальцев

Метели замели, круговые вращения указательных пальцев рук

Ди-ди-ди – сжимание и разжимание пальцев

Метели замели. круговые вращения рук, согнутых в локтях

4. Беседа о зиме. през-ция : «Окружающий мир зимой» .Слай 3

Какие времена года вы знаете?

Какое время года приходит за осенью?

Какое время года год начинает?

Какие зимние забавы вы знаете ?

Какая зимой погода? (холодная)

Что выпадает зимой? (снег)

Если зимой много снега, то зима какая ? (снежная)

Если зимой сильный мороз, то зима какая ? (морозная)

Если часто метет метель, то зима какая ? (метельная)

А если часто гуляет вьюга, то зима какая ? (вьюжная)

Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то зима какая ? (студеная)

Какое время года следует за зимой?

Какие признаки зимы вы знаете?

Что отличает зиму от других времён года?-

Вот как много мы рассказали о зиме. А теперь вспомним все, что мы говорили. А поможет нам в этом наша волшебная палочка.

*- Игра «Волшебный мячик» .

1, 2, 3, 4, 5 – начинаем мы играть. Нужно всем нам в круг вставать.

(дети по кругу передают «волшебную палочку» , называя по одному признаку).

(Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша) .

*-Игра «Доскажи словечко» .

Логопед : Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом.

Зимушка : Давайте поиграем со словом «снег» .

(Зимушка читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег» ).

«Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (Снег.)

С неба всё скользят пушинки -

Серебристые. (Снежинки.

На дорожки, на лужок

Всё снижается. (Снежок.)

Вот веселье для ребят -

Всё сильнее. (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Нарядился. (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка -

Эта девочка -. (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри -

С красной грудкой. (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил. (Снег.) »

Логопед : Как много родственников у слова «снег» . Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)

7. Дыхательные упражнения.

Логопед : Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

Зимушка : «Подул зимний ветерок , полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки) . А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

Дети рассказывают : Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку.)

А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).

6. Составление предложений по опорным словам и картинкам.

а).- Сейчас мы будем составлять предложения о зиме. Но они должны быть разными, непохожими друг на друга. Вот послушайте, какое я составила предложение (на магнитную доску прикрепляются заснеженные дома, деревья) .

Наступила суровая зима . (Теперь вы придумайте свои предложения) .

9. Физминутка. «Зима » .

Наконец пришла зима , (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)

8. Загадки

Логопед : Зима морозная пора , но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям . Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах , а вы их отгадайте.

Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

Две новые кленовые подошвы двухметровые :

На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)

Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)

Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки – угольки, ручки – сучки.

Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)

(Дети отгадывают загадки, логопед вывешивает предметные картинки на магнитной доске).

8. Итог. Логопед : Вот подходит к концу наше занятие . Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось?

Что у каждого из вас получилось лучше всего?

Конспект логопедического занятия по теме

«Зима. Зимние забавы».

(старшая логопедическая группа)

Лакина Алина Владимировна, учитель-логопед МБДОУ

"Детский сад "Малыш"

Коррекционно-образовательные цели:

  • Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.
  • Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.
  • Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы»; установление семантических связей в работе по исправлению деформированного предложения).
  • Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-ец», «-иц», «-ок», «-очк-»; употребление существительных в родительном падеже; подбор и использование в речи родственных слов).

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
  • Развитие речевого слуха.
  • Развитие диалогической речи.
  • Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
  • Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу.
  • Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
  • Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.

Оборудование:

Доска магнитная, магниты, конверты с загадками, презентация, картинки снеговиков с недостающими деталями, цветные карандаши, «волшебный снежок» (ватный комочек).

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети входят, здороваются. Занимают свои места за столом.

2. Знакомство с темой.

Логопед. Ребята, сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила».

О каком времени года эта загадка? (О зиме.)

И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме.

Ребята, назовите мне признаки зимы. (Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша).

Молодцы!

3. Образование относительных прилагательных.

Логопед: Я хочу послушать, что вы ещё знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?

Логопед предлагает варианты: Если на улице идёт снег, то погода… (снежная);

Если сильный мороз, то погода какая? (морозная)

Если метет метель, то погода какая? (метельная)

А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)

Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то погода какая? (студёная)

4. Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».

Дидактическая игра «Что наделала зима?»

Логопед: Ребята, подойдите, посмотрите в окошко. (Дети встают). Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Что же наделала Зимушка-зима?

Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).

Метель мела и все тропинки – (замела) .

Река покрылась льдом и вся… – (заледенела ).

Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).

Снежная пороша дорожки все…– (запорошила ).

5. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Дидактическая игра «Назови ласково».

Логопед: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).

Мороз – (морозец) .

Лёд – (ледок).

Холод – (холодок).

Снежинка – (снежиночка ).

Метель – (метелица)

6. Дыхательные упражнения.

Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

«Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку. Снежинка лежит на ладони. )

А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).

7. Образование родственных слов.

Игра «Доскажи словечко».

Логопед: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Ребята, давайте поиграем со словом «снег».

(Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).

«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю... (Снег .)

