Физическое развитие четырехлетнего ребенка. Эмоциональное и социальное развитие ребенка

Дети четырехлетнего возраста уже относятся к дошкольникам: ребёнок приобретает первые представления о мире, которые расширятся с возрастом.

Четыре года ‒ этап, полный открытий для родителей и крохи. А чтобы открытия увенчались успехом, вам стоит опираться на возрастные особенности ребенка, помогая ему развиваться.

Психологическое состояние ребенка 4-х лет

Психологической особенностью четырёхлетнего ребенка является яркое проявление «чувств и чувствительности». Как отмечает советский психолог и педагог Мухина В.С., «в дошкольном возрасте, особенно в возрасте трех-четырех лет, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им особую окраску и выразительность. Маленький ребенок еще не умеет управлять переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства» (Мухина В. С. «Возрастная психология. Феноменология развития», 1999 г.).

Также учёный акцентирует внимание на том, что «чувства дошкольников трех-четырех лет хотя и ярки, но еще очень ситуативны и неустойчивы». Поэтому родителям не стоит принимать всерьёз сверхэмоциональную реакцию на события. Иногда дети специально шалят, чтобы посмотреть на реакцию окружающих и понять, какие эмоции у них вызывают проказы. Так ребёнок учится различать положительные и отрицательные стороны.

Теперь дети начинают осознавать происходящее более остро. У них появляются новые эмоции: стыд, обида, разочарование, грусть. Дети в 4 года становятся чуткими: они улавливают настроение близкого человека и сопереживают. Формируются нравственные качества: понимание, проницательность, доброта, отзывчивость.

Интеллектуальные особенности в 4 года

Интеллектуальные особенности ребенка в 4 года объясняются уровнем его анатомического развития. Мозг уже почти соразмерен мозгу взрослого человека. Но правое и левое полушария развиты в разной степени: правое полушарие, отвечающее за проявление эмоций и чувств, преобладает.

Четвёртый год ‒ время повышенного интереса к изучению мира, проявления познавательной активности. Ребенок познает мир не только через книги и игрушки. Наступает пора осознанного знакомства с миром во время прогулки или посещения детского мероприятия.

Сына или дочку пора познакомить с алфавитом и простыми числами. Научите ребёнка выполнять простые арифметические вычисления и составлять из букв слова. Еще можно обучать ребенка иностранному языку. Существует много школ, предлагающих программы освоения иностранного для дошкольников. Или проводите занятия на дому.

Важно регулярно тренировать память. Например, разложите карточки с простыми изображениями и попросите запомнить последовательность. Перемешайте и предложите ребёнку восстановить по памяти порядок картинок. Чаще читайте небольшие детские сказки и стихотворения, предлагайте их заучить и рассказать по памяти.

Полноценное физическое развитие ребенка в 4 года подразумевает формирование мелкой моторики рук. Для тренировки ловкости пальцев и подготовки руки к письму лепите из пластилина или глины, вырезайте ножницами крупные и средние элементы разной формы. Ещё рисуйте разными художественными инструментами (кисточками, фломатсерами, карандашами, мелками, пальчиковыми красками). Помощниками юного художника станут альбомы и раскраски. Продолжайте собирать пазлы и конструкторы.

Как воспитывать детей 4-х лет

От родительского воспитания зависит то, каким станут ваш сын или дочь. Поэтому ключевое правило для родителей ‒ быть внимательными к ребенку. Совместное времяпрепровождение сближает и устанавливает эмоциональную связь. Ребёнок, ощущающий любовь и заботу близких, имеет правильных пример семейных отношений.

