До какой недели беременности принимают курантил. Применение курантила при беременности. Применение: режим и дозирование

Аутизм у взрослых людей является серьезным расстройством психики, который существенно снижает уровень их адаптации и социализации в окружающем мире. В раннем возрасте это заболевание довольно трудно диагностировать, так как различные моторные и языковые особенности поведения ребенка можно объяснить его возрастом и особенностями характера, но у взрослого человека симптомы аутизма достаточно заметны для окружающих.

Согласно определению Американской психиатрической ассоциации, расстройства спектра аутизма (РСА) характеризуются качественными отклонениями в социальном взаимодействии (уход от общения), а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий. РСА в ряде случаев значительно отличаются по специфике и тяжести состояния, уровнем дефекта интеллекта, однако часто они являются тяжкими инвалидизирующими заболеваниями, которые приводят к невозможности самостоятельного обеспечения собственных потребностей и касаются около 1% населения в целом. Следует отметить, что из-за продолжающихся дискуссий относительно различий между высоко функционирующими аутистами и лицами с синдромом Аспергера, мы будем рассматривать их как РСА.

В то время как у 6-10% пациентов диагноз РСА сочетается с рядом других заболеваний (например, синдромом Дауна, ломкой Х-хромосомой, фенилкетонурией, туберозным склерозом), для большинства из них этиология остается неизвестной. Вполне вероятно, что целый ряд различных факторов является основой для развития этого синдрома. Так, существуют гипотезы о наследственности и генных мутациях. Последние генетические исследования выявили ряд хромосомных участков, которые могут быть причиной заболевания, но подтвержденные связи составляют лишь небольшой процент случаев. Необходимо отметить, что на сегодня в основу диагноза «аутизм» положен анализ поведения, а не этиологических факторов или механизмов развития расстройства.

Повышение общественной и профессиональной осведомленности об аутизме привело к более частому выявлению случаев заболевания за последние десятилетия. Частота диагноза РСА увеличилась в три раза по сравнению с 1980-ми гг. Так, распространенность РСА в 70-х и 80-х гг. составляла 4 на 10 тыс. населения, в настоящее время этот показатель составляет 60 на 10 тыс., непосредственно на аутизм приходится 13 на 10 тыс. населения.

Распространенность детского аутизма, по данным шведских и финских эпидемиологических исследований, составила 11,6 случая на 10 тыс. детского населения, также было признана тенденция к его неуклонному росту.

До 2006-го гг. аутизм в России почти не диагностировали, детям выставляли диагнозы «умственная отсталость», «психоорганический синдром», «детская шизофрения». С 2006 по 2011 гг. количество выявленных больных РСА увеличилось в 2,5 раза, однако не достигло уровня стран Западной Европы.

Статистику заболеваемости РСА следует рассматривать и у взрослого населения. Диагноз РСА, выставленный у ребенка, может сохраняться и с достижением им 18-летнего возраста. Ранее диагноз «детский аутизм» был правомочным до достижения пациентом подросткового возраста, дальше диагноз требовал пересмотра классификационного шифра болезней. Наиболее частыми изменениями диагноза «аутизм» были и есть на сегодня: умственная отсталость, шизофрения, расстройства личности и поведения вследствие болезни, повреждение и дисфункция головного мозга, шизоидное расстройство личности.

По данным литературы, в 76% случаев диагноз из рубрики «общие расстройства развития» трансформировался в диагноз «шизофрения».

Относительно пациентов, которым диагноз РСА был поставлен в детском возрасте, существует большая вероятность развития высокой степени инвалидизации во взрослом возрасте.

Многие исследования свидетельствуют о сохранении социально-коммуникативного дефицита рядом с коморбидными психиатрическими и поведенческими расстройствами. Ученые пришли к выводу, что, несмотря на значительную неоднородность социальных результатов, «небольшое количество взрослых с аутизмом способны жить самостоятельно, жениться, учиться в колледже, работать или устанавливать большой круг друзей». Существует тенденция некоторого улучшения социального функционирования, а также снижение выраженности симптомов аутизма по мере взросления человека.

Пациенты с РСА и интеллектуальным дефицитом имеют значительно худшие результаты социального функционирования во взрослом возрасте, чем пациенты с нормальным уровнем IQ. Другие исследования показывают, что даже пациенты с IQ >70 были более социально зависимыми от семьи и учреждений; для них были характерны коморбидные заболевания, например эпилепсия.

