Естественное родительство. Какие игрушки купить малышу? Игры для развития ножек

Ваш малыш не просто вырос. К своему первому дню рождения он начинает позиционировать себя как самостоятельная, хотя все еще очень зависящая от мамы личность. Он научился разделять свое тело и мамино, начинает понимать, что чувствует мама и что – он сам.

Не секрет, что многим мамочкам бывает трудно поверить в то, что вчерашний комочек уже обладает своими собственными желаниями, вкусами, эмоциями. Они еще так нежны, что их легко подавить, затоптать, запретить. Заставить сделать, «как нужно», «как надо», «как правильно», «как Я сказала»…

Ребенок в это время остро реагирует на запреты, иногда можно заметить даже регресс в его поведении: бросается на пол, отказывается ходить, передвигается ползком или просит соску. В общем, протестует. И что интересно, именно в этот период, отделяя себя от мамы, малыш чаще всего не отпускает ее ни на шаг!

Это не капризы. Маленький человечек действительно боится остаться без мамы: он понимает ее «отдельность» и боится потерять навсегда. К тому же он не понимает, что такое время: пять минут и бесконечность для годовалого крохи одно и то же.

Ребенку 10 месяцев

  • В 10 месяцев ребенок может по просьбе (без показа) выполнить заранее заученные действия. Понимает слова «иди», «сиди», «лежи» и другие.
  • Самостоятельно играть в компании с другими детьми, если взрослые будут оказывать помощь.
  • Самостоятельно с опорой поднимается и опускается с невысокой лестницы.
  • Повторяет за взрослыми новые слоги, использует псевдослова, выражающие его отношение к происходящему. На данном этапе использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации. Подражает взрослому в артикуляционных упражнениях, играх с язычком.
  • В 10 месяцев ребенок умеет пользоваться ложкой и пить из чашки или поильника. Хорошо откусывает и жует маленькие кусочки твердой пищи.
  • Спокойно относится к высаживанию на горшок.
  • По просьбе взрослого может сделать выбор между игрушками, предметами одежды, блюдами, определяя, что нравится больше, а что меньше или вообще неприемлемо. Развивайте в крохе это умение – оно жизненно важно для становления его психики.

В 10 месяцев ребенок охотно выполняют различные поручения, да и сами придумывают себе множество «важных» дел. Если вы хотите, чтобы и в будущем ваш ребенок был столь же инициативным, такое поведение следует поощрять. А чтобы у крохи не возникало чувства беспомощности и обиды оттого, что выбранное дело не по плечу (а именно так чаще всего оказывается), мама должна своевременно придти на помощь. И очень сильно похвалить за ту малость, которую ребенок все же сумел сделать сам.

Самостоятельность малыша также надо поощрять. У ребенка, например, могут быть свои обязанности, с которыми он уже вполне в силах справиться. Вы накрываете на стол – карапуз кладет ложки. Собираетесь на прогулку – он выбирает, какие надеть колготки или свитер: красные или синие. К тому же при таком подходе кроха будет знать, что ожидает его в ближайшее время – обед, прогулка или чтение сказок.

Предсказуемая среда всегда более комфортна для ребенка, а догадаться, что в голове у мамы, он никак не может. Надо ли удивляться протесту со стороны малыша, когда он вдруг должен бросить любимый мячик и идти за стол?…

Ребенку 11 месяцев

  • К 11 месяцам ребенок может самостоятельно вставать с опорой, приподниматься, чтобы сесть, ходить с поддержкой или самостоятельно, подниматься и спускаться по невысокой лесенке.
  • Дайте малышу коробочку с шариком. Затем несколько раз откройте и закройте ее, показав шарик. Затем выньте шарик и дайте ребенку пустую коробочку. Кроха заметит отсутствие шарика и будет удивленно на вас смотреть.
  • Может целенаправленно звонить в колокольчик, использовать расческу, пить из чашки, самостоятельно есть с ложки, приносить по просьбе легкие предметы, мыть ручки и лицо.
  • Дайте малышу кубики, покажите, как построить из них башенку, а затем разрушить ее. Ребенок сам складывает башенку из кубиков, собирает и разбирает пирамидку из колец с широкими отверстиями.
  • Способен делать обобщения: показывает куклы, машинки, кубики, мячи, части своего тела. Различает предметы по форме (кубики, кирпичики, мячики).
  • Проявляются первые попытки сюжетной игры: водит, кормит, баюкает куклу. Листает и рассматривает яркие картинки в книжке.
  • Любит играть с детьми, но относится к разным детям избирательно.
  • Выполняет первые простые поручения, понимает слово «нельзя», очень хорошо ориентируется в помещении.
  • К концу года произносит «особые» слова, понятные только ему и матери: «бах» - падение, «фа» - шапка и т.д.; может произносить отдельные слова с пониманием их предметного соотношения. Появляются первые упрощенные слова: «кис-кис», «ав-ав», «дай», «бай». Использует как минимум 3-5 лепетных слов, понятных в конкретной ситуации.

