Какой азбуке лучше учить ребенка читать. Как научить ребенка запоминать буквы и читать слова и предложения целиком. Важные правила при обучении чтению

В начальной школе учителя часто проводят технику чтения как критерий оценивания умений и успеваемости ребенка. Периодически дети должны читать текст на время. Вначале выбирается отрывок из знакомого произведения, а при последующих проверках дается незнакомый текст.

Техника чтения должна определить сколько слов ребенок читает в минуту и понимает ли он прочитанный текст. При этом также учитывается правильность произношения слов и окончаний, наличие ошибок и повторов.

Соотношение класса и необходимой скорости чтения:

  • 1 класс – минимум 3 слов в минуту;
  • 2 класс – более 50 слов в минуту;
  • 3 класс – от 70 слов;
  • в 4 – начале 5 класса – более 100 слов в минуту;
  • в средней школе – от 120-150 слов в минуту.

Показатель, к которому нужно стремиться – 150-180 слов в минуту. Это при чтении незнакомого текста.

Обучать ребенка быстрому чтению нужно сразу же, как начинаете учить читать вообще. Когда ребенок уже знает все буквы и может читать по слогам, можно начинать выполнять упражнения на увеличение внимания, пополнение словарного запаса и улучшению дикции. Все это поможет освоить скорочтение в дальнейшем.

Сложнее вопрос, когда правильно начинать само обучение чтению. Лучше всего это делать, когда малыш уже умеет говорить, излагая свои мысли логично и в виде небольшого рассказа. Приблизительно это 4-5 лет.

Быстрота чтения влияет на общее развитие ребенка и успеваемость в школе. Для чего может понадобиться умение быстро читать:

  • увеличение словарного запаса;
  • развитие логического, пространственного мышления;
  • скорость чтения непосредственно влияет на количество усваиваемой информации, при высокой скорости чтения воспринимается 80% текста, тогда как при низкой скорости всего 60% и меньше;
  • навыки чтения позволяют лучше усваивать и другие школьные предметы.

Медленное чтение, в том числе и чтение по слогам, не только выступает препятствием в развитии каких-либо возможностей, но и общему успеванию и получению хороших оценок. Низкая скорость имеет и свои причины, устранение которых уже решит половину проблемы:

  1. Низкий уровень памяти. В детстве у ребенка память еще недостаточно хорошо развита. Когда малыш читает 4-5 слово, то он уже не помнит какое было первым. В результате он теряет мысль и не понимает, о чем говорится. Это не только влияет на усвоение материала, но и на интерес к процессу.
  2. Рассеянное внимание. Скорость мыслительных процессов высокая, и при медленном чтении малыш начинает думать о чем-то другом, кроме текста. Он отвлекается, ему становиться скучно и интерес к книгам и обучению пропадает.
  3. Низкий объем оперативного зрения. При чтении текста малыш видит только несколько букв (1-3), а не слово целиком.
  4. Возвратные движения глаз. При чтении ребенок начинает возвращаться глазами к уже прочитанному тексту и перечитывает слово заново.
  5. Слаборазвитый артикуляционный аппарат. В этом случае детям сложно выговаривать слова и из-за этого понижается скорость.
  6. Литература, выбранная не в соответствии с возрастом и запасом знаний ребенка.

С чего начинать обучение

Чтобы научить ребенка скорочтению, нужно:

При быстром чтении человек способен догадываться о следующих словах и продолжении мысли, что значительно повышает скорость. Для развития этого качества важны память, словарный запас, внимание, высокий уровень оперативного зрения, развитое мышление.

Именно их и нужно развивать, просто увеличение прочитываемого текста не поможет повысить показатели.

Как научить быстро читать ребенка дошкольного возраста

Ребенок дошкольного возраста только начинает учиться и ему еще сложно дается этот процесс. Поэтому важно постоянно поддерживать его интерес к процессу и преподносить игры в виде игры и развлечения.

Три игры, которые помогут развить навыки, необходимые для скорочтения:


Методы и упражнения для обучения быстрому чтению детей в 6 и 7 лет

С детьми 6-7 лет можно использовать упражнения посложней. Но не забывайте поддерживать интерес, проводя занятия в виде игры и соревнований.

Кроме разных методик чтения, нужно использовать и различные упражнения:

  1. Улучшение артикуляции. Проговаривайте разные скороговорки, следя за правильностью выполнения. Можно устроить соревнование, и кто лучше справиться получит маленький приз.
  2. Развитие сообразительности. Возьмите лист и напишите пары слов, схожие по написанию и звучанию, но отличающиеся по смыслу и на одну букву, например, кот – пот, лес – вес, сон – тон и т.д. Попросите ребенка найти отличие и объяснить значение каждого слова.
  3. Развитие поля зрения. Возьмите таблицу, для начала ограничьтесь 5 столбцами и 5 строками. В каждую клетку впишите букву или слог. Попросите ребенка прочитать про себя их все, а потом по просьбе назвать их очередность, найти определенную букву или назвать соседнюю букву от заданной. Для увеличения сложности увеличивайте количество букв или используйте слоги.