Согласно опросу National Autistic Society, более 70% взрослых с аутизмом не могут жить самостоятельно. Из них 49% человек живут в семье, создавая огромную финансовую нагрузку на стареющих родителей, а 32% - в интернатных учреждениях, которые мало или вообще не обеспечивают условия для личной жизни.

Только 3% взрослых с РСА могут жить полностью самостоятельно, только 6% взрослых получают зарплату, работая полный рабочий день. Также более чем у половины из них были диагностированы депрессивные расстройства в течение взрослой жизни, 11% отметили у себя «нервный срыв». И хотя большинство взрослых опрошенных участвовали, как минимум, в двух программах оказания помощи при аутизме в детстве, 65% больных, по-прежнему испытывали трудности в создании дружеских отношений.

Очевидно, что эти данные отражают бремя болезни на жизнь для взрослых с аутизмом. Такие вопросы, как независимость, самоопределение, трудоустройство, психическое здоровье, социальная поддержка и значимые отношения практически игнорируются при планировании лечения, оценки его результатов и в целом эффективности терапевтических программ таких пациентов.

В связи с тем, что РСА включают когнитивные, социальные и поведенческие расстройства, практически невозможно охарактеризовать отдельные результаты оказанной помощи как «положительные» или «отрицательные», особенно если они связаны с межличностными отношениями. Если присваивать оценки социального функционирования на основе достижения независимости, дружбы, устойчивых отношений, образования и/или работы, то 22-27% пациентов с IQ >70 получат оценки как «очень хорошо» или «хорошо».

В настоящее время существует недостаточное количество опубликованных данных о влиянии интервенций в детском возрасте на социальное функционирование взрослых с РСА. Существует мнение, что общие программы, такие как обучение социальным и профессиональным навыкам, могут быть не менее важными, чем отдельные прогностические факторы, такие как IQ, раннее развитие речи или тяжесть симптомов аутизма, в достижении положительных результатов взрослой жизни.

Взрослые с РСА потребуют таких программ лечения, которые сосредоточены на улучшении семейной жизни, самоощущения, самооценки, уверенности в себе, способности конкурировать в возможности трудоустройства, умении жить как можно более самостоятельно, способности справиться с депрессией, тревогой и другими проблемами психического здоровья.

Уже несколько десятилетий в развитых странах по инициативе общественных организаций создаются системы и программы для поддержки граждан с особыми потребностями. В разных странах такие системы финансируются по-разному, частично - из государственного, частично - из муниципальных бюджетов. Основной фактор, который позволяет работать таким системам и программам, - организация межведомственной сети с целью создания доступной необходимой медицинской помощи и минимального пакета социальных услуг для людей с РСА.

Так, проблемы адаптации к самостоятельной жизни взрослых людей с РСА в Великобритании решаются социальными программами не только на общенациональном, но и на муниципальном уровне. Британские специалисты придерживаются мнения, что предоставление медицинской и общей социальной помощи взрослым с РСА приведет к улучшению качества их жизни и сокращению расходов.

Бельгийская АРЕ - европейская сеть, которая объединяет 167 общественных организаций, работает над проектами по устранению дискриминации при трудоустройстве лиц с РСА, над программами по расширению их доступа к образованию, социальной вовлеченности, адаптации мест проживания к специфическим потребностям этой категории людей. APE считает, что важно задействовать адекватные ресурсы и высококвалифицированных специалистов, создать индивидуально ориентированные программы социальных услуг, при этом включать в программы их семьи и учитывать специфические потребности людей с РСА.

Необходимо обозначить важнейшие направления работы в этой области:

  • соблюдение прав человека для лиц с особыми потребностями;
  • увеличение осведомленности общества о потребностях и ожиданиях таких категорий граждан;
  • качественный сбор и анализ данных для разработки помощи;
  • разрушение психологических барьеров со стороны общества к людям с особыми потребностями;
  • обеспечение удовлетворительных условий жизни;
  • полноправное включение в жизнь сообщества;
  • поддержка качественного уровня жизни;
  • уважение права на самоопределение и приватность, право представлять себя в суде.

Услуги по специальному сопровождению в самостоятельной жизни включают: экспертные рекомендации и личную психологическую поддержку, индивидуальную помощь; услуги по сопровождению на прогулках, экскурсиях, путешествиях; предоставление контактного лица, от которого можно получить информацию о человеке с РСА; услугу общей медицинской помощи на дому; сопровождение в течение временного проживания вне дома; кратковременное сопровождение для школьников старше 12 лет; помощь в проживании в доме семейного типа или в отдельном проживании для детей и подростков; дома (квартиры) со специальными условиями, построенные для самостоятельного проживания взрослых людей с РСА.