  • Культурный досуг . Посещайте культурные мероприятия для приобщения ребенка к миру искусства. Походы в кино, кукольный театр, цирк, зоопарк, на праздничные городские гуляния социализируют и развивают воображение.
  • Похвала по маленьким и большим поводам . Хвалите даже за маленькие победы ‒ это даст уверенность и понимание того, что ребенком гордятся.
  • Навыки самообслуживания . Обучите соблюдать правила личной гигиены, пользоваться столовыми приборами, одеваться и раздеваться, выкидывать мусор в ведра, убирать игрушки на место.
  • Наблюдение у врача . Приводите ребёнка на плановые осмотры и тем более, если заподозрите какое-то заболевание. Ребёнок должен регулярно обследоваться у педиатра, окулиста, хирурга, ЛОРа, кардиолога и эндокринолога.
  • Здоровая пища . Обеспечьте сбалансированное питание, в котором будут белки, жиры и углеводы. Частота приёмов пищи для ребенка 4 лет ‒ 4-6 раз в сутки.
  • Режим . Установите распорядок дня: так вам легче контролировать его деятельность, а ему – привыкнуть к режиму.
  • Полезные игры . Обучайте в игровой форме: так занятия проходят веселее и легче.
  • Живая энциклопедия. Не игнорируйте и не злитесь на ребёнка, который задаёт вопросы. Четыре года ‒ возраст «почемучки», который хочет всё знать. Объясняйте явления, оставаясь терпеливыми и понимающими.
  • Поиск друзей . Помогайте налаживать контакты с детьми: давайте подсказки как подойти познакомиться, приглашайте в гости родителей и друзей крохи, проводите досуг вместе.
  • Правила без исключений . Заведите в семье правила и обязанности, которым нужно следовать всем членам семьи. Если ребёнок нарушает правила, наказывайте, но без унижения. Договоритесь с родственниками, что в случае наказания вы все будете действовать по одной схеме, без исключений из жалости или непонимания. Малыш должен научиться нести ответственность.

Главное, что нужно понять: ребенок игнорирует ваши просьбы и указания вовсе не из вредности (чтобы «вывести вас и вымотать нервы»), а потому что это его возрастная норма. Родители обязательно должны знать основное о ребенке 4-х лет - такова уж особенность развития его нервной системы. Именно до четырех-пяти лет у малыша преобладает процесс возбуждения. Это означает, что если малыш сильно увлечен чем-то, то внимание его сложно переключить на более спокойные дела. У него еще непроизвольный процесс торможения, то есть ребенку еще не под силу контролировать свое состояние. Он не может самостоятельно успокоиться, если ему очень весело или, например, страшно. Это выражается более или менее в зависимости от темперамента. Все это значит, что требования родителей проявить самоконтроль («Успокойся же ты! ») когда ребенок слишком перевозбудился - дело совершенно бесполезное. Поверьте: ребенок бы и рад успокоиться, но сам этого сделать просто не может. Этим навыком он овладеет только годам к 6-7, как раз к школе.

Правила общения с ребенком

Они основаны на физиологической особенности преобладания возбуждения над торможением. Итак, если вам хочется правильно с ребенком общаться, чтобы он услышал и понял вас, нужно выполнять следующее:

1. Будьте внимательны с выражением собственных эмоций. Если родители находятся в возбужденном состоянии (злятся, раздражаются, боятся, буйно веселятся) - нет смысла ждать спокойствия от ребенка. Классическая картина в торговом центре с ребенком 4 лет: он закатывает истерику от усталости и перевозбуждения, а родители злобно покрикивают: «Да успокойся ты! Прекрати орать! ». Однако и психика и весь организм ребенка очень зависим от состояния родителей. Если они взволнованы - ребенок волнуется тоже. И просто так прийти в послушное и мирное состояние в таких условиях для ребенка невозможно.

Если вам хочется, чтобы ребенок услышал вас - постарайтесь успокоиться сами. Подышите глубоко, попейте воды, попросите успокоить ребенка тому, кто более расслаблен и мягок.

2. Привлеките детское внимание. Самостоятельно ребенку сложно переключиться с какого-нибудь интересного дела (беготни по комнате, просмотра мультфильмов и т. д.) на ваши просьбы. Сколько раз вы наблюдали картину: ребенок увлеченно ковыряется в грязной луже (и не всегда палкой), а мама стоит над ним и однотонно «нудит»: «Перестань это делать! Фу, это же гадость! ». Разумеется, со стороны ребенка не следует никакой реакции. Он в самом деле не слышит, потому что вся его психика увлеченно сосредоточена на луже.

Сделайте первый шаг - присядьте до уровня головы ребенка, «словите» его взгляд. Вместе с ним посмотрите на то, что так его заинтересовало: «Ух ты! Какая лужа! Жаль, что трогать ее нельзя. Давай найдем что-нибудь другое».

3. Изъясняйтесь понятно. Чем проще и короче фразы - тем быстрее ребенок поймет, чего вы от него хотите: «Сейчас дособираем кубики, потом моем руки и обедать». Избегайте многословных пояснений, особенно в сам момент переключения внимания. В ином случае малыш просто не успеет уследить за ходом вашей мысли.

