Что делать если ребенка оскорбляют родители одноклассников. Стоит ли переводить своего ребенка в другой класс или школу? Ошибки родителей или как реагировать НЕ стоит

Не всем детям, к сожалению, везет оказаться в классе, где все дружат. Ситуация довольно редкая. В основном, обязательно находятся несколько человек, которые хулиганят и дразнят остальных детей. Что делать, если ребенка обижают в школе, как реагировать, с кем разбираться и как вести себя в данной ситуации родителям? Попробуем сегодня разобраться в этой теме.

Как вовремя определить, что ребенка обижают в школе

Дети совсем нечасто обращаются к родителям за помощью. Иногда им стыдно признаться, что их обижают, а иногда просто боятся жаловаться. Боятся, что родители пойдут в школу разбираться с обидчиками, а потом станет еще хуже. Бывают случаи, когда детская жестокость переходит все границы, и ребенок просто запуган. Как же понять, что действительно у вашего сына или дочери есть серьезные проблемы?

  1. Отказ идти на учебу. Эта ситуация сразу должна насторожить маму и папу, потому что основной и настоящей причиной могут быть не проблемы с учебой, а потому что ребенку плохо в школе и в коллективе. Дети не хотят делиться такими проблемами с родителями, часто замыкаются, и их успеваемость стремительно падает.
  2. Иногда родители даже не знают, что их дитя прогуливает уроки или что ситуация уже критическая, пока ребенок не начинает приходить домой с синяками и ссадинами, и весь в слезах.
  3. Если сын или дочь уже с утра начинают придумывать повод, чтобы не идти на уроки, то стоит начать беседу, только в спокойном тоне. Если у вас в семье доверительные отношения, то, скорей всего, ребенок поделится переживаниями. Но, если отношения с отпрыском у вас натянутые, то особо не ждите его откровений.
  4. Регулярные опоздания, плохие отметки должны насторожить любого родителя. Если сын или дочь находятся в подростковом возрасте, то не списывайте все на кризис. Возможно, ситуация несколько иная, и требуется ваше непосредственное вмешательство.

5. Осматривайте периодически вещи ребенка. Если часто ваш ученик приходит в грязной и измятой одежде, у него постоянно ломаются или исчезают личные вещи, то этот тревожный звонок придется принять и перестать закрывать глаза.

Кто из детей наиболее часто подвергается унижению в школе

В группу «обиженных и оскорбленных» могут попасть все дети. Многое зависит от воспитания и атмосферы в семье, отношений между родителями и детьми. Иногда мамы и папы, сами того не желая, могут быть причиной того, что их дети подвергнутся насилию и издевательствам со стороны одноклассников.

  • Очень часто предметом насмешек и оскорблений становятся какие — то внешние недостатки ребенка: плохие зубы, торчащие уши, лишний вес или маленький (высокий) рост. Другая национальность и, соответственно, другие привычки и традиции вызывают раздражение, и желание поиздеваться у других детей в классе.
  • Когда вы в силу каких — то причин поменяли школу, а в старой ваш ребенок был лидером, то в новом коллективе лидирующие позиции ему завоевать будет крайне сложно. Ведь ни друзей, ни приятелей в классе у него еще нет. А могут и не появиться, если вы не проведете со своим сыном или дочерью беседу. Поддержите ребенка и объясните, что необязательно быть лидером, чтобы тебя уважали. Достаточно быть интересной личностью и воспитанным, доброжелательным человеком.
  • Если ребенок сам конфликтный. Драчливость у мальчиков не является чем — то необычным, поэтому приглядитесь. Если после такой потасовки ваш сын вполне нормально себя ведет, и не замыкается в себе, значит ничего особо страшного не произошло. Хотя, если такие ситуации происходят регулярно, то придется пойти в школу и узнать, что происходит на самом деле. Возможно, что ваш забияка сам провоцирует конфликты в классе и является зачинщиком распрей.

В таком случае следует провести воспитательную беседу с ребенком дома, ограничить компьютерные игры, которые активно развивают жестокость в детях, а насилие, в том числе и физическое, пропагандируют как норму поведения.

  • Особенно негативно относятся к детям из неблагополучных семей. У них обычно нет дорогих вещей, телефонов, они выглядят неухоженными, и часто плохо учатся.
  • Если ребенок тихий, неактивный и не научен давать отпор, то этим могут воспользоваться те, у которых дома привыкли к хамству и наглости. В таком случае вам необходимо прийти в школу и выяснить обстоятельства. При необходимости нужно встретиться с родителями этих детей и с классным руководителем. Вы должны встать на защиту своего ребенка.
  • Особенной группой являются дети с психологическими проблемами или дети холерического темперамента. Вывести такого ребенка из себя можно за считанные минуты. А потом начинается такая революция, что не всегда справиться могут педагоги со стажем. У одноклассников такие ситуации вызывают неподдельный интерес и оживление. Поэтому если ваш сын или дочь — холерики и легко возбудимые дети, то следует предупредить учителей, а, если понадобиться, то и одноклассников.

Бывают и совершенно неожиданные поводы, особенно в старших классах: безответная любовь, какие -то случаи, где с ребенком случился казус или недоразумение. Это способно привести к тому, что детская жестокость и стадность в лице одноклассников будет изводить несчастное дитя долгое время, пока не вмешаются взрослые.

Советы родителям, что нужно делать, если ребёнка обижают в школе

1. Многие занятые папы и мамы до последнего не вмешиваются, пока на дежурный вопрос: «Как дела в школе?» узнают, что именно там их ребенок уже давно не появляется. Не доводите ситуацию до критической точки. Потому что потом будет крайне трудно помочь ребенку вернуться в нормальное психоэмоциональное состояние.

