Как правильно распределить семейные обязанности. Распределение домашних обязанностей. Роль женщины в семье не должна сводиться к уровню рабыни

Ольга Никитина


Время на чтение: 4 минуты

А А

Обязанности в семье – тема, которая является источником конфликтов для большинства семейных пар. Кто должен заниматься мытьем посуды, а кто уборкой? Кто должен материально обеспечивать семью, а кто нянчить детей? Как правильно распределить обязанности в семье и при этом сохранить семейное счастье?

Именно об этом мы сегодня расскажем вам.

Но все же не стоит забывать, что каждый человек всё-таки имеет свое собственное понятие о женской и мужской работе. Поэтому довольно часто относительно данного вопроса в семье возникают недоразумения, трения и даже конфликты.

Как правильно распределить обязанности между супругами?

На самом деле, это не так сложно.

  • Приготовление пищи – самая трудоемкая и ответственная обязанность. Ведь готовить нужно часто, и желательно, чтобы еда была вкусной. Если оба супруга умеют готовить и любят этим заниматься, то лучше всего данную обязанность распределить поровну. К сожалению, данный вариант далеко не всем подходит, поскольку кто-то из супругов может работать дольше другого. Тогда можно найти другой выход, например, в рабочие дни готовит тот, кто приходит первым, а на выходных – другой из супругов.
  • Уборка – немаловажная составляющая домашних обязанностей. Давайте сразу обозначим, что подразумевается под словом уборка: вытереть пыль, собрать вещи, пропылесосить, вымыть пол, вынести мусор. Лучше всего данные обязанности между супругами распределять поровну. Например, муж может пропылесосить и вынести мусор, а жена – протереть пыль и сделать влажную уборку, или наоборот. Если в семье уже есть дети, их также следует привлекать к домашней работе. Так они также будут привыкать к определенной ответственности. Однако во время распределения обязанностей необходимо учитывать и возможности каждого из членов семьи.
  • Мытье посуды – также довольно важный этап в семейных отношениях. Здесь все довольно просто, посуду можно мыть либо в порядке очереди, либо придерживаясь правила «Поел – помыл после себя посуду».

Одним словом, чтобы ваша семья жила счастливо, выполнением домашних обязанностей нужно заниматься вместе .

Тема : "Распределение обязанностей в семье"

Цели:

Формировать представления о семейных обязанностях, прививать навыки ведения домашнего хозяйства;

Коррекция и развитие мыслительной деятельности, развитие внимания и слухового восприятия;

Воспитание нравственных качеств личности (бережного отношения к близким людям, трудолюбия, ответственности), формирование положительной мотивации на выполнение поставленных задач путём создания ситуации успеха на занятии .

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть.

1) Организационный момент и создание эмоционально-положительного настроя.

У нас сегодня занятие непростое, много гостей. Поздоровайтесь.

2) Коррекционная минутка.

Внимание на слайд. Разгадайте ребус. (правильно «Семья») и поговорим мы сегодня о семье.

В семейном кругу мы с вами растём,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём,

Основа основ- родительский дом.

II . Основная часть.

Сегодня наше занятие посвящено беседе, общению на тему Семьи, и распределение обязанностей в семье . Ребята, как вы думаете, что такое семья ?

(ответы детей)

У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы ни были, мы всегда помним о нём, он притягивает нас свои теплом. Дом – это не только крыша над головой, это твоя семья, и самые близкие тебе люди.

1.) У вас на столах карточки со словами, подчеркните те слова, которые относятся к членам семьи. (прочитайте ваши слова, что у вас получилось).

2.) Смотрим отрывок мультфильма по сказке С.Я.Маршака «Теремок».

- Как вы думаете, зачем мы посмотрели отрывок из мультика и как его можно отнести к нашему занятию ?