Ребенку 12 месяцев

На первом году жизни крошечных созданий ждет масса кризисов – переходов. Это и отождествление себя как отдельного от матери существа, и узнавание себя, поиск собственного «я». Да что там говорить, каждое новое освоенное движение – уже своего рода скачок! Причем у некоторых детей даже эти «мини-кризисы» вызывают «сбой» в поведении. Так, например, только-только научившийся ползать или ходить ребенок некоторое время капризничает больше обычного и хуже спит…

Психологи утверждают, что единственное время, когда истерики человеку разрешаются – это возраст около года. Во-первых, слов для того, чтобы объяснить, что он хочет, малыш еще не знает. Во-вторых, именно истерики – привычный для него способ поведения.

Ведь совсем недавно, стоило малышу заплакать, задрыгать ручками-ножками, и мама сразу приходила выяснять, что случилось. Успокаивала, утешала, выполняла желаемое. Сейчас ребенок стал постарше, но способ привлечения маминого внимания используется тот же самый.

Что делать с истерикой? Прежде всего, не ждите, что она сама пройдет. Ругаться, кричать, шлепать, пытаться вразумить – бесполезно. Все равно не услышит и не поймет. Просто возьмите на руки, прижмите к себе, покачайте, успокойте.

Если истерика случилась на улице, унесите домой. В данной ситуации важно помнить, что малыш сам успокоиться не сумеет. Его мышечный тонус еще слишком высок для этого, он будет лишь сильнее напрягаться и кричать.

Кризис первого года

Главная проблема любого кризиса, а первого года – особенно, в том, что родители не успевают перестроиться вслед за бурным развитием любимого чада. Еще вчера ребенок спокойно лежал в кроватке и довольствовался погремушками, а сегодня у него проснулся интерес к кнопкам магнитофона, лекарствам и молотку.

И на улице беда – всегда такой чистюля, теперь лезет в лужу, зарывается в песок, катается по прелым листьям… За столом карапуз пытается неуклюже, но самостоятельно действовать ложкой, перемазывается в каше и отчаянно плачет, когда мама хочет взять кормление в свои руки.

Первая реакция взрослых – прекратить это безобразие. Но ведь подобные «капризы» и «дурное поведение», желание все хватать и демонстрировать неумелую пока самостоятельность – не приметы плохого характера и избалованности, с которыми нужно бороться. Это естественные проявления этапа взросления. За каждым из них стоит что-то очень понятное, объяснимое и важное для малыша.

Подавить их легко – мы, взрослые, гораздо сильнее. Но тогда мы должны быть готовы к тому, что через десяток лет получим рохлю и мямлю, который до конца дней своих (или наших) будет держаться за мамину юбку, не умея и не желая жить самостоятельно, проявлять характер и силу воли.

Приметами кризиса первого года являются:

Проблемы второго полугодия

  • постоянное вредное для себя поведение;
  • безостановочный онанизм;
  • неумение имитировать звуки и жесты;
  • общая апатия;
  • отсутствие любимых игрушек и занятий;
  • постоянное отсутствие признаков неудовлетворения при столкновении с незнакомыми людьми.

При наличии хотя бы одного из перечисленных признаков необходимо обратится к специалисту!

Малыши растут быстро, приобретают новые навыки, копируют поведение взрослых. Родители могут способствовать гармоничному развитию, опираясь на обобщённые характеристики, составленные опытными педиатрами, психологами и педагогами. К возрасту год и десять большинство детей учатся самостоятельности и начинают проявлять характер.

Физическое развитие малышей в год и десять месяцев

В этом возрасте движения крохи становятся более уверенными. Ребёнок пытается самостоятельно передвигаться? и эти попытки всё чаще оказываются успешными. Некоторые дети могут подпрыгивать на месте, не теряя равновесия и не заваливаясь на бок.

Играть с мячом теперь намного интереснее, потому что его удаётся крепко удерживать в руках и бросать вперёд или в сторону . Всем этим новым умениям родители умиляются и радуются, за исключением активно развивающейся способности стаскивать с себя одежду.

Ближе ко второму году детки начинают снимать c себя заботливо надетые мамой вещи — шапку, варежки, кофточку. И всё, что получается стащить, оказывается на полу.

Не наказывайте ребёнка. Так он отстаивает свою самостоятельность. Покупайте одежду с застёжками, с которыми малышу труднее справиться, чем с липучками и кнопками.

У большинства малышей ко второму годику вылезают 18 зубиков, а у кого-то начинают лезть коренные. Если меньше, не надо паниковать — зубы растут у каждого с индивидуальной скоростью.

Особенности развития психики в возрасте 1 год и 10 месяцев

На этом этапе все дети активно продолжают знакомство с окружающим миром. Им интересно всё и все.

Родителям необходимо быть особенно внимательными. Потому что у ребёнка в этом возрасте ещё не сформирован инстинкт самосохранения. Малыш, оказавшись один на один с объектом, который может быть опасен, не может испытать чувство тревоги, присущее взрослым.

Помимо этого, чадо начинает подражать родителям, повторяет их действия. Многим нравится умываться вместе с взрослыми. Они тщательно копируют последовательность их действий.

Не удивляйтесь, если дочка проявляет повышенный интерес к косметике и пытается сделать макияж. Так она проецирует действия мамы, которые наблюдает каждый день.

