Колокольный звон. Колокольный звон в день крещения руси

В этот день огромное количество верующих приходят в православные храмы. Древней традицией остается Крещенская Иордань, ее заранее подготавливают к празднику, на водах Иордани совершается Великое освящение воды и проходят купания.

Водосвятный перезвон - поочерёдные удары от большого колокола к малому по 7 ударов в каждый колокол. Этот звон совершается только на праздник Крещения и в день Крещенского сочельника, во время Великого освящения воды. Звон исполняется неспешно и происходит во время погружения Креста.

До нас дошло 2 варианта исполнения данного звона.

В первом варианте колокола звучат по 7 раз обычным образом. Звонарь сначала ударяет 7 ударов в большой колокол, затем 7 ударов в колокол поменьше, и так далее: 1-2-3-4-5-6-7-1-2-3-4-5-6-7…

Второй вариант основан на ростовской традиции звона, колокола звучат с пересечками. Звонарь ударяет 4 раза в большой колокол, затем на «и» вступает меньший колокол и следующие 3 удара колокола звучат поочередно, далее остается тот самый меньший колокол, который совершает свои 4 удара, затем вступает меньший на «и» и так далее: 1-2-3-4и5и6и71-2-3-4и5и6и71-2-3-4…

Остальные звоны в эти дни совершаются в соответствии с Уставом: на Всенощном бдении и на Литургии трезвоны исполняются с большим праздничным колоколом.

На Всенощном Бдении - звоны двунадесятого праздника.

К Литургии : за 10 минут до начала - благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в праздничный колокол, затем трезвон с праздничным колоколом.
На «Достойно есть» : во время Евхаристического канона (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей…») - 12 ударов в праздничный колокол.
Освящение воды : во время погружения Креста - водосвятный перезвон (по 7 ударов в каждый колокол).
По окончании Литургии : трезвон с праздничным колоколом.

Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма.

История колокола начиналась с била (доска, обитая железом или плоская металлическая отливка, издающая при ударе низкий гудящий звук).

Впервые колокола появились в Западной Европе в конце IV или начале V века. Родиной христианских колоколов считается итальянский город Нола в провинции Кампана. По преданию епископ этого города святой Понтий Мироний Павлин Милостивый, возвращаясь однажды домой, прилег отдохнуть на поле, поросшем колокольчиками. Во сне он увидел ангелов, раскачивающих колокольчики, которые издавали нежные звуки, похожие на ангельское пение. Вернувшись домой, святой Павлин приказал мастерам отлить копию полевого цветка. Отлитый колокол издавал звук, похожий на глас Божий, звон.

В России колокола появились почти одновременно с принятием христианства св. Владимиром в 988 году (X век).

Самые маленькие колокола — зазвонные или трельные. Каждый из них весит до пуда (16 кг). Самые большие — благовесты или басовые колокола. Они могут весить около центнера (100 кг) и даже больше. Самым большим колоколом в мире является Царь-колокол. Общий вес колокола 12,327 пудов или 200 тонн, диаметр — 6 м 60 см.

Колокольный церковный звон употребляется для того, чтобы созвать верующих к богослужению, выражать торжество Церкви, возвещать о совершении важных частей богослужений. Например, при освящении воды на Крещение используют водосвятный перезвон, производимый от больших колоколов к меньшим, и символизирующий посылку на землю Сына Господня. Погребальный перебор, звон по усопшему, в отличие от водосвятного перезвона, ведется от колоколов малых размеров к большим.

Колокола развешиваются на особой башне, именуемой колокольней или звонницею, которая строится над входом в храм или же рядом с храмом.

Православный колокольный звон служит выражением радости, грусти и торжества. Отсюда появляются различные виды звона, и каждый имеет свое название и значение. Например, благовест, трезвон, перезвон, перебор. Широко используемое на бытовом уровне слово «трезвон» имеет «колокольную» основу и означает звон во все колокола. Помимо всего этого, колокольный звон способен также разрушить болезненную среду, в которой развиваются вирусы. Например, вирусы гриппа, желтухи и другие гибнут, не выдержав колокольной терапии.

Материал страницы подготовили юниоры:
Ю. ФИЛИМОНОВА, Ю. ЛЕВУШКИНА, К. ТРИФОНОВА, М. ШАЛАШОВА, А. АНДРИЯНОВА

Источник: газета «Православный Болгар», №10 (117), октябрь 2010

Колокольные звоны Татарстанской митрополии

Вы можете прослушать и скачать записи колокольных звонов храмов Татарстанской митрополии.


