Как быстро приучить ребенка к горшку после памперсов? Как правильно приучить ребенка к горшку: практические советы. Выделяют несколько источников подобного поведения

Со временем, когда малыш подрастает, перед молодыми родителями встает вопрос, когда начинать приучать ребенка к горшку и как это сделать правильно, быстро и менее безболезненно. Одни родители приучают малыша к туалету еще в крохотном возрасте, а другие вовсе не спешат, осознанно отодвигая событие на более позднее время.

  1. Следует помнить, что возраст не является самым важным фактором. Результата обучения проще достигнуть, принимая во внимание физическое и эмоциональное развитие ребенка. Принуждение ребенка к горшку насильно не даст положительного результата, оставив у малыша чувство разочарования и обиды.
В каком возрасте начинать обучение

Убедитесь, что ребенок готов, более или менее осознает свои поступки. Когда дело доходит до начала обучения горшком, идеальный возрастной диапазон колеблется от 15 месяцев до трех лет. Конечно же, это довольно большой разрыв, особенно если учесть физические и когнитивные различия между детьми этого возраста. Но то, что ребенок действительно готов, является важным шагом в этом процессе, в противном случае данное обучение не даст результата.

Помните, что естественный контроль над выделениями начинается после года и активно формируется в течение последующих пару лет.

Первое знакомство ребенка с горшком

В процессе приучения малыша к горшку следует отодвинуть лень на задний план и проявить терпение. Самое первое, что надо сделать – сократить до минимума количество времени, которое ребенок находится в подгузнике.

Процесс обучения должен быть абсолютно естественным, без криков и применения силы. Мягкая настойчивость родителя в приучении к горшку очень важна. Делать это надо спокойным голосом и так, как будто он уже давным-давно всё умеет сам. Одновременно с этим навыком у малыша вырабатывается способность самостоятельно надевать и снимать штаны.

  1. Прежде, подготовьте необходимые предметы. Поговорите с ребенком объясните малышу, что происходит, что это в первую очередь нужно не папе с мамой, а ему самому. Поощряйте за каждое его действие. Очень важно для малыша оставаться позитивным и оптимистичным на протяжении всего процесса, чтобы сохранить хорошее настроение в течение дня.
Во время обучения важно, чтобы окружающие ребенка люди также принимали участие в процессе. Обязательно следует рассказать родственникам эту новость. Их добрые слова и каждое поощрение будет стимулировать малыша делать все правильно.
    Перед обучением ребенок должен:
  • Понять, что он хочет в туалет. Бывают проблемы, когда ребенок не понимает своих потребностей.
  • Легко снимать штаны и следовать простым инструкциям (пойти в ванную или туалет, включить свет, опустить штаны и нижнее белье, сидеть на горшке, мыть руки).
  • Сидеть в течение нескольких минут, не вставая и не отвлекаясь на посторонние предметы.
  • Хорошо ходить, поскольку у детей раннего возраста стремление к горшку часто внезапное, и горшок не всегда находится рядом, до него еще нужно дойти.
  • Проявлять интерес и желание. Интерес к поддержанию сухости или чистоты. Интерес к ношению нижнего белья.

Умение самостоятельно присаживаться на горшок по надобности такой же навык, как научиться сидеть, ползать и ходить. Перед тем как овладеть этим мастерством, малыш должен уметь делать ряд других вещей.

Если ребенок очень упрямый и наотрез отказывается садиться на горшок, следует остановиться и попробовать еще раз через несколько недель или месяцев. Даже если ребенок достиг определенного возраста, не обязательно означает, что он готов физически. Если правильно и умело подойти к делу, набраться терпения и приложить усилий, в результате все обязательно получится.

Все педиатры, в независимости от своих медицинских взглядов и лечебных методик, согласны в том, как ребенка приучить к горшку – делать это лучше, когда малышу исполняется полтора-два года. Слишком раннее высаживание приведет лишь к тому, что процесс обучения растянется во времени.

Физическое развитие ребенка в шесть месяцев, к примеру, уже позволяет ему сидеть, но не позволяет мышцам удерживать экскременты. А вот после полутора лет дети могут уже потерпеть одну-две минуты. Однако темпы взросления все же отличаются, и у кого-то готовность может появиться немного или значительно позже, и это абсолютно нормально.

Обсуждая то, как приучить ребёнка к горшку быстро, нужно самим четко понимать, что ни один из способов не даст заметных результатов, если малыш не готов к такому серьезному шагу.

Можно выделить несколько основных признаков:

  • малыш подражает вашим действиям, мимике
  • перестает разбрасывать вещи и начинает их складывать
  • умеет отрицать и отказываться
  • уверенно стоит, наклоняется, встает и садится
  • самостоятельно может снимать и надевать трусики
  • остается сухим два часа, не меньше

С чего же начинать и как п риучить ребенка к горшку? Подыщите в детском магазине горшок самый яркий, с устойчивым основанием, заманчиво выглядящий. Если малыш при первом высаживании перевернется, вы потом в течении долгого времени не убедите его повторить попытку. Также дайте ему возможность самостоятельно с горшком ознакомиться, применяя любые подходящие ему способы.

Перед тем, как приучать к горшку ребенка, нужно добиться, чтобы малыш уяснил: эта пластиковая красота – его личная собственность. Дайте крохе его пощупать, разглядеть, присесть на него и даже погрызть и попинать.

Пусть горшок стоит на видном месте в игровом уголке, скоро он станет привычным. Если вы не знаете, как приучить ребенка к горшку, начните высаживать малыша на него не больше одного раза в день буквально на минуту и обязательно одетым. Когда привыкнет, можно сажать без подгузника. И не заставляйте ни в коем случае ребенка сидеть силой.

Чтобы понять, как быстро приучить ребенка к горшку, нужно уяснить: малыш должен осознавать, что от него требуется. Для этого посадите на горшок его сразу после того момента, как он испачкал подгузник, снимите мокрое белье прямо на горшке и положите его внутрь горшка. Удивительная способность малышей моментально учиться приводит к тому, что они очень быстро понимают, в чем смысл таких действий и тогда процесс привыкания идет быстро.

Еще один совет, как приучать ребенка к горшку – сажайте его в наиболее вероятное время: после сна, прогулки, еды. Радостно восхищайтесь удачным результатом и ни в коем случае не ругайте за промашки. Помните: в ночное время дети еще долго не могут себя контролировать так же хорошо, как днем. Да и днем вполне могут оконфузиться лет до 4-х. В этом нет никаких отклонений.

В силу физиологических особенностей приучение ребёнка к горшку не должно начинаться слишком рано, но и запаздывать также не следует.

Необходимо помнить и про фактор индивидуальности: один карапуз уже в 9 месяцев спокойно высаживается на ночную вазу, а другой и к трём годам не всегда способен справиться с самообслуживанием.

Исходя из вышесказанного необходимо узнать, когда и как приучать малыша к горшку. Способов овладения этим умением достаточно много, однако лучше узнать поподробнее о самых результативных и наиболее естественных.

