Город на воде каспии. Нефтяные Камни — уникальный поселок на сваях. Вести с Нефтяных камней

В конце 1940-х годов в 100 километрах к востоку от побережья Азербайджана началась реализация удивительного проекта. Прямо в море за несколько десятилетий вырос настоящий городок с многоэтажками, поликлиникой, столовой, пекарней и даже лимонадным цехом, окруженный сотнями километров эстакад с автомобильным движением. Это Нефтяные камни, уникальный поселок нефтяников, аналогов которому на планете нет. Onliner.by рассказывает, как человек в очередной раз победил природу, построив в открытом море город.

Добыча черной, плохо пахнущей, но при этом горючей жидкости примитивными, кустарными способами началась в Азербайджане еще в средние века. Центром промыслов стал Апшеронский полуостров, крупнейшим городом которого была и остается азербайджанская столица, Баку. Ценность ресурса, прозванного «черным золотом», человечество поняло гораздо позже - настоящий нефтяной бум в окрестностях Баку разгорелся во второй половине XIX века, украсив предместья города сотнями вышек.

В начале следующего XX века Баку уже стал нефтяной столицей всей Российской империи, здесь добывалось почти 90% нефти страны и около половины - всего мира. «Черное золото» приносило бакинским промышленникам, в числе которых были семьи Нобелей и Ротшильдов, миллионы рублей.

Советская власть, разумеется, нефть у частного бизнеса отобрала. Вместе с тем легкие в освоении месторождения на Апшероне стали постепенно истощаться, и перед государством встала задача поиска новых источников сырья, которое приобрело стратегический характер. Вскоре после окончания Великой Отечественной войны было принято принципиальное решение - идти за нефтью в море.

На Каспии примерно в сотне километров от побережья Апшеронского полуострова существовало место, прозванное рыбаками Черные камни. Это была гряда еле-еле выступающих над поверхностью моря скал, имевших характерный черно-серый цвет. Это и вода с маслянистыми разводами намекали о выходе нефти где-то неподалеку. В ноябре 1948 года на Черные камни высадился геолого-разведочный десант, возглавлял который лично Николай Байбаков, министр нефтяной промышленности и будущий многолетний председатель Госплана СССР. Вывод представительной комиссии был однозначным и оптимистичным - нефть на Черных камнях есть, и ее много.

Так выглядел будущий город на заре своего существования.

Глубина моря в этом районе составляла всего 5-20 метров, поэтому руководство объединения «Азнефть» решило строить базу нефтедобычи прямо в открытом море. Имевшихся скалистых островков для этого было все же недостаточно, поэтому плацдармом послужил старый, готовившийся к списанию корабль «Чванов». Полузатопленное судно одновременно стало и первым местом жительства буровиков, разместившихся в его каютах. Спустя год после начала освоения месторождения первая скважина километровой глубины заработала, после чего Черные камни немедленно переименовали в Нефтяные.

За следующие полгода к первопроходцу «Чванову» отбуксировали и затопили еще шесть старых, отслуживших свое кораблей. Так был сформирован «остров семи кораблей», сердце будущего поселка. Судна соединили между собой и с имевшимися рядом островками металлическими эстакадами, установленными на деревянные сваи. Конструкция быстро обросла и первыми, временными пока домиками.

Вскоре буровики смогли переехать и в относительно комфортабельное жилье - для них на Нефтяных камнях соорудили 16 двухэтажных деревянных домов. Кроме этого, здесь были построены 2 электростанции, столовая, баня, медпункт, библиотека - неплохая инфраструктура для окруженного морем поселка.

Росла и площадь отвоеванной у воды суши. На специальных кораблях сюда завезли более полумиллиона кубометров песка и скальной породы. Небольшая глубина моря позволила объединить естественные и искусственные острова в единое целое.

Параллельно с увеличением количества скважин активно строились и соединявшие их эстакады. Это было поразительное зрелище - десятки, сотни капитальных зданий, буровых вышек, нефтяных скважин, соединенные многокилометровыми мостами, по которым оживленно ездили легковые и грузовые автомобили. Вокруг же только Каспийское море, до ближайшей суши сотня километров на теплоходе или вертолете.

Центр рабочего поселка с построенными для буровиков и обслуживающего персонала двухэтажными домами.

На этом цветном снимке 1960-х годов хорошо видны еще частично выступающие над поверхностью воды черные скалистые островки. Вдалеке в центре - «остров семи кораблей».