В играх дети в год и 10 предпочитают сбор конструкторов, изучение объёмных фигурок, построение башенок. Наблюдая за тем, что строит взрослый в процессе игры, карапуз будет усердно пытаться повторить.

Спектр эмоций расширяется. Развивается способность к сочувствию и заботе.

Близким людям необходимо проявлять внимание и заботу, дарить ребёнку любовь, выказывать понимание и считаться с его мнением. Семейное тепло и поддержка помогают в формировании гармоничной личности.

Общение с окружающими людьми

К одному году и десяти месяцам карапузы способны понимать некоторые просьбы взрослых и выполнять их. На улице они обращают внимание на других деток, а некоторым крохам нравятся коллективные игры.

Но не все дети с энтузиазмом играют с другими. Заставлять малыша не надо. Наблюдая со стороны за чужими детьми, он присматривается к сверстникам и их играм.

К возрасту год и десять малыши начинают различать интонации в разговоре и способны отвечать на вопросы «Кто это?», «Что это?», если указать им на предмет или изображение людей, которые им знакомы.

Что уже должны уметь дети в год и 10 месяцев?

Каждый день малыш учится чему-то новому. К этому возрасту, год и 10 месяцев, кроха начинает часто общаться с окружающими, издавая не только звуки, но и слова. Встретив на улице или в гостях своего сверстника, малыш может проявить попытки пообщаться и подружиться.

В развитии речи помогает постоянное общение родителей с ребёнком, чтение сказок, просмотр мультфильмов. Дети в этом возрасте требуют повторного прочтения одной и той же сказки или просмотра одного и того же мультфильма. Многие слова и предложения они запоминают и пытаются воспроизвести.

Одежду карапузы этого возраста не только снимают. Большинство деток сами надевают варежки, шапочку, шарфик, а некоторые пытаются обуться без посторонней помощи.

Не удивляйтесь, если в этот период кроха начнёт разбирать свои игрушки на детали — так происходит изучение нового. Родителям не помешает бдительность, в этих ситуациях необходимо проверять, чтобы в игрушках не было мелких деталей, которые малыш может проглотить, и острых углов, о которые можно пораниться.

К этому возрасту карапузы самостоятельно держат столовые приборы и могут пить из чашки, не расплёскивая её содержимое.

Питание детей в год и 10 мес

С каждым месяцем детский рацион пополняется новыми продуктами и блюдами, они необходимы для роста и развития.

В ежедневном меню должны присутствовать такие продукты, как:

  • каши;
  • рыба, яйца (чередовать);
  • молочные продукты;
  • мясо;
  • фрукты;
  • овощи.

Классическую молочную кашу необходимо готовить, чтобы консистенция была слегка вязкой. В каши без молока желательно добавлять овощи, фрукты или отварное мясо. Разнообразить рацион и вкусовые ощущения позволяет приготовление каш в духовке. Получается что-то похожее на пудинг.

Количество молока в чистом виде необходимо уменьшить. Оно снижает аппетит и может спровоцировать проблемы с желудком и кишечником. Поэтому его лучше добавлять в супы и каши.

  • творог;
  • йогурт;
  • кефир;
  • сметана.

Яйца в меню должны встречаться не чаще 1 раза в 2 дня.

Свежие фрукты необходимые продукты в рационе, но желательно наблюдать за тем, как организм крохи среагирует на их введение. Какие-то фрукты могут вызывать аллергию, какие-то способны давать слабительный эффект.

В состав блюд можно включить сухофрукты , но не более 50 г в неделю. Сухофрукты добавляют в каши, используют для варки компотов и киселя.

Сырые овощи или овощные салаты перед обедом способствуют улучшению аппетита. Натирать овощи на тёрке не совсем обязательно. В этом возрасте дети способны есть продукты, нарезанные небольшими кусочками.

В поступающей пище должно быть не менее 70 % углеводов.

Интеллект и характер малыша в 1 год и 10 месяцев

Дети в год 10 месяцев от роду начинают понимать, о чём говорят взрослые, за исключением сложных, ещё не известных им слов. Поэтому необходимо внимательно следить, что и как говорить в присутствии крохи.

Помимо этого, детки учатся решать более сложные задачи, способны подбирать элементы того же цвета, что и их игрушка или одежда.

Мимика, интонации и жестикуляции становятся более разнообразными, а в играх малыши запоминают и воспроизводят правильную последовательность действий.

Ребёнок старается проявлять свою индивидуальность, отстаивать собственное мнение. Из-за этого случаются бунты и истерики, если ему приносят не «любимую» бутылочку, тарелочку или надевают «не тот» наряд.

Родители должны понимать, что это не просто капризы, а желание стабильности и попытки выражать своё мнение.

Свои эмоции ребёнок в год и 10 может выражать с помощью укусов.

Причины подобного поведения

  • Агрессия.
  • Возбуждённость.
  • Любопытство.

Необходимо объяснять ребёнку, что такое поведение неприемлемо, и что укусами он причиняет человеку боль.

