Когда была создана мини юбка. История появления первой мини-юбки. Символ молодежной культуры

Это сегодня длина юбки меняется в зависимости от модных веяний каждый сезон, а раньше дизайнеры вели борьбу за каждый сантиметр. Мини-юбки считались униформой феминистического движения и символом сексуальной революции, прорывом в дизайне и вызовом общественному мнению.

Историки моды до сих пор спорят о том, когда появилась мини-юбка, и кто был ее автором. В своей современной интерпретации эта модель была представлена публике в 1960-х. За право считаться инноваторами борются француз Андре Курреж и англичанка Мэри Куант, практически одновременно представившие короткие юбки в своих коллекциях.

Однако, строго говоря, назвать Куррежа или Куант изобретателями новой модели нельзя. На самом деле, появилась мини-юбка гораздо раньше. Предлагаем немного вспомнить историю!

5400-4700 до н.э.: Да, не удивляйтесь, первые упоминания мини-юбок появились еще задолго до того, как люди вообще придумали названия для разных видов одежды. Например, в Египте в коротких юбках выступали гимнастки. Об этом свидетельствуют обнаруженные археологами фрески.

1920-е годы: в следующий раз мини-юбки вернулись в поле зрения лишь несколько тысяч лет спустя. Однако в начале XX века они были предназначены исключительно для занятий спортом или танцев. Появляться в подобных моделях на публике считалось неприемлемым, но всемирно-известную танцовщицу того времени Жозефин Беккер это не смущало. Она примеряла откровенные наряды и на сцене, и в жизни. Самый знаменитый пример – юбка из бананов, в которой она выступала на сцене легендарного варьете «Фоли-Бержер» в Париже .

1950-е годы: в середине века увидеть на улице девушку в короткой юбке было по-прежнему невозможно, зато мини впервые появились на экране – в научно-фантастических фильмах «Полет на Марс» и «Запретная планета».

Кадр из фильма "Запретная планета"

Кадр из фильма "Полет на Марс"

Первая половина 1960-х годов: именно эта декада считается официальной точкой отсчета в истории мини-юбки в ее современной интерпретации. Пионерами движения за освобождение женщин от одежды, надежно скрывающей ноги, стали француз Андре Курреж и англичанка Мэри Куант. Победу в этой борьбе одержала Куант – и с тех пор именно свингующий Лондон считается родиной мини. Британский дизайнер совместно с мужем владела бутиком Bazaar в районе Челси – перед его дверьми и выстраивались в очереди местные бунтарки, желающие приобрести новый культовый предмет гардероба, который еще несколько лет считался возмутительной дерзостью. Кстати, по легенде свое название мини-юбка получила в честь модели авто, принадлежащего Куант. Главным символом эпохи мини стала супермодель Твигги .

Вторая половина 1960-х годов: если еще в 1965 году появление модели Джин Шримптон в юбке выше колен и без чулок на скачках в Мельбурне стало причиной настоящего скандала, то уже в 1968 году Джекки Кеннеди выбрала мини в качестве свадебного наряда, отправляясь под венец с Аристотелем Онассисом. Короткие платья и юбки стали повсеместным явлением – их можно было увидеть и в знаменитой коллекции Ив Сен-Лорана Mondrian, и в космических фантазиях Пако Роббана.


1970-е годы были не лучшим периодом в истории мини-юбки. Эта модель постепенно была смещена с модного пьедестала, и только солистка группы Blondie Дэбби Хэрри не позволяла забыть о некогда популярном предмете гардероба, регулярно появляясь в коротких юбках на сцене.


1980-е годы: в это десятилетие мини стали ассоциироваться, в первую очередь, с униформой девочек-чирлидеров. Еще один знаковый момент декады – появление бунтарки Мадонны на сцене церемонии MTV Video Music Awards в коротком свадебном платье.