2. Родителям стоит найти ту золотую середину, когда внешнее спокойствие их ничем не выдаст тревогу и уже предпринятые действия по нормализации ситуации. С одной стороны, вы должны дать возможность детям научиться самим принимать решения и отстаивать себя. Но, с другой, когда вы видите, что сын иди дочь подвергаются физическому насилию и жестокость детей вышла за рамки дозволенного в классе, вы просто обязаны реагировать.

3. Спросите у ребёнка кто его обижает. Уточните, это делает один человек или несколько. Насколько давно всё это происходит и как реагирует он сам на подобные действия обидчиков. Все эти сведения необходимы вам, для того что бы вы смогли скорректировать своё поведение, а также сына или дочки в данной ситуации. Возможно, будет достаточно побеседовать с ребёнком дома, а в сложных случаях придётся подключить педагога и школьного психолога.

4. Если к оскорблениям добавляется и телесные унижения, необходимо срочно бить тревогу. В ваши родительские обязанности входит прямая защита вашего ребенка, беседы с ним наедине, беседы с классным руководителем, с детьми, которые обижают, и с их родителями. Охватите всех, кто, так или иначе, причастен к избиениям и оскорблениям.

5. Важно в беседе с ребенком акцентировать внимание на том, что на насмешки и обидные слова нужно отвечать не слезами и ответными обидами, а совершенно спокойно, то есть не вестись на провокации. Тогда такой человек автоматически перестает вызывать интерес, ведь он не кричит, не лезет в драку, а проявляет силу и достоинство.

6. Часто нападкам, со стороны других учеников, подвергаются дети слишком застенчивые или домоседы. Постарайтесь максимально социализировать такого ребёнка. Запишите его в спортивную или другу секцию по интересам. Там ваш сын или дочь смогут найти себе новых друзей, получат новые знания и умения, что в значительной степени повысит его самооценку. Постепенно и отношение в школе к ребёнку изменится в лучшую сторону.

7. Тот же совет касается и слишком агрессивных детей. У которых так же, как и у застенчивых страдает самооценка. Они пытаются привлечь к себе внимание негативными поступками. В ответ получают то же самое. Записав такого ребёнка в спортивную секцию, вы решите сразу несколько проблем: повысите самооценку своего сына или дочери, сделайте его более спокойным человеком, которому больше не нужно ничего доказывать. Если ребёнок получил награду в соревнованиях или конкурсах, принесите в школу. На линейках и классных часах учителя обычно обязательно говорят об этом.

8. Иногда дети подвергаются насилию со стороны других учеников, потому что не умеют общаться. Научите своего ребёнка нескольким приёмом эффективного общения. Проговорите с ним ситуации, в которых он мог бы применить новые навыки. Постарайтесь почаще выходить с ним туда, где он сможет много общаться, знакомиться с новыми людьми.

9. Научите своих детей поддерживать других. Ребёнок, который может сказать другому человеку: «Ты отлично бегаешь!» или «Классный бросок, молодец!» — всегда имеет верных и надёжных друзей. Хотите, чтобы у вашего сына или дочери было много друзей, научите его этому простому приему позитивного общения.

10. Постарайтесь, чтобы ребенок всегда был опрятным, и у него были карманные деньги на буфет и на какие — то свои нужные мелочи. Если ваш ребёнок перешёл в другую школу, вы можете пригласить новых одноклассников в гости, чтобы дети могли ближе познакомиться. Помогите ребенку быстрее адаптироваться.

Заключение

В современном мире дети под влиянием постоянных сцен насилия и жестокости, демонстрируемых с экранов телевизора, в интернете, могут дойти до очень жестоких поступков. А педагоги, к которым уважительное отношение ни воспитывается родителями, не имеют зачастую никакого авторитета и ни могут повлиять на ситуацию. Что делать, если ребенка обижают в школе, может подсказать психолог семейный или школьный.

Чтобы в классе ребенок чувствовал себя комфортно, необходимо регулярно интересоваться его делами, ходить в школу на родительские собрания и на беседы с учителями. Не демонстративно, но достойно поддерживайте и защищайте ребенка, не стойте в стороне.

Попытайтесь сделать так, чтобы ваш сын или дочь всегда приходили в школу чистыми и опрятными. Если есть проблемы с внешностью у вашего ребенка (плохие зубы, лишний вес), то ваша прямая обязанность их решать. Защищайте ребенка не только на словах, но и на деле.

Надеюсь, статья была вам полезна. Напишите в комментариях, что вы думаете по теме статьи.

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

Школа - первый институт в жизни каждого человека. От того, обижают ли ученика, и насколько комфортно и уверенно он себя чувствует, напрямую зависит его дальнейшее развитие, творческие способности, желание учиться и достигать новых высот.


Школа и последствия обид

Тяжело сосредоточиться на занятиях, если ты стал объектом насмешек для своих одноклассников. А если обиды имеют более серьёзный характер, последствия, вероятно, будут плачевными и выразятся в отсутствии силы воли, неспособности принимать решения, развитии комплексов, недоверия или, напротив, в озлоблении.


Как понять, что школьника обижают или дрязнят, если он молчит?

Признаками могут быть:

  • Ребенок отказывается идти учиться, ищет любой повод остаться дома, снижается успеваемость.
  • Малыш расстроен и подавлен в будни, но бывает в хорошем расположении духа в выходные дни.
  • Внешние признаки - побои, испорченные вещи или их отсутствие.
  • Жалобы на боль головы или живота (возможно, это признаки психологических проблем).


Как выбирают изгоя

Большинство людей считают, что причины травли - во внешних или социальных отличиях от большинства. На самом же деле объектом насмешек может стать любой человек. Один неверный шаг или секрет, разлетевшийся по классу, подрывает репутацию. Ни разный достаток, ни особенности внешности не обуславливают травлю. Гораздо большее значение имеют отношения в семье. Если ваш отпрыск спокоен и тверд, как правило, злые шутки быстро прекращаются.