Развивающие игры для деток в возрасте 1 год и 10 месяцев

Развитием малыша необходимо заниматься, пускать всё на самотёк не желательно.
В этом возрасте упор делается на игры для развития мелкой моторики, обучение правильному определению цвета и формы предметов, рисование.

Желательно использовать конструкторы и наборы, в которых есть много деталей разного цвета, формы и размера.

Зарядка по утрам поможет укрепить иммунитет и сделать движения малыша более уверенными.

Малыши в 1 год и 10 месяцев требуют к себе пристального внимания. Занимайтесь с ребенком чаще, и ваша кроха будет развиваться правильно и гармонично.

Игры и занятия с детьми в возрасте от 9-10 месяцев до 1 года

К концу первого года жизни происходят большие сдвиги в развитии речи детей. Ребенок теперь воспринимает окружающую действительность не только при помощи непосредственных ощущений, но и через слово, которое является “сигналом сигнала” (И.П. Павлов).



Это становится возможным потому, что в работе головного мозга появляются новые функции отвлечения и обобщения. Так, слово “Ляля” начинает обозначать любую куклу, слово “ав-ав” - любую собаку. Для того чтобы развивать понимание ребенком речи взрослого, надо увеличивать количество понимаемых им слов и предложений. Так, например, следует научить ребенка по слову выполнять определенные движения (сядь, встань) и производить ряд различных действий с предметами (ставить один кубик на другой, снимать и надевать кольцо на палочку - “поставь”, “сними”, “надень”).

Для появления активной речи, т.е. первых слов, необходимо продолжать побуждать ребенка к произношению и повторению за взрослыми разнообразных звуков и слогов, формировать из них первые слова (из слогов “ма-ма-ма” - слово “мама” и т.д.).

В этом возрастном периоде следует усложнять задания, связанные с целевыми действиями с предметами, например предлагать ребенку, чтобы он вкладывал мелкие предметы в большой, открывал-закрывал матрешку и др.

К 12 месяцам ребенок зачастую уже может самостоятельно ходить, но и здесь необходимо всячески побуждать его делать шаг за шагом. Для своевременного общего развития малыша надо использовать каждую бытовую ситуацию и, кроме этого, проводить специальные занятия.

Взрослый ставит перед собой следующие задачи: познакомить ребенка с окружающим миром, развить у него понимание речи (от звукоподражания к первым осмысленным словам), развить целевые действия с предметами, научить ребенка самостоятельной ходьбе.

Дальнейшее развитие понимания речи. Знакомство с окружающим миром. Звукоподражание и образование первых слов

Показ игрушки (кошки)

Цель. Вызвать звукоподражание “кс-кс” и образовать осмысленное слово “киса”.

Для занятия используется игрушечная кошка. На дальнейших занятиях проводятся показы куклы и других игрушек (петушка, собаки, зайца и др.).

Ход занятия. Мама садится перед малышом на детский стул на расстоянии вытянутой руки. Она показывает ребенку игрушечную кошку, держа ее в руках, и при этом говорит: “Киса, вот какая киса - кс-кс-киса”. Она говорит выразительно, подчеркивая слово “киса”, гладит ее, а затем прячет. “Где киса? Нет кисы. Позови кису - кс-кс-кс, сделай ручками так” (показывает). Малыш подражает. Мама снова показывает кошку: “Вот киса”.

При повторных занятиях надо показывать разных игрушечных кошек. Эти занятия желательно проводить после того, как дети наблюдали живую кошку.

Кто в домике живет?

Цель.

Для занятия используются три сюжетные игрушки: собачка, кошка и петушок, а также строительный материал или игрушечный домик.

Ход занятия. Ребенок сидит на диване. Перед диваном низкий стол. Мама строит на столе дом из строительного материала или использует готовый домик. Она обращается к малышу: “Смотри, кто в домик пошел? Киса пошла в дом. Мяу, мяу, мяу, киса. Ушла киса, нет кисы. Ав-ав-ав. Прибежала собачка, тоже пошла в дом. Ушла собачка, нет собачки. Ку-ка-ре-ку. Петушок пришел. Петя. Петушок тоже в дом ушел, нет Пети-петушка. Давай позовем всех зверюшек: кису позовем, собачку позовем и Петю-петушка позовем. Будем кису звать: кс-кс-кс, сделай ручкой так” (показывает).

Мама снова показывает кошку. “Смотри, киса пришла, какая хорошая киса (дает малышу погладить). Теперь собачку позовем: “Ав-ав-ав, иди к нам, собачка”. Малыш делает жест рукой. “Пришла собачка”.Таким образом, ребенок зовет всех зверей. Когда малыш усвоит названия животных и начнет звать их не только жестами, но и словами, можно заменять их другими игрушками, изображающими зверюшек.

Занятие с мешочком

Цель. Закрепить у детей произношение слов “киса”, “ав-ав” и “Петя”.

Для занятия используются игрушки в ярком мешочке (кошка, собачка, петушок).

Ход занятия. Мама говорит: “Какой красивый мешочек у меня. Посмотрим, что в нем?” Вынимает кошку: “Кто это? Киса. Мяу-мяу. Погладь кису”. Мама прячет кошку, затем показывает ее снова и ставит на стол. Затем вынимает собачку, петушка и таким же образом о них говорит. Наконец, ребенку дается игрушка, чтобы он положил ее в мешочек.