1990-е годы: пожалуй, подобной популярности мини-юбки не переживали со времен своей «золотой эпохи», пришедшейся на 1960-е. Кто бы мог подумать, что женщины по всему миру будут восхищаться образом лос-анджелесской проститутки? Но героине фильма «Красотка» в исполнении Джулии Робертс в ультра-мини и ботфортах удалось стать примером для подражания. Несколько лет спустя тренд подхватили новые кумиры молодежи – поп-звезды. Образ Бритни Спирс в школьной юбочке в складку еще долго бередил умы молодых людей по всему миру.

Когда-то порядочная женщина и подумать не смела о том, чтобы показать хотя бы щиколотки ног. Юбки были тяжелыми, длинными, со множеством складок и оборок. Впрочем, знатные дамы могли себе позволить величественно и неспешно передвигаться в своих нарядах. Девушкам из простонародья нужно было преуспевать в хлопотах, а значит их юбки были несколько короче и проще по покрою.

Но 1920-е годы заставили женщин пересмотреть свои принципы и начать носить прямые юбки без всяких оборок, длиной до середины икры: Первая Мировая Война нанесла такой удар экономике, что на юбки прежней длины и роскоши попросту не было денег. Экономить нужно было все, в том числе и ткань. Но до мини было еще далеко.

Впервые мини-юбка появилась на киноэкране в 1956-м году. Актриса Энн Фрэнсис в фильме “Запретная планета” откровенно продемонстрировала красоту своих ног. Но, разумеется, этого было недостаточно, чтобы мини вошло в моду. Тут уж без вмешательства дерзких и решительных модельеров обойтись было никак нельзя!

Родоначальники мини

Первенство в создании мини-юбки делят между собой Мэри Куант и Андрэ Курреж. Но они следовали разными - если не совершенно противоположенными путями. В коллекциях Куррежа мини появилось в 1961-м году. Но его модели не могли появиться в гардеробах простых горожанок хотя бы потому, что Курреж был представителем “высокой моды” и приверженцем стиля авангард.

С Мэри Куант все вышло совсем иначе. Эта молодая и очаровательная девушка-дизайнер держала магазинчик одежды для лондонской молодежи, и умела точно предугадать, в чем нуждаются ее клиенты. Идею мини-юбки, по словам Мэри, подсказала ей подруга, укоротившая домашнюю юбку так, чтобы в ней удобнее было делать уборку. Дизайнер заметила, что такая длина совершенно не стесняет движений, и должна быть очень удобна для повседневной носки. В 1962-м году юбки и платья длины “мини” появились в магазине Мэри, и были восторженно приняты молодежью, а старшее поколение повергли в шок. “Безобразие! Как можно носить юбку, на которую ткани требуется меньше, чем на носовой платок!” - возмущались блюстители приличий. Многие дизайнеры, в том числе, Коко Шанель, тоже считали эту длину недопустимой. По словам Шанель - колени следовало прятать, как “самую безобразную часть женского тела”. Но молодежь продолжала укорачивать юбки и платья. Эту волну было уже не остановить!

Позже Мэри призналась, что историю с подругой - любительницей уборки, она придумала сама, чтобы ее идея не выглядела слишком вызывающе. На самом деле, она просто интуитивно поняла, что ее покупательницы - молодые, не боящиеся привлекать к себе внимание девушки - давно хотели бы носить одежду покороче.

Мини завоевывает мир

Конечно, первыми поклонницами мини стали девушки из простых семей. Светские дамы продолжали придерживаться старых традиций. Но в 1965-м году, на скачках в Мельбурне, среди утонченных леди в шляпках и перчатках, появилась манекенщица Джин Шримптон в простом белом мини-платье. И это заставило девушек из знатных семей несколько пересмотреть свои вкусы в одежде.

Стоит заметить, что мини тех времен было длиннее, чем мы привыкли себе представлять - всего на 10 см выше колена. Эта длина до сих пор считается классической для мини.

В Советский Союз мини пришло благодаря Вячеславу Зайцеву, который первым осмелился включить эту длину в свои коллекции.