Кто чаще подвергается нападкам:

  • "жертвы" - сомневающиеся, запутанные, апатичные. Не дают отпор на оскорбления.
  • "агрессоры" - часто сами нападают на окружающих, дают слишком бурную реакцию на провокации.
  • ребята из неблагополучных семей - неаккуратные, опаздывающие к уроку, плохо одетые.


Для того, что бы крохе было хорошо в любом социуме, воспитывайте в нем внутренний стержень, достоинство и уверенность в собственных силах.

Подробнее о детях, которых часто обижают, посмотрите в видео клинического психолога Вероники Степановой - получите ценные рекомендации родителям.

Ошибки родителей или как реагировать НЕ стоит

  1. Оставить одного, предоставив ему возможность самостоятельно справляться с проблемой. Ваш ребенок, пожалуй, не готов к этой ситуации, желательно его научить давать отпор правильно.
  2. Перевести его в другое учебное заведение или класс. Бывают случаи, когда быстро среагировать и спасти ребёнка необходимо. В этом случае перевод возможен, но нет никакой гарантии, что на новом месте все не повторится. Школьнику будет сложно адаптироваться в новом коллективе т.к. в предыдущем он уже потерпел поражение. А в старом один пострадавший сменится другим.
  3. Полностью брать решение конфликта в свои руки. Выяснять отношения с врагами, их родителями, преподавателями. Во-первых, можно ещё больше навредить и спровоцировать увеличение агрессии не только со стороны ребят, но и наставников. Во-вторых, не следует предпринимать какие-либо действия, не обсудив это со школьником.

Прислушайтесь к чувствам, доверяйте и уважайте его мнение.


Не следует оставлять проблему вашего ребенка для его самостоятельного решения

Как быть или неотложная помощь

Могут помочь:

1. Доверительный разговор по душам

Пусть он задаст вопрос "почему я?" - так вы выясните, что он сделал нападающей стороне, если ничего, то причина не в нем. Сын или дочь не виноваты в сложившейся ситуации.


2. Ребенок подвергается групповым преследованиям только в одном месте (учебное заведение, секция)

  • Узнайте, необходима ли ему помощь. Предложите свои варианты решения проблемы. Роль папы и мамы велика, от них требуется эмоциональная поддержка: вне агрессивно настроенного общества, он должен быть понят, принят, нужен.
  • Предложите устроить детский праздник с целью примерить, а, возможно, и подружить детей.
  • Запишите в секцию, лучше в спортивную. Он найдёт там себе единомышленников и почувствует себя тверже. Вообще все, что отвлечет школьника - хобби или кумир - даст ему возможность абстрагироваться, отвлечься и восстановиться морально.
  • Помогите разобраться в конфликте, проанализировать свое поведение и обидчиков. Возможно, он сам является провокатором. Не давите на него, объясните, как стоит себя вести.
  • Донесите, что внешность ни при чем, это защитит его от развития комплексов. Он должен знать, что любим таким, каков есть, в очках, полный или со шрамом на лице.
  • Причина чаще всего в нарушителях. Как правило, над слабыми издеваются желающие самоутвердиться и заглушить собственные комплексы. Объясните своему отпрыску, что те, кто это делают, чувствуют себя неполноценными и слабыми. Все, что стоит к ним испытывать, - жалость, т.к. они не нашли лучшего способа бороться со страхами. Эта установка может стать защитой: "Ты хочешь меня обидеть, потому что сам боишься". Обычно, когда задевают самое больное, желание нападать пропадает.
  • Иногда помогает игнорирование, если нет реакции, слез и истерик, обидчикам быстро надоедает жертва. Например, если забрали тетрадь, можно сказать: "Надоест с ней играть, вернёшь". В скором времени она будет брошена на соседнюю парту.
  • Не стоит показывать слёзы одноклассникам. Плакать полезно, чтобы снять стресс, но не демонстрировать слабость мучителям. Нет морального удовлетворения, если жертва не мучается.
  • Обратитесь в учебное заведение. Классному руководителю или завучу надлежит организовать классный час, темой которого станет "детская жестокость, групповое преследование". Для наглядности лучше показать фильм по теме (чучело) или мультфильм (гадкий утёнок). Главное - не указывать прямо на обидчиков. Иначе они закроются и примут позицию обороны (Причём тут я? Он начал первый и т.п.)


Необходимо научить ребенка правильно реагировать на происходящее

После демонстрации фильма ценно указать на базовые ценности, на комичность и уродливость преследователей.

Наставник объясняет, как мерзко и опасно то, что происходит. Часто дети не осознают размер ущерба, который наносят пострадавшей стороне.

Конечно, от профессионализма руководителя зависит качество проведения классного часа. Заранее обсудите с педагогом ход урока.

Если контакт с учителем найти не удаётся, следует обратиться к директору школы, а в случае физического насилия не тяните с обращением в правоохранительные органы.


3. Когда ребёнок - жертва в любом социуме (улица, лагерь)

Следует обратиться к семейному психологу, чтобы разобраться, почему он притягивает к себе агрессию. В том случае, когда в учебном заведении твёрдая позиция, чёткие правила о том, что нельзя оскорблять и нападать на других, и учителя не проявляют агрессию, не унижают учеников, тогда любые дети, даже с выраженными особенностями, будут приняты. В обществе будут развиваться лучшие качества - доброта, терпимость и сострадание.

Педагогу необходимо проводить мероприятия, выявлять скрытый буллинг (англ. агрессивное преследование одного из членов коллектива), не замалчивать проблему. Травля возникает не только из-за агрессивных детей, но и из-за нечутких, невнимательных взрослых. Нечувствительные к проблеме, они не вмешиваются, объясняя, что мальчик "сам виноват", " не может за себя постоять", "странный" и т.п. Необходимо информировать учителей, как бороться с насилием. Правильный способ - комплексный, влияние на всю группу. Работа с одним агрессором или только с потерпевшим результата может не дать.