Прятанье и нахождение игрушки

Цель. Добиться, чтобы ребенок понимал название игрушек и называл их.

Для занятия используются 3 сюжетные игрушки (лошадка, собачка, мишка).

Ход занятия. Мама показывает малышу игрушки. “Вот лошадка - погладь лошадку, собачка - ав-ав-ав, а это мишка - ррр, вот какой мишка идет: топ-топ-топ”.

На виду у ребенка прячет одну из игрушек (а на следующем занятии все три): “Нет лошадки, где лошадка?” Берет за руку малыша и идет с ним к месту, где спрятана лошадка.

На следующем занятии ребенок сам ползком или придерживаясь за какую-либо опору передвигается и находит спрятанные игрушки. Если ребенок принес не ту игрушку, то мама говорит с соответствующей интонацией: “Нет, это не лошадка, это мишка; положи мишку, принеси мне лошадку”. Если ребенок приносит предложенную игрушку, хвалит его: “Так, молодец, Юрочка, это лошадка”.

Дальнейшее развитие целевых действий с предметами

Катание шариков

Цель. Научить вкладывать шарики в отверстия дидактического ящика.

Для занятия используется ящик с отверстием, покатым дном и лунками для выкатывания шариков, а также цветные шарики.

Ход занятия. Мама показывает малышу, как шарик вложить в отверстие. Дает малышу шарик и его рукой опускает в отверстие ящика. Когда шарик выкатывается, еще раз вкладывает его в отверстие рукой ребенка. После этого ребенок сам будет брать шарик и вкладывать его в отверстие.

Нанизывание колец на палочку. Палочка с кольцами

Цель. Научить ребенка надевать кольца на стержень и снимать их; выполнять эти действия по словам: “Сними кольцо”, “Надень кольцо”.

Для занятия используется палочка с закругленным концом (диаметр - 2 см, длина - 10 см), укрепленная на подставке. Кольца с широким просветом.

Ход занятия. Мама рукой ребенка надевает колечки на стержень, сопровождая движения словами: “Надень колечко. Так. Еще колечко надень. Так”. Затем снимает его рукой колечко. “Сними колечко. Так. Еще сними. Так”. В результате занятий ребенок сам начинает выполнять эти действия по слову взрослого: “Надень”, “Сними”.

Матрешки

Цель. Научить открывать и закрывать матрешку и понимать слова “открой”, “закрой”.

Для занятия используются матрешки средних размеров без вкладышей.

Ход занятия. Ребенок сидит за столом. Мама дает ему матрешку, а другую берет себе. Открывает матрешку, привлекает малыша и помогает ему, если он не может сам открыть и закрыть. Иногда делает это вместе с ребенком, накладывая свои руки поверх его рук. “Это - матрешка, открой матрешку, вот так. Юра, закрой матрешку. Так, хорошо, молодец”. Гладит ребенка по голове.

После матрешек можно дать малышу открывать и закрывать другие предметы, например бочонки, коробочки, кастрюльки с крышками. Тогда малыш усвоит название действий “открой” и “закрой”.

Перекладывание кубиков

Цель. Научить вынимать кубики (или кирпичики) из ящика или ведерка и складывать их на столе, а затем класть обратно.

Ход занятия. Мама и ребенок за столом. Каждый получает кубики в коробке или ведерке.

Мама вынимает кубики, медленно кладет их на стол и предлагает малышу сделать так же. “Юрочка, вынь кубики, вот так”. Затем мама показывает, как уложить кубики обратно в коробку. “Положи кубики сюда, вот так, молодец”. Ребенок подражает маме.

Такие игрушки даются для самостоятельной игры, как только ребенок овладеет умением выполнять данные действия.

Развитие движений

Первые шаги

Цель. Научить ребенка ходить без поддержки (делать первые шаги).

Ход занятия. Мама подзывает к себе стоящего ребенка, протягивает к нему руки. При попытке ребенка сделать первые шаги она подхватывает его. Поворачивает лицом к другому взрослому, который жестами зовет ребенка к себе.

“Догоню-догоню”

Цель. Стимуляция ходьбы.

Ход занятия. Мама делает быстрые мелкие шаги на месте, весело приговаривая: “Догоню-догоню-догоню”. Ребенок обычно смеется и пытается отползти или сделать несколько шагов, отдаляясь от мамы.

Собирание рассыпанных колец

Цель. Развивать ходьбу и учить выполнять действия по слову взрослого: “Принеси”, “надень”.

Для занятия берутся кольца (10-12 штук) и тонкая палка длиной 1 м.

Ход занятия. Ребенок стоит около мамы, которая держит руками концы палки с нанизанными кольцами. Мама говорит нараспев знакомое стихотворение. Проговорив последние слова, она выдергивает палку, и все кольца рассыпаются по комнате.

Ребенок, переступая, приближается к кольцам, собирает их, подносит маме и нанизывает на палку.

Текст песенки:

Ты, колечко, покружись, покружись,

Нашей Маше покажись, покажись.