4. Повторяйте несколько раз. Да, иногда это раздражает. Но злость и раздражение в данном случае - это, извините, ваши проблемы. Это не вина ребенка, что в его мозгу биохимические и электрические процессы устроены именно так. Что же именно так раздражает нас, если приходится повторить одно и то же несколько раз? Только то, что нам, взрослым, почему-то кажется: у нас все должно с первого раза получаться. А если не получилось (баланс не сошелся, ребенок не послушался) - я неудачник! Это «привет» из нашего детства, в котором любую ошибку сразу же преследовало наказание. Детский опыт, вроде бы, забылся, но страх сделать что-то не так - остался. Этот болезненный опыт и доставляет нам столько волнений, когда ребенок не хочет нас слушаться. Сам ребенок тут вообще не при чем. Поэтому лучше снова вернуться к первому пункту «быть внимательными с выражением эмоций и мыслей», а не почем зря ругать малыша.

5. Покажите, чего именно вы от ребенка хотите. Особенно, если речь идет о каких-то новых для него занятиях. Например, у ребенка только-только стало получаться самостоятельно застегивать ботинки, заправлять пастель и т. д. Вместо пустых слов: «Сложи быстро игрушки» - попробуйте начать это вместе с ним. И не забудьте похвалить, когда он успешно справится с вашей просьбой!

На любом этапе разговора, когда ребенок волнуется (рыдает, злится, истерикует) - его следует успокоить. Есть специальная схема, следующий комплект: зрительный контакт (присядьте перед ребенком!) телесный контакт (возьмите его за руку, обнимите) ваше спокойствие. Если правильно общаться с ребенком, тогда он действительно вас услышит. Приятного вам общения!

Очень часто мамы жалуются на своих четырехлетних детей: «Он совсем не слышит меня», «Сказала десять раз как об стену горохом!». Все это, конечно, раздражает и выводит из себя родителей. Но есть ли реальный повод для подобных негативных эмоций? И вообще, как правильно общаться с ребенком 4-х лет? Об этом и пойдет речь ниже.

Главное, что нужно понять: ребенок игнорирует ваши просьбы и указания вовсе не из вредности (чтобы «вывести вас и вымотать нервы»), а потому что это его возрастная норма. Родители обязательно должны знать основное о ребенке 4-х лет такова уж особенность развития его нервной системы. Именно до четырех-пяти лет у малыша преобладает процесс возбуждения. Это означает, что если малыш сильно увлечен чем-то, то внимание его сложно переключить на более спокойные дела. У него еще непроизвольный процесс торможения, то есть ребенку еще не под силу контролировать свое состояние. Он не может самостоятельно успокоиться, если ему очень весело или, например, страшно. Это выражается более или менее в зависимости от темперамента. Все это значит, что требования родителей проявить самоконтроль («Успокойся же ты!») когда ребенок слишком перевозбудился дело совершенно бесполезное. Поверьте: ребенок бы и рад успокоиться, но сам этого сделать просто не может. Этим навыком он овладеет только годам к 6-7, как раз к школе.

Правила общения с ребенком

Они основаны на физиологической особенности преобладания возбуждения над торможением. Итак, если вам хочется правильно с ребенком общаться, чтобы он услышал и понял вас, нужно выполнять следующее:

1. Будьте внимательны с выражением собственных эмоций. Если родители находятся в возбужденном состоянии (злятся, раздражаются, боятся, буйно веселятся) нет смысла ждать спокойствия от ребенка.

Классическая картина в торговом центре с ребенком 4 лет: он закатывает истерику от усталости и перевозбуждения, а родители злобно покрикивают: «Да успокойся ты! Прекрати орать!». Однако и психика и весь организм ребенка очень зависим от состояния родителей. Если они взволнованы ребенок волнуется тоже. И просто так прийти в послушное и мирное состояние в таких условиях для ребенка невозможно.

Если вам хочется, чтобы ребенок услышал вас постарайтесь успокоиться сами. Подышите глубоко, попейте воды, попросите успокоить ребенка тому, кто более расслаблен и мягок.

2. Привлеките детское внимание. Самостоятельно ребенку сложно переключиться с какого-нибудь интересного дела (беготни по комнате, просмотра мультфильмов и т. д.) на ваши просьбы. Сколько раз вы наблюдали картину: ребенок увлеченно ковыряется в грязной луже (и не всегда палкой), а мама стоит над ним и однотонно «нудит»: «Перестань это делать! Фу, это же гадость!». Разумеется, со стороны ребенка не следует никакой реакции. Он в самом деле не слышит, потому что вся его психика увлеченно сосредоточена на луже.