С конца 1940-х на Нефтяных камнях было пробурено около 2000 скважин, давших 60% всей советской морской нефти. Первоначально она доставлялась на сушу танкерами, но в 1981 году был сдан 78-километровый подводный трубопровод, позволивший отказаться от использования кораблей, чья эксплуатация в условиях мелководья и многочисленных в этом районе моря скал представляла определенный риск.

Еще большую опасность представляли нередкие на Каспии штормы. В первые годы освоения «нефтекаменного» месторождения все гидротехнические сооружения строились с использованием деревянных свай, поднимавших их на высоту в 6,5 метра. Как быстро доказала природа, этого оказалось недостаточно. 15 сентября 1956 года разыгрался катастрофический шторм, повлекший за собой человеческие жертвы.

«С утра подул северный ветер, скорость его быстро возрастала и через 2 часа достигла 35 м/с с порывами до 40 м/с. На суше ветер подобной силы срывает крыши домов, вырывает с корнем деревья, разрушает ЛЭП, а на море разгоняет мощную волну. Сила шторма достигла 12 баллов по шкале Бофорта. Ветер дул непрерывно более двух суток. Гигантские волны, обрушившиеся на нефтепромысел, уничтожили около 4 километров морских эстакад, восемь приэстакадных площадок, из которых шесть давали нефть уже в постоянном режиме. Пострадало и морское основание. Но самый трагический итог небывалого шторма - гибель 22 нефтяников», - писал журнал «Наука и жизнь».

Проектировщики и строители усвоили печальный урок. Высота настила на строящихся сооружениях была поднята до отметки 11,6 метра над уровнем спокойной воды, а деревянные сваи стали массово заменять металлическими.

Постоянного населения в Нефтяных камнях не было. Буровики работали вахтовым методом, и первоначально их доставляли на работу теплоходами. Сначала корабли ходили от морского терминала на острове Артем, соединенного дамбой с Апшеронским полуостровом (туда даже пустили электричку из Баку!), позже было налажено пассажирское сообщение от морского вокзала азербайджанской столицы. Тем не менее, переход по морю был неудобен, в плохую погоду растягивался на многие часы, а во время штормов и вовсе прекращался. Ситуацию исправили в 1960 году, когда Нефтяные камни посетил Никита Сергеевич Хрущев. Эмоционального советского лидера так впечатлил поселок, что он приказал организовать специальный вертолетный отряд для перевозки рабочих смен на вахту и обратно.

Вертолеты подчас использовались и для доставки нефтяников на скважины. Количество стационарных платформ так увеличилось (сейчас около 200), а километраж эстакад настолько вырос, что использование автомобильного транспорта в отдельных случаях было просто неэффективно. В настоящее время общая протяженность «улиц» этого необычного поселка достигла 350 километров.

Дороги здесь, конечно, однополосные, встречный автотранспорт разъезжается или на платформах, или благодаря регулярно организованным специальным «карманам».

В советское время на Нефтяных камнях одновременно работало около 5 тысяч человек. Несмотря на принятый здесь формат вахтового общежития, обитатели которого постоянно менялись, быт людей здесь был обустроен неплохо. Кроме бани, столовой и медпункта, со временем здесь появилась собственная пекарня, кинотеатр, даже лимонадный цех, продукция которого вывозилась на «большую землю». Буровиков регулярно развлекали и прилетавшие из Баку артисты. Все это позволяло жить и работать с определенным комфортом, хотя, конечно, и не без некоторых ограничений. Например, на Нефтяных камнях категорически запрещен алкоголь и, разумеется, сигареты.

На фотографии 1957 года видна даже импровизированная «набережная» с растущими в кадках растениями, скамейками и прогуливающимися в свободное время рабочими.

Тем не менее во время все того же визита Хрущева в 1960-м рабочие пожаловались руководителю страны на условия жизни на Нефтяных камнях. Деревянные двухэтажные дома здесь, по сути, были обычными дешевыми бараками, которые массово строились в СССР после войны. Никита Сергеевич тут же распорядился обеспечить буровиков современным жильем. Было решено заменить двухэтажки 5- и 9-этажными общежитиями. Подготовка площадки под их строительство растянулась без малого на десятилетие. В центральной части поселка, «острове семи кораблей», была сооружена огромная бетонная платформа, ставшая фундаментом для новых, уже многоэтажных зданий. Такому сооружению уже были не страшны любые штормы.

