Патриархальный тип семьи

Здравствуйте, дорогие читатели! Какие картины рисует ваше воображение, когда вы слышите слова “традиционная семья”? Скорее всего, перед глазами возникают ностальгические образы: счастливая семья, состоящая из двух-трех поколений дружно работает в поле, хлопочет по дому или же пьет чай с пирогами за большим столом. Дети в такой семье , мать неустанно хлопочет, поддерживая семейный очаг, а отец возглавляет семью, обеспечивая ее и единолично принимая важные решения.

Да, порой хочется вернуть вековые ценности и возродить старинные традиции. Ведь тогда все было просто и ясно: муж — добытчик, жена — хозяюшка. Все обязанности были четко разграничены, а потому и причин для бытовых не возникало: по умолчанию подразумевалось кто вытирает пыль, а кто рубит дрова.

Возможно вы, утомившись от семейных , подумали, что неплохо было бы вернуть такое положение вещей. Но не спешите внедрять Домострой в свои отношения с партнером. Давайте прежде выясним, традиционная семья — это лучший вариант, или же подобные отношения безнадежно устарели?

Что такое традиционная семья и в чем ее особенности?

Как вы уже догадались, главный признак традиционной семье — мужчины. Он глава семьи и это дает ему не только привилегии, но и накладывает определенные обязанности. Роль мужчины — заботиться о том, чтобы его близкие были накормлены и одеты, а также защищены от возможных опасностей.

Жена же полностью посвящает себя выполнению женского предназначения: создает уют, ведет хозяйство, окружает мужа любовью и во всех начинаниях, и, конечно, воспитывает детей. Казалось бы, такое распределение идеально: нет причин для конфликтов, нет борьбы за лидерство… Так почему же сейчас традиционной модели семьи следуют лишь единицы? Чтобы разобраться, совершим небольшой экскурс в прошлое.

Всего два-три столетия назад патриархальный уклад был единственной моделью семейных отношений. И в тех реалиях такое положение вещей не просто всех устраивало — оно было наиболее оптимальным для семьи.

Главой семьи являлся муж, и это был не просто статус. Подразумевалась большая ответственность мужчины за благосостояние своего семейства, и поэтому он много работал. Почему женщина не шла зарабатывать деньги для семьи наравне с мужчиной? В первую очередь потому, что о детских садах тогда никто не слышал, а дети требовали круглосуточного ухода. Поэтому вполне логично было маме оставаться дома, заботиться о ребенке, и чаще всего не об одном, в то время как папа работал.

Обязанности четко разделялись на мужские и женские. И это также было естественно — тогда домашних дел в избытке хватало для обоих супругов. Жене приходилось готовить, стирать, убирать, чинить одежду, заниматься с детьми — согласитесь, с тех пор немногое изменилось. Мужскими обязанностями, как правило были те, которые женщине физически были не по силам. А потому, когда требовалось нарубить дров или перекрыть крышу в избе, это по умолчанию делал муж.

Муж самостоятельно принимал большинство решений. И тогда это было в порядке вещей и ничуть не оскорбляло женщину. Ведь именно мужчина работал и зарабатывал, поэтому и финансы были в его руках, и планировал бюджет тоже он. Если жене нужны были деньги, она просила их у мужа и не считала это зазорным или унизительным.

Желаете больше узнать о том, как жили наши предки и каких правил придерживались в семейной жизни? Обязательно прочтите “Домострой ” — этот уникальный свод правил поможет вам получить полное представление о семейных ценностях того времени.

А как обстоят дела сейчас?

В условиях современного общества соответствовать характеристикам традиционной семьи очень сложно — сейчас в этом нет необходимости. В наше время редко какая женщина полностью посвящает себя воспитанию детей. С этой миссией отлично справляются дошкольные детские учреждения — ясли и сады.

Поэтому женщины работают наравне с мужчинами и зарабатывают не меньше, а порой и значительно больше, чем представители сильного пола. Вполне естественно, что работающая женщина не согласна безропотно подчиняться мужским решениям и требует равноправия с партнером.

Отпечаток современности коснулся и . Мужчине нет нужды самостоятельно выполнять тяжелую работу: многое из того, что делали наши предки, сейчас просто не актуально. Для других же дел всегда можно нанять специалистов, которые выполнят работу быстро и профессионально. Бытовые задачи никуда не делись, но многие супруги выполняют их сообща, не взваливая все на хрупкие женские плечи.

Патриархальная семья в наше время — за и против

Некоторые пары и в наше время решаются на традиционную модель семейных отношений. Если это обоюдное решение, в этом нет ничего плохого. Важно, чтобы оба партнера осознавали, на что они идут. Ведь мужчине придется взять на себя обязательства заботиться о семье и обеспечивать ее, а женщина добровольно откажется от равноправия, карьеры и согласится с подчиненной ролью.

На деле оказывается, что далеко не каждый мужчина способен в одиночку обеспечить своей семье достойное существование. Еще меньшее число женщин готово смириться с ролью вечной домохозяйки. И даже если оба партнера отлично справляются со своей ролью, в традиционном браке есть подводные камни, о которые можно споткнуться.

Причиной конфликтов чаще всего становится неудовлетворенность женщины сложившимся положением вещей. По сути, она оказывается полностью зависимой от мужа и живет лишь интересами семьи, не имея собственных увлечений. Кроме того, в случае развода или смерти супруга женщина остается без средств к существованию. А одинокой маме найти хорошую работу без профессиональных навыков и опыта будет очень сложно.

Впрочем, это вовсе не означает, что традиционная семья не имеет права на существование. В подобных отношениях есть и свои плюсы.

  • Муж получает возможность в полной мере проявить свои мужские качества и а.
  • Жена может самореализоваться в семье, заботясь о муже и детях, и не переживая по поводу финансов.
  • Дети также выигрывают: они с младенчества видят папу сильным и мужественным добытчиком, а маму — заботливой и любящей хозяйкой. А значит, у них с детства закладывается конструктивный сценарий поведения в семье.