В сложных ситуациях лучше обратиться с ребенком к пихологу

Обязанность классного руководителя - постоянно контролировать атмосферу в группе.Если после собраний дети согласны, что не хотят жить в коллективе, где кого-то травят - это начало выздоровления коллектива. Будет хорошо заинтересовать учеников совместной работой, научить показывать себя без применения силы.

Поможет бескорыстный обмен опытом, ранее неизвестными знаниями и достижениями, а также необычные игры). "Чему я научился за лето" - занятие, которое поможет каждому показать свои лучшие качества, продемонстрировать свои сильные стороны. Этим можно снизить доминирование одних детей над другими.


Школа – это место, где ребенок впервые начинает адаптироваться к жизни в коллективе. От того, насколько комфортно он там себя чувствует, зависит и дальнейшее развитие ребенка, его желание общаться с новыми людьми и получать новые знания. В зависимости от того, насколько малыш уверенно себя почувствует в школе, также зависят и его лидерские качества. Иногда случается так, что ребенка начинают обижать, из-за чего он замыкается в себе, пропадает желание посещать место обучения. Родителям такого положения дел допускать нельзя. Разберемся, что же можно предпринять в таких ситуациях.

Сразу стоит оговориться, что многие дети скрывают от родителей тот факт, что их обижают. В таком случае нужно присмотреться к поведению вашего ребенка, признаки могут быть следующие:

  1. Малыш без видимой причины отказывается посещать учебное заведение.
  2. В будни ваше чадо подавлен, молчит и закрывается в себе, при этом в выходные он становится радостным и активным.
  3. По внешним признакам: у ребенка могут быть испорчены вещи, либо вы наблюдаете их отсутствие (этот пункт спорный, поскольку рассеянные дети часто могут терять вещи).

Какие дети чаще всего становятся жертвами издевок?

Многие полагают, что обычно нападкам со стороны сверстников подвергаются дети, чем-либо отличающиеся от общей массы – внешность, привычки, поведение, одежда. На самом деле, это не так. Любой малыш может попасть в такую ситуацию – достаточно всего лишь одного неверного движения, секрета, о котором узнал весь класс.

Важно: Социальный статус семьи никаким образом не обуславливает травлю. Неважно, как ваш ребенок одет, есть ли у него новомодные гаджеты и прочие современные вещички. То же самое касается и особенностей либо дефектов внешности.

Рассмотрим, какие детки чаще всего подвергаются нападкам:

  1. Жертвы – такие дети являются апатичными, запутанными, часто сомневаются в себе или в своих возможностях. На оскорбления они не в состоянии дать отпор – естественно, одноклассники чувствуют слабинку и начинают активно третировать ребенка.
  2. Агрессоры – они сами нападают на людей, которые их окружают, при этом на провокации они отвечают чересчур бурной реакцией.
  3. Неблагополучные – если ребенок одет неопрятно, от него исходит неприятный запах, сам он неаккуратен и невоспитан, вполне возможно, что в таком случае он станет жертвой.

Если вы хотите, чтобы кроха хорошо себя чувствовал себя в любом коллективе – нужно воспитывать в нем чувство собственного достоинства, он должен иметь внутренний стержень.

Как реагировать родителям нельзя?

Рассмотрим, как не стоит себя вести, если вы узнали, что ваш малыш подвергается нападкам:

  1. Не нужно его оставлять в одиночестве. Многие родители так поступают, полагая, что ребенок справится с проблемой сам. Он сам не готов к этой ситуации и понятия не имеет, как ее решить – поэтому вашему чаду в любом случае требуется помощь и поддержка.
  2. Менять место учебы. Бывает так, что ситуацию нужно решать немедленно, и другого выхода из нее нет – в таких случаях можно попробовать сменить обстановку. Но и здесь нужно помнить о том, что нет гарантии того, что в новой школе все не повторится. Еще один момент: ребенку будет сложно привыкнуть и адаптироваться к новым людям, а это сложно в психологическом плане.
  3. Брать ответственность на себя. Многие родители предпочитают полностью взять решение проблемы в свои руки – так делать нельзя. Если вы пойдете выяснять отношения с классом, с учителями, такое поведение в дальнейшем может настроить окружающих против вашего малыша. Тем более не стоит идти в учебное заведение, заранее не обговорив свое решение со школьником. Важно уважать мнение своего ребенка и прислушиваться к его чувствам.

Как помочь ребенку?

Существует несколько способов решения проблемы:

  1. Поговорите с вашим малышом. Пусть он подумает над вопросом, почему выбрали именно его, это поможет определить, как выйти из сложившейся ситуации. Важно дать понять ребенку, что он никак невиноват в том, что над ним издеваются.
  2. Если ребенок подвергается нападкам только в одном учебном месте – нужно узнать, требуется ли ему помощь. Попробуйте предложить варианты решения ситуации, но не нужно настаивать на том, чтобы он выбрал какой-то конкретный вариант, пусть у малыша будет право выбора. Естественно, роль родителей здесь очень велика – дома ребенка должны уважать, понимать и принимать, он должен чувствовать себя в безопасности.
  3. Попробуйте предложить школьнику заняться каким-либо видом спортом, или записаться в секцию по интересам – там он сможет найти себе новых друзей, почувствовать себя тверже. Увлечение позволит не зацикливаться на создавшейся ситуации, а это значит, что его психике будет нанесен минимальный ущерб.
  4. Маме и папе важно помочь ребенку разобраться и понять, в чем заключается конфликт, а также проанализировать поведение обидчиков и то, как он ведет себя с ними. Может быть так, что ваш ребенок сам выступает в роли провокатора. Не нужно его ругать, осуждать – это только усугубит ситуацию. Дайте понять, что так он делает только хуже себе, и что малышу необходимо менять свое поведение.
  5. Если причина – во внешности, необходимо дать понять ребенку, что он не виноват в этом. Поясните, что вы его любите любым – с лишним весом, со шрамами либо очками.
  6. В основном, причиной конфликта становятся именно нарушители. В чем причина? Издеваются люди, которым нужно самоутвердиться из-за того, что они себя чувствуют некомфортно – вполне возможно, над такими детьми издеваются дома. Родителям нужно донести ребенку, что люди, которые так поступают, на самом деле слабые, и бояться их не нужно. Единственная эмоция, которую можно испытать к тем, кто самоутверждается за счет других – это жалость, поскольку иначе эти дети в жизни почувствовать себя комфортно просто не могут.
  7. Объясните, что обидчику не нужно показывать слезы – это только усугубит ситуацию. Например, ребенок может дать отпор, сказав, что он его обижает из за того, что боится его сам. Еще один вариант – игнорировать нападчиков. Например, распространенная ситуация в классе – забирают тетрадь, начинают с ней играть. Естественная реакция, конечно, это отобрать имущество. Не нужно провоцировать обидчика – можно просто сказать, что пусть играет, и как только ему надоест – может отдать тетрадь. В таком случае и весь смысл подобного издевательства пропадает – тетрадку возвращают на место.
  8. Можно попробовать обратиться в школу – поговорить с классным руководителем либо заведующим учебной частью. Делать это нужно спокойно и без придирок. Найти общее решение проблемы вместе – идеальный вариант. При этом информировать одноклассников, либо угрожать им расправой не стоит – это вызовет агрессию с их стороны.

Важно: Если над ребенком совершают физическое насилие – в таком случае необходимо действовать незамедлительно. Обратитесь в правоохранительные органы, не нужно ждать, пока вашего малыша покалечат и нанесут огромную моральную травму.

Также необходимо помнить и о том, что прямое предназначение учителя – контролировать атмосферу в классе. Это важный аспект, о котором, к сожалению, забывают многие преподаватели.

Безусловно, если ваш малыш изначально обладает сильным духом и характером, травля быстро прекратится. Но все детки разные – есть малыши ранимые и эмоциональные. Задача родителя не упрекать ребенка в его характере, а дать понять, что иногда, для того, чтобы в коллективе чувствовать себя «в своей тарелке», важно быть сильным морально. Сделать это можно несколькими способами:

  1. Даже если вашему малышу не удалось достичь успеха в чем-либо, важно им восхищаться. Ведь он пробовал, старался, открывал для себя новые навыки. В противном случае ваш ребенок будет бояться в следующий раз начинать какое-либо дело – ведь в случае провала родители вновь будут его ругать или осуждать. Важно, чтобы ребенок твердо знал, что вы цените проделанные усилия и гордитесь им.
  2. Не нужно чрезмерно опекать ребенка. В противном случае он и в дальнейшем не сможет решать собственные проблемы, а ведь это необходимо, поскольку после школы ребенка ожидает университет, где мамы и папы рядом не будет. Предоставляйте ребенку право выбора и возможность решать свои проблемы самостоятельно, задача родителя – мягко направлять и подсказывать.
  3. Не нужно требовать от ребенка каких-то фантастических достижений. Он в любом случае старается, поэтому нужно принимать малыша таким, каков он есть. Терпение в дальнейшем воздастся сторицей – ваша задача его проявить.
  4. Нужно сделать выбор? Не указывайте ребенку, как лучше поступить в той или иной ситуации, решение принимать может только он сам. Навязывая ребенку свое мнение вы в любом случае перекладываете ответственность на себя, а малыш в конце концов вырастет несамостоятельным человеком, который не может разобраться в сложившейся ситуации.
  5. Многих родителей раздражают чрезмерно любознательные дети. Все психологи утверждают, что это в корне неверно. Позвольте своему малышу познавать этот, будьте для него опорой. Иначе откуда он сможет узнать ответ на поставленный вопрос?
  6. Не нужно критиковать, а тем более – злиться. Естественно, нужно объяснять ребенку, почему в определенных ситуациях поступать плохо нельзя. Указывайте ему, если где-то он повел себя некорректно. Но при этом нельзя забывать о поддержке, также важно предлагать различные варианты действий.
  7. Очень важно научить ребенка быть настойчивым. Он должен понимать, что путь к победе часто бывает долгим и сложным, и не стоит опускать руки в случае поражений, а упрямо идти к своей цели.

Следуя этим советам, вы сможете воспитать самодостаточную и уверенную в себе личность, которая уж точно не станет терпеть нападки со стороны сверстников, а даст им достойный отпор.

  1. Согласно закону любой ребенок имеет право жить в безопасной среде. Если же его обижают – это прямое нарушение, следовательно, эти люди могут понести уголовное наказание.
  2. В любой организации, где обучаются дети, задача преподавателя – обеспечить дружелюбную атмосферу в коллективе.
  3. Есть специальные учреждения, куда можно обратиться в случае, если над вашим ребенком издеваются. Они следят за тем, чтобы нарушители прав понесли наказание.
  4. Не нужно самостоятельно выяснять конфликт с обидчиком либо его родителями. Самый оптимальный вариант – решить ситуацию через классного руководителя. Тем более, нельзя прикладывать силу по отношению к обидчикам вашего малыша – в противном случае уголовная ответственность ложится уже на ваши плечи.

Видео: что делать, если ребенка обижают другие дети?

Первые признаки

Как родители могут узнать, что у их ребенка есть проблемы, что его унижают в школе? Вот несколько признаков:

Ваш ребенок часто приходит домой в плохом настроении или даже в слезах;
- Он стал замкнутым и необщительным, не желает отвечать на ваши вопросы;
- Он делает вид, что болен, чтобы не ходить в школу;
- Он начал тайком уносить из дома разные вещи - не обязательно дорогие;
- Его успеваемость стремительно падает.