Всего в 1970-е здесь выстроили три пятиэтажных и два девятиэтажных общежития. Новые Нефтяные камни с высоты птичьего полета.

Многоэтажки, кажется, вырастают прямо из моря.

Пережив непростые 1990-е, в 2000-е Нефтяные камни вступили в новый период процветания. Разбогатевший на экспорте нефти Азербайджан реконструировал центральную часть поселка. Модернизации подверглись все общежития, появилось несколько новых современных зданий. Так поселок выглядит в настоящее время.

Комплекс общежитий сейчас скорее напоминает санатории на какой-нибудь всесоюзной здравнице.

Интернаты нефтяников и вспомогательного персонала делятся на мужские и женские. Женский, впрочем, по объективным причинам существует в единственном экземпляре и объединен с поселковой столовой. На переднем плане та самая первая буровая скважина 1949 года, законсервированная в виде монумента.

В столовой поселка.

Сохранено и реликтовое произведение монументально-декоративного искусства - красочная мозаика, изображающая радостную жизнь в советском Азербайджане.

Мужчины занимают вторую девятиэтажку и несколько протяженных, часто изогнутых пятиэтажных корпусов.

А ведь когда-то, более 60 лет назад, все начиналось с таких вот времянок.

Сейчас фрагмент этого самого первого дома в открытом море также является памятником.

В жилой зоне разбит и небольшой парк. Так он выглядел в 1980-е годы.

Во второй половине 2000-х парк вместе с остальным центром Нефтяных камней был реконструирован.

Помимо общего благоустройства его украсил целый ряд мемориалов, например в честь местных буровиков-нефтяников.

Или жертв катастрофического шторма 1956 года.

Нефтяные Камни - крайняя восточная, сухопутная точка Азербайджанской Республики, поселок городского типа, в Каспийском море, в 42 километрах к востоку от Апшеронского полуострова.

Посреди моря! Весь поселок стоит на платформах, металлических эстакадах, сооруженных в 1949 году в связи с началом добычи нефти со дна моря вокруг т. н. Черных Камней - каменной гряды (банки), едва выступающей на поверхности моря. Нефтяные Камни по сей день являются уникальным городом на сваях.

Нефтяные Камни окружены каменными рифами, между которыми имеются банки, подводные и надводные камни. Гавани Северная и Южная находятся у западного берега острова и образованы затопленными судами. Здесь расположены буровые вышки, соединенные эстакадами, на которых размещен поселок рабочих нефтепромыслов. Это самый восточный населенный пункт Азербайджана. Постоянного населения нет.

Нефтяные Камни - это уникальное морское месторождение, явившееся выдающимся событием в развитии нефтяного дела Азербайджана. Нефтяные Камни в тот период являлись крупнейшим в мире морским нефтяным месторождением, как по мощности залежи, так и по объему добываемой нефти. За короткий срок в открытом море, на расстоянии до 100 километров от берега были созданы крупные морские промыслы, оснащенные первоклассной по тем временам отечественной техникой.

Нефтяные Камни считаются столицей Каспийского шельфа.

Масштабные геологические исследования района Н. К. были проведены в 1945-1948 гг. Строительство поселка началось в 1958 г. Были построены 2 электростанции мощностью 250 кВт, котельная, нефтесборочный пункт, очистные установки, 16 двухэтажных домов, больница, баня и т. д. К 1960 году было построено здание Бакинского нефтяного техникума. В 1966-1975 гг. здесь уже был хлебозавод, лимонадный цех, два 5-этажных общежития и один 9-этажный жилой корпус. Был разбит парк с деревьями. В 1976-1986 гг. было завершено строительство нефтесборных пунктов, трех 5-этажных общежитий, столовой, больницы, 2 газомазутных компрессорных станций, биологической установки питьевой воды, 2 подводных нефтепроводов диаметром 350 мм до терминала Дюбенды. По эстакадам осуществляется автомобильное движение.

Между Нефтяными Камнями и портом Баку поддерживается регулярное пароходное и вертолетное сообщения.

К сожалению в один момент добыча нефти стала не рентабельна, и город пришел в заброшенное состояние. И не смотря на это тут до сих пор проживает несколько тысяч человек.