Как видите, традиционные семьи вполне имеют право на существование и в наши дни. Главное, чтобы подобная модель супружеских отношений устраивала обоих партнеров и не ограничивала ни чьи свободы и желания.

А вы хотели бы четко распределить роли в семье или все же отдаете предпочтение равноправию и демократии? Напишите свое мнение в комментариях.


У ребенка све особое умение думать и чувствовать,
онет ничего глупее пытаться подменить это умение нашим.
Ж. Ж. Руссо

Семья - это часть общественной системы. Общество, влияя на семью, формирует определенный ее тип. Семья тоже оказывает воздействие на процессы и отношения в обществе. Педагог, работающий с коллективом учащихся, должен хорошо себе представлять исторические типы семей, различающиеся по своим ценностным ориентациям. Владея такой информацией, можно предвидеть, как отношения в семье повлияют на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Этой проблемой занимаются многие ведущие психологи и педагоги. Российские психологи выделяют несколько типов семей.

Семья патриархальная (традиционная).

Это наиболее архаичная форма отношений в семье. Она опирается на зависимость жены от мужа и детей от родителей. Главенство мужа состоит в том, что в его руках экономические ресурсы, и в силу этого он принимает основные решения.

Внутрисемейные роли строго распределены, в патриархальной семье господствует абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания. Какими людьми чаще всего вырастают дети в этих семьях? В первую очередь, с преобладанием низкой самооценки: они неуверенными в себе, в своих способностях. Если родители игнорируют интересы и желания ребенка, лишают его права голоса, у него не развивается интерес к проявлению собственного мнения, уничтожается чувство собственного достоинства. Детские эмоциональные проблемы, возникающие в патриархальных семьях, психологи делят на четыре группы:

  1. «Я недостаточно хорош» - и в результате могут проявиться застенчивость, стеснительность, хамелеонство.
  2. «Я беспомощен» - у ребенка отсутствует поисковая активность, он безразличен к собственным успехам и неудачам, постоянно оглядывается на того, кто сильнее, удачливее.
  3. «Я чужой» - это позиция эмоционально отверженного ребенка, который очень рано потерял контакт с родителями, и прежде всего с матерью. Такие дети не находят контакта и со сверстниками, они необщительны, не делятся ни с кем своими проблемами, отказываются от помощи в их разрешении, не доверяют людям, часто испытывают различного рода сексуальные проблемы, проявляют жестокость и агрессию.
  4. «Я сверхответственный» - в эту группу попадают дети, которые
    часто испытывают тревогу, страх за то, что могут получить низкую оценку. Они боятся наказания и поэтому совершают порой
    немотивированные поступки. Такие детские проблемы нередко возникают в семьях современных состоятельных людей, которые считают, что степень их богатства определяет уровень интеллектуальных возможностей и нравственных качеств их детей. Они требуют подчинения не только на работе, но и дома. Рамочная конструкция, в которую они пытаются загнать своего ребенка, оборачивается порой страданиями не только для самих детей, но и для взрослых.

Дети и родители в таких семьях существуют под одной крышей, но как будто в параллельных измерениях: каждый живет своей жизнью, но подчиняется силе старшего и главного.

«Важным элементом этой сессии форума, - отметил председатель форума Владимир Якунин, - стало проведение круглого стола о семье. Колоссальное значение, колоссальная информативная база - и выводы о необходимости поддержки традиционной семьи как средства борьбы с демографическим кризисом не только в России, но и во всем мире».

Круглый стол «Семья: истоки и будущее цивилизаций» состоялся в рамках данного форума впервые и привлек большое число экспертов, выступающих за традиционные семейные ценности и преодоление демографического кризиса, охватившего многие страны мира.

Показательно, что инициатива по проведению данного мероприятия исходила от российской стороны. Изначально идея обсуждения проблем семьи в международном формате была предложена Натальей Якуниной - председателем Попечительского совета Всероссийской демографической программы «Святость материнства».

В работе круглого стола приняли участие представители 24 стран. С докладами выступили Наталья Якунина, академик Патрик Фейган (США), директор европейского отделения противоабортной организации «Human life international» Эва Ковалевски (Польша), руководитель православного центра «Жизнь» протоиерей Максим Обухов (Россия), директор Института демографических исследований Игорь Белобородов (Россия), вице-президент Всемирного конгресса семей Ларри Якобс (США), заведующий кафедрой социологии семьи и демографии МГУ профессор Анатолий Антонов (Россия), член коллегии адвокатов Мадрида Игнасио Орсуага (Испания), президент Национальной ассоциации семей Великобритании доктор Томас Вард (Англия), заместитель директора Шанхайского института международных исследований Сяоюнь Цян (Китай), представитель организации «Focus on the family» Юри Мантилья (Боливия), член правления Ассоциации семей Латвии Бертуле Марика и многие другие.

Центральными темами для собравшихся стали глобальное снижение рождаемости ниже уровня простого воспроизводства и мировая эпидемия абортов. В числе болезненных демографических аспектов были названы рост разводов, распространение внебрачных сожительств, увеличение доли неполных семей, распространение социальных девиаций (гомосексуализма, педофилии, отказа от деторождения (феномен child-free), проституции, порнографии и т.п.), деформация половозрастной структуры, изменения исторически сложившегося этноконфессионального баланса. Все это, как сказано в проекте резолюции, ставит под угрозу будущее цивилизаций.