С неба всё скользят пушинки -
Серебристые... (Снежинки.)

На дорожки, на лужок
Всё снижается... (Снежок. )

Вот веселье для ребят -
Всё сильнее... (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в... (Снежки .)

Словно в белый пуховик
Нарядился... (Снеговик. )

Рядом снежная фигурка -
Эта девочка - ... (Снегурка .)

На снегу-то, посмотри -
С красной грудкой... (Снегири .)

Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил... (Снег .)»

Логопед: Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)

8. Физкультминутка.

Логопед: Дети все в кружок вставайте,

Физкультминутку начинайте.

(Дети встают в кружок).

«Наконец пришла зима, Дети разводят руки в стороны

Стали белыми дома , Складывают руки домиком над головой

Снег на улице идёт , Двигают руками сверху вниз

Дворник улицу метёт, Имитируют

Мы катаемся на санках , Приседают, руки вытягивают вперёд

Пишем на катке круги, Руки закладывают за спину, медленно кружатся

Ловко бегаем на лыжах, Имитируют

И играем все в снежки. Лепят и бросают снежки

9. Загадки

Логопед: Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.

Логопед читает:

Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

Две новые кленовые подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи )

Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)

Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки – угольки, ручки – сучки.

Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик )

(Слайды).

10. Употребление существительных в родительном падеже .

Дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник?»

Логопед: Ребята, кто нарисовал снеговика?

Дети: Снеговика нарисовал художник,

Логопед: Правильно, художник, который очень любил рисовать зимние картины. Но как-то раз художник решил нарисовать братьев снеговичков, но поторопился, и не всё дорисовал. Давайте поможем художнику - дорисуем снеговичков и расскажем об этом.

Садитесь за стол и выбирайте картинки.

(Каждый ребёнок рассказывает о том, что он собирается делать и дорисовывает картинку.)

«У моего снеговика нет…(ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»

(Логопед хвалит детей и вывешивает картинки на магнитной доске.)

11.Заключительная часть.

Логопед: Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили?

(Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают).

Логопед: Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание.

Конспект логопедического занятия по теме «Зима. Зимние забавы».

Кудряшова Ирина Николаевна

Учитель-логопед ГБДОУ д/с№2 Кировского района г.СПб

Коррекционно-образовательные цели:

  • Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов. Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы»; установление семантических связей в работе по исправлению деформированного предложения).
  • Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-ец», «-иц», «-ок», «-очк-»; употребление существительных в родительном падеже; подбор и использование в речи родственных слов).
  • Закрепление и совершенствование навыков звуко-слогового анализа слов и чтения слов.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
  • Развитие речевого слуха.
  • Развитие оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
  • Развитие диалогической речи.
  • Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
  • Развитие навыка снятия физического и эмоционального напряжения.
  • Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу.
  • Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Воспитательные цели:

  • Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
  • Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.

Оборудование:

  • Доска магнитная
  • Магниты
  • Модули, оформленные под пеньки
  • Фланелеграф
  • Ноутбук
  • Костюмы Зимушки и Снеговика;
  • Снежинки;
  • Конверты с загадками;
  • Предметные картинки (лыжи, коньки, санки, снеговик);
  • Картинки снеговиков с недостающими деталями;
  • Конверты с плоскостными буквами.
  • Разноцветные кружки для звукового анализа;
  • Плоскостные буквы для фланелеграфа;
  • Конверты с деформированными предложениями;
  • «Волшебный снежок»;
  • Колокольчик;
  • Цветные карандаши.

Предварительная работа:

Изучение лексических тем: «Зима», «Зимние забавы». Наблюдения в природе, беседы по данным темам. Чтение художественной литературы.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети входят, здороваются. Логопед говорит детям, что занятие сегодня необычное, и посмотреть его пришло много гостей.

2. Знакомство с темой.

Логопед. Сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила».

О каком времени года эта загадка? (О зиме.)

И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме.

Кто назовёт признаки зимы, тот сядет на пенёк.

(Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша).

(Дети отвечают и садятся на «пеньки»).

Звенит колокольчик. Входит Зимушка, здоровается.

Я зимушка холодная,

Из кружев мой наряд.

Пришла к вам на занятие

В чудесный детский сад.

3. Образование относительных прилагательных.

Логопед: Зимушка, а ты с нами поиграешь?

Зимушка: Я хочу послушать, что вы знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?

Логопед предлагает варианты: Если на улице идёт снег, то погода…

Снег - (снежная);

Мороз - (морозная/;

Ветер - (ветреная);

Стужа - (студёная);

Холод - (холодная)

4. Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».

Игра «Что наделала зима?»

Логопед: Ребята, подойдите, посмотрите в окошко. (Дети встают). Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Зимушка-зима, что же ты наделала?

Зима пришла с морозами и всё… - (заморозила).

Метель мела и все тропинки - (замела).

Река покрылась льдом и вся… - (заледенела).

Зима позвала вьюгу и всё… - (завьюжила).

Снежная пороша дорожки все…- (запорошила).

5. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Игра «Назови ласково».

Логопед: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).