Wiki: ru:Нефтяные Камни en:Neft Daslari uk:Нефт-Дашлари de:Neft Daslari

Это описание достопримечательности Нефтяные Камни 119,4 км на восток от Бака, . А также фотографии, отзывы и карта окрестностей. Узнайте историю, координаты, где находится и как туда добраться. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.


Город в открытом море под названием Нефтяные камни основан в конце 1940-х годов, второго подобного населенного пункта в мире нет. Нефтяной столицей Российской империи город Баку признавался в начале 20 века, там добывали почти 50% нефти всего мира и 90% нефти Российской Империи. Вопрос о разработке новых месторождений остро встал перед советской властью в по мере истощения ресурсов города. После окончания ВОВ было принято решение искать нефть в море.

Место, которое рыбаки называли Черные камни, находится в ста километрах от побережья Апшеронского полуострова - на Каспии. Скалы было еле видно из толщи воды. В 1948 году на черные камни была отправлена геолого-разведочная группа, возглавил ее Николай Константинович Байбаков. Нефть в море есть - заключили исследователи.

Строительство скважин

20 метров - такова глубина моря у черных камней. Было принято решение строить на этом месте базу в открытом море. Пристанищем для буровиков и плацдармом для новой базы стал старый корабль «Чванов». Спустя год была запущена первая скважина на Черных камнях, тогда место и получило название Нефтяные камни.

Развитие Нефтяных камней

К первому кораблю за полгода добавилось еще шесть суден, все они сформировали центр будущего поселка - «остров семи кораблей». Первые домики появились после того, как судна соединили металлическими мостиками. Всего создали 16 домов в два этажа, также построили библиотеку, столовую, медпункт и две электростанции. Жилые дома все росли и росли. Протяженность улиц нового городка достигла 350 километров.

Около 5 тысяч человек в тот момент работали на Нефтяных камнях. Чуть позже там появился и кинотеатр, пекарня, лимонадный цех, парк отдыха. Для того, чтобы развлечь буровиков прилетали даже артисты.

Перемены к лучшему

Когда остров посетил Хрущев, начались заметные изменения, в 1960 году работники пожаловались главе государства на деревянные дома, в которых некомфортно жить. Никита Сергеевич дал указания построить для буровиков новые дома. 2 девятиэтажных и 3 пятиэтажных общежития стали жильем для работников города спустя 10 лет.

Сегодня поселок продолжает свое развитие и обрастает все новыми и новыми зданиями. Здесь построен ряд мемориалов, есть памятники, музей и даже футбольное поле. То, чем славится город Нефтяные камни - «Дом чая». Это место очень популярно среди местного населения, ведь кроме чая пить в городе ничего нельзя.

Геологи оценивают месторождение высоко - в ближайшие десятилетия Нефтяные камни смогут давать все те же объемы добычи, сохраняя нынешние темпы. Когда кончится нефть и чем это обернется -неизвестно. Но, можно смело сказать, что памятником город останется навсегда. Город в открытом море -это настоящее чудо человеческих возможностей.

Вести с Нефтяных камней

15 сентября 1956 года разыгрался катастрофический шторм, который повлек за собой человеческие жертвы.

С утра подул северный ветер, скорость его быстро возрастала и через 2 часа достигла 35 м/с с порывами до 40 м/с. На суше ветер подобной силы срывает крыши домов, вырывает с корнем деревья, разрушает ЛЭП, а на море разгоняет мощную волну. Сила шторма достигла 12 баллов по шкале Бофорта. Ветер дул непрерывно более двух суток. Гигантские волны, обрушившиеся на нефтепромысел, уничтожили около 4 километров морских эстакад, восемь приэстакадных площадок, из которых шесть давали нефть уже в постоянном режиме. Пострадало и морское основание. Но самый трагический итог небывалого шторма - гибель 22 нефтяников», - писал тогда журнал «Наука и жизнь».

Нефтяные камни существуют 64 года, за это время было добыто более 160 млн тонн нефти и 13 млрд м³ попутного нефтяного газа. 400 скважин работают по сей день, каждая дает в среднем до 5 тонн нефти в сутки. Как подсчитали геологи, в море осталось еще около 21 миллиона тонн черного ресурса.