Главным итогом мероприятия стало принятие определения семьи, исключающего такие социальные девиации, как гомосексуализм, внебрачное сожительство, child-free и другие. Согласно проекту итоговой резолюции, семьей является базовая ячейка (первоэлемент) общества, характеризующаяся следующими неотъемлемыми признаками:

Союзом мужчины и женщины (согласно 16-й статье Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.);

Добровольностью вступления в брак;

Совместным проживанием супругов;

Ведением общего домашнего хозяйства;

Вступлением в брачные отношения с соблюдением процедуры общественного признания в виде государственной регистрации брака и/или соответствующего религиозного обряда;

Стремлением к воспроизводству и социализации новых поколений. Семья является незаменимым демографическим условием существования, воспроизводства и устойчивого развития цивилизаций. При этом матери и отцу неотъемлемо, согласно человеческой природе, принадлежат фундаментальные, приоритетные и первичные права и обязанности непосредственно осуществлять образование, воспитание, защиту, обеспечение и всестороннюю духовную и морально-психологическую поддержку своих детей;

Нерасторжимостью брака - изначальными обоюдными намерениями супругов пожизненно быть вместе, несмотря на любые жизненные трудности.

Знаменательно, что именно в стране, входящей в Евросоюз, сторонники традиционной семьи выступили за семейные ценности и борьбу с демографическим кризисом во всем мире.

Об итогах круглого стола рассказали его российские участники.

Протоиерей Максим Обухов, руководитель Православного медико-просветительского центра «Жизнь»:

Важным компонентом родосского форума стала тема семьи, которой был посвящен специальный круглый стол. Множество экспертов из разных стран сошлись во мнении, что проблема сохранения семьи и противодействие ее распаду актуальна для всех стран мира. Мало того, эта опасность носит глобальный характер. К кризисным явлениям были отнесены разводы, резкое катастрофическое падение рождаемости, наблюдаемое повсеместно, аборты, так называемая «коабитация», или внебрачное сожительство, отказ от вступления в брак и прочее. На круглом столе прозвучали интереснейшие доклады о ситуации с семьей в различных странах. Обрадовало участников круглого стола то, что, как оказалось, семейные ценности объединяют людей совершенно разных народов, религий и цивилизаций. Уже признание универсальности базовых, всеобщих ценностей, на которых строится семья, является само по себе уникальным событием и требует продолжения разговора.

Семья - это поистине универсальная ценность для всех цивилизаций. Я подробно изучал вопрос о происхождении современной моногамной семьи. Результаты ретроспективного анализа свидетельствуют о том, что традиционная семья была часто встречаемым явлением в человеческих популяциях еще во II тысячелетии до нашей эры. Поэтому совершенно неверно бытующее порой мнение, что наши древние предки были сплошные дикари и развратники. Другими словами, семейные ценности присущи человечеству с самых ранних пор.

Игорь Белобородов, директор Института демографических исследований, редактор портала Demographia.ru , один из модераторов круглого стола «Семья: истоки и будущее цивилизаций»:

Круглый стол в рамках Родосской сессии форума - это очень важное событие. В последнее время во всем мире активизировались антисемейные силы. Уже в восьми странах разрешены так называемые однополые браки. Недавно евробюрократы вообще додумались до того, чтобы упразднить самые близкие для человеческого сердца слова - «мать» и «отец». Их хотят заменить безликим и бесполым словом «родитель». Все это делается в угоду агрессивному гей-лобби, у представителей которого по известным причинам могут быть только усыновленные дети. Мама среди двух, а порой и более, мужчин из воздуха не появится, а папой таких извращенцев тоже язык не повернется назвать. Вот они и продвигают нейтральное обозначение «родитель».

Но не только извращенцы разрушают нормальную семью. Эпидемия абортов - это тоже во многом результат навязанной Западом идеологии «планирования семьи». Кроме того, таким образом из наших младенцев уже давно получают сырье для омоложения под названием «фетальные препараты». Вообще антисемейная деятельность, щедро финансируемая различными заморскими фондами и правительствами ряда либеральных государств, привела к снижению рождаемости не только в России, но практически на всех мировых континентах.

Нам давно пытаются навязать мысль о том, что планета якобы перенаселена. Однако это наглая ложь, и мой доклад был как раз об этом. На всех без исключения мировых континентах из года в год снижается рождаемость. В последнее время эта тенденция приобрела слишком угрожающие темпы. Даже в Африке, безусловном демографическом лидере, многие страны имеют фактически европейскую рождаемость: ЮАР, Марокко, Тунис, Алжир и другие. В Азии тоже серьезные демографические проблемы. Там не так давно был достигнут исторический минимум рождаемости - 0,7 ребенка. Причем не где-нибудь, а в китайских провинциях Макао и Гонконг. Население Китая, как бы его ни боялись, начнет сокращаться уже через два-три десятилетия. Средняя китаянка сегодня рожает меньше француженки или датчанки. Япония, Корея, Сингапур - вымирающие страны. Про Европу вообще стыдно говорить: ее население себя не воспроизводит и активно заселяется иммигрантами. Сегодня в Европе нет ни одной страны с коэффициентом рождаемости, достигающим хотя бы простого воспроизводства. Аналогичная ситуация у нас в России. Вся эта дезинформация о грядущем перенаселении, нехватке питьевой воды и прочая неправда вытекает из концепции «золотого миллиарда», согласно которой жить на планете имеет право только население США и стран-сателлитов. Отрадно, что англичане и американцы, участвовавшие в круглом столе, выступают категорически против такой концепции.

Я рад, что в разгар демографического кризиса, охватившего многие страны западного и восточного мира, нам удалось собраться в таком многочисленном составе и принять общее и во многом судьбоносное решение. По сути 11 октября 2010 года произошло историческое событие: эксперты из разных стран приняли определение естественной традиционной семьи, которая выступает единственной альтернативой вымиранию человечества. К сожалению, настало время, когда понятие нормы приходится отстаивать всеми силами и подробно расписывать. Приходится даже особо указывать, что семья - это союз исключительно мужчины и женщины, что начало подлинно семейных отношений предполагает обязательную регистрацию брака, что семья предполагает деторождение, что только родителям (а не ювенальным службам) принадлежит первичное и приоритетное право на воспитание своих детей.