Покружись и так и так.

Не поймать тебя никак.

Аналогично для выполнения действий “принеси”, “дай”, “положи” можно рассыпать по комнате мячики или шарики, сопровождая свои действия песенкой:

Вот я брошу шарики высоко, высоко.

Разлетятся шарики далеко, далеко.

Маша к шарикам подойдет, подойдет,

Скляренко Элина Олеговна

Представляем Вам комплекс упражнений для массажа и гимнастики вашего малыша от 10 месяцев до 1 года!

    Не обязательно придерживаться определенной последовательности упражнений, лучше всего руководствоваться своей интуицией и выполнять движения в согласии с ребенком.

    Массаж можно начинать с любой удобной для малыша позы – на животике, или спинке.

    Любой массаж начинается с поглаживания, чтобы ребенок расслабился.

В возрасте 10 месяцев – 1год малыш хорошо понимает речь взрослого человека и может выполнять несложные просьбы. В этом возрасте уже хорошо развиты согласованные движения, которые готовят малыша к самостоятельной ходьбе.

Комплекс для возраста от 10 месяцев до 1 года включает:

    Сгибание и разгибание ручек, “скользящие шаги”, круговые и прямые движения ручками с кольцами, повороты на спинку и животик, наклоны туловища, приседание, мостик.

Массаж остается тем же, что и во 2 и 3 комплексах. В курс массажа обязательно входит: поглаживание, растирание и разминание, похлопывания, или вибрации.

Напоминаем, что:

    Массаж проводится от периферии к центру, по ходу крово - и лимфотока!

    Любой массаж начинается и заканчивается с поглаживания.

    Сопровождайте массаж ласковым общением с малышом.

    Занятия с малышом длятся до 30 минут.

    Все упражнения выполняем 10 - 12 раз.

Массаж и упражнения для развития вашего малыша остается, как и в 1-2-3 комплексах.

Вводим новые упражнения для малыша

"Бокс в положении сидя или стоя"

Это знакомое для вас упражнение. Усложните это упражнение, посадив или поставив малыша. Вложите в ручки колечки и просите кроху: “Давай, согнем ручку, давай разогнем ручку”. Сгибайте и разгибайте руки ребенка.

Это упражнение укрепляет мышцы –сгибатели и разгибатели рук, а так же мышцы пояса верхних конечностей.

“Самостоятельное поднимание выпрямленных ног”

Это очень важное упражнение! Малыш лежит на спине ногами к краю стола. Вы держите в руках палочку на высоте его выпрямленных ног и просите достать ножками до палочки. Малыш должен сам приподнять ножки и прикоснуться ими к палочке 3-4 раза.

В начале выполнение этого упражнения несовершенно: ноги ребенка согнуты в коленях, стопа распластана, живот не втянут.

“Наклоны вперед”

Малыш стоит спинкой к вам. Прижмите его спину к себе. Ладонью левой руки придерживайте его колени, предупреждая сгибание ног; ладонь правой руки положите на живот - для поддержки туловища. Положите на стол перед ребенком любимую игрушку и попросите: “Давай достанем игрушку!”, побуждая малыша наклониться за игрушкой, не приседая, а затем выпрямиться.

Это упражнение развивает координацию мышц туловища, укрепляют их, особенно мышцы спины и живота.

“Приседания - “сели-встали”!”

Если ващ малыш уже хорошо стоит без опоры, то возьмите его за ручки и побуждайте присесть на корточки, разводя колени в стороны, а затем встать, приговаривая: “Сядем-встанем!”. Следите за тем, чтобы стопы ребенка полностью стояли на столе. В момент вставания поднимите руки малыша вверх, пусть он приподнимется на носки.

Это упражнение укрепляет мышцы туловища, ног, рук и пояса верхних конечностей. Повторяйте его 3-5 раз.

“Учимся ходить”

Если ваш малыш еще не ходит самостоятельно, учите его. Поставьте ребенка ножками на свои ноги, спинкой к себе. Поддерживайте его за плечи или под мышки. Скажите: “А ну ка, давай, походим! и пройдите с ним короткое расстояние.

“Мостик”

Это активное упражнение полезно для спинки малыша. Оно укрепляет мышцы шеи, затылка, туловища и ног.

Малыш лежит на спинке ногами к краю стола. Согните его ножки до прямого угла, затем правую ладонь подведите под спинку в поясничной части и легкими движениями прогибайте малыша вперед. Малыш активно приподнимает туловище, слегка опираясь на головку и стопы. Упражнение повторяйте 1-2 раза.

Итак, предположим, что до долгожданного двухлетия крохи осталась всего лишь пара месяцев. И на этом волнительном этапе педиатры и детские психологи настоятельно рекомендуют молодым мамочкам изучить информацию о том, что должен уметь ребенок в 1 год и 10 месяцев, чтобы сопоставить эти сведения с уже приобретенными навыками и умениями малыша. Данная рекомендация отнюдь не является праздной, ведь, анализируя то, как развивается ребенок, можно своевременно выявить некоторые пробелы и благополучно устранить их.