Посёлок городского типа в Азербайджане, в Каспийском море, в 42 километрах к востоку от Апшеронского полуострова. Расположен на металлических эстакадах, сооруженных в 1949 году в связи с началом добычи нефти со дна моря вокруг т. н. Черных Камней - каменной гряды (банки), едва выступающей на поверхности моря. Нефтяные Камни окружены каменными рифами, между которыми имеются банки, подводные и надводные камни. Гавани Северная и Южная находятся у западного берега острова и образованы затопленными судами. Здесь расположены буровые вышки, соединенные эстакадами, на которых размещен поселок рабочих нефтепромыслов. Это самый восточный населенный пункт Азербайджана. Постоянного населения нет.

Нефтяные Камни - это уникальное морское месторождение, явившееся выдающимся событием в развитии нефтяного дела Азербайджана. Нефтяные Камни в тот период являлись крупнейшим в мире морским нефтяным месторождением, как по мощности залежи, так и по объему добываемой нефти. Нефтяные Камни по сей день являются уникальным городом на сваях. За короткий срок в открытом море, на расстоянии до 100 километров от берега были созданы крупные морские промыслы, оснащенные первоклассной по тем временам отечественной техникой. Нефтяные Камни считаются столицей Каспийского шельфа.


Масштабные геологические исследования района Н. К. были проведены в 1945-1948 гг. Строительство поселка началось в 1958 г. Были построены 2 электростанции мощностью 250 кВт, котельная, нефтесборочный пункт, очистные установки, 16 двухэтажных домов, больница, баня и т. д. К 1960 году было построено здание Бакинского нефтяного техникума. В 1966-1975 гг. здесь уже был хлебозавод, лимонадный цех, два 5-этажных общежития и один 9-этажный жилой корпус. Был разбит парк с деревьями. В 1976-1986 гг. было завершено строительство нефтесборных пунктов, трех 5-этажных общежитий, столовой, больницы, 2 газомазутных компрессорных станций, биологической установки питьевой воды, 2 подводных нефтепроводов диаметром 350 мм до терминала Дюбенды. По эстакадам осуществляется автомобильное движение. Между Нефтяными Камнями и портом Баку поддерживается регулярное пароходное и вертолетное сообщения.


В конце 1940-х годов началось строительство "Нефтяных Камней". 14 ноября 1948 года на группу скал в открытом море, в 42 км на юго-востоке от Апшеронского полуострова, именуемую "Гара Дашлар" ("Черные камни") был высажен первый десант нефтяников. Его возглавлял Николай Байбаков. В составе десанта были Сабит Оруджев и автор идеи, что в море есть нефть, геолог Агакурбан Алиев. Все они впоследствии стали живыми легендами. После завершения строительства домика на сваях и электростанции, бригада М.Каверочкина 24 июня 1949 года приступила к бурению первой скважины. 7 ноября 1949 года эта скважина на глубине 1100 метров зафонтанировала нефтью с суточным дебитом 100 тонн. В честь этого события решено было переименовать "Черные Камни" в "Нефтяные Камни". А 18 февраля 1951 года состоялась торжественная отправка на берег первого танкера с нефтью. Вокруг Нефтяных Камней решено было создать искусственный остров площадью 7 тысяч гектаров. С островов Жилой и Урунос кораблями завезли полмиллиона кубометров скальных глыб, песка. Вокруг сооружались волноломы, причалы и укрытия для кораблей. А в 1952 году впервые в мировой практике началось строительство эстакады, которая соединила искусственные острова. Было время, когда длина эстакад, соединяющих бесчисленные площадки, превышала 300 км. Грандиозное строительство развернулось на Нефтяных Камнях с 1958 года. В открытом море в 110 км от Баку были построены электростанции, пяти- и даже девятиэтажное здания общежитий, больницы, Дома культуры, хлебзавод, лимонадный цех (его продукция даже "экспортировалась" на берег), разбили парк с деревьями. С 1949 года здесь было пробурено 1940 скважин, добыто более 160 млн. тонн нефти и 12 млрд. кубометров газа. В настоящее время Нефтяные Камни - самый восточный населенный пункт страны. Здесь и сейчас трудятся более 2000 человек.