Почему именно ваш ребенок?

Вашей первой реакцией было бы естественно броситься на защиту вашего ребенка «с когтями и зубами». Но это может только ухудшить ситуацию. Конечно, ни один ребенок не заслуживает того, чтобы с ним жестоко обращались - каждый уникален по-своему и, по сути, имеет свои преимущества. Но маленькое существо не всегда очень хорошо может проявить себя в коллективе, в то время как его сверстники гораздо проще находят в нем его слабые места. Вы можете воспитывать ребенка по всем правилам, но вы должны понимать - не все родители такие же. Их дети могут воспринимать порядочность вашего ребенка, как слабость. Ну, а если есть какие-либо физические проблемы, тут уж детям вовсе трудно «удержаться» от насмешек и издевательств.

Что может стать причиной того, что вашего ребенка унижают в школе? Вот некоторые из причин:

Если у вашего ребенка наблюдаются проблемы с физической культурой и он всегда оказывается последним в спортивной деятельности;
- Если его внешний вид отличается от большинства одноклассников, он отбивается от школьной «моды»;
- Если у него есть ряд физических недостатков - лишний вес, косоглазие и др. ;
- Если у ребенка есть проблемы с усвоением материала, он не тянет программу на фоне других детей.

Существуют также ситуации, когда ребенок часто болеет и пропускает занятия в школе. Это влечет вынужденную изоляцию, и потом ребенок не воспринимается как «свой» его одноклассниками. Некоторые дети просто имеют более сложный характер - они более пассивны, неуверенны в себе, чувствительны и хрупки.
В любом случае, эти составляющие порождают оскорбление со стороны сверстников, чувство изолированности и одиночества. Несчастный ребенок может замкнуться в себе или спокойно начать мстить тем, кто его обидел. Это может привести к непредсказуемым, иногда страшные последствиям.

Что делать?

Иногда родителям действительно лучше не вмешиваться в отношения между детьми, но не всегда. Всегда нужно сосредоточить внимание на конкретной ситуации. Если положение вашего ребенка действительно пугающее, ребенка унижают постоянно и жестоко, нужно начинать принимать меры. Вот с чего следует начать:

Попробуйте поговорить с ребенком более доверительно, чтобы больше узнать о том, что происходит в школе, что представляют из себя его одноклассники.
- Обязательно ходите на родительские собрания, знакомьтесь, пытайтесь разобраться в школьной жизни.
- Создайте хорошие отношения с классным руководителем, чтобы непрерывно получать от него информацию о том, что происходит в классе.
- Помогите ребенку наладить контакт с кем-нибудь в классе, чтобы он не чувствовал себя в полном одиночестве, стал более уверенным.
- Организуйте внешкольные мероприятия вашему ребенку, найдите ему хобби.
- Если стало ясно, что именно ваш ребенок - объект издевательств и насмешек, свяжитесь с учителем, директором или школьным психологом.

Преподайте вашему ребенку уроки общения: быть более активным и инициативным в отношениях со сверстниками, уметь защитить себя, если необходимо. Не лишним будет попросить классного руководителя оказать поддержку вашему ребенку - например, дать ему возможность участвовать в некоторых важных событиях школы. Это повысит его значимость в глазах одноклассников.

Как можно помочь ребенку продемонстрировать сверстникам свои достоинства? Если ребенок не занимается в школьных секциях и кружках - создайте для него такую возможность. Организуйте торжество - на День рождения или другой случай, где он будет чувствовать себя на своей собственной территории, будет в «главной роли». Так у ребенка появится возможность продемонстрировать некоторые из своих талантов.

Случаи издевательства в школе нередкое явление. Почти каждый класс имеет объект для насмешек, который также может оказаться и вашим собственным ребенком. Многие родители считают, что вина целиком лежит на учителе. Но чаще всего это не так. По мнению специалистов, неприятные инциденты с детьми в школе могут быть значительно уменьшены, если родители будут уделять больше внимания и времени своим детям. Так им будет проще узнать и помочь справиться с проблемой.

К сожалению, далеко не всем детям везет с одноклассниками и учителями. Дружный класс, в который дети мчатся с утра бегом, забыв позавтракать – большая редкость. Но отсутствие друзей в школе – еще не самое плохое. Хуже – когда над школьником начинаются издевательства. Согласно статистике, случаев «травли» в современных школах с каждым годом все больше и больше, причем, участвуют в таких показательных акциях не только недалекие одноклассники — но и, порой, сами учителя.

Что делать с обидчиками, и как спасать ребенка?

Признаки того, что ребенка-подростка травят в школе – учимся понимать!

О жестокости детей можно писать целые научные трактаты. Увы, в возрасте от 11-12 лет и практически до окончания школы в детях поселяется вдруг «из ниоткуда» неоправданная жестокость и агрессия.

Потом это проходит. Но — не у всех.

А последствия такой травли иногда остаются с детьми, которых обидели, на всю жизнь.

Бессмысленная и беспощадная травля – это не «модное веяние». Травля была всегда. Другой вопрос, что методы травли стали более изощренными, и иногда родителям приходится менять даже город проживания, чтобы уберечь нервную систему своего чада.

Как понять, что твоего ребенка в школе травят, обижают, издеваются?

Подростки – это дети «скрытного периода» взросления. Не у всех из них имеется достаточный контакт с родителями, чтобы избежать ошибок и принять правильное решение. Чаще всего, родители узнают об этой проблеме, когда ее масштабы выходят за пределы класса.

Кроме того, для ребенка может быть унизительным обсуждение этой проблемы с родителями — часто такое бывает у мальчишек, чьи папы с пеленок вбивают в них «ты же мужик, решай сам свои проблемы!».

Итак, и пора вмешаться?