Программа беглого чтения для детей старше 8 лет

Например, можно написать какое-нибудь длинное слово (алмазный, сельскохозяйственный и др.) и предложить из его букв составить 5 других слов. Постепенно можно усложнять задачу и увеличивая количество слов.

Но предварительно попробуйте составить их сами, чтобы не требовать от ребенка невозможного.

Другие упражнения, развивающие способности для беглого чтения:

  1. Развитие антиципации (предсказывание последующего слова, смысловая догадка). Нужно выписать предложения и в некоторых словах пропустить буквы, а потом попросить ребенка прочитать его, по ходу вставляя недостающие части. Со временем увеличивайте нагрузку убирая целые слоги из слов.
  2. Деформированные предложения. Нужно выписать предложения с нарушенным порядком слов. Например, вместо «Никита пошел в лес за грибами» пишите «Никита за грибами лес пошел в». Сделайте несколько разных карточек, а потом попросите ребенка составить предложения правильно.
  3. Сочинение вслух. Суть упражнения в том, что нужно дать малышу исходную фразу или вопрос и 5-10 минут на обдумывание. А потом он должен высказать свое отношение к проблеме или рассказать придуманную историю. Нужно следить за стройностью и логичностью повествования.

Кроме упражнений, есть еще и ряд методик чтения текста:

  1. «По вершкам». Нужно взять непрозрачную линейку и закрыть нижнюю часть текста. Ребенок должен прочитать текст только по верхней части букв. После того, как такое занятие не будет вызывать затруднений, закрывайте верхнюю часть текста.
  2. Перевертыш. Эта техника выполняется в три этапа. Сначала нужно просто читать текст, потом книга переворачивается на 90 градусов. Через несколько предложений поворачивайте книгу на 180 градусов и слова воспринимаются «вверх тормашками».
  3. Ролевое чтение. Чтение со сменой интонации позволяет лучше вникнуть в его суть и запомнить. Дети в этом случае концентрируются на написанном, а новые слова лучше запоминаются.

Как быстро научить ребенка читать по-английски

Три метода, соблюдение которых поможет научить своего малыша читать по-английски:

  1. Учите буквы. Прежде чем переходить к чтению, изучите алфавит. Его нужно знать очень хорошо и спокойно произносить отдельные буквы.
  2. Выбирайте слова короткие и с однозначным произношением. Чтобы не путать ребенка в самом начале и не «отбить» у него интерес к изучению, найдите список простых слов. В них должно соотноситься написание и прочтение, это позволит малышу сделать первые шаги в изучении.
    Примером подходящих слов для начала являются: pot, spot, dog, box и т.д. Постепенно нужно переходить к чтению целиком более трудных слов. Обращайте внимание, чтобы малыш запоминал правильное произношение и не допускал ошибок.
  3. Чтение с пониманием. После того как основные слова выучены и легко читаются, можно переходить к знакомству с короткими текстами. Просите ребенка, после прочтения, говорить о чем он прочитал.
    Не требуйте идеального перевода, вам нужно добиться осмысленного чтения, а не просто механического воспроизведения. В идеале ребенок должен потом читать иностранный текст, понимая все по ходу. Как при изучении материала на родном языке. Это позволит ему непросто хорошо читать, но и овладеть английским.

При обучении ребенка, нужно постоянно поддерживать интерес к процессу и не переутомлять малыша.

Лучше сделать несколько занятий вдень, но коротких, чем одно, но длинное. Это может привести к развитию отторжения у ребенка к учебе и скуке в процессе.

Еще несколько важных моментов:

А главное, делайте занятия регулярными. Оптимально будет 3-4 урока в неделю в комплексе со школьными заданиями. Можете периодически заменять одни упражнения другими, делая занятия более разнообразными и интересными.

Дополнительная информация по обучению чтению есть в следующем видео.

Этот вопрос является актуальным для родителей.

С каждым годом школьная программа усложняется, при поступлении в первый класс ребенок должен уже уметь складываться простые числа, знать алфавит и читать по слогам.

Если этих навыков не будет, ребенок не сможет усвоить базовую программу и будет чувствовать себя ущемленным, неполноценным, что негативно скажется на формировании психики.

Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях и когда можно начинать обучение

Научить ребенка самостоятельно читать слова по слогам не так трудно, как кажется. Домашняя обстановка для него комфортная, чадо чувствует себя увереннее. Сейчас в книжных магазинах можно найти огромное количество всевозможных методических пособий и книжек для малышей, по которым можно освоить базовые знания.

Конечно, начинать нужно именно с алфавита. Для запоминания букв также есть свои методики. Большим спросом пользуются шершавые буквы Монтессори и кубики Зайцева. Если они не интересны ребенку, можно подобрать что-то другое, выбор огромен. Возможно, что малыш восприимчив к музыке и лучше всего запомнить алфавит у него получится с музыкальными досками или другими игрушками.