(речь идет о распределении семейных обязанностей)

Важной характеристикой семьи является совместный труд и ведение хозяйства. Совместный труд помогает удовлетворять необходимые для жизни потребности.
Нужно обязательно помнить, что от труда всех членов семьи зависит её благополучие. Ведь за каждым человеком признается право без принуждения и без вмешательства посторонних создать такой порядок в собственном доме, который он считает наилучшим для себя и своей семьи. Все понемногу – и тепло, и сыто, и уютно, и всем хорошо.

В семье мы получаем первые трудовые нгавыки, старшие поколения передают свой опыт младшим. Главное – желание и стремление каждого домочадца создать уют и благополучие.

3.Распределение обязанностей в семье.

Как вы думаете, кто должен быть хозяином в доме и каковы его обязанности?

Кто должен быть хозяйкой в семье? Каковы её обязанности?

4. Разделить всю домашнюю работу между членами семьи

Зарабатывает деньги

Ходит на работу

Шьет

Гуляет с внуками

Учит уроки

Гладит

Стирает

Ремонтирует

Смотрит телевизор

Готовит ужин

А готовит завтрак

Поливает цветы

Выбрасывает мусор

Покупает продукты

Моет посуду

Делает ремонт

Ходит по магазинам

Убирает игрушки

(Свекла, макароны, зелёный горошек, перец, картофель, капуста, мясо, лавровый лист, морковь, рыба, петрушка, укроп, лук, помидоры, яйца, сахар, соль.)

«Поварята». Установить последовательность варки макарон. (Работа по карточкам).

Задание: выбрать среди предложенных действий - правильные, и поставить в нужном порядке.

9. Разбор и анализ семейных ситуаций.

Пример№1.

Пример№2 .Дети пришли со школы. Отдохнули, сделали уроки, навели порядок в квартире. К приходу родителей накрыли на стол, разогрели еду.

Вопрос: В каком из этих примеров дети поступили правильно? Объясните почему?

Вопрос: В каком случае дети являются потребителями? Объясните почему?

10. Конкурс для наших мальчиков, посмотрим как они справятся с женской обязанностью. Вам необходимо пришить пуговицу.

11. Испытание для девочек, забить гвоздь, какая группа это выполнит первыми.

Итак, подведем с вами итоги нашего занятия (победила дружба) а почему? потому что мы с вами тоже своего рода одна дружная семья, у каждого в классе есть свои обязанности. И вместе мы добиваемся с вами больших успехов.

Мама

Папа

Сын

Дочь

Соседка

Одноклассник

Сосед

Бабушка

Дедушка

Учитель

Мама

Папа

Сын

Дочь

Соседка

Одноклассник

Сосед

Бабушка

Дедушка

Учитель

Воспитатель Воспитатель

Пример№1.

Дети пришли из школы. Они играют, читают книги, ждут, когда родители придут с работы. Ждут, когда мама разогреет пищу, накроет на стол.

Пример№2 .

Дети пришли со школы. Отдохнули, сделали уроки, навели порядок в квартире. К приходу родителей накрыли на стол, разогрели еду.

Выбрать продукты для приготовления борща.

Свекла, макароны, зелёный горошек, перец, картофель, капуста, мясо, лавровый лист, морковь, рыба, петрушка, укроп, лук, помидоры, яйца, сахар, соль.

Установить последовательность варки макарон.

Вымыть, разрезать, поджарить, разломать, положить в кипящую воду, положить в холодную воду, положить соль, положить сахар, положить перец, положить томат, помешать, не мешать, обсушить, промывать, не промывать.