Сделайте первый шаг присядьте до уровня головы ребенка, «словите» его взгляд. Вместе с ним посмотрите на то, что так его заинтересовало: «Ух ты! Какая лужа! Жаль, что трогать ее нельзя. Давай найдем что-нибудь другое».

3. Изъясняйтесь понятно. Чем проще и короче фразы, тем быстрее ребенок поймет, чего вы от него хотите: «Сейчас дособираем кубики, потом моем руки и обедать». Избегайте многословных пояснений, особенно в сам момент переключения внимания. В ином случае малыш просто не успеет уследить за ходом вашей мысли.

4. Повторяйте несколько раз. Да, иногда это раздражает. Но злость и раздражение в данном случае это, извините, ваши проблемы. Это не вина ребенка, что в его мозгу биохимические и электрические процессы устроены именно так. Что же именно так раздражает нас, если приходится повторить одно и то же несколько раз? Только то, что нам, взрослым, почему-то кажется: у нас все должно с первого раза получаться.

А если не получилось (баланс не сошелся, ребенок не послушался) я неудачник! Это «привет» из нашего детства, в котором любую ошибку сразу же преследовало наказание. Детский опыт, вроде бы, забылся, но страх сделать что-то не так остался. Этот болезненный опыт и доставляет нам столько волнений, когда ребенок не хочет нас слушаться. Сам ребенок тут вообще не при чем. Поэтому лучше снова вернуться к первому пункту «быть внимательными с выражением эмоций и мыслей», а не почем зря ругать малыша.

5. Покажите, чего именно вы от ребенка хотите. Особенно, если речь идет о каких-то новых для него занятиях. Например, у ребенка только-только стало получаться самостоятельно застегивать ботинки, заправлять пастель и т. д. Вместо пустых слов: «Сложи быстро игрушки» - попробуйте начать это вместе с ним. И не забудьте похвалить, когда он успешно справится с вашей просьбой!

На любом этапе разговора, когда ребенок волнуется (рыдает, злится, истерикует) - его следует успокоить. Есть специальная схема, следующий комплект: зрительный контакт (присядьте перед ребенком!) телесный контакт (возьмите его за руку, обнимите) ваше спокойствие. Если правильно общаться с ребенком, тогда он действительно вас услышит. Приятного вам общения!

Родители часто переживают, достаточно ли малыш развит для своего возраста, не отстаёт ли от сверстников. Что же должен уметь ребёнок в 4 года?

Физическое развитие ребенка в 4 года

До определённого возраста малыша физические умения и навыки свидетельствуют о его умственном и психическом развитии, особенно это актуально для детей первого года жизни. Конечно, каждый ребёнок развивается в индивидуальном ритме, определяемом его темпераментом и характером, однако есть общий набор качеств и умений, отличающих поведение четырёхлетних крох, которые:

  • Легко удерживают равновесие на одной или двух ногах, могут передвигаться прыжками;
  • Быстро бегают, не меняя направления;
  • Самостоятельно поднимаются и спускаются по лестнице;
  • Умеют играть с мячом, подбрасывают и ловят его; могут вести мяч ногами;
  • Катаются на велосипеде и самокате;
  • Уверенно держатся на воде и с лёгкостью осваивают плавательные навыки.

Ребёнок в возрасте 4-х лет вынослив, может совершать длительные прогулки, во время которых проявляет активный интерес к окружающему миру.

Вестибулярный аппарат регулирует координацию движений малыша, его положение и перемещение в пространстве. У грудных детей отделы головного мозга, отвечающие за речь и моторику, находятся рядом, практически объединены, и тесно связаны. С развитием мозга они постепенно отдаляются друг от друга, однако хорошее развитие одной части позитивно влияет на вторую. Именно поэтому развитая мелкая моторика рук определяет набор речевых навыков у ребёнка.

Малыш в 4 года уже достаточно усидчив и легко справляется со следующими упражнениями:

  • Нанизывает на леску бисер,
  • Застёгивает пуговицы,
  • Завязывает шнурки,
  • Умеет кистью и карандашом,
  • Раскрашивает картинки, не выходя за контур,
  • Лепит из пластилина фигурки,
  • С помощью ножниц вырезает по заданному контуру,
  • Завязывает и развязывает узлы из толстых верёвок или канатов,
  • Делает поделки, работает с красками и клеем во время создания аппликаций.