Последствия слишком раннего обучения

Важно понять не только то, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях, но в и каком возрасте можно начинать это делать. Каждый родитель хочет, чтобы его малыш был самым умным и образованным. Во всем должна быть мера. Офтальмологи и психологи выступают категорически против слишком раннего образования. Считается, что ребенок осознанно способен воспринимать информацию не ранее, чем с возраста 5-ти лет. До этого возраста любые образовательные упражнения должны быть только в игровой форме. Нельзя слишком рано нагружать детскую психику ответственностью.

Последствия слишком ранних попыток обучения:

Неврозы;

Проблемы с коммуникабельностью, замкнутость;

Нервные тики;

Заикание, беспочвенное волнение;

Навязчивый страх.

Нельзя пытаться сделать гения из своего ребенка. Гораздо важнее сохранить его психоэмоциональное состояние и воспитать достойного, коммуникабельного и уверенного в себе человека. Каждый малыш индивидуален. Одним знания даются легко, другим требуется немного больше времени. В любом случае родители не должны забывать, что это – маленький ребенок, которому, в первую очередь, нужна любовь и поддержка.

Как понять, что ребенок готов учиться

Признаки, помогающие определить готовность чада к обучению чтению по слогам и усвоению навыков:

Чадо умеет хорошо координироваться в пространстве;

Ребенок различает звуки в словах, сознательно пытается произнести их правильно;

Малыш четко формирует свои желания в логичные предложения;

Отсутствие логопедических проблем с речью;

Самостоятельная тяга к знаниям.

Простое упражнение на определение готовности

Детский мозг должен уметь осознавать увиденное. Легче всего приобрести карточки с изображением букв и слов на эти буквы. Например, буква «А» и на карточке нарисован арбуз. Ребенку нужно не только объяснить, что это за ягода, но и уточнить, что ее название начинается на букву «А».

Когда малыш, увидев карточку, будет произносить «А» — арбуз, «Б» — барабан и прочее, значит, он готов к обучению чтению по слогам.

Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях: эффективная методика

Педагогами и психологами были разработаны методические правила, следуя которым родители смогу научить свое чадо быстро и уверенно читать по слогам. Главное – это соблюдать последовательность.

1. Алфавит. Первым делом малыш должен выучить буквы, одну за другой.

2. На втором этапе важно научить произносить слоги, состоящие из двух букв.

3. Можно переходить к произношению слогов, состоящих из трех букв.

4. Теперь ребенок готов к тому, чтобы учиться самостоятельно соединять слоги в простые слова.

5. Последние этап – соединение слогов в сложные слова и первые пробы чтения. Родители уже на финишной прямой.

Важно! Процесс обучение должен проходить легко, без напряжения. Делать это стоит в игровой форме. Если у чада что-то не получается, ругать малыша нельзя, иначе у него пропадет тяга к познанию новой информации. Вернуть его интерес будет очень сложно, даже в школе.

Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях: соединяем буквы в слоги

Слог состоит из согласных и гласных звуков. Первоначально малыш должен научиться произносить именно гласные. Их не так много, поэтому ребенку будет легче. После этого можно переходить к согласным. Начинается обучения с самых распространенных звуков – это «м», «п», «б».

Родителям нельзя при обучении соединять согласные с призвуками. Например, нельзя говорить «пэ», нужно произносить «п». Пусть ребенок скажет именно «п», потом добавит гласную «а» и получится уже слог – «па».

Огромным удовольствием для малыша будет, когда он самостоятельно сможет собрать из кубиков свое первое слово – «мама» или «папа».

Поощрение за результаты

Малыш должен понимать, что его достижения приносят свои плоды. Родителям очень важно поощрять и хватить ребенка, только так у него появится тяга к знаниям.

Например, когда малыш самостоятельно сложил из кубиков первое слово, отведите его на игровую площадку, где он еще не был, или купите что-то вкусненькое. Ребенку понравится, что его похвалили, он будет стараться складывать новые слова – более сложные, с неодинаковыми слогами.

Совместное чтение книги

Когда освоение грамоты по кубикам будет позади, можно переходить к совместному чтению книг. Самое главное, чтобы выбранная книжка было яркой, имела много картинок и крупные буквы, которые позволят маленькому чаду не напрягать глаза.

Очень важно на первом этапе попросить малыша, чтобы он постарался самостоятельно найти знакомые слоги «ма», «па», «ба» и другие.

Читайте вместе, так детям намного интереснее и они чувствуют поддержку своих родителей. Чтобы малыш не терял строчку, надо научить его следить за ней пальчиком. Так родители увидят, правильно ли читает их чадо и в случае необходимости исправят ошибку.

Важно! Приобретать надо книжки с разным шрифтом. Случается, что ребенок может не узнать букву, если она написана по-другому. Очень важно научить его распознавать буквы в разных шрифтах и не откладывать это.

Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях: полезные советы

1. При приобретении обучающих книжек для малышей следует обращать внимание на различные методики. Разностороннее развития поможет ребенку легче воспринимать новую информацию.

2. Если родители четко решили научить своего ребенка читать, этим требуется заниматься каждый день. Даже если катастрофически не хватает времени, все равно утром или перед сном нужно постараться выделить 15-20 минут.

3. Перед тем, как давать чаду новую информацию, необходимо повторить уже пройденный материал. Это будет своеобразной зарядкой для мозга.

4. Детское внимание очень неустойчивое, уже после 20-ти минут занятий мозг переключается от упражнений на посторонние вещи. Нужно стараться уложиться в это время.

5. Даже за самые маленькие достижения ребенка надо хвалить. Если для родителей это незначительно, для малыша новое умение становится настоящим достижением. Похвала чада приведет к тому, что он еще больше будет стремиться к новым для себя открытиям.

Чтобы маленький ученик легче запоминал всю полученную информацию, теорию рекомендуется совмещать с практикой. Например, родители только что разучили со своим чадом букву «А». Можно попробовать просить малыша во время прогулок или домашних дел найти эту букву вокруг себя. Это могут быть стенды, книги, надписи на магазинах и много чего другого. Такая своеобразная гимнастика позволит закрепить полученную информацию и лучше ее усвоить.

Понять, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях – это не сложно. Гораздо труднее набраться терпения и уделять упражнениям время каждый день, хотя бы по 10-15 минут. Усилия родителей не пройдут даром. Когда ребенок пойдет в первый класс, он будет гордиться, что уже умеет читать.

Каждый родитель мечтает обучить чтению своего малыша. Ведь без этого навыка в современном мире невозможно стать образованным человеком, свободно ориентирующемся в море различной информации.

Раньше процесс обучения грамоте был намного проще, чем в настоящие дни. Все детишки учились по букварю, осваивая общеизвестные тексты. Но сегодня появилось множество новых методик. Это и кубики Зайцева, и карточки американского ученого Домана, и метод Тюленева. И все они призваны обучить малышей читать, прежде чем те смогут ходить. Вот и бегают неопытные молодые мамочки по специалистам, боясь опоздать с обучением любимого чада такому важному делу.


Раннее чтение развивает интеллект малыша

Когда можно начинать обучение

Раннее обучение грамоте появилось в России относительно недавно. И поэтому пока преждевременно делать какие-то выводы относительно пользы или вреда обучения ребенка чтению в возрасте до пяти лет. Однако многие психологи склоняются к тому, что социальное развитие детей, начавших читать слишком рано, не обходится без проблем. Другими словами, таким малышам сложно входить в детский коллектив. Это происходит вовсе не из-за их высокого интеллекта. Просто в то время, когда должны были формироваться навыки общения, мозг был занят изучением букв.

Кроме того, специалисты заметили, что дети, начавшие читать до 4 лет, не понимают и не пересказывают смысла прочитанного. Они лишь складывают буквы в слова.


Кубики Зайцева помогают быстро освоить чтение

Конечно, всегда были дети, которые сами просили поскорее научить их читать, приставая к маме или бабушке с требованием, назвать им незнакомую букву. В этом случае чтение, являясь их собственной задачей, никак не влияло на приобретение других важных навыков. Но сегодня родители, напуганные тем, что после трех лет учить ребенка будет слишком поздно, стараются приобщить малыша к чтению чуть ли не с пеленок.

Психологами выделено несколько признаков, по которым можно судить о готовности ребенка к восприятию обучения чтению.

  1. Хорошая разговорная речь, построенная с использованием целых предложений, а не отдельных слов. Если ребенок плохо разговаривает, учить его чтению, например, по кубикам Зайцева, опасно. Вместо того, чтобы говорить словами, он может начать общаться с помощью кубиков.
  2. Достаточное развитие фонематического слуха. Малыш в возрасте 4 лет должен четко слышать и разделять звуки.
  3. Отсутствие серьезных проблем с произношением.
  4. Сформированная ориентация в пространстве. Малыш должен различать право и лево, верх и низ. В противном случае он не поймет, что читать надо слева направо и даже может начинать чтение с любой понравившейся буквы.

4 года - оптимальный возраст для начала обучения

Практика показывает, что у большинства детей такие навыки появляются в возрасте четырех лет.

Учиться и играть одновременно

Чтобы ребенок правильно и полноценно развивался, все дошкольное время должно проходить в играх. Без игры малыша невозможно научить не только чтению, но и ничему другому. Хороший учитель придумает множество игр, чтобы превратить занятие в веселую забаву. Иначе малыш не просидит и пяти минут. Можно строить из букв паровозик, или устроить магазин и «продавать» товары на одну букву и т. д.


Обучение чтению должно быть удовольствием для ребенка

В процессе игры одновременно происходит и обучение, и развитие ребенка.