Разделить всю домашнюю работу между членами семьи:

Зарабатывает деньги

Ходит на работу

Шьет

Гуляет с внуками

Учит уроки

Гладит

Стирает

Ремонтирует

Смотрит телевизор

Готовит ужин

А готовит завтрак

Ухаживает за домашними животными

Поливает цветы

Выбрасывает мусор

Покупает продукты

Моет посуду

Расстилает и застилает постель

Делает ремонт

Ходит по магазинам

Убирает игрушки

Семейный быт - это одно из сложнейших устройств отношений. Как часто расходятся пары, едва успев пожениться. И многие из них по причине того, что не смогли договориться по поводу того, кто и какие обязанности должен выполнять в семье. Для многих традиционно считается, что женщина должна варить, убирать, стирать и т.д. Но в условиях современной жизни, когда женщина, бывает, работает за двоих, такое разделение порой невозможно. Так как же найти общий язык и прийти к взаимному согласию по поводу обязанностей в семье?

Я добытчик, ты домохозяйка

Давно устарел такой тип отношений. Не каждая семья может позволить себе жить лишь на средства мужа. В основном, работают оба супруга и домой приходят одинаково поздно. Это обусловлено также тем, что современные девушки стремятся реализовать себя не только в личной жизни, но и в карьере.

Естественно, что в таких условиях у женщины нет времени на то, чтобы часами стоять у плиты или стирать рубашки. В таком случае важно грамотно распределить обязанности. Например: я готовлю, ты моешь посуду. Я стираю, ты убираешь дом. Такие совместные занятия не только облегчают жизнь супругов, но и крепче связывают их отношения. Работа, как бы сообща, в команде, помогает сблизиться и чувствовать необходимость друг друга.

Я сделал, теперь делай ты

Не вздумайте вести счёты. В любой момент это может разрушить ваши крепкие отношения. Просто договоритесь, кто и что будет делать. Возможно, у вас есть какие-то интересы, например, жена любит готовить и решительно не хочет подпускать мужа к плите. Муж ненавидит мыть посуду, но с удовольствием вымоет пол. Каждый должен знать свои обязанности, но не стоит перегибать палку. В случае, когда кто-то из членов семьи не может по какой-либо причине выполнить свои обязанности, не брезгуйте помочь ему. В первую очередь вы близкие люди, а не участники эстафеты «кто сильнее, больше, быстрее».

Всё перечисленное касается не только таких обязанностей, как стирка, уборка, глажка, готовка и т.д. К этому можно отнести и ремонтные работы в доме или квартире. Ничего сверхъестественного нет в том, что жена помогает мужу устанавливать пластиковые окна или собирать шкаф для спальни. Возьмите на себя посильные вам задания, поинтересуйтесь у супруга, чем бы вы могли помочь. Главное помните, что совместные занятия всегда сближают и укрепляют ваш союз.

Для того чтобы отношения складывались гармонично, и корабль семейного счастья не разбился о скалы пресловутого семейного быта, очень важен вопрос про Сегодня в женском клубе «Кому за 30» пойдет речь именно об этом.

Все семьи можно условно разделить на три группы:

  • патриархальные,
  • матриархальные,
  • эгалитарные.

В семье патриархального типа разделения обязанностей в семье нет: все дела по дому выполняет жена, то есть готовит, стирает, убирает, детей воспитывает и ухаживает за домашними питомцами. Причем даже если она работает.

В такой семье будет комфортно женщине, которая считает, что так и должно быть, так заведено, а также тем, кто не хочет строить карьеру, а прекрасно себя ощущает в роли «птички», которая вьет свое «гнездо» , создает тепло, уют, а мужчина «приносит мамонта» и обеспечивает путевками на Канары.

В матриархальной семье роли кардинально меняются. Женщина – «добытчик» .

Как правило, это вечно занятая бизнес-леди, именно она решает, что нужно купить в дом, куда вложить средства, как заработать на отдых. Мужчина выступает в качестве «домохозяина» , выполняет все те обязанности, которые отведены женщине в патриархальной семье.

Разделения обязанностей в таких семьях как такового не предполагается. Все (что касается ведения хозяйства) ложится на плечи одного из супругов.

Но в современном обществе можно встретить эгалитарный тип семей. Этот вариант можно назвать самым демократичным, муж и жена как партнеры , работают слаженно на благо общим интересам: оба зарабатывают, сколько получается, вместе занимаются хозяйственными делами – обычно по принципу «мне это не так неприятно» или «у меня есть свободное время».