в 1970-х интерес к мини угас, и в моду снова вошли длинные юбки. Но в 1980-м мини снова вернулось на подиумы и на улицы городов, ведь мода циклична - ничто в ней не пропадает бесследно, а лишь возвращается каждый раз в обновленной форме.

Для меня уже много лет подряд железобетонной приметой прихода настоящей весны является отнюдь не таяние снега, не услужливо подсовываемое «Яндексом» «увидел грача – весну встречай», а депортация осточертевших за зиму джинсов на верхнюю полку шкафа и извлечение на свет пачки мини-юбок.

Причем самое интересное, как только в мою голову приходит эта абсолютно эксклюзивная и конгениальная мысль, весь город, будто сговорившись устроить гигантский флешмоб, переодевается в эту самую сногсшибательно сексапильную одежку. И понимаешь: вот она – ВЕСНА. А в этом заснеженно-завьюженном марте я дала слово одному очень хорошему человеку устроить приход весны к началу апреля. Так что вы дочитывайте, а я пошла доставать мини-юбку.

Существует несколько историй рождения мини-юбки. Одна приписывает авторство французскому модельеру Андре Куррежу , но мне лично больше нравится другая, которая связывает мини с именем англичанки Мэри Куант . Согласно ей, однажды модистка Мэри пришла в гости к своей подруге Линде Квайзен без преду­преждения, а та в это время занималась уборкой в весьма шокирующем виде: вместо того чтобы подоткнуть подол юбки за пояс, как это делали всегда, девушка укоротила ее до абсолютно неприличной длины – так, по ее словам, одежка не стесняла движений. Уже через неделю Куант продавала новые юбки в своем магазине Bazaar, и они расходились со свистом. В 1963 году в Лондоне прошло представление первой коллекции мини-юбок Мэри Куант, покорившей Великобританию, а спустя два года и Америку. Мэри Куант организовала весьма своеобразный показ мини в Нью-Йорке: модели, сойдя с подиума, отправились прямиком на Бродвей. Движение в городе было парализовано. Мини заполонили улицы, но официально были признаны лишь спустя год, когда вдова Кеннеди и признанная икона стиля Жаклин Онассис появилась на публике в мини.

В 1966 году Мэри Куант была объявлена женщиной года и награждена орденом Британской империи за развитие легкой промышленности и увеличение экспорта. Но есть и более пикантная версия получения награды: говорили, что благодаря мини-юбкам в Англии значительно повысилась рождаемость.

Конечно, не все шло гладко. Многие госучреждения запрещали своим сотрудницам носить мини, Ватикан объявил мини-юбки бесстыдством и порождением дьявола, и даже великая Коко Шанель заявила: «Колени – самая безобразная часть женского тела, их надо прятать!» Но справедливости ради нужно заметить, что в 1983 году, когда креативным директором дома Chanel стал Карл Лагерфельд , он в первой же коллекции нарушил табу Великой Мадемуазель – отныне к классическим жакетам Chanel предлагались коротенькие юбочки.

Как бы то ни было, мини в шестидесятые прочно вошли в нашу жизнь и, похоже, уходить не собираются, чему лично я откровенно рада. Ведь короткая юбка – одна из самых сексапильных вещей женского гардероба. И что бы ни говорили психологи о соблазнительности и недосказанности наглухо закрытой одежды, не встречала ни одного мужика, который не обернулся бы на девушку с точеной фигуркой, в короткой юбке.

Наталья Ванденко.