Анатолий Антонов, заведующий кафедрой социологии семьи и демографии МГУ имени М.В. Ломоносова:

Очень приятно, что заявленный первоначально круглый стол перерос в полноценную секцию. Вместо стандартных трех-пяти часов было три дня продуктивной работы, были утренние и вечерние заседания. Собрались представители более 20 стран, было довольно много докладов и сообщений. Проблемы семьи и демографии очень острые и, безусловно, заслуживают такого высокого внимания. Примечательно, что собрались не просто люди, которые занимаются общественной деятельностью, связанной с семьей, и не просто ученые, которые исследуют семью, а представители профамилистической парадигмы - то есть люди, которые признают высочайшую ценность семьи и что-то стараются сделать для того, чтобы семья как институт смогла существовать дальше.

Некоторые считают, что на форумы, где подразумевается диалог цивилизаций, должны приезжать представители разных взглядов, чтобы в этих столкновениях противоположных мнений рождалась истина. Диалог цивилизаций и разных культур состоялся, и собравшиеся не тратили время на то, чтобы переубедить друг друга.

Для представителей феминистических теорий семья - враг номер один. Для них это самый гнусный институт на земле. Семья выполняет безобразное, ужасное, с их точки зрения, дело. Она воспитывает девочек - девочками, мальчиков - мальчиками, и тех и других пытается воспитать будущими родителями, отцами-матерями. Феминизм - это величайшее преступление. Хотя, на мой взгляд, торжество и торжествующее шествие феминизма по миру - это доказательство явной шизофрении этого мира. Феминизм в начале XX века назывался суфражизмом, и он выполнил свою задачу. В развитых странах мира удалось добиться действительного социального и политического равноправия женщин и мужчин, а именно эти задачи и ставились.

Когда эти задачи оказались реализованными, женщины получили доступ к образованию, могли сочетать семейные дела, связанные с воспитанием детей, с профессиональными обязанностями. Но феминистские организации остались, и оказалось, что им и делать вроде бы теперь нечего. А самораспускаться не хотелось, и тогда они, по всем законам бюрократических организаций, должны были что-то придумать, чтобы существовать дальше. И они придумали гендерный феминизм. Пошла война против природы, против разделения в природе людей на два пола. Не могут феминистки (и феминисты) успокоиться. Они считают, что анатомическое, физиологическое строение человека отнюдь не доказывает различие человека по двум полам. Они считают, что пол - социокультурное понятие, и как сам человек определяет свой пол, так и должно быть. И в феминизме существует теория андрогинности, когда люди в общем-то и не мужчины, и не женщины, а некие андрогины, в которых сосуществует мужское и женское, и каждый выбирает свою принадлежность к тому или иному полу сам. Пропагандисты этих теорий прочитали много философских книг и сами пишут совершенно заумные философские «труды». Когда рассказываешь даже студентам о том, что пишется в статьях этих феминиствующих авторов, многие не верят. Но это правда. И каждый день тысячи изданий пишут совершенно невероятные вещи. И кому-то это очень нужно!

Феминистское движение очень мощное в современном мире. Меня парадоксальность этой ситуации немножко удивляет. Американцы всегда боролись с коммунизмом, но, добившись развала социалистического лагеря и СССР, американцы внутри себя вырастили ту же самую коммунистическую гидру, только под другим названием - «феминизм».

Но на нашем круглом столе были американцы - докладчики и участники - совсем других взглядов и убеждений. Не феминистских. Это люди, которые отстаивают традиционные ценности, в том числе семейные. Многих из них я знаю с 1995 года, то есть уже 15 лет. В 1995 году к нам приезжал известный американский ученый-фамилист Алан Карлсон. В итоге родилась идея создания Всемирного конгресса семьи, который объединял бы людей разных политических взглядов на основе общей заинтересованности в защите традиционной семьи. И этот конгресс мы создали. И в 1997 году прошел первый конгресс в Праге, потом второй - в Женеве (1999), третий - в Мехико (2004), потом в Варшаве (2007), Амстердаме (2009). Мы знаем друг друга достаточно давно.

На всех континентах земного шара институт семьи пребывает в кризисе, не выполняет своей функции по демографическому воспроизводству новых поколений и их надлежащей социализации. Мы приводим массу фактов в своих выступлениях, докладах, показывающих, к сожалению, неэффективность современной семьи, в которой в лучшем случае один-два ребенка. Такие малодетные семьи более подвержены распаду, разводам. Более того, мы живем в то время, когда люди вообще предпочитают не вступать в брак. Например, в скандинавских странах число сожительств, когда отказываются от официальной регистрации брака, выше, чем число законных браков. Имеются в виду гетерогенные сожительства, хотя в последнее время все больше говорят о гомосексуальных сожительствах, и кто-то усиленно проталкивает эти антисемейные идеи. Однако гомосексуальный союз - это социальная патология.

В целом же основная мысль, неоднократно звучавшая на круглом столе, состояла в том, что кризис современной семьи - это, в первую очередь, кризис ценностей. Печально, что большинство государств недооценивают семейные и демографические проблемы.

Защита традиционных семейных ценностей, защита традиционной семьи. Такие установки часто звучат от лица христианских деятелей различных конфессий: православных, католиков, протестантов. В РПЦ «традиционная семья» - тоже является одним из приоритетов церковной деятельности. Об этом много говорит, в частности, известный священник Дмитрий Смирнов.
“Чтобы из мальчика получился мужчина, семьянин, ответственный за жену и детей и любящий их, он должен расти в многодетной семье, где отец любит и уважает мать, помогает ей воспитывать детей”.
Свящ. Дмитрий Смирнов

Почему же христианские церкви так много говорят об институте семьи? Почему это так важно с точки зрения христианства? Давайте сначала попытаемся разобраться, что такое «традиционная семья», в чем состоит эта «традиционность». На самом деле, термин «традиционная семья», как и многие другие понятия обычно принимающиеся как общепринятые по умолчанию, очень размытый. Попробуем предположить те характеристики, которые однозначно будут отождествляться с традиционной семьей. Это должен быть моногамный гетеросексуальный брак и, что очень важно, многодетный. Последний даже более яркая характеристика традиционной семьи, по-крайней мере в нашей стране.