Свято-Успенский женский монастырь, Зилантова гора, г. Казань

Храм свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии г. Казани

Покровский собор г. Елабуги

Свято-Введенский Кизический мужской монастырь г.Казани

Храм св. прпмц. Евдокии г. Казани

… Это было давно. Как-то, на детской площадке в поселке Кузнечики, я услышала от мамочек о хорошей подготовке к школе в группе раннего развития детей. Мне очень захотелось определить сына в эту группу, и мы с мужем встретились с Илоной Станиславовной и стали просить её взять нас. Она предупредила, что будет продолжать работу уже в Воскресной школе при храме Успения Пресвятой Богородицы в Щапово. «Куда Вы, туда и мы» — был наш ответ.

Надо сказать, что тогда семья наша была далека от веры. Освятить яйца и куличи на Пасху — вот и все походы в Церковь. Но начались новые времена. На занятиях в Воскресной школе всё было внове. Мы записывали слова молитвы в блокнот и учили с сынишкой вместе. А как непросто было выстоять в храме «целых» 40 минут до причастия! Ведь мы приходили даже не к началу службы.

Вспоминается здание старой Воскресной школы. Как мы помещались там, как умудрялись проводить праздники в маленькой комнатке- классе! Но всё было с такой любовью, такой искренностью, что хотелось приходить туда снова и снова.

Со всеми мамами мы до сих пор в отличных отношениях, поддерживаем друг друга, советуемся по многим вопросам. А наш педагог — Илона Станиславовна — это солнышко Воскресной школы. Она учила и учит наших детей добру, пониманию, взаимовыручке, любви. И на все наши, взрослые, вопросы она отвечает, находит подход ко всем.

Репетиции наших праздников — это отдельный творческий процесс. Ведь подготовить сценарий праздника, обдумать все тонкости — это лишь часть огромного айсберга, вся сложность скрыта от глаз зрителей: собрать всех участников, промотивировать взрослых участвовать в спектакле, сделать костюмы, придумать весёлые игры, потешки и так далее. И при этом — чтобы детки не устали, чтобы было здорово…

Так, постепенно, вместе со старшим сыном, мы приходили в храм. Когда ему исполнилось семь лет — готовились вместе к исповеди. Сейчас трое моих деток учатся в Воскресной школе, старший уже участвовал в службе — читал и пел с хором. Теперь больше учителей работают с нашими детками. Воскресная школа стала частью нашей жизни.

Хочется от всей души поблагодарить отца Георгия за доступность этого обучения всем желающим. И огромный благодарственный поклон Илоне Станиславовне за её поистине титанический труд. Дай им Бог крепкого здоровья и многая благая лета!

Вот уже десятый год, как я хожу в наш Успенский храм… В первый раз я появилась в нем, что называется, за компанию с моей двоюродной сестрой. Тогда, на протяжении всей службы (казалось, она была бесконечной), я, вся измаявшись, думала только о том, когда же она закончится. А выйдя из храма, ничего в себе не почувствовала. Решила, что еще не время, что приду снова, когда по-настоящему потребует моя душа.

Прошли года, я стала мамой. Своего первенца мы крестили только в три года. И осмысления того, для чего это нужно, не было – все крестят, вот и мы тоже. Старшему сыну шел четвертый год, когда у нас родилась дочь. По Божьему провидению, а по другому я не могу это объяснить, я узнала от новой знакомой о Воскресной школе при нашем храме Успения Пресвятой Богородицы. Подумала, что это очень кстати. Ребенок подготовится к школе, ведь у меня совершенно не стало на него времени — дочка была очень капризная, приходилось все время быть с ней. А сын тем временем гулял во дворе со старшими друзьями и, как следствие, начал ругаться матом…

Помню, пришла поинтересоваться, как можно записаться в школу. На территории храма никого не было. И вот выходит матушка Мария (ныне покойная — Царствие ей Небесное!), такая спокойная, добродушная и говорит: «Ты приходи в конце лета, Илона Станиславовна возьмет ребенка, обязательно возьмет, она всех берет».

С сентября 2006 года у меня началась новая жизнь. Так незаметно, как-то естественно я со своими детьми начала посещать храм. Сначала причащала только детей. Так было заведено, в двунадесятые праздники дети из Воскресной школы шли на причастие. А потом стала причащаться и сама. Это совершенно другое состояние души. Прекрасно, когда ты чувствуешь потребность и когда у тебя есть возможность прийти в храм!