Простой способ научить малыша читать

Решив самостоятельно обучить своего ребенка читать, нужно в первую очередь обратить внимание на то, что называть следует не букву, а звук. Буква - то, что пишется, звук - то, что слышится. Абстрактное мышление ребенка 4 лет развито плохо. Поэтому следует говорить «буква Л», а не «ЭЛЬ», буква «С», а не «ЭС». Все правильные названия букв можно отложить до школьной поры, а на этом этапе следует произносить и учить звуки.

Выучить гласные звуки

Чтобы научиться читать, совсем необязательно изучать сразу все буквы. На первом этапе обучения следует выучить только гласные звуки. Из картона вырезаются кружочки диаметром около 15 см и на них ярким фломастером или краской пишутся гласные буквы. Пусть кружочки называются «бусинками» или «капельками». Каждая такая «капелька» поет свою песенку, например, «а-а-а…» или «о-о-о…». Это внесет в обучение элементы игры.


Учим буквы по кубикам

Кружочки с буквами можно расклеить по всему дому в разных местах, и время от времени просить ребенка, напомнить, какую песенку поет та или иная «капелька». Через некоторое время поменять буквы местами и продолжать обучение до тех пор, пока все гласные звуки не будут запомнены. Так как гласных лишь 10 штук, малыш выучит их быстро и легко.

Когда ребенок уже запомнил буквы в привычных кружочках, можно попросить его найти какую-то гласную в слове из книги. Книгу, конечно, надо подобрать заранее.

Слова в ней должны быть прописаны крупным шрифтом и разбавлены интересными картинками.

Находясь на прогулке, укреплять полученные знания можно, разыскивая знакомые буквы на рекламных щитах или вывесках на магазинах.

Научиться читать слоги

После того как выучены все гласные буквы, надо приступать к чтению слогов и коротеньких слов, состоящих из трех, максимум четырех, букв. Можно в качестве дополнительного пособия взять Букварь или Азбуку.

Знакомясь с какой-то новой буквой, например, «П», не нужно вдаваться в подробности и объяснять малышу, что это буква согласная, и бывает она мягкая и твердая. Он этой информации не поймет и не запомнит. Лучше попросить ребенка подумать, на что похожа эта буква, или пусть он вспомнит самое известное слово на «П», например, «папа».


Учим слоги с сказочными героями

Затем выученная буква подставляется к гласным. Взрослый читает слог и просит малыша его повторить. Можно написать таблички со слогами и попросить ребенка показать тот слог, который изображен. Главное, помнить, что играть в слова надо не более 10 минут, а потом переключаться на другие занятия.

Когда освоено уже несколько согласных букв, можно переходить к составлению коротких слов. Пусть ребенок сам додумывает, какую букву надо поставить в конце слова. Останется только показать ему, как выглядит слово с этой буквой на бумаге или магнитной азбуке.

Чтение слов

Теперь надо написать на полосках бумаги несколько хорошо известных ребенку слов, количество букв в которых не превышает шести. Прочитать их вслух и развесить в разных местах дома. Хорошо бы таблички украсить картинками с изображением предмета, название которого написано.


Совместные чтения развивают интерес ребенка

Несколько раз между делом надо перечитывать слова вместе с ребенком, а потом собрать таблички и, показав одну из них, попросить малыша прочитать, что там написано. Можно менять картинки местами, читать заведомо неправильно, чтобы он с радостью замечал ошибку. Способов добиться запоминания слова много. Разучив одну группу слов, приступают к другой.

Такой способ позволит быстро научить ребенка 4 лет читать слоги, и даже целые слова. Ведь всегда можно найти 10 минут в день для обучения своего любимого чада.

Тест

Этот небольшой тест поможет родителям определить, готов ребенок начать обучаться чтению или с этим следует подождать. Он включает в себя 18 вопросов. Если ответ положительный, ставится одно очко.


Любит ли ваш ребенок книги?
  1. Малыш просит рассказать сказку?
  2. Он сам может их пересказывать?
  3. Часто ли ребенок сам рассматривает книги?
  4. Что вызывает в книге больший интерес у малыша - картинки или содержание?
  5. Просит ребенок научить его читать?
  6. Имитирует он иногда, что «читает» книгу?
  7. Пытается ребенок сам «писать» книгу?
  8. Внимательно он слушает чтение других?
  9. Бережет малыш свои книги?
  10. Богатый ли у него словарный запас?
  11. Читать книги нравится больше, чем смотреть телевизор?
  12. Сможет ли ребенок подобрать слово, начинающееся на последнюю букву слова «стол»?
  13. Пытается соединять знакомые буквы?
  14. У малыша нет серьезных проблем с произношением?
  15. Различает ли он похожие звуки, например, Ж и Ш?
  16. Говорит предложениями или отдельными словами?
  17. Ребенок учится читать с удовольствием?
  18. Он знает много песен и стихов?