Тем не менее, в программах поддержки и социальной защиты людей с особыми потребностями существует еще много проблем, которые требуют решения. Например, осведомленность общества о потребностях лиц с РСА, проблемах финансирования, законодательной базе, ответственности власти на общегосударственном и/или на муниципальном уровнях, компетентность.

Над созданием эффективной системы помощи и поддержки людей с РСА и их семей работают также в Великобритании. Например, в Уэльсе был разработан специальный план действий по социальной помощи людям с РСА и их семьям. План рассчитан на активную работу местных органов власти и местных медицинских учреждений. Они лучше осведомлены об условиях жизни и потребностях в услугах и финансировании людей с РСА, а также могут влиять на распределение местных бюджетов на социальные нужды этих людей.

В плане предусмотрены мероприятия по сотрудничеству местных органов самоуправления с детскими и молодежными общественными организациями, которые должны принимать активное участие в адресной помощи детям и молодым людям с РСА. Разработка стратегии необходимой медицинской и социальной помощи для взрослых с ментальными дисфункциями - прерогатива чиновников из Министерства здравоохранения Уэльса. Парламент Уэльса разработал документ «Качественные стандарты образования для детей с расстройствами спектра аутизма», который официально закрепляет качественное образование в школах для детей с РСА и является инструкцией для обязательного применения.

Уровень жизни людей с РСА можно улучшить, опираясь на легальные инструменты такой деятельности и внедряя в жизнь программы социальной помощи. Европейский Союз принял Хартию фундаментальных прав человека, Конвенцию Организации Объединенных Наций по правам человека с инвалидностью, Конвенцию по защите основных свобод и прав человека, Европейскую социальную хартию. Создана серьезная законодательная база, но пробелы еще существуют. Например, не принимаются во внимание такие факты, как наслоение проблем инвалидности с возрастом, необходимость в поддерживающем обучении в течение всей жизни, включенность в социальную жизнь в старшем возрасте.

В России принятие соответствующих законодательных актов об устройстве специальных систем и программ помощи больным РСА пока только обсуждается.

В нашей стране уже есть все предпосылки для создания системы многоуровневой помощи лицам с РСА как на общегосударственном уровне, так и на уровне местных органов самоуправления. Общество должно консолидировать силы и сформировать эффективную межведомственную сеть среди существующих учреждений и организаций для создания и внедрения в жизнь системы поддержки лиц с РСА. Это сложная и большая работа, но состоит она, в основном, в переформатировании связей между ведомствами и организациями, с целью создания новой функциональной системы помощи людям, которые имеют РСА.

С чего начать? С признания проблемы.

Аутизм у взрослых представляет собой серьезное психическое расстройство, которое обусловлено функциональными нарушениями головного мозга. Вторым наименованием заболевания является синдром Каннера. Причины его возникновения до сих пор до конца не выяснены. Недуг проявляется полным или частичным отсутствием способности человека к полноценному взаимодействию с окружающим миром. Такие люди испытывают трудности в общении и социальной адаптации, не умеют нестандартно мыслить и имеют весьма ограниченный круг интересов. Медики к понятию аутизма относятся как к феномену, характер проявления которого зависит от степени сложности патологии и ее формы. На смену детскому аутизму приходит взрослый, при котором проявления практически не изменяются с течением времени.

Характеристика патологии

Диагностировать заболевание аутизм удается еще в раннем детстве. Наличие выраженных симптомов можно определить у ребенка до годовалого возраста. О том что у малыша аутизм, свидетельствуют такие признаки, как недостаточная активность, неулыбчивость, слабое реагирование на собственное имя, отсутствие эмоциональности.

Симптоматика при наличии данной патологии проявляется с самого начала жизни, а к трехлетнему возрасту в этом не остается никаких сомнений. По мере взросления признаки заболевания становятся более явными. Это можно объяснить тем, что детское поведение обуславливается индивидуальностью его личности, а вот отклонения взрослых бросаются в глаза.

Люди, у которых обнаружен аутизм, стараются не покидать свой мирок, они не стремятся заводить новые знакомства, плохо идут на контакт и признают только хорошо знакомых людей и родственников, с которыми им приходится общаться изо дня в день. Возникновение сложности у аутистов к социальной адаптации можно объяснить двумя причинами:

  • подсознательным стремлением к одиночеству;
  • трудностями при образовании социальных взаимоотношений и связей.