На каких принципах базируется разделение обязанностей в семье эгалитарного типа?

Решить, кто и что будет выполнять, даже в семьях с «процветающей демократией» бывает не так просто. Но основные принципы сводятся к следующему:

  1. Делать то, что больше нравится. Бывают мужчины, которые очень любят готовить, но ненавидят убирать со стола. Или наоборот. Конечно, здесь можно поспорить, ведь иногда не хочется делать вообще ничего. Тогда нужно разделять обязанности по договоренности: кто-то один готовит, значит, другой моет посуду. Если у вас есть дети, то можно доверить им мытье посуды, а также приучать к тому, чтобы они помогали готовить. Это окажется полезным воспитательным методом и в будущем они скажут вам спасибо.
  2. Не разделение, а чередование обязанностей в семье . Это означает, что не нужно разграничивать четко: жена – готовит, моет посуду, протирает пыль; муж – стирает, выносит мусор, чистит картошку. Здесь предлагается меняться ролями. Это позволит немного отвлечься и не воспринимать какую-то обязанность как рутинную. Еще один вопрос встает – как можно чередовать домашние дела, если, например, мужчине совсем не нравится возиться у плиты. Можно сделать исключение для какой-то одной работы. И отсюда – следующий принцип.
  3. У кого что лучше получается. Бывает так, что один человек просто идеально гладит рубашки. И совсем не обязательно, что это женщина. Возможно, ваш благоверный отлично справляется с этим трудным делом. Может, его приучили родители или он долгое время жил холостяком. В общем, как бы то ни было, такой принцип тоже неплохо работает.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-141708-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-141708-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");


Как схитрить?

Многим женщинам вопрос про разделение обязанностей в семье буквально покоя не дает. Это бывает, когда мужчина считает, что он «не должен» делать «женские дела». И полагает, что может просто прийти домой, растянуться на диване и смотреть телевизор.
А вы, вымотавшись на работе, приступаете к уборке, готовке, проверяете уроки у детей, в общем, крутитесь, как белка в колесе. Понятно, почему вы становитесь раздражительной, можете даже затеять скандал. Только это ни к чему не приведет. Ни к чему хорошему.

Здесь нужно действовать хитро. И слов про разделение обязанностей в семье даже не нужно говорить. Просто попытайтесь, например, в выходной день затеять какой-нибудь «пир», если у вас есть дети. И готовьте что-нибудь всей семьей. Превратите это в игру.

А если детей пока нет, можете предложить ему вместе приготовить какое-нибудь супер-эротичное блюдо на ужин. А потом при случае похвалите его, что у него намного лучше получалось что-то, чем даже у вас!

Не нужно приказывать, достаточно при помощи «пряника» умело воздействовать – и тогда хотя бы раз в неделю сможете отдыхать от готовки.

Многие мужчины к разделению обязанностей в семье относятся крайне негативно. Не хотят ничего делать из «женского», но при этом свои «мужские» тоже забывают. Забить гвоздь, прибить полку, передвинуть мебель.

Конечно, многие «отчаянные домохозяйки» и на такое способны без мужских рук, но это точно неправильно. И не кричите на него, а просто притворитесь, что попытались передвинуть кресло и потянули спину. Конечно, это не лучшая шутка, зато мужчина точно поймет, что это – явно не женское дело.

Итак, главное в деле разделения обязанностей не начать ругаться друг с другом . Вы ведь, как никто, знаете своего супруга. Выбирайте наиболее подходящий способ в соответствии с особенностями его характера.