Со временем Воскресная школа стала нашим вторым домом, а все мы друг для друга стали одной большой семьей. Очень важно понимать, что в любой, даже самой сложной жизненной ситуации есть на кого положиться. А еще я открыла в себе актерские способности. Ведь в школе мы готовим спектакли для детей. Когда ты устала от бесконечных житейских забот, приходишь на репетицию, видишь там своих, уже таких близких, людей, то отвлекаешься, приходишь в норму и ощущаешь, что всё в порядке. А на празднике после спектакля — радостные лица детей и добрейшее, счастливое лицо нашего батюшки Георгия.

Сейчас у меня четверо детей, я живу в другом месте, хожу в другой храм, но при всякой возможности еду с детьми в Щапово, в храм Успения Пресвятой Богородицы, ставший для меня началом новой, духовной, светлой жизни, моим спасением и душевной радостью.

От всей души желаю нашему приходу и отцу Георгию, нашему доброму и терпеливому наставнику, многая и благая лета.

… Ровно десять лет назад в Кленовском Доме культуры был объявлен набор детей для подготовки их к школе. Одним из инициаторов была педагог из Щапово — Илона Станиславовна Симакова. Группа, к сожалению, не набралась, но я твердо решила, что буду возить своего пятилетнего сына Мишу на занятия в Щаповский ДК.

На первом родительском собрании Илона Станиславовна сообщила, что занятия с детьми будут проходить на базе Воскресной школы при Успенском храме, где, наряду с основными предметами, она будет знакомить наших малышей с Законом Божьим и основами православной веры. Насколько я помню, родителей это не смутило, а меня так даже и обрадовало. Сама я в то время была не то что невоцерковленным человеком, а, мягко говоря, «полная темнота». Вот и подумала, что хоть кто-то расскажет и познакомит моего ребенка с «этой наукой».

Скажу сразу: мой сын просто влюбился в Илону Станиславовну. Он говорил, что она, как мама, – добрая и внимательная. Всегда с нетерпением ждал дня занятий и с радостью собирался в дорогу. В те времена у нас был малюсенький класс в одноэтажном здании при храме. Но что удивительно: в нем умудрялись проводить и занятия, и репетиции, и спектакли! Сейчас, спустя столько лет, я, просматривая старые фотографии, не перестаю удивляться: как это было возможно?..

В Воскресной школе мы жили одной большой и дружной семьей, все родители были вовлечены в эту жизнь: кто-то готовил еду, кто-то шил костюмы, кто-то убирался и мыл посуду, кто-то ксерокопировал учебные материалы, кто-то договаривался о паломнических поездках. А самое главное — мы все были, что называется, «в духе Божьем» — всё делалось с молитвой и словом Господа. Мы все понимали, что наше спасение среди всепоглощающего мира – только здесь, при храме.

Потихоньку воцерковлялась и я. Как маленький ребенок, «училась ходить». Я почувствовала, в буквальном смысле слова, информационный голод, который нужно было срочно утолять. Стала читать православную литературу. Господь посылал мне верующих людей, которые могли ответить на мои вопросы, я слушала лекции, посещала святые места. Если раньше слово «батюшка» ассоциировалось у меня со сказкой «Аленький цветочек», то теперь я старалась брать благословение у батюшки на начинание любого важного дела. Я приобретала не только знания. Полностью менялась моя жизнь. Воистину, Господь из камней себе детей делает…

Мальчик мой подрастал, делился тем, что узнавал в школе, пересказывал интересные истории Ветхого и Нового заветов. Я училась вместе с ним. Незаметно пролетели два года, встал вопрос – куда пойти учиться. Написали заявление в Подольский лицей № 26, ждали приглашения на тестирование. Одновременно я поинтересовалась у Илоны Станиславовны, не знает ли она хорошую, «сильную» школу. Она ответила, что такая школа есть в Плёсково, плюс ко всему она православная. Однако поступить туда очень сложно — серьезный конкурсный отбор среди детей, беседа с родителями.

Для нашей двуязычной семьи, где папа – мусульманин, это будет очень непросто. Батюшка благословил нас, ведь для Бога ничего невозможного нет, и мы решили попробовать поступить и туда. Не хочу быть многословной, скажу только, что уже после первого тура педагоги мне сказали, что у мальчика хорошая подготовка. В итоге – он поступили и в Плёсково, и хорошо сдал тестирование в Подольский лицей. Выбирать мы, конечно же, не стали и с великой радостью приняли подарок от Господа.