Аутисты не проявляют интереса к окружающему миру и каким-либо событиям, даже если они затрагивают их собственные интересы. Беспокоиться они могут лишь в случае эмоциональной встряски или кардинальном изменении привычного хода событий.

Согласно статистическим данным, относительно самостоятельными людьми могут стать около 10% больных, страдающих данным заболеванием. Все остальные пациенты нуждаются в периодической помощи близких родственников и опеке.

Признаки аутизма

Как и любое другое заболевание, аутизм имеет свою симптоматику. Среди основных признаков данной патологии выделяют:

  • трудности социальной адаптации;
  • коммуникативные проблемы;
  • склонность к ритуальности в поведении;
  • узкость интересов;
  • замкнутость.

Также аутистов отличают следующие характеристики:

  • плохая способность к концентрации;
  • светобоязнь;
  • реакция на громкий звук;
  • нарушение моторики;
  • трудности с восприятием информации и обучаемостью.

Аутисты с любой формой заболевания всю жизнь проводят в стороне от общества. Налаживание социальных контактов им дается с трудом, кроме того, при данном диагнозе больные не испытывают в этом необходимости.

В медицинской терминологии существует понятие"аутисты поневоле". К данной категории людей относятся больные, страдающие слабоумием или инвалиды с врожденными речевыми и слуховыми нарушениями. Будучи отвергнутыми обществом, они склонны уходить в себя, однако больные испытывают при этом дискомфорт.

Аутизм также относят к врожденной патологии. Для истинных больных общение с другими людьми не представляет интереса. Феномен данного заболевания объясняется склонностью аутистов к асоциальной жизни. В детском возрасте они довольно поздно начинают разговаривать. При этом причина кроется не в слабом умственном развитии или каких-либо физических отклонениях, а в отсутствии мотивации для общения. С течением времени большинство аутистов осваивают коммуникативные навыки, но пользуются ими неохотно и не относят их к предметам первой необходимости. Больные во взрослом возрасте не отличаются многословностью, а их речь лишена эмоциональной окраски.

У аутистов отмечается повышенная потребность в стабильности и постоянстве. Их действия имеют выраженное сходство с ритуальностью. Это проявляется в соблюдении определенного дневного распорядка, пристрастии к одним и тем же привычкам и систематизацией вещей и предметов личного обихода. В медицинской терминологии существует определение"диета для аутистов". На любое нарушение жизненного уклада больные реагируют агрессивно. На этой почве у них даже могут развиться панические состояния. Аутисты крайне негативно относятся к переменам. Именно этим можно объяснить ограниченность их интересов.

Склонность к повторению одних и тех же действий иногда приводит к идеализации результата, совершенство которого определяется уровнем умственных способностей больного. Большинство взрослых аутистов страдают отклонениями и имеют низкий уровень IQ. При таком раскладе они не станут виртуозами в шахматной игре. В лучшем случае их главным развлечением останется детский конструктор.

Согласно статистике, признаки аутизма проявляются с одинаковой периодичностью как у мужчин, так и у женщин.

Легкая форма аутизма предполагает возможность максимальной адаптации в обществе. Повзрослев, такие больные имеют все шансы устроиться на работу, где требуется повторение однотипных действий без необходимости повышения квалификации.

Формы

На данный момент выделяют несколько форм аутизма, каждая из которых характеризуется определенной симптоматикой:

  • синдром Каннера;
  • синдром Аспергера;
  • синдром Ретта;
  • атипичный аутизм комбинированной формы.

Синдром Каннера - самая сложная форма аутизма, при которой у больного присутствуют практически все признаки данного заболевания. У такого человека даже во взрослом возрасте ослаблены речевые навыки. Иногда они могут и вовсе отсутствовать, особенно в случае атрофии речевого аппарата. Аутисты, у которых диагностирован синдром Каннера, имеют самую низкую степень социальной адаптивности. Структура нервной системы у таких людей не развита, а уровень интеллекта расценивается как средняя или тяжелая степень умственной отсталости. Больные при данном диагнозе не приспособлены к самостоятельной жизни. В усложненных случаях может потребоваться госпитализация в специализированное медучреждение с последующей изоляцией больного.