О готовности ребёнка к знакомству с горшком

Вероятно, вопрос, когда нужно приучать ребёнка к горшку, является самым распространённым и животрепещущим среди большинства современных мамочек, желающих поскорее привить малышу гигиенические навыки.

Ответ кроется в младенческой физиологии. Учёными доказано, что с первых дней жизни и примерно до годовалого возраста ребёнок не контролирует процессы опорожнения кишечника и мочевого пузыря.

То есть подобные процессы являются безусловными и не требуют участия коры больших полушарий. Следовательно, малыш не чувствует заполненности прямокишечного канала и мочевого пузыря.

Основная цель обучения ребёнка навыкам опрятности, если говорить по-простому, заключается в том, чтобы сделать условной безусловную реакцию – то есть сделать процессы мочеиспускания и дефекация волевыми и осмысленными актами.

Успешность превращения безусловного рефлекса в осмысленное действие будет определяться тремя главными факторами:

Эти три условия связаны между собой и естественным образом дополняют друг друга. Анализ данных факторов позволяет сделать очевидные и крайне важные выводы. Среди них:

  • чем раньше родители начнут высаживать ребёнка на горшок, тем больше времени и усилий потребуется для обучения этому навыку.
  • чем более развит малыш физиологически, тем быстрее он начнёт писать и какать в ночную вазу.

Можно ли игнорировать эти факторы и выводы? Безусловно. Однако в таком случае приучение ребёнка к горшечным делам будет сопровождаться различными проблемами, о которых поговорим чуть ниже.

Сложности раннего приучения

На форумах нередко встречаются комментарии терпеливых и активных мамочек, которые заявляют, что их дети в 10 месяцев (а иногда чуть ли не в 5 месяцев) могут писать после заветных звуков «пи-пи-пи» и какать после характерного кряхтения «а-а-а».

Подобные «успехи» объясняются достаточно просто. Характерные звуки, издаваемые родителями, приводят к формированию у ребёнка рефлекса: связи между звуками «пи-пи-пи» и мочеиспусканием. Говорить же о возникновении волевого акта не приходится.

Побуждать малыша ходить в горшок должны не специальные звуковые сигналы, а физиологический процесс, который сопровождается переполнением мочевого пузыря или прямой кишки.

Проблемы с, казалось бы, сформированными навыками могут начаться в два годика или чуть раньше. Малыш, уже в 9 или 10 месяцев научившийся сидеть на ночной вазе, внезапно отказывается писать и какать прежним способом, активно протестуя против высаживания.

Подобные ситуации специалисты связывают с физиологическим созреванием ребёнка. Начинает формироваться естественный контроль над наполнением внутренних органов, а родители со своими «пи-пи-пи» заставляют малыша опорожнять ещё пустой мочевой пузырь.

Таким образом, незнание родителей, как и когда приучать ребёнка к горшку, приводит нередко к выработке весьма поверхностных и нестойких навыков опрятности.

Ещё хуже, когда взрослые, расстроенные детскими неудачами в виде луж на ковре, испачканных трусиков или боязни горшка, начинают «насильничать» над малышом: заставляют его сесть на гигиеническое приспособление, запрещают вставать раньше срока и т.д. Этого делать нельзя!

Во сколько приучать ребёнка к горшку?

Итак, исходя из физиологических норм, можно сделать вывод, что обучение малышей навыкам опрятности раньше 12 месяцев не оправдано ничем, кроме родительского желания поскорее избавиться от надоевших подгузников. Конечно, это желание можно понять.

5 основных этапов:

  1. Прежде всего покажите малышу горшок и объясните, для чего он необходим. Помочь смогут резиновые игрушки с отверстиями. В такого медвежонка и пупса набирают воду и выпускают её в ночную вазу, рассказывая, что игрушка писает.
  2. Как научить ребёнка ходить на горшок? Поначалу малыша высаживают после пробуждения, перед приёмом пищи и после него, до засыпания и днём и после него, до прогулки и после неё, перед укладыванием в кроватку на ночной сон.
  3. Теперь следует отказаться от применения подгузников в течение дня. Так ребёнок сможет изучить своё тело, узнать, для чего необходимы половые органы и мягкое место. А ещё он установит взаимосвязь между органами и мочеиспусканием и дефекацией.
  4. Всякий раз, когда получается у ребёнка проситься на горшок и делать свои «мокрые дела», его надо хвалить. Но поощрения не должны выражаться в виде игрушек или лакомств. Хватит обычных одобрительных слов.
  5. Когда ребёнок начинает самостоятельно садиться на горшок, без привязки ко времени суток, значит, подошёл заключительный этап обучения. Нужно закрепить полученный результат, отслеживая характерные признаки готовности к туалету – натуживание и покраснение лица.

Небольшие хитрости

Если вы всё равно не представляете, как приучить годовалого ребенка к горшку, или у малыша постарше случаются «осечки», на помощь придут небольшие хитрости:

  • процесс обучения упростится, если в семье есть старший ребёнок, который уже умеет пользоваться горшком. В этом случае первенец сможет показать младшему, как использовать незнакомое приспособление;
  • приучаем ребёнка к горшку осторожно, не слишком усердствуя. Нет нужды держать малыша на ночной вазе дольше 5 или 7 минут. Если же его принуждать, то он начнёт отказываться даже близко подходить к столь малоприятному предмету;
  • необходимо одевать малыша очень легко и просто. Вот почему специалисты советуют начинать обучение в летний период, когда на детях минимальное количество одежды. Да и сами вещи должны быть без поясов, пуговичек, завязок и пряжек;
  • ставить ночную вазу надо в пределах досягаемости малыша. Тогда он сможет самостоятельно справить нужду, а у мамы будет повод отпраздновать пусть небольшую, но победу. Горшок можно установить в детской, неподалёку от игровой зоны;
  • чтобы гигиеническое приспособление точно пришлось ребёнку по вкусу, выбирать его нужно вместе с будущим хозяином. Пройдитесь по магазинам или присмотрите горшок в сетевом магазине, ориентируясь на предпочтения крохи (изображения животных, любимых героев);
  • можно использовать при обучении навыкам опрятности различные книжечки, которые раскрывают смысл назначения ночной вазы. К примеру, среди мам большой популярностью пользуются такие произведения, как «Медвежонок Федя и горшок», «Макс и горшок».

Насколько продолжительным будет приучение? Всё сугубо индивидуально. Некоторые дети, особенно если они физиологически готовы к контролю над мочевым пузырём и кишечником, могут обрести навык за 2 — 3 недели. Другие справляются за несколько месяцев.

Если же матери кажется, что процесс чрезмерно затягивается, а результат необходим прямо сейчас, можно прибегнуть к быстрым методикам.

Как приучить ребёнка к горшку за 7 дней: основные шаги

Система «Добровольный малыш», которую разработала Джина Форд, помогла немалому количеству матерей, не знающих, как быстро приучить ребёнка к горшку.