Кому за 30 – клуб для женщин после 30.

yandex_partner_id = 141708; yandex_site_bg_color = "FFFFFF"; yandex_ad_format = "direct"; yandex_font_size = 1; yandex_direct_type = "vertical"; yandex_direct_limit = 2; yandex_direct_title_font_size = 3; yandex_direct_links_underline = true; yandex_direct_title_color = "990000"; yandex_direct_url_color = "333333"; yandex_direct_text_color = "000000"; yandex_direct_hover_color = "CC0000"; yandex_direct_sitelinks_color = "990000"; yandex_direct_favicon = true; yandex_no_sitelinks = false; document.write(" ");

Направление: «Основы социализации»

Тема: «Распределение обязанностей в семье»

Цель: Формирование правильных представлений детей об обязанностях в семье.

Задачи:

Создать комфортную атмосферу для самовыражения детей и проявления их активности.

Развивать умение работать в группе (выслушивать товарища, не перебивая и не подсказывая; отвечать, когда спросят и т.д.), а так полно и последовательно отвечать на вопросы.

Воспитывать уважительное и бережное отношение к семье.

Планируемый результат:

Усвоение принципа распределения обязанностей в семье.

Оборудование: МО, ручки, карточки.

Словарные слова: семья.

Ход занятия.

Ритуал начала занятия: Ребята давайте улыбнемся друг другу, чтобы стало тепло на душе.

Введение в тему

Воспитатель: Сегодня у нас будет новое и интересное занятие. Посмотрите внимательно на экран и хорошо рассмотрите слайд… СЛАЙД 2

Дети рассматривают и изучают слайд.

Обсуждение.

Как вы понимаете данный слайд, что вы на нем увидели?

Обсуждение (подвести детей к выводу об обязанностях в семье)

Молодцы. Вы правильно поняли и рассудили. Тема нашего занятия «Распределение обязанностей в семье». СЛАЙД 3

Коррекционно-развивающий блок

Воспитатель: Ребята, вспомните, а что такое семья?

Дети вспоминают и отвечают.

Молодцы, помните! В толковом словаре С.И. Ожегова: «Семья - группа живущих вместе близких родственников». СЛАЙД 4

2-3 человека зачитывают определение.

Ребята, группа живущих вместе родственников это кто?

Дети перечисляют - мама, папа, дети и т.д. КЛИК

Послушайте сказку об одной семье и ответьте на вопросы:

Что произошло в семье?

Какие вопросы задал мудрец?

Как вы на них ответите.

В одном царстве - государстве, да маленьком городке жила была семья. И все - то у них было хорошо и ладно. Жена занималась домашним хозяйством, муж работал и помогал жене. Дети учились и помогали родителям. В свободное время отдыхали все вместе.

Но, однажды, все переменилось. Муж и жена обиделись друг на друга. Им показалось, что каждый из них больше всех делает в семье….

Папа жалуется:

Утомляюсь от работы…

Мама тоже:

Устаю….

(авт. О. Бундур)

И решили себе сами, что больше ничего делать не будут до тех пор, пока не договорятся четко, кто, чем будет заниматься. Сели друг против друга и начали. Договориться не удалось - все претензии, да укоры. Муж сказал: «Я теперь буду только ходить на работу, и зарабатывать деньги. А после работы буду ужинать, и отдыхать - смотреть телевизор, читать, гулять». Жена подбоченившись ответила: «А когда буду отдыхать я? Когда? Ты знаешь, сколько у меня работы!!! А?» Ругались, ругались и поругались.

Не удалось им договориться. Каждый сам для себя решил, что останется при своем мнении. И что тут началось! Муж приходил домой, а ужинать нечем, и дома не прибрано, огород зарос. Бросил работу, денег не стало. Сидят муж и жена по разным углам и не разговаривают.

Бедные дети, смотря на происходящее, пытались помирить родителей, но все было безуспешно. Стали думать, как маму с папой помирить. Думали, думали и придумали. Собрались и пошли к самому мудрому и уважаемому человеку в городке и рассказали свое горе. Мудрец, пообещал подумать три дня и прийти к ним. Дети облегченно вздохнули и пошли домой.