Синдром Аспергера характеризуется более мягким протеканием. Несмотря на то что больные ощущают некоторые проблемы c социальной адаптивностью, при налаживании новых контактов и поддержании общения они свободно владеют речью. При этом у них достаточно развиты когнитивные способности. Внешние признаки заболевания достаточно хорошо выражены, среди них выделяют замкнутость характера и некоторую неуклюжесть. Несмотря на это люди с синдромом Аспергера могут быть вполне самостоятельными. Во взрослом возрасте они устраиваются на работу и даже участвуют в общественной жизни.

Синдром Ретта по сравнению с другими формами наиболее опасен и представляет собой наследственное заболевание хронического характера, которое имеет способность передаваться по женской линии. Первые признаки аутизма появляются в детском возрасте. Их можно заметить не раньше, чем ребенку исполнится год. Терапевтическое вмешательство способно лишь немного улучшить клиническую картину заболевания. Люди с данным недугом живут примерно до 25 – 30 лет. Более взрослых женщин, страдающих синдромом Ретта, можно встретить редко.

Если после проведения дифференциации форму аутизма определить не удалось, то речь идет об атипичном комбинированном недуге. Данное заболевание чаще всего протекает в облегченной форме.

Синдром раннего детского аутизма (РДА) (синоним: синдром Лео Каннера) – комплекс клинических признаков психологического расстройства детей, характеризующийся отклонениями в проявлении эмоций и развития личностной сферы в возрасте до 3 лет. не принято считать заболеванием, это – отклонение, отражающееся на течении интеллектуального развития ребенка и его вербальных функциях. Легкие формы аутизма легко корректируются психотерапией при грамотном и своевременном подходе . Однако признаки расстройства будут сопровождать человека на всем протяжении его жизни, затрудняя реализацию личностного потенциала.

Причины развития раннего детского аутизма

Этиология РДА, на сегодняшний день, изучена достаточно слабо, нет информации о конкретных причинных факторах, стимулирующих риск появления расстройства. Исследователями в области детского аутизма сделан вывод о возможной зависимости синдрома от наследственного фактора – в большинстве семей, где у ребенка отмечены симптомы РДА, аналогичные отклонения встречаются у предков первой и второй степени родства. Современная генетика ведет комплексное изучение наследования аутизма, в попытках определить ген, отвечающий за эмоциональные проявления личности человека.

В пользу этой теории выступают факты того, что , а этиологические причины способствуют лишь активизации расстройства и его развитию.

Некоторые исследовательские работы детского аутизма от обязательной профилактической вакцинации против свинки, краснухи и кори, на основании достаточно большого количества жалоб родителей о появлении аутистических признаков у детей после указанных прививок. Однако научных фактов, доказывающих или опровергающих подобные заявления, на данный момент, не существует. Проводить исследования в этом случае довольно затруднительно – указанные профилактические мероприятия являются строго обязательными, поэтому создать опытную группу, которой прививки не вводились, не представляется возможным.

Еще одной гипотезой, характеризующей возможный риск возникновения аутизма, является теория о психологическом климате внутри семьи. Существует такое понятие, как «эмоциональная холодность родителей», когда мать и отец не демонстрируют достаточно эмоциональных проявлений в адрес своего ребенка, относясь к нему, как к чему-то ординарному, требующему только внимания в области физиологических потребностей. Высокий процент детей-аутистов наблюдается в неблагополучных семьях, где на первый план выступает финансовая нестабильность, хронический алкоголизм или наркомания. Кроме того, в семьях, где профессиональная деятельность родителей требует больших интеллектуальных затрат и времени.

Симптомы детского аутизма

Общая симптоматика детского аутизма индивидуальна для каждого ребенка, однако всегда характеризуется эмоциональной тупостью, и некоторыми задержками интеллектуального развития.

Аутизм до сих пор остается мало изученным заболеванием. Ученые определяют его как серьезное расстройство развития мозга. Это не психическое заболевание, а инвалидность. Болезнь поражает детей в возрасте до трех лет и не имеет лечения, но при наличии должного ухода может наблюдаться значительное улучшение симптомов. Рассмотрим признаки аутизма у взрослых.