25 декабря 2009, 16:57

В 1965 году эта 28-летняя модистка, владелица лондонского магазина одежды Bazaar в Челси вывесила в витрине юбки, длина которых на 10 см не доходила до колена (и это классическая длина мини). Позже Куант рассказывала, как именно была придумана такая юбка. Оказывается, мини-юбка была изобретена в процессе домашней уборки. Подружка Мэри Куант мыла полы, и чтобы подол не мешал работе, она обрезала его ножницами. Обрезанную юбку увидела Мэри Куант и выставила такие же в магазине. Мини-юбки были раскуплены за один день. Как утверждает Куант, мини получила название в честь культового автомобиля эпохи - Mini Cooper. Красивые легенды были нужны Куант потому, что на изобретение мини претендовал французский дизайнер Андре Курреж. На Лондонской неделе моды в 1964 году модельер представил коллекцию haute couture, в которую входили юбки длиной чуть выше колена. Однако одежда Андре Куррежа была рассчитана на состоятельных клиенток, в то время как мини Куант носила молодежь - многочисленные подружки английских "модов" (так называли пижонов из рабочих кварталов) и их противников рокеров выбирали мини Куант. Именно Мэри Куант, написавшая в 1966 году книгу о том, как она изобрела мини-моду, спровоцировала невероятный интерес к мини в мире. Завоевание Америки произошло спустя два года. В 1965 году Мэри Куант организовала показ коллекции мини-моделей в Нью-Йорке. После показа коллекции Куант со своими манекенщицами, которые не стали менять наряд, продолжили демонстрацию новинок на Бродвее, устроив непринужденную прогулку по городу. Но официальный статус в США мини-юбки приобрели только спустя год, когда вдова Кеннеди, Жаклин Онассис, главная икона стиля 60-х, женщина, имеющая мало общего с молодежным бунтом, появилась на публике в откровенном мини . Жаклин Кеннеди была обладательницей точеной фигурки со стройными ногами, и мини-юбка подходила ей как нельзя лучше. После этого New York Times вынесла свой вердикт: "Будущее мини обеспечено!" В 60-х годах в мире моды творилось что-то необъяснимое. Новая тенденция касалась даже таких особ, которым на моду не положено обращать никакого внимания. Так в 1966 году мир с удивлением заметил, что длина юбок британской королевы Елизаветы II тоже подверглись укорачиванию. Внимание британского монарха к новой волне в мире моды не ограничилось только изменением королевского гардероба, и в том же году Мэри Куант была отмечена орденом Британской империи за развитие экспорта и легкой промышленности и была объявлена в Великобритании "женщиной года". Хотя существует мнение, что Куант получила свою награду, прежде всего за то, что благодаря популяризации мини в Великобритании резко подскочила рождаемость. Благодаря мини на свет появился и абсолютно новый тип красоты, один из самих экстравагантных в XX веке. Новые модели одежды требовали абсолютной стройности и идеальных длинных ног. Классический женский силуэт с плавными формами был объявлен вне закона, а в моду вошли привычные в наше время модели с “щуплым” телосложением и тоненькими ножками-ручками. На смену голливудскому секс-символу Мэрилин Монро пришла шестнадцатилетняя англичанка Лесли Хорнби, прозванная Твигги (англ. - веточка, стебелек), которая при росте 167 см весила всего 43 кг. Ее объемы "80-55-80" в то время считались классическими. Твигги стала первой в истории настоящей топ-моделью, популярности которой могли позавидовать большинство кинозвезд. В 1966 году Твигги была названа "Лицом года", а ее образ: огромные глаза с наклеенными ресницами, обведенные черными тенями, стали образцом нового макияжа. Безумие под названием "Твигги" продолжалось три года. Для десятков тысяч молодых девушек она стала идолом. Мастера высокой моды Парижа также были неравнодушны к мини. Так Андре Курреж и Пьер Карден, которым многие приписывают авторство мини наравне с Мэри Куант, постоянно занимались совершенствованием покроя мини, добавляя складки, карманы, ремешки и прочие детали, внося разнообразие и создавая ультрамодные оттенки нового стиля. Андре Курреж впервые предложил женщинам мини-пальто и платья из искусственной кожи, вязанные и кружевные колготки, а также бескаблучные сапоги до колен. А Пьер Карден развил новаторские идеи Куррежа и предложил к мини высокие облегающие ногу до бедра сапоги-чулки. Пик моды на мини пришелся на 1967 год. В мини-юбках с удовольствием позировали звезды кино. Мини-одежду взяли на вооружение феминистки, считавшие, что эта одежда освобождает закрепощенных предрассудками женщин. Модельеры укоротили и без того короткую мини-юбку до формата ультрамини. Со временем стал меняться и образ обладательниц мини одежды. С начала 60-х прошло уже несколько десятилетий. Мини не раз переживала бум моды. Миллионы молоденьких девушек уже не подозревают о существовании Мэри Куант и Андре Куррежа. Но это не мешает им носить мини-юбки, считая их лучшей одеждой. Мы все уже привыкли к математическим стандартам красоты “грудь-талия-бедра”, но мало кто знает, что они появились благодаря мини. Мини-юбка окончательно отменила чулки на резинке, введя моду на колготки. Но в отличие от всех остальных открытий, только мини удалось из просто модной одежды превратиться в общественно важную вещь, добавив в наш мир красоту и новые краски, которые не поблекли до сих пор.