Подведение итогов

Если ребенку меньше 4 лет, то с чтением торопиться не стоит. А вот будущего первоклассника, которому уже исполнилось 6 лет, надо заинтересовывать процессом чтения. Для этого следует предлагать ему больше интересных книг с крупным шрифтом и картинками.

Этот результат говорит о средних способностях малыша 4 лет к чтению на данном этапе. Надо обратить внимание на книги, окружающие малыша. Иногда толстые книги пугают детей своим объемом.


У вашего ребенка есть свои книги?

13-18 очков

Ребенок полностью готов к обучению и хочет, научившись читать, самостоятельно узнавать из книг много занимательного.

Похожие материалы

Здравствуйте, родители! Эта статья для тех, кто собрался научить своего ребенка читать. Сейчас ребенок, который идет в школу, должен уметь уже многое: и читать, и писать, и решать примеры. Многие родители считают, что научить ребенка читать без помощи учителя очень сложно, что у них не хватит нервов и сил заниматься с ребенком. Поэтому водят детей на всевозможные подготовки к школе и платят за это деньги.

Если у Вас действительно не получается самостоятельно научить ребенка читать без крика и раздражения, если у Вас мало свободного времени, то пускай его обучает нанятый учитель. Но, если не хотите тратить деньги и готовы выделить ребенку от 10 до 30 минут в день, читайте эту статью и узнаете, как быстро, легко и без детских обид научить ребенка читать.

У меня двое детей. Старшей дочери 5 лет, она читать уже умеет. А начиналось все еще в полтора года. У нас была большая книга «Лесная азбука», там были красивые картинки и стихи на каждую букву алфавита. У меня не было цели научить ее читать в таком нежном возрасте. Она сама показывала пальцем на большую заглавную букву, чтобы я ее называла.

Таким образом она совершенно «случайно» запомнила все буквы. Тогда она еще говорила плохо, но буквы все показывала правильно. Года в три мы начали пробовать сливать буквы в слоги. Открытые слоги типа «ма», «па» она быстро стала читать, поняла принцип их образования. А вот с закрытыми слогами «ам», «ап» было посложнее.

Я не настаивала, мы брались за букварь только когда она хотела. Я понимала, что еще рано учиться читать, поэтому занятия были редкими. В 4 года она читала по слогам, но медленно. Сейчас уже читает достаточно хорошо, но еще, конечно, не бегло.

Второй дочери сейчас 2,5 года. Она не знает ни одной буквы 🙂 И я не стремлюсь ее этому научить. Потому что знаю, если через силу заставлять учиться, то результат будет печальным.

Каждый ребенок уникален, не стоит всех мерить одной линейкой. И, если ребенок до 5 лет не проявляет никакого желания учиться читать, то не стоит его заставлять. Потому что потом могут быть проблемы в эмоциональной сфере, проблемы в общении с людьми и другие.

Поэтому, если ребенок сам просит рассказать и научить, то учите. Если ребенку уже 5 лет, а он все еще не проявляет никакого интереса к чтению, то воспользуйтесь ниже приведенными методиками, как научить читать ребенка, играя.

В игровой форме и знания усвоятся лучше, и ребенку будет ИНТЕРЕСНО учиться, а это очень важно!

Как определить готовность ребенка к обучению чтению?

Есть несколько признаков, глядя на которые можно понять, что можно начинать учить ребенка читать. К этим признакам относятся:

  • Ребенок умеет хорошо говорить. Он хорошо произносит все звуки, может правильно строить предложения, может рассказывать длинные истории или пересказывать просмотренный мультик.
  • Если у ребенка есть проблемы с произношением некоторых звуков, то сначала лучше научить его эти звуки произносить правильно. Сейчас есть много видео, где логопеды показывают, как ставить тот или иной звук. Каждый поставленный звук нужно обязательно автоматизировать в речи. На это уйдет около месяца. И только после этого ставить следующий звук. Можно воспользоваться услугами логопеда.
  • Заинтересованность ребенка — важный момент в начале обучения чтению. А, чтобы эта заинтересованность была, читайте ему почаще сказки, стихи и рассказы. И сами тоже читайте книги для себя. Если ребенок будет видеть, что мама любит читать, то поймет, что это интересно и увлекательно. Помню, моя мама много читала, и мне всегда было интересно узнать, что пишут в ее книге. Это любопытство и было толчком к учебе.
  • Усидчивость ребенка играем не маловажную роль в процессе обучения. Для того, чтобы научить ребенка читать, нужно выделять ежедневно хотя бы 10 минут. И ребенок должен все это время быть сконцентрированным, не отвлекаться на посторонние вещи. Если ребенок убегает, шалит, смеется, «витает в облаках», то, возможно, ему еще рано учиться читать.
  • Ребенок должен хорошо ориентироваться в пространстве. Знать, куда это влево-вправо, вниз-вверх.
  • У ребенка должен быть хорошо развит фонематический слух. Он должен слышать и узнавать звуки в слове: в начале, в середине и в конце. Для этого с детьми играют в специальные игры, которые закрепляют этот навык.