Однако стремясь к тому, чтобы кроха развивался соответственно своему возрасту, не следует прикладывать чрезмерных усилий, насильственно загоняя малыша в рамки стандартов. Предложенная ниже информация является условно-обобщенной, но не строго обязательной. По сути, эти сведения представляют собой результаты наблюдений педиатров, воспитателей и психологов за малышами в возрасте 1 года 10 месяцев.



К указанному этапу жизни детки приобретают способность перемещаться вниз-вверх по лестнице, приставляя одну ножку к другой после каждого подъема на новую ступеньку. При этом помощь взрослого или наличие опоры поблизости, как правило, не требуется.
В преддверии двух лет малыши уже могут сделать несколько шагов на цыпочках,

не держась за руку взрослого, а многим в этом возрасте даже удается без поддержки подпрыгивать на месте вверх, не заваливаясь в сторону и не падая.

Если ребенок полноценно физически развит, то к 1 году и 10 месяцам своей жизни он способен неплохо играть в мяч, удерживать его одной и двумя руками, бросать вперед и подкидывать вверх. Кроме этого, у малыша хорошо получаются несильные удары по мячу, задающие игрушке движение вперед и в стороны.



В возрасте 1 год и 10 месяцев ребенок умеет кушать самостоятельно, правильно удерживая в руках столовый прибор, т. е. держа его между указательным и большим пальчиками. Жидкую и полужидкую пищу (супы, пюре, каши) к этому времени малыш кушает ложкой довольно аккуратно. Столь же аккуратно он умеет пить из чашки, не расплескивая содержимое.


На этом этапе жизни взрослеющий человечек уже учится понемногу самостоятельно одеваться – надевать шапку, тапочки, носки, рукавички. Некоторые смышленые ребята пробуют даже самостоятельно обувать ботинки, правда, не всегда на нужную ножку. Также постепенно ребенок может и раздеться, к примеру, снять с себя без помощи взрослых обувь, штаны или колготки, носки.


В 1 год и 10 месяцев малыши активно принимают участие в совместные утренних процедурах, умываясь и чистя зубки вместе с родителями. При умывании ребенок сам ополаскивает личико, вытирается полотенцем.


Понемногу малыш привыкает и к правильной технике чистки зубов щеткой. На первых порах, конечно, обязательна помощь и контроль процесса со стороны родителей). Здесь педиатры напоминают, что привычку к утренним гигиеническим процедурам лучше закладывать в самом раннем детстве, чтобы у ребенка в дальнейшем они стали неотъемлемым пунктом в режиме дня. И указанный возрастной период является одним из самых подходящих.


Спектр бытовых умений и навыков на данном этапе развития неустанно расширяется. В указанном возрасте ребенок умеет поворачивать дверные ручки, помнит, где находится его шкафчик с одеждой, коробка с игрушками, полка с обувью. При напоминании мамы он пользуется носовым платочком, салфеткой.


Во время сна на данном возрастном этапе большинство детей уже понемногу начинают контролировать свои физиологические потребности при условии, что до засыпания ребенок справил нужду на горшок. Во время сна, ощутив позыв к мочеиспусканию, кроха может стать беспокойным, суетливым. Услышав, что малыш начал крутиться и беспокоиться во сне, мама должна помочь ему проснуться, чтобы посадить на горшок.


Очень важно правильно разбудить ребенка, не испугав его и убедившись в том, что он действительно проснулся. Высаживая на горшок спящего малыша, можно закрепить в нем рефлекс мочиться во сне.



Дети в возрасте 1 года и 10 месяцев активно познают окружающий мир, и здесь родителям очень важно своевременно усилить контроль за безопасностью своих чад. Дело в том, что на этом отрезке жизни у ребенка еще не сформировано чувство опасности и тревоги, которое возникает у взрослых людей на интуитивном уровне при виде объекта, представляющего угрозу.


Согласно наблюдениям воспитателей и психологов в указанном возрасте детки охотно подражают умениям взрослых. Например, продемонстрировав малышу, как собирается башенка из нескольких кубиков, родитель может удостовериться в том, что ребенок постарается собрать точно такую же конструкцию.


Приближаясь к двухлетнему рубежу, многие малыши начинают испытывать интерес к игрушкам вроде пирамидок, кубиков, объемных геометрических фигур. Очень интересной для них кажется и игра с матрешками, которые, различаясь по величине, легко помещаются одна в другую. Предпочтительно, чтобы такие развивающие игры происходили вместе с родителями, которые бы разъясняли и демонстрировали крохе отличие фигурок по размеру, и принцип их помещения друг в друга.


Работаем с вкладышами, продолжаем сортировать предметы по форме, размеру и цвету.


Занятие 1. Потребуется трафарет с тремя отверстиями: круглым, квадратным, треугольным и вкладыши к ним.


Вырежьте отверстия необходимой формы и вкладыши к ним. Это описано в занятии 3 для детей 1года 6месяцев до 1года 7 месяцев.



Перед малышом положите трафарет и вкладыши. Обратите его внимание, на то, что все окошки разные, и закрывать их нужно разными ставенками.


На первом трафарете вырежьте домик из квадратика и треугольника, но отделенные друг от друга. Над домиком вырежьте круг для солнышка.