На днях в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен ушел из жизни Андре Курреж (André Courrèges) — один из создателей любимой всем юбки «мини».

Всего 50 лет назад короткая юбка вызвала революцию в мире моды и стала символом поколения.Сегодня длина юбки может быть какой угодно, но раньше дизайнерам приходилось воевать за каждый сантиметр.

В нашей статье мы расскажем, как легендарный предмет одежды дошел до наших дней и стал просто необходим в женском гардеробе.

5400-4700 гг. до н. э.

Само собой, короткую одежду представительницы прекрасного пола носили и до 1960-х. Первые упоминания о мини-юбках относятся к древнему Египту: это была одежда для спорта. В древнекитайских летописях изображены женщины в коротких юбках, занятые домашними делами.

1920-е

В начале прошлого века общество было достаточно консервативно и принимало короткую одежду исключительно для занятий спортом и танцами.

Но, чтобы завлекать публику, актрисы и танцовщицы не только выступали в коротких платьях, но и появлялись в них на публике. Примером для многих служила танцовщица Жозефин Беккер, которая любила щеголять откровенными нарядами.

1950-е

Несмотря на то, что общество еще не было готово к женщинам в мини-юбках на улицах, эта одежда начала просачиваться на большой экран. Например, женщины в футуристичных фильмах «Полет на Марс» и «Запретная планета» появлялись в кадре в безумно коротких для того времени нарядах.

Первая половина 1960-х

Этот период вошел в историю, как начало защиты прав женщин. Андре Курреж и Мэри Куант открыли миру женские ноги и стали героями. Родиной провокационной юбки выше колена стал свингующий и развязный Лондон. Символом эпохи стала модель Твигги с короткой стрижкой и мальчишеской фигуркой.

Вторая половина 1960-х

Мини-юбка стремительно завоевывала горизонты и сердца женщин. Даже бывшая первая леди Джеки Кеннеди щеголяла в короткой юбке на собственной свадьбе с Аристотелем Онассисом.

Появлялись многочисленные вариации этого предмета одежды. Каждый уважающий себя дизайнер включил в свою коллекцию мини: от Ив Сен-Лорана до Пако Рабана.

1970-е

В следующее десятилетие в моду вошли штаны-клеш, юбки средней длины и развевающиеся платья. Мини-юбки мигрировали на рок-сцену.

1980-е

В 80-х мини-юбка прочно закрепилась в разных сферах жизни: чирлидерши в коротенькой форме поднимали боевой дух спортсменов, в романтических фильмах героини соблазняли противоположный пол стройными ножками, а в музыкальной индустрии мини-юбка стала основой имиджа многих звезд. В своих клипах Мадонна выбирала такие короткие юбки, что иногда они выглядели, как ремни.

1990-е

В 90-х мини-юбка стала не просто популярным предметом одежды, а инструментом маркетинга. Каждая уважающая себя модница старалась скопировать образ Джулии Робертс в «Красотке», а ее ультракороткую юбку и ботфорты во снах видели многие мужчины. Тех же, кто не поддался красотке, окончательно сводила с ума Бритни Спирс, одетая в коротенькую школьную юбочку в складочку в своем легендарном клипе.