Хочу сказать еще об одном. До прихода в Воскресную школу (считаю, что я тоже, как и мой сын, именно пришла туда) я была убежденной сторонницей одного ребенка в семье, которому надо дать достойное образование и воспитание. В общем, голова была забита стандартными эгоистичными мыслями человека, воспитанного пионерией и комсомолом, — и это несмотря на то, что сама я росла в многодетной семье.

Только здесь, в Воскресной школе, я увидела воочию радость многодетных семей, поняла истинную ценность семьи и предназначение матери. В 2008 году в возрасте 33-х лет у меня родился второй сын. Ровно через год у Илоны Станиславовны родилась третья дочка. Наши дети родились в один день – 20 мая.

Миша, старший, посещал теперь Воскресную школу не два раза в день, как дошкольник, а по субботам, всё в том же маленьком классе старого здания. И только в 2009 году, с помощью Божьей, было восстановлено новое двухэтажное здание: от простора и красоты захватывало дух! Наша большая семья увеличивалась с каждым годом, теперь деткам было не тесно. Младшего сына, Матвея, я стала привозить в школу с трех лет. Он шел той же дорогой, что и старший. Те родители, чьи первенцы учились в Воскресной школе, теперь тоже привозили и вторых, и третьих детей. И вот пришло время выпускного дошкольного отделения, впереди – поступление в общеобразовательную школу. Пытаемся, с благословения батюшки, снова в Плёсково. Не так легко, как в случае с Мишей, но – поступили! Дивны дела, Твои, Господи, и большая и искренняя благодарность моему мужу. Христианином он, к сожалению, не стал, но все 22 года совместной жизни он мой единомышленник, замечательный муж и отец.

Минуло уже десять лет, а мы с другими родителями до сих пор вспоминаем, как всё у нас тогда начиналось, какими были мы, наши дети… Когда мы собираемся вместе, то и дело звучат фразы: «а помнишь, как мы смотрели спектакль, стоя в дверях?..», «а помнишь, какая у нас была маленькая и уютная трапезная?..», «а помнишь, как мой на уроке сказал, что побежденный бес превращается в грязную вонючую лужу?..», «а помнишь, как приезжала съемочная группа с телевидения и снимала фильм о мерной иконе с участием наших детей?..». Таких бесконечных «а помнишь» нам хватит на всю жизнь, потому что как раз они стали тем мощным фундаментом, на котором происходило наше воцерковление.

Моя жизнь разделилась на две половины: до прихода в Щапово и после. Сейчас я, волею Божьей, учу детишек основам православной веры в Кленовской Воскресной школе и посещаю занятия народного хора при храме, иногда батюшка благословляет нас петь на литургии и вечерней службе. Вне храма, без молитвы я своей жизни не представляю и бесконечно хвалю и славлю Господа за то, что он десять лет назад открыл мне и моей семье дорогу к спасению, отправной точкой в которой стали Щаповская Воскресная школа и замечательный, отзывчивый и искренний человек – Илона Станиславовна.

Марина Холмуродова, Кленово

Колокольный звон называют “молитвой без слов”, о нем недаром сложено столько стихов и песен. Русская Православная Церковь у многих ассоциируется именно с колокольным звоном. Мало кто знает, что существует несколько разновидностей колокольного звона:

  • благовест;
  • обычный колокольный звон.

Благовест тоже бывает двух видов видов:

  1. обыкновенный или частый;
  2. постный или редкий.

Обычный колокольный звон делится на:

  • трезвон (этот колокольный звон считается праздничным, ликующим);
  • двузвон;
  • перезвон (этот тип колокольного звона используют перед особо важными богослужениями, подчеркивая их значимость);
  • перебор (погребальный звон, который выражает всю скорбь человеческой кончины, символизирует нашу земную жизнь).