  • Ребенок часто приходит с синяками и царапинами, для которых нет повода.
  • У ребенка часто «ломаются», «портятся», «теряются» вещи.
  • Ребенок постоянно ищет повод не пойти в школу – выдумывает болезни, греет на батарее градусник, ссылается на больной живот и голову, и проч.
  • Ребенок начал плохо есть и спать. Появились проблемы со здоровьем и кошмары по ночам.
  • Успеваемость падает, как и интерес к школьным занятиям в целом.
  • Ребенок постоянно подавлен, на контакт идет неохотно.
  • Имеют место , попыток самоповреждения и проч.
  • Рюкзак и форма ребенка часто «рвется» и «пачкается».

Если совпали хотя бы 3-4 симптома, которые повторяются изо дня в день, будьте уверены – вашему ребенку нужна ваша помощь.

Причины травли подростка в школе – почему именно вашего ребенка бьют, унижают и т.д.?

Травля в школе – это не просто временное безобидное явление, которое ребенок может перетерпеть.

Травля опасна серьезными последствиями, среди которых не просто потеря сна, обретение комплексов и падение самооценки ребенка, но гораздо более опасные – психические срывы и даже попытки суицида.

И — не обязательно, чтобы травля была физической. Гораздо более изощренными и разрушительными становятся именно психологические атаки.

Ни один ребенок не забудет травли. И не каждый из тех, кто травлю прошел, перенесет ее без последствий. Поэтому, чтобы наши дети, взрослея, не бегали по школам с автоматами в попытках отомстить обидчикам (как нередко показывают сегодня в новостях), нужно быть внимательными к ним не просто сегодня, а практически еще вчера.

Кто в группе риска, и в чем основные причина травли?

На самом деле, в группу риска может попасть любой, и причин для травли обычно четыре:

  • Ребенок не такой, как все. Например, слишком худой или наоборот с лишним весом, в очках, отличник или двоечник, слишком активный или наоборот слишком пассивный, задавака или тихоня, и проч. Причиной для травли сегодня может стать и вероисповедание, и физические недостатки, отсутствие модных вещей и профессии родителей, разрез глаз и неспособность постоять за себя, и проч.
  • Попал под горячую руку – оказался не в том месте и, как говорится, не в то время.
  • Ребенок – новенький в классе. Иногда и этого достаточно.
  • Ребенок сам ведет себя вызывающе и провоцирует всех на ответный бойкот или травлю.

Кто обычно становится зачинщиком травли?

  1. Учителя, которым не место среди педагогов.
  2. Асоциальные «элементы» класса. Дети из неблагополучных семей, которые устраивают травлю, чтобы не затравили их за принадлежность к такой семье. Дети, у которых есть проблемы с психикой. Дети, о воспитании которых их родители просто забыли.
  3. Популярные дети – активисты и лидеры, «короли и королевы» школы, которых слушают остальные дети, по сути становящиеся свитой данных лидеров.

Почему именно ваш ребенок стал жертвой травли?

Не стоит думать, что ваше чадо какое-то не такое. Ведь причиной травли может стать даже честность и порядочность ребенка, воспринятая сверстниками, как слабость. Или же отказ ребенка покурить за компанию, или устроить травлю другому ребенку.

Безусловно, причину поискать стоит, ведь тогда будет гораздо легче разобраться с ситуацией, но — не надейтесь, что эта причина будет понятной для вас.

Важно отметить и еще один нюанс.

Одно из условий травли, без которого, по сути, она станет просто невозможной – это попустительство учителя:

  • Просто наплевательское отношение: учитель закрывает глаза на все, потому что ему все равно.
  • Учитель еще не столь опытный, чтобы заметить травлю, которая, к тому же, ведется исподтишка. Или же замечает уже итог травли, когда жертва начинает отвечать обидчикам. Несложно догадаться, что влетает в данном случае от учителя именно жертве, ведь обидчики делают свои темные дела тихо и незаметно. Эта ситуация самая частая. Учитель, увы, просто не в состоянии уследить за всем и всеми. Особенно, если класс переполнен.
  • Учитель сам участвует в травле. Случай редкий, но тяжелый.

Как бы ни было обидно в этой ситуации учителям, но именно от них в большинстве случаев зависит атмосфера в классе. И именно учительница, как вторая «мама» каждого из детей, отвечает за их не только интеллектуальное, но и психическое состояние в школе.

Что делать родителям, если ребенка-подростка травят в школе одноклассники или учителя – инструкция

Никто не даст рецепта на тему «как быстро прекратить травлю». Таких рецептов нет. С какой стати ребенок обязан исправлять тот или иной «дефект», свою особенность, ставшую поводом для травли?

Если причиной травли была просто сама травля ради «животного интереса», то будь хоть кем и каким, но тебя все равно будут травить. И идти на поводу у зачинщиков, пытаясь угодить им и спасти себя – это наиболее худший вариант, потому что он лишь усилит травлю, для которой появятся еще 2 причины – слабость и самоунижение.

Что же делать?