  • первый день. После пробуждения избавляются от подгузника, объясняя это малышу тем, что он уже подрос, поэтому теперь будет носить трусики. Затем ребёнка нужно посадить минут на десять, чтобы он пописал и покакал. Если попытка не удалась, повторяйте процесс каждые четверть часа. Можно присесть рядом и объяснять крохе, для чего необходим навык опрятности;
  • второй день. Сейчас нужно тщательно отслеживать детское поведение, чтобы не пропустить ни один признак готовности сходить в туалет. При каждом таком признаке следует предлагать горшок, чтобы закрепить вчерашние успехи;
  • третий день. Тактика поведения остаётся прежней, но дополнительно нужно избавиться от подгузников даже во время прогулки, чтобы не запутать ребёнка. Перед гулянием следует сделать «мокрые дела», а на улице чаще спрашивать, желает ли кроха писать. Можно взять с собой горшок, чтобы не отлучаться в кусты;
  • четвёртый — седьмой дни . На четвёртые сутки и ребёнок, и вы уже приблизительно в курсе, через какие промежутки времени следует пользоваться горшком. А если малыш увлёкся игрушками и позабыл о нужде, вы ему напоминаете. За каждый успех ребёнка нужно хвалить, ведь мамино поощрение – замечательный стимул для приобретения навыка.

Всего за неделю, по утверждению автора и родительниц, удаётся привить крохе гигиенические навыки. Но даже если и через 7 дней будут наблюдаться «осечки», отчаиваться или, тем более, ругать малыша не стоит. Совсем скоро всё обязательно наладится.

Как приучить ребёнка к горшку за 3 дня: условия и правила

В том случае, если необходимо в максимально сжатые сроки познакомить малыша с горшком (например, кроха совсем скоро пойдёт в садик или отправится в путешествие), родителям пригодятся методы экстренного приучения детей к гигиеническому приспособлению.

Разумеется, за столь сжатые сроки ни один ребёнок не сможет сразу же перейти от подгузников к горшку, зато у малышей сформируется база для освоения туалетного этикета.

Правила проведения методики

Метод трёх суток сработает лишь в том случае, если ребёнок старше полутора, но младше двух лет. Кроме того, кроха способен объяснить доступным способом, что хочет пописать или покакать, стремится побыстрее избавиться от испорченного подгузника.

Как приучать ребёнка к горшку за 3 дня? Прежде всего, убедившись, что малыш готов к процессу, нужно познакомить его с грядущими изменениями. Подобное знакомство начинают заранее – примерно за две недели до активных шагов.

Подготовка состоит из нескольких действий:

  • приобретите горшок (если его ещё нет), каждый день объясняйте малышу, для чего необходимо это приспособление. Можно провести инструкцию и во взрослый туалет, рассказывая, что унитаз – тот же горшок, но для взрослых;
  • расскажите за 7 суток до события о том, что от подгузников скоро придётся избавиться, а вместо них появятся трусики и горшок. Купите детское нижнее бельё для «взрослых» ребятишек. Пусть трусики будут с изображением любимых героев;
  • маме понадобится три дня подряд, чтобы всё это время быть рядом с малышом. Поэтому следует взять пятничный или понедельничный отгул, чтобы методика не прерывалась, и заручиться поддержкой супруга;
  • так как придётся 3 дня постоянно быть рядом с малышом, нужно заранее подготовить развлечения для него и себя: мультики, кинофильмы, игры, книжки – всё, что позволит не скучать и не раздражаться.

Как только удастся всё подготовить, следует переходить к активным действиям, тщательно соблюдая все рекомендации специалистов.

Первый день

Утром, как только малыш проснётся, с него снимают подгузник. Допускается надеть ребёнку трусы или оставить его ходить голышом, если, конечно, температура в помещении и сезон этому способствуют.

Ночную вазу ставят в детскую комнату, поближе к крохе. Ему, кстати, можно давать побольше жидкости: воды, молочка или сока.

Это необходимо, чтобы ребёнок захотел опорожнить мочевой пузырь. Или просто поставьте рядом с малышом поилку с любимым напитком.

Родители внимательно наблюдают за своим чадом, отслеживая каждый признак того, что тот хочет в туалет.

В идеале малыш должен заметить чёткую взаимосвязь между желанием пописать и высаживанием на горшок. Можно сажать ребёнка на ночную вазу через каждые 20 минут.

Именно для столь кропотливой работы и нужны, по меньшей мере, двое взрослых. На них будет приходиться значительная нагрузка, поскольку нужно отслеживать каждую попытку помочиться, чтобы связь закрепилась в сознании.

Как приучить к горшку очень быстро? За всякую удачную попытку обязательно хвалите малыша.

Причём говорить нужно не безликие фразы типа «молодец», а конкретно объяснять, почему вы хвалите ребёнка: «Умница, что пописал в горшок».

Неудачи же, напротив, нужно пропускать, не обращая на них никакого внимания. Тем более нельзя ругать или обвинять малыша, чтобы у него не возникли негативные ассоциации, связанные с горшком.

Перед вечерним засыпанием разрешается надеть подгузник. Пусть кроха хорошенько выспится перед следующим днём.

Второй день

Сегодня с ребёнком можно погулять на улице без подгузника. Естественно, лучше не отходить далеко от дома, чтобы в случае неприятного «конфуза» быстренько вернуться в квартиру. Это особенно актуально в осенне-зимний период.

На улицу выходят после того, как малыш пописает и покакает. В тёплое время года можно захватить с собой вещи для переодевания и второй горшок для отправления естественных нужд. После удачной попытки обязательно хвалим ребёнка.

Третий день

В последние сутки следует добавить ещё одну прогулку, чтобы малыш контролировал процесс опорожнения кишечника и мочевого пузыря как дома, так и на улице.

Перед любым режимным мероприятием (прогулка, дневной сон) необходимо высаживать ребёнка на ночную вазу. Такую же процедуру повторяют по возвращении домой и после пробуждения.

Если вы не знаете, как приучить ребёнка к горшку в 2 года в максимально сжатые сроки, придёт на помощь трёхдневный курс. По окончании методики малыши обычно хорошо реагируют на горшок, часто даже самостоятельно высаживаются на него.

Лучше всего обойтись без одежды, но если в помещении прохладно, нужно выбирать правильные вещи – без пуговок, лямок, молний и прочих застёжек. В ином случае ребёнок не сможет быстро снять бельё и сделает «мокрое или грязное дело» прямо в трусики.

Приучение к горшку за 1 день: возможно ли это?

Используют этот метод, если крохе уже исполнилось 2 годика, он понимает обращённую к нему речь и может объясняться соответственно возрасту с родителями. Также следует заручиться поддержкой всех домочадцев, поскольку маме придётся весь день находиться рядом с ребёнком.

Приучение к горшку за 1 день подразумевает обеспеченность некоторыми нужными предметами, среди них:

  • резиновая кукла с дырочкой для демонстрации мочеиспускания;
  • сам горшок;
  • любимые детские напитки;
  • одноразовые трусы.

Чем больше ребёнок пьёт, тем чаще у него возникают позывы к опорожнению мочевого пузыря. Следовательно, тем скорее родителям удастся приучить кроху к пользованию горшком. Поэтому необходимо давать своему чаду больше жидкости.

Чтобы малыша ничто не отвлекало от процесса обучения, нужно уединиться с ним в комнате и ограничить контакт с другими домочадцами. Затем крохе показывают, где стоит ночная ваза, учат его стягивать и натягивать трусики.

Поскольку опорожнение мочевого пузыря предполагает полное расслабление, простыми словами доводят до малыша мысль, что ему необходимо спокойно сидеть на горшке и ждать, пока «не польётся водичка».

Продемонстрируйте на примере резиновой куклы, что вы ждёте от своего чада. Для подкрепления инструкции жестами показывайте, как садиться, расслабляться и вставать после писания. Обязательно хвалите кроху за каждое удачное действие, используя словесное одобрение, объятие.

Как правильно приучить ребёнка к горшку за 1 день? Важно уделять особое внимание личной гигиене. После каждого мочеиспускания нужно помогать крохе выливать содержимое ночной вазы в унитаз и мыть руки с моющим средством.

Мнения об этой методике неоднозначные. Некоторые мамы признают её эффективность, другие же отмечают, что за одни сутки научить малыша писать и какать в горшок практически нереально.

Приучение к горшку девочки и мальчика: имеются ли отличия?

Нередко даже пол ребёнка влияет на скорость и особенности обучения навыкам опрятности. Многие специалисты и родительницы указывают, что маленькие леди более послушны и усидчивы, нежели мальчуганы.

Девочки стараются во всём подражать маме, поэтому им несколько проще понять принцип процесса. А из-за природной усидчивости многие малышки больше времени проводят на горшке, что существенно повышает вероятность благополучного окончания мероприятия.

Однако некоторые девочки отличаются повышенной стеснительностью — вот почему они предпочитают терпеть позывы к опорожнению мочевого пузыря, что приводит в итоге к мокрым штанишкам.

Юные джентльмены активнее, не такие усидчивые и наблюдательные, как девочки, и больше тянутся к отцам. А поскольку папы проводят много времени на работе, то и навык к мальчикам придёт несколько позже. Мамочка ведь не сможет показать, как нужно писать стоя.

Специалисты советуют при приобретении полезного приспособления учитывать пол ребёнка. Для малышек больше подойдёт изделие с округлым отверстием, для мальчугана стоит подобрать горшок с особой выемкой и валиком, которые предупредят разбрызгивание.

Как приучить девочку к горшку? Обучение малышки проходит стандартно. А вот процесс приучения мальчика немного отличается. Юного джентльмена сначала стоит приучить пользоваться ночной вазой сидя, поскольку опорожнение кишечника и мочевого пузыря в столь юном возрасте происходит одновременно.

Только после этого переходят к «мужскому» варианту. Пусть его покажет папа, а маме затем останется лишь следить за меткостью крохи, который вначале будет обязательно обрызгивать всё вокруг. Проблему, как приучить мальчика к горшку, лучше решать в игре. Это идеальный способ обучения.

Понять, как правильно приучить малыша к пользованию ночной вазой, можно, если выбрать наиболее подходящее гигиеническое приспособление. Благо что в детских магазинах имеются самые разные модели горшков.

Однако делать выбор, основываясь исключительно на цвете важнейшего аксессуара, неправильно. В столь юном возрасте ребёнку на самом деле безразлично, розовым, голубым или зелёным будет у него горшок.

При приобретении ночной вазы родителям нужно обращать внимание на несколько важных характеристик:

Конечно, каждая мама рассуждает, мол, могу купить самую лучшую модель горшка для любимого малыша. Однако не следует чрезмерно увлекаться, лучше взять устойчивую, пластиковую ночную вазу без дополнительных функций.

Современные изготовители гигиенических средств для детей предлагают приобрести специальные трусы или подгузники для обучения навыкам опрятности. Подобные «обучающие» средства отличаются слоем, который остаётся влажным и приводит к ощутимому неудобству.

Чтобы стать сухим и чистым, ребёнок пытается снять неудобный подгузник и облегчиться в горшок. В таком случае приучить малыша становится несколько проще.

К сожалению, не всегда обучение детей гигиеническим навыкам проходит гладко. Встречается как регресс умения, так и всевозможные страхи перед горшком. Кроме того, некоторые ребятишки в силу проблем со здоровьем не способны самостоятельно научиться писать в ночную вазу.

Шаг вперёд – два назад

Нередко мамы отмечают парадоксальные ситуации, когда умеющий пользоваться горшком ребёнок внезапно отказывается на него садиться. А если родители настаивают, то закатывает самую настоящую истерику. Вероятных причин у подобного явления несколько:

Чтобы справиться с возникшими трудностями, нужно выяснить первопричину нежелания справлять нужду в ночную вазу. Как только вы избавитесь от источника проблемы, можно переходить к повторному приучению.

Боязнь пластикового «друга»

Ещё одна частая ситуация – иррациональный страх перед горшком. Родителям в такой ситуации просто не удаётся усадить кроху на него, поскольку ребёнок плачет, вырывается, бьётся в истерике при одном только виде гигиенического аксессуара.

Выделяют несколько источников подобного поведения:

  1. Слишком раннее приучение к горшку, когда малыш не готов по всем параметрам.
  2. Скупость родителей на похвалу при успехах ребёнка и жёсткое наказание за неудачи.
  3. Не слишком удачное знакомство с ночной вазой. Например, малыша усадили на холодный предмет, который к тому же оказался неустойчивым.
  4. Физиологические или психологические запоры, при которых у малыша формируется ассоциация: болезненные ощущения при высаживании на горшок.
  5. Обычная детская стеснительность или нежелание совершать дефекацию и мочиться на глазах у близких людей.

Для изменения ситуации необходимо на некоторое время оставить ребёнка в покое, подождать, пока его страхи забудутся. Неправы те мамочки, которые бегают за плачущей крохой с горшком наперевес. Подобное недальновидное поведение лишь усилит детскую фобию.

Специалисты рекомендуют проигрывать тревожащую ситуацию в игровых сюжетах. Пускай малыш высаживает на горшок пупсов, роботов, мягких игрушек. Главная задача – вызвать положительные эмоции непосредственно к ночной вазе и сидению на ней.

Придумайте сказочные истории с терапевтической направленностью на горшочную тему. В таких рассказах добрый и печальный горшок ждёт, когда его хозяин поиграет с ним, а затем пописает и покакает в него. Сюжет ограничивается только родительской фантазией.

Может сработать и следующий приём. На пластиковый аксессуар наклеиваются глазки и улыбающийся рот из клейкой бумаги. Можно дополнительно украсить горшок и фигурками, изображающими любимых персонажей малыша.

Иногда проблемы с привитием ребёнку гигиенических навыков связаны не с психологическими, а медицинскими факторами. Если дневное и ночное непроизвольное испускание мочи наблюдается после пяти лет, впору обращаться к доктору.

Неконтролируемое мочеиспускание может быть вызвано несколькими проблемами:

  • врождённые патологии мочеполовых органов;
  • воспаление мочевыводящих путей;
  • несовершенство нервной системы;
  • наследственность;
  • продолжительные стрессовые ситуации.

Диагностикой и лечением энуреза занимаются два специалиста: уролог и невролог. Прежде всего родителям стоит показать ребёнка именно урологу, который проведёт обследование внешних половых органов (девочку дополнительно могут направить к детскому гинекологу).

Кроме того, уролог может назначить такие лабораторные и инструментальные исследования, как общий анализ мочи, ультразвуковое изучение почек и мочевого пузыря. При исключении аномалии урологического характера ребёнка отправляют на консультацию к неврологу.

Несколько выводов

Вопрос, как приучить ребёнка к туалету, действительно актуален. В конце статьи мы собрали самые важные рекомендации и правила, которые способны помочь взрослым облегчить и ускорить процесс обучения малыша гигиеническим навыкам:

  1. Необходимо учитывать физиологическую и психологическую готовность детей к обучению.
  2. Оптимальный возраст, по мнению экспертов, – от полутора до двух лет. Лучше позже, чем раньше.
  3. Нужно приготовиться к неминуемым «осечкам» при приучении ребёнка, стоит чаще его хвалить и не обращать внимания на неудачи.
  4. Не следует настаивать на опорожнении кишечника и мочевого пузыря, заставлять малыша тужиться «во всю мочь».
  5. Можно выбрать как длительный отказ от подгузников, так и ускоренные методики приучения к горшку. Всё зависит от вашего настроя и особенностей ребёнка.
  6. Приобретать ночную вазу лучше вместе с малышом. Так вы покажете значимость события и сможете скорее «подружить» горшок и ребёнка.
  7. Если не получилось с первого раза, подождите. Отложите пластикового «приятеля» на антресоль, забудьте о проблеме на пару месяцев, а затем опять ненавязчиво пробуйте отказаться от подгузников.
  8. Если ребёнок боится горшка, подождите, пока страхи улягутся, а уже затем вновь начинайте знакомство с этим полезным гигиеническим аксессуаром.
  9. При неконтролируемом мочеиспускании после 5 лет следует обязательно проконсультироваться с неврологом и урологом.

Следует понимать, что все представленные сроки являются достаточно условными, поэтому родителям, в первую очередь, следует ориентироваться не на усреднённые данные, мнения знакомых и подруг, а на особенности своего ребёнка.

Именно они и ответят на вопрос, как и когда приучать к горшку. Ну а многие педиатры советуют помнить, что практически все здоровые дети 5 года жизни умеют ходить в ночную вазу или унитаз. Поэтому не стоит слишком усердствовать, пытаясь доказать что-то своим подружкам и знакомым.

По достижении определенного возраста наступает время, когда нужно начинать приучать ребенка к горшку – в одних семьях этот процесс проходит безболезненно, а в других предстоит пережить немало истерик, связанных с нежеланием крохи справлять нужду не в подгузники, а туда, куда настойчиво рекомендуют взрослые. Существует несколько методов приучения к горшку, но все же не забывайте, что это вопрос индивидуальный, универсального подхода для всех детей быть не может.

С самого рождения ребенка родители сталкиваются с выбором - как, каким способом обеспечивать чистоту ребенка, как поступать с естественными продуктами его жизнедеятельности. На сегодняшний день существуют два принципиально разных подхода к этому вопросу.

В этой статье вы узнаете, как быстро приучить ребенка к горшку, и с какими трудностями можно столкнуться на этом пути.

Гигиена ребенка: подгузники и раннее высаживание на горшок

Первый , наиболее распространенный в настоящее время способ обеспечения гигиены ребенка заключается в том, что малыша одевают в некую специальную конструкцию, которая позволяет справлять естественную нужду в любое удобное для него время с минимальным вмешательством взрослого, фактически без такого вмешательства. Этой конструкцией в современном мире обычно является подгузник, то есть специальные трусы, в которые можно писать и не пачкать вещи вокруг. Например, на Востоке использовали необычную колыбель с дыркой в дне на уровне таза ребенка. Все выделения стекали туда безо всякого участия взрослого. Либо для этой же цели в колыбели использовалась специальная форма - деревянная наклонная дощечка. Народы Севера часто использовали в колыбелях лотки, выстланные мехом, мхом или тому подобными материалами. Эти приспособления служили для впитывания выделений и периодически чистились.

То есть в разные времена и в разных географических областях применялись всевозможные способы сохранения относительной чистоты младенца с минимальным участием взрослого.

Второй подход – высаживание ребенка на горшок – диаметрально противоположен первому. Он состоит в том, что ребенка держат в определенном положении во время актов выделения. Реализуя такой подход, мать или другие близкие взрослые учатся замечать сигналы, которые подает ребенок перед актами мочеиспускания, и держать его в такие моменты над специально отведенным местом. Высаживанию в настоящее время посвящено достаточно много практической литературы. Такой способ также имеет исторические корни; он использовался преимущественно в теплых регионах, часто у кочевых народов.

В целом, мы можем наблюдать, что на протяжении истории имели место самые разные способы ухода за детьми, это касается и области освоения гигиенических навыков.

Способ решения гигиенических вопросов исторически зависел от климата, в котором росли дети, и специфики образа жизни матери в конкретном регионе в конкретное время. Длительность и характер той фазы, когда родители решают за ребенка, как именно он будет справлять свою естественную нужду, всегда зависели от привычек и предписаний, которые приняты в культуре. Та же ситуация сохраняется и сейчас.

Как правило, раннее высаживание на горшок требует от матери большей включенности в уход за ребенком, а использование подгузника предоставляет больше свободы людям, окружающим малыша. Исторически, вероятно, наблюдалась та же картина. Чем более загружена различной (и часто удаленной от дома) работой была мать, тем больше вспомогательных средств привлекалось для ухода за ребенком.

В современном мире мать малыша может выбирать любой способ, более подробно изучив соответствующие источники. Решающим фактором является идеология той или иной социальной группы, предлагающей разные виды ухода. Близки ли матери идеи естественного материнства или она предпочитает более распространенный подход, все это определяет то, как она будет организовывать гигиену своего малыша первого года жизни. Кроме того, влияют и физиологические факторы: некоторые дети просто не переносят подгузники, реагируют сильным раздражением, и таким образом выбор совершается в пользу высаживания. Результаты любой системы, с психологической точки зрения, не имеют существенной разницы в долгосрочной перспективе. Можно использовать и методы приучения ребенка к горшку, и использование подгузников, и их комбинации.

Однако существуют некоторые опасности, с которыми могут столкнуться родители, как использующие памперсы, так и высаживающие детей.

Вы можете избежать неприятных последствий, если следуете некоторым принципам.

Если вы используете метод высаживания ребенка на горшок, то есть такой метод, когда ребенка держат над каким-то местом во время актов выделения. Существуют периоды, или эпизоды, когда ребенок не хочет с вами сотрудничать и сопротивляется высаживанию. То есть вырывается, отказывается писать или как-то еще показывает, что он недоволен происходящим. Нельзя настаивать, тем более в грубой форме, держа ребенка до тех пор, пока он все-таки не сдастся. Регулярное повторение таких экспериментов -абсолютное насилие над ребенком, эмоциональная травма для него. Последствия такой травмы многообразны и непредсказуемы. Это может быть деформация характера или нарушения психосексуального развития ребенка.

Если родители решили, что им удобнее использовать подгузники, они должны также соблюдать некоторые правила. Не держите ребенка в подгузнике постоянно. Давайте ему возможность знакомиться со своим телом и с тем, как происходит выделение. Это необходимо для формирования внутреннего образа себя, понимания процессов, происходящих с телом. Если вы держите ребенка в подгузнике круглосуточно, то, помимо физиологического вреда, вы можете повлиять на психосексуальное развитие малыша. Кроме того, у таких детей чаще формируется жесткая связь между актами выделения и пребыванием в подгузнике. Впоследствии у такого ребенка могут возникать трудности при попытках пользоваться горшком.

Сроки, когда нужно начинать приучать ребенка к горшку

Перед тем как начать приучать ребенка к горшку, нужно определиться, когда это лучше делать. Сроки формирования навыка использования горшка варьируются у разных детей в пределах от 1 года до 3 лет. Сроки приучения к горшку действительно индивидуальны, и сравнительно позднее приучение ничем не хуже раннего. Но сам факт раннего или позднего приучения к горшку оказывает влияние на родителей. Бытует довольно распространенное мнение, что у хороших родителей дети осваивают горшок рано. Это мнение никак не подтверждено научно. Однако в России традиционно принято форсировать тот момент, когда нужно приучать ребенка к горшку.

Это происходит так: родители настойчиво предлагают горшок, насильно сажают, очень настойчиво подлавливают ребенка при актах выделения, ругают ребенка за лужи и делают все, чтобы ребенок сел на горшок как можно раньше. Это вписывается в общую культурную тенденцию родительства в России. Считается похвальным раннее освоение самых разнообразных навыков и этапов (зачастую жестко завязанных на физиологию развития): ценится, когда ребенок рано сел, пошел, заговорил, научился читать и т.д. Сюда же относится и навык гигиены. Родители с гордостью сообщают, что их ребенок освоил туалет в год с небольшим. Эта тенденция может толкать родителей на то, чтобы форсировать процесс приучения к туалету детей, что всегда плохо отражается на отношениях ребенка и родителей, на эмоциональном фоне малыша и очень часто влияет на формирование характера ребенка.

В России сроки, когда нужно приучать к горшку, традиционно более ранние, чем, например, в Европе. При этом конечные результаты к трем годам у всех примерно одинаковые. Возможной причиной такого явления можно считать общую тенденцию отношения к телесным проявлениям: попытки взять под контроль телесные проявления, определенное их непринятие. Это находит свое воплощение, в частности, в раннем приучении к горшку как символу контроля над телесными проявлениями.

Отношение ребенку к собственной физиологии обусловлено нашим отношением к физиологическим явлениям. Иного пути выработки отношения к самому себе у ребенка нет. Он изначально не имеет брезгливости и предубеждения относительно продуктов своей жизнедеятельности и ориентируется на ваши реакции. Если вы относитесь брезгливо и нетерпимо к физиологической стороне жизнедеятельности человека, то так же ребенок со временем будет относиться к своему телу. Отношение к актам выделения имеет связь с принятием телесности вообще, с отношением к телу человека, с принятием или непринятием его, с идеями его изначальной правильности или порочности.

Как научить ребенка проситься на горшок: формирование навыка

Перед тем как начинать приучать ребенка садиться на горшок, чтобы облегчить этап перехода от подгузника, необходимо дать малышу почувствовать, что быть мокрым неприятно. Для этого необходимо, чтобы ребенок почаще ходил в обычном белье, а не в подгузнике (в котором он сравнительно долго может по привычке дискомфорта не ощущать).

Ребенок должен понимать, как устроено его тело и как оно работает. Постоянное пребывание в подгузнике такой возможности не дает. Это примерно то же самое, как приучить ребенка к тому, чтобы все время ходить в обуви при любых обстоятельствах. Тогда, естественно, он будет сопротивляться тому, чтобы обувь снять, если вы ему это предложите. Дети не склонны к переменам и противятся нововведениям. Ребенок начинает воспринимать памперс как естественное продолжение себя и условия своих выделительных актов. Этого не происходит, если ребенок ходит в подгузнике только время от времени.

Формирование навыка использования горшка начинается там, где ребенок добровольно с вами сотрудничает, сам пробует пользоваться горшком. Все те этапы, когда ребенка подлавливают или с помощью определенных звуков побуждают сходить в туалет, не являются здесь существенными.

Формирование любого навыка ребенка (а использование горшка - это именно навык) проходит несколько этапов. Для того чтобы ребенок был способен пройти эти этапы, его нервная система должна для этого созреть. Для приучения ребенка к горшку необходима способность отморозить мочеиспускание, почувствовав позыв. А для этого нужны специальные механизмы, которые постепенно формируются в коре головного мозга. Ребенок должен быть способен не только распознавать специфическое давление в области прямой кишки и мочевого пузыря, не только связывать это специфическое ощущение с происходящими потом процессами, но и быть способным произвести целый ряд действий, связанных с использованием горшка. Научить ребенка проситься на горшок как можно раньше не получится, ведь это комплексный навык, освоение которого требует времени. Чем раньше вы будете пытаться сажать ребенка на горшок, тем больше усилий (ваших и ребенка) будет потрачено. В любом случае, пока не созрела нервная система ребенка, он контролировать свои действия не сможет, сколь бы активны не были воспитатели. Форсирование событий не изменит физиологии ребенка, и он в любом случае сможет пользоваться горшком лишь тогда, когда созреет его нервная система.

Как быстро научить ребенка ходить на горшок: этапы и видео методики приучения

Приучать ребенка к горшку нужно постепенно, как советуют психологи и педиатры, на этом пути нужно пройти пять этапов.

1-й этап - знакомство. На этом этапе ребенок начинает интересоваться тем, как это происходит у взрослых; обычно в этот же период ему можно купить горшок. Важно, чтобы горшок стоял всегда в туалете, и ребенок пользовался им также в туалете, а не там, где принимают гостей или на кухне. Все внешние побуждения, исходящие в адрес ребенка от взрослого, работают лучше всего в тот момент, когда ребенок очень хочет быть как все взрослые. Научить ребенка пользоваться горшком как можно раньше не получится – до того момента, пока социальный мотив не созрел, все усилия родителей дадут минимум результата.

2-й этап - первые пробы. На этом этапе допустимо предложить ребенку сесть на горшок в те моменты, когда он сам этого хочет или вы предполагаете, что пришло время посещения малышом туалета.

3-й этап - частичное использование. Далее наступает довольно длинный этап, когда ребенок может делать свои дела то в горшок, то мимо. Задача родителей - набраться терпения и реагировать только тогда, когда ребенок все сделал правильно. Надо приучать ребенка к горшку как можно ласковее, не ругать за промахи, но хвалить за удачи. На этом этапе больше промахов, чем удач.

4-й этап - более уверенное использование. Этот этап во многом похож на предыдущий. Однако число удачных попыток теперь больше, чем число неудачных. Тактика сопровождения этого периода должна оставаться той же - хвалим за удачи, игнорируем промахи.

5-й этап - закрепление навыка. На этом этапе малыш практически умеет пользоваться туалетом, и неудачи случаются в редких случаях. Часто неудачи в этот период бывают связаны с недомоганиями. Несмотря на то что на этой стадии ребенок уже умеет пользоваться туалетом, неудачи также нормальны, как и на предыдущих стадиях. Не стоит, основываясь на том, что ребенок уже все умеет, начинать ругать его за промахи. Лучше проигнорировать эти эпизоды или поддержать ребенка, если он расстроен происшедшим.

Посмотрите видео «Приучение ребенка к горшку», годе даны полезные рекомендации родителям:

Чтобы приучать ребенка к горшку, можно использовать игры – как показывает практика, такой способ эффективен, если процесс с точки зрения родителей идет недостаточно быстро. Нужно понимать, что игры призваны скорее уменьшить тревогу родителей по поводу того, что нужно что-то предпринимать, чтобы обучить ребенка, нежели реальной необходимостью что-то делать в отношении приучения к туалету. Используйте игры, только если малыш уже достиг 3-4 стадии освоения туалета.

Ознакомившись с практическими советами на тему «Приучаем ребенка к горшку», не лишним будет узнать и о возможных трудностях, с которыми вы сможете столкнуться на каждом из этапов.

Как нужно начинать приучать ребенка к горшку: возможные трудности

Как показывает практика, научить ребенка ходить на горшок не так-то просто. На этом пути возможны определенные трудности.

В какой-то момент, примерно на 3-4 этапе, родители могут наблюдать такую картину: ребенок задумчиво сидит на диване и сообщает окружающим: «Я писаю!» Печально, но большое количество родителей думает при этом, что ребенок над ними издевается, вместо того чтобы бежать в туалет и писать там. Дело совсем не в злонамеренности. Просто малыш пропустил те предварительные сигналы, которые предшествуют самому событию: дискомфорту, давлению в области мочевого пузыря. Ребенок, находящийся на 3-4 этапе приучения, в ряде случаев не распознает предварительные сигналы, понимает, что происходит, уже в самом процессе. Стоит ему чем-то увлечься, и ситуация выходит из-под его контроля. В таком случае стоит сказать: «В другой раз иди писать в туалет». Не стоит ругать малыша за то, что он знал, а не пошел куда нужно! Дело просто в том, что узнал малыш, что происходит, слишком поздно. Разновидность той же ситуации - ребенок просится в туалет уже после того, как он написал в штаны. В таком случае не стоит думать, что малыш над вами издевается, тем более не ругайте, что он сделал это не туда, куда следует. Похвалите зато, что он правильно понимает, куда нужно писать, хотя еще и выполнить не может. Это именно то, что нужно отметить в данной ситуации: ребенок уже практически усвоил социальную норму - правильный способ обращаться со своими выделениями. Но это пока только в теории, а на практике еще не всегда получается. Есть сигнал, который он уже распознает, - мокрые штаны или сам процесс мочеиспускания. Но есть сигнал, на который ему пока трудно обратить свое внимание, - давление в мочевом пузыре. Пройдет немного времени, и ребенок научится распознавать его. Но это произойдет не раньше, чем тогда, когда мозг малыша созреет для этого достаточно. Должно еще пройти время, когда малыш не только научится замечать давление в мочевом пузыре, но и у него хватит ответственности, времени и умения успеть сесть на горшок, сняв при этом штаны. Это не такая простая задача.

Все, что требуется родителям в этой ситуации, - это терпение и выдержка.

К давлению можно отнести следующие действия:

  • удерживание ребенка на горшке против его воли;
  • высмеивание ребенка вследствие неудач;
  • любые виды наказаний за промахи в использовании горшка (ребенка нельзя ругать, бить, ограничивать его свободу и т.д.).

Основной способ приучения ребенка к горшку, который нужно использовать, - это поощрение удачных попыток. На неудачи нужно закрывать глаза. Они связаны с естественными ограничениями ребенка. В большинстве случаев он просто не может иначе.

Как научить ребенка ходить на горшок: способы поощрения при приучении

Какие бы способы, чтобы приучить ребенка к горшку, вы не использовали, малыша нужно поощрять.

  1. Хвалите за попытки использовать горшок. Даже если вы видите, что малыш сам сел на горшок, посидел немного, а потом написал в штаны, вам стоит похвалить его. Да, он не до конца скоординировал свои действия, но направление было правильным. Скажите ему: «Да, правильно, ты сел на горшок, туда писают!» То есть хвалите все действия в верном направлении. За правильные действия малыш должен получать одобрение окружающих. Но не переборщите с этим. Все-таки использование горшка вполне обычное дело, за это, как правило, «Оскара» не дают. Поэтому чрезмерное восхищение здесь неуместно. Дайте ребенку понять, что он сделал все правильно, но не падайте в обморок от восхищения. Это излишне. Да, он все сделал отлично, но вы и не сомневались, что у него получится. Такой подход отлично ориентирует детей.
  2. Ещё один совет, как приучить ребенка к горшку, – обязательно отмечайте тот факт, что малыш стремится с вами сотрудничать. Например, утром, когда вы уверены, что ребенок хочет в туалет, и предлагаете ему сесть на горшок, отметьте тот факт, что он без сопротивления это делает. Одобрение окружающих для ребенка - решающий фактор, который влияет на его поведение.
  3. Обращайте внимание малыша на то, что, когда он использует горшок, он остается чистыми.
  4. Основную роль в приучении к горшку играют физиологические механизмы. Но, безусловно, тут имеет значение и психологическая настроенность малыша. Чтобы приучить ребенка к горшку как можно раньше, используйте вдохновляющий пример для поддержки стремления освоить новый навык. Здесь неуместно сравнивать малыша с его ровесниками или детьми чуть старше. Это может его расстроить и породить чувство неполноценности. Лучше найдите подходящего сказочного персонажа, который нравится ребенку. Например, Карлсона трудно представить в подгузнике. Это было бы совершенно невозможно.

Даже при полном отсутствии усилий с вашей стороны ребенок не будет писать в штаны всю жизнь. Просто не существует нормальных здоровых людей, которые, даже при некоторой педагогической запущенности, не научились пользоваться туалетом. Случаи энуреза и энкопреза в более старшем возрасте, естественно, относятся к заболеваниям и никак не связаны с приучением к горшку. Малыш непременно научится делать так, как делает его окружение. Поэтому можно просто ждать и затем поощрять все попытки правильно пользоваться туалетом или горшком. Такой способ требует от родителей определенной выдержки, он не принят в нашем обществе и часто вызывает неодобрение окружающих. «Как, ты не приучаешь ребенка к горшку?!» - так возмущенно могут спрашивать ваши знакомые. Такой способ гораздо больше распространен в европейских странах. В нашей же стране, так или иначе, присутствует давление. Задача родителей - свести это давление к минимуму, не допустить агрессивного давления.

Здесь вы можете посмотреть видео, как приучить ребенка к горшку быстро и безболезненно:

Причины, почему ребенок не хочет ходить на горшок

Одной из главных трудностей в этой области является сопротивление ребенка освоению нового навыка. Речь идет об этапе, когда малыш уже достиг значительного контроля над своим телом и может до некоторой степени управлять актами выделения.

Ребенок может осознанно противиться использованию горшка и контролю посторонних над этой областью. Для малыша область его естественных нужд - это та область, где он чувствует себя хозяином положения и контролирует ситуацию. И при наличии напряжения в отношениях с близкими он начинает эту власть использовать, чтобы повлиять на окружающих. Порой ребенок до того сильно не хочет ходить на горшок, что может сдерживать акты выделения (часто это видно) и в конечном итоге делает свои дела только в тех случаях, когда решает сам (иногда в необычных местах, например, в шкафу или за занавеской). На той стадии развития, в которой происходит приучение к горшку, малыш формирует свои отношения с темой власти и контроля. И в ответ на давление ребенок приучается контролировать свои выделения не так, как просят окружающие, а противореча их воле. Область выделения - одна из первых, которые становятся подконтрольны малышу, и при нарушенных отношениях с родителями ребенок использует эту власть как средство борьбы.

Причины, почему ребенок не хочет ходить на горшок:

  • Слишком настойчивое приучение.
  • Чрезмерная требовательность родителей в других областях (например, настойчивость в вопросах еды).
  • Другие виды неправильного поведения родителей.
  • Могут быть и особые индивидуальные причины для такого поведения, возникающие у ребенка под влиянием его личного опыта или переживаний.

Причины такого поведения детей, как правило, тесно связаны с действиями родителей, но каждая ситуация такого рода индивидуальна.

Все подобные случаи, когда ребенок сознательно не хочет ходить на горшок, требуют вмешательства психолога; оттягивание обращения к специалисту усугубляет ситуацию.

Как надо приучать ребенка к горшку: ошибки при использовании методов приучения

Часто родители, не зная, как лучше приучать ребенка к горшку, совершают ошибки. Самые распространенные из них:

  • Попытки научить ребенка ходить на горшок как можно быстрее.
  • Насильственное приучение.
  • Негативное отношение к продуктам выделения. Изначально ребенок не испытывает отвращения к продуктам своей жизнедеятельности. Он считает свое тело и все с ним связанное, хорошим и правильным. Однако со временем, исходя из реакции взрослого, малыш начинает менять отношение к самому себе. Из реакции окружения ребенок понимает, что принято считать хорошим, а что - плохим. И являются ли физиологические процессы правильными или стыдными, отвратительными. Резко негативное, чрезмерно стыдливое отношение взрослых к продуктам выделения и вообще к телу ребенка закладывается в качестве основы его будущего самоотношения.
  • Чрезмерное внимание родителей к теме приучения к горшку, повышенный интерес к характеру выделений могут способствовать формированию мнительности и склонности к психосоматическим заболеваниям у ребенка:
  • Эксплуатация чувства стыда малыша при попытках повлиять на его навыки гигиены. Родители, замечая повышенную стыдливость ребенка, его застенчивость, которые часто проявляются в этом возрасте, пытаются грубо эти свойства эксплуатировать. Они начинают публично стыдить малыша, выставлять напоказ его промахи, думая, что в результате острого переживания стыда ребенок быстрее научится быть чистоплотным. Поскольку навыки контроля над выделениями жестко связаны с физиологической зрелостью организма, то и повлиять на них с помощью публичных унижений ребенка нельзя. А нанести малышу психологическую травму можно. Возраст от 1 года до 3 лет ответственен за отношения человека с чувством стыда. Если часто и грубо провоцировать у ребенка переживания стыда, то впоследствии, уже став взрослым, такой человек будет склонен к болезненной застенчивости, страху публичных действий, страху демонстрировать себя вообще. Родители таким образом могут сформировать хроническое чувство стыда у малыша. Во взрослом возрасте, помимо психологических и эмоциональных страданий, такое чувство кардинально препятствует успеху человека, заставляет его всю жизнь проводить как бы в тени, чтобы избежать мучительного переживания стыда, неуместности и неправильности своих действий.

Несколько фактов из практики освоения детьми навыка использования горшка:

  • Вначале ребенок учится контролировать выделения в дневное время, а лишь потом - в ночное. Как будет организовано поддержание чистоты в это время - зависит от конкретной семьи: где-то поднимают ребенка посреди ночи и несут на горшок, где-то долго используют подгузник. В любом случае на скорость обучения это не влияет. И ребенок научится оставаться сухим ночью лишь тогда, когда физиологически для этого созреет. Когда это произойдет, он либо не будет писать до утра, либо научится распознавать сигнал о наполнении мочевого пузыря даже во сне. Таким образом, если заполнение мочевого пузыря может разбудить ребенка ночью, то контроль за мочеиспусканием полностью сформирован.
  • Обычно ребенок быстрее учится пользоваться горшком при актах дефекации. Это происходит реже, сигналы более отчетливы, что помогает ребенку взять под контроль эти явления раньше, чем мочеиспускание. Однако бывает и в точности обратная ситуация. Это тоже нормально, не стоит пугаться. Просто дайте ребенку время освоить все процессы.
  • Малыш между 12 и 24 месяцами может сопротивляться тому, чтобы его продукты жизнедеятельности смывались в унитаз. Во-первых, он может воспринимать это как часть себя, хотя и отделившуюся каким-то образом, во-вторых, он испытывает гордость от того, что ему удалось сделать. Выход - в том, чтобы привлечь ребенка к выбрасыванию содержимого горшка и сочинить историю про путешествие, в которое это содержимое отправилось, исчезнув из вашего собственного туалета.

И единственное, что может быть опасным на этом пути, - чрезмерно активные или неправильные действия родителей, желающих как можно быстрее приучить ребенка к новым правилам.

И в заключение – ещё одно видео о том, как научить ребенка ходить на горшок:

Статья прочитана 759 раз(a).