Перед малышом положите собранную картинку, рассмотрите ее, обсудите, что выложено на картинке. Потом достаньте вкладыши, перемешайте их и попросите малыша восстановить картинку. Если ребенок затрудняется, то попросите примерить вкладыши, куда они могли бы подходить.


На втором трафарете вырежьте не сложные, составленные из 3-5 деталей предметы: это может быть вагончик (прямоугольник и 2 круга), снеговик (3 круга, разных по размеру и треугольник для шапочки), неваляшка (4 круга, большой для тела, средний для головы, 2 маленьких для рук) и т.д.


Занятие 3. Понадобятся 2 стаканчика или ведерка разных цветов (желтый -зеленый, красный -синий) и таких же цветов одинаковые предметы от 6 до 10 штук (кубики, шарики, карандаши, счетные палочки).


Перемешайте все предметы и попросите малыша разложить их в стаканчики своего цвета: желтые карандаши в желтый стаканчик, а зеленые – в зеленый.


Занятие 4. Понадобятся 3 разборные матрешки контрастных размеров: большая, средняя и маленькая, а также 3 кубика разных размеров.


Перед малышом раскладываем матрешки в разобранном виде. Он самостоятельно пытается подобрать и соединить детали. Затем собранные матрешки попросите расставить на кубики: большую матрешку на большой кубик, среднюю – на средний, а маленькую – на маленький.


Задание 5. Понадобятся 6 карандашей основных цветов (белый, красный, желтый, черный, зеленый и синий).


Покажите малышу один из карандашей и попросите его найти в доме предмет такого же цвета. Это может быть игрушка, мебель, книга и т.д. При этом проговаривайте: «Найди такую же вещь, -синюю», показывая карандаш.


При повторном проведении занятия, если малыш показывает те же предметы, скажите: «Ты уже находил эту красную игрушку, найди другую вещь, такую же, -красную».


Занятия для детей от 1 года 10месяцев до 1года 11месяцев. Развиваем внимание, сосредоточенность, аналитическое мышление.


Поскольку Ваш малыш становится все более физически развитым, у него может появиться склонность снимать с себя одежду, например шапку, носки, туфли (особенно, если они не на шнурках), кофту, майку и даже трусики. В то время как ребенок радуется своим способностям самостоятельно раздеваться (самостоятельно одеваться он начнет позже), Вам придется приложить усилия, чтобы одеть ерзающего малыша и не дать ему раздеться. Вы, к примеру, надеваете на него носки, а он их тут же снимает. Вы укутываете его в холодный зимний день, а он предпочитает идти без шапки.


С точки зрения Вашего малыша все эти одевания и раздевания просто увлекательная игра, неотъемлемая часть его борьбы за самостоятельность и контроль над ситуацией. С Вашей точки зрения, постоянно раздевающийся ребенок, особенно в общественных местах, хоть небольшая, но неприятность. Где же выход? Признайте, что Вашему ребенку необходима физическая независимость. Смотрите на Ваши сражения по поводу одежды философски так ли уж необходимо одевать ребенку шапку, если на улице 17 градусов тепла? И помните, что, в крайнем случае, если уже ничего не помогает, Вы можете надеть на малыша вещи на молниях и пуговицах, которые труднее расстегнуть, чем кнопки и липучки.


Возможно, еще недавно Ваш малыш протестовал, если разные блюда соприкасались в одной тарелке или если Вы наливали ему молоко в красный поильник вместо синего. Теперь список ритуальных требований растет каждый день. Он может требовать, чтобы ему каждое утро накладывали кашу в одну и ту же тарелку, чтобы его любимой мягкой игрушке выделили почетное место за обеденным столом, чтобы каждый вечер ему читали одну и ту же книжку, и каждый день одевали один и тот же свитер независимо от перемены погоды. Малейшее отклонение от подобных правил может вызвать бурю протеста! Конечно, родителям трудно понять, почему так важно пить именно из красной чашки, а не из синей, и почему Вашему малышу так нравится слушать на ночь одну и туже сказку. Однако, ребенку, эти простые, но важные ритуалы дают чувство предсказуемости и контроля. Так что, пусть это выглядит глупо усаживать Микки Мауса за стол или в сотый раз слушать сказку про колобка, все эти предсказуемые действия дают Вашему малышу ощущение счастья и уверенности.


Малыши учатся за счет многократного повторения, так что не удивительно, что им хочется снова и снова слушать одну и ту же песню, читать одну и ту же книжку и смотреть один и тот же фильм. Таким образом, они расширяют свой словарный запас и уровень восприятия и запоминания. Через некоторое время они будут с увлечением «угадывать» следующую строчку песни, сказки или фильма. Вы можете воспользоваться такими моментами и, учитывая интересы Вашего ребенка, развить беседу о его любимых персонажах, используя новые слова и понятия. (например, «правильно, репка выросла очень большая, больше чем капуста»). На прогулке можно еще больше расширить тему («В нашем саду репка не растет, зато там много клубники и смородины, пойдем, посмотрим»). Разговаривая с Вашим малышом, приводя ему примеры из жизни, Вы делаете язык для него живым!