Прошло три дня. Мудрец пришел к мужу и жене и предложил обсудить сложившуюся ситуацию. Сели все за стол и мудрец задал вопросы: «Почему вы раньше жили хорошо да ладно, и не ругались? Почему в ссоре у вас все расстроилось и вы стали бедствовать? Чем должна заниматься жена и что должен делать муж для благополучия семьи? Какой важное правило вы забыли?»

Муж и жена ответили мудрецу на вопросы, и все разрешилось для них. СЛАЙД 7. Поблагодарили они его и стали жить как прежде - дружно и ладно.

- Перед тем, как обсудить сказку, давайте отдохнем.

Физминутка «Кто живёт у нас в квартире»

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)

Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)

Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).

ОБСУЖДЕНИЕ СКАЗКИ ПО ВОПРОСАМ.

Что произошло в семье?

Почему не смогли договориться между собой?

Какие вопросы задал мудрец?

ВОПРОСЫ МУДРЕЦА:

Почему вы раньше жили хорошо да ладно, и не ругались?

Почему в ссоре у вас все расстроилось и вы стали бедствовать?

Чем должна заниматься жена и что должен делать муж для благополучия семьи?

Какой важное правило вы забыли?

Давайте рассмотрим подробно об обязанностях мужа и жены. Посмотрите на экран.

ДЕТИ ЗАЧИТЫВАЮТ.

ОБСУЖДЕНИЕ:

Есть ли неточности в распределении обязанностей;

В чем муж может помочь жене;

В чем жена может помочь мужу.

Ребята, вспомните и скажите, а как в вашей семье распределены обязанности?

ОБСУЖДЕНИЕ.

Предлагаю вам выстроить распределение обязанностей в вашей будущей семье. Это будет письмом в будущее. Вы его сохраните и когда обзаведетесь семьей, будете почитывать, вспоминая, то о чем говорили на занятии.

Воспитатель раздает карточки детям,

объясняет правила заполнения.

Дети работают.

Надеюсь, все, о чем мы сегодня говорили и все, что обсуждали вам запомниться. Важное в семье - это не кто, что делает, а взаимопонимание и взаимоуважение. СЛАЙД 10. Это и есть самая главная основа не только мудрого распределения обязанностей в семье, но и счастья и благополучия. Потому что в той семье, где не относятся с пониманием и уважением друг к другу не может быть мира.

Физминутка.

Встали и сцепили руки в замок. Подняли руки, сцепленные в замок вверх и потянулись. Потом наклоны в стороны, вперед и назад, не разжимая рук. Вдохнули и медленно выдохнули. Сели.

Итог занятия

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Позвольте закончить его прекрасным стихотворением о семье Ю. Друниной.

«Для чего нужна семья?» -

У себя спросила я.

Для чего семья нужна,

Вам ответить я должна.

Папа - деньги добывает,

Мама - моет и стирает,

Рядом - дочки, сыновья,

Верно рассудила я?

А теперь скажу без шуток.

Да, в любое время суток

Каждый, кто живёт в семье,

Счастлив, радостен вдвойне.

Все к тебе придут на помощь,

Обогреют и спасут.

Любят, помнят, верят, знают…

На руках тебя несут!

Связаны канатом крепким,

Спаяны одной судьбой.

Тот канат - любовь зовётся -

Крепко держит нас с тобой.

И идём мы по канату,

Балансируем порой.

Пропасть мы преодолеем,

Только будучи семьёй.

Где от деда - к сыну, к внуку

Полетит завет живой.

Сохраним страну родную,

Только будучи семьёй!

Ну, а если враг нагрянет,

Встанем мы в единый строй.

И опять народ наш станет

Крепко спаянной семьёй!

Ритуал окончания занятия «Круг друзей».

Стоя в кругу, всем взяться за руки, пожать их. Посмотреть по очереди на всех.

Рефлексия

Какие чувства остались после занятия? Какие открытия вы для себя сделали?