Всем известно, что в православном богослужении не используются музыкальные инструменты, почему же тогда колокольный звон так прочно ассоциируется именно с православными храмами? Колокола, как ни странно, появились на Руси из Западной Европы. Колокольный звон известен человеку с бронзового века, небольшие колокольчики встречались в Индии, в Египте, в Китае. В Церковь колокольный звон пришел не сразу. Впервые колокола появились в храме, потому что людей надо было каким-то образом созывать на богослужение. Именно благодаря этому появился колокольный звон, который получил название благовест. Благовест звонят за 15 минут до службы. В монастырях за 30 минут. Во имя Святой Троицы бьют три удара в большой колокол. Каждый колокол имеет свой тон. Особым мастерством звонаря считается способность выразить суть грядущего богослужения в этих трех ударах. Скорбное, радостное или будничное, каждый раз звонарь может по-разному звонить в один и тот же колокол, хотя колокола не настраиваются, как рояль. Тем не менее, они остаются полноценными музыкальными инструментами, именно благодаря им рождается колокольный звон.

Кроме того, существует искусство отливать колокола, которое тоже требует особых навыков и таланта.

Если в Ветхом Завете для этого использовались трубы, то в христианские храмы созвали именно колокольным звоном. Во времена гонений на христиан было невозможно использовать такие громкие инструменты, как трубы. В самом начале IV века император Константин Великий пытался вернуть для благовеста трубы, но эта традиция так и не прижилась. Зато колокольный звон постепенно вошел в церковное употребление. В начале VII века это стало распространенной традицией. Родина колоколов – Западная Европа, на Востоке колокольный звон сначала не получил особого признания.

Со времен Крещения Руси, после 988 года колокольный звон стал появляться на нашей территории. Первые документальные свидетельства о колоколах на Руси относятся к 1066 году. Колокола в те времена стоили очень дорого, их часто захватывали завоеватели в качестве военных трофеев. Постепенно на Руси появилось собственное колоколитейное искусство.

Очищение и исцеление колокольным звоном

Колокольный звон, изначально призванный приглашать людей к богослужению, стал музыкальным украшением церковной жизни. Теперь колокольный звон и его разновидности возвещают о церковных праздниках, и это – еще одна важная функция колокольного звона, ведь в обычные дни колокола звонят по-другому.

В современном мире у колокольного звона три основных функции:

  1. Сигнальная;
  2. Оповещение о важной части богослужения;
  3. Выражение торжества Церкви.

Колокольный звон создает особую атмосферу в храме, помогает верующим достигнуть особого молитвенного состояния, отвлечься от житейских проблем и мысленно устремиться к Богу, сосредоточиться на общении с Ним. Наряду с этим существует множество теории, утверждающих, что колокольный звон может оказаться полезным для:

  • Излечения от недугов;
  • Изгнания злых духов;
  • Помогает при астме и других заболеваниях дыхательных путей, потому что убивает болезнетворные микроорганизмы в округе.

Православные верующие знают много случаев исцеления по молитве и других православных чудес, но к применению колокольного звона в качестве “лекарственного средства” следует все же относиться с осторожностью. У колокольного звона в Церкви совершенно другая функция и все рецепты, которые советуют изгонять болезни и грехи с помощью колокольного звона – не более, чем суеверия.

Задача колокольного звона – призвать верующих к молитве, укрепить их молитвенный настрой и проводить их колокольным звоном, чтобы они не потеряли особое состояние, которое появляется после богослужения в храм.

Многие храмы в Пасхальную седмицу позволяют всем желающим подняться на колокольню и звонить в церковные колокола, чтобы полноценно разделить вместе радость Пасхи. Благодаря этой традиции многие начали свое служение Богу в качестве звонарей. Главное чудо колокольного звона состоит не в исцелении физических недугов, а в способствовании тому, чтобы человек вознес свое сердце к Небу, забыл, благодаря этим прекрасным звукам проблемы обычной жизни и искренне молился о грядущей вечной жизни. В определенном смысле колокольный звон помогает очистить душу человека. Для исцеления от болезней лучше всего обратиться к врачу, ведь именно руками врачей здесь, на земле, Господь порой исцеляет человека от самых тяжелых недугов. Конечно, молитвы в храме, где все так не похоже на обычную будничную обстановку, разговор с Господом под звуки колокольного звона, – это естественно для верующего человека. Ведь, если бы Господь не помогал людям исцелиться, не было бы многочисленных свидетельств этому в Библии, не существовало бы молитв о здравии и чудес исцеления даже в самых, казалось бы, безнадежных случаях.

Научиться колокольному звону сейчас можно в специальных школах звонарей. На приходах обычно всегда требуются хорошие звонари, поэтому желающие могут пройти обучение в такой школе. Миф о том, что звонари часто глохнут не имеет под собой никаких оснований. В современном мире существует много способов защитить слух даже для тех, кто сам звонит в колокола и слышит колокольный звон особенно громко.