Аутизм: признаки у взрослых

Что такое аутизм, и как он проявляется у взрослых? Как уже было сказано, аутизм является детским расстройством, которое развивается и сохраняется в зрелом возрасте. Ранние признаки патологии распознать достаточно трудно, потому что существует несколько заболеваний аутистического спектра, различающихся степенью тяжести нарушений развития:

Основные проблемы аутического характера

Независимо от тяжести заболевания, существует три типа проблем, общих для всех перечисленных форм:

  • Расстройство общения. Часто аутист, как эхо, повторяет то, что он слышит. Кроме того, существует коды невербального общения, такие как жесты, выражение глаз и другие.
  • Поведенческие расстройства. Аутист регулярно повторяет одно и то же движение. Он постоянно практикует одну и ту же деятельность, а также отличается отсутствием интереса к другим занятиям.
  • Нарушения социальных отношений. Больные аутизмом не участвуют в групповой деятельности спонтанно. Они проявляют равнодушие к другим.

Людям, страдающим аутизмом, трудно оценить социальные и эмоциональные сигналы, что приводит к коммуникативным проблемам. Таким образом, их реакция на чувства других людей редко бывает адекватной. Они испытывают трудности с поведенческой адаптацией в социальной среде.

Также у аутистов вызывают затруднение развитие использования языка и понимание речи в связи с отсутствием ее интонационного оформления. Кроме того, они вряд ли будут использовать жесты, чтобы подчеркнуть значение сказанного. Повседневные задачи приводят людей, страдающих аутизмом, как правило, в депрессивные состояния. Обычно для них являются нормой повторяющиеся и стереотипные модели поведения, характер интересов и деятельности.

Синдром Аспергера

Мы уже упоминали, что ранние признаки аутизма вызывают сложности с диагностированием патологии. Наиболее трудно распознается синдром Аспергера, так как его симптомы очень похожи на шизофрению. Поэтому иногда синдром диагностируется через несколько лет после регулярного наблюдения за поведением больного, его характером.

Эта форма аутизма обязательно сопровождается ограниченной эмпатией, плохими социальными навыками и зачастую необычными особыми интересами. Что касается развития языка и интеллекта людей с синдромом Аспергера, то в целом они являются нормальными. Чаще всего этому заболеванию подвержены мужчины.

Таким образом, нередко взрослые живут с синдромом Аспергера, абсолютно о нем не подозревая, имеют работу, партнеров и детей. Они обращаются к врачу только из-за таких, например, осложнений, как депрессия, приступы тревоги, пищевые расстройства.

Люди с синдромом Аспергера обычно имеют хороший или выше среднего интеллект. Как правило, у них развиваются очень специфические интересы, лежащие в области малой практической значимости, например, температура плавления металлов и тому подобное.

К основным признакам аутизма такой формы у взрослых мужчин относятся:

  • Неуклюжесть и плохая ориентация в пространстве.
  • Монотонная манера речи. Приверженность к грамматически правильному полированному стилю речи и подробным рассказам с едва различимыми важными и неважными понятиями.
  • Болезнь может вызвать «замораживание» мимики, человек избегает контакта с глазами собеседника и, как правило, не отвечает на улыбку или юмористические замечания.
  • Зачастую индивидуум живет уединенно с ограниченным количеством реальных социальных контактов, заменяя их невербальным общением в Интернете.

Отсутствие эмпатии при синдроме Аспергера также влияет на вопрос о партнерстве. Страдающие им люди часто кажутся прохладными и эгоистичными. Многие испытывают затруднения в налаживании контакта с потенциальными партнерами.

Синдром Аспергера может повлиять и на половую жизнь. Одни больные имеют низкую потребность в физической близости или даже испытывают отвращение к ней. Другие же, наоборот, ощущают довольно большое желание секса в конкретных ситуациях. Тем не менее это не означает, что синдром обязательно препятствует созданию собственной семьи.

Исцеление возможно?

Несмотря на то что симптомы аутизма у взрослых позволяют поставить верный диагноз, методов лечения этого недуга сегодня не существует, как говорится, медицина здесь бессильна. Исследования показали, что только десяти процентам людей с аутизмом удается вести независимую общественную жизнь. Тем не менее ранний диагноз заболевания позволяет оказать больному необходимую поддержку и помочь развить навыки общения с другими людьми.

Терапия синдрома Аспергера, как правило, состоит из различных модулей корректировки поведенческих мер, адаптированных к индивидуальным потребностям пациента:

  • Индивидуальное лечение включает в себя, например, выяснение их собственной точки зрения относительно решения ежедневных проблем.
  • Обучение социальным навыкам в группе с целью мотивации к пониманию общественных правил.
  • Выбор карьеры. Больным следует избегать профессий с интенсивными социальными контактами. Им желательно найти работу в соответствии со своими особыми способностями.