В этом возрасте малыши различают правую и левую руку; при выполнении заданий или во время игр понимают, где относительно предмета находится верх и низ.

Видео развитие ребенка в возрасте четырех лет

Интеллектуальное и умственное развитие ребенка в 4 года

В 4 года ребёнок уже имеет развитый интеллект, он активно взаимодействует с внешним миром, с радостью общается со сверстниками. Родители участвуют в постоянных диалогах со своим чадом и отвечают на бесконечные вопросы маленьких почемучек. Дети этого возраста демонстрируют не только любознательность, но и хорошую память.

В словарном запасе ребёнка имеется около 2000 слов, и он постоянно расширяется. Малыш 4-х лет может назвать свои имя и фамилию, возраст, полный адрес, имена родителей, рассказать, кем они работают. Многие дети ещё не умеют определять время по часам, но легко понимают и различают события, которые обычно происходят утром, днём или ночью. Такую же осведомленность о периодичности и различных этапах любого процесса ребёнок демонстрирует, рассуждая о смене времён года.

Малыш уже умеет пересказать сказку, прочесть наизусть стихотворение. К основным речевым навыкам относят следующие:

  • Умение связно , согласовывать в предложении слова по родам, падежам и числам;
  • Правильное произношение звуков за исключением шипящих и сонорных;
  • Активное использование во время построения предложений союзов и предлогов;
  • Чёткое и правильное произношение многосложных слов;
  • Способность отвечать на вопросы;
  • Умение описывать изображённое на картинке, рассказывать о профессиях и занятиях людей;
  • Перечисление основных музыкальных инструментов;
  • Понимание интонационной разницы.

Интеллектуальное развитие малыша в 4 года также предполагает, что он:

  • Различает части тела человека и ;
  • Называет и различает ягоды, плоды фруктов и овощей, может рассказать об их отличительных характеристиках;
  • Знает домашних животных и птиц, их детёнышей, находит их на картинках;
  • Имеет представление о насекомых и их действиях (бабочка летает, муха жужжит, кузнечик скачет).

Дети в 4 года умеют:

  • Считать до 10 и знать цифры до 5, в том числе, как они пишутся;
  • Различать понятия «много» и «мало», сравнивать количество по принципу «больше-меньше» или «узкий-широкий»;
  • Знают основные геометрические фигуры и семь цветов радуги.

При работе с конструктором дети используют свои математические навыки. Малыш может легко посчитать количество кубиков и расположить их в порядке возрастания, осмысленно строит сооружения различной высоты и формы, свободно оперирует понятиями и представлением о размещении частей конструктора по горизонтали и вертикали.

Психическое развитие детей в возрасте четырех лет

В возрасте 4-х лет дети способны испытывать различные эмоции, очень непосредственны, а их реакции на окружающий мир являются ситуационными и неустойчивыми. Малыши остро реагируют на происходящие вокруг них события, демонстрируя окружающим обиду, стыд, гнев, грусть или разочарование. К этому возрасту уже сформированы основные нравственные качества: доброта, сопереживание, отзывчивость, проницательность.

Психическое развитие ещё не позволяет малышу оценивать себя критически: ребёнок может сомневаться в собственных силах и с трудом признавать свою вину. Он все больше осознает себя отдельной личностью и, несмотря на все внутренние противоречия и неуверенность, стремится к самостоятельности. Для осознания себя как личности малышу очень важны похвала и оценка близкими его поступков, ободрение или деликатное осуждение. В это время у ребенка закрепляется значение понятий добра и зла, хорошего и плохого, прекрасного и отвратительного. Поведение малыша и реакции на окружающий мир демонстрируют его понимание и наличие представлений о человеческой нравственности.

Каким бы ни было развитие малыша и набор его умений в этом возрасте, родители должны помнить об уникальности и неповторимости собственного ребёнка. Он может рисовать оранжевое небо и кошку с шестью лапами, фантазировать вслух, верить в волшебников и чудеса. Всё это также свидетельствует о его развитии и богатстве внутреннего мира, как и умение считать, рассказывать стихи и сооружать из конструктора сложные фигуры и высокие строения.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.