Как подготовить ребенка к чтению?

Прежде, чем приступать непосредственно к обучающим занятиям, можно с ребенком играть в подготовительные игры. Причем, это не обязательно делать дома. В такие игры можно играть и на прогулке.

Первое, что нужно сделать — развить фонематический слух. Об этом я писала выше. Как это сделать?

Самый простой вариант — называть любой звук, а ребенок должен назвать как можно больше слов, которые начинаются на этот звук. Вот, например, качается он на качелях, а Вы ему: назови слова на «а». Если у ребенка возникли сложности, помогите ему, назовите пару слов сами, чтобы он понял, что он него хотят. И совместите приятное с полезным.

Еще одна похожая игра по типу в «города». Здесь немного сложнее. Ведь ребенку нужно будет определить первый звук и последний. Называть можно любые слова. Например, Вы говорите «липА», ребенок — «АрбуЗ», Вы — «ЗакаТ», он — «Тыква» и так далее. При необходимости помогите ребенку правильно определить последний звук в слове.

Есть еще игра на узнавание звуков в слове, которая нравится детям. Когда ребенок услышит загаданный звук, он должен хлопнуть или топнуть, как удобнее в этот момент. Например, Вы загадываете звук «о». Называете разные слова: кошка, дом, телефон, папа, сестра, стол и т.д. На слове, где есть звук «о», ребенок должен хлопнуть.

Эти игры очень хорошо подготовят ребенка к чтению.

В каком возрасте учить ребенка читать?

Методик обучения чтению очень много. Кто-то рекомендует начинать учить читать чуть ли не с пеленок. Разработаны специальные карточки с картинками и подписями, которые нужно показывать младенцу. Методики Никитиных и Монтессори тоже очень популярны.

Мне кажется, что обучение должно происходить ненавязчиво, в игровой форме. А в каком возрасте — решать Вам. Очень много различных мнений по поводу раннего развития. Кто-то говорит, что чем раньше начать заниматься, тем лучше. Что у ребенка до 3 лет мозг намного лучше усваивает информацию, чем у ребенка постарше. И поэтому до 3 лет надо научить ребенка всему, чему только возможно.

На самом деле маленькие дети действительно очень хорошо все запоминают. Но многие психологи утверждают, что раннее развитие может впоследствии негативно сказаться на эмоциональной сфере. То есть ребенка «всему» научили, а он в это время должен был учиться другим вещам: правильно выражать свои эмоции, общаться, учиться владеть своим телом, познавать мир.

Какой путь выбрать — решать Вам, мнений на этот счет много. Я считаю, что не стоит торопить события. 5 лет — очень хороший возраст для обучения чтению. Научить ребенка читать можно за 2 месяца, если заниматься каждый день. Главное, чтобы в школу ребенок пошел подготовленный. А до этого возраста ребенку и так есть чему учиться, кроме чтения.

Как научить ребенка читать дома?

Для обучения чтению важно подготовить дидактические материалы. В первую очередь выберите хороший букварь. В разных букварях представлена разная методика обучения чтению. Я бы советовала купить букварь Н.С.Жуковой. Этот букварь написан логопедом, внимание уделяется еще и правильному произношению звуков.

Этот букварь хорош тем, что там буквы идут в порядке их частоты использования в речи. Сразу после изучения двух первых букв (а, у) показано, как их можно соединить в слоги.

В этом букваре написаны обучающие комментарии для родителей, как правильно учить ребенка читать. Изучив первые несколько букв, ребенок уже сможет читать простые слова, где эти буквы встречаются.

В день не стоит изучать более одной буквы. Лучше выученную букву хорошенько закрепить, повспоминать, какие слова начинаются на эту букву. Или произнести слово, в котором этот звук есть, и ребенок должен определить: в начале, в конце или в середине слова стоит звук. Также нужно, чтобы ребенок запомнил букву визуально. Можно в дополнение работать с магнитными буквами или вырезать буквы из разных материалов.

Важно! Начиная знакомить ребенка с буквами, не говорите, как буква называется. Произносите только звук. То есть не говорите: это буква «эм», «эн», «пэ». Просто называйте звуки: «м», «н», «п». Так ребенок не будет путаться во время чтения.


В общем, в хорошем букваре задания будут как раз идти в нужном порядке, а буквы будут изучаться в правильной последовательности.

Важные правила при обучении чтению

Нельзя на ребенка кричать, если он не может понять, как читается слог или забыл букву. Лучше повторите с ним пройденный материал, поиграйте в игры на «слышанье» нужного звука, а также поищите знакомые буквы в тексте.

Не занимайтесь слишком долго. Длительность занятий должна быть от 10 до 30 минут. Но занятия должны быть регулярными, лучше ежедневными или через день.

Читайте не только дома, но и на улице. Ребенку интересно находить знакомые буквы на вывесках. Можно мелом на асфальте писать слова, слоги или просто палочкой на песке или снегу.