  • В первую очередь – к учителю! Все школьные проблемы начинают решать только с него. Потом, если не помогло – к заучу. Затем, если снова не помогло – к директору.
  • Травлю нельзя «лечить» на уровне (примитивном) жертва-обидчик. Чтобы исправить ситуацию, необходима работа со всем коллективом «свидетелей» сразу.
  • Проанализируйте причину травли. Естественно, на поводу у обидчиков идти не нужно, но если в ваших силах придать ребенку уверенности – ищите способы. Ребенок слишком хрупкий и слабый – отдайте его в секцию, где он станет более уверенным в себе. Не умеет отвечать обидчикам? Научите ребенка «держать удар» (психологически) и быть «на коне» в любой ситуации. Проблемы с дикцией? Отведите к логопеду. И т.д. Превращайте все слабые стороны чада — в сильные.
  • Неплохим вариантом может стать показательно-демонстративный «разбор полетов» с учителем, директором и родителями всех сторон. На подростков, для которых еще не все потеряно (угрозы были мнимыми, гонор напускным), перспектива вылететь из школы или даже попасть на учет в детской комнате милиции может стать отличным стимулом усмирить свои амбиции и поменять поведение.
  • Если имеет место применение насилия – здесь прямой путь к директору через учителя, а далее – в прокуратуру, и проч. Ни один факт насилия остаться без реакции родителей не должен – даже мелкая шалость в виде подзатыльника однокласснику или подставленной подножки может привести к серьезным последствиям.
  • Учите чадо действовать так, как обидчики и не ожидают : спокойно отвечать на ругань, пропускать мимо ушей колкости, и проч. Конечно, в случае, когда начинается более серьезная травля, порча вещей ребенка, когда ему не дают прохода, когда начинаются серьезные оскорбления и применение силы, терпеть нельзя – нужно действовать, причем сразу и жестко. Опять же – не самостоятельно, а через педагогов, директора и родителей обидчиков.
  • Найдите способ подружить ребенка с обидчиками. Таким способом может совместный выезд куда-либо (всем классом) – на экскурсию, на пикник и пр., общие игры и хобби, кружки, можно также позвать детей в гости на день рождения. Естественно, враги сразу не превратятся в друзей, но все-таки станут менее опасными, а кто-то и перейдет в союзники. Речь, конечно же, не о том, чтобы подкупить обидчиков! Это самое худшее решение, которое может найти родитель.
  • Помогите ребенку преодолеть страх. Иногда достаточно просто перестать бояться обидчиков, чтобы они прекратили травлю.
  • Помогите ребенку самоутвердиться , если таких возможностей в школе для него нет. Пусть найдет себя в спорте или в хобби: обязательно найдите для ребенка занятие, которое повысит его уверенность в себе и самооценку.
  • Оградите свое чадо от хулиганов, насколько можете : встречайте из школы и провожайте, пока ситуация не утихнет сама собой. Как правило, большая часть издевательств в процессе травли одноклассников происходит после школы за пределами ее территории. А в самой школе – слишком много свидетелей.
  • Купите ребенку специальное техническое устройство , которое поможет вам быть в курсе, как текущей ситуации, так и местонахождения ребенка.

Эти советы хороши для ситуаций, которые не зашли слишком далеко.

Но что делать, если обидчик – настоящий агрессор, на которого не могут найти управу ни учителя, ни директор, ни сами родителя агрессора?

В этом случае действуйте жестко и быстро! Конечно, на пустом месте вы организовать защиту не сумеете, но если уже есть факты воздействия на вашего ребенка, то не ждите, пока директор перестанет бояться огласки (они так боятся «шума», что готовы принести школьников в жертву этим малолетним негодяям).

Ваши действия: заявление на имя директора и, при отсутствии какой-либо реакции – заявление в РОНО, потом в полицию. К заявлению можно приложить показания свидетелей, других родителей, справки из травмпункта и проч. Ну, а далее – в суд.

А, может, все-таки не надо?

Бывают случаи, когда родитель задается вопросом – «а не станет ли хуже для ребенка, если я вмешаюсь?».

Да, есть ситуации, в которые лучше не влезать. Но если дело дошло действительно до травли, с которой ребенок не способен в одиночку справиться (а не разовой обиды или ссоры между одноклассниками), то разве можете вы сделать хуже тем, что эту травлю прекратите?

Представьте на секунду, что может случится с вашим ребенком, если он не сможет справиться с этим грузом проблем? Лучше влезть, куда не звали, чем потом сильно пожалеть, что не вмешались.

Чего делать категорически нельзя?

  • Вершить самосуд над обидчиками. Как бы вам ни хотелось «надавать по соплям» этим хулиганам, делать этого нельзя. Во-первых, ситуацию вы этим не решите, во-вторых, в этом случае вас можно будет привлечь «по статье» («а нечего было трогать чужих детей»), а обидчики получат еще один повод для травли вашего ребенка. Действуем строго в рамках закона!
  • Наускивать чадо на ответные подобные действия. Не нужно учить ребенка отвечать тем же. Даже, если речь идет о применении силы. Конечно, здорово, когда ребенок может постоять за себя, но нельзя учить «бить в ответ». Иногда такие ответы становятся, совершенно случайно, причиной инвалидизации и даже смерти обидчика (неудачно упал, и т.д.).
  • Пытаться «купить» расположение обидчиков. Подкуп – одно из самых бессмысленных, глупых решений, которое в итоге приведет к обратной реакции, а на ребенке надолго оставит клеймо слабака, подхалима и «шестерки».
  • Игнорировать травлю ребенка и бросать его в одиночестве в решении этой проблемы («сам справится!»). Помните – он может и не справиться.

Переводить в другую школу — или не переводить?

Конечно, можно перевести чадо и в другой класс, и в другую школу, и даже в другой город переехать — но есть ли в этом смысл?

В большинстве случаев, такие меры просто не обоснованы, а проблема исчерпывается довольно быстро, и к концу обучения обидчики с жертвами становятся чуть ли не лучшими друзьями.

Поэтому тщательно проанализируйте ситуацию и взвесьте «все за и против» — возможно, перевод и не нужен, а общие усилия педагогов, вас и ребенка смогут свести проблему на нет.

Другой вопрос, если учителя с директором вникать в проблему не желают, а травля приобретает масштабы, угрожающие не только нервной системе, но и здоровью ребенка – здесь уже выбирать не придется.

И самое важное: держите руку на пульсе! Ходите на школьные собрания, разговаривайте с ребенком, знакомьтесь с его учителями и одноклассниками, будьте в курсе проблем и успехов ребенка, чтобы вовремя дать совет, предостеречь от ошибки, помочь и подстелить соломки.

Были ли в вашей жизни похожие ситуации? И как вы из них выходили? Поделитесь своими историями в комментариях ниже!