В 1964-1968 годах уровень нефтедобычи поднялся на стабильный уровень и составил около 21 миллиона тонн в год. С 1969 по 1985 год количество добываемой нефти стало снижаться из года в год, в результате чего, в течение пяти лет, нефтедобыча оставалась на отметке 13 миллионов тонн в год. Причинами падения уровня нефтедобычи в 60-х годах XX века были истощение нефтяных месторождений на суше и высокая себестоимость нефти, добываемой на море, а также обнаружение крупных залежей нефти в Западной Сибири, Казахстане и других регионах Советского Союза. Все эти факторы привели к уменьшению доли Азербайджана в общей нефтедобыче СССР (в 1950 - 39,1 %, к 1960 - 12 %, в 1970-1980 годах соответственно с 5,7 до 2,4 %). В результате этого Москва перестала уделять должное внимание нефтяной промышленности Азербайджана.


Однако, несмотря на все вышеуказанное, за этот период было сдано в эксплуатацию несколько крупных морских нефтегазовых месторождений на Каспийском шельфе, построены нефтеперегонные и машиностроительные заводы. В 1971 году в республике была торжественно отмечена добыча первого миллиарда тонн нефти с начала промышленной разработки в Азербайджане. В 1981 году было добыто рекордное количество газа - 15 миллиардов кубометров.


Очередной спад в области нефтедобычи начался с 1990 года. Основными причинами этого являлись общий спад экономики СССР в 80-х годах и нарушение экономических связей между субъектами бывшего Советского Союза после обретения независимости.














Первая попытка высадки десанта на скалистую, в штормовую погоду полностью заливаемую волнами, пользующуюся среди местных рыбаков дурной славой группу островков была сделана 14 ноября 1948 года. К островкам приблизилось небольшое судно "Победа", на борту которого находились известный азербайджанский геолог Акиф Алиев и руководитель созданного в 1947 году объединения "Азнефтеразведка" Сабит Оруджев. Десанту удалось высадиться на маленький остров, и вскоре на сваях, вбитых в дно моря, были построены первая на Нефтяных Камнях буровая установка и домик для буровой бригады площадью всего в 14 квадратных метров. С этой рабочей площадки будущий Герой Социалистического Труда Михаил Каверочкин и пробурил первую нефтяную скважину, давшую 7 ноября 1949 года долгожданную нефть с глубины 942 метра: суточный дебит этой скважины составлял 100 тонн. И уже в феврале 1951 года первый танкер, заполненный на Нефтяных Камнях, встал под разгрузку к причалу нефтеналивного порта Дюбенди. Еще через несколько месяцев на глубине 20-25 м началось планомерное строительство эстакад, буровых и технологических площадок. Поверхность главной площади, на которой разместились электростанция, насосно-компрессорный комплекс, вспомогательные цехи, а в начале 60-х годов и 5-9-этажные жилые дома для нефтяников, составила 70 тыс. квадратных метров. А общая длина эстакад, этих "улиц" выросшего в море города на сваях, превышает сегодня 200 км. В 1951 году большая группа покорителей Нефтяных Камней была удостоена Государственной премии СССР первой степени.

Недавно Нефтяным Камням исполнилось 57 лет. Это поселок городского типа, который входит в состав Азизбековского района Баку. Свое название он получил от так называемых "Черных скал" - каменной гряды, едва выступающей на поверхности моря, вокруг которой был возведен. "Камушки" (от азербайджанского "дашлар"), как ласково называют свой город нефтяники, расположены на металлической эстакаде, опирающейся на сваи, которые зацементированы в пробуренные на дне моря скважины. И разделяют этот нефтяной город от поверхности моря всего несколько метров.

Жизнь от суши

Сюда можно попасть двумя способами: вертолетом или на судне. Правда, смельчаки при желании могут отправиться туда и вплавь, однако при этом следует учесть, что расстояние между Баку и Нефтяными Камнями составляет 110 км. В этом уникальном городе, которому нет аналогов в мире, все пропахло нефтью и мазутом. Да, в нем есть жизнь. И на первый взгляд она не отличается от жизни на суше… Но здесь она другая, "завозная": раз в неделю сюда привозят питьевую воду, продукты, медикаменты, периодическую печать, одежду и… самих нефтяников. Завозят также готовые дома, почву и саженцы, чтобы обновлять парковое хозяйство, которое тоже здесь есть. Нефтяные Камни - это город со своей инфраструктурой, с морским вокзалом и вертолетной площадкой.

Люди работают в две смены: первая - от 8 часов утра до 2 часов дня, вторая - от 2 часов дня до 9 часов вечера - и так в течение 15 дней. Затем одна группа нефтяников заменяется другой. Но самое интересное начинается после основной работы, когда нефтяники собираются в местном Доме культуры или в скверике напротив общежития. Здесь всегда людно. Одни предпочитают настольные игры, другие играют в футбол на имеющемся поле или смотрят телевизор. Возможно, именно эта "коробка" и соединяет обитателей "Камней" с внешним миром.

Здесь, на Нефтяных Камнях, даже если попадаешь на его территорию благодаря удостоверению журналиста, очень многое остается за гранью понимания - создается ощущение некой засекреченности. "Свежеиспеченную" нефть обыватель здесь не увидит, с рабочими поговорить, скорее всего, тоже не удастся. Настоящая жизнь города на сваях, то, ради чего он существует уже 57 лет, всегда остается в тени.

Первое впечатление: холодно, зябко, сыро, скучно, серо. Нет прохожих и автомобилей. И трубы, трубы, трубы, которые окаймляют длинные, эстакадные асфальтированные дороги. Хоть и "Камушки" называют городом, здесь нет присущего мегаполисам привычного городского шума. Наверное, поэтому он кажется тихим, несмотря на то, что постоянно находишься в окружении различных звуков: морской гул, работают различные агрегаты, компрессорная и дизельная станции, хлебозавод, прачечная, водоочистительная станция и т.д. И если когда-нибудь Нефтяные Камни станут местом паломничества туристов, то лучшее время для организации турмаршрутов - вечернее: в это время суток "Камушки" преображаются. Город погружается в свет желтых фонарей, начинают работать фонтаны. Вряд ли где-нибудь еще в мире в открытом море можно встретить огромное сооружение на сваях, в котором по вечерам бьют фонтаны, причем не только водяные.

После "советской разрухи" многое приходится строить вновь. За последние три года сектор жилого массива значительно модернизирован. Построены гимнастические залы, Дом культуры обеспечен необходимым оборудованием и музыкальными инструментами. Высаживаются зеленые насаждения. И еще. В городе бывает немного страшно, особенно ночью, когда, находясь в гостиничном номере, за окном слышишь бушующее море, впрочем, и под ногами тоже. Приходит осознание, что при наличии военизированной охраны, прилагающейся к столь важному стратегическому объекту, как Нефтяные Камни, город все-таки не защищен… и не защищен он от стихии. За полвека существования на Нефтяных Камнях было построено 180 км железобетонных эстакад, но из-за частых штормовых ветров, а они на Каспии бушуют 200 дней в году, десятки километров гидротехнических сооружений были разрушены, лишь на участке в 50 км разрешено движение автотранспорта. И вправду, когда видишь Нефтяные Камни сверху, создается впечатление, что город стоит на груде ржавого металла. Образовалось множество отдельных оснований, нарушена сеть коммуникаций, выведены из строя нефтепроводы, кабели электропередач и связи, затруднена доставка грузов и людей. Вместе с тем здесь делается все для компенсирования потерь - многие части эстакад были модернизированы.

Для стабилизации нефти и газа постоянно бурятся новые скважины. Построены и пущены в эксплуатацию дополнительные эстакады. Многие из них были капитально отремонтированы. Отдельные основания обеспечены надежной телефонной связью, телевизорами, холодильниками и другими бытовыми приборами. Был сдан в эксплуатацию хозяйственно-бытовой комплекс с парком резервуаров для питьевой воды. Построен новый автотранспортный цех. Специалисты утверждают, что в последние годы значительно сократились темпы падения добычи. Но тревожная ночь, проведенная на Нефтяных Камнях, несмотря на все увещевания здешних обитателей, запомнится обывателю надолго.

Кстати, и криминал не обошел этот город стороной. Старики рассказывают, что в советские годы по улицам "Камушек" гулять было небезопасно. То было смутное время, когда работать в городе на сваях посылали в основном бывших заключенных, правда, предварительно обучив их плаванию. Безусловно, зэки были зачинщиками не одной драки на Нефтяных Камнях. Все как на "большой земле": имели место и мелкие кражи. Но со временем "Камушки" избавились от дурных привычек.

"Лицо" Нефтяных Камней

Сегодня Нефтяные Камни - это город с 4-тысячным населением. Вместе с нефтяниками здесь живут строители, энергетики, геофизики, работники общепита, медики, авиаторы, прачки, портные, сварщики, маляры и т.д. Но всех их объединяет одно - искренняя любовь к морю. Почти все рассказывают, что могли бы работать на суше, но здесь, на "Камушках", их окружает та особая аура, которую принято называть родиной. Они, можно сказать, сроднились с этой рукотворной железобетонной землей. За полвека существования добыто море нефти и пролито море пота. Здешние говорят: "На "Камушках" нет плохих работников, нет плохих специалистов".

Где еще можно побеседовать с портным, который ремонтирует одежду в море. Это, наверное, единственный человек в мире, который освоил азы портняжного искусства, являясь нефтяником. Он ремонтирует одежду работников "Камушек" около 20 лет. В день приходится обслуживать примерно 5-6 человек. Однако назвать свое имя этот человек не захотел. Здесь, на Нефтяных Камнях, все заключено в строгие рамки "совершенно секретно". Каждое слово взвешивается - привычка, выработанная жизнью на стратегическом объекте.

"На "Камушках" у меня несложная работа по сравнению с той, что приходится делать другим. Предлагали мне работать на суше, но я отказался. Привык все-таки. Да и брат у меня здесь, нефтяник. Ведь дело не только в деньгах. Дело в той особой обстановке, которая царит здесь", - говорит он.

Почти то же самое скажут нефтяник и маляр, врач и геофизик. Все эти люди понимают, что работа у них опасная, но нужная. Однако в городе на сваях о смерти говорить не принято. На Нефтяных Камнях существует негласное правило - о негативах здешней жизни не распространяться. Хотя известно, что почти каждый год на Нефтяных Камнях погибают люди. По степени опасности работу нефтяника можно сравнить разве что с деятельностью шахтеров и горняков. Широкой общественности известны лишь некоторые трагические случаи, имевшие место. А сколько их осталось "за кадром". И все это происходит при исполнении, даже в страшнейший ураган. В одном из парков на Нефтяных Камнях в честь погибших нефтяников установлено мемориальное сооружение, увенчанное Вечным огнем. В ночь на 21 ноября 1957 года во время урагана героически погиб 21 нефтяник - члены двух бригад - об этом трагическом случае на Нефтяных Камнях, видимо, умолчать не удалось. О других смертях предпочитают не говорить. Но изредка информация о несчастных случаях здесь все же просачивается в СМИ.

Но бывают и счастливые исходы. Так, в 1992 году чудом, с помощью вертолетов, удалось спасти 33 нефтяника, оказавшихся в открытом море. Бушевал шторм. Сила ветра достигала 41 м/c, высота волны - 9 метров. Буря вывела из строя систему коммуникаций и гидротехнические сооружения. В результате связь с некоторыми эстакадами была прервана. На этих участках и оказались люди, исполнявшие свой служебный долг. Ситуация осложнялась еще и тем, что нефте- и газокоммуникационные системы прорвало, начался пожар. Но люди, несмотря ни на что, возвращаются сюда и продолжают работать.

За прошедшие полвека на месторождении было добыто 173 млн. тонн нефти и 12,5 млрд. кубометров попутного нефтяного газа. В настоящее время эксплуатационный фонд состоит из порядка 500 скважин и остаточного сырья в недрах Нефтяных Камней. На месторождении "Грязевая сопка" осталось около 25 млн. тонн. 75% извлекаемой нефти добывается компрессорным способом. Каждая скважина дает в среднем до 5 тонн нефти в сутки. Ежегодно на Нефтяных Камнях бурятся 5-6 новых скважин с начальным дебитом 15-16 тонн в сутки. В 1967 году было добыто рекордное количество нефти - 7,6 млн. тонн. Ежедневная добыча нефти составляла 20820 тонн.

Что есть на Нефтяных Камнях?

Эстакады и приэстакадные площадки, нефтесборочные пункты, водоочистительные сооружения, поселок с двух-, трех-, девяти-, шестнадцатиэтажными домами, здание управления, больница, аптека, дизельная электростанция, котельная, магазины, противопожарная насосная станция, парк товарных резервуаров, 300-местный клуб, водяные резервуары, столовая на 100 человек, общежитие, гостиница, лаборатория для исследовательских работ, хлебозавод, лимонадный цех, плавательный бассейн, газлифтная компрессорная станция, детский сад, девятиэтажное общежитие для женщин, библиотека с фондом 36 тыс. книг, склады, нефтепровод Нефтяные Камни - Дюбенди, подсобное хозяйство, вертолетная площадка, компрессорная станция, спортивно-оздоровительный комплекс "Умид".