Интересное видео, как научить ребенка читать

Помните, что все дети разные. Не гонитесь за модой. Ребенку должно быть интересно учиться. Поэтому возраст начала обучения у всех будет разный.

Желаю терпения всем родителям в деле обучения детей чтению! Придерживайтесь написанных правил и все получится легко.

Инструкция

Запомните: ни в коем случае нельзя ругать ребенка, сравнивать его с другими детьми, мол, Ваня или Таня уже свободно читают, а ты застрял на месте, в кого только таким тугодумом уродился! В результате ребенок сам поверит в свою неполноценность. Будет ли он после этого охотно учиться – вопрос чисто риторический.

Не заставляйте его читать чуть ли не с утра до ночи, и уж тем более не наказывайте! Этим вы только добьетесь, что само слово «чтение» будет вызывать у малыша ассоциацию с чем-то ужасным, отвратительным. А вы ведь не хотите этого, верно? У вас иная цель.

Гораздо лучше будет, если вы умело, тактично и ненавязчиво поможете своему ребенку овладеть быстрым чтением. Самый простой и эффективный способ – читать вместе с ним. Выберите интересный, занимательный (для ребенка, разумеется, а не для вас) текст, распечатайте его в двух экземплярах. И начните вместе, одновременно читать вслух. Повторяйте это упражнение ежедневно.

Сначала подстраивайтесь под скорость чтения ребенка, потом постепенно начинайте читать все быстрее и быстрее. В большинстве случаев малыш также начнет читать быстрее. Здесь главное правило: не форсировать обучение. Все должно происходить естественно, как бы само собой.

Внесите в обучение элементы игры и стимулирования. Например, напишите на полосках бумаги различные слова, относящиеся к самым разным сферам жизни и деятельности. Задача ребенка – как можно скорее собрать в одну корзину все слова, относящиеся к . Например, такие, как « », « », « », «тетрадь» и т.д. Объясните ему, что если он найдет все эти слова быстрее, чем за минуту, получит приз. Повторяйте такие упражнения до тех пор, пока ребенок не уложится в назначенное время. Ничего непедагогичного в этом методе нет, а пользу он принесет большую.

Во время прогулок обращайте внимание ребенка на вывески магазинов, учреждений, просите их прочитать вслух. Если вы пойдете с малышом в зоопарк – проследите, какое животное вызвало у него особенный интерес, и попросите прочитать, что написано об этом животном на табличке у клетки, вольера. Любознательный ребенок наверняка охотно откликнется на вашу просьбу. Помните: ваша главная задача – пробудить в малыше интерес к чтению, чтобы он не относился к нему, как к скучному, надоедливому занятию, а сам , что читать очень полезно и увлекательно!

Видео по теме

Источники:

  • как научить ребенка быстро читать 2 класс

Одно из основных условий успеха в учении школьника является владение навыком чтения. Однако этот уровень чтения сегодняшних учеников вызывает тревогу у родителей и учителей. Как научить школьника ?

Вам понадобится

  • Книги, которые нравятся вашему ребенку.

Инструкция

Техника чтения – это умение узнавать написанные буквы, правильно соотнести их со и произнести в виде слогов и слов. Процесс чтения подразумевает владение техники и осознание смысла прочитанного. Скорость чтения зависит от возможности ребенка воспринять на слух определенных набор слов с одного прочтения.

Зрительное восприятие текста происходит в момент фиксации слова или предложения. Частота фиксации зависит от угла зрения. Чем он меньше, тем чаще взгляд фиксируется на тексте. Чем чаще взгляд ребенка фиксируется, тем меньший объем текста он воспринимает зрительно. При обучении чтению обратите внимание на дыхание ребенка, артикуляцию, развитие угла зрения, степень развития антиципации (догадка).

Начните с дыхательных упражнений: дыхание ритмичное, вдох длиннее выдоха, на выдохе прочитывается определенное количество слов. Читайте скороговорки, постепенно увеличивая количество прочитанных слов на одном дыхании.

При нарушении артикуляции проводите упражнения на тренировку речевого аппарата. Упражнения для губ: удерживайте губы в улыбке, вытягивайте трубочкой и чередуйте эти действия. Открывайте и закрывайте рот в положении улыбки. Вытяните губы трубочкой и дуйте на шарик, не надувая щек.

Упражнения для : сделайте язык широким, затем узким. Поднимите язык за верхние зубы, затем опустите за нижние. Имитируйте чистку зубов: улыбнитесь и кончиком языка «почистите» верхние и нижние зубы. Имитируйте облизывание губ кончиком языка, как после съеденного мороженного. После освоения техники упражнений заучивайте скороговорки.

Постепенно увеличивайте угол зрения : читать нужно около окна, периодически отрываясь от читаемого текста, чтобы комментировать предметы за окном. Затем снова возвращаться к . Расположите по углам страницы небольшие яркие , ребенок фиксировать их боковым зрением, не