Защита традиционной семьи подразумевает угрозу таковой. Что же угрожает гетеросексуальному и моногамному браку? Одной из таких угроз, “идущей с Запада”, считаются гомосексуальные союзы. Но насколько на данный момент гомосексуальные союзы являются реальной опасностью замены гетеросексуального брака? Например, статистика по одной из самых либеральных в этом отношении стран Европы - Голландии показывает, что с 2001 по 2015 год количество однополых браков составляет 1,94% от общего количества браков. И кажется, какой-то реальной угрозы для “традиционной семьи” мы тут пока не видим.

Остается рассмотреть следующий пункт, характеризующий «традиционную семью» - многодетность. Тут прослеживается определенная тенденция. В 20 веке среднестатистическая европейская, в частности российская семья, перестали быть многодетными. Если в России еще незадолго до революции для христианской семьи было нормально иметь больше троих детей, а счет иногда доходил до десяти и выше с учетом умерших во младенчестве, то сейчас картина совершенно иная. Поэтому со стороны священнослужителей, православных деятелей очень часто можно услышать призывы к многодетности.

“В многодетных семьях, где всегда есть маленький «ангел» - младенец, гораздо чаще живут радость, умиление, любовь и счастье. В такой семье вырастают уважающие родителей, душевно здоровые, полноценные, веселые дети, умеющие любить, трудиться, думать не только о себе, но и о ближних”.
Свящ. Владимир Воробьев

Большое количество детей в семье стало неким трендом в православном сообществе. Но примерно такая же ситуация и в традиционных протестантских церквах, которые, как правило, придерживаются фундаменталистских взглядов: баптистов, пятидесятников. Можно сказать, что у протестантов все это даже гораздо более серьезно и основательно, чем у православных, потому что имеет, как правило, очень четкое библейской обоснование. Об этом, например, говорится в “Социальной позиции протестантских церквей в России”.

“Творец учредил институт для того, чтобы: сделать человека счастливым через обретение верного друга жизни и партнера в любви, продолжить человеческий род, создать такой домашний очаг, где возможно было бы воплощение принципов Божественного замысла – воспитание детей в почитании Бога и любви к ближним”.

“Продолжение рода. Библия говорит о том, что дети – это «наследие от Господа» (Псалом 126:3). И, учреждая брак, Господь предусмотрел именно такой путь воспроизведения человеческого рода. «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю», – было сказано людям (Бытие 1:28). Господь поделился с людьми Своей творческой силой дарить жизнь, поэтому зачатие и рождение детей – это более чем биологическая способность воспроизводить потомство, это дар Божий, что налагает на людей определенную ответственность. Господь учредил семью, чтобы именно в союзе, наполненном любовью и заботой, рождались и вырастали дети как зримый символ сущности брачного союза, ведь в каждом ребенке соединились две жизни – отца и матери, ставшие одной плотью”.
Православные же во многом саму эту идею «традиционной семьи», многочадия заимствовали у протестантов. Несмотря на конфессионализм, свойственный большинству православных, в рамках которого все инославные конфессии именуются сектами, православные довольно легко копируют идеи, пропагандируемые протестантами-фундаменталистами, как например, идея вреда прививок и многочадия.

Почему протестантские фундаменталисты так часто настаивают на обязательности многодетности для христианской семьи? Это связано с большим акцентом, который они делают на Ветхом Завете, где действительно многодетность является одним из признаков Божьего благословения. Как, например, говорится в 126 псалме. «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева». Это и понятно, во времена Ветхого Завета носителем веры был еврейский народ, поэтому очень важно было этот народ сохранить и приумножить, приумножить прежде все как этнос. Но в Новом Завете ситуация меняется, Откровение уже не ограничивается только рамками еврейского народа, наоборот появляется задача обращения в веру всех народов. Поэтому акцент с многодетности сразу уходит. Мы видим, что Христос был безбрачным и не оставил потомства, также был безбрачен и не оставил потомства апостол Павел. Более того, в одном из посланий он советует «лучше не жениться». Что еще важно для Нового Завета, в связи с преодолением национальных границ, на первое место выходит сам человек, он становится объектом спасения. Поэтому ценность рода, родовая стихия отходит на второй план. Более того, она может становится враждебной в рамках данной персоналистической парадигмы. «Враги ваши – домашние ваши», - говорит Иисус в Евангелии. Но фундаменталисты всегда были склонны к законничеству и сермяжная правда Ветхого Завета в этом отношении более понятна и проста в исполнении, поэтому была поднята на щит представителями многих консервативных протестантских церквей, откуда благоприятно перекочевала на почву фундаментализма православного.

То есть, в целом, как мы видим, для Нового Завета многодетность уже не понимается как особое благословение Божье. А порою и наоборот. Многие святые отцы церкви были безбрачными и воспевали безбрачный путь. Найти оды семейной жизни в святоотеческой литературе гораздо труднее, чем оды девству.

«…желающий быть свободным от мирских уз избегает супружества, как оков, а избежав его, посвящает жизнь свою Богу и дает обет чистоты, чтобы не иметь уже и права возвратиться к браку, но всеми мерами бороться с природою и с сильнейшими ее стремлениями, подвизаясь в соблюдении чистоты».
Свт. Василий Великий.

«… от девственницы апостол требует, чтобы она не ограничивала этой добродетели (девства) чистотою тела, но все свободное время употребляла на служение Богу…; он желает, чтобы девственница не делилась, но всецело посвящала себя духовному и небесному, и пеклась о Господнем. К такой жизни он увещевает и вдову: «Истинная вдовица и одинокая, - говорит, - надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь» (1 Тим. 5, 5)».
Свт. Иоанн Златоуст

«Девство, как подвиг, как добродетель, как цвет чистоты, как плод целомудрия, как путь совершенства, является тогда, когда человек, в возрасте, по обыкновенному ходу телесной природы, более или менее располагающему к супружеству, не предаваясь влечению природы, не увлекаясь обычаем, примерами, приятностями и нуждами общежития, решается не приобщаться браку, а соблюсти девство навсегда».
Свт. Филарет (Дроздов)

Очень часто малое количество детей в браке рассматривается как следствие секуляризации, деградации морали. Но статистика ООН показывает, что это совсем не так. Как мы видим уровень рождаемости прямо пропорционален уровню экономического развития и уровню образования. Исследования показывают, что экономический подъем всегда связан с падением уровня рождаемости. Все это показывает нам, что институт традиционный семьи обусловлен, прежде всего, не духовно-нравственными соображениями, а материальными. Многодетность чаще видится является экономическом фактором, а не духовно-нравственным. Например, согласно Всемирному справочнику ЦРУ страна с самой высокой рождаемостью - Нигерия. Как известно - это одна из беднейших стран африканского континента, где около 70 % населения заняты в сельском хозяйстве, то есть перед нами классический вариант аграрной культуры. Страна же с самым низким уровнем рождаемости, согласно этому же справочнику, - это княжество Монако, крохотное государство в Европе, с очень высоким уровнем жизни. Остальные европейские страны тоже будут в конце этого списка. Интересно отметить, что в Объединенных Арабских Эмиратах, в которых наряду со светским законодательством функционирует и шариат, даже в такой, казалось бы патриархальной стране, уровень рождаемости низкий. ОАЭ находится на 128 месте в данном списке, там же, где и все развитые европейские страны. Почему даже мусульманская страна, где светское законодательство существует наряду с религиозным находится лишь на 128 месте рейтинга рождаемости? Страна же, где основным законом является только шариат - Саудовская Аравия, тоже недалеко ушла от ОАЭ, и в этом рейтинге только на 94 месте. Это конечно, далеко от конца списка, в котором всего 226 стран, но не менее далеко и от его начала.

Рассмотрим традиционную патриархальную семью. Как правило, это крестьянская семья, которая занимается сельским хозяйством с использованием преимущественно ручного труда. В таком случае принципиально важно наличие рабочих рук, и экономическое благополучие семьи напрямую связано с их количеством. В современном постиндустриальном городе человек может быть экономически благополучен, находясь в абсолютно автономном состоянии. Человек в рамках современного мира смог освободится от рабства у природы, поэтому и надобность в большом количестве потомства отпала. Более того, наличие детей сейчас стало фактором усугубляющим экономическое состояние человека. Потому в отличии от патриархального хозяйства ребенок не включается в общий труд с самого раннего возраста, тем самым отрабатывая свое содержание и даже принося прибыль, а вынужден быть на иждивении родителей до того возраста, когда в прошлые века люди уже создавал свои семьи и были полноправными участниками совместного хозяйства. Поэтому мы и наблюдаем широко такой феномен, что люди, приезжающие из регионов России и ближнего зарубежья, где еще живут патриархальным укладом, как правило, являются выходцами из многодетных семей. Но пожив какое-то время в условиях современного города создает семьи и рожают не более одного, двух детей, как обычная русская семья.

В целом, мы можем видеть, что установка на «сохранение традиционных семейных ценностей», как на одно из приоритетных направлений церковной деятельности само по себе является некой деградацией церковной позиции, откатом в реалии Ветхого Завета или даже процессом секуляризации. И здесь у нас появляется серьёзная проблема семьи, которые, как христианам, так и вообще современному постиндустриальному обществу надо решать. У нас есть только патриархальная модель семьи, которая явно не вписывается ни в реалии Нового Завета, которого придерживаются христиане, ни в реалии современного постиндустриального общества. Что же такое христианская семья, что такое современная семья в светском обществе? Все это вопросы, на которые еще только предстоит найти ответы. Долгое время, по крайней мере в западном обществе, торжествующим взглядом на брак была позиция бл. Августина, в рамках которой единственным оправданием брака было чадородие. “Соединение мужчины и женщины для рождения детей - это естественное благо супружества. Но этим благом дурно пользуется тот, кто использует его животным образом, так, что стремление его направлено на удовлетворение жажды телесных наслаждений, а не желании продолжения рода”. Но Н. Бердяев справедливо называет подобный взгляд на брак мировоззрением скотного двора: “В сущности, трактаты о поле и браке Бл. Августина и других суть трактаты по организации родовой жизни и очень напоминают трактаты по скотоводству”. Поэтому современному обществу требуется обрести новый взгляд на семью, на брак, на сексуальность, на детей. Дети – это вообще феномен не известный традиционному обществу. В патриархальной семье ребенок – это маленький взрослый человек, который на данный момент просто не в состоянии выполнять весь объем взрослой работы в силу физических данных и недостатка знаний и опыта. Опыт и знания органично передавались в процессе совместного со взрослыми труда, физические данные становились аналогичные взрослым довольно быстро. Поэтому в дореволюционной России средний возраст невест был 16-18, женихов 18-20. Например в рассказе И. Бунина мы читаем следующие строчки. “Мне на Крещенье уж шестнадцатый пошел, - поспешно сказала она. Ну вот, значит, через полгода и венчаться можно..”.Сейчас же человек порою более 20 лет живет жизнью, совершенно никак не связанной с жизнью их родителей, за исключением домашнего быта, все это порождает громадный комплекс вопросов и проблем, которыми уже более века занимаются целые науки: педагогика и психология, которые стали отдельными отраслями человеческого знания. Поэтому натянуть кафтан патриархальной семьи на современного человека – абсолютно нелепая и неадекватная идея, которая, к сожалению, является мейнстримом среди многих христиан, в том числе и в нашей стране.

Конечно, в вопросах семьи есть серьёзные проблемы непосредственно в нашей стране. Обратимся к Росстату. Статистика разводов по Московской области. На 1000 человек приходится 7.5 браков и 4.6 разводов. Примерна такая же картина и по всем остальным регионам: где-то похуже, где-то получше. Но в целом, как мы видим, более половины браков распадается, и, по всей видимости не из-за гомосексуальности одного из супругов и не из нежелания иметь детей. Призвана ли церковь бороться с разводами? Церковь, прежде всего, призвана к благовестию, к проповеди о Христе и Царстве Божьем. Вот здесь есть действительно серьезный кризис, кризис непосредственно церквовный. Поэтому первостепенные усилия, которая должна, как мне видится, делать церковь, должны быть направлены на выправление всех тех неровностей и искажений, которые есть в ее жизни. Церковь призвана помогать человеку обретать отношения с Богом и ближним. Через это человек изменяется и преображается, через это освящаются все остальные стороны его жизни. Только при таком подходе можно будет начинать исследовать вопрос феномена семьи, решения тех проблем, который здесь реально существуют. При этом нужно исходить из современного постиндустриального общества и культуры постмодерна. Перед современной церковью стоят вопросы, ответы на которые еще не были даны в рамках христианского учения или были даны еще в очень редуцированном варианте: это, прежде всего, касается вопросов пола, брака, сексуальности, семьи. Здесь важен как внутрицерковный диалог с привлечением и достижений светских наук: социологии, психологии, педагогики и пр, так и диалог с обществом. Позиция, что раньше было лучше, поэтому давайте сделаем, как раньше, то есть, такая сугубо консервативная позиция тут видится мало продуктивной. Нужно понимать, что сейчас в чем-то хуже, в чем-то лучше, а главное, по-другому, и нужно отвечать на вопрос о семье, исходя из современных реалий как общества, так и конкретного человека.

Прочитайте и выделите основные положения.

Запишите:

Основным фактором, оказывающим влияние на современное состояние семьи и семейные отношения , является переход общества от аграрной стадии развития к индустриальной и постиндустриальной.

Прочитайте:

Данный переход влечёт за собой следующие изменения :

          развитие двух жизненных центров работы и дома ; раньше профессиональная деятельность и домашнее хозяйство существовали вместе, в пределах одной семьи.

    рост экономической независимости женщин и их активное включение в трудовую деятельность ; Социологи заметили, что в городах детей рождается меньше, чем в сельской местности. На количество детей в семье влияет не только урбанизация и связанная с ней экология, но и уровень образования женщины.

    снижение престижа и влияния религии ;

    сексуальную революцию ; эволюция отношений между полами привела к сравнительно распространённому числу браков, свободных от сексуальных обязательств, росту добрачных и внебрачных связей. Новые нравственно-этические установки получили название сексуальной революции. Эти явления можно рассматривать как определенную деградацию общечеловеческих нравственных ценностей.

    демократизацию брачно-семейного законодательства ; происходит либерализация взглядов на сексуальную моралью

    изобретение надежных средств контрацепции.

Запишите:

Аграрному обществу присуща традиционная модель семьи , индустриальному и постиндустриальному – современная .

Прочитайте:

Характеристики традиционной и современной моделей семьи

Традиционная семья

Современная семья

1. Родственно-семейный принцип организации жизни, перевес ценности родства над максимизацией выгод индивида и над экономической эффективностью

1. Родство отделяется от социально-экономической деятельности, уступая первенство экономическим целям индивида

2. Семейное домохозяйство выступает в качестве экономической основы аграрного общества, все работают дома не за плату, а на себя

2. Разделение дома и работы, семейное хозяйство перестает быть ведущим

3. Незначительные психологические различия между семьей и общиной

3. Резкое размежевание дома и внешнего мира, семейная первичность и обезличенность отношений во внешнем мире

4. Социальная и географическая мобильность низкая, сыновья наследуют статус и специализацию отца

4. Высокая социальная и географическая мобильность

5. Централизованная расширенная семейно-родственная система с доминированием старших

5. Децентрализованная нуклеарная семья

6. Развод происходит по инициативе мужа по причине бездетности семьи

6. Развод по причине межличностной несовместимости супругов. Семейные конфликты в информационном обществе будут происходить в основном из-за неумения и нежелания считаться с индивидуальными личностными особенностями членов семьи. Неуважение к личному достоинству каждого отдельного члена семьи ‑ серьезная причина для конфронтации и отчуждения.

7. Патриархальная семья

7. Эгалитарная семья

8. «Закрытая» система выбора супруга на основе предписаний родства и традиций

8. «Открытая» система выбора супруга на основе личностной избирательности

9 Культура многодетности с жёстким табу на предупреждение и прерывание беременности. В Латинской Америке, Азии и, особенно, в Африке, у многих женщин нет иного выбора, как рожать и растить детей. В этих странах семья с 4, 5 и даже 6 детьми - до сих пор обычное явление.

9. Культура малодетности с вмешательством в репродуктивный цикл. Тенденция к сокращению численности семьи наиболее заметна в странах с высоким уровнем доходов.

Под влиянием урбанизации, индустриализации, интеллектуализации труда ведущей тенденцией развития стала демократизация внутрисемейных отношений.

Запишите:

В течение XX в. произошёл всемирно-исторический переход от патриархальных семейных устоев к эгалитарным, демократическим.

Прочитайте:

Закономерные сдвиги в развитии общества привели к исторической смене преобладающей некогда патриархальной сельской многодетной семьи городской, малодетной, состоящей из одной брачной пары, преимущественно с равноправными отношениями членов семьи.

Запишите:

Жёсткая, авторитарная структура семьи, основанная на власти отца, хозяина над женой и детьми, сменяется демократическими отношениями между супругами, родителями и детьми. Гуманизация внутрисемейных отношений непосредственно связана с процессом эмансипации женщин и детей. Фактическая эмансипация женской личности могла быть обеспечена только широким включением женщин в систему общественного труда, осуществившимся в течение XX столетия.

Запишите:

Было бы неверно предполагать, что нуклеарная семья повсеместно становится доминирующей формой. В большинстве обществ современного мира расширенная семья по-прежнему остается нормой, и сохраняется традиционная практика семейных отношений. Но становятся разнообразными типы семейной жизни.

За последние десятилетия произошло резкое сокращение среднего размера семьи. Массовая семья стала малодетной.

О сновные тенденции развития семьи за последние несколько десятилетий:

1. Абсолютное и относительное увеличение количества разводов. Прочитайте:

Общество активно отстаивает институт семьи, и большинство сограждан в какой-то определённый момент решают вступить в брак. Но ныне далеко не все супружеские узы оказываются прочными: многие не выдерживают «испытания на прочность». Если и муж, и жена работают, у них остается меньше времени и сил на семейную жизнь, отчего растить и воспитывать детей, сейчас трудно, как никогда. Рождение ребенка стабилизирует некоторые браки, но чаще разводятся именно молодые супруги, у которых и стаж семейной жизни невелик, и дети ещё маленькие.

В прежние времена на страже брака стояли культурные - и прежде всего религиозные - ценности. Сегодня ситуация изменилась. Развод перестал быть позорным клеймом, каковым был еще 100 лет назад, и ныне семьи и друзья конфликтующих супругов менее склонны отговаривать их от развода.

Разводов, в будущем, скорее всего, по-прежнему будет много, хотя уже доказано, что это причиняет вред детям. Не стоит, впрочем, забывать и другое: современные браки не менее продолжительны, чем в прошлом веке, когда основной причиной прекращения супружеских отношений была смерть одного из супругов. Разница же в том, что сейчас больше пар сами выбирают разрыв отношений, не оправдавших их ожиданий. Именно поэтому, хотя количество разводов в последнее время и стабилизировалось, возврат к невысоким показателям, которыми было отмечено начало XX века, маловероятен.

Запишите:

2. Увеличение числа детей, которые родились вне брака и воспитываются в неполных семьях. Сожительство, неполные семьи, гомосексуальные и смешанные семьи - их число будет увеличиваться. Большинство семей до сих пор - плод заключения брачных уз, и у многих супругов есть дети. Но разнообразие всех форм семьи выявляет тенденцию, выражающуюся в стремлении людей к свободному личному выбору.

    Уменьшение средней продолжительности брака.

    Откладывание момента вступления в брак.

    Увеличение количества людей, которые проживают в гражданском браке.

    Уменьшение размеров семьи, снижение рождаемости.

Прочитайте:

В США около 65% родителей признаются, что хотели бы посвящать своим детям больше времени. Но поскольку они не соглашаются на более низкий уровень жизни, экономические реалии требуют от большинства родителей, чтобы они работали вне дома и делали карьеру, даже если это означает, что им придётся уделять меньше внимания своим семьям.

Для обеспечения качественного роста работника и подрастающего поколения в информационном обществе должны быть созданы соответствующие жизненные условия и материальные средства, включающие в себя уровень образования и культуры, жилищные условия, качество питания, здравоохранения, сферы услуг, возможности отдыха, снятия нервного напряжения. Одним словом, возрастает потребность в качестве жизни.

Алгоритм "качество информационного производства ‑ качество информационного работника ‑ качество жизни" неизбежно ставит семью в условия ограничения числа детей в семье.

Таким образом, репродуктивная функция семьи будет направлена на сознательное ограничение рождаемости и обеспечение высокого качества подготовки ребенка к жизни и труду в условиях информационного общества. Акцент будет делаться на раскрытии индивидуальных способностей личности.

На протяжении 10-15 лет в Украине сохраняется низкий уровень рождаемости, который не обеспечивает даже нормального воспроизведения следующих поколений. В результате этого, население государства сократилось с 52 млн. (1991 г.) до 45,9 (данные на 01.02.2010). По данным ООН, с такими темпами к 2050 году, украинцев может остаться всего 20 млн.

Запишите:

    Увеличение числа одиноких людей, которые не вступают в брак.

Прочитайте:

Поскольку 9 из 10 граждан Америки состоят в браке, жизнь в одиночестве рассматривается как некое переходное состояние, промежуточный этап в жизни человека. Однако в последние десятилетия многие сознательно выбрали именно этот «способ существования». В 1950 г. только 10% американских семей состояли из одного человека. К 2000 г. их доля возросла и составила 25%, а общее количество живущих в одиночестве людей в США равно 27 млн. чел. В Нью-Йорке в 2009 году к категории одиноких людей относилось 28 % населения мегаполиса, к услугам которых 35 тысяч ресторанов, 3,8 тысячи баров и 745 музеев.

Более всего поражает рост числа незамужних молодых женщин. В 1960 г. таковыми были 27% американок в возрасте от 20 до 24 лет; к 2000 г. их стало уже 75%.Увеличение количества работающих женщин в западных странах способствует тому, что, будучи материально независимыми, они считают брак скорее делом выбора, нежели экономической необходимостью. Иными словами, всё большее число работающих женщин не желают расставаться со своей свободой только лишь для того, чтобы никто не смог назвать их старыми девами.

Однако, вступив в средний возраст, многие незамужние женщины начинают ощущать, что свободных мужчин недостаточно. Поскольку мы привыкли, что замужество должно «поднимать статус» женщины, чем она старше, образованнее и успешнее как профессионал, тем труднее ей найти подходящего супруга.