Зимушка: Мороз - (морозец).

Лёд - (ледок).

Холод - (холодок).

Снежинка - (снежиночка).

Метель - (метелица)

6. Дыхательные упражнения.

Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

Зимушка: «Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку.)

А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).

7. Загадки

Логопед: Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте. Но только где же наши загадки?

Зимушка: Вот они. Я их спрятала под снежинками. Выбирайте загадки.

(Дети подходят к столу и выбирают конверты с загадками).

Логопед читает:

Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

Две новые кленовые подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги - и по большим снегам беги. (Лыжи)

Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)

Меня не растили - из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки - угольки, ручки - сучки.

Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)

(Дети отгадывают загадки, логопед вывешивает предметные картинки на магнитной доске).

В дверь стучат. Входит Снеговик, здоровается.

«Я, ребята, Снеговик, к снегу, холоду привык.

Вы меня слепили ловко, вместо носа тут морковка.

И ведро на голове, и метла в моей руке.

Я пришёл к вам в детский сад, чтоб порадовать ребят.

8. Употребление существительных в родительном падеже.

Игра «Что забыл нарисовать художник?»

Логопед: Снеговик, ты словно с нашей картинки сошел.

Снеговик: Да, это меня нарисовал художник, который очень любил рисовать зимние картины. Как-то раз он решил нарисовать моих братьев снеговичков, но поторопился, и не всё дорисовал. Давайте поможем художнику - дорисуем снеговичков и расскажем об этом. Садитесь за стол и выбирайте картинки.

(Каждый ребёнок рассказывает о том, что он собирается делать и дорисовывает картинку.)

«У моего снеговика нет…(ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»

(Снеговик хвалит детей, а логопед вывешивает картинки на магнитной доске.)

9.Физкультминутка.

Снеговик: Дети все в кружок вставайте,

Физкультминутку начинайте.

(Дети встают в кружок).

«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)

10. Образование родственных слов.

Игра «Доскажи словечко».

Логопед: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом.

Зимушка: Давайте поиграем со словом «снег».

(Зимушка читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).

«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю... (Снег.)

С неба всё скользят пушинки —
Серебристые... (Снежинки.)

На дорожки, на лужок
Всё снижается... (Снежок.)

Вот веселье для ребят —
Всё сильнее... (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в... (Снежки.)

Словно в белый пуховик
Нарядился... (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой... (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил... (Снег.)»

Логопед: Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)

11. Развитие слухового внимания.

Игра «Найди лишнее слово».

Снеговик: Вы так хорошо играли с Зимушкой. А теперь поиграйте со мной. Послушайте и найдите лишнее слово.

(Дети находят лишнее слово и объясняют свой выбор.)

«Мороз, морозильник, мороженое, моросит».

«Снег, снегирь, снасти, снеговик».

«Холод, хороший, холодильник, холодок».

«Лёд, ледышка, лекарство, ледяной».

12. Развитие звуко-слогового анализа слов и чтение слов.

Игра «Собери слово».

Логопед: Наши дети в школу собираются. Они много занимаются и уже многому научились. Сейчас мы сядем за стол и посмотрим, какие необычные снежки слепила нам зима. Выбирайте сами.

(Дети выбирают конверты со «снежками», на которых написаны буквы. «Снежки» разных размеров.)

Логопед: Разложите снежки от самого маленького к самому большому. Какие слова у вас получились? /Дети читают слова: горка, санки, каток, узор/. Сколько слогов в слове? Сколько гласных звуков в слове? Какой ударный гласный звук? Придумайте предложение с вашим словом. /Дети придумывают предложения./

Снеговик: Мы с Зимушкой тоже занимаемся в лесной школе и хотим показать, чему мы там научились.

Логопед предлагает Зимушке и Снеговику провести звуковой анализ слова «ЗИМА», определить количество слогов в слове, определить ударный слог. Затем вывешивает на доску снежинку с буквами «З, И, М, А, В, Л, Э, К, О, Н», просит выложить слово «Зима» на доске и составить предложения с этим словом.

13. Работа с деформированным предложением.

Логопед: Я тоже придумала красивые предложения о зиме, но ветер подул, и все слова разлетелись. Помогите мне их собрать. Выбирайте сами.

(Дети подходят к столу и выбирают конверты с предложениями).

«Снежная, мне, зима, нравится».

«Нас, у, дворе, во, горка ».

«Дети, горки, катаются, с».

«Забава, зимняя, любят, дети, все».

14. Эмоциональное расслабление.

Логопед: Вокруг зима, вокруг снега и ветер и мороз. Зимой у нас бывает разное настроение: радостное и печальное грустное и весёлое. Давайте послушаем и посмотрим, как рассказывают о зиме музыканты и художники.

(Дети садятся на ковер, слушают музыку и просматривают слайды).

15.Заключительная часть.

(Дети встают).

Логопед: Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось?

Что у каждого из вас получилось лучше всего?

(Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают).

Зимушка и Снеговик благодарят детей за интересное занятие, прощаются и уходят